Ознакомление детей с культурой и традициями народов Поволжья. Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья

«Система педагогической деятельности детского сада по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
Творьянович Галина Ивановна, заместитель

заведующей по воспитательно-воспитательной работе

МБУ д/с № 64 «Журавлёнок»
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Наш детский сад работает по Программе «Детство +» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.). Данная программа предполагает со среднего возраста детей знакомить с русским фольклором и произведениями других народов мира, а в старшем дошкольном возрасте у детей развиваются элементарные представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, одежды, типичных занятиях.

В программе «Детство +» задачи приобщения к культурным традициям представлены в разделе «Социально-нравственное воспитание». В старшем дошкольном возрасте в программе выделены следующие задачи:

Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим и т.д.)

Формирование представлений о многообразии народов мира, об особенностях внешнего вида, национальной одежде, типичных занятия различных народов.

В работе по вопросу приобщения детей к истокам народной культуры мы опираемся на:


  • базисную программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (Т.И.Бабаева),

  • программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.П.Князева, М.Д.Маханева),

  • «Радость творчества» (О.А.Соломенникова).
Взяв за основу программу «Детство», изучив её содержание по приобщению дошкольников к народной культуре, мы пришли к выводу, что в ней большое внимание уделяется таким задачам, как:

  • Углубление представлений о семье и знаний о родственных отношениях;

  • Развитие представлений о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.
Но задачи ознакомления детей с прошлым своего края, с его историей ставятся очень обще. Поэтому мы решили использовать в качестве дополнения парциальную программу О.П.Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», а также «Радость творчества» О.А. Соломенниковой.

В программе О.П. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме:


  • обогащение предметно-пространственной среды предметами, носящими национальный характер;

  • использование фольклора во всех его формах;

  • народные праздники и развлечения, традиции;

  • ознакомление с народной декоративной росписью.
Мудрые люди говорят, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласить­ся. Наверное, самый благодарный труд- возрождение забытых на­циональных ценностей. К счастью, детство - то время, когда воз­можно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры .

Несколько лет назад, наше дошкольное учреждение начало работу по проекту «Народы Поволжья». Уже в младших группах мы приобщаем малышей к народной игруш­ке (пирамидке, матреш­ке, вкладышам, катал­кам, качалкам, игрушке-забаве). Мы знакомим малышей с русскими на­родными играми, хорово­дами, песнями, сказками, загадками, декоративно-прикладным искусством.

Во-первых, окружа­ющие предметы, воспи­тывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, долж­ны быть национальными. Это поможет детям с са­мого раннего возраста понять, что они - часть великого русского наро­да.

Во-вторых, мы реши­ли оборудовать в виде деревенской избы поме­щение. В результате в небольшой комнате раз­местились предметы до­машней утвари, у печи - ухват, кочерга, на полках - предметы народного прикладного искусства, сундук с одеждой, прял­ка, чугунный утюг, вере­тено, люлька и многое другое. Гордость нашего музея – русский самовар. Дети с удовольствием идут на занятия по ознакомлению с на­родным творчеством в русскую избу «Горница».

Работая с детьми, мы часто используем посло­вицы и поговорки. Они помогают устанавливать эмоциональный контакт между ребенком и взрос­лым. Использование по­любившихся произведе­ний народного творче­ства в играх значительно обогащает словарь де­тей, делает их речь эмо­ционально выразитель­ной.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой .

Как жили люди Поволжья? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры Поволжья, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и был создан нами проект «Народы Поволжья». Данный проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской, мордовской, татарской и чувашской культуре.

Проект предусматривает работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к народной культуре Поволжья детей в возрасте 2-7 лет. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:

Принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

Принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т.е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

6 модуль «Музейная педагогика»

Включает в себя организацию в ДОУ интерактивных выставок, посещений краеведческого музея, создание на базе ДОУ, группы мини – музея Русской старины, декоративно- прикладного искусства. Т.С. Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Оборудованная в ДОУ экспозиция «Русская изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян.

Наглядно – образно представить детям жизнь и быт крестьян; познакомиться с посудой и утварью русской избы; назначением русской печи и других предметов быта.

В рамках данного модуля были организованы:


  1. выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены
предметы народного декоративного творчества;

  1. выставка «Пасхальных яиц», на которой были представлены множество украшенных пасхальных яиц, композиции библейских сюжетов и различные макеты на пасхальную тему;

  2. выставка матрешек, как сувенирных, так и изготовленных руками детей: из глины, бумаги, соленого теста, папье-маше;

  3. выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы посвященные праздникам народного календаря;

  4. тематические выставки «Дымково», «Гжель», «Хохлома» и др.

  5. выставка кукол «Куклы наших бабушек», на которой ребята смогли познакомиться со старинными куклами: куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки; увидели, чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки (свадебная, пасхальная, кукла-оберег).

  6. посещение музея, выставочных залов.
7 модуль «Семья»

Прежде чем начать знакомство детей с традиционной культурой, необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу. Анкетирование родителей показало, что 78 % родителей - с очень низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. В таких семьях, история семьи, не прослеживается дальше второго поколения.

35% родителей - имеют представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.

62% родителей считают, что не могут самостоятельно рассказать детям о русской культуре на доступном дошкольном языке.

82% родителей поддерживают проводимую в детском саду работу с детьми , так как считают, что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной деятельности и подготовке к школе.

8% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы.

Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской традиционной культуры необходимо объяснять родителям.

В группе велась работа в рамках семейного проекта «Моя семья».

Цель данного проекта сформировать представление детей о народной культуре, народных традициях. Работая над проектом, совместными силами был оформлен альбом, странички которого готовили семьи воспитанников. Каждая страничка отражала сведения об традициях каждой семьи, их быте, праздниках, традиционных занятиях, любимых играх и игрушках, а так же включала народный фольклор и подвижные игры. Оформление альбома было продолжено страничками «Моя семья и мои друзья» с целью формирования представлений детей о том, что в каждой семье могут быть родственники и друзья различных национальностей.


Задачи:
Учить детей восхищаться красотой реки Волга посредством художественных поэтических произведений.
Закрепить и обобщить представления детей о России, о малой Родине, об образе жизни людей, населяющих территорию Поволжья, их обычаях, традициях, фольклоре.
Закреплять умение различать и правильно называть предметы национальных костюмов народов Поволжья.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов.
Развивать чувство ритма, цвета, формы, ориентировку на ограниченной площади, мелкую моторику.
Развивать творческую активность, воображение, образное мышление, эмоциональную выразительность речи.
Формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантное отношение к другим народностям.
Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, познавательный интерес к родному краю, чувство гордости за то, что мы живем на Волге.

Предварительная работа:
Беседы с детьми: «Большая и малая Родина», «Ай да валенки!», «Ох, лапти мои!», о быте, праздниках людей разных национальностей.
Экскурсия в краеведческий музей.
Чтение легенд, сказок русского, татарского, мордовского, чувашского народов.
Рассматривание национальной одежды народов Поволжья.
Разучивание народных подвижных игр народов Поволжья.
Рассматривание иллюстраций о Волге.
Слушание народной музыки и песен народов Поволжья.
Разучивание танцевальных народных движений народов Поволжья.
Рассматривание предметов и иллюстраций народного творчества татарского, мордовского, русского, чувашского народов.
Выставка предметов народного творчества русского народа.
Знакомство с народным орнаментом народов Поволжья.
Знакомство с пословицами и поговорками народов Поволжья, заучивание некоторых из них.
Заучивание стихов о Волге, Родине, народных праздниках татар, мордвы, чувашей, национальной обуви (валенки).
Разучивание песен «Росиночка — Россия», «Наша речка».
НОД: «Художественно-эстетическое развитие» — Рисование по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русский народный костюм).
Составление национальных орнаментов.
Подгрупповая работа тифлопедагога: «Украшение национальной одежды и обуви» (русский сарафан, валенки, татарское платье).

Ведущая: Что мы родиной зовем?
Дом, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды,
Звезды мира над кремлем!
У меня вопрос серьезный,
Поскорей ответ мне дай,
Одним словом как назвать мне
Наш любимый всеми край?

Дети: Поволжье.

Ведущая: Почему, теперь ответьте,
Он так называется?

Ребенок: Потому что вдоль по Волге
Край наш простирается.

Ведущий: Знают все, что нашей Волги
Путь лежит не в чистом поле.
По холмам бежит, петляет
И впадает в Каспий – море.

Ребенок :
Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдёшь его через дощечку.
А глядишь — ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.

Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз,-
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс,
Пенится под плицами колёс.

Перед нею путь большой и долгий —
Из лесного края в край степной.
И зовут её рекою Волгой —
Матушкой, кормилицей родной.

Волга — рекам родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться. (С. Маршак)

Ведущая : Красоту просторов волжских
Воспевают все поэты.
Как прекрасна наша Волга
Осенью, зимой и летом!

Ребенок :
Реки Волги красота,
Словно юности мечта,
Словно солнце на заре,
Словно неба высота.

Я люблю поля, озера, люблю небо и леса,
Но как бальзам для ран душевных
Твоя дивная краса.

Крутой берег порос лесом, плещет серебром вода.
Волга-матушка, река, ты разгульна и вольна.
К морю воды ты несешь, поишь села, города.
Песни звонкие твои в моем сердце навсегда. (Н.Халикова «Волга»)

Исполняется песня «Наша речка» (дети садятся).

Ведущая : Чем издавна был славен край?
Своим гостеприимством!
Множество народов в нём
Живёт в тесном единстве.

У каждой из народностей
Традиции свои.
Из года в год, из века в век
Культуру берегли.

—Скажите, представители каких национальностей живут у нас в Поволжье? (русские, татары, мордва, чуваши, удмурты, украинцы, белорусы, немцы и т.д.)

Ведущая : Как хорошо, что встретились
Мы вместе в зале нашем.
О народностях Поволжья
Мы вам сейчас расскажем.

1)Тема «Национальный костюм».
Ведущая
: И начнем мы с национального костюма. Традиционный костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц всех народов, образец красоты, способный поведать о старинных традициях. Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью.

Уходило и терялось многое, но остались и живут народный костюм и народная песня. Народный костюм является художественным и одновременно бесценным историческим памятником.
Как называются предметы национальных костюмов Поволжья, мы расскажем в игре «В какой одежде ходили прежде?»

Вопросы:
Назовите главные части русского мужского костюма (косоворотка, порты).
Как называется основная часть русского женского костюма? (сорочка, сарафан)
Что обозначает слово «панар»? (мордовское национальное женское платье)
Назовите предметы татарского народного костюма (рубаха-платье, шаровары, камзол).
О чем могут «рассказать» женские головные уборы? (богата или бедна владелица головного убора, замужем она или нет, где она живет)

—Я предлагаю игру «Чей головной убор?» ( картинки)
Кокошник — …. русский женский головной убор.
Калфак —…. татарский женский головной убор.
Тюбетейка — …. татарский мужской головной убор.
Панго —… мордовский женский головной убор.
Тухья —…. чувашский женский головной убор.

Ведущая : А сейчас – музыкальная пауза.
Как будет музыка звучать,
Предлагаю в круг вам встать.
И под музыку народную
Всем потанцевать.
Дети выполняют народные танцевальные движения в соответствии с музыкой определенного народа.

2) Тема «Национальный узор».
Ведущая
: Чем же занимались женщины Поволжья
Вечерами долгими в пору бездорожья?
Ткачеством и вышивкой славился наш край,
И трудились женщины с октября по май.

Мастерства секреты в семье передавались,
И следили, чтобы они не забывались.
И в наши дни узоры из старины седой
Нас радуют, волнуют волшебной красотой.

Мы с вами «окунемся» в далекие года,
Узорами украсим одежду без труда.

Игра «Укрась предмет национальной одежды».
Татарские сапоги – ичиги.
Чувашский женский головной убор – тухья.
Русская мужская рубаха – косоворотка.
Мордовское женское платье – панар.

Ведущая: Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.
Посмотри, какой платок – посередочке цветок.
Ах, каким узором вышит! Вам ведь нравится такой?!
Сейчас девицы – девицы станцуют танец непростой.

Исполняется «Танец с платками».

3) Тема «Национальные праздники».
Ведущая : — Друзья, мы с вами проживаем
В красивом и богатом крае.
Все народы свои праздники помнят
Их любят, о них говорят.
Про обычаи русского народа
Мы спросим сейчас у ребят.

Назовите любимые праздники, обычаи и традиции русского народа, которые мы с вами знаем и ежегодно отмечаем в нашем детском саду и дома (осенины, Новый год, Рождество, старый новый год, масленица, пасха, Троица, колядки, гадания, венчание, крещение и др.).

А сейчас мы вас познакомим с национальными праздниками народов Поволжья.

Ребенок: — Манкун – чувашский народный праздник.
Ведущая : — Это праздник встречи весеннего нового года, совпадает с христианской Пасхой. По легенде, Батыры сражались 7 дней и ночей со злой колдуньей Вупар, чтобы освободить Солнце. И победили. Солнце взошло на небо «пританцовывая», т.е. торжественно и радостно.

Ребенок:
Злая Вупар Солнце с неба украла.
Она его год в плену продержала.
Батыры Солнце решили спасти,
Они на восток решились идти.

Семь дней, семь ночей сражались — неделю.
И вот наконец слуг Зимы одолели.
Старуха к Шуйттану под землю сбежала,
Там больше солнца она не видала.

И тут же за солнышком мама пришла.
Свое Солнышко мама на ручки взяла,
Своим молоком его накормила —
Вернулись к Солнцу прежние силы!

С тех пор этот День запомнился нашим —
И чествуют праздник Манкун все чуваши. (Недозорова Даша)

Ведущая: Русская масленица – проводы зимы, встреча весны. Все весну встречают, всех в гости зазывают.

Ребенок : (русская народная закличка на масленицу)
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем.
Все заботы бросьте,
Приходите в гости.

Прямо к нашему крыльцу
К нам на масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,

На сметане пышками,
пирогами пышными.
Февралю помашем,
Марту «здравствуй» скажем!

Ребенок : — Мордовский праздник – «Белая береза».

Ведущая: — «Акша-келу» (праздник Белой березы) отмечает календарный рубеж весны и лета, совпадает с русским праздником «Троица». Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, веря, что они обладают целебной силой.

Ребенок :
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен.
Нет дерева сердцу милей.
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (В. Рождественский «Береза»)

Ведущая : — Татарский праздник – Сабантуй . Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный весенний праздник у татар, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его называют «Праздник плуга».

Ребенок: — Зазвенел теплом июнь.
Здравствуй праздник Сабантуй!
После сева летним днём
Мы станцуем и споём.

Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На поляне силачи!

Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй-ка в мешке,
Пробежаться по траве!

Вёдра, полные воды,
Очень быстро пронеси
Смех, улыбка, шутки, пляс-
Всё здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!
Это праздник САБАНТУЙ! (А. Кулибина « Сабантуй»)

Ведущая : Но самое интересное на этом празднике – это спортивные соревнования. И я приглашаю вас поиграть в татарскую игру
«Бег с коромыслом».

4) Тема «Устное народное творчество».
Ведущая:
Известно нам всем: имеет каждый народ
Пословиц и поговорок большой набор.
Они – воплощение народной мудрости,
Хвала труду, осуждение глупости.
Благодаря им можно решить,
Как в сложной ситуации надо поступить.
-Какие пословицы и поговорки народов Поволжья вы знаете?

Татарские:
Добром за добро платит каждый, добром за зло — настоящий человек.
Соседская курица индюком кажется.
Чужая душа — бездонное море.
Небо украшают звезды, мужчин — борода, женщин – волосы.
Хочешь яблока — ухаживай за яблоней.

Чувашские:
Красота на время, доброта навеки.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
Мать — святыня, с ней не спорят.

Мордовские:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Где много нянек, там дети больше болеют.
Не прыгнув в воду, не научишься плавать. Плохому человеку – все плохие.
Слово – не мел, скажешь – не сотрешь.

Ведущая загадывает загадку про валенки:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже любят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днем – домой.

—А как еще на Руси называли валенки? (чесанки, волнушечки, самовалочки, катанки, валенухи, валенцы)

Ведущая: — Валенки – часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен, предмет национальной гордости. Они сделаны из натуральных материалов без урона для природы и животных.

Ребенок : Прибежали с улицы,
Снег стряхнули быстро.
Лужи! Мама хмурится:
«Марш на печь, артисты!»
Выстроились валенки
Дружно возле печки,
От больших до маленьких –
Словно человечки,
Плотно к стенке рядышком
Прислонили пятки,
Птичьей стайкой варежки
Сверху. Всё в порядке! (В. Гаевская)

Ребенок:
Подшивает валенки
Дедушка Макар.
Старенькие валенки —
И хозяин стар.
Как дорожка, тянется
За иголкой нить.
Эх, подошвы новые —
Долго не сносить!
Как наденет валенки
Дедушка седой —
В них пойдет по улице,
Словно молодой! (В.Степанов)

Музыкальная загадка – Песня «Ох, лапти мои…»
Ведущая:-
— Про какую русскую народную обувь эта песня? (про лапти)
Производство лаптей – исконно русский народный промысел. Лаптям посвящаются сказки, рассказы, песни, пословицы и поговорки:
Без шубы и валенок – зима без конца.
На одну ногу валенок не надевают.
Лапти новы, да текут.
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Одна нога в лапте, другая – в сапоге.
Языком и лаптя не сплетешь.
Дом вести – не лапти плести.
Сапог лаптю не брат.
Без меры и лаптя не сплетешь.

Игра «Бег в лаптях».

Ведущая: — Ох, какие молодцы!
Парни наши удальцы.
И девчата все под стать,
Им не станут уступать!

5) Тема «Родина моя».
Ведущая:
— Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышим в детстве. И на протяжении всей нашей жизни они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где все ему кажется особенным и родным.

Ребенок:
«О, край ты мой! О, Родина моя!
Как ты мила мне, как прелестна!
Как ты красива и чудесна!» —
Скажу я это не тая.
О, Родина, ты славилась веками!
Тебя народы славили твои
Поэмами и прозою, стихами
И песни в дар тебе несли.
Когда смотрю я вдаль на чудо,
На красоту земли твоей,
И понимаю я, что в мире
Нет места ближе и родней.
Я знаю, что ничто на свете
Не разлучит меня с тобой.
Мы все твои навеки дети,
Гордимся мы родной землей! (Н. Агишева)
Дети исполняют песню «Росиночка – Россия».

Ведущая: Очень много людей разных национальностей живут у нас в Поволжье. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. И в нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей. Все они вместе дружат, играют. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат».

Что для жизни нужно? Солнце! Солнце!
Что для дружбы нужно? Сердце! Сердце!
Что для сердца нужно? Счастье! Счастье!
Что для счастья нужно? Мир! Мир! (М. Садовский)
А сейчас, честной народ,
Всех приглашаю в большой хоровод!
Исполняется «Большой хоровод».

Ведущая: — Пусть всех весенний ветер дразнит.
Нам жить без праздников нельзя!
Не уходи из сердца праздник.
До новых праздников, друзья!

Название: Развлечение «Моя малая Родина»
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, тематические праздники


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №66»
Месторасположение: г. Энгельс, Саратовская область

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкального

руководителя.

Актуальность темы: Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру своего народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории Саратовской области, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Одним из перспективных методов,способствующих приобщению дошкольников к народной культуре, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Цель проекта: формировать представление о том, что Саратовская область многонациональна.

Задачи проекта:

1. Знакомить с народными традициями и обычаями народов Поволжья.

2. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.

3. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Художественное творчество
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы

Музыка
- Социализация

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

Ожидаемый результат:

Предполагаемый результат:

1. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство - любовь к Родине.

2. Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов, проживающих на территории Саратовской области.

3. Формирование чувства ответственности,гордости, любви и патриотизма;

4. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Презентация проекта:

1. Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».

2. Папка - раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».

3. «Волжское подворье».

4. Выставка кукол в национальных костюмах народов Поволжья.

5. Выставка детских работ по теме.

Презентация проекта.
Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».

Дети под мелодию песни «Ты, скажи мне, Волга» заходят в зал, держась за руки, идут змейкой, занимают свои места.
1-й ребенок: Сколько сказочных мест у России Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь!
2-й ребенок: Под самым небом - горные отроги, Внизу - поля, раздолье,ширина. Бегут тропики и пути дороги Просторы - это Родина моя.
3-й ребенок: Вот нежная и молодая хвоя
Растут подростки - елка сосна.
Здесь встанет лес сплошной стеной живою,
Богатства эти - Родина моя!
Песня «Что зовем мы Родиной» муз. Бокач.
Ведущий: Для человека Родина - это край, где он родился и вырос. Наша Родина - Саратовский край, Поволжье. Дали волжские просторные, Серебристая вода. Всем открыта величавая Волга - матушка река. Да, необычные волжские просторы, много разных народов проживает на великих и могучих волжских берегах.

Сегодня представители этих народов приехали к нам в гости. И так встречайте! Под русскую народную музыку «Как под яблонькой» входят дети в русских национальных костюмах.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
Дети: Здравствуйте! (кланяются)
Ребенок: Русский народ На Волге живет, Лучше наших ребят Никто песен не поет!
Ребенок: Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семен, Иван. Встанем, братцы, все рядком Да частушки пропоем!
«Частушки»
Ведущий: Ох, и частушки ваши хороши!
Дети: Теперь мы спляшем от души!

Ребенок: Русская пляска удалью веселой,

Стоять на месте не велит!

Отбивает дробь задорный каблучок

Руки так и просятся сами на бочок.

Девочки - лебедушки плывут величаво,

Парни присядку исполняют - браво.

Эх подгорка моя, подгорушка

Потанцуй-ка со мной, моя душечка!

Русский танец «Подгорка»

Звучит мелодия татарской народной песни. Выходят мальчики и девочки в татарских национальных костюмах.

Мальчик: Исэнмесез!

Саумисыз!

Так по-татарски значит «Здравствуйте!»

На Волге живет

И татарский народ

И на славу угощают.

Девочка: Своих детишеклюбят, берегут

Колыбельныепесни для них поют.

«Колыбельная песня» (на татарском языке).

Девочка: Любят ребята из Татарстана

Петь,веселиться, плясать.

А сегодня приглашаем вас

Немного поиграть!

Ведущий: Игра называется«Буги урын»,

Что означает «Займи место». Татарская игра «Буги урын» («Займи место»)

Звучит мелодия украинской народной песни. Выходят дети в украинских национальных костюмах.

Дети: Здоровеньки буллы! Здравствуйте!

У вас в гостях украинские хлопцы и дивчата!

Ребенок: Мы не зря спешим к вам

Вдоль поволжским берегам Пусть порадуют вас Украинский перепляс.

Ребенок: Бодрый, зажигательный,

Ну, просто, замечательный.

А для танца из цветочков

Мы давно сплели веночки.

«Украинский танец»

Ребенок: Голубка прилетела

В мой цветущий сад.

Голубкасизокрылая

Тебе я очень рад.

С тобой, моя голубка,

Не будем мыскучать,

А будем вместевесело

Петь и танцевать!

Украинская игра«Голубка» обр. Попатенко

Звучит тема из «Немецких танцев» Шуберта. Выходят дети, одетые в немецкие национальные костюмы.

Ребенок: Гутен морген!

Доброе утро!

Так звучит приветствие на немецком языке.
Утром солнценад Волгой встает,
Золотыми лучами все вокруг освещает.
Легкий ветер о Волге нам песню поет.
Рады мы, что вместе этот день встречаем!

Немецкая песня «С добрымутром».

Ребенок: Кошка с мышкой играет,
Кошка мышку догоняет.
Ищет кошка дух мышиный,

В сумрак ввинчивает взгляд,

Точнофары у машины

У нее глаза горят.

Уступаюей дорогу

Повстречавшисьу ворот,

Неужелипрямо в лапы.

Мышкак кошке попадет?

Немецкая игра «Кошки - мышки».

Ведущий: Всех гостей сегодня встретили, Да как праздник наш прошел - Не заметили.

Ребенок: Народы Поволжья гостили у нас. Мы пели, плясали, Играли сейчас.

Ребенок: Давайте будем крепче дружить,
Ведь веселее вместе жить.
Русский и немец,
Татарин, хохол,
Все мы вместе
В Поволжье живем!

Ведущий: Крепко за руки беритесь,

В дружном хороводе закружитесь. Пойте громко, нестесняйтесь И друг другу улыбайтесь! Под мелодию песни «Ты скажи, мне Волга» детивыходят из зала.

Папка-раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».

Альбом «Волжское подворье».

Слесаренко Лариса Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 20 "Алиса"
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальные игры народов Поволжья, как форма ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной"
Дата публикации: 01.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Музыкальные игры народов Поволжья, как форма

ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной

Справедливо

известное

изречение:

приглядитесь, как и во что играют его дети.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в

соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и

другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы

для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом,

включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,

целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том,

что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные,

трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому

ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики,

человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста

непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки,

народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские,

чуваши, татары, башкиры, мордва. Каждый из этих народов отличается не только

языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они

часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх

используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют

художественную

прелесть,

эстетическое

значение

составляют

ценнейший

неоспоримый игровой фольклор.

Народные подвижные игры я включаю в практическую деятельность с детьми.

Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр. В картотеке

представлены

популярные

мордовские,

татарские

чувашские

доступные детям разного возраста. Дети с удовольствием играли в русские народные

игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную

игру «Круговой», чувашскую игру «Хищник в море». В процессе игровой деятельности

дети проявили свою ловкость, сообразительность, смекалку.

Цели:

1. Приобщение детей к культуре народов Поволжья

Расширить знания детей о народах Поволжья.

Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского,

удмуртского

чувашского

музыкальным

сопровождением,

музыкальными хороводами).

Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам

других национальностей.

Задачи:

Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.

Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.

Организация

проведение

народных

подвижных

воспитателями

дошкольного учреждения.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг

от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-

лебеди», «У медведя во бору», «Кошки – мышки» и т.д.)? Когда они возникли?

Вероятно, они созданы народом так же, как песни,

сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и

называются – народными.

Народная игра – игра, реализующаяся на

принципах

добровольности,

популярная и

распространенная

исторический

момент развития общества и отражающего его

особенности, претерпевающая изменения под

различными влияниями: социально-политическим,

экономическим, национальным. Народная игра,

являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения

детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект

воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в

современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к

прошлому является весьма своевременным.

«Заря-заряница»-русская народная игра

Целый ряд детских игр основан на соединении

песни с движением. Это игры хороводные. В

подобных играх действие осуществляется в ритме,

словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о

чем поется в песне. Песня тесно связана с народной

Народная педагогика прекрасно определила

последовательность игр от младенческих лет до

зрелости.

«Карусели»-мордовская игра

В то же время, народные игры очень гибки в

возрастном отношении. Например, в

«Жмурки», «Карусели» охотно играют дети

младшего, старшего дошкольного и школьного

возраста. В народных играх много юмора,

шуток, соревновательного задора; движения

точны и образны.

«Хищник в море»- чувашская игра

Они сохраняют

художественную

прелесть, эстетическое значение и составляют

ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народные

подвижные игры влияют на воспитание воли,

нравственных чувств, развитие сообразительности,

быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через

игру воспитывается чувство ответственности перед

коллективом, умение действовать в команде. Вместе с

тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры

привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение

народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в

поколение.

«Узнай меня»- чувашская народная игра

В народных

играх много юмора, шуток,

соревновательного

задора; движения точны и

образны, часто

сопровождаются

неожиданными

веселыми моментами,

заманчивыми и

любимыми детьми

считалками,

жеребьевками, потешками.

Они сохраняют свою

художественную прелесть,

эстетическое значение

и составляют ценнейший,

неоспоримый игровой

фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь

дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение

обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на

детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых

действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами

представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой

личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое

совершенство.

Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать

следующие задачи:

Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный

календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и

хранить народные традиции.

Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих

способностей.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста

нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,

доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.

Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и

поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят,

конечно, подвижные игры и, предлагая им игры различных народов, мы тем самым и

развиваем интерес к людям разных национальностей.

народов Поволжья »

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №3 «Звёздочка»

г. Ершова Саратовской области»

Мартышкина О.А.

Одной из основных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья »

«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность темы:

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.

Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи:

    Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.

    Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.

    Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

    Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.

Ожидаемые результаты проекта:

    Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

    Укрепление образовательного поля «ребенок семья - учреждение – общество».

    Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.

    Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.

Средствареализации проекта:

Проект реализуется в 3 этапа:

1этап организационно-подготовительный этап;

2 этап практическая деятельность;

3 этап заключительный.

I этап - организационно-подготовительный этап:

    Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.

    Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.

    Разработка проекта.

II этап практическая деятельность - реализация проекта

Срок

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора

Октябрь

Беседа о народах Поволжья.

Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья».

Д/и « Одень куклу в национальный костюм»,

«Подбери узор», «Чей головной убор?»

Изготовление из папье-маше женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка»

Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья.

Рассказывание русских и татарских сказок.

Ноябрь

Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.

Посещение экспозиций в краеведческом музеи (экскурсия) «Своя избушка - милая подружка»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Раскраска «Народные костюмы»

Создание книжки-малышки «Национальный костюм»

Праздник «День народного единства»

Участие в муниципальном фестивале народностей

«В семье единой»

Декабрь

Совместные посиделки с родителями и детьми:

«Мои корни», «Традиции»

История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты.

Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды»

Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья

НОД «Музыка народов Поволжья»

Развлечения «Сказки народов Поволжья»

Январь

Чтение сказок народов Поволжья

Беседа -семейные обряды

Разучивание подвижных народных игр

Театрализация народных сказок

Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Саратовской губернии».

Разучивание танцев

русского, татарского, казахского.

Февраль

Беседа «Как появилась кукла»

Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры».

Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок».

Разучивание подвижных народных игр

«Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол

Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут»

Март

Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека

Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор»

Оформление фото-альбома «Национальные праздники»

Украшение мордовского национального пояса бисером

Весенние обрядовые заклички.

Развлечение «Масленица»

Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».

Апрель

Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах

Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды».

Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта»

«Укрась фартук» орнамент татарского народа.

Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов.

Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни».

Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья»

Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр»

Создание альбомов семейных традиций

Развлечение

«Дружно мы живем в краю нашем родном»

Мероприятия с родителями дошкольников:

    Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.

    Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.

    Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.

    Консультации для родителей:

- «Как играть в народные игры» (ноябрь)

- «Подвижные игры разных народов» (январь)

III этап - заключительный

Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.

Список литературы

    «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003

    Русские народные игры» http://www.laduski.ru

    «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

    Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

    Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..

    Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..

    Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012