Гохуа - китайская живопись водяными красками и тушью. Китайские художники. Обучение живописи. Пейзаж в китайской живописи

Сегодня я расскажу вам о прекрасном (и покажу, конечно же).
Я не художник и ничего не смыслю в живописи, поэтому не нужно рассматривать мой рассказ с профессиональной точки зрения. Я просто хочу дать общее представление о традиционной китайской живописи, которая очень сильно не похожа на нашу школу.

Живопись в Китае начала зарождаться в V-VII веках. Первые художники писали тушью, считая, что именно тушь помогает художнику раскрыть суть вещей и "закончить деяние Творца".
Основные жанры и темы, зародившиеся в то время:

Пейзажи "Шаньшуэй" (в переводе - "горы и воды". Эта темы была настолько важна в китайской кульуре, что не только художники творили в жанре "шаньшэуй", но и поэты писали свои стихи в нем же);
- цветы и растения, преимущественно пионы, хризантемы, слива и бамбук;
- животные и птицы (тигры и журавли);
- религиозная тема и портреты (будды, ботхисатвы, сюжеты из сказаний и книг, драконы и т.п.)

С самого зарождения живописи, тушью начали писать не только на бамбуковой или рисовой бумаге, но и на шелке. А в наше время мастерство некоторых художников достигло настолько высокого уровня, что тушью расписывают, например, внутреннюю часть маленькой стеклянной вазочки с узким горлышком, просовывая туда тоненькую кисточку.

Родоначальникам китайской живописи считаются "четыре отца основателя" - художники, жившие в V-VI веках. Они же ввели обязательные элементы каждой картины: изображение, каллиграфическая надпись и печать с именем художника, которую нужно было предварительно вырезать их дерева или кости.

Китайская живопись была немыслима без каллиграфии. Каждый хороший художник так же был и отличным каллиграфом. А каллиграфия, надо сказать, это целая наука. Ведь иероглиф не просто пишется так, как Бог на душу положит (как это делают сейчас некоторые особо одаренные "умельцы" в тату-салонах), а в определенной последовательности, по особым законам: слева направо, с верхних черт к нижним. Причем, в каллиграфии так же важна толщина черты в разных ее концах. Все имеет значение, поэтому, как вы теперь понимаете, калиграфия - не очень легкая наука.

Это иероглиф "любовь". Видите, некоторые черточки на концах толще, некоторые тоньше, все по науке:)

А вот так вот выглядит набор для каллиграфии:

Древние китайские художники были весьма одаренными людьми. Большинство из них так же писали стихи, поскольку умение это делать отличало ученого человека от простолюдина. И многие картины были украшены каллиграфически написанными стихами собственного сочинения. Также большинство художников были высокопоставленными чиновниками и занимали важные посты на государственной службе. То есть, в Китае художники всегда были высокообразованными людьми (это связано с особой системой государственных экзаменов, но об этом как-нибудь в другой раз).

Картины китайских художников всегда полны символизма. Например, работы в жанре шаньшуэй - это не изображение какой-то существующей местности, а поэтический образ, возникший в голове у художника. И этот образ он описывал в стихах и на бумаге.

В жанре "цветы-птицы" нашла отображение другая философская идея - великое в малом (буддисты верят, что даже в ничтожной вещи заключена частичка Вселенной). Пион, например, символизирует собой богатство, слива (мэйхуа) - жизнестойкость, бамбук - мудрость, сосна - долголетие, хризантема - целомудрие.

Шаньшуэй.

Цветы и растения.

Это слива - мэйхуа.

Лотосы и журавли.

Животные и птицы.

Религиозная тема и портреты.
Богиня Гуаньинь.

Героиня какого-то романа в лотосах.

В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать водяного дракона и как нарисовать восточного, китайского дракона карандашом поэтапно, посмотрите их скелет и строение тела.

Эти два дракона похожи, только одни живут в воде, а другие являются небесными драконами. Их тело имеют змеино-образную форму с маленькой головой, короткими лапами и длинным хвостом.

1. Ниже приведены 3 изображения со скелетом, мышцами и общим видом двух драконов в сравнении. У китайского дракона(восточного) лапы очень небольшие по сравнению с его телом, он обладает магией, которая дает ему возможность летать без необходимого физиологического строения тела. Нажмите на картинку, чтоб увеличить ее.


2. Сравнение голов водяного дракона с китайским.

У водного дракона зубы расположены в два ряда в форме игл, имеется выдвигающиеся челюсть, которая предназначена для перекусывания, на них зубы очень прочные. Также у водного дракона есть еще пара клыков с парализующим ядом. Для защиты глаз предназначены прозрачные веки, покрыт дракон шероховатой чешуей со слизью.

Особенностью китайского дракона являются ярко выраженные ноздри, из которых он выпускает огонь. Зубы его расположены в один ряд. Глаза смотрят вперед, как у человека.

3. Приведены примеры построения задних и передних лап.

4. Нарисуем водяного дракона. Чертим основу тела линией, кружочками выделяем места головы, грудной и задних областей. Изображения увеличиваются.

Прорисовываем голову, тела, ласты и хвост.

Стираем вспомогательные линии и наводим контуры водного дракона, детализируем и выполняем штриховку.

Корявые ветви с прекрасными розовыми цветами – традиционный мотив в восточной живописи. С удовольствием предлагаю вам мастер-класс из собственного опыта занятий живописью гохуа.

В Японии рисуют сакуру – дикую вишню. В Китае – дикую сливу.

Признаюсь, я плохо отличаю первое от второго. Даже в ботаническом смысле.

И отличить китайскую живопись го хуа от японской суми-е мне тоже не так уж просто. Надеюсь, к этому знанию я ещё приду.

Мастер-классы по восточной живописи:

Пока же отличие, которое я наблюдаю, состоит в том, что китайская живопись более насыщена элементами, в ней всё “ярко и много”. Как в жизни.

Японское искусство более условно, наполнено символическими смыслами. Оно часто минималистично. Одна ветвь, несколько бутонов – очень простые композиции в противовес китайской пышности и роскоши.

Однако этот вариант, взятый мной из китайского пособия по рисованию дикой сливы, достаточно прост и похож на японский сюжет с изображением сакуры.

Книга эта написана на китайском, поэтому прошу прощения у ее создателей, что не могу указать авторов.

Живопись гохуа: пишем сливу мэй

1. Рисуем основную ветвь.

Движение кисти быстрое, с остановками на поворотах ветви. Кисть прижимается к бумаге всей свое поверхностью, двигаясь торцом.

2. Добавляем тонкие ветви.

Тонкие ветви рисуются кончиком кисти. Движение от основной ветки. Каждую мелкую ветвь “отращиваем” от основной – т.е. кисть ставится у большой ветки и движется в сторону с уменьшением нажима. Таким образом веточка становится тоньше к своему окончанию. Кое-где оставляем зазор между линиями, чтобы вставить цветы.

3. Добавляем цветы.

Их логика – у основания ветки цветы более крупные, распустившиеся, затем полураспустившиеся, затем точки – бутоны.

Более подробный разбор цветов.
Сначала рисуются розовые лепестки. По мере высыхания – тычинки и чашелистики.

4. Прорисовка цветов.

Черной тушью прорисовываются тычинки, шипы на ветках, остовы цветочков.

5. Финальная часть – каллиграфия и печать.

В традиционной живописи Дальнего Востока каллиграфия ценится выше, чем живопись.
Подпись, стихотворная строчка или высказывание добавляются в финале.
Завершает работу авторская печать.
Буду рада вашим комментариям! Если материал понравился, поделитесь им в соцсетях!

Давно восхищает китайский рисунок кистью. Рисовать оказалось совсем непросто. Бамбук удаётся с трудом (если это можно назвать удаётся). :-) Простые формы, а непросто. В этой статье - фотогалерея разных мастеров-художников - для вдохновения. Лучше всего конечно книгу купить, но и на сайтах бывает полезно рисунки смотреть. Потому что в книге рисунков всегда ограниченное количество.

Китайский рисунок кистью уходит своими корнями в далекое прошлое. Китайская, или восточная, композиция существенно отличается от западного подхода к искусству. Восточный стиль улавливает «момент во времени», что может заключать в себе лишь часть большого сюжета. Запад в основном берется за изображение сюжета целиком. Китайская живопись оставляет некоторые детали для воображения зрителя.

Есть два основных стиля китайского рисунка кистью: гунби – часто называемый тщательной, контурной живописью или живописью линий; сеи – живопись свободного стиля. Оба придают большое значение работе над линией и движением кисти.

Китайское искусство пленило западный мир на века, несмотря на то, что западный вкус больше склоняется к живописному, нежели к эзотерическому стилю. Поэтому у стиля гунби больше почитателей, чем у стиля сеи . Ряд различных по степени сложности программ, с ясными и выразительными иллюстрациями, шаг за шагом помогут вам овладеть искусством китайского рисунка кистью.

Добрый день! Сегодня мы продолжим тему драконов на нашем сайте, новый урок рисования на эту тему уже готов специально для вас. В какой-то момент мы вдруг решили, что драконов на нашем сайта катастрофически мало, и теперь мы потихоньку наполняем ваш любимый ресурс про рисование этими пресмыкающимися и одновременно с этим летающими созданиями. А в данный момент у нас на очереди очаровательный китайский дракон, давайте же нарисуем его!

Шаг 1

Если вы хотели узнать, , вам обязательно нужно начать с такого вот эскиза. Внимательно перерисовываем все изгибы тела нашей ящерицы. Важный момент — туловище не должно иметь случайных сужений или расширений, оно одинаково в толщину кроме момента, когда оно начинает плавно и равномерно сужаться в сторону хвоста.

Шаг 2

От головы к ногам мы обычно двигаемся в плане направления прорисовки, если рисуем кого-то, у кого есть ноги. У нашего дракона они, конечно же, есть, но тело ими не заканчивается, а заканчивается, как видите, хвостом. Поэтому прорисовывать китайского дракона мы будем от головы к хвосту. А в этом шаге наметим контуры ушей, рогов, обозначим чёрточкой положение глаз и нарисуем витиеватые, закрученные усы.

Шаг 3

Наши художники предлагают нам в этом шаге прорисовать лицо дракона, стереть все направляющие линии и окантовать усы — каждый ус значительно сужается от ноздри к кончику. В целом, простой этап, наверное, глаза могут вызвать небольшие сложности. И поэтому именно глаза мы решили вынести на крупный план:

Общий план будет таков:

Шаг 4

Пасть должна быть усеяна мелкими, острыми зубами, рисуем их. Далее прорисовываем ушную раковину, кончики ушей с заострёнными краями волос. Здесь же рисуем рога нашего китайского дракона, она должны иметь плавный, изящный изгиб. Да, у китайских драконов весьма специфичная внешность. Вы искали классического средневекового дракона из сказаний европейских стран? Не проблема, у нас есть и такой — милости просим на урок про то, .

Шаг 5

Рождённый ползать летать не может? Мы не знаем, про кого это, потому что наш дракон отлично умеет ходить. А чтобы это показать, необходимо прорисовать его лапы. Точнее, не прорисовать, а только наметить. Кстати, по форме в этом шаге они весьма похожи на куриные.

Шаг 6

Китайский дракон склизкий и гадкий? Вовсе нет, он — мягкая и пушистая няшка, такой же классный, как надежды на светлое будущее при старике Мао. Верхняя часть туловища у нашего дракона и вправду пушистая и покрыта мехом, необходимо обозначить это. Самую верхнюю линию туловища делает «пушистой» при помощи длинных штрихов, которые слегка отходят от контура. Прорисовываем кисточку на хвосте.

Шаг 7

Прорисовываем горизонтальные сегменты внутренней части тела дракона. Обратите внимание, к хвосту сегменты должны очень сильно участиться.

Шаг 8

Во время шага, в котором мы намечали контуры лап китайского дракона, они были весьма похожи на куриные лапы. Так вот, сейчас они станут похожи на них ещё больше, потому что мы прорисуем острые, загнутые вниз когти и наметим складки кожи.

Шаг 9

Нанесём небольшую тень на поверхность, а также затеним участки туловища, наиболее близко расположенные к лапам. Да, сложной структуры тени здесь не наблюдается, нужные места просто нужно слегка заштриховать умеренно мягким (не таким мягким, как характер старика Мао) карандашом.