Оформление полки с журналами в библиотеке. Информационный стенд библиотеки - сколько нужно, где расположить, какие разделы

Организация библиотечного пространства в центральной детской библиотеке муниципального учреждения культуры « Централизованная библиотечная система » г. Балтийска Калининградской области. Уют библиотеки нас манит: Здесь лампа так приветливо горит. Диванчик ждёт… Сыграем в «Уголке» ? Вот лист бумаги, карандаш в руке…


Наша библиотека – бесплатное и абсолютно доступное учреждение. Учитывая, что работая в библиотеке, ребёнку хочется сменить обстановку после занятий в классе, мы вносим элементы комфортности в оформлении библиотечного пространства. Мы постоянно совершенствуем свой образ, улучшаем условия, меняем интерьер. Наш девиз – «Все для читателя!». Работаем мы с 11 до 19 часов. У нас открытый доступ к фондам, 2 читальных зала для делового чтения, 2 абонемента и Уголок рекреации для проведения досуга детей младшего школьного возраста. В библиотеке всегда уютно и комфортно. Наш фонд сформирован не стареющей по содержанию классикой, учебной и справочной литературой, поэтому он всегда востребован. Привлекательный образ библиотеки в глазах читателей создан благодаря просторному помещению, где присутствует свободный доступ ко всем источникам информации. Привлекательный образ библиотеки в глазах читателей создан благодаря просторному помещению, где присутствует свободный доступ ко всем источникам информации.


Можно продемонстрировать свои таланты или поучаствовать в интересных и неповторимых конкурсах. На абонементах кому-то нравится просто «утонуть» у удобном кресле с любимой книгой. Маленькие читатели с удовольствием проводят в библиотеке своё свободное время. Главная задача наших выставок – привлечь внимание и заинтересовать, чтобы каждому захотелось остановиться около них. У нас каждый читатель находит занятие для своей читательской души. Здесь можно подготовиться к урокам. Можно просмотреть новинки газет и журналов.




Наши читатели имеют возможность пользоваться электронным каталогом, работать в различных программах, скачивать информацию на любой носитель, распечатывать документы на принтере и пользоваться услугами ксерокса и сканера. Для привлечения читателей к книгам часто оформляем экспресс- выставки с возникновением актуальной темы, которые привлекают закладками и значками- символами.


По правовым вопросам и воспитанию здорового образа жизни оформляем круговые выставки. Они доступны для обозрения, около них можно посидеть, сделать необходимые записи, узнать нужные телефоны. По правовым вопросам и воспитанию здорового образа жизни оформляем круговые выставки. Они доступны для обозрения, около них можно посидеть, сделать необходимые записи, узнать нужные телефоны.


В формировании и оформлении библиотечного пространства на абонементах учитываются возрастные особенности читателей. Для дошкольников и школьников младшего возраста приобрели удобную, по росту мебель (на спонсорские средства). Расстановка книг жанровая. Стеллажи оформлены краткими и понятными заголовками: «Стихи», «Сказки», «Моя первая история», «Путешествия», «Чудеса техники», «Живая природа», «Писатели России», «Писатели мира – детям», «Узнавай и удивляйся». На стеллажах присутствуют высказывания и игрушки в виде любимых литературных персонажей, которые помогают адаптироваться в незнакомом книжном пространстве. Для дошкольников и школьников младшего возраста приобрели удобную, по росту мебель (на спонсорские средства). Расстановка книг жанровая. Стеллажи оформлены краткими и понятными заголовками: «Стихи», «Сказки», «Моя первая история», «Путешествия», «Чудеса техники», «Живая природа», «Писатели России», «Писатели мира – детям», «Узнавай и удивляйся». На стеллажах присутствуют высказывания и игрушки в виде любимых литературных персонажей, которые помогают адаптироваться в незнакомом книжном пространстве. Оформление стеллажей на старшем абонементе.


Выставки для малышей содержат не только книги, но и предметы, привлекающие внимание детей. Привлекательны книжные выставки, расположенные на «книжном дереве». Привлекательны книжные выставки, расположенные на «книжном дереве». Казалось бы, пустяк, но как приятно, когда книжку рекомендует сам герой литературного произведения! Казалось бы, пустяк, но как приятно, когда книжку рекомендует сам герой литературного произведения!


А ночной хозяин этого сказочного места библиотечный гном Гоша создает атмосферу загадочности. Легенду о Гоше мы взяли из книги Владислава Крапивина «Возвращение клипера «Кречет». Рассказываем её на каждой экскурсии при записи детей в библиотеку. И приятно слышать, когда малыши говорят, что сегодня они были не просто в библиотеке, а были в гостях у Гоши.




Чтобы сохранить роль книги в детской жизни, стараемся активизировать внимание на семейное чтение. Для этого оформили Уголок «Я хо-чу чи-тать». Родителям предлагается методическая литература в виде Памяток, Подсказок, Закладок. По воскресеньям проводятся групповые и индивидуальные занятия с родителями, а в рабочие дни только индивидуальные беседы, где опытные библиотекари стараются помочь, заинтересованным в воспитании читающих детей, родителям. Как рекомендательная подсказка в организации чтения оформляется «Сказочный календарь» на каждый месяц. Цитаты для этого уголка подбираются значимые. Например, «Давая детям книги, мы даём им крылья».





Расстановка фонда для детей среднего и старшего школьного возраста – систематическая, по отраслям знаний. На абонементе для раскрытия фонда стараемся оформлять и полочные выставки. Оформляем «говорящие» выставки. К большим литературным праздникам – панорамные выставки.










Для старшеклассников оформляем выставки в цикле «Время читать книги для души», причём темы и книги для них подбираются в соответствии с политическим и литературным календарем. Для этого в центре зала есть выставочный стеллаж «Россия молодая читает», на котором периодически меняются экспозиции и слоганы о чтении: «Открой книгу, открой свой мир», «Есть книга вечная любви», «Чтение – модно, посещать библиотеку – престижно», «Стань круче с книгой!», «Не грусти, почитай, похохочи!», «Лучше в жизни дела нету, чем зайти в библиотеку», «Не пошёл на дискотеку, заходи в библиотеку», «Библиотека – интеллектуальный магазин, покорми мозги!». Также оформляем внутриполочные и «говорящие» выставки.



Помещение библиотеки используется и как место для проведения встреч, конференций и семинаров, презентаций и праздников. Своеобразный колорит оформлению фойе придают стеклянные витрины со сменяющимися экспозициями. Композиции из живых цветов, воздушных шаров придают этому пространству красивый и праздничный вид.


(организация интеллектуального досуга читателей) В летний период мы востребованы городом для организации досуга летних лагерей. Традиционно проводим встречи в виде познавательных часов, конкурсы, кино - показы, встречи с интересными людьми. Инновационным моментом можно назвать работу профориентационного лагеря труда и отдыха «Друзья книги». Лагерь создаётся УСЗН для отдыха, оздоровления и занятости подростков из мало обеспеченных семей в летний период, где есть возможность не только отдохнуть, но и заработать денежные средства. В нашей библиотеке он работает уже 7 лет. Мы принимаем 15 подростков, предоставляем им своё помещение, организовываем занятость, проведение досуга, проводим воспитательные мероприятия.




Для развития личности этих ребят психолог молодёжной организации САТОРИ проводит круглые столы. «Мир, в котором я живу» - для формирования навыков толерантного сознания. Круглый стол «Компьютерная игромания: увлечение или болезнь», проводится в виде откровенного разговора «Компьютер мне был другом, становится врагом» и тестирования «Зависимый ли ты человек от компьютера?». Круглый стол «Человек и его пороки» проходит как встреча-откровение «На каком уровне твоя табачная зависимость?» с тренингом-предупреждением «Предрасположен ли ты к наркотикам?». Психолог Центра занятости 2 раза в неделю проводит занятия на адаптацию, тестирование на установление типа личности, упражнения по определению характера личности, а также много занятий о классификации профессий. Ребята задумываются о своём месте в жизни, самом себе, о возможности самовоспитания. Одним из пунктов познавательно-развивающей программы стали встречи молодёжи с врачами молодёжного центра репродуктивного здоровья. Психолог Центра занятости 2 раза в неделю проводит занятия на адаптацию, тестирование на установление типа личности, упражнения по определению характера личности, а также много занятий о классификации профессий. Ребята задумываются о своём месте в жизни, самом себе, о возможности самовоспитания. Одним из пунктов познавательно-развивающей программы стали встречи молодёжи с врачами молодёжного центра репродуктивного здоровья.




Ребята этой смены работали по особой краеведческой программе «Изучаем прошлое», к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ключевым моментом стало изучение документов истории края На экскурсии в музее Вислинской косы подробно познакомились с историей апреля 1945 года. Это легендарные дни штурма. И как результат, библиотека имеет 4 литературно- исторических исследования: «Шура Серебровская», «Первые жители пос. Коса», «Западный десант», «Балтийская коса: прошлое и настоящее». Очень многое об истории города и области ребята почерпнули из книг Лидии Довыденко, местного писателя-краеведа. И им очень повезло, что они смогли побывать на презентации её книги «Тайны Пиллау», которая прошла в библиотеке специально для лагеря. Каждый подросток получил в подарок книгу «Тайны Пиллау» с автографом автора.


Экскурсия в замок Шаакен помогла узнать прошлое области. Этот замок - воплощение средневековья. Он построен в ХП веке. Все смогли почувствовать себя немного рыцарями и прекрасными дамами: можно было покататься на коне, сражаться на копьях и мечах, стрелять из лука, примерить старинную одежду, поесть «средневековой пищи». Но главное – в воздухе витал дух старины. Правда, было жутковато, когда экскурсовод рассказывал о страшных пытках, которые использовали монахи для борьбы с еретиками. Программа поездки в бурно развивающийся город Янтарный была экскурсией в настоящее. Сами добывали янтарь, посетили музей янтаря при комбинате, и музей суеверий, который находится в старинном здании Янтарного. Программа поездки в бурно развивающийся город Янтарный была экскурсией в настоящее. Сами добывали янтарь, посетили музей янтаря при комбинате, и музей суеверий, который находится в старинном здании Янтарного.




Театр книги используется как составная часть массовых мероприятий, проводимых для детей младшего возраста, что способствует воспитанию у них любви к чтению через игру и эстетическое восприятие текста. В нем воспитывается активное творческое чтение. Ведь в раннем детстве понимают и помнят не рассудком и памятью, а воображением и фантазией. Участвуя в постановках Театра книги, ребята с радостью ходят на репетиции, читают и учат тексты, а затем показывают свое актёрское умение. Театр книги работает и как театр кукол, и как театр на столе, и как театр анимации и как театр теней. Наш театр камерный. На представлении обычно присутствуют 20 – 30 детей. Театрализация является элементом массового мероприятия. Причем, перед каждой группой «играют» нужное художественное произведение ребята из этой же группы. Конечно, они за 2 недели до мероприятия ходят к нам на репетиции. Причем играют в нашем театре не самые талантливые дети, И вот эти, со средними творческими возможностями ребята, в наших «спектаклях» очень стараются и с радостью показывают свое умение превратить небольшой отрывок художественного произведения в яркую картинку. Остальные участники – активные зрители мероприятия. Они участвуют в конкурсах, викторинах, ведут диалог с артистами, а юным артистам приятно внимание одноклассников. Наш театр камерный. На представлении обычно присутствуют 20 – 30 детей. Театрализация является элементом массового мероприятия. Причем, перед каждой группой «играют» нужное художественное произведение ребята из этой же группы. Конечно, они за 2 недели до мероприятия ходят к нам на репетиции. Причем играют в нашем театре не самые талантливые дети, И вот эти, со средними творческими возможностями ребята, в наших «спектаклях» очень стараются и с радостью показывают свое умение превратить небольшой отрывок художественного произведения в яркую картинку. Остальные участники – активные зрители мероприятия. Они участвуют в конкурсах, викторинах, ведут диалог с артистами, а юным артистам приятно внимание одноклассников. Привитие любви к чтению через эмоциональное восприятие текста нашло поддержку и у преподавателей. Уже не первый год мы сотрудничаем с учителями начальных классов, которые работают по нашему плану, репетируя на уроках сценического мастерства сценки для участия в программе Театра книги. Привитие любви к чтению через эмоциональное восприятие текста нашло поддержку и у преподавателей. Уже не первый год мы сотрудничаем с учителями начальных классов, которые работают по нашему плану, репетируя на уроках сценического мастерства сценки для участия в программе Театра книги.




Уголок рекреации «Это ты можешь» создан для младших школьников. Здесь в их распоряжении кроме интересных книг имеются развивающие настольные игры, шашки и шахматы, конструкторы, пазлы, настоящее «Поле чудес», альбомы и фломастеры для рисования. Когда собирается группа детей, проводим громкие чтения, чтения в лицах, рассматривание иллюстраций. Положительные результаты видим при проведении бесед-рассуждений. Ребята с удовольствием общаются, с удовольствием вступают в дискуссии. Уголок рекреации «Это ты можешь» создан для младших школьников. Здесь в их распоряжении кроме интересных книг имеются развивающие настольные игры, шашки и шахматы, конструкторы, пазлы, настоящее «Поле чудес», альбомы и фломастеры для рисования. Когда собирается группа детей, проводим громкие чтения, чтения в лицах, рассматривание иллюстраций. Положительные результаты видим при проведении бесед-рассуждений. Ребята с удовольствием общаются, с удовольствием вступают в дискуссии. Здесь можно сделать уроки, полистать комиксы, пообщаться с друзьями. В выходные дни Уголок посещают дети вместе с родителями. Здесь можно сделать уроки, полистать комиксы, пообщаться с друзьями. В выходные дни Уголок посещают дети вместе с родителями.
В течение учебного года в этом библиотечном пространстве проводится работа по дополнительному литературному развитию с учащимися 1-х классов и группами продлённого дня. Работаем по программам «Моя первая русская история» и «Времена года: летопись народных праздников и обрядов на Руси». Это громкие чтения исторической и художественной литературы, в сочетании с развитием творческих способностей методом конкурсов и игровых программ. Например, по программе «Моя первая русская история» на базе выставки «Как на Руси веру выбирали», проводится беседа «Крещение Руси», громкое чтение рассказа Головина Н.Н. «Святой князь Владимир и крещение Руси», просмотр эпизода из фильма «Русские обряды» и викторина. Например, по программе «Моя первая русская история» на базе выставки «Как на Руси веру выбирали», проводится беседа «Крещение Руси», громкое чтение рассказа Головина Н.Н. «Святой князь Владимир и крещение Руси», просмотр эпизода из фильма «Русские обряды» и викторина.


По программе «Времена года» в январе была оформлена выставка- рассказ «Зимние народные гуляния», проведена познавательная беседа «Гуляй на святки без оглядки» с громким чтением рассказов И. Шмелёва из книги «Лето господне» и рассказов Н.С. Лескова. Затем ребята брали книги для домашнего чтения по этой теме и на следующей неделе проводили игровую программу «Рождество и святочная неделя». В мае оформлена выставка – символ «Всех месяцев звончее весёлый месяц май!». Беседа с видеосюжетами «Святая Троица». Громкое чтение книг на тему «Труд людей в весенние дни». Литературно-познавательный час с игровой программой «Пойдём, девочки, завивать веночки! Завивать веночки, завьём зелёные!». В декабре это выставка-символ «Заискрится снег морозный серебром парчи». Затем беседа с видеосюжетами «С Новым годом! Со всем родом!». Громкое чтение книг на рождественскую тему и игровая программа «Здравствуй, гостья зима!». Опрос среди учителей-пользователей программы, работающих по инновационным технологиям, позволил её ежегодно совершенствовать и продолжать развитие познавательных интересов школьников. Библиотечное пространство «Улица Колокольчиков» построено в помещении младшего абонемента. После ремонта младшего абонемента, проведённого по программе «Обновление» Министерства культуры Калининградской области, с привлечением спонсорских средств сегодня для читателей младшего возраста посещение библиотеки превращается в маленький праздник. После ремонта младшего абонемента, проведённого по программе «Обновление» Министерства культуры Калининградской области, с привлечением спонсорских средств сегодня для читателей младшего возраста посещение библиотеки превращается в маленький праздник. Здесь книги «живут» на двухсторонних стеллажах, которые похожи на домики. Эти домики можно передвигать, потому что они на колёсиках. И получается такая красивая «улица книжек». На «фасадах книжных домов» часто меняется реклама (цитаты, слоганы о чтении). Выставочные стеллажи тоже новые, а один стеклянный - с подсветкой. И выставочные экспозиции в нём выглядят просто сказочно. Здесь книги «живут» на двухсторонних стеллажах, которые похожи на домики. Эти домики можно передвигать, потому что они на колёсиках. И получается такая красивая «улица книжек». На «фасадах книжных домов» часто меняется реклама (цитаты, слоганы о чтении). Выставочные стеллажи тоже новые, а один стеклянный - с подсветкой. И выставочные экспозиции в нём выглядят просто сказочно. В волшебный мир на «Улицу Колокольчиков» читатель попадает через арку с названием улицы, украшенной настоящими колокольчиками. На стенах нарисованы панно, где помимо малышей и малышек из Цветочного города на Огурцовой реке поселились и другие маленькие человечки, персонажи сказочного мира. Здесь Буратино беседует с тетушкой Тортилой, Домовёнок Кузька готовит свой волшебный сундучок. В волшебный мир на «Улицу Колокольчиков» читатель попадает через арку с названием улицы, украшенной настоящими колокольчиками. На стенах нарисованы панно, где помимо малышей и малышек из Цветочного города на Огурцовой реке поселились и другие маленькие человечки, персонажи сказочного мира. Здесь Буратино беседует с тетушкой Тортилой, Домовёнок Кузька готовит свой волшебный сундучок. Выставки литературы оформляются на большом « книжном дереве».


Главный библиотекарь С.В. Баркова знакомит первоклассников с библиотечным пространством «Улица Колокольчиков» Массовые мероприятия проводим здесь же. Ведь на «Улице Колокольчиков» как на подиуме, можно разместить рампу для Театра книги. Если нужно использовать видео-сюжеты, то дети должны будут повернуться на своих стульчиках, что тоже очень интересно, к видео-стене, где расположены технические средства.

Чтобы достойно обустроить домашнюю библиотеку нам понадобятся специальные системы хранения: открытые полки, застекленные шкафы, дизайнерские стеллажи и авторские композиции. Все они позволят не только правильно хранить любимые книги, картины и аксессуары, но и оригинально украсить интерьер.

Домашняя библиотека - это прекрасно. Раньше без нее не обходился ни один приличный дом, а книги были не только любимым увлечением, но и показателем интеллектуального уровня хозяев. Сегодня, по сути дела, ничего не изменилось. Даже при наличии всевозможных гаджетов, от электронных книг до планшетов и ноутбуков, все равно для домашнего чтения нет ничего лучше бумажной книги. Поэтому многие по-прежнему собирают собственную библиотеку и, конечно, встает проблема как и где эти самые книги хранить, то есть как лучше оборудовать домашнюю библиотеку. Конечно, тут не обойтись без специальных систем хранения. Сегодня их выбор широк и разнообразен. Это могут быть как открытые стеллажи, так и застекленные шкафы и полки, которые защищают от пыли и влажности. Если в доме много книг и под библиотеку выделили отдельное помещение, правильно будет оборудовать одну стену открытыми стеллажами от пола до потолка. Единственно, что вам придется обзавестись удобной лестницей, которая станет дополнением композиции. Ну, а если книг в доме не много и нет необходимости выделять помещения под библиотеку, то небольшой книжный стеллаж можно разместить в любой комнате: в кабинете, холле, гостиной и даже в спальне. Но чаще всего хозяева выбирают для этой цели рабочий кабинет или гостиную. Именно в гостиной красивый стеллаж может отличным образом оформить центральную стену и стать доминантой всего интерьера. Стеллажи - вещь многофункциональная. Кроме книг в них хранят и выставляют всякую разную ценность и красоту: дорогую живопись, любимые фото, предметы искусства и аксессуары. А также в общую композицию легко включается разнообразная техника, например ЖК телевизор и музыкальный центр. Кроме того, стеллажи легко могут решить проблему организации пространства. Часто их используют в качестве перегородки. Так, в большой гостиной open space, с помощью сквозного стеллажа можно отделить зону отдыха с диванами от столовой или рабочего кабинета. И, наконец, с помощью стеллажей можно эффектно декорировать интерьер. Сегодня это сделать легче легкого. Книжные стеллажи - любимая тема современного дизайна. Особенно ей увлечены голландцы и англичане. Оригинальные стеллажи и настенные полки из цветного пластика, металла и дерева раскрасят интерьер лучше всякого художника. Особенно они хорошо смотрятся в большом пространстве минималистичного лофта. Книжный стеллаж в форме спирали или причудливой абстрактной фигуры, да еще яркого цвета действительно выглядит на фоне белой стены как модный арт-объект. Но такой арт-объект не просто эффектный и забавный, но еще и супер полезный! Фото оформления домашних библиотек с помощью стеллажей можно видеть в нашей подборке.

">

Зона отдыха в рабочем кабинете удобно организована и красиво оформлена. С помощью парных вертикальных стеллажей была создана симметричная композиция, центр которой занял небольшой удобный диван .

    Красивый модульный стеллаж ярко синего цвета оформил стену кабинета за рабочим столом. Стеллаж не только красив, но и очень удобен. Он включает в себя открытые полки, закрытые вертикальные шкафы и множество ящиков. Чтобы поддержать эффектный цвет, авторы проекта продолжили его и на стенах.

    С помощью оригинальных стеллажей были оформлены две стены гостиной зоны. Кроме мелких ячеек для книг, стеллажи оборудованы нишами с подсветкой для демонстрации картин и аксессуаров. Композицию дополнила высокая деревянная лестница.

    Стеллаж в рабочем кабинете выглядит необычно и напоминает картину. Прямоугольный стеллаж по периметру украсили рамой из резного багета, по аналогии с картиной, размещенной по соседству. Для интерьера в стиле современной классике - вполне подходящий прием.

    Небольшой многофункциональный стеллаж оборудован на стене рабочего кабинета. Стеллаж выполнен в стиле и материалах рабочего стола и представляет собой систему закрытых ящиков и открытых ячеек.

    Небольшой кабинет получил от проектировщиков массу бонусов. Во-первых, там имеется большое панорамное окно, а значит там всегда много света. Во-вторых, есть отличная экспозиционная поверхность с хорошим освещением. А, в-третьих, стена за рабочим столом оборудована удобным открытым стеллажом со множеством мелких ячеек-полок.

Каждый из нас в школе сталкивался с огромным перечнем книг, которые нужно было прочитать. Мы отправлялись за ними в библиотеку и пытались среди огромного количества длинных стеллажей отыскать именно тот экземпляр, который так нам необходим. На самом деле здесь можно найти книгу на любой вкус. Здесь годами хранятся произведения известных классиков, научная литература, произведения современных писателей. Даже малыши обязательно найдут здесь что-нибудь для себя. Ведь здесь есть различные развлекательные издания, игры и детские журналы.

Несколько слов о дизайне

Отдельно стоит сказать о том, какую роль играет оформление школьной библиотеки. Конечно же, прежде всего она должна предоставлять своим посетителям полный спектр услуг. Для этого необходимо оповещать читателей о различных событиях. Ведь очень важно, чтобы все мероприятия были замечены посетителями, и они имели возможность следить за всеми новинками. Тут на помощь придет творческий дизайн. Оригинальным и ярким должно быть оформление стендов школьной библиотеки. Реклама должна заинтересовать не только детей, но и их родителей, а также привлекать новых посетителей.

Перед тем как приниматься за такую работу, нужно определиться с тем, как донести информацию до клиентов. Учитывая общее оформление школьной библиотеки, стенды должны быть декорированы в том же стиле. В этом вопросе за помощью можно обратиться к профессиональному дизайнеру. Информацию о свежих новостях можно размещать на мобильных стендах, флаерах и промостойках.

Информационные стенды

Прежде чем решать, каким будет оформление школьной библиотеки, необходимо определиться, где разместить стенды и какой формы их сделать. Они могут быть как обычными прямоугольными, так и необычными, которые имеют индивидуальный размер и дизайн. Большая конструкция, которая стоит на одном месте неподвижно, называется "стационарным стендом". Лучше всего поместить его на самом видном месте недалеко от входа в библиотеку. Тут должна быть вся самая важная информация об учреждении. Сюда могут поместить режим ее работы, правила пользования библиотекой, краткую историческую справку и прочую важную информацию.

Как правило, первое, чем впечатляет учащихся школьная библиотека, - оформление ее помещений и стендов. Поэтому основные из них должны иметь очень хороший дизайн. Для привлечения внимания клиентов на видном месте следует красиво разместить награды и грамоты работников заведения. Такой уголок станет прекрасным украшением учреждения и подчеркнет его статус. Современные дизайнеры стационарные основные стенды уже давно заменили стритлайнами. Они отличаются мобильностью и имеют прекрасное оформление.

Плакаты, постеры

Выполняя оформление школьной библиотеки, необходимо продумать место для афиш, объявлений, сценариев и прочих плакатов, которые информируют клиентов о будущих мероприятиях. На них можно отвести место, где будет помещаться информация об услугах, которые предлагает библиотека. Для презентаций можно использовать веселые картинки, чтобы привлечь внимание детей. С помощью подобных постеров клиенты должны узнать максимум полезной и интересной информации о том помещении, в которое они попали. Поэтому их дизайн должен быть ярким, необычным и привлекательным.

Тамарезки

Подобные изображения сегодня достаточно часто можно увидеть в различных развлекательных учреждениях. На них по контуру вырезается отверстие для лица. Детям очень нравится фотографироваться в роли различных героев. Выполняя оформление школьной библиотеки, можно воспользоваться тамарезками и установить их в комнате для малышей. Дети будут в восторге от любимых сказочных героев и персонажей из сказок. И обязательно захотят сюда вернуться.

Мобильные стенды

Такие средства прекрасно подойдут для того, чтобы проинформировать читателей о новых поступлениях или о мероприятиях. Они будут хорошим решением при организации выставки. Такие стенды можно красиво украсить, чтобы создать творческую атмосферу, которая запомнится посетителям надолго. На них следует поместить не только информацию о различных произведениях, но и иллюстрации, книги и другие интересные материалы, которые не смогут оставить равнодушными посетителей выставки. Сегодня существует множество организаций, которые предлагают макеты мобильных выставок. Они помогут создать необходимую атмосферу во время мероприятия.

Правильный выбор

В оформлении любой библиотеки очень важно иметь индивидуальный стиль, в соответствии с которым будут создаваться все стенды. В зависимости от предназначения, они могут иметь дополнительное освещение, определенную цветовую гамму и стиль. Но не стоит забывать об общей гармонии, чтобы весь материал подавался в наиболее выгодном свете. Посетители обязательно останутся довольны, побывав хоть раз в таком помещении.

Оформление фонда

Открытый доступ - это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу.

Главные принципы оформления фонда: учет возрастных особенностей читателей; поиск своего стиля в оформлении; выбор темы, героя-талисмана (библиотеки, отдела); художественное решение (шрифт, цвет); разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей; наглядное отражение тесной взаимосвязи библиотеки и читателя; учет индивидуальных особенностей библиотеки (объем фонда, площадь и др.); изменение структуры расположения стеллажей (где это возможно). Каким же образом в каждой детской библиотеке-филиале воплотилась идея преобразования открытого фонда?

Коллектив ЦРДБ имени Зайцева (заведующая обслуживанием И. Паймышева) обновил два абонемента и читальный зал. Сотрудники каждого отдела придумали эмблему, символику, выбрали цветность. Так, абонемент, обслуживающий дошкольников и учащихся 1-3-х и 4-5-х классов, оформлен в космическом стиле и назван "Третьей планетой". (В основу оформления положена книга Кира Булычева "Тайна третьей планеты".) Символом отдела стал Громозека (один из героев книги) - добрый, отзывчивый, любознательный. Указатели литературы выполнены в виде летающих тарелок. Их цвет полностью соответствует цвету полочных разделителей: синие и зеленые - для научно-познавательной литературы, красные и желтые - для художественной литературы.

Стеллаж с литературой для учащихся 2-3-х классов получил название "Вам, первооткрыватели!". Были даны нетрадиционные названия полочным разделителям: научно-познавательная литература - "Любознайкам" (об окружающем мире), "Есть сторонка русская" (история), "Игронавты" (игры, кроссворды, самоделки); художественная литература - "Сказки вместе собрались", "Страна непрочитанных книг", "Поэтическая радуга" и др.

Учащимся 4-5-х классов предложены книги на стеллаже с названием "Вам, старожилы!". Тематические разделители получили такие названия: научно-познавательная литература - "Из времен незапамятных", "Учение - не мучение", "О братьях наших меньших"; художественная литература - "Твоя золотая полка", "О мальчишках и девчонках", "Чудеса и тайны".

На отдельном стеллаже расположена выставка "Сокровища звездного неба", где демонстрируется забота библиотеки с читателями. Ее разделы: "Самые читающие астронавты" - полочная выставка читательского формуляра; "Властелины Вселенной" - представлена литература о писателях-юбилярах и на произведениях; "Помогай-ка" - полочная выставка рекомендательной библиографии: рекомендательные списки, книжные закладки, реклама книг и журналов, а также тематические картотеки; "Обаяние старых изданий" - полочная выставка незаслуженно забытых книг.

Оформляя открытый доступ, библиотекари не забыли и о задолжниках. Был вывешен плакат "Их разыскивает патрульная инспекция Галактики". На нем вниманию всех представлен список тех, кто не сдал вовремя литературу в библиотеку. Нетрадиционное название и яркое оформление привлекают внимание читателей, в том числе и самих штрафников.

Надо сказать и об уголке библиографии, выполненном в красных тонах. Символ отдела Громозека, присутствующий в этом уголке, показывает детям, что с помощью систематического и иллюстрированного каталогов можно выбрать книгу. Этот веселый, яркий человечек напоминает детям и о сроке возврата книги. Он написан на плакате, расположенном у кафедры библиотекаря.

Абонемент, обслуживающий учащихся 6-9-х классов, оформлен в морском стиле. А название ему дали романтическое, можно сказать, приключенческое - "Колумбус". Атрибутами открытого доступа стали глобус, картотека для подростков в помощь школьной программе "Огонек в океане", библиографическая игра "Ветер странствий".

Литература открытого доступа расположена на трех стеллажах под следующими названиями: "Белеет парус одинокий" - художественная классическая литература (полочные разделители и закладки выполнены в голубом и белом тонах); "Встреча в кают-компании" -рекомендательная библиография и формуляры самых активных читателей; "Пути-дороги необитаемого острова" - научно-познавательная литература. (Полочные разделители и заголовок выполнены в зеленых и желтых тонах.)

Особого внимания заслуживает читальный зал. Выбирая тему, которая отразила бы его работу, библиотекари остановились на детективном жанре, так как в читальном зале происходит ежедневный кропотливый поиск информации, идет выполнение справок в ответ на сложные, порой запутанные запросы читателей, не менее засекреченные и непонятные, чем сюжет в захватывающем детективе.

Эмблемой стали развернутая книга и загадочные, пытливые, таинственные и любознательные нарисованные глаза, которые хотят знать все. Эмблема оформлена в черно-сине-красных тонах. Эти же цвета взяты и для оформления библиографической игры-поиска "Знатоки идут по следу". Игра располагается в книжных шкафах, где представлены тематические папки и сборники краеведческого характера, отражающие основное направление работы библиотеки - краеведение.

Красочный плакат приглашает читателей ответить на три группы вопросов: о памятных местах Нижнего Новгорода и области; об исторических местах Сормовского района; юбилейных датах, связанных с жизнью знаменитых нижегородцев. Ответивший на все вопросы получает звание Истинного Нижегородца. Цель игры - привлечь внимание читателей к краеведческому фонду и научить самостоятельному поиску информации.

С большой фантазией и выдумкой подошли к художественному оформлению открытого доступа в библиотеке имени Бринского (заведующая филиалом Н. Потапова).

Три стеллажа открытого доступа объединены в большой "Дом Почитайки". Хозяином дома выступает человечек Почитайка, который является символом библиотеки, он представляет читателям лучшие книги, новые журналы, указывает срок возврата и т. д. В этом доме стеллажи - это подъезды, книжные полки - этажи, полочные разделители - ключи, а читательский адрес литературы на каждом стеллаже указан на замочках дома: 2-3 кл., 4-5 кл., 6-9 кл. Ключи, замочки для каждого возраста выполнены в определенном цвете: красном, желтом, зеленом. А чтобы детям удобнее было ориентироваться в открытом доступе, разработана система "светофор" и представлена в виде человечка-светофорика.

Созвучно открытому доступу библиотеки имени Бринского оформление открытого доступа на детском отделении библиотеки имени М. Ломоносова (заведующая филиалом Н. Машкина). Здесь открытый доступ представлен для читателей-детей целой "Читай-улицей", где каждый стеллаж - дом с определенным номером: 1/3 4/6, 7/9 (номер указывает возраст читателей, которым адресуются книги). Жители этих домов - книги и литературные герои: Карлсон, кот Матроскин, Дюймовочка и другие, и каждый располагается за своим полочным разделителем. Полочные разделители выполнены в виде окон домов. Таких окон много, что позволяет наиболее полно раскрыть фонд. Удачна и цветовая гамма стеллажей-домов. Три дома - три цвета: лимонный, розовый и белый. Благодаря цвету и нумерации читатели сразу могут найти свой "дом" на сказочной "Читай-улице". Особенностями оформления открытого доступа данной библиотеки являются простота, понятность и доступность для читателей-детей.

Оригинально оформлен открытый доступ библиотеки имени А. Матросова (заведующая филиалом Л. Сластникова). На очень ограниченной площади абонемента предусмотрен открытый доступ для читателей всех возрастов. Он расположен таким образом, что дети не мешают друг другу выбирать литературу.

Для дошколят выделен уголок "Как хорошо уметь читать". Цветные сиглы на книгах-брошюрах (желтые и красные треугольники) помогают не перепутать книги и сориентироваться в том, какая это литература - художественная (стихи, рассказы, сказки) или научно-познавательная (о животных, растениях, технике).

Для читателей среднего возраста литература собрана под рубрикой "Остров сокровищ". Путеводитель по этому "острову" выполнен в виде карты, расположенной на раскрытой книге. На карте условно обозначены книги по самым разным темам: "Замок чудес" -приключения; "Родник поэзии" - стихи; "Пик победы" - о войне; "Вулкан истории" - историческая литература; "Тропа натуралиста" - о мире природы.

Точно такие же условные знаки поставлены на ящиках, где расположены книги, и на самих книгах. Это позволяет детям быстро найти интересующую их литературу, а библиотекарям быстро расставить фонд. Символом открытого доступа для читателей среднего возраста стал капитан Флинт, который и приглашает желающих посетить "Остров сокровищ".

Открытый доступ для учащихся 7-8-х классов располагается на стеллаже под рубрикой "Круг чтения". Здесь каждый тематический разделитель имеет свой цвет. А книги, стоящие за разделителем определенного цвета, имеют на корешке полоску того же цвета, что и сам полочный разделитель (например, разделитель "В мире фантастики" выполнен фиолетовым цветом, а книги, стоящие в этом разделе, имеют на корешке фиолетовую полоску и т. д.). Такое решение помогает в выборе необходимой литературы и, конечно же, облегчает расстановку фонда.

В детском отделении библиотеки имени Ленинского Комсомола (заведующая Н. Голомидова) фонд открытого доступа - один из самых больших среди детских библиотек района. Располагается он на шести стеллажах. Библиотекари продумали название и цвет каждого раздела для читателей разных возрастных групп.

Так, для учащихся 1 -3-х классов выделен стеллаж с литературой, оформленной в желтых тонах, под названием "Ромашково". Символом его стал паровозик-мультяшка, который в стихотворной форме приглашает читателей к знакомству с книгами.

Учащиеся 4-6-х классов попадают в "Сказочный замок", который выполнен в красно-коричневых тонах, где их встречает королева Книга. Она - символ раздела фонда. А из стихотворения-обращения можно узнать о том, какая литература здесь представлена и для кого.

В сине-голубых тонах предстает перед читателями 7-9-х классов раздел открытого доступа "Книжное море". Корабль, летящий на всех парусах, олицетворяет стремление подростков к знаниям, открытиям, путешествиям. На свитке синего цвета дети могут прочесть стихотворение - пожелание удачи в плавании по книжному морю.

Такое решение оформления стеллажей открытого доступа помогает посетителям легко и быстро сориентироваться в фонде и найти необходимую литературу.

Коллектив библиотеки имени Кассиля (заведующая Л. Федотова) работу с открытым доступом начал с изменения расположения стеллажей. Их поставили на значительном расстоянии друг от друга, что исключило иллюзию цельного объекта и привлекло внимание к отдельному стеллажу. Каждый стеллаж с литературой адресуется читателям определенного возраста: младшего, среднего, старшего. Выделен также "Уголок дошкольника". Поиск нужной книги облегчают различные в цветовой гамме полочные разделители для каждого отдела литературы.

Объемный разноцветный многогранник, подвешенный на ниточке между стеллажами, привлекает внимание читателей. Эту "игрушку" можно покрутить и определить, какой теме соответствует определенный цвет полочных разделителей и сигл на книге. Например: зеленый - экология, красный - история, желтый - художественная литература и т. д.

Подводя итог, надо сказать, что каждый коллектив проявил выдумку, профессиональное мастерство, творчество, индивидуальность. Благодаря этому, открытый доступ в каждой библиотеке стал более ярким, привлекательным, обновленным, неповторимым и более доступным для юных читателей .

Наталья Зубрей
Советы по оформлению детской библиотеки

Консультация для родителей

Советы по оформлению детской библиотеки .

Что может быть проще в доме организовать детскую библиотеку : книгу купил и поставил на полку. Но это оказывается не так все просто, как нам это хотелось, формирование круга детского чтения зависит от многих факторов : это возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе и задачи, которые мы хотим, создавая домашнюю детскую библиотеку . Можно вообще опустить разговор об этом, если бы мы взрослые на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли главные задачи : развитие интереса к книге и бережное отношение к ней. Но, к сожалению все это случается теперь редко, ведь у книг в наших домах появились мощные соперники : телевизор, видео, компьютер, планшеты.

Задумывались ли вы когда нибудь над вопросом : «Что может вашему ребенку дать книга?» А ведь книга – это откуда дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека и природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора . Через литературные произведения малыши впервые на себе храбрость и способность, добро и зло, познают общечеловеческие ценности как человечность, справедливость, дружба, сочувствие, т. е. книги раскрывают и очищают душу, воспитывают добрые чувства. Книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и взрослых. В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг в доме. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка оформлением . Внешний вид книги должен быть привлекательным : разные формы обложек, красивые яркие иллюстрации.

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый этап – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года) . Но это еще не литература. В этих книжках зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К. И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле.

Ребенок взявший в раннем возрасте книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй этап – это книжка вырубка. Книжка у которой вырезана обложка по контору того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий этап – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущими фигурами. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживают. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящие вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности : не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэма.

До 3 – 4 лет, дети должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста : “Курочка Ряба”, “Сорока-ворона” и д. р. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находится от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступны для этого возраста сюжетом. Это книжки : А. Барто “Игрушки”, “Волк и семеро козлят”, “Колобок”, “Теремок”, “Три медведя” и д. р.

Хорошо обновлять репертуар книг через 2 – 3 недели, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например :

Сегодня тебе книжка принесла очень интересную книжку “Кошкин дом”.

Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку - ведь ты очень любишь и бережешь книжки.

В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека . И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т. е. систематизировать по типу взрослой : сказки, книги одного автора; по временам года, рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, стихи, загадки, энциклопедии и т. д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком – символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например “Книжный дом”) и постепенно ее накапливать.

Но и не надо забывать, что книжки тоже любят уход. Рядом с “Книжным домом”, можно разместить уголок “Книжная больница”, где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу вместе с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и конечно на содержание.

Публикации по теме:

«Актуализация развивающего потенциала библиотеки группы детского сада». «Актуализация развивающего потенциала библиотеки группы детского сада». Тема проекта: День Победы Сроки проекта: Краткосрочный Возрастная.

Партнёрство детского сада и библиотеки «Партнёрство детского сада и библиотеки» (Из опыта работы МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 261)

В условиях введения ФГОС одним из главных условий, обеспечивающих организацию и осуществление образовательного процесса в ДО является установление.

Дом, где «живут» книги! (посещение детской библиотеки) «Дорога в библиотеку - путь к сердцу, душе, добру. И этот путь открыт каждому».

Целью данного мероприятия стало овладение детьми правилами поведения в общественных местах, ознакомление с работой сельской библиотеки,.

В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят. Бери, читай и много знай, Но книгу ты не обижай. Она откроет мир большой, А если сделаешь.