Первобытный мир - первые шаги человечества. Конспект урока «Первобытный мир — первые шаги человечества Урок первобытный мир первые шаги человечества

"Первобытный мир – первые шаги человечества"

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской активности.

Задачи.

    узнать о появлении первых людей;

    выявить достижения людей Первобытного мира;

    объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

    учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

    создать образ эпохи Первобытного мира,

Оборудование:

демонстрационный материал:

    презентация

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери, в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир;

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир

    твой учебник математики;

    каменный топор;

    народная сказка;

    икона XY века;

    твой лицей;

Учебно-методический комплект

    Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.

    Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа, наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег,
Строил хижины и убивал он дичь.
И бросал он обезьянам громкий клич

Прочтите тему урока.

Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 1

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы.

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Результат : учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный, наглядный

Что такое Первобытный мир?

Существует несколько теорий происхождения человека. Что вы об этом знаете?

Первая эпоха всемирной истории

1.Человек произошёл от обезьяны.

2Божественная теория.

3.Космическая

Слайд 2

Какая теория происхождения человека изображена на этом слайде? Кто ёё автор?

1.Человек произошёл от обезьяны. Теория Дарвина.

Слайд 3

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Слайд4

Кто такой первобытный человек?

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Человек,живший в далёком прошлом

В детстве

СравнитьПервобытный мир с детством

Слайд4

Подведём итог.

Что мы уже знаем.

Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её « детством человечества»

Результат: учащиеся вспомнят основное понятие “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный, наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

Что умели делать первобытные люди?

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Ответы детей с опорой на изображения.

Слайды 5-9

Работа в группах.

Назовите отличие и сходство первобытных людей от животных.

Ходил на двух ногах
Жил в пещере
Не боялся огня
Изготовлял орудия труда
Одевался в шкуры животных
Общался с помощью речи
Ходил на охоту
В строении тела
Имел подвижные ловкие конечности
осваивали планету

Слайд10

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Давайте разбираться

Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся.

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

Цель: найтиответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат:каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему

Первобытный мир называют "детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежать перегрузки учащихся, физическая релаксация.

Методы: словесный, практический.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найтиответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: 1)словесный:подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат:каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: « Почему

Первобытный мир называют "детством человечества"?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы.

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

Весь мир.

В какое время?

Первобытный мир

Что означают условные знаки?

Проговорить

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом.

Вывод.

Осваивали планету - дом, как ребёнок осваивает свой дом.

Осваивали планету.

Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

Ответы детей с опорой на слайды 12,13

Почему должны были трудиться сообща?

Одному сложно выжить.

Прочтите текст на стр. 47

Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство?

Умение одеваться, готовить пищу, общаться.

Вывод.

Учились бороться с голодом и холодом

Учились бороться с голодом и холодом .

Карточку поместить на доске

Возникновение искусства

Возникновение религии

Первобытная мораль

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Высказывания детей.

Вывод.

Первые представления о добре и зле

Получали первые представления о добре и зле.

Карточку поместить на доске

Результат: в ходе оглашения результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить

VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы практический

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Разделы: Начальная школа

Цель урока: дать представление об эпохе Первобытного мира.

Задачи урока:

  • узнать о появлении первых людей;
  • проследить расселение первобытных людей по планете;
  • выявить достижения людей Первобытного мира;
  • объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;
  • учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • презентация;

Организационный момент.

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег
Строил хижины и убивал он дичь
И бросал он обезьянам громкий клич

Сегодня тема урока "Первобытный мир - первые шаги человечества"

Вспомним материал прошлого урока.

Проверка домашнего задания (работа с интерактивной доской)

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

  • новое время;
  • древний мир;
  • средние века;
  • новейший мир;
  • первобытный мир;

Выбери в какое время ты живешь?

  • новое время;
  • древний мир;
  • средние века;
  • новейший мир;
  • первобытный мир

Выбери исторические источники:

  • твой учебник математики;
  • каменный топор;
  • народная сказка;
  • икона XY века;
  • твоя школа;

Постановка проблемы (работа с интерактивной доской)

Чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Найдите отличие и сходство первобытных людей от животных и распределите по столбикам

Как люди в Первобытном мире хранили и передавали знания и опыт? (предположения)

Разыгрывание сценки из учебника на стр.47

Что не поняла Анюта? Какой возникает вопрос?

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Актуализация знаний

Что такое Первобытный мир? (Первая эпоха всемирной истории)

Что такое историческая эпоха? (Большой промежуток времени, часть истории человечества)

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных? (Нет)

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки? (В детстве)

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? (СравнитьПервобытный мир с детством)

Подведем итог: что мы уже знаем.

Что мы не знаем?

(Какие изменения произошли в Первобытном мире?)

Дети пишут свои предположения на интерактивной доске.

Почему Первобытный мир называют "детством человечества" Какие мнения? (высказывания детей)

Поиск решения проблемы

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49

Какая территория изображена?

В какое время? (Первобытный мир)

Что означают условные знаки? (Проговорить)

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества? (В Африке)

Проследим по карте, как расселялись древние люди? (Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды)

Похожа судьба человечества на судьбу ребенка?

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом

Вывод: осваивали планету

Покорение природы людьми первобытного общества

Выполните задание на стр.50 (Работа в группах 10 минут)

Слайд 21-22

1 группа: признаки стаи.

Слайд 23-24

2 группа: признаки общины древних людей.

Слайд 25-26

3 группа: признаки ранней общины людей современного вида.

Слайд 27-28

4 группа: признаки общины людей современного вида.

Лидеры группы представляют работу.

Почему должны были трудиться сообща? (Одному сложно выжить)

Чтение текста на стр.47

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство? (Умение одеваться, готовить пищу, общаться)

Вывод: учились бороться с голодом и холодом)

Первобытная мораль

Театрализованное представление (стр.50-51)

  • Вы согласны с таким рассуждением? Почему?
  • Как делились первобытные люди? (свои-люди, чужие-нелюди)
  • Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Вывод: первые представления о добре и зле.

5. Выражение решения проблемы, работа с интерактивной доской

Применение новых знаний

Вставьте пропущенные слова.

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени .

Подчеркни те особенности первобытного человека, которыми он отличается от животных.

Ходил на двух ногах, жил в пещере , изготовлял орудия труда , ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Итоги урока.

  • Что мы хотели выяснить?(Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?)
  • Какой ответ можете дать на этот вопрос? (Дети отвечают)
  • Оцените свою работу: что показалось трудным, непонятным; что было наиболее интересным?

Домашнее задание.

  • Стр.47-51 в учебнике
  • Стр.34 №3, 4 в тетради.

Литература.

  1. Данилов Д. Окружающий мир: Человек и человечество Методические рекомендации для учителя /Д.Данилов, Е.Сизова, С.Кузнецова.-М.:БАЛАСС, 2010
  2. revolution.allbest.ru>Культура и искусство >00061710_0.html
  3. www.ref.by/refs/41/8162/1.html
  4. www.countries.ru/library/primitive/dec.htm

www.chay.info/library-dishes.html

Дополнительные материалы к уроку.

Как люди приручили собак

Одомашнивание собак относится к концу каменного века. Предком собаки был волк. Собака стала верным другом человека на долгие годы.

Первое свидетельство о сожительстве человека и собаки (отпечаток собачьей лапы) датируется 22-ым тысячелетием до н. э. Подсчёты на генетической основе указывают на то, что собака и волк разделились около 125 тысяч лет назад.

Стаи диких собак постоянно следовали вслед за людьми - ведь около своих стоянок люди частенько оставляли остатки пищи, ненужную требуху, кости. Люди не прогоняли собак - ведь первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые не доступны человеческому обонянию. Особенно обостренна их чувствительность ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. И если ночью к стоянке подкрадывался хищник - собака это слышала первой. Поднимая лай, собаки предупреждали людей о приближающейся опасности, спасая тем самым, им жизнь.

Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги.

Позже собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться. Ведь собака с лёгкостью могла по запаху отыскать подстреленную дичь, упавшую в глубину чащи, или броситься в воду, чтобы принести подбитую утку. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак.

О жилищах первобытных людей.

Историки долгое время считали, что первобытные люди не умели строить себе жилища, что жили они под открытым небом, а от непогоды укрывались под густыми кронами деревьев или в пещерах. Но такое представление оказалось неправильным. И изменилось оно после того, как английский археолог Луис Лики нашел в Африке остатки жилища, построенного примерно миллион семьсот пятьдесят тысяч лет назад. Через некоторое время похожие сооружения обнаружили во Франции, на том месте, где теперь расположен город Ницца. Здесь нашли остатки хижин, построенных примерно 400-200 тысяч лет назад из камней и кольев, покрытых шкурами животных. Посреди каждой хижины был устроен очаг, огороженный камнями с той стороны, откуда в районе Ниццы дует ветер. Значит, плотных стен тогда еще не делали.

Как правило, первые жилища были временными сооружениями, ведь и первобытные люди подолгу не оставались на одном месте. В поисках пищи они постоянно переходили с места на место. В местах с более суровым климатом люди строили землянки. Копали яму, сверху покрывали ее накатом из жердей или бревен и так защищали себя от непогоды и нападения зверей. Со временем накат стали приподнимать и укладывать в виде шалаша. Так появились дома, в каких в далеком прошлом жили и славяне, и германцы, и другие народы.

В огромных землянках часто жил целый род, состоящий из множества семей. Иногда в стенах землянки вырывались глубокие ниши, в которыхразмещались отдельные семьи. В таких жилищах не было ни дверей, ни окон. Входили в них через отверстия в крышах.

В строительстве жилищ древние люди были весьма изобретательны. Древние жители Сибири, например, возводили их из мамонтовых бивней или из китовых ребер, обтягивая их шкурами. Уже позже, в каменном и бронзовом веках, стали сооружать постройки из камня или дерева на каменном фундаменте. Постепенно жилища увеличивались в своих размерах, и некоторые народы уже тогда начали строить многоэтажные дома. В Канаде и многих других частях Северной Америки индейцы строили дома в 3-4 и даже в 5 этажей.

Предметы обихода первобытного человека

Вначале кроватью , стулом , столом и шкафом человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда природа перестала казаться ему такой суровой и он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение. Способность мыслить и труд вывели человека из состояния животного прозябания. Когда первобытный человек распрямился, он стал беспомощнее, но созданные им примитивные предметы обихода компенсировали этот недостаток. По мере развития способности изготовлять утварь стало развиваться и искусство оформлять эти предметы.

Подобно тому, как у первобытных животных развивалась способность приспосабливаться к окружающей среде, быть готовыми к обороне и нападению, устраиваясь в гнездах и пещерах, имея панцирь, зубы и когти, так и первобытные люди учились делать утварь, оружие, кров и одежду, расширяя сферу своей деятельности для того, чтобы жить, выстоять и наслаждаться тем, что ими создано.

Это интересно

Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты - основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды - плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити - это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти - появились шерстяные ткани.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь - это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Периодизация первобытной эпохи (геологическая) История Земли делится на четыре эры. Последняя эра - кайнозойская. Она делится на: третичный (начался 69 млн. лет назад), четвертичный (начался 1 млн. лет назад) и совре менный (начался 14. 000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на: плейстоцен (доледниковая и леднико вая эпохи) голоцен (послеледниковая эпоха).

Периодизация истории первобытного общества Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации истории древнейшего общества. Наиболее распространенной является следующая: первобытное человеческое стадо; родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); первобытная соседская (протокрестьянская) община. Эпоха первобытного общества завершается в момент появления первых цивилизаций.

Происхождение человека (антропогенез) Теории происхождения человека Дарвиновская теория происхождения человека Теологическая теория происхождения человека Трудовая теория происхождения человека(Ф. Энгельс) Инопланетное происхождение человека

Австралопитеки отличались относительно большим объемом мозга (550 - 600 куб. см), хождением на задних конечностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и занимались охотой на мелких животных. Как и другие антропоморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австралопитеки жили 4 - 2 млн. лет назад.

питекантроп («обезьяночеловек») и родственными ему атлантроп и синантроп. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изготовляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантропов был около 900 куб. см, а у синантропов - поздней формы питекантропа - 1050 куб. см. Питекантропы сохранили некоторые черты обезьян - низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древнейшие люди жили 750- 200 тыс. лет назад.

Неандерталец Объем мозга неандертальца - от 1200 до 1600 куб. см - приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отличие от современного человека, строение мозга было примитивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неандертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатические зоны. Жили они 250- 40 тыс. лет назад. Ученые считают, что предками современного человека были не все неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупиковую ветвь развития.

Кроманьонец (человек современного физического типа)- появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высокого роста, с прямой походкой, имеющие резко выступающий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 - 1500 куб. см. Появились кроманьонцы около 100 тыс. лет назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и прилегающие районы.

Человек создан Богом по образу и подобию своему, и наделен им бессмертной душой. Мужчина создан прежде женщины, женщина же создана из ребра Адама. После грехопадения Адам и Ева изгнаны из Рая.

Трудовая теория происхождения человека подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Именно трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, связывается с началом производства орудий труда.

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез формирование трех человеческих рас: Европеоидная Монголоидная Негроидная могут служить примером приспособления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования продолжился и в дальнейшем.

Происхождение языка и мышления. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышление человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциативное, абстрактное мышление, появились только у кроманьонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одновременно с появлением кроманьонцев и началом их трудовой деятельности.

Хозяйственная деятельность. Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвоения продуктов природы, является древнейшим типом хозяйства. В качестве двух основных занятий людей древности можно выделить охоту, рыболовоство и собирательство.

Постепенно человек осваивает новые сложные формы охоты - загонную охоту, ловушки и другие. Охота важнейшая отрасль хозяйственной деятельности древнего человека. В процессе охоты вырабатывалась физическая стойкость, развивалась наблюдательность, закалялась воля, приобретались практические знания.

Технологии изготовления орудий труда Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) - рубила, скребла, остроконечники. Использовались также и орудия из дерева - палки копалки, дубины и копья. В период раннеродовой общины увеличивается число орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь человек научился откалывать тонкие и легкие пластины, которые затем с помощью сколов и отжимной ретуши - способа вторичной обработки камня доводились до нужной формы. Новые технологии требовали меньше кремня, что способствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.

Производящее хозяйство возникло в эпоху неолита. Переход от присваивающего хозяйства к производящему получил название НЕОЛИТИЧЕС КАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселения по планете.

  • Вставь в текст пропущенные слова.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы племена и роды которые состояли из людей , имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени .

3. Впиши в рамки, сколько лет назад произошли эти события.

  • Нанеси те же данные в рамки на «реке времени» (стр. 31).
  • На «реке времени» рассмотри рисунки, обозначающие достижения и изобретения людей Первобытного мира. Сделай подписи к этим рисункам: приручение собаки, овладение огнём, земледелие, расселение по планете.

4. Выполни задания к контурной карте

  • Подпиши названия океанов.
  • Подпиши части света.
  • Закрась место, где находилась прародина человечества.
  • Закрась районы возникновения первых цивилизаций.

Напиши, в каких частях света располагались первые цивилизации.

Ответ: Азия, Африка.

5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили первобытные люди? Нарисуй ири напиши продолжение этой истории с точки зрения первобытной морали.

Первобытные люди схватили найденного мальчика из чужого племени, связали его и привели в свою деревню. После этого они привязали его к дереву, что бы пленник никуда не сбежал. Вечером, когда в центре деревни соберется все племя, этого чужого мальчика принесут в жертву духам.

  • Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, пленили и принесли в жертву,
Аргумент(ы) потому что люди не должны причинять зло друг другу, а должны помогать, даже незнакомым людям .

  • Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

Увидев получившего травму мальчика, я бы вызвал скорую помощь, а потом позвонил бы родителям мальчика, чтобы сообщить им о происшествии. Потом я бы остался подержать его до приезда скорой или его родителей. Я бы как мог постарался помочь ему.

  • Сделай вывод.

Позиция (мнение) Я считаю, что современные люди должны помогать друг другу, особенно в сложных ситуациях,
Аргумент(ы) потому что надо относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Люди должны
быть добрее друг к другу.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 35

с углубленным изучением отдельных предметов»

Республика Коми г. Сыктывкар

Урок окружающего мира («Человек и человечество»)

ОС « Школа 2100»

Разработчик – Мусинова О. В.,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 35

Урок по окружающему миру («Человек и человечество») в 4 «г» классе

по ОС « Школа 2100» по теме «Первобытный мир – детство человечества»

Цели:

    Рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки;

    Дать представление о первобытных людях и их успехах в продвижении цивилизации;

    Усвоить понятия первобытный, древний, современный человек;

    Расширять кругозор учащихся;

    Развивать творческое мышление и устную речь обучающихся;

    Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам;

    Воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

    1 Развиваем умения извлекать информацию из карты, иллюстраций, текстов.

    2. Выявлять сущность, особенность объектов.

    3. На основе анализа объектов делать выводы.

    4. Ориентироваться в развороте учебника.

Регулятивные УУД

    1.Развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД.

    1.Развиваем умение слушать и понимать других.

    2.Умение работать в паре.

    3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    4.Оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование:

презентация «Первобытный мир – детство человечества»с использованием ИКТ, экран, проектор, выставка книг и творческих работ учащихся по теме урока, учебник по окружающему миру Д.Д.Данилова «Человек и человечество», музыкальный фрагмент из песни «Топает малыш», карточки для самостоятельной работы, наглядный материал, шесть “думательных” шляп (в виде карточек разного цвета)

 Белая – Перечислите новые сведения.

 Красная – Выразите свои чувства по поводу работы в группах на уроке.

 Желтая – Что было самым интересным на уроке?

 Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?

 Синяя – Что вас заинтересовало, что хотели бы узнать по этой теме?

 Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

…..новое время;

……древний мир;

……средние века;

……новейший мир;

……первобытный мир;

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир

    твой учебник математики;

    каменный топор;

    народная сказка;

    икона XY века;

    твоя школа;

Ход урока.

    Самоопределение к деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент:

Прозвенел звонок, начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать,

Мамам, папам рассказать.

I. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А теперь вспомним изученный материал, прежде чем приступить к изучению нового материала

Что такое история?

Кто такой Геродот?

Что такое историческая эпоха?

Выполним задания.

1.В тесте. Слайд 2,3,4)

Обратимся к слайду. Проверьте свои работу и оцените её по бальной шкале. (Слайд 5)

2.Задания на установление временных связей. (на карточках в паре)

    Какая эпоха считается самой долгой?

    Запишите века:

В котором мы живем,

В котором была Великая Отечественная война,

В каком веке жил А.С.Пушкин, И.А. Крылов.

Создание проблемной ситуации

К нам сегодня в гости пришел забавный неандертальчик, он заблудился в исторических эпохах.

Как вы считаете, в какой исторической эпохе ему место?

Звучит песня «Первые шаги». (выключаю песню после слов «Топ-топ, очень нелегки, топ-топ- первые шаги»).

Какие последние слова прозвучали? Про кого эта песенка? Кто делает первые шаги? Чему учится малыш?

Появляются последовательно надписи «Первобытный мир», «первые шаги», «детство человечества»

Какой возникает вопрос?

В какой период своей жизни человек делает первые шаги?

А у человечества есть детство?

А какие еще вопросы возникли у вас?

Чем же будем заниматься сегодня на уроке?

О чём пойдёт речь?

«Первобытный мир – детство человечества» (Слайд 6)

История – наука о прошлом

История – очень древнее слово, «рассказ о событиях прошлого» (греческое слово)

Геродот - первый историк, «отец истории», древнегреческий учёный

Историческая эпоха – это большой отрезок или промежуток времени.

Самостоятельная работа на листках

Самопроверка по образцу.

Предположения учеников

Ответы детей

Дети пытаются связать фразы и объяснить их

Активно задают учителю вопросы. Вопросы детей учитель записывает на доске.

Ответы детей

II. Открытие нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

«Яркое пятно»

(появляются слайды 7,8)

Кто изображён на рисунке: животные или люди?

Дети спорят, доказывают своё мнение

Напишите в данной табличке ваши предположения

Признаки животных

Признаки человека

1. Тело покрыто шерстью

2. Грубое лицо с широким приплюснутым носом

3. Челюсть выдвинута вперед

4. Низкий лоб

5. Длинные руки (ниже колен)

6. Издают звуки

1. Ходьба на двух ногах (прыгающая)

2. Руки длинные (но до колен)

3. Объем мозга больше, чем у обезьян

4. Работают передними конечностями

5. Звуки (предупреждающие)

(Слайд 9)

А где же появились первые древние люди?

- Там, где круглый год тепло(по мнению ученых- в Африке). А потом уже пошло расселение по всей планете. Сначала- в жарком поясе, а потом, в поисках новых пастбищ, вслед за стадами животных, древние расселялись и в других областях планеты.

Что же заставило их ходить на двух ногах?

(Слайды 10,11,12)

- Вы правы, но еще причинами прямохождения является следующее:

    Освобождение рук для заботы о детенышах.

    Расширяется обзор поверх травы.

    Легче переносить жару(палящие лучи солнца падали под углом, а не прямо).

    Эта поза способствовала увеличению объема мозга, а значит развитию интеллекта)

Высказывания детей

Предположения детей (Добывать пищу, хватать плоды, собирать ягоды. Рыть землю и искать коренья. Брать палки, камни, как орудие труда)

(Слайд 13)

- Наш забавный гость, «неандертальчик», заявляет, что благодаря прямохождению и освобождению рук ему стало удобно самому добывать пищу, собирать плоды. И он решил жить один.

- А как вы думаете, сможет ли он выжить в одиночку? Почему?

- Древние люди жили группами, племенами. Так легче им было защищаться, охотиться, добывать пищу, преодолевать трудности.

- А где жилипервобытные люди?

(Слайд 14)

Археологам удалось найти удивительные с виду жилища из костей, черепов, бивней мамонтов, а сверху покрытые шкурами.

(Рассказ учителя из курса краеведения о Медвежьей пещере)

Чем занимались женщины и мужчины? Каково было основное занятие древних людей?

(Слайд 15)

На кого охотились древние люди?

(Слайд 16)

А как была организована охота? С помощью чего охотились?

(Слайды 17-21)

На охоту могли ходить в качестве загонщиков даже женщины и дети. Они создавали шум, кричали, гнали табуны к ловчим ямам, где неподвижно в засаде сидели другие члены группы. На дне ямы изготавливались ловушки в виде острых кольев из дерева или бивней мамонта. Сверху яму прикрывали жердями и зелеными ветками. Животных могли гнать к ловушкам, к болоту, к глубоким оврагам, откуда было трудно выбраться. Работа каждого проходила слажено.

Из чего древние люди могли изготавливать оружие и орудия труда?

(Слайды 22,23)

Вернемся к охоте

(Слайд 24)

А как или с помощью чего охотники еще могли напугать диких животных?

Откуда же появился огонь?

(Слайды 25,26)

Для чего использовали первобытные люди огонь?

Как поддерживали его и умели ли его добывать?

(Слайд 27, 28,29)

Первобытная мораль. (Слайд 30)

Вы согласны с таким рассуждением? Почему?

Как делились первобытные люди?

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

(Слайд 31,32)

Дети высказывают свое мнение, спорят, доказывают.

Ответы детей: В пещерах

Предположения детей

Ответы детей: на мамонтов, диких лошадей, оленей, пещерных медведей и др.

Предположения детей

Самостоятельный поиск информации из учебника

свободные высказывания детей, выслушиваются разные мнения

Ответы детей: от грозы, извержения вулкана.

Ответы детей: давало тепло, свет, для приготовления пищи, защита от хищников.

Театрализованное представление

(стр.50-51)показывают ранее подготовленные ученики.

Высказывания детей.

Свои-люди, чужие-нелюди.

Высказывания детей.

III . Первичное закрепление

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Чему учится ребенок в детстве?

Какие «первые шаги» делало человечество?

Что у древних людей было впервые?

Ответы: первым шагам, первым словам, самостоятельности

Ответы: училось ходить, говорить, общаться, охотиться, одеваться и тд.

IV . Самостоятельная работа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Откройте рабочую тетрадь, самостоятельно выполните 1,2 задания.

Проверим работу

один ученик читает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение других учащихся

V .Итог урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Посмотрите на вопросы, которые появились у вас в начале урока и дайте на них ответ.

В какой же исторической эпохе должен жить наш «неандертальчик»?

Почему эпоха называется первобытная?

Можно ли назвать ее «детством человечества»?

Что показалось на уроке самым интересным?

Какие новые знания подарили себе на уроке?

Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Ответы детей

VI. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

В каждой группе один цвет.

С помощью “думательных” шляп, выскажите мнение о своей работе в соответствии с цветом.

Дети по желанию высказывают свое мнение.

Карточки с вопросами.

Белая – Перечислите новые сведения.

Красная – Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.

Желтая – Что было положительное на уроке?

Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?

Синяя – Что вы хотели бы узнать по этой теме?

Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

VII . Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

стр. 43 – 51 в учебнике;

тетрадь с. 34, № 3.

Сочинить стихотворение по теме урока. (По желанию)

Фиксируют в дневнике.

Технические средства обучения: презентация к уроку.

Методическая литература:

    А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс. М.: Баласс, 2011г

    Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество).М.: Баласс, 2011г

    Т.А. Соловьева, Е.И. Рогалева. Исторические темы курса «Окружающий мир»: деятельностный развивающий подход. – М.: ВАКО 2006 г.

Интернет-ресурсы: http://www.school2100.ru

Самоанализ урока.

Открытый урок по окружающему миру был дан в 4 классе. Тема урока: «Первобытный мир – первые шаги человечества». Уроки окружающего мира ведутся по образовательной программе «Школа 2100».

Цель урока : дать первичное представление об эпохе Первобытного мира.

Реализация поставленной цели осуществлялась путем решения следующих учебно-воспитательных задач:

    познакомить учащихся с образом жизни первобытных людей, с их достижениями;

    формировать устойчивое неприятие норм морали первобытного человечества;

    воспитывать уважительное отношение к опыту, накопленному поколениями.

Для решения поставленных задач был отобран необходимый учебный материал, соответствующий детям данного возраста.

Тип у рока: комбинированный, включающий в себя следующие этапы:

    Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

    Совместное открытие знаний.

    Самостоятельное применение знаний.

    Итог урока.

    Домашнее задание.

В ходе урока были использованы индивидуальные, фронтальные формы работы и работа в парах.

Учебно-воспитательное взаимодействие учителя и обучающихся способствовало, на мой взгляд:

    интеллектуальному развитию детей, формированию их мировоззрения;

    общекультурному развитию обучающихся;

    эмоциональному развитию учеников, формированию их универсальных учебных действий

По моему мнению, отобранные содержание, формы, методы, приемы и технологии способствовали реализации поставленных цели и задач урока.