Дополнительная образовательная программа для дошкольников музыкотерапия. Музыкотерапия в доу методическая разработка на тему. Комплексы упражнений для пробуждения

Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом ее проявлении. Сегодня это направление необычайно популярно в детских садах и других дошкольных учреждениях.

Обычно музыкотерапию используют в работе с дошкольниками, наравне с другими видами – изотерапией, и так далее. Все эти методы воспитания в комплексе способны корректировать различные эмоциональные отклонения, страхи, нарушения психики у малышей. Терапия искусством становится совершенно незаменимой при лечении детей с аутизмом и задержками психического и речевого развития. В данной статье мы расскажем вам о том, что именно представляет собой занятие музыкотерапией в детском саду, и какую пользу оно может принести детям.

Что представляет собой музыкотерапия для дошкольников?

Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах:

  • прослушивание музыки;
  • хоровое пение;
  • танцы;
  • создание собственных музыкальных произведений и запись их на аудионосители;
  • игра на простых музыкальных инструментах и т.п.

Кроме групповой формы, нередко используется индивидуальная форма влияния на ребенка. В этом случае педагог или психолог взаимодействует с малышом с помощью музыкальных произведений. Обычно такой метод применяется, если у ребенка имеются какие-либо нарушения психики или отклонения в развитии. Нередко такая ситуация возникает после перенесенного малышом стресса, например, связанного с разводом родителей.

В чем польза музыкотерапии для детей дошкольного возраста?

Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние, как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку.

Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребенка и усилению активности речевых функций. Сегодня многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий.

Музыка - это великое искусство, которое с древних времен является естественной формой выражения эмоциональных состояний человека.

В.А. Сухомлинский(педагог и психолог) считал музыку средством нравственного и умственного воспитания человека: « Воспитание музыкальное- это не воспитание музыканта,а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкотерапия -лечение музыкой.

Музыкотерапия - это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка.

Музыка -это лекарство, которое слушают.

Потрясающая сила воздействия музыки на людей известна с древнейших времен. Достаточно вспомнить звуковое сопровождение различных религиозных обрядов, начиная с шаманизма и заканчивая мировыми религиями. Но, как установила наука, музыка способна не только помогать душе, но и лечить тело.

Принцип действия: Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот.

Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Самое сильное и комплексное воздействие оказывает орган. Для печени полезнее всего звуки кларнета, звуки саксофона - для мочеполовой системы, струнные инструменты благотворно действуют на сердце.

С точки зрения целей применения музыкотерапия делится на следующие группы:

Клиническая - необходима в лечении и профилактике;

Экспериментальная - исследует различные музыкальные воздействия на организм человека;

Интегративная - сочетается с другими видами терапии, использующими искусство (арт-терапия): танец, рисование под музыку и т.д.

Фоновая - нужна в качестве фона при проведении психотерапевтических мероприятий,

Тематическая - подразумевает наличие сюжета, лекцию по выбранной тематике (например, творчество определенного композитора).

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века - подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база. Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии.

Какие болезни можно вылечить с помощью музыкотерапии? Перечень подобных заболеваний очень широк: неврозы, неврастения, переутомление, бессонница, шизофрения, психозы. Есть положительнее результаты при лечении гипертонии, ишемической болезни сердца, гастритов, спастических колитов, язвенной болезни, хронического бронхита, бронхиальной астмы, болезней мочеполовой системы. Особенно ценно лечение музыкой для пациентов, страдающих аллергией на лекарственные препараты, а также при психосоматических нарушениях.

В отличие от большинства других методов оздоровления, музыкотерапия приемлет самолечение. Есть даже специальные музыкальные сборники: в них объединены произведения, способствующие лечению определенной болезни. Разумеется, музыкотерапия не сможет заменить привычные медицинские процедуры, но способна снизить требуемые дозы принимаемых препаратов, а также особенно эффективна при обезболивании.

Как происходит лечение с помощью музыки? Средняя продолжительность сеанса колеблется от 30 до 45 минут. Общее количество сеансов зависит от диагноза, индивидуального состояния больного и других факторов. Обычно требуется от 10 до 20 посещений музыкотерапевтического кабинета. Данное помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, удобную мебель, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно во время сеанса. Предпочтительнее проводить сеансы без наушников. В процессе лечения могут применяться микронаушники, которые прикрепляются на точки акупунктуры и оказывают колебательные воздействия.

Занятия музыкотерапией способствуют развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков. Музыка помогает ребенку развиваться гармонично, обогащая его внутренний мир, укрепляя его «Я».

Все это формирует успешного, уверенного в себе и сильного человека. В контексте нашей с вами работы мы можем использовать гармонизирующую силу музыки для развития ребенка и, при необходимости, коррекцию эмоционально- личностных расстройств посредством музыкального сопровождения.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и т.д.

Давайте рассмотрим, какие цели реализует музыкотерапия:

    Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка- успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.

    Помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка

    Повышает самооценку

    Способствует установлению и развитию межличностных отношений

    Формирует ценные практические навыки- игру на музыкальных инструментах, умение петь.

И сегодня у нас с вами есть возможность прикоснуться к волшебному миру музыки, окунуться в него, почувствовать на себе его исцеляющее воздействие.

Сила музыки заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно или весело; достаточно только сыграть мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали или радости с первых тактов. И одним из наиболее ярких музыкальных инструментов, воздействующих на психику, является скрипка .

Психологами установлено, что с помощью известных всем детских песен с добрыми словами, а также народной музыки, доступной в восприятии, легче устанавливается контакт между детьми. Такая музыка дает детям ощущение безопасности.

Музыка увлекает за собой ребенка, вызывает в нем сильные чувства, пробуждает богатые внутренние зрительные образы. Прикасаясь к музыке, ребенок начинает воспринимать мир еще на одном языке- языке чувственных образов.

ПРОГРАММА курса коррекционно – развивающих занятий музыкотерапии

ЦЕЛЬ: Формирование положительного эмоционального фона реабилитации и позитивной самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа предназначена для преподавания основ музыкального искусства в младших классах в режиме занятий дополнительного образования, рассчитана на один учебный год. Данная программа предусматривает систематическое и последовательное обучение. Придерживаясь содержания программы, учитель может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Программа музыкально – терапевтических занятий составлена по принципу контраста, с учётом физиологических законов сопоставления звучащей музыки и обуславливает лучшую «заряжаемость» положительными эмоциями. Сопоставление и чередование тихой и громкой, быстрой и медленной, мажорной и минорной музыки (с относительным преобладанием той или иной в зависимости от вида и степени эмоционального расстройства, отклонения в поведении и этапа коррекции) следует тому же закону контраста. В последовательности двигательных упражнений также соблюдается чередование и сравнение противоположных по характеру движений, что рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается его психическая и двигательная активность, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование эмоционально-волевой сферы учащихся. Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические упражнения, пение, музыкальные игры, музицирование, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о музыкальном и изобразительном искусстве. Беседы, проводимые на занятиях, детьми проводятся беседы - диалоги, обсуждения, которые соответствуют возрасту и степени развития детей, помогают развитию способности логически мыслить.

Основные методы: Ø коммуникативные игры;

Ø психогимнастические упражнения;

Ø пение песен различного характера;

Ø пальчиковая гимнастика;

Ø элементы релаксации;

Ø беседы и дискуссии;

Ø рисунок;

Ø музыкально-дидактические игры;

Ø упражнения на развитие образного восприятия и воображения.

Интересные факты о музыкотерапии

    Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.

    Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.

    Исследования показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.

Мастер-класс для родителей дошкольников "Музыкотерапия в системе здоровьесбережения"

Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП «Детский сад «Кораблик»
г. Новокуйбышевск Самарской области

Материал актуален для педагогов детских садов и школ.
Цель: раскрыть возможности музыкотерапии в профилактике заболеваний и оздоровлении детей и взрослых.
Задачи:
-обучить приемам вокалотерапии на основе диафрагмального дыхания;
-предложить практический музыкальный материл для применения в домашних условиях;
-обучить приемам расслабления мышц и выражения эмоций.
Здравствуйте, уважаемые родители! В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. А вот то, что она является еще и отличным лекарем, известно не каждому. Между тем, способность звуков исцелять давным-давно была подмечена древними врачевателями. Музыкотерапия не ограничивается психоэмоциональным воздействием, она способна проникать в организм не только через органы слуха, но и через кожу, так как имеет волновую природу, а в коже находятся виброрецепторы, воспринимающие звуковые волны, которые воздействуя в определенной частоте, запускают противоболевую систему. То есть, в механизме музыкального воздействия имеет место явление
биорезонанса. Известно, что каждая клетка нашего организма совершает колебания с определенной частотой, и если эти колебания попадают в резонанс со звуковыми колебаниями, клетка определенным образом реагирует на звук. Очень бурно реагируют на музыку раковые клетки, причем от одной музыки они начинают активно расти и размножаться, а от другой, наоборот, их рост замедляется. Лечебный эффект музыкотерапия дает и при заболеваниях нервной, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочных патологиях.
Слушание каких же музыкальных произведений дает оздоровительный эффект? Это в основном классические произведения в исполнении симфонического оркестра : «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса снимают напряжение; «Вальс цветов» Чайковского способен излечению язвы желудка; творческий импульс стимулируют «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк», «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна; для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Времена года» Чайковского; полное расслабление можно получить после прослушивания «Вальса» Шостаковича из к/ф «Овод», «Метели» Свиридова; нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона; снимает головную боль и невроз прослушивание «Полонеза» Огиньского; нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига; «Соната № 7» Бетховена излечивает от гастрита, а музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей детей. Не злоупотребляйте слушанием рока, слишком громкой агрессивной музыки, так как это чревато накоплением негативных эмоций, нервного напряжения и возбуждения.
Кроме того, звучание отдельных инструментов ( (кларнет, виолончель, скрипка, флейта, фортепиано, орган и т.д.) в умеренном темпе и громкости звучания влияет на разные органы и части тела. Кларнет активизирует работу системы кровообращения; скрипка и фортепиано успокаивают; флейта положительно воздействует на бронхи и легкие; виолончель – на мочеполовую систему; арфа гармонизирует работу сердца, снимает сердечные боли, избавляет от аритмии; орган приводит в состояние душевной гармонии; тромбон положительно воздействует на костную систему, снимает зажимы в позвоночнике; ударные прочищают энергетические каналы.
В целях коррекции психоэмоциональных состояний детей всем родителям предлагаю подборку «лечебных» музыкальных произведений как в исполнении симфонического оркестра, так и в звучании отдельных инструментов.
С помощью детских песен тоже можно корректировать состояние детей. Мажорная веселая, динамичная мелодия способна поднять настроение, ускорить работу сердца, поднимая артериальное давление и учащая пульс, а минорная мелодичная, спокойная музыка уместна тогда, когда надо, как говориться, «умерить пыл», снять перевозбуждение, для релаксации.
При наступлении зимнего периода, при обострении бронхо-легочных заболеваний особенно важно использовать вокалотерапию. Воздействие гласных звуков на организм различно, поскольку для каждой гласной характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних гласных подзаряжает энергией, других – успокаивает, расслабляет, снимает напряжение, что является прекрасной профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук воздействует на определенный орган. Например, «А» положительно влияет на работу сердца, толстого кишечника, стимулирует энергетику;
«О» стимулирует работу печени;
«У» помогает стабилизировать эмоции, воздействует на психику;
«Е» воздействует на клеточном уровне, стимулирует регенерацию клеток;
«Э» помогает преодолеть комплекс неполноценности;
«И» улучшает работу головного мозга;
«Я» активизирует внутренние силы организма, иммунную систему;
«Ю» звук молодости, обновления, оказывает благотворное влияние на почки, кожу.
Наиболее важны звуки «А» и «О», это доноры, дающие организму энергию.
Использование полного дыхания способствует достижению желаемого оздоровительного эффекта.
МЕТОДИКА ПРОПЕВАНИЯ:
Перед пропеванием гласных звуков нужно занять позу балерины, сделать глубокий вдох («животом»), задержать дыхание и затем использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Такое диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, что способствует повышению сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является эффективным средством удаления шлаков и очищения организма, массажем внутренних органов. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.
Очень эффективны для оздоровления звуковые игры с согласными. Игры со звуком «В» полезно выполнять при начинающемся насморке. «Закройте глаза, раскиньте руки и звучите, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем самолет удаляется». Или звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Также можно поиграть со звуком «Ж» («Жуки»), с помощью которого можно снять кашель, или со звуком «З» - если болит горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш» , который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик»). Игры можно сопровождать движениями, что очень нравится детям.
Упражнения и этюды из «Психогимнастики» М.Чистяковой помогут создать спокойное настроение, расслабленное состояние маскулатуры, снимают напряжение.
На тренинге с родителями проводились этюды на расслабление мышц «Старый гриб», «Сосулька», «Штанга» и этюды на выражение различных эмоций «Кислое и сладкое», «Лисичка подслушивает».
Важным фактором в достижении душевного, а значит и физического здоровья и психологической устойчивости являются Формулы музыкального самовнушения:
1.Формулы психологической устойчивости: «Твердо по жизни я иду», «Только смеяться» и другие.
Пример: "Только смеяться!"
Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться.
И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!
2.Формулы принятия несчастья: «Что бы со мной не случилось» (улыбка при неудачах), «Я забыл про мои неудачи» (забвение неудач) и другие.
Пример: "Я забыла про мои неудачи"
Я забыла мои пораженья, я забыла мои огорченья,
Я забыла, что меня тяготило, всё, что на сердце тяжко давило.
Ничего я не помню плохого, и не надо мне счастья иного,
Не зову, не жалею, не плачу, я забыла мои неудачи.
3. Формула расслабления и успокоения: «О покой, тишина» (колыбельная самому себе)
О, покой, тишина и предчувствие сна.
Сладко мне в тишине, мягкий свет льется в душу ко мне.
Отдохни от забот, засыпай, милый друг,
И скорей в тишине позабудь всё, что было вокруг.
4. Формула защиты от беспокойства и плохих мыслей: «В любой работе не напрягайся»
В любой работе не напрягайся, а если напрягся – быстрей расслабляйся.
Напряженные мышцы – источник беспокойства, от них идет усталость в сознание и мозг.
А если их расслабишь, то долго не устанешь, здоровый будешь, свежий, как светлый майский день!
5. Формула позитивных мыслей: «Жизнь моя есть то, что думаю о ней»
Жизнь моя есть то, что думаю о ней, сила моя то, что думаю о ней.
Воля моя то, что думаю о ней, здоровье мое то, что думаю о нем.
Я думаю о том, что жизнь моя прекрасна, я думаю о том, что очень счастлив я.
Я верю, что живу и мыслю не напрасно, и счастьем одарит меня судьба моя!
6.Формула повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих "Я - хороший, ты - хороший"
Я. я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.
Я, я очень умный. Я, я очень добрый. Я, я очень сильный. Я, я очень смелый.
Я, я, я люблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я люблю тебя.
Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты самый нежный. Ты, ты, ты самый лучший.
Ты, ты, ты просто чудо. Ты, ты, ты просто диво. Ты, ты, ты просто ангел. Ты, ты, ты дар судьбы.
Желающим предлагаются также Формулы голодания, Формулы здоровья при сердечно-сосудистых заболеваниях, при заболеваниях внутренних органов, при бронхиальной астме, при болях в ногах.
(Формулы с музыкальным сопровождением содержатся в книге В.Петрушина "Музыкальная психотерапия")
В чем их эффективность? Они нацелены на то, чтобы сформировать в человеке такие принципы по отношению к окружающей его жизни, которые бы способствовали гармонии его внутреннего мира. Стойкость при неудачах, защита от негативных мыслей, умение радоваться жизни и благодарить судьбу составляют основное содержание этих формул. Они направлены на воспитание веры в жизнь и поиск в ней тех опорных точек, которые придают ей смысл. Ориентации же на смысл и на дело являются важным фактором душевного здоровья и психологической устойчивости.

Наталья Мухина
Музыкотерапия в детском саду

Понятие музыкотерапии

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить ее роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов! Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия музыки.

Каким же образом музыка воздействует на организм человека?

Трудно переоценить влияние музыки на человека. Это живой неисчерпанный источник вдохновения. Музыка может предоставить удовольствие, но также одновременно может вызвать сильное душевное переживание, пробудить к размышлению, открыть неизвестный мир фантазий.

Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, облегчает установление контакта между людьми, повышают тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.

Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.

Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно- психических заболеваний.

Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

Ритм. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.

Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Рок-музыка может действовать разрушающе на мозг.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему,

увеличивает содержание адреналина в крови.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы. Напpимеp, не так давно стаpейший в миpе бpитанский наyчный жypнал «Nature» («Пpиpода») опyбликовал статью амеpиканской исследовательницы из калифоpнийского yнивеpситета, доктоpа Фpанзис Раyшеp о положительном влиянии мyзыки Моцаpта на человеческий интеллект. Пpоведенные экспеpименты подтвеpждают, что это действительно так. После 10-ти минyтного пpослyшивания фоpтепианной мyзыки Моцаpта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектyальности» y стyдентов - yчастников экспеpимента в сpеднем на 8-9 единиц.

Интеpесным фактом явилось то, что мyзыка Моцаpта повышала yмственные способности y всех yчастников экспеpимента - как y тех, кто любит Моцаpта, так и y тех, комy она не нpавится.

Музыкотерапия в детском саду

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Как музыка может влиять на здоровье ребёнка? В 1997 году доктором медицинских наук Михаилом Львовичем Лазаревым была создана Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!». В этой программе музыка занимает центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».

М. Л. Лазарев считает, что во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

1) Вибрационный факто р музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.

2) Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма – такие как дыхательная, двигательная, сердечнососудистая.

3) Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.

В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

В-четвертых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

Музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах.

Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание. Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления.

Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается в музыкальном оформлении игр; музыкальной релаксации.

Для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом («анданте», «адажио») должны слушать беспокойные дети. Согласно мнению медиков, таким детям подойдет немецкая или венская музыка из произведений Шуберта, Моцарта, Гайдна, а также рождественские церковные песнопения.

А заторможенным детям с плохим аппетитом, испытывающим проблемы с дыханием, необходимо слушать музыку в темпе «аллегро», «аллегро модерато», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции. Неоднократно отмечалось, что значительно сильнее влияют на ребенка мелодии со словами. Причем язык практически не имеет значения.

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского,

«Каприз № 24» Никколо Паганини. Эти мелодии могут использоваться в работе с вялыми детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц.

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры, музицирования на музыкальных инструментах и другие.

Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

Элементы музыкотерапии можно использовать и в группе в течение дня.

Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

3. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

4. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах – Гуно «Аве Мария».

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3 Бах «Органные произведение».

Особенности использования музыкотерапии:

Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

Использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

Лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления № 41»

Адаптивная программа по музыкотерапии
для детей от 1, 6 до 3 лет

Разработала:
музыкальный руководитель МДОУ № 41,
Тоцкая Оксана Викторовна

Черемхово
2010г.

Cодержание:

1. Пояснительная записка

2. Цель, задачи программы, ожидаемый результат.

3. План поэтапного прослушивания произведений.

5. Литература.

«Музыка- это дух, душа, значит,
наша жизнь, прожить которую надо в гармонии
с природой, частью которой являемся и мы,
люди, и создаваемая нами музыка».

(С.Шушарджан, доктор медицинских наук,
профессор, президент Международной
академии интегративной медицины).

Пояснительная записка.

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста заболеваемости детей младшего дошкольного возраста. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс приспособления, т.е. адаптации к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

1. нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
2. нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый),
3. а также меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Сегодня в дошкольных учреждениях над данной проблемой работают психологи, педагоги и другие специалисты. Многие ищут инновационные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. В свою очередь я, как музыкальный руководитель детей раннего возраста, решила не остаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия. Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. Так же он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

В свою очередь, изучив различную литературу, опыт работы специалистов, педагогов, я решила создать адаптивную программу по влиянию музыки на психоэмоциональное состояние детей раннего возраста, которую назвала.

Методологической основой моей работы послужили теоретические разработки по музыкотерапии таких учёных, как В. И. Петрушина, А.И.Попова, К. Рюгера и др. Но, в большинстве, в своём исследовании, я опираюсь на уникальную программу С.В.Шушарджана доктора медицинских наук, профессора, президента Международной академии интегративной медицины.

Программа «Адажио» предназначена для детей от 1, 6 до 3 лет. Она органично вписывается в раздел работы музыкального руководителя и всего педагогического процесса.

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
o Активной (вокалотерапия, инструментальная музыкотерапия);
o Интегративной (музыкоцветотерапия, музыкоизотерапия).
На некоторых детей музыка влияет более остро, чем слово.

Восприятия музыки не требует подготовки и доступна детям с самого раннего возраста.

Цель программы: создание благоприятных условий для пребывания детей в ДОУ через поэтапное прослушивание классических и инструментальных произведений.

Задачи:
сформировать оптимальные условия для вновь прибывших детей в адаптационный период,
способствовать положительному психоэмоциональному состоянию детей раннего возраста средством музыкотерапии;
интегрировать музыкальное воздействие с другими видами деятельности.

Ожидаемый результат: благотворное влияние музыки на общее эмоциональное состояние детей раннего возраста (снятие тревожности, страхов, прохождение адаптации в легкой форме).


Условия реализации программы:

1. создание благоприятных условий для прослушивания музыкальных произведений;
2. формирование программно-методического обеспечения;
3. интеграция с другими образовательными областями.

Основные принципы программы:
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно - вопитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата не зависимо от возраста и уровня развития детей.

Разделы программы включают в себя слушание классических и инструментальных музыкальных произведений в:
1. адаптационный период;
2. утреннюю гимнастику;
3. сон. час;
4. совместную деятельность музыкального руководителя с детьми;
5. самостоятельную деятельность.

Программа предполагает различные формы организации детей раннего возраста:
Использование музыки:
- в игровой деятельности;
- на утренней гимнастике;
- в совместной деятельности музыкального руководителя и детей;
- во время режимных процессов;
- в других образовательных областях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность);
- во время прогулки (в теплое время);
- на праздниках и развлечениях.
Музыка в повседневной жизни:
- театрализованная деятельность;
- слушание музыкальных произведений в группе;
- прогулка;
- детские игры;
- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле !

Список литературы:
1. С.Шушарджан/По материалам моих научных исследований 2005 г. - FANCY_men./< www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/ >
2. В.И.Петрушин «Музыкальная психотерапия: Теория и практика» (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000г.)
3. Н.Коршунова «Интеллект ребенка можно развить ещё в материнской утробе» («Иркутская газета», № 6, 2006г.)
4. «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ» № 1 / 2007
5. Т.Абрамова «Скрипичный ключ к здоровью»(Журнал «Иркутская культура», № 15, 1997г.)
6. «За тайной музыки – энергия здоровья» («Библиотечная газета», № 20, 2003г.)
7. О.Жавина «Музыкальное воспитание: поиски и находки» («Просвещение», Москва, 1985г.)
8. Л.Маркус, О.Никологородская «Излечивает гнев и заполняет время» (Яндекс.ru)
9. Журналы «Музыка в школе» (№5, №3, №6 – 2005г; №3, №6 – 2006г.)
10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985г.
11. Яндекс.ru
Полный текст материала Адаптивная программа по музыкотерапии для детей от 1, 6 до 3 лет. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.