Портретный очерк читать. Портретный очерк

портретный очерк пример. портретный очерк друга

Первое впечатление

Катерина относится к людям, общение с которыми вызывает всегда бурю положительных эмоций. По своей натуре это очень открытый, оптимистичный и жизнерадостный человек. Но в то же время она немного по-детски наивна и эмоциональна. Карие озорные глаза, светло-русые, уложенные в простую прическу волосы, мелодичный голос, мягкий и доброжелательный нрав, позволяют находить ей общий язык с совершенно незнакомыми людьми. Она очень интересный собеседник и может запросто завести беседу с любым человеком, на самые различные темы. На все вопросы у нее всегда готов ответ, причем отвечает она с приятной и открытой улыбкой. Людей притягивает в ней естественность, легкий характер, умение непринужденно по-дружески смотреть прямо в глаза, и высокая тактичность в манере общения. Первое впечатление на меня Катя произвела, как симпатичная, весьма обаятельная и приятная в общении девушка.

Зарисовка внешности

На первый взгляд, Катя типичная девушка, ничем не выделяющаяся из общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица, светлые, слегка золотистые, с мягким овсяным оттенком волосы и карие, словно написанные акварелью глаза. Ко всему этому добавить минимум макияжа, потертые джинсы и спортивную куртку и складывается портрет заурядной, ничем не отличающейся от других девушки. И все же, есть в ней что-то необычайно притягательное, что-то, что заставляет взглянуть на нее, как бы, через призму зеркал, отразившись в которых, она уже не кажется таким обычным и простым человеком. Открывается очаровательная, интересная натура, способная вдохновить, приободрить, а если надо, то и утешить одним вдохновенным словом. Ей можно довериться, зная, что она всегда выслушает, поддержит, вдохновит, а если возникнет такая необходимость, то и утешит в любой жизненной ситуации.

Первая встреча

Первая наша встреча, как это ни прозаично звучит, состоялась на работе за кухонным столом. В тот день на обеде, я сидел один и был полностью поглощен своими мыслями. Катя вошла в комнату и, пожелав мне приятного аппетита, села напротив меня. Когда я поднял глаза, передо мной возник образ светловолосой, милой девушки с таинственным и очаровательным взглядом. В тот день она была в спортивном балахоне, который смотрелся на ней очень забавно, но в тоже время вносил в ее образ что-то простое и открытое. Возможно, именно, эта открытость и простота, побудили меня начать с ней беседу. Из разговора, я узнал, что у нас с ней много общего. Так в компанию Techhome мы устроились почти одновременно, и еще меня поразило, то, что наше прошлое место работы также практически совпадало. Еще больше я удивился, когда узнал о том, что она коллекционирует редкие породы камней. Удивлен я был так сильно потому, что и сам, до поступления в институт, был помешан на коллекционировании камней. Еще при первой беседе я пришел в мальчишеский восторг от того, как красочно и живо она может обрисовывать события, словно вливаясь в описываемый образ.

Дальнейшее общение

Как выяснилось позднее, Катя увлекается не только археологией, но также участвует в показах вечерних нарядов. Просмотрев архив ее фотографий, я был еще больше впечатлен ее натурой. Я никогда не мог себе даже представить, что один человек в разных ситуациях может выглядеть так по-разному. Она словно актер театра, который легко и непринужденно меняет «лица» и образы. На одних фотографиях ее стиль, утонченно-элегантный напоминающий тонкую работу скульптора, выполненную из горного хрусталя, а на других она выглядит настолько незамысловато и реалистично, что порой кажется, что это совершенно два разных человека. Но как бы не менялась на снимках ее внешность, глаза всегда оставались неизменными - всегда открытые, блестящие, лучистые, ясные, внимательные и добрые.

Вместо эпилога

Катерина оказала большое влияние на мою жизнь, наполнила ее новыми красками и впечатлениями. Она не скупится на похвалы, делает их всегда к месту, а если того требует ситуация, то может поддержать, приободрить и вдохновить на новые начинания. После общения с ней, появляется вера в себя и свои силы. Она поддерживает и одобряет все мои замыслы, идеи и новые начинания, и при этом никогда не сомневается в моих силах и способностях. И эта ее вера, делает меня увереннее, я перестаю сомневаться в правильности своих действий. Как ни странно, это звучит, но ее вера в мои силы позволяет мне действительно добиваться успеха во всем, за что бы я ни взялся. Она обладает такими бесценными человеческими качествами, как доброта, надежность, уверенность в себе, ум и отзывчивость. Общение с этим человеком всегда воодушевляет, вдохновляет, поднимает дух и настроение. Катя преподнесла мне много жизненных уроков и подарила массу незабываемых моментов. Я хотел бы выразить ей за это благодарность и сказать, что я очень рад тому, что у меня есть такой очаровательный друг…

Портретный очерк пример. Портретный очерк друга. Сочинение портретный очерк. Портретный очерк человека. Портретный очерк девушки. Очерк пример. Как написать портретный очерк

Предметом такого очерка выступает личность. Суть публика­ции данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории опре­деленное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное - показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования 28 . Ибо это является исклю­чительно важным моментом в жизни каждого человека.

Знание «смыслов жизни», которым служат герои публикаций, необходимо читательской аудитории для того, чтобы сверить свои цели с целями других людей, что в известной мере помогает ей ориентироваться в этом мире и, возможно, корректировать свои дей­ствия, образ жизни и пр. Однако простое сообщение автора о том, что какой-то Дмитрий Михайлович исповедует такие-то ценности, идеалы, вряд ли по-настоящему заинтересовало бы аудиторию. Го­раздо интереснее и часто важнее, необходимее ей знать - как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает, борясь за них? Описание этой борьбы, действий, поступков как раз и называ­ется показом или раскрытием характера героя.

В удачном портретном очерке характер героя дается, как прави­ло, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнару­жить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характе­ром. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характе­ра героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том же случае, когда такой «участок» на жизненном пути героя обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала.

Хотя талантливый очеркист может найти нечто интересное и в такой ситуации. Он может, например, эффектно использовать ме­тод условности или прибегнуть к ассоциациям (т.е. включить под­ходящий интересный материал из своего прошлого опыта) и т.д. и т.п. К сожалению, довольно часто авторы, пытающиеся написать портретный очерк, не находят ничего лучшего, кроме как представить читателю ряд нанизанных на какую-то связующую мысль описаний заурядных действий героя. А иногда журналист поступает еще проще - кратко пересказывает биографию своего героя. Конечно, все это дает определенное представление о чело­веке, заинтересовавшем автора, но не всегда подобную публика­цию можно назвать портретным очерком.

Настоящий портретный очерк возникает в результате художе­ственного анализа личности героя, опирающегося на исследова­ние разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творчес­кой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример - портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто.

Большинство портретов известных людей - предпринимателей, экономистов, банкиров, политиков и других деятелей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их био­графий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.

Из публикации «Космическая женщина»

(Деловые люди. Июнь. 1999)

Когда мне было чуть больше, чем сейчас моей до­чери, меня не приняли в Мос­ковский аэроклуб, - говорит Светлана Омельченко, един­ственная женщина - претен­дент на полет в космос в ка­честве журналиста. Несколь­ко месяцев назад решением Главной Медицинской комис­сии она приступила к специ­альным тренировкам в Цент­ре подготовки космонавтов. В космос собираются также пятеро журналистов - муж­чин. Светлана вот уже десять лет работает корреспондентом газеты «Воздушный транс­порт».

Я всегда была неравно­душна к авиации, - говорит она. - Еще в школе в тради­ционных сочинениях типа «Кем быть?» писала: только летчиком. Увы, из-за неболь­шой близорукости не приня­ли даже в аэроклуб.

Но была еще одна надеж­да - журналистика: ее отец ра­ботал в редакции, и после его смерти редакция долгое вре­мя опекала дочь.

Жизнь ее сложилась не­просто. Опека опекой, а доро­гу пришлось пробивать самой. Сначала многотиражка аэро­порта «Внуково», затем секре­тарь в только что создавшейся газете «Воздушный транс­порт». Пришлось вновь доказы­вать, что владеет пером. Как же ей удалось стать претенденткой на полет в космос?

Все вышло как-то само собой. Подала заявление, но особо не надеялась. Телефо­нограмма о вылете на космод­ром для прохождения второго тура конкурса меня больше удивила, чем обрадовала. Дол­го раздумывала - ехать, не ехать. Полетела на космодром, потому что надеялась там по­лучить ответы на давно инте­ресующие меня вопросы, свя­занные с проблемой безопас­ности полетов.

Когда позади остался вто­рой тур творческого конкурса, в Светлане вдруг разгорелся спортивный азарт. Тогда и по­няла, что будет идти до конца. Рассказывают, что перед медицинским обследованием кое-кто из вышедших в финал журналистов брал отпуск для поправки здоровья, «садился» на специальную диету. В связи с этим любопытно узнать, что Светлана вообще не готовилась к медицинской комиссии.

Мне было не до меди­цинских проб. Я писала ста­тьи, носилась по магазинам, поскольку дома у меня оста­валась дочь-школьница. Как назло еще сломался холодильник. Так что на центрифуге и в барокамере думала об одном - поел мой ребенок или нет...

Спрашиваю, зачем, на ее взгляд, берут журналиста в космос.

Понимаете, все это вре­мя, около тридцати лет, лета­ли только «технари». А если посмотреть на все это глазами гуманитария? В космосе жур­налист будет заниматься толь­ко своей основной работой - писать. Предполагается высту­пить также в роли ведущего в семисуточном телемарафоне, в котором примут участие люди разных стран. Будет выпускать «Газету Странствий», снимать фильм о полете.

Между прочим, дочь без особого энтузиазма отнеслась к тому, что мать стала реаль­ным претендентом на полет. Сейчас уступила. Или осозна­ла, что значит для матери сле­тать в космос, или просто сми­рилась.

Если все же выбор па­дет на вас, с какой прической вы полетите? Возможно, мод­ницы всего мира поспешат себе сделать такую же?

Придется их разочаро­вать, подчиняясь требованиям безопасности полетов, волосы придется тщательно «упако­вать» в шлем скафандра.

Когда беседа закончилась, я осторожно заметила, что пос­ле полета журналист-космо­навт, надо полагать, не только станет знаменитым, но и по­правит свое материальное по­ложение.

Нет, - сказала Светла­на, - претенденты на полет од­нозначно решили, что все до­ходы от полета, и личные в том числе, будут переданы в Детс­кий фонд.

Публикации, подобные изложенной выше, исключительно характерны для современной российской периодической печати. Они лежат на границе художественно-публицистических и анали­тических (или даже информационных) жанров и напоминают со­бой скорее корреспонденцию, предметом отображения в которой является человек, нежели очерк.

Создать хороший портретный очерк, не обращаясь к духов­ной, нравственной стороне личности героя, вряд ли возможно. Хотя, надо заметить, что значение портрета для конкретной аудитории может заключаться, скажем, не в высоких нравственных качествах героя, а в его оригинальности, необычности. Именно это может первоначально привлечь читательскую аудиторию, а уж затем, возможно, ее внимание переключится на нравственную сторону изображаемой личности.

Художественный анализ качеств героя может приводить авто­ра-художника к несколько иным выводам, нежели анализ, ска­жем, с позиции политических, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и автор-мыслитель как бы вступа­ют в полемику друг с другом. Художественный метод помогает ав­тору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность выя­вить глубинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с задачами политического, делового, профессиональ­ного, экономического или какого-то иного анализа.

Различие в выводах, следующих из художественного анализа и из анализа иного вида (например, профессионального), выступа­ет как различие, существующее между целями нравственно-эсте­тического и иного (того же профессионального) развития людей, общества. Порой это различие может достигать степени конфликта. И в этом случае автор публикации может разрешить этот конф­ликт «силовыми» способами, подчинив, например, художествен­ный анализ политическим целям. В этом случае он может специ­ально «выпячивать» какие-то характеристики своего героя, с тем, чтобы использовать их для убеждения аудитории, скажем, в нрав­ственности своего политического вывода.

Такого рода «насилие» можно легко наблюдать в периоды вы­борных кампаний, когда самыми актуальными объектами художе­ственного анализа в журналистских публикациях становятся кан­дидаты на какой-то высокий пост. Как известно, широкие слои населения часто не знают программ участвующих в выборах поли­тических организаций, их идеологию, однако представление о лидерах этих организаций у них какое-то может быть. Поэтому-то на лидеров и нацелено в первую очередь внимание прессы.

Политический анализ их личностей она и начинает активно про­водить. В ходе его СМИ могут искажать настоящую сущность того или иного деятеля в сторону «негатива» или «позитива», используя для этого художественные средства. Так, во время выборов 1996 г. «выпячивались» смелость, честность Лебедя, ум Зюганова, сильный характер Ельцина. Этим же кандидатам «приклеивались» образы: Б. Ельцину - «единственного человека, способного противостоять коммунизму», Зюганову - «человека вчерашнего дня», Лебедю - «человека с лицом из гранита, лающего голосом сержанта», «тер­минатора-профессионала, для которого Пиночет - идеал» и т.д.

Естественно, что объективная журналистика, насколько это возможно, должна избегать искажения. Ее задача - стремиться к достоверности своих выводов, в том числе достоверности того, что утверждается художественными средствами. Но на практике наблюдать подобное стремление можно отнюдь не всегда.

Характеристика человека. Портретный очерк.


Портретный очерк -

публицистический жанр , героем которого является человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.


Основные элементы портретного очерка.

Из чего строится портретный очерк?


Николай Михайлович Амосов,

выдающийся хирург.

Понаблюдаем!

Текст №1

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

(По К.Григорьеву.)

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…


Информация.

Иногда мало рассказать о том, что ваш герой исповедует такие-то ценности, идеалы, и достиг в своей деятельности того-то.

Гораздо интереснее и часто важнее знать - как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает , борясь за них?

Очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя , который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя , его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств.


Александр Трифонович Твардовский ,

Понаблюдаем!

Текст №2

Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересным. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он. Побежденным, как и большинство людей, признавать себя не любил, но если уж приходилось, то делал всегда это так по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу. Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, косая сажень в плечах, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного и не изменять в бою. Это навсегда привлекло меня к нему.

Он очень не любил, и не всегда мог это скрыть, людей, слишком много уделяющих себе внимания. Какие-нибудь красные носки или излишне пестрый галстук могли сразу же его настроить против человека. Вообще пошлость, в любых ее проявлениях, была ему противопоказана. Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку…

(В.Некрасов.)


Информация.

Использование описаний черт характера лучше соединять с конкретными « минипримерами» из жизни , замечаниями по ходу повествования.

Не стоит выражать свое прямое отношения к герою («нравится/не нравится»), вместо этого объективно оцените героя характеристики. Не стоит принимать свое субъективное отношение к человеку за действительность. Раскройте нрав человека, используя различны стороны его характера , разные ситуации.


Делаем вывод из наблюдений

В портретном очерке должны быть следующие

составные части:

  • краткое описание внешности героя;
  • рассказ о его деле , профессии, творчестве;
  • отдельные важные факты биографии;
  • описание особенностей характера героя, его речи (примеры высказываний, цитаты);
  • яркий эпизод , раскрывающий в герое главное.

Возможна иная последовательность!

Советы опытных журналистов

«Портретный очерк – широко распространенный в современной журналистике жанр. .. Что же лежит в основе такого очерка? Судьба конкретного человека, рассказанная конкретным журналистом, «пропустившим» ее через себя . Это ни в коем разе не пересказ биографии . Наоборот, следует с особой тщательностью отобрать из биографии человека именно те факты, которые способствовали бы раскрытию вашей основной идеи . А эта идея должна быть обязательно! Ведь почему-то ты выбрал именно этого, а не другого человека! Что тебя в нем привлекает, восхищает? Какие у твоего героя есть яркие, только ему присущие черты? В каких ситуациях он проявил их «во всей красе»?

В очерке мы описываем внешность человека. Понятное дело, не все ее составляющие, а наиболее яркие, подчеркивающие те или иные черты характера. Старайся в таких описаниях избегать штампов . Довольно уже «лучащихся добротой глаз» и «добрых, открытых лиц». Ищи свои оттенки , давай им свои определения…»

Т.Солнцева. Из книги «Вторая древнейшая,

или Как стать акулой пера».


Последовательность работы. С чего начать?

  • Для начала вы выбираете человека , который станет главным героем вашего портретного очерка
  • Кто бы это ни был (ваш сосед, друг, учитель, родственник) необходимо четко понимать, что описывать придется его личность , тонкости характера и детали поведения
  • Для придания красочности и художественности своему портретному очерку, опишите внешние черты человека . Может быть внешность вашего героя тесно переплетается или наоборот совершенно противоположна его внутренней сути. Это необходимая составляющая вашего текста
  • Напишите, чем привлекает или отталкивает вас этот человек , что уникального в его характере, а что типичного .
  • Распишите (по возможности) его отношение к миру , к конкретным вещам.
  • Главное объясняйте, почему он поступает так, а не иначе? Может быть это связано с его воспитанием или окружением .
  • Заручитесь художественными средствами выразительности и вперед! У вас обязательно должно получиться!

Критерии оценки очерка

1. Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2. Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль произведения? (ИДЕЯ )

3. Полно ли представлен образ героя? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4. Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни? (ДЕЛО ЖИЗНИ)

5. Есть ли сенсационная уникальная информация о герое и его деятельности? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6. Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев ? (ЛОГИКА)


Домашнее задание.

Упр. 163 или упр. 165 .

(в форме портретного очерка)

Не менее 100 слов.


ИСТОЧНИКИ

www.durov.com/study/otvety-1519.doc

http://www.argo-shop.com.ua/article-7959.html

http://www.gordon.com.ua/books/heroes/amosov/

http://www.wikipaintings.org/ru/boris-kustodiev/self-portrait-1904-1

http://900igr.net/ fotografii / literatura / Urok-Tvardovskij-Tjorkin /

http://all-drawings.livejournal.com/247039.html

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни. Так гласит научное определение жанра. Что же оно обозначает?

Прежде всего то, что очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.

Словом, очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк - графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом. Если бы историки сегодня не имели других источников, кроме очерковой литературы, то и в этом случае они смогли бы верно представить себе минувшую жизнь: русский очерк содержит огромный художественно-познавательный материал, отражающий многие важные моменты развития страны на протяжении ряда десятилетий.

Ведь очерк в истории русской публицистики известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения. На протяжении всей своей истории - от появления до современного развития - очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений .

В российской журналистике очерк появился благодаря В.Г. Короленко, А.П. Чехову, Г. И. Успенскому и др.

В советской журналистике понятие очерк связывают с такими фамилиями как А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и т.д.

Сегодня очерк считается «королем» художественно-публицестических жанров, но с точки зрения подготовки его - он один из наиболее трудоемких. И действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности .

В очерке сливаются две направленности методов наглядно-образная и аналитическая, - своеобразный сплав репортажа и аналитики.

Толковый словарь С.И. Ожегова дает двоякое понимание данного слова:

Очерк 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание

Жизненных фактов

2. Общее изложение какого-н. вопроса.

Очеркист - это писатель, журналист, пишущий очерки .

Из этого определения мы видим, что С.И. Ожегов разделяет понятие очерка на два подвида, а в современной журналистике как мы уже сказали происходит смешивание этих трактовок.

Но есть еще одна точка зрения по данному вопросу о системе и сути данного жанра, Л.И. Кройчик считает, что Жанровую природу очерка определяет синкретическое соединение трех начал - социологического (научного), публицистического и художественного.

Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк - аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.

Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальные события - исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру. В беллетризованном очерке ситуация выглядит максимально обобщенной, границы факта размыты: место реальных событий и людей занимает действие, созданное фантазией публициста. Надо заметить, что, некогда популярный беллетризованный очерк (вспомним В. Овечкина, Е. Дороша, Г. Радова) едва ли не совсем ушел из повседневной практики СМИ. Но и в документальном очерке (как, впрочем, и в фельетоне) существенную роль играет домысел. Домысел - необходимый элемент творчества публициста. Строго говоря, он возможен и в других жанрах, где в силу необходимости автор занимается реконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, но считает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самом деле). В очерковом (и в фельетонном) тексте образное преобразование реальности неминуемо ведет к ее домысливанию. Оно обнаруживает себя во введении концептуального времени и пространства, в особых способах разработки конфликта, использования значащих деталей и реплик действующих лиц и т.д.

Публицистическое начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов. В очерковом тексте идея концентрируется в системе образов - как конкретных персон, выразителей и носителей идеи, так и в системе образов-понятий. Именно так, в частности, работал А. Аграновский, создавая очерки «Пустыри», «Обтекатели», «Хозяева». Обнажение мысли в очерке - эстетический закон, определяющий специфику публицистической образности, в основе которой лежит приглашение читателя к соразмышлению.

Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже) возможны два способа типизации - собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором - в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуются в систему художественно-публицистических образов .

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто - в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настольно драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней .

Что касается разновидности очерков, то их большое многообразие, например Д.В. Туманов выделяет проблемный, портретный и путевой очерк .

А Ким М.Н. - физиологический, начавший свое шествие из «Физиологии Питербурга». Главная особенность физиологического очерка - это острая социальная направленность.

Портретный очерк , в центре которого стоит личность либо группа лиц, характер человека.

Судебный очерк. Характерной чертой данного вида очерка является реконструкция состава преступления, совершенного конкретным человеком или группой лиц. В судебных очерках дается не правовая оценка преступления (это прерогатива суда), а морально-нравственная. Задача журналиста состоит в том, чтобы помочь людям разобраться в феномене человеческого зла, а главное - показать те условия и обстоятельства, которые привели человека к совершению преступления. К основным содержательным элементам судебного очерка можно отнести обрисовку морального облика преступника и анализ мотивов преступления. В нем могут быть рассмотрены различные авторские версии в объяснении состава преступления, детали и подробности уголовно наказуемого деяния, свидетельские показания и др. Весь этот многоплановый материал объединяется в судебном очерке авторским замыслом и идеей произведения.

Очерк-расследование . Данный вид очерка нацелен на исследование скрытых сторон различных явлений действительности и человеческой деятельности. В очерке-расследовании используется социологическая методика по сбору первичной информации, предполагающая выработку целей и задач исследования, выдвижение различных гипотез и версий, проверку исходных данных и т.п. Журналистское расследование, по определению американских ученых, представляет собой основанный, как правило, на собственной работе и инициативе журналистский материал на важную тему, которую отдельные лица или организации хотели бы сохранить в тайне. Журналистское расследование требует от очеркиста определенной квалификации не только по сбору первичной информации. В отличие от аналитика, который, разработав ту или иную тему, дает развернутую характеристику вскрытого им явления, очеркисту помимо этого необходимо создать определенный образ человека.

Проблемный очерк. Данный вид очерка нацелен на раскрытие сложных и противоречивых человеческих взаимоотношений. Центральное место здесь занимает проблемная или конфликтная ситуация. В очерке могут быть рассмотрены самые разнородные конфликты: межличностные, межгрупповые, производственные, моральные и т.п. Любой конфликт драматичен по своему характеру. Он побуждает человека к действию, к принятию важных решений, что и позволяет в конечном счете обрисовать характер героя или его поступок. Очеркист может проанализировать конфликтную ситуацию, начиная от ее зарождения и кончая ее разрешением; сконцентрировать внимание на самоанализе человеком собственных поступков, или же, наоборот, показать различные позиции конфликтующих сторон, последовательно объясняя суть происходящих событий; вскрыть мотивационно-личностные факторы, побуждающие человека к противоборству с идейными противниками и т.д. Во всех этих случаях его сверхзадача - показать суть индивидуальных целей героя произведения, обосновать мотивы его поведения, выявить противоположные и взаимоисключающие тенденции развития события, а главное - обрисовать субъективные и объективные предпосылки конфликта. К субъективным предпосылкам относят характерологические особенности личности: устойчивые качества, черты характера, которые предрасполагают человека к столкновению с окружающими .

3. Особенности портретного очерка

Термин «портрет», первоначально означающий «описание внешности человека», со временем трансформировался в более объемное понятие. В публицистическом творчестве он стал обозначать не только внешние, но и внутренние особенности человека, - все, что связано с. духовной жизнью личности. Поэтому объектами отображения в портретном очерке могут выступать как социальные отношения человека с его непосредственным окружением (социологический аспект), так и внутренние психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. Социологический анализ личности, дополненный психологическим, безусловно, расширил возможности портретного очерка в плане целостного изображения человека .

Портретный очерк - это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя» .

Существует вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк?

Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли (так считает Д.В. Туманов). И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.

Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя .

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том случае, когда такой «участок» обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала . Так полагает исследователь А.А. Тертычный. У писателя и журналиста Константина Паустовского другое мнение о том, о каждом ли человеке можно написать портретный очерк, - Чтобы написать хороший очерк, надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят о чем мечтают

Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк? Да. Главное - суметь найти в своем собеседнике какую-то «изюминку», подчеркнуть особенность его профессии или хобби, рассказать о его необычных взглядах. Одним словом, создать живой образ, который не оставит читателя равнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественного анализа личности героя и похож на рассказ или новеллу .

Основная цель очерка - познакомить читателей с человеком. Прежде чем приступать к написанию очерка, следует провести беседу с этим человеком, поговорить с людьми, знакомыми с ним. Портретный очерк -- это рассказ о человеке (или группе людей), не следует ограничиваться только перечислением фактов из его (их) жизни, интересов и успехов или только интервью с ним (с ними) .

Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя .

Мы разобрались в том, как следует писать портретный очерк, теперь рассмотрим виды портретного очерка и более подробные характеристики по данному поводу.

Журналисты обращают внимание на наиболее важные вехи в судьбе героя (имеются в виду биографические сведения), на его духовные искания, жизненный опыт, наконец, на особенности его профессиональной деятельности. Конкретная человеческая жизнь представляет многоуровневое образование, поэтому перед автором стоит сверхзадача показать героя не просто как носителя определенных социальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе. Учитываются такие понятия, как среда и обстоятельства, воспитание, характер и т.п., влияние которых на жизнь человека имеет исключительное значение. Но, согласитесь, что показать всю «многоэтажность» человеческой натуры в очерке невозможно в силу его малого объема. Многоплановость в изображении человека обусловила видовое многообразие портретного очерка. Среди них можно выделить: биографический портретный очерк, портретно-проблемный, психологический и политический портрет. У каждой разновидности портретного очерка есть конкретные задачи, свои формы публицистического жизнеописания, специфические возможности в показе героя произведения, способы психологической и социальной характеристики, типизации человеческих натур, наконец, приемы композиционного построения произведения. Рассмотрим, что же лежит в основе той или иной разновидности портретного очерка.

Биографический портретный очерк. Здесь ведущее место занимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородные сведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте, о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и целях и т.п. Посредством этого субъективного материала и воссоздается в конечном итоге история жизни одного человека. Чтобы она не напоминала развернутую биографическую справку, журналисты стараются отобрать наиболее типичные и характерные для героя произведения факты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, его нравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающим миром. Кроме этого, в очерке показывается взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида с опытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизни героя.

Используя биографические сведения, очеркист может описать сложные процессы социализации личности в меняющемся мире, объяснить природу психологического и социального поведения человека, рассказать о генеалогии героя, реконструировать через жизнь одного человека некие исторические события и т.п. Здесь, как видим, четко проглядывается связь между биографией как субъективной конструкцией и биографией как социальной действительностью. Когда биографический портретный очерк создается именно в этой взаимосвязи, он, как правило, вызывает наибольший интерес, побуждая читателей к соразмышлению.

Юбилейный портретный очерк. Поводом для написания подобного произведения является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т.д. В данном случае важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист - это духовные искания личности.

Как показывает практика, особой популярностью пользуются у читателей очерки о писателях, деятелях культуры, искусства и науки. И это понятно. О людях творческих профессий читать всегда интересно, потому что их жизнь представляет постоянный творческий поиск. Но в данном случае интерес для читателей представляет не анализ художественных, искусствоведческих или научных произведений, а личность творца, его индивидуальный портрет. Диапазон обрисовки героя может быть самым широким, начиная от характеристики его художественной или научной деятельности и кончая сведениями о творческих замыслах и фактах биографии. В юбилейном портретном очерке речь может идти как об уже сложившемся мировосприятии героя, так и о его новых творческих устремлениях и планах. Очеркисты в подобного рода произведениях, как правило, сосредоточивают внимание на различных аспектах творческой деятельности человека, выявляют наиболее значимые моменты духовного становления личности, оценивают его творческий путь, наконец, рассматривают труды человека в контексте духовной жизни общества.

В эстетические задачи очерка, пусть даже и юбилейного, не входит обыкновенный пересказ о судьбе человека. Здесь планка намного выше. Чтобы рассказать людям что-то новое об известной всем личности, необходимо ознакомиться с архивными материалами, перепиской, свидетельствами современников и т.п. Все это позволит очеркисту по-новому и нестандартно осмыслить судьбу человека, его дела, поступки и свершения, а главное - выявить различные проявления человеческой души .

Теперь рассмотрим художественные элементы портретного очерка, которые помогают наиболее полно создать образ героя.

Пейзаж. Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные компоненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом.

В портретных очерках пейзаж применяется:

В качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;

Как средство в раскрытии человеческого характера;

В качестве фона для портрета героя;

Как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

Деталь. Деталь служит также эффективным средством типизации очерковых образов. Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, стала «ключевой», способствовала созданию художественного образа, характеристике героев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других - для создания символического образа, в третьих - для ассоциативных связок, в четвертых - для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

Портретные характеристики. Портрет в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другая его функция - помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике - это документальная точность отображения. В данном случае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека, но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковый образ.

В портретных характеристиках журналисты активно используют достижения современной психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности. Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используются также различные портретные штрихи. Они необходимы, когда журналисту нужно подчеркнуть какое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические реакции, наконец, манеру одеваться и держаться с людьми.

Художественные средства изображения необходимы не только для обрисовки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. В современной публицистике усиливаются психологические начала в показе духовного мира личности .

Очерк - жанр, наиболее ярко демонстрирующий публицистичность в текстах СМИ. Здесь присутствует воспитание нравственности, культуры, не сухие факты. Кроме того у очерка кроме его постоянной информационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имелась дополнительная социальная функция - наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания .

Ресурсы художественной публицистики: а) образ как эмоционально просветленная мысль активно воздействует на аудиторию, побуждая ее к активному сотрудничеству; б) образ как обобщенная картина действительности значительно расширяет возможности смыслового постижения действительности; в) образ как система знаков, как некий код, создавая определенную модель окружающего мира, интеллектуально обогащает аудиторию представлениями об эстетических возможностях воспроизведения действительности. Художественность публицистики воплощается как в целостном образе человека и образе-тезисе (образе-понятии), так и в «говорящих» деталях - предметном описании натуры, репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимых ситуаций.

Фантазийный элемент в очерке (и в фельетоне) не противоречит рабочему признаку публицистического текста - его нацеленности на определенный результат, рассчитанному воздействию на аудиторию .

Последний пункт вызывает вопросы - где границы дозволенного, может ли фантазия соединится с достоверностью, объективностью, или лучше не рисковать? Это мы попытаемся рассмотреть на примере журнала «Биография».

Что такое очерк и чем он интересен? Во-первых, это один из жанров литературы - небольшое произведение, которое описывает события или человека. Во-вторых, этот жанр является симбиозом художественного и публицистического стилей. В-третьих, его желательно писать, если под рукой есть пример очерка. Для лучшего понимания жанра можно перечитать "Записки охотника" Тургенева или "Остров Сахалин" Чехова. Станут замечательными примерами и знаменитые путевые очерки Радищева или Пушкина.

Особенности жанра

Очерк - это разновидность рассказа, который написан в полухудожественном-полудокументальном жанре и описывает реальных людей и настоящие события. Одним словом, здесь фантазия сильно не разгуляется. Написать такое произведение сложно, даже если есть пример очерка, ведь нужно учитывать основные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к истине. Он обладает некоторыми традиционными отличительными характеристиками:

  • Пишется в малой повествовательной форме.
  • Описывает только реальных людей и события.
  • Акцентирует внимание на общественных проблемах.
  • Является на 80-90 процентов описанием с натуры.
  • Придерживается неоспоримых фактов.
  • Позволяет писателю высказывать свое мнение и вести диалог с читателем.

Таким образом, очерк - это некий текст, в котором рассказывается о реальном событии или человеке, при этом уделяется внимание некой социальной проблеме (по возможности в обсуждение вовлекается и читатель). Все это преподносится как художественный текст, насыщенный изящными образами. Даже имея при себе пример очерка, сложно написать с первого раза достойное произведение.

Разновидности

В литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:

  • Портретными.
  • Проблемными.
  • Путевыми.
  • Социологическими.
  • Публицистическими.
  • Художественными.

В чем их особенности?

Очерки зародились в период эпохи Возрождения. Тогда на страницах английских сатирических журналов впервые появились нравоописательные сочинения. Спустя несколько десятилетий такие очерки получили широкое распространение в европейской литературе. Большой успех они имели во Франции. Оноре де Бальзак, Жюль Жанен были первыми представителями этого жанра во французской литературе.

В России первым очеркистом, заложившим основы, стал Н. Новиков, который издавался в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец». Расцвет этого вида творчества наступил в 1840-е годы. Уже в следующем десятилетии очерки стали ведущим жанром в литературе. Самыми выдающимися авторами в России считаются М. Салтыков-Щедрин и В. Слепцова. Поэтому примеров очерков в литературе немало. При написании собственной работы можно ими воспользоваться.

Как правильно сочинить текст

Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?

Первое, что требуется сделать - это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.

Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию.

Второй важный момент - определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее - размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное - полностью раскрыть тему.

Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать - больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием. Как правило, читатели это не ценят, а творить нужно исключительно на их языке. Это и есть поэтапный пример, как написать очерк. Теперь можно переходить от теории к практике.

Портретный очерк

Как уже упоминалось выше, этот вид творчества самый художественный. То есть в нем можно подать читателю какие-либо интересные подробности из жизни описываемой личности. В примере портретного очерка можно рассказать о своем современнике, друге или исторической личности. Вне зависимости от того, о ком пойдет речь, стоит затронуть какую-то проблему. Она может касаться современного общества или группы конкретных людей. Пример очерка о человеке может выглядеть следующим образом.

«Я в горстке мозга весь, а пожираю, так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит. Я с голоду все время умираю», - Томмазо Кампанелла. Сын обувщика, несостоявшийся юрист, монах и преступник, что 27 лет провел в тюрьмах инквизиции.

На портретах эпохи Возрождения изображен обычный мужчина. На его лице сетка глубоких морщин, острый прямой нос, темные волосы и черные глаза. Рассматривая этот образ на портретах, можно ощутить то неукротимое желание познать, рассказать, исследовать и писать, которое всю жизнь испытывал наш герой.

До 34-х лет он скитался по монашеским кельям, 27 лет провел в тюрьме. Находясь в заточении, он интенсивно занимался литературным творчеством. Узникам не давали пергамента и чернил, но Кампанелла ухитрялся их находить. Его сочинения изымались, но он упрямо восстанавливал их по памяти, сам переводил на латинский язык.

Город Солнца

За время своего заточения Кампанелла успел написать несколько фундаментальных работ по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Всего из-под его пера вышло 100 трактатов суммарным объемом на 30 тысяч страниц. Главным среди них считается «Город Солнца».

Наш герой 27 долгих лет писал о мире, в котором царит благодатная утопия. Там люди работают только по 4 часа в день, а все остальное время уделяют своим увлечениям. Там нет разногласий, войн и репрессий. Именно этот трактат по большей части считали ересью, именно из-за него Кампанелла провел полжизни в лапах инквизиции. Ему не раз предлагали отказаться от своих мыслей об утопии, но он упрямо настаивал на своем. До самого конца, до последнего вздоха он верил в свои убеждения.

Какое-то время он был почетным гостем при королевском дворе, но против него ополчился весь мир. Кампанелла не отступал никогда и ни перед чем. Пытки, голод, холод, сырость, болезни его не сломили. Ему было о чем рассказать миру».

Это один из примеров портретного очерка. Здесь есть описание человека, его судьбы, характера и упомянута проблема. Теперь можно переходить к следующему примеру текста, проблемному очерку.

Проблемный очерк

Это довольно трудный вид творчества. Браться за него можно, только до мельчайших деталей вникнув в представляемую на суд читателей проблему. В противном случае автор будет выглядеть смешным. Предоставляем один из примеров текста проблемного очерка, в котором затронута проблема семьи. Раньше каждый стремился ею обзавестись. Современные люди стали совсем другими. Они больше ценят собственную свободу, чем штамп в паспорте. Давайте посмотрим, как выглядит пример проблемного очерка.

«Нужна ли современному человеку семья? Если посмотреть на статистику бракоразводных процессов, то можно в этом усомниться. Современные девушки замуж не торопятся. Они могут сами себя обеспечить, оставаясь при этом свободными от обязательств. Зачем им замужество? Чтобы заботиться о мужчине, живущим с ними под одной крышей? Готовить ему, стирать его носки и рубашки, гладить ему брюки и носовые платки? Муж вряд ли будет дарить цветы и дорогие украшения, терпеть капризы и исполнять любое желание ради того, чтобы провести вместе со своей женой ночь. Совсем другое дело, когда женщина свободна, а мужчина исполняет роль возлюбленного.

О счастье и смысле

Зачем создаются семьи? Для некоторых это смысл жизнь. Семью создают тогда, когда в сердце появляется любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке и нести за него ответственность.

Люди стремятся к душевной радости и близости. Счастливая семья - это место, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение и получаешь удовольствие. Когда-то Лев Толстой написал: «Счастлив тот, кто у себя дома!» Это действительно так. Разве не счастье - бежать домой, понимая, что там ждут? Семья - это основа жизни счастливой пары.

Играть ли свадьбу и ставить в паспорте штамп или жить в свое удовольствие, заботясь только о себе? Каждый должен сам решить, что для него важнее».

Дорога

Что касается путевого очерка, пример текста может иметь следующий вид.

«Путешествие, даже очень короткое, подобно глотку свежего воздуха. Каждый раз, возвращаясь из другого города, ты словно меняешься, становишься немного другим человеком. У меня нет четкого графика, где было бы указано, когда и куда я должна попасть. Просто время от времени у меня возникает желание куда-то поехать. Тогда я иду на вокзал и беру билет на ближайший поезд до пятой остановки. Сойдя с поезда, я могу направиться к рейсовым автобусам и поехать в далекую глушь или же бродить улицами большого города, который носит громкое название мегаполис.

Так случилось и в этот раз. Я поехала в сторону отдаленных поселков и случайно наткнулась на заброшенную деревню. Странно, но многие жители окрестных сел даже не подозревали о ее существовании. Этой деревни уже давно нет на карте. Никто не помнит ее названия, даже в архивах о ней сохранилось очень мало сведений.

Свет

Здесь практически не осталось домов. За долгое время природа разрушила то, что создал человек. Если посчитать, то на всю деревню осталось три более-менее уцелевших дома. Входя в один из них, я ожидала увидеть пустые комнаты, сломанную мебель и горы мусора. Так обычно бывает в заброшенных зданиях.

В этом доме было очень грязно, на полу лежал толстый слой многолетней пыли, которая поднималась в воздух, стоило мне сделать шаг. Но здесь была мебель. Уже полностью прогнившая, распадающаяся на части, она стояла так, как и при своих прежних владельцах. В буфете пылилась посуда, на столе стояли две железные чашки. Люди словно не собирались отсюда уходить, но внезапно исчезли, оставив после себя все, что имели. Казалось, вместе с ними ушли даже шорохи. Еще никогда в жизни я не слышала такой тишины. Слушая ее, я с трудом верила, что есть где-то в этом мире еще люди, машины, где-то кипит жизнь.»

Эти примеры сочинений-очерков можно взять за основу в своей работе. Но все-таки лучше не пытаться подражать ничьим текстам. Главное - по-настоящему почувствовать рассматриваемую проблему и вложить свои ощущения в текст. Именно так можно затронуть читателя.