Европейская культура 16 17 вв. Культура Европы XVII века. Общая характеристика. Литература эпохи Возрождения

Средние века – период, который находится между закатом античной культуры и возрождением ее элементов в ранее Новое время. В основе культуры этого периода лежит диалог наследия античности и «варварских» культур франков, бриттов, саксов, готов и других племен Европы.

Основные черты культуры:

Феодализм – условная собственность на землю. Король наделял нижестоящих в иерархии титулов феодалов переходящим по наследству правом пользоваться и распоряжаться «феодом» (землей с крестьянами), взамен получая их помощь в войне или иное участие в придворной жизни

Теоцентризм – доминирование религиозной картины мира во всех областях жизни. Время, пространство, телесность, отношение к смерти формируются через призму христианской догматики.

XVI в. для Европы был временем борьбы феодализма и нарастающего капитализма, экономических сдвигов. Развивались мануфактурная промышленность, торговля, увеличивались экономические потребности - все это способствовало активизации точных и естественных наук. Это время характеризуется великими открытиями. Галилео Галилей (итальянский ученый) заложил основы современной механики, сделал телескоп 32-кратным увеличением. Немецкий астроном Иоганн Кеплер составил планетные таблицы, установил законы движения планет, заложил основы теории затмения.

Готфрид Лейбниц создал дифференциальные исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. Английский математик Исаак Ньютон открыл дисперсию света, закон всемирного тяготения, хроматическую аберрацию, создал основы небесной механики, теорию света. Христиан Гюйгенс создал волновую теорию света, маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического мятника, открыл кольцо у Сатурна. В этот период произошел мощный рост философской мысли. Мировоззрения Френсиса Бэкона, Джона Локка, Томаса Гоббса в Англии, Бенедикта Спинозы в Голландии, Рене Декарта во Франции внесли огромный вклад в формирование ведущих общественных идей, утверждение материализма. В XVII в. художественная литература отличалась огромным разнообразием жанров, например новелла, бытовая комедия, высокая трагедия, эпическая драма, ода, роман, сатира и др. С началом века связано творчество Сервантеса и Шекспира, а к следующему поколению относятся Джон Мильтон («Потерянный рай«) в Англии, Педро Кальдерой де ла Барка («Жизнь есть сон») в Испании и Пьер Корнель («Сид»), Жан Расин («Федра»), Мольер («Дон Жуан») во Франции. В соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе формируются национальные художественные школы. Самые высокие достижения западноевропейского искусства этого времени относятся к искусству Фландрии, Голландии, Италии, Франции, Испании, Италии.

В XVII в. появились разнообразные виды портретов, развивались жанры, которые отражали окружение человека, давалась отчетливая социальная окраска образов. Наблюдалась непосредственная связь с натурой. Образы и явления передавались в движении. Многообразие форм художественного отражения действительности привело к тому, что в XVII в. остро встала проблема стиля. Сложились две стилевые системы: классицизм и барокко, независимо от этого складывалось реалистическое направление в искусстве. Стиль барокко характеризуют патетический характер образов и эмоциональная приподнятость. Для достижения этого используются изгибы стен, фронтоны, пилястры, разнообразные формы архитектурного декора, статуи, росписи, лепнина, отделка бронзой и мрамором.

В этот период создаются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, дворцово-парковые комплексы. В архитектуре самым ярким представителем этого стиля был Лоренцо Бернини, в живописи этого стиля придерживались братья Караччи, Гвидо, Гверчино, Рени, Пьетро да Нортона и др. В эпоху Людовика IV классицизм занял главенствующее место во Франции. Этот стиль характеризуется логичностью, гармонией композиции, простотой и строгостью. В изобразительном искусстве одной из основных была тема долга, героизма, доблести. Этот стиль не допускает преувеличенной эмоциональной выразительности. Самыми известными живописцами этого стиля были Пуссен и Клод Роллен (пейзаж), Шарль Лебрен (росписи), Риго (парадный портрет). Параллельно с классицизмом и барокко в XVII в. в живописи складывается «реализм». В этом стиле образы связываются с реальной действительностью. Из художников можно выделить Веласкеса, Рембрандта, Франса Хальса. Возникли новые жанры изобразительного искусства: разные формы пейзажа, бытовой жанр, натюрморт.

Традционализм – ориентированность на устоявшиеся формы поведения во всех областях жизни

Символизм - стремление к метафорическому истолкованию всего, с чем сталкивается человек.

А так же догматизм и идейная нетерпимость.

Мир представляется как устроенный по одному и тому же иерархическому образцу: небесная иерархия воспроизводилась как в церковной (Папа Римский, кардиналы, епископы и т.д.), так и в светской (король, герцоги, графы, бароны и т.д.), в цеховой структуре (Великий Мастер, мастера, подмастерья, ученики) и даже в представлениях об устройстве ада. Человек - рассматривается как представитель своего сословия, с рождения до смерти занимающий одно место в рамках иерархической системы, к которой относится.



В соответствии с христианскими представлениями тело воспринимается как грешная и искушающая душу плоть, которую ради духовной посмертной жизни необходимо обуздывать и умертвлять. Такой взгляд сказывается на всех аспектах повседневной жизни: от медицины до церковной обрядовости, от науки до придворной медицина, религия, мировосприятие.

Культура элитарная (аристократическая) и народная. Идея религиозно-общественного единства мира как основа европоцентрического мировоззрения.

Особенности средневековой науки: схоластическая философия, алхимия, медицина.

Основные понятия: теоцентризм, феодализм, феод, сословия, катехизис, католицизм.

36. Культура Нового Времени XVIII век – Эпоха Просвещения.

Просвещение XVIII в. характеризуется утверждением рационального познания и верой в способности человеческого разума. Важнейшую мировоззренческую роль начинает играть философия, обобщая все новые и новые данные, получаемые разными науками и выстраивая новое представление о мироустройстве и месте в нем человека. Французская Энциклопедия как первая попытка сделать знания, собранные человечеством, общедоступными.

Начинается изучение этики, экономики, психологии, зарождается педагогика. Развиваются опытные и описательные дисциплины: физика, биология, географии, медицина. Рождаются концепции прав и обязанностей человека как гражданина, правового государства, первые социальные утопии.

Великая Французской революция и Первая Империя на рубеже веков окончательно меняет историю Европы, создавая условия для миграции, взаимопроникновения европейских культур через переселение их носителей.

XVIII в. - последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения.

В этом веке в Германии сложилась школа классической немецкой идеалистической философии. Во Франции сформировался самый многочисленный отряд просветителей, оттуда по всей Европе распространились идеи Просвещения. В своих произведениях {«Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказывался против неограниченной монархии и феодализма. Вольтер был выдающимся вождем французского Просвещения. Он написал прекрасные литературные, философские и исторические произведения, в которых выражалась ненависть к религиозному фанатизму и феодальному государству. Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Его произведения содержали в себе ненависть к угнетателям, критику государственного строя, социального неравенства. Основателем материалистической школы являлся Жюльен Офре Ламетри, автор медицинских и философских трудов. Его деятельность вызывала ярость светских и церковных реакционеров. Дальнейшая судьба французского материализма связана с именами Дени Дидро, Этьена Бонно Кондильяка, Поля Гольбаха. 50-60-е гг. XVIII в. - расцвет деятельности французских материалистов. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Благодаря Адаму Смиту и французским физиократам политэкономика становится научной дисциплиной. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производством. В XVIII в. более значимыми становятся литература и музыка, постепенно они выходят на первый план среди всех видов искусств. Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельного человека в социальной среде того времени («Хромой бес» Лесажа, «Вильгельм Мейстер» Гете и др.). Особенно плодотворно развивается жанр романа, в котором описывается универсальная картина мира. В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство оказали И. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен. Больших результатов добились театральное искусство, драматургия, которая носила реалистический и предромантический характер.

Отличительная черта этого времени - исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Величайший драматург П. О. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех, на кого направляет свои удары». Крупнейшими драматургами стали: Р. Шеридан (Англия), К. Гольдони (Венеция), П. Бомарше (Франция), Г. Лессинг, И. Гете (Германия). -

Ведущим жанром живописи XVIII в. был портрет.

Среди художников этого времени можно выделить Гейнсборо, Латура, Гудона, Шардена, Ватто, Гварди. Живопись не отражает универсальную полноту охвата духовной жизни человека, как это было раньше. В различных странах формирование нового искусства происходит неравномерно. Живопись и скульптура в стиле рококо носили декоративный характер.

Искусство XVIII в. завершается великолепным творчеством испанского художника Франсиско Гойи. Культурное наследие XVIII в. до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения - век великих открытий и великих заблуждений. Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она уничтожила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

Возникло в период позднего ренессанса, и некоторые исследователи полагают, что оно стало своеобразной реакцией интеллигенции на целый ряд кризисных явлений в период Возрождения.

Общая характеристика эпохи

Маньеризм - это переходный этап от к раннему новому времени. Это были очень непростые десятилетия в истории западноевропейских стран. Ведь именно тогда происходило формирование новых общественно-политических и экономических систем. Все это было связано с ведением более широких войн, в которых участвовали военно-политические союзы и даже целые блоки государств. Внутри ряда стран произошли серьезные изменения, связанные с переходом к капиталистическому укладу.

Кроме того, образованное общество того времени было особенно потрясено разграблением Рима в 1527 году. Все эти изменения не могли не повлиять на мировоззрение образованных кругов. Маньеризм - это своеобразная реакция на кризис гуманистических идеалов, которые прославляли человека и его существование. Поэтому многие художники, скульпторы и архитекторы обратились к новым поискам в своем творчестве.

Особенности направления

Новый стиль возник в Италии, потом распространился на ряд европейских стран. В первую очередь его принципы стали разделять художники из Франции и Нидерланд. Для этого направления характерны следующие черты: стремление передать гармонию внешнего и духовного облика, вытянутость и удлиненность линий, напряженность поз. Это отличалось от гармоничного восприятия художников возрождения, которые стремились передать умиротворенность в своих произведениях, а также особенно заботились о пропорциональности форм в композиции.

В скульптуре мастера стали особенное внимание обращать на пластичность и элегантность. В архитектуре также наблюдалось нарушение гармонии форм, характерных для предыдущей эпохи.

В живописи

Школа живописи в Италии стала основательницей нового направления. Оно развивалось в таких городах, как Флоренция, Мантуя. Наиболее видными ее представителями были Вазари, Джулио Романо и другие. Для картин художников данного направления характерны сложная композиция, мифическая перегруженность, особая, светлая цветовая гамма. Темы были самые разнообразные, однако одной из главной было противопоставление любви небесной и любви земной. Спиритуализм был характерен для многих работ живописцев.

Своя школа живописи сложилась и во Франции (в Фонтенбло). Многие нидерландские художники подражали итальянским авторам. В рамках данного направления возник интерес к возрождению рыцарского портрета и средневековой тематики.

Скульптура и строения

Маньеризм в архитектуре также получил широкое развитие. Для зданий в этом стиле характерно нарушение пропорций и линий фасадов. Архитекторы стремились вызвать чувство обеспокоенности у зрителя, в чем проявилось веяние эпохи, а именно кризис ренессансных ценностей и утрата чувства гармонии и покоя. Одним из примеров строений в данном стиле является библиотека Лауренциана во Флоренции (автор - Микеланджело). В данном же стиле была оформлена площадь в Мантуе, а также лоджия в здании галереи в Уффици.

Маньеризм - это переходной этап между ренессансом и барокко. В скульптуре наблюдались те же явления, что и в архитектуре и живописи. Наиболее ярким представителем является Б. Челлини. Его работы отличаются подчеркнутой изящностью и изысканностью, даже некоторой вычурностью форм и цветов.

Место в культуре

Маньеризм - это важный этап в истории искусства. Многие исследователи видят в нем зачатки рококо и раннего барокко. Разумеется, многие элементы данного направления сказались на последующих течениях. Барокко, например, переняло от этого направления вычурность форм, сложность композиции, рококо - изящность и грациозную манеру изображений. Вообще же маньеризм в изобразительном искусстве, несмотря на все вышеприведенные особенности техники исполнения, - понятие довольно широкое и растяжимое.

Например, в работах художников Возрождения уже прослеживаются черты данного стиля. Рафаэль один из первых несколько отошел от привычной формы классицизма и стал придавать своим фигурам удлиненности. В полотнах Леонардо да Винчи наблюдаются некоторые черты, которые предвозвещают маньеризм: подчеркнутая изысканность некоторых образов и особенная утонченность, одухотворенность.

Влияние

Показателен тот факт, что ренессанс и маньеризм разошлись в определении принципов художественного творчества. Ведь новое направление появилось как раз тогда, когда классические формы Возрождения еще считались образцом для подражания. Но еще интереснее то обстоятельство, что маньеризм оказался очень популярным в 20 веке. Существует даже понятие «неоманьеризм», под которым принято понимать подражание некоторых современных художников этому направлению. Существует точка зрения, что это направление повлияло на отечественное искусство периода Серебряного века. Причины такого влияния следует искать в том, что маньеризм был переходной ступенью между ренессансом и барокко. Он по своей сути эклектичен, поэтому в некотором роде универсален. В наше время маньеризм интересен необычностью и вычурностью форм, оригинальностью подходов, а также активным поиском цветовых решений.

Она и Елизавету пыталась перетащить в католичество. Все это напрягало жизнь юной принцессы самым решительным образом. Протестантская же общественность страны возлагала надежды как раз на Елизавету, которая фактически была наследницей престола. Страсти порой разгорались просто шекспировского масштаба. Однажды Мария заключила сестру в Тауэр по подозрению в участии в заговоре. Впрочем, та пробыла в узилище недолго, и больше того – именно там встретила другого «заговорщика» – внешне совершенного мачо, но абсолютно бездарного графа Лейстера, с которым и связала свою личную жизнь на долгие годы.
Впрочем, личная жизнь Елизаветы Тюдор остается тайной за семью печатями до сих пор. У историков существует убеждение, что некий физический или психологический барьер всегда существовал между ней и мужчинами. Имея фаворитов и будучи невестой всей Европы (в ее женихах побывали и Филипп Второй, и Генрих Третий, и чуть ли не сам Иван Грозный), Елизавета никогда не допускала «последней близости». Так что легенда о «королеве-девственнице» (при стольких-то поклонниках!) – вовсе не миф! Как-то она сказала, что ни одной, даже самой близкой, душе не откроет тайну. И даже пронырливые враги испанцы не узнали точно ее секрета…
Как и ее отец, рыжая Бесс была до мозга костей прагматиком. Однако говорить о том, что она обладала сверхгениальным умом государственного деятеля – определенное преувеличение. Она умела подбирать слуг и советников, – это да! Ее канцлер лорд Берли и ее глава внешней разведки Уолсингэм были гениями своего дела. Но – не получили от рыжей Бесс ни копейки сверх положенного им жалованья! Все дары неумеренно валились на Лейстера и других фаворитов. Даже то, что Елизавета избрала протестантство, имело под собой не только (а возможно, и не столько) политическую причину, сколько чисто личную: папа, вслед за реальным отцом, объявил ее незаконнорожденной. Елизавете ничего и не оставалось, как после такого плевка порвать с дотошными католиками.
Впрочем, англиканская церковь – наименее протестантская изо всех протестантских церквей. Практически полностью сохранена пышная католическая обрядность (Елизавета любила помпу), только церковь вышла из-под власти римского первосвященника.
Естественно, эта полуреформа не устраивала буржуа, пуритане роптали. Елизавета обрушивала на них гонения, каких не удостаивались от нее и католики.
Елизавета умело балансировала между различными силами. Но ведь еще и «судьба Евгения хранила». Когда в 1588 году буря разметала огромный испанский флот с экспедиционным корпусом, направлявшимся к берегам Британии («Непобедимую Армаду») судьбы королевы и ее королевства висели буквально на волоске: в английской армии было всего несколько тысяч солдат.

Лекция №18.

Тема: европейская культура XVI-XVIII веков.

1. Культура Возрождения.

2. Литература Просвещения.

3. Искусство XVII-XVIII веков.


1.

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение (на французском языке Ренессанс) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца средневековья и начала нового времени. Ренессанс возник в Италии в XIV века, распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI века. Конец XVI - начало XVII века: упадок - маньеризм.

Феномен Возрождения определялся тем, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Некоторые культурологи, определяя ее значение, сравнивают с грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. В искусстве произошел переворот, сравнимый с открытием Коперника. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового мировоззрения связано с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к земной женщине.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества - ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

В эпоху Возрождения происходит утверждение идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания.

Эпоха Возрождения породила гениев и титанов:


  • Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте;

  • Франция - Рабле и Монтеня;

  • Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира;

  • Испания - Сервантеса;

  • Польша - Коперника;

  • Германия - Беме, Мюнцера, Кеплера.
В произведениях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Шедевры эпохи Возрождения:

Эпоха Возрождения характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).

Главная черта искусства и культуры Ренессанса - утверждение красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, созидательной активности. В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, в живописи академизм и караваджизм. Появляются новые жанры - пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.


Леонардо да Винчи Джоконда

Рафаэль Сикстинская мадонна

Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования -сбалансированность и ясность пропорций, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

Период с последнего десятилетия XV века до середины XVI столетия (Высокий Ренессанс) становится «золотым веком» итальянского искусства. От него остается на память потомкам торжественная и величавая архитектура Браманте и Палладио, он дарит миру бессмертные шедевры Рафаэля и Микеланджело. Весь XVI век продолжается и лишь в начале XVII века угасает цветение рожденной под небом Италии культуры возрождения.

Поздний Ренессанс характеризуется бурным развитием и такого синтетического вида искусства, как театр, наиболее яркими представителями которого стали Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина (Испания), Вильям Шекспир (Англия).

Таким образом, культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм.

Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал.

2.
Люди XVII-XVIII веков называли свое время столетиями разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты критике. В XVIII веке стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVII- XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли - путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели, прежде всего, третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении - антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века - классицизм и барокко - обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. С 1717 по 1724 год было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо. Вольтер был действительно великим литератором - он умел осмыслить и объяснить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему, привлекающую внимание современников. Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений. Он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др.).

Направление просветительского реализма получило успешное развитие в Англии. Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731годы) «Робинзон Крузо». Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений. Книга о Робинзоне это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию. Менее известна вторая часть романа, рассказывающая о духовном перерождении на острове, вдали от цивилизации.

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство. От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» - эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» - прямо говорит о ее социальной направленности.

Кроме общепринятых в Европе стилей барокко и классицизма, в XVII-XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного языка. Искусство XVIII века стало своего рода энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались художники, архитекторы, музыканты этой эпохи. Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Стиль Рококо зародилось в среде французской аристократии. Слова Людовика XV (1715-1754) «После нас - хоть потоп» можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться до наступления потопа в атмосфере галантных празднеств, душой которых была мадам Помпадур. Придворная среда отчасти сама формировала стиль рококо с его капризными, прихотливыми формами. Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто(1684-1721) - придворного живописца. Герои Ватто - актрисы в широких шелковых платьях, франты с томными движениями, амуры, резвящиеся в воздухе. Даже названия его произведений говорят сами за себя: «Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное положение» .

Ватто «Затруднительное положение».

Как живописец Ватто был гораздо глубже и сложнее своих многочисленных последователей. Он усердно изучал природу, много писал с натуры. После смерти Ватто его место при дворе занял Франсуа Буше (1704-1770). Очень искусный мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору. Типичные сюжеты - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы» . В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-моралисты.

В эпоху Французской революции в искусстве восторжествовал новый классицизм. Классицизм XVIII века - не развитие классицизма предшествующего столетия - это принципиально новое историко-художественное явление. Общие черты: обращение к античности как к норме и художественному образцу, утверждение превосходства долга над чувством, повышенная отвлеченность стиля, пафос разума, порядка и гармонии. Выразителем классицизма в живописи стал Жак Луи Давид (годы жизни: 1748-1825). Его картина «Клятва Горациев» стала боевым знаменем новых эстетических взглядов. Сюжет из истории Рима (братья Горации дают отцу клятву верности долгу и готовности сражаться с врагами) стал выражением республиканских взглядов в революционной Франции.


И.С.Бах
XVIII век принес много нового в музыкальное творчество. В XVIII веке музыка встала на уровень других искусств, переживавших расцвет еще с эпохи Возрождения. Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Кристоф Глюк, Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт стоят на вершине музыкального искусства в XVIII века. Расцвет музыки как самостоятельного вида искусства в это время объясняется потребностью в поэтическом, эмоциональном выражении духовного мира человека. В творчестве Баха и Генделя еще сохранилась преемственность музыкальных традиций, но они начинали новый этап в истории музыки. Иоганна Себастьяна Баха (годы жизни:1685-1750) считают непревзойденным мастером полифонии. Работая во всех жанрах, он написал около 200 кантат, инструментальных концертов, сочинений для органа, клавира и др. Баху была особенно близка демократическая линия немецкой художественной традиции, связанная с поэзией и музыкой протестантского хорала, с народной мелодией. Через духовный опыт своего народа он ощущал трагическое начало в жизни человека и вместе с тем веру в конечную гармонию. Бах - музыкальный мыслитель, исповедующий то же гуманистическое начало, что и просветители.


Моцарт
Всё новое, что было характерно для прогрессивных направлений в музыке, воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (годы жизни: 1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Основным жанром Гайдна была симфония, Моцарта - опера. Он изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер: («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»); 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый «Реквием», хоровые сочинения.

Культура эпохи Возрождения.

Культура эпохи Возрождения (ее еще называют французским термином «Ренессанс») зародилась в Италии примерно в середине XIV в. Ее сторонники стремились возродить античность, что и дало новой культуре ее название. В центре внимания мыслителей Возрождения оказались знания о человеке и обществе. Этот круг наук по-латыни именовался «студиа гуманитатис» (букв. «изучение человеческого»), а тех, кто им занимался, стали называть гуманистами. Гуманизм – основа культуры Возрождения. Гуманисты призывали отказаться от аскетизма и прославляли земную жизнь. Они считали, что человек должен быть свободной и всесторонне развитой личностью, во всем стремящейся к совершенству. Гуманисты ценили в человеке творческое начало, способность достигать величайших вершин и раздвигать границы возможного. Воздействие гуманистических идей ярко проявилось в творчестве многих архитекторов, скульпторов и художников, даже если они не получили гуманитарного образования и формально не принадлежали к кругу гуманистов.

Культура Возрождения зародилась во Флоренции, а затем широко распространилась по всей Италии. Краткий период конца XV – первой трети XVI в. вошел в историю как время ее блестящего и всестороннего расцвета – Высокого Возрождения.

Конечно, и в Италии, где Ренессанс распространился наиболее широко, и даже в период своего расцвета он охватывал далеко не все многообразие культуры этой страны, во многом еще сохранявшей средневековые черты. Тем не менее новая культура все более высоко ценилась в итальянском обществе. К ней приобщались, хотя бы поверхностно, не только горожане, но и придворно-аристократические круги, и часть духовенства. Светские и духовные владыки часто покровительствовали развитию новой культуры. Щедрыми меценатами были правители Флоренции из рода Медичи, герцоги Милана (Сфорца), герцоги Феррары (д"Эсте); не отставали от них и папы римские. Однако меценатство, позволяя деятелям новой культуры осуществить их начинания, ограничивало свободу творчества, заставляло учитывать вкусы заказчиков.

Конец XV – первая треть XVI в. в истории Италии были тяжелым временем. Республиканские ценности переживали кризис, утверждались монархические порядки. В ходе итальянских войн находившаяся в состоянии раздробленности страна оказалась легкой добычей иноземных армий. Но зато в это время творили величайшие в истории мировой культуры гении. Потомки сравнили их с мифологическими титанами, дерзнувшими бросить вызов самим богам.

Эпоха титанов.

Величайшим гением эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи (1452 – 1519). В молодости он учился живописи, но гуманистического образования не получил и своими энциклопедическими познаниями был обязан только самому себе, своей жажде познания и неутомимому трудолюбию. Главным источником знаний о мире и человеке Леонардо считал опыт, понимая его очень широко: это и наблюдения за природными явлениями, и физический эксперимент, и инженерная конструкция. Он наблюдал за течением воды и полетом птиц, изучал строение человеческого глаза, интересовался физикой и анатомией, ботаникой и архитектурой. Знаток анатомии, физики, механики, конструктор и архитектор, скульптор и художник, музыкант и литератор, глубокий мыслитель – Леонардо стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности. Он оставил людям проекты подводной лодки, летательного аппарата, парашюта. Его замыслы обгоняли физические возможности одного человека. Предъявляя к себе высочайшие требования, он многое оставил незаконченным (например, картину «Поклонение волхвов»). А некоторые его шедевры не пощадило время. Так, в сильно поврежденном виде дошло до нас наиболее ценимое современниками творение мастера – фреска «Тайная вечеря».



Один из лучших художников Возрождения, Леонардо достиг высочайшего мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. Контуры предметов на его картинах смягчены легкой дымкой. Всему миру известен его портрет Моны Лизы («Джоконда»), лицо которой как будто на глазах меняет свое выражение.

Младший современник Леонардо, Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564), за разностороннюю гениальность был прозван «божественным». Архитектор и художник, военный инженер и поэт, сам себя он считал прежде всего скульптором. Главное для Микеланджело – величие и драматизм жизни человека, титаническое напряжение его борьбы. Он часто изображал обнаженное тело, наделяя его красотой и мощью. Свидетельством творческой зрелости мастера стала пятиметровая статуя Давида – воплощение мужественной готовности к борьбе.



Главный их осуществленных Микеланджело замыслов в области скульптуры – ансамбль капеллы Медичи во Флоренции. Статуи, олицетворяющие поступь времени – День, Ночь, Вечер и Утро, - при всей их физической мощи, отмечены печатью душевной усталости и горьких раздумий.

Гениальное творение Микеланджело-художника – роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане с библейскими сценами. На пространстве в 600 кв. м художник, стоя на лесах и запрокинув голову, в одиночку написал сотни человеческих фигур, исполненных невиданной мощи и драматизма. После окончания этой титанической работы он долгое время не мог смотреть прямо перед собой, а читая, должен был поднимать книгу высоко над головой. Спустя много лет мастер вновь вернулся к росписям Сикстинской капеллы, создав грандиозную фреску «Страшный суд».

Не менее масштабным было творчество Микеланджело-архитектора. Именно ему принадлежала ведущая роль в сооружении главного здания католического мира – Собора Св. Петра в Риме. По его проекту созданы западный фасад собора, барабан и самый большой в мире купол.

Рафаэль Санти из Урбино (1483 – 1520), хотя и умер молодым, успел осуществить многие свои начинания. Он быстро нашел собственный путь в искусстве и достиг на нем вершин славы. Как истинный сын Возрождения, Рафаэль был многогранным мастером. Несколько лет он руководил строительством собора Св. Петра, расписал стены во многих залах Ватикана, создал великолепные портреты современников. Но более всего известны его совершенные по красоте образы Мадонны. В творчестве Рафаэля воплотилась гуманистическая мечта о прекрасном душою и телом человеке, пребывающем в полной гармонии с миром. Самое знаменитое творение Рафаэля – «Сикстинская Мадонна».

Замечательная школа живописи сложилась в Венеции. Самый знаменитый венецианский мастер Тициан Вечеллио (ок. 1477 – 1576) был подлинным новатором в живописи. Если флорентийские художники передавали объемность форм, то Тициан впервые показал огромные возможности цвета как средства художественной выразительности. Он прожил долгую творческую жизнь и успел сказать свое слово во всех видах живописи. С равным мастерством он писал и огромные алтарные полотна, и картины на сюжеты античной мифологии («Даная», «Венера Урбинская»), и великолепные портреты – Карла V, папы Павла III и др.

Северное Возрождение.

Северным Возрождением называют культуру Ренессанса в странах, расположенных к северу от Италии: Германии, Нидерландах, Франции, Англии. Конец XV – первая половина XVI вв. – время Ренессанса в Италии – это и эпоха расцвета культуры Северного Возрождения. За Альпами новая культура распространилась не столь широко, как в Италии. Однако и здесь появились свои таланты, создавшие бессмертные шедевры.

Самый значительный мыслитель Северного Возрождения, уроженец Нидерландов Эразм Роттердамский (1469 – 1536) пользовался общеевропейской известностью и получил прозвище «короля гуманистов». Всю свою долгую жизнь он неустанно трудился. Эразм подготовил к печати труды многих отцов церкви и античных классиков, собрал и прокомментировал тысячи античных поговорок; он писал учебники, трактаты, послания, стихи. Его сочинения на латыни считались образцовыми, привлекая читателей богатством интонации и тонкой иронией. В веках остался его сатирический шедевр – «Похвала Глупости».

Эразм был богословом, но совершенно не похожим на ограниченных и нетерпимых католических теологов того времени. Христианским он считал все истинное. Это позволяло ему искать образцы мудрости и добродетели не только у христиан, но и у язычников. Тем самым Античность рассматривалась не как нечто враждебное христианству, а, напротив, как основа развития культуры, совершенствования человека и общества.

В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежала живописи. Уже в XV в. замечательного расцвета достигает искусство Нидерландов, а в конце XV – первой половине XVI в. свой золотой век переживает и немецкая живопись. Среди лучших ее мастеров – Лукас Кранах Старший, тесно связавший свое творчество с идеями Реформации и написавший известные портреты Лютера, а также Ханс Гольбейн Младший, ставший придворным живописцем английского короля и достигший удивительного совершенства в искусстве портрета.

Центральное место в немецком искусстве Возрождения занимает Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Разносторонний живописец и величайший мастер гравюры в Европе, он как ученый изучал линейную перспективу и пропорции человеческого тела, стремясь постичь законы красоты. Дюрер бывал в Италии и в совершенстве овладел достижениями итальянского Ренессанса, но пошел собственным путем. В своем творчестве он отразил драматизм мироощущения человека, жившего накануне и в первые годы Реформации и ожидавшего страшных потрясений. Особенно ярко эти настроения проявились в демократичных, предназначенных для широкого зрителя гравюрах. Среди них – «Четыре всадника» из серии «Апокалипсис», символизирующие страшные бедствия людей: войну и мор, неправедный суд и голод. Железные копыта конец топчут грешников: здесь и король, и священник. Блистательный портретист, Дюрер оставил целую галерею образов своих современников: императора Максимилиана I, гуманистов, деловых людей. Замечательны его автопортреты, на которых перед нами предстает прекрасный и уверенный в себе человек эпохи Возрождения.

Познание законов государства и общества.

Гуманистов XVI в. интересовала не только отдельная человеческая личность, но и законы развития государства и общества. Крупнейшим историком и политическим мыслителем был флорентиец Николо Макиавелли (1469 – 1527), ставший известным благодаря своему трактату «Государь». Убежденный республиканец и патриот Флоренции, противник папства и страстный поклонник единой Италии, Макиавелли жил в эпоху, когда республиканские идеалы терпели крах, своекорыстная политика Рима препятствовала объединению страны, а чужеземные армии грабили его родину. В таких условиях спасти и объединить страну мог, по мнению Макиавелли, лишь сильный государь. Ради достижения этой великой цели он может прибегать к жестокости и лжи, ибо так поступают все. Часто считают, что Макиавелли восхвалял в государе эти качества и освободил политику от морали; политическую беспринципность нередко называют «макиавеллизмом». На самом деле Макиавелли лишь показал, что мораль и политика трудно совместимы, что рассуждения о морали часто прикрывают неприглядные цели и то едва ли возможно достичь политического успеха, не нарушая нравственных норм.

Иными вопросами занимался знаменитый английский гуманист Томас Мор (1478 – 1535). Профессиональный юрист, член парламента, позже – канцлер Англии, Мор хорошо знал о самых острых проблемах английского общества. Он убедился, что государство – это «заговор богачей», преследующих лишь собственные интересы и не заботящихся о бедных. О собственном понимании наилучшего общественного устройства Мор рассказал в книге «Утопия» (1516). Это слово, придуманное Мором на основе древнегреческих корней, означает «место, которого нет»; в переносном смысле так называют любую неосуществимую идею. Мор описывает идеальное государство, расположенное на острове где-то у берегов Нового Света. Там нет частной собственности, которую Мор считал главным злом, все равны и никто не угнетает других. Все утопийцы совместно владеют материальными благами и получают необходимое из общих кладовых. Все трудятся, и никто не испытывает нужды. В то же время труд не обременителен, свободное время используется для развлечений, занятий науками и искусствами. На Утопии мирно уживаются разные религии, и никто не стремится утвердить свою веру силой; не поощряется лишь абсолютное неверие. К делам управления допускаются только люди науки, отличающиеся безупречными моральными качествами.

Вслед за Мором об идеальном общественном устройстве заговорили и другие мыслители. Так, в «Новой Атлантиде» Фрэнсиса Бэкона основу счастья жителей идеального острова составили технические изобретения, а не справедливое общественное устройство, как у Мора.

Литература и искусство XVII в.

Трагический гуманизм (Сервантеса иШекспира)

К концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен над собой и своей судьбой, что он сам находится под властью времени и обстоятельств, что он постоянно пребывает в движении и изменении. Многие из них сохраняли верность прежним идеалам красоты, добра и справедливости, однако теперь их мировоззрение все более окрашивалось в трагические тона.

Мигель Сервантес (1547 – 1616) – великий испанский писатель-гуманист прожил бурную и нелегкую жизнь. Выходец из обедневшего дворянского рода, он получил гуманитарное образование; путешествовал, мужественно сражался с турками в морской битве при Лепанто, где потерял руку, а затем был схвачен пиратами и пять лет провел в плену. Вернувшись в Испанию, разоренный Сервантес вынужден был стать чиновником по снабжению флота. По ложному обвинению в растрате ему пришлось сидеть в долговой тюрьме. Все эти разнообразные жизненные впечатления переплавились в его творчестве. Всемирную славу принес Сервантесу роман «Дон Кихот».

В Испании XVI в. были очень популярны рыцарские романы, причем наряду с классическими произведениями жанра имели хождение низкосортные подражания. «Дон Кихот» был задуман как пародия на них и многими читателями воспринимался именно с этой точки зрения, но его содержание неизмеримо глубже.

Герой Сервантеса, бедный идальго, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем. Он уговорил крестьянина Санчо Пансу быть его оруженосцем. Вместе они путешествовали по реальной Испании, совершенно не похожей на мир рыцарских романов. Всюду Дон Кихот пытается восстанавливать справедливость – и постоянно попадает в нелепые ситуации. Однако автор не столько иронизирует над своим героем, сколько сочувствует ему, ведь Дон Кихот, сознавая пропасть между желаемым и действительностью, не изменяет идеалам гуманизма и готов биться за них. В свою очередь, Санчо Панса в разговорах с Дон Кихотом тоже постепенно проникается гуманистическими идеалами добра и справедливости.

Уильям Шекспир (1564 – 1616) .

В Англии в конце XVI – начале XVII в. небывалых высот достигло театральное искусство, которым увлекалась и знать, и простонародье. Среди множества драматургов, прославивших английский театр, выделяется Уильям Шекспир. Почтенный горожанин из провинциального Стратфорда-на-Эйвоне, он неожиданно порвал с прежним укладом жизни и отправился в столицу, где навсегда связал свою жизнь с театром. Шекспир стал актером, а затем драматургом и совладельцем театра «Глобус» - самого популярного среди лондонских театров.

Наследие Шекспира поразительно по силе и разнообразию. Он писал комедии, прославлявшие радости жизни и любви («Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего»), драмы на античные сюжеты, исторические хроники из английского Средневековья (Генрих IV, Ричард III и др.), сонеты. Свидетелем расцвета его гения стала трагедия «Ромео и Джульетта» - гимн любви, противостоящей предрассудкам общества.

Позже Шекспир создал философские трагедии, в которых размышлял о добре и зле, о неспособности человека достичь гармонии с окружающим миром («Гамлет», «Отелло», «Король Лир»). Шекспира воодушевляла вера в человека – хозяина своей судьбы, который благодаря разуму и душевному благородству может противостоять страстям – гневу, ревности, зависти. Трагедию свои героев он видел не в превратностях судьбы или кознях злодеев, а в ошибках и слабостях, позволивших страстям увлечь их на ложный путь.