Английский писатель сомерсет моэм. Уильям сомерсет моэм

Уильям Сомерсет Моэм родился в январе 1874 года на территории британского посольства в Париже. Место для родов было выбрано не случайно. Посольство, расположенное фактически на французской земле, по закону является частью английского государства, соответственно ребенок, рожденный на его территории, получает британское гражданство. Такое решение было принято, дабы оградить Уильяма от французских законов, гласивших об обязательной мобилизации на фронт в случае войны. У Уильяма был старший брат Фредерик, который в отличие от него самого воплотил мечты родителей в реальность и стал адвокатом.

Родителей мальчик лишился рано – когда ему было восемь, от чахотки скончалась мать, а двумя годами позднее, от рака ушел и отец. Тогда же осиротевшего Уильяма было решено отправить к родственникам в Англию. Ему было крайне непросто – он совершенно не знал английского, а после пережитого стресса и переезда в Уитстабл и вовсе стал заикаться. Моэм без особого энтузиазма вспоминал собственное детство. Нескладный мальчишка небольшого роста, со слабым здоровьем и дефектом речи – таким он описывает себя маленького. Он не раз признавался, что ему был чужд спорт, которому англичане уделяли так много времени, и он всеми силами пытался оградиться от общества, а новые знакомства завязывал кране редко и неохотно.

Образование и дальнейшее становление

Более-менее обжившись на новом месте, Моэма ждало очередное испытание – поступление в начальную школу. Заведение было выбрано без проблем – им стала Королевской школе в Кентербери. Такой выбор был предсказуем – Генри Моэм, воспитывавший мальчика, служил помощником епископа в одной из церквей, а потому школа при монастыре была идеальным вариантом. После школы он продолжил обучение, поступив в Гейдельбергский университет. Здесь он впервые проявил в себе талант писателя, создав первое произведение — биографию композитора Мейербера. К сожалению, сочинение постигла печальная участь – оно было сожжено. Причем самим Уильямом, после того, как издательство отказало ему в печати. С 1892 года Моэм обучался в медицинской школе, где как и прежде продолжал писать. Позже он проработал почти пять лет в больнице в Ламберте – одном из самых бедных районов Лондона, что в дальнейшем повлияло на формирование его политической позиции. Этот период в жизни писателя ознаменован романом «Лиза из Ламбета» (1897) и пьесой «Леди Фредерик» (1907), принесшей ему первый успех.

Первая мировая и ее отражение в творчестве

Во время Первой мировой войны, Моэм, как и большинство сознательных британских граждан, стали на защиту границ страны. Если кто-то отправлялся на фронт, то Уильям стал сотрудничать с государственным ведомством британской контрразведки, в роли самого настоящего разведчика. Одной из первых его задач в новом амплуа стала поездка в Россию, где он должен был помогать Александру Керенскому — главе Временного правительства. Последнему нужно было любой ценой сохранить Россию в статусе участника военных действий. Так как Моэм был восхищен русской литературой, изучал язык и просто всей душой симпатизировал этой стране, поездка открывала для него абсолютно новые горизонты. Уильяму довелось побывать в самых отдаленных уголках огромной страны и пообщаться с множеством известных политических деятелей. В итоге, миссия все же оказалась «невыполнима» — в свете происходящих событий и развернувшейся Октябрьской революции, Моэм спешно покинул страну. Как и любой творец, Уильям «запечатлел» время работы разведчиком в своей работе – сборнике новелл «Эшенден, или Британский агент», вышедшем в 1928 году.

Дальнейшая жизнь

Через два года после возвращения с России, в 1919, Уильям снова пожелал «острых ощущений» и отправился в путешествие по Азиатским странам – ему просто необходимо было вдохновение. Позже, вернувшись домой и приступив к работе, он смог проявить себя и как талантливый драматург, представив миру пьесы «Круг» (1921) и «Шеппи» (1933).

Завидное упорство и увлеченность своим делом сделали Моэма одним из самых известных и состоятельных писателей Англии уже к началу 40-х. Он никогда не отрицал того, что ему нравится получать гонорары за свои труды, но при этом всегда говорил, что это не является для него первостепенной задачей. Гораздо важнее для него было делиться с читателем своими мыслями, идеями и образами, которые то и дело появлялись в его сознании.

Вторую Мировую войну, Моэм, уже будучи в довольно солидном возрасте, провел в США, создавая сценарии, а позже корректируя их. В 1944 году мир увидел роман писателя «Остриё бритвы».

Путешествия играли важную роль в жизни Уильяма. В них он находил вдохновение, отдыхал от мирской суеты и раскрывал новые грани своего таланта. Он посещал разные уголки земного шара до тех пор, пока не понял, что больше ни ничего не смогут ему дать. Он утверждал, что состоялся как личность и автор, больше меняться ему нет смысла. В конце 40-х годов Моэм отказался от написания драматургических и художественных работ, избрав для себя прозу и эссе на более «приземленные» темы. Последней напечатанной работой при жизни Моэма стали заметки с элементами автобиографии, опубликованные в 1962 году в одном из лондонских еженедельников. Моэм владел шикарной виллой на Французской Ривьере, где в свое время собиралась вся литературная элита, а среди гостей писателя били даже Уинстон Черчилль и Герберт Уэллс.

Не стало писателя в одном из госпиталей под Ниццей – его жизнь оборвалась на 91 году из-за осложнений после пневмонии.

  • При жизни Сомерсет Моэм завещал никогда не открывать миру и не предавать огласке личную корреспонденцию. В 2009 году запрет писателя был снят — писательница Селина Хастингс, автор биографии Моэма, получила разрешение Королевского литературного фонда ознакомиться с материалами.
  • Норма работы Моэма по написанию своих творений была предельно скромной – 1000-1500 знаков в день, и занимала от силы 3-4 часа. И обязательно утром!
  • Уильям Сомерсет Моэм, не отрицавший (но и не подтверждавший) своей бисексуальности, лишь в страсти признался, что он «на три четверти гомосексуал, и лишь одна часть в нем традиционна».
  • У писателя была жена — Сири Велком – с которой он прожил более 10 лет (1917-1929), но в итоге, брак распался.
  • Прах писателя был развеян под стеной Библиотеки Моэма, в школе, в которой он сам когда-то делал первые шаги в науке.

Английский писатель Сомерсет Моэм (1874-1965) родился и умер во Франции .

Он был младшим (шестым) сыном юриста британского посольства. Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребенок имел законные основания считаться гражданином Великобритании . Первым родным языком для Моэма стал французский. На французском языке Сомерсет говорил первые десять лет своей жизни. Он лишился родителей в возрасте 10 лет, после чего мальчика отправили в Англию, где он жил в городе Уитстебл в семье дяди, викария.

Так получилось, что по приезде в Англию Моэм начал заикаться, и это сохранилось на всю жизнь.

«Я был мал ростом; вынослив, но не силен физически; я заикался, был застенчив и слаб здоровьем. У меня не было склонности к спорту, который занимает столь важное место в жизни англичан; и - то ли по одной из этих причин, то ли от рождения - я инстинктивно сторонился людей, что мешало мне с ними сходиться».

Закончил Гейдельбергский университет, затем шесть лет изучал медицину в Лондоне. В 1897 году он получил диплом доктора, но оставил занятия медициной после того, как его первые романы и пьесы стали пользоваться успехом.

В течение десяти лет Моэм жил и писал в Париже. В 1897 году появился его первый роман «Лиза из Ламбета». В 1903 году была написана первая пьеса "Человек чести", а уже в 1904 году четыре пьесы Моэма шли одновременно на сценах Лондона.

Настоящим прорывом стал почти автобиографический роман "Бремя страстей человеческих" (1915), который считается лучшим произведением Моэма.

Во время первой мировой войны под видом репортера Моэм работал на британскую разведку в России с целью не дать ей выйти из войны. С августа по ноябрь 1917 года находился в Петрограде, встречался неоднократно с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями. Покинул Россию через Швецию из-за провала своей миссии (Октябрьская революция).

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14-ти новелл «Эшенден, или Британский агент».

Заикание и проблемы со здоровьем препятствовали дальнейшей карьере на этом поприще.

Моэм вместе с другом отправляется в путешествие по восточной Азии, островам Тихого океана и Мексике.

В 1928 году он поселяется во Франции.

Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы «Луна и грош» (1919), «Пироги и пиво» (1930), «Театр» (1937), «Остриё бритвы» (1944).

Моэм верил в то, что истинная гармония заключается в противоречиях общества, что нормальное на самом деле не является нормой. «Обыденная жизнь - это самое богатое для исследования писателя поле » - заявлял он в книге "Подводя итоги" (1938).

Популярность Моэма за границей в тридцатые годы была выше, чем в Англии. Он сказал однажды: «Большинство людей не видят ничего, я очень отчетливо вижу перед своим носом; великие писатели могут видеть сквозь кирпичную стену. Мой взгляд не так проницателен».

В 1928 году Моэм купил виллу в Кап-Ферра на Французской Ривьере. Эта вилла стала домом писателя на всю оставшуюся жизнь, она играла роль одного из великих литературных и социальных салонов. У писателя иногда гостили Герберт Уэллс, Уинстон Черчилль, изредка здесь были и советские писатели. К 1940 году Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей английской художественной литературы.

В 1944 году выходит роман Моэма «Острие бритвы». Во время Второй мировой войны Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился большей частью в США. Покинуть Францию его заставила оккупация и попадание имени Моэма в черные списки гитлеровцев.

Писатель утвердил в 1947 году «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до 35 лет.

Когда Моэм почувствовал, что путешествия больше ничего не могут ему дать, он отказался от путешествий:

Моэм после 1948 года оставил художественную прозу и драматургию, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

15 декабря 1965 года Сомерсет Моэм скончался на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. Умирая, сказал:

«Умирать - скучное и безотрадное дело. Мой вам совет - никогда этим не занимайтесь». Могилы как таковой у писателя нет, поскольку прах его развеян был под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Сомерсет Моэм был самым популярным прозаиком и драматургом 30-х годов – он написал более 78 книг, театры поставили более 30 его пьес. Кроме того, произведения Моэма часто и с успехом экранизировались.

Если говорить о личной жизни писателя, Сомерсет Моэм был долгое время женат на Сири Велком, от которой у него родилась дочь Мэри Элизабет. Позднее супруги развелись. Одно время он влюблен был в актрису Сью Джоунс, на которой готов был снова жениться. Однако самые продолжительные отношения Моэм имел с американцем Джералдом Хэкстоном, пьяницей и заядлым игроком, который был его секретарем.

Вт автобиографии "Подводя итоги" (1938) он сказал, что «стоял в первом ряду второразрядных».

О Сомерсете Моэме:

  • «Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю „Кандида“, чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия»
  • Он всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Он работал по утрам три-четыре часа, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.
  • «Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

Афоризмы Моэма:

  • «Бог, которого можно понять, уже не Бог».
  • «Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто - из того, как вы ее принимаете».

William Somerset Maugham

Дата и место рождения – 25 января 1874 г., Embassy of the United Kingdom, Париж, Третья французская республика.

Британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Уильям Сомерсет Моэм родился в 1874 году в Париже, где отец его был юристом британского посольства. Лишившись восьми лет матери, а десяти лет – отца, Моэм воспитывался в Лондоне у дяди, в доме которого царила атмосфера пуританской строгости. Потом он учился в закрытой школе в Кентербэри и в Гейдельбергском университете в Германии.

Чтобы приобрести профессию, он поступил в медицинский институт при больнице св. Фомы в Лондоне. Здесь он приобрел познания в медицине и определенный жизненный опыт. Он столкнулся не только с физическими страданиями человека, но и с нищетой обитателей трущоб лондонского Ист-энда, с социальным неравноправием.

Медицинская практика, сблизившая его с простыми людьми, дала ему материал для вступления в литературу. Успех первых романов “Лиза из Ламбета” и “Миссис Крэдок”, хотя и был весьма скромным, заставил Моэму расстаться с медициной и целиком посвятить себя писательскому труду. Правда, первые романы не принесли ему больших доходов. Став впоследствии одним из самых состоятельных литераторов в мире, Моэм с усмешкой вспоминал, что первые десять лет он зарабатывал своим пером в среднем около ста фунтов в год, что не намного превышало заработок низкооплачиваемых чернорабочих-поденщиков.

Подталкиваемый и материальными побуждениями, Моэм увлекается драматургией. В течение первых двух десятилетий нынешнего века он пишет пьесу за пьесой. Некоторые из них, в частности “Человек чести”, “Леди Фредерик”, “Смит”, “Земля обетованная”, “Круг”, имели успех, и были такие годы, когда на сценах Англии шло одновременно больше пьес Моэма, чем Бернарда Шоу.

Однако работа над пьесами не приносила самому автору полного удовлетворения. Он писал для театра больше всего заботясь о сценической занимательности своих произведений. Это определило его успех у зрителя, но и ограничивало творческие возможности, заставляя укладывать богатый жизненный материал в прокрустово ложе определенного сюжета, как бы искусно и увлекательно он ни был построен. В зените своей драматургической славы Моэм решил написать роман, чтобы, как он признавал позже, “освободится от огромного количества тяжелых воспоминаний, которые не переставали преследовать меня”. После опубликования этого романа – “Бремя страстей человеческих”, – принесшего автору широкую известность, он все чаще берется за перо повествователя, а не драматурга.

В двадцатых годах нашего века Моэм утверждает себя также и как мастер рассказа. Его новеллы, разнообразные по форме, раскрывают перед читателем внутренний мир человека. Моэм старается показать душу человека, выхватывая его порою из социальной среди.

Б ремя страстей человеческих

Но все же среди большого числа романов, пьес, рассказов и очерков Моэм наибольшей известностью как в Англии, так и за ее пределами пользуется роман “Бремя страстей человеческих”. Заметим кстати, что для названия романа взят заголовок одного из разделов “Этики” Спинозы, который в дословном переводе гласит: “О рабстве человеческом”. Однако для того, чтобы название романа само по себе передавало смысла, который имеется в этой главе трактата Спинозы, Моэм согласился, чтобы это произведение называлось в русском издании “Бремя страстей человеческих”.

Сам писатель, отвечая на вопрос, почему он не считает “Бремя страстей человеческих” своим лучшим романом, указал, что это всего лишь “автобиографическая книга”, в котором отражены его собственные мучительные переживания. В авторском предисловии к одному из американских изданий романа Моэм называет его “полуавтобиографическим” и замечает: “Я говорю -полуавтобиографический потому, что такое произведение является все же беллетристикой, и автор вправе менять факты, с которыми имеет дело, как найдет нужным “.

И действительно, многие факты своей жизни о которых автор рассказывает в романе, изменены – одни ослаблены, другие усилены, третьим дано иное толкование или выражение. Например, хромота, которая приносит герою романа Филипу Кэри столько неудобств и нравственных терзаний, не мучила самого Моэму, но писатель страдал от другого физического недостатка, заикание, которое причинял ему почти такие же неприятности и моральную боль. Переживания юного Филипа, судя по признаниям самого автора, во многом совпадают с переживаниями Моэма. Как и его герой, он рано лишился родителей, воспитывался в семье родственников, прошел все стадии юношеских исканий.

Но было бы неправильно считать, что в романе “Бремя страстей человеческих” автор просто рассказал историю одного героя, близкую к его собственной биографии. Перед читателем предстает пестрая галерея разнообразных типов, имеющих свои биографии, характеры, выписанные автором с поразительной тщательностью.

Моэм с такой красочностью нарисовал жизнь некоторых слоев тогдашней Англии, что во многом “Бремя страстей человеческих” можно поставить в ряд со значительными произведениями крупнейших английских писателей-реалистов.

Идеалистическое представление о людях лежит в основе главной сюжетной линии романа – любви Филипа к женщине, которая по всем существующим нормам взаимоотношений между мужчиной и женщиной не могла быть им любимой. Моэм хотел доказать, что человек может любить не только вопреки рассудку, но и вопреки самой своей природе. Это любовь к ограниченной, тупой, порочной, нечистоплотной женщине со стороны человека, которому претит все некрасивое, у которого изысканные вкусы, подчас кажется просто немыслимой.

Ф акты из жизни

Сомерсет Моэм родился и умер во Франции, однако писатель был подданным Британской короны – родители подгадали роды таким образом, чтобы ребенок появился на свет в посольстве.

«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

С 10-летнего возраста у Моэма началось заикание, от которого он так и не смог избавиться.

Несмотря на то, что Сомерсет Моэм был долгое время женат на Сири Велком, от которой у него родилась дочь Мэри Элизабет, писатель был бисексуалом. В одно время он был влюблен в актрису Сью Джоунс, на которой готов был снова жениться. Но самые продолжительные отношения Моэм имел с американцем Джералдом Хэкстоном, заядлым игроком и пьяницей, который был его секретарем.

Во время Первой мировой войны сотрудничал с МИ-5. С секретной миссией после войны работал в России, находился в Петроград в августе-октябре 1917 года, где должен был помогать Временному правительству оставаться у власти, бежал после Октябрьской революции.

До десяти лет Уильям разговаривал только на французском. Английский язык писатель стал учить после переезда в Англию после смерти родителей.

В его доме на мысе Ферра часто бывали знаменитости – Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, Жан Кокто, Ноэль Кауард, и даже несколько советских писателей.

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14 новелл «Эшенден, или Британский агент» -1928 год.

В 1928 году Моэм купил виллу на французской Ривьере. В течение сорока лет писателю помогали около 30 слуг. Однако фешенебельная обстановка не расхолаживала его – ежедневно он работал в своем кабинете, где писал не менее 1500 слов.

«Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю „Кандида“, чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Умирая, сказал: «Умирать - скучное и безотрадное дело. Мой вам совет - никогда этим не занимайтесь».

В 1947 году была учреждена “Премия Сомерсета Моэма”, которая присуждалась английским писателям в возрасте до 35 лет.

Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.

Могилы у Сомерсета Моэма нет – его прах развеян у стен Библиотеки Моэма в Кентербери

Первый роман – “Лиза из Ламбета” – Моэм написал в 1897 году, но успех к писателю пришел только в 1907 году вместе с пьесой “Леди Фредерик”. Но свой самый первый литературный опыт – биографию композитора Джакомо Мейербера – он сжег из-за того, что ее отверг издатель.

Ц итаты и афоризмы

Забавно в жизни вот что: если вы отказываетесь принимать любые вещи, кроме самых лучших, то очень часто именно их и получаете.

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам.

Люди больше всего на свете любят наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать.

Хорошо одетый человек - это тот, на чью одежду не обращают внимания.

Мечты - не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.

Люди злы в той мере, в какой несчастны.

Нет на свете худшей пытки, чем любить и презирать в одно и то же время.

Любовь - это то, что случается с мужчинами и женщинами, которые не знают друг друга.

Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.

Есть только один успех - потратить свою жизнь так, как ты хочешь.

Женщина всегда пожертвует собой, если предоставить ей для этого подходящий случай. Это ее любимый способ доставить себе удовольствие.

… для человека, привыкшего к чтению, оно становится наркотиком, а сам он - его рабом. Попробуйте отнять у него книги, и он станет мрачным, дерганым и беспокойным, а потом, подобно алкоголику, который, если оставить его без спиртного, набрасывается на полки.

Увы, в нашем несовершенном мире гораздо легче избавиться от хороших привычек, чем от дурных.

Доброта - единственная ценность в этом иллюзорном мире, которая может быть самоцелью.

Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто – из того, как вы её принимаете.

Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо.

Терпимость - другое название для безразличия.

Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеётся, смеётся над дедушками и восхищается прадедами.

Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть.

Самое ценное, чему научила меня жизнь: ни о чем не сожалеть.

Мы уже не те люди, которыми были в прошлом году, не те и те, кого мы любим. Но это прекрасно, если мы, меняясь, продолжаем любить тех, кто тоже изменился.

И женщины могут хранить тайны. Но они не могут умолчать о том, что они умолчали о тайне.

Имя: Сомерсет Моэм (Уильям Сомерсет Моэм)

Возраст: 91 год

Деятельность: писатель

Семейное положение: был в разводе

Сомерсет Моэм: биография

Сомерсет Моэм – автор 21 романа, новеллист и драматург, критик и светский лев, вращавшийся в высших кругах Лондона, Нью-Йорка и Парижа. Писатель творил в жанре реализм, ориентируясь на традиции натурализма, модерна и неоромантизма.

Детство и юность

Уильям Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года. Сын юриста британского посольства в Париже, он заговорил на французском раньше, чем постиг английский язык. В семье Сомерсет был младшим ребенком. Трое братьев были сильно старше, и на момент их отправления на учебу в Англию мальчик остался в доме родителей один.


Сомерсет Моэм с собакой

Он много времени проводил с матерью и был привязан к ней. Мать скончалась от туберкулеза, когда ребенку было 8 лет. Эта утрата стала сильнейшим потрясением в жизни Моэма. Переживания спровоцировали дефект речи: Сомерсет стал заикаться. Эта особенность осталась с ним на всю жизнь.

Отец скончался, когда мальчику было 10 лет. Семья распалась. Старшие братья учились на юристов в Кембридже, а Сомерсета отправили под опеку дяди священника, в доме которого и прошла его юность.


Ребенок рос одиноким и замкнутым. Дети, воспитанные в Англии, не принимали его. Заикание и акцент франкоговорящего Моэма высмеивали. На этой почве застенчивость становилась все сильнее. Друзей у мальчика не было. Книги стали единственной отдушиной для будущего писателя, обучавшегося в школе-интернате.

В 15 лет Сомерсет уговорил дядю отпустить его в Германию для изучения немецкого языка. Гейдельберг стал местом, где он впервые почувствовал себя свободным. Юноша слушал лекции по философии, изучал драматургию и увлекся театром. Интересы Сомерсета касались творчества , Спинозы, и .


В Великобританию Моэм вернулся в 18 лет. Он обладал достаточным уровнем образования для выбора будущей профессии. Дядя направлял его на путь священнослужителя, но Сомерсет предпочел отправиться в Лондон, где с 1892 года стал студентом медицинской школы у больницы Святого Томаса.

Литература

Изучение медицинского дела и врачебная практика сделали из Сомерсета не только дипломированного врача, но и человека, видевшего людей насквозь. Медицина наложила отпечаток на стиль писателя. Он редко использовал метафоры и гиперболы.


Первые шаги в литературе были слабыми, так как среди знакомых Моэма не было людей, способных направить его на верный путь. Он занимался переводом произведений Ибсена, чтобы изучить технику создания драматургии, писал рассказы. В 1897 на свет появился первый роман «Лиза из Ламбета».

Анализируя произведения Филдинга, Флобера, писатель также ориентировался на тенденции, актуальные современности. Он много и плодотворно работал, постепенно став одним из самых читаемых авторов. Его книги быстро продавались, принося писателю доход.


Моэм изучал людей, используя в творчестве их судьбы и характеры. Он верил, что самое интересное таится в повседневном. Это подтверждал роман «Лиза из Ламбета», в котором ощущалось влияние творчества .

В романе «Миссис Крэддок» просматривалось увлечение автора прозой . Он впервые задавался вопросами о жизни и любви. Пьесы Моэма сделали его обеспеченным человеком. Премьера «Леди Фредерик», состоявшаяся в 1907 году, утвердила его в статусе драматурга.


Моэм придерживался традиций, воспеваемых театром Реставрации. Авторитетными для него были комедии . Пьесы Моэма разделяются на комические, где озвучиваются идеи, схожие с размышлениями , и драматические, отражающие социальные проблемы.

В творчестве Моэма нашел отражение опыт участия в Первой и Второй мировых войнах. Свое видение автор отражал в произведениях «За боевые заслуги», «На острие бритвы». В военные годы Моэм побывал в автосанитарной части во Франции, в разведке, работавшей в Швейцарии и в России. В финале он оказался в Шотландии, где лечился от туберкулеза.


Писатель много путешествовал, побывал в разных странах Европы и Азии, в Африке и на островах в Тихом океане. Это обогащало его внутренний мир и давало впечатления, которые он использовал в творчестве. Жизнь Сомерсета Моэма была насыщенна событиями и интересными фактами.


«Бремя страстей человеческих» и автобиографическое произведение «О человеческом рабстве» - романы, в которых соединены эти категории. В романе «Луна и грош» Моэм рассуждает о трагедии художника, в «Цветном покрове» - об участи ученого, а в «Театре» - о буднях актрисы.

Новеллы и рассказы Сомерсета Моэма отличаются острыми сюжетами и психологизмом. Автор держит читателя в напряжении и использует прием неожиданности. Присутствие авторского «я» в произведениях – их традиционная черта.

Личная жизнь

Критики и биографы обсуждали неоднозначность персоны Моэма. Его первые биографы отзывались о писателе как о человеке со скверным характером, цинике и женоненавистнике, неспособном воспринимать критику. Умный, ироничный и трудолюбивый писатель целенаправленно прокладывал себе путь к литературным вершинам.

Он ориентировался не на интеллектуалов и эстетов, а на тех, для кого его произведения были актуальными. Моэм запретил освещать личную корреспонденцию после его смерти. Запрет был снят в 2009 году. Это сделало некоторые нюансы его жизни более понятными.


В жизни писателя были две женщины. Он очень любил Этельвину Джоунз, известную под именем Сью Джоунз. Ее образ использован в романе «Пироги и пиво». Дочь популярного драматурга, Этельвина была успешной 23-летней актрисой на момент знакомства с Моэмом. Она только что развелась с мужем и быстро сдалась под гнетом ухаживаний писателя.

Мисс Джоунз славилась легким нравом и доступностью. Моэм не считал это порочным. Поначалу он не планировал свадьбу, но вскоре сменил решение. На предложение руки и сердца писатель получил отказ. Девушка была беременна от другого.


Сомерсет Моэм женился на Сири Могам, дочери мецената, известного благотворительной деятельностью. Сири успела побывать в браке. В 22 года она вышла замуж за Генри Уэллкама, которому было 48 лет. Мужчина был владельцем фармакологической корпорации.

Семья быстро распалась из-за измены жены с владельцем сети лондонских универмагов. Моэм познакомился с девушкой в 1911 году. В их союзе родилась дочь Элизабет. На тот момент Сири была не разведена с Уэллкамом. Связь с Моэмом оказалась скандальной. Девушка предприняла попытку самоубийства из-за притязаний бывшего мужа на развод.


Моэм поступил как джентльмен и женился на Сири, хотя чувства к ней быстро пропали. Вскоре супруги стали жить отдельно. В 1929 году состоялся их официальный развод. Сегодня ни для кого не является секретом бисексуальность Моэма, которую не подтверждают, но и не опровергают его биографы.

Союз с Джеральдом Хэкстоном подтверждал увлечения писателя. Сомерсету Моэму было 40, а его спутнику - 22 года. В течение 30 лет Хэкстон сопровождал Моэма в качестве секретаря в путешествиях. Он пил, увлекался азартными играми и тратил деньги Моэма.


Знакомых Хэкстона писатель использовал в качестве прототипов для своих произведений. Известно, что Джеральд даже подыскивал новых партнеров для Моэма. Одним из таких мужчин стал Дейвид Познер.

Семнадцатилетний юноша познакомился с Моэмом в 1943 году, когда тому было 69 лет. Хэкстон умер от отека легких, и его сменил Алан Сирл, поклонник и новый любовник писателя. В 1962 году Моэм официально усыновил своего секретаря, лишив дочь Элизабет прав на наследство. Но дочь сумела отстоять законные права, и суд признал усыновление недействительным.

Смерть

Сомерсет Моэм скончался от пневмонии на 92 году жизни. Это произошло 15 декабря 1965 года в провинциальном французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, неподалеку от Ниццы. Вопреки французским законам пациента, умершего в стенах больницы, не подвергли вскрытию, а перевезли домой и на следующий день сделали официальное заявление о смерти.


Родственники и друзья писателя заявили, что он нашел последнее пристанище на любимой вилле. У писателя нет захоронения, так как была произведена кремация. Прах Моэма развеяли у стен библиотеки при Королевской школе в Кентербери. Это заведение носит его имя.

Библиография

  • 1897 - «Лиза из Ламбета»
  • 1901 - «Герой»
  • 1902 - «Миссис Крэддок»
  • 1904 - «Карусель»
  • 1908 - «Маг»
  • 1915 - «Бремя страстей человеческих»
  • 1919 - «Луна и грош»
  • 1922 - «На китайской ширме»
  • 1925 - «Узорный покров»
  • 1930 - «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»
  • 1931 - «Шесть рассказов, написанных от первого лица»
  • 1937 - «Театр»
  • 1939 - «Рождественские каникулы»
  • 1944 - «Острие бритвы»
  • 1948 - «Каталина»

Цитаты

Цитаты, афоризмы и высказывания остроумного Моэма актуальны сегодня. Они комментируют жизненные ситуации, восприятие людей, авторскую позицию и его отношение к собственному творчеству.

«Перед тем, как писать новый роман, я всегда перечитываю «Кандида», чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».
«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».
«Умирать - ужасно скучное и тягостное занятие. Мой вам совет: избегайте чего-либо подобного».
«Забавно в жизни вот что: если вы отказываетесь принимать любые вещи, кроме самых лучших, то очень часто именно их и получаете».

Годы жизни: с 25.01.1874 по 15.12.1965

"Я не родился писателем, я им стал". Шестьдесят пять лет – время литературной деятельности маститого английского автора: прозаика, драматурга, эссеиста, литературного критика Сомерсета Моэма. Моэм находил вечные ценности, способные придать смысл жизни отдельного смертного человека, в Красоте и Добре. Связанный рождением и воспитанием с верхушкой "среднего класса", именно этот класс и его мораль он сделал главной мишенью своей язвительной иронии. Один из самых состоятельных литераторов своего времени, он обличал власть денег над человеком. Моэма легко читать, но за этой легкостью кроются кропотливая работа над стилем, высокий профессионализм, культура мысли и слова. Писатель неизменно выступал против нарочитой усложненности формы, заведомой неясности выражения мысли, особенно, в тех случаях, когда непонятность "...рядится в одежды аристократизма". "Стиль книги должен быть достаточно прост, чтобы любой, сколько-нибудь образованный человек, мог читать ее с легкостью..." – он всю жизнь воплощал эти рекомендации в собственном творчестве.

Писатель, Уильям Сомерсет Моэм, родился 25 января 1874 года в Париже. Отец писателя был совладельцем адвокатской фирмы и юридическим атташе посольства Великобритании. Мать, известная красавица, держала салон, привлекавший многих знаменитостей из мира искусства и политики. В романе "Подводя итоги" Моэм говорит о родителях: "Она была на редкость красивая женщина, а он - на редкость некрасивый мужчина. Мне рассказывали, что в Париже их прозвали Красавица и Чудовище".

Родители тщательно продумали появление Моэма на свет. Во Франции готовился закон, согласно которому все юноши, родившиеся на территории этой страны, подлежали обязательному призыву в армию по достижении совершеннолетия. Невозможно было допустить и мысли, что их сын, англичанин по крови, через пару десятков лет будет сражаться на стороне французов против своих соотечественников. Избежать этого можно было одним путем – рождение ребенка на территории посольства, что юридически означает – рождение на территории Англии.

В семье Сомерсетов Уильям был четвертым ребенком. В детстве мальчик говорил только по-французски, английский же он стал учить только после того, как внезапно осиротел. Когда Моэму только исполнилось восемь лет, в феврале 1882 года, умирает мать Моэма, от чахотки. А два года спустя уходит из жизни отец, из-за рака желудка. Горничная матери стала няней Уильяма; мальчик очень тяжело переживал смерть родителей.

В английском городе Уитстейбл, в графстве Кент, проживал родной дядя Уильяма, Генри Моэм, приходской священник, который и приютил мальчика. Это было не самое лучшее время в жизни юного Моэма. Его дядя оказался достаточно черствым человеком. Мальчику трудно было наладить отношение с новыми родственниками, т.к. он не владел английской речью. Постоянные стрессы в доме родственников-пуритан вызвали у Уильяма болезнь: он начал заикаться, и это сохранилось у Моэма на всю жизнь.

Моэм о себе: "Я был мал ростом; вынослив, но не силен физически; я заикался, был застенчив и слаб здоровьем. У меня не было склонности к спорту, который занимает столь важное место в жизни англичан; и - то ли по одной из этих причин, то ли от рождения - я инстинктивно сторонился людей, что мешало мне с ними сходиться".

Королевская школа в Кентербери, в которой учился Уильям, тоже стала испытанием для юного Моэма: его постоянно дразнили за плохой английский и низкорослость, унаследованную от отца. Об этих годах его жизни читатель может составить представление по двум романам – "Бремя страстей человеческих" (1915) и "Пироги и пиво, или Скелет в шкафу" (1929).

Переезд в Германию с поступлением в Гейдельбергский университет, было для Моэма бегством от нелегкой жизни в Кентербери. В университете Моэм начинает изучать литературу и философию. Здесь же он совершенствует свой английский язык. Именно в Гейдельбергском университете Моэм написал свое первое сочинение – биографию немецкого композитора Меербера. Но рукопись была отвергнута издателем, и разочарованный Моэм решает сжечь ее. Моэму тогда шел 17-й год.

По настоянию дяди Сомерсет возвращается в Англию и устраивается работать бухгалтером, но после месяца работы юноша увольняется и уезжает обратно в Уитстейбл. Карьера в церковной сфере тоже была недостижима Уильяму - из-за дефекта речи. Поэтому будущий писатель решил всецело отдаться учебе и своему призванию – литературе.

В 1892 году Сомерсет поступил в медицинскую школу, при больнице Св. Фомы в Лондоне. Он продолжал учиться, а ночами работал над своими новыми творениями. В 1897 г. Моэм получил диплом терапевта и хирурга; работал в больнице святого Фомы в бедном квартале Лондона. Этот опыт писатель отразил в своем первом романе «Лиза из Ламбета» (1897). Книга пользовалась популярностью среди экспертов и общественности, а первые тиражи были распроданы в течение нескольких недель. Этого было достаточно, чтобы убедить Моэма оставить медицину и стать писателем.

В 1903 году Моэм написал первую пьесу «Человек чести», позже были написаны еще пять пьес – «Леди Фредерик» (1907), «Джек Строу» (1908), «Смит» (1909), «Дворянство» (1910), «Хлеба и рыбы» (1911), которые были поставлены в Лондоне, а затем в Нью-Йорке.

К 1914 году Сомерсет Моэм благодаря своим пьесам и романам был уже достаточно известным человеком. Нравственная и эстетическая критика мира буржуа почти во всех произведениях Моэма – это очень тонкое, едко-ироническое развенчание снобизма, опирающееся на тщательный отбор характерных словечек, жестов, черт внешнего облика и психологических реакций персонажа.

Когда началась Первая мировая война Моэм служил во Франции в качестве члена "Британского Красного Креста", в так называемой "Literary Ambulance Drivers", - группе из 23 известных писателей. Сотрудники знаменитой британской разведки МИ-5 решают использовать известного писателя и драматурга в своих целях. Моэм согласился выполнить для разведки деликатную миссию, о которой поведал впоследствии в автобиографических записках и в сборнике "Эшенден, или Британский агент" (1928). Альфред Хичкок использовал несколько отрывков из этого текста в фильме "Секретный агент" (1936). Моэм был послан в ряд европейских стран для тайных переговоров с целью - не допустить их выхода из войны. С той же целью, и еще с заданием помочь Временному правительству удержаться у власти, он прибыл в Россию после Февральской революции. Не без изрядной доли самоиронии, Моэм, уже в конце своего пути, писал о том, что миссия сия была неблагодарной и заведомо обреченной, а сам он – никудышный "миссионер".

Дальнейший путь специального агента лежал в США. Там литератор познакомился с человеком, любовь к которому писатель пронес через всю свою жизнь. Этим человеком был Фредерик Джеральд Хэкстон – американец, родившийся в Сан-Франциско, но выросший в Англии, который впоследствии стал его личным секретарем и любовником. Моэм был бисексуален. Писатель, Биверли Николе, один из его старых друзей, свидетельствует: "Моэм не был "чистым" гомосексуалистом. У него, конечно же, были любовные связи и с женщинами, и не было никаких признаков женского поведения или женских манер".

Моэм: "Пусть те, кому я нравлюсь, принимают меня как есть, а остальные не принимают вовсе".

У Моэма были любовные связи с известными женщинами – с Вайлет Хант, известной феминисткой, редактором журнала "Свободная женщина"; с Сашей Кропоткиной, дочерью Петра Кропоткина, известного русского анархиста, который жил в это время в ссылке в Лондоне.

Но важную роль в жизни Моэма сыграли только две женщины. Первой была Этельвин Джоунз, дочь известного драматурга, больше известная под именем Сью Джоунз. Моэм очень любил ее. Он называл ее Роузи, и именно под этим именем она вошла в качестве одного из персонажей в его роман "Пироги и пиво". Когда Моэм познакомился с ней, она недавно развелась с мужем и была уже довольна популярной актрисой. Он сначала не хотел на ней жениться, а когда сделал ей предложение, был ошеломлен - она отказала ему. Оказалось, что Сью уже была беременна от другого мужчины, сына графа Энтрима. Вскоре она вышла за него замуж.

Другой женщиной писателя была Сайри Барнардо Уэллкам; ее отец был широко известен тем, что основал целую сеть приютов для бездомных детей. Моэм познакомился с ней в 1911 году. У Сайри уже был опыт неудачной семейной жизни. Через какое-то время Сайри и Моэм уже были неразлучны. У них родилась дочь, которую они назвали Элизабет. Муж Сайри узнал о ее связи с Моэмом и подал документы на развод. Сайри предприняла попытку самоубийства, но осталась жива. Когда Сайри развелась, Моэм сделал то, что считал единственным правильным выходом из создавшегося положения: он женился на ней. Сайри на самом деле любила Моэма, а он довольно быстро охладел к ней. В одном из своих писем он написал: "Я женился на тебе, потому что думал, что это единственное, что я могу сделать для тебя и для Элизабет, чтобы дать вам счастье и обеспеченность. Я же женился на тебе не из-за того, что так уж сильно любил тебя, и ты об этом прекрасно знаешь". Вскоре Моэм и Сайри стали жить отдельно. Она сделалась известным художником по интерьерам. Через несколько лет Сайри подала на развод, и получила его в 1929 году.

Моэм: "Я любил немало женщин, но ни разу не познал блаженства взаимной любви".

На протяжении всего этого времени Моэм не прекращал писать.

Настоящим прорывом стал почти автобиографический роман "О человеческом рабстве" (русский перевод "Бремя страстей человеческих ", 1915), который считается лучшим произведением Моэма. Первоначальное название книги "Красота вместо пепла" (цитата из пророка Исаии) ранее кем-то использовалось и поэтому было заменено. "О человеческом рабстве" - название одной из глав "Этики" Спинозы.

Первоначально роман получил неблагоприятные отзывы критиков как в Америке, так и в Англии. Лишь влиятельный критик и писатель, Теодор Драйзер, оценил новый роман, назвав его гениальной вещью и даже сравнив его с симфонией Бетховена. Это резюме подняло книгу до небывалых высот – с тех пор этот роман печатается без перерывов. Тесная взаимосвязь между вымышленным и невымышленным стала товарным знаком Моэма. Чуть позже, в 1938 году, он признавался: "Реальность и вымысел настолько перемешались в моей работе, что сейчас, оглядываясь назад, я вряд ли смогу отличить одно от другого".

В 1916 году Моэм совершает путешествие в Полинезию, чтобы собрать материал для своего будущего романа "Луна и грош" (1919), основанного на биографии Поля Гогена. "Я нашел и красоту, и романтику, но, кроме того, нашел нечто такое, на что и не рассчитывал: нового себя". Эти путешествия должны были навсегда утвердить писателя в народном воображении как летописца последних дней колониализма в Индии, Юго-Восточной Азии, Китае и Тихом океане.

В 1922 году Моэм появился на китайском телевидении благодаря своей книге с 58 мини-рассказами, собранными во время путешествия в 1920 году через Китай и Гонконг.

Сомерсет Моэм ни разу, даже будучи уже признанным мастером, не позволял себе представить на суд публики "сырую" или, по каким-то причинам, не удовлетворяющую его вещь. Он жестко следовал реалистическим принципам композиции и построения характера, которые полагал наиболее отвечающими складу своего дарования: "Сюжет, который автор рассказывает, должен быть ясным и убедительным; он должен иметь начало, середину и конец, причем конец должен естественным образом вытекать из начала... Так же как поведение и речь персонажа должны вытекать из его характера".

В двадцатые годы Моэм продолжает успешную карьеру драматурга. Его пьесы, среди которых "Круг" (1921) – сатира на общество, "Наше лучшее" (1923) – об американцах в Европе, и "Постоянная жена" (1927) – о жене, которая мстит неверному мужу, и «Шеппи» (1933) – ставили в Европе и США.

Вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере была приобретена Моэмом в 1928 году и стала одним из великих литературных и социальных салонов, а так же жилищем на всю оставшуюся жизнь писателя. У писателя иногда гостили Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, изредка сюда «попадали» и советские писатели. Его творчество продолжало пополняться пьесами, рассказами, романами, очерками и путевыми книгами. К 1940 году Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей английской художественной литературы. Моэм не скрывал того факта, что пишет "ни ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но, при этом, отнюдь не возражает, если творчество обеспечивает ему, помимо прочего, еще и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином".

В 1944 году выходит роман Моэма "Острие бритвы". Большую часть Второй мировой войны, Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился в США – сначала в Голливуде, где много работал над сценариями, внося в них поправки, а позже – на Юге.

Его давний соратник и любовник, Джеральд Хэкстон, умер в 1944 году; после чего Моэм переехал в Англию, а затем, в 1946 году, на свою виллу во Франции, где он жил в перерывах между частыми и длительными путешествиями. После потери Хэкстона Моэм возобновляет свои интимные отношения с Аланом Сирлом, добрым молодым человеком из трущоб Лондона. Впервые Моэм познакомился с ним еще в 1928 году, когда тот работал в благотворительной организации при больнице. Алан становится новым секретарем писателя. Сирл обожал Моэма, а Уильям испытывал к нему только теплые чувства. В 1962 году Моэм официально усыновил Алана Сирла, лишив права на наследование свою дочь Элизабет, поскольку до него дошли слухи о том, что она собиралась ограничить его права на собственность через суд, по причине его неправоспособности. Элизабет через суд добилась признания своего права на наследство, и усыновление Моэмом Сирла стало недействительным.

В 1947 году писатель утвердил "Премию Сомерсета Моэма", которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти.

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать. "Дальше меняться мне было некуда. Спесь культуры слетела с меня. Я принимал мир таким, как он есть. Я научился терпимости. Я хотел свободы для себя и готов был предоставить ее другим". После 1948 года Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

"У художника нет никаких оснований относиться к другим людям свысока. Он дурак, если воображает, что его знания чем-то важнее, и кретин, если не умеет подойти к каждому человеку, как к равному". Это и другие подобные высказывания в книге "Подводя итоги" (1938), позднее прозвучавшие и в таких сочинениях эссеистско-автобиографического плана, как "Записная книжка писателя" (1949) и "Точки зрения" (1958), могли взбесить самодовольных "жрецов изящного", кичащихся своей принадлежностью к числу избранных и посвященных.

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки "Взгляд в прошлое", печаталась осенью 1962 г. на страницах лондонской "Санди экспресс".

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. По французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, но писателя отвезли домой, и 16 декабря официально сообщили, что он скончался дома, в своей вилле, которая и стала его последним пристанищем. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери. Можно сказать, так его увековечили, воссоединив навсегда с делом всей своей жизни.

В его лучших книгах, выдержавших испытанием временем и обеспечивших ему место в ряду классиков английской литературы XX века, ставятся большие, общечеловеческого и общефилософского плана, проблемы.

"Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать".

Моэм написал несколько одноактных пьесок и разослал их в театры. Некоторые из них ему так и не вернули, остальные он, разочаровавшись в них, уничтожил сам.

"Перед тем как писать новй роман, я всегда перечитываю "Кандида", чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия".

"Когда английская интеллигенция увлеклась Россией, я вспомнил, что Катон стал изучать греческий язык в восемьдест лет, и занялся русским. Но к тому времени юношеского пыла во мне поубавилось: я научился читать пьесы Чехова, но дальше этого не пошел, и то немногое, что я тогда знал, давно забылось".
Моэм о России: "Бесконечные разговоры там, где требовалось действовать; колебания; апатия, ведущая прямым путем к катастрофе; напыщенные декларации, неискренность и вялость, которые я повсюду наблюдал, - все это оттолкнуло меня от России и русских".

В Лондоне в одно время шли четыре пьесы Моэма; это создало ему известность. В "Панче" появилась карикатура Бернарда Партриджа, на которой был изображен Шекспир, изнывающий от зависти перед афишами с фамилией писателя.

Моэм о книге "Бремя страстей человеческих": "Книга моя - не автобиография, а автобиографический роман, где факты крепко перемешаны с вымыслом; чувства, в нем описанные, я пережил сам, но не все эпизоды происходили так, как о них рассказано, и взяты они частью не из моей жизни, а из жизни людей, хорошо мне знакомых".

"Для собственного удовольствия, для развлечения и чтобы удовлетворить то, что ощущалось как органическая потребность, я строил свою жизнь по какому-то плану - с началом, серединой и концом, так же как из встреченных там и сям людей я строил пьесу, роман или рассказ".

Награды писателя

Орден Кавалеров Чести - 1954

Библиография

Романы:
* Лиза из Ламбета (1897)
* (1908)
* (1915)
* (1919)
* (1921)
* (1922)
* (1925)
* Казуарина (1926)
* (1928) Сборник новелл
* Пряники и эль () (1930)
* (Малый уголок) (1932)
* (1937)
* (1938)
* (1939)