Анималисты их картины. Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Картины известных художников. Анималистический жанр в скульптуре

Художники анималисты изображают на своих полотнах зверей и птиц. Это очень своеобразное направление изобразительного искусства. Его примечательной особенностью является то, что картины не несут глубокой смысловой нагрузки.

Истоки и развитие анимализма раздела живописи

Корнями данное направление живописи уходит во времена первобытных людей. Именно они являлись первыми художниками-анималистами, создающими наскальные изображения зверей и птиц. И сегодня ученых поражает их удивительная точность при передаче анатомических особенностей животных.

Свое развитие анимализм получил в Древнем Египте. В этой стране многие боги, которым поклонялись жители, имели головы зверей или птиц. Таким образом, анималистическое направление стало частью религии и египетской культуры в целом. Изображения и скульптуры животных и птиц встречаются во многих древних культурах стран мира.

В средние века художники в основном изображали животных на картинах, как составляющую часть фольклора. И только во время эпохи Возрождения анимализм стал развиваться в реалистическом направлении. То есть впервые художники стали рисовать представителей животного мира с натуры.

Современные художники анималисты - это настоящие мастера. Ведь реалистично изобразить животное или птицу очень трудно, так как его невозможно заставить позировать.

Картины художников анималистов пользуются большой популярностью. Они вызывают восхищение зрителей и притягивают внимание. Но, несмотря на это современных мастеров, чьи работы известны во всем мире не так уж и много.

Наиболее известными русскими художественными анималистами считаются:

  • Василий Ватагин Алексеевич (1863 - 1969 г.г.) Будучи по образованию биологом, он всю жизнь посвятил изучению пластики и повадок животных и постарался с точностью передать это на своих картинах. Именно поэтому его работы очень выразительны и интересны.
  • Серов Валентин Александрович (1865 - 1911 г.г.) Его заслужено можно считать художником-анималистом, так как на многих его сюжетных полотнах изображены животные, более того в работах особенно подчеркивается отношение людей к ним.
  • Кукунов Михаил Максимович (1918 - 1998 г.г.) Его рисунки реалистичны и характерны. Художник всегда рисовал с натуры и называл это «охотой». Работы мастера наполнены любовью к животным и вызывают искренние положительные эмоции.

Настоящим художником - анималистом может стать только человек, обладающий природным даром чувствовать природный и животный мир.

А нималистика — жанр в изобразительном искусстве, посвященный братьям нашим меньшим. Героями произведений художников-анималистов выступают звери и птицы (animal — с лат. «животное»). Любовь к жизни и природе, восприятие себя как частички живого мира — вот что движет кистью творцов, склоняющих головы перед созданиями, которым премного обязан человек.


История анималистики в живописи

Анималисты в своих работах пытаются соблюсти точность изображения животного и в то же время добавить образу художественной выразительности. Часто зверя наделяют человеческими чертами, поступками и эмоциями. Истоки этого вида искусства лежат ещё в первобытном мире, когда в наскальных рисунках древние люди пытались передать анатомию животного, его красоту и опасность для человека.

От истоков древности

Скульптурные памятники животных и анималистическая керамика являются неотъемлемой частью истории Древней Африки, Америки и Востока. В Египте боги часто изображались с головами птиц и зверей. На древнегреческих вазах также присутствуют декоративные образы животных. Анималистика была одинаково развита во всех странах.


Средневековье

Средние века добавили изображениям животных аллегоричности и сказочности. Любимыми персонажами мастеров того времени были собаки. Верные друзья окружали человека в быту, на прогулке, охоте. Известный венецианский живописец XVI века, Веронезе, вводит образ собаки в религиозные сюжеты — звери идут следом за ногой Спасителя.


Эпоха Возрождения

Мастера эпохи Возрождения старались писать животных с натуры, что было довольно сложно. Никакого зверя не заставишь замереть и позировать. В XVII-XVIII веках анималистическая живопись развивается быстрыми темпами в Нидерландах, Франции и России. Образы зверей можно встретить на картинах Рембрандта, Рубенса и Леонардо да Винчи . В русском творчестве особым смыслом наделил изображения животных Серов — его иллюстрации к басням Крылова с неподражаемой живостью и сатирой передают идеи поучительных текстов.

На пороге тысячелетий

XIX-XX века немного отдалили анималистов от романтизма и возвышенности в создании образов зверей. Реализм становится характерной чертой эпохи. Живописцы стараются точно передать анатомию животного.Окрас, поза, повадки — все настолько фотографично в картинах, что порой трудно разглядеть след кисти художника. Позднее в анималистике получил распространение гиперреализм, когда мелкие детали выставляются на первый план по воле мастера, желающего сделать акцент на одном из качеств животного.




Известные картины и художники анималистического жанра. Творцы Востока

Одним из первых представителей анималистики в живописи — китайский художник И Юаньцзи, творивший в начале XI века. Он прославился уникальными изображениями обезьян в сюжетах, пронизанных стилем Востока. Продолжил его идеи император Сюаньдэ из династии Мин. Рисование обезьян и собак было его любимым занятием.


Живописцы Европы и мира

Известный немец Альбрехт Дюрер , творивший в эпоху Возрождения, оставил многочисленные акварели и литографии, довольно реалистично передающие образы животных («Лев», «Кролик», «Аист» и другие).

Поистине выдающимся анималистом считается фламандец Франс Снайдерс (XVI-XVII вв.). Его натюрморты с охотничьими трофеями — настоящие шедевры, украшающие многочисленные галереи и выставочные залы Европы. Одни из наиболее популярных картин художника — «Оленья охота», а также «Лиса и кошка».


Анималистика не была в то время популярным жанром живописи, однако буржуа любили заказывать картины с изображениями лошадей и других домашних животных. На портретах людей в стиле барокко часто присутствовали образы птиц и зверей.

Также невозможно не вспомнить одного из сильнейших художников анималистов XX века — канадца Роберта Бейтмана. Его зубры, слоны, львы, олени и леопарды смотрят на зрителя из окошка живой природы, приоткрытого на полотне мастера.


Русские художники

Россия открыла миру немало великих анималистов. Василий Ватагин посвятил свою жизнь изучению повадок и пластики животных. Его работы в графике, акварели и карандаше настолько пронзительны, что чувствуешь на себе дыхание и взгляд животного. Прекрасные примеры работ в анималистическом жанре Серова — «Купание коня» и «Волы» .


Еще один непревзойденный мастер русской анималистики — Константин Савицкий. Это его знаменитые мишки попали на картину Шишкина «Утро в сосновом бору». Евгений Чарушин, Константин Флеров, Андрей Марц — представители советcкого периода в развитии направления.

Анималистическая живопись в современном мире очень близка к искусству фотографии. Тонкое мастерство и большая любовь к живым существам требуется для создания таких шедевров. Художники будто стучатся в человеческое сердце с просьбой: «Берегите этот мир природы, он уходит от нас».


Одна из главных задач, которые ставит перед собой художница - создать на полотнах мир живых существ, как соседствующих с нами, так и встречающихся лишь там, где редко ступает нога человека. Причем не только тех животных, которые признаны человеком эталонами красоты, и не только тех, которых можно держать в доме, тем более в квартире. Поэтому среди героев ее картин - как милые йорки, мопсы, персидские кошки, волнистые попугайчики, приносящие счастье ибисы, так и далеко не безобидные львы, тигры, ягуары, волки, рыси, орлы.
И пусть кто-то страшится живого ягуара или орангутана - ведь персонаж картины, перефразируя Ивана Бунина, не червонец, чтобы его все любили. Кому-то он может понравиться, кому-то нет - но ведь персонаж картины никогда никого не обидит, не испугает. Более того, персонаж картины никогда уже не поменяет своего настроения, у него не испортится характер, он даже не будет стариться, а навсегда останется жить на холсте именно таким, каким его запечатлел художник. Причем не в случайный миг, как это бывает при фотосьемке, а обобщив свои знания, наблюдения и впечатления, сплавив их в то, что называется художественным образом.
А ведь картины живут сотни, тысячи лет - и когда-нибудь именно по ним наши далекие потомки будут судить о существах, соседствовавших с человеком в конце ХХ - начале XXI века.

Николай ПРОШИН

В оформлении статьи использованы картины Марины Ефремовой: Хаски, 2005 г., холст, масло; Орангутан , 2003 г., холст, масло; Борзые в поле , 2002 г., холст, масло; Старый волк , 2007 г., холст, масло; Белый тигр , 2007 г., холст, масло

Искусство: бизнес или судьба?
Анималистика, - анималистическая живопись и анималистический рисунок, -
несмотря на другие художественные проекты, продолжает оставаться
одним из любимых жанров Марины Ефремовой. И не случайно, что именно
анималистика стала главной темой интервью "Живописная энергетика",
которое взяла у Марины Ефремовой журналист Ольга Волкова.

"Выставка анималистики как художественно-просветительская акция"
Искусствовед Николай Ефремов. Доклад на научно-практической конференции,
приуроченной к 125-летнему юбилею Василия Алексеевича Ватагина
(5 февраля 2009 г. - Государственная Третьяковская галерея;
6 февраля 2009 г. - Государственный Дарвиновский музей)

Ниже представлены некоторые анималистические картины Марины Ефремовой, написанные в 1999-2010 годах. Часть из них находится в частных коллекциях, часть - в коллекции художника.
Картины с собаками: "Бассет-хаунд Васька", "Лежащий йорки", "Портрет йоркширского терьера Лакки", "Белый страж (аргентинский дог)", "Черный страж (ротвейлер)", "Йорки Тофик", "Йорки Маня", "Йорки Чинк", "Портрет Тимони", "Упряжка хаски", "Дворняги", "Поздняя осень", "Борзые в поле", "Портрет немецкой овчарки", "Мопсы", "Портрет ротвейлера", "Сенбернар Ванесса", "Щенок с зайцем", "Щенок боксера", "Бассет-хаунд Арчи".
Картины с кошками: "Кот Тимыч", "Кот Серый", "Кошка Жулька", "Кот Мураш", "Черная хранительница очага", "Белая хранительница очага", "Рыжий кот".
Картины с лошадьми: "Черный конь", "Гнедая".
Картины с дикими животными: "Портрет гориллы", "Ожидание (портрет волка)", "Портрет тигра", "Белый тигр", "Старый волк", "Последний рывок", "Голова бизона", "Мандрил", "Портрет львицы", "Лев и сокол", "Орангутан", "Черный ягуар", "Белек", "Лисица", "Волк", "Портрет волка".
Картины с птицами: "Орел", "Ибис", "Сине-желтый ара", "Кафский рогатый ворон".

Про животных! с изображением животных! анималистов!

Анимализм особый жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных. Анималисты - художники, скульптуры (и в последнее время фотографы) изображающие в своих произведениях животных.

Анималистический жанр обобщает творчество анималистов в изобразительном искусстве (в живописи - анималистические картины, в скульптуре - анималистические скульптуры и статуи, в фотоискусстве - фотографии и фотопортреты различных животных).

Анимализм. До появления фотографий и развития художественной фотографии анималистический жанр был в основном представлен многочисленными работами живописцев.
Живопись и анимализм. Анимализм в живописи.

Живопись. Анималисты. Художники анималисты. Картины анималистов. Картины художников анималистов. Известные анималисты. Русские художники анималисты. Известные художники анималисты. Известные картины анималистов. Знаменитые анималисты. Произведения анималистов. Работы художников анималистов. Рисунки анималистов. Графика анималистов. Самые известные анималисты. Описание картин анималистов. Знаменитые анималисты художники. Рисунки художников анималистов. Знаменитые анималисты художники. Анималистика. Анималистический жанр. Анималистические картины. Анимализм и история. Анимализм и современные художники. Анимализм и искусство анимализма. Все это термины относящиеся к живописному анималистическому жанру.
Скульптура и анимализм. Анимализм в работах скульпторов.

Скульптура. Анималисты. Скульпторы анималисты. Скульптуры анималистов. Статуи скульпторов анималистов. Известные анималисты. Русские скульпторы анималисты. Известные скульпторы анималисты. Известные скульптуры анималистов. Знаменитые анималисты. Произведения скульпторов анималистов. Работы скульпторов анималистов. Графика анималистов скульпторов. Самые известные анималисты скульпторы. Описание скульптур и статуй скульпторов анималистов. Знаменитые скульпторы анималисты. Рисунки скульпторов анималистов. Знаменитые скульпторы анималисты. Анималистика. Анималистический жанр. Анималистические скульптуры и статуи. Анимализм и история. Анимализм и современные скульпторы. Анимализм и искусство анимализма. Все это термины относящиеся к ваятельному анималистическому жанру.

Фотография и анимализм. Анимализм в работах современных фотохудожников.
Фотография. Анималисты. Фотохудожники анималисты. Фотоработы анималистов. Фотографы анималисты. Известные анималисты. Русские фотохудожники анималисты. Известные фотохудожники анималисты. Известные фотоработы анималистов. Знаменитые фотохудожники анималисты. Произведения фотографов анималистов. Работы фотохудожников анималистов. Самые известные фотохудожники анималисты. Описание фотографий и фоторабот анималистов. Знаменитые фотохудожники анималисты. Известные фотохудожники анималисты. Анималистика.

Анималистический жанр. Анималистические фотографии и фотоработы. Анимализм и история. Анимализм и современные фотографы анималисты. Анимализм и искусство анимализма. Все это термины относящиеся к анималистическому фото жанру и анималистическому искусству.

В наше время в культуре анимализма можно еще выделить писателей анималистов и поэтов анималистов. Писатели анималисты и поэты анималисты тоже создают замечательные анималистические произведения. Эти повести, рассказы и стихи анималистического жанра часто украшаются работами художников анималистов или фотографов анималистов.
Современное искусство и анимализм - неотделимы друг от друга.

В изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит во Франции.

С тех пор прошло много веков. Живопись, рисунок и скульптура обзавелись богатой историей, а анималистический жанр - картины известных художников тому свидетельство - стал менее популярен. Однако, несмотря на появление новых объектов изображения, таких как люди, архитектура, пейзажи и многое другое, анимализм не перестал пользоваться спросом как среди художников, так и среди любителей искусства.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве: картины, изображающие животный мир

Анимализм - это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.

Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин - величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.

Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс - один из самых знаменитых художников анималистического жанра - часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.

История анималистического жанра

Изображение животных - самый древний пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.

Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения - эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.

Анималистический жанр: художники

Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Анималистика в живописи

В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками, как, например, Франс Снайдерс.

Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи.

Анималистический жанр в скульптуре

Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. От «Капитолийской волчицы» и «Брауншвейгского льва» до «Медного всадника» и «Берлинского медведя» - скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.

Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Его скульптуры отличаются характерными для романтиков драматизмом и энергетикой. Бари, однако, был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует особенной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своей пластикой, манерой движения и характерными повадками, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось естественным.

Другие виды анимализма

Анималистический жанр в не обошел и фотографию. Сегодня множество профессиональных фотографов и талантливых любителей обращают внимание на природную красоту и силу животных. Особенно это актуально на фоне современных проблем окружающей среды и стремления многих людей и организаций обратить на них внимание и предотвратить возможные бедствия, грозящие нам потерей прекрасных и очаровательных видов животных, таких как амурский тигр, панда, коала и западная горилла.