Изображение животных в изобразительном искусстве. Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Известные картины и художники анималистического жанра. Творцы Востока

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Факультет изобразительного искусства

Кафедра художественного образования и музейной педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА

«Образ животных в народном искусстве»

Выполнила студентка

III курса ОЗО группы № 4

Иванова Л.Г.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Животные как символ в народном искусстве.

1 Народное искусство: специфика и символизм.

2 Зооморфные подвески.

Глава II. Образ птицы в народном искусстве.

1 Символ птицы.

2 Птицы-свистульки.

3 Изображение птицы в русской народной вышивке.

4 Птичье яйцо в народном искусстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

народный искусство фольклор птица

Курсовая работа посвящена образу животных в народном искусстве.

Мы живем среди символов, даже не отдавая себе в этом отчета.

В быту, произведениях искусства человек часто заменяет различные явления и понятия знаком, символизирующим стихии, богов, животных. Эти знаки могут быть различны. От геометрически простых (крест, треугольник, диск) до изображения человека и других живых существ, их сочетаний.

Символ - это знак, который имеет системно-функциональное значение. Он создается и используется в общественной жизни с определенной целью - хранение и передача информации, иногда предназначенной для определенных кругов или групп. Символ определяет условность, информативность, многозначность.

Символика представляет собой систему знаков или образных конструкций, насыщенных разнообразными смысловыми оттенками. А сами символы тесным образом связаны с идеологией, бытом, и считаются, своего рода, "инструкцией" для поведения человека в обществе.

В то же время аллегория - это простая зашифрованная мысль с единственно возможным содержанием.

И третье понятие, широко используемое в искусстве, - атрибут - предмет, животное, знак - которое изображается с определенным персонажем и по которому его можно идентифицировать.

В первобытные времена, когда складывалась система символов, люди пытались определить окружающую их природу и явления при помощи знаков, тотемов, богов, а так же воздействовать на них в желаемом направлении.

Культовая символика, претерпевшая незначительные изменения, сохраняла свое значение в течение веков и даже тысячелетий. Четкая система символов Древнего Египта, конечно, не была открытием того времени. Она создавалась веками и не одним человеком, а обществом в целом.

Античная символика многое заимствовала из Древнего Египта, получила широкое распространение в Западной Европе после крестового похода в Константинополь в XIII веке.

Символы многозначны. Каждый знак может иметь большое количество смыслов и, что особенно важно, они могут не только дополнять, но и противоречить друг другу.

Имеется два пути создания символических систем. Одна развивается, наполняется новыми значениями в определенном регионе, другая наследуется или мигрирует из других регионов. Вероятно, этим объясняется то, что в различных эпосах мира и народных представлениях прослеживается значительная близость использования символов и их значений. Особенно это заметно в произведениях древнеегипетских и античных авторов, в ирландских сагах, немецком эпосе, славянских былинах и вообще у народов индоевропейской культуры.

В то же время некоторые символы принадлежат определенному региону, сложились и используются в жизни данного общества.

Многое сейчас предано забвению. Однако сохранение старой символики - по словам Д.С.Лихачева - является одной из задач современного общества и рассматривается им как понятие " экологии культуры".

Одним из воплощений символизма в мировой культуре является народное искусство.

Русское народное искусство - это своего рода Троя, скрытая от нас слоями культурных эпох. Прежде всего, это сплав обычаев, стилей, обрядов многих народов, населяющих нашу землю, где география всегда доминировала над религией и кровью.

Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции, другие возникли на наших глазах, буквально в последнее десятилетие. Они весьма многообразны.

Ещё до возникновения письменности народ начал писать свои книги, пользуясь знаками орнамента, образами птиц, животных, людей, растений. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своих верах, обычаях, своем представлении о мире, - словом, обо всем, что окружало человека, что он нес в себе, и что Георгий Гачев называет национальным космосом.

И много веков спустя после изобретения письма, да и до сегодняшних дней народ, продолжает эту работу, воспроизводя черты и резы, и знаки народной памяти, возможно, даже забыв их смысл.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть образ животных в народном искусстве.

Задачи работы:

выявить специфику народного искусства;

рассмотреть образ птицы в народном искусстве.

Глава I. Животные как символ в народном искусстве

1 Народное искусство: специфика и символизм

В свой докняжеский период, будучи свободной, русская земля дала приют многим племенам и народам, бегущим от завоевателей, голода, конфликтов - с юга, запада и востока. И только к концу первого тысячелетия они попытались объединиться в некий суперэтнос, в пределах как единого надродового русского языка, так и единого надродового Бога, не забывая принесенных с собой богов вер, и обычаев своих племен. Вот почему, говоря об основных сюжетах русского народного искусства, приходится обращаться к опыту культур как нашего севера, так и запада, юга и востока, и видеть в народном искусстве некий супертекст общей книги народной памяти.

Мало кто теперь вспоминает, что глиняные и деревянные фигурки, изображения на ткани в далеком прошлом участвовали в магических обрядах, были зримым, реальным воплощением тотемов - мифических предков данного рода (племени), идолов, духов, богов, людей и животных, приносимых в жертву могущественным силам природы. Но сегодня мы можем сделать попытку понять, прочитать то, что было записано в народной книге. Материалы, на которых она писалась, были разными. Жанры тоже разные - игрушка, вышивка, домашняя утварь, жилище и одежда.

Народная игрушка - в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии, - одновременно представляла собой и явление народного искусства, в котором эстетическое и сакральное начала были слиты воедино.

В образах игрушек сохранены отзвуки древнего язычества, заключена «память» о далеком прошлом: о верованиях и суеверных представлениях народа. По мере разработки этого вопроса оказалось, что он значителен, очень серьезен и образы народной игрушки часто имеют в своей жизни и происхождении не только многовековую, но и тысячелетнюю давность, порою и еще более древние. Игрушка соединила в себе две удивительных черты: с одной стороны, она часто по форме оказывалась очень древней, сравнимой с образцами, скажем, даже ранне-античного времени (таковы сходства многих женских глиняных фигурок с известными и ставшими знаменитыми фигурками дев-жриц - богинь со змеями - из Кносского дворца на Крите, открытыми известным археологом Эвансом); с другой стороны, игрушки оказались наполненными удивительной жизненностью, которая делала их родными для каждой эпохи, несмотря на их столь длительное существование и незначительные изменения, которые происходили в их формах. Глиняный и деревянный конек-свистулька всегда предельно обобщены по форме, выразительны; мастер не передает никаких деталей, но сосредотачивает наше внимание на голове конька, на его морде и гибкой шее; туловище дается предельно обобщенно, просто, и мы в дальнейшей форме словно «угадываем» облик конька. Его образ перекликается, например, с изображениями бронзовых коньков-подвесок у древних славянских племен вятичей, радимичей, кривичей и других XI-XIII вв. Сходство поразительное. Такие же изображения, но в дереве и глине мы видим на игрушках Русского Севера, в ряде игрушек Городца, в многочисленных и необычайно разнообразных игрушках, выполненных из глины, Абашева, Филимонова, Вятки (Дымкова) и многих других. И везде в них выражен древний, полный большой содержательности и подчас достаточно сложный мифологический образ. Он, конечно, уже давно позабыт, утерян, но усилиями ученых приподымается завеса над тайной, и мы начинаем видеть то, что с первого взгляда уже не видно. Также часто и древен их орнамент: это примитивный геометрический узор, такой же, как и многих археологических изделий, не только на древней скульптуре, но и вообще на изделиях самого разного типа и назначения. Эта древность орнамента игрушек отмечалась многими, и он, как правило, сопровождает наиболее древние по форме и образу игрушки. Так просты и предельно лаконичны в своей сильной и крепкой окраске северные деревянные и глиняные коньки; в Горьковском крае наиболее примитивные деревянные коньки делались в Лыскове и Яковлеве; их роспись носит простой геометрический характер; много древних образов сохранила Филимоновская и Абашевская глиняная игрушка. Сейчас открыты и непосредственно исследуются и многие другие центры простейшей глиняной игрушки. Она очень характерна для северных и особенно центральных районов нашей страны, где глиняные игрушки распространены очень значительно, где мастера лепят фигурки коней и всадников, животных и птиц, некоторые из них служат свистульками (это, как правило, наиболее древний вид издели

В сюжетах палеолитических рисунков и скульптур наглядно выступает их прямая связь с основой существования людей ледниковой эпохи: с охотой на быков, лошадей, козлов, мамонта и носорога. Приходилось сталкиваться пещерному жителю ледниковой эпохи и с такими хищниками, как лев, барс, волк, гиена.

Не удивительно, что образ зверя , охота и ее результаты, представлены во многих случаях совершенно наглядно, со всей выразительностью, на которую был способен человек палеолита. Первобытный художник изображал при этом охоту не только в силу внутренней потребности, но и с совершенно определенной практической целью.

Как свидетельствуют этнографические данные, изображение охоты, убитых и раненых зверей или даже просто звериных фигур всегда имеет целью заворожить и околдовать зверя, овладеть им, обеспечить успех охоты.

Это наивное убеждение имеет логическую основу - принцип, который можно выразить формулой: подобное вызывает подобное. Нарисованный зверь "сопричастен" реальному зверю, потому рана, нанесенная изображению зверя, означает рану, нанесенную зверю живому. На пещерных росписях видны раненые, умирающие животные, раны, а также оружие, которым они нанесены.

В таком виде представлен и знаменитый издыхающий медведь из пещеры "Трех братьев" , выполненный гравировкой на скале. Зверь, огромный и тяжеловесный, показан в жалком и беспомощном состоянии, как мишень для многочисленных ударов. Десятки овалов и кружков - ран - вписаны в контур его тела. Кровь, изображенная целыми пучками штрихов, хлещет из раскрытой пасти, а вместе с ней уходит и жизнь.

На рисунках раненых зверей конкретно показана причина их гибели. На теле медведя из Монтеспан процарапаны косые линии, сходящиеся в виде треугольника. Это, несомненно, дротики или стрелы с длинными зубцами, как у гарпуна. Помимо охоты на зверей с копьями, дротиками или стрелами, в палеолитических росписях должны были отразиться и другие способы охоты, особенно на мамонта и носорога, с помощью ловушек и волчьих ям, а также различных сооружений в виде изгородей или даже сетей.

Очень вероятно, что именно такие тектиформы – ловчие ямы с кольями на дне, изображены на фигурах мамонтов в пещере Фон де Гом, где они имеют вид, напоминающий хижину, показанную в разрезе. У нее имеется двускатная крыша. Внутри косыми полосами показаны балки или стропила. В середине возвышается центральный столб, конец которого выступает наружу. В пещере Бернифаль мамонт выгравирован внутри тектиформы. Он, должно быть, пойман и сидит в ловушке.

В пещерах Испании, в Альтамире, а также в Кастильо на стенах нарисованы загадочные знаки виде "лестниц" и "лент", которые могут условно передавать устройство охотничьих изгородей для ловли животных. В Монтеспан есть одна сцена, на которой показана лошадь, заштрихованная вертикальными линиями, как-будто попавшая в ловчую изгородь – палисад.


Палеолитические наскальные рисунки предназначались для того, чтобы магически обеспечить удачу промысла. Мысль об овладении зверем, о победе над ним, стремление колдовскими способами обеспечить успех охоты - основная идея палеолитического искусства. Однако было бы неправильно ограничивать магические обряды и связанные с ними представления о роли и значении пещерных изображений только лишь магией умерщвления.

На другом полюсе первобытной магии находились обряды воскрешения и размножения зверей - магия плодородия. Палеолитический человек, как и мы, думал не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне, стремился заглянуть в будущее. Охотник знал, что беспощадно истребляя зверей он подрывает основу собственного благополучия и разработал целую систему магических обрядов, которые должны были обеспечить воскрешение убитых зверей и размножение звериного поголовья.

Идея плодородия выражена в глиняных изображениях двух бизонов из пещеры Тюк д’Одубер . Животные как будто бегут в одном и том же направлении, причем задний преследует идущего впереди. Передний зверь женского пола. У него изображена открытая вульва. Задний, с напряженным фаллосом, мужского пола. Идея размножения зверей, выраженная так настойчиво, в такой наивной форме, очевидно, и лежала в основе всех происходивших под сводами этой пещеры колдовских обрядов.

Мысль о размножении определила и особенности изображения ряда фигур животных. Их отвислые тяжелые животы наглядно свидетельствуют, что художник преследовал определенную цель – изобразить беременную самку.

Обряды размножения и воскрешения зверей сохранялись до недавнего времени у некоторых северных народов. Возможно, их давний прообраз нашел отражение в красочной композиции из Нио . Слева в ней находится фигура бизона в необычном положении. Тяжелый и массивный зверь стоит на задних ногах. Передние его ноги согнуты и опущены вниз. В Нио бизон сочетается с условными знаками: перед ним аккуратно выписаны красные пятна, из которых образованы правильные овалы. Несколько далее видны типичные "клавиформы" , похожие на дубинки или на стилизованные женские фигурки.

Своеобразная поза бизона в Нио и его необычное окружение символическими знаками свидетельствуют, что вся эта уникальная композиция имеет какой-то глубокий смысл, скорее всего связанный с охотничьими обрядами. Макс Рафаэль писал, что бизон из Нио показан не живым, а мертвым, во время церемонии его "умилостивления" и "примирения" с охотниками, а условные знаки обозначают оружие и жертвы, положенные перед ним. Изображая оружие, дубинки – клавиформы, род, совершавший ритуал, стремился "переложить" вину на оружие, так же, как поступали охотники Сибири, которые говорили зверю, что не они убили его, а ружье, топор, нож или лук.

Новая выставка в Школе акварели Сергея Андрияки представляет живопись, графику (в том числе и книжную), скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства с сюжетами на тему живой природы

Школа акварели Сергея Андрияки, 30 ноября 2012 - 2 февраля 2013
Москва, Гороховский пер., 17

Сегодня в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открывается выставка «Животные в изобразительном искусстве». В составе экспозиции - живопись, графика, скульптура, образцы декоративно-прикладного искусства с сюжетами на тему живой природы; книжная иллюстрация, где главные герои произведений - звери, птицы, насекомые и подводные обитатели, созданные художниками XVIII - XXI веков.

Животный мир нашей планеты столь велик и многообразен, что рассказать обо всех мастерах этого жанра от его истоков до сегодняшнего дня в рамках одной выставки просто невозможно. А поскольку она развернута в стенах учебного заведения - Школы акварели Сергея Андрияки, то авторы проекта раскрывают эту тему в виде ответов на вопросы: «Зачем сегодня, в век цифровой техники и Интернета, уметь рисовать животных? Где черпали вдохновение мастера прошлого, кто были их учителя? В какой сфере творческой деятельности современные художники, рисующие зверей и птиц, могут применить свои знания и навыки?»

Благодаря такому учебно-методическому подходу посетителям представляется уникальная возможность увидеть животных глазами анималистов разных эпох и «специальностей»: живописцев - мэтров жанра, ведущих педагогическую деятельность; графиков - оформителей детских книг и мастеров научной иллюстрации, мультипликационного кино; скульпторов, работы которых находятся фондах Музея керамики; художников, рисующих диких зверей и птиц в естественной для них обстановке. Осматривая выставку, внимательный посетитель выделит в экспозиции несколько тем: «портреты животных», «мастер и ученик», «мать и дитя», «детки не в клетке», «экскурс в историю анималистики» и др. Единственное, от чего сознательно отказались авторы, так это от сцен охоты, насилия и смерти.

Вы увидите осторожного тигра, затаившегося в камышах; юного жеребенка, трогательно прильнувшего к маминой шее; смотрящего вам прямо в душу огромными глазами длинноухого пса… Одной из «жемчужин» выставки стало полотно «Попугаи», написанное в 1766 году немецким живописцем И. Ф. Гроотом , которого искусствоведы считают одним из основоположников анималистики в России. Произведение поступило на выставку из фондов Государственной Третьяковской галереи. А еще вы увидите листы из альбома «Образ животного в искусстве» известного скульптора-анималиста В. А. Ватагина , старинные атласы с портретами загадочных существ, созданных фантазией средневековых художников; полюбуетесь шахматными фигурами, где один из королей выполнен в виде льва, царя зверей, другой - белого медведя, хозяина Арктики; узнаете, как и чем рисовать под водой; увидите великолепный орнамент, где причудливо переплетены изображения рыб, крабов, раковин и водяных растений. А иллюстрации к детским книжкам про животных и рабочие материалы к мультфильмам поднимут вам настроение и помогут объяснить ребенку, чем отличается художник-анималист от художника-аниматора.

Значительная часть экспонатов, поступивших на выставку из фондов как художественных, так и естественнонаучных музеев Москвы, представлена широкому зрителю впервые. Во время работы выставки планируется проведение пробных уроков акварельной живописи, круглые столы, экскурсии и встречи с художниками.

Источник : пресс-релиз Школы акварели Сергея Андрияки



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Животные в живописи

Уверена, что вы не раз любовались картинами, на которых были изображены животные. Такие работы нас очень часто привлекают и вызывают у нас интерес, как и портреты людей, которыми мы тоже интересуемся. Поэтому и картины с нарисованными животными своего рода "их портрет". А еще хочу вам напомнить, что именно с изображения животных в пещерах, на скалах и началось изобразительное искусство. Хотя начало и уходит далеко в прошлое, но традиция рисовать животных осталась. И благодаря ей, мы продолжаем смотреть на такие работы с восхищением, уважением, а иной раз и с улыбкой.

Хочу кратко сказать об анималистическом жанре и его особенностях, а после приглашаю посмотреть работы американской художницы - анималиста Персис Клейтон Вейерс (Persis Clayton Weirs)

Анималистический жанр - своеобразное направление в изобразительном творчестве. Название этого жанра происходит от латинского "animal", в переводе - "животное". Он сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала, а главная задача художника - анималиста - это точное изображение животного и его художественно - образных характеристик. Также нужно уметь и включать декоративную выразительность или наделить животных чертами, поступками и даже переживаниями. Поэтому образ животных в изобразительном искусстве требует особого подхода и очень тонкого мастерства. Возможно это повлияло на то, что многие работы художников - анималистов признаны, как высокие произведения искусства. Одна из таких авторов, Персис Клейтон Вейерс (Persis Clayton Weirs).

Персис Клейтон Вейерс (Persis Clayton Weirs) - американская художница - анималист без специального художественного образования научилась рисовать животных, наблюдая за ними в природе. В ее первых картинах большей частью присутствуют лошади, но в дальнейшем она уже рисует не только домашних животных, но и диких. Видимо природа, которую она видит, постоянно живя в штате Мэн и повлияла на развитие ее таланта рисовать. Серьезно рисованием она начала заниматься в 23 г. Она не только рисует, но и проиллюстрировала несколько книг. Eе картины демонстрировались на ежегодных выставках в Джорджтауне и других городах. Принимала участие Вашингтонской международной конной выставке и в галереях Сент-Луиса, а одна из ее работ была представлена на выставке "Птицы в искусстве" в Художественном музее Ли Йоки Вудсон в Уосо. Оригинал этой картины был выбран для участия в международной выставке в Пекине. В своих работах она передает любовь и уважение к природе, и ее очарование.





































Ваш бизнес связан со строительством, ремонтом или реставрацией объектов, то для проверки эксплуатации электросетей и электрооборудования вам всегда поможет лаборатория электротехническая в Москве и Московской области организации "Инженерный центр "ПрофЭнергия". Она предлагает полный комплекс услуг по проведению приемо-сдаточных, профилактических испытаний и измерений электроустановок и оборудования. Подробную информацию и цены на услуги можете узнать здесь: energiatrend.ru. Заходите, узнавайте и обращайтесь.