Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (по пьесе А. Островского «Гроза»). Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе) Суждение о екатерине гроза

Учебники обязательно подчеркнут религиозность Катерины из "Грозы". Но так ли это?

Наша литература в определенный момент возомнила себя духовным учителем и стала говорить о вещах, ей незнакомых и неподвластных – о религиозной вере. Апофеозом стал роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». А начиналось всё еще с Островского.
У школьников возникает вопрос после прочтения «Грозы»: как такая верующая, правдивая (не какая-нибудь Варвара!) женщина смогла совершить такой страшный грех (о котором та же грешница Варвара даже и помыслить не могла)? Как сочетается религиозность героини, которую учебники вслед за автором не ставят под сомнение, с блудом и самоубийством?
Дело в том, что ошибается не столько Катерина, сколько сам автор.
Посмотрим, насколько религиозна героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза».
О детстве Катерина вспоминает как о времени, когда никто не учил ее думать об ответственности, о грехе, борьбе со страстями, покаянии. Жила, как птичка на воле.
«Такая уж я зародилась, горячая! – признается Катерина. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уже темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уже нашли, верст за десять!» Обратим внимание: ни тени раскаяния! Под личиной правоты прячется элементарный эгоизм. Героиня рассказывает это с гордостью, с похвальбой своей независимостью, с самолюбованием. О том, что бедная мать испытала, как страдала, мучилась, плакала, – ни слова. Как, видимо, целую ночь провела на берегу Волги, плача и воздевая руки к Небу, – об этом ни намека. Самолюбование собой в ее сознании выше страданий матери. Допустим, в детстве она все это не осознавала, но сейчас должна бы жалеть об этом, ужаснуться своему поведению. Увы.
Рассказывая о своих молитвах, она сетует: «Об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно». Но разве молятся для приобретения чего-либо? Странное представление о молитве, далекое от истинного. Такое мог написать человек, не имеющий опыта теплой и искренней молитвы. У героини нет даже намека на видение своих грехов, сожаления о них. Рассказывает грехи Варваре, а сама не видит их опасности, смотрит на них не как на грех, а как на добродетель, любуется ими. А покаяние, как известно, – это начало веры.
В седьмом явлении за рассказом о детстве идет очень важный монолог Катерины о посещении церкви.
«До смерти я любила в церковь ходить! - начинает свой рассказ Катерина. – Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба закончится». Здесь мы видим, что сам автор совершенно искаженно понимает церковную службу, воспринимает ее как некую эстетическую усладу души. Но монахи говорят: Богу молиться – кровь проливать. Нет тяжелее труда для человека, как молиться Богу. В церковь приходят как в лечебницу души. Покаяние – это труд, а не праздник.
Катерина рассказывает о вполне благополучной жизни в родительском доме, и ей не о чем молиться. Но разве не надо молиться о близких, родителях, соотечественниках? Разве рядом не страдают люди? Любой человек уже с подросткового возраста начинает осознавать общее людское страдание и учится воспринимать чужую боль как свою, учится ответственности за ближних. Вспомним Раскольникова, которому не дает покоя людское горе окружающих. Ничего этого наша героиня не хочет знать. Свой дерзкий поступок с бегством в лодке помнит, а страдания и проблемы окружающих – нет. Поэтому и в дальнейшем повествовании в пьесе не будет ни слова о ее озабоченности пьющим мужем, лицемерием свекрови, обманом Варвары. Чужие проблемы ее нисколько не трогают, она с детства привыкла к эгоцентризму. Вот ее муж горит желанием выпить, как реагирует на это жена? «Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет». Любовь к себе проявляется здесь, а никак не забота о нравственности мужа.
Даже в любви Катерины к Борису мы видим прежде всего эгоистическую любовь к своей собственной страсти. Любовь к ближним – без Христа – «при ближайшем рассмотрении оказывается своеобразной формой любви к самому себе» . Катерина очень сильно любит… себя, свою страсть, свои фантазии, свою влюбленность. «Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла!» – очень точно замечено. Страсть ищет выхода, и ничто ей не помеха. Она «ищет своего».
Чем отличается Катерина от Раскольникова? И он, и она возмущаются существующим положением. Только Катерина – своим, а Раскольников – чужим. Ему гораздо труднее, чем Катерине, но все его мысли – о других. Это – христианский подход. У Катерины ничего даже близкого к этому нет, т.к. самому автору это не понятно, не близко.
Есть такое известное предостережение у актеров: «Надо любить не себя в театре, а театр в себе». Так вот Катерина любит не Бога и Церковь в себе, а себя в церкви. Ей хорошо в этом красивом, покойном, тихом месте. Хорошо мечтать о чем-нибудь (страстном, приятном), наслаждаться ощущением своей красоты, молодости, благополучия, жизни… Даже Добролюбов вынужден признать: «Не обряды занимают ее в церкви, она совсем не слышит, что там поют или читают; у нее в душе иная музыка, иные видения…».
То, что причиной трагедии будет являться ее внутреннее самоощущение, а не окружающие люди, заметил еще М.М. Достоевский: «Она с каким-то сладострастием, с какою-то удалью думает уже о той минуте, когда все узнают об ее падении, и мечтает о сладости всенародно казниться за свой поступок. Какой же после этого деспотизм мог иметь влияние на подобную натуру? Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала» …» . Причина – в антихристианском настрое души, а не во внешнем деспотизме. Путь к трагедии начинался в лодке на Волге, а мир Кабановых – не причина.
«И вижу я, бывало, будто ангелы …летают и поют», - продолжает Катерина. Но человек, не видящий своей греховности, не очистивший свою душу от грязи грехов для восприятия ангельской чистоты, не может видеть ангелов. А еще точнее, не ангелов он видит, а духов тьмы, по слову Божиему: «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Это состояние называется состоянием прелести, когда человек по гордыне считает себя достойным высокого, даже видения Высших сил. Очень опасное состояние, выйти из которого нелегко. Катерина явно пребывает в этом состоянии прелести. Отсюда ответ на вопрос, почему она так быстро переходит в помыслах от «райских деревьев» к мыслям о любовнике: «Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…». Вот тебе и «ангелы»…
«Прельщение» – это состояние ложного духовного самосознания, при котором действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) воспринимается человеком как Божественная благодать или как святость. Одно дело врать и знать, что ты врешь, поэтому скрывать зло, хитрить, обманывать, как это делает Варвара. И совсем другое дело, считать себя не обманщицей, а верить, что ты на правильном пути, просто тебя не понимают окружающие. Катерина искренне верит, что к ней прилетают ангелы.
«А то бывало, ночью встану …и молюсь до утра… И сама не знаю, о чем молюсь». Человек, который, кроме обычного молитвенного правила, искренне молится еще и по ночам, мужу изменить не сможет! Это исключено. Такой верующий человек в большинстве случаев готов даже побои мужа со смирением вынести, не то что изменять ему. И вновь соблазн идет от самого автора. Он с уверенностью пишет о молитве своей героини, словно знает на опыте, что это такое. А вслед за ним и учителя, учебники, ученики верят, что героиня действительно молится Богу. Но это все искаженный взгляд человека со стороны, который не имеет представления об истинной сути предмета, который взялся изображать.
Островский показывает героиню чуть не ли монахиней. Как она жила в родительском доме? Церковь, службы, странницы, духовные стихи, жития, рассказы о паломничестве, «вечером рассказы да пение», рукоделие, цветы… Монастырь да и только! Поэтому эти страницы пьесы Островского всех вводят в соблазн, в заблуждение: и учителя, и тем более ученики твердо уверены, что Катерина действительно была религиозным человеком, очень много молилась, имела страх Божий. Но сам процесс молитвы еще не означает действительного обращения к Богу. Внешнюю сторону любой религиозной обрядовости повторить и усвоить несложно. Но это еще не будет означать самой веры. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (М. 7:21). В этом и опасный соблазн пьесы Островского, где внешнее выдано за истинное, «говорящее» за «исполняющее». Поэтому надо давно перестать говорить о религиозности Катерины.
Катерина полностью повторяет слова из притчи о блудном сыне. «Грешна я перед Богом и перед вами!» (4:6). В Евангелие «Я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк. 15:21). Но вот дальнейших слов у Островского нет. Блудный сын далее мыслит так: «…и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:19). То есть Катерина должна была вслед за признанием вины сказать следующее: «… и недостойна называться женою твоею, ибо я согрешила прелюбодеянием. Примите же меня хотя бы в число прислуги твоей…». Катерина так не мыслит и не может. Вновь одна лишь форма без содержания, что очень опасно для читателей.
«Можно быть человеком верующим, но не религиозным, - говорил Патриарх Кирилл. - Верующий – это тот, кто признает существование Бога (таковых сейчас большинство – в том числе и в нашей стране). Эти люди верят в некую высшую силу, но не очень задумываются о Боге. Религия же – это связь человека с Богом, которая возникает, если человек не только признает бытие Божие, но и если он установил с Творцом живую связь, чувствует Божие присутствие в своей жизни; если он, как ветхозаветные пророки, ходит перед очами Божиими, поверяя Ему свои мысли, дела, чувства… Когда человек ежедневно повергает на суд Божий свой прошедший день, сокровенные мысли – порой самое скверное, отвратительное и губительное… Тогда мы ходим пред Его очами, и молитва наша исходит от сердца». Такой молитвы не знала Катерина, такой религиозности – не имела, искреннего покаяния – не проявила. А «нераскаянный грешник есть новый распинатель Христов» (из проповедей архиепископа Георгия Конинского) .
Теперь нам становится понятным и объяснимым кажущееся противоречие пьесы, когда героиня так легко переходит от молитвы к смертным грехам – прелюбодеянию и самоубийству. Из состояния прелести это логически вытекает. Остановить ее могла бы искренняя покаянная молитва, исповедь, обращение с верой к Таинствам, но она веры такой не знала с самого детства. Видимо, не знал такой веры и автор. Не религиозность явилась причиной трагедии героини, как любят подчеркнуть и коммунисты, и либералы, а наоборот, полное ее отсутствие. Та религиозность героини, которую нам показал Островский, не имеет никакого отношения к действительному религиозному опыту наших предков. Писатель взялся за изображение предмета, о котором он имел совершенно искаженные понятия, но у нас это подается в школе до сих пор как истинное знание действительности того времени. Пора понять: представление о вере нужно черпать из ограды Церкви, а не со страниц неверующих писателей.
Н.Лобастов

Ущемленной в правах и рано выданной замуж. Большинство браков того времени были рассчитаны на получение выгоды. Если избранник был из состоятельного семейства, это могло помочь получить высокий чин. Выйти замуж хоть и не за любимого молодого человека, а состоятельного и богатого было в порядке вещей. Такого явления, как развод, не было. Видимо, из таких расчетов и Катерина выдана замуж за богатого молодого человека, купеческого сына. Замужняя жизнь не принесла ей ни счастья, ни любви, а напротив, стала воплощением ада, наполненного деспотизмом свекрови и ложью окружающих людей.

Вконтакте


Этот образ в пьесе Островского «Гроза» является главным и в то же время самым противоречивым . От жителей Калинова она отличается силой характера и чувством собственного достоинства.

Жизнь Катерины в родительском доме

На формирование ее личности большое влияние оказало ее детство, о котором Катя любит вспоминать. Ее отец был зажиточным купцом, она не испытывала нужды, материнская любовь и забота окружала ее с рождения. Детство ее прошло весело и беззаботно.

Главными чертами Катерины можно назвать:

  • доброту;
  • искренность;
  • открытость.

Родители брали ее с собой в церковь, а потом она гуляла и посвящала свои дни любимой работе. Увлечение церковью началось в детстве с посещения церковных служб. Позднее именно в церкви Борис обратит на нее внимание.

Когда Катерине исполнилось девятнадцать лет, ее выдали замуж. И, хотя, в доме мужа есть все то же самое: и прогулки, и работа, это уже не доставляет Кате такого удовольствия, как в детстве.

Прежней легкости уже нет, остались только обязанности. Чувство поддержки и любви матери помогало ей верить в существование высших сил. Замужество, разлучившее ее с матерью, лишило Катю главного: любви и свободы .

Сочинение на тему «образ Катерины в «Грозе» будет неполным без знакомства с ее окружением. Это:

  • муж Тихон;
  • свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова;
  • сестра мужа Варвара.

Человек, причиняющий ей страдания в семейной жизни - свекровь Марфа Игнатьевна. Ее жестокость, контроль над домочадцами и подчинение их своей воле касаются и невестки. Долгожданная свадьба сына не сделала ее счастливой. Но у Кати получается противостоять ее влиянию благодаря силе своего характера. Это пугает Кабаниху. Обладая всей властью в доме, она не может допустить, чтобы Катерина влияла на мужа. И упрекает сына за то, что жену он любит больше чем мать.

В разговорах между Катериной Тихоном и Марфой Игнатьевной, когда последняя открыто провоцирует невестку, Катя ведет себя крайне достойно и дружелюбно, не позволяя разговору перерасти в перепалку, отвечает кратко и по делу. Когда Катя говорит, что любит ее как родную мать, свекровь не верит ей, называя это притворством перед окружающими. Тем не менее дух Кати не сломить. Даже в общении со свекровью, она обращается к ней на «Ты», показывая этим, что они на одном уровне, в то время как Тихон обращается к матери исключительно на «Вы».

Мужа Катерины нельзя причислить ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. По сути, он - ребенок, уставший от контроля родительницы. Однако его поведение и действия не направлены на изменения ситуации, все его слова заканчиваются жалобами на свое существование. Сестра Варвара упрекает его за то, что тот не в силах вступиться за свою жену.
В общении с Варварой Катя бывает искренна. Варвара предупреждает ее о том, что жизнь в этом доме невозможна без лжи, и помогает организовать встречу с любовником.

Связь с Борисом полностью раскрывают характеристику Катерины из пьесы «Гроза». Их отношения развиваются стремительно. Приехав из Москвы, он влюбился в Катю, и девушка отвечает ему взаимностью. Хоть статус замужней женщины и тревожит его, но он не в силах отказаться от свиданий с ней. Катя борется со своими чувствами, не хочет нарушать законы христианства, но во время отъезда мужа, ходит тайно на свидания.

После приезда Тихона по инициативе Бориса свидания прекращаются, он надеется оставить их в секрете. Но это противоречит принципам Катерины, она не может лгать ни другим, ни себе. Рассказать об измене ее подталкивает начавшаяся гроза, в этом она видит знак свыше. Борис хочет уехать в Сибирь, но на ее просьбу взять ее с собой отказывается. Вероятно, она ему не нужна, любви с его стороны не было.

А для Кати он был глотком свежего воздуха. Явившись в Калинов из чужого мира, он принес с собой ощущение свободы, которой ей так не хватало. Богатое воображение девушки присвоило ему те черты, которых у Бориса никогда не было. И она влюбилась, но не в человека, а в свое представление о нем.

Разрыв с Борисом и невозможность соединиться с Тихоном заканчиваются для Катерины трагически. Осознание невозможности жить в этом мире побуждает ее броситься в реку. Для того, чтобы нарушить один из самых строгих христианских запретов, Катерине необходимо обладать огромной силой воли, но сложившиеся обстоятельства не оставляют ей выбора. читайте в нашей статье.

«Гроза» А. Н. Островского - вечное произведение о столкновении характеров, мировоззрений и взглядов на жизнь. Две главные героини этой пьесы являются полной противоположностью друг друга. Катерина и Кабаних - два полюса Калиновского мира, хотя вынуждены жить в одном доме, как-то существовать рядом друг с другом.

Кабаниха

Кабаниха - не только главная представительница, но и настоящая хозяйка «темного царства». Все остальные персонажи, кроме Катерины, так или иначе вынуждены существовать в этом царстве. Кто-то страдает от него, кто-то к нему приспосабливается. Кабаниху все устраивает в ее мире. Она является его полноценной и единовластной владычицей, делает, что хочет, никто не смеет ей перечить.

Катерина

Катерину не зря называют «лучом света в темном царстве». Катерина - молодая девушка, тонкая, изящная и хрупкая. Но такой она является только внешне. Оказавшись в доме Кабанихи, она не может мириться со сложившимися устоями. Она не принимает мир Кабанихи, ее «темное царство».

Катерина на самом деле имеет сильный характер. Она никогда не готова изменить своим принципам, погрязнуть в жестокости, хамстве, грубости, как это делает Кабаниха. Катерина имеет чувство собственного достоинства, которое сильно раздражает Кабаниху. вместе ужиться им не суждено.

Столкновение характеров

Кабаниху раздражает кроткая уверенность Катерины, нежелание подчиниться законам, по которым живут все в мире Кабанихи. Катерина же не может жить в этом темном мире. Она противостоит ему. Веря в настоящую любовь, она уходит к Борису. Но тот предает ее. вернуться в дома Кабанихи Катерина не может. Ее решением и единственным выходом стало самоубийство. Оно является своеобразным протестом против того мира, в котором остались существовать жители города. Являясь настоящим лучом света в этом темном царстве, Катерина не смогла бы привыкнуть к миру лжи, лицемерия, жестокости, в котором ей предстояло жить. Но даже самоубийство не вернуло Кабаниху в добрые мысли. Она рада этому трагическому событию, ведь теперь никто не будет противостоять ей в ее жестокой и темной обители.

Сходства и различия героинь

Конечно, Катерина и Кабаниха - абсолютно разные персонажи. У них различное отношение к миру, к жизни, к любви и даже к Богу. Если Катерина свято верит и искренне соблюдает все законы христианства, то Кабаниха даже в церковь ходит лишь для того, чтобы показать себя набожным человеком, коим не является на самом деле.

Но есть в Катерине и Кабанихе и схожие черты. Обе они являются сильными личностями. Ни одна из них не готова мириться с собственным унижением, не терпит оскорблений, прогибаться под обстоятельства. но вот проявление этих чувств и качеств выражается у них по-разному. Катерина честна перед собой и миром. Она воспитана и тактично, никогда не сможет ответить на грубость хамством. Кабаниха же наоборот, готова обхамить и унизить каждого, кто посмеет посягнуть на ее личность. Она не столько умна, сколько хитра. Она готова затравить любого, кто посмеет ей противоречить. Пыталась она затравить и Катерину. Но поступок Катерины - не реакция на травлю. Она сделала свой страшный выбор не потому что ее затравили, а потому, что не готова мириться с такой жизнью.

Публикация «Грозы» пришлась на 1860 год. Непростые времена. В стране пахло революцией. Путешествуя по Волге в 1856 году, автор делал наброски будущего произведения, где старался изобразить наиболее точно купеческий мир второй половины 19в. В пьесе лежит неразрешимый конфликт. Именно он привел к смерти главной героини, не справившейся со своим эмоциональным состоянием. Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» портрет сильной, неординарной личности, вынужденной существовать в условиях небольшого патриархального города. Девушка не смогла простить себе измену, отдав себя на людской самосуд, даже не надеясь заслужить прощение. За что и поплатилась жизнью.



Катерина Кабанова – жена Тихона Кабанова. Невестка Кабанихи.

Образ и характеристика

После замужества мир Катерины рухнул. Родители ее баловали, лелеяли, словно цветок. Девушка росла в любви и с чувством безграничной свободы.

«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, то и делаю».

Стоило ей очутиться в свекровином доме, все изменилось. Порядки, законы те же, но теперь из любимой дочери Катерина стала подчиненной невесткой, которую свекровь ненавидела всеми фибрами души и даже не пыталась скрывать своего отношения к ней.

Совсем юной ее отдали в чужую семью.

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».

Так положено, для Катерины это было нормальным. По любви в те времена никто не строил семью. Стерпится-слюбится. Она готова подчиниться, но с уважением и любовью. В доме мужа о таких понятиях не ведали.

«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…»

Катерина свободолюбива. Решительна.

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».

Она не из тех, кто подчиняется самодурам. Грязные интриги со стороны Кабановой ей не страшны. Для нее свобода главней всего. Не выполнять идиотские приказы, не прогибаться под чужое влияние, а делать то, что душа пожелает.

Ее душа томилась в ожидании счастья и взаимной любви. Тихон, муж Катерины, любил ее, по-своему, как умел, но слишком сильно было влияние его матери на него, настраивающей против молодой жены. Проблемы он предпочитал глушить алкоголем, а от конфликтов в семье сбегал в дальние командировки.

Катерина часто оставалась в одиночестве. Детей с Тихоном не нажили.

«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это».

Девушка все чаще грустила о своей никчемной жизни, молясь перед алтарем.

Катерина религиозна. Походы в церковь словно праздник. Там она отдыхала душой. Ребенком ей слышалось пение ангелов. Она верила, что мольбы Бог услышит везде. Когда не было возможности сходить в храм, девушка молилась в саду.

Новый виток жизни связан с приездом Бориса. Она понимает, что страсть к чужому мужчине ужасный грех, но справится с ней не в силах.

«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?».

Она пыталась сопротивляться, но сил и поддержки у нее не хватило:

« точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что».

Слишком сильно оказалось чувство.

Грешная любовь подняла волну внутреннего страха за свой поступок. Чем сильнее росла любовь к Борису, тем больше она ощущала греховность. Как за последнюю соломинку хваталась, взвывая к мужу с просьбой забрать ее с собой, но Тихон недалекий человек и не смог понять душевных страданий жены.

Плохие сны, необратимое предчувствие надвигающейся беды сводили с ума Катерину. Она чувствовала приближение расплаты. С каждым раскатом грозы, ей казалось, что Бог кидает в нее стрелы.

Устав от внутренней борьбы, Катерина публично признается мужу в измене. Даже в этой ситуации бесхарактерный Тихон был готов простить ее. Борис, узнав о ее раскаянии, под давлением дяди покидает город, бросив любимую на произвол судьбы. Катерина не получила от него поддержки. Не выдержав душевных мук, девушка бросается в Волгу.

2. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери.. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа.. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. ". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” – так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность – это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу – все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина – человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох.Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.