Тема 6. Панорама основных направлений в области мировой эстрады
Контрольный урок
РАЗДЕЛ III. Рок культура
Тема 1. Рок-музыка как явление музыкальной культуры ХХ века.
Тема 2. Рок-музыка США 1950-х годов.
Тема 4. Обзор направлений рок-музыки 1970х-1980х годов.
Тема 5. Обзор направлений рок-музыки 1990х годов.
Тема 6. Обзор направлений рок-музыки XXI века.
Тема 7. Рок-музыка в СССР
Тема 8. Панорама основных направлений современного отечественного рока
Раздел IV Массовые жанры музыкального театра
Тема
Тема 4. Рок-мюзикл
Тема 5. Рок-опера
Доклады студентов
Дифференцированный зачет
ИТОГО:
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Образовательное учреждение, реализующее программу подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета для групповых занятий.
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, видео- и аудиоаппаратура (телевизор, DVD-проигрыватель, проигрыватель виниловых и CD-дисков, проектор, ноутбук, рояль)
Технические средства обучения: телевизор, DVD-проигрыватель, проигрыватель виниловых и CD-дисков, проектор, ноутбук (доступ в сеть Internet)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Список литературы
- Конен В. Рождение джаза.-М.,1984.
- Меньшиков В. Энциклопедия рок-музыки. –Ташкент, 1992.
- Сарджент У. Джаз.-М., 1987.
- Феофанов О. Рок-музыка вчера и сегодня.-М., 1978.
- Шнеерсон Г. Американская песня.-М., 1977.
- Эрисман Ги. Французская песня.-М., 1974.
Тема 1. Джаз как явление музыкального искусства
Определение джаза. Микстовая природа джазовой культуры. Исторические, социальные и художественные предпосылки зарождения джаза. Периодизация истории джаза.
Коммуникативная открытость джазовой культуры. Взаимодействие с академической музыкой («Третье течение»), с фольклором народов мира («Четвертое течение»).
Использование академическими композиторами выразительных средств и приемов джаза.
Тема 2. Истоки джаза
Смешанная природа истоков джазовой музыки.
Негритянские корни (импровизационное музицирование, особая ритмическая организация - свинг, специфические приемы вокального – лабильного – интонирования. Дерти-тоны, шаут-, граул-, холлер-эффекты).
Европейские традиции в джазе (традиция концертного музицирования, исполнительские составы, тональная гармония, метроритмическая организация, квадратность композиционных структур)
Американская бытовая культура. Менестрельный театр.
Тема 3. Жанры афроамериканского фольклора
Общие жанровые черты – респонсорный принцип, лабильное интонирование, роль ритмического начала.
Духовные жанры – спиричуэлс, госпел, ринг-шаут, джюбили.
Трудовые песни – work-song: уличные, полевые, плантационные.
Тема 4 Блюз: этапы развития жанра
Архаический («сельский») блюз - фольклорный жанр импровизационной природы.
Классический блюз – жанровые черты (образное содержание, блюзовая форма, блюзовый лад, блюзовое интонирование, blue area, гармония блюзового квадрата). Исполнительницы блюза – Б. Смит, И. Кокс, А. Хантер и другие.
Блюз в модерн-джазе. Инструментальный блюз; развитие жанра в различных стилях современного джаза.
Тема 5. Рэгтайм
Истоки жанра; rag music, кейк-уок.
Жанровые признаки: «синкопированная мелодия на фоне метрономически точного движения восьмыми в аккомпанементе», «сюитный» принцип организации формы. Особенности исполнительской техники.
Композиторы-рэгтаймисты: Скотт Джоплин, Томас Тарпен, Джеймс Скотт и другие.
Развитие рэгтайма – жанры Advanced, Novetly.
Рэгтайм-опера. «Тримониша» (С. Джоплин)
Тема 6. Стили раннего джаза
Миграция афроамериканцев из сельской местности в города, и образование первых джазовых центров (Нью-Орлеан, Чикаго, Канзас Сити, Нью-Йорк).
Новоорлеанский стиль. Marching band, их роль в формировании первых джазовых ансамблей. Инструментальный состав джазовых оркестров, функции инструментов.
Творчество Д. Р. Мортона, С. Беше, Л. Армстронга.
Распространение джаза на Восточном побережье и Среднем Западе (Канзас Сити, Мемфис и др.)
Чикагский стиль. Диксиленд и его роль в развитии джаза. Деятельность «Original Dixieland Jazz Band» (руководитель Джек Лейн). Баррел-хаус-стиль. Жанр буги-вуги.
Тема 7. 1920-1930 годы. Расцвет джаза. Эпоха свинга
1920-е годы – «век джаза» (Ф. С. Фитцджеральд). Перемещение центра развития джаза в Нью-Йорк.
Симфоджаз, как пример сближения джаза с традициями академической музыки. Творчество Дж. Гершвина. «Порги и Бесс» – первая опера, написанная на основе негритянского фольклора.
Свит-музыка – направление танцевально развлекательного джаза. Творчество Дж. Керна, К. Портера и других.
1930-е годы – «эра свинга». Расширение сферы бытования джаза (дансинг-холлы, рестораны, отели; музыкальное оформление шоу, мюзиклов, кинофильмов). Танцевально-развлекательная функция джазовой музыки, как следствие ее коммерциализация.
Преобладающее положение биг-бэндов. Принципы секционной группировки инструментов. Функции аранжировщика и импровизатора. «Стандартизированность» музыкального языка.
«Именные» биг-бэнды (Ф. Хендерсона, К. Бейси, Д. Эллингтона, Б. Гудмена, Г. Миллера, В. Германа и др.)
Тема 8. Начало эпохи модерн-джаза. 1940-е годы. Стиль бибоп.
Социально-политические причины формирования бибопа – первого стиля модерн-джаза. Переориентация джаза из области массовой культуры в статус элитарного искусства.
Ориентация на камерное музицирование, вследствие чего формирование малых исполнительских составов – комбо. Усиление роли импровизационности.
Усложнение системы музыкально-выразительных средств джаза за счет «заимствований» достижений современной академической музыки. Возрождение традиций лабильного фольклорного интонирования и проявление их в гармонической области джаза.
Корифеи бибопа - Д. Гиллеспи, Ч. Паркер, Т. Монк.
Тема 9. 1950-е годы. Стиль кул и другие течения
Кул (прохладный) – как реакция на hot-stile бибоп. Развитие тенденций 1940-х годов – тяготение к камерности музицирования, обновление музыкального языка, усиление импровизационного начала. Интеллектуализация джаза, сближение его с музыкой академической традиции.
Представители стиля кул – Д. Брубек, П. Дезмонд, Б. Эванс. «Modern jazz quartet».
Стиль прогрессив – стиль концертного джаза на основе традиций свингового биг-бэнда. Руководители оркестров С. Кентон, В. Герман, Б. Реберн и другие.
Тема 10. 1960-е годы. Авангардные стили джаза
Фри джаз – первый авангардный стиль джаза. Социальные предпосылки появления стиля. Тяготение к использованию современных сложных средств музыкального языка при свободном отношении к формообразованию, тематизму, гармонической «сетке», равномерной метрической пульсации.
«Модальный» джаз, как разновидность фри-джаза. Главная установка стиля - импровизация на избранный звукоряд.
Представители фри-джаза – О. Коуэлмен, Дж. Колтрейн, Ч. Мингус, А. Шепп и другие.
Тема 11. Джазовые стили 1960-1970 годов
Взаимодействие джаза с различными музыкальными культурами, в целях поиска источников обогащения джазового языка.
Этно-стили. Афрокуба и босса-нова – джазовая музыка латиноамериканского колорита. Характерные черты – танцевально-жанровый ритм, расширение группы ударных за счет использования различных экзотических инструментов.
Джаз-рок – направление, основанное на синтезировании джаза с рок-стилистикой. Обогащение джазового саунда за счет привлечения специфических электромузыкальных инструментов. Джаз-рок в музыке М. Девиса, Ч. Кореа и других.
«Третье течение» - направление, объединяющее академические музыкальные традиции («первое течение») с джазом («второе течение»). Установка на написание оркестровых композиций в крупных формах, отход импровизационности на второй план. Представители «третьего течения» – Г. Шуллер, «Swingle Singers».
«Четвертое течение» или «world music» – новая волна этно-джаза с 1970-х годов. В основе – опора на самобытный национальный мировой фольклор. Творчество Джона Маклафлина, Яна Гарбарека, Джона Зорна, Сан Ра.
Тема 18. Джаз в Советской России
1920-е годы в России – «джазовый бум». Гастроли в СССР зарубежных джазовых коллективов и солистов-джазменов. Первые джаз-бэнды: «Эксцентрический джаз-бэнд В. Парнаха» (1922), оркестр А. Цфасмана (1926), Теа-джаз Л. Утесова-Я. Скоморовского (1929). Популяризация джаза с помощью кинематографа («Веселые ребята» Г. Александрова, с оркестром Л. Утесова). Создание Государственного джаза СССР (под руководством М. Блантера и В. Кнушевицкого) и Джаз-оркестра Всесоюзного радио (под руководством А. Варламова, позже – А. Цфасмана)
Эстрадно-развлекательная ориентация джазовой музыки в 1930-1940-е годы; сближение с советской массовой песней. «Песенный джаз». Деятельность оркестров под руководством О. Лундстрема, Э. Рознера. Творчество композиторов И. Дунаевского, Н. Богословского и других.
1940-1950-е годы – время резкой критики и запрещения джаза, как отражение идеологии государства и внешнеполитической жизни СССР. «Подпольный» джаз. Творчество Ю. Саульского.
1950-1960-е годы – «хрущевская оттепель» - время создания джазовых клубов, организация джазовых фестивалей. Гастроли зарубежных джазменов. Участие советских музыкантов в зарубежных джазовых фестивалях.
Постепенная легализация джаза в 1980-е годы. Появление первого самостоятельного джаз-клуба в Ленинграде (1986 год), публикации о джазе в журнале «Музыкальная жизнь», выход фильма «Мы из джаза» (режиссер К. Шахназаров) с участием оркестра под управлением А. Кролла (1983 год).
Тема 19. Джаз в постсоветской России
Отечественные джазмены, выдвинувшиеся в 1960-1980 годы: А. Кузнецов, А. Козлов, Г. Гольштейн, И. Бриль, Л. Чижик, Д. Крамер, В. Ганелин, В. Чекасин, А. Кондаков и другие. Вокалисты – Л. Долина, И. Отиева, В. Пономарева.
Многообразие стилей в деятельности отечественных коллективов и солистов 1980-х годов: Ретро-стили (Ленинградский диксиленд), бибоп (Д. Голощекин), кул-джаз (Г. Лукьянов и его ансамбль «Каданс»), фри-джаз (В. Гайворонский, В. Волков).
Появление новых фигур в отечественном джазе в 1990-е годы – А. Ростоцкий, А. Шилклопер, В. Толкачев, Н. Кондаков, А. Подымкин и другие.
Раздел 2
Тема 1. Жанр популярной песни как составляющая эстрадной музыки
Песня, как один из самых распространенных эстрадных жанров. Истоки популярной песни. Хронология развития жанра: Античная эпоха (синтез поэзии и музыки), Средневековье (песни трубадуров, труверов, миннезингеров, менестрелей и др.), Возрождение (песни с инструментальным сопровождением в профессиональном искусстве и бытовом музицировании), вторая половина XVIII-XX вв. – ответвление от песенного жанра романса, XIX в. разделение жанра песни в двух направлениях – эстрадная (ориентированная на массового слушателя) и «серьезная» (сфера деятельности академических композиторов).
Специфические черты жанра – коммуникативность, демократичность, особенности текста («песенная поэзия»). Многообразие песенных жанров:
· по формам бытования (детская, студенческая, солдатская, городская и др.)
· по жанровым ориентирам (гимн, плач, гимн и др.)
Центральное положение жанра песни в культуре музыкальной эстрады
Тема 2. Французский шансон
Истоки шансон в народных песнях, в творчестве трубадуров и труверов. В 15-XVI вв. шансон – многоголосная песня, обобщившая национально-песенные традиции французской музыки.
XVII век – исполнение городских песен профессиональными музыкантами – Гро Гийом, Жан Соломон и др.) Разнообразие тематики.
XVIII век – деятельность «театров шансонье». Исполнители шансон – Жан Жозеф Ваде, Пьер-Жан-Гара и др.
XIX век – творчество шансонье. Многообразие артистических масок – «сельский парень» (Шевалье), «щеголь» (Франт) и др. Акцент в исполнительской манере не столько на вокальном искусстве, сколько на артистичности.
ХХ век – шансон в творчестве Жака Бреля, Жильбера Беко, Шарля Азнавура, Эдит Пиаф, Ива Монтана. Традиции шансон в творчестве Джо Дассена и Мирей Матье.
Тема 3. Советская массовая песня
Роль жанра песни в советском музыкальном искусстве 1920-1930-х годов.
Массовая песня как пример социального заказа; средство массовой агитации. Демократизм жанра, массовый характер распространения. Кино, как средство массовизации жанра. «Кинопесни» И. Дунаевского.
Значение массовой песни в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.
1950-1060-е годы. Усиление влияния жанра песни на область академических жанров (песенная опера) и массовую музыку (песенный джаз).
Творчество советских композиторов-песенников – М. Блантер, С. Туликов, В. Соловьев-Седой, Я. Френкель, А. Пахмутова и др.
Тема 4. Жанр эстрадной песни: этапы развития в отечественной эстраде
Появление жанра на рубеже XIX-XX веков. Первые жанры музыкальной эстрады в России – куплеты, «жестокий» и цыганский романс. Популярные исполнители певцы первой половины ХХ века – И. Юрьева, А. Вяльцева, П. Лещенко и другие.
Развитие эстрадной песни в Советской России – в творчестве Л. Утесова, М. Бернеса, М. Кристаллинской, Э. Пьехи и других исполнителей. Творчество ВИА («Земляне», «Электроклуб», «Веселые ребята»). Группы, ориентированные на ретро-стиль («Браво», «Доктор Ватсон»), на фольклорную специфику союзных республик («Ялла», «Песняры», «Мзиури»).
Современные исполнители эстрадной песни – А. Пугачева, С. Ротару, Л. Вайкуле, Ф. Киркоров, В. Леонтьев и другие. Определяющая установка в современной эстраде на шоу, визуальную яркость и эффектность, обесценивание вокального мастерства (пение под фонограмму).
Авторская песня, как альтернатива эстрадному искусству. Камерность исполнения, максимальная приближенность к слушателю. Исполнители авторской песни – Александр Галич, Юрий Визбор, Новелла Матвеева, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Дольский, Юлий Ким и другие.
Творчество Булата Окуджавы. «Тема Москвы»; песни-воспоминания, песни-стилизации.
Своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого; предельная эмоциональность, яркая характерность героев, сатира. «Цикличность» песен – военные, исторические, бытовые и другие.
Тема 6. Панорама основных направлений в области отечественной современной эстрады
Жанр песни, как доминирующий в современной эстраде. Основная ориентация композиторов-песенников на шлягер; шаблонность, упрощенность музыкального языка. Изменения в жанровой специфике авторской песни под влиянием эстрады (А. Розенбаум, О. Митяев), «русского шансона» (М. Шуфутинский, А. Новиков). Современная эстрадная песня как фоновая часть повседневности.
Альтернативный путь развития эстрадной песни – «театр песни» Е. Камбуровой, в синтезе с фолк-роком (И. Желанная).
Раздел 3
Тема 1. Рок как явление музыкальной культуры ХХ века
Рок-культура как социокультурное явление; форма современного городского фольклора, дающая возможность самовыражения. Специфические средства рок-музыки – опора на модели (кантри, блюз, коммерческая музыка), но при этом проблемность содержания, стремление к глубине тем и образов.
Электронные инструменты, как определяющие специфический рок-саунд.
Тема 2. Рок-музыка США 1950-х годов
«Взрыв» рок-н-ролла в США в 1950-е годы. Истоки – ритм-энд-блюз, кантри, вестерн.
Исполнители рок-н-ролла – Б. Хейли, Дж. Льюис, Э. Пресли. Специфика стиля – тембровый состав (три электрогитары и ударные), танцевальная ориентация.
Тема 3. Британский бит 1960-х годов
Бит-музыка как одна форм молодежной танцевально-развлекательной музыки 1960-х годов. Музыкальные характеристики бит-музыки.
Разновидности бит-музыки (хард-бит, софт-бит, мейнстрим-бит и другие). Распространение в США и Европе.
Творчество группы «Битлз». Формирование самобытного исполнительского стиля. Творческие тенденции, определившие магистральные направления развития рока.
Тема 4. Обзор направлений рок-музыки 1970х – 1980х годов
Конец 1960-1970 годов – зрелый период развития рок-музыки. «Разветвленность» творческих течений.
Психоделический рок как отражение идеологии хиппи. Медитативность композиций, усложнение музыкального языка. Творчество группы «Pink Floyd».
Прогрессивный рок – тематика протеста, против государственной политики, расизма, войны, безработицы. Альбом «Pink Floyd»
«The Wall».
Арт-рок - направление, характеризующееся усложнением музыкального языка за счет сближения с традициями академической музыки, джаза. Творчество групп «Emerson, Lake & Palmer», «King Crimson».
«Хард-рок» – усиление электронного звучания, жесткость ритма, тяжесть саунда. Творчество групп «Uriah Heep» «Black Sabbath».
Глэм-рок – направление рока, связанное с усилением зрелищности, театрализации концертных выступлений. Представители глэм-рока – Фредди Меркьюри, Фрэнк Заппа.
Тема 5. Рок-музыка в СССР
Конец 1960-х годов – время проникновения в СССР западной рок-музыки. Восприятие рока как формы протеста против официальной идеологии государственной системы.
«Легализованный» рок в исполнении филармонических ВИА («Веселые ребята», «Поющие гитары», «Песняры»); лирическая тематика, танцевально-развлекательная направленность песен.
Оппозиция «филармоническому року» – группа «Машина времени».
Фольклорное направление в рок-культуре – «Песняры», «Сябры», «Ялла».
ВИА и музыкальный театр. «Поющие гитары» - «Орфей и Эвридика» (музыка А. Журбина), «Ариэль» - «Сказание о Емельяне Пугачеве» (музыка В. Ярушина), «Аракс» - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (музыка А. Рыбникова), «Рок-ателье» - «Юнона и Авось» (музыка А. Рыбникова).
Рок-андеграунд – клубы в Ленинграде (группы «Аквариум», «Алиса», «Кино»), Москве («Звуки Му», «Бригада С»), Уфе «ДДТ» других городах. Свердловск – один из центров отечественного рока (группы «Урфин ДЖюс», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи», «Сансара», «Сахара», «Смысловые галлюцинации» и другие).
Тема 6. Панорама основных направлений современного рока.
Разветвленность направлений современного рока. Влияние на развитие рок-культуры компьютерных технологий. Стандартизация музыкального языка, нивелирование авторского начала, доминирование студийных форм существования музыки над концертными.
Современные техно-направления:
Хип-хоп – направление, объединяющее настенные росписи – граффити, танец брейк-данс, музыкальное направление – рэп.
Хаус – течение, основанное на соединении техно-музыки и диско. В основе - смешение рельефных ударных басов (диско) и «тяжелого» электронного саунда (басы, биты, различные звуковые эффекты и т. д.)
Рейв – направление, представляющее образ жизни в целом. Рэйв-вечеринка-массовая клубная дискотека. Рэйв-разновидность техно-музыки, характеризующаяся доминированием ритма над мелодией, максимальной громкостью.
Раздел 4
Тема 1. Мюзикл: история возникновения, этапы развития жанра
Мюзикл – один из ведущих массовых жанров музыкального театра. Истоки жанра - менестрельный театр, ревю, водевиль, мюзик-холл, музыкальные сценки. Многообразие жанров выразительных средств, используемых в мюзикле (оперетта, водевиль, современная поп - и рок-культура, хореография). Роль джазового искусства в формировании жанровой специфики мюзикла.
Этапы развития жанра (1920-1930-е годы, 1930-1960е годы, 1970-1980- годы, современный мюзикл).
Формирование жанра в 1920-е годы, как отражение повышенного спроса публики на развлекательную культуру. Черты массового искусства в мюзикле – схематичность сюжета, зрелищность, «шаблонность» языка упрощенность лексики.
Особенности драматургии классического мюзикла на примере произведений Дж. Гершвина («Леди, будьте добры»), Дж. Керна («Отлично, Эдди»), К. Портера «Целуй меня, Кэт»), И. Блейки и др.
Тема 3. Расцвет жанра мюзикла (1940-1960-е годы)
Новые жанровые черты
Расширение тематики; «освоение» сюжетов классических литературных произведений – К. Портер «Целуй меня, Кэт» (по «Укрощению строптивой» В. Шекспира, Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» (по «Пигмалиону Б. Шоу), Л. Бернстайн «Вестсайдская история» (по мотивам «Ромео и Джульетты» В. Шекспира) и др.
Усиление роли танца. Привлечение к постановке известных хореографов: Б. Фосса в «Чикаго» и «Кабаре», Дж. Роббинса и П. Геннаро в «Вестсайдской истории»
Киномюзиклы – перенесение театрального мюзикла в кино, а также создание мюзикла на основе кинофильма («Оливер!», «Моя прекрасная леди», «Человек из Ламанчи»)
Тема 4. Рок-опера
1960-1070-е годы – появление рок-оперы. Традиция объединения композиций на основе единой сюжетной линии в альбом («Стена» группы Pink Floyd»).
Ранние рок-оперы – «Волосы» Г. Макдермота, «Спасение» Т. Лина и др.
Специфика рок-оперы на примере «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера. Другие рок-оперы композитора – «Эвита», «Кошки», «Призрак оперы».
Тема 5. Рок-мюзиклы
Рок-мюзиклы в России – «Орфей и Эвридика» А. Журбина, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» А. Рыбникова, «Джордано» Л. Квинт и другие.
Современная джазовая и эстрадная музыка находится в постоянном развитии. Она включает как сложившиеся музыкальные жанры и формы, так и новые стилистические течения. Поэтому указанный курс постоянно дополняется и обновляется по материалу. Программа поделена на несколько разделов. Первый раздел посвящен развитию джазовой музыки. Учащиеся должны получить представление об основных этапах развития джазовой музыки, понять общие закономерности в развитии ее стилей, познакомиться с лучшими образцами зарубежной и отечественной джазовой классики, а также с творчеством композиторов, аранжировщиков и выдающихся исполнителей джаза. Вторая часть программы посвящена обзору основных направлений эстрадного песенного творчества. В третьем разделе мы проследим развитие рок-музыки и четвертый, заключительный рок-опере и мюзиклу.
Задачей курса «История стилей музыкальной эстрады» в среднем профессиональном учебном заведении является расширение художественного кругозора студентов, а также развитие их способности ориентироваться в различных музыкальных стилях и направлениях в своей художественной практике. Поэтому основным требованием к самостоятельной работе студента является изучение рекомендуемой литературы и прослушивание аудиоматериала к уроку.
Данный предмет дополняет цикл специальных и теоретических дисциплин. Изучение курса « История стилей музыкальной эстрады » предполагает межпредметные связи с такими дисциплинами, как музыкальная литература, специальность, ансамбль, оркестр.
Освоение предмета способствует развитию творческого мышления студентов. Планомерное, систематическое выполнение домашнего задания будет способствовать раскрытию творческих возможностей студента, расширению кругозора.
- Работа с вопросником.
- Работа с дополнительной литературой, рекомендованной педагогом (предполагает конспектирование).
- Выполнение рефератов.
- Слушание музыки.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения:
| Текущий контроль – выполнение рефератов |
Знания:
| Опросы по вопроснику, викторины, сообщения с использованием дополнительной литературы и обобщением материала, изученного в классе |
5. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
- Овчинников, Е. История джаза: учебник. В 2-х вып. / Е. Овчинников. – Москва: Музыка, 1994. – Вып. 1.
- Клитин, С. Искусство эстрады 19-20 века / С. Клитин. – Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2005.
- Конен, В. Рождение джаза / В. Конен. – Москва: Советский композитор, 1990.
- Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / сост. А. Троицкий. – Москва: Книга, 1990.
Дополнительная литература
- Айвазян А. Рок 1953/1991.- С.-Пб.,1992
- Баташев А. Советский джаз.-М.,1972.
- Бенсон Росс. Пол Маккартни. Личность и миф. – М., 1993.
- Бриль И. Практическое руководство по джазовой импровизации.-М.,1979.
- Бычков Е. Пинк Флойд (Легенды рока).-Караганда, 1991.
- Воробьева Т. История ансамбля «Битлз».-Л., 1990.
- Дмитриев Ю. Леонид Утесов.-М., 1983.
- Дэвис Хантер. Битлз. Авторизованная биография.-М., 1990.
- Козлов, А. Рок: история и развитие / А. Козлов. – Москва: Синкопа, 2001.
- Кокорев, А. Панк-рок от А до Я / А. Кокорев. – Москва: Музыка, 1991.
- Коллиер Дж. Луи Армстронг. М., 1987
- Коллиер Дж. Становление джаза.-М.,1984.
- Королев, О. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок - и поп музыки: термины и понятия / О. Королев. – Москва: Музыка, 2002Коллиер Дж. Дюк Эллингтон. М., 1989
- Курбановский А. Рок-блокнот. С.-Пб., 1991
- Мархасев Л. В легком жанре.-Л., 1984.
- Меньшиков В. Энциклопедия рок-музыки. –Ташкент, 1992
- Мошков, К. Блюз. Введение в историю / К. Мошков. – Санкт-Петербург: Лань, 2010
- Мошков, К. Индустрия джаза в Америке / К. Мошков. – Санкт-Петербург: Лань, 2008
- Музыка наших дней / ред. Д. Волохин – Москва: Аванта+, 2002
- Панасье Юг. История подлинного джаза.-М.,1990
- Переверзев Л. Очерки по истории джаза. // Музыкальная жизнь.-1966.-№3,5,9,12
- Переверзев Л. Дюк Эллингтон и его оркестр // Музыкальная жизнь.-1971.-№22.
- Переверзев Л. Чарли Паркер.// Музыкальная жизнь.-1984.-№10.
- Переверзев Л. Оркестр Олега Лундстрема // Музыкальная жизнь.-1973.-№12.
- Поговорим о джазе: размышления великих музыкантов о жизни и музыке / пер. с англ. Ю. Верменич. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Сарджент У. Джаз.-М., 1987.
- Симоненко П. Мелодии джаза.-Киев, 1984
- Скай Рик. Фредди Меркьюри.-М., 1993.
- Советский джаз: Проблемы. События. Мастера.-М., 1987.
- Троицкий А. Молодежная музыка 80-х // Музыкальная жизнь.-1980.-№12.
- Федоров Е. Рок в нескольких лицах.-М., 1989.
- Фейзер Л. Книга о джазе. Перевод Ю. Верменича. Воронеж, 1971
- Феофанов О. Музыка бунта.-М., 1975.
- Фейертаг, В. Джаз в России. Краткий энциклопедический справочник / В. Фейертаг. – Санкт-Петербург: СКИФИЯ, 2009.
- Фишер, А. Джазовый стиль бибоп и его корифеи: учебное пособие) / А. Фишер, Л. Шабалина. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010.
- Чугунов Ю. Гармония в джазе.-М., 1980.
- Шмидель Г. Битлз. Жизнь и песни.-М.,1977.
Избранная дискография по курсу
- «АВВА» с60-08353-54
- Ансамбль «Арсенал». Второе дыхание с60-2369002
- Антология советского джаза. Первые шаги М6045827006
- Армстронг Луи. с60-05909-10
- Бейси Каунт и семеро из Канзас-Сити с60-10279-80
- Бейси Каунт. Когда садится солнце. М60-47075-009
- Бейси Каунт. 14 золотых мелодий (2пл). с60-18653-4
- Битлз. Вкус меда. с60-26581-006
- Битлз. Вечер трудного дня. с60-23579-008
- The Beatles. Love songs ВТА 1141/42
- Бриль Игорь, джазовый ансамбль. Оркестр приехал с60-14065-66
- Брубек Дейв в Москве (2пл.) с60-301903007, с60-30195-001
- Гершвин Джордж. Популярные мелодии с60-08625-26
- Диско клуб-9. Джазовые композиции с60-19673-000
- Голощекин Давид. Ленинградский ансамбль джазовой музыки. 15 лет спустя. с60-20507-007
- Гудмен Бенни. Что может сделать лунный свет. М6047507006
- Дэвис Майлс и гиганты современного джаза М60-48821-006
- Джеймс Гарри и его оркестр. Человек, которого я люблю М60-49229-006
- Deep Purple. In Rock П91-00221-2
- Джон Элтон. Городской бродяга. с60-24123-002
- Джон Элтон. Твоя песня с60-26003-002
- Jonn Elton. The one BL1027
- Донеган Дороти с60-20423-005
- «Квин». Величайшие хиты А60-00703-001
- «Криденс», группа. Бродячий оркестр. С60-27093-009
- «Лед Зеппелин», группа. Лестница на небеса с60-27501-005
- Лундстрем Олег и его оркестр. Памяти Дюка Эллингтона с60-08473-74
- Ленинградский диксиленд 33СМ02787-88
- Лундстрем Олег и его оркестр. В сочных тонах с60-1837-74
- Лундстрем Олег и его оркестр. Серенада Солнечной долины с60-18651-52
- Маккартни Пол. Снова в СССР. А6000415006
- Миллер Гленн и его оркестр. В настроении М60-47094-002
- Музыкальный магазин. Памяти Л.Утесова М6044997-001
- Паркер Чарли. М60-48457-007
- Pink Floyd. Live А60 00543-007
- Питерсон Оскар и Диззи Гиллеспи с60-10287-88
- Питерсон Оскар. Трио О. Питерсона. с60-16679-80
- Пресли Элвис. Все в порядке М60-48919-003
- Роллинг стоунз, группа. Игра с огнем М60 48371 000
- Роллинг стоунз, группа. Леди Джейн с60 27411-006
- Росс Дайана с60-12387-8
- Уайтмен Пол, оркестр п/у М60 41643-44
- Уандер СтивиСолнце моей жизни С60 26825-009
- Фитцджеральд Элла С60-06017-18
- Фитцджеральд Элла поет произведения Дюка Эллингтона С90 29749004
- Фитцджеральд Элла. Танцы в Савойе. С6027469006
- Хендрикс Барбара. Негритянские спиричуэлсы А 1000185005
- Цфасман Александр. Встречи и расставания М6047455-008
- Уэббер Эндрю Ллойд. Иисус Христос – суперзвезда П9100029
- Уинтер Пол. Концерт Земле с6024669003
- Charles Ray. Selected songs. ВТА 11890
- Эллингтон Дюк встречается с Коулменом Хокинсом с60-10263-64
- Эллингтон Дюк и его оркестр. Концерт (пл.2) с6026783007
Приложение 2
Вопросник
- Афроамериканские корни джаза.
- Что такое импровизация.
- Периодизация стилевой эволюции джаза.
- Спиричуэлс:
Время возникновения;
Определение;
- Ранний афро-американский фольклор:
2 группы;
Краткая характеристика жанров;
- Трудовые песни
- Поэтические образы (тексты) спиричуэлов.
- Музыкальная стилистика или характерные жанровые особенности спиричуэлов.
- Госпел:
Краткая характеристика;
Отличие от спиричуэлов;
- Исполнители трудовых песен и спиричуэлов.
- Рэгтайм:
Определение;
Характеристика (возникновение, время);
- «Sporting life»:
Значение слова;
- Скотт Джоплин
- Когда был опубликован регтайм «Кленовый лист»?
Объяснить появление.
- Кварталы увеселительных заведений Нового Орлеана, Чикаго,
Нью-Йорка.
- Особенности менестрельной (черной) эстрады.
- Какими танцами завершалась эволюция рэгтайма.
- В каких произведениях классической музыки проявляются черты спиричуэла и рэгтайма.
- Перечислите жанры и названия спиричуэлов.
- Значение слова «блюз».
- Время возникновения раннего блюза.
- Разновидности блюза (классификация).
- Известные представители и исполнители сельского блюза.
- Характеристика сельского блюза.
- Характеристика городского блюза (время возникновения).
- Первая исполнительница блюзов.
- «Короли» и «королевы» блюзов.
- Характеристика урбанистического блюза (время возникновения).
- Отличие блюза от спиричуэла.
- Жанровые признаки блюза.
- Поэтические образы блюза и его содержание.
- Исполнители блюзов.
- Первые печатные блюзы. Композиторы. Названия.
- Название произведения Дж.Гершвина, в котором используются блюзовые темы.
- Жанровые и стилистические модификации блюза. Представители.
- Джаз – значение слова. Происхождение.
- Город – «Колыбель джаза».
- Ранние джазовые стили. Отличия.
- Евро-американский тип джазовой музыки. Диксиленд. Представители.
- Марчинг-бэнды и стрит-бэнды Нового Орлеана.
- Джазмены нового поколения (Новый Орлеан, Чикаго).
- Стрит-джаз:
Время возникновения;
Характеристика;
Представители;
Приложение 3
Список терминов для терминологического диктанта
РАЗДЕЛ I. Джазовое искусство
Архаический блюз, архаический джаз, афроамериканская музыка, барбершоп-гармония, баррел-хаус-стиль, биг-бит, биг-бэнд, блокаккорды, блуждающий бас, блюз, блюзовый лад, брасс-бэнд, брейк, бридж, буги-вуги, бэкграунд, гарлемский джаз, граул, граунд-бит, дерти-тоны, «джаззинг», джазовая форма, джангл-стиль, диксиленд, кейк-уок, классический блюз, корус, менестрельный театр, офф-бит, офф-питч-тоны, рифф, свинг, симфоджаз, страйд-стиль
Авангардный джаз, афрокубинский джаз, барок-джаз, би-боп, верс, вест-коуст-джаз, комбо, мейнстрим, прогрессив, скэт, современный джаз, стоп-тайм-техника, «третье течение», фолк-джаз, фор-бит, фри-джаз, фьюжн, хард-боп, олер, хот-джаз, «четвертое течение», чикагский джаз, шафл, электронный джаз, «эра джаза».
РАЗДЕЛ II. Эстрадная музыка
РАЗДЕЛ III. Рок культура
Авангардный рок, альтернативный рок, андеграунд-рок, арт-рок, битники, блэк-металл, брейк-данс, гиттер-рок, глэм-рок, гранж, индастриал-рок, интеллектуальный рок, мейнстрим-рок, панк-рок, прогрессивный рок, ритм-энд-блюз, рокабилли, рок-н-ролл, рэггей, рэйв, рэп, симфорок, фолк-рок, хард-рок, хэви-металл,
Приложение 4
Примерные билеты к дифференцированному зачету
Билет №1
1. Истоки джазовой музыки
2. Французский шансон
Билет № 2
1. Жанры афроамериканского фольклора
2. Этапы развития эстрадной песни в отечественной и зарубежной эстраде
Билет № 3.
1. Рэгтайм
2. Рок-музыка США 1950-1960-х годов
Билет №4
1. Блюз: этапы развития жанра
2. Советская массовая песня
Билет №5
1. Классический джаз. Стиль свинг
2. Рок-музыка в СССР
Билет № 6
1. Стиль кул и другие джазовые течения 1950-х годов
Билет № 7
1. Джазовые стили 1960-1970 годов
2. Британский бит 1960-х годов
Билет № 8
1. Стиль бибоп.
2. Рок-опера и рок-мюзикл
Билет № 9
1. Пути развития джаза в постсоветской России
2. Классический мюзикл (1920-1930-е годы)
Билет № 10
1. Авангардные стили джаза. Фри-джаз
2. Классический мюзикл (1920-1930-е годы)
Билет №11
1. Джаз в Советской России
2. Жанр мюзикла: история возникновения, этапы развития
Приложение 5
Критерии оценки ответов студентов на зачете:
Оценка «отлично» выставляется, если ответ по теоретическому материалу содержателен, логично выстроен, с достаточной степенью подробности раскрывает обсуждаемый вопрос, основан на правильном истолковании терминологии, оснащен музыкально-иллюстративными примерами.
Оценка «хорошо» ставится, если ответ по теоретическому материалу недостаточно подробен, имеются незначительные ошибки в использовании терминологии.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ по теоретическому основан на дискретно изложенных сведениях, не создающих полной картины по рассматриваемому вопросу, выявляется плохое знание терминологии.
Билет №30. Эстрадные шоу. Современные особенности и тенденции.
Шоу – это особое феерическое зрелище, смысловая и сюжетная сторона которого исчезающее уменьшается в сторону эффектной подаче впечатлений (сюжет «размывается» в эффектах), шоу программа должна быть построена на постоянной смене впечатлений и ярких зрелищных приёмах выразительных средств.
Шоу-бизнес как термин появился в специальной литературе с середины 80-х гг. ХХ в. и заменил существовавшее ранее понятие «советская эстрада». Термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале прошлого века и объединил все виды искусств легко воспринимаемых жанров.
Эстрадному искусству свойственны открытость, лаконизм,
импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность . Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, трансформации сценической площадки и т.д.
В условиях перехода к открытому демократическому обществу у потребителя появилась возможность выбора. Тенденция современного шоу такова: быстро меняющиеся вкусы публики требуют напряженной работы менеджеров, артистов, продюсеров.
Продукт культурной деятельности является уже предметом «купли-продажи», т.е. возникают экономически обоснованные отношения, а поскольку эстрада вступает в мир бизнеса, то для этого ей необходимы профессионалы, люди, умеющие организовать дело так, чтобы оно приносило прибыль не только артисту, группе, фирме, но и государству (в виде налогов). В настоящее время шоу-бизнес развивается по законам рынка. Большое значение приобретает решение вопросов, связанных с управлением персоналом, использованием его потенциала, предопределяющим успех в достижении поставленной цели.
Итак, современное шоу – это пышное сценическое зрелище с участием «звёзд» эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестра, балета на льду и т.д. Акценты шоу смещаются в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий.
В управлении сферой шоу-бизнеса используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, направленных на создание условий для эффективной работы. Таким образом, мы можем выделить особенности современного шоу:
1. Наличие «звезды».
Понятие «звезда» возникло в эпоху кинематографа, когда киноактеры были безымянными, и зрители называли понравившихся им героев по названиям фильмов, а также по их внешним данным («мужчина с печальными глазами», «девушка с локонами» и т.д.). Зрители начинали атаковать фирмы, занимающиеся производством фильмов, с просьбой сообщить фамилию, имя и различные биографические данные понравившихся им актеров. Глава американской компании «IMP» Карл Леммле первый использовал популярность актрисы Флоренс Лоуренс для привлечения публики в кинотеатр, распространив слухи о ее смерти. Тем самым он пробудил живой интерес публики и в одночасье превратил актрису в американскую кинозвезду.
Таким образом, было положено начало «системы звезд». Примеру «IMP» последовали другие кинокомпании. Количество «звезд» стало быстро расти. Они становятся кассовой приманкой как для кинематографа, так и для музыкальной индустрии, театра, модельных показов и т.д.
Суть понятия «звезда» состоит в том, что понравившийся исполнитель вызывает симпатии у зрителей, а следовательно, его хотят видеть, на него хотят быть похожими. Потребитель (зритель, слушатель) не ограничивается просто лицезрением кумира, он хочет узнать о нем все, включая подробности личной жизни. Данный аспект оказывает большую услугу при создании «звезд», так как считается признаком большой популярности, а значит, гонорары «звезды» увеличиваются. Привлечение «звезды» к участию в шоу, модельном показе, кино, мюзикле, театральной постановке, записи альбома является гарантией спроса, аншлага.
1.1 История возникновения эстрадного искусства
Слово "эстрада" (от латинского strata) означает - настил, помост, возвышенность, площадка.
Самое точное определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры, приводится в словаре Д.Н.Ушакова: "Эстрада - это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики".
Советская энциклопедия определяет эстраду, как происходящую от французского estrade - вид искусства, включающий малые формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка, пантомимы и др. В концертах - отдельные законченные номера, объединённые конферансом, сюжетом. Как самостоятельное искусство сформировалось в конце XIX века.
Также существует такое определение эстрады:
Сценическая площадка, постоянная или временная, для концертных выступлений артиста.
Эстрадное искусство своими корнями уходит в далекое прошлое, прослеживаясь в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Хотя эстрада тесно взаимодействует с другими искусствами, такими как, музыка, драматический театр, хореография, литература, кино, цирк, пантомима, она является самостоятельным и специфическим видом искусства. Основой эстрадного искусства является -- "Его Величество номер" -- как говорил Н. Смирнов-Сокольский 1 .
Номер - маленький спектакль, одного или нескольких артистов, со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Спецификой номера является непосредственное общение артиста с публикой, от своего лица или от персонажа.
В средневековом искусстве бродячих артистов, балаганных театров в Германии, скоморохов на Руси, театра масок в Италии и т.д. уже имело место прямое обращения артиста к зрителям, что позволяло последующему стать непосредственным участником действия. Кратковременность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. Эстрадные номера классифицируются по признакам на четыре группы. К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, "оригинальные" номера.
На открытом контакте с публикой строилось искусство комедии del - arte (театр масок ) XVI- п.п.XVII века.
Спектакли обычно импровизировались на основе типовых сюжетных сцен. Музыкальное звучание в качестве интермедий (вставок): песен, танцев, инструментальных или вокальных номеров - явилось прямым источником эстрадного номера.
В XVIII веке появляются комическая опера и водевиль . Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои - простые люди - всегда побеждали глупых и порочных аристократов.
А к середине XIX века рождается жанр оперетта (буквально малая опера): вид театрального искусства, сочетавший в себе вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства, диалоги. Как самостоятельный жанр оперетта появилась во Франции в 1850 году. "Отцом" французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880). Позже жанр развивается в итальянской "комедии масок".
Эстрада тесно связана с бытом, с фольклором, с традициями. Причём они переосмысливаются, осовремениваются, "эстрадизируются". Разные формы эстрадного творчества используются как развлекательное времяпровождение.
Это не случайно. В Англии пабы (общественные публичные заведения) возникли в XVIII веке, стали прообразами мюзик-холлов (музыкальный зал). Пабы стали местом развлечения широких демократических слоёв населения. В отличие от аристократических салонов, где звучала преимущественно классическая музыка, в пабах - в сопровождении фортепиано исполнялись песни, танцы, выступали комики, мимы, акробаты, демонстрировались сцены из популярных спектаклей, состоявших из имитаций и пародий. Несколько позднее, в первой половине XIX века, получили распространение кафе-концерты, первоначально представлявшие собой литературно-художественные кафе, где выступали со своими импровизациями поэты, музыканты, актёры. В различных модификациях они распространялись по всей Европе и стали называться кабаре (кабачок). Развлечение не исключает собой фактора духовности, для артиста эстрады особенно важна гражданская позиция.
Лёгкая приспособленность эстрадного искусства к аудитории таит в себе опасность заигрывания с публикой, уступок дурному вкусу. Для того чтобы не сорваться в пропасть вульгарности и пошлости, артисту необходим истинный талант, вкус и чутьё. Из отдельных эстрадных номеров режиссёр формировал программу, что также являлось сильным выразительным средством. Свободное монтажное соединение малых форм, отделилось от различных видов художественного творчества и зажило самостоятельно, что привело к рождению пёстрого искусства варьете . Искусство варьете тесно связано с театром, цирком, но в отличие от театра оно не нуждается в организованном драматическом действии. Условность сюжета, отсутствие развития действия (основной драмы) характерны и для большого представления ревю (от фр. - обозрение). Отдельные части ревю связаны общей исполнительской и общественной идеей. Как музыкальный драматический жанр ревю сочетает в себе элементы кабаре, балета и варьете. В спектакле ревю доминирует музыка, пение, танец. Варьете имеет свои модификации:
- варьете из отдельных номеров
- варьете-спектакль
- танцевальное кабаре
- ревю
В XX веке ревю превратилось в пышное развлекательное представление. Появились разновидности ревю в США, называвшиеся шоу .
Музыкальная эстрада включала в себя разные жанры лёгкой музыки: песни, отрывки из оперетт, мюзиклов, варьете в эстрадной обработке инструментальных произведений. В XX веке эстрада обогатилась за счёт джаза и популярной музыки.
Таким образом, эстрадное искусство прошло долгий путь, и сегодня мы можем наблюдать этот жанр уже в другом виде и исполнении, что говорит о том, что его развитие не стоит на месте.
Авторское музыкальное самодеятельное творчество - это создание и исполнение музыкальных произведений автором на самодеятельных началах. По традиции, сложившейся в нашей стране, АМСТ чаще всего понимается как сочинение, прежде всего песен (т. е...
Акустические характеристики укулеле
Рисунок 1 Укулеле -- миниатюрная четырёхструнная гавайскаягитара, появившаяся в конце 19 века на островах Гавайского архипелага, расположенного в северной части Тихого Океана. Его создателями являются Португальские иммигранты...
Проблема художественной ценности музыки
Музыка... Что она такое? В чем ее сила? Задумываться над этим люди начали очень давно. «Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку. ...Поэтому нужно разбираться в голосах...
Необычайно стремительные изменения условий современной жизни требуют от людей адекватных оценок и быстрых решений для более успешной реализации своего потенциала...
Процесс формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов
Молодежный возраст от 17 до 20 лет занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности подростка закладываются основы сознательного поведения...
Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Очень серьезно на развитие музыкального вкуса учащихся влияют различные направления современной музыки. Это рок - музыка, техно, попса, рэп и другие направления. Одним из первых вопросов, которые задают при знакомстве...
Проблема национальной оперы является центральной для всей деятельности Вебера. 3 его лучшие оперы - «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон» указали пути и различные направления...
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрада -- вид сценического искусства, подразумевающий собой, как отдельный жанр, так и синтез жанров. Он включал в себя пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии...
Танец на эстраде -- короткий танцевальный номер, сольный или групповой, представленный в сборных эстрадных концертах, в варьете, мюзик-холлах, театрах миниатюр, сопровождает и дополняет программу вокалистов, номера оригинальными даже речевых жанров. Складывался на основе народного, бытового (бального) танца, классического балета, танца модерн, спортивной гимнастики, акробатики, на скрещивании всевозможных зарубежных влияний и национальных традиций. Характер танцевальной пластики диктуется современными ритмами, формируется под влиянием смежных искусств: музыки, театра, живописи, цирка, пантомимы.
Историю развития танцевального направления условно можно разделить на две вехи: период до XX века и отрезок времени, начинающийся с ХХ века вплоть до современности.
Помимо средневековых бродячих артистов и их представлений прародителями современного эстрадного танца можно считать и дивертисменты. Они представляли собой сценки, которые в ХVII-XVIII показывались между музыкальными действиями или частями драматических спектаклей. В дивертисментах исполнялись оперные арии, зритель мог увидеть отрывки из балетов, послушать народные песни и, наконец, насладиться танцами. В России истоки танцевальной эстрады обнаруживаются в выступлениях плясунов в русских и цыганских хорах, с середины XIX века - на народных гуляньях. Конец XIX столетия ознаменовался проведением сборных концертов на эстрадах садов, “воксалов”, кафешантанов.
Популярный танец XIX в. - канкан (французское cancan, от canard - утка), французский танец алжирского происхождения, 2-дольного размера, быстрого темпа. Характерные па - выбрасывание ноги, прыжки. Распространен с середины XIX в., широко использовался в классической оперетте, варьете. Можно сказать, что с появлением канкана начинается новая танцевальная эпоха. Канкан возникает в Париже, приблизительно в 1830 году. Это был исполняемый на сцене женский танец, сопровождаемый высоким вскидыванием ног. В 1860 годах в Петербурге открывается множество танцклассов, где танцевали преимущественно канкан.
Еще один из популярных танцев 19 века является танец - «Кейк-уок»
Кейк-уок - (также кекуок, кек-уок; англ. cakewalk -- ходьба с пирогом) -- популярный с середины XIX века танец-марш афро-американского происхождения. Характерные черты: быстрый темп, музыкальный размер -- 2-дольный, синкопированный ритм, аккорды, воспроизводящие звучание банджо, игровой комедийный (часто иронически-гротесковый) склад. Остро акцентированные ритмы, типичные для кейк-уока, в дальнейшем легли в основу рэгтайма, а двумя десятилетиями позже определили стиль эстрадного джаза. Кейк-уок входил в состав юмористических представлений североамериканского менестрельного театра XIX столетия, в которых он исполнялся под быструю синкопированную музыку в духе возникшего позднее рэгтайма. В последние годы XIX века кейк-уок, отделившийся от менестрельной эстрады, получил распространение в Европе в виде салонного танца. эстрадный танец балетмейстер драматургический
На менестрельной эстраде кейк-уок обладал особым символическим смыслом. Это была сцена-променад, в которой разряженные негры-дэнди под руку со своими столь же модно одетыми дамами воспроизводили в комической форме торжественные воскресные шествия белых леди и джентльменов. Воспроизводя внешнюю манеру плантаторов, черные денди высмеивали их глупую важность, душевную тупость, самодовольное чувство мнимого превосходства. Мотив скрытой насмешки, заключенный в кейк-уоке, нашел специфическое отражение в звуковой сфере.
Музыка танца, выразительность которой основывалась, прежде всего, на ударных звучаниях и значительно усложненной метроритмике, сыграла значительную новаторскую роль, открыла новые пути развития современного музыкального искусства. В психологию самой широкой аудитории, сначала только в США, а затем и в Европе, внедрялись новые музыкальные принципы, противостоящие всему, что утверждало европейское композиторское творчество на протяжении веков. Музыкальная форма кейк-уока обнаруживается и в салонных фортепианных пьесах, и в эстрадных номерах для традиционного инструментального состава, и в маршах для духового оркестра, а подчас и в бальных танцах европейского происхождения. «Даже в вальсах появилось синкопирование, которое и не снилось Вальдтейфелю и Штраусу» (Blesh R., Janis H. They all played ragtime). Жанр кейк-уока использовался многими композиторами-академистами (например, Дебюсси, Стравинским и др.).
Новаторским кейк-уок был не только в музыке, но и в плане хореографии. Это проявилось в особых движениях ног, кажущихся «независимыми» от корпуса танцующего. Так же, как и в других танцах менестрельного театра, тело исполнителя оставалось в строго контролируемом, уравновешенном состоянии, руки висели как беспомощные, бесформенные «тряпки». Вся энергия танцора, все его феноменальное мастерство и головокружительные темпы воплощались в движениях ног. Точные синхронные акценты, производимые пяткой одной ноги и пальцами другой; своеобразное «стучащее» притоптывание при помощи деревянных подошв; бег вперед на пятках; вольное, как бы беспорядочное «шарканье». Необычайное для традиционного балета соотношение «равнодушного корпуса» и «волнующихся» ног подчеркивало юмористический эффект внешней невозмутимости, неотделимой от образа застывшей маски.
Кейк-уок оказал огромное воздействие на танцевальное искусство конца XIX -- начала XX века. Он дал жизнь ряду танцев, вытеснивших из культурного обихода польку, кадриль, контрданс и другие популярные танцы недавнего прошлого. Эти новейшие танцы -- гриззли-бэр, банни-хаг, тексас томми, тарки-трот и др. отличались особенной 2-дольностью, неотделимой от кейк-уока, и его характерным эффектом «качания». Их эволюция завершилась всем известными тустепом и фокстротом, завоевавшими широчайшую популярность во всем мире и сохранявшимся в бытовом танцевальном репертуаре на протяжении многих лет.
Первоначальный период расцвета всех этих танцев совпадает по времени с кульминацией популярности рэгтайма и началом «джазовой эпохи».
Слово "эстрада" (от латинского strata) означает - настил, помост, возвышенность, площадка.
Самое точное определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры, приводится в словаре Д.Н.Ушакова: "Эстрада - это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики".
Советская энциклопедия определяет эстраду, как происходящую от французского estrade - вид искусства, включающий малые формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка, пантомимы и др. В концертах - отдельные законченные номера, объединённые конферансом, сюжетом. Как самостоятельное искусство сформировалось в конце XIX века.
Также существует такое определение эстрады:
Сценическая площадка, постоянная или временная, для концертных выступлений артиста.
Эстрадное искусство своими корнями уходит в далекое прошлое, прослеживаясь в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Хотя эстрада тесно взаимодействует с другими искусствами, такими как, музыка, драматический театр, хореография, литература, кино, цирк, пантомима, она является самостоятельным и специфическим видом искусства. Основой эстрадного искусства является -- "Его Величество номер" -- как говорил Н. Смирнов-Сокольский 1 .
Номер - маленький спектакль, одного или нескольких артистов, со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Спецификой номера является непосредственное общение артиста с публикой, от своего лица или от персонажа.
В средневековом искусстве бродячих артистов, балаганных театров в Германии, скоморохов на Руси, театра масок в Италии и т.д. уже имело место прямое обращения артиста к зрителям, что позволяло последующему стать непосредственным участником действия. Кратковременность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. Эстрадные номера классифицируются по признакам на четыре группы. К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, "оригинальные" номера.
На открытом контакте с публикой строилось искусство комедии del-arte (театр масок ) XVI- п.п.XVII века.
Спектакли обычно импровизировались на основе типовых сюжетных сцен. Музыкальное звучание в качестве интермедий (вставок): песен, танцев, инструментальных или вокальных номеров - явилось прямым источником эстрадного номера.
В XVIII веке появляются комическая опера и водевиль . Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои - простые люди - всегда побеждали глупых и порочных аристократов.
А к середине XIX века рождается жанр оперетта (буквально малая опера): вид театрального искусства, сочетавший в себе вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства, диалоги. Как самостоятельный жанр оперетта появилась во Франции в 1850 году. "Отцом" французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880). Позже жанр развивается в итальянской "комедии масок".
Эстрада тесно связана с бытом, с фольклором, с традициями. Причём они переосмысливаются, осовремениваются, "эстрадизируются". Разные формы эстрадного творчества используются как развлекательное времяпровождение.
Это не случайно. В Англии пабы (общественные публичные заведения) возникли в XVIII веке, стали прообразами мюзик-холлов (музыкальный зал). Пабы стали местом развлечения широких демократических слоёв населения. В отличие от аристократических салонов, где звучала преимущественно классическая музыка, в пабах - в сопровождении фортепиано исполнялись песни, танцы, выступали комики, мимы, акробаты, демонстрировались сцены из популярных спектаклей, состоявших из имитаций и пародий. Несколько позднее, в первой половине XIX века, получили распространение кафе-концерты , первоначально представлявшие собой литературно-художественные кафе, где выступали со своими импровизациями поэты, музыканты, актёры. В различных модификациях они распространялись по всей Европе и стали называться кабаре (кабачок). Развлечение не исключает собой фактора духовности, для артиста эстрады особенно важна гражданская позиция.
Лёгкая приспособленность эстрадного искусства к аудитории таит в себе опасность заигрывания с публикой, уступок дурному вкусу. Для того чтобы не сорваться в пропасть вульгарности и пошлости, артисту необходим истинный талант, вкус и чутьё. Из отдельных эстрадных номеров режиссёр формировал программу, что также являлось сильным выразительным средством. Свободное монтажное соединение малых форм, отделилось от различных видов художественного творчества и зажило самостоятельно, что привело к рождению пёстрого искусства варьете . Искусство варьете тесно связано с театром, цирком, но в отличие от театра оно не нуждается в организованном драматическом действии. Условность сюжета, отсутствие развития действия (основной драмы) характерны и для большого представления ревю (от фр. - обозрение). Отдельные части ревю связаны общей исполнительской и общественной идеей. Как музыкальный драматический жанр ревю сочетает в себе элементы кабаре, балета и варьете. В спектакле ревю доминирует музыка, пение, танец. Варьете имеет свои модификации:
- варьете из отдельных номеров
- варьете-спектакль
- танцевальное кабаре
- ревю
В XX веке ревю превратилось в пышное развлекательное представление. Появились разновидности ревю в США, называвшиеся шоу .
Музыкальная эстрада включала в себя разные жанры лёгкой музыки: песни, отрывки из оперетт, мюзиклов, варьете в эстрадной обработке инструментальных произведений. В XX веке эстрада обогатилась за счёт джаза и популярной музыки.
Таким образом, эстрадное искусство прошло долгий путь, и сегодня мы можем наблюдать этот жанр уже в другом виде и исполнении, что говорит о том, что его развитие не стоит на месте.