Любимые русские художники константин егорович маковский. Семейный альбом Константина Маковского в живописных портретах: картины, которые из-за дороговизны не мог купить сам Третьяков Все картины маковского

Маковский Константин Егорович

(2 июля (20 июня) 1839-30 (17) сентября 1915) - известный российский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Константин Маковский является также представителем академизма.

Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все - ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.

Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.

Сын Маковского, Сергей Константинович - известный деятель русской культуры Серебряного века (впоследствии один из первых предложил это название), художественный критик, издатель журнала «Аполлон».


К. Е. Маковский. "Дети, бегущие от грозы". 1872. Третьяковская галерея. Москва.






































Константин Егорович Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье потомственного дворянина Егора Ивановича Маковского. Е.И.Маковский был коллекционером, художником-любителем, одним из основателей художественного класса, который впоследствии стал Московским училищем живописи и ваяния. В 1840-1850-е годы дом Маковских был одним из центров художественной жизни Москвы. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства — ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков. Наиболее известными среди них являются младший брат Константина художник Владимир Маковский, и сын Сергей, художественный критик.

Константин Маковский начал рисовать с четырех лет, под руководством отца, копируя гравюры из домашнего собрания. Двенадцати лет в 1851 году он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где занимался у М.И.Скотти и С.К.Зарянко, одновременно пользовался советами друга дома В.А.Тропинина. В период становления Маковского кумиром публики был К.П.Брюллов. Тропининско-брюлловское влияние было определяющим на раннем этапе творчества художника. И прежде всего это выразилось в его портретах. Именно в этом жанре Маковский добился наибольшего успеха. Одной из его ранних работ является портрет Н. А. Некрасова.

В октябре 1857 года Маковский поступил в Академию художеств в Петербурге. Он учился исторической живописи у профессора А.Т.Маркова. В 1860 году впервые участвовал в академической выставке, показав картину «Исцеление Христом слепых после изгнания из храма торжников», а в 1861 представил на выставку картину «Харон перевозит души через реку Стикс». Обе эти работы Маковский представлял на малую золотую медаль, но не получил ее. Только третья его картина – «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» – была удостоена этой награды. Маковский был допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Но в 1863 году он стал участником знаменитого «бунта 14-ти». В числе четырнадцати претендентов на большую золотую медаль, отказавшихся писать программу на тему из скандинавской мифологии и требовавших права свободного выбора темы, Маковский вышел из Академии художеств, получив только звание классного художника второй степени по исторической и портретной живописи.

Сокровища грановитой палаты. 1890 г. Селёдочница. 1867 Дервиши в Каире. 1875 г. Египтянка с ребенком. 1875 г.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III Чарка меду Харон перевозит души умерших через реку Стикс. Charon transfers the souls of deads over the Stix river. У околицы
Семейный портрет. 1882 г. Русская красавица Поцелуйный обряд Портрет Марии Михайловны Волконской. 1905 г.
Портрет З.Н. Юсуповой. Портрет детей художника. Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова. 1882 г. Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьёв. 1863 г.
Портрет Александра II. 1881 г. Под венец Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади Московские балаганы
Крестьянский обед в поле. Жница. 1871 г. Женский портрет
Дети, бегущие от грозы Девушка в костюме Флоры. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. Appeal of Minin. Боярышня
Боярышня у окна. Боярыня у окна. Болгарские мученицы.

На протяжении полутора десятилетий Юлия Павловна Маковская – жена художника – была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций. Данный портрет занимает среди них особое место, привлекая совершенством модели, красотой живописи и мастерством исполнения.

Современники в один голос восхищались красотой Юлии Павловны. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». По семейной легенде, появление портрета было случайным. Жена поднялась в мастерскую к художнику, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости. Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город.

«Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней», – писал один из современников.

В декабре 1863 года Маковский вступил в организованную И.Н.Крамским Артель художников, но состоял в ней недолго. Еще в Академии художеств он обрел известность, написав в 1862 году в один сеанс портрет Александра II для русского посольства в Лондоне. Внимание к Маковскому со стороны императора в самом начале его творческого пути способствовало быстрой популярности художника. Вслед за этим он начал писать заказные портреты высокопоставлен¬ных лиц – графа Н.Н.Муравьева-Амурского, графа В.А.Адлерберга, герцога Н.М. Лейхтенбергского и др. В 1860-е годы число его заказчиков быстро растет, как и его заработки. Светский заказной портрет принес ему заслуженную славу блестящего портретиста петербургской знати. Он становится одним из самых популярных в России художников.Выполнявшиеся в большом количестве в течение всей его жизни заказные портреты были неравноценны по качеству и нередко отражали равнодушие художника к модели. Вместе с тем богатый портретный материал использовался им в создании многофигурных композиций.
В 1866 году Маковский сблизился с музыкальным миром Петербурга, женившись на артистке драматической труппы Императорских театров Е.Т. Бурковой. В их доме бывали известные музыканты, певцы, композиторы содружества «Могучая кучка». К этому времени относится портрет оперного певца О.А Петрова, исполненный в традициях передвижнического реализма.

Цветы. 1884 г.
Натурщик. 1858 г.
Селедочница
1874. Портрет мальчика



Маленький антиквар. 1884 г.

Друзья-приятели

Честное слово, удивительно талантливый художник. Ему одновременно повезло и не повезло родиться в семье известных живописцев – все творили в одно время и публика просто… терялась. Это какой Маковский?

А с годами всё стало ещё хуже – есть фамилия Маковский, и удивление, что, оказывается, Маковский не один. И даже не два Маковских. А целых пять и все художники! Вы пройдите по сайтам посвященным живописи и попробуйте разобраться, какие картины написаны Егором Ивановичем, а что писали его дети, особенно . Путаница ужасная.

Хотя у каждого художника Маковского свой уникальный почерк, своё видение, свой талант, свой след в мировой (действительно в мировой) живописи.

Биография художника Владимира Егоровича Маковского


Автопортрет

Художник Владимир Егорович Маковский родился в январе 1846 года, в Москве, в семье известного живописца и основателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Маковского Егора Ивановича.

Мама Владимира – Любовь Корнилиевна (урожденная Моленгауэр).

В семье было 5 детей: Александра, Константин, Николай, Владимир, Мария. Младшая сестра художника, Мария, стала певицей. Все остальные дети известны истории, как художники. И художники совсем не рядовые - действительно великие живописцы.

Семья проживала в квартире с видом на Кремль на берегу Москва-реки. В доме часто бывали известные люди – Гоголь, Глинка, Брюллов, Тропинин, Щепкин и т.д. Любовь Корнилиевна организовывала музыкальные, рисовальные и литературные вечера, которые были известны всей Москве.

От мамы Владимир Егорович унаследовал красивый голос, брал уроки игры на гитаре и скрипке, с раннего детства начал рисовать – первым учителем рисования у мальчика был В.А. Тропинин. В возрасте 15 лет Владимир Егорович написал первую настоящую картину «Мальчик продающий квас».

С 1861 по 1866 год Владимир Маковский учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, получает звание классного художника III степени и серебряную медаль за картину «Литературное чтение» (картина есть в галерее и вы имеете возможность оценить силу таланта двадцатилетнего художника).

Через три года Владимир Маковский получает звание классного художника I степени и золотую медаль. В этом же году в семье Владимира Егоровича рождается первенец и художник увлекается темой детства – он пишет целую серию картин на детскую тематику. Картину «Игра в бабки» покупает для своей галереи П.М. Третьяков. Можно говорить о том, что в 1869 году к художнику пришло всероссийское признание – в Третьяковскую галерею приобретались только лучшие картины.

В 1873 году за картину «Любители соловьев» Владимиру Маковскому присваивается звание академика, а сама картина выставляется на Всемирной выставке в Вене. Вот что написал о этой картине Фёдор Достоевский:

…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще.

В 1872 году Владимир Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, а через два года его избирают членом правления Товарищества.

С 1882 года по 1894 год Владимир Егорович преподает живопись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1892 году художнику присвоили звание профессора.

В 1895 году Владимир Егорович Маковский назначается ректором Петербургской Академии художеств. Он возглавлял академию до 1918 года.

Умер художник в феврале 1920 года, похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге.

Я очень долго подбирал картины для своей галереи. Тяжелый выбор. Владимир Егорович много работал и после него осталось щедрое творческое наследие. И все работы просто неразумно «втискивать» в одну галерею – глаз «замыливается», пропадает радость обретения, если так можно сказать. Я выбрал, для начала, 25 работ. Может быть не самых лучших из того, что было написано художником. Но я намерен продолжить тему и опубликовать на сайте если не все, то максимально возможное количество работ этого живописца.

Картины художника Владимира Егоровича Маковского


Посещение бедных
Две матери. Мать приёмная и родная
Опять они ссорятся (Повар и кухарка)
Утренний чай
Любители соловьев
Варка варенья
Оправданная
Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик
В избе лесника
Приезд учительницы в деревню
Выбор приданого
Перед объяснением
Первый фрак
Чаепитие
Наём прислуги
Литературные чтения
В ожидании аудиенции
В жаркий день
Игра в бабки
На бульваре
Трудное пробуждение
Пастушки
В ресторане
В гостях К венцу (Прощание) В таверне Девушки, освещённые солнцем Без хозяина

Художники, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок - «передвижники», - оставили яркий след в русской живописи последней трети XIX века. Это очень русское явление в истории искусства, ведь главной его особенностью стала неразрывное взаимовлияние художественной и общественной жизни страны.

Владимир Егорович Маковский вступил в ряды передвижников в 1972 году, через два года после его образования, и был одним из самых деятельных его участников. Картины Маковского пользовались огромным вниманием на протяжении всего периода расцвета этого художественного движения.

Биография

Он был одним из трех сыновей Егора Ивановича Маковского - выдающегося художественного деятеля Москвы, коллекционера, одного из основателей знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Оба брата - Константин и Николай, - а также сестра Александра стали художниками, а другая сестра - Мария - певицей. В детстве одним из учителей Владимира был знаменитый Василий Тропинин.

Самые первые картины Маковского, начиная с написанной в 15 лет жанровой сценки «Мальчик, продающий квас» (1861), обнаруживали его большие способности как в наблюдении событий окружающей его жизни, так и в перенесении их на полотно. В 1861 году он поступает в МУЖВЗ - училище, одним из основателей которого был его отец. Он окончил его с присвоенной за картину «Литературное чтение» (1865).

Многие картины Маковского стали этапами в его творческом и профессиональном развитии. За полотно «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» (1869) он получил звание «классного художника первой степени», а за «Любителей соловьёв» (1973) был произведен в академики живописи.

Много времени занимала в жизни мастера педагогическая деятельность. 12 лет он преподавал в МУЖВЗ - с 1882 по 1894 год, а следующие 24 года - в петербургской Академии художеств, став в 1895 году ректором Высшего художественного училища при Академии художеств.

Скончался знаменитый художник в феврале 1920 года в Петрограде.

«Игра в бабки» (1870)

Художник рано женился, и в 1869 году у него родился первый сын, ставший впоследствии также художником - Александр Маковский. Владимир Егорович, картины которого уже имели отчетливую жанровую принадлежность, с того времени много внимания уделяет детской теме. Среди таких его полотен выделяется картина, ставшая первой, закупленной знаменитым коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым. Это стало для Маковского символом окончательного признания его в качестве живописца.

Крестьянские дети играют в самую доступную для них игру. В ней используются бабки - маленькие косточки из скелета домашних животных - коровы или свиньи. Это соревнование в меткости: те косточки, в которые попали специальным битком (бабкой, утяжеленной свинцом), становятся добычей игрока.

…Сейчас для них главное - игра, которой они отдаются со всей страстью. Один, сидя, сосредоточенно подсчитывает добычу, другие внимательно ожидают очередного броска. Маковский, картины которого отличает дотошность в бытовых деталях, точен и в психологических нюансах. Все играющие обладают своим темпераментом, своим характером. Общее - мягкий юмор и оптимизм, неистребимый даже нищетой одежды и ветхостью окружающих построек.

Ранние картины Маковского отличает избыточная проработка деталей, иногда мешающая целостному восприятию. В дальнейшем кисть художника обретает большую свободу, а палитра станет более цельной, что позволит избежать некой пестроты, присущей, в частности, рассмотренной нами картине.

«Любители соловьев» (1873)

Это полотно представляло русскую живопись на Всемирной выставке в Вене, где было удостоено большого внимания со стороны зрителей.

За окном раздалась соловьиная трель, и трое мужичков заслушались, прервав своё немудреное застолье. Один, стоя, замер, глядя в окошко, пытаясь высмотреть маленькую пичужку. Второй, явно выпивший больше своих приятелей, взмахами ладони отсчитывает переливы соловьиной песни. Третий, самый солидный, слушает, задумчиво пощипывая бороду. Здесь все полно жизни и звука: свет из окошка, позы и жесты персонажей, пузатый горячий самовар, простой, но «вкусно» написанный натюрморт.

Известен отзыв об этой картине великого Достоевского, высоко оценившего исходящие от картины добро и внимание к простому человеку, имевшие не только русский, но и общечеловеческий масштаб.

«Осужденный» (1879)

Постепенно в сюжетах художника пропадает присущий ранним картинам юмор и ироничное отношение к персонажам. Полотна приобретают драматизм и неоднозначность. Таковы несколько вариантов картины, изображающей разночинцев, ставших на путь революционной борьбы, и отношение к таким деятелям представителей разных слоёв русского народа.

Молодого человека вооруженный конвой выводит из здания суда. На выходе его ожидают родственники, среди которых мать, отец, юная девушка и пожилой человек. Судя по всему, главный герой по происхождению из крестьян или городской бедноты. Его невеста и её отец относятся к более зажиточному классу. Художник не выказывает явной доброжелательности к осужденному, не видно сочувствия к нему и у окружающих. Он принес своим близким одно страдание - мать умоляюще сложила руки, увещевая сына, отец безутешно рыдает.

Да и сам революционер не выглядит непреклонным героем-страдальцем за народ. В его взгляде - потерянность и отсутствие убежденности в своей правоте. Маковский, картины которого - точное отражение царящих в обществе настроений, показывает изменение отношения к методам борьбы с существующим строем, к которым прибегали радикально настроенные партии и движения, подобные «Народной воле».

«Свидание» (1883)

Дети - тема, над которой часто работал Маковский. Владимир Егорович, картины которого сначала - лишь отражение детской непосредственности, любование началом новой жизни, в дальнейшем говорит о разных, часто драматических сторонах детства в тогдашней России.

В бедных семьях было принято отдавать детей «в люди». Ребенок часто становился бесправным слугой или подмастерьем, загруженным непосильной работой. Получая от хозяина лишь жалкое пропитание и неустроенный кров, дети переставали быть обузой для семьи, лишаясь семейного уюта и рано взрослея. Такой путь был особенно обычен и привычен для крестьянских семей, отдававших мальчика в услужение в город.

Именно о такой детской судьбе повествует Маковский. может занять много страниц, хотя на полотне всего два персонажа. Крестьянка прошла долгий путь с небольшим узелком и палкой в руках. Она принесла сыну калач, чтобы порадовать своего ребенка. Женщина с жалостью смотрит на босого мальчишку, одетого в грязный фартук, - очевидно, он работает в какой-то мастерской и получил несколько минут свободного времени на свидание с матерью.

Живописная манера художника тоже изменилась - в ней нет подробных и тщательно выписанных деталей, отвлекающих внимание и дробящих изображение. Сумрачный колорит служит не выражению радости от кратковременного свидания, а отображению тяжелого настроения потерянного детства.

«На бульваре» (1886)

Маковский часто говорил, что в распоряжении художника всего несколько минут, за которые надо успеть рассказать то, что у писателя может занять много страниц. В 1880 годы мастер достиг наивысшего мастерства в создании подобных картин-новелл. Одной из подобных вершин и по живописному мастерству, и по содержанию является полотно «На бульваре». В этот период картины В. Е. Маковского содержат всего двух персонажей, но и их хватает для глубокого анализа общественных проблем огромного масштаба.

Перед нами маленькая повесть о драматическом изломе в жизни молодой семьи. Представляется, что они родом из деревни, где готовились прожить, подобно своим родителям, в обычных трудах и радостях крестьянского уклада. Но мужа потянуло в город, на заработки, на новую, «красивую» и интересную жизнь. И вот через какое-то время жена приехала навестить супруга. Теперь они чужие. Он успел пропитаться городским духом - тщательно следит за внешностью, в руках небольшая гармошка - видно, что ему больше всего нравится в городской жизни.

Девушка еще совсем молода, но уже понимает, что её может ждать в будущем, где она видит полную беспросветность. От этой картины Владимира Маковского так и веет тоской, она является своеобразным отображением и частной драмы двух маленьких людей, и демонстрирует масштаб национальной проблемы уничтожения привычного образа жизни, который складывался веками, а теперь разрушается по мере развития промышленных центров.

Наследие

Владимир Егорович отличался огромным трудолюбием и творческой плодовитостью. Результатом его многолетней работы стала подлинная энциклопедия самых типичных явлений русской действительности на изломе двух веков. Он обращался к темам разного масштаба - от бытовых сцен до массовых политических акций - и воплощал их с подлинным художественным мастерством.

Историки отечественного искусства отмечают, что к концу жизни В. Е. Маковский стал сторонником более консервативных взглядов на развитие живописи, отрицательно относясь к поискам новых тем и выразительных средств. Но масштаб этой фигуры в русском изобразительном искусстве от этого не становится мельче.

Имя художника Маковского неразрывно связано с историей русского художественного общества «Передвижников». Воспитанный на идеалах творчества Брюллова, Константин Егорович – один из видных представителей академического русского стиля, активно участвовавший в развитии «Передвижников» на ранних этапах их существования. Он вошел в историю как замечательный портретист, его работы признавались не только в России, но и за рубежом. Маковский – самый «модный» портретист своей эпохи, чьей кисти принадлежат портреты русских императриц.

Биография Константина Маковского

Родился: 2 июля 1839. Ранние годы жизни будущего художника прошли в творческой семье. Отец (Егор Маковский) – художник-любитель, ставший основателем Московского училища живописи. Родные братья, сестры Константина – также художники:

  • Александра Маковская – пейзажистка середины 19 века;
  • Николай Маковский – пейзажист, мастер жанровой живописи;
  • Владимир Маковский – мастер бытовой живописи, график, знаменитый педагог.

Воспитание отца, всем сердцем любившего искусство живописи, творческая атмосфера, влияние знаменитых друзей родителей, часто посещавших дом Маковских – из этого складывается детство Константина. Неудивительно, что впоследствии он связал жизнь именно с творчеством, с рисованием.

Двенадцатилетний Константин поступает в Московское училище живописи, основанное его отцом. Уже через семь лет он – один из лучших студентов Императорской академии живописи. Академию Константин не окончил. Отказавшись участвовать в конкурсе, покинул учебное заведение, не получив диплом, со скандалом. Участниками знаменитого «Бунта четырнадцати» стали: Крамской, Маковский, Заболотский, Лемох, Вениг и другие лучшие студенты Академии. Взбунтовавшись против жестких, консервативных взглядов преподавателей, требовавших строгое приверженство к академической живописи, молодые художники отказались участвовать в конкурсе «Золотая медаль Академии» и продолжать учебу.

Позднее Маковский присоединяется к Крамскому в «Санкт-Петербургской артели художников». Так проходит середина шестидесятых годов 19 века.

1870. Константин вместе с братьями и другими членами «Артели» основывают «Товарищество передвижных выставок». Не считая «Артели», передвижники стали первым настолько масштабным независимым художественным сообществом императорской России.

Сотрудничество с Академией Маковский не разрывает. Произведения Константина Егоровича Маковского выставляются в Академии наравне с передвижными выставками нового общества. В картинах отмечают острую социальную направленность. Маковский стремится показать простой, народный быт русских городов.

Резкие перемены стилистического духа произведений Маковского случаются позднее: после путешествия в северо-восточную Африку, на Балканы. Константина Егоровича начинает привлекать игра цветом, формой. За это многие критики того периода осуждают художника. Он предает идеалы «Передвижников», отвлекаясь от проблем современности и обращая внимание на внутренние проблемы поиска своего художественного «Я», наполняя картин декоративностью. Работы художника называют эстетически превосходными, но – «пустыми», бессодержательными, с поверхностным смыслом.

80 годы 19 века. Константин Егорович становится (как отмечали советские критики) «салонным художником». Работы мастера ценятся в элитных кругах. Многие аристократические дворянские персоны, включая членов императорской семьи, хотят портреты руки Маковского. Кроме портретов, художник также рисует картины исторической, мифологической тематики: «Суд Париса», «Смерть Ивана Грозного». Огромная популярность подтверждается заслуженными наградами: золотая медаль Всемирной выставки в Париже.

До самой смерти (1915) Маковский не теряет популярности. Жизнь обрывается трагической случайностью: трамвай врезается в экипаж художника. К сожалению, могила мастера на Никольском кладбище не сохранилась.

Хотя официально Константина Егоровича называют представителем русского академизма, стиль мастера впитал в себя яркие черты влияния других направлений. С ранних лет заметны в работах Маковского романтическое веяние, излишний декоративизм, вдохновленный творчеством Брюллова. Задолго до развития русского импрессионизма полотна Константина Егоровича уже обладают некоторыми элементами подобного стиля: отсутствие динамики, налет «этюдности», эмоциональные мазки.

Картины Маковского с названиями

За долгий творческий путь мастер оставил множество картин жанра исторического портрета, портретов соотечественников. Расскажу о знаменитых произведениях художника.


Боярыня – представительница романтического периода творчества Константина Егоровича. Мастер весьма интересовался историей Руси 15-17 веков, нередко идеализируя эпоху. Картина представляет взору зрителя богато одетую молодую женщину, вероятно, дочь или жену состоятельного боярина. На героине богатые одежды, жемчужные украшения, каменья. Она лукаво смотрит на зрителя, приоткрыв ларчик-сокровищницу со множеством других украшений.


Эскиз Маковского, выполненный пастелью. Еще одна работа «романтического» периода художника в жанре ню. Неизвестная модель сидит, поджав одну ногу. Ее лицо томное, взгляд устремлен вдаль. Убранные волосы придают модели схожесть с греческими нимфами, героинями классических античных сюжетов.


Картина передвижнического периода творческого пути Маковского. Сюжет навеян путешествиями художника по российским губерниям. Старшая сестра несет на плечах младшего брата, также не забыв полный собранный передник грибов. Вероятно, непогода застала их во время «грибной охоты». Известно, что Маковский рисовал детей с натуры, встретив их в Тамбовской области.

Написанный маслом портрет типичной русской красавицы глазами Маковского. Традиционный российский идеал красоты рукою мастера приобрел вполне узнаваемые живые черты. Округлое овальное лицо модели, чуть тронутое румянцем, яркие, ясные глаза голубого цвета. Русая густая коса аккуратно обрамляет тонкие черты лица, подчеркивая нежность девушки. Цветочный венок, выполненный крупными мазками, добавляет сказочности и возвышенности образу модели.


Классический средневековый сюжет кисти Маковского приобрел характерные его творчества черты: сильные мазки, «светящийся» фон, нарочитая «русскость» стиля, образа моделей. Джульетта выглядит типичной русской красавицей, аналогичной другим девушкам-моделям в работах автора. Изображена сцена свидания знаменитых возлюбленных.


Знаковая для Маковского картина. Увидев произведение, император Александр II поразился талантом творца, купив полотно. Так началась карьера художника в качестве «светского портретиста». Константин Егорович – первый русский живописец, допустивший откровенную эротизацию традиционного образа русалки-нежити, утопленницы.


Отчасти автобиографическая картина. Изображен младший сын творца, Сергей, ворующий яблоко, подготовленное для натюрморта. Картинка несколько «барочная», избыточная декоративность элементов несвойственна даже для «романтического реализма» Маковского.


Типичный представитель импрессионистского реализма Константина Егоровича. Произведение изображает молодую девушку, одиноко сидящую в тени большого дерева. Игра светотени, благодаря энергичным мазкам, создает рассеянный эффект проходящего сквозь древесные ветви солнечного света. Картина наполнена спокойствием, лирическим настроением, лицо, образ модели – привычны для художника.


Картина показывает одинокую безутешную вдову. Ранний, постакадемический период творчества Константина Егоровича. Темные тона наряда подчеркивают, что потеря героини совсем свежая, неоплаканная. Профиль модели подтверждает типичность внешнего образа для творчества художника: ровный нос, черные брови – русская красавица Маковского.


Последние часы жизни великого Ивана Грозного, написанные по мотивам рассказа английского дипломата Горсея. Кроме мертвого царя, здесь также присутствуют седьмая жена правителя, Борис Годунов, царевич Федор, Василий Шуйский.

«Воззвание Минина нижегородцам», 1896

Монументальное масштабное полотно Маковского, изображающее Кузьму Минина, земского нижегородского старосту, призывающего горожан отдавать пожитки, добро на нужды народного ополчения. Данное полотно – картина-долгострой. Художник писал (включая этап набросков) произведение 26 лет.

Категория