"внедрение фгос в доу" (из опыта работы). Опыт реализации фгос в доу

Анастасия Обелова
Реализация ФГОС ДО в детском саду

Отчет о внедрении ФГОС ДО в МБДОУ Трофимовском детском саду

Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС .

В течение 2013-2014-2015 года было организовано методическое сопровождение перехода МБДОУ на работу по ФГОС ДО . На начальном этапе осуществлялась диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов МБДОУ (анкеты для воспитателей, наблюдение и анализ деятельности воспитателей, беседы с воспитателями, анализ кадрового состава). По результатам мероприятий были внесены изменений в план курсовой подготовки педагогических кадров.

Профессиональное развитие педагогов необходимо было направить на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка. С этой целью были проведены :

Семинар – практикум «Внедрение ФГОС ДО » , «Изучаем и работаем по ФГОС - проектирование образовательного процесса».

- Семинар – практикум : «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ».

- Семинар – практикум : «Маркеры игрового пространства» .

Конкурс среди групп МБДОУ : «Организация предметно – развивающей игровой среды в соответствии с ФГОС ».

Обеспечено участие в районных методических объединениях педагогов МБДОУ где рассматривались вопросы связанные с введением ФГОС ДО .

Изучение опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах посредствам сети Интернет. Все педагоги изучают проекты примерных образовательных программы на сайте ФИРО.

Вывод :. К концу 2015 года наблюдаем :

Рост педагогической компетентности, уровня квалификации;

Активное участие педагогов в профессиональных интернет - конкурсах;

Опыт педагогов был представлен на РМО по развитию речи «Развитие речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Основная образовательная программа

МБДОУ Трофиммовского детского сада принята на заседании педсовета (протокол № 1 от 27.08.2015г., утверждено приказом № 69-о от 27.08.2015г

Целевой раздел Пояснительная записка. Нормативная база. Цели, задачи и принципы ООП. Особенности осуществления образовательного процесса. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы

Содержание воспитательно-образовательной работы в соответствии с пятью образовательными областями (познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие. МБДОУ реализует основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Образовательная программа осваивается в следующих основных формах : непосредственная образовательная деятельность, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность воспитанников. В соответствии с образовательной программой МБДОУ составляется учебный план, расписание непосредственной образовательной деятельности При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей через различные виды детской деятельности . Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий познавательного плана для каждой возрастной группы.

Содержание воспитательно-образовательной работы по приоритетным направлениям (дано краткое описание используемых парциальных программ) С целью обеспечения организации образовательного процесса наряду с основной образовательной программой педагогический коллектив МБДОУ использует парциальные программы и программу дополнительного образования фольклорного кружка «Ручеёк» по направлению нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Цель программы развитие творческих способностей детей через музыкальный фольклор, углубление знаний о русской народной культуре

Формы взаимодействия с семьей. (прописаны формы взаимодействия с семьёй : консультации, родительские собрания, семинары, привлечение родителей к участию в мероприятиях, проектах, праздниках)

Организационный раздел. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Учебный план. Режим дня на тёплое и холодное время года. Система физкультурно-оздоровительной работы. Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Программа предусматривает комплектование групп детьми в соответствии с возрастом воспитанников (по необходимости дети двух смежных возрастов могут быть объединены в одну разновозрастную группу). Для каждой группы (в соответствии с возрастными особенностями детей) составляются расписание непосредственной образовательной деятельности и режим дня. Педагоги планируют работу с детьми по пяти образовательным областям, используя различные виды детской деятельности . В течении дня педагоги проводят непосредственную образовательную деятельность (для детей от 3 до 7 лет в первой половине дня, для детей от 2 до 3 лет в первой и второй половине дня, а так же индивидуальную работу с воспитанниками.

Материально-технические условия введения ФГОС ДО .

Успешное выполнение образовательной программы требует создания развивающей предметно-пространственной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Обеспечено обновление МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащенности образовательного процесса (приобретена методическая литература, дидактический материал, игрушки, новая мебель, спортивный инвентарь.)

В МБДОУ имеется комплект методической литературы для каждой возрастной группы по всем направлениям развития ребенка. С 2013 года была приобретена новая методическая литература по всем направлениям развития ребенка на каждую возрастную группу (по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим, физической культуре, изобразительной деятельности. Для работы с детьми 2-3 лет необходимо обновить комплект методической литературы по физической культуре.) Для непосредственной образовательной деятельности с детьми и индивидуальной работы в МБДОУ имеется необходимый дидактический материал (в том числе, изготовленный педагогами детского сада , который ежегодно в небольших количествах пополняется и обновляется. В настоящее время в МБДОУ формируется банк электронных образовательных ресурсов по всем разделам программы. Кроме методичек в детском саду есть дополнительная литература для педагогов, а также периодические издания : «Дошкольное воспитание» , «Ребёнок в детском саду » , «Музыкальный руководитель» . Для чтения детям в группах имеется необходимая художественная литература с программными произведениями.

Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ обеспечивает реализацию образовательного потенциала учреждения. В группах созданы центры активности разной направленности, которые эстетично оформлены и привлекательны для детей, их наполнение изменяется соответственно тематике, интересам детей. Весь игровой материал безопасен и доступен детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам самостоятельно выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда содержит многофункциональные предметы (которые могут быть использованы в разных видах детской деятельности ) и маркеры игрового пространства (различные ширмы) .

В предметно-пространственная среде МБДОУ содержатся изделия народного искусства, предметы старинного быта, а также продукты детского творчества (рисунки, поделки) др. Развивающие материалы уголков доступны детям и соответствуют их возрастным особенностям. В МБДОУ имеется возможность использования ИКТ (для показа детских презентаций имеется мультимедийный проектор, ноутбук. В каждой группе есть телевизор с DVD приставкой и медиотека, имеется музыкальный центр.) Мебель в группах соответствует росту детей, столы и стулья на регулируемых ножках, они достаточно лёгкие и их можно легко перемещать, меняя пространство в зависимости от ситуации. Для спортивных и подвижных игр на воздухе имеется спортивная площадка и спортивный инвентарь. Игровые площадки оборудованы самодельными игровыми комплексами.

Не только среда, но и разнообразные формы организации детской деятельности способствуют всестороннему развитию воспитанников с учётом их интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.

Взаимодействие с детьми

ФГОС ДО подразумевает изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой модели взаимоотношений участников образовательного процесса в дошкольном образовании. Это влечет за собой изменения в деятельности МБДОУ и каждого конкретного педагога. (изменение способа организации детских видов деятельности : не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка)

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего» , многие методики и технологии должны быть пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

В соответствии ФГОС непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от возраста детей, их интересов и решения конкретных образовательных задач.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении

всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это :

Непосредственно-образовательная деятельность;

Индивидуальная работа с детьми;

Самостоятельная деятельность детей.

Главная особенность организации образовательной деятельности в МБДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Для поддержки детской инициативы начиная со средней группы используем проектную деятельность (групповые и индивидуальные проекты) . Включаем в процесс эффективные формы работы с детьми : ИКТ, игровые, проблемно - обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей. Образовательная работа с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с сельской детской библиотекой , физкультурно-оздоровительным комплексом, Лысковским краеведческим музеем.

Взаимодействие взрослых с детьми необходимо осуществлять таким образом, чтобы создать ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

Взаимодействие с родителями

Для полноценного развития ребенка необходимым условием является участие семьи в воспитательно-образовательном процессе.

Задача детского сада на данном этапе - привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка и при необходимости оказать ей педагогическую помощь. При взаимодействии с родительской общественностью надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Главная цель МБДОУ – создать единое пространство развития ребенка, сделать родителей активными участниками полноценного образов ательного процесса, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

Для этого мы используем различные варианты сотрудничества с семьёй : по нашему мнению самые эффективные это семинары-практикумы (обмен опытом, совместные досуги и праздники, привлечение родителей к подготовке мероприятий, к организации и пополнению развивающей предметно-пространственной среды, привлечение родителей к проектной деятельности, к участию в конкурсах и выставках.

Но нельзя забывать и о таких формах как…родительское собрание, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации в родительских уголках их мы тоже используем в своей работе.

Имеются перспективы взаимодействия с родительской общественностью посредствам сайта МБДОУ.

Результат :

В МБДОУ имеется совет родителей

Родители проинформированы о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через информационные стенды, буклеты, сайт, проведение родительских собраний. (Родительское собрание «Что такое ФГОС » )

Заключение

В заключении можно сказать, что результатами введения Стандарта стали следующие изменения :

нормативно – правовая база МБДОУ приведена в соответствие с ФГОС ДО .

у педагогов активизировалось стремление к повышению квалификации своего профессионального уровня, освоению новых технологий, средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений;

пополнена развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ

изменился характер взаимодействия с воспитанниками (исследовательская деятельность, творческая, игровая деятельность стала преобладать);

повысилась заинтересованность родителей к участию в образовательной деятельности;

Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить :

1. Отсутствие по некоторым направлениям учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (дидактические материалы, методическая литература, контрольно-измерительный инструментарий).

2. Недостаточная психологическая и профессиональная готовность педагогов к реализации ООП .

3. Проблемы в организации предметно-пространственной среды, с учетом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку. Отсутствие отдельного помещения для проведения праздников, музыки и физической культуры.

Пути решения выявленных проблем

1. Формирование нового профессионального мировоззрения педагогов МБДОУ в контексте ФГОС ДО . (путём обучения, разъяснения, обмена опытом) . Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических технологий.

2. Следить за выпуском новинок метод литературы и приобретать необходимое.

3. Обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группе.

В 2014 году коллектив МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» приступил к внедрению и реализации ФГОС ДО.

Период внедрения ФГОС ДО - 2014-2016 г.г.

Реализация ФГОС ДО осуществляется через:

Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС:

Создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ:

Федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС ДО:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Локальные акты ДОУ по введению ФГОС ДО:

1. Приказ № 65 от 25.08.2014 г. « О подготовке к внедрению ФГОС ДО МДОУ детский сад № 42»Чебурашка»

2. Приказ № 133/1от 15.09.2014 г « Об утверждении рабочей группы по внедрению ФГОС ДО МДОУ детский сад № 42 «Чебурашка» .

3. Приказ № 22/1 от 19.02.2015г. «О создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» на основе ФГОС ДО».

4. Приказ № 133/1 от 15.09.2014г. «Об утверждении плана –графика мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС ДО. Плана-графика повышения квалификации педагогов МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» в рамках подготовки внедрения ФГОС ДО.

Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС ДО:

1. Моделирован учебный план ДОУ с учетом методических рекомендаций и социального запроса родителей воспитанников;

2. Внесены изменения в коллективный договор (в локальные акты, которые регламентируют стимулирующие и компенсационные выплаты педагогам в связи с переходом на ФГОС).

Выводы по итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО:

1. Педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ДОУ на работу по ФГОС (Протоколы заседания Рабочей группы за 2014 , 2015 год)

2. Разработаны необходимые для реализации ФГОС ДО локальные документы.)

3. В план внутрисадового контроля ДОУ на 2014-2015 уч. г. были включены мероприятия по контролю введения ФГОС (Тематический контроль «Создание условий для внедрения ФГОС»).

Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС.

В течение 2014 и 2015 года было организовано методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС:

1. Осуществляется диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения ФГОС ДО) и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ;

2. Проведен анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

3. Комплектование библиотеки ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.

4.Организация совместных мероприятий с средней школой № 13 - составление плана взаимодействия на на 2014-15 уч.год с включением проработки преемственности ФГОС НОО и ДО (Выступление учителя начальных классов Важнова Л.В. с презентацией "Преемственность между школой и ДОУ в свете введения ФГОС ДО")

Кадровое обеспечение введения ФГОС в ОУ.

1.Должностные инструкции работников ДОУ приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников"».

2.Разработан перспективный план работы на 2014-2016гг. по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников.

Вывод по итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС ДО: в детском саду подготовлена необходимая документальная база организации повышения квалификации педагогических работников.

Информационное обеспечение введения ФГОС в ДОУ.

В 2014-2015 гг. проводились консультации для родителей «ФГОС в образовательном процессе», « Работаем по новому. ФГОС ДО», где родителям (законным представителям) была представлена информация о переходе ДОУ на первую ступень образования, о введении ФГОС ДО, представлена программа действий по реализации стандарта.

Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через информационные стенды, сайт.

Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в ДОУ происходит в полной мере, организовано ознакомление педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с особенностями организации образовательного процесса в ДОУ с введением ФГОС.

Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС ДОУ:

1. Продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС.

2. Обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС ДО, опубликовывать на сайте ДОУ.

3. Фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения воспитанниками ООП

Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:

1. Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;

2. Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;
Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;

3. Возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами.

На основании введения проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в МДОУ № 42 «Чебурашка» проведены следующие мероприятия:

1. Старшим воспитателем разработан проект методического сопровождения педагогов при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Составлен план изучения педагогами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с ним в детском саду проведены следующие мероприятия:

Установочный педагогический совет № 1 от 26.08.2014 г. на котором педагоги ознакомились с проектом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Оформлены стенды для педагогов «Изучаем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » и родителей «Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?»;

Заседание методического объединения ДОУ № 1 от 25.09.2014г на тему «Обсуждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Обучающий семинар «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в ДОУ»

Для выполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в детском саду организованы следующие мероприятия:

Разработано «Положение о методическом сопровождении введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Педагоги ознакомились с приказом № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», провели сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО;

Составлены «Дорожная карта» и план сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

Старший воспитатель А.А.Манойлович прошла обучение на краткосрочных курсах»Деятельность старшего воспитателя по усовершенствованию работы в ДОУ»-72ч, «Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»-72ч, «Управление конфликтами в педагогических учреждениях»-72ч

На заседании педагогического совета № 2 от 27.11.2014 г. ознакомила педагогов с художественно-эстетическим развитием воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Семинар-практикум «Предметно- развивающая среда в группе и ее влияние на развитие творческой деятельности ребенка»

Организована работа постоянно действующего семинара «Введение ФГОС ДО»;

Внесены изменения в нормативно-правовую базу;

Проведен предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В соответствии с планом действий по обеспечению введения ФГОС ДО от 31 декабря 2013 года и приказа Министерства образования и науки Московской области «Об обеспечении введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду проведены следующие мероприятия:

Создана рабочая группа по введению ФГОС ДО;

На педагогическом совете № 2 от 27.11.2014г принят план-график курсовой подготовки педагогов по вопросам введения ФГОС ДО и составом рабочей группы по введению ФГОС ДО

На педагогическом совете № 3 от 19.02.2015 г педагоги ознакомилось с комментариями к ФГОС ДО.

Воспитатель Карпова А.М. прошли курсы повышения квалификации (72ч) по теме «Профессиональная компетентность воспитателя в свете требований ФГОС дошкольного образования»(72 часа), «Методика экологического воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа)

воспитатель Кузнецова И.В. прошла курсы повышения квалификации (72ч) ««Профессиональная компетентность воспитателя в свете требований ФГОС дошкольного образования(72 часа), «Методика экологического воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа)

В апреле-мае 2015 года проведен мониторинг готовности педагогов и ДОУ к введению ФГОС ДО;

На итоговом заседании педагогического совета были подведены итоги I этапа введения ФГОС ДО;

На сайте ДОУ размещена информация по ключевым позициям введения ФГОС ДО.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что все запланированные мероприятия выполнены. Педагогический коллектив, в основном, ориентируется на Стандарт и готов к перестроению воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ним.

Организация: МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка

ФГОС являются документом , который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс .

Введение ФГОС ДО - процесс многоплановый , требующий координации деятельности образовательной организации и существенных изменений в образовательной системе дошкольного учреждения. В этой связи в целях качественного обеспечения введения ФГОС ДО в учреждении , в рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки по подготовке к введению ФГОС ДО нами разработан и реализуется проект «Введение ФГОС ДО в МБДОУ Детский сад «Радуга» комбинированного вида СП «ЦРР – дс14» . Разработанный проект определил ключевые направления деятельности участников проекта, обеспечивающих подготовку условий к эффективному введению ФГОС ДО . Данный проект основан на реализации дорожной карты по введению ФГОС ДО .

Введение ФГОС ДО в практику требует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. Сроки реализации плана мероприятий, направленных на плавный и качественный переход СП «ЦРР-дс14» на новые образовательные стандарты определены 2013-2018 годом.

Сегодня хочу вам представить опыт работы по введению ФГОС со стороны методической службы (работы старшего воспитателя ДОУ) . В методическую службу ДОУ входят старший воспитатель, специалисты ДОУ, опытные и творческие педагоги с высшей и первой квалификационной категорией.

Методическая служба ДОУ организуется методическим кабинетом и осуществляется через организацию методических объединений, творческой группы.

Деятельность нашей методической службы осуществляется по трем направлениям :

  • организационно-методическое,
  • информационно-методическое,
  • мониторинговое.

Целью организационно-методического направления - внедрение эффективных технологий образования дошкольников .

Для реализации организационно-методического направления организуются: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, проектная деятельность, курсовая подготовка педагогов. Организация взаимопосещения непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментов. Проведены педсоветы: «Введение ФГОС ДО » , на котором педагогический коллектив был ознакомлен с ФГОС , приказом «Об организации работ по введению ФГОС ДО в детском саду »; Планом мероприятий и Планом-графиком по введению ФГОС ДО в Республике Мордовия, в Рузаевском муниципальном районе и в МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида; педсовет «Перспективы развития дошкольного образования по реализации ФГОС », где подвели итоги работы по введению ФГОС ДО за учебный год .

Цель информационно-методического направления - обеспечение профессиональной деятельности педагогов по внедрению и реализации ФГОС ДО .

Для реализации данного направления проводятся педагогические чтения, формируются электронные библиотеки, базы данных педагогов, банк методических разработок организации непосредственно образовательной деятельности , режимных моментов. Обеспечение информационной открытости по вопросам введения и реализации ФГОС осуществляется с помощью пополнения сайта ДОУ и информационных стендов.

Цель мониторингового направления - получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса .

Для реализации мониторингового направления организуются : анкетирование, опросы участников образовательного процесса .

Среди педагогов было проведено анкетирование на внутреннюю психологическую готовность к переходу к новым требованиям Стандарта. Готовность составила -98%, в отношении неудовлетворительных показателей ведется работа методической и психологической службы ДУ.

Очень большую помощь и поддержку по вопросам перехода на новые Стандарты оказывает методическая служба Управления образования Рузаевского муниципального района. На муниципальном уровне в текущем учебном году были проведены методические объединения, семинары-практикумы, консультации воспитателей и специалистов дошкольного образования по введению ФГОС .

В рамках введения ФГОС в текущем учебном году совместно с рабочей группой мы разработали и утвердили :

а) «Дорожную карту» по введению ФГОС ДО , где пошагово определили действия введения ФГОС на 2013-2018 учебный год.

б) план-график мероприятий.

Провели аналитическую работу по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС , требований к качеству услуг ДО, мониторинг готовности, дабы определить уровень готовности ДУ и педагогов.

В СП «ЦРР-дс14» рабочей группой разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования . Согласно стандарта, содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие области :

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Согласно ФГОС расширяются условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности .

Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Осознавая это, мы ведем очень активную работу с родителями воспитанников.

Наряду с традиционными формами сотрудничества (собрания , беседы, анкетирование, консультации, дни открытых дверей) все шире используются веселые досуги, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников. Также в последнее время очень популярными стали совместные детско -родительские проекты, наиболее яркими стали такие как «Мини-музей» , «Здоровая семья» , «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!» , «Волшебный мир театра» .

В рамках знакомства родителей (законных представителей) с новыми Стандартами дошкольного образования и законом «Об образовании в РФ » проведены родительские собрания : «Цели и задачи развития образовательной организации в условиях нового законодательства», а также консультирование родителей по проблеме внедрения ФГОС ДО .

Приоритетное направление нашего дошкольного образовательного учреждения – физкультурно-оздоровительное. В текущем учебном году особое внимание мы уделяли области физическое развитие, поскольку среда развития нашего ДОУ позволяет внедрять ФГОС ДО по данному направлению в полной мере. Творческой группой нашего детского сада разработана программа «Расти здоровым, малыш!» (по образовательной области физическое развитие) рекомендуемая республиканским экспертным советом для реализации на базе СП «Црр-дс14» .

В ФГОС дошкольного образования говорится об условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и предполагается взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка , непосредственное вовлечения их в образовательную деятельность , в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Таким образом , в рамках реализации данного условия и внедрения ФГОС ДО в направлении «физическое развитие» , весь наш детский сад прожил проект «Юные Олимпийцы - 2014» , по итогам которого наш детский сад в муниципальном зачете занял 2 место. Отмечая это знаменательное событие, в нашем детском саду многие дети и родители с удовольствием приняли участие в «малых олимпийских играх» .

В спортивном зале детского сада созданы максимальные условия для физического развития детей. Он оснащен современным спортивным оборудованием: детскими тренажерами , горками, дугами для подлезания, коррекционными мячами различной формы, обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве , ребристыми коррекционными дорожками для хождения, туннелями для лазания.

Помимо этого в саду реализуются мероприятия по формированию здорового образа жизни в форме КВН , мини – проектов по укреплению здоровья, выставок рисунков, тематических бесед.

В группах имеются спортивные уголки с различным спортивным инвентарем. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни . Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Спортивные уголки размещаем таким образом , чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей и находились на свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы. Профилактике плоскостопия способствуют и коррекционные дорожки, имеющиеся в каждой группе.

Прогулка для дошкольников всегда радость! А гулять на участках, имеющие малые архитектурные формы – двойная радость. На прогулочных участках у нас имеются песочницы, горки, грибочки, домики, функционируют «Тропа здоровья» , спортивный участок, где дети занимаются в летний период и др. В холодное время года на прогулочных участках совместно с родителями возводятся постройки из снега.

Еще один немаловажный момент, на котором я хотела бы остановиться – это логопедическая и психологическая службы в нашем детском саду , поскольку их существование решает одну из задач ФГОС ДО – обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) . Учителя-логопеды и педагог-психолог постоянно повышают свою квалификацию участвуя в методобъединениях, вебинарах, конкурсах и др.

Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора.

На основе мониторинга готовности введения ФГОС нами был определен список необходимого оборудования, средств обучения и воспитания, который необходим для реализации Программы для всех возрастных категорий детей.

Ольга Михайловна Матина
Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения

На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО ) . Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют от нас совершенствования образовательного процесса , определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ , который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать . С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование . (Слайд №2)

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования . (Слайд №3)

Основная разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ . Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ .

С 1 января 2014 года вступает в силу Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного . (Слайд № 4)

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации :

в действие федеральных государственных требований

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования »

От 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования »

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Стандарт отражает государственные, социальные и личностные интересы и потребности. (Слайд №5)

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы , в том числе : к структуре основных образовательных программ ; к условиям их реализации ; и к результатам их освоения. (Слайд №6)

Цели стандарта : (Слайд №7)

Повышение социального статуса ДО

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования

Обеспечение государственных гарантий уровня

и качества образования на основе единства обязательных требований

Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

Задачи Стандарта : (Слайд № 8, №9)

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,

в том числе их эмоционального благополучия

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)

3. Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни , развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей , способностей и состояния здоровья детей

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей .

(Говорю когда листаю слайды № 7, 8, 9 цели и задачи ФГОС )

В соответствии с ФГТ, образовательная программа дошкольного образования должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Стандарт в качестве одного из принципов дошкольного образования провозглашает содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений .

Задача Стандарта - объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества - перекликается с одним из принципов ФГТ : обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста .

Преемственность ФГТ и ФГОС ДО мы видим также в определении структурных единиц содержания дошкольного образования . Это образовательные области , соответствующие основным направлениям развития детей. (Слайд № 10)

Если мы сравним ФГТ и ФГОС то мы увидим , что в ФГТ таких образовательных областей 10 , а в Стандарте - 5, но по содержанию образовательные области очень близки. (Слайд № 11)

Хочется также отметить, что изменения произошли не только в образовательных областях , но так- же в документации : (Слайд № 12) 13

Тематическое планирование;

Календарное планирование;

Сетку – расписание непосредственной образовательной деятельности ;

Конспекты непосредственной образовательной деятельности ;

Список литературы

1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» .

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) дошкольного образования .

3. Федина Н. В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

// http://do.isiorao.ru/news/fgos_DO_Fedina.php .

4. Федина Н. В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание . 2008. № 8. – С. 7 – 12

2014-2015 год

Муниципальный уровень:

1. Семинар для КПК заведующих « » , Лобода И. В.,)

2. Выступление на конференции «Сетевое взаимодействие ЯГПУ им. с другими организациями.

3. Семинар для заведующих ДОУ «Предоставление платных образовательных услуг в ДОУ»

4. Выступление педагога – психолога в научно – практической конференции «Реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья »

5. Мастер – класс «АРТ – объект в подарок городу» в рамках Ярославского городского педагогического форума.

Региональный уровень:

1.«Всероссийская научно-практическая конференция «Логопедическое сопровождение образования лиц с ОВЗ» «Комплексное сопровождение детей с нарушениями речи»

2. Межрегиональная научно-практическая конференция в ЯГПУ им., «Доступная среда для детей с ОВЗ» , тема выступлений: «Сопровождение детей с ОВЗ в общеразвивающем детском саду» (,), «Система подготовки педагогов к творческому проектированию» (,)

2015-2016

Муниципальный уровень:

1. МО в ДС 12 «Организация деятельности учителя-логопеда по ведению документация в соответствии с ФГОС» (,)

2. Конференция в мэрии г. Ярославля, тема выступления: «Проектная деятельность как средство профилактики агрессивности у дошкольников» (Суратова О. В.)

3. Семинар для КПК заведующих « Основные аспекты в управлении ДОУ » ,

4. Мастер-класс для педагогов «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках международной программы» (,)

Региональный уровень:

1. Семинар-практикум «Инклюзивное образование детей в ДОУ: опыт, проблемы, перспективы» Тутаев «Сопровождение детей с ОНР В детском саду общеразвивающей направленности» (. ,)

2. Городская презентационная площадка "Инновационное образовательное пространство муниципальной системы образования города Ярославля", опыт работы «Проектная деятельность как средство формирования социокультурной среды дошкольного учреждения».Сертификаты участников (Зарубина И. Н.,)

3. Научно-практическая конференция «Новые подходы и технологии в логопедическом сопровождении лиц с ОВЗ» , тема выступления «Формирование социально-культурной среды в дошкольной образовательной организации» (,)

4. Региональный семинар – практикум "Инклюзивное образование детей с ОВЗ в ДОУ: опыт, проблемы, перспективы" г. Тутаев (,), Сертификаты участников

5. Научно - практическая конференция «Чтения Ушинского» , на естественно - географическом факультете ЯГПУ им. К. Д, Ушинского, тема «Формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность ». (Т. А. Беднякова)

6. Всероссийский семинар «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в контексте ФГОС» выступление «Проектная деятельность детского сада рамках международной программы «Эко-школа/Зеленый флаг»; «Воспитание основ нравственности чрез заботу о братьях наших меньших» ()

2016-2017г.

Муниципальный уровень:

1. Семинар "Информационное обеспечение деятельности проектирования на всех уровнях управления на основе технологии "Социомониторинг Сервис".
Опыт работы «Управленческий проект и система работы педагогов по применению данной технологии» (, .

2. Мастер-класс «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеразвивающем детском саду» (, Бухарова Н. А,)

3. В рамках преемственности дошкольного и начального образования на базе нашего детского сада состоялась встреча педагогов ДОУ с учителями начального звена школ № 68 и 28. Учителям были представлены нормативные документы и локальные акты, по которым работает наш детский сад, методы и приемы организации работы с детьми, просмотр открытых мероприятий.(,.Лобода, С. Ю.,)

Региональный уровень:

1. 1.11.10.2016г. Мастер-класс «Развитие музыкальных и творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности» в рамках реализации программы повышения квалификации «ФГОС ДО организация музыкального развития детей в дошкольной образовательной организации.

2. Презентационная площадка "Проектная деятельность как средство формирования социокультурной среды ДОУ"(Сертификат. ,)

3. Научно-практическая конференция «Логопедическая помощь в условиях модернизации образования» ЯРГУ «Использование образовательных технологий в логопедической работе»

4. Всероссийская научно - практическая конференция «Международная программа Эко-школы/Зеленый флаг»: итоги работы и перспективы развития» представлен опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках экологического образования »

5. Научно-практическая конференция «Новые технологии в логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»