История и этнология. Факты. События. Вымысел. Биография лукаса кранаха

Лукас Кранах Старший — немецкий живописец эпохи Ренессанса, яркий представитель Северного Возрождение, а также основатель «Дунайской школы живописи».

На сколько мы помним, в позднем Ренессансе, в особенности у тех представителей, максимально отдаленных от теплых берегов Италии, художественные образы, в силу некоторых, этнопсихологических обстоятельств — были мрачны, ассиметричны и сильно отличались от роскошных мускулистых тел, представленных в средиземноморской живописи того периода.

Кранах Старший стал известен благодаря своему, можно сказать, особому стилю, исключительно его черты, которые он вносит во все свои портретные работы, выделяют его творчество на фоне остальных. Каждое лицо, изображенное Кранахом, угрожающе походит на следующее, а смесь реалистичности и какой-то карикатурности, привносит нечто мистически настораживающее, так что в целом, привлекательными назвать их достаточно сложно, но увлекательными — можно. Северное Возрождение, как очень масштабное культурное явление, главной особенностью, имело как раз-таки вот это удивительное соединение средневековых тенденций духовной отрешённости образов с реалистичными нововведениями Ренессанса. Предвосхищающие Барокко художники стали отцами основателями карикатуры, как жанра в изобразительном искусстве, все это тонко соединив еще и с литературными тенденциями того времени. Времена Ренессанса и начала Барокко считаются очень тяжелыми для истории Европы, как, собственно, любой рубежный период. Опять-таки, религия торжествовала, простонародье бесновалось, а художники ловили, простите, с этого всего удовольствие и находили новые образные выходы.

Кранах пользуется некоторыми техниками построения света и тени, которые в последующем станут главной особенностью живописи в Барокко. Контрастные цветовые решения, нарочитое подчеркивание центральной фигуры, выбеленные светлые тела, на затемненном фоне, такие, еще более реалистичные, приемы, будет использовать, чуть позже и в другой локации — Караваждо. Однако, как мы можем заметить, предвосхищающие открытия есть, как раз таки, в работах северного живописца, в особенности они заметны на портретах в стиле ню.

Кстати, Лукас Кранах, в свое время, очень любил творчество Альбрехта Дюрера, но современники Кранаха обвиняли его в подражании и, так сказать, «недотягивания» до уровня кумира. Но судить? Нам? Лукаса Кранаха? Увольте, такой грех на душу брать, чревато попаданием в особенные круги Ада, для самодовольных лицемеров. Нам вообще очень трудно не переоценить роль этой личности в истории живописи. Он основал одну из самых видных школ, продолжил с достоинством лучшие традиции Северного Ренессанса и стал одним из самых ярких представителей своей эпохи.

«Алтарный триптих семьи Фейлитш»


«Меланхолия»


«Лукреция»


«Десять заповедей»


«Пир Ирода»


«Адам и Ева»


«Саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония»



«Венера и Купидон»



«Альбрехт Бранденбургский как Св. Иероним в келье»



«Источник молодости»



«Диана и Актеон»

Лукас Кранах Старший - мастер колоритных портретов, создатель жанровых и библейских композиций, основатель Дунайской школы живописи, талантливый живописец. Его обеспечивают ему популярность и в наши дни.

Его родиной является Северная Франкония (юго-восточная часть Германии), местечко Кронах, название которого было использовано художником в качестве части своей фамилии.

Юные годы

Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия - собственное нововведение художника. Мрачное дыхание природы, тяжелые облака над головой Спасителя и большая повязка на теле словно оживляют картину, а предсмертная агония двух казненных разбойников обостряет весь трагизм ситуации.

Картина «Святой Кристофер»

Работая над портретами, мастер не идеализировал своих заказчиков, пытаясь заглянуть в их внутренний мир; для него имел значение исключительно внешний облик. Часто аксессуары и одежду людей на портретах писали его ученики - будущие немецкие художники, в том числе и младший сын. Художник иллюстрировал протестантские памфлеты и финансировал издание Библии, переведенной им же на немецкий язык. Как и многие немецкие художники того времени, Кранах был гравером, изображения на его работах были направлены против католического духовенства и папства.

Сюжетные картинки как дань моде

С легкой руки Кранаха в моду вошли маленькие картинки с мифологическими сюжетами, выделяющиеся среди прочих некоторой наивностью композиции. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.

Сферы деятельности Лукаса Кранаха Старшего

Лукас Кранах Старший издавал книги и торговал ими, возглавлял крупную художественную мастерскую, способствовавшую популяризации его искусства и насчитывавшую более 10 помощников. Ученики Кранаха Старшего либо писали в манере своего наставника, либо повторяли многие его картины. Постепенно художник стал самым состоятельным бюргером города Виттенберга и несколько раз избирался его бургомистром. С 1508 года свои инициалы на картинах он заменил печатью в виде змея, причем ставил ее как на свои работы, так и на пришедшиеся по вкусу произведения своих учеников в качестве одобрительного символа. Помимо собственной огромной мастерской, у Лукаса Кранаха Старшего имелись лицензии на торговлю винами и разрешение на монопольную продажу лекарственных средств в Виттенберге, дарованное Фридрихом Мудрым. К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара.

Последние годы жизни провел в Аусбурге, Инсбруке и Веймаре. Скончался Лукас Кранас 16 октября 1553 года в Веймаре.

Наследие немецкого художника

После Лукаса Кранаха Старшего осталось огромное художественное наследие; некоторые из его работ существуют в нескольких вариантах или копиях.

Это можно объяснить тем, что художник разработал собственный метод, позволявший ему за короткое время создавать картины: в его мастерской трудились двое сыновей, Ганс и Лукас-младший. Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца. У художника имелось еще три дочери. Когда умер Лукас Кранах Старший, картины в собственных версиях продолжали создавать его сыновья. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.

Лукас Кранах Младший (4 октября 1515 — 25 января 1586) — известный немецкий художник XVI века . Является сыном великого немецкого живописца (1472-1553).

Лукас Кранах младший родился 4 октября 1515 года в городе Виттенберг (Германия). Можно сказать, что любовь к искусству и живописи он впитал с самого детства, ведь его отцом был знаменитый уже тогда художник, чьи картины и сегодня считаются бесценными и украшают самые крупные музеи мира. Его отец Лукас Кранах старший стал выдающимся мастером эпохи Ренессанса, и его сыновья решили пойти по стопам своего отца. Старший брат младшего Кранаха Ганс Кранах (1513-1537) также стал художником. Оба брата работали в мастерской у своего отца, и, конечно же, Кранах Старший был их главным учителем. В творчестве Лукаса Кранаха младшего виден характерный стиль отца.

После смерти Лукаса Кранаха Старшего в 1553 года Кранах Младший унаследовал мастерскую отца. Большая часть его работ выполнена в жанре мифологических сцен и портрета, портрета-эпитафии. Ценители живописи считают, что творчество Кранаха Младшего незаслуженно забыто или, по крайней мере, недооценено по достоинству. Так случилось, что младший Кранах всю жизнь прожил в «тени» своего великого отца, его творчество считалось второстепенным, не дотягивающим до уровня родителя. Однако, как отмечают исследователи искусства эпохи Возрождения, творчество Лукаса Кранаха мл. по своему таланту в разы превосходит уровень живописи многих других художников XVI века. Исследователи истории искусства считают, что творчество этого художника играет ключевую роль в развитии живописи эпохи Ренессанса и маньеризма.

Художник Лукас Кранах младший картины с названиями

Август, курфюрст саксонский

Анна Датская

Венера и Амур

Женский портрет

Идолопоклонничество Соломона

Леонард Бадегорн, саксонский юрист

Мориц, курфюрст саксонский, с женой Агнессой

Мориц, курфюрст саксонский

Мужской портрет

Обращение Савла

Оленья охота курфюрста Иоганна Фридриха

Пир Ирода

Портрет герцогини

Портрет знатной дамы

Портрет курфюрста Августа Первого Саксонского

Портрет Филиппа І, герцога Померанского


Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у отца. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).
Уже в первых работах художник проявил себя дерзким новатором. В композициях он избегал традиций иконографии, используя более яркие краски и выразительные пейзажи. Образцом этого стиля стал «Отдых на пути в Египет» (1504) – сияющая цветом картина с ювелирно прописанными героями.
Когда Кранах перебрался в Виттенберг, талантливого живописца заметил правящий Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый и приблизил к своему двору. Как настоящий человек эпохи Возрождения Кранах Старший был универсалом. Помимо живописи он занимался ювелирными украшениями, церковной утварью, разрабатывал фасоны одежды, эскизы гобеленов и тканей, расписывал стены и оформлял праздники.
В 1508-м Кранах Старший на год уехал в Нидерланды, где познакомился с Иеронимом Босхом, самым мистическим художником того времени, и вступил в секту «Садовых братьев». Адепты секты мечтали о возвращении легендарного Золотого века и исповедовали полную свободу в любви. Под впечатлением их идей, в 1509 году художник возвестил о расцвете Северного Возрождения, впервые в немецком искусстве изобразив обнажённую женщину. Правда, пока это была богиня Венера. Так, с его легкой руки в немецкой живописи появились дохристианские мифологические темы и обнажённые тела.
В 1510-е годы Кранах Старший пишет много жеманных портретов знати и сцен охоты, став законодателем маньеризма. Герои его мифологических сцен обретают портретное сходство со знатными людьми, которые охотно ему позируют, принимая участие в этих живописных постановках. Характерны для этого периода творчества и изысканные кабинетные картинки на религиозные темы, например, «Рождество Христа».
Портреты женщин Кранаха Старшего трудно не распознать. Его женские образы - хрупкие принцессы с раскосыми кошачьими глазами и сладкими полуулыбками.
В 1520-е годы Кранах Старший - один из богатейших и уважаемых людей Виттенберга и потому может позволить себе некоторые вольности. Например, принимать и даже писать портреты скандального религиозного реформатора Мартина Лютера. Эти портреты тысячами гравированных отпечатков распространяются в народе. Кроме того, Кранах иллюстрирует и на собственные деньги издает прогремевшее на всю Германию «Сентябрьское Евангелие» Лютера.

Лукас Кранах Младший "Портрет отца" 1550


"Венера и Амур" 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург


"Мадонна с младенцем под яблоней" 1526, Государственный Эрмитаж


" Мистическое обручение святой Екатерины со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой"


" Христос и Богоматерь"


"Принцесса Сибилла Клевская" 1526, Государственное художественное собрание, Веймар


"Христос и грешница"


"Принц Саксонии" 1517, Национальная галерея искусств, Вашингтон


"Адам и Ева" 1526, Галерея института Курто, Лондон


"Адам и Ева в Эдемском саду"


"Адам и Ева"


"Рождество"


"Кормящая Мадонна"


" Меланхолия" 1532


"Мадонна с младенцем со св Анной"



"Мезальянс" 1532, Национальный музей, Стокгольм

На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; “Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Богоматерь” (Собор святого Якова, Инсбрук); “Распятие Христа” (Старая пинакотека, Мюнхен); “Покаяние святого Иеронима” (Музей истории искусства, Вена); “Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Мадонна в винограднике” (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Вене, Дрездене, Штутгарте и т. д.), “Блудница перед Христом” (в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште) и другие. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма.


"Покаяние святого Иеронима" 1503


"Отдыхающая нимфа" 1530-1535


"Суд Париса" 1512-1514


"Портрет молодого человека" 1521


"Портрет женщины" 1526


"Геркулес и Антей"


"Геракл у Омфалы" 1537


"Молодая женщина" 1530


" Венера и Амур"


"Обиженный Амур и Венера" 1530


"Аполлон и Диана" 1530


"Распятие с центурионом" 1536

Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой” и другие, созданные им самим, или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы. Немецкий живописец Лукас Кранах Старший также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Зато многочисленные гравюры на дереве, исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года. Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 - Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.


"Доктор Иоганн Куспиниан" 1503


"Портрет Анны Куспиниан" 1503


" Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст саксонский"


"Екатерина Бора"


"Мартин Лютер"


"Портрет Герхарта Волька"


"Портрет девушки" (возможно Эмилия Cаксонская)


"Георг Бородатый, герцог саксонский"


"Христос и самаритянка у источника"


"Аллегория меланхолии" 1528


"Лот с дочерьми"


"Иоганн Твердый, курфюрст саксонский"


" Портрет Георга Спалатина" 1509


" Юдифь с головой Олоферна"


"Моление о чаше"

Лукас Кранах старший (Lucas Cranach the Elder , Lucas Cranach der Ältere, 1472-1553) родился в Кронах в Северной Франконии (позже художник использовал название места рождения в качестве своей фамилии), его отец Ханс Майер был художником и первоначально обучил сына искусству рисования. Где Кранах продолжил свое художественное образование доподлинно неизвестно, но есть мнение, что он работал в Бамберге и Ашаффенбурге, а также работал в Вене в 1500-1503 гг.

В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность . Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. С 1508 г. свои инициалы на картинах Кранах заменил на печать в виде змея, причем он ставил ее не только на свои работы, но и на понравившиеся художества своих учеников в качестве символа одобрения. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Для них он написал портреты. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.

Кранах (как и герцог Фридрих III) был дружен с реформаторами на самом раннем этапе зарождения протестантского движения. Кранах впервые написал портрет Лютера в 1520 г., когда Лютер был монахом-августинцем. Как известно, пять лет спустя, Лютер отказался от своих религиозных обетов. Кранах присутствовал на помолвке Лютера и Катарины фон Бора, к тому же он стал крестным отцом их первого ребенка в 1526 г.

Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг.). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним. Год спустя художник скончался в Веймаре.

Первые живописные картины Кранаха были созданы на религиозные темы. Но все же художник увлекался гравюрами, поэтому он не был так плодовит как, например, Альбрехт Дюрер. Он много уделял внимания черному контуру на белом фоне без использования светотени, может быть, поэтому он не отличался блестящим умением владеть цветом, светом и тенью.

На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др.). Известно, что в 1532 г. Кранах получил заказ от Фридриха III и его брата Джона на 60 портретов, вполне понятно, почему многие из этих картин не самого высокого качества. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства.

Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной, или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. В его поздних работах в стиле ню можно проследить влияние итальянского искусства той эпохи: соблазнительные позы, маленькие головы, узкие плечи, высокая грудь и талия.

Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. Объясняется это тем, что художник разработал метод, позволявший ему быстро создавать картины: в его мастерской работали оба его сына Ганс Кранах и Лукас Кранах младший, которые активно участвовали в написании портретов и сюжетов, работы были подписаны печатью Лукаса Кранаха старшего. Известно, что у художника было еще три дочери. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них.

Распятие

Дама (Жена профессора права Иоганна Ройса)

Доктор Иоганн Куспиниан

Покаяние Святого Иеронима

Отдых на пути в Египет

Алтарь Святой Екатерины (Левое и правое крыло)

Святой Кристофер

Святой Георгий

Пилат, умывающий руки

Венера и Амур

Покаяние Святого Иеронима

Суд Париса

Святой Андрей Первозванный

Святой Варфоломей

Принц Саксонии

Мадонна с младенцем

Мартин Лютер

Мартин Лютер в монашестве

Портрет молодого человека

Адам и Ева

Мадонна с младенцем под яблоней

Портрет молодой женщины

Принцесса Сибилла Клевская

Аллегория Меланхолии

Оленья охота курфюрста Фридриха Мудрого