Краткое сообщение о тургеневе. Иван сергеевич тургенев - биография, информация, личная жизнь

Иван Сергеевич Тургенев - знаменитый русский прозаик, поэт, классик мировой литературы, драматург, критик, мемуарист и переводчик. Его перу принадлежит немало выдающихся произведений. О судьбе этого великого писателя и пойдет речь в данной статье.

Раннее детство

Биография Тургенева (краткая в нашем обзоре, но весьма насыщенная на самом деле) началась в 1818 году. Будущий писатель появился на свет 9 ноября в городе Орёл. Его папа - Сергей Николаевич - был боевым офицером кирасирского полка, но вскоре после рождения Ивана вышел в отставку. Мама мальчика - Варвара Петровна - являлась представительницей дворянского состоятельного семейства. Именно в фамильном имении этой властной женщины - Спасское-Лутовиново - прошли первые годы жизни Ивана. Несмотря на тяжелый несгибаемый нрав, Варвара Петровна была весьма просвещенным и образованным человеком. Она сумела привить своим детям (в семье, кроме Ивана, воспитывался его старший брат Николай) любовь к наукам и отечественной литературе.

Образование

Начальное образование будущий писатель получил дома. Чтобы оно могло продолжиться достойным образом, семья Тургеневых переехала в Москву. Здесь биография Тургенева (краткая) совершила новый виток: родители мальчика уехали за границу, и он содержался в различных пансионах. Сначала жил и воспитывался в заведении Вейденгаммера, затем - Краузе. В пятнадцать лет (в 1833 году) Иван поступил в Московский государственный университет на факультет словесности. После поступления старшего сына Николая в гвардейскую кавалерию семья Тургеневых перебралась в Санкт-Петербург. Здесь будущий писатель стал студентом местного университета и начал изучать философию. В 1837 году Иван окончил это учебное заведение.

Проба пера и дальнейшее образование

Творчество Тургенева для многих связано с написанием прозаических произведений. Однако Иван Сергеевич изначально планировал стать поэтом. В 1934 году он написал несколько лирических произведений, в том числе поэму «Стено», которую по достоинству оценил его наставник - П. А. Плетнев. За три последующих года юный литератор сочинил уже около сотни стихотворений. В 1838 году в знаменитом «Современнике» были опубликованы несколько его произведений («К Венере Медицейской», «Вечер»). Юный поэт чувствовал склонность к научной деятельности и в 1838 году отправился в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Здесь он изучал римскую и греческую литературу. Иван Сергеевич быстро проникся западноевропейским укладом жизни. Через год писатель ненадолго вернулся в Россию, однако уже в 1840 году вновь покинул родину и жил в Италии, Австрии и Германии. В Спасское-Лутовиново Тургенев возвратился в 1841 году, а через год обратился в Московский Государственный университет с просьбой позволить ему сдать экзамен на получение степени магистра по философии. Ему в этом было отказано.

Полина Виардо

Получить научную степень Ивану Сергеевичу удалось в Санкт-Петербургском университете, однако к тому времени он уже охладел к этому роду деятельности. В поисках достойного поприща в жизни в 1843 году писатель поступил на службу в министерскую канцелярию, однако его честолюбивые стремления и тут быстро угасли. В 1843 году писатель опубликовал поэму «Параша», которая произвела впечатление на В. Г. Белинского. Успех вдохновил Ивана Сергеевича, и он решил посвятить свою жизнь творчеству. В том же году биография Тургенева (краткая) ознаменовалась еще одним судьбоносным событием: писатель встретил выдающуюся французскую певицу Полину Виардо. Увидев красавицу в оперном театре Санкт-Петербурга, Иван Сергеевич решил с ней познакомится. Сначала девушка не обратила внимания на малоизвестного литератора, однако Тургенев был поражен очарованием певицы настолько, что отправился вслед за семьей Виардо в Париж. Много лет он сопровождал Полину в ее заграничных турне, несмотря на явное неодобрение своих родственников.

Расцвет творчества

В 1946 году Иван Сергеевич активно принимает участие в обновлении журнала «Современник». Он знакомится с Некрасовым, и тот становится его лучшим другом. В течение двух лет (1950-1952) писатель разрывается между зарубежьем и Россией. Творчество Тургенева в этот период стало набирать серьезные обороты. Цикл рассказов «Записки охотника» был практически полностью написан в Германии и прославил писателя на весь мир. В следующее десятилетие классиком был создан целый ряд выдающихся прозаических произведений: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне». В этот же период Иван Сергеевич Тургенев поссорился с Некрасовым. Их полемика по поводу романа «Накануне» закончилась полным разрывом. Писатель уходит из «Современника» и уезжает за границу.

За рубежом

Жизнь Тургенева за границей началась в Баден-Бадене. Здесь Иван Сергеевич оказался в самом центре западноевропейской культурной жизни. Он начал поддерживать отношения со многими мировыми литературными знаменитостями: Гюго, Диккенсом, Мопассаном, Франсом, Теккереем и другими. Писатель активно пропагандировал русскую культуру за границей. Например, в 1874 году в Париже Иван Сергеевич вместе с Доде, Флобером, Гонкуром и Золя организовал в столичных ресторанах ставшие знаменитыми «холостяцкие обеды в пять». Характеристика Тургенева в этот период была весьма лестной: он превратился в самого популярного, известного и читаемого русского писателя в Европе. В 1878 году Ивана Сергеевича избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. С 1877 года писатель - почетный доктор Оксфордского университета.

Творчество последних лет

Биография Тургенева - краткая, но яркая - свидетельствует о том, что долгие годы, проведенные за границей, не отдалили писателя от российской жизни и ее насущных проблем. Он по-прежнему много пишет о своей Родине. Так, в 1867 году Иван Сергеевич написал роман «Дым», который вызвал масштабный общественный резонанс в России. В 1877 году писатель сочинил роман «Новь», ставший итогом его творческих размышлений в 1870-е годы.

Кончина

Впервые тяжелая болезнь, прервавшая жизнь писателя, дала о себе знать в 1882 году. Несмотря на сильные физические страдания, Иван Сергеевич продолжал творить. За несколько месяцев до его смерти вышла первая часть книги «Стихотворения в прозе». Великий писатель скончался в 1883 году, 3 сентября, в пригороде Парижа. Близкие исполнили волю Ивана Сергеевича и перевезли его тело на Родину. Классик был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. В последний путь его провожали многочисленные почитатели.

Такова биография Тургенева (краткая). Всю свою жизнь этот человек посвятил любимому делу и навсегда остался в памяти потомков как выдающийся писатель и знаменитый общественный деятель.

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орловской губернии. Его отец – Сергей Николаевич – отставной гусарский офицер, участник Отечественной войны 1812 года. Мать – Варвара Петровна (в девичестве Лутовинская) – происходила из богатой помещичьей семьи, поэтому многие говорили, что Сергей Николаевич женился на ней исключительно из-за денег.
До 9 лет Тургенев жил в родовом имении матери Спасское-Лутавиново Орловской губернии. Варвара Петровна обладала жестким (порой жестоким) характером, пренебрежительно относилась ко всему русскому, поэтому маленький Ваня с детства был обучен трем языкам – французскому, немецкому и английскому. Начальное образование мальчик получил от гувернеров и домашних учителей.

Образование Тургенева

В 1827 году родители Тургенева, желая дать детям достойное образование, переехали в Москву, где отдали Ивана Сергеевича на обучение в пансион Вейденгаммера, а затем под руководство частных учителей.
В пятнадцать лет, в 1833 году, Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Через год Тургеневы переехали в Петербург, а Иван Сергеевич перевелся в Санкт-Петербургский университет. Данное учебное заведение он закончил в 1836 году со степенью действительного студента.
Тургенев был страстно увлечен наукой и мечтал посвятить ей жизнь, поэтому в 1837 году сдал экзамен на получение степени кандидата наук.
Дальнейшее образование он получил заграницей. В 1838 году Тургенев уехал в Германию. Поселившись в Берлине, посещал лекции по классической филологии и философии, занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Кроме учебы, Иван Сергеевич много путешествовал по Европе: объездил почти всю Германию, посетил Голландию, Францию, Италию. Кроме того, в этот период он познакомился и подружился с Т.Н.Грановским, Н.В.Станкевичем и М.А.Бакуниным, которые оказали существенное влияние на мировоззрение Тургенева.
Через год после возвращения в Россию, в 1842 году, Иван Сергеевич ходатайствовал о сдаче экзамена в Московском университете на получение степени магистра философии. Экзамен он успешно сдал и надеялся получить должность профессора Московского университета, однако вскоре философия как наука попала в «немилость» к императору и кафедру философии закрыли – стать профессором Тургеневу не удалось.

Литературная деятельность Тургенева

После возвращения из заграницы, Тургенев поселился в Москве и по настоянию матери поступил на чиновничью службу в Министерство внутренних дел. Но служба не приносила ему удовлетворения, куда больше он был увлечен литературой.
Пробовать себя в качестве писателя Тургенев начал еще в середине 1830-х годов, а его первая публикация состоялась в «Современнике» в 1838 году (это были стихи «Вечер» и «К Венере Медицейской»). Тургенев продолжал сотрудничество с этим изданием в качестве автора и критика на протяжении долгого времени.
В этот период он активно начал посещать различные литературные салоны и кружки, общался со многими писателями – В.Г.Белинским, Н.А.Некрасовым, Н.В.Гоголем и др. Кстати, общение с В.Г.Белинским значительно повлияло на литературные взгляды Тургенева: от романтизма и поэзии он перешел к описательной и нравственно ориентированной прозе.
В 1840-х годах увидели свет такие повести Тургенева, как «Бретер», «Три поросенка», «Нахлебник» и другие. А 1852 году вышла первая книга писателя – «Записки охотника».
В этом же году он написал некролог Н.В.Гоголю, что послужило поводом для ареста Тургенева и его ссылки в родовое имение Спасско-Лутавиново.
Подъем общественного движения, произошедший в России перед отменой крепостного права, Тургенев воспринял с воодушевлением. Он принимал участие в разработке планов предстоящего переустройства крестьянского быта. Стал даже негласным сотрудником «Колокола». Однако, если необходимость социальных и политических преобразований была очевидна для всех, то по поводу деталей реформаторского процесса мнения интеллигенции расходились. Так, у Тургенева были разногласия с Добролюбовым, написавшим критическую статью на роман «Накануне», и Некрасовым, опубликовавшим эту статью. Также писатель не поддерживал Герцена в том, что крестьянство способно совершить революцию.
Позднее, уже живя в Баден-Бадене, Тургенев сотрудничал с либерально-буржуазным «Вестником-Европы». В последние годы жизни выступал «посредником» между западными и русскими литераторами.

Личная жизнь Тургенева

В 1843 году (по некоторым данным в 1845 году) И.С.Тургенев познакомился с французской певицей Полиной Виардо-Гарсия, дававшей гастроли в России. Писатель страстно влюбился, однако понимал, что построить отношения с этой женщиной вряд ли возможно: во-первых, она замужем, во-вторых, она иностранка.
Тем не менее, в 1847 году Тургенев вместе с Виардо и ее мужем уехал заграницу (сначала в Германию, затем – во Францию). Мать Ивана Сергеевича была категорически против «проклятой цыганки» и за связь сына с Полиной Виардо лишила его материального содержания.
После возвращения на родину в 1850 году, отношения между Тургеневым и Виардо охладели. Иван Сергеевич даже завел новый роман с дальней родственницей О.А.Тургеневой.
В 1863 году Тургенев вновь сближается с Полиной Виардо и окончательно переезжает в Европу. С Виардо он жил сначала в Баден-Бадене, а с 1871 года – Париже.
Популярность Тургенева в это время, как в России, так и на Западе, была поистине колоссальной. Каждый его приезд на Родину сопровождался триумфом. Однако самому писателю поездки давались все труднее – в 1882 году стала проявляться тяжелая болезнь – рак позвоночника.

И.С.Тургенев чувствовал и осознавал приближающуюся смерть, но переносил это, как и подобает магистру философии, без страха и паники. Писатель умер в г.Буживаль (недалеко от Парижа) 3 сентября 1883 года. Согласно его завещанию, тело Тургенева было привезено в Россию и похоронено на Волковском кладбище Петербурга.

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы», — так восторженно отозвался о Тургеневе его младший современник, французский писатель Ги де Мопассан.

Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин...

В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к «таинственным», необъяснимым явлениям жизни, проявившееся в его последних произведениях. Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX вв. был преимущественно «историческим»: казалось, питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, «объективная» проза Тургенева далека от взвинченного, дисгармоничного прозаического слова, культ которого утвердился в литературе началаXX в. Тургенев воспринимался как «старый», даже старомодный писатель,-певец «дворянских гнезд», любви, красоты и гармонии природы. Не Тургенев, а Достоевский и поздний Толстой дали эстетические ориентиры «новой» прозе. В течение многих десятилетий на произведения писателя наслаивались все новые и новые слои «хрестоматийного глянца», мешая увидеть в нем не иллюстратора борьбы «нигилистов» и «либералов», конфликта «отцов» и «детей», а одного из крупнейших художников слова, непревзойденного поэта в прозе.

Современный взгляд на творчество Тургенева, и прежде всего на изрядно потрепанный школьными «разборами» роман «Отцы и дети», должен учитывать его эстетическое кредо, особенно выразительно сформулированное в лирико-философском рассказе «Довольно» (1865): «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года». Смысл этого высказывания прост: во всем можно усомниться, даже в самом «совершенном» своде законов и в «несомненных» требованиях свободы, равенства и братства, только авторитет искусства несокрушим — его не способны разрушить ни время, ни брань нигилистов. Именно искусству, а не идеологическим доктринам и направлениям честно служил Тургенев.

И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» — имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В.Г.Бенедиктова, и драма «Стено». Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.

В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.

1) Первый период (1836-1847) , начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В.Г.Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В.Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П.Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г.Флобер, Э.Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).

В 1844-1847 гг. Тургенев — один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

2) Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н.Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.

Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850— начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.

«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности «Записок охотника»:

— в книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

— большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков В.И.Даля и Д.В.Григоровича.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.

В 1850-е гг. Тургенев — писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала — Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова — были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики — А.В.Дружинина и В.П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А.Некрасову, статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

3) Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую — в России. Только в конце 1870-х гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.

Великий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев вошел в историю как интересная и неординарная личность. Некоторые факты его биографии известны всем: тяжелое детство, сложный характер матери, которая была сурова как с крепостными, так и с собственными детьми, юношеская любовь к княгине Шаховской. Поэтому сегодня мы рассмотрим самые интересные факты о Тургеневе Иване Сергеевиче. Быть может они помогут вам при написании доклада или реферата.

Ну что же, давайте пройдемся кратко по пунктам:

1. Писатель всегда отличался рассеянностью. Часто бывало, что он приглашал друзей в гости и забывал об этом. Приехавшие не находили дома ни слуг, ни хозяина. Белинский называл такое поведение друга мальчишеством. Со временем об этом узнали все, поэтому с Тургеневым предпочитали не связываться.

2. Ученых всегда интересовал головной мозг писателя: он весил два килограмма, что гораздо больше, чем у других знаменитых людей. Однако кости его черепа был очень тонкими, Тургенев мог потерять сознание даже от слабого удара.

3. В молодости Тургенев был очень расточительным юношей. Когда он учился в , все деньги, которые присылали родители, моментально спускались на девушек и азартные игры. Получив посылку в очередной раз, Тургенев удивился ее приличному весу. Однако вместо денег там оказались кирпичи: мать решила наказать нерадивого отпрыска.

5. Тургенев был большим любителем женского пола. Его любвеобильность распространялась не только на знатных девушек, но и на крестьянок. Одна из них родила ему дочь Пелагею, которую потом назвали Полиной. Писатель ее не признал, но заботился и брал с собой за границу. Позднее девочку воспитала певица Полина Виардо, которую он боготворил.

6. Иван Сергеевич очень заботился о своей внешности и считался настоящим франтом. За некоторую вычурность и эксцентричность в одежде Герцен даже дал ему прозвище «Хлестаков».

7. Однажды у Тургенева и чуть не состоялась дуэль. Последнего возмутило, что Полина, внебрачная дочь Ивана Сергеевича, шьет одежду бедным, чтобы заработать на жизнь. Спор чуть не перерос в драку, в итоге Толстой вызвал приятеля на дуэль на пистолетах. Правда, потом они помирились.

8. Современники отмечали, что внешность писателя совсем не соответствует его внутреннему миру. Тургенев обладал атлетическим телосложением, при этом разговаривал тонким голосом и имел очень мягкий характер. Кроме того, он был очень эмоционален: часто смеялся без причины, а на смену веселью моментально приходила депрессия.

9. Однажды Иван Сергеевич серьезно впал в немилость у властей. Когда был опубликован его некролог на смерть Гоголя, писателя сослали в его имение и долгое время держали под надзором полиции. Опала закончилась только после вступления на престол Александра Второго.


10. Тургенев был патологически чистоплотным человеком. Белье он менял несколько раз в день, а чистоту в своем кабинете наводил самостоятельно.

11. У писателя был оригинальный способ избавления от тоски и хандры: он одевал комический колпак и становился в угол. В ожидании, когда грусть пройдет, он мог простоять час и больше.

12. За своей любовью Полиной Виардо Тургенев ездил по всему миру в течение 40 лет. То, что рядом с великой певицей был муж, его совершенно не смущало.

13. К крепостному праву Иван Сергеевич относился резко негативно. Об этом знало правительство, которое вообще не жаловало Тургенева. Один раз, когда писатель приехал домой из Петербурга, мать выстроила крепостных в ряд, приказав его приветствовать. Тургенев разозлился до такой степени, что сразу развернулся и уехал. Больше мать его не видела.

14. Благодаря произведениям писателя появилось выражение «тургеневская девушка». Зато мужчины в его литературе силой духа не обладали.

15. По романам Тургенева было снято более 100 экранизаций, начиная с 1910 года. Причем многие из них сняли в таких странах как Италия, США, Финляндия, Франция, Австирия, ФРГ и даже Япония. Уже только благодаря этому можно сделать вывод, что Иван Сергеевич был писателем мирового уровня.

Однако гении имеют право на слабости. Несмотря на свои чудачества, Иван Сергеевич внес неоценимый вклад в литературу и навсегда останется в нашей памяти.

Надеемся, что вам понравились наши сегодняшние факты из жизни Тургенева И.С., поэтому непременно будем ждать вас снова!

22.08.1883 (4.09). – Умер близ Парижа писатель Иван Сергеевич Тургенев (род. 28.10.1818)

И.С. Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев (28.10.1818–22.8.1883), русский писатель, автор "Записок охотника", "Отцов и детей". Родился в Орле в дворянской семье. Отец, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать – из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасском-Лутовинове. Мать Тургенева Варвара Петровна правила "подданными" на манер самодержавной государыни – с "полицией" и "министрами", заседавшими в особых "учреждениях" и каждое утро церемонно являвшимися к ней на доклад (об этом – в рассказе "Собственная господская контора"). Любимое ее изречение было «хочу казню, хочу милую». С добродушным от природы и мечтательным сыном она обходилась сурово, желая воспитать в нем «настоящего Лутовинова», но напрасно. Она лишь ранила сердце мальчика, чиня обиды тем из своих "подданных", к кому он успел привязаться (позднее она станет прототипом капризных барынь в повести "Муму" и др.).

Вместе с тем Варвара Петровна была женщиной образованной и не чуждой литературным интересам. На наставников для сыновей (Иван был вторым из троих) она не скупилась. С малых лет Тургенева вывозили за границу, после переезда семейства в Москву в 1827 г. обучали лучшие педагоги, он с детства говорил на французском, немецком, английском языках. Осенью 1833 г., не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в , а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1836 г. по словесному отделению философского факультета.

В мае 1837 г. едет в Берлин слушать лекции по классической философии (как же нам без передовой Европы...). Причиной отъезда была ненависть к , омрачившему его детские годы: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что возненавидел... Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтоб из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право». В Германии подружился с ярым революционером-бесом М. Бакуниным (который отчасти послужил прототипом Рудина в одноименном романе), встречи с ним, возможно, имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Сочетал занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии. Но, похоже, мало что серьезного вынес из своего четырехлетнего заграничного опыта. Запад не возбудил в нем стремления познать Россию путем сравнения.

Вернувшись в 1841 г. в Россию, поселился в Москве, где намеревался преподавать философию (разумеется, немецкую) и готовился к магистерским экзаменам, посещал литературные кружки и салоны: познакомился с , . В одну из поездок в Петербург – с . Круг общения, как видим, охватывает и славянофилов и западников, но Тургенев скорее принадлежал к последним не по идейным убеждениям, а по душевному складу.

В 1842 г. он успешно сдает магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку кафедра философии как явный рассадник западничества была упразднена , стать профессором не удалось.

В 1843 г. поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публикует свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик социал-демократ направлял его работу своими оценками и дружескими советами.

В 1847 г. Тургенев вновь надолго уезжает за границу: любовь к французской певице Полине Виардо (замужней), с которой он познакомился в 1843 г. во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он сначала в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо.

Писательская слава к нему пришла еще до отъезда: опубликованный в "Современнике" очерк "Хорь и Калиныч" имел успех. Следующие очерки из народной жизни публикуются в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 г. выходят отдельной книгой под знаменитым ныне названием "Записки охотника". Возможно, некоторая ностальгия по детским годам в русской деревне придала его рассказам художественную проникновенность. Этим он и занял место в русской литературе.

В 1850 г. возвращается в Россию, в качестве автора и критика сотрудничает в "Современнике", ставшем центром русской литературной жизни. Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 г. публикует дерзкий некролог, запрещенный цензурой. За это подвергается на месяц аресту, а затем высылается в свое имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 г. было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856 г. (Вот она, вся жестокость "невыносимой николаевской деспотии"...)

Наряду с "охотничьими" рассказами Тургенев пишет несколько пьес: "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Месяц в деревне" (1850), "Провинциалка" (1850). Во время ссылки пишет повести "Муму" (1852) и "Постоялый двор" (1852) на крестьянскую тему. Однако его все больше занимает жизнь русской "интеллигенции", которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" (1850); "Яков Пасынков" (1855); "Переписка" (1856). Работа над повестями естественно привела к жанру романа. Летом 1855 г. в Спасском был написан "Рудин"; в 1859 г. – "Дворянское гнездо"; в 1860 г. – "Накануне".

Таким образом, Тургенев был не только писателем, но и общественным деятелем, которого друзья-революционеры включали в свою обойму борцов с самодержавием. При этом Тургенев критиковал своих друзей Герцена, Добролюбова, Чернышевского, Бакунина ‒ за нигилизм. Так, в статье "Гамлет и Дон Кихот" писал: «В отрицании, как в огне, есть истребляющая сила – и как удержать эту силу в границах, как указать ей, где ей именно остановиться, когда то, что она должна истребить, и то, что ей следует пощадить, часто слито и связано неразрывно» .

Конфликт Тургенева с революционными демократами повлиял на замысел самого известного его романа – "Отцы и дети" (1861). Спор здесь идет именно между либералами, каким был Тургенев и его ближайшие друзья, и революционными демократами вроде Добролюбова (который отчасти послужил прототипом Базарова). На первый взгляд Базаров оказывается сильнее в спорах с "отцами" и выходит из них победителем. Однако несостоятельность его нигилизма доказывается не отцом, а всем художественным строем романа. Славянофил Н.Н. Страхов так определил «таинственное нравоучение» Тургенева: «Базаров отворачивается от природы; …Тургенев рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; … автор изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; …автор развертывает перед нами картину родительской любви…». Отвергаемая Базаровым любовь приковала его к холодной "аристократке" Одинцовой и надломила его душевные силы. Гибнет он по нелепой случайности: пореза пальца оказалось достаточно, чтобы убить "гиганта свободной мысли".

Ситуация в России в то время быстро изменялась: правительство объявило о намерении , началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимает активное участие в этом процессе, становится негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в его эмигрантский журнал "Колокол". Тем не менее от революции он был далек.

В борьбе против крепостного права литераторы разных направлений лишь поначалу выступали единым фронтом, но затем появились естественные и острые разногласия. Произошел разрыв Тургенева с журналом "Современник", причиной которого стала статья Добролюбова "Когда же придет настоящий день?", посвященная роману Тургенева "Накануне", в которой критик предсказывал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушел из "Современника". К 1862–1863 гг. относится его полемика с Герценом по вопросу о дальнейших путях развития России, приведшая к расхождению между ними. Возлагая надежды на реформы "сверху", Тургенев считал необоснованной тогдашнюю веру Герцена в революционные и социалистические устремления крестьянства.

С 1863 г. писатель вновь за границей: он поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман "Новь" (1876), в котором подвергаются сомнению как революционный, так и либерально-космополитический путь развития России – писатель не желает более участвовать даже во втором, предпочитая жить частной жизнью за границей. Следуя за семьей Виардо, переехал в Париж. Писатель забирает во Францию и свою дочь, прижитую в молодости от связи с крепостной крестьянкой. Двусмысленность положения русского дворянина, известного писателя, "на побегушках" у замужней французской певички забавляла французскую публику. В дни (весна 1871 г.) Тургенев уехал в Лондон, после ее краха вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

Странным образом, столь частое и в конце продолжительное пребывание на Западе (включая пережитый опыт революционной Коммуны), в отличие от большинства русских писателей (Гоголя, даже революционеров Герцена и ) не побудило столь талантливого русского писателя духовно ощутить смысл православной России. Возможно потому, что в эти годы Тургенев получил европейское признание. Лесть же редко бывает полезна.

Революционное движение 1870-х гг. в России, связанное с деятельностью народников, Тургенев вновь встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробуждается его давний интерес к народной теме, он возвращается к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, пишет повести "Лунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др.

Начинается "прогрессивное" оживление и среди студенческой молодежи, формируется разночинная "интеллигенция" (в переводе на русский: умники). Популярность Тургенева, в свое время поколебленная его разрывом с "Современником", теперь в этих кругах снова восстанавливается и быстро растет. В феврале 1879 г., когда он после шестнадцатилетней эмиграции приехал в Россию, эти "прогрессивные" круги его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был остаться, однако это намерение не было осуществлено: Париж стал привычнее. Весной 1882 г. обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

22 августа 1883 г. Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге.

Похороны писателя показали, что социалисты-революционеры считали его своим. В их журнале "Вестник Народной Воли" был опубликован некролог с такой оценкой: «Покойный никогда не был ни социалистом, ни революционером, но русские социалисты-революционеры не забудут, что горячая любовь к свободе, ненависть к произволу самодержавия и мертвящему элементу официального православия, гуманность и глубокое понимание красоты развитой человеческой личности постоянно одушевляли этот талант и еще более усиливали его значение, как величайшего художника и честного гражданина. Во время всеобщего рабства Иван Сергеевич сумел заметить и раскрыть тип протестующего разночинства, развивал и вырабатывал русскую личность и занял почетное место среди духовных отцов освободительного движения».

Это было, конечно, преувеличением, тем не менее свою лепту в т.н. "освободительное движение" Иван Сергеевич, к сожалению, внес, заняв поэтому соответствующее место и в советской школьной системе образования. Она, разумеется, утрировала оппозиционную сторону его общественной деятельности без должного ее духовного анализа и в ущерб его несомненным художественным достоинствам... Правда к ним трудно отнести все образы пресловутых "тургеневских женщин", одни их которых проявили великое значение русской женщины в ее любви к семье и к родине, а другие в своей самоотверженности были далеки от православного мiропонимания.

Между тем, именно духовный анализ творчества Тургенева позволяет уяснить и его личную жизненную драму, и его место в русской литературе. Об этом хорошо написал М.М. Дунаев в связи с опубликованными письмами Ивана Сергеевича со словами: «я хочу истины, а не спасения, я жду его от собственного ума, а не от Благодати» (1847); «я не христианин в Вашем смысле, да, пожалуй, и ни в каком» (1864).

«Тургенев... обозначил недвусмысленно состояние своей души, преодолеть которое он будет стремиться всю свою жизнь и борьба с которым станет подлинным, хоть и потаенным сюжетом его литературного творчества. В этой борьбе он обретет постижение глубочайших истин, но переживет и тяжкие поражения, узнает взлеты и падения – и подарит каждому неленивому душою читателю драгоценный опыт стремления от безверия к вере (независимо от того, к какому итогу подвел писателя его собственный жизненный путь)» (Дунаев М.М. "Православие и русская литература". Т. III).

Использованы также материалы:
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Иван и Полина Тургенев и Виардо

На описанном выше фоне умозрения и биографии писателя можно точнее оценивать его знаменитое высказывание о русском языке:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»