Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.Драгунского "Что я люблю" презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему. Конспект и презентация к уроку литературного чтения "В.Ю.Драгунский "Что любит Мишка" (4 класс) Презентация урока в драгунски

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения В гостях у Барсука Раздел: «О настоящем и ненастоящем богатстве»

Отгадайте имя главного героя рассказов В.Драгунского 5 6 15 10 19 12 1 Используйте порядок букв в алфавите. Д е н и с к а

Стр.122 Библиотека гостеприимного Барсука В доме у Барсука было так же чисто и пусто, как и в Чайном домике. На стене висела только одна полка с книгами. Мише захотелось почитать книгу В.Драгунского «Денискины рассказы». Присоединяйся!

Виктор Драгунский «Что я люблю» 1.О ком писал В.Драгунский? Определите жанр произведения, которое будем читать. 2.Предположите, о ком и о чём будем читать? Кто будет главным героем? 3.Как вы думаете, этот рассказ будет грустным или весёлым?

1 вариант:Слушаем аудиозапись в исполнении автора. 2 вариант: «Жужжащее» чтение. Задача: * познакомиться с содержанием текста; * проверить правильность предположений.

От чьего лица ведётся рассказ? Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом этого произведения.

Что же любит Дениска больше всего? Докажи словами из текста

О чём мечтает герой-рассказчик? Почему мечтает жить просторней?

Ростом этот олень всего 20-25 см. А весит 1 кг 500г. Канчиль- карликовая лань Индонезийские сказки

«О настоящем и ненастоящем богатстве» Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее.

Какой он- герой нашего рассказа? Добрый - жестокий Грустный - весёлый Трудолюбивый - ленивый Внимательный – безразличный Грубый - ласковый Ваши характеристики _______________________________________

У каждого разные вкусы И в жизни свои мечты. Дениска много что любит, А что, скажи, любишь ты? я Я люблю

Какая из пословиц поможет раскрыть главную мысль рассказа? Скучен день до вечера коли делать нечего. Жизнь дана на добрые дела. В тесноте, да не в обиде.

« Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины щедро и талантливо дарит нашим детям Виктор Драгунский.» Яков Аким

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"

Небольшая презентация кратко знакомит с писательницей В.А.Осеевой и дает возможность ученикам сравнить поступки Павлика до и после встречи со старичком....

Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Осень."

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз...

Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Зима."

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ви́ктор Ю́зефович Драгу́нский (1913 - 1972)

Родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. В 1925 году семья переехали в Москву.

Виктору пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», затем в 1930 году устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм».

Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. В 1944 году работал клоуном в цирке.

Произведения для детей

Широкую известность и большую популярность принесли Виктору Драгунскому детские юмористические рассказы о Дениске Кораблеве, объединенные в цикл общим названием «Денискины рассказы». (1966). В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.

« Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости». Рассказы о Дениске автобиографичны: прототипом главного героя стал сын писателя Денис, в них были отражены некоторые действительные события жизни семьи.

Причина «Причина»- какое удобное слово! Оно выручает лентяя любого. Оно объясняет, Оно покрывает, Оно от стыда и позора спасает. Не сделал, Забыл, Тяжело, Далеко… Причину найдёшь – И дыши глубоко! С совестью мир, Не запятнана честь… Чего-то там нет, Но причина-то есть! Ребята, ребята, Вы завтра – мужчины. Не надо причин! Не ищите причины! (В.Викторов)

«Главные реки», Словарная работа Прыть – быстрота, подвижность Позор- бесчестье, стыд и срамота (и срам) –позорище Ловко- проворно, юрко, вертко Сноровисто- удобно Примчаться- прибежать, приехать Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно Продекламировать - прочитать Влепить- поставить, ударить

«Что любит Мишка» 1.Назовите главных героев произведения. 2.А кто они друг другу? 3.Одинаковые ли у них интересы? 4.Как вы считаете, какова основная идея этого рассказа? 5.Какой совет вы могли бы дать Мишке?

(Рассказ - это прозаическое произведение, небольшое по объему, с малым количеством действующих лиц. Изображенные в нем события проходят в небольшом временном промежутке.) Итог урока 1.С какими произведениями В. Ю. Драгунского вы познакомились? 2.К какому жанру литературы они относятся? (литературные сказки или литературные произведения)

Драгунский прожил одну, на редкость многообразную, насыщенную, напряжённую и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве. Он был блестящим устным рассказчиком, интересно, по-своему "читал" людей, открывая в них порой такое, чего не видели те, кто стоял к ним ближе. Он не боялся распахнуться новому человеку, ощутив в нём родную кровь, и не боялся разрыва, если обнаруживал низость. Ю. Нагибин Писатель щедрый и радостный

Могила Драгунского на Ваганьковском кладбище Москвы. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-викторина по Драгунскому

Презентация "Экспресс-викторина по "Денискиным расссказам" Драгунского В.Ю.для урока чтения в 1 классе. Ученики выбирают один из трёх предложенных вопросов по рассказу Драгунского и в бланке ответов с...

Жизнь и творчество В. Драгунского

В презентации в красочной форме представлены биографические сведения и этапы творчества детского писателя В. Драгунского....

Урок литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным»

Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели:1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».2. Развивающая: развивать...

Литературное чтение. Урок-мастерская. 3 класс. Тема: "Счастье - это когда тебя понимают..." Завершение работы над рассказом В. Драгунского "Девочка на шаре".

Урок призван совершенствовать не только навыки чтения, но и развивать речевые умения, мышление, внимание.Дети составляя ребус, задумываются над вопросом: - Ненависть, любовь, сострадание, грусть. К...

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для...


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Корёжская основная общеобразовательная школа
Буйского муниципального района

Костромской области

Урок литературного чтения

4 класс

Тема: «В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка».

Идея произведения.

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов: Соколова Елена Владимировна

2014 год

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина М.: Просвещение /Учебник, 2014год

Тип урока

Урок изучения нового материала

Це ль деятельности учителя:

Формирование учебно-познавательного интереса к общепринятым жизненным нормам и ценностному отношению на основе анализа рассказа В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка». Совершенствование умения ориентироваться в тексте; выполнять сравнительный анализ героев произведения; обогащение словарного запаса.

Коррекционно – развивающая цель деятельности учителя:

Корректировка и развитие связной речи, навыка быстрого чтения.

Корректировка мыслительной деятельность на основе операций анализа и синтеза.

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, преодоление интеллектуальной пассивности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух, соблюдая необходимую интонацию и темп чтения, умение объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

УУД

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: анализ произведения, выделение в нём основной мысли, определение идеи произведения.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Личностные: осмысление понятия «любить целый мир», пословицы «Не хлебом единым сыт человек», формирование системы нравственных ценностей.

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбуки, мультимедийный проектор, презентация.

Аннотация к уроку.

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка».

Идея произведения» разработана с учётом обучения в общеобразовательном классе учащихся с задержкой психического развития. К уроку прилагается мультимедийная презентация, тест по проверке домашнего задания, составленный в программе MyTest .

Текущий контроль оценки знаний учащихся проводится в форме словесной оценки результатов учебного труда и самооценки на двух этапах: актуализация знаний (проверка домашнего задания), работа по теме урока, т.о. за урок учащиеся могут получить две отметки.

На этапе актуализации знаний при проверке домашнего задания во время фронтальной беседы за каждый правильный ответ учащиеся получают по одному смайлу. Смайл получают и учащиеся, которые подготовили информацию о реке Миссисипи, а также составили синквейн о главном герое произведения. При прохождении теста учащиеся, получившие отметку «5», получают 3 смайла, «4» - 2 смайла, «3» - 1 смайл, «2» - 0 смайлов. В конце этапа каждый учащийся суммирует количество смайлов и оценивает свою работу.

В ходе работы с новым произведением на этапе изучения нового материала учащиеся получают словесную оценку результатов учебного труда и получают смайлы за правильные ответы. В конце этапа смайлы суммируют и проводят самооценку учебной деятельности. (Лист самооценки, Приложение 1 )

Технологическая карта урока

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

1.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся
к усвоению изучаемого материала

Проверка готовности к уроку.

Учитель управляет ситуацией самооценки.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем!

(слайд 2 )

Выполняют самооценку готовности к предстоящей деятельности по критериям:

Правильность выбора учебных принадлеж ностей,

- правильность и аккуратность расположения предметов на парте.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

2.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

(слайд 3 - 4 )

С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Что вы знаете об этом писателе и его творчестве?

Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего?

Как называется главная река в Америке, название которой не смог сказать Дениска?

Кто узнал информацию об этой реке?

Кто составил синквейн о главном герое произведения?

Коррекционная работа :

Выбрать прилагательные, которые характеризуют главного героя (затейливый, старательный, забывчивый, самонадеянный, умный, наивный, легкомысленный, ответственный, весёлый)

Хотите проверить, внимательно ли вы читали текст?

"Главные реки" В.Ю. Драгунский

1. Герою рассказа шёл...

1) восьмой год

2) девятый год

3) десятый год

2.Что делал мальчик вместо уроков?

1) играл в футбол

2) катался на велосипеде

3) запускал змея

3. Как долго Денис тренировался быстро одеваться?

1) всё лето

2) пол - лета

3) целый месяц

4. Стихи какого поэта нужно было выучить?

1) Некрасова

2) Пушкина

3) Бунина

5. Когда Дениске стало худо, то у него даже:

1) заболела голова

2) заболел живот

3) заболело сердце

6. Как Кораблёв назвал реку?

1) Миси-писи

2) Мипи-сипи

3) Мими-сипи

Самооценка

Отвечают на вопросы, озвучивают дополнительную информацию и подготовленные творческие задания.

Даёт характеристику главному герою

Работают на ноутбуках.

Выполняют тестовое задание в программе MyTest

Коммуникативные: участвуют в диалоге;

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3.Речевая разминка

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять –

Таня любит танцевать!

(слайд 5 )

Прочитайте шепотом. Прочитайте с вопросительной интонацией.

Прочитайте скороговоркой. Прочитайте с восхищением.

Коррекционная работа :

Коррекция навыка быстрого чтения

Читают текст, согласно предложенным заданиям.

Выполняет задание на интерактивном тренажёре по развитию навыка быстрого чтения.

(тренажёр учителя начальных классов МОУ СОШ№ 1 г. Сим Челябинской обл. Ткачёвой О.Н.)

Упражнение «Собери текст»

Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу.

Регулятивные: принимает и выполняет учебную задачу

4. Самоопределение к деятельности

Чт. л.б.т М.ш.к.

(слайд 6 )

Вставьте пропущенные буквы, чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Определяют название произведения.

Регулятивные: определяют тему и цели урока;

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы

5. Работа по теме урока

1. Первичное восприятие произведения.

2. Беседа по содержанию.

3. Словарная работа.

Послушайте произведение и определите, от чьего имени ведётся рассказ. (слайд 7 ) – прослушивание аудиозаписи рассказа.

Первая пауза. Как вы думаете, что ответил Дениска?

Вторая пауза. Что сказал Мишка?

От чьего имени ведётся рассказ?

Встретились ли вам непонятные слова и выражения? (слайд 8 )

Назовите героев этого произведения.

О чём они вели разговор?

Кто первым рассказал, что он любит?

Что же любит Борис Сергеевич?

Знаете ли вы, кто такой Шопен? Где вы получили эти знания?

А вы любите слушать музыку? Приходилось ли вам слушать Шопена?

слушают аудиозапись рассказа «Что любит Мишка» с паузами.

Высказывают свои предположения

Делятся впечатлениями.

От имени рассказчика - главного героя.

Работают со словарями

Дениска, Мишка, учитель музыки Борис Сергеевич.

Они вели разговор о том, кто что любит.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать.

Коммуникативные: обмениваются мнениями

Познавательные: умеют пользовать справочной литературой

Познавательные: расширение кругозора

6.Физкультминутка

Давайте ещё раз послушаем музыку Шопена и отдохнём. (слайд 9 )

Выполняют гимнастику для глаз под музыку.

Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни

7. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа о прослушанном музыкальном произведении.

2. Выборочное чтение

Понравилось вам это музыкальное произведение?

Какие чувства у вас возникли во время слушания музыкального произведения?

Прочитайте, как ответил учителю Дениска о том, что он любит.

Какой вывод сделал учитель. (Дениска любит целый мир).

Как вы это понимаете?

Как это характеризует Дениску?

- Значит, у Дениса богатый духовный мир, широкий кругозор познания.

Прочитайте, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.

Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки.

Подберите синоним к слову «надулся».

Как назвать одним словом то, что любит Мишка?

Прочитайте по цепочке про то, как рассказывал Мишка, что он любит. На что должны обратить внимание при чтении? (на интонацию, на темп речи)

Чего ждал Мишка?

На что обратил внимание учитель?

- В какой момент изменилось настроение Мишки?

Найдите в тексте глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя?

А когда люди краснеют?

Почему Мишке стыдно стало?

Чувство радости, спокойствия…

Музыка Шопена завораживает, она красивая….

Дениска - мечтатель. У него разные интересы.

Его интересует все.

Он любознательный.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, используя текст

Мишка надулся.

Обиделся

Разные разности.

Читают по цепочке

Отвечают на вопросы по содержанию текста.

Похвалы

На то, что любит Мишка какое-то одинаковое.

Когда учитель обратил внимание мальчика на любовь к людям и животным. -Мишка весь встрепенулся и покраснел.

Наверное, он понял, что не сказал самого главного.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на вопросы учителя, находят нужную информацию
в учебнике;

8. Итог урока

- Что хотел сказать Драгунский юным читателям своим произведением?

Выберите подходящую по смыслу пословицу:

«На вкус и цвет товарища нет».

«Не хлебом единым жив человек». (слайд 10 )

Есть люди, которые любят только себя. Но мало любить себя. Надо любить своих близких и не забывать про них.

Работают в группе, выбирают пословицу

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания;

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы, обмениваются мнениями.

9.Рефлексия

На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.(слайд 11 )

Самооценка

Отвечают на вопросы

самостоятельно оценивают свои достижения

Личностные: оценивают личную значимость изученного произведения.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Домашнее задание

1)Подготовить выразительное чтение по ролям.

2) составить кроссворд по произведениям В.Драгунского. (по желанию)

Индивидуальное д/з

(для учащегося с ОВЗ): 1)Подготовить выразительное чтение с. 24-25.

2) с.28 В.4 (слайд 12 )

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств её выполнения.

Тема урока: В.Драгунский "Что любит Мишка"
Цель: подвести учащихся к осознанию того, что духовный мир человека выше банальных, бытовых материальных ценностей на примере литературного произведения В.Драгунского "Что любит Мишка", формировать навыки беглого чтения, развивать речь, мышление.
Задачи:
формирование у учащихся умения сопоставлять своё видение проблемы с авторским замыслом.

    развитие у учащихся способностей критически мыслить, рассуждать предполагать, обосновывать свою точку зрения по данной проблеме.

    обогащать духовный мир детей.

Оборудование: книга - учебник, портрет писателя В. Драгунского.

Стратегии, используемые на уроке:
"Мозговой штурм", "Ассоциации", "Чтение с остановками"

Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами будем рассуждать о духовном мире человека. Посмотрим, как относится к этому люди, которые имеют жизненный опыт и вы, которые только начинают жить и познавать мир.
^ Стадия вызова.
1) стратегия "Мозговой штурм"
- Как вы понимаете, что такое " духовный мир"?


- Мы зафиксировали версии о вашем и моём понимании, что такое духовный мир человека.
- Сегодня будем говорить об этой проблеме на примере произведения Виктора Драгунского.
^ 2. Стратегия "Ассоциации".
- Какие ассоциации возникают у вас с именем Виктора Драгунского. (детский, писатель, юмор, друг, воспитание и т.д.
- Вспомните произведения этого автора которые мы читали.
(Англичанин Павля", ":Бы", "Арбузный переулок", "Надо иметь чувство юмора", "Независимый горбушка", "Заколдованная буква", "Друг детства", "Тайное становится явным", "Кот в сапогах".)
- К какому литературному жанру мы отнесем данные произведения? (рассказ)
- Можно ли назвать Виктора Драгунского писателем - юмористом.
(нет, в его рассказах веселое, смешное лишь часть повествования, они наполнены глубоким смыслом, он говорит о серьёзных проблемах, включая юмористические ситуации, для того, чтобы юным читателям было проще понять.)
^ II. Осмысление
/оформление "таблицы смыслов"/


"Что любит Мишка"


1 часть


2 часть


3 часть


4 часть

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением этого замечательного автора "Что любит Мишка".
1. Прогнозирование.
- Ребята, обратите внимание на рисунок и ещё раз на название рассказа.
- О чем может пойти речь в рассказе?
- С чего начнет своё повествование автор?
^ 2. Приём "Чтение с остановками"
- Читать рассказ мы буде с остановками, по смысловым частям
Чтение 1 части (до слов " Больше всего на свете? "
- Как дальше будут развиваться события?
Чтение 2 части (до слов "Что же ты любишь?")
Что произойдет потом?
Чтение 3й части (до слов ": чего-то ждали и молчали.")
- Подумайте чем может закончится эта история?
Чтение 4 части (:до конца)
^ III. Рефлексия
1.Давайте обратимся к вашим версиям.
- Били совпадения с авторским замыслом?
- Какие?
- А почему у вас совпало с авторским замыслом?
(потому, что мы знаем что Драгунский писал о проблемах детей, о о серьёзном с использованием юмора, чтобы эти проблемы были понятны детям.
Почему у нас не совпали версии с авторскими мыслями?
(потому, что все мы разные и по-разному думаем и мыслим. Все вы можете быть писателями, и все написали бы свою замечательную истории)
2. Проблемные вопросы.
- Давайте вернёмся к авторскому замыслу и подумаем, то хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением.
(духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее)
- Почему Мишка покраснел и смутился.
(потому, что понял какой у него не глубокий, бедный внутренний мир)
- Чей духовный мир в рассказе Драгунского глубже, богаче, разностороннее)
- Почему?
3. Давайте вернёмся к нашим версиям о духовном мире и, может быть, вы еще дополните.
4.Итог. Цветограмма.
- Какие чувства вы испытывали во время прочтения и обсуждения рассказа.
/отметьте на доске/- веселые, беззаботные.- серьезные и вам есть над чем задуматься.
Д з по ролям

Класс: 4

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского “Что любит Мишка”.

Задачи урока:

1. Предметные:

  • развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
  • развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

  • развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

  • формировать умение работать в парах, группе;
  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

  • учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
  • формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

3. Личностные:

  • формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.
  • формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: презентация, иллюстрации к рассказу, карточки с ключевыми словами, аудио запись Ф.Шопена “Си минор”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, мы начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. В ваших ладонях солнышко. Чувствуете, оно согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением и начнем наш урок.

II. Речевая разминка. (Слайд 2)

Ю. Мориц
Я вареники люблю.

Я вареники леплю,
Я вареники люблю,
С творогом люблю, с клубникой,
С мясом, с вишнями, с черникой,
С ежевикой и морошкой,
Но сильней всего –
С картошкой!

Прочитайте про себя.

Медленно шёпотом.

Медленно вслух.

Быстро и громко.

С восклицательной интонацией.

III. Подготовка к восприятию произведения

1. Работа в паре.

Определите тему отрывка стихотворения, выберите соответствующий вариант из данных, объясните свой выбор (слайд 3) :

  • голод
  • красота
  • гостеприимство
  • любовь
  • трудолюбие
  • обжорство
  • радость

2. Составление кластера

А знаете ли вы, что такое любовь? (ответы детей)

Подберите ассоциации к слову “любовь”. (Слайды 4, 5)

У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое толкование даётся в словаре
С.И. Ожегова. (Слайд 6)

Любовь, сущ., ж., - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь к Родине. Материнская любовь. 2. Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Любовь к музыке.

Словарь С.И. Ожегова

Как вы думаете, почему урок мы начинаем с разговора о любви?

3. Работа с ментальной картой “Виктор Драгунский”

Посмотрите на слайд и сформулируйте задание (Слайд 7)

Называют произведения:

“Заколдованная буква”, “Друг детства”, “Англичанин Павля”, “Кот в сапогах”, “Тайное становится явным”, “Девочка на шаре”. (Слайд 8)

Попробуйте определить тему урока (Слайды 10, 11)

4. Целеполагание. (Слайды 12, 13)

5. Прогнозирование содержания текста по названию, иллюстрации, автору и ключевым словам. (Слайд 14)

Дениска и Мишка
учитель пения
музыка
люблю
целый мир
разные разности

IV. Первичное восприятие текста.

Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.

(Чтение с остановками)

Перед 2-й частью:

Как вы думаете, что ответил Дениска?

Перед 3-й частью:

Верны ли были ваши предположения?

Перед 4-й частью:

Выскажите предположение, чем всё закончится.

Дочитайте текст самостоятельно.

Верны ли были ваши предположения?

V. Проверка первичного восприятия

1. Ответьте на вопросы:

Оправдались ли наши предположения в целом по тексту?

Понравилось ли вам произведение?

Какое настроение вызвало? (Радостное, смешное, весёлое)

С помощью модели покажите, к какому жанру отнесёте это произведение? Можете воспользоваться справочником “Моя шкатулка”.

2. Тест “ Проверь себя”.

VI. Физкультминутка.

VII. Вторичное чтение и анализ произведения.

1. Проверка правильности выбора ответа по тексту (выборочное чтение) и самооценка по вопросам. (Слайд 15)

2. Словарная работа

Встретились слова, значения которых вам непонятны?

Воспользуйтесь толковым словариком.

Кто хочет уточнить значение какого-то слова?

3. Ответы на вопросы по содержанию.

3.1. Вопросы на выявление черт характеров героев.

Назовите героев произведения.

Что мы узнали о Борисе Сергеевиче из текста? (весёлый человек, с чувством юмора, любит музыку, умеет внимательно слушать, доброжелательный)

Что сказал Борис Сергеевич про музыку Шопена?

А как Дениска воспринимал музыку Шопена. Найдите в тесте.

Послушайте фрагмент произведения Фридерика Шопена, великого польского композитора и пианиста “Вальс си-минор”. Приложение 2.

Кому удалось услышать, как звуки выскакивали и разбрызгивались?

3.2. Обсуждение поступков героев.

Борис Сергеевич сказал, что Дениска любит целый мир. Докажите, что это так.

Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным.)

Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка. Что он имел в виду под разными разностями?

Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)

Подберите синоним к слову “надулся”.

Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”?

Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка?

Чего ждал Мишка? (Похвалы.)

Как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)

Что Борис Сергеевич сказал про то, что любит Мишка?

Как вы думаете, действительно ли Мишка любит целый “продуктовый магазин” и только? Почему?

Как вы это поняли?

3.3. Задание в паре:

Какими показаны мальчики в рассказе? Соедини и допиши.

Согласны ли вы, что Мишка в этом рассказе описан с юмором? Объясните свою точку зрения. (Слайд 16)

Можно ли сказать, что весь рассказ юмористический? Почему нельзя?

IX. Творческая работа.

Работа в группах.

Вспомним правила работы в группе. (Слайд 17)

Задания для групп:

1 группа “Мыслители” - составить синквейн. (Слайд 18)

Предполагаемые варианты:

Борис Сергеевич
весёлый, внимательный
играл, выслушал, ждал
Больше всего любит музыку.
учитель

Мишка
обидчивый, хвастливый
вмешался, бормотал, покраснел
Любит целый продуктовый магазин.
“гурман”

2 группа “Исследователи” - проследить, как менялись эмоции и чувства Бориса Сергеевича, показать их с помощью графических моделей. При необходимости можно воспользоваться справочником “Моя шкатулка”, стр.3. (Слайд 19)

3 группа “Аналитики” - выбрать пословицы и поговорки к рассказу “Что любит Мишка”. (Слайд 20)

  1. На вкус и цвет товарища нет.
  2. Не хлебом единым жив человек.
  3. За словом в карман не лезет.
  4. Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
  5. Не спеши языком, спеши делом.
  6. Велик звон, да не красен.
  7. Любишь есть калачи – не сиди на печи.

4 группа “Корреспонденты” - используя предложенный текст, составить краткий рассказ о Ф.Шопене. (Слайд 21) Приложение 3.

X. Итог урока

1. Реализация целей урока. (Слайд 22)

Чему учит рассказ В. Драгунского? (Ответы детей.)

Ребята, жизнь нам преподносит уроки и, читая произведения, мы тоже получаем уроки, которые пригодятся в жизни. Какой урок сегодня мы получили?

XI. Инструкция по выполнению домашнего задания.

Д/з по выбору (слайд 23) :

  • выразительное чтение рассказа “Что любит Мишка”;
  • найти и подготовить выразительное чтение или пересказ другого рассказа Виктора Драгунского;
  • рассказать об 1 событии из жизни писателя;
  • разучить произведение Фридерика Шопена.

XII. Рефлексия. Показать свое настроение. (Слайд 24)

Урок окончен. Спасибо за работу.