Памятники и скульптуры под открытым небом. Сергей собянин поручил создать археологические музеи под открытым небом. «Нам не приходится объяснять, что такое «Последний адрес»

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1. Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

кликабельно:

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник — бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.

20.07.2018 Alex

Деревянное зодчество – изюминка отечественного туризма. В разных областях страны собраны строения, относящиеся к этому стилю. Они соединены в полноценные музеи под открытым небом и выглядят максимально аутентично. Перед туристами предстают маленькие поселения, существующие, как напоминания о прошлом и о традициях русского народа.

Каждое подобное место неповторимо. Побывав в одном, путешественники получат представление о деревянном зодчестве, но, переместившись в другое, точно узнают много нового. Ряд музеев дополнен и другими экспозициями, например, внутренним убранством, диорамами, воспроизведением сцен из жизни предков. Всё это вписано в единую концепцию и помогает гостям лучше прочувствовать атмосферу.

Памятники русского народного деревянного зодчества

Музеи под открытым небом. Список самых интересных и красивых мест, фото и описание!

1. Музей-заповедник «Кижи»

Находится в Карелии. Основан в 1966 году. Относится к территории одноименного заказника, поэтому деятельность здесь ограничена. Экспозиция обширна, большая её часть находится на острове Кижи, отсюда и название. Первые экспонаты – пара церквей с колокольней, построенные на рубеже XVIII-XIX веков. Постепенно добавились и другие строения, некоторые – более ранние: Дом Ошевнева, храмы, мельницы, амбар.

Адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Кирова, 10 А

Сайт: kizhi.karelia.ru

2. Шушенское

Находится в Красноярском крае, основан в 1930 году. Выглядит, как настоящее село начала прошлого века. Экспозиция включает порядка 30 построек. Почти все из них подлинники. Сохранена или воссоздана внутренняя обстановка. Воссозданы сцены из быта сибирских крестьян, есть два дома, где временно жил Ленин. Регулярно устраиваются фольклорные мероприятия. Экскурсия рассказывает о народных промыслах.

Адрес: Красноярский край, п. Шушенское, ул. Новая, 1

Сайт: shush.ru


3. Малые Корелы

Находится в Архангельской области. Основан в 1964 году. Площадь – почти 140 га. Включает в себя порядка ста построек разного назначения. Сюда свезли жилые дома, как купцов, так и крестьян, амбары, колодцы, ограды и прочее. Датированы экспонаты периодом с XVI по XIX век. Также здесь представлены предметы искусства и творчества, созданные представителями северных народов.

Адрес: Архангельская область, д. Малые Карелы, 2 В

Сайт: korely.ru


4. Семёнково

Находится в Вологодской области. Основан в 1979 году. Площадь – около 13 га. Выглядит, как русская деревня конца XIX – начала ХХ века. Экспозиция включает 19 строений: дома, амбары и баня – подлинники, часовня современная, но построена, повторяя стиль прошлого. Самое старое здание – дом Кочкиных, наиболее украшенное – дом Бочкиных. Работает несколько выставок, как постоянных, так и сменяющих друг друга.

Адрес: Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе д. Семенково

Сайт: semenkovo.ru


5. Василёво

Находится в Тверской области. Основан в 1976 году. Комплекс составлен из привозных объектов XVIII–XIX веков. Главные постройки: церковь Преображения, Знаменский храм, ярусная Успенская церковь и прочие. Ландшафтный парк разбит здесь же, его особенность – валунный «Чертов мост», гармонично вписанный в ансамбль. Проводится ряд регулярных мероприятий, в том числе традиционные «Троицкие гулянья».

Адрес: Тверская область, д. Василёво


6. Витославлицы

Находится в Новгородской области. Основан в 1964 году. Название получено в честь села, существовавшего здесь ранее. На территории собраны памятники архитектуры, созданные в XVI веке и позже. Проводятся этнографические фестивали и народные гулянья, устраиваются смотры народных художественных промыслов с мастер-классами. Достопримечательность рядом – Свято-Юрьев мужской монастырь.

Адрес: Великий Новгород, Юрьевское шоссе, МНДЗ «Витославлицы»

Сайт: novgorodmuseum.ru


7. Костромская слобода

Находится в Костромской области. Основана в 1955 году. Рядом стоит Ипатьевский монастырь. Главная достопримечательность – церковь Собора Пресвятой Богородицы – это самая старая из сохранившихся подобных построек в Центральной части России. Создание музея частично было вынужденной мерой: сюда свозили архитектурные памятники с затапливаемых территорий, чтобы спасти хрупкие деревянные объекты от уничтожения.

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1 Б

Сайт: kostromamuseum.ru


8. Музей деревянного зодчества в Суздале

Находится во Владимирской области. Основан в 1854 году. Помимо жилищ крестьян и батраков на территории есть Преображенская и Воскресенская церкви, хозяйственные постройки, дворы оформлены в соответствующем стиле. Если выбрать не свободное посещение, а экскурсионный тур, то можно ознакомиться с внутренним убранством. Проводятся временные выставки на разные темы, например, «Увертюра к обеду» и «Перед судом истории».

Адрес: г. Суздаль, ул. Пушкарская, 27 Б

Сайт: vladmuseum.ru


9. Тальцы

Находится в Иркутской области. Основан в 1969 году. Всего здесь порядка 40 памятников архитектуры. Помимо привычных для таких музеев хат и церквей, здесь есть уникальные экспонаты: Эвенкийское стойбище, Кузнечная площадь, Острожные башни, Илимский острог. Работают постоянные выставки, вроде «Тальцинской керамики». Зимой заливается ледяная горка, проводятся увеселительные мероприятия.

Адрес: Иркутский район, п. Тальцы, 47-й км Байкальского тракта

Сайт: talci-irkutsk.ru


10. Хохловка

Находится в Пермском крае. Основан в 1969 году. Площадь – около 35 га. Состоит из 23 памятников архитектуры. Почти во всех сохранены оригинальные интерьеры или оборудованы выставочные залы. Ежегодно проводятся «Большие манёвры на Хохловских холмах» – фестиваль и военно-историческая реконструкция. Место проведения и других краевых мероприятий, например, Масленицы.

Адрес: Пермский район, с. Хохловка

Сайт: museumperm.ru


11. Парковый комплекс «Усадьба «Богословка»

Находится в Ленинградской области. В состав входят: усадебно-парковый комплекс Зиновьевых, туристический и культурный центры. Главная достопримечательность – действующая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – это воссозданная копия сгоревшей постройки 1708 года. Музей усадьбы собирает предметы народного творчества и принимает в дар даже современные экспонаты, если они достаточно оригинальные и интересные.

Адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, Усадьба «Богословка»

Сайт: bogoslovka.ru


12. Марийский этнографический музей

Находится в республике Марий Эл. Основан в 1983 году. Площадь – более 5 га. Экспонаты – архитектурные памятники, предметы быта и творчества со всей территории Марийского Поволжья. В центре комплекса установлена шатровая ветровая мельница. Посетить музей можно самостоятельно, однако в этом случае входить внутрь построек нельзя, эта часть экспозиции исключительно для экскурсионных туров.

Адрес: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Промышленная, 24

Сайт: kmkmuzey.ru


13. Этнографический музей народов Забайкалья

Находится в республике Бурятия. Основан в 1973 году. Представлены постройки, связанные с каждой из групп народов Забайкалья. По этой причине рядом оказались: эвенкийские чумы, бурятский дуган, могильник хуннской культуры и т. д. Представлены также дома старообрядцев и городские атрибуты прошлого. Широко отмечается на территории музейного комплекса Масленица, гулянья растягиваются на неделю.

Адрес: г. Улан-Удэ, пос. Верхняя Березовка, 17 Б

Сайт: нашэтномузей.рф


14. Нижнесинячихинский музей-заповедник

Находится в Свердловской области. Основан в 1978 году. В одном месте собраны жилища народов Урала, а также хозяйственные постройки и предметы быта. Самые приметные экспонаты: три усадьбы зажиточных крестьян, каждая представляет свой век от XVII до XIX, пожарная каланча, ветряная мельница, сторожевые башни и часовни. В музее хранятся иконы и древние манускрипты.

Адрес: Свердловская область, с. Нижняя Синячиха, ул. Первомайская, 20

Сайт: нс-музей.рф


15. Историко-архитектурный музей под открытым небом в Новосибирске

Находится в Новосибирской области. Основан в 1981 году. Спасо-Зашиверская церковь – лицо комплекса. Другие объекты: избы, амбары, острог, баня по-чёрному. На общем фоне выделяются буддийские дуган и юрта, подаренные регионом музею. У территории большой потенциал, проект был изначально шире в культурном и историческом плане, поэтому работы по его развитию продолжаются.

Адрес: Новосибирск, ул. Ионосферная, 6, 2/2

Сайт: old.archaeology.nsc.ru


16. Коломенское

Находится в Москве. Музей основан в 1923 году. Образцы деревянного зодчества свозились сюда из многих областей. Несколько церквей разных веков постройки дополняются более редкими экспонатами: водовзводной башней, домиком Петра I, доставленным с острова Святого Марка, сытным двором, полковничьими палатами и т. д. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича – воссозданный образец из железобетона, но покрытый деревом – украшение экспозиции.

Адрес: г. Москва, проспект Андропова, 39, стр. 6

Сайт: mgomz.ru


17. Щелоковский хутор

Находится в Нижегородской области. Площадь – около 36 га. Выглядит, как типичная заволжская деревня середины позапрошлого века. Всего в него входит 15 объектов: от изб до амбаров. К жилищам прилагаются предметы обихода, вроде саней, прялок, сундуков, посуды и прочего. В течение года проводятся мастер-классы народных промыслов, гулянья, приуроченные к большим праздникам, фольклорные концерты.

Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Горбатовская, 41

Сайт: hutor-museum.ru


18. Мышкинский народный музей

Находится в Ярославской области. Основан в 1966 году. Сюда свезли деревянные постройки разной исторической ценности из соседних сёл. Коллекция сопутствующих экспонатов обширна. Некоторые фонды оформлены в полноценные выставки, например, «Прялки Нечерноземья». Здесь проводятся тематические конференции. Главная достопримечательность – Музей мыши, появившийся в 1991 году.

Адрес: Ярославская обл., г. Мышкин, ул. Угличская, 21

Сайт: myshgorod.com


19. Новый Иерусалим

Находится в Московской области. Основан в 1920 году. Примечательные экспонаты: часовня, крестьянская усадьба, ветряная мельница. В музее хранится порядка 180 тысяч единиц фондов. Достопримечательность рядом – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Работают постоянные и временные выставки, причём их тематика иногда далека от основного направлении Нового Иерусалима.

Адрес: М осковская область, Истра, Ново-Иерусалимская набережная, 1

Сайт: njerusalem.ru


20. Кенозерский национальный парк

Находится в Архангельской области. Основан в 1991 году. В этом месте природа и культурно-исторические ценности не просто соседствуют, но и дополняют друг друга. На территории имеются памятники эпохи неолита, обширные леса, озёра, Кенозерская впадина, Озовая гряда, несколько часовен, включая часовню Николая Чудотворца. Флора и фауна представлены множеством видов.

21. Этномир

Находится в Калужской области, открыт в 2007 году. Площадь – более 140 га. Уникальное место, так как представляет экспонаты со всего мира. Есть несколько самостоятельных музеев, входящих в комплекс: Музей пчеловодства, Музей самоваров, Музей Беларуси, Музей карт и прочие. Работают постоянные выставки, например, «Мировые архитектурные шедевры». Территория разделена по регионам.

Адрес: Калужская область, Боровский район, д. Петрово

Сайт: ethnomir.ru


22. Ангарская деревня

Находится в Иркутской области. Значится в качестве музея с 1979 года. Первые экспонаты прибыли сюда с затопленных территорий. Разделён на два направления: русский и эвенкийский. Они пересекаются в некоторых деталях, но сами строения и убранства различаются разительно. Есть полноценная экспозиция в виде стоянки эвенков, очень детализированной и точной. Всего в музее порядка 25 строений.

Адрес: г. Братск, ​​Ангарская деревня, 12 А


23. Томский музей деревянного зодчества

Находится в Томской области. Постоянная экспозиция работает с 2009 года. Редкий музей такого типа для Сибири, однако, в отличие от большинства, не имеет реальных примеров сооружений. Экспонаты распределены по нескольким залам. Имеются фрагменты домов, части облицовки, ставни, фотоматериалы, документальные свидетельства. Экскурсия включает рассказ об этапах становления деревянного зодчества.

Адрес: г. Томск, пр. Кирова, 7

Сайт: artmuseumtomsk.ru


24. Музей-заповедник «Дружба» в Соттинцах

Находится в Якутии. Основан в 1987 году. Создан на территории, где ранее находился первый в Якутии острог. Цель сбора экспонатов – показать, как русская культура влияла на народы, населявшие эту местность на историческом срезе. Купеческий дом, восстановленное национальное кладбище, коллекция утвари и других предметов хозяйственного назначения – часть коллекции музея.

25. Музей «Лесная крепость»

Находится в Рязанская области в Клепиковском районе, деревня Лункино. Все постройки очень яркие, об исторической ценности здесь речи не идёт – большинство новостройки и копии. Много резных скульптур из дерева, разбросанных по всей территории. Вход платный, но цены символические. Располагается в лесополосе, окружён забором и резными воротами. Внутри работает постоянная выставка.

Адрес: Россия, Рязанская область, Клепиковский район, д. Лункино, 3

Сайт: myzeidereva.ru


Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин

Уникальные исторические находки, обнаруженные в столице в рамках программы , сохранят в археологических музеях под открытым небом. Соответствующее поручение дал .

«На самом деле это жемчужина, потому что здесь, на этом месте, вскрыты и найдены останки Белого города — уникальной стены с полутысячелетней историей. И впервые в Москве создается открытый археологический парк, где могут и жители, и туристы полюбоваться стариной Москвы, где смогут проходить культурные мероприятия. Вместо развлекательного центра, который здесь ранее планировалось построить, будет удивительное открытое пространство — одно из самых уникальных в городе», — сказал Мэр Москвы.

Всего в ходе работ по программе «Моя улица» было найдено около 10 тысяч артефактов, которые пополнили запасы Музея Москвы. «Но кроме этого, мы хотим, чтобы около полутора десятков мест стали открытыми археологическими памятниками: либо в таком виде — открытом, либо в витринах в разных местах, где проводилась программа “Моя улица” будут созданы удивительные места, где горожане могут полюбоваться стариной, увидеть, что было на этих улицах столетия назад», — подчеркнул Сергей Собянин и поблагодарил археологов, которые приняли активное участие в программе.

Заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы, главный археолог столицы Леонид Кондрашев рассказал Сергею Собянину об интересных находках: каменном топоре бронзового века, стеклянных браслетах современниц Юрия Долгорукого, тигле для плавки меди XV столетия. «По программе “Моя улица” раскопки идут на большой территории. Коллеги вскрывают большие линейные объекты, и мы можем увидеть не в одном месте, а проследить тенденцию. И вот этим важна программа “Моя улица”», — подчеркнул он.

Мэр Москвы отметил, что миссия этой программы — вернуть историческое прошлое, исторические фасады и бульвары горожанам.

15 августа в Музее Москвы откроется большая выставка «Тайны московских подземелий», на которой покажут самые интересные артефакты из 10 тысяч найденных в ходе благоустройства. «Вообще, ни один город мира, наверное, не работает в таком режиме реального времени, чтобы, получая материалы от строителей и археологов, тут же совершать музейную обработку и показывать это. Но мы это делаем специально к юбилею Москвы», — рассказала Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы.

По ее словам, эти находки позволяют по-другому взглянуть на город, узнать много нового об истории и повседневной жизни горожан, а возможно, и расширить его топографию. «Я думаю, две трети ваших выставочных комплексов будут заполнены как раз находками по программе “Моя улица”», — добавил Сергей Собянин.

По словам Мэра Москвы, Бульварное кольцо — один из самых значимых исторических объектов столицы. «На протяжении многих лет мы занимались восстановлением этого удивительного объекта. В первые годы мы бульвар за бульваром восстанавливали срединную часть. По сути дела, благоустраивали пешеходные зоны, высаживали деревья, меняли освещение. На следующем этапе мы реконструировали внутреннюю часть Бульварного кольца, работы продолжались весь прошлый сезон. В этом году мы приступили к внешнему контуру, и надеюсь, что в ближайшие недели все основные работы здесь будут завершены», — сказал он.

Музей вместо торгового центра

Стена Белого города была построена в 1580-х годах по проекту зодчего Федора Коня. Во времена Смуты в 1610-1612 годах Белый город единственный раз стал рубежом обороны и ареной боевых действий. По указу императрицы Екатерины II в 1780-х годах обветшавшую стену разобрали на кирпичи. Сейчас на ее месте находится Бульварное кольцо — любимое место отдыха и прогулок москвичей и гостей столицы.

Небольшая Хохловская площадь имеет 95 метров в длину и 45 метров в ширину. Она получила свое название от близлежащего переулка и фактически является началом Покровского бульвара. Площадь полностью пешеходная, движения транспорта по ней нет.

Строительство подземного паркинга на Хохловской площади было запланировано еще в 1994 году. Позднее этот проект получил и наземную часть — досугово-развлекательный центр. Для строительства объекта был заключен инвестиционный контракт с частным застройщиком.

Однако в ходе строительных работ в 2007-2008 годах на Хохловской площади обнаружили уникальный памятник истории Москвы конца XVI века — хорошо сохранившийся фрагмент стены Белого города длиной 64 метра, признанный объектом культурного наследия федерального значения.

Каменная кладка занимает площадь 336 квадратных метров. Ее возраст — порядка 500 лет. В забутовке кладки были найдены резные белокаменные детали, предположительно работы итальянских мастеров, из разобранных кремлевских построек первой половины XVI века.

В 2008 году объект культурного наследия законсервировали. Долгие годы специалисты решали вопрос о судьбе Хохловской площади. Рассматривались разные варианты: закопать котлован и стену, вернув площади прежний вид, или сохранить стену Белого города открытой для обзора.

С течением времени котлован на Хохловской площади постепенно заполнялся водой, зарастал кустарником по периметру. Для спасения памятника специалисты Департамента культурного наследия Москвы регулярно очищали кладки стены от снега, мусора и растений, откачивали воду, ремонтировали защитный навес.

В 2014 году Правительство Москвы приняло решение о музеефикации памятника. Действовавший инвестконтракт был расторгнут. В 2016-м предложение создать на Хохловской площади археологический парк поддержали две трети из 169,4 тысячи москвичей, проголосовавших в проекте «Активный гражданин».

Хохловская площадь — новая достопримечательность столицы

Проект благоустройства Хохловской площади, реализуемый в 2017 году, предусматривает музеефикацию фрагмента стены Белого города in situ («на месте»). Для этого используются методы укрепления и восстановления целостности белокаменной кладки. Таким образом, памятник станет частью городской среды, новой столичной достопримечательностью. Он будет открыт для обзора и изучения.

Помимо реставрации и консервации фрагмента стены Белого города, проект благоустройства Хохловской площади включает создание открытого амфитеатра.

Площадь разделят на два яруса: верхний, на одном уровне с Покровским бульваром, и нижний — на уровне стены Белого города.

На верхнем ярусе появится широкая прогулочная зона с летними верандами и кафе, деревянными скамейками для отдыха. Здесь установят велопарковки (15 мест), информационную стелу, уличные фонари и светильники с энергосберегающими лампами.

На нижнем ярусе возле памятника появится пространство для отдыха и проведения различных мероприятий под открытым небом. Его площадь составит 693 квадратных метра. Вечером стену Белого города будут освещать софиты, предусмотрена светодиодная подсветка.

Перепад высоты между верхним и нижним ярусами амфитеатра составит почти три метра. Спуститься вниз можно будет по широким ступеням из высококачественного светлого бетона, покрытого деревянными настилами.

Чтобы конструкция нижнего яруса была крепкой, позади стены Белого города возведут дополнительную опорную стену из пигментированного бетона, напоминающего натуральный камень. Поверхность опорной стены будет увита лозами девичьего винограда.

В жару от солнца помогут укрыться деревья (34 штуки): сосны, клены и липы высадят на верхнем ярусе и на ступенях амфитеатра. Они не загородят обзор стены, но при этом создадут комфортную тень для отдыхающих.

Тротуары, а также пространство возле археологического памятника и вокруг деревьев покроют специальным искусственным материалом (terraway) из безопасных природных и искусственных компонентов — песка, стекла, каменной крошки и вяжущей эпоксидной смолы. Это пористое покрытие обладает высокой прочностью и износостойкостью. Вода беспрепятственно проходит через него, не образуя луж, и затем легко испаряется, так как материал пропускает воздух. На площади создадут специальную систему отведения дождевой воды, установят водоприемные решетки.

Благоустройство площади планируется завершить к Дню города, за исключением деревьев, которые будут высажены позднее. Сейчас проект реализован на 75 процентов. Основные строительно-монтажные работы завершены.

Музеи под открытым небом

С 2015 года во время работ по благоустройству городских улиц обнаружили свыше 10 тысяч различных археологических находок — от монет и предметов быта до уникальных объектов (берестяной грамоты и крупных фрагментов древней московской архитектуры).

По поручению Мэра Москвы наиболее интересные найденные фрагменты планируется музеефицировать и сохранить на месте в качестве элементов городской среды.

В число таких объектов входят:

— археологические находки, сделанные в парке «Зарядье»;

— стена Белого города (Хохловская площадь);

— подземная часть палат Нарышкина (улица Петровка);

— укрепление Белого города (Кремлевская набережная);

— колодец Мытищинского водопровода (улица Сретенка);

— кирпично-белокаменные фундаменты храма Благовещения и построек подворья Иосифо-Волоцкого монастыря (Биржевая площадь);

— участки исторической брусчатки (улицы Петровка, Земляной Вал, Варварка, Сретенка, Тверская, Пречистенка, Волхонка);

— фрагменты кладки церкви Спаса Преображения в Пушкарях — улица Сретенка (информационный стенд с фотографиями и описанием);

— белокаменные подземные «слухи» — Старая и Новая площади, Москворецкая набережная (информационный стенд с фотографиями и описанием);

— белокаменный фундамент церкви Введения во храм Пресвятй Богородицы на Большой Лубянке (информационный стенд с фотографиями и описанием);

— кирпично-белокаменный фундамент Сретенского монастыря — улица Большая Лубянка (информационный стенд с фотографиями и описанием);

— витрины с артефактами (Китайгородский проезд).

Фактически в Москве появится несколько новых археологических музеев.

Музеон, в переводе с древнегреческого «храм искусств». Находится этот храм на станции метро Октябрьская или Парк Культуры прямо напротив .

Пешеходный переход между Парком Горького и Музеоном превратили в художественную галерею.

Стоимость:

Парк разделён на бесплатную часть и платную, стоимость входа на которую 20 или 30 рублей. Я кассу почему-то и не заметил даже, пока меня бдительная старушка-кассирша не окликнула.

История появления Музеона начинается в двадцатых годах прошлого века, когда на территории между Крымской набережной и Вторым Бабьегородским переулком по проекту гениального А.В.Щусева должен был быть разбит парк, служащий продолжением Парка культуры и отдыха имени Горького. Но это предложение, бывшее частью проекта «Новая Москва», не осуществилось.

В 1931 году, здесь планировалось размещение части комплекса знаменитого Дворца Советов архитектора И.В. Жолтовского, ради которого был взорван . Проект так и не осуществился. Территория осталась неосвоенной.

Затем под руководством того же Щусева началось строительство нового комплекса зданий Академии Наук. Строительство остановила война. После войны к этому проекту уже не возвращались.

В начале 60-х была попытка построить здесь жилые дома. Слава Богу, и этот «проект» был остановлен и, наконец, прозвучала идея Парка искусств. На отведенной территории уже в 1970 году началось строительство дома художников и нового здания Третьяковской галереи. Частную хаотическую застройку снесли. Хотя комплекс Третьяковской галереи сдали уже в 1979 году, но вся территория до самой Крымской набережной была огромным пустырем, свалкой строительных отходов, вечной проблемой городских властей.

Наконец, за десятилетие, предшествующее развалу СССР, силами самих художников была произведена разбивка парка и, при участии властей Москвы, были высажены деревья будущего парка. После путча 1991 года и последовавшей за ним войны с памятниками советской истории, были демонтированы множество изваяний деятелей отечественной истории. С одной стороны, это были памятники Ленину, Сталину, Дзержинскому, а с другой – работы замечательных скульпторов Е.В.Вучетича, С.Д.Меркурова, В.И. Мухиной, Ю.Г. Орехова, З.И.Виленского. Все они были свезены в парк и уложены на землю.

"Извлекающая звуки".

Когда страсти улеглись, то выяснилось, что на территории парка собрано больше 700 скульптур, имеющих непреходящую художественную ценность. Начиная с 1992 года, когда впервые парк искусств «Музеон» стал официальным названием новой организации, произошло много событий. Менялись ее состав, подчиненность, размеры территории. Но оставалось намерение создать совершенно необычное место в Москве, да и во всей России – парк искусств с музеем скульптуры под открытым небом.

Все скульптуры были установлены на аллеях парка и составили первоначальную его экспозицию. На памятниках сохранены полученные дефекты, сколы, даже надписи. Администрация парка считает, что все это такой же памятник эпохи, как и сама скульптура. Их обрамляет великолепная рама из зелени, ландшафт, спроектированный и разбитый лучшими дизайнерами страны. Это территория для художников, и потому они так ее любят. Каждые выходные здесь проходит вернисаж под открытым небом, выставки современных скульпторов.

Но парк искусств Московского объединения Музеон - это не только историческое наследие. На его базе проходят ежегодные семинары скульпторов страны и мира. Мэтры демонстрируют свои секреты на мастер-классах, молодые скульпторы показывают свои работы желающим. Уникальность такой организации в том, что зрители могут присутствовать при таинстве рождения произведения искусства, обычно скрытого от посторонних глаз. Весь парк разбит на тематические зоны, дающие представление о целых эпохах в истории российской скульптуры ХХ века. Изваянные во время семинаров творения остаются здесь и украшают музей искусств Музеон новыми и новыми шедеврами.

Как сказала одна девушка: "Не ту часть тела ты снял крупным планом!".

Скульптура называется "Молодая Россия".

Деревянные скульптуры.

Этот прямо вылитый Стрелок из игры Сталкер.

"Собирающий камни".

Такие парки скульптур под открытым небом существуют и в других странах мира. Московский парк Музеон превосходит их широтой экспозиции, живой связью времен, необыкновенной аурой творчества, которая его окружает.

Парк Музеон - красивое, даже романтическое место. Здесь несколько садов, где растут розы и другие цветы. Сюда вполне можно прийти с девушкой.

Фотографии из Музеона:

"Бард". На Высоцкого похож.

Не понятно как сюда попало это орудие.

Кто-то сюда приходит позагорать.

"Танцующие".

"Запасной игрок".

Эта часть парка сделана в японском или китайском стиле, в восточном в общем.

13 сентября в Барнауле прошла экскурсия «Купцы-творцы» для гостей и жителей города. Гид провел участников по Центральному парку, улице Льва Толстого, проспекту Ленина и улице А.С. Пушкина. Константин Борнеман рассказал о купцах города и части купеческого бизнеса.

«Все здания, которые мы с вами увидим - исторические памятники архитектуры. Памятники под открытым небом». Практически первая же фраза оратора - напоминание о том, что Барнаул - исторический город.

Парк Центральный

Экскурсию начали у входа в Центральный парк. Именно здесь, по словам Константина, заканчивается «Барнаул горнозаводской» и, от улицы Льва Толстого до Московского Проспекта (современного Ленинского) и выше до Улицы Партизанской, - начинается «Барнаул купеческий». В современном парке «Центральный» барнаульцы впервые попробовали напитки Братьев Ворсиных (крупнейшие производители Сибири), также именно здесь жители впервые познакомились с кинематографом.

«Он появился у нас в городе благодаря бийчанам» - уточнил Константин. Он также поведал, как здесь, в Парке Центрального района, бизнесмены устраивали социальные ярмарки, потому что это было самое проходимое и посещаемое место краевой столицы.

Улица Льва Толстого

Из парка экскурсовод повел нас на улицу Льва Толстого, попутно рассказывая о зарождении торговли в нашем городе. «Улица Льва Толстого - это «Ашан», говоря современным языком», - считает он. Действительно, на этой улице можно было купить все, «от иголки до автомобиля», поэтому в народе ее называли купеческой.

Константин рассказал про купцов первой, второй и третьей гильдии. После отмены крепостного права их стало много. Быстро богатели те, кто привозил что-то новое, что раньше было доступно только горным инженерам.

«Органза, шелк, ситец стали появляться у людей, которые раньше такого не видели». Купец Платонов занимался мельницей, Морозов - мануфактурным производством, братья Ворсины - пивом, купец Шадрин специализируется на сельскохозяйственной продукции, ну а купец Пуртов занимается «всем понемногу».

Как правило, в торговых домах первый этаж был отдан под магазин. Все было забито «от пола до потолка товаром», а на втором этаже жил либо сам купец, либо представители его семьи, либо его дети.

«В этом здании на втором этаже жил Михаил Морозов, сын Андрея Морозова». Михаил, в свою очередь, отличился тем, что первым привез автомобиль в Барнаул, ввел тренд на машины и даже торговал ими.

Нас подвели к двухэтажному старинному дому. Торговый дом купца Сухова - «Сухов и сыновья». У Петра Федоровича было пять сыновей и все они занимались бизнесом.

«Универсам того времени» - сказал Константин - «Сухов прекрасно понимал, что в Барнауле есть как богатые, так и малоимущие люди. Этот магазин он разбил на три части: где дешевле, где средняя цена, а где товары дороже. Устраивал акции, а когда товар был нераспродан к концу дня, раздавал его, чтобы не занимал место на складе и не портился».

Слева - экскурсовод Константин Борнеман. Справа - экскурсанты, а впереди - здание купца Лалетина. В этом месте появилась первая гостиница в городе Барнауле. Правда, она была деревянная и затем ее снесли, но Лалетин не растерялся и построил на ее месте большую и двухэтажную.

Проспект Ленина

Рассказав еще пару-тройку историй и легенд о купцах и их торговых домах, построенных на улице Льва Толстого, Константин вывел нас на Ленинский проспект. Каждым новым рассказом он дополняет прошлую историю так, что перед глазами встает целостная картина купеческого Барнаула в 20 веке.

Экскурсовод рассказал, что на месте нынешнего «7 континента» стоял один из торговых домов купца Сухова, о котором уже упоминалось. Тогда дом был, правда, одноэтажный. Здесь располагался винный магазин купца Шустова. Человека, который создал так называемый пиар-ход вокруг своего товара. Когда продажи его коньяка упали, он нанял актеров, которые должны были за одну ночь обойти как можно больше «злачных» мест и просить коньяк Шустова. Услышав, что подобного коньяка в ресторане нет, на вид «богатые» актеры, разочаровавшись, покидали заведение. Так и появился спрос на коньяк, из-за отсутствия которого люди покидают рестораны!

Московский - ныне Ленинский - проспект ни разу не менял свою ширину со своего основания, 1738 года. Замостил его купец Шадрин от улицы А.С.Пушкина до Речного Вокзала, потому что проиграл, казалось бы, беспроигрышный спор Александру Лесневскому. «Представьте, сколько денег потратил Шадрин на то, чтобы сдержать слово». - Подытожил экскурсовод и повел нас на улицу А.С.Пушкина.

Улица Пушкина

На часах 20:30. Солнце давно село, темнеет, фотографии уже особо не сделать, но зато включить воображение, как подсказал наш оратор, и представить, что сейчас мы посетим кинотеатры, которые успешно функционировали здесь полтора века назад - альтернатива неплохая.

Ранее улицу называли Иркутской линией, потому что до приезда И.И. Ползунова здесь жили выходцы из Иркутска, вольнонаемные и крепостные. Улица Пушкина - максимальная концентрация достижений научно-технического прогресса в 18-20 вв. Например, здесь была построена первая телефонная станция, первые кинотеатры, здесь жил И.И.Ползунов, первый телеграф также основан на этой улице, узел радиосвязи и многие другие достижения связаны с улицей Пушкина.

На месте самого памятника А.С.Пушкину стоял большой пассаж купца Смирнова, в нем же находился кинотеатр «Империал». Гранитные колонны, гранитный пол, струнный оркестр, диваны, места VIP - здесь был самый красивый кинотеатр города Барнаула. Сюда любили приходить, потому что обслуживание было на высоком уровне. Фильмы длились по 1,5-2 минуты, поэтому несколько лент собирали в одну, чтобы растянуть длительность. Показывали здесь только официальное кино. Как, например, Николай Второй путешествует по миру.

Оживало кино на месте театра кукол «Сказка». Там находился кинотеатр «Триумф». На тот момент кино было черно-белым, в зале играли музыканты, артисты театра приходили по выходным и озвучивали то, что происходило на экране по ролям.

На улице Пушкина, 56 стояла гостиница госпожи Саас. На первом этаже находился ресторан первого класса и кинотеатр, а номера (их было 40) расположены на втором и третьем этаже. Тогда три этажа для 20 века - это что-то новое и необычное. Все здания строились либо одноэтажные, либо двухэтажные.

Представив томскую мещанку Саас и ее трехэтажную гостиницу, мы повернулись к площади Свободы. Площадь в 20 веке была полностью отдана под Петропавловский Собор - одно из самых святых мест краевой столицы. Уютное, спокойное и тихое. Как в противоположность ему был расположен кинотеатр «Иллюзион», в котором позволялось пить, курить, сквернословить, показывать самые разные фильмы. С Собора в городскую думу часто поступали жалобы с просьбой закрыть кинотеатр, но его так и не закрыли, ведь купчиха Лебзина, владелица кинотеатра, помогала девочкам-инвалидам, содержала их за свой счет. Многие купцы, не смотря на их не самый порядочный образ жизни, старались помогать бедным, детям, сиротам и нуждающимся.

Переходя от кинотеатров и гостиниц, экскурсовод в завершении прогулки рассказал нам о Казенной женской гимназии на улице Пушкина,60. Старый потрепанный, но красивый дом: первый этаж окрашен в белый цвет, а второй в коричневый. Особое внимание привлекают белые рамы на окнах и небольшой шпиль на крыше. Это элитная женская гимназия того времени. Здесь девочек и девушек учили манерам, письму, языкам, грамоте, приготовлению еды. Учиться здесь было престижно.

В 1917-1918-е годы меценатство стало сходить на «нет», вся система купечества была сломлена, а после купцы, как класс, и вовсе перестали существовать. Судьбы купцов сложились по-разному: кто-то уехал заграницу, кого-то расстреляли, кого-то не трогали. «Если бы не революция и не пожар, кто знает, как бы мы развивались дальше» - на этих словах Константин закончил нашу экскурсию.