Святая Матрона Московская блаженная. «Сила моя в немощи совершается. Преподобная матрона московская, биография святой

1 октября 2010, 15:52

Незадолго до родов приснился крестьянке Наталии вещий сон. Явилась к ней белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. А 22 ноября 1885 года у нее родилась слепая девочка. Семья Дмитрия и Наталии Никоновых жила настолько бедно, что мать собралась отдать будущего ребенка в приют князя Голицына, он был в соседнем селе. Печь топили по-черному соломой, перебивались с кваса на воду, трое детей.… Но после знамения во сне мать передумала отдавать ребенка в приют. И впоследствии об этом не пожалела, через семь лет девочка стала главной кормилицей семьи. Девочку окрестили Матроной (Матрёной) в честь преподобной Матроны Константинопольской. Когда дитя крестили, над купелью появился столб света, а по церкви разнеслось необыкновенное благоухание, удивленный священник предсказал, что девочка станет праведницей. У нее была нелегкая жизнь. Маленькую Матрону дразнили дети и, бывало, даже издевались над нею. Девочки могли стегать ее крапивой, зная, что та не увидит, кто это сделал. Посадив Матрону в яму, наблюдали, как она выберется оттуда на ощупь. Глаз у Матроны не было совсем, глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками. На груди была отметина, выпуклость на груди в виде креста. Слепая Матрона ведала, что происходит вокруг, что будет, что творится в душах людей. Однажды мать подумала про себя: «Дитя ты мое несчастное!», она ей ответила: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Через много лет братья Матроны станут большевиками и сельскими активистами, а блаженная Матрона из жалости к ним уедет в Москву, чтобы не подвергать свою семью угрозе репрессий. После того как Матроне исполнилось семь лет, к ней стали приезжать люди из окрестных сел, соседних губерний, привозили даже лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Она исцеляла молитвой, а платы за свою помощь не брала, и люди в благодарность оставляли продукты или подарки. Во время одного из своих паломничеств она встретилась со святым Иоанном Кронштадтским. Однажды после службы в Андреевском соборе он, увидев Матрону, попросил людей расступиться перед 14-летней девочкой и сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России». Матроне шел 17-й год, когда у нее неожиданно отнялись ноги. С этого времени вплоть до своей смерти она уже не могла ходить. «Такова воля Божия», – говорила она. А другим встать на ноги помогала. У одного мужчины не ходили ноги, он жил в четырех километрах от Себино. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет, доползет». Человек прополз эти четыре километра и ушел от Матроны домой на своих ногах. Она помогала даже тем, кто не верил в нее. Односельчанка Матроны привезла к ней своего брата, тот не верил в то, что Матрона способна исцелить людей. «Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а сам сделался, как плетень», – сказала Матрона, почитала молитвы, дала ему воды, на следующее утро человек был здоров. «Благодари сестру, ее вера тебя исцелила», – сказала ему Матрона. В 1925 году Матрона уехала из родительского дома в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии в Москву. Началась ее скитальческая жизнь. Она жила, не имея своего угла, паспорта и прописки. Жила то у тех, то у других, кто пригласит. Переезд в Москву из родного села, где прошли более сорока лет жизни был для Матронушки тяжелым испытанием, но она опасалась за судьбу матери и судьбу близких ей людей. Они могли пострадать из-за нее. В столице эта незрячая и немощная женщина скиталась по чужим квартирам, радуясь любому предоставленному ей уголку. Где-то в Сокольниках матушка жила в маленьком фанерном домике. Условия в нем были настолько ужасные, что однажды, когда матушка лежала на кровати от сырости и холода ее волосы примерзли к стене. Но Матренушка никогда не роптала, в любой приютивший ее дом, в любой уголок она всегда несла радость, спокойствие и душевное тепло. Очень скоро молва о матушке разнеслась по столице. К ней также как и в Себино пошли вереницей люди, в день она принимала до сорока человек и молилась о каждом приходящем. Читала матушка Отче Наш и другие известные всем православным христианам молитвы и вскоре по чистой и светлой вере Матренушки Господь посылал облегчение скорбящим. А многие приходили к ней за советом или просто пообщаться с этим светлым и добрым человеком. Матрона предсказала революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войну, победу России. Есть свидетельства необычных историй, когда она помогала, будучи живой и после смерти. Говорят, что именно она подсказала Сталину отслужить молебен Казанской Божьей матери, после чего нагрянули холода, и немцы не выдержали, отступили. Матрона призывала никого не судить: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?». О лечении говорила так: «Тело – наш домик, Богом данный, его нужно ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные, пренебрегать этим нельзя.… Нельзя обращаться к бабкам. Они одно вылечат, душе повредят». Матрона считала, что не она исцеляет, Бог. Учила, что нужно доверять всевышнему: «Возят дитя в саночках, нет ему никакой заботы. Господь сам все управит!». Святая Матрона ушла из жизни 2 мая 1952 года. Похороны состоялись 5 мая. Ее отпели в церкви Ризоположения на Донской улице. Затем траурная процессия двинулась на Даниловское кладбище. Матушка Матрена хотела быть похороненной именно здесь, чтобы слышать службу из стоящего рядом действующего храма. В тот день о Матроне скорбили и односельчане, знавшие ее с детства и люди, видевшие ее всего лишь несколько или даже один раз в жизни. Приехали и монахи из Троице-Сергиевой Лавры. В этом монастыре матушку хорошо знали и почитали как праведницу. О том, что будет после ее смерти Матронушка пророчила:на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, то запустеет моя могилка, разве изредка кто придет; но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться о них ко Господу Богу и всем я буду помогать и всех услышу. Пророчество блаженной старицы сбылось - почитание святой Матрены год от года возрастало и даже маловерующие люди стали приезжать на ее могилку поклониться матушке и взять песочек на исцеление. 13 марта 1998 года комиссия по вскрытию захоронения матушки Матроны завершила свою работу и вскоре сестры Свято-Покровского монастыря получили радостные известия о том, что честные останки святой Матроны будут перенесены с Даниловского кладбища в их обитель. В течение нескольких лет монахини приезжали на могилку Матрены Никоновой. Молились об упокоении ее души. Кормили приходящих туда людей. Они просили, чтобы святая Матрона была перезахоронена в их стенах. И вот первого мая того же 98 года раку с мощами поместили здесь, в Покровском соборе монастыря. В этот день все колокола обители звонили. И хотя о событии нигде не объявлялось заранее в монастырь вдруг стеклись сотни людей. Наверное это было одно из тех чудес, что всегда совершает матушка. Матрона и после смерти своей продолжает помогать людям. «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам. Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого», – сказала она перед своей смертью. День памяти Матроны Московской – 2 мая. Матронушку в Москве очень почитают. Для того чтобы поклониться ее мощам и чудотворной иконе в Покровском женском монастыре, приходится выстоять пятичасовую очередь. В монастыре запрещено снимать, и никто запрет не нарушает. Здесь всегда видишь небывалое количество народа. Не протолкнуться - тысячи и тысячи людей, мужчин и женщин, очень много совсем молодых. Все до единого с цветами. Эти тысячи людей растекаются на две очереди: одна к иконе на улице, вторая в церковь к мощам. Стоят спокойно и как-то радостно, при плохой погоде на холоде и на ветру, но лица совсем не мрачные. Есть и святой источник, к которому специально берут бутылки набрать водички. Однако это долгое стояние очищает душу. А Матрона помогает только тем, у кого чисты помыслы. shkolazhizni.ru

Полное фамилия, имя, отчество святой праведной блаженной Матроны Московской — Матрона Димитриевна Никонова. Родилась она 22 ноября 1882 года в селе Себино Епифановского уезда Тульской губернии. Ныне это Кимовский район Тульской области. С 1942 по 1958 год принадлежал Московской области. Население района на сегодняшний день составляет около 43 тысяч человек. В XIX веке это были сельскохозяйственные угодья, дающие хлеб Москве и близлежащим городам.

Родителей Матроны Московской звали Димитрий и Наталия. Были они людьми честными, благочестивыми и занимались тяжёлым крестьянским трудом. Родила Наталия четверых детей. Двух мальчиков — Ивана и Михаила, и двух девочек — Марию и Матрону. Матрона по возрасту была самой младшей. Когда она появилась на свет, родителям было уже за 30. Возраст этот в то время считался далеко немолодым.

Большого достатка в семье не было, поэтому четвёртый ребёнок мог стать лишним ртом. Абортов в крестьянских семьях не делали. Рассматривалось это как богопротивное деяние. Для нежеланных детей существовали специальные приюты. В них малыши содержались за казённый счёт и на денежные средства благотворителей.

Наталия решила передать будущего ребёнка в приют, находящийся в соседней деревне Бучалки. Создан он был князем Голицыным, и дети содержались в нём в сытости и достатке. Но незадолго до родов мать увидела вещий сон. К ней явилась ещё не родившаяся дочь. Имела она вид белой птицы с человеческим лицом. Глаза у божьей твари были закрыты. Села она ну руку женщины и печально склонила голову набок.

Будучи человеком глубоко верующим, Наталия приняла сон за знамение. Она отказалась от мысли расстаться с ещё не родившимся ребёнком. Девочка родилась слепой, но мать любила её больше других детей и всегда окружала любовью и лаской.

В Священном Писании сказано, что Бог иногда предъизбирает себе верных служителей ещё до их появления на свет. Так, Господь обращается к святому пророку Иеремии: «Прежде чем я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя». Также Создатель избрал и Матрону для особого служения. Он с самого начала возложил на неё тяжелейший крест. Его она с покорностью и терпением несла всю свою жизнь.

Родившуюся слепую девочку при крещении назвали Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской (392-492). Это греческая подвижница V века, прожившая на земле сто лет. Память о ней празднуется 9 (22) ноября.

О том, что Господь избрал девочку для служения себе, свидетельствует тот факт, что когда дитя опустили в купель, над ним поднялось облако благоухающего дыма. Крестил ребёнка отец Василий. Прихожане почитали его как праведного и благочестивого человека. Он несказанно удивился видению и сказал: «Крестил я много, но такое вижу впервые. Этот младенец будет свят». Затем отец Василий обернулся к Наталии и произнёс: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обращайтесь прямо ко мне. Идите и говорите, что вам нужно».

Священник также добавил, что Матрона предскажет его кончину и встанет на его место. Так и случилось впоследствии. Однажды поздно вечером Матрона вдруг заявила, что отец Василий умер. Родители тут же побежали в дом священника и обнаружили, что он действительно только что скончался.

У девочки был внешний телесный знак, подчёркивающий, что она избрана Богом. Это выпуклость на груди в форме креста. Поэтому Матронушка могла не носить нательный крестик, так как он присутствовал на её теле от рождения.

В младенчестве Матрона Московская не брала грудь у матери по средам и пятницам. В эти дни она спала, а разбудить её не представлялось возможным. Девочка была не просто слепая. Глазные яблоки у неё отсутствовали. На их месте находились впадины, которые плотно закрывались веками.

Но вместо глаз она получила духовное зрение. В раннем детстве её любимым занятием было пробраться ночью в святой угол, снять иконы, разложить их на столе и играть с ними. Лики святых заменяли ей кукол. В ночной тишине ребёнок общался с теми, вровень с которыми должен был встать.

Над слепой девочкой очень часто издевались дети. Они дразнили её, стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто над ней измывается. Мальчишки сажали её в яму, а потом с любопытством наблюдали, как малышка на ощупь выбиралась из неё и медленно брела домой. В результате этого девочка очень рано перестала играть с детьми, и всё время проводила в стенах родительского дома.

Дом семьи Никоновых находился недалеко от церкви Успения Божьей Матери. Это был большой и красивый храм — один на восемь окрестных деревень. Родители девочки регулярно посещали божью обитель. С ними постоянно находилась и Матронушка. Практически девочка выросла при храме. Она посещала все службы. Вначале с матерью, а затем, когда подросла, стала приходить в храм одна.

Наталия, ища дочку, всегда могла найти её в церкви. У той было любимое место. Находилось оно слева за входной дверью. Там девочка неподвижно стояла во время службы. Она очень хорошо знала церковные песнопения и постоянно подпевала певчим.

Мать иногда жалела свою убогую дочку и говорила: «Дитя ты моё несчастное!» На что девочка всегда удивлённо отвечала: «Это я-то несчастная!? У тебя Ваня несчастный да Миша». Ребёнок понимал, что ему дано от Бога гораздо больше, чем другим.

Дар предсказания, прозорливости и исцеления больных открылся у Матронушки в 7-летнем возрасте. Именно в это время близкие стали замечать, что девочке ведомы человеческие грехи, преступления, а также мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные бедствия и общественные смуты. Помолившись, Матрона давала людям исцеление от болезней и душевное утешение в скорби.

К удивительному ребёнку потянулись люди. К девочке ехали из окрестных деревень, из других уездов и губерний. Привозили больных, которые не могли не то что ходить, но даже вставать. Девочка молилась. После этого человек вставал на ноги и шёл. Люди старались всячески отблагодарить наделённое божественным даром юное создание. Они оставляли родителям продукты и подарки. Так, вместо того, чтобы стать обузой для семьи и лишним ртом, Матронушка сделалась главной её кормилицей.

Родители Матроны всегда ходили в церковь вместе. Однажды в праздник Димитрий в церковь не пошёл, осталась дома и Матрона. Отец с дочерью читали молитвы и пели. Мать ушла в божий храм одна и всё думала о муже: «Надо же, не пошёл со мной на богослужение». Когда литургия закончилась, и женщина вернулась, дочь ей говорит: «Мама, ты не была в храме». На эти слова мать удивлённо воскликнула: «Как это не была? Я только что оттуда». Но дочь покачала головой и сказала: «Нет, тебя там не было. Вот отец был в храме». Своим духовным зрением Матронушка увидела, что мать находилась в церкви только телесно.

В отрочестве Матроне представилась возможность попутешествовать. В длительную поездку взяла её с собой дочь местного помещика Лидия Янькова. Побывали они в Киево-Печёрской лавре, Троице-Сергиевой лавре, Петербурге, а также в других городах и святых местах необъятной Российской империи.

В Кронштадте Матронушке довелось встретиться со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Тот, по окончанию службы в Андреевском соборе, попросил присутствующих расступиться и пропустить к нему 14-летнюю слепую девушку. Обращаясь к народу, он сказал: «Матронушка, иди ко мне. Посмотрите, люди, — это моя смена, восьмой столп России».

Значение этих слов осталось для окружающих неясным. Но можно догадаться, что отец Иоанн провидел особое служение Матроны многострадальному русскому народу во время гонений на Церковь.

В 16 лет у девушки отнялись ноги, и она лишилась возможности ходить. Сама Матронушка указывала, что болезнь имеет духовную причину. Шла она по храму после причастия и знала, что сейчас к ней подойдёт неизвестная женщина. Именно она навсегда лишит её возможности ступать ногами по земле. Так и произошло. «Я не противилась этому. Такова была божья воля», — поясняла впоследствии святая Матрона Московская.

Всю свою оставшуюся жизнь эта удивительная женщина оставалась в сидячем положении. Сидела она в разных домах и квартирах, где люди давали ей приют. Продолжалось это 50 лет, но матушка никогда не роптала. Она смиренно несла тяжкий крест, данный ей от Бога.

В 17 лет девушка предсказала революцию в России. Она говорила, что будут убивать, грабить, разрушать храмы. Начнут делить землю, хватать с жадностью огромные наделы, а затем бросят их и побегут в города. Земля никому не станет нужна. Провидица советовала помещику Янькову всё продать и уехать за границу. К сожалению, мужчина не послушал блаженную. В жуткие годы красного террора он был убит, а его праведная и благочестивая дочь закончила жизнь в нищете.

Для церкви в Себино по настоянию Матроны была написана икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Произошло это сразу после начала Первой мировой войны. Матушка Матронушка попросила свою мать сходить к священнику и сказать ему, что в церковной библиотеке на такой-то полке, в таком-то ряду стоит книга, в которой находится изображение иконы «Взыскание погибших».

Икона Божьей Матери «Взыскание погибших»

Священник, услышав подобное, очень удивился. Он ушёл в библиотеку и вскоре вернулся с нужной книгой, на одной из страниц которой находилось соответствующее изображение. Матрона осталась очень довольной и сказала, что хочет заказать такую икону. Она благословила женщин собирать деньги на этот заказ по деревням. Люди жертвовали с разной охотой. Один человек дал рубль и плюнул с досады, что расстался с деньгами. Его брат пожертвовал копейку на смех.

Когда собранную сумму принесли к провидице, та перебрала все купюры и монеты. Рубль и копейку она отложила в сторону со словами: «Отнесите эти деньги назад: они всё портят». При этом матушка назвала имена тех людей, кому необходимо вернуть пожертвования.

Икону заказали художнику из Епифани. Тот приехал к святой Матроне, и та спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Человек сказал, что дело это для него привычное и никакой сложности не представляет. Тогда женщина велела сходить ему в церковь, исповедоваться, причаститься и покаяться в грехах. После того как душа художника очистилась, провидица опять задала ему тот же вопрос. Тот заверил матушку, что сделает всё в лучшем виде.

Прошло много времени, и художник появился у Матронушки. Он сказал, что не может написать икону. Не получается у него ничего. На это ему был дан ответ: «Иди и раскайся в своих грехах, которые ты не исповедовал». Человек был потрясён до глубины души. Он прямиком направился в церковь, причастился, покаялся и вернулся к матушке. Та кивнула головой и удовлетворённо сказала: «Вот теперь ты напишешь икону Царицы Небесной».

По инициативе провидицы была заказана в Богородицке ещё одна аналогичная икона. Первая икона увидела свет в 1915 году. Всю жизнь матушка хранила её при себе. В настоящее время икона находится в женском Покровском монастыре. Вторая икона принадлежит Свято-Успенскому монастырю тульской епархии и хранится в городе Новомосковске.

Много людей приходило к матушке Матронушке со своими болезнями и скорбями. Никому она не отказывала. Но помощь её не имела ничего общего с ворожбой, заговорами, магией. Она базировалась на абсолютно иной основе. Женщина молилась и испрашивала у Бога чудесную помощь больным душой и телом.

Святая Матрона Московская читала молитвы над водой, а затем давала её нуждающимся. Выпив воду и окропившись ей, человек избавлялся от болезней и напастей.

После того как в России повсеместно установилась советская власть, братья провидицы вступили в партию. Понятно, что блаженной, которая целыми днями принимала народ и призывала хранить православную веру, места в доме уже не было. Всё это могло плохо кончиться и для стариков родителей, и для братьев. Чтобы обезопасить родных, матушка Матронушка в 1925 году переехала в Москву. В стольном городе она прожила до конца своих дней.

Это был абсолютно новый период в жизни удивительной женщины. Она стала бездомной странницей. Жить приходилось в разных местах. Иногда матушку окружали люди, враждебно к ней настроенные. Ухаживали за святой послушницы. Они везде сопровождали Матронушку и заботились о ней.

До войны жила матушка на Ульяновской улице у священника Василия. Это был муж её послушницы Пелагеи. Вскоре, однако, его посадили. После этого женщина переехала на Пятницкую улицу в Сокольники. Здесь её устроили в фанерном домике. Пережила в нём матушка суровую зиму.

Одна из женщин вспоминала, как приехала к матушке глубокой холодной осенью. Зашла в дом, который скорее можно было назвать сараем, и увидела, что маленькая комнатка вся заполнена сырым промозглым паром. В углу топится железная печка буржуйка, а матушка лежит на кровати лицом к стене. Гостья её окликнула, а та и повернуться не может, так как волосы примёрзли к подушке. Еле их отодрали.

Пришедшая говорит: «Матушка, да как же так. Вы же знаете, что я живу вдвоём с мамой. У нас две комнаты в тёплом доме, отдельный вход. Почему вы ничего не сказали и не попросились к нам». На это блаженная вздохнула и сказала: «Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели».

После Сокольников переехала Матрона Московская в Вишняковский переулок. Здесь она прожила какое-то время в квартире племянницы. Жила также у Никитских ворот и в Загорске. С 1942 по 1949 год жила на Арбате в Староконюшенном переулке. Поселили её в старинном деревянном особняке в просторной комнате. Три угла в ней сверху донизу матушка заставила иконами.

Староконюшенный переулок в наши дни

Жила святая Матрона Московская в столице без прописки. Для неё это могло кончиться чревато. Уж из Москвы бы точно выслали и сослали за 100 километр в лучшем случае. Но женщина удивительно чувствовала опасность. Она всегда покидала очередное место жительства за день до прихода милиции. Тем самым она спасала и себя, и тех, кто давал ей кров.

Однажды, правда, она знала, что должен придти милиционер, но никуда не уехала. Когда служитель закона появился и велел окружающим собрать провидицу, чтобы увезти её с собой, та сказала: «Иди скорее, несчастье у тебя в доме. А я то куда денусь слепая да не ходячая».

Милиционер послушался матушку, поехал домой. А там жена на полу лежит, помирает. Пользовалась она керогазом, что-то сделала не так и обгорела вся. Мужчина жену на руки схватил, выбежал из дома да в больницу отвёз. Еле-еле успели её врачи спасти.

На следующий день пришёл милиционер на работу, а его и спрашивают: «Ну что, арестовал слепую?» А он отвечает: «Слепую я никогда арестовывать не буду. Если бы не она, то потерял бы я жену. А так успел до больницы довезти, и жизнь она себе сохранила».

Живя в столице, матушка изредка приезжала в родную деревню. То какое-то дело у неё, то соскучится по дому и матери (умерла мать в 1945 году). В целом же жизнь её протекала однообразно. Днём она принимала людей, ночью молилась. Спала подобно древним подвижникам: дремала на боку, подсунув под голову кулак. В таком размеренном ритме проходили годы.

Ещё в 1939 году провидица предсказала страшную войну, которая принесёт много горя русской земле. Когда же немецкие войска пересекли советскую границу, матушка велела приносить ей ивовые ветки. Их она ломала и делала палочки одинаковой длины. Очищала их от коры и молилась. Она духовно присутствовала на фронтах и помогала воинам. Окружающим говорила, что немцы Москву не возьмут, поэтому из города уезжать не надо.

За день святая Матрона Московская принимала до 40 человек. Она никому не отказывала в помощи. Давала от ворот поворот лишь тем, кто обращался к ней с лукавыми намерениями. Многие смотрели на матушку как на народную целительницу. Они приходили за тем, чтобы снять порчу или сглаз. Но, пообщавшись с провидицей, эти люди осознавали, что перед ними божий человек, в совершенстве владеющий спасительными таинствами православной церкви. За свою помощь матушка у людей никогда ничего не брала.

Немало приходило людей с неизлечимыми болезнями. Многих беспокоила пропажа имущества. Просили помочь с несчастной любовью, с хорошей работой. Спрашивали, связывать ли себя узами брака с определённым человеком, менять ли место жительства. Эти были обычные житейские вопросы. На все из них у матушки был ответ.

Провидица боролась за каждую душу, обращающуюся к ней за помощью. Она всегда одерживала победу над чёрными силами. По-сути, матушка совершала ежедневно великий подвиг, сравниться с которым в обычной жизни не может ничто. Всё это конечно изматывало её физически и духовно. Но внешне она держалась молодцом.

Матрона всегда сидела на кровати или сундуке, скрестив ноги. У неё были пушистые волосы, расчёсанные на прямой пробор. От всей её фигуры веяло добротой и божьей благодатью. Говорила она ласковым голосом, молитвы читала громко. К человеческим слабостям проявляла терпение. Никогда не говорила категоричным назидательным тоном и не проповедовала. Совет всегда был конкретным, без общих слов и недомолвок. Встречу с каждым человеком заканчивала молитвой. На прощание осеняла крестным знамением.

Матушка никогда не отличалась многословием. На вопросы отвечала кратко и по существу. Всегда учила окружающих не осуждать ближних. При этом говорила: «Зачем осуждать других людей? Думай чаще о себе. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Какое тебе дело до чужих хвостиков ».

Матрона учила жить с молитвой, как можно чаще налагать на себя и окружающих крестное знамение, тем самым, ограждаясь от злой силы. Постоянно наставляла людей: «Защищайтесь крестом, молитвой, святой водой и частым причащением. Пусть у вас в доме всегда висят иконы, а перед ними горят лампады ».

Она учила любить, а самое главное прощать старых и немощных за то зло, которое они совершили в прошлом. Про сны говорила: «Не обращайте на них внимание. Сны бывают от лукавого. В их задачу входит расстроить человека, опутать мыслями ».

Часто любила повторять: «Мир лежит во зле и прелести, и прелесть — прельщение душ — будет явная, остерегайтесь». Также предупреждала доверчивых людей: «Если идёте к кому-то за советом, то молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет». Матушка настоятельно учила терпению и утверждала, что истинно верующие люди никак не должны выделяться среди других и подчёркивать своё душевное стремление приобщиться к Богу. Во время молитвы она советовала ни на кого не смотреть, а закрыть глаза, или смотреть на святой образ, икону.

Блаженная неустанно напоминала: «Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас сидит на левом плече, а на правом — ангел. Держит каждый из них свою книгу. В одну записываются наши грехи, в другую — добрые дела. Чаше креститесь. Крест — такой же замок, как на двери. Никогда не забывайте крестить еду. Спасайте себя силой животворящего креста ».

В дни демонстраций матушка просила близких не выходить на улицу, закрывать форточки, окна, двери. Она утверждала, что в воздухе находятся полчища демонов, разлагающих души.

Однажды провидицу спросили: «Как же так получилось, что Господь допустил разрушить столько храмов?» На это святая ответила: «На всё воля божья. А количество храмов сократилось, потому что верующих стало мало. Народ находится под гипнозом, сам не свой. Страшная сила овладела душами людей. Проникает она везде. Раньше сидела по болотам и дремучим лесам, потому что люди молились регулярно, а их дома были защищены святыми образами, лампадами и освещением. Бесы без оглядки пролетали мимо таких домов, боялись и на минуту возле них остановиться. А теперь в каждой квартире бесы сидят, и души людей ими заселяются, так как пропала вера в Бога».

Непрестанные молитвы помогали святой Матроне Московской нести крест служения людям. Это было настоящим подвигом. К концу каждого дня у святой уже не было сил говорить. Она лишь тихо стонала. Но, помогая другим, провидица так и не раскрыла никому свою подлинную духовную жизнь. Высшее же её достижение в том, что праведной жизни она учила не словами, а личным примером . Старалась приобщить людей к духовному зрению, ибо только в нём содержится путь к спасению души.

Исцелений по молитвам матушки Матронушки было великое множество. Она несла людям добро. В то же время не имела своего угла и имущества. Жила лишь на приношения, которыми сама и распоряжаться-то не могла. Всё попадало к послушницам, а те раздавали продукты и подарки своим родственникам. Без ведома этих женщин матушка ни могла ни есть, ни пить.

В тяжёлые военные годы к блаженной валом шли люди, чтобы узнать судьбу своих отцов, сыновей, братьев, ушедших на фронт. Матрона в этих случаях никогда не ошибалась. Кому-то она говорила, что человек жив, а кому-то велела отпевать и поминать. Матушка всегда подбадривала людей в тяжёлой ситуации. Она говорила, что бояться не надо, как бы не было страшно. Господь сам сделает как нужно, так как всё в руках его.

Последним местом жительства святой Матроны Московской стала Сходня. Это микрорайон города Химок Московской области. Здесь блаженная жила по адресу улица Курганная, дом 23. Поселилась она у дальней родственницы, покинув Староконюшенный переулок на Арбате. Это был 1949 год.

Люди быстро узнали новое местожительство блаженной, и пошли непрерывным потоком. Здоровье матушки к этому времени ослабло. Всё-таки начал сказываться старческий возраст. Но она всё равно принимала несколько десятков человек в день. Лишь незадолго до кончины Матронушка ограничила приём, так как у неё уже просто не хватало сил.

Господь открыл ей дату смерти. О своём последнем часе на земле святая Матрона Московская узнала за три дня до того, как он наступил. Она попросила окружающих, чтобы отпели её в церкви Ризоположения на Донской улице. Матушка категорически не велела, чтобы, прощаясь с ней, люди приносили венки и искусственные цветы.

Всю свою праведную жизнь, отданную беззаветному служению Богу, провидица причащалась у приходящих к ней священников. Она, как и все люди, боялась смерти. Перед кончиной её исповедовал отец Димитрий. Он спросил у блаженной: «Да неужели и вы испытываете страх перед смертью?» На что получил ответ: «Да, я боюсь смерти. Всякая божья тварь её боится, потому как является она концом телесной жизни и началом иного существования. Страх неизвестности гложет каждого, а по-другому и быть не может».

Почила матушка Матронушка 2 мая 1952 года. А 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка об упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку, — взволнованно спросил мужчина, — разве матушка умерла?»

Мать с дочерью, приехавшие из Москвы, утвердительно кивнули. Они сказали, что сегодня вечером гроб с телом покойной будет установлен в церкви Ризоположения на Донской. Таким же образом и в других церквах необъятной России узнавали о смерти блаженной Матроны.

Отпевание покойной совершил отец Николай Голубцов. После этого все присутствующие подходили и прикладывались к руке святой. Погребение состоялось 4 мая в Неделю жён-мироносиц при большом стечении народа. По желанию матушки похоронили её на Даниловском кладбище.

Незадолго до смерти святая старица сказала: «После моей смерти на могилу немного будет ходить людей. Навещать будут только близкие, а когда они умрут, то запустеет могила. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами. И всякому я буду помогать и всех услышу».

Ещё она сказала: «Все приходите ко мне и рассказывайте о своих скорбях. Я буду вас видеть и слышать, и помогать вам. Все, кто доверит себя и жизнь свою моему ходатайству к Господу — спасутся. Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти ».

В 80-е годы XX столетия могила матушки на Даниловском кладбище сделалась святым местом православной Москвы. На неё приходили и приезжали люди со всей России и из-за рубежа. Шли они к Матронушке со своими бедами и болезнями, и никому матушка не отказывала, всем помогала.

В наши дни Матрону знают миллионы людей. Называют её ласково и нежно — Матронушка. Её чудодейственную помощь чувствуют все те, кто обращается к матушке, просит о заступничестве и ходатайстве перед Создателем. Ведь к Богу блаженная старица имеет великое дерзновение.

Обретение честных останков блаженной старицы Матроны

Вечером 8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.

Комиссию по вскрытию захоронения возглавлял архиепископ Истринский Арсений. В перенесении честных останков принимали участие: епископ Орехово-Зуевский Алексий, архимандрит Алексий с братией, священник Александр Абрамов. Гроб старицы был доставлен в Данилов монастырь и помещён в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника.

Помимо представителей православной церкви в работе комиссии принимал участие судебно-медицинский эксперт профессор Звягин Виктор Николаевич, а также доктор исторических наук Танюкович Андрей Кириллович. Этими непредвзятыми людьми на груди старицы была обнаружена выпуклость в форме креста.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II было совершено перенесение честных останков блаженной Матроны в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужила заупокойное всеношное бдение.

1 мая гроб с честными останками блаженной Матроны был препровождён в московский Покровский женский монастырь, находящийся у Абельмановской заставы. Там его при колокольном звоне встретила игумения Феофания и сёстры обители.

В настоящее время честные останки блаженной почивают в этом монастыре. К ним, за помощью, идёт нескончаемый поток людей.

Зимняя Вишня



Схема проезда к мощам Матроны Московской

В России святая блаженная Матрона Московская — одна из самых чтимых святых нового времени. Очень много людей обращается за молитвенной помощью к святой, но далеко не все знают о ее земной жизни. А это очень важно — знать того святого, чьей помощи просишь и на чье покровительство надеешься.

Ниже, в кратком изложении, представлено житие (биография) Матроны Московской, а так же видео о ней. Приятного и полезного чтения!

Житие Матроны Московской в кратком изложении

Родилась будущая святая Матрона Московская, урожденная Матрона Димитриевна Никонова, в далеком ныне 1881 году, в селе Себино, что в Тульской области. Семья Матроны была бедной и благочестивой, зарабатывая на хлеб тяжелым крестьянским трудом. Детей в семье было четверо. Когда пришло время родится младшенькой — родители решили отдать ребенка в приют для необеспеченных детей (в то время богобоязненные люди и не помышляли об абортах). Но вот, ночью, роженица увидела вещий сон: белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами села на правую её руку. Приняв сон за вещий, женщина решила не отдавать ребенка, и после рождения Матроны (дитя родилась слепой) очень любила её.

Дом где родилась святая Матрона

Во время обряда крещения, когда священник опускал дитя в купель, все увидели и осязали столб благоухающего дыма над младенцем. Дитя было предъизбрано Господом для служения Ему. В Священном Писании говорится что такое бывает (и не раз было):

Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5).

Еще девочкой, Матрона проявляла свои дары от Бога. Однажды, она сказала родителям что умер священник который ее крестил, и это было так (о. Василий скончался тем вечером).

Матрона была не просто слепой — у нее совсем не было глаз. Глазницы же были плотно стянуты веками. Еще на теле Матроны (в районе грудной клетки) была выпуклость в форме креста. Будучи младенцем — Матронушка не брала материнского молока по средам и пятницам (спала много в такие дни). По ночам девочка, непостижимым образом снимая с полок иконы и ложа их на стол, играла с ними. С другими детьми у Матронушки отношения не складывались, они обижали ее. А с восьми лет у святой открылся дар предсказания и исцеления.

Девочка часто бывала с родителями в церкви, а как немного подросла — так ходила в храм на богослужения и одна. Когда родители не знали где их дочка Матронушка — они всегда шли в храм и находили ее там.

Святая блаженная Матрона Московская стала неожиданной кормилицей для всей семьи. К их дому постоянно шли люди — из родного села и из окрестных деревень. Девочка могла своей молитвой поднять лежачих и вымолить облегчение скорбящим. Люди, кому помогла святая, благодарили ее чем могли — привозили продукты и подарки ее родителям.

Был и еще один интересный случай. Матронушка с отцом остались в воскресный день молиться дома, а ее мать пошла в храм, и, во время Богослужения, все переживала о том, что муж ее не пошел с ней. А по возвращении она услышала от дочки такие слова: «Ты, мама, не была в храме, а отец мой был». А как же часто и мы с вами, братия и сестры, не бываем в храме стоя в нем?…

Благодаря одной благодетельнице — матушка Матрона немного путешествовала по святым местам России. Встречалась она и со святым праведным Иоанном Кронштадтским. По окончании богослужения Иоанн Кронштадтский попросил расступиться людей, проговорив:

Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России.

В семнадцать лет у святой отнялись ноги. Она знала о том что случится, но не избегала того, считая что так хочет Господь. Следующие пятьдесят лет своей жизни Матрона прожила «сидячей». Она сделала множество предсказаний о будущем страны, предсказывала судьбы и события в жизни очень многих людей. Очень многие могли бы спасти свои жизни и жизни родных во время смуты (послереволюционное время), если бы прислушались к советам провидицы.

Не имея зрения и даже глаз — святая блаженная Матрона многое знала. Она видела «внутренне» на расстоянии, она знала как выглядят дома и соборы далеко за границей, она знала как расположены иконы в разных храмах, в которых она никогда в своей жизни не бывала. Она даже знала названия улиц и номера домов в других странах, не имея возможности читать и будучи неграмотной.

Обо всех чудесах и историях не написать в этом кратком изложении жизни святой. Если я смог вас заинтересовать — вам стоит прочесть полное житие святой блаженной матушки Матроны Московской (его можно купить в любой свечной лавке или взять прочесть в библиотеке в нашей приходской школе). Ниже — предлагаю вам посмотреть документальный фильм о святой, из которого вы узнаете еще много всего интересного!

Видео фильм о Матроне Московской

Сень над ракой с мощями святой праведной блаженной Матроны Московской. Находится в Покровском ставропигиальном женском монастыре у Покровской заставы города Москвы. 2003 г.

У святой Матроны люди часто просят помощи в исцелении болящих, в различных жилищных нуждах и семейных неурядицах, в самых различных скорбях. Перед смертью блаженная говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

– одна из самых известных и почитаемых православных святых.

Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до кончины своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадания.

При жизни Матронушки у ее дома всегда были паломники. Люди приезжали за помощью к матушке за десятки километров со своими болезнями, тревогами, скорбями. И Матронушка помогала, исцеляла, наставляла.

Блаженная Матрона не требовала от людей многого, но всегда требовала - верить в Бога. Так же учила не отчаиваться и по мере сил пытаться исправлять свою жизнь от грехов и пороков с помощью Божией.

Поток паломников, чтобы приложиться к ее святых мощам, не иссякает и сегодня: с раннего утра до поздней ночи к Абельмановской заставе, где расположен Покровский ставропигиальный женский монастырь, идут люди с цветами. Чаще всего это белые розы и хризантемы – их Матрона любила более всех и не любила цветов искусственных. К Матронушке – так ласково называют ее люди – приходят семьями, идут женщины, мужчины.

Современники запомнили ее очень светлой, ласковой, с тихим голосом. Никогда не жаловалась, принимая все, выпавшее на ее долю, как даваемое от Бога.

Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу». Еще перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

Краткое житие (из жития святой Матроны)

Матро́на Московская (урождённая Матрона Дмитриевна Никонова) (22 ноября 1881 года - 2 мая 1952, Москва) - Святая Русской православной церкви.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году (по другим данным в 1885 г.) в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была четвёртым ребёнком в семье.

Согласно житию святой Матроны, родители, Наталья и Дмитрий Никоновы, сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», - отвечала девочка.

Житие сообщает, что уже с семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.

Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырех километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти четыре километра, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.

До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».
Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Как говорила сама Матронушка «такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей». Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест.

В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой так и прожила до конца своих дней. Жила где придётся - у друзей и знакомых. В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи.

Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве. Могила святой Матроны позже стала местом неофициального паломничества.

8 марта 1998 года останки были эксгумированы; мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную гробницу (раку).

2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая. Определение Священного Синода от 17 августа 2004 года гласило: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952)». В том же году состоялась общецерковная канонизация. Документ об этом был принят на заседании Архиерейского Собора РПЦ 6 октября 2004 г.

Памятные даты

2 мая - День Памяти святой Матроны Московской установлен Православной Церковью в День её кончины (02.05.1952 года);
22 ноября - День Ангела. День, в который родилась святая Матрона (22.11.1881 года);
7, 8* марта - Празднование обретения святых мощей блаженной Матроны (08.03.1998 года).
Вспоминается святая блаженная Матрона также в дни Собора Московских святых - 2 сентября и Собора Тульских святых - 5 октября.

Покровский монастырь — история

Царский Покровский монастырь был основан в пяти верстах от города царем Михаилом Феодоровичем. В 1635 г. он пожаловал на его построение землю, владение которой было закреплено грамотой. Однако шли годы, и только через двадцать лет по указу царя Алексея Михайловича монастырь был построен на его средства, снабжен церковной утварью и всем необходимым.

По сохранившемуся до наших дней преданию побуждением для основания этого монастыря в честь Покрова Божией Матери послужили следующие обстоятельства. Прежде всего, это память о преставлении отца царя Михаила Феодоровича и деда царя Алексея Михайловича Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Божией Матери. Кроме того, что строительством нового монастыря как бы восстанавливался древний Покровский монастырь, бывший в Москве еще при Иоанне III и полностью уничтоженный пожаром.

Название монастыря также тесно связано с особенностями местности, в которой он был расположен. На земле, отведенной под монастырь, прежде находились так называемые Убогие дома. В самом начале XVII века здесь, на пустом поле, среди рощей и садов за Покровскими, или Болванскими воротами, было кладбище для нищих и бездомных, которых сюда свозили со всех окрестностей Москвы. Они получали свое последнее пристанище в “скудельницах”, создаваемых по примеру села (поля) скудельнича, то есть “земли крови” в Иерусалиме.
Вот как описывает Убогий дом придворный врач царя Алексея Михайловича: “тела убитых и замерзших привозятся в Земский Приказ, где выставляются на три, или четыре дня. Если не найдется родственников и знакомых, то отвозятся в большое подземелье со сводами, называемое Божиим домом. Там складывают по сто и по двести трупов, которых священники весною отпевают, засыпав землею”.

Храм Матроны

Весной 1998 года состоялось еще одно долгожданное и радостное событие-вынос обретенных останков блаженной старицы Матроны с Даниловского кладбища (8 марта) и, после освидетельствования, перенесение в Покровский монастырь (1 мая) честных останков великой чудотворицы блаженной старицы Матроны.

2 МАЯ, в день ее ПАМЯТИ, архиепископ Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, совершил заупокойное богослужение. Служба происходила при большом стечении народа, так что все желающие войти в храм в нем не вмещались, а молились со слезами на улице. После этого потянулась к Матронушке нескончаемая вереница людей, нуждающихся в ее молитвенном заступлении.

2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая святая Московской епархии. В октябре 2004 года состоялась ее общецерковная канонизация.

Почитание святой Матроны

Блаженная Матрона Московская является одной из самых известных и почитаемых в России святых. К её мощам в Покровском храме ежедневно приходят поклониться тысячи человек (в выходные дни очередь к мощам растягивается на 7-8 часов). Также в Покровском монастыре находится икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная около 1915 года, с которой Матрона не расставалась до конца жизни.

Считается, что по молитвам святой Матроны происходит огромное количество чудес и исцелений, включая невоцерковлённых и не православных людей, ведётся запись письменных свидетельств этого. Поклониться святой Матроне приезжают паломники из других стран. Чудотворная сила святой Матроны признана всей иерархией Русской православной церкви, включая Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который призывал всех обращаться к святой Матроне не только за помощью в решении жизненных проблем, но и даровании сил несения страданий.

Мощи ее находятся с тех пор в Покровском женском монастыре на Таганской улице столицы. Нескончаемым потоком идут люди поклониться святой.

1. Помните, что идете поклониться святыне, а не провести ритуал. Верьте в чудо, но не думайте, что, придя к Матроне, автоматически избавитесь от проблем. Подготовьтесь духовно. Прочтите житие блаженной старицы Матроны, найдите молитвы к ней. Если вы человек воцерковленный, возьмите благословение у батюшки.

2. Мощи Матроны находятся в Покровском монастыре по адресу: Москва, ул. Таганская 58 .

Нужно доехать до станции метро «Марксистская» (жёлтая линия). Выходите из станции по указателю «улица Таганская» . Пройдите по переходу налево, поднимитесь по лестнице справа от вас.Вы окажетесь на улице Таганская. (При выходе из метро, перед Вами будет ТЦ «Таганка», слева от него — ул. Таганская) .Идите по правой стороне, пока не увидите изображение Матроны.

Можете воспользоваться общественным транспортом, остановка тут же около ТЦ «Таганка». От «Марксистской» до монастыря (остановки «Абельмановская застава» или «Покровский монастырь») ходят автобусы №51, №74 и троллейбусы №16, №26, №63. Это вторая остановка от м. Марксистская.

4. Существует и альтернативный маршрут. Выйдите на станции метро «Крестьянская застава» в направлении «3-ий Крутецкий переулок». Затем через площадь Крестьянской заставы пройдите на Абельмановскую улицу. Не сворачивая, идите до монастыря. По этой же улице можно дойти до монастыря со станции «Пролетарская». Или доехать на трамвае (№12, №20, №43).

5. Вход в монастырь разрешен с семи утра до восьми вечера. В воскресенье — с шести утра. Посетители, не успевшие зайти до восьми, вынуждены ждать следующего дня. Выйти можно и позже: охрана выпускает людей еще несколько часов.

6. На территории находятся два храма. На одном вы увидите икону Матроны Московской. В нем мощи святой. В другом храме совершаются службы.
Кроме того, справа от ворот расположена церковная лавка, где продаются книги и иконы. Есть Святой источник, где можно набрать Святой воды, поэтому возьмите с собой пустую тару.

7.Зайдите в храм, где совершаются службы (без иконы на стене), купите свечи. Здесь можно подать записки за здравие и за упокой.

8. Официальный сайт «Святая Матрона Московская» http://svyatmatrona.ru

Святая Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых в России святых. Где поклониться мощам чудотворицы Матроны? Подробности в статье!

Святая Матрона Московская. 1885 – 02.05.1952 г.

Одна из самых известных и почитаемых в России святых – святая Матрона Московская. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.

Рака с мощами святой Матроны

Святая Матрона Московская будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой. Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»…

В Покровском монастыре

Традиционные, от ворот, очереди, ворохи записок, цветы, которые она любила, и радость от сознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее, бывает, что и с целым букетом роз, облагодатствованный, обласканный, а впереди – главное чудо: помощь, так же просто, как если бы говорили лицом к лицу. Вот это и есть матушка Матрона Московская. Сколько бы ни подтрунивали богословы над этим неиссякаемым народным обожанием, в нем есть своя правда. Истосковавшиеся по сердечности люди утешаются тем, что здесь все «по-оптински»: «На молитве не лукавь, а веди дело проще». А за этой простотой и «народностью» – исповеднический подвиг, история послушливой, по-детски преданной любви к Богу.

Слепая девочка. Святая Матрона Московская

Сиротство было уготовано ей еще до рождения. Обычная крестьянская семья из села под Тулой, где едва сводили концы с концами. До ее появления на свет в 1885 г. мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить нежеланного младенца в приют. А новорожденная девочка, маленькая, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, никому он не будет нужен, и Матронушку оставили в семье.

Со временем же та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. Девочка росла ласковой, доброй. Кроха, сама немощная, а мать свою старалась поддержать, будто это и не она нуждалась в помощи. Когда же матушка жалела о ней, о будущей ее участи, Матрона только и отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Слов ее не понимали тогда, но стали примечать, что ребенок этот необычен. Видно было, что ей дано зрение, хотя и отличающееся от обыкновенного: она пробиралась к иконам, любила держать образы на руках, различала…

…Невысокая, с короткими ручками и ножками, Матрона Никонова с самого детства оказалась «обособлена» от обычной жизни. Общение со сверстниками порой приносило ей страдание: над ее немощью потешались, и она приняла свой недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера была у нее крепкая, как у взрослого. Любимым ее уголком стало уединенное место в Успенском храме, поблизости от дома, слева, за входной дверью, где она часами неподвижно стояла в молитве.


Один случай открыл необычность ее внутренней жизни, когда Матронушка среди ночи сказала вдруг о том, что скончался крестивший ее священник, отец Василий, и слова ее оказались правдой. Тогда родные припомнили и важный эпизод: когда о. Василий крестил Матрону, во время совершения таинства над купелью поднялось легкое благоухающее облако, и священник предсказал, что их ребенок будет свят.

Духовное зрение, которым девочка была наделена от Бога, стало проявляться все более явно. Она предсказывала будущие события, часто уберегая людей от опасности, предвидела она и стихийные бедствия, за много лет предсказывала революцию и гонения на Церковь. По ее молитве люди стали получать исцеление и помощь в скорбях. О маленькой молитвеннице узнали: к дому Никоновых стал стекаться народ не только из окрестных сел, но и из других губерний.

Были в тот период и радости в жизни Матроны Московской: паломничества в Киево-Печерскую лавру, к Троице-Сергию. Послал Господь добрую душу: дочь местного помещика Лидия приняла Матрону как спутницу в своих путешествиях по святым местам, заботясь о ней. Сохранилось предание и о том, что в Кронштадте, среди толпы, выделил и особым образом благословил Матронушку сам о. Иоанн Сергиев. Назвав прежде с ним незнакомую девушку по имени, о. Иоанн прибавил: «Смена мне, восьмой столп России».

Дар святой Матроны Московской

На семнадцатом году жизни Матрона Московская «обезножила», внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры и говорила, что ей был указан и человек, женщина, сознательно причинившая ей зло, по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как Крест Христов, не без воли Божией посылаемый.

В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти. Прозорливость ее поражала. Одну посетительницу Матрона Московская обличала в утаенном грехе – та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой – приоткрыла, что задуманное ей дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, а помешает революция возведению новой колокольни, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу. В редких случаях, когда ее советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть. Понадеялся помещик Яньков на то, что «пересидит» волнения в глубинке, и не избежал преждевременной смерти, оставив бесприютной сиротой единственную дочь.

К Матрюше везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и, казалось, неизлечимо больной человек, после продолжительного и глубокого сна, встает совершенно здоровым. Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что, Матронушка Бог, что ли? Бог во всем помогает». Это и возводило ее в ранг евангельского врача: не ради корысти лечила она людей и помогала, сама довольствуясь лишь необходимым, а для прославления Имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу. За это Матрону ненавидели «целители» и ворожеи, колдуны и оккультисты, «соревновавшие» ей и бессильные. Матрона Московская упреждала людей от уклонения на путь «легкой помощи»: помочь – «помогут», да только временно, а цену поставят непомерную – душу, Богом сотворенную, бессмертную.

От Арбата – до Посада

Революция произвела разделение и в ее семье: оба брата Матроны вступили в партию. Жить под одной крышей с блаженной, к которой люди по-прежнему шли и ехали отовсюду, было для них нестерпимо. Оба были «активистами», сельскими агитаторами. Матронушка же не могла ни от Бога отступить, ни утаивать дар от Него полученный как «не свое», а для служения на пользу ближним ей данный, и, жалея престарелых родителей, перебралась в Москву. С 1925 года Матрона Московская стала бездомной странницей: ни постоянного угла, ни прописки.

До войны жила она на Ульяновской улице в доме приютившего ее на время священника, а потом – на Пятницкой, в Сокольниках в летнем домике, где в холодное время стены покрывались пленкой льда, в подвале у племянницы жила в Вишняковском переулке и у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском и в Царицыно, гостила и в Сергиевом Посаде. «Безногая», всю Москву знала она по подвалам и закуткам.

Не раз она, как птица, срывалась с места перед самым приходом милиции и искала себе прибежище в другом конце города. Сопровождали ее «келейницы», разделявшие с ней ее скитания.

Неудобств для себя Матрона Московская словно и не замечала. Не было ни жалоб, ни ропота, ни досады. Любила Москву, называла ее «святым городом» и, предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, утешала: «Москву враг не тронет. Из Москвы уезжать не надо».

С 1942 г. появился у Матроны Московской, наконец, «свой уголок» в Староконюшенном переулке, у женщины из одного с ней села, где задержалась она на пять лет. Три угла в комнате от потолка до самого пола занимали иконы. Маленький «островок» прежней жизни за тяжелыми, дореволюционного пошива, шторами. Здесь заботливо поддерживали огонь в лампадах, помнили праздники и дни великих святых и, по-прежнему, молились.

А народ, по-прежнему, шел за помощью, так, что в иные дни стекалось к ней и по сорок человек. Так и шла жизнь по заведенному распорядку: днем – посетители, ночь – для молитвы, краткие перерывы на сон, хотя она и не спала глубоко, а только дремала, по-монашески, положив голову на кулачок.

Матушке открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, она не отказывала в молитве за воинов и сама часто присутствовала в разных местах страны. Среди ее предсказаний запомнилось и относившееся к ее «малой родине»: «В Тулу немцы не войдут».

Бывало, что и приходившие к святой Матроне Московской в отчаянии, не надеясь уже ни на что, получали помощь за простое обещание твердо верить, что есть Бог и Его силой все совершится и уладится, за внимание к ее словам о том, что христианам нужно, не снимая, носить крест, читать молитвы, венчаться в церкви. И за этим следовали сотни свидетельств об исцелениях, избавлении от власти злых духов, разрешении запутанных, сложных обстоятельств. Утешала, ободряла, увещевала, обещая, что Господь не оставит Россию, а бедствия посылаются за оскудение веры.

И так до конца служила святая Матрона Московская Богу, не думая о себе высоко, держась всегда просто и скромно, не поощряя никаких внешних выделений и «обособлений в духовность». «Ни вида, ни величия», ни монашеского облачения. Выглядела она как обычная, только очень немощная и утружденная болезнями и неустройством женщина, всегда благодушная, со светлым лицом и детской улыбкой. Однако не только для мирян, но и для монахов Троице-Сергиевой лавры была она «Божиим человеком», «духовной матерью», которую знали многие и чьими молитвами дорожили.

В первые годы после ее кончины в 1952 г. о маленькой могилке Матроны Московской на Даниловском кладбище, выбранном потому, что там находился один из немногих действующих храмов, знало лишь ограниченное число людей. Лишь спустя десятилетия совершилось ее прославление, мощи были перенесены в Покровский монастырь, и снова пошли люди со свечами, с букетами цветов, с пением новой московской и всероссийской святой – в удостоверение плодов ее земного подвига, пройденного смиренно в простом русском платьице в горошек.


Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

1. Матрона Московская. Повесть о житии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. (Интернет-публикация: http://www.wco.ru/biblio/books/matrona1/Main.htm).

2. Блаженная Матрона Московская // Православный календарь. (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm).

Вы прочитали статью Святая Матрона Московская | Житие, храм, икона .