Школьная энциклопедия. Ранний ренессанс, высокий ренессанс, искусство венеции, поздний ренессанс, культура возрождения - культурология Период раннего возрождения

) - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы , пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени . Приходится - в Италии - на начало XIV века (повсеместно в Европе - с -XVI веков) - последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре , происходит её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов , например, у Джорджо Вазари . В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле . В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.

Общая характеристика

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях : мастеров и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности , видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Периоды эпохи Возрождения

Возрождение делят на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)
  2. Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно и появился в Позднем средневековье, с византийскими , романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год).В первый период совершаются важнейшие открытия, живут и работают ярчайшие мастера. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение - собор Санта Мария дель Фьоре , автором был Арнольфо ди Камбио , затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора .

Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано , Арнольфо ди Камбио , Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо , Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто . Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с по 1500 года . В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп , а также в Испании , Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.

Высокое Возрождение

Третий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с по 1527 год . В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II - человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла : в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это - Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет , что «Возрождение, как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация , которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий - маньеризм . В Парму , где работал Корреджо , маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Тициан и Палладио , чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до г. После г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко .

Само понятие «Возрождение» (rinascita) возникло в Италии в XIV веке как некий итог осмысления новаторства эпохи. Традиционно родоначальником эпохи Возрождения в литературе считают Данте Алигьери. Именно он впервые обратился к человеку, его страстям, его душе в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией». Именно он был первым поэтом, который четко и непреклонно возродил гуманистическую традицию. Северное Возрождение - термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее - во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. В современной культурологии общепринято считать, что именно в литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение» .

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Возрождение в России

Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.

Наука

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации .

Философия

Философы эпохи Возрождения

Литература

Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321), который истинно раскрыл сущность людей того времени в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией» . Этим названием потомки явили своё восхищение грандиозным созданием Данте. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет - лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо , «Дон Кихоте» Сервантеса , и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле . С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и Лопе де Вега (1562-1635, Испания)

Изобразительное искусство

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

Художники Возрождения, работая над картинами традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении .

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии , пропорции , геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн , пилястр и притолок , на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки , полусфера купола , ниши , эдикулы . Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:

  • Филиппо Брунеллески (1377-1446) - основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему , вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции .
  • Леон Баттиста Альберти (1402-1472) - крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина , в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом , обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр .
  • Донато Браманте (1444-1514) - зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).
  • Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице ; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство

Ту же эволюцию, что и скульптура, проходит живопись раннего Возрождения. Преодолевая готическую отвлеченность образов, развивая лучшие черты живописи Джотто, художники 15 века вступают на широкий путь реализма. Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись.

Мазаччо. Изгнание из Рая, 1426–1427
Церковь Санта-Мария дель Кармине
Капелла Бранкаччи, Флоренция


Учелло. Портрет дамы, 1450
Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Кастаньо. Портрет сеньора, 1446
Национальная галерея, Вашингтон

Мазаччо. Реформатором живописи, сыгравшим ту же роль, что в развитии архитектуры Брунеллески, а в скульптуре – Донателло, был флорентиец Мазаччо (1401–1428), проживший короткую жизнь и оставивший замечательные произведения, в которых нашли продолжение поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего его мира. С наибольшей наглядностью эти искания проявились во фресках капеллы Бранкаччи при церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции «Чудо со статиром» и «Изгнание из рая» (обе – между 1427–1428 годами).

Мазаччо порывает с господствовавшими в живописи второй половины 14 века декоративностью и мелочной повествовательностью. Следуя традиции Джотто, художник Мазаччо сосредоточивает внимание на образе человека, усиливая его суровую энергию и активность, гражданственный гуманизм. Мазаччо делает решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые вводит воздушную перспективу. Во фресках Мазаччо на смену неглубокой площадке – месту действия в росписях Джотто – приходит изображение реального глубокого пространства; убедительнее и богаче становится пластическая светотеневая моделировка фигур, прочнее их построение, разнообразнее характеристики. И притом Мазаччо сохраняет огромную нравственную силу образов, которая пленяет в искусстве Джотто.


Анджелико. Мадонна Фьезоле, 1430
Монастырь Сан Доменико, Фьезоле


Липпи. Женщина и мужчина, 1460-е
Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Доменико. Мадонна с младенцем
1437, Галерея Беренсон, Флоренция

Наиболее значительная из фресок Мазаччо – «Чудо со статиром», многофигурная композиция, включающая, по традиции, различные эпизоды легенды о том, как при входе в город с Христа и его учеников спросили пошлину – статир (монету); как по приказанию Христа Петр поймал в озере рыбу и нашел в ее пасти статир, который передал стражнику. Оба этих дополнительных эпизода – ловля рыбы и вручение статира – не отвлекают внимания от центральной сцены – группы апостолов, входящих в город. Фигуры их величавы, массивны, мужественные лица носят индивидуализированные черты людей из народа, в крайнем справа человеке некоторые исследователи усматривают портрет самого Мазаччо. Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного волнения. Естественность жестов, движений, введение жанрового мотива в сцене поисков монеты Петром, тщательно написанный пейзаж сообщают росписи светский, глубоко правдивый характер.

Не менее реалистична трактовка сцены «Изгнание из рая», где впервые в живописи Возрождения изображены обнаженные фигуры, мощно моделированные боковым светом. Их движения, мимика выражают смятение, стыд, раскаяние. Большая достоверность и убедительность образов Мазаччо сообщают особую силу гуманистической идее о достоинстве и значительности человеческой личности. Своими новаторскими исканиями художник открыл пути дальнейшего развития реалистической живописи.

Учелло. Экспериментатором в области изучения и использования перспективы был Паоло Учелло (1397–1475), первый итальянский баталист. Трижды варьировал Учелло композиции с эпизодами битвы при Сан-Романо (середина 1450-х годов, Лондон, Национальная галерея; Флоренция, Уффици; Париж, Лувр), увлеченно изображая разноцветных коней и всадников в самых разнообразных перспективных сокращениях и разворотах.

Кастаньо. Среди последователей Мазаччо выделялся Андреа дель Кастаньо (около 1421 – 1457), проявивший интерес не только к пластической форме и перспективным построениям, характерным для флорентийской живописи этого времени, но и к проблеме колорита. Лучшие из созданных образов этого грубоватого, мужественного, неровного по натуре художника отличаются героической силой и неуемной энергией. Таковы герои росписей виллы Пандольфини (около 1450, Флоренция, церковь Санта Аполлония) – пример решения светской темы. На зеленом и темно-красном фонах выделяются фигуры выдающихся деятелей эпохи Возрождения, среди них кондотьеры Флоренции: Фарината дельи Уберти и Пиппо Спано. Последний прочно стоит на земле, широко расставив ноги, закованный в броню, с непокрытой головой, с обнаженным мечом в руках; это живой, полный неистовой энергии и уверенности в своих возможностях человек. Мощная светотеневая моделировка придает изображению пластическую силу, выразительность, подчеркивает остроту индивидуальной характеристики, яркую портретность, не встречавшуюся ранее в итальянской живописи.

Среди фресок церкви Санта Аполлония выделяется размахом изображения и остротой характеристик «Тайная вечеря» (1445–1450). Эту религиозную сцену – трапезу Христа в окружении учеников – писали многие художники, всегда следовавшие определенному типу композиции. Не отошел от этого типа построения и Кастаньо. По одну сторону стола, расположенного вдоль стены, художник разместил апостолов. Среди них в центре – Христос. По другую сторону стола видна одинокая фигура предателя Иуды. И все же Кастаньо добивается большой впечатляющей силы воздействия и новаторского звучания своей композиции; этому способствуют яркая характерность образов, народность типов апостолов и Христа, глубокий драматизм выражения чувств, подчеркнуто насыщенное и контрастное цветовое решение.

Анджелико. Изысканной красотой и чистотой нежных сияющих цветовых гармоний, приобретающих особую декоративность в сочетании с золотом, пленяет полное поэзии и сказочности искусство фра Беато Анджелико (1387–1455). Мистическое по духу, связанное с наивным миром религиозных представлений, оно овеяно поэзией народной сказки. Просветленны проникновенные образы «Коронования Марии» (около 1435, Париж, Лувр), фресок монастыря Сан-Марко во Флоренции, созданных этим своеобразным художником – монахом-доминиканцем.

Доменико Венециано. Проблемы колорита привлекали и Доменико Венециано (около 1410 – 1461), уроженца Венеции, работавшего в основном во Флоренции. Его религиозные композиции («Поклонение волхвов», 1430–1440 годы, Берлин–Далем, Картинная галерея), наивно-сказочные по трактовке темы, еще несут отпечаток готической традиции. Ренессансные черты ярче проявились в созданных им портретах. В 15 веке жанр портрета завоевал самостоятельное значение. Распространение получила профильная композиция, навеянная античными медалями и дающая возможность обобщить и героизировать образ портретируемого. Точная линия, очерчивает острохарактерный профиль в «Женском портрете» (середина 15 века, Берлин–Далем, Картинная галерея). Художник достигает живого непосредственного сходства и вместе с тем тонкого колористического единства в гармонии светлых сияющих красок, прозрачных, воздушных, смягчающих контуры. Живописец первый познакомил флорентийских мастеров с техникой масляной живописи. Введя лаки и масло, Доменико Венециано усилил чистоту и насыщенность цвета своих полотен.

Родиной классического Возрождения считается Италия. История итальянского Возрождения охватывает почти два столетия. Принято говорить о Раннем Возрождении (середина XIV века – XV век), Высоком, или Зрелом Возрождении (конец XV века – 30-е годы XVI века) и Позднем Возрождении (40-е – 80-е годы XVI века).

Почему феномен Возрождения ранее всего возник и ярче всего проявился именно в Италии? Ответ на этот вопрос лежит в экономической плоскости - это раннее зарождение капиталистических отношений в стране.

Решающим оказалось возросшее влияние мастеровых, ремесленников, торговцев и банкиров - то есть сословий, которые не участвовали в феодальных отношениях. Они не исповедовали иерархическую систему средневековых ценностей, самой большой ценностью стал человек и его созидающая деятельность. Это была благоприятная почва для зарождения гуманизма. Это способствовало быстрому вытеснению средневекового мировоззрения зарождающимся новым буржуазным мировоззрением с признаками новой буржуазной культуры.

Особенно ярко это проявилось в XV веке в период Кватроченто (Раннего Возрождения). В этот период сложилась эстетика искусства Возрождения, проникнутая духом порядка и меры. Глубокий светский характер является определяющей чертой ренессансной культуры. Пожалуй, только в Италии XV века любимый художник Козимо Медичи (неофициального властителя Флоренции) Филиппе Липпи (1406-1469) решился изобразить свою возлюбленную (монашку, некогда похищенную из монастыря) и своих детей в образе Мадонны и Христа с Иоаном.

В городах начали появляться светские центры науки и искусства, которые уже не контролировались церковью. Теперь искусство стало инструментом познания мира, оно шло впереди науки, философии и поэзии. Вера в силу разума была безграничной. На первое место были выдвинуты точные научные знания. Появился целый ряд научных трактатов. Первым теоретиком в области живописи и архитектуры считается Леон Баттиста Альберти (1404-1472), который разработал теорию линейной перспективы и правдивого изображения глубины пространства в картине.

Раздробленность Италии на ряд независимых областей стала той исторической особенностью развития, которая привела к появлению локальных художественных школ. У каждой школы был свой путь развития, и свои яркие представители, что, впрочем, не означало их изоляцию. Всё это способствовало быстрому избавлению от системы ценностей, созданной церковной культурой. Искусство рассталось со средневековой безымянностью мастеров. В Истории искусства Павел Муратов писал в “Образах Италии”: “Для глаза флорентийского художника не было ничего малого и незначительного. Всё составляло для него предмет познания. Но знание вещей, к которому стремился человек кватроченто, нисколько не похоже на то знание, которое составляет гордость нашего века… там, где мы видим общее, и, значит, всегда чужое, там художник кватроченто видел особенное и своё! Это сделало возможным торжество индивидуализма во флорентийском искусстве ” .

Новое мировоззрение основывалось на гуманистических отношениях античности. А изобретение книгопечатанья в середине XV века и большое количество античных памятников на итальянской земле способствовали распространению античного наследия.

Колыбелью ренессансной культуры в эпоху Кватроченто была Флоренция - богатый город-коммуна, где оставили свой яркий след в искусстве Данте и Джотто. Революционные изменения происходили не только в науке и искусстве, они затронули и общественные отношения. Ведущая роль Флоренции была предопределена новым зарождающимся общественным явлением - меценатством. Политическая власть во Флоренции принадлежала купцам и ремесленникам. Между несколькими богатейшими семьями велась постоянная борьба за первенство. В конце XIV века эта борьба закончилась победой банкирского дома Медичи (а позднее и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) всем искусствам, что, безусловно, подчёркивало высокий социальный статус Медичи, во Флоренции была утверждена в 1439 году Платоновская академия и Лауренцианская библиотека. Это способствовало небывалому расцвету архитектуры и живописи.

Это было время экспериментальных поисков и открытий, представленным такими уникальными именами как Донателло, Брунеллески и Мазаччо.

фото с сайтов : biografieonline.it, art-prints-on-demand.com, clubausonia.it

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

Раннее Возрождение в Италии: условия возникновения и представители - на портале 2 queens . ru !

Уральский государственный экономический университет

Нижнетагильский филиал


Контрольная работа по

Мировой культуре и искусству

На тему: Ранний Ренессанс


Выполнил: Попова Е. М.

Проверил: Адам Д. А.


Нижний Тагил


культурный ренессанс возрождение антропоцентризм

Введение

1.Общая характеристика культуры Ренессанс

2.Ранний Ренессанс. Основные тенденции развития

Представители

Список литературы

Приложение


Введение


Ренессанс - целая эпоха в развитии европейской культуры, последовавшая за Средними веками, и характеризующаяся зарождением и утверждением идей гуманизма, эпоха расцвета литературы и искусства. Начало эпохи Возрождения обычно относят к 14 в., а вся эпоха продолжалась в течение 14 - 16 вв. Историки разделили эпоху Возрождения на Раннее, Среднее, Высокое и Позднее Возрождение.

Возрождение, Ренессанс - пора становления современной западной культуры. Ориентиры и принципы культурного развития, выбранные народами Европы в этот период, господствовали на Западе вплоть до рубежа 19 и 20 столетий; они сохраняют значение и поныне.


1. Общая характеристика культуры Ренессанс


Ключевая особенность эпохи Возрождения - её переходный характер. Ренессансные мыслители и художники жили и творили в христианской средневековой культуре, но были устремлены в будущее, которое представлялось им принципиально иным, чем прошлое. Мир и человек приобретают в эту эпоху подчёркнуто обожествлённые черты: человек - сотворец Бога, мир природы - пронизанная божественными энергиями реальность.

Принято считать, что само понятие "Ренессанс" ("Возрождение") было окончательно утверждено в правах историком искусства середины 16 в. Джорджо Вазари (1511 - 1574). Он вводит в своём труде "Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих" (1550), когда говорит об упадке со времён античности живописи, скульптуры и архитектуры и оценивает поступательный ход возрождения этих искусств.

Эпоха Ренессанса, с точки зрения современного историка, не имеет статуса эпохи - это лишь сравнительно небольшой, в три века, отрезок исторического времени, именуемого Средними веками. Перемены в эти три века произошли главным образом в сфере искусства и литературы, а не в области экономических и социально-политических отношений. Однако именно Возрождение впервые осознало себя эпохой и приняло название, исходя из своего положения в ряду других эпох. Язычник ведёт счёт времени на поколения, подчиняясь тем самым закону природного круговорота. Христианин исходит из противопоставления земного времени небесной вечности.

Называя себя эпохой, Ренессанс делает мерилом времени историю человечества.

Немецкий искусствовед и историк Я. Буркхардт в своей книге "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860) представил Ренессанс как время небывалого духовного подъёма и расцвета, как время прогрессивного величайшего переворота во всех сферах человеческой деятельности.


Ранний Ренессанс. Основные тенденции развития


История Возрождения постоянно свидетельствует о переходном характере эпохи. Встреча культурных тенденций уходящего Средневековья и нарождающегося Нового времени насыщает Ренессанс противоречиями и порождает странные, но почти типические для того времени фигуры: церковный иерарх - поклонник языческой античности; серьёзнейший учёный - маг и алхимик; жестокий и вероломный тиран - щедрый и тонкий меценат.

Гуманитарное знание Ренессанс начинается с переводческой деятельности. Возвращаются к жизни греческие и восточные учения, излагающие магию и теургию, пользовавшиеся огромной популярностью в этот период. Среди наиболее известных сочинений по магии были "Корпус Герметикум", "Халдейские оракулы". Возрастал также интерес к Каббале - магической доктрине средневекового происхождения, но имевшей древние корни.

Переводились и произведения иного плана. Например, в 1488 году во Флоренции выходит первое печатное издание Гомера. В средневековой Европе его знали исключительно по цитатам латинских писателей и Аристотеля, к тому же поэтическую славу Гомера полностью затмевала слава Вергилия.

Средневековье также мало интересовалось диалогами Платона (за исключением "Менона", "Федона" и "Тимея"). В 15 в. все диалоги были переведены Леонардо Бруни на латинский язык и получили большое признание. В 15 в. в Западной Европе распространяется греческий язык.

Индивидуализм и антропоцентризм В Раннем Ренессансе (1320-1500) на первый план в культуре выдвигается свободная человеческая индивидуальность, мыслимая телесно, объёмно и трёхмерно, а не аскетически-символически, как она мыслилась в Средние века. Человек обновляется в артистически-эстетической самоудовлетворённости, в наслаждении красивой жизнью, о трагической напряжённости которой ему пока ещё не хочется думать. Для подлинного представителя Ренессанса всякий морализм представлялся наивным и даже смешным, возрожденческий человек исходил, прежде всего, из беззаботно-привольного мироощущения, и весь Ренессанс есть борьба между этой беззаботностью и постоянным поиском подлинного более основательного фундамента человеческого поведения.

Руководитель "платоновской академии" во Флоренции гуманист Марсилио Фичино (1433-1499) пытался создать обоснование возрожденческого индивидуализма на основе переосмысления философской традиции, полагая, что сочинения Гермеса, Орфея, Зороастра, Пифагора, Платона легко согласуются с христианской доктриной. Фичино разрабатывал теорию "платонической любви", сближая её с концепцией христианской любви.

Другой известный гуманист Лоренцо Вала (1407-1457) в своём труде "Об истинном и ложном благе" выступил с критикой аскетизма, пытаясь возобновить эпикурейскую традицию на христианской основе. Он использовал широко трактуемое понятие наслаждения: от чувственного до райского.

Видным деятелем Итальянского Возрождения был Пико делла Мирандола (1463-1494). Он в основном изучал философию Аристотеля, а не Платона, стремясь к объединению взглядов Христа, Платона, Аристотеля, Мухаммеда, Орфея и Каббалы в собственном учении о личностной активности человека. Его главная идея - тезис о творении человеком самого себя.

Эстетическое мировидение Традиционно считается, что период Возрождения начинается 26 апреля 1335 г. Именно в этот день Франческо Петрарка в письме к другу выразил свой восторг от созерцания природы с высоты горы Вентоза близ Авиньона.

Ренессанс превратил священную таинственность мира в эстетически самодовлеющую конкретность, которой любуются, но не молятся, и религиозный смысл которой трактуется уже аллегорически: не как уже изначально недоступный и недостижимый, а напротив - так, как он понятен человеку.

в. произвёл подлинную революцию в умах. Именно в период Раннего Возрождения художественная предметность была окончательно оторвана от священной истории, получая самодовлеющее значение. Не только в изобразительное искусство, но и в религиозную литературу проникает чувственность и панибратство. Так для писателя Раннего Ренессанса Джованни Коломбини (1304-1367) мученица св. Мария Египетская становится прекрасной дамой, Христос - "капитаном", а святые - "баронами и слугами".

Изобразительное искусство Возрождения Ярчайшим очагом ренессансной культуры стала Италия. На рубеже 13 и 14 столетий в Италии появляются ранние, но мощные ростки новой культуры: поэт Данте Алигьери выступает как создатель итальянского литературного языка, а живописец Джотто ли Бондоне - как зачинатель реалистического изобразительного искусства. Подлинное начало Ренессанса в изобразительном искусстве пришлось на 1420-е гг.: исходная веха периода раннего Возрождения, когда совершенно независимо друг от друга во Флоренции и Нидерландах творили Ф. Брунеллески, Донателло и Мазаччо; Р. Кампен и братья Ван Эйк, чьи работы буквально взорвали мирное течение художественной жизни. Общий пафос реализма и гуманизма, отличающий их от средневековых предшественников, как итальянцев, так и нидерландцев, не отменяет глубоких различий между ними: в Италии новый взгляд художника на мир совпадал со страстью к исследованию природы, на Севере он окрашен мистическим чувством родства всех земных вещей, сотворённых Богом.

Художественная история Европы с середины 15 в. характеризуется прочным утверждением новых принципов искусства - и в Италии, и в Нидерландах, и в Германии они постепенно обретали устойчивость и даже жёсткость, образуя собственную традицию. Но пора отнюдь не миновала - в средней и северной Италии П. делла Франческа, А. Мантенья, А. да Мессина и Д. Беллини разными путями добивались живописного воплощения световоздушной среды. В орбиту нового европейского искусства входила школа Германии, специфическая черта которой - публицистичность - нашла выражение в зарождающейся там технике резцовой гравюры на дереве и металле.

Ведущими художественными школами в искусстве Итальянского Ренессанса в 14 в. были сиенская и флорентийская, в 15 в. - флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская. Центром художественной культуры выступает город Сиена.

Огромную роль в становлении живописи Раннего Ренессанса сыграло учение о перспективе. Благодаря перспективисткому восприятию возникает интерес к структурно-математическим построениям, к эстетике красоты, основанной на математически упорядоченной чувственности.

Сюжеты искусства Ренессанса также брались из Библии. И вот эти-то возвышенные сюжеты Ренессанс обычно трактует в плоскости самой обычной психологии, физиологии и быта. Например, очень распространённым сюжетом живописи была Богородица с младенцем.

Литература Раннего Ренессанса - стили и жанры В эпоху Возрождения определяющий литературу образ мира кардинально меняется: человек соотносится уже не с абсолютированным природно-социальным бытием, не с трансцендентным абсолютом, но с самим собой, со своей сущностью и индивидуальной инициативой. Индивидуализм осознаётся, хотя ещё и в традиционных формах.

Культура Возрождения высоко ценила литературу, и занятия литературой зачастую ставила выше всех других форм человеческой деятельности. Петрарка даже объявил поэзию особым путём к истине. Стиль - вот то главное, что отличает поэзию, по мнению писателей Возрождения, от прочих искусств и наук. Петрарка выделял три стиля: торжественный, умеренный и смиренный. Всё остальное вообще не относится к искусству речи, будучи просто плебейским словоизлиянием. Стихотворения Петрарки представляют собой аллегории отвлечённых истин: теологических, философских, моральных, астрономических. К обретению этих истин стремятся многие. Главная же забота поэта - стиль.

Одной из специфических черт литературы периода раннего Возрождения стало широкое распространение новеллы. В жанре новеллы впервые было осуществлено соединение гуманистической культуры с непосредственной смеховой культурой народных масс. Ренессансная новелла получила наибольшее развитие в Италии.

Во Франции подобную роль сыграл роман. В Англии - в драме, в Испании - в драме и романе, а также в повестях о заморских странах и путешествиях.

в. стал веком недолгого взлёта ренессансного рыцарского романа. Военная монополия рыцарства была сломлена на полях Столетней войны, и в то же самое время по всей Европе возникают новые рыцарские ордена. 15 в. рисует картину грандиозного рыцарского карнавала, черпающего свою энергию уже не столько из реальной традиции быта, сколько из традиции куртуазного романа.


3.Представители Раннего Ренессанса


Джованни Боккаччо (1313-1375) - стал первым новеллистом, которого мы знаем по имени. В жанре новеллы впервые, в "Декамероне" осуществил соединение гуманистической культуры с культурой народных масс. У него было много последователей и подражателей - Франко Саккети (ок. 1332 - ок. 1400); Мазуччо Гуардати (между 1410-1415 - ок. 1475); Лунджи Пульчи (1432-1487) и другие.

Филиппо Брунеллески (1377 - 1446) - итальянский архитектор, завершил в 1434 г. Гигантским куполом Флорентийский собор, в 1419-1424 гг. участвовал в строительстве Воспитательного дома во Флоренции. Едва ли не прекраснейшее из творений Брунеллески - капелла Пацци, семейная молельня влиятельного клана купцов (1430-1443).

Леоне Батиста Альберти (1404-1472) - первый итальянский зодчий. Палаццо семейства Ручеллаи Альберти придал античный декор (1446-1451). Построил церковь Сан-Себастьяно в Мантуе (1460-1473).

Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди; около 1386-1446) - итальянский скульптор, изваял в 1416 г. Статую Св. Георгия. При работе над памятником кондотьеру Гаттамелате для Падуи в 1446-1453 гг. Донателло впервые избрал местоположением центральную городскую площадь. 1440 г. - исполнил небольшую скульптуру, которая представляет Время в образе малыша, играющего в кости,- так называемый Амур - Аттис.

Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи; 1401-1428) -флорентийский живописец, мастер, которого чтят как основоположника искусства Возрождения. Расписанная им в 1427-1428 гг. капелла Бранкачи во флорентийской церкви Санта-Мария дель Кармине сразу стала своего рода школой живописцев. В центре внимания Мазаччо - не драматичные "диалоги" фигур, а величавое единство пространства и масс.

Уччелло (Паоло ди Донно; 1397-1475) -флорентийский живописец, написал "Битву при Сан-Романо", случившуюся в 1432 г.

Беато Анджелико (Фра Джованни да Фьезоле; около 1400-1455) - флорентийский художник-монах. Мир, изображаемый Анджелико, - "зеркальное отражение" земного мира. "Снятие с креста" (1437), "Благовещение" (1438-1445).

Боттичелли (Алессандро Филипепи) - флорентийский живописец. Живопись Боттичелли в период его расцвета (1470-1480-е гг.) - странный мир с его зыбким пространством, хрупкими формами. Талант Боттичелли - дар по своему качеству не столь живописный, сколь поэтический или даже музыкальный. "Весна" (1478), "Рождение Венеры" (приложение 1).

Пьеро делла Франческа (около 1420 - 1462) - сиенский живописец; ранняя фреска "Крещение Христа" (1445). Вершиной творчества стали фрески в алтаре церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) - они посвящены истории Животворящего дерева, принесённого на землю из Эдема первыми людьми, которому потом суждено было стать орудием казни Христа. Алтарь Монтефельтро (1472-1474) - живописец запечатлел герцога Федериго, своего покровителя, молящимся царственной и тихой Мадонне. "Воскрешение Христа" (1459-1469), "Посещение Соломона царицей Савской" (1452-1466).

Пизанелло (Антонио Пизано; 1395-1455) - живописец Северной Италии. В портрете принцессы из феррарского дома д Эсте (1430-е гг.) мастер оттенил нежную умиротворённость лица девушки, поместив его на контрастном фоне тёмной листвы.

Антонелло да Мессина (около 1430-1479) - венецианский живописец. Работа в Неаполе помогла Антонелло овладеть секретами приготовления масляных красок. Знаменитая работа "Св. Себастьян" (1476) удивляет контрастом между трагизмом сюжета и радостным светом, заполнившим картину. "Мужской портрет" (1475).

Андреа Мантеньи (1431-1506) - герои его картин напоминают ярко раскрашенные статуи, помещенные, словно в окаменевший мир. Фресковый цикл, называемый Камера дельи Спози (Супружеской комнаты) дворца Гонзага, законченный в 1474 г., свидетельствует о том, что за годы работы в мантуанском дворе его живописная манера сделалась мягче. "Распятие" (1457-1459), "Семейство Гонзага" (1474).

Джованни Беллини (около 1430-1516) - венецианский живописец - положил в основу своей манеры колористическое начало. "Моление о чаше" (около 1465).

Джотто ди Бондоне (1266-1337) - итальянский живописец. Из его работ лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена и росписи в церкви Санта Кроче.

Среди крупнейших художников - Дуччо ди Буонинселья (ок. 1250-1319), Симоне Мартини (1284-1344), Амброджо Лоренцетти (ок. 1280-1348).

Из художников Нидерландского Раннего Возрождения наиболее известны братья Губерт (умер 1426 г.) и Ян (ок. 1390-1441) Ван Эйки, Гуго Ван дер Гус (ок. 1435-1482), Рогир Ван дер Вейден (1400? - 1464).

Во Франции живопись Раннего Возрождения была представлена творчеством портретиста и миниатюриста Жана Фуке (ок.1420-1481).


Список литературы


1.Новая школьная энциклопедия, 2003 г. - Н. Е. Ильенко

2.Культурология: учебник для студентов вузов, 2009 - А. Л. Золкин

3.Борзова Е.П. История мировой культуры. Уч. пособие. Спб, 2002-12 экз.

4.Чернокозов А.И. История мировой культуры. Уч. пособие. Р.-на-Д.1997-12 экз.

Хроника мировой культуры. М2001-1экз.


Приложение

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Весна / Боттичели

Перелом событий в искусстве наблюдается в начале XV века. Тогда во Флоренции произошло мощное зарождение Ренессанса, что и послужило толчком для пересмотра всей художественной культуры Италии . Творчество таких авторов как Мазаччо , Донателло и их соратников говорит о победе ренессансного реализма, который имел серьёзные отличия от «реализма деталей», присущего готическому искусству позднего треченто. Идеалы гуманизма проникают в произведения великих мастеров. Человек, возвышаясь, становится над уровнем обыденности. Большую часть внимания художников занимает колорит индивидуальностей характера, сила человеческих переживания. Скрупулезная детализация сменяется обобщённостью и монументальностью форм. Стоит отметить, что тот героизм и монументальность, которые характеризовали творения открывших итальянскую эру Возрождения великих авторов, удерживаются в искусстве кватроченто лишь некоторое время и развиваются в дальнейшем лишь только в период Высокого Возрождения .

Давид / Донателло

Художественная реформа начала XV века отсекла возможность обращения, как к старым формам, так и к средневековому спиритуализму. С этого временного этапа искусство Италии становится реалистично направленным и обретает оптимистический светский характер, что является определяющей чертой Возрождения.

Чтобы перестать обращаться к традициям готики раннего Возрождения начинается поиск идей в античности и в искусстве Проторенессанса . Это происходит с одним отличием. Так, если раньше воззвание к античности носило скорее эпизодический характер, и зачастую было лишь простым копированием стиля, то теперь к использованию античного наследия подошли с творческой позиции.

Характерные черты искусства начала XV века родственны Проторенессансу, наследие которого имеет широкое использование. При этом если ранее мастера Проторенессанса искали идеи вслепую, то теперь их творческий стиль базируется на точных знаниях.

Мадонна с младенцем /Маззачо

В XV веке происходит сближение искусства и науки. Художники стремятся познать и изучить окружающий мир, что приводит к расширению их кругозора и уходу от узкой направленности цехового ремесла. Также это способствует возникновению вспомогательных дисциплин.

Великие архитекторы и художники (Донателло, Филиппе Брунеллески , Леона Баттисты Альберти и другие) разрабатывают теорию линейной перспективы.

Данный период ознаменовывается систематическим изучением строения человеческого тела и появлением теории пропорций. Для того чтобы правильно и реалистично изобразить человеческую фигуру и пространство привлекаются такие науки как анатомия, математика, анатомия и оптика.

Капелла Лацци собора Санта-Кроче во Флоренции /Брунеллески

В конце XIV — начале XV века в архитектуре происходит оформление стиля Ренессанса и уход от старых традиций. Подобно изобразительному искусству главенствующую роль в обновлении сыграл призыв к античности. Конечно, новый стиль был не просто второй жизнью для античности. Архитектура Ренессанса была создана в соответствии с новыми духовными и материальными запросами людей.

Первоначально архитектура Ренессанса находила свои идеи развития в памятниках, которые были подвластны влиянию античного зодчества. Совместно с новыми идеями творцы Ренессанса, несмотря на отказ от старых устоев, перенимают некоторые свойства готической архитектуры.

Византийское зодчество также отразилось на формировании нового стиля, наиболее ярким примером служит церковное строительство. Процесс превращения и развития архитектуры Ренессанса проистекает от попыток изменения внешних декоративных частей к полной переработке ключевых архитектурных форм.

Мадонна с младенцем /Джентиле да Фабриано

Неоднородностью отличается итальянское искусство — XV века. Различие условий местных школ приводит к появлению разнообразия художественных направлений. Если в передовой Флоренции новое искусство было радушно принято, то это вовсе не означает, что оно получило признание и в других частях страны. Одновременно с работами авторов Флоренции (Мазаччо, Брунеллески, Донателло), в северной Италии продолжали своё существование традиции византийского и готического искусства, лишь понемногу смещаемых Ренессансом.
Одновременное присутствие инновационных и консервативных тенденций свойственно как местным школам скульптуры и живописи, так и архитектуре XV века.