Покой. Внутренняя тишина и настройщик сознания

Дон Хуан определял внутреннее безмолвие как особое состояние изгнания мыслей, при котором человек может функционировать на ином уровне сознания, чем обычно. Он подчёркивал, что внутреннее безмолвие наступает при прекращении внутреннего диалога – вечного спутника мыслей, и потому является состоянием глубокой тишины.

– Маги древности, – говорил дон Хуан, – назвали это внутренним безмолвием, так как в этом состоянии восприятие не зависит от чувств. Во время внутреннего безмолвия вступает в силу иная способность человека, та способность, которая делает его магическим существом, способность, ограничиваемая не самим человеком, а неким чужеродным влиянием.

– А что это за чужеродное влияние, которое ограничивает наши магические способности? – спросил я.

– Это предмет нашей будущей беседы, – ответил дон Хуан, – а не тема настоящей дискуссии, хотя это на самом деле самый серьёзный аспект магии шаманов древней Мексики.

– Внутреннее безмолвие, – продолжал он, – это основа всей магии. Иными словами, всё, что мы делаем, ведёт нас к этой основе. Она же, как и всё остальное в магии, не раскрывает себя, пока нечто гигантское не встряхнёт нас.

Дон Хуан рассказал, что маги древней Мексики изобретали всевозможные способы встряхнуть себя или других практикующих магов до основания, чтобы достичь тайного состояния внутреннего безмолвия.

Они додумались до самых невообразимых действий, которые, казалось бы, совершенно не могли быть связаны с достижением внутреннего безмолвия, таких, скажем, как прыжки в водопад или ночи, проведённые на ветвях деревьев вниз головой. Однако это были ключевые приёмы достижения такого состояния.

Следуя логике магов древней Мексики, дон Хуан категорически заявлял, что внутреннее безмолвие возрастает и накапливается. В моём случае он пытался направить меня на создание ядра внутреннего безмолвия в самом себе, а затем понемногу наращивать его при каждом удобном случае.

Он объяснил, что маги древней Мексики обнаружили, что каждый человек имеет свой собственный порог внутреннего безмолвия с точки зрения времени.

Иными словами, внутреннее безмолвие должно сохраняться в каждом из нас определённое время, прежде чем сработает.

– А что маги древности считали знаком того, что внутреннее безмолвие начало работать, дон Хуан? – спросил я.

– Внутреннее безмолвие начинает работать с того момента, как ты начинаешь развивать его в себе, – ответил дон Хуан. – То, к чему стремились маги древности, было финалом, драматическим концом и результатом достижения этого индивидуального порога безмолвия. Некоторым особо одарённым магам необходимо всего лишь несколько минут безмолвия для достижения вожделенной цели. Иным же, менее талантливым, требуется гораздо больший период тишины, чтобы прийти к желанному результату. Желаемый результат – это то, что маги называли остановкой мира, – момент, когда всё вокруг перестаёт быть тем, чем было всегда.

– Это момент, когда маг возвращается к подлинной природе человека, – продолжал дон Хуан.

– Маги древности также называли это абсолютной свободой. Это момент, когда человек-раб становится свободным существом, способным на такие чудеса восприятия, которые бросают вызов нашему обычному воображению.

Дон Хуан уверил меня, что внутреннее безмолвие является тем путём, который ведёт к истинному отказу от суждений; к тому мгновению, когда наши чувства прекращают интерпретировать чувственные данные, излучаемые всей Вселенной; к моменту, когда постижение перестаёт быть силой, которая приходит к определению природы мироздания через повторение и использование.

Магам необходим переломный момент для того, чтобы внутреннее безмолвие заработало, – сказал дон Хуан. – Переломный момент подобен раствору, который каменщик кладёт между рядами кирпичей. Лишь тогда отдельные кирпичи превращаются в структуру, когда раствор твердеет.

****

Внутренняя тишина - это ключ, отпирающий дверь. Он ничего вам не покупает, он никуда вас не переносит, он просто открывает дверь. Мы поддерживаем нашу точку сборки в ее обычном положении при помощи нескончаемого внутреннего диалога. Когда, наконец, мы сможем остановить этот диалог, мы сможем остановить мир.

Что значит остановить мир? Это означает, что, благодаря внутреннему безмолвию, наступила пауза во внутреннем диалоге, и наша точка сборки может сдвинуться в новое положение. Это новое положение освещает новые эманации, и мы начинаем "видеть", и наш старый мир останавливается.

****

Внутренняя тишина определялась доном Хуаном как естественное состояние человеческого восприятия, в котором блокируются мысли и все способности человека функционируют на уровне, который не требует задействования нашей повседневной познавательной системы.

Дон Хуан ассоциировал внутреннюю тишину с темнотой, потому что человеческое восприятие, лишенное своего привычного спутника - внутреннего диалога, или иначе говоря, молчаливого вербального истолкования познавательных процессов - словно падает во что-то напоминающую темную яму.

Тело функционирует как обычно, но осознание приобретает остроту. Решения принимются мнгновенно и кажутся исходящими из особого вида знания, не связанного с мысленной вербализацией.

Внутренняя тишина, в понимании магов линии дона Хуана, является матрицей для гигантского шага эволюции; маги древней Мексики называли этот гигантский шаг эволюции безмолвным знанием.

Безмолвное знание - это состояние человеческого осознания, в котором познание является мгновенным и автоматическим. Знание в этом состоянии не является продуктом мышления мозга или логическими индуктивными или дедуктивными выводами, или обобщениями основанными на сходстве и различиях.

В безмолвном знании ничего не известно априори, заранее, ничего из того, что уже составляет основы знания. В безмолвном знании все безусловно является находящимся сейчас. Сложная информация может быть получена моментально, без всякой подготовки.

Дон Хуан считал, что древние люди соприкасались с безмолвным знанием, но что древний человек на самом деле не обладал безмолвным знанием. Он говорил, что это соприкосновение было бесконечно более сильным чем то,что испытывает человек в наши дни, когда объем знания и обучение определяется путем механического запоминания.

Он считал также, что хотя мы и потеряли этот контакт, тем не менее дорога к безмолвному знанию всегда будет открыта для человека, и что оно происходит из внутренней тишины. Достижение внутренней тишины является предпосылкой для всех тех вещей, которые были разъяснены ранее.

Дон Хуан учил, что внутрення тишина должна быть достигнута благодаря постоянному воздействию дисциплины. Он говорил,что ее необходимо накапливать или что ее нужно запасать часть за частью, секунду за секундой. Иначе говоря, нужно принуждать себя к тишине, даже если и на несколько секунд.

Дон Хуан говорил, что если человек настойчив, то его настойчивость побеждает привычку, и поэтому он достигает преддверия тишины, накопив ее секунды или минуты, это преддверие, этот порог разный для всех людей.

Например, если для какого-то человека этот порог составляет десять минут, то после того, как он достигает этой отметки, то внутренняя тишина устанавливается самопроизвольно, так сказать сама собой.

Нет возможного способа узнать, каким может быть наш индивидуальный порог. Единственный способом найти его - это пытаться достичь его. Так, например, случилось со мной. Следуя предложению дона Хуана я старался заставить себя войти в состояние тишины, и однажды, когда я шел по университету из факультета антропологии в кафе, я достиг своего таинственного порога. Я знал, что я достиг его, потому что в одно мнгновение я испытал то, что многократно описывал дон Хуан - остановку мира.

В одно мнгновение мир перестал быть для меня тем, чем он был и в первый раз в своей жизни я осознал, что я вижу энергию так, как она течет во вселенной. Я сел на кирпичные ступени. Я знал,что я сижу на кирпичных ступенях, но я знал это только интеллектуально, посредством памяти. На самом деле я присел отдохнуть на энергию. Я сам был энергией и все вокруг меня тоже являлось энергией.

Затем я осознал то, что меня напугало, то, что никто кроме дона Хуана не мог мне объяснить;я осознал то, что хотя я и видел первый раз в своей жизни, я видел энергию так как она течет во вселенной всю свою жизнь, но я не сознавал этого.

Видеть энергию так как она течет во вселенной не было для меня чем-то новым. Новым был вопрос, который появился во мне с таким неистовством, что это вернуло меня обратно в мир повседневной жизни.

Что же удерживало меня от осознания того,что я вижу энергию так как она течет во вселенной? - спросил я себя.

Дон Хуан объяснил это мне,указав на различие между осознанием вообще и предумышленным осознаванием чего-либо. Он сказал,что состояние людей включает в себя это глубокое осознание, но все примеры этого глубокого осознавания находятся на другом уровне, нежели уровень их предумышленного осознавания.

Он говорил, что внутренняя тишина создала мост между этим разрывом, в этом и состоит ее функция, что позволило мне осознавать вещи, которые я раньше только чувствовал, не осознавая.

****

Дон Хуан говорил, что внутренняя тишина была столь важным достижением, что считается основным условием шаманизма. Давайте вспомним его слова из книги «Сказки о Силе»: "Вход в мир магов открывается лишь после того, как воин научится останавливать свой внутренний диалог. Изменение нашей идеи о мире - ключ к магии, и единственным путем к этому является остановка внутреннего диалога".

Свою десятую книгу, изданную для узкого круга лиц, Кастанеда назвал «Внутренняя тишина».

Там он дал определение безмолвия как "состояния восприятия человека, свободное от мыслей и неозвученных вербализаций". Однажды достигнутая, эта внутренняя тишина превращается в "матрицу, необходимую для совершения гигантского эволюционного шага. Величайшее достижение в жизни шамана - достижение безмолвного знания".

Восьмая книга Карлоса названа именно так, и в ней безмолвное знание определяется как "то, что знает, наша древняя часть, древняя сторона человека (новая часть - это разум). Это нечто такое, что есть у каждого из нас. Оно полностью контролирует всё, имеет полное знание обо всём"...

Человек отказался от безмолвного знания ради мира разума. Чем больше он использует разум, тем более эфемерным становится безмолвное знание.

Безмолвное знание - это "уровень сознания, не требующий ни функционирования нашей повседневной системы познания", ни "подспудного действия процесса познания: внутреннего диалога. Это такое состояние человеческого сознания, при котором знание приходит автоматически и мгновенно... Все, касающееся человека, раскрывается в мгновение ока".

Дон Хуан полагал, что безмолвное знание первобытного человека было бесконечно более мощным, чем то, которое имеют люди современности, хотя он и не был его хозяином в полной мере.

Он считал, что хотя мы и утратили способность к безмолвному знанию, проспект, ведущий к нему, будет всегда открыт для человека, и проспект этот берет начало в "матрице внутренней тишины".

Тайша Абеляр о внутреннем безмолвии

Метод заключается в том, чтобы постепенно, секунда к секунде, увеличивать продолжительность внутренней тишины (внутреннего молчания, остановки внутреннего диалога). Когда Тайша достигла предела в 5 минут (у Флоринды – 8 минут), это "вынесло" ее за пределы ее обычной точки сборки.

Критическим показателем для Кэрол Тиггс являются 23 минуты полного внутреннего молчания, после чего она готова буквально "остановить Землю" (имея энергетического двойника, Кэрол обладает гораздо большей массой, которую можно привести в движение за гораздо большее время).

Чтобы достигнуть внутреннего молчания, некоторые буддисты используют палку, один конец которой воткнут в землю, а второй упирается в лоб. Можно также зажечь спичку и, опустив ее кончик в воду, пристально глядеть, как пламя медленно продвигается по спичке, постепенно принося полное молчание.

Единожды достигнув критической точки молчания, вы впоследствии сможете быстрее вызывать это состояние и увеличивать его продолжительность.

состояние тишины, отдыха

Альтернативные описания

Название буквы «п» в старой русской азбуке

Лекарство от суеты

Отсутствие движения и шума

Состояние неподвижности

Состояние тишины, отдыха, бездеятельности

Старинное название буквы «п»

Тоже движение, но с нулевой скоростью

Штиль, умиротворение

В виде буквы «п»

Буква кириллицы

Движение с нулевой скоростью

Мир с собой и перемирие с другими

Чего в песне не хочется сердцу?

Что нам снится во время вечного боя?

Лучшее лекарство при сотрясении мозга

Рассказ русского писателя Л. Андреева

Состояние умиротворенности

Он нужен больному

. «п» в кириллице

Состояние отдыха

Состояние тишины

Что нам снится во время боя?

Мир с сособой и перемирие с другими

Внутренние комнаты (устар.)

. «п» наших прабабушек и прадедушек

Нам снится во время боя

Дворцовые комнаты

. «и вечный бой! ... нам только снится!»

Дворцовые жилые комнаты

Приемный... в скорой помощи

Искал Лермонтов

Буква кириллицы (П)

Состояние тишины, отдыха

Отсутствие движения и шума

Буква старославянского алфавита

Помещение, комната

. "И вечный бой! ... нам только снится!"

. "П" наших прабабушек и прадедушек

М. состоянье бездействия, в веществен. и духовн. знач.; косность, косненье, недвижность; отдых, роздых; мир и тишина, безмятежное состоянье; отсутствие возмущенья, тревоги. Покой тела, вещи, предмета, недвижность, косненье, равновесие всех на него действующих сил. Покой живого тела, полное ослабленье своих движущих сил, с подчиненьем его одному тяготенью. Покой духа, души, может быть двоякий: покой ума, где мышленью дан роздых, оно не напрягается, а носится по воле, и покой сердца, воли, совести, затишье нравственное, невозмушенный страстями быт. От ребят покоя нет. Ночной покой природы. Покоем мир крепок, а смутами гинет. Ни день, ни ночь покоя не знаем. От покоя покоя не ищут (от добра добра, от хлеба хлеба и пр.). Молись иконе и будь в покое. Жить на покое, не в должности, не у дел, в отставке. Отойти на покой, на вечный покой, умереть, скончаться. За покоем не в люди, дома ищи его. Нарушить покой, потревожить, возмутить. За худой головой, и ногам не покой, непокой или неупокой. Названье буквы п. Глаголь аз, глаз; покой аз, показ, шуточн. Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом, два стяга с крючком (покой). покое где лежит покойник, не метут до выноса его. Покой, крытое место для отдыха; комната, горница, палата; всякое отделенье жилья, огороженное стенами место внутри дома. Здесь отдаются три покоя с кухнею. Видел ли ты во дворце царевы покои? Покойчик с наперсточек. Приемный покой. Внутренние покои. Мертвый покой, где временно держат умерших, в больницах. Мертвый покой природы, тишина. Что такое три покоя, а жить негде! Покойный, к покою, недвижности или отдыху относящ. Покойный нрав, -сосед, тихий, мирный, ровный, кроткий; противопол. беспокойный, тревожный. Покойное море, спокойное. Покойный дом, жилье, место, должность, удобный или спокойный, где нет склоки, тревоги, неприятностей. Покойной ночи (желаю)! Покойная карета, мягкая на ходу, не тряская. Усопший, умерший, отшедший, побывшийся, скончавшийся. Покойный дедушка, царство ему небесное, правдив был. Упокойный, заупокойный, относящийся к усопшему и к упокою души его. Нача святый стихи пети покойные. Покойчатые подвалы, пещеры, удобные для жилья, с покоями. Покойник м. -ница ж. и арх. покоенка, умерший, усопший, отшедший, преставившийся, побывшийся, скончавшийся; кто умер, помер, ушел на тот свет, приказал долго жить; родитель арх. твер. орл. калужск. жмурик смол. умирашка новг. Труп человека, бездушное тело, прах его. На покойника врать, что на Бога клепать. Чудак покойкик: умер, а глядит! Горн. уголь, что при разломке куч еще тлеется. Покойкиков, -ницын, им заживо принадлежащий. Покойничный перм. к покойникам относящ. Дадим мертвым покой. покойнике худа не молви. Покойника встре тить-к счастью. Не тем будь помянут покойник. Был полковник, стал покойник. Либо полковник, либо покойник. Шутник покойник: пошутил, да и помер! Жаль не-жил, а умер покойник. Жил не сосед, умер не покойник. Что ты меня как покойника везешь! шагом. Хороша была покойница! хорошо, чего уж нет. От живого мужа вспомянула покойника! кстати. Спроси у того покойника, которого на том свете нет. Чудак покойник: умер во вторкик- стали гроб тесать, а от вскочил, да а ну плясать! Покойник глядит одним глазом, высма тривает другого. Покойник еще кого-то выглядывает (умер с открытыми глазами). Если у покойника талое (не окреплое) тело, другой скоро будет из того же дома. Если гроб не в меру велик- быть еще покойнику в доме. Ворон каркает, к покойнику. Чтобы не слишком тосковать по покойнике, натираться против сердца землей из могилы. Чтобы не бояться покойника, хватают его за ноги. Покойника везут со двора вскачь, обычай около Уфы. Покойнику в руки платок, чтоб было чем пот с лица стереть во время Страшного суда. Покойник один из дому вон! говорят, вынося его, и запирая за собою в доме на время жильцов. Шадрнск. Постель покойника на три дня выносят в курятник, на опеванье петухам (чтоб петухи опели). При отвозе покойника, лошадь на кладбище перепрягается сызнова. Родным не надо нести покойника, чтоб не подумали, что они рады смерти его. После покойника дней хмельного не берут в рот. После покойника недель стоит на окне стакан с водой, а на углу избы, снаружи, вывешено полотенце (душа недель витает на земле, до поминок, купается и утирается). Покоище ср. место упокоенья. Удалимся на покой, на покоище свое. Кладбище; сев. место погребенья неотпетых покойников и погибших, умерших без покаянья и самоубийц; оно бывает за оградой общего, священного кладбища. Покоищный, к покоищу относящ. Покойнище, пск. кладбище. Покоить кого, упокоить, призреть, держать в покое, холе, бережи; доставлять спокойствие, удобства, заботиться о покое его. Они взяли деда, чтобы покоить его у себя. Ты берег, холил, покоил меня! причитанье по муже. Себя покоить дому не пристроить. Покояй матерь свою волю Божию творит. Беспокоить, тревожить. Попокоил бы ты старика у себя. Спокоить, покоить, успокоивать. Упокоить, призреть; смежить очи; убить. Успокоить, удалить беспокойство. -ся, страдат. или возвр. по смыслу. Старуха покоится внуками. Покойся, милый прах, до радостного утра! Карамзин Лежать, отдыхать или спать; о вещи, лежать на чем-либо. Известняк покоится на песчаном пласту

Название буквы "п" в старой русской азбуке

Старинное название буквы "п"

Чего в песне не хочется сердцу

Что нам снится во время боя

Тренинг по системе Экхарта Толле. Пробуди силу настоящего! Выход из страданий в мир гармонии и счастья Бакнер Марк

Внутренняя тишина – естественное свойство подлинного Я

Остановить бесконечный неконтролируемый поток мыслей будет гораздо проще, если мы поймем, что внутренняя тишина – это и есть наша истинная суть. Это свойство Сущего, из которого мы все вышли и связь с которым не прерывается никогда, даже если мы не ощущаем этой связи.

Болтливый, неумолкающий ум – не есть ваша истинная суть. Это не вы. Это проявление ложного «я». Это эго безудержно болтает в вашей голове, пытаясь убедить вас, что оно – и есть вы. Но это не так.

Вы – это само Сущее. Это внутренняя тишина. Это гармония и любовь. Это безграничный покой.

Вы можете прийти к этому покою – поистине Божественному покою – если растождествитесь с умом. То есть полностью осознаете, что ум – это не вы.

Внутренняя тишина – это вовсе не пустота. В ней нет ничего пугающего, а самое главное – в ней нет ничего безжизненного. Многие люди пугаются тишины и покоя, так как эти понятия у них ассоциируются со смертью, с небытием. Но эти страхи напрасны, так как нет ничего более живого, чем эта внутренняя тишина. Ведь это тишина самого Сущего, источника всего бытия, всей жизни.

Как бы странно это ни прозвучало, но внутренняя тишина наполнена. Она наполнена не мыслями, но осознанностью. Это поле безмолвной осознанности, из которого к нам могут приходить знания – без слов, без мыслей, в виде чистого понимания. Когда мы освобождаем свой ум от потока мыслей, мы получаем доступ к источнику высшей истины, которым является Сущее, или, можно так сказать, к высшему разуму.

Важно понять правильно: жить в состоянии глубокого внутреннего покоя и тишины – это не значит бездействовать. Когда мы входим в состояние «без-мыслей», погружаемся во внутреннюю тишину, мы вовсе не впадаем в состояние транса или какой-то умственной пассивности. Наше сознание не становится менее активным. Наоборот, оно становится более активным, работает более четко и эффективно – именно благодаря выходу на другой уровень активности, на тот уровень, где мыслит и действует само Сущее.

Тишину можно услышать во всем – в самом себе, в окружающем мире, ее можно расслышать за любым шумом. Это не удивительно – ведь мир един в Сущем, мы все едины в нем, и все наследуем свойства Сущего, в том числе глубинную тишину, глубинный покой. Это исходное состояние всего на свете. Поэтому учиться тишине можно у всего, чего угодно, но лучший учитель – это, конечно, природа.

Упражнение

Находясь где-нибудь на природе, в лесу или в парке, или в любом другом месте, где растут деревья, выберите дерево, которое вам больше понравится (или первое, на котором задержится взгляд), остановитесь, и некоторое время неподвижно смотрите на него. Представьте, что дерево не просто живое, но одушевленное и обладает сознанием. Попробуйте мысленно проникнуть в его сознание и понять, чем оно наполнено. Включите свои ощущения – почувствуйте, то, что чувствует дерево.

Первое, что вы сможете ощутить, – это глубокий покой и тишина. Дерево пребывает в спокойствии и тишине, но это наполненная тишина. В ней есть гармония, и в ней есть тихая радость – радость бытия, радость существования. Дерево живет и растет, и пребывает в состоянии гармонии, покоя и радости. Представьте, что вы тоже входите в это состояние глубокого покоя. Дерево словно показывает вам пример, и вы следуете этому примеру. Дерево в данном случае выступает вашим учителем.

Вы можете учиться и у любого другого растения, и у цветка, и даже у травинки. Можно учиться и у животных, пытаясь «скопировать» их внутреннее состояние. И даже у природы, которую называют неживой (хотя на самом деле вся природа живая) – у камней, скал, моря, ветра, облаков. Вся природа пронизана глубинным покоем, даже если внешние ее проявления неспокойны. Как бы ни шумел ветер, как бы ни гремела гроза, как бы ни волновалось море – во всем этом есть покой природы. Вы можете ощутить этот покой, войти в эту тишину. Это будет ваша встреча со своим подлинным Я.

Из книги Медитация. Первая и последняя свобода автора Раджниш Бхагван Шри

В ПОИСКАХ ПОДЛИННОГО ИСТОЧНИКА Шива сказал: Когда после долгой разлуки с радостью видишь друга, стань этой радостью.Когда вы видите друга и внезапно ощущаете радость, поднимающуюся в вашем сердце, концентрируйтесь на этой радости. Почувствуйте ее, станьте ею и встречайте

Из книги Тантра. Энергия и Экстаз автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство. автора Мингьюр Йонге

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСОЗНАВАНИЕ Проявления и ум сосуществуют как огонь и жар. Оргьенпа. Цитата из «Махамудры определяющего смысла» Мои учителя описывали этот ясный свет ума как самоосвещающий - подобно пламени свечи, которое одновременно является и источником освещения, и

Из книги Школа внетелесных путешествий [Версия II - август 2011г] автора Радуга Михаил

Основное свойство пространства фазы Практически все методики управления пространством фазы берутся из одного его главного правила: степень изменчивости пространства фазы обратно пропорционально зависит от глубины фазы и стабильности его объектов. То есть, чем глубже

Из книги Тропою Данте автора Шауб Бонни

ПЕРВОЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: «СОЗНАВАНИЕ» Для большинства людей сознание - то же самое, что сознавание. «Я осознал» означает, что я сознаю что-то, заметил, видел. Когда мы направляем сознание на предмет, мы сознаем его.В случае, который мы рассматривали в предыдущей главе,

Из книги Одна минута мудрости (сборник медитативных притч) автора Мелло Энтони Де

ВТОРОЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: ЭНЕРГИЯ Сознание - это осязаемая энергия. Все духовные и целительские традиции, изучающие жизненную энергию, которая течет в нас и одушевляет нас, знают это. Это жизненная энергия, которая называется по-разному: ци (как в тай-ци, цигун и в

Из книги Новая земля. Пробуждение к своей жизненной цели автора Толле Экхарт

ТРЕТЬЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ Мы понимаем, что это, возможно, самое сложное для понимания свойство сознания: ваше сознание продолжается за пределами вашего физического тела и мозга. Это свойство чаще всего ассоциируется с продолжением

Из книги Золотая жила автора Кэмерон Джулия

Тишина Иногда от наплыва посетителей в монастыре становилось

Из книги Молитвы царицы Кунти автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

Тишина Сказано: «Бог говорит на языке тишины, а все остальное - плохой перевод». В действительности, тишина - это еще одно слово для обозначения пространства. Осознавание тишины, где бы мы ни встречались с ней в нашей жизни, соединяет нас с не имеющим формы и времени

Из книги Тренинг по системе Экхарта Толле. Пробуди силу настоящего! Выход из страданий в мир гармонии и счастья автора Бакнер Марк

ТИШИНА Почти все мы - вечно занятые люди. В нашей жизни обычно бывает очень много шума - иногда столько, что мы не слышим собственных мыслей.Да-да, в буквальном смысле. Ведь нам просто необходимо их слышать. К своим мыслям нужно прислушиваться.Наше технологически развитое

Из книги Медицина и сострадание. Советы тибетского ламы всем, кто заботится о больных и умирающих людях автора Ринпоче Чокьи Ньима

Из книги Крайон. Создай пространство счастья и успеха вокруг себя! 10 важнейших уроков автора Лиман Артур

Стройте взаимоотношения от вашего подлинного «Я» Взаимоотношения порой приносят очень много боли – но даже из этой боли можно извлечь благо, если начать рассматривать ее как те уроки, на которых многому можно научиться.Чему же учит нас боль? Конечно, тому, чтобы мы стали

Из книги Вечные ответы автора Крупчанский Адриан

Глава 13 Качества подлинного учителя В буддийской традиции особенное значение уделяется поиску учителя, который поможет приблизиться к вашим целям. Ранее я говорил, что хотя основополагающая природа присутствует в каждом из нас, мы не способны узнать её без помощи

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Из книги автора

Естественное положение Мы уже говорили о том, что такое наше естественное положение. Давайте соберем все вместе. Мы души. Тело – оболочка, которая может меняться, но душа, находящаяся в этой оболочке, бессмертна, полна знания и блаженства. Будучи одной из энергий Бога,

Практика — Внутренняя тишина

Чтобы понять, как добиться данного состояния сознания, надо понять то, как человек думает. А делает он это очень просто. Обычный человек проговаривает мысли про себя. Значит первое, что вы должны сделать — это остановить внутренний диалог. Перестать пользоваться «говорилкой».

Просто возьмите её (говорилку) под контроль и не позволяете ей говорить, в то время когда вы практикуете состояние внутренней тишины. После того как контроль над говорилкой установлен и она не говорит, скажите себе и своим субличностям в приказном тоне: «Тот, кто говорит, тот не я!», так как вы слышите не только себя, а и других существ. Помните, сначала слышит сознание, затем мозг, а потом уши. Сказав, я тот, кто молчит, перестаньте думать и понаблюдайте, откуда идут мысли, где их источник, помня о том, что вы сознание Я ЕСТЬ. Затем вежливо попросите (источник мыслей) не мыслить в вашем сознании, которое вошло в состояние внутренней тишины. Но если после вежливой просьбы, кто-то намеренно вам мешает, ликвидируйте источник мыслей в вашей голове, чтобы добиться нужного вам состояния сознания (внутренней тишины). Затем находитесь в состоянии внутренней тишины (полного отсутствия мыслей) как можно дольше.

Цель: остановить мысли в голове

Скажите себе: вы тот кто молчит (значит тот, кто болтает в вашей голове — это не вы). Затем почувствуйте пустоту в голове. Представьте и прочувствуйте пространство наподобие космоса, в котором нет ни звезд, ни планет просто пустота. Это и будет состояние внутренней тишины. При условии, что мысли будут отсутствовать. Если не поможет, единственный выход постоянно накапливать состояние внутренней тишины. То есть у вас получилось не думать 3 секунды, потом в результате тренировки 1 минуту и так далее по возрастающей.

Своим сознанием вы можете мыслить и чувствовать. Остановите мысли в голове. Это довольно-таки просто. Все что вам нужно сделать, это престать проговаривать свои мысли про себя. Почувствуйте то место, в котором вы проговариваете мысли про себя. Это энергетический центр в районе кадыка.

Почувствовав, понаблюдайте за тем как происходит проговаривание мыслей про себя. Затем, посредством чувств возьмите этот центр под свой контроль, чтобы в нем была абсолютная тишина. Так как это ваш энергетический центр, он должен полностью вам подчиняться. Если это не так, возьмите его под свой контроль. Взяв под контроль центр, в котором происходит проговаривание мыслей, наблюдайте своим сознанием посредством чувств, как к этому энергетическому центру стремятся мысли из вашей головы и из вне, чтобы быть озвученными (проговоренными).

Понаблюдав за мыслями и установив их источник, возьмите полный контроль над вашим сознанием. Скажите себе — я тот, кто молчит. Все остальные, кто болтают не вы. Если в вашем сознании, остались неподконтрольные источники, откуда идут мысли, ликвидируйте их. Далее, установив внутреннею тишину (полное или частичное отсутствии мыслей, у кого как получилось) и расслабившись, так как чтобы хорошо чувствовать надо расслабиться начните воспринимать мысли

Практика — Ходьба Силы
По Кастанеде

Пальцы следует поджать, спина должна быть прямой. Глаза направлены в линию горизонта и смотрят на полусферу, причем основное внимание переносится на периферическое зрение. Для усиления эффекта можно к этой технике добавить слух: надо слушать мир. При таком восприятии слух "разворачивается в шар", то есть, воспринимает все окружающие звуки одновременно, а не по отдельности, как мы привыкли. При этом создается ощущение "глубины" звуков. Очень крутая практика. Желательно выполнять по минут двадцать-двадцать пять. Не больше, но и не меньше. Через неделю, вы сами почувствуете на сколько вам можно увеличить время тренировки. Результаты становятся заметны уже через дней десять-пятнадцать.

Практика — Высказывания. Ошо

Нужно сесть, расслабиться, закрыть глаза и дать своему внутреннему диалогу "высказаться". При этом, если у вас хватит на это личной Силы, можете тихонько понаблюдать за происходящим. А творится картина удивительной красоты: диалог сначала аккуратно шепчет по привычке, затем потихоньку повышает голос, его треп становится абсурднее, глупее, бессвязнее. Через минут восемь-десять он начинает рассказывать вообще все что попало. Особенно он любит применять две уловки, чтобы поймать ваше внимание. Первое, он любит рассказывать нечто логическое, особенно связанное с цифрами: календарь, расписание движения автобусов или математические формулы, которые, как вы думали, вы забыли по окончанию школы. Второе: он часто ловит нас на воспоминаниях: подсунет вам картинку из молодости, а сам тотчас отскочит на задний план и шепчет так тихонечко — мир описывает. И в первом, и во втором случае, если вы его на этом поймали, нужно действовать таким образом: просто это проигнорировать и не увлечься в подсунутую картинку.

Практика — Методика умственной тишины

Данная методика позволяет свести к нулю все сознательные умственные процессы, которые некоторые называют внутренним диалогом. Она позволяет более глубинно осознавать всё происходящее вокруг одновременно уничтожая внутреннюю суету.
На первом этапе (через несколько дней активного применения этой методики) наблюдается некоторое "отупение", которое затем проходит.

На первых этапах необходимо следить за собственным дыханием. Внимание, прикованное к дыханию, заставляет мысли утихомириться. Затем, вы почувствуете, что совсем не обязательно следить за дыханием, чтобы создать умственную тишину. Наступит момент, когда вы сможете по собственному желанию создавать умственную тишину без помощи дыхания в любое время.

Способы остановки внутреннего диалога:

  • ПРИКАЗ
    Это на первый взгляд очень простой способ на самом деле доступен не каждому. Используя силу воли, нужно отдать приказ: «Не думать!».
  • СЧЁТ
    Этот способ более простой, его может освоить каждый. Начинаете считать от 1 до 50, не допуская при этом посторонних мыслей. Если заметили такую мысль, начинаете отсчёт вновь. Достигнув результата пребывания в тишине (без посторонних мыслей) до 50, можно увеличить продолжительность до 100, затем до 200.
  • МЫСЛЕФОРМА
    Этот способ остановки внутреннего диалога подойдет тем, у кого развита способность визуализировать. Создаете любую мыслеформу: вращающийся шар, куб, пирамиду или что-либо другое. Сосредоточьте свое внимание на этом образе, рассматривая детали, но не оценивайте. Если возникают посторонние мысли, спокойно возвращаете внимание к форме.
  • НАБЛЮДАТЕЛЬ
    Занимаете позицию стороннего наблюдателя и отслеживаете появление мыслей. Как только мысль появляется, вы ее гасите. Устранение появляющихся мыслей не должно сопровождаться мысленной командой. Таким образом, у вас появятся промежутки между мыслями, которые со временем будут становиться все продолжительней.
  • КОАН
    Этот способ широко используется в древней восточной практике Дзен и основан на применении коанов. Коан - это парадоксальное выражение или утверждение, не поддающееся логике. В результате сосредоточения внимания на коане ум, как правило, останавливается и замирает в тишине. «Звук хлопка одной ладони» - самый известный коан. При желании в интернете можно подобрать для себя коан.

Смотрите на всё вокруг боковым зрением, стараясь охватить всё видимое одновременно и слева и справа, как можно шире, а направленность взгляда глаз пусть будет чуть выше точки горизонта. Задержитесь в этом на сколько сможете и почувствуете необыкновенную лёгкость, Вы словно наполнитесь воздушной энергией. И чем чаще и дольше Вы будете практиковать эту остановку внутреннего диалога (где угодно: в транспорте, у себя дома, на прогулке, перед сном) тем, со временем, Вам это будет удаваться всё легче и легче, а постоянная связь со своим источником дорогого стоит.

Практика — Слушание мира

Доктор Кастанеда велел нам улечься на полу и расслабить тело. Как и в прошлый раз, он называл группы мышц, мы направляли туда свое внимание, и мышцы расслаблялись.

— Сосредоточьтесь на звуках, — говорил Кастанеда. — Здесь очень тихо, но тишина полна звуков. Чтобы вам было легче, сконцентрируйтесь на первом же звуке, который вы услышите.

Главное, чтобы он был постоянным. За этим звуком придут и другие.
Он умолк. Я стал вслушиваться в окружающее пространство. Ничего. Тишина, казалось, была абсолютной. Я не слышал даже биения собственного сердца. Я искал слухом хоть какой-нибудь звук, и это продолжалось довольно долго.

Вдруг я понял, что такой звук есть, я слышу его, я все время его слышал. О стекло билась муха — совсем маленькая мушка, иначе она бы жужжала. Тем не менее я хорошо слышал, как бьется о стекло ее маленькое тельце. Я сосредоточился на этом звуке, и постепенно он стал усиливаться. Вскоре он стал сильным настолько, что я понял: это не один звук, а сочетание нескольких звуков. Я стал их сортировать. Кроме биения мушки о стекло, я слышал дыхание лежащих рядом, стук их сердец, шуршание листвы за окнами. Но все же большинство звуков я не мог распознать, они были мне незнакомы. Я столкнулся с тем, что вынужден был давать им названия, задумываться, на что это может быть похоже.

Вскоре я заметил, что, когда задумываюсь, звуки исчезают и мне приходится начинать сначала. Я сделал одно важное наблюдение. Моему сознанию не нравились незнакомые звуки. Вернее, ему не нравились звуки не сами по себе, а то, что они не подходят ни под одну категорию привычных звуков. Эти звуки составляли какой-то незнакомый мир, и этот мир пугал мое сознание. Поэтому оно их просто-напросто заглушало. Я стал еще напряженнее вслушиваться в пространство. Чем внимательнее я слушал, тем меньше мне хотелось заниматься сортировкой и распознанием звуков. Собственно, у меня на это уже не хватало внимания. Я просто слушал. Вдруг меня охватило чувство, что каждый из этих звуков существует не сам по себе, а только в сочетании со всеми остальными. «Между ними есть связь», — мелькнула мысль.

Среди ежедневной суеты, непрерывного потока информации, профессиональных и семейных обязательств мы зачастую перестаем слышать этот внутренний голос. Изолирование себя от привычной социальной среды, для того чтобы приблизиться к себе (или, как говорят, «разобраться в себе»), в последние годы становится довольно популярным занятием. Ретрит (от английского retreat - уходить, удаляться, уединяться) превращается в один из способов произвести инвентаризацию своих желаний и потребностей, в попытку заново обрести смыслы и цели своей жизни. Некоторые решаются на разнообразные йога-ретриты, дзен-ретриты или даже на послушничество в монастыре, сопровождаемое (или нет) обетом молчания. Другая возможность - так называемый self-retreat (или самостоятельный ретрит) - подходит для тех, кто хочет исключить идеологическую или религиозную составляющую этого процесса, чтобы действительно остаться наедине с собой.

Состояние бытия

Компьютер, книги, телефон и даже часы стоит оставить за пределами ретрита. Здесь не приходится никуда торопиться и что-то делать по часам - в первые два дня это приносит некоторое ощущение дискомфорта: часы, и особенно телефон, создают иллюзию того, что мы постоянно контролируем ситуацию. Без этого чувства контроля становится несколько не по себе. Точно так же, как и без непрерывной деятельности, которой мы обычно заняты с утра до вечера, постоянно держа в голове список дел, которые нужно переделать в течение дня. В лучшем случае мы включаем в этот список и отдых - как один из пунктов - и приходим в расстройство и даже раздражение, если бессонница или шумные соседи мешают нам выполнить этот пункт. Перейти от состояния «делать» к состоянию «просто быть» оказывается не так-то просто. Прежде всего, это нужно себе позволить - это буквально акт воли, в пику сопротивляющемуся уму, который твердит о пустой трате времени и постоянно вопрошает о том, что надо делать дальше. Список очевидных необходимых дел ограничивается приготовлением еды и сном. Все оставшееся время остаешься наедине с самим собой. Для погружения в состояние бытия у меня было всего пять дней - я опробовала на себе несколько медитативных техник, которые призваны были ускорить этот процесс.

Слушать тишину

Та тишина, которой мы, городские жители, так наслаждаемся на лоне природы, на самом деле наполнена множеством звуков. В окружающей меня тишине были трели птиц, звуки ветра в ветвях деревьев и шелест колеблемой им травы. Жужжание насекомых в цветущем шиповнике. Тихий плеск моря, отдаленный, еле слышный рокот лодочного мотора. Слушать звуки, различать их, отделять один от другого, полностью сосредоточившись на слушании, - это упражнение я позаимствовала у Джона Кабатт-Зина, признанного специалиста в области изучения депрессии и стресса.

Десять минут концентрации на звуках и распознавание их: кричит чайка, жужжит шмель, стучит дятел. Нужно как будто разложить эту симфонию на партии, узнавая про себя их исполнителей, а затем снова соединить звучание отдельных инструментов в музыку. Не уноситься за ними вслед, слушая, скажем, одного дятла, но позволять им быть, звучать вместе.

Такое слушание может научить нас обращаться схожим образом и со своим беспокойством, с собственными мыслями - слушать их, как звуки. Не прогонять их, а позволять им звучать у себя в голове. Это упражнение может быть полезно для тех, кому знаком круговорот навязчивых переживаний, когда из головы не выходит какая-нибудь проблема, не дающая буквально ни сна, ни покоя. Не вовлекаться в поток, а услышать свои мысли и, возможно, распознать - «критикую, беспокоюсь, планирую», - позволить им прозвучать и стихнуть.

Тихий час

«Чтобы ощутить на себе благотворный эффект тишины, не обязательно удаляться от мира надолго», - убежден американский психотерапевт и творческий коуч Эрик Майсель (Eric Maisel).

«За последние двадцать лет я работал со многими выдающимися писателями, музыкантами, сценаристами, актерами и художниками. И в ходе своей психотерапевтической практики пришел к выводу, что подчас нам достаточно малого, для того чтобы снова пробудить в себе вкус к жизни и способность к творчеству. Дайте себе всего один час тишины в день. Выключите телевизор, отложите книгу, уберите все звуковые стимулы (если шума не избежать, может, помогут беруши?). Успокойте бег мыслей, просто сказав им «тсс-с!». И позвольте тишине быть. Через некоторое время, когда вы почувствуете, что тишина обволакивает вас, что вы погружены в нее, можно наконец сказать себе: «Творческие идеи, приходите!» И посмотреть, что случится потом».

Бесшумно ходить

Пешая ходьба помогает восстановить контакт со своим телом, вернуть ощущение присутствия в настоящем моменте - ее рекомендуют и психотерапия, и йога, и врачи. Однако ходим мы по большей части абсолютно механически, уносясь мыслями так далеко и так надолго, как только позволяет качество дороги. Чтобы улучшить «эффект присутствия» в собственном теле и отвлечься от мыслей, сконцентрировавшись на ходьбе, йога рекомендует сосредоточиться на процессе дыхания, синхронизировав его с шагами. Кинхин - медитативная практика медленной ходьбы, используемая в дзен-буддизме, - предлагает распространить свое внимание не только на происходящее в теле, но обратиться чувствами и ко всему окружающему: звукам, запахам, ощущениям от температуры, влажности и движения воздуха. Я решила сосредоточиться на ощущениях от самой ходьбы - на соприкосновении подошвы с поверхностью, на том, чтобы чувствовать, как пружинит стопа, напрягаются и расслабляются мышцы. Я открыла для себя хождение по скалистому берегу - оно требует полной сосредоточенности, поскольку приходится тщательно выбирать, куда ставить ногу. Особенно если идешь босиком: процесс полностью поглощает все внимание, позволяя получить «отдых от мыслей» (разумеется, они продолжают вертеться в голове, но уже скорее как фон, поскольку фокус внимания направлен на движение).

Тихо есть

В обычной жизни мы часто едим бездумно, механически. Поглощаем пищу, одновременно следя за новостями по телевизору, читая газету или в лучшем случае общаясь с друзьями. Это оставляет мало возможностей сосредоточиться на самом процессе еды, не говоря уже о ее вкусе и о чувстве насыщения.

Я воспользовалась советом одного из учителей дзен - опробовала его на себе. Суть заключается в том, чтобы постараться есть, не создавая шума. Аккуратно опускать ложку в тарелку с супом, не задевая ее краев. Медленно и тихо ставить чашку с чаем на поверхность стола. Почти бесшумно откусывать небольшие кусочки яблока, неторопливо жевать и проглатывать. Такая практика требует сосредоточения на каждом движении, на каждой (причем небольшой) порции пищи, которая попадает в рот, предполагает неторопливость и концентрацию на процессе. Это упражнение оказалось очень действенным. Например, в обычной жизни я легко могла пропустить момент насыщения - особенно во время обеда с друзьями или ужина перед телевизором, - но здесь ощущение сытости было настолько явственным и однозначным, что я немедленно отодвигала в сторону тарелку.

Приемы «бесшумной еды» можно с легкостью использовать в любом месте, в любое время - например, в кафе во время обеда или завтракая наедине с собой. И я обязательно буду этим пользоваться.

Просто сидеть

Кинхин - медитация ходьбы - в практике дзен обычно чередуется с сидячей медитацией. Она называется сикантаза - это еще один способ, который помогает «просто быть». Суть медитации состоит в том, чтобы охватить своим вниманием как можно больший объем информации, воспринимаемой нашими чувствами: замечать буквально все звуки, запахи, движение воздуха, ощущения в собственном теле… Полчаса, проведенные в неподвижном сидении с прямой спиной, призваны способствовать остановке «внутреннего диалога». Когда мысли убегают прочь от настоящего момента и наше внимание уносится вслед за ними, единственное, что предлагается сделать, - это мягко вернуть свое внимание к тому, что происходит в теле и в ближайшем окружении. Когда мне предложили принять участие в сидячей медитации группы сото-дзен, проходящей ретрит тишины, я согласилась с некоторой опаской, ожидая, что неподвижно сидеть в течение получаса, поджав под себя ноги окажется для меня тяжело. Даже более короткие десятиминутные медитации с концентрацией на дыхании давались мне непросто, но эти полчаса пролетели буквально как две минуты.

Все эти методики дают возможность в полной мере побыть наедине с собой и услышать голос своего внутреннего «Я» - строго говоря, для этого не обязательно удаляться в ретрит. Однако настоящая дистанция между нами и привычной социальной средой значительно облегчает эту задачу.