Эфир радио шансон. Начало яркой карьеры. Валерий Ободзинский: «Верные друзья» и новые взлеты

Ярчайший представитель советской эстрады 1970–1980-х годов Валерий Владимирович Ободзинский воспевал любовь к женщине, а не партии, был кумиром миллионов, но не выдержал травли чиновников Министерства культуры и испытания алкоголем. Артист с уникальным магическим голосом и манерой исполнения исчез в зените славы, а спустя долгие годы благодаря преданной поклоннице снова вернулся к творчеству, собирал на концертах полные залы, но неожиданно ушел из жизни от сердечной недостаточности.

Все фото 8

Биография

Детство и юность будущего певца были очень тяжелыми. Родился Валерий Ободзинский в Одессе 24 января 1942 года. В период фашистской оккупации рос в семье бабушки, родители были на фронте. Когда мальчику было всего полтора года, его 5-летний дядя украл у немца кусок колбасы и тут же съел. Рассвирепевший солдат чуть не застрелил обоих ребят. На крик прибежала бабушка, упала в ноги фашисту и спасла их от верной смерти. В 1949 году Валера пошел в школу, но наука в голодное послевоенное время давалась туго. Все мысли были только о еде и том, как ее добыть. Мальчик связался с компанией малолетних воришек, где имел прозвище Цуна. С ними он шел на городской пляж и исполнял там шлягеры под аккомпанемент самостоятельно освоенного контрабаса. Отдыхающие отвлекались, а мальчишки-карманники ловко обирали публику. Добычу делили на всех. Подростком Валерий научился играть на гитаре и превосходно пел, почти все время проводил со своими многочисленными уличными друзьями. С ними же в 15 лет в первый раз сильно напился и сразу пристрастился к алкоголю. Затем прибился к бродячей группе музыкантов – там пригодились навыки пения и игры на контрабасе. Недолго проучился в музыкальном училище Костромы. В 17 лет сыграл эпизодическую роль музыканта в фильме «Черноморочка».

После окончания школы Ободзинский кочегарил на пароходе, натягивал матрасные пружины, трудился в артели по изготовлению мебельной фурнитуры. Позже работал массовиком на пароходе «Адмирал Нахимов».

В томском музыкальном училище артист профессионально освоил контрабас, несколько лет проработал певцом в филармонии Томска, объездил с концертами почти всю Сибирь.

В 1964 году в Норильске выступление Валерия Ободзинского услышал Павел Шахнарович и порекомендовал неизвестного тенора с проникающим в душу голосом Олегу Лундстрему. Работа в оркестре Лундстрема сделала молодого певца-самоучку профессионалом, но исполнял он песни начинающих авторов, мэтры эстрады не доверяли ему свои творения.

Широкое внимание публики артист привлек после исполнения песни «Луна на солнечном берегу» на международном фестивале в Сопоте. Через 3 года он был приглашен в состав донецкой филармонии и объездил весь СССР. Выступления талантливого исполнителя всегда проходили с аншлагом, пластинки расхватывались миллионными тиражами сразу после выпуска. Артист пел сердцем, признавал исключительно любовную, а не патриотическую лирику. Песни «Эти глаза напротив», «Восточная», «Колдовство» в страстном исполнении Ободзинского покорили публику и даже сейчас их не устают перепевать. Сумасшедший успех и популярность певца, свободное поведение на сцене привели к шквалу критики в официальной прессе, сокращению концертов и даже годичному запрету выступлений в СССР. Ситуацию изменила публикация в газете «Советская культура» статьи Никиты Богословского, не побоявшегося написать добрые слова о репертуаре Валерия и его исполнении.

Артист вернулся к гастрольной деятельности, много выступал и прилично зарабатывал, но заслуженным артистом СССР так и не стал. В 1973 году после бесплатного двухмесячного турне по республике был удостоен звания заслуженного артиста Марийской АССР.

В 1976 году взлет сменился падением. Популярный тенор запил, срывал концерты, не обошлось и без наркотиков. Группа «Верные друзья» покинула своего солиста, в 1986-м выступления постепенно сошли на нет, и Ободзинский затерялся.

Пережив запои и ломки, драматический уход со сцены и развод с женой, бывший кумир публики устроился сторожем на фабрике по производству галстуков, там ему выделили времянку под жилье. В 1991 году артиста разыскала давняя почитательница таланта Анна Есенина. Ей удалось совершить чудо, добившись возвращения любимого певца к творческой жизни. Он стал исполнять произведения Вертинского, записал кассету с его песнями. Выступление тенора в 1994 году в концертном зале «Россия» стало триумфальным – публику поразил кристально чистый, не поврежденный даже алкоголем и наркотиками голос, певцу аплодировали стоя.

Валерий Ободзинский опять стал гастролировать, жил с Есениной гражданским браком, но от пьянства так и не вылечился, иногда уходил в запой. Его смерть в возрасте 55 лет стала неожиданной. У певца внезапно прихватило сердце, 26 апреля 1997 года он скончался. На прощание с артистом пришли почти 300 человек – коллеги и поклонники. Похоронен певец на Кунцевском кладбище в Москве.

Личная жизнь

Тенор Валерий Ободзинский был женат четырежды (включая гражданский брак), причем два раза на одной женщине.

Знакомство с будущей первой женой, студенткой иняза Нелли, состоялось на гастролях в Иркутске. Певец покорил девушку настойчивостью – романтичными письмами, звонками и признаниями. Летом 1961 года состоялось бракосочетание. Сначала жили в Одессе, потом переехали в Москву, долго снимали жилье. Своя квартира у семьи Ободзинских появилась только спустя 8 лет после свадьбы. В браке родились 2 дочери – Анжелика и Валерия. Нелли полностью посвятила себя детям и мужу, отказалась от карьеры, на гастролях оберегала от шумных компаний с застольями и алкоголем. Но после 17 лет счастливой совместной жизни артист ушел к другой женщине, и это стало началом его падения. Одесситка Лола Кравцова не смогла создать надежный тыл певцу. Вместе они прожили всего около 2 лет, он все больше пил и в середине 80-х годов был уволен из «Москонцерта». Через 5 лет после развода Валерий вернулся к Нелли, умолял простить, и свадьбу сыграли повторно. Обещание расстаться с пагубной привычкой к алкоголю артист не сдержал, снова и снова напивался на гастролях. Супруга устала его спасать, в 1988-м пара развелась.

Последней, гражданской, женой стала Анна Есенина. К моменту знакомства с ней артист окончательно опустился, часто выпивал, работал сторожем. Анна вернула певца к жизни, добилась, чтобы он снова вышел на сцену. Но артист так и не избавился от чувства вины перед первой семьей и в последний год перед уходом из жизни часто навещал Нелли и дочек.

Дети Валерия Ободзинского унаследовали его любовь к музыке. Анжела стала профессиональной певицей, выступает и с песнями отца в том числе. Валерия работает звукорежиссером на фирме «Мелодия».

Михаил Шуфутинский: «Хочу прыгнуть с парашютом!»

Михаил Захарович совсем недавно, 13 апреля, отметил свой 71-й день рождения. А ровно через неделю – 20 апреля – легенда шансона по-русски поднимется на сцену Кремля, чтобы получить премию «Шансон года – 2019». Накануне торжества артист рассказал, за что любит Instagram и не любит дворцы спорта, почему боялся работать с хитом «All around the world» и о чём мечтает в 71 год.

Время неумолимо мчится вперёд. Уже в эту субботу, 20 апреля, в Государственном Кремлёвском дворце состоится шоу, которого так ждали все почитатели «Радио Шансон», все неравнодушные к нашему жанру и просто любители хороших песен. Я говорю о торжественной церемонии вручения премии «Шансон года – 2019». Для артистов, которые получат статуэтки с золотым гитарным грифом, это тоже не рядовое событие. Александр Маршал считает, что это общая награда звёзд и поклонников.

Не исключено, что в ближайшем будущем водителям на подъезде к перекрёстку придётся не только снижать скорость и следить за помехами справа и слева, но и копаться в кошельках. На Международном навигационном форуме обсудят идею брать плату за беспрепятственный проезд загруженных перекрёстков. Впрочем, это по желанию. Если есть время, никто не мешает постоять в пробке. Бесплатно.

Вы знаете, что такое УМО? Это не управление мобильных отрядов, не уголок молодого оптимиста. Это – углублённое медицинское обследование. Процедура, которую обязаны проходить спортсмены. Вот только условия прохождения как-то разнятся. Наша прославленная сноубордистка, призёр олимпийских игр и обладательница кубка мира Алёна Заварзина пройти УМО не смогла. То есть ей сообщили об этом после олимпийских игр в Пхёнчхане, где она показала лучший среди россиян результат – четвёртый. Вот такое УМО, к...

Музыка

Валерий Ободзинский - Песни (1967-1996)

Феномен Валерия Ободзинского заключался в своеобразной, самобытной манере пения, не похожей ни на кого. Ободзинский серьезно не учился пению. По сути он - самородок с сильно развитым от природы музыкальным чутьем, слухом, с приятным, ласковым тембром голоса. В его репертуаре преобладала любовная лирика. Он пел о том, что дорого сердцу каждого человека. Можно сказать, что он пел сердцем. Пение Ободзинского было всегда прочувствованным, страстным. Всё это магически действовало на слушателей, особенно на чуткие женские сердца.

С 1967 по 1977 годы, Валерий Ободзинский был одним из самых популярных певцов Советского Союза. Он ворвался на эстрадный олимп, оставив далеко позади признанных корифеев советской песни - Иосифа Кобзона, Эдуарда Хиля, Владимира Макарова, Вадима Мулермана, Юрия Гуляева, Дмитрия Гнатюка и Георга Отса. Единственным певцом, который мог хоть как-то конкурировать с Валерием Ободзинским, был Муслим Магомаев.

Он родился 24 января 1942 в оккупированной немцами Одессе на Малой Арнаутской улице, которую прославили Ильф и Петров как место где делали всю контрабанду города. Семья у него была очень простая. Бабушка Домна Кузьминична работала дворничихой, папа служил в милиции, а мама была домохозяйкой. Недалеко от его дома была консерватория, и маленький Валера вырос под звуки репетиций, и пение будущих артистов. Уже в раннем детстве проявилась его музыкальность, когда он повторял на слух услышанные отрывки из оперных арий и романсов, и часто срывал аплодисменты слушающих его концерты соседей по двору.

Вскоре этот талант молодого Валерия нашел применение, правда с криминальным оттенком. Компания местных малолетних воров, использовала талант Ободзинского, который отвлекал публику своим роскошным пением популярных шлягеров тех лет, а его друзья тем временем чистили карманы приезжих зевак, завороженно его слушающих. Работали таким образом на пляжах, большей частью на Аркадии и Лонжероне, а потом на самом центровом месте у Потемкинской лестницы на Приморском бульваре. Заработанное потом делили поровну. Эта воровская среда еще с пяднадцатилетнего возраста приобщила Ободзинского к пагубной привычке потреблять алкоголь.

У Валеры была кличка – Цуна, которая родилась от слова цунами. Так его прозвали за взрывной и необузданный характер. Именно в это время семнадцатилетний Валерий попал в фильм «Черноморочка», где сыграл небольшую эпизодическую роль музыканта из оркестра.

После школы Валерий работал кочегаром на старом судне, а потом массовиком-затейником на комфортабельном «Адмирале Нахимове», участь которого в будущем будет столь плачевна.

В 1961 году Валерий Ободзинский исчез из города, и обнаружился в Томске. Вскоре он стал жить со студенткой иняза Нелли Кучкильдиной, с которой познакомился на концерте в Иркутске. Долгое время время между молодыми влюбленными велась переписка, а потом Нелли переехала в Томск к Валерию. Через некоторое время они поженились. После свадьбы он твердо пообещал, что бросит пить, и слово свое сдержал. В этом браке у них родились две дочки - Анжела и Валерия.

Несколько лет Валерий как солист томской филармонии ездил с гастролями по всей стране. Там он числился как контрабасист и вокалист.

Ключевой стала случайная встреча с Павлом Шахнаровичем в Норильске, которому очень понравилось выступление Ободзинского. Именно он рекомендовал его в московские джазовые коллективы, а в последствие стал его импресарио, и концертным администратором.

Существует много легенд о музыкальном образовании Ободзинского. Некоторые исследователи его биографии считают, что он учился в Одесском музучилище по классу контрабаса. Другие называют его выпускником Томского музучилища. Есть еще версия, что В. Ободзинский окончил костромское училище. На самом деле это все не соответствует действительности. Ибо когда Валерий появился в Москве и был на прослушивании в оркестрах Эдди Рознера и Олега Лундстрема, выяснилось, что он совершенно не знает нот. Скорей всего у Валерия Ободзинского был какой-то «левый» диплом об окончании музучилища (и это было нетрудно сделать парню, родившемуся на Малой Арнаутской улице и не порывавшему связь с родным городом), который позволял ему беспрепятственно работать в музыкальных коллективах. Валерий как вокалист был самородок. Может благодаря его необученности голос звучал столь самобытно, ибо не был причесанным никакой школой.

Примерно в эти годы, кто-то из чиновников сказал про Ободзинского, выйдя после его концерта: «У этого парня в горле застрял слиток золота».

Работа в оркестре Лундстрема научила певца многому, но главное - она сделала его профессионалом, - вспоминает Павел Шахнарович, - Кроме того, он завел массу новых знакомств в столичной музыкальной тусовке.

С Лундстремом Ободзинский работал почти три года, с 1964 по 1967 годы. На международной эстраде Валерий впервые заявил о себе в 1967 году на фестивале в Болгарии с песней Карадимчева «Луна на солнечном берегу». Этот момент был решающим в карьере Валерия Ободзинского. После фестиваля она стал известным на всю страну.

В 1967 году Валерий ушел из ансамбля Лундстрема и создал свою сольную программу, с которой совершил поездку по городам Урала и Сибири. С сентября он стал солистом Донецкой областной филармонии и джазового ансамбля под руководством Бориса Рычкова. Этот коллектив за три года объездил с аншлагами всю страну.

Его официальная ставка за концерт была 13 рублей 50 копеек, с надбавками получалось около 40 рублей. Но Ободзинский умудрялся зарабатывать по три-четыре тысячи в месяц. В те времена эта было стоимость автомобиля. Ему из своих загашников доплачивали местные филармонии. У него была абсолютно звездная жизнь. Такого количества концертов и таких аншлагов, пожалуй, не было ни у кого. В те годы (с 1967 по 1971) с ним не мог соперничать даже Муслим Магомаев.

Его песни распевала вся страна. Его хиты звучали с миллионов пластинок и магнитофонных записей: «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Дождь и я», «Фиалки», «Вечная весна» и другие. Плодотворная работа была у певца с начинающим композитором Давидом Тухмановым и поэтом Онегиным Гаджикасимовым. Последний написал стихи почти к половине репертуара певца, и его с Валерием связывала долгая дружба.

Тяжелый момент в судьбе коллектива наступил в 1971 году. На концерт Ободзинского пришел министр культуры РСФСР Попов и был шокирован «западничеством» певца. Попов издал распоряжение, запрещающее певцу работать в РСФСР. Оставались только союзные республики. Длилось это около года. Однажды на его концерт пришел заведующий отделом культуры ЦК КПСС Шауро. Шахнарович предложил ему выйти на сцену и "выдать на всю катушку", а затем замолвил за певца слово перед всесильным человеком. Ободзинского «реабилитировали».

Но это был еще не всё. Министр Культуры Екатерина Фурцева, посетив апрелевский завод «Мелодия» была шокирована тиражами, которыми печатали пластинки Валерия Ободзинского. Заходит в один цех, спрашивает, что печатают? "Пластинку Ободзинского". Зашла в другой с тем же вопросом и услышала тот же ответ. "У вас что, весь завод на одного Ободзинского работает?" - возмутилась Фурцева. - "Что вы! На втором этаже мы печатаем классику", - ответил директор. Но когда и на втором этаже министр обнаружила в работе тираж пластинки Ободзинского, она просто наложила на нее запрет. А могли бы еще несколько десятков миллионов заработать... Первая же пластинка Валерия Ободзинского, которая вышла в конце 60-х, сразу же стала раритетом. Было продано 13 миллионов экземпляров, государство заработало на них около 30 миллионов. Интересно, что сам певец получил с этого тиража всего 150 рублей!

Но не только Екатерина Фурцева, была недовольная истерией вокруг Ободзинского. Новый, тогдашний председатель Гостелерадио Сергей Лапин, тоже стал в их числе.

В 1971-1973 годах Сергей лапин устроил настоящую чистку кадров советской эстрады. Блюдя «чистоту расы», очень ревностно подходил к певцам еврейской национальности, и самолично контролировал их появление на голубых экранах. Именно в эти годы потускнела слава Валима Мулермана, Майи Кристаллинской, Аиды Ведищевой, Ларисы Мондрус, Нины Бродской. Почему-то досталось и Тамаре Миансаровой, которая была урожденная Гребнева, а нерусская (армянская) фамилия ей досталась после замужества.

Ободзинского Лапин тоже почему-то считал евреем, хотя тот был наполовину смесью русского с украинцем, наполовину - поляком. В начале 70-х Лапин увидел Валерия в одной из передач и заявил:

Градского уберите!

Но это не Градский, это Ободзинский! - попытались объяснить председателю.

Тем более уберите! Хватит нам одного Кобзона!

Сам Валерий отреагировал на это с горькой иронией: «Надо же папа и мама у меня русские, а я оказывается еврей».

Сергей Лапин тогда же перекрыл дорогу Ободзинскому на телевидение. Сохранилось мало ценных видеоматериалов. Хотя снимали Ободзинского очень много. Этот факт даёт повод считать, что по приказу Лапина видеозаписи Валерия Ободзинского были уничтожены. Или как тогда делали в связи с дороговизной на киноматералы, на плёнку с Ободзинским записали кого-то другого. В результате сегодня в фондах телевидения не осталось ни одной записи выступления Ободзинского, кроме новогоднего "Огонька" 1967 года, где он поёт "Дремлет море в ночи". И только недавно всплыли в очень плохом качестве записи песен "Фиалки", "Вокализ" и "Луна на солнечном берегу".

Непростое наступило время в биографии артиста. В верхах о Валерии уже сложилось мнение как о несерьезном певце, репертуар и манера которого не соответствуют «величию эпохи».

Но помог Никита Богословский, который написал хорошую статью о Валерии. Мэтр эстрады Никита Богословский заступился за певца 22 марта 1974 года в газете «Советская культура» была опубликована его статья под заголовком: «Давайте замечать хорошее!».

Это был удивительный документ эпохи, свидетельство того, как жилось артистам в условиях цензуры. Никита Богословский пишет: «Валерия Ободзинского мы давно не слышали на столичных площадках. Несколько лет назад он был справедливо подвергнут серьезной критике, в основном за дешевую манеру исполнения, за легковесность репертуара. Последний концерт сказал о многом. Артист явно пересмотрел свои творческие позиции. За исключением двух-трех произведений, репертуар его отмечен хорошим вкусом, постепенно складывается индивидуальный творческий почерк певца, своя манера. Во всем ощущаются самокритичность, требовательность к себе. В программу было включено небольшое попурри из недавних шлягеров Ободзинского. И нужно сказать, что оно прозвучало на фоне новых работ довольно бесцветно. Ясно, что «Эти глаза напротив» отошли в прошлое...». Далее мудрый мэтр прибег к ссылкам на авторитеты: «...Ободзинский много и плодотворно работает с композитором Давидом Тухмановым. Следует упомянуть необычную по форме, мелодически изобретательную песню «Играет орган» (слова Михаила Пляцковского). Тепло и выразительно прозвучали отличные песни «Мелодия» Александры Пахмутовой (слова Николая Добронравова), «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева (слова Игоря Шаферана), «Колдовство» А. Флярковского (слова Леонида Дербенева) и особенно - прелестная песня Эдуарда Колмановского «Алеша» (на стихи Константина Ваншенкина)».

Мэтр пробил новую колею в творчестве Валерия Ободзинского. Вышло несколько пластинок, где он поёт песни на музыку Никиты Богословского и его сына Андрея Богословского. Правда, сам Валерий был не очень доволен этим репертуаром, понимая, что время Богословского уже прошло, и что его гармонии не идут в ногу со временем. Но всё же это была уже новая светлая полоса, и легальная возможность гастролей и концертов в Москве.

Эти три года В. Ободзинский сотрудничал с оркестром «Верные друзья», много с ними концертировал по стране. Тогда же в 1974 году он получил звание заслуженного артиста Марийской АССР, что давало ему возможность работать на повышенной ставке исполнителя.

В семидесятые годы он активно сотрудничал с кинематографом. В фильме «Золото Маккенны» исполнил песню «Старый гриф-стервятник», которая стала невероятно популярной в СССР, и которую тогда пела вся страна. Доходило до того, что публика срывала концерты, крича уже вначале «Хорош базарить, Макенну давай!», и когда артист пел ее, то зал начинал ему подпевать, а потом требовали её исполнения еще и еще. Яркая работа получилась у Валерия Ободзинского в фильме про десантников «Между небом и землей», где он исполнил пять песен на музыку А. Зацепина. Хорошие получились песни Раймонда Паулса в его исполнении в фильме «Большой янтарь». Голос Ободзинского звучит в фильме «Русское поле», «Тайник у красных камней», «Молчание доктора Ивенса», «Весенняя мелодия», «Моё дело». В 1976 году Валерий Ободзинский осуществил запись песни "Где же ты мечта" к фильму Н. Михалкова "Раба любви". Но режиссёр потом заменил эту прекрасную запись, посчитав голос Е. Камбуровой более подходящим.

Всё шло неплохо до начала 1977 года. В Новый год Валерий опять начал пить. Вышел из пятнадцатилетней завязки. Таким образом, он открыл новый пятнадцатилетний период своей жизни. Если период с 1961 по 1976 можно назвать периодом взлёта, то период с 1976 по 1991 год, можно назвать периодом падения.

Интересен рассказ об этих годах Михаила Бакальчука: «В советские годы я работал в Росконцерте, вел большие программы звезд отечественной эстрады. В них были задействованы все: Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Лайма Вайкуле: перечислять не имеет смысла. Помнится, работал с популярным тогда ВИА "Красные маки". Одно отделение - этот ансамбль, другое - кто-то из наших звезд. Здесь было много программ с Валерием Ободзинским. Мы работали вместе в Запорожье, в Донецке, в российских городах - уже после каких-то скандальных моментов, связанных в его биографии с Москвой. Валерий был не очень частым, но всегда желанным гостем в Одессе. Выступал здесь в филармонии, в зале Русского театра. Не люблю вспоминать негативные моменты, но: Уже тогда Валерий был: никакой.

В Запорожье первое отделение прекрасно отработали «Красные маки». Антракт, во втором должен петь Ободзинский. Вхожу в его гримуборную и говорю: "Валера, готовься - через 15 минут - выход". Он смотрит, не реагирует. Я повторил - ноль эмоций. Встряхнул его, а он в ответ: "Миша, ну посмотри, я же даже не кололся. Ну, посмотри:" Я приводил его в чувство пощечинами, а он повторял все одно и то же. Очевидно, таблеток наглотался. Не могу сказать, что он злоупотреблял спиртным. Хотя вот известный трубач Аркадий Астафьев, длительный период выступавший с Ободзинским - и в Сибири, и в Одессе, утверждает, что тот много пил.

Вспоминаю, мы приехали в Йошкар-Олу - столицу той самой АССР. Там было два концерта, успех сногсшибательный! Увы, это был финиш. Возвратились в Москву, сели в аэропорту Быково. Вся группа вышла, а Валерий не мог покинуть салон самолета. Я его тащил на себе, затем вызвал такси и довез домой».

Подобных историй можно было бы рассказать очень много. Еще с 1978 по 1982 гг. певец худо-бедно выступал. А в 1983 году Ободзинский осилил всего лишь один концерт в Москве. А в 1986-м ушел со сцены и исчез в одночасье.

Не лучшим было это время и для личной жизни артиста. В 1978 году, Валерий расстался с Нелли. Не сложились у него отношения и со второй законной женой Лолитой Кравцовой. Лолита была дочерью капитана пассажирского круизного лайнера «Азербайджан». Молодая, красивая девушка не смогла тянуть на себе спивающегося артиста, который к тому же уже страдал и кодеиновой зависимостью от таблеток. Пошли измены, и Валерий оставил ее. Вскоре он возвращается к Нелли и они вторично сочетаются законным браком. Но через несколько лет, Нелли и Валерий окончательно расстались. Ободзинский ушел из дома, как говорят, с одним чемоданом, оставив Нелли и детям квартиру и все имущество.

Народ стал сочинять немыслимые небылицы про Ободзинского. Одни утверждали, что он живёт теперь в Америке, другие утверждали, что он подался в Израиль, третьи уверяли, что он сидит в тюрьме. Часто всплывала новость, что Ободзинский умер.

Между тем Валерий Ободзинский жил в Москве. Точнее не жил, а существовал. Часто меняя квартиры и подолгу живя у своих знакомых. Ибо своей квартиры у него уже не было. В конце концов он нашёл себе пристанище на галстучной фабрике, где жил и работал сторожем. И пил почти каждый день.

И вот в июле 1991 года судьбе угодно было послать Ободзинскому воскрешение в лице Анны Есениной. Это был последний и довольной счастливый период жизни великого певца. К сожалению он длился всего 6 лет.

Анна работала библиотекарем, и была страстной поклонницей певца еще с 70-хгодов. Она не пропускала ни одного его концерта в Москве, и часто ездила за артистом в другие города. Анна Есенина была «профессиональной» фанаткой. Ее самозабвенное преклонение перед любимым певцом неожиданно для нее самой обернулось чем-то гораздо более серьезным. В 80-е годы Анна работала костюмером у Бориса Рубашкина и Аллы Баяновой. Она работала с артистами, чтобы быть ближе к миру своего кумира.

В 1991 году Анна Есенина нашла Ободзинского в ужасном состоянии. Помогла ему встать на ноги, и принять нормальный, человеческий облик. Много времени Анна посвятила восстановлению здоровья Ободзинского. У певца был уже к этому времени сахарный диабет, и другие функции организма требовали лечения. Анна носилась с ним по докторам, помогла ему вставить зубы. Обретя поддержку Валерий вновь почувствовал вкус жизни, и перестал пить. Но наотрез отказывался выйти на сцену, и не поддавался на уговоры своей новой гражданской жены. Он говорил, что очень рад своей другой жизни, и хочет жить простым мужиком, с обычными мужицкими радостями.

Но Анна смогла проломить эту стену. Очень помог композитор и аранжировщик Дмитрий Галицкий, бывший клавишник группы "Синяя птица", который стал сотрудничать с Ободзинским в этот период. В 1992 году певец записал у него на студии новый альбом «Колдовское счастье». В следующем году при поддержке Д. Галицкого был записан второй альбом певца по песням Вертинского "Дни бегут".

Говорят, что в одну реку дважды войти нельзя. Ободзинский доказал обратное. В сентябре 1994 года в государственном концертном зале "Россия" состоялся его сольный концерт. Успех был оглушительный - зал стонал и забрасывал певца цветами, взрывался аплодисментами.

С 1994 года певец возобновил свою концертную деятельность. И за последующие три года жизни дал довольно много концертов в Москве и в других городах. И везде публика встречала Ободзинского овациями. Злые языки рассказывали, что Муслим Магомаев и Лев Лещенко даже немного испугались такому бурному воскрешению артиста, - а вдруг Ободзинский поднимется на прежний запредельный уровень популярности, и будет им прямым конкурентом?

Конечно было не все гладко и в этот период творческого ренессанса артиста. Была неприятная история с одним бизнесменом, который подставил Ободзинского и Анну Есенину, и они чуть не загремели под уголовную статью. Слава Богу в органах нашлись порядочные люди и разобрались с этой ситуацией. Дело затянулось на пол-года. Но певец этот случай пережил тяжело. И даже опять стал выпивать. После этого случая, Анна Есенина стала администратором Ободзинского и вела всю сложную бумажную деятельность, и не давала Ободзинскому подмахивать нечитаемые документы, и договариваться о концертах за своей спиной.

Несколько раз они ссорились и Ободзинский убегал от Анны. Один раз сбежал в Одессу, и она уже из печати узнала, что он в родном городе попал в больницу с черепно-мозговой травмой, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Она тут же поехала и привезла его домой.

Поразительно, но певец совершенно не потерял за это время голос. Он оставался таким же сочным и узнаваемым, как-будто не было тяжелых лет простоя. И ведь что удивительно, Ободзинский часто пел без фонограмм, что в то время считалось уже почти что нарушением общепринятых правил выступления. Конечно, бросалось в глаза как певец внешне изменился, и что глаза его уже не горят прежним огнём, но голос его по-прежнему очаровывал, и публика на его концертах плакала от счастья.

Валерий Ободзинский умер перед Пасхой, 26 апреля 1997 года. На похороны в ЦДРИ пришло около 300 человек. В том числе были известные люди: Борис Брунов, Олег Лундстрем, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон. Панихида затягивалась... Анна Есенина вспоминала: «На гражданской панихиде в ЦДРИ не было конца речам о том, как все дружили с Валерой и как его любили. А там стояла на специальной подставке его фотография в рамке со стеклом. И вдруг она упала на пол, и стекло со страшным грохотом разлетелось вдребезги. После этого все сразу заткнулись. Таким образом Валера прекратил этот апофеоз уже оттуда, с небес».

Валерий Владимирович Ободзинский (1942-1997) - известный советский и российский певец, исполнявший всенародно любимые эстрадные песни. Его композиции «Восточная песня» и «Эти глаза напротив», «Колдовство» стали классикой советской эстрады. Он никогда не вписывался в стандарты советских певцов, что не мешало иметь огромную популярность. Любовные лирические песни Ободзинского превратили его в настоящего кумира советских женщин. Певец рано покинул сцену, но остался в памяти многих людей непревзойденным тенором.

Детство и юность

Валерий Ободзинский родился 24 января 1942 года в Одессе. Это было трудное военное время, когда родной город будущего певца был оккупирован фашистами. Родители маленького Валеры ушли на фронт, поэтому его и дядю Леонида воспитывала бабушка. Она и спасла обоим жизнь после того, как немецкий военный заподозрил детей в краже колбасы. Женщина работала дворником, и ее внук с ранних лет помогал убирать придомовую территорию.

Годы учебы в школе складывались для Валеры нелегко: он не проявлял особого интереса к знаниям, зато попал в компанию местных хулиганов. Они использовали талантливого мальчика, который уже тогда явно выделялся своим голосом, для совершения краж. Компания приходила на пляж, где Валера начинал петь, притягивая взоры отдыхающих, а в это время шпана изымала ценное содержимое сумок и кошельков. «У меня был интересный и сложный процесс» , - вспоминал потом певец. Пребывание в столь сомнительной компании не обходилось без алкоголя, пагубное пристрастие к которому будет сопровождать певца всю жизнь.

Получив школьный аттестат, Валерий сразу же пошел работать. Он устроился кочегаром на один из пароходов, потом занимался развлечением отдыхающих и даже трудился в мебельной артели, изготавливая замки для шкафов. Но все это было не то: молодой человек чувствовал, что его призвание совершенно в другом. В этом свете поступление в музыкальное училище города Томска 16-летнего юноши выглядело вполне естественным и объяснимым. Здесь Валерий приобрел навыки игры на контрабасе. В далекую Сибирь Ободзинский отправился вместе с неким администратором-вербовщиком, предложившим вместе с учебой ездить по сибирским весям с концертами. Он был зачислен официально в штат местной филармонии и начал гастрольную деятельность.

Начало яркой карьеры

Выступления Ободзинского в разных сибирских городах имели большой успех, но не позволяли развиваться его вокальной карьере. В этом плане судьбоносным для Валерия оказался 1964 год, когда он познакомился с П. Шахнаровичем, ставшим позднее директором его ансамбля, а в те времена выступавшим в оркестре О. Лундстрема. Позднее Шахнарович вспоминал, что на концерте в Норильске увидел молодого исполнителя, который замечательно играл на контрабасе и очень прилично пел. По приезде в столицу он порекомендовал Ободзинского Лундстрему, и тот взял его к себе. Переехав в Москву и поднабравшись опыта профессиональных выступлений, Валерий стал активно сотрудничать с молодыми авторами, исполняя их песни. А вот звездные композиторы предпочитали обходить Валерия стороной, видимо, считая его выскочкой.

Ободзинский с большой теплотой вспоминал работу в оркестре, признавая, что Лундстрем помог избавиться от большой закомплексованности, находившей выражение в апломбе и излишней самоуверенности. Вместе с оркестром Лундстрема певец стал впервые выезжать за границу. Именно после поездки в Болгарию, откуда он вернулся с настоящим шлягером «Луна на солнечном берегу», об Ободзинском узнал весь Советский Союз.

Эту песню написал композитор Б. Карадимчев, подаривший ее певцу. Растущая популярность привела к тому, что вокруг исполнителя появилось множество сомнительных личностей, предлагавших организовать гастроли, сольники и сулившие манну небесную. Да и сам Валерий все больше думал о самостоятельном плавании. В итоге он уходит от Лундстрема и устраивается в Донецкую филармонию, где ему пообещали создать свой ансамбль. Здесь он проработает с 1967 по 1972 года и за это время обретет огромную популярность.

В зените славы

Вскоре молодой тогда композитор Д. Тухманов доверил Ободзинскому свои две песни, ставшие впоследствии знаменитыми, - «Эти глаза напротив» и «Восточная песня». Дебют последней состоялся в 1967 году на новогоднем «Огоньке и имел колоссальный успех. Слава Ободзинского в это время нисколько не уступала культовым И. Кобзону и Э. Хилю.

Первая пластинка Валерия, увидевшая свет в 1967 году, была распродана тиражом в 13 млн экземпляров. По словам арт-директора певца П. Шахрановича, до середины 70-х годов Ободзинский давал по 14-15 концертов за декаду, на которых всегда был аншлаг. Это позволяло ему зарабатывать в десять раз больше далеко не бедного секретаря обкома. Но такой график был работой на износ, и временами его настигало физическое и нервное истощение.

В 1973 году Ободзинский начинает петь в ансамбле «Верные друзья», ранее называвшемся «Москвичи». Валерий Владимирович стал солистом и художественным руководителем коллектива. За четыре года сотрудничества было выпущено множество песен, в том числе для кинофильмов. В 1977 году Валерий покидает ВИА и вскоре присоединяется к ансамблю «Диско», возглавляемому И. Петренко. По воспоминаниям одного из музыкантов, во время гастролей Ободзинский регулярно принимал антидепрессанты и успокоительные средства. Но на сцене он был неподражаем, и публика ломилась на его концерты, а его акапельное исполнение песни «Мама» трогало многих женщин до слез.

Чаще всего певец приезжал в Ленинград, выступая там во время белых ночей. Любил он бывать и на малой родине, в Одессе, где давал концерты в «Летнем театре». Здесь он был невероятно популярен, а друзья детства буквально сопровождали каждый его шаг. Нередко Валерий Владимирович посещал Свердловск, откуда родом его первая супруга. Ободзинский сотрудничал со многими известными советскими композиторами, среди которых М. Пляцковский, Л. Дербенев, Д. Тухманов, И. Шаферан, Н. Добронравов и другие. Всенародная любовь к Ободзинскому практически никак не материализовалась в регалии. Лишь однажды в 1973 году он получил звание заслуженного артиста Марийской республики за почти два месяца бесплатных выступлений.

Опальный певец

Несмотря на всенародную любовь, Валерий Ободзинский никогда не был особо обласкан властью. Его песни неоднократно запрещали, находя в репертуаре некие крамольные вещи. К примеру, одно время властями было наложено табу на исполнение «Восточной песни», которые заподозрили неполиткорректность во фразе про точки после буквы Л накануне векового юбилея Ленина. В 1971 году на концерте тенора побывал министр культуры РСФСР Попов, который после этого запретил его выступления на территории республики. И хотя спустя год ограничение было снято благодаря протекции завотделом культуры ЦК Шауро, обожавшем Валерия, неприятный осадок от этого остался.

Не приветствовалось и излишне раскованное поведение певца на сцене, которое сравнивали с худшими западными образцами. Добавляло негатива и личное неприятие Ободзинского со стороны министра культуры СССР Е. Фурцевой, а также главы Гостелерадио С. Лапина. Реноме слащавого и несерьезного исполнителя, репертуар которого не соответствует образу советского певца, закрыло ему дорогу на телеэкраны. Не жаловали его и московские чиновники.

Один из них даже специально звонил директору Театра эстрады с требованием отменить большую часть концертов, запланированных на целый месяц вперед.

Творческий кризис

Со второй половины 70-х годов в карьере Ободзинского наметился очевидный спад. «Я начал чувствовать, что нахожусь в тупике. Мне стало скучно», - вспоминал артист. Он понял, что в жизни нужно что-то менять. Валерий пытался поставить музыкальный спектакль по сонетам Шекспира на музыку композитора Филиппова, но не нашел поддержки своего начинания. Певец стал много выпивать и быстро почувствовал, что сцена и зритель начинают отворачиваться от него. Срыв после 15-летней паузы случился в новогоднюю ночь 1976 года, после чего остановиться было трудно. Бороться за былую славу он не стал и в 1987 году полностью ушел с эстрады. После этого Ободзинский успел поработать сторожем на складе и галстучной фабрике. Попытки покинуть страну и эмигрировать в США также ни к чему не привели.

Выйти из крутого пике Ободзинскому помогали единицы. Большинство из тех, с кем раньше работал певец, старались не замечать его проблем. Одним из немногих, кто протянул руку помощи Валерию, стал Л. Дербенев, специально для него написавший несколько песен. Позднее благодаря настойчивости гражданской супруги А. Есениной он записал девять песен А. Вертинского. В 1994 году Валерий Владимирович выступил перед широкой публикой в концертном зале «Россия». Это был первый выход на сцену после долгого перерыва. Несмотря на употребление алкоголя и наркотиков, Ободзинский сумел сохранить свой феноменальный голос, сорвав бурные аплодисменты собравшейся публики.

Затем певец возобновил гастрольную деятельность и проехал по сценическим площадкам нескольких российских городов. Последним публичным выступлением певца стали съемки в телепередаче «Золотой шлягер». Валерий Ободзинский скончался от инфаркта 26 апреля 1997 года. Похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Личная жизнь

О личной жизни певца существуют довольно противоречивые сведения. Первой супругой Ободзинского была Нелли Кучкильдина, с которой он познакомился во время гастролей в Иркутске. Она тогда училась на факультете иностранных языков. Перед свадьбой, имевший опыт пристрастия к алкоголю певец, обещал будущей супруге не пить и некоторое время держал свое слово. У пары родились две дочери - Анжелика и Валерия. Старшая Анжела стала профессиональной певицей и сама исполняет многие песни отца, а младшая трудится звукорежиссером в «Мелодии». Нелли поставила крест на собственной карьере ради успехов мужа и сопровождала его во время гастролей.

Через 17 лет совместной жизни Ободзинский ушел к Лоле Кравцовой и прожил с ней около двух лет. В то же время П. Шахранович выдвинул свою версию, согласно которой Нелли страдала серьезными психическими отклонениями и даже однажды изменила Ободзинскому. Из-за этого он якобы долго мечтал с ней развестись и отказывался признавать младшую дочь. Тем не менее после недолгого брака с Кравцовой Ободзинский вернулся к Нелли, но счастливым это возвращение назвать нельзя, и в 1988 году они окончательно разошлись.

Последние годы жизни Ободзинский проживет в гражданском браке со своей давней поклонницей Анной Есениной, которая помогала певцу вернуться на сцену и почувствовать в себе былую уверенность. Все свое имущество Валерий завещал Анне, что спровоцировало судебные тяжбы с первой супругой Нелли.

В сегодняшней статье наши читатели смогу ознакомиться с легендарной личностью советской эстрады. Человеком, которого не остановили даже запреты советской власти. Речь идет о таком человеке, как Валерий Ободзинский.

В семидесятых годах прошлого столетия, герой нашей сегодняшней статьи приобрел большую популярность. Кстати говоря именно Ободзинский стал родоначальником такого музыкального жанра, как шансон. Он очень любил выражать любовь к отечеству в своих композициях и за это Валерию выдавали запреты на выступления. Ноне смотря на это, он все равно выступал на сцене и слушатели очень любили его творчество и его выступления.

Рост, вес, возраст, Сколько лет Валерию Ободзинскому

Многие современные почитатели таланта певца хотят знать каким именно был этот легендарный человек. Их интересуют такие вопросы, как рост, вес, возраст. Сколько лет Валерию Ободзинскому было, когда он ушел из жизни – не менее востребованный вопрос.

Итак, официальные источники говорят о том, что рост певца составлял 172 сантиметра, при весе в 62 килограмма. Однако в последние годы жизни певец прибавил в весе до 85 килограмм, именно такими физическими данными, при жизни обладал Валерий Ободзинский. Фото в молодости и сейчас, ко всеобщему сожалению, не удастся, ведь артист ушел из жизни в 55-летнем возрасте.

Биография Валерия Ободзинского

Город Одесса, именно в этом городе, в одном из роддомов, в 1942 году впервые увидел мир, будущий заслуженный артист России. Именно с этого момента началась биография Валерия Ободзинского. Школьные будни парня проходили не шибко хорошо, ведь в учебе он был плох. Водился, наш сегодняшний герой с воришками и отвлекал внимание своим пением, пока те делали дело.

После того, как школьные годы закончились, будущий певец устроился на пароход кочегаром. Впоследствии все же решил поступить в Томское музыкальное училище. Окончив учебное заведение, Ободзинский стал трудиться в качестве артиста. Кстати говоря, на концерты певца выдавались запреты. А в 1997 году этот великий человек, покинул наш мир.

Личная жизнь Валерия Ободзинского

Впервые, когда певец понял, что такое любовь, стала его встреча с молодой девушкой по имени Нелли. Через некоторое время Ободзинский женился на ней. Она, в свою очередь, подарила певцу двух прекрасных дочерей. Но Нелли не выдержала пагубных привычек своего мужа и ушла от него.

После этого, певец еще раз влюбился в свою будущую гражданскую жену по имени Лолита, но счастье длилось недолго, и он уходит обратно к первой супруге, после реабилитационного лечения. Но через некоторое время вновь покидает ее. В последние годы жизни, личная жизнь Валерия Ободзинского приводит его к Анне Есениной, которая принесла счастье в жизнь певца.

Семья Валерия Ободзинского

В семейной жизни артиста все было прекрасно, но этому не было суждено длиться вечно. Семья Валерия Ободзинского дала трещину из-за пристрастия его к алкоголю и наркотическим веществам. Именно по этой причине певец оставил свое счастье.

В последние годы своей жизни, Валерий Ободзинский попытался еще раз создать семейные отношения со своей гражданской женой – Анной Есениной. Но не успел, Анна так и осталась гражданской супругой певца. Кстати говоря, именно за Есениной осталось право на наследство по завещанию, однако дочери добились права на владение творческим наследием.

Дети Валерия Ободзинского

Певец, после своего ухода из жизни, оставил не только творческое наследие, но и двух прекрасных дочерей. Анжелу, которую назвали в честь одной из композиций артиста. А также Валерию, которой дали имя ее отца. Кстати говоря, певец одно время не признавал Валерию, как свою дочь, ведь считал, что девочка была рождена от Льва Лещенко. Именно с этим человеком одно время проживала первая супруга артиста. Но по прошествии определенного времени, Валерий признал в девочке свою дочь и очень сильно полюбил.

Сейчас дети Валерия Ободзинского уже взрослые и имеют собственные семьи, но при этом всем не забывают кем именно был их отец. Они очень гордятся им и делают все, чтобы их отца не забывали.

Дочь Валерия Ободзинского – Анжела Ободзинская

Первым ребенком, который появился у артиста, стала девочка. Дочь Валерия Ободзинского – Анжела Ободзинская уже имеет своего ребенка, который не так давно женился. Она счастлива в браке с ее супругом Сергеем.

Кстати говоря, именно Валерий дал имя своей дочери и предпринял попытки побороть свою алкогольную зависимость, при этом посвящая все свое время ребенку. После окончания школы, Анжела пошла по стопам отца и стала певицей. Она радует поклонников таланта Валерия, исполняя произведения своего родителя.

Дочь Валерия Ободзинского – Валерия Панина-Ободзинская

Вторым ребенком, также стала девочка. Дочь Валерия Ободзинского – Валерия Панина-Ободзинская с самых ранних лет проявляла свои театральные таланты и как итог приняла решение поступать в столичный театрально-художественный колледж. В последствии продолжила обучение во МХАТе. Однако учебу она бросила, случилось это из-за того, что Валерия родила ребенка и вышла замуж.

Интересным фактом является то, что после ее рождения, у родителей возник конфликт касательно того, является ли Валерий Ободзинский отцом девочки. Но по истечению нескольких месяцев Валерий признал дочь.

Бывшая жена Валерия Ободзинского – Нелли Ивановна Ободзинская

Бывшая жена Валерия Ободзинского – Нелли Ивановна Ободзинская родилась в городе Свердловск и на год младше нашего сегодняшнего героя. После школы, Нелли поступила в ВУЗ города Иркутска, на факультет иностранных языков. Впервые встретила Валерия в 1962 году, а через некоторое время они начали переписку из-за гастролей Ободзинского. После этого пара скрепила свои отношения узами брака, оставшись жить в Москве.

В браке, Нелли родила двух дочерей, разница в возрасте которых равна девяти годам. В начале девяностых годов Нелли приняла решение развестись со своим супругом, спустя некоторое время переехав в Германию.

Инстаграм и Википедия Валерия Ободзинского

В силу развития современных технологий, многие, в первую очередь, ищут интересующую их информацию во всемирной паутине. Разумеется, актуальна такая тема, как «Инстаграм и Википедия Валерия Ободзинского».

Так как певца уже давно нет в живых, страницы в социальном сервисе Инстаграм не существует. Однако можно найти официальную страницу в свободной интернет-энциклопедии «Википедия» посвященную нашему сегодняшнему герою. На ней имеется вся достоверная информация, касательно жизненного пути и творчества Валерия Ободзинского. Разумеется, что любой неравнодушный к творчеству певца может ознакомиться с ней в любой момент.Статья найдена на alabanza.ru