Статуя зевса из слоновой кости. Храм Зевса в Олимпии: история, достопримечательности, статуя Зевса, посещение Олимпии

Статуя Зевса Олимпийского - работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из бывших семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры - состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.

Создание храма

Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 470 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 470 г. до н. э. и закончилось в 456 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.

Описание храма

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма. В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

Создание статуи

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн долларов.

Описание статуи

Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

"Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий" (Павсаний. «Описание Эллады». )

Зевс Громовержец был главным богом у древних греков. Вместе с женой Герой и детьми он, по преданию, жил на вершине Олимпа - самой высокой горы на Балканах, расположенной в Северной Греции. Отсюда и наименование классических богов древней Греции - «олимпийские». Вслед за горой Олимп наименование Олимпия получил и город на полуострове Пелопоннес, где в античности проводились спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны.

В V в. до н. э. жители Олимпии решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины горы, а хорошо бы ему переехать поближе к спортивной столице. Поэтому они воздвигли на площади города храм в честь Громовержца. Здание получилось большим и красивым. В длину оно достигало - 64, в ширину - 28, а внутри высота, от пола до потолка, равнялась - 20 метрам. Сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий. Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым. Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти - скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.

По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

Открытие статуи

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Современник писал :

«Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?».

Судьба третьего чуда света

Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 г н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 363 г. н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.

Статуя Зевса Олимпийского – огромная сидящая фигура древнегреческого бога Зевса. Высота статуи составляла 13 метров, а создателем ее являлся греческий скульптор Фидий. Создана она была в 435 году до нашей эры в специальной целле около величественного Храма Зевса в греческом городке Олимпия (в 150 километрах от Афин).
Скульптура с основанием из дерева, покрытая элементами из слоновой кости и золотыми пластинами, представляла бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном эбеновым деревом, слоновой костью, золотом и ценными камнями.

Статуя Зевса – одно из Семи Чудес античности – была полностью разрушена в пятом веке нашей эры. О существовании и внешнем виде известно только из описаний древнегреческих писателей и изображений на монетах. Уникальность исчезнувшей статуи заключалась в том, что она была единственным Чудом Света, которое находилось на территории континентальной Европы.

История создания

Зевс с городом Олимпия был связан непосредственно – именно в Олимпии будущий громовержец победил собственного отца Крона. В честь этого события жители Олимпии приняли решение раз в четыре года устраивать Олимпийские игры, а спустя три века – создать Храм и скульптуру, увековечивающие подвиг Зевса.
Идея создания статуи Зевса принадлежит властям Эллады. Во второй половине V века до нашей эры организаторы Олимпийских игр решили дополнить статуей недавно воздвигнутый Храм Зевса, который был построен на деньги, полученные с пожертвований.


Стремясь превзойти своих соперников из Афин, олимпийцы пригласили признанного скульптора Фидия, который мог бы создать шедевр, затмевающий все существующие греческие достопримечательности (к тому времени Фидий уже успел создать две выдающихся статуи – «Афина Парфенос» и «Афина Промахос»), а также был известен как создатель плана реконструкции столицы Греции.
Мастер создавал свой шедевр в специально построенной мастерской, которая находилась в 80 метрах от Храма и имела такие же, как храм, размеры. Работа велась скрыто от посторонних глаз. Фидию помогали его брат Панон и ученик Колот.

Описание

Скульптура Зевса была хрисоэлефантинной – таким термином обозначают скульптуры на деревянном каркасе, оформленные пластинами из слоновой кости и золота.
В скульптуре бог-громовержец предстал обнаженным до пояса, его голову венчал скульптурный венок из оливковых ветвей, а ноги были покрыты позолоченной накидкой из стекла, на котором были выгравированы изображения животных и растений – лилий. В правой руке Зевс держал небольшую хрисоэлефантинную статую Ники (греческой богини победы). В правой руке громовержца был скипетр из металлических пластин, на котором высился орел.


Трон был украшен рисованными фигурами и коваными изображениями, а также декорирован золотом, ценными камнями, черным деревом и слоновой костью.
Ноги статуи Зевса в золотых сандалиях стояли на скамье, украшенной рельефной амазономахией – изображением борьбы древнегреческих героев с воинственным племенем женщин – амазонками. Скамью поддерживали два рельефных льва.
Пьедестал, на котором стояла статуя, имел огромные размеры – 9,5 х 6,5 метров. Для его создания и оформления использовалось черное дерево, драгоценные камни и золото.

Громадную статую постоянно поливали оливковым маслом.

Делалось это для того, чтобы защитить элементы из слоновой кости от порчи (влага негативно сказывается на характеристиках материала) и сохранить первоначальный внешний вид материала. Чтобы масло не растекалось, пол в передней части статуи был вымощен черной плиткой, оформленной мраморным бортиком. Резервуар не только препятствовал растеканию масла, но и выполнял функцию отражающего бассейна, благодаря которому статуя выглядела еще более массивной.


Размеры статуи поражали всех, кто видел ее. Правая ладонь громовержца находилась на уровне высоты колонн первого яруса Храма Зевса, а его голова – на уровне второго яруса.

Оформление статуи

Внутри Храма кроме статуи не было больше практически ничего. Благодаря неброскому оформлению интерьера Храма богато украшенная статуя выглядела еще более впечатляюще. Автор статуи Зевса Фидий тщательно отбирал материалы и сюжеты для оформления всей скульптурной композиции.
От глаз посетителей статуя была закрыта невероятных размеров занавесом из шерсти, который был окрашен финикийским пурпуром. Интересно, что занавес не поднимался и не раздвигался, как это было принято, а опускался вниз на веревках, открывая фигуру Зевса взору посетителей сверху вниз.

Открытие статуи

Открытие статуи Зевса Олимпийского стало грандиознейшим событием того времени. Посмотреть на статую громовержца прибыли как известные и уважаемые люди, так и простой люд, для которого открытие стало одним из счастливейших событий в жизни.

Разрушение статуи

В 170 году до нашей эры статуя была серьезно повреждена вследствие землетрясения, но восстановлена и отреставрирована. Некоторые золотые части статуи были украдены в разное время.


Согласно историческим сведениям, статуя Зевса в Олимпии могла быть уничтожена еще в первом веке нашей эры по приказу римского императора Калигулы. Он приказал доставить все известные и выдающиеся по своим характеристикам статуи из Греции, обезглавить их и установить на их плечи изображение его собственной головы. Но в исполнение приказ так и не был приведен, попытки перевезти статую оказались тщетными, согласно легенде, провал перевозчиков сопровождался громким смехом, доносившимся изнутри статуи. Вскоре после этой попытки Калигула был убит.
В 391 году нашей эры римский император Флавий Феодосий запретил участие в любых языческих культовых обрядах и приказал закрыть все языческие храмы – греки приняли христианство. Храм Зевса в Олимпии пришел в запустение. Обстоятельства разрушения самой статуи доподлинно неизвестны. Предположительно, статуя была уничтожена в пятом веке нашей эры.

Согласно одним сведениям, разрушение случилось в 425 году, статуя сгорела вместе с Храмом. Согласно другим, она была перевезена в Константинополь коллекционером Лавзом, где была разрушена во время пожара во Дворце Лавза в 475 году.

Результаты работы археологов

Первые археологические работы в городе Олимпия проводились учеными из Франции в 1829 году. Археологи определили месторасположение Храма Зевса и нашли фрагменты скульптуры, на которых были запечатлены подвиги Геракла. Эти фрагменты были отправлены во Францию, и по сегодняшний день они являются экспонатами Лувра.


Следующая экспедиция прибыла из Германии в 1875, группа археологов работала только летом в течение пяти лет. За это время археологам удалось составить карту большинства зданий Олимпии, а также обнаружить дополнительные фрагменты Храма, и некоторые элементы бассейна у подножия статуи, в котором содержалось оливковое масло.
Сегодня на месте Храма Зевса находится действующий археологический музей, в котором созданы редчайшие экспонаты из канувшего в лету храма – элементы мозаики, части скульптур других богов, фигуры с фронтонов храма. Содержится в музее и картина, на которой изображена статуя Зевса.

Мастерская Фидия


Ориентировочное время создания статуи (третья четверть пятого века до нашей эры) было подтверждено археологической находкой – обнаружением мастерской скульптора Фидия в 1954-1958 годах. На месте, где предположительно была возведена статуя Зевса, археологи нашли рабочие инструменты мастера для обработки золота и слоновой кости, осколки слоновой кости, драгоценные камни и терракотовые литейные формы. Большинство форм использовалось для создания стеклянных пластинок и формирования и оформления накидки для статуи, которая затем была позолочена. Формы были пронумерованы, номера, предположительно, указывали на место расположения каждой конкретной пластинки.
На месте археологических раскопок также была найдена чаша с гравировкой «Я принадлежу Фидию».

Современные копии


В 1861 году из Италии мраморную копию статуи Зевса привезли в Эрмитаж, где она и сегодня находится. Скульптура высотой три с половиной метра и весом шестнадцать тонн была найдена во время археологических раскопок неподалеку от Рима во второй половине XVIII века. Исследователи утверждают, что эта копия была создана римским скульптором в первом веке до нашей эры.
В начале девятнадцатого века скульптуру приобрел итальянский коллекционер Д. Кампана, но вскоре он разорился, а имущество его было конфисковано и реализовано с аукциона. Лучшие предметы коллекции разорившегося итальянца, в том числе и копия статуи Зевса, попали в Эрмитаж благодаря проворности тогдашнего директора Эрмитажа и его специальной договоренности с властями Италии.

Создание храма

Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет в честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до Н.Э. начали собирать пожертвования на его строительство.

Описание храма

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора . Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника . Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами с изображениями 12 подвигов Геракла . Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

В V веке до н. э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.

Создание статуи

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос» . Ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма, которая точно соответствовала размеру храма. Там он работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом за огромным пурпурным занавесом и создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике . Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости , из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота.

Описание статуи

Древнеримская скульптура «Сидящий Зевс», тип Фидия. Эрмитаж

Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника , которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры , лапифы , подвиги Тесея и Геракла , фрески , изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление, «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орёл. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»

- Павсаний . «Описание Эллады».

Открытие статуи

В 435 году до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушёл в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отражённые лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.

Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осуждён и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Судьба третьего чуда света

Около 40 года н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 году н. э. римляне после принятия христианства закрыли греческие храмы. Император Феодосий I , утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец, от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 363 году н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь . Статуя сгорела при пожаре храма 425 года н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 года н. э.

Литература

  • Рег Кокс, Нейл Моррис . Семь чудес света. - Москва, 1997.

Ссылки

Примечания

Категории:

  • Семь чудес света
  • Скульптуры по сюжетам греческой мифологии
  • Скульптуры Древней Греции
  • Фидий
  • Произведения искусства из слоновой кости

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Статуя Зевса в Олимпии" в других словарях:

    Координаты: 37°38′16″ с. ш. 21°37′48″ в. д. / 37.637778° с. ш. 21.63° в. д. … Википедия

    статуя - СТАТУЯ1, и, ж Произведение скульптуры изображение фигуры человека (или животного), имеющее полный трехмерный объем и величину, близкую к натуральной или большую. Внутри храма в Олимпии помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя… … Толковый словарь русских существительных

    Статуя Зевса Олимпийского работа Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры, одно из семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии городе в области Элида, на северо западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э … Википедия

    Семь чудес света. Слева направо, сверху вниз:Пирамида Хеопса Висячие сады Семирамиды Храм Артемиды в Эфесе Статуя Зевса в Олимпии Мавзоле … Википедия

    Семь чудес света. Слева направо, сверху вниз: Пирамида Хеопса Висячие сады Семирамиды Храм Артемиды в Эфесе Статуя Зевса в Олимпии Мавзолей в Галикарнасе Колосс Родосский Александрийский маяк Стены Вавилона Семь чудес света (или Семь чудес света… … Википедия

В древнегреческом мире было воздвигнуто много храмов, посвященных Зевсу, важнейшему из греческих богов.

В одном из этих храмов, в древнегреческом полисе Олимпия, находилось одно из Семи чудес света Древнего мира – Статуя Зевса – величайшее из скульптурных достижений античной истории.

Интересно то, что это единственное чудо света, которое находилось в материковой части .

Олимпийские игры

История греческого города Олимпия тесно связана с мифами о боге-громовержце Зевсе. Согласно легендам, именно здесь он одержал победу над своим отцом титаном Кроносом и низверг его в Тартар.

Чтобы почтить эти события и величие верховного бога Олимпа, в VII веке до нашей эры, здесь были организованы состязания атлетов на силу и ловкость. Они проводились раз в четыре года и сначала не имели такого массового характера.

Затем Олимпийские игры стали широко известны по всему греческому миру и по другим странам, так религиозный ритуал стал носить и политический характер.

В Олимпию стали приезжать многие греки, чтобы поприсутствовать на Олимпийских играх.

И чтобы подчеркнуть их значительность, возникла необходимость построить большой храм для поклонения Зевсу, и еще более грандиозное изображение — изображение бога-громовержца, объекта культа.

Сначала был сооружён храм – место, где стояло третье из семи чудес света. Сооружение было возведено архитектором Лебоном из соседней Элиды в 466-456 годах до нашей эры.

Святилище было целиком изготовлено из мрамора, выполнено в дорическом стиле, преобладающем архитектурном стиле того времени.

В этой же манере был выполнен знаменитый . Вот только святилище в Олимпии было гораздо крупнее по размерам и величественнее, чем храмы, построенные в то же время.

Высота равнялась двадцати метрам, ширина – двадцати восьми метрам, а длина составляла шестьдесят четыре метра.

Мраморная крыша держалась на тринадцати десятиметровых колоннах. И все же этот грандиозный храм был лишь защитой для главного объекта поклонения – статуи Зевса.

Скульптура Фидия

Статуя Зевса Олимпийского – это работа известнейшего в то время скульптора Фидия, который был родом из Афин.

У себя на родине он уже создал великолепную статую богини Афины в Парфеноне. Но оказался в центре политического скандала и был обвинен в хищении материалов во время работы над изваянием богини.

Фидий даже был отправлен в тюрьму.

После того, как его выкупили из тюрьмы почитатели его творчества, творец был вынужден покинуть Афины и отправился в Олимпию. Он приступил к созданию скульптуры Зевса в 435 году до нашей эры.

Ему помогали способный ученик Колот и художник Панен, который был братом скульптора.

Фидий разработал уникальную скульптурную технику для создания столь величественного изваяния. Ведь высота фигуры Зевса составляла около пятнадцати метров.

Необходимо было что-то придумать, чтобы статуя не разрушалась под собственным весом. Похожую технику он использовал и при создании скульптуры Афины Парфенос.

Сначала Фидий установил деревянный каркас, затем покрыл его тонкими пластинами из слоновой кости, изображавшими кожу Зевса, волосы и наряд бога были изготовлены из листов золота.

Эти части были идеально подогнаны друг к другу.

Трон Зевса был столь же впечатляющим, построенным из кедра, инкрустированным слоновой костью и драгоценными металлами, расписанным художником Паненом картинами из мифов о богах и героях.

На каждой ножке было изображение Ники, богини победы, перекладины содержали сцены битв с амазонками и состязаний атлетов.

Голова и плечи бога распространяли свет, а глаза блестели так, как будто сверкали молнии. Этот эффект был достигнут Фидием весьма занятным способом.

У подножья изваяния был вырублен резервуар, заполненный водой, а сверху было разлито темное масло. Лучи солнца, попадавшие в храм из дверей, отражались от маслянистой поверхности и озаряли верхнюю часть бога-громовержца.

Статую Зевса Фидий созидал в особой мастерской, которая располагалось неподалеку от храма. Его обнаружили в ходе раскопок немецкие археологи.

Здесь были найдены орудия труда скульпторов, остатки литейного цеха, а также яма с бракованными деталями. Эта находка пролила свет на то, каким образом было создано одно и семи чудес света.

Дальнейшая история статуи

Статуе Зевса в Олимпии поклонялись более восьмисот лет. За ней тщательно ухаживали, чтобы материалы не портились, обрабатывали маслом слоновые пластины, а также проводили реставрацию.

За годы своего существования скульптура пережила много катаклизмов: в нее неоднократно ударяла молния, было много землетрясений, золотые пластины и драгоценности бывали украдены.

После покорения Греции Римской империей император Калигула пытался захватить статую и увезти в свой дворец. Но, по легенде, когда солдаты пришли в храм, Зевс рассмеялся им в лицо со своего трона и обратил в бегство.

В 391 году нашей эры, когда Греция полностью перешла в христианскую веру, римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры и всяческое поклонение языческим богам, все храмы были упразднены.

Статуя Зевса тогда была разграблена, а то, что от нее осталось, увезено в Константинополь, где она полностью была уничтожена при пожаре в императорском дворце в 462 году нашей эры.

Древняя Греция стала родиной двух чудес света: статуи Зевса и Колосса Родосского. Оба шедевра не сохранились до наших дней, а с изваянием владыки Олимпа и вовсе произошла каверзная история. Многие полагают, что она находилась в одноименном храме в Афинах, но на самом деле легендарная статуя Зевса размещалась в деревушке Олимпия на Пелопоннесе . В честь знаменитого громовержца здесь возвели монументальный дворец, известный сегодня как храм Зевса в Олимпии. В наши дни от сооружения остались лишь руины, но даже по реконструкциям виден высочайший уровень мастерства, которым обладала архитектурная школа того времени.

Градостроительство и особенности архитектуры Древней Греции служили своеобразным идеалом совершенства. Как славилась в средние века романская и готическая архитектура западной Европы, так в античный период образцом для подражания было древнее царство греков.

Влияние греческой школы встречается в сооружениях крупной и малой форм у государств Северного Причерноморья, царств Аравии, Сасанидской империи (Иран). Многие элементы позаимствовала романская архитектура Западной Европы, в том числе знаменитые базилики, монастыри и церкви св Марии (Санта Мария). Не осталась в стороне даже готическая архитектура Восточной и Северной Европы.

И чем больше исследуют древние города и гробницы с артефактами, тем сильнее ощущается уровень развития строительства, которым обладало раннее греческое царство. Храм Зевса в Олимпии – одно из недостижимых сооружений античности, вершина архитектуры дорического ордера. Раскопки оставшихся от Олимпийского святилища руин позволили реконструировать первоначальный облик дворца и восстановить историю возведения храма.

Строительство храма

Небольшому поселению Олимпия на северо-западе Пелопоннеса суждено было сыграть значительную роль в мировой истории.

С древнейших времен на этих землях было заложено крупное святилище богини Геи. Здесь же Геракл заложил традицию проведения Олимпийских игр , которая существует и поныне. Но это все было ранее, а в период эпохи расцвета греческой цивилизации царил культ Зевса, поэтому новую святыню посвятили именно ему.

Храм Зевса начали строить в 472 г. до н.э. Как и храм Аполлона Эпикурия, дворец громовержца связан с военными действиями: его возведению предшествовало легендарное сражение греков с персами. Окрыленные победой жители Эллады не скупились на пожертвования, и строительство времени заняло немного. Для дворца подбирались строительные конструкции из самых лучших материалов, а выполняли работы опытнейшие зодчие Греции. Украшением храма стали рельефные изваяния, памятники и роскошная статуя Зевса работы великого Фидия. Завершение строительства датируется 456 г. до н.э.

По восстановленным планам Олимпии, храм располагался в самом центре Священной рощи (Альтиса). С запада он соседствовал с мастерской Фидия, а с восточной и северной стороны дворец окружали скульптуры и вотивные дары. Для античных греков храм Зевса был важнейшей святыней. По значимости с ним сравнимы лишь византийский собор Софии или знаменитейший дворец Азии Тадж-Махал.

Утрата былого величия античного дворца связана с кризисом греческой цивилизации, а затем и упадком римской республики. С приходом христианства храм был разрушен, а уцелевшие фрагменты скрыли под слоем песка мощные землетрясения 520-550 гг. Раскопать останки и восстановить облик святыни археологи смогли только в 19 веке.

Архитектурные достопримечательности

Возведенный лучшими зодчими Греции дворец стал самым крупнейшим на Пелопоннесе: длина основания составляла 64 м, а ширина 28 м.

Храм Зевса в Олимпии представляет собой дорический периметр, т.е. со всех сторон здание окружено колоннадой (к слову, позднее этот стиль частично примет школа средневизантийской архитектуры). На торцах культового сооружения насчитывалось 6 колонн, а на боковых сторонах по 13. Причем все они были идеальной формы, т.е. это самый первый образчик классического стиля греческой архитектуры.

Особый интерес исследователей вызывает декор храма. На фронтонах и метопах размещались скульптурные группы, обыгрывающие мифологические сюжеты. Композиция восточного фронтона повествует о состязаниях между Пелопсом и Эномаем, за которыми зорко наблюдает Зевс. Западный фронтон демонстрирует сцены из битвы лапифов с кентаврами, а на метопы нанесены 12 подвигов Геракла. Фрагменты этих скульптурных групп были найдены и частично восстановлены.

Главная особенность храма – монументальная статуя Зевса Олимпийского, которая впоследствии стала одним из чудес света. Величественное изваяние, исполненное из черного дерева, слоновой кости, золота и драгоценных камней, поражало входящего в храм. Высота восседающей на троне фигуры составляла 10 метров: казалось, что если громовержец встанет, то он возвысится даже над самим храмом. Скульптура располагалась в центре зала, а по бокам тянулись смотровые галереи. К сожалению, этот шедевр был утерян еще в античные времена.

Реконструкция облика дворца Зевса позволила понять, что греческие храмы были столь же величественны, как возведенные в средние века церкви и монастыри архитектуры Западной и Восточной Европы. Хотя в XI-XIII вв развитие строительства было совсем на другом уровне.

Сегодня на месте святилища остались лишь руины, но даже маленькая частичка храма стоит внимания современных туристов, ведь она несет в себе величие античных времен.

Как добраться до Храма Зевса в Олимпии

Чтобы своими глазами полюбоваться колоннами древнего святилища, необходимо отправиться на Пелопоннес, в городок Олимпия.

Еще раз предостерегаем: не перепутайте храм со статуей Зевса в Олимпии и храм Зевса Олимпийского, находящийся у акрополя в Афинах!

Олимпия – небольшое поселение, основную часть которого составляет археологический комплекс. Своего транспорта здесь нет, путешественников привозят туристические автобусы или общественный транспорт других городов. Если экскурсионным путевкам вы предпочитаете самостоятельные поездки, то добраться до храма Зевса в Олимпии можно тремя способами.

Автобусы из Афин

Из греческой столицы с улицы Кифису, где расположен терминал А, дважды в день курсируют прямые рейсы до Олимпии (через Пиргос). Время отправления автобуса из Афин 09:30 и 13:00, дорога займет 5,5 часов, а билет обойдется в 28 евро.

Кроме того, с этой же автобусной стоянки каждый час (с 06:30 до 21:30) ходят автобусы до Пиргоса. Здесь необходимо пересесть на автобус до Олимпии, который курсирует ежечасно.

Автобусы из Патр

Если вы отдыхаете на Пелопоннесе, то проще всего до Олимпии доехать из Патр. Отсюда до Пиргоса в день курсирует 10 автобусных рейсов (с 05:30 до 20:30). Дорога займет 1,5 часа + пересадка в Пиргосе и еще 30 мин пути до Археологического комплекса в Олимпии.

Поездка на авто

Путешественникам, предпочитающим общественному транспорту арендованное авто, проще простого добраться в любой уголок Греции, достаточно только сориентироваться по дорожной карте. Из Афин до Олимпии обычно едут по маршруту Коринф-Патры-Олимпия. Время в пути занимает порядка 6 часов. Альтернативная трасса пролегает через Коринф и Триполи.

Храм Зевса в Олимпии на карте Греции

Для наглядного ориентирования предлагаем вашему вниманию карту, на которой отмечено местоположение храма. К слову, будьте внимательны при поиске удобного маршрута, так как часто возникает все та же путаница между храмом Зевса Олимпийского в Афинах и археологическим комплексом в Олимпии.

Условия посещения Олимпии

Посетить древнее святилище и обозреть храм Зевса и другие памятники религиозного культа может каждый желающий.

В археологическом парке сохранился 21 фрагмент античного комплекса, в том числе фронтонные скульптуры и изваяния. На территории расположено 3 музея: археологический, исторический и музей Олимпийских игр. В отличие от афинской версии храма Зевса, в Олимпии недостатка в достопримечательностях нет. Чтобы не упустить ничего интересного лучше запланировать пребывание на 2 дня, тем более что в городке расположено много уютных гостиниц.

Часы работы

Руины античных зданий и дворца Зевса в археологическом комплексе Олимпии доступны для посещения ежедневно.

Режим работы заведения корректируется в зависимости от сезона. С мая по октябрь ворота комплекса открыты с 8:30 до 19:00. В зимний период (ноябрь-апрель) рабочий день сокращается на два часа: с 8:30 до 17:00. В выходные дни музей работает до 15:00.

Несмотря на указанный график, обычно новых посетителей не впускают на территорию уже за 2-3 часа до закрытия. Этот момент особенно важно учитывать путешественникам, приезжающим на один день из других городов.

Стоимость билетов

С 2016 года чтобы оказаться за стеной, ограждающей раскопки древнего святилища, необходимо приобретать комплексный билет на посещение парка. Заплатив 12 евро, туристы могут осмотреть храм Зевса и руины древних алтарей, погулять по территории и ознакомиться с экспонатами всех трех музеев. Для обладателей льгот цена прохода снизится ровно вдвое – до 6 евро.

В особые дни вход на территорию свободный. Бесплатно ознакомиться с наследием античности можно в следующие даты:

  • 18 мая (День музеев);
  • Последние выходные сентября (Дни европейского наследия);
  • Первое воскресенье месяца (только с 1 ноября по 31 марта);
  • 6 марта (День памяти Мелина Меркури)
  • 18 апреля (День памятников).

Храм Зевса в Олимпии – один из лучших представителей классической греческой архитектуры. Даже по дошедшим до нас фрагментам видно величие античного сооружения и кропотливая работа архитектора и скульпторов.

Вконтакте

Одноклассники