История советского Азнавура: как невыездной певец Жан Татлян стал звездой Парижа и Лас-Вегаса. Татлян жан - певец

Жан Татлян, песни которого в 60-е годы слушал весь огромный Советский Союз, на пике славы неожиданно покинул страну. Его жизнь - пример того, как человек сам строит свою судьбу, вопреки стереотипам и общепринятому мнению. Татлян смог достичь высот и во Франции, ведь у него был его дар - удивительный голос, покоряющий любого с первой ноты.

Родители и детство

Будущий певец Жан Татлян родился в армянской семье, проживающей в греческих Салониках в 1943 году. Когда мальчику исполнилось 5 лет, семья была репатриирована в Армянскую Советскую социалистическую республику. Он помнит, как его отец продавал свой бизнес и родной дом Жана.

У старшего Татляна была непростая и интересная судьба. Он объездил почти весь земной шар, имел успешную обувную фабрику, на которой ставил оттиск с названием любимой страны - Армении. Когда в страну пришел хаос революции, он оставил бизнес и спешно уехал в Марсель. Он много ездил, говорил на нескольких языках, легко сходился с людьми и в конце концов осел в Греции, где женился и родил троих детей, из которых Жан был младшим. Он всегда говорил детям, что они родились армянами и армянами умрут, учил их родному языку, знакомил с культурой. Мама Жана, тоже армянка, смогла чудом уцелеть в Турции во время геноцида нации. После бегства из Турции она попадает в Грецию, где позже и знакомится с отцом будущего певца.

Когда в 40-х годах Сталин пообещал армянам достойную жизнь на исторической родине - в Армении, семья Татлянов поверила в эти речи и переехала в СССР, в Армению. К сожалению, реальность оказалась не такой, как мечталось. Жилось армянам трудно, голодно, кого-то сослали в Сибирь, кто-то с трудом встраивался в новую реальность, чувствуя себя изгоем. В 1956 году семья Татлянов переезжает в Сухуми. Отцу к этому времени уже было за 60, мама сильно болела, жили небогато. Такая кочевая жизнь закалила характер маленького Жана, он научился ценить простые радости и пронес свой оптимизм через всю жизнь.

Музыкальный дар

Жан Татлян, биография которого тесно связана с музыкой, с раннего детства начал проявлять свою одаренность, возможности учиться музыке у него не было, но он рано начинает заниматься в самодеятельности, которая и стала для него стартовой площадкой. Татлян говорил, что, сколько себя помнил, он всегда пел, это была его органическая потребность. Учась в школе, он во время каникул заработал 10 рублей и потратил их на покупку гитары. Он смог почти самостоятельно освоить инструмент и это позволило ему, еще школьнику, устроиться играть в квартет гитаристом. На выступлениях он иногда пел, и это всегда вызывало восторг у публики.

Путь на сцену

После окончания 9 классов школы Жан Татлян, песни для которого стали самым важным в жизни, отправился в Сухумскую филармонию с твердым намерением устроиться на работу. После прослушивания его, самоучку, взяли на работу в качестве певца. Уже через год, в 17 лет, у него была сольная программа, в которой он пел песни советских композиторов и собственные произведения. Это было просто невероятно для того времени. Волшебный голос Татляна завораживал, и у него всегда, с самого первого выхода на сцену, было немало поклонников.

Годы учебы

Возможности посещать музыкальную школу Татляну не представилось. Семья жила бедно, пожилые родители не могли найти средств на учебу, поэтому основы ему приходилось осваивать самому. Но Жан Татлян, биография которого складывалась непросто, понимал, что для дальнейшего развития ему необходимо учиться, однако в первую очередь ему нужно было зарабатывать на жизнь. Набравшись профессионального опыта, он решает учиться, и отправляется в Киев, где поступает в эстрадное училище, но долго проучиться ему не удалось. В Киев приезжает на гастроли Государственный джаз-оркестр Армении, где работал вокалистом друг Жана - Жак Дувалян, он представляет начинающего музыканта руководителю оркестра Константину Обеляну. Тот устраивает певцу прослушивание и сразу приглашает его на должность солиста оркестра для гастролей по Украине. Так начинаются годы учебы для Татляна, но постигать мастерство ему приходится на практике. Эстрадное училище он все-таки окончил, но главной школой для него стала работа. Уже через год Татлян становится главной изюминкой программы оркестра, он завершает концерт, исполняя песни Обеляна и Бабаджаняна. Арно Бабаджанян был к этому времени известным советским композитором-песенником, за его произведения боролись многие исполнители. Он был влюблен в голос Татляна и доверял ему премьеры своих песен. За несколько лет Татлян спел все песни Бабаджаняна.

Годы славы

За пять лет работы солистом джаз-оркестра Обеляна Татлян не только смог развить свой вокальный дар, но и получить широкую известность. Бархатный голос и мягкий приятный акцент очень полюбились публике. Звукозаписывающая студия «Мелодия» начинает выпускать небольшие пластинки с песнями Татляна, которые расходятся огромными тиражами. К 1966 году в СССР появляется новая звезда - Жан Татлян, «Фонари» и «Лучший город Земли» звучат на каждом углу. Бабаджанян пишет специально для Татляна, он даже предпочитает его восходящей звезде Муслиму Магомаеву. В 1966 году выходит пластинка «Песни Арно Бабаджаняна» в исполнении Татляна, она была распродана тиражом 5 миллионов, а общие тиражи пластинок певца за эти годы достигли 50 миллионов. Кроме песен профессиональных авторов Жан поет и свои собственные, и в его сольной программе они занимают целое отделение.

В это время певец поселяется в Ленинграде, но дома почти не бывает, ведь он дает 350-400 концертов в год и ни о каких фонограммах речь не шла. Он начинает очень хорошо зарабатывать, к нему приходит не только слава, но и большие деньги. Слава у Татляна была просто невероятная, он не мог выйти на улицу, его сразу окружала толпа поклонниц, он достиг всего, о чем можно мечтать, а ему еще не было и тридцати лет. Он отличался от других советских певцов своим лирическим репертуаром, мало пел гражданских и патриотических произведений, предпочитая тему любви.

Страсть к свободе

Популярный певец, звезда - Жан Татлян, биография которого развивалась так стремительно, понял, что достиг определенного потолка, и ему нужно искать новый путь развития.

Несмотря на славу, Татлян чувствовал большое давление со стороны властей. Ему не позволяли самостоятельно выбирать репертуар, заставляли петь песни советских композиторов вместо своих произведений. Он вынужден был постоянно работать, но на гастроли за границу его категорически не выпускали. Власть постоянно искала повод «приструнить» певца, и когда в канун 1968 года он отказался дать концерт перед самым Новым годом, чтобы дать возможность своим музыкантам отметить праздник дома, его решили наказать и лишили гастролей на целый год. Он мало выступал на телевидении, так как не хотел идти на поклон к редакторам музыкальных программ. Все это нагнетало в его душе недовольство. Татлян слушал рассказы коллег, побывавших за рубежом, вспоминал рассказы армян, когда-то живших в разных странах, и ему очень хотелось повидать мир, но не было для этого никакой возможности. К этому добавлялось воспоминание который однажды по своей воле пришел к певцу за кулисы и сказал, чтобы тот готовился к переменам - судьба забросит его на Запад.

Эмиграция

Общее недовольство цензурой и властным давлением, ущемление свободного передвижения по миру привело к тому, что Жан Татлян, биография которого содержит немало интересных фактов, начал задумываться об эмиграции. Это было очень непростое решение. В СССР оставалась старенькая мама, а отъезд неминуемо вел к тому, что видеться с ней у Жана не будет никакой возможности. Но мудрая мама сказала, что пусть сын строит свою жизнь так, как считает лучше, и пусть растет и посмотрит мир. Так, решение сформировалось. В 1971 году Татлян регистрирует с француженкой и уезжает в Париж. Ему позволили взять с собой только личные вещи и так, налегке, с одним чемоданом, он улетает в новую жизнь. В Париже его встречал друг Жак Дувалян, который и приютил на первое время беженца. В СССР после отъезда певца было издано распоряжение уничтожить все записи Татляна, были стерты все программы и звуковые архивы, его имя было запрещено упоминать в прессе, человека мгновенно стерли из памяти властей. Но поклонники продолжали помнить его голос и слушать его пластинки.

Французская жизнь

В Париже Жан Татлян, дискография которого насчитывала десяток пластинок с многомиллионными тиражами, вынужден начинать с нуля. Его никто не знал, и ему еще предстояло доказать свою состоятельность как певца. Его шлягеры здесь никому не известны и не нужны, и Татлян поет русские, греческие, цыганские и армянские песни в кабаре «Распутин». Он работает здесь целый год, и это была новая профессиональная школа. Несмотря на трудности, Татлян чувствует себя счастливым и свободным. У него появляется агент, который берет на себя организацию концертов, без работы певцу сидеть не приходится. Его приглашают в США, где он работает в Лас-Вегасе в престижном казино «Империал Палас», причем на его концерты идут не только эмигранты из СССР, но и обычная американская публика. Жизнь за границей сложилась успешно, хотя такой оглушительной славы, как в Советском Союзе, у него уже не было. Но Жан Татлян, «Воздушные замки» которого сводили с ума миллионы, счастлив тем, что свободен и занимается любимым делом.

Возвращение на Родину

В 90-х годах, когда границы с Россией оказались открытыми, музыкант возвращается на Родину. Оказалось, что слова песен Жана Татляна еще помнит немало слушателей. Он с успехом дает 7 концертов в Санкт-Петербурге с полным аншлагом. Некоторое время он живет на две страны, но чуть позже возвращается в любимый Питер. В 2000-х годах он много работает в России, записывает альбомы, дает концерты, поет знаменитые и новые песни, участвует в телепередачах. И снова чувствует себя совершенно счастливым.

Лучшие песни

Знаменитый певец Жан Татлян, «Фонари» и «Осенний свет» которого сводят с ума людей уже 50 лет, исполнил за свою жизнь немало песен. Из них лучшими считают произведения «Море зовет», «Лучший город Земли», «Воспоминание», «Память». И, конечно, любимая всеми песня, которую спел Жан Татлян, - «Восточная». Когда исполнялась эта песня, зал любого размера всегда пел ее от первого до последнего слова вместе с певцом. Жан много исполняет народных песен, поет романсы. Его программы по-прежнему состоят преимущественно из песен о любви, Татлян остался верен себе.

Личная жизнь

Певец всегда очень много работал, поэтому ему было не до устройства семейной жизни. Жан Татлян, личная жизнь которого сложилась довольно поздно, долго выбирал спутницу жизни и женился, когда ему уже было под 50. Детей у пары нет, но он нежно любит свою жену, которая сделала его счастливым.

Жан Арутюнович Татлян (род. 17 августа 1943, Салоники, Греция) - советский и французский эстрадный певец. Родился в армянской семье. Был младшим из троих детей. В 1947 году семья переехала в Советскую Армению.
Музыкой профессионально начал заниматься ещё до совершеннолетия. Окончил эстрадно-цирковое училище в Киеве. В 1956 году вместе с семьёй переехал в Сухуми, где работал в местной филармонии. В 1961 году стал солистом Государственного джаза Армении. Впоследствии переехал в Ленинград, где начал работать в Ленконцерте, создал свой оркестр, музыкальным руководителем которого пригласил Григория Клеймица. Их дружба продолжалась всю жизнь.
Хитами также стали песни «Уличные фонари», «Осенний свет», «Песенка о капели», «Старая башня» и многие другие. Тиражи пластинок достигли пятидесяти миллионов.
В 1971 году артист эмигрировал в Париж, заключив фиктивный брак с француженкой. Пел в кабаре «Распутин», ресторане «Московская звезда». Позднее открыл в центре Парижа, возле Триумфальной арки, свой ресторан «Две гитары». Наряду с песнями собственного сочинения значительную часть репертуара составляли армянские, цыганские и русские народные песни. Быстро освоил французский язык, завёл важные знакомства. Среди друзей звёзды кино и эстрады Мишель Мерсье, Шарль Азнавур, Лайза Минелли.
Он представлял Францию на 200-летии США в Вашингтоне. Первым из советских певцов заключил 5-летний контракт с «Империал Палас», одним из лучших казино Лас-Вегаса, по условиям которого пел 180 дней в году. Гастролировал по всему миру.
После отъезда Татляна в Советском Союзе было приказано все его записи уничтожить, и лишь благодаря самоотверженности некоторых работников радио и телевидения часть записей выступлений Татляна сохранилась.
В начале 1990-х Жан прилетел в Санкт-Петербург и дал семь аншлаговых концертов в ДК имени Горького, после чего возвратился в Версаль. 14 апреля 2000 года приехал вновь и дал аншлаговый концерт в БКЗ «Октябрьский». Его появление вызвало большой резонанс в прессе, он принял участие во многих передачах центрального российского телевидения и решил вернуться в Россию. Живёт в Санкт-Петербурге.
Жан Татлян исполняет песни на русском, армянском, французском, итальянском, английском, греческом и идише. Певец продолжает выступать и записывать музыкальные альбомы. В 2004 году был почётным гостем Фестиваля «Славянский базар» в Витебске, где исполнил «Очи чёрные». 6 февраля 2009 года состоялся концерт Жана Татляна в Москве в театре эстрады. 11 февраля он участвовал в ток-шоу «Встречи на Моховой» - популярной программе Пятого канала, которая снимается в знаменитом Учебном театре Санкт-Петербургской театральной академии на Моховой улице. 21 января 2010 года он принял участие в концерте памяти композитора Арно Бабаджаняна в Новосибирском театре оперы и балета. 11 и 12 ноября 2011 года в Санкт-Петербурге прошли два концерта Жана Татляна. В концерте также принимала участие певица Арминэ Саркисян, исполнившая вместе с Жаном несколько произведений. Записан также новый альбом «Мои Романсы».

Его популярность в СССР в конце 60-х была очень велика. Он давал по 50-70 концертов в месяц. Всюду мечтали услышать Татляна. Но перегрузки становились опасными для здоровья, так как, давая по три-четыре "сольника" в день, Жан пел не под "фанеру", а всегда "живьем". Концертная же аппаратура в те годы была ужасной.

Тогда вся страна распевала "Осенний свет", "Фонари", "Звездную ночь"... В короткий срок было распродано более 50 миллионов пластинок. В Ленинграде молодой певец имел все - славу, квартиру в центре, машину, катер, собственный оркестр, многочисленных поклонниц. Его называли ленинградским Азнавуром, первым советским шансонье. Так продолжалось до 1971 года, когда, находясь на пике славы, 28-летний Жан неожиданно бросил все и уехал в Париж. Где был свой Шарль Азнавур...
- Кто вас ждал во Франции?
- Первые два месяца жил у своего друга Жака Дуваляна, затем снял квартиру. Сразу стал петь в кабаре "Распутин", проработал там год. Затем хозяин предложил мне параллельно выступать еще и в кабаре "Московская звезда". Со временем я открыл свой ресторан "Две гитары". В Нью-Йорке у меня тоже был свой ресторан - "Санкт-Петербург", причем не на Брайтоне, а в Манхэттене. Но со временем я оставил ресторанный бизнес и стал гастролировать по белу свету.
- Вы пели свои собственные шлягеры?
- Чтобы заработать на бифштекс, пришлось забыть "Фонари" и "Осенний свет". Но мне это даже нравилось - в Союзе после бесконечных гастролей я офонарел от своих "Фонарей". В Париже стал исполнять русские народные, армянские, греческие, цыганские песни. Это была колоссальная практика для голоса, диапазона, дыхания. В общем, жизнь заставила... Когда я работал в "Распутине", что буквально метрах в пятидесяти от Елисейских полей, после первого выхода в одиннадцать вечера у меня были час-полтора до следующего появления на сцене. В эту паузу я зачарованно бродил по Елисейским полям, и душа моя пела: "Я свободный человек!"
В СССР я был птичкой в золотой клетке: считался невыездным. Властей смущало все - моя биография (выходец из семьи репатриантов), мои лирические песни: почему не поет о комсомоле и БАМе?..
- Существует легенда, что еще до Киркорова какой-то русский пел в Лас-Вегасе. Уж не вы ли?
- Да, я пел в Лас-Вегасе в 1982 году. Продюсером той программы в престижном казино "Империал Палас" была Стефани Нильсен. Она же 16 лет спустя принимала участие в организации американских гастролей Киркорова. Стефани рассказывала мне: Филипп думал, что первым из русских прорвался в Лас-Вегас, но она ему рассказала, что еще в начале 80-х в "Империал Паласе" пел Жан Татлян. Причем не два-три дня, а в течение трех месяцев подряд. Я работал шесть вечеров в неделю - и не на эмигрантов, а на американскую публику. Мне, кстати, нравятся шоу Киркорова, нравится, что он корнями своими уходит в ту советскую эстраду, которую представляли в 60-х Магомаев, Ободзинский, Бедрос Киркоров, ваш покорный слуга.
- Вы больше не возвращались в Лас-Вегас?
- Вообще-то мой импресарио заключил договор на пять лет, согласно которому я должен был выступать там ежегодно в течение ста пятидесяти вечеров. Однако местный сухой климат (Лас-Вегас - это же пустыня!) оказался губительным для моего голоса. Останься я в "Империале", погнавшись за баснословными гонорарами, скоро вообще не смог бы петь.
К тому же в Америке тогда были сильны антисоветские настроения в связи с агрессией в Афганистане. На моих афишах было написано: "Жан Татлян. Железный занавес приподнялся над звездой". Организаторы получали анонимные звонки: "Мы убьем вашу кремлевскую звезду!". Ко мне приставили шерифа, который поднимался к моему номеру в гостинице, провожал в зал и все время сидел за кулисами.
- Как сложилась на Западе ваша личная жизнь?
- У меня есть жена, детей Господь не дал. Жена заменяет мне и любовницу, и сестру, и подругу, и ребенка. Я долго и упорно выбирал ее, сделав на этом пути много ошибок. Женился десять лет назад и до сих пор счастлив, как молодожен.
- После вашего отъезда песни Татляна резко исчезли из радио- и ТВ-эфиров...
- По указке сверху мои записи были стерты на фирме "Мелодия", в Доме звукозаписи, на радиостанциях разных городов.
Помню, что еще раньше, в 1968 году, меня наказали, как формулировали газеты, "за недостойное советского артиста поведение". На год были отменены гастроли по СССР. Все произошло из-за того, что я не поладил с директрисой Орловской филармонии - легендарной бандершей советской эстрады. У нее было все "схвачено" и в партийных сферах, и в Министерстве культуры. Она потребовала от меня дать дополнительный концерт 30 декабря, но в этом случае 16 музыкантов моего оркестра не успевали вернуться домой в Ленинград на Новый год. Она не подала нам автобус к гостинице, послала вдогонку письма в инстанции. Там говорилось, что я веду себя развязно - хожу по сцене с микрофоном в руках и - о Боже! - разговариваю с публикой. Эту волну подхватили газеты: "Зарвавшаяся звезда!".
- Как сложились ваши отношения с Шарлем Азнавуром?
- Он талант! Но я не припомню случая - ни до, ни после меня - чтобы Азнавур протянул руку помощи молодым певцам. Может, это один из его принципов. Однако теперь у нас очень хорошие отношения.
- Вы так же относились к молодым талантам?
- Напротив, всегда старался помогать. Особенно важна была для меня забота о музыкантах моего оркестра. Если на гастролях мне давали "люкс", а их селили в общежитии, я всегда протестовал, возмущался. В итоге хорошие номера для оркестрантов всегда находились!
- Вдали от родины вам сочинялось легко?
- Я начал работать с французскими, английскими, американскими поэтами. Написал, например, балладу "Сколько дорог" на французском языке, которую считаю лучшей в своем репертуаре.
- Но когда в начале 90-х вы вернулись в Россию и дали серию концертов, то публика ждала от вас прежде всего "Осеннего света", "Фонарей"...
- Желание публики - закон.
- Почему в середине 90-х, когда певцы-эмигранты Шуфутинский, Успенская, Токарев заработали в новой России миллионы долларов, Татлян опять куда-то пропал?..
- Меня в середине 90-х неприятно поразили встречи в Москве на ТВ, в фирме "Мелодия". С меня фактически начали требовать деньги за право показаться в эфире, выпустить диски. Для меня, уже привыкшего к цивилизованному бизнесу, это было шоком.
- В 2000 году состоялось ваше второе возвращение. Вы дали аншлаговый концерт в лучшем зале Петербурга "Октябрьский", выпустили в России компакт-диск с новыми песнями, стали гостем программы "Старый телевизор"...
- Россия-2000 мне нравится все больше. Кстати, на днях мне даже вернули российское гражданство. Теперь я гражданин двух великих стран - Франции и России. На концерт в "Октябрьский" многие мои поклонники пришли с детьми и внуками. Во время исполнения песни "Фонари" в зале зажглись сотни фонариков. А когда я пел балладу, посвященную жертвам землетрясения в Армении, весь четырехтысячный зал встал. Мы постарались сделать недорогие билеты, чтобы их могли купить небогатые люди. Я чувствую себя как будто заново рожденным певцом. Мне хочется вновь гастролировать по России и СНГ, записывать диски, выступать...
- Как вы относитесь к тому, что сегодня в России термин "русский шансон" ассоциируется едва ли не с блатной песней?
- Плохо отношусь. Блатные, тюремные, арестантские песни в такой многострадальной стране, как Россия, - это своеобразный и огромный пласт, но при чем тут "шансон"? Я представитель этого направления в его классическом понимании. Мои песни - не что иное, как отголоски моей собственной биографии, лирический дневник моей жизни.

Жан Татлян – артист, эстрадный певец армянского происхождения. Пик популярности музыканта пришелся на вторую половину двадцатого века.

Жан Арутюнович Татлян родился в августе 1943 года в Греции. Он был младшим ребенком в семье. Отец Жана эмигрировал из Армении во Францию в двадцатых годах прошлого века. В Марселе старший Татлян узнал, что его семья, спасенная от турецкого геноцида, находится в Греции. Он нашел родных и обосновался в Салониках. Там он встретил будущую жену. Она тоже была армянкой. У пары родилось трое детей. К моменту появления на свет Жана его отцу уже исполнилось 56 лет.

Супруги Татлян переехали в Советскую Армению после окончания Великой Отечественной Войны. Они надеялись на спокойную, сытую жизнь, но реальность оказалась менее позитивной. Голод и послевоенная разруха вынудили Арутюна вместе с детьми и женой перебраться в Абхазию.

Творчество

Жан Татлян знает больше пяти языков. В Советском Союзе певец прославился благодаря композициям «Уличные фонари», «Осенний свет», «Лучший город Земли», «Песенка о капели», «Рай любви», «Море зовет» и другим. В его репертуаре есть песни на французском, русском, греческом, итальянском, английском и армянском языках.


В шестидесятые годы пластинки певца расходились миллионными тиражами. Западная пресса называла Татляна Советского Союза. Толпы поклонниц встречали его после концертов, они оставляли любовные признания помадой на стеклах его автомобиля, клеили на стены своих комнат его фото, присылали подарки и цветы.

В начале семидесятых годов прошлого века Жан эмигрировал в Париж, где продолжил музыкальную карьеру. Певцу пришлось заключить фиктивный брак с француженкой, чтобы уехать за границу. В Париж Татлян приехал без знания языка, но быстро освоился. Он выступал в ресторане «Московская звезда» и кабаре «Распутин». Жан быстро приобрел полезные связи и популярность в Париже. Это помогло ему открыть собственный ресторан, который он назвал «Две гитары».

После отъезда певца из СССР из продажи были изъяты записи его песен. Музыкальные альбомы Татляна были преданы забвению, концертные записи уничтожены. Сохранились лишь некоторые материалы. В Париже Жан записал только один альбом, который был издан в 1977 году.

В восьмидесятые годы музыкант совершил несколько гастрольных туров по всему миру. Татлян стал первым советским певцом, который заключил крупный пятилетний контракт с американским казино «Империал палас».


В девяностых годах Жан Арутюнович прилетел в Россию и дал несколько концертов, все билеты были раскуплены. В 2000 году после очередного аншлагового концерта в Санкт – Петербурге певец решил вернуться в страну юности насовсем.

Личная жизнь

Личная жизнь Жана Татляна по сей день держится музыкантом в строжайшем секрете. Певец признается, что у него было много романов, так как для творческого человека любовь – основной источник вдохновения. Татлян женился поздно. В одном из интервью он признался, что сделал много ошибок, но нашел свою избранницу.


Жан скрывает имя супруги от прессы. Известно, что жена появилась у Татляна, когда музыканту уже минуло пятьдесят лет. Певец счастлив со своей супругой и старается наверстать время, прожитое без нее. Есть ли у Жана внебрачные дети – неизвестно. Со слов Татляна, табу на тему личной жизни является его попыткой защитить свое благополучие от сглаза.

Жан Татлян сейчас

Певец имеет двойное гражданство, но сейчас больше времени проводит в России. В Санкт-Петербурге у певца собственная квартира, которую он обустроил и отделал по личному вкусу. Очень любит певец проводить время в своем доме на Ладоге, который тоже обновил своими руками.

Дискография:

  • 1966 - Песни Арно Бабаджаняна
  • 1967 - Жан Татлян поёт свои песни
  • 1977 - Русские песни
  • 2001 - Ночной дилижанс
  • 2001 - Осенний свет
  • 2001 - Русский блюз
  • 2001 - Мост Любви
  • 2002 - Зеркало жизни


В конце 1960-х гг. шлягер Жана Татляна «Фонари» распевала вся страна, он давал по 50-70 концертов в месяц, в то время как в прессе его обвиняли в дурном вкусе и разносили в пух и прах его лирический репертуар, в котором отсутствовали песни гражданственно-патриотического звучания, а после ему и вовсе запретили концертную деятельность. В начале 1970-х гг. певец эмигрировал во Францию и стал там популярным шансонье, а затем – первым из советских исполнителей выступал в Лас-Вегасе. Тем временем в СССР его объявили персоной нон грата, был издан указ об уничтожении всех его записей, альбомов и даже текстов песен. Только в конце ХХ в. Жан Татлян смог вернуться в Россию.





Жан Арутюнович Татлян родился в 1943 г. в Греции в армянской семье трудовых мигрантов и беженцев. Когда ему было 5 лет, семья переехала в Армению. Несмотря на то, что Жан с детства увлекался музыкой, в музыкальной школе он проучился всего один год – после того, как понял, что эстрадное исполнение ему ближе классической музыки, решил бросить занятия. После школы он поступил в эстрадно-цирковое училище, а в 18 лет уже стал солистом Государственного джаза Армении.



Вскоре Жан Татлян переехал в Ленинград, где устроился на работу в Ленконцерт и создал собственный оркестр. Он подготовил сольную программу и выступал с концертами, на которых исполнял исключительно песни своего сочинения. Его успех был ошеломительным: песни «Фонари», «Осенний свет», «Звездная ночь» распевала вся страна, он давал по 350-400 концертов в год, было распродано 50 млн пластинок с его записями. Он даже смог купить квартиру в центре Ленинграда и катер.





Исполнителей, репертуар которых ограничивался лирическими песнями, в СССР называли «салонно-будуарными», к тому же он исполнял только свои композиции и не пел песен советских композиторов. И хотя Татляну разрешали выступать и выпускать пластинки, он был «невыездным» певцом, а в прессе периодически начиналась настоящая травля. Так, в августе 1970 г. в газете «Советская культура» было опубликовано коллективное письмо, якобы написанное рабочими «Дальзавода». Заголовок был красноречивым: «Встреча с дурным вкусом». Авторы негодовали: «Советская культура» уже критиковала салонно-будуарную лирику Ж. Татляна. Кто знает поэта Татляна? Композитора Татляна? Но оказалось достаточным быть немножко поэтом, немножко композитором, чтобы получить в свое распоряжение целый музыкальный коллектив и гастролировать по всей стране…».



После этой публикации Татляну на время запретили концертную деятельность «за недостойное советского артиста поведение» (он отказался выступать 30 декабря в Орле, так как его артисты не успели бы вернуться домой в Ленинград на Новый год). Вот тогда певец и принял решение об эмиграции, которое позже объяснял так: «В СССР я был птичкой в золотой клетке: считался невыездным. Властей смущало все – моя биография (выходец из семьи репатриантов), мои лирические песни: почему не поет о комсомоле и БАМе?». В 1971 г. с одним чемоданом певец прилетел в Париж. Первые 2 месяца он жил у друга, а затем снял квартиру. Около года выступал в кабаре «Распутин», затем – в кабаре «Московская звезда», где исполнял народные русские, армянские, греческие и цыганские песни. Позже Татлян открыл собственные рестораны в Париже и в Нью-Йорке. Со временем он оставил ресторанный бизнес и стал гастролировать по всему миру.



За границей его называли ленинградским Азнавуром и первым советским шансонье. Он стал первым советским исполнителем, выступавшим в Лас-Вегасе. К тому же он был первым певцом-эмигрантом, представлявшим Францию на 200-летии США. В Америке тогда были сильно ощутимы антисоветские настроения, и когда появились афиши с текстом «Жан Татлян. Железный занавес приподнялся над звездой», организаторы концертов получали анонимные записки с угрозами расправы над «кремлевской звездой». Поэтому к певцу приставили шерифа, который везде его сопровождал.


После отъезда Татляна из СССР он стал персоной нон грата. Его записи уничтожались, пластинки изымались из продажи, даже имя его запрещали упоминать. Благодаря некоторым сотрудникам радиостанций его записи все же сохранились и спустя много лет снова появились в эфире. Вернуться в Россию он пытался в 1990-х гг., но был неприятно поражен: «С меня фактически начали требовать деньги за право показаться в эфире, выпустить диски. Для меня, уже привыкшего к цивилизованному бизнесу, это было шоком».