Армяне - какие они? Основные черты. Происхождения и формирование армянского народа

Армяне - один из самых древних народов на Земле. Это хорошо известно. Тем интересней узнать - как происходило формирование этноса, а также вспомнить несколько теорий.

Урарту

Впервые теория о связи современных армян с жителями древнего государства Урарту появились в XIX веке, когда историки обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Полемика по этому вопросу ведется в научных и околонаучных кругах по сей день.

Однако Урарту как государство пришло к закату уже в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Современные ученые признают, что генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельстовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также можно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного древнего государства.

Античные источники

"Греческая версия" этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского.

По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов "царя мира" это предание и возникло. В принципе, это не удивительно. В то время была даже распространена версия о греческом происхождении персов и мидийцев.

Более поздние историки - Евдокс и Геродот говорили о фригийском происхождении армян, находя схожесть двух племен в одежде и языке. Сегодняшние ученые признают, что армяне с фригийцами - родственные нации, развивавшиеся параллельно, но никаких научных доказательств происхождения армян от фригийцев до сих пор не найдено, поэтому обе греческие версии этногенеза армян можно считать околонаучными.

Армянские источники

Основной версией происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное "отцом армянской историографии" и автором труда "История Армении" Мовсесом Хоренаци.

Хоренаци возводил армянский народ к легендарному прародителю Хайку, который по дохристианской версии мифа был титаном, по христианской - потомком Иафета и сыном родоначальника армян Фогарма. По мифу, Хайк вступил в схватку с тираном Междуречья Белом и победил его. После Хайка правил его сын Арам, затем его сны Арай. В этой версии армянского этногенеза считается, что от Хайка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья.

Хайасские гипотезы

В середине прошлого века в армянской историографии стали популярны так называемые "хайасские гипотезы", в которых первородиной армян становится Хайас - территория восточнее Хеттского царства. Собственно, в хеттских источниках Хайас и упоминается. Армянские учёные, такие как академик Яков Манандян (бывший приверженец миграционной теории), профессор Еремян и академик Бабкен Аракелян написали научные работы на тему новой "колыбели армян".[С-BLOCK]

Основная до этого времени миграционная теория была признана "буржуазной".

Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике. В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу "Происхождение армянского народа". В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а "хайасские теории" называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.

Цифры

По одной из гипотез (Иванова-Гамкрелидзе) центром формирования индоевропейского языка являлась восточная Анатолия, находившаяся на Армянском нагорье. Это так называемая глоттальная теория, то есть основанная на языке. Однако формирование индоевропейских языков шло уже в IV тысячелетие до нашей эры, а время предположительного заселения Армянского нагорья - I тысячелетие до нашей эры. Первое упоминание армян - в записях Дария (520 год до н.э.), первые тексты - V век нашей эры.

Откуда произошли армяне? И кто такие зоки? - Есть мнение О происхождении армян имеются различные версии, но первое, и к тому же до сих пор не потерявшее своего значения, самое достоверное упоминание об этом принадлежит «отцу истории» Геродоту. Этот древнегреческий историк, живший в V веке до н.э., писал, что предполагаемые предки армян - фриги (фригийцы) переселились в Малую Азию из Европы, с территории по соседству с Македонией. Bизантийский писатель Стефан (конец V века - начало VI века) приводит сообщение жившего до него 1000 лет назад греческого автора Книдли Эвдокса, которое следующим образом звучит в переводе видного востоковеда И.М.Дьяконова: «Ар­мяне – родом из Фригии и по языку очень похожи на фригийцев». Другой византийский автор - Евстафий (XII век), ссылаясь на сообщение жившего за десять веков до него греческого автора Дионисия Периэгета, также отмечает сходство армянского и фригийского языков. Современные исследователи, основываясь на эти сведения, приведенные древнегреческими авторами, также предполагают, что предки армян – племена фригов, покинули общим потоком свою родину на Балканском полуострове, переселились в конце II тысячелетия до н.э. в Малую Азию, на территорию современной Турции. Любопытно, что хотя это переселение и произошло в хронологическом отношении в период упадка самого могущественного государства на территории Анатолии - Хеттского царства, в хеттских текстах нет никаких сведений ни о фригийцах, ни об армянах. Вместе с тем известно, что фриги в VIII веке до н.э. создали в долине Сангария (современная Сакарья) царство с центром в Гордионе и стремились влиять на политические процессы в регионе. О событиях последующего периода (VIII-VII веков до н.э) наиболее полные сведения дают ассирийские и урартские тексты, где также нет никаких сведений об армянах. Много интересного о фальсификации фактов, связанных с происхождением армян, рассказал в беседе с корр. 1news.az известный азербайджанский историк Ильгар Нифталиев. По его словам, все написанное про предков армян относительно периода с середины XII века до н.э. (то есть со времени предполагаемого переселения «протоармян» с Балканского полуострова в Малую Азию) и до падения армянского царства в конце IV века построено в основном на предположениях и допущениях греческих и римских авторов, а также умозаключениях армянских хронистов, которые не подтверждаются ни результатами археологических раскопок, ни сведениями ассирийских летописей, ни филологическим анализом названий мест и имен личностей. Кстати, фригийский и армянский языки, хотя и относятся к индоевропейской языковой семье,но имеют между собой достаточно много различий. Причем различия не ограничиваются лишь лексикологическим материалом и некоторыми грамматическими показателями. По этому поводу в свое время известный русский историк- востоковед И.M.Дьяконов писал: «…близость армянского языка с фригий­ским не очень велика, чтобы можно бы­­ло вывес­ти армянский из фригийского». Не случайно во фригийских текстах, содержание которых удалось определить, не приводится ни один факт касательно армян. Как появился Тигранакерт Известно, что армяне со свойственной им изворотливостью прибегают к различным уловкам в попытках обосновать свои территориальные претензии на Карабах. И одним из примеров тому является фальсификация фактов, связанных якобы с выявлением на территории оккупированной части Агдамского района Азербайджанской Республики развалин столицы мифической «Великой Армении» города Тигранакерта. По мнению азербайджанского ученого Ильгара Нифталиева, эта псевдоидея с самого начала была подброшена армянами с политической целью. «Мировая научная общественность давно уже привыкла к подобным «шокирующим находкам» армянских псевдоученых. Еще в 60-80-х гг. ХХ века в Карабахе азербайджанскими учеными-археологами были проведены широкие исследовательские работы. В Агдаме ученые исследовали находящееся на окраине современного города и относящееся к первой половине II тысячелетия д.н.э. (период средней бронзы) поселение Узерликтепе, обнесенное крепостными стенами. Азербайджанскими археологами были изучены на территории селений Агдама - Шыхбабалы и Паправенда - поселения, обнесенные крепостными стенами и относящиеся к XII-IX векам до н.э. Эти памятники свидетельствуют о формировании ранней городской культуры в Азербайджане, особенно в его Карабахской области. Что же касается временной и пространственной локализации Тигранакерта, то из источников следует, что идеи армянских псевдоученых просто не выдерживают критики. К примеру, современник царя Тиграна, правившего в I веке до н.э., греческий географ Страбон писал в своей «Географии», что « … Тигран близ Иберии, между этим местом и Зевгмой над Евфратом построил город. Он переселил сюда население 12 разграбленных им греческих городов и назвал город Тигранакерт. Однако воевавший с Митридатом VI (понтийский царь) Лукулл (римский полководец, его поход на Тигранакерт датируется примерно 69 г. до н.э.) не только отпустил население в свои родные места, но и разрушил построенный до половины город, оставив на его месте только небольшое селение», - рассказал ученый. Армянский историк М.Нерсесян в книге «История армянского народа с древнейших времен до наших дней», изданной в 1980 году, отмечает, что Тигранакерт был построен на берегу одного из верхних притоков реки Тигр. Тигранакерт, который к тому же так и не был достроен, и находился не только за пределами Карабаха, но и Кавказа, на юго-западе озера Ван, на территории современной Турции. Данной версии придерживаются также авторы второго тома «История древнего мира», изданной в 1989 году под редакцией И.М.Дьяконова. Миф об Армянском нагорье Немало домыслов имеется о происхождении так называемого Армянского нагорья. И.М.Дьяконов отмечал в связи с этим: «Поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья… ясно, что он занесен сюда извне…. протоармяне в эту область пришли в VII – VI веках до н.э… («Армянское нагорье» – вымышленный армянскими авторами термин - A.M.) По мнению И. Нифталиева, у древнегреческих и римских историков, а также у древнеармянских хронистов нет понятия об «Армянском нагорье», так как оно появилось с легкой руки европейцев в конце XIX - начале XX вв. Позже армянские авторы политизировали данное понятие, по-своему интерпретировав его географические очертания и размеры. Если исходить из армянской версии, получившей отражение в Армянской советской энциклопедии, изданной в 70-е годы прошлого века, это нагорье охватывает часть территории СССР (вся территория Армянской ССР, южная часть Грузинской ССР и западная часть Азербайджанской ССР), Ирана и Турции, и располагается между Иранским и Малоазиатским плоскогорьями, Черным морем, Закавказской и Месопотамской равнинами. Там же отмечалось, что территория Армянского нагорья составляет 400 тыс. квадратных километров, и она целиком входила в состав территории «Великой Армении», где якобы с древних времен формировался армянский народ. Хотя на территории т.н. Армянского нагорья еще за 600 - 1000 лет до появления здесь предков современных армян, а также после их появления существовали различные государства и жили различные народы, почему-то название нагорья было обозначено как армянское. «А верно ли вообще связывать название горного рельефа с именем народа, который на протяжении более тысячелетий не играл сколь-нибудь решающей роли в политических процессах, имевших место на карте Ближнего и Среднего Востока, не был государствообразующим этносом на данной территории, долго жил в основном в границах мусульманских тюркских государств, и лишь в 1918 году, в силу благоприятного стечения обстоятельств, впервые создал свое национальное государство?», – задался вопросом ученый, отметив следующую немаловажную деталь. «Несмотря на то, что нагорье называется Армянским, в названии составляющих его горных вершин нет ни одного армянского топонима. Большинство их носят тюркские названия: Кабирдаг, Агдаг, Кероглыдаг, Зордаг, Сичанлыдаг, Карачумагдаг, Парченисдаг, Памбугдаг или Хачгедук и т.д. Эти горные вершины составляют с запада на восток Агрыдагский хребет - потухший вулкан, который в армянской исторической литературе получил название Арарат»,- указал Нифталиев, добавив, что в древних источниках этот горный рельеф называется горой Тавр. К слову, армянские историки до того увлеклись фантазией о древней Армении, что все еще путают основательно разнящиеся между собой этнические и географические понятия. «Известно, что одни страны названы по имени населяющих их народов (Турция, Германия, Франция, Англия), другие, в соответствии с географическим или административным названием, определяющим и имя насельников - по территории (Грузия, Италия, Азербайджан и т.д.). В древние времена в современной Анатолии, которую армяне считают колыбелью армянского народа, не имелось географических названий, которые объединяли жителей этих местностей независимо от их этнической принадлежности. Соответственно, здесь никогда не было общностей, называемых по названию этих географических понятий. То, что Армения является географическим понятием, известно давно. Естественно, что все насельники древней Армении, или Арминии назывались армянами, независимо от своей языковой и этнической принадлежности. Название географического пространства перешло к названию различного по этнолингвистическому составу населения. Это то же самое, что жители древней Кавказской Албании назывались албанами, хотя и состояли из объединения 26 племен, отличавшихся по своему языковому и этническому составу. Таким образом армяне – это собирательное название всех жителей Арминии и не выражающее названия какого-либо одного этноса», - продолжил историк. По его словам, между населением и территорией древней Армении (находившейся вне пределов Кавказа) и армянами и территорией современной Армении никакой преемственности не прослеживается - ни этнической, ни языковой, ни географической. По оценкам азербайджанского ученого, утверждение современных армянских исследователей, что в этих местах со времени первого упоминания в письменных источниках понятия «армянин» проживали предки нынешних армян - такой же миф, как утверждение о том, что армяне произошли от Ноя. «Термин, схожий с географическим названием «Aрмения», впервые встречается в надписи Дария I (522-486 гг. до н.э.) на Бехистунской скале (территория современного Ирана). В этой надписи среди стран, входящих в состав Ахеменидской империи, упоминается и «Армина». В Бехистунской надписи Aрмина упоминается в ряду стран, восставших против Ахеменидов после прихода к власти Дария I в 522 году до н.э. Но в надписи ничего не сообщается ни о восставшем в Армине народе, ни о руководителе восстания. Последующие сведения о территории расположения Aрмины мы встречаем в вышеупомянутом труде Геродота «История». Согласно сообщению греческого автора, Aрмения, или Армина располагалась к северо-западу от озера Ван, в районе истоков реки Евфрат. Геродот включал Армению в XIII округ (сатрапию) Ахеменидской империи. Причем греческий автор, упоминая названия некоторых племен, населявших XIII сатрапию, называет каспиев, пактиев. Следовательно, на территории, входившей, согласно Геродоту, в XIII сатрапию Ахеменидского государства, проживали различные этносы, и в Бехистунской надписи этот округ был назван Армина не по этническому признаку, а по древнему наименованию территории, что не имеет никакого отношения к современным армянам», - пояснил И.Нифталиев. Армяне-зоки-евреи? К слову, существующие версии о происхождении армян-зоков также весьма любопытны. К примеру, русский этнограф конца в XIX века В.Девицкий писал о том, что зоки жили в селении Акулис (Айлис) по соседству с Ордубадом (нынешняя Нахчыванская Автономная республика), в 7-8 деревнях, имели самостоятельный язык, большая часть слов которого в корне совершенно отличалась от армянского. Это давало основание утверждать, что зоки были остатками какого-либо самостоятельного этноса, которые приняв религию и богослужебный язык армян, постепенно арменизировались, хотя между собой продолжали говорить на своем языке. Развивая тему, азербайджанский историк дополнил ее еще одним интересным фактом. По его словам, существует также версия, что это были евреи, которые в силу исторических обстоятельств (потери государственности, переселения) оказались соседями армян и приняли христианство. Интересно, что армянские авторы отрицают эту версию, заверяя, что зоки - это те же армяне, название которых не выражает этнического содержания и произошло от особенностей местного диалекта. Таким образом, несмотря на тщетные старания армянских псевдоисториков, рьяно утверждающих, что армянский народ - автохтонный, реальные факты, отраженные в собраниях мировых ученых, говорят об обратном, что ставит под большое сомнение раздутый миф о древнейшем происхождении армян. Матанат Насибова

То, что армяне не древний кавказский народ известно всем западным и российским историкам, правительствам и спецслужбам. Больше всего об этом знают в России и Ватикане. Однако именно Запад и Россия придумали историю "кавказских армян", дабы потом использовать последних для борьбы против мусульман Кавказа и всего Востока. Благодаря Российской империи, а именно Петру Романову и его потомкам, армяне появились на Кавказе, в частности в Азербайджане.

Появление армян на Кавказе - дело рук царской России. Однако идея переселения армян ближневосточных армян в Закавказье возникла не на пустом месте. Главную роль здесь сыграла армяно-григорианская церковь и ее служители.

Связи армяно-григорианской церкви с Российской империей и европейскими государствами были налажены еще в XVII веке. Армяне старались убедить европейцев в том, что мусульмане "угнетают армянский народ, связанный с Европой одной верой".

В 1699 году Армянская церковь поручила армянину Исраилу Ори вести переговоры с европейскими государствами и Россией. Его помощником церковь назначила монаха Минаса Вардапета. Прибыв в Европу, эти авантюристы встретились с императором Австрии и королем Флоренции, известив последних о планах создания армянского государства.

Однако старания армян получить помощь европейцев не дали никаких результатов, и Исраил Ори со своим помощником направились в Россию. Встретившись в 1701 году с русским царем Петром Романовым Исраил Ори ознакомил его с пресловутым армянским планом по созданию единого христианского фронта против Османской Турции. Эта идея явно понравилась Петру, который присвоил Ори чин полковника карабинеров и направил его в Европу для набора специалистов-оружейников. В 1711 году Исраил Ори умер в Астрахани.

Фантазии Ори по созданию армянского государства продолжил Минас Вардапет, ставший к тому времени архимандритом. В 1716 году этот авантюрист отправился во владения Кызылбашей (Сефевидский Иран, Персия), чтобы передать российскому послу Волынскому письмо князя Шафирова. Содержание письма было таковым: "Соберите сведения об армянском народе в Персии, о его численности, силе тяготения к Его Величеству Царю. Сюда прибывает... знакомый Вам Минас Вардапет. Окажите возможную помощь ему не вызывая подозрения..."

В 1722 году Петр вступил в Персидский поход. Русские, продвигаясь вдоль побережья Каспия, захватили Дербент, Баку, Ленкорань и некоторые другие азербайджанские провинции Кызылбашской державы. Западное побережье Каспия оказалось в руках России. В октябре 1724 года Петр позволил переселение армян на захваченные Россией территории.

Именно с этого периода армяне массово поселяются на Кавказе. Согласно приказу Петра, армянам было дозволено селиться "при Баку, Дербенте и Сальяне" (русский историк Соловьев, XIX век). Император Петр не забыл дать указания и в отношении местного мусульманского населения: "Стараться всячески, чтобы армян призывать, если есть, и поселять, а мусульман зело тихим образом убавлять..."

Новый проект по созданию армянского государства на исконных азербайджанских землях составил некий Шамирян. По его плану, во главе новосозданного государства должен был стать армянский царь. У него должно было быть официальное представительство в Петербурге, а для защиты нового царства здесь должен был располагаться в течении 20 лет шеститысячный русский гарнизон.

Однако в 1735 году русские вынуждены были покинуть западные прикаспийские земли. Это, хоть и не надолго, не позволило армянам осуществить свои авантюристские планы.

Спустя 100 лет...

Ситуация изменилась с захватом Россией Эриванского ханства в 1827 году. Российские монархи вспомнили заветы своего предка относительно армян. В свою очередь, армянский католикос Нерсес Аштаракеци подготовил специальный проект переселения. Русский драматург и российский посол в при дворе Каджаров (тюркская династия, правившая Ираном в 1796-1925 годах) А.С.Грибоедов сделал все возможное для осуществления этого плана.

В письме, направленном в 1827 году русскому полковнику армянского происхождения Егизару Лазареву, Нерсес писал: "Теперь же я нижайше обратился к преданному защитнику нашего армянского народа А.С.Грибоедову с просьбой принять под могущественный флаг российского владычества попавших в плен христиан... Я также обратился с просьбой к его высокопревосходительству (речь идет о командующем русскими войсками на Кавказе И.Ф.Паскевиче - прим. Амира Эйваза) касательно всех армян из Персии и теперь нижайше прошу об этом ваше превосходительство: склоните Паскевича к тому, чтобы он в момент переговоров не позабыл включить в договор статью о свободном возвращении в Армению под покровительство великой Российской империи армян из городов и деревень Персии".

Грибоедов и Паскевич и в самом деле не позабыли о "бедных и угнетенных" армянах, решив поселить их на землях азербайджанских тюрков.

Так, в статье 15 Туркманчайского договора говорится: "Его Величество Шах... любезно ниспосылает всецелое и полное прощение всему населению и чиновникам области, именуемой Азербайджаном... Помимо этого, он предоставляет, начиная с этого дня, один год времени всем чиновникам и жителям для свободного переселения со своими семьями из этой области в Россию, для перевозки и продажи движимости и имущества без каких-либо препятствий со стороны местного начальства и без обложения какими-либо налогами и пошлинами..."

Грибоедов лично добился включения в эту статью пункта об отмене наказания и преследования тех персидских подданных, кто во время войны совершал предательства в пользу русских. Дело в том, что в большинстве своем это были армяне.

С соседней Турцией по итогам русско-турецкой войны 1828-1829 был подписан Адрианопольский мирный договор с похожими условиями, что позволило России переселить на Кавказ и турецких армян. Всего за несколько лет Россия переселила на Кавказ из турецких и персидских областей свыше 130 тыс. армян. И политика переселения существовала в России вплоть до ее падения, и заново возродилась в период СССР.

Русский ученый и исследователь Николай Шавров в 1911 году писал: "Из 1.300,000 проживающих ныне в Закавказье армян, более 1.000.000 душ не принадлежит к числу коренных жителей края и поселены нами". Однако и те 300 тыс. армян, которых Шавров считал "коренными жителями края", вряд ли могут считаться аборигенами. Они были переселены сюда чуть ранее - во времена Петра Первого.

То, что переселили армян - это ясно. Но Российская империя пошла дальше. Как мы помним, Петр лично приказал поселять армян там, где они пожелают, будь то даже земли мусульман, которых, в свою очередь, надо "весьма тихим образом убавлять". По сути то был приказ отдать земли мусульман армянам, не церемонясь с местными жителями.

Российская империя не просто переселила армян, она заново переписала всю историю региона.

Пожалуй самым важным, что сделала Российская империя для армян является ликвидация Албанской апостольской церкви. Тем самым русские развязали руки армянам – армяне присвоили себе то, что им не принадлежало, написали свою историю на не принадлежащем им фундаменте.

Отметим, что Албанская церковь – первая церковь на Кавказе, она основана апостолом Варфоломеем, останки которого до IX века покоились в Баку. Официально Албания Кавказская приняла христианство в 313 году. А армяно-григорианская церковь была основана позже, ведь как писал армянский католикос Авраам в своем письме к албанцам: "Престол Албанский, бывший раньше нашего, армянского..." (З.Буниятов. "О вынужденном диалоге Геворга Эмина").

Несмотря на распространение в Азербайджане мусульманства, католикосат в Средние века не был ликвидирован, албанское население, сохранившее христианскую веру, свободно посещало албанские церкви, которых было очень много по всему Азербайджану, особенно в Карабахе.

Эти христиане вплоть до XIX века продолжали называться албанцами и проживали в основном в Карабахе. Однако российский император Николай I в 1836 году ликвидировал Албанскую апостольскую церковь. Все ее имущество было передано Армянской церкви, несмотря на то, что она по рангу считалась ниже Албанской. К началу ХХ века карабахские албанцы ассимилировались с армянами, так возникла "армянская" община Карабаха...

В годы Российской империи мечта армян о собственном государстве (пусть даже в качестве российского протектората) так и оставалась мечтой. Но именно в этот период был создан прецедент для возникновения на исторических землях Азербайджана армянского государства.

Речь идет о переименовании русскими Эриванского и Нахичеванского ханств в так называемую "Армянскую область" сразу после их завоевания. Несмотря на то, что в последующие годы "Армянская область" была упразднена все той же русской колониальной администрацией, эти земли получили своего рода связь с топонимом "Армения" (хотя историческая Армения - это небольшая область в Малой Азии и к Кавказу никогда не имела никакого отношения).

На основе этого армяне после развала Российской империи потребовали создания собственной республики на территории той самой "Армянской области". В 1918 году в Тифлисе была провозглашена Армянская республика со столицей в Эривани. Армяне выдвинули претензии и на прочие земли Азербайджана и с советизацией региона при поддержке Сталина, Микояна и прочих тюркофобов, постепенно стали добиваться своих целей.

С 1920-х годов северо-восточное побережье Гокчи, Зангезур, часть Шарур-Даралаязского уезда были отторгнуты от Азербайджана и переданы советами Армянской ССР. В Карабахе же большевики создали для армян автономию, ибо отделить эту область от Азербайджанской ССР не представлялось возможным по экономическим соображениям: из-за тесной связи Карабаха с Баку.

В 1948-1952 годах согласно постановлению № 4083 Совета министров СССР от 23 декабря 1947 года тысячи азербайджанских тюрок были переселены из Зангезура и Гокчи в равнинные районы Азербайджанской ССР. Это было сделано с целью искоренить тюркское население региона.

Выселение азербайджанцев из Зангезура и Гокчи было не просто актом этнической чистки. На самом деле продолжалась переселенческая политика России (пусть уже Советской) по созданию и укреплению армянского марионеточного государства. Так на земли выселенных в 1948-1952 годах азербайджанцев были поселены армяне из Ливана, Ирана и Сирии.

В вышеназванном постановлении Совета министров СССР говорилось: "Разрешить Совету Министров Армянской ССР освобождаемые азербайджанским населением постройки и жилые дома использовать для расселения зарубежных армян".

Как видно, политика этнической чистки с последующим заселением региона лояльным населением проводилась в России на государственном уровне со времен Петра I вплоть до сталинской эпохи.

Уже в наши дни армяне, и без того проживающие на исконных землях Азербайджана, оккупировали в придачу нагорную часть Карабаха (Верхний Карабах) и семь прилегающих районов, где истребили тысячи мирных жителей. Свыше миллиона азербайджанских тюрков превратились в беженцев на своей же земле.

Памятник "Марага-150"
(1978 год)
Но то, что Карабах не армянская земля говорит и тот факт, что еще Брежнев сделал местным армянам подарок: установленный в Карабахе в 1978 году памятник в честь 150-летия переселения первых армян на эти земли. Кстати, с началом Карабахских событий этот памятник был переделан армянами – с него убрали слово Марага и дату – 150.

Как видно, армянство за последние 200 лет добилось от Европы и России создания своего государства на землях Азербайджана и признания армян коренным населением Кавказа.

Угнетенным осталось лишь местное тюркское население, а "многострадальный" армянский народ всего за два с небольшим столетия своего проживания на Кавказе положил конец жизням более миллиона мирных азербайджанцев (массовая резня в 1905-1906, 1918, 1920, 1992 годы), разрушил тюрко-мусульманскую культуру Эривани, Гокчи, Зангезура, Карабаха, сравняв с землей множество мечетей, ханские дворцы, кладбища, памятники...

Текст статьи 2006 года (публикуется с небольшими авторскими правками)

С распадом в ХХ веке империи, называемой СССР, в мировой истории были опровергнуты многие стереотипы и поддельные концепции.

В годы советской власти историю территории современной Армении, как правило, писали проармянские и армянские исследователи, выдвигающие теорию существования «Древней, или Великой Армении». При этом велась последовательная работа по фальсификации фактов, имеющих место в истории проживающих в этой местности таких народов, как евреи, греки, урартийцы, айсоры (ассирийцы), персы, грузины, албанцы и, особенно, древние тюрки, прямыми потомками которых являются азербайджанцы. Заметим, что в мировой истории сложно найти более запутанную и сфальсифицированную историю, чем история хаев, так называемых современных армян. То же можно сказать и об их этногенезе. Это отмечали в своих исследованиях многие армянские ученые и европейские исследователи.

Так, известный армянский языковед Манук Абегян подтвердил, что армянский язык, как и армянское племя, является гибридным.

Согласно первоисточникам, с целью установления христианства в качестве государственной религии, на территорию современной Армении (Айастана) хаи впервые прибыли как миссионеры. В период Арабского Халифата они, завладев местами поклонения тюркских племен, на то время принявших ислам, превратили эти храмы в церкви и стали фальсифицировать исторические факты и события с выгодой для себя. Алфавит, представленный сегодня как армянский и служивший миссионерам для распространения христианства, на самом деле был алфавитом народов, проживавших в Передней Азии и со временем исчезнувших с исторической сцены. Отметим, что так называемый создатель армянского алфавита Месроп Маштоц также был христианским миссионером и никогда не проживал на территории современной Армении.

История хаев была приобщена к мировой истории, в частности к христианским Евангелиям и мифологическим преданиям разных народов, основные герои которых послужили прототипами вымышленных армянских персонажей, а местности использованы в фальсифицированной истории. Работу «отца истории» хаев, летописца V века Мовсеса Хоренаци «История хаев» (несмотря на то, что на армянском она называется “Hayos patmutyun”, т.е. «История армян», на русский была переведена как «История Армении») многие армяноведы считают каракулями, носящими компилятивный характер, состоящими от начала до конца из анахронизмов. Удивительным представляется утверждение армянских историков о существовании Эчмиадзинского монастыря с начала IV века и появлении алфавита хаев с начала V века, в то время как самая древняя рукопись «Истории хаев» М.Хоренаци датируется не ранее, чем XIV веком.

Это объясняется тем, что в этих рукописях армянские религиозные деятели время от времени подгоняли все периоды своей истории в соответствии с периодами истории народов и государств региона. В Европе «История» М.Хоренцаи впервые была переведена и издана в 1695 году в Амстердаме. Западные ученые Ла Кроза, А.Карриере, С.Мартен, А.Гутшмидт, а также армянские исследователи Н.Эмин, К.Патканов, Г.Халатьянц, М.Гарагашьян пришли к такому выводу, что, переписав исторические факты об урартийцах, ассирийцах и мидийцах, отраженных в Библии и произведениях таких древнегреческих ученых, как Страбон, Геродот, Ктесия, Ксенофонт, М.Хоренаци представил в своей «Истории» полководцев и исторических личностей этих народов хаями, а территории – Айастаном.

Известный армянский историк Лео (Аракел Бабаханян) указал, что в «Истории» М.Хоренаци за 1800-летнюю историю потомков Хайка (из династии Хайказянов) было упомянуто 59 имен государей, из которых 32 имени было просто упомянуто без указания времени их правления. Лео утверждал, что считающийся «отцом истории армян» М.Хоренаци, подогнав историю под Евангелие, тем самым оказал искусственную услугу христианству. Это лишний раз также доказало, что он не являлся преданным летописцем династии Хайказянов. Таким образом, Лео приходит к выводу, что написанная М.Хоренаци история является выдуманной историей.
Другой армянский историк Бахши Ишханян указывал на то, что территория «Великой Армении» простиралась за пределами России в Малой.

Русский исследователь Александр Аннинский писал о том, что произведения авторов (Мар Абас Катина, Агафангел, Зеноб, Фавстос Бузанд), на которые ссылался М.Хоренаци, были подвергнуты сомнению и отрицаются как исторические источники со стороны европейских армяноведов.

Другой русский кавказовед Иван Шопен, исследуя произведения древних авторов, пришел к выводу, что хаи и армяне разного происхождения. В XII веке до н.э. хаи вместе с родственными им племенами франко-фригийцев переселились из Балкан в Малую Азию, а именно, на территорию между реками Тигр и Евфрат. Согласно мифологическим преданиям потомки Гайка, хаи, одержавшие победу над ассирийским царем Белином, поселились в ареале бассейна озера Ван, которое тогда называлось Хайаса (Айастан). Проживавшие на территории плоскогорья Эрмениййа (Армения) в Анадолу, в районе бассейна озера Урмия и на Кавказе, хаи, смешавшись с хурритами, присвоили себе наследие и историю исчезнувшей к тому времени племени эрмен, которые по происхождению являлись тюрками-субарами (или митанами). В результате, в настоящее время одна и та же нация имеет два названия – сама себя называет хаями, а другие называют ее армянами. Следует заметить, что этноним эрмен, распространен не только в Анадолу и на Кавказе, но также в Средней Азии и Забайкалье (Эрманские горы).

Современные армянские, европейские, русские и даже некоторые азербайджанские историки, описывая историю Южного Кавказа и Передней Азии и ссылаясь на подтасованную историю М.Хоренаци и другие сфальсифицированные исторические книги армянской церкви, тем самым соглашаются с тем, что современная территория Армении является древней армянской землей. Однако, частичное переселение армян на территории нынешней Армении началось в 1441 году, когда в период правления эмиров Гара-гоюнлу католикосат был перенесен из Киликии в церковь деревни Вагаршапат, недалеко от города Иреван. Благодаря финансированию европейских государств приобретались земли вокруг этих церквей и там стали появляться первые армянские поселения. Определенный интерес представляют документы о купле-продаже земель Эчмиадзинской церковью у азербайджанцев, представленные в произведении «Джамбр» Эчмиадзинского каталикоса Симеона Ереванци (1763-1782) и книге историка А.Папазяна, составленном им на основе хранящихся в Матенадаране документов о купле-продаже, где указано, у кого, когда и за сколько были приобретены принадлежащие азербайджанцам земли.

На самом же деле, армянский этнос на территории южного Кавказа поселился позже остальных. В те времена, когда здесь хозяйничали древние тюрки (саки, скифы, киммерийцы, гунны, барсилы, огузы, кыпчаки), армянского следа на Кавказе не было вовсе. Об этом свидетельствует и армянский историк Карен Юзбашян, который отмечал, что тюрки не являются пришлыми племенами, а жили в кавказском регионе задолго до прибытия сюда сельджуков. Расселение тюрков в Малой Азии и Балканах наблюдалось в IV-VII веках, а к VIII-X векам этот процесс приобрел массовый характер. Армянский историк отмечал также, что в период Арабского Халифата эмирами приграничных регионов, как правило, выбирались предводители тюркских племен.

После оккупации Иреванского ханства царской Россией и подписания Туркманчайского (1828 год) и Адрианопольского (1829 год) договоров, началось массовое переселение армян из Ирана и Турции на территорию современной Армении.

Таким образом, исследования многих ученых и исследователей доказывают, что современная Республика Армения и ее столица Ереван (Иреван) не являются исконно армянской территорией, а издревле принадлежит тюркам-огузам.

Кандидат исторических наук, профессор ЕрГУ, старший научный сотрудник Института Востоковедения, арменовед Артак Мовсисян отвечает на вопросы ведущего и автора проекта Вадима Арутюнова. Вопросы подготовлены на основе различных обсуждений, ведущихся в сети интернет, по вопросам истории Армении и армянского народа.

- Часто задается вопрос, касающийся происхождения армянского народа, в частности, откуда родом протоармяне?

Это довольно большая тема. В интернете у меня есть специальная лекция длительностью около часа о происхождении армянского народа для тех, кто интересуется, а сейчас попробую представить в очень сжатом и более популярном виде. Говоря о происхождении армян, очень четко надо понимать, что армяне - автохтонный народ. Армянские сказания свидетельствуют о том, что армяне - коренной народ. Армянский историк 18 века Микаэл Чамчян и другие историки, основываясь на Библии и армянских источниках, пошли еще дальше. Они утверждали, что Армения - колыбель человечества, страна, где возродилась жизнь после Потопа, а армяне - коренной народ этой божественной, райской, библейской земли, земли Ноeва ковчега.

Но наступил 19 век и что случилось? При расшифровке найденных в Армении клинописей, обнаружилось, что они были не на армянском языке, это были клинописи, называемые урартскими или клинописями Биайнили, а имена царей - Менуа, Аргишти, Сардури, не упоминались у Мовсеса Хоренаци. Сегодня, конечно, ясно и понятно, почему их нет, но в 19-ом веке это дало повод для сомнений. Тем более, что поднимался вопрос - где искать родину индоевропейцев или ариев, как их называют некоторые ученые, то есть надо было понять, где находится прародина индоевропейцев. В 19-м веке в среде европейских ученых было принято считать, что прародина индоевропейцев находится в Европе, в юго-восточной части Европы - на Балканах. То есть, получилось с одной стороны, что найденные на Армянском нагорье клинописи были прочитаны не на армянском, цари не упоминались у Хоренаци, а с другой стороны было принято считать, языкознание считало, что родина индоевропейцев находится на Балканах. Если она находится в Европе, на Балканах, следовательно, и армяне пришли оттуда. И возникла такая теория, что, якобы, армяне пришли с Балкан, захватили территорию Армянского нагорья, а позднее создали свое государство. И это, несмотря на то, что находились клинописи, где упоминаются древнейшие варианты наименования Армения, упоминаются более чем 30 раз еще до известной Бехистунской надписи. Первые упоминания относятся к 24-23 веку до Рождества Христова. Аккадские правители - Саргон Аккадский, Нарам-Суен и другие, упоминают страну Армани, которая является древнейшей формой названия Армения. И поскольку бытовало представление, что армян тут не было, они пришлые, то считалось, что и схожесть названий Армения, армяне, Арарат носит случайный характер. Если армян здесь не было, значит и схожесть названий случайна. Случайность может быть 1, 2, 3 раза, но не десятки раз, есть сотни клинописей, где упоминаются в разных вариантах наименования армен, хай, Арарат. Впоследствии, эта Балканская теория не получила развития, поскольку было обнаружено, что родина индоевропейцев находилась не на Балканах, а на севере Передней Азии, конкретнее на территории Армянского нагорья, на востоке Малой Азии, на северо-западе Ирана и в северной части Междуречья. И это сегодня подтверждают не только данные языкознания, археологии, но и генной инженерии, а исследования на уровне изучения ДНК дают сверхточные данные. Сегодня мы можем утверждать, что - армяне автохтонный народ. Период отделения армянского языка от протоиндоевропейского, языковеды возводят к концу 4 тысячелетия до Р. Х, а данные генной инженерии еще раньше, к 6 тысячелетию до Р. Хр., то есть за 8 тысяч лет до нас. То есть мы четко можем говорить о наличии отдельного армянского этноса уже за эти прошедшие 8 тысяч лет, можем говорить, что армяне создавали всю свою историю на этой территории, на Армянском нагорье, которое, кстати, не армянские ученые назвали Армянским. В письменных источниках, самых древних шумерских письменных источниках еще с 28-27 в. до Р. Хр. говорится о государстве Аратта, которое является древнейшим названием Арарата в шумерских источниках.

В разные времена у армян и Армении были связи с семитскими народами. Можно ли сказать, что помимо индоевропейского начала, у армян нельзя исключить и какой-то процент семитской крови?

С точки зрения происхождения нет. Но в течение истории, говоря семитский, мы должны иметь ввиду в том числе и, например, ассирийцев. Конечно, они жили в Армении, были нашими южными соседями, в 4 веке мы пользовались ассирийским языком и письменами, многие труды ассирийских авторов сохранились только на армянском языке, ассирийцы пользовались армянским языком. Контакты были, конечно, и некоторое количество ассирийцев ассимилировалось с армянами. Некоторое очень небольшое количество евреев могло ассимилироваться с армянами. Сегодня, когда говорят семитский, люди почему-то страшатся этого термина, понимая под этим сугубо евреев. Это не так, в конце концов, не надо забывать, что был огромный арабский мир, арамейцы, которые были южными соседями армян. С точки зрения происхождения мы чистые индоевропейцы. Но в историческом разрезе каждый народ общается, каждый отдает кровь и берет, и это естественно. И последние исследования ДНК дали поразительные результаты. Даже в китайской генетике обнаружилось 4 процента армянской крови, что на первый взгляд очень удивительно. Можно показать в результате каких исторических событий, в какие временные промежутки наблюдались миграция и эмиграция. Неслучайно, что доля армянской крови довольно часто встречается в крови других народов, а не только кровь других народов обнаруживается у нас, мы не жили, окружив себя крепостной стеной. Но с точки зрения происхождения, армяне - не семитского происхождения. Хотя, надо сказать, что согласно иудейскому преданию, которое сохранилось у Иосифа Флавия, армяне являются потомками Арама, следовательно, они семиты, то есть находятся с иудеями в родстве. В преданиях многих народов древних и средних веков сохранились сведения о том, что они в родстве с армянами. Но это имеет свое простое объяснение, потому что в древние и средние века Армения была могущественным государством, армяне были великим народом, а родство с могущественным всегда желательно. Вот очень простое объяснение.

Учитывая, что эти самые семиты: ассирийцы, евреи, арабы относятся к арменоидной субрассе, мне кажется, что и в них есть индоевропейское зерно, благодаря может быть тем же армянам.

Есть такое мнение в науке, причем автор не армянин - Игорь Дьяконов. Он выдвинул теорию, по которой арамейцев, в древнейших клинописях их называют ахламу, которые пришли в Армению начиная примерно с 14 века до Р Хр., стали называть ахламу-арамейцы, а потом - арамейцы и Дьяконов выдвинул точку зрения, что имя Арам, этническое название, они взяли от армян. Мы знаем, что французы, например, название франк взяли от немцев, это нормальное явление. Естественно, такие связи были, но видеть под этим какие-то сверхсложные явления не надо, Я знаю, что сегодня есть крайние, преднамеренно политизированные мнения, но и только.

Много разговоров также идет вокруг государства Урарту. Кто были его жители и на каком языке они разговаривали?

Начнем с того, что сам термин Урарту восходит к ашуро-вавилонскому варианту наименования Арарата. Как в шумерских источниках это была Аратта, а в Библии Армения всегда зовется Арарат. В ашуро-вавилонских клинописях есть чередование звуков а-у: Арме- Урме, Арбела-Урбилу, Арарат-Урарту. И что интересно, в Палестине в Кумранских пещерах, где нашли огромное количество древних рукописей 1-го тысячелетия до Р. Хр, там вместо Арарата упоминается Урарат. Арарат-Урарат-Урарту, то есть сохранилось даже промежуточное переходное звено. То есть это одно из названий Армении. И сегодня говорить, что армяне - это один народ, а хайи другой, или сомехи, как нас называют грузины, третий, это просто абсурд.

На каком основании решили, что Урарту - армянское государство? Расшифровав клинописи, поняли, что они не на армянском. Но давайте не забывать, что в Урарту пользовались тремя системами письма: в ассирийских клинописях использовался ассирийский, в местных клинописях, условно говоря, урартский или биайнийский, и местная иероглифика, расшифровка, которой показывает, что это древнейший армянский. Обе клинописи импортированы, привнесены из Междуречья, а местная иероглифика, которая восходит к армянским наскальным изображениям, армянская. И даже эти письмена уже свидетельствуют в пользу армянского происхождения. Можно привести множество аргументов. Например, урартская иерархия богов - это классическая индоевропейская иерархия, с тремя верховными божествами, с трехступенчатой структурой, то есть, нет никаких сомнений, что она связана с индоевропейским миром. Что касается имен царей, то уже очень давно Менуа связывают с Миносом, Аргишти с Аргестесом и т.д, которые были известны в индоевропейском мире. Есть множество критериев: в каком случае государство можно считать армянским, скажем, грузинским, русским или монгольским. Можно ли считать династию достаточным условием? Конечно, нет. Династия может быть армянской, но государство не быть армянским. Например, в Византии династия, начало которой в 867-м году взойдя на трон положил Василий Первый, была армянской по происхождению, но государство Византия от этого не стало армянским государством. Или, допустим, династия Аршакидов, которая утвердилась в Армении, была парфянской по происхождению, но понятно, что от этого Армения не стала Парфией. И таких примеров множество. Так в каком случае государство считается, скажем, армянским? Если подавляющее большинство населения составляли армяне, можно ли считать, что государство было армянским? И да, и нет. Нет, потому что, например, и в восточных районах Османской империи, то есть в Западной Армении, большинство населения было армянами, но государство не было армянским. Таким образом, сопоставляя все критерии, который же из них можно считать определяющим? Есть только один ответ. А именно: определяющим является то, интересы какого этноса представляет верховная элита государства. Сталин был грузином, но ведь Советский Союз не был грузинским государством. Напротив, Сталин все время говорил о великом русском народе, и даже имел великорусские взгляды, понятно, что он взошел на трон и должен был подчиняться интересам русских. Таким образом, возвращаясь к Урарту, интересы какого этноса он выражал? Безусловно, армян. Это было первое всеармянское государство, вобравшее всю территорию Армянского нагорья и соседние области. И не случайно, что окончательное формирование армянского этноса большая часть ученых относит именно ко времени существования государства Урарту. Армянские племена были многочисленны, и естественно объединившись в составе единого государства, слились воедино именно в период Урарту. И если бы был другой какой-то этнос, то он где-то упоминался бы и в дальнейшем. Как может быть, что в 7 веке до н. э. Урарту упоминается, а в 6 веке - нет, нет урартов, нет Урарту. Нет, потому что Урарту - это Армения, урарты - это те же армяне. Я в своих работах часто об этом говорю, и хотелось бы, чтобы больше знали, о том, что термин Урарту употреблялся вплоть до 360-ых годов, до 4 века до н. э. То есть после падения Ванского царства, царства Урарту-Биайнили, термин употреблялся еще 200-300 лет. И употреблялся как эквивалент понятия Армения. Как в Бехистунской надписи 520 года до Р. Хр., которая, как вы знаете, написана на трех языках, Армения в персидской надписи зовется Армина, в эламской - Харминуа, вавилонской - Урарту. В ашурских и вавилонских текстах Урарту в последний раз упоминается в клинописях ахеменидского царя Артаксеркса Второго, который правил до 360 года до н. э. В вавилонских текстах Армения зовется Урарту, а армяне - урартами.

- Тогда откуда пошел тезис, что от урартов пошли кавказские племена?

Здесь мы имеем дело с политикой, причем в чистом виде. Скажу почему. Еще в 1890-ых годах очень известный русский востоковед Никольский издал сборник «Клинописные надписи Закавказья». И уже в предисловии он пишет: «Почему нас русских интересуют эти клинописные надписи, культура клинописи? Потому что Урарту был первым государством на территории Российской империи». То же самое было в советский период: Урарту считался первым государством, рабовладельческим государством на территории СССР. Именно поэтому была проделана довольно большая работа, были проведены раскопки, выделены достаточно большие средства, все это делалось не ради прекрасных глаз армян. Смотрите, что получилось в итоге: помните, что писалось в советских учебниках истории? Что потомками урартов считаются армяне, грузины, азербайджанцы. Азербайджанцы… Турки, предки которых, турки-сельджуки появились в этих краях в лучшем случае только в 11 веке нашей эры, а Урарту существовало в 9 веке до нашей эры, то есть за 2000 лет до этого. Но ведь советское государство пропагандировало интернационализм, и потомками урартов провозглашались закавказские народы, тогда как ни грузины, ни азербайджанцы никак не соотносились с Урарту. И появилась теория, что надо оторвать Урарту от индоевропейства. И были даже признания - Борис Пиотровский сам признавался, что была спущена соответствующая директива ЦК. В конце 19-го - начале 20 века Урарту считалось индоевропейским государством, советское же урартоведение получает директиву отрезать Урарту от индоевропейского мира. Естественно, Урарту, будучи отрезанным от индоевропейского мира, отделяется и от нас, но это наша территория, урартские слова сохранились в армянском. Когда уже в 1960-70-ые выдвигается новый тезис об углублении связи с русским государством, потому что, если это индоевропейское государство, то только армянское, а армяне начали иметь дело с Российской империей только после 1801 года, надо было углубить связь с севером. И тут вышла на арену северо-кавказская, восточно-северо-кавказская и протодагестанская теория родства языков, которая резко критиковалась уже в 60-ые годы. И Джаукян, наш известный языковед, и немецкий ученый, представитель немецкой языковедческой школы просто камня на камне не оставил от этой теории. Но сверху был спущен заказ. К сожалению, изучая историю исследования Урарту, мы видим, что в основном исполнялся политический заказ, а не чистая наука. Мы сейчас работаем над документальным фильмом об Урарту. Надеюсь, он будет готов до конца года и выйдет на трех языках: армянском, русском, английском. Надеюсь, что наши телезрители, также и на youtube, получат возможность его посмотреть и получат ответы на все вопросы. Это будет большой фильм из 2 частей, каждый длительностью 40-50 мин.

Известно, что есть чеченские историки, которые изучают грабар, так как свои корни они ищут на Армянском нагорье.

Я сам видел карты, где Нахиджеван они считают своим городом, поскольку их самоназвание нохчи, а аван - это поселение по-армянски. И, кажется, чеченские авторы самоназвание нохчи тоже интерпретируют как сын Ноя, Нохчи, Нохчаван и считают своим городом.

Часто обсуждается культ богини Анаит. Некоторые ее имя связывают чуть ли не с проституцией. Что представлял из себя культ этой богини?

В армянских источниках, у армянских авторов Анаит считалась матерью всех добродетелей. Само имя Анаит переводится как непорочная, добродетельная. У некоторых греческих авторов, в частности у Страбона, есть упоминание того, что культ богини Анаит был распространен почти у всех народов Востока, но особенно ее любили армяне. Это восходит к гетеризму - научное название священной жреческой проституции. Был один день в году, когда каждый мог совокупляться с кем хотел. Надо отметить, что греческие авторы, часто, обращаясь к Востоку, представляли все в гипертрофированном виде, желая подогреть интерес к своим историям.

Что касается культа богини Анаит у армян, то был день в году, это был день культа богини, когда бесплодным женщинам, только бесплодным, позволялось вступать в связь с другим мужчиной. И это деяние древних жрецов достойно уважения и не имеет никакой связи с проституцией. Мы живем в 21 веке и проблема бесплодия и сегодня все еще актуальна - несоответствие хромосом и т.д. То, что сегодня делается с помощью медицинского вмешательства, тогда делалось таким образом. Причем, часто это делалось конфиденциально, женщина не видела лица того, с кем вступала в связь, и это не имело никакого отношения к проституции. И если от этой связи рождался ребенок, его часто называли Анахтатур или Аствацатур (Богоданный), он считался даром матери-богини и никто не имел права обвинить эту женщину, или назвать ее аморальной или проституткой. Это я считаю проявлением человеколюбия. И сегодня в 21 веке любят, женятся, но часто, когда нет возможности иметь детей, брак разваливается и пара разводится. И только уважения достойно, что жрецы в древние времена были озабочены и этой проблемой: и в день культа богини материнства бесплодной женщине давалась такая возможность, а кто хочет наклеивать ярлыки, это уже пусть будет на его совести.

Беседовал Вадим Арутюнов