Кто говорит что на войне. Сценарий внеклассного мероприятия «Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. «Страшно быть на войне»

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина

На заре двадцатого века Владимир Маяковский сказал: «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». Да, это так. Война - это самое ужасное изобретение человечества, но самое отвратительное - осознавать, что, сколько будут существовать люди то тут, то там будут вспыхивать вооруженные конфликты, которые принесут только горе. Война облагает данью каждого его участника, мужчины расплачиваются своими жизнями, женщины - пролитыми слезами.

Война и страх не разделимы. Я не верю, что кто-то может утверждать, что на войне не страшно. Страшно потерять близких, страшно умереть самому, страшно сломаться и не выдержать испытаний под напором врага. Но в этом - то, наверное, и состоит подвиг: преодолеть свой страх и сражаться за свою Родину до последнего.

Война, как лакмусовая бумажка, проявляет истинную цену человека. Все то, что было сокрыто от чужих глаз в мирное время, явственно проявляется в экстремальных условиях военных действий. Потому что война - это всегда выбор. Выбор славы или бесчестия, жестокости или милосердия, страха или бесстрашия. И люди на войне ведут себя по-разному: одни как герои, другие как трусы и предатели. Первых, конечно ж, гораздо больше. Но ведь есть и вторые, те, которые не смогли справиться со страхом за свою жизнь.

В одной из глав своей книги «У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич пишет, что идущие на войну девчонки очень легко делали свой выбор между жизнью и смертью. Для них это было так же просто, как дышать. Но это только на первый взгляд, пишет далее писательница. Оглядываясь вокруг себя и понимая, как дорого все, что тебя окружает, осознаешь, как страшно потерять все то, что не ценил в мирной жизни, а теперь так боишься потерять навсегда.

Герой произведения Б.Васильева «В списках не значился», девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников за неполных десять месяцев, которые он в одиночку воевал с врагом, прошел настоящую школу мужества и героизма. Не сразу он стал героем. Фронтовик, знающий о войне не понаслышке, Борис Васильев не идеализирует своего героя, он показывает, как день ото дня мужает молодой офицер, как крепнет в нем решимость сражаться за родину. Писатель показывает, что Николаю бывает страшно, что он совершает ошибки. И это понятно. Плужников не идол, он живой человек. Тем выше цена его подвига. Он оборонял Брестскую крепость, сколько мог. Долгих десять месяцев держал в страхе захватчиков крепости. И тогда, когда он вышел из-под завалов её, чтобы умереть свободным, враги отдали ему воинские почести, признав его неколебимую стойкость и верность офицерской чести.

"Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя" , -говорит герой романа и доказывает это своим подвигом.

Лейтенант Плужников был выше всех почестей, отдаваемых ему. Он был последним защитником так и не сданной крепости. Благодаря таким беззаветно преданным и смелым людям, наша Родина выстояла и победила фашизм.

Рядом с Плужниковым писатель изображает и других героев, малодушных, трусливых, вставших на путь предательства. Но о них даже не хочется вспоминать.

Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться предками, их мужеством и стойкостью. А роман писателя Б.Васильева еще раз убеждает в том, что на войне каждый сам решает, кем ему быть, героем, навечно оставшимся в благодарной людской памяти, или трусом, вызывающим омерзение.

Говорить о том, что на войне не страшно, может лишь тот, кто наблюдает за ней издали. А призывать к войне - лишь безумец, не знающий истории. Тем более, если сражаться призывают с собственным народом. Страшно ли на войне? Спросите вы мальчишек и девчонок, которые вместе с родителями бежали из опаленной войной Украиной. Можете даже не спрашивать. Просто посмотрите в их глаза, и вы все поймете. Потому тысячу раз права поэтесса Юлия Друнина, утверждающая «кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».

Спириади Егор Константинович, учитель Кочинева Ирина Эдуардовна

Участники тематической презентации

Накануне Дня Победы, в Тверской школе №1, где обучаются глухие и слабослышащие дети, состоялась тематическая презентация. Ее подготовили переводчик ЖЯ Наталья Мамитова и другие сотрудники из городской библиотеки им. Герцена. Н. Мамитова часто проводит познавательные мероприятия для неслышащих школьников и переводит их на ЖЯ. На этот раз презентация была посвящена корреспондентам, поэтам и писателям, прошедшим войну. Звучали стихотворения и песни, рожденные войной.
Школьники узнали об Илье Эренбурге, известном журналисте и публицисте. Его многочисленные статьи, репортажи, стихи военных лет пользовались необыкновенной популярностью, они поднимали патриотический дух народа. В одном из партизанских отрядов даже существовал рукописный приказ, запрещающий использовать на самокрутки полосы газет со статьями И. Эренбурга. Это - лучшее народное признание для корреспондента!
Алексей Сурков попал в окружение, а когда ему все-таки удалось выбраться к своим, вся его шинель оказалась иссечена осколками. Именно об этом случае, о возможной смерти, до которой "четыре шага", известное стихотворение "В землянке", превратившееся в популярную песню. А поэт Константин Симонов посвятил А. Суркову строки "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?" Среди военных стихов Симонова популярны "Песенка военных корреспондентов" и стихотворение "Жди меня". Школьники узнали о завещании Симонова, по которому его прах развеяли над Буйничским полем под Могилевом. Там в июле 1941 года наши воины героически подбили и сожгли за один день 39 фашистских танков, свидетелем этого военного эпизода был Симонов.
Вспомнили об Александре Твардовском, создавшем собирательный образ бойца-героя Василия Теркина. Особое место в творчестве Твардовского занимает стихотворение "Я убит подо Ржевом" о трагическом по масштабу потерь сражении в нашей области.


Наталья Мамитова переводит презентацию на ЖЯ

Семнадцатилетним добровольцем ушел на фронт Булат Окуджава, сложивший много песен о войне. Среди них - "Бери шинель, пошли домой!", связанная с радостью Победы.
Школьников потряс эпизод из военной биографии поэтессы-фронтовички, Юлии Друниной, служившей медсестрой. Получив ранение шеи, она наскоро наложила себе повязку и продолжила оказывать помощь раненым бойцам. Потом потеряла сознание и очнулась лишь в госпитале, узнав, что осколок прошел лишь в двух миллиметрах от ее сонной артерии, и все это время она находилась на волосок от смерти. Проникновенны ее строки:

Я только раз видала рукопашный.
Раз наяву. И тысячи - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Прозвучала также песня Друниной "Над Курганом".

На мероприятие были приглашены слышащие ученики общеобразовательной школы №55, которая является партнером проекта "Читаем вместе".
Учащиеся школы для глухих подготовили небольшую концертную программу, созвучную военной тематике. Это были жестовые номера "Журавли", "От героев былых времен", "Огромное небо", "Смуглянка", "Закаты алые", "Тальяночка". Хочется отметить творческий потенциал детей и особое терпение педагогов, проводивших с ними необходимые репетиции.


Исполняют номер "Тальяночка"

Неоспоримым успехом мероприятия стал удачный подбор материала, литературных фактов, музыки и видеоряда в презентации, что одинаково увлекло и глухих, и слышащих зрителей. Встреча способствовала патриотическому воспитанию, формированию толерантности и развитию дружбы подростков.

Наталья СЕРГЕЕВА, Тверь

„Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне“.

Многовековая русская литература на всех этапах своего развития обращалась к теме войны, к образу защитника родной земли, к истокам героизма и причинам предательства, проблемам нравственных испытаний человека на войне - начиная со „Слова о полку Игореве“ и воинских повестей древнерусской литературы, „Севастопольских рассказов“ и „Войны и мира“ Льва Толстого, до повестей о „горячих точках“ нашего времени. Война, к сожалению, вновь стучится в двери наших соседей, совсем близко от нас самих.

Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Эта злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.


Однако, не стоит думать, что человек является жертвой войны. Это совсем не так. Жертва занимается самобичеванием, поскольку любая война – дело рук самого человека. Не выявляет ли это животное начало в людях? Своеобразный «естественный отбор», в результате которого выживает сильнейший, будь он с дубиной, со стрелами, с мечем, с порохом, с ружьем… Человеческая цивилизация совершенствуется с каждым годом и с каждым годом совершенствуются средства эффективной войны. Подсознательно люди настолько проникнуты этой «воинственностью», что очень часто в обычной, бытовой ситуации употребляют военную терминологию: «на речных рубежах», «на границе нашей области», «собираться, как на войну…»

Иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться для разрушения? Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. Люди рождаются в любви и для любви, а война противна человеческому разуму, как созданию разумному и внутренне сильному и красивому. Но тут нельзя не сказать о том, что война многолика: для одних она – путь к славе, для других – борьба за свободу и всеобщее благополучие, для третьих – дело принципа…

Война – это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. Она не только разрушает, но часто ведет к сплочению народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. Она объединяет людей в едином порыве против общего врага.
Не стоят «особняком» от этой борьбы и писатели, поэты, художники, композиторы… Они всегда утверждали, что война противоречит «человеческому» в человеке, поскольку призывает браться за оружие мужчин, стариков, подростков, женщин. Очень сложно представить женщину, хранительницу очага и мать, на войне.

Женщина на войне – это бесчеловечно. Именно это мнение прослеживается в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». Произведение поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Героини повести – пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов. Да, враг задержан, но ни одна из женщин не остается в живых. Эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней.
Повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. Вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть «А зори здесь тихие…» невозможно читать без слез.

Очень сильно и образно показаны ужасы войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Народ в изображении Льва Николаевича – решающая сила истории. В романе это подчеркивается описанием войны как войны народной, а победа над Наполеоном рассматривается как результат патриотических усилий народных масс, не потерпевших иноземного насилия. Во время битвы на Бородинском поле каждый понимал, что борется за свою землю. Вот почему, не дожидаясь приказа командиров, солдаты перед сражением надевали чистое платье, торжественно и сурово готовились к исполнению своего долга – умереть, но не допустить врага к стенам древней столицы. Они понимали, что на них легла ответственность за судьбу Родины. Уловив это настроение солдат, Андрей Болконский приходит к выводу, что Бородинское сражение будет выиграно из-за чувства патриотизма, которое есть в нем самом, и в каждом русском человеке.

В «Севастопольских рассказах» Толстой показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении – в крови, в страдании, в смерти…». Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ.
И, спустя десятилетия, Россию ждало новое потрясение – Великая Отечественная Война, которая снова заставила писателей и поэтов обратиться к вопросу «Что такое Война?».

В повести Кондратьева «Сашка» глазами главного героя мы наблюдаем жизнь людей и на фронте, и в тылу, и в больницах, и в деревнях. Но прежде всего Сашка, да и все солдаты, – обычные люди с человеческими мыслями и поступками. Когда главный герой поймал немца, то его посетили мысли о будущей награде, он с чувством гордости прошел с «фрицем» мимо товарищей, что бы те подивились его храбрости. И, в то же время, Сашка всегда готов прийти на помощь ближнему.

В годы Великой Отечественной Войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашистами.

Размышляя на тему войны, задаешься вопросом: «Что же такое война в Чечне, в Афганистане?». Я не нахожу смысла в этих войнах, не вижу причин, которые могут оправдать миллионы загубленных жизней. И в этом заключается весь ужас действительности. Я думаю, благополучие страны нужно оценивать не только по росту экономики и курсу валюты, но и по «нравственному» здоровью людей. Нормальный, здравомыслящий человек никогда не поднимет оружие против себеподобных и не примет участие в войне – безумии глобального масштаба.

Юлия Друнина

Юлия Друнина: "Кто говорит, что на войне не страшно "...

Юлия Друнина родилась в Москве, в учительской семье Друниных. Отец работал учителем в школе, куда первоклассницей пришла и дочь Юля. В школе она чувствовала себя очень комфортно, в 11 лет начала писать стихи, пусть неумелые, но зато с чувством. Все поломала война, 22 июня 1941 года Юля прибежала в военкомат: «Возьмите меня на фронт!». В армию взяли не сразу, но в том же 1941 году.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Была батальонным санинструктором. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. И «грязь войны» будет набатным колоколом бить в ее стихах спустя долгие годы.

Мы стояли у Москвы-реки,

Теплый ветер платьем шелестел.

Почему-то вдруг из-под руки

На меня ты странно посмотрел -

Так порою на чужих глядят.

Посмотрел и улыбнулся мне:

- Ну, какой же из тебя солдат?

Как была ты, право, на войне?

Неужель спала ты на снегу,

Автомат пристроив в головах?

Понимаешь, просто не могу

Я тебя представить в сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:

Минометы били, падал снег.

И сказал мне тихо дорогой,

На тебя похожий человек:

- Вот, лежим и мерзнем на снегу,

Будто и не жили в городах...

Я тебя представить не могу

В туфлях на высоких каблуках!..

Бывают поэты, которым достаточно написать две-три строчки для того, чтобы их помнили! Но главное, чтобы эти строчки шли от сердца, затрагивали чувства и переживания миллионов людей. Юлии Друниной это вполне удалось. Даже не зная авторства, несколько поколений советских людей могут безошибочно прочитать четыре строчки Юлиных стихов :

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Это четверостишие было написано в 1943 году, когда войне не было видно конца-краю. Когда сама 19-летняя поэтесса была «помечена» осколками войны, несколько раз ранена. Она сражалась до тех пор, пока 21 ноября 1944 не получила документ «...негоден к несению военной службы». Она возвращается в Москву, идет в Литературный институт, но ей отказывают в поступлении. Тогда она приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать. Да и как ей откажешь? Фронтовику? Хотя, глядя на эту хрупкую девчушку, многим не верилось, что она вернулась из ада боев.

Я принесла домой с фронтов России

Веселое презрение к тряпью -

Как норковую шубку, я носила

Шинельку обгоревшую свою.

Пусть на локтях топорщились заплаты,

Пусть сапоги протерлись - не беда!

Такой нарядной и такой богатой

Я позже не бывала никогда...

Старая лента - обугленный лес.

Юный Алейников, юный Бернес.

Дочь говорит: «Примитив»!

Может быть, правда в словах этих есть,

Только отвага, и верность, и честь -

Непреходящий мотив.

Их проявила на пленке война...

Как надоели мне полутона -

Словно боимся мы сильных страстей

Так, как боятся незваных гостей...

Старая лента - обугленный лес,

«Темную ночь» напевает Бернес.

Ах, как волнует нехитрый мотив,

Как покоряет сердца «примитив»!

Да, она осталась в душе такой же девчонкой, пусть и изломанной войной. И о любви, о сильном и крепком мужском плече мечтает ничуть не меньше, чем ее повзрослевшая дочь

Позови меня! Я все заброшу.

Январем горячим, молодым

Заметет тяжелая пороша

Легкие следы.

Свежие пушистые поляны.

Губы. Тяжесть ослабевших рук.

Даже сосны, от метели пьяные,

Закружились с нами на ветру.

На моих губах снежинки тают.

Ноги разъезжаются на льду.

Бойкий ветер, тучи разметая,

Покачнул веселую звезду.

Хорошо, что звезды покачнулись,

Хорошо по жизни пронести

Счастье, не затронутое пулей,

Верность, не забытую в пути.

Она встречает новую любовь - драматурга Алексея (Лазаря) Каплера, по которому в свое время так сохла Светлана Аллилуева, а Сталин ее укорял: «Посмотри на него, за ним все бабы бегают, что ты в нем нашла?». Каплер отвечает на любовь. Может быть, в чем-то «старомодную», непонятную новому поколению.

Теперь не умирают от любви -

насмешливая трезвая эпоха.

Лишь падает гемоглобин в крови,

лишь без причины человеку плохо.

Теперь не умирают от любви -

лишь сердце что-то барахлит ночами.

Но «неотложку», мама, не зови,

врачи пожмут беспомощно плечами:

«Теперь не умирают от любви...»

Они проводят много времени вместе, хотя оба прекрасно понимают, что любовь эта изрядно подернута гроздями осени, тонкой серебряной паутинкой накинутой на уже готовые забагроветь листья…

Как резко день пошел на убыль!

Под осень каждый луч милей...

Грустят серебряные трубы

Прощающихся журавлей.

Как резко жизнь пошла на убыль!

Под осень дорог каждый час...

Я так твои целую губы -

Как будто бы в последний раз..

Каплер умирает первым. В 1979 году. Юлия тяжело скорбит о потере, но живет, сражается. Она на гребне борьбы в том импульсивном и «шатающемся» 1989 году, когда правда хлынула из всех щелей. Юлия была избрана в Верховный Совет СССР созыва 1990 года. На вопрос, зачем она баллотировалась, Друнина однажды ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, - желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане».
Но не все так просто. Некогда могучая страна падает в бездну. И Юлия этого пережить не может. Она забирается в свой гараж, включает двигатель автомобиля... Случилось это 21 марта 1991 года. А нам остались ее стихи:

Не встречайтесь с первою любовью,

Пусть она останется такой -

Острым счастьем, или острой болью,

Или песней, смолкшей за рекой.

Не тянитесь к прошлому, не стоит -

Все иным покажется сейчас...

Пусть хотя бы самое святое

Неизменным остается в нас.

Война-страшное слово, за которым кровь, смерть, страдание,разрушенные семьи.Наше поколение знает о Великой Отечественной войне из рассказов бабушек,дедушек,учителей,из художественных и документальных фильмов, из книг,написанных людьми,сумевшие пройти все ужасы тех незабываемых лет. И все же иногда достаточно вспомнить, чтобы ощутить глубокую боль и нечеловеческую тоску о бесстрашно бросающихся под вражеские пули, о матерях и женах, чье сердце обрывалось с приходом похоронки, о бойцах, не сумевших дожить до победы.

Человек, переживший войну, никогда не забудет увиденного, услышанного, прочувствованного за это время. Многим писателям и поэтам повезло – они дошли до победы, они вернулись и в память о тех, кто вернулся,рассказали правду о той страшной войне.

...Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Эти слова принадлежат Юлии Друниной, которая со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт. Санитарка, на весь пехотный батальон, Ю. Друнина на себе испытала все ужасы войны.

При просмотре фильма по книге Б. Василия «А зори здесь тихие» в душе остается боль, тоска и глубокое чувство утраты. Совсем юные девушки, которые мечтали о прекрасном,хотели любить и быть счастливыми – уходя небольшим отрядом на выполнение опасного задания.Пятеро девчонок полны отваги и решимости, они готовы на жертвы и потери. А ведь как страшно осознавать, что ты можешь уже не вернуться, можешь попасть под обстрел, в плен к врагу. С горечью и со слезами на глазах в конце фильма мы узнаем, что девушки сумели остановить фашистов, но непомерно высока цена з одержанную ими победу. Они погибли, навсегда оставшись в нашей памяти, доказав, что хрупкость и нежность – то вовсе не слабость. Ведь «у войны не женское лицо…», на подвиг во имя Родины встает и мужчина, и женщина, и старик, и ребенок. Война – это горе и слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду.Многое может сделать человек, если он знает, во имя чего и за что борется.

К 70 – летию Победы в моей школе проходили беседы по литературе о Великой Отечественной войне,на одном из уроков прозвучало стихотворение Мусы Джалиля «Варварство».Каждый, сидевший в классе,на мгновение оказался свидетелем той, варварской и ужасной трагедии описанной в произведении. Огромная яма, измученные женщины, испуганные дети и пьяный немецкий майор с автоматом. Все это даже представить страшно! А что ощущали эти женщины, стоя на краю ямы-смерти, зная, что вот- вот оборвется жизнь ее ребенка. Меня до сих пор не отпускает боль, которую я почувствовала, услышав его. И пусть эти безвинные жертвы не были на поле боя, не участвовали в боях – женщины совершали свой подвиг, подвиг материнства.

На литературно – музыкальном фестивале наш класс включил в свою композицию песню «Кино идет. Воюет взвод». Каждый ученик нашего класса почувствовал и представил «отвратительный вой приближающихся бомб», фонтаны взрывов, смятые каски, автоматные очереди –кромешный ад войны.

Я знаю, никакой моей вины,

В том, что другие не пришли с войны…

Достоин восхищения подвиг советского народа в великой Отечественной войне.Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах все люди.Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся н нашу свободу и счастье.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.