Арнольдо третьяковское училище для глухонемых. Донская улица. и постройки здания на Донской

Многие уверены, что система образования и трудоустройства в России глухонемых — завоевание советского XX века. Ведь именно в 1918 году в Москве, на улице Донская, дом 37 появился Московский институт глухонемых. И якобы благодаря новой власти повсеместно стали открываться школы для слабослышащих детей. Однако мало кто знает, что императорское училище для глухонемых появилось в России еще в начале XIX века, а обучение стало системным благодаря частной инициативе, на средства купечества, и по причине одной семейной трагедии. О здании на Донской, меценате Третьякове, Иване Арнольде и его системе обучения глухих рассказывает историк, москвовед, активист общественного движения «Архнадзор» Никита Брусиловский

Здание Московского института глухонемых в Москве на Донской улице, дом 37; фото 1919 года с сайта pastvu.com

К началу XIX века в стране насчитывалось двадцать семь тысяч глухих. Впрочем, не этот факт подвиг сына статского советника и немца по происхождению Ивана (Эдуарда) Арнольда к созданию первого в Москве училища для глухих. Просто он понимал, в чем по-настоящему нуждается товарищ по несчастью.

Иван Арнольд оглох, когда ему было всего три года. Едва научившись ходить, он неудачно упал. Сотрясение мозга и поражение слухового нерва привело к полной глухоте. Какое будущее могло ждать мальчика? Очевидно, что незавидное. Но, к счастью для родителей Ивана, стараниями императрицы Марии Федоровны в 1810 году в Петербурге уже открылось училище для глухонемых. Статский советник, сотрудник министерства финансов Карл Иванович Арнольд незамедлительно определил сына в училище в 1811-ом году.

Правда, Ваня проучился там не очень долго, всего два года. Что заставило Карла Ивановича забрать сына из училища, сейчас сказать сложно. Не исключено, что его не удовлетворила сама система, на которой было построено обучение. Возможно, не так просто было сохранить место. Ведь в первый год в этом «опытном» училище было всего девять детей, причем из очень знатных дворянских семей. Наверняка обучение было очень дорогим. Факт состоит в том, что Карл Арнольд решил заниматься с ребенком сам. Он посвятил сыну весь свой педагогический талант.

Отступление: семейная история

Здесь стоит рассказать историю немцев Арнольдов, происхождение которых, кстати говоря, сыграло немалую роль в появлении системы образования для глухонемых.

Сам Карл Иванович Арнольд был этническим немцем. Родился в Пруссии, учился в Данциге (нынешний Гданьск, в Польше) и Берлине. Вел жизнь типичного немца-предпринимателя. Со временем занялся коммерческой деятельностью и стал бухгалтером. В Россию попал через остзейские губернии, то есть сегодняшнюю Латвию и Эстонию, это вообще был самый немецкий регион империи. В Риге познакомился со своей будущей супругой; женившись, с семьей перебрался в Москву, где начал служить в московском ассигнационном банке. Как типичный немец, Карл Арнольд был человеком дотошным и последовательным. Выявив ряд практических проблем в области коммерции, он не только начал писать научные труды и выпустил несколько самоучителей по основам бухгалтерского учета, он открыл в Москве в 1804 году коммерческий пансион (позднее был преобразован в Императорскую Практическую академию коммерческих наук). В нем преподавались науки, имеющие пользу в сфере бизнеса. Целью академии был выпуск квалифицированных кадров, которые обеспечивали бы стабильность для будущих финансовых империй. В этом отношении Арнольд очень запомнился Москве. Правда, забегая вперед, скажу, что академия быстро забыла своего создателя. Портрет Карла Ивановича в актовом зале появился лишь после его смерти.

Семья не меньше значила для Карла Арнольда, чем наука и желание принести пользу России на государственном поприще. Когда стало ясно, что слух у старшего сына (а всего в семье было трое сыновей) потерян, и глухота — это навсегда, Карл Иванович принял приглашение от министра финансов Дмитрия Гурьева о назначении ревизором департамента Минфина. Где же тут связать, спросите вы? Все просто. Для работы в министерстве ему пришлось переезжать в Петербург, где только открылось императорское училище для глухонемых.

Вообще, Карл Арнольд был человеком, который отличался большой чуткостью, прежде всего к собственным детям. Он ни одного из своих сыновей не заставил идти по собственным стопам. Напротив, убеждал выбирать то поприще, которое им ближе и интереснее. Об Иване скажем отдельно и чуть подробнее. А вот второй сын Арнольда — Федор — стал известным лесоводом, основателем Санкт-Петербургского лесотехнического института и директором Тимирязевской сельхозакадемии. Третий сын — Георгий — вырос известным музыкантом, композитором, прославившимся не только альтернативной мелодией к романсу «Вечерний звон», но и рядом крупным произведений, в том числе в церковной музыке.

Фёдор Карлович Арнольд, брат Ивана Карловича, «дедушка русского лесоводства»; фото с сайта russkij-tekst.ru

Глухой художник

Если с двумя младшими детьми все было ясно, то первенец требовал особого внимания. Занимаясь с Иваном, отец рано понял, что у мальчика есть не только художественное чутье и стиль, но также склонность и интерес к конструированию. Поэтому в 1816 году он отправил сына учиться в Европу, на родину предков. В Берлинской академии художеств мальчик провел три года, параллельно обучаясь в местном училище для глухонемых. Свое общее образование он заканчивал в Дрездене, в пансионе доктора K. Ланга. В 1822 году Иван Арнольд поступил в Дрезденскую академию, которую закончил в 1824 году с серебряной медалью.

Глухой художник. Он вернулся в России. Вращался в творческой среде. Служил художником в императорском Эрмитаже и топографом в департаменте государственных имуществ. Но делал все это скорее по необходимости, чем по зову сердца. Ведь семья Арнольдов жила более, чем скромно.
Карьера художника Ивана Арнольда совершенно не привлекала, а вот педагогический дар, очевидно, был семейным. Как отец, который, увидев проблемы в обучении коммерции, создал свой пансион, так и Иван, понимая сложности жизни глухонемого в мире слышащих, задумал училище. Особенно остро в нем нуждалась Москва.

Русский сурдопедагог

Надо сказать, что в отличие от России (здесь, кстати, преподавали поляки), система обучения глухонемых в Европе к тому времени была уже поставлена на прочные рельсы и активно развивалась. Еще в Германии Арнольд серьезно изучал методики обучения глухонемых. С этой целью он два года (1824–26) посещал разного рода училища и пансионы в Берлине, Лейпциге, Штутгарте, Гейдельберге. Его идея состояла в том, чтобы внедрить современные дактилологические и устные методы общения в русскую почву. Начать воплощать свою мечту в жизнь сразу он не смог. Зато смог апробировать.

Обучение разговорной речи в младшем классе Мариинской школы глухонемых, Санкт-Петербургская губерния, дер. Мурзинка, 1907г. Фото ателье К. К. Буллы, с сайта encblago.lfond.spb.ru

Общая молитва перед занятиями в Училище глухонемых, Санкт-Петербург, нач. 20 века, с сайта orthedu.ru

Находясь на службе в Эрмитаже, он одновременно являлся гувернером у глухого сына петербургского сановника. Убедившись, что метод работает, скопив деньги, в 1852 году Арнольд оставил службу и открыл частный пансион для глухих. Он взял на собственное содержание четверых глухонемых мальчиков (пятого ученика финансировали родители) и начал их обучать. Прежде всего, он как сурдопедагог давал им общее образование, обучал чтению, письму, счету, каллиграфии. Не меньшую роль играли в его обучении и ремесленные навыки: обучение живописи, графике, что в XIX веке для многих глухонемых становилось профессией и средством к существованию. Ведь, как известно, склонность к живописи у глухих носит компенсаторный характер.

Императорское разрешение

Средств было недостаточно. Но останавливаться Арнольд не собирался. Он мечтал о серьезном заведении. Вращаясь в кругу русского дворянства и купечества, Иван Арнольд заручился поддержкой сильных мира сего. Очень серьезно ему помог барон, выпускник императорского училища глухонемых, Павел Александрович Веймарн. Он доложил об идеях Арнольда и результатах его деятельности императору и вплоть до 1868 года оставался попечителем и благотворителем арнольдовского училища.

В феврале 1853 года император дал разрешение на открытие учебного заведения, и частично финансировал его. Чтобы не создавать конкуренции петербургскому училищу Марии Федоровны, Арнольд также испросил разрешение перевести свое заведение в Москву, в Долгоруковский переулок.

Шестидесятые годы - эпоха великих реформ, которая способствовала тому, что Москва стала финансовой столицей. Финансы и предпринимательство сосредоточены в Москве. Не исключаю, что Иван Арнольд понимал это и рассчитывал найти поддержку своим идеям среди московского купечества, ведь собственных средств он все-таки не имел.
Уже в 1860 году в доме Пашкова в Москве состоялись первые публичные экзаменационные испытания для учащихся, которые были ими блестяще пройдены. Общество, московский генерал-губернатор Тучков, а также Городская Дума, с интересом восприняли и одобрили Арнольда, число учеников которого быстро росло.

Вскоре потребовалось новое здание. Но прежде был создано «Попечительское о глухонемых общество». В 1869 году председателем попечительского совета и главным благотворителем стал Павел Михайлович Третьяков. Он оставался им вплоть до своей смерти в 1898 году. Городская Дума активно содействовала училищу. Не только опекала его, но и финансировала сначала 10, а затем 32 ученика, ежегодно перечисляя на их содержание почти десять тысяч рублей.

Полный пансион на средства благотворителей

Не исключено, что первое знакомство с Арнольдом у Третьякова произошло на ниве живописи. Однако, он имел свои резоны, чтобы поддерживать начинание Ивана Арнольда. У Третьякова был болен сын. Павел Михайлович хорошо знал, что такое инвалид в семье. Правда, мальчик не был глухим, его диагноз значился как слабоумие. Но совершенно очевидно, что, понимая трудности, с которыми сталкивается семья в такой ситуации, Третьяков щедро жертвовал тем, кто нуждался в помощи. В этом смысле арнольдовское училище было не единственным. На Большой Сухаревской улице Третьяков открыл клинику для тяжелобольных с отделением для психических пациентов. Как в первом, так и во втором случае жертвовал Павел Михайлович анонимно.

Павел Михайлович Третьяков, меценат и благотворитель; фото 1898 года с сайта tphv-history.ru

В 1873 году, благодаря участию Третьякова и на его средства, на Донской улице у звенигородского купца Николая Комарова было куплено большое владение. Проект трехэтажного здания разработал архитектор А. С. Каминский. И уже в феврале 1876 года весь преподавательский состав и ученики перебрались в новое, оборудованное по последнему слову, здание Арнольдовского училища.

Дети без различия пола, сословия и вероисповедания в возрасте от 7 до 12 лет принимались в Городское Арнольдовское училище для глухонемых (с 1900 года Арнольдо-Третьяковское). Курс обучения был рассчитан на шесть-десять лет в зависимости от возраста и способностей ученика. Общее и ремесленное образование в училище получали 150 человек, а в 1914 году их было уже 200. Позднее был введен ранжир по условиям пребывания (полный, полупансион, только обучение) и введена плата. Дети из беднейших московских семей (по предоставлению справки о доходах родителей) могли попасть на бесплатные места.

Детей обучали не только речи и общеообразовательным предметам, но серьезно занимались их духовным развитием. В целом обучение было схоже с программами уездных училищ. Девочек знакомили с техникой кройки и шитья и рукоделием. Мальчикам, в силу того, что в училище были типография, а также переплётная, столярная, портновская и сапожные мастерские, давали соответствующие профессии.

Вклад, который сделал Арнольд в систему обучения и реабилитации глухонемых в России — бесценен. Это хорошо понимали его современники. В 1881 году высочайшим указом Иван Карлович Арнольд был награжден орденом Святого Станислава второй степени за педагогическую деятельность. Его училище не только давало приют и профессию инвалидам, которые в будущем могли себя прокормить. Главное, что сделал Иван Арнольд — превратил свое училище в научно-практическую и методологическую базу отечественной сурдопедагогики. Его первые ученики стали его опорой в этом начинании и продолжателями.

Слабое здоровье и начавшее падать зрение, вынудило Арнольда очень скоро переложить все дела по развитию училища на плечи попечительского совета. Сам он вернулся в Петербург, где устроился преподавателем в Сестрорецкий приют для глухонемых. Здесь же и скончался в апреле 1891 года.

Училище на улице Донская, 37 существовало еще довольно долго. Только тридцать лет спустя после открытия в нем появилась домовая церковь. В 1906 году в здании был проведен серьезный ремонт, сделана пристройка, в которой и была освящена «Павловская» домовая церковь. Её освятили в честь Павла Латрийского, святого покровителя Павла Михайловича Третькова. У здания до сих пор сохранилась алтарная апсида и кресты на стенах, выложенные кирпичами.

После революции домовая церковь была закрыта, а училище переименовано в Московский институт глухонемых. На Донской, 37 институт просуществовал вплоть до 1941 года, когда его эвакуировали в Пензу. Впоследствии здание меняло своих хозяев, здесь располагались самые разные государственные учреждения. В 1986 году был открыт Дворец пионеров. В последние годы здесь располагается лицей N 1553 «Лицей на Донской».

Есть в районе Хорошево-Мневники музей, подобного которому, вы пожалуй больше нигде не найдете. Действует он при школе-интернате № 101 им. С. Я. Кривовяза, в которой обучаются дети с нарушением слуха. Сама школа, одно из старейших образовательных учреждений подобного типа в России. созданная более ста лет назад, на деньги меценатов. Тогда учреждение именовалось: Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых, оно открылось 24 апреля 1860 года. Его основателем стал Иван Карлович Арнольд, потерявший слух в двух летнем возрасте и посвятивший свою жизнь созданию учебного заведения для людей с нарушением слуха. В 1816 году, отец отвез юного Ивана в Берлин в училище глухонемых, где он брал уроки рисования. Перед возвращением в Россию Иван Арнольд объездил города Германии, изучая опыт и методы обучения в школах глухонемых.


Углова Ольга Валерьевна.





Уже в начале 1850-х гг. Иван Карлович пробовал себя на поприще учителя – в качестве гувернера при глухонемом сын Почетного гражданина Сазонова. В 1852 г. Арнольд в Петербурге открыл небольшой пансион. Воспитанников было 6 чел., почти все – или сироты, или из беднейших семей. На них Арнольд и тратил свои скудные средства. В феврале 1853 году его училище было официально признано. Павел Веймаран, глухонемой сын сенатора, принял на себя обязанности попечителя училища. В 1860 году Иван Карлович перевел училище с пятью учениками в Москву, где Московский генерал-губернатор П.А.Тучков пожертвовал училищу 1000 руб., его примеру последовали и другие благотворители. Самым щедрым меценатом был П.М. Третьяков, основатель знаменитой художественной галереи. Он живо интересовался проблемами училища, часто посещал занятия, знал всех преподавателей.




В 1963 году для училища было построено новое здание на окраине Москвы, недалеко от Серебряного бора. К этому времени учебное заведение стало именоваться: Специальная школа-интернат №101 для глухих детей. История учебного заведения для глухонемых детей, подробно отражена в экспонатах и документах созданного в 1988 году при школе музее. Основной объем экспонатов музея составляют предметы и документы советского времени, но есть в музее и весьма старинные экспонаты, относящиеся ко времени императрицы Марии Федоровны, издавшей указ от 1806 года, об учреждении в городе Павловске опытного училища для глухонемых. Не смотря на отсутствие какого либо финансирования, музей сурдоперевода находится в отличном состоянии благодаря его нынешнему директору, смотрителю и экскурсоводу и все это в одном лице - Угловой Ольге Валерьевне.



16 декабря 1898 года умер Павел Михайлович Третьяков — выдающийся деятель отечественной культуры, русский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства. Среди известных благотворителей и коллекционеров-предпринимателей XIX века его имя всегда будет занимать особое место: он навсегда вошел в историю не только русской, но и мировой культуры, подарив Москве богатейшую художественную коллекцию, создав общедоступную картинную галерею. Третьяков был известен также как щедрый благотворитель: создавал и финансировал школы, приюты, больницы, учреждал стипендии и помогал художникам. Мы решили вспомнить о пяти великих делах Павла Михайловича.

Третьяковская галерея

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Конечно же, имя Павла Михайловича Третьякова навсегда будет связано с главным детищем его жизни — Третьяковской художественной галерей, знаменитой сокровищницей русской живописи. Ее коллекция насчитывает десятки тысяч рисунков, скульптур, картин, икон, а началось все с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых развалах у Сухаревой башни: в 1854 году Павел Михайлович покупает там первые десять картин, полотна старых голландских мастеров. Однако уже через два года он приобретает две картины русской школы — «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Финляндских контрабандистов» В.Г. Худякова, которые и легли в основу выдающейся коллекции. Перов, Якоби, Клодт, Верещагин, Шишкин, Васнецов… Со многими из них Третьякова связывала дружба, и Павел Михайлович имел право «выбрать первым» картину для своей коллекции. Он видел в передвижниках основу возрождающейся русской живописи и не только приобретал картины, но делал заказы портретов выдающихся людей. Благодаря Третьякову мы знаем, как выглядели Достоевский, Толстой, Тургенев, Некрасов. К 1892 году насчитывавшее почти 2 тыс. шедевров живописи и графики собрание — уже коллекция национального уровня. Вместе со зданием Третьяков передает галерею в дар Москве с условием свободного доступа к ней всех желающих. Третьяковка сегодня — это более 170 тыс. произведений искусства, художественный музей с мировым именем, культурный центр и туристический бренд России.

Арнольдо-Третьяковское училище

Третьяков щедро жертвовал деньги на благотворительность. Так, в 1860 году при его участии открылось Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых детей, первое в Москве специализированное заведение для глухонемых. В задачу училища входило обучить глухонемых детей 6-10 лет речи, дать общее образование и практические навыки, подготовить к ремеслу. Первоначально обучение вели глухие учителя, поэтому оно строилось на основе мимического метода, а затем стал применяться устный метод. Третьяков не только финансировал училище, но и живо интересовался его проблемами, часто посещал занятия, знал всех преподавателей. Подготовка директора школы и его учеба была полностью оплачена Третьяковым. После смерти Третьякова училище существовало на завещанные им деньги.

Третьяковская богадельня

В 1899 году, спустя год после смерти П.М. Третьякова, началось строительство Третьяковской богадельни — приюта для слабоумных — так распорядился Петр Михайлович в своем завещании, в котором он просил душеприказчиков, чтобы после раздачи стипендий студентам, выделения средств на содержание членов своей семьи, исполнения долговых обязательств оставшиеся деньги и ценные бумаги были бы переданы Московскому купеческому обществу, которому надлежало использовать эти средства на строительство и содержание богадельни. К строительству этого здания он относился по-особому, имея печальные личные мотивы для сострадания к людям, лишенным возможности полноценно жить в обществе: его сын Михаил оказался душевнобольным. Московское купеческое общество постановило построить богадельню на 380 человек и не экономить средства на объеме, качестве строительства и удобствах для призреваемых. В богадельне даже было решено провести электрическое освещение — редкое по тем временам нововведение. Торжественное открытие состоялось 19 ноября 1906 года. Вплоть до 1917 года богадельня находилась на попечении Московского купеческого общества, теперь тут размещается Институт хирургии им. А.В. Вишневского.

Приют для вдов и сирот художников

Еще одним пунктом в завещании Третьякова значился приют для вдов и сирот художников. Павел Михайлович оставил в собственность городу принадлежавший ему участок земли вблизи Третьяковской художественной галереи и капитал в размере 150 тыс. рублей на «устройство и содержание в этом доме бесплатных квартир для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников». Часть этого капитала пошла на постройку здания, а другая была обращена в неприкосновенный капитал, на проценты от которого и содержался этот приют. В первую очередь квартиры предоставлялись вдовам, детям и незамужним дочерям русских художников, чьи картины выставлялись в Третьяковской художественной галерее. Вдовы и девочки могли оставаться в приюте пожизненно, юноши — до совершеннолетия или до 25 лет, если учились в высшем учебном заведении, при этом, если вдова вновь выходила замуж, за ее малолетними детьми сохранялось право проживания в приюте. Однако с сиротами обязательно должен был находиться близкий взрослый родственник. Здание было рассчитано на 16 квартир. Отопление, освещение, медицинская помощь и питание входили в проживание и были бесплатными. Право на проживание там рассматривал попечительский совет. Здание приюта расположено по адресу Лаврушинский переулок, дом 3/8. Сейчас там размещаются научные отделы Государственной Третьяковской галереи.

Третьяковский проезд

В 1871 году по инициативе П.М. Третьякова был проложен проезд между Никольской улицей и Театральным проездом на месте существовавшего ранее, но застроенного в XVIII веке проезда. Проект разработал архитектор А.С. Каминский, муж Софьи Михайловны Третьяковой, сестры Павла Михайловича: он возвел два здания в виде старинных ворот-арок. Над входной частью расположены башенки, а верхушки стен украшены зубцами в стиле средневековых крепостей. Примечательно, что пассаж встроен в древнюю стену Китай-города. Как и сейчас, внутри проезда находились магазины: «Феникс», торговавший популярной среди московских аристократов мебелью в стиле модерн, Торговый дом братьев Алексеевых, торговый дом Вильгельма Габю, где продавались часы и ювелирные изделия. Одно из помещений Третьяковского пассажа занимал чайный магазин, принадлежавший знаменитому московскому купцу Василию Гавриловичу Куликову. Подобное градостроительное решение уникально для Москвы. Улица была подарена городу. Третьяковский проезд — единственная московская улица, построенная на частные средства.

Видео


Лет сто назад Донскую улицу вполне можно было называть улицей Меценатов, ведь на ней тогда располагалось около 50 различных благотворительных учреждений. Но в те времена было не принято менять исторические названия, а вот пришедшие к власти большевики сменили название XVII века, имеющее непосредственное отношение к Донскому монастырю, на 2-й Обозный переулок. Затем антиклерикальная кампания пошла на спад и улице вернулось прежнее имя.


Среди местных достопримечательностей - сквер возле храма Ризоположения, где в бельчатнике живут шустрые пушистые зверьки.



Донская улица, № 1. Улица начинается корпусами гостиницы «Академическая», принадлежащей Академии наук (1968 и 1974 годы)


Богадельня имени Колесовых. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/15761


То же здание в наши дни. Донская улица, № 3 - двухэтажное здание женской богадельни имени Колесовых построено в 1913 году по проекту архитектора А.Роопа, позднее достроено до пяти этажей.


Почти вся старая застройка Донской улицы со временем подверглась реконструкции.


Приют для престарелых и слепых имени Поповых. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/15762 Фотография из «Альбома зданий, принадлежащих Московскому городскому общественному управлению»


Донская улица, № 5 - современное жилое здание на месте Приюта для престарелых и слепых имени Поповых. Сохранилась лишь ограда участка.


Донская улица, № 6


Донская улица, № 7 - особняки на территории усадьбы купцов Солодовниковых, которые владели текстильной фабрикой, занимавшей квартал между Донской улицей и Шаболовкой.

Донская улица, № 9с1 - Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. Как сообщает его официальный сайт http://muzeum.me , «Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей расположен в старой части Москвы, богатой уникальными памятниками культуры, архитектуры и искусства. Это единственный в России музей, хранящий в своих стенах историю издревле почитаемых на Руси меценатства и благотворительности. Посетителей музея ждут сотни оригинальных экспонатов, документов, фотографий, личных вещей, портретов, наград и т.д. людей, российских банкиров, промышленников, купцов, представителей интеллигенции, заложивших основы российской культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной поддержки. Многие из них собраны благодаря помощи потомков Алексеевых-Станиславских, Армандов, Бахрушиных, Гучковых, Зиминых, Каверина, Мамонтовых, Морозовых, Прохоровых, Рукавишниковых, Рябушинских, Сафонова, Сытиных, Третьяковых, Шелапутиных, Шехтеля и многих других.

Музей находится в здании XIX века, принадлежавшем купцу И.Г.Простякову, известному московскому предпринимателю, кавалеру пяти российских орденов за благотворительную деятельность, который на свои средства открыл в этом доме начальную школу. Музей с момента создания в 1991 году и до настоящего времени является общественным. На благотворительных началах созданы и продолжают пополняться музейная коллекция и библиотечный фонд. В настоящее время в фондах Музея хранится около 2500 тысяч подлинных экспонатов. Основным организатором является Хранитель Музея Лев Николаевич Краснопевцев».


Школа № 16. 1960 год: https://pastvu.com/p/20637 Донская улица, № 10 - школа № 16 (сейчас № 1496) построена в 1936 году. Здесь в 1960 году снимался кинофильм «Друг мой, Колька!», поставленный учениками Михаила Ромма молодыми режиссёрами Александром Миттой и Алексеем Салтыковым. При всей наивности сюжета ленту и сейчас смотреть интересно благодаря участию Анатолия Кузнецова, Савелия Крамарова, Юрия Никулина да и юные актёры не подвели. В фильме много примет старой Москвы, например, голубятни - непременный атрибут каждого двора 1950-1960-х годов.


Донская улица, № 8к2 - Полномочное представительство Тувы


Донская улица, № 11к1


Донская улица, № 14к1 - заброшенное рабочее общежитие


Донская улица, № 14к2


Наверное, в Москве осталось не так уж и много таких старых домов, где до сих пор живут люди.


Что бы это значило?


На нечётной стороне Донской улицы остатки корпусов промышленных предприятий.


Донская улица, № 18с2


Храм Ризоположения. 1882 год: https://pastvu.com/p/15737

Донская улица, № 20 - храм Ризоположения построен в стиле московского барокко в 1701-1716 годах на месте деревянного храма. Ещё в 1625 году на этом месте состоялась встреча московского духовенства с посольством персидского шаха Аббаса и передача в дар царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Филарету одной из наиболее почитаемых святынь христианского мира - Ризы Господни, частицы одежды, в которой Христа вели на Голгофу.

Москвичи не сразу поверили в подлинность подарка иноверного царя и испытали чудодейственность святыни, отправив «свидетельствовать ее чудесами, пети молебны, ходити с нею к болящим, полагати на них и просити всещедрого Бога, чтобы он тое святыни уверил». Затем риза была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе Кремля, а на месте встречи на Донской сооружен деревянный храм и обелиск, сохранившийся до наших дней.

Ризоположенская церковь - одно из самых красивых зданий московского барокко: гранёные главы, увенчанные роскошными прорезными золочеными крестами, белокаменные наличники, венецианские раковины на месте закомар. Очень красив храм внутри - особенно его высокий шестиярусный иконостас с храмовой иконой XVII века. Стены и своды покрыты высоким рельефом - картушами, акантом, фигурками ангелов. Современный вид храм обрёл в 1889 году по завершении реконструкции по проекту архитектора А.Каминского. В советские годы храм не закрывался.


Донская улица, № 24 - жилой дом 1959 года постройки. Кажется, что мусоропровод оборудован в трубе, ведущей из котельной.


Донская улица, № 26


Донская улица, № 27


Донская улица, № 27с3


Донская улица, № 28

История основания Московского Арнольдо-Третьяковского училища

и постройки здания на Донской

«Арнольдовское училище принадлежало к числу тех редких благотворительных учреждений, которые созданы благодаря инициативе одного человека, посвятившего всю свою жизнь помощи несчастным».

Этим человеком и был Иван Карлович Арнольд, глухонемой основатель училища для глухонемых.

Иван Карлович Арнольд, старший сын статского советника Карла Ивановича Арнольда, родился 25 сентября 1805 года. В детстве, когда ему ещё не было и двух лет, он упал. Падение было так неудачно, что он получил сотрясение мозга с поражением слуховых органов, вследствие чего сильно заболел. После выздоровления выяснилось, что Иван Карлович оглох на всю жизнь. В 1811 году он был отдан в училище глухонемых в Санкт-Петербурге, учрежденное в 1810 году императрицей Марией Федоровной.

В училище он пробыл два года, после чего отец взял его оттуда, желая сам с ним заниматься. Заметив у сына способности к рисованию и механике, отец отправил его в Берлин в 1816 году для дальнейшего образования, где он занимался в Академии Художеств и вместе с тем посещал тамошнее училище для глухонемых. Но карьера художника не привлекала его: он хотел по возвращении в Россию заняться обучением и воспитанием глухонемых, так как в России тогда числилось около 27000 глухонемых.

Однако Арнольду совсем не сразу удалось воплотить в жизнь свои планы. Не имея перво-наперво своих собственных средств, которые он употребил на открытие и обзаведение всем, Иван Карлович обратился к русскому дворянству и купечеству с просьбою о помощи. И получил её. Кроме того, нашлись еще сановники, которые были близки к трону и обещали доложить о пользе этого учреждения императору. Государь, в свою очередь, не только дал разрешение на основание, но и пожаловал значительную сумму в пользу училища. 13 февраля 1853 года было получено разрешение.

Хоть дела училища и шли хорошо, но, потому что в Петербурге уже существовало казенное заведение для глухонемых, а в Москве такого училища не имелось, а в нем существовала настоятельная потребность, Иван Карлович признал правильным и полезным перевести своё училище в Москву, для чего в 1859 году и отправился туда, чтобы выхлопотать для этого надлежащее разрешение. В 1860 г. было получено такое разрешение, и в том же году он переселился в Москву с несколькими своими учениками и преподавателями. Первое помещение, которое заняло училище, было в Долгоруковском переулке.

По мере расширения, училищу требовалось всё больше и больше места, а денег для съёма больших помещений не было. К концу 1863 года в заведении числился 21 воспитанник; к январю 1865 года училище уже состояло из 25 учащихся, (17 мальчиков и 8 девочек).

И вот, в 1873 году на Донской улице было приобретено владение у купца Комарова и началась постройка трехэтажного с подвальным помещением здания для училища.

По данным Московского Городского Архива на участке, принадлежащем Московскому Городскому Арнольдо-Третьяковскому училищу, согласно плану 1814 года находился дом отставного прапорщика Яблочкова. В течение 18 века участок не раз менял своих хозяев, пока в 1771 году не попал в руки звенигородского купца Николая Ивановича Комарова, у которого и был приобретен Третьяковым для строительства здания Арнольдо-Третьяковского училища. Здесь по проекту А. С. Каминского выстроили специальное здание (N 37) для училища.

Постройка окончилась в 1875 году, и в феврале 1876 состоялся переход училища в собственное помещение. Так было построено здание на Донской, 37.

После ремонта 1906 года перегородка между 3-им и 2-ым этажами была убрана, само здание перестроено и 25 апреля 1906 года в этой пристройке была освящена домовая церковь при Арнольдо-Третьяковском училище во имя Павла Латрского (Латрийского), небесного покровителя умершего в 1899 году главного благотворителя и председателя попечительского комитета Павла Третьякова, бывшего душою деятельности попечительского общества училища и распорядительного комитета.

Вступив в члены комитета с самого его основания в 1863 году,
П.М. Третьяков в 1869 г. сделался его председателем и оставался в этой должности до самой своей смерти, последовавшей 4 декабря 1898 г. Мало-помалу вся деятельность общества сосредоточилась в одном лице. Именно он спонсировал покупку трех соседних владений для расширения участка, постройку дома для бани, прачечной и трех учительских квартир, постройку больницы.

Впоследствии на территории училищного сада разместились здание больницы, флигель для учителей, а также здание оранжереи и теплицы с грядками для занятий садоводством.

Внутренние помещения были спланированы специально для учебного заведения: спальни, классы для занятий, ремесленные мастерские, столовая.

Таким образом, соединились усилия учителя И.К. Арнольда и купца П. М. Третьякова - было основано и поселилось в собственном здании новое учебное заведение - Московское городское училище для глухонемых.

История возникновения Центра "На Донской"

С 1918 года училище становится государственным учреждением и называется Московским институтом глухонемых.

В 1941 году учебное заведение было эвакуировано в Пензенскую область, а возвратилось в 1943 году, но уже в другое помещение.

В годы войны здание института было передано другим государственным учреждениям города Москвы. Тут расположились районные комитеты (райком) партии и комсомола

В 1986 году Московский городской дворец пионеров и школьников посетил первый секретарь МГК КПСС Ельцин Б.Н. и обратил внимание на недостаточное развитие технического и интеллектуального творчества учащихся, особенно старшеклассников. Он предложил организовать такое учреждение для способной молодежи, где учащиеся могли бы развивать свой творческий потенциал на современной технической базе с использованием прогрессивных и высокопрофессиональных методик обучения и научных исследований.

Для решения этой были подключены специалисты Московского городского дворца пионеров и школьников (МГДПиШ), научно-исследовательский институт АН СССР, проектные и строительные организации г.Москвы. Исполком Октябрьского райсовета г.Москвы выделил для дома научно-технического творчества здание бывшего РК КПСС по адресу ул. Донская, 37. Был разработан проект его полной реконструкции и переоборудования его помещений в соответствии с нормами для размещаемых научно-исследовательских лабораторий. Строительство велось методом народной стройки; на стройке работали несколько молодежных стройотрядов. Всего за один год в здании были сняты все перекрытия и заново отстроены молодежные научно-исследовательские лаборатории со всеми необходимыми коммуникациями.

Новое учреждение народного образования, - ДНТТМ, - был создан как филиал МГДПиШ. Для обеспечения высокого качества обучения и работы учащихся кадровый состав сотрудников и преподавателей ДНТТМ формировался в основном из числа действующих специалистов исследовательских учреждений и высшей школы.

К январю 1988 г. строители вручили символический ключ от здания ДНТТМ активу школьников лаборатории Физики космоса дворца пионеров для того, чтобы они под руководством заведующего лабораторией в те годы Д.Л. Монахова начали оборудовать здание нового научного центра. Поскольку финансирование от ГУНО было открыто лишь в июле 1988 г., то именно силами самих ребят было проведено оснащение лабораторий, их минимальное оформление и благоустройство для того, чтобы 1 сентября 1988 года ДНТТМ смог открыть свои двери для 2-х тысяч старшеклассников, желающих связать свой жизненный путь с научными исследованиями и техническими разработками.

С октября 2015 года Дом научно-технического творчества молодежи переименован в Центр «На Донской»

Сегодня это учреждение - современный государственный центр дополнительного образования детей, структурное подразделение ГБПОУ "Воробьевы горы" - является местом встречи детей, подростков, интересных людей и рождения новых идей.

Ваш ребенок может посетить Центр после уроков и заняться чем-то интересным и увлекательным - проектированием и конструированием роботов, проведением экспериментов в химической, физической или биологической лабораториях, разработкой и созданием собственного сайта, научиться программировать, танцевать, рисовать или фотографировать.