Васнецов В.М. «Богатыри». Описание картины. Описание картин васнецова Этапы работы над картиной

Картина Виктора Васнецова «Богатыри» является самым популярным произведением живописца. Еще она, пожалуй, считается самым известным полотном в русской живописи. Ее репродукции встречаются в рамках на стенах, в иллюстрированных изданиях, в учебниках…


Правда, эта знакомая и понятная с детства каждому из нас картина писалась 27 лет. Началом ее стал карандашный набросок, созданный в 1871 году, а потом художник в 1876 сделал в Париже эскиз. Он завершил писать картину только в 1898 году.

Несколько слов о Васнецове

Отцом художника был священник. Родился Виктор в Вятском крае, тогда в этом месте свято чтили:
  • Народные сказания

  • Старинные обычаи

  • Древние обряды

  • Воображение ребенка было переполнено поэтикой былин, песен и сказок. Когда Васнецов учился в Академии художеств, он с огромным интересом изучал героические былины и историю русского народа. Его первой работой было произведение «Витязь». На нем он изобразил спокойного богатыря, который охранял границу.


    Кроме этого, Васнецову нравилось работать над иллюстрациями к таким сказкам, как «Жар-птица» и «Конек-Горбунок». Эта страсть сделала его звездой живописи. Картины художника воспроизводят сильный национальный дух и передают смысл русской истории.

    Гениальное полотно «Богатыри» было написано в селе Абрамцево, которое находится в Подмосковье. Эту картину в наше время многие называют «Три богатыря».

    Кто на ней изображен?


    На картине можно увидеть могучих и сильных всадников, защищающих Русь — Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича. Мастер писал ее с натурщиков, которые были облачены в кольчуги.

    В роли Добрыни Никитича он соединил портретные образы В.Д. Поленова и отца, а также добавил собственные черты. Простой крестьянин из Владимира позировал в образе Муромца. А вот Алешей Поповичем выступил молодой крестьянин.


    Их образы отлично подобраны и прекрасно передают характеры всадников. На картине можно увидеть и поведение коней. Например, богатырский конь Ильи смотрит перед собой глазом, налившимся кровью. Белый конь хитрого и вежливого Добрыни глядит вдаль, а рыжая лошадь бравого Алеши — пощипывает зеленую травку, смотря в разные стороны.

    Тайный смысл картины

    Васнецов в этом гениальном произведение смог воскресить могучие образы защитников Руси. Изображенные на нем богатыри точно понимают, зачем они прибыли на границу, чьи жизни и покой они охраняют. Их фигуры на конях поднимаются аналогично горам. Художник хотел, чтобы все увидели прошлое русского народа и великое будущее, за которое еще придется бороться.

    Материалы для подготовки и проведения мероприятия.

    1. Репродукции картины В.М. Васнецова: «Алёнушка» и эскизы к ней – этюд «Сидящая девочка» (1880) и «Пруд в Ахтырке» (1880).

    2. Литература.

      Мастера живописи. Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 1999;

      Е.И. Кириченко. Русский стиль. – М.: Галарт, 1997.

      Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

      Жизнь животных. Т.6. Птицы. – М.: Просвещение, 1989.

      Фауна мира. Т.2. Птицы. – М.: Агропромиздат, 1991.

      Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.

      Алан Пиз. Язык телодвижений. – Нижний Новгород.: Ай Кью, 1992.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    1. Настрой

    Звучит распевная русская народная мелодия. Учитель читает стихи.

    Присела девочка на берегу пруда,
    Коса распущена, оборвано платьишко,
    Босые ноги леденит холодный камень,
    На руки детские поникла голова…

    Какая ж приключилась с ней беда?
    Иль злая мачеха прогнала на ночь глядя?
    Иль потеряла братца-непоседу –
    По лесу долго бегала, кричала,
    Присела отдохнуть, а встать не может –
    Тяжело горе, не дает подняться.

    И лес притих. Умолкли птицы,
    Осинки перестали трепетать,
    Вода застыла – ни кругов, ни звука,
    Все сторожит Аленушки покой.

    2. Вводное слово учителя

    Ребята, перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Вам хорошо знакомы его картины – «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Иван Царевич на сером волке» и другие. Он был не просто в числе первых художников, обратившихся к сюжетам русского фольклора. Он первый из мастеров станкового искусства сумел передать былинно-сказочные сюжеты в духе, соответствующем художественным особенностям сказок и былин.
    Но сегодня мы обратимся к произведению, которое сильнее всего отразило веру в благотворно-преобразующее воздействие искусства и красоты. Это «Алёнушка».
    Летом 1880 г. Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева, где начал писать этюды. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, – босоногая крестьянская девочка, сжавшись в комочек, сидит на камне у воды. За спиной ее – темное пятно леса. Так постепенно рождалась великая картина Васнецова. Художник тщательно, неторопливо разрабатывал первоначальный замысел, не меняя в нем главного: образ Алёнушки, который возник в его воображении задолго до окончания работы.
    Летом следующего, 1881 г., после многочисленных набросков и эскизов В.М. Васнецов приступил к работе над одним из самых своих задушевных и проникновенно-лирических произведений. Он закончил картину зимой 1881 г. в Москве и отправил на очередную Передвижную выставку. «Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип – для этого нужен талант художника», – писали о картине критики. Но никто не заметил того нового, что ввел Васнецов в русское искусство, создав «Алёнушку».

    3. Постановка проблемы

    Давайте же вместе постараемся ответить на вопрос: какое открытие совершил художник, написав полотно?

    4. Организация работы в группах

    Класс делится на группы: «Экологи», «Орнитологи», «Живописцы», «Психологи». Каждая группа получает определенное задание на карточках (см. ниже) и приступает к работе.

    5. Обсуждение итогов работы

    Выступление «Экологов»

    (При выполнение задания им предложено воспользоваться книгой «Растения и животные. Руководство для натуралиста», с. 57, 64, 66. )

    Вопросы

    1. Какие биоценозы изображены на картине? (Болото, пруд, на заднем плане – еловый лес. )

    2. Почему пруд, а не речка, ручей? (Стоячая вода – нет движения, печаль, безысходность .)

    3. Какие растения изображены на картине «Алёнушка»? (Рогоз узколистный, осока метельчатая, хвостник обыкновенный (водяная сосенка), осина, ель .)

    4. Какие растения изображены на эскизе «Пруд в Ахтырке»? (Березки, в воде – кувшинка белая .)

    5. Почему художник заменил некоторые растения на основной картине? (Береза – символ света, добра, надежды, осина – символ скорби, печали, дрожащие листы – страх, волнение; белые цветы кувшинки тоже вселяли надежду. Темные ели – символ надвигающейся беды. )

    6. Деревья на картине молодые или старые? Почему? (Молодые, такие же как и Алёнушка .)

    7. Какое время года? (Начало осени – начали желтеть осины .)

    8. Какое время суток? (Скорее всего вечер. Солнце едва видно .)

    9. Какая погода? (Пасмурно. Грустно .)

    Вывод. Природа тоскует вместе с Аленушкой, добавляя картине «настроение трепетной скорби». Вода темная, стоячая – нет движения. Заросли осоки в темной воде будто оберегают Аленушку от неверного шага. Охраняют ее и молодые ели, стоящие за ней дозорными. Как поется в народной песне: «Горе за мной идет, вослед грозит: «Порублю я, посеку все темные леса, а найду тебя, горемычную!»

    Выступление «Орнитологов»

    (Им было предложено ответить на вопрос: «Каких птиц изобразил художник на картине? Как вы думаете, почему?». )

    Вопросы

    1. Какой вид ласточек изображен на картине? Используйте «Биологический энциклопедический словарь», с. 312, статья «Ласточковые». (Судя по удлиненному туловищу, длинному раздвоенному хвосту, длинным острым крыльям, темному оперению спинной стороны и белому брюшку на картине изображена деревенская ласточка, или касатка .)

    2. Прав ли был художник, изображая птицу открытых пространств на опушке леса рядом с водоемом? Используйте «Фауну мира. Птицы», с. 225, статья «Семейство Ласточковые». («Ласточки заселяют открытые пространства поблизости от пресноводных водоемов – речные долины, побережья озер, опушки лесов… Ласточки – прекрасные летуны, значительную часть жизни проводят в воздухе. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода…» Да, ласточки могут находится на дереве рядом с пресноводным водоемом. )

    3. Сколько ласточек изображено на картине? Как вы думаете, почему? Можно ли по птицам определить время года? Используйте книгу «Жизнь животных. Птицы», с. 374, статья «Семейство Ласточковые». («Ласточки – общественные птицы. В северных частях гнездового ареала в гнезде бывает одна кладка, обычно 4–6 яиц. После вылета из гнезда родители докармливают птенцов еще несколько дней. Затем, ставшие самостоятельными молодые птицы собираются в большие стаи и в поисках пищи летают по приречным лугам, берегам озер и болот. В сентябре численность ласточек увеличивается в отдельных стаях до тысячи и более, начинается отлет к местам зимовок». На картине изображена семья ласточек вскоре после вылета из гнезда. Время года – конец лета, но еще не сентябрь .)

    4. Еще раз внимательно рассмотрите ласточек на картине. Что можно сказать о композиции этой группы? (Из шести птиц четырех художник изобразил отвернувшимися. Обычно ласточки приятно щебечут, цвиркают, здесь – скорее всего, спят. Своим молчанием птицы подчеркивают печаль Алёнушки. )

    5. Почему именно ласточки, а не воробьи, вороны и т.д.? Используйте словарь В.Даля, возможно он вам поможет. (Художник не случайно выбрал ласточек для того, чтобы показать грусть девочки. «Ласточка» – так ласково обращались на Руси к девушке. Просматривается и символизм в выборе, черно-белой птицы. Загадки про ласточку: «Белое – венчальное, черное – печальное.» «Свет бел, да люди черны.»

    Выступление «Живописцев»

    Вопросы

    1. Какой колорит выбрал художник для картины? (Все оттенки зеленого, преимущественно темного цвета .)

    2. Как вы думаете, почему? (Зеленый – цвет спокойствия и умиротворения .)

    3. Как художник акцентировал внимание на Алёнушке? (Поместил изображение девушки на передний план; выделил цветом более яркое пятно сарафана .)

    4. Какова общая композиция картины? (Передний план – Алёнушка и пруд, задний план – темное пятно леса и серое небо. )

    5. Сравните эскизы к картине и окончательный вариант. Что изменилось? (На эскизе – этюд сидящей девочки – не видно неба. На картине оно появилось, символизируя лучик надежды. На эскизе иная цветовая гамма в одежде девочки – темно-фиолетовое платье, на картине сарафан выделяется более ярким пятном .)

    Вывод. В серебристо-дымчатой цветовой гамме картины слышится грустный напев: «Ахти горе, тоска, печаль великая». Но светлое небо за темным лесом вселяет надежду в светлое будущее.

    Выступление «Психологов»

    (При выполнение задания им предложено воспользоваться книгой Аллана Пиза «Язык телодвижений», стр.104.)

    Вопросы

    1. Почему на картине изображена девочка (а не женщина, мужчина)? (Дети вызывают естественное чувство жалости. Мужчинам не свойственно показывать печаль и скорбь, это удел женщин .)

    2. Обратите внимание на позу девочки. Почему она сидит? Попробуйте проанализировать наклон головы, взгляд, положение рук, ног, прическу. (Голова склонилась на руки, волосы распущены – выражение скорби. Волосами как бы отгораживается от окружающего мира. Руки скрещены на коленях – руки-барьеры, тоже укрывают от всех .)

    3. Обратите внимание на одежду. Что можно сказать по ней об Алёнушке? (Одежда старая, рваная. Разорван рукав, подол сарафана. Девочка очень бедная и ленивая – не может рукав зашить .)

    4. Сравните эскиз к картине («Этюд сидящей девочки») и «Алёнушку». Что изменилось? (На эскизе девочка смотрит прямо на зрителя, а на картине – в воду, погружена в себя. На эскизе у девочки почти новое темно-синее платье, на картине одежда сильно изношена. На эскизе девочка сидит на лугу в окружении яркой зелени травы и белеющих тут и там цветов, на картине – только темная гладь пруда. )

    5. Почему художник внес эти изменения в картину? (Чтобы подчеркнуть скорбь девочки, вызвать у зрителя жалость и сострадание к ней. )

    Вывод. Грустят вместе девочка, деревца, птицы на ветке, сливаясь в тихую задумчивую сказку. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России.

    6. Выводы

    Виктор Михайлович Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Природа на картине тоскует вместе с Алёнушкой, добавляя полотну «настроение трепетной скорби». Столь художественно-поэтичный образ был нов для русской живописи.

    Сегодня на уроке мы совершили открытие: какими глубокими познаниями в области биологии, экологии, психологии, живописи должен был обладать художник, чтобы создать этот шедевр!

    7. Задание на дом

    Попробуйте написать небольшое сочинение-впечатление о картине.

    По картине Васнецова «Аленушка», можно ознакомиться с биографией автора, узнать предысторию создания шедевра, после этого изучить описание пейзажа, героини. Тогда письменная работа будет обстоятельной и интересной.

    Биография художника

    Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в в селе Лопьял. С 1858 по 1862 годы получал образование в духовном училище, затем окончил Вятскую духовную семинарию. Мальчик постигал азы художественного ремесла с педагогом по изобразительному искусству гимназии Н. Г. Чернышевым. Затем, переехав в Петербург, с 1867 по 1868 год Виктор берет уроки живописи у И. Н. Крамского в Рисовальной школе. В 1868 году он поступает в Академию художеств, которую заканчивает в 1873 г.

    В 1869 году Васнецов начинает выставлять свои экспозиции, с 1893 года Виктор Михайлович действительный член Академии художеств.

    В своем творчестве В. М. Васнецов использует разные жанры. Начинает он как художник бытовых сюжетов, создав картины «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка». Затем главным направлением его творчества становятся былинно-исторические темы. В этом жанре художник написал картины: «Иван-Царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка».

    Если школьнику зададут написать Васнецова «Алёнушка», можно начать с краткой биографии автора, затем рассказать, когда была создана эта картина. Художник написал ее в 1881 году. На ней изображена Алёнушка, Васнецов нарисовал не только облик девушки, передал ее душевное состояние, но и при помощи природных пейзажей дал понять зрителю настроение картины.

    История написания шедевра

    Виктор Михайлович приступил к работе над полотном в 1880 году. Картина В. М. Васнецова «Аленушка» начала создаваться в Абрамцево, на берегу у пруда в Ахтырке. Если сравнить природные абрамцевские пейзажи с художественной картиной на сказочную тему, можно найти много общих черт, это береговая линия, темные воды, деревья, кусты.

    Именно в таких условиях и грустит главная героиня полотна. Художник рассказывал, как родилась идея написания картины. С детства он знал сказку «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Однажды, гуляя по Ахтырке, живописец встретил девушку с распущенными волосами. Она поразила воображение творца, так говорил сам Виктор Васнецов. «Аленушка», - подумал он. Девушка была полна тоски и одиночества.

    Под впечатлением этой встречи художник нарисовал этюд. Если присмотреться к нему, видно, что именно эта девочка стала главной героиней картины. Те же большие печальные глаза, под ними, которые показывают, что юное создание не высыпалось, так как нужно было рано вставать, тяжело работать.

    Сюжетная линия картины

    Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» можно начать и с рассказа о сюжете. Как было сказано выше, полотно было создано под впечатлением сказки, абрамцевских пейзажей и встречи с молодой крестьянкой.

    После этого можно перейти к рассказу о том, кто изображен на картине - Аленушка. Васнецов нарисовал молодую девушку, которая сидит на большом камне, на берегу пруда. Она отрешенно смотрит на воду, взгляд полон грусти и печали. Быть может, она глядит на водную гладь и думает, когда же ее любимый брат, превращенный в козленочка, снова станет мальчиком. Но пруд безмолвен, не дает ответа на сокровенный вопрос.

    Описание главной героини

    Девчушка одета в простую русскую одежду, она босая. На ней - кофта с короткими рукавами и Из-под него виднеется нижняя сорочка. Именно так одевались на Руси крестьянки. В этой сорочке ложились спать или иногда купались в жару. Так была одета и Аленушка, Васнецов изобразил героиню известной сказки с немного растрепанными волосами. Видимо, девочка провела довольно долгое время на берегу пруда, глядя в водную бездну.

    Она, не отрываясь, смотрит перед собой, покорно опустив голову на руки. Хочется, чтобы, наконец, злые чары развеялись, Алёнушка воспаряла духом и ушла домой в хорошем настроении. Но сумрачные краски картины не дают возможности надеяться на это.

    Пейзаж

    Ученик может продолжить создавать сочинение по картине Васнецова «Аленушка» описанием природы. Она играет в сюжете не последнюю роль и помогает понять его драматичность. Окружающий пейзаж, как и девочка, полон грусти и печали, он сумрачный.

    На заднем плане мы видим еловый лес, он написан темно-зелеными красками, что придает ему таинственный вид.

    От темной глади воды веет холодом, видно, что пруд настроен по отношению к ребенку недоброжелательно. Немного оптимистических ноток вносят в водный пейзаж зеленые листья камыша, которые расположены недалеко от героини. Алёнушку окружают и дружелюбные осинки, они тоже добавляют немного радужных красок. Когда набегает легкий ветерок, их листья шуршат, будто бы говоря девочке, чтобы она не печалилась, что все будет хорошо. Все это передал при помощи масляных красок и холста В. М. Васнецов.

    «Аленушка», сочинение, заключительная часть

    Если сочинение задали ученикам младших классов, они расскажут о своем видении картины, а в конце работы поведают, что будет дальше. Пусть заключение станет радужным, как и в сказке. Алёнушка со временем встретит любимого человека, выйдет за него замуж. Козленочек вновь превратиться в Иванушку, и все будут жить в мире, любви и согласии!

    Людмила Загузина
    Конспект интегрированного занятия по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

    Цели и задачи : Развивать познавательный интерес детей к русской истории, закрепляя знания о героях русских былин в литературных, художественных и музыкальных произведениях. Воспитывать чувство патриотизма через разнообразные виды искусства. Создать соответствующий эмоциональный настрой разнообразными музыкальными средствами и жанрами.

    Предварительная работа.

    1. Рассказ воспитателя о былинных богатырях .

    2. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова (картинами "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке") ;

    3. Знакомство с разными литературными жанрами : былины, стихи, пословицами.

    Словарная работа :

    палица, кольчуга, щит, шлем

    Оборудование.

    Репродукция картины В . Васнецова “ Богатыри” , отрывок из “Богатырской” симфонии А . Бородина, “Русские богатыри . Былины” в пересказе для детей И. Карнауховой, предметы-заместители (лук, копье, меч, щит)

    Прогр. содер.

    Познакомить детей с картиной В . М. Васнецова "Богатыри ";

    Учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение;

    Формировать умение видеть художественные средства создания образа;

    Вовлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный образ, проникновение во внутреннее состояние изображаемых персонажей;

    Воспитывать интерес к живописи

    Ход занятия

    Здравствуйте, ребятушки –

    Хлопчики да девчатушки!

    Совершим сегодня путешествие.

    Ох, нескучным будет наше шествие.

    Слава русской стороне!

    Слава русской старине!

    И про эту старину

    Я рассказывать начну,

    Чтобы дети знать могли

    О делах родной земли.

    Воспитатель. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне : светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрые воины. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

    Прошли столетия, и центром земли Русской стал город Киев. Там правил великий князь Владимир Красное Солнышко. При нем границы Руси хорошо оборонялись, вражда затихла.

    В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой , об их подвигах слагались сказки и былины.

    Кто такие богатыри ?

    Назовите имена богатырей , которых вы знаете?

    С кем воевали богатыри и за что ?

    Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри . Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской , мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

    Прослушивание аудиозаписи былины «Застава» (отрывок) .

    Беседа по картине В . М. Васнецова «Богатыри » .

    – Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри » . Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

    Посмотрите, ребята, - это одна из лучших картин в русской живописи . Написал ее В. М. Васнецов более 100 лет назад . Вернее закончил писать. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

    Все эти годы художник копил материал для картины : изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей , написал множество эскизов, подбирал краски.

    Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских . Много их было, богатырей , но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

    Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей , поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах , на празднично убранных конях.

    Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри ? (ответы детей)

    Чем они отличаются? (ответы детей)

    Чем отличаются их кони? (ответы детей)

    Когда Васнецов писал свою картину , он слушал музыку своих любимых композиторов : Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Давайте и мы послушаем "Богатырскую симфонию " А. Бородина и полюбуемся картиной , заглянем в нее.

    (звучит запись "Богатырской симфонии " А. Бородина, воспитатель читает отрывок из былины)

    Какие разные богатыри , но их объединяет в картине одно . Как вы думаете, что? (ответы детей)

    Готовность защищать Родину от врагов.

    Кто изображён на картине художника Васнецова ?

    Три богатыря .

    Кто находится в центре картины ?

    Илья Муромец.

    богатырь .

    В центре картины - крестьянский сын Илья-Муромец, самый старший и мудрый. Он восседает на черном коне, левой рукой придерживая поводья и копье, а правой прикрывая глаза от света. Обратите внимание, на его руке, приложенной ко лбу, висит булава - древнерусское оружие - утолщенный на конце железный жезл. Невероятно тяжелым должен быть он на самом деле. Но художник, подчеркивая мощь и силу Ильи Муромца, показывает, что богатырь как бы даже и не замечает его тяжести, пристально вглядываясь за горизонт.

    Кто слева от Ильи Муромца?

    Добрыня Никитич.

    Расскажите о нём.

    Слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Он на белом коне, красная сбруя которого богато украшена , наготове держит свой меч.

    Кто справа от Ильи Муромца?

    богатырей .

    Справа самый юный витязь - Алеша Попович, хитрый, умелый воин и мастер играть на гуслях. В его руках изящный тугой лук и стрела. Так через оружие и детали одежды живописец подчеркивает характеры своих героев.

    Куда смотрит каждый из богатырей ?

    Что охраняют богатыри ?

    Землю русскую, её границы.

    Главным другом богатырей был конь

    Уздечка, стремена, седло.

    богатырей

    Физкультминутка

    Богатырь , он таков : Показывают «силача» .

    Он силен, он здоров,

    Он из лука стрелял, Имитируют движения.

    Метко палицу бросал,

    На границе стоял,

    Зорко, зорко наблюдал,

    Подрастаем мы, смотри, Дети из положения сидя медленно поднимаются

    Станем, как богатыри !

    Продолжение беседы по картине «Богатыри » .

    Вопросы :

    1. Как одеты богатыри ?

    На тело надета кольчуга – железная рубашка.

    Зачем она нужна богатырям ?

    Она защищала богатырей от ударов копья , стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

    2. Что надето на головы богатырей ?

    Шлем. На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче , украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов .

    3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей ?

    Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона , украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

    За могучими спинами богатырей простирается привольный мир русской природы : широкие ковыльные степи, темные еловые и сосновые леса, мягко очерченные холмы и серые камни, воспетые в сказках и былинах. Гуляет по просторам ветер, ерошит конские гривы , и незыблемо стоят на пути врагов суровые воины.

    В народном творчестве часто используется красный цвет. Вот и Васнецов нарисовал красным :(ответы детей) . Щит и сбруя у коня Добрыни, копье у Ильи, рубаху у Алеши. Красный цвет сочетается с белым, серым, черным и придает картине торжественное , приподнятое настроение.

    А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей . Опишите его. (ответы детей)

    Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей .

    Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие , какую-то грозность.

    Сам Васнецов говорил о картине : "Картина моя - Добрыня , Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого".

    Вот какая замечательная картина . В ней вся сила и доброта народа русского.

    Вопросы :

    Кто изображён на картине художника Васнецова ?

    Три богатыря .

    Кто находится в центре картины ?

    Илья Муромец.

    Как вы догадались, что это Илья Муромец?

    Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь .

    Кто слева от Ильи Муромца?

    Добрыня Никитич.

    Расскажите о нём.

    Кто справа от Ильи Муромца?

    Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей .

    Какими качествами обладал Алёша Попович?

    Хитростью, смекалкой, дерзостью.

    Куда смотрит каждый из богатырей ?

    Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

    Что охраняют богатыри ?

    Землю русскую, её границы.

    Главным другом богатырей был конь , лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

    Уздечка, стремена, седло.

    Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей : Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

    Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила » .

    Вижу я гонца-молодца,

    Да что-то нет на нём лица…

    Создание проблемной ситуации.

    Гонец : Ох, ребятки, беда стряслася –

    От ворогов земля сотряслася.

    Напали чёрною тучею –

    И взрослых, и детушек мучают.

    Кто же землю нашу защитит?

    От врага освободит?

    А готовы ли вы, ребята, защитить нашу землю русскую? Тогда предстоят нам испытания великие. Готовы ли преодолеть их?

    Кто хочет быть Алешей Поповичем, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем? А их богатырскими конями ?

    (дети выбирают персонаж, предметы-заместители)

    При "оживлении" - вспоминают характер выбранного персонажа; стараются мимикой, жестами, позой его передать; используют предметы-заместители (лук, копье, меч, щит) .

    Картина составляется на фоне бело-зеленой ширмы (облака, холмы) .

    Земля чуть видимо курится.

    Восходит первая заря

    Остановились на границе

    Три всадника богатыря .

    Среди степей застыли кони

    Благие русские края!

    А наших дней из-под ладони

    Не видно ль Муромец Илья?

    Самостоятельная работа детей :

    1группа – рисует портрет богатыря

    2 группа – делает аппликацию

    3группа - лепит

    Ребята выполняют работу под песню «Богатырская сила » (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова) .

    ИТОГ. Наше занятие о русских богатырях подошла к концу , а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам , своим потомкам :

    – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

    А и сильные, могучие богатыри

    на славной Руси!

    Не скакать врагам по нашей Земле!

    Не топтать их коням

    Землю Русскую

    Не затмить им солнце наше красное!

    Век стоит Русь – не шатается!

    И века простоит – не шелохнётся!

    А преданья старины

    Забывать мы не должны.

    Слава русской старине!

    Слава русской стороне!

    Картина Васнецова "Аленушка" - это работа, которую знает сегодня большинство наших соотечественников. Сочинение по ней входит в обязательную школьную программу. Рассказ по картине Васнецова "Аленушка", возможно, писали в свое время и вы. Однако мы все-таки напомним сюжет этого полотна.

    Картина Васнецова "Аленушка" вкратце может быть описана следующим образом. Уставшая от бесполезных поисков своего брата, героиня сидит на большом камне в сиротливой позе у мрачного пруда. Голова склонена к коленям. Не покидают Аленушку тревожные мысли о брате. Она тоскует - не уследила за ним. Кажется, окружающая природа вокруг разделяет эти чувства... Картина Васнецова "Аленушка" подробнее будет описана в этой статье.

    Как все начиналось?

    Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием "О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке". Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова "Аленушка". Автопортрет художника представлен ниже.

    Этапы работы над картиной

    В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины "Аленушка" Васнецова следующая. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это "Осока", "Аленушкин пруд", "Пруд в Ахтырке". Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.

    Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Зимой 1881 года была закончена работа, после чего отправил ее на проходившую в Москве выставку художников-передвижников Васнецов Виктор Михайлович. Картина "Аленушка", однако, сначала большой популярностью не пользовалась. Она приобрела ее несколько позже.

    Как называлась картина "Аленушка" Васнецова первоначально?

    Полотну было дано несколько другое имя - "Дурочка Аленушка". Словом "дурочка", по некоторым источникам, называли в то время юродивых или сирот. Не сразу Васнецов упомянул о том, что его работа имеет сказочный сюжет.

    Как дорабатывалась картина?

    История картины Васнецова "Аленушка" включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы. Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, "Аленушка" в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника. Портрет Васнецова работы Куинджи представлен ниже.

    Где хранится "Аленушка" (художник Васнецов)?

    Картина "Аленушка" выставлена в настоящее время в Третьяковской галерее. Но Третьяков во время первой выставки, на которой была представлена эта работа, не удостоил ее, несмотря на старания Васнецова, вниманием. За пятьсот рублей была куплена Мамонтовым эта картина.

    Общее настроение полотна

    Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова "Аленушка" представлена ниже.

    Сидящая на берегу реки на камне юная девушка привлекает естественной красотой и простотой. В грустных глазах героини можно прочесть глубокие переживания. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату. Мастерски удалось художнику передать общее настроение в картине, печально-умиротворенное, усиленное образами природы - облаками, плывущими медленно над головой, неподвижными деревьями.

    Роль фрагментов полотна

    Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова "Аленушка" полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна.

    В чем заключалась заслуга Васнецова?

    Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова - в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом.

    Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление. Удачно использовал художник сказочный сюжет. Картина В.М. Васнецова "Аленушка" не случайно основана на нем. Хотя Васнецов не буквально следует сюжету - в сказке, по которой была написана картина, нет описания тоскующей у лесного омута босоногой девушки. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл фольклорного образа. Этот сюжет служит для того, чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский характер.

    Образ Аленушки

    Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета - группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.

    Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.

    Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины...

    Пейзаж картины Васнецова

    Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает "пейзаж настроения" М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

    Атмосфера тишины и грусти

    Описание картины Виктора Васнецова "Аленушка" было бы неполным, если бы мы не отметили общую атмосферу полотна. Мастерски наполнил художник пейзаж тишиной и грустью. Васнецову отлично удалось в своей работе изобразить неподвижную водную гладь пруда, ели и осоку. Спокойствие и тишина присутствуют во всем - даже пруд лишь едва заметно отражает главную героиню. Молодые деревца слегка трепещут, немного хмурится небо. С нежным румянцем на лице девушки контрастируют темно-зеленые оттенки окружающего пейзажа, а осенняя печаль - с выписанными художником яркими цветами на стареньком сарафане Аленушки. Согласно преданиям русского народа, на исходе дня природа оживает и обретает удивительную способность переживать синхронно с человеком. Такой волшебный талант существовать в резонансе с ней присущ был и самому Васнецову. Поэтому чувства Аленушки в картине так согласованы с состоянием леса, окружающего ее. У всматривающегося в полотно зрителя возникает ощущение, что сказка продолжится через мгновение... Таково описание картины Васнецова "Аленушка", основанное на общем впечатлении от картины.

    "Аленушка" сегодня

    Художника побудил к созданию этого шедевра лирический образ русской девушки из народа с печальным взглядом. Простотой и душевностью отличается эта работа. Сегодня она очень известна. Поисковая система Google в 2013 году на главной странице в честь юбилея Васнецова (165 лет) изменила свой обычный логотип на дудл, который основан на сюжете "Аленушки". На заднем фоне кусты пребразованы были таким образом, чтобы название компании складывалось из них.