В 2014 году коллектив МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» приступил к внедрению и реализации ФГОС ДО.
Период внедрения ФГОС ДО - 2014-2016 г.г.
Реализация ФГОС ДО осуществляется через:
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС:
Создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ:
Федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС ДО:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Локальные акты ДОУ по введению ФГОС ДО:
1. Приказ № 65 от 25.08.2014 г. « О подготовке к внедрению ФГОС ДО МДОУ детский сад № 42»Чебурашка»
2. Приказ № 133/1от 15.09.2014 г « Об утверждении рабочей группы по внедрению ФГОС ДО МДОУ детский сад № 42 «Чебурашка» .
3. Приказ № 22/1 от 19.02.2015г. «О создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» на основе ФГОС ДО».
4. Приказ № 133/1 от 15.09.2014г. «Об утверждении плана –графика мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС ДО. Плана-графика повышения квалификации педагогов МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» в рамках подготовки внедрения ФГОС ДО.
Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС ДО:
1. Моделирован учебный план ДОУ с учетом методических рекомендаций и социального запроса родителей воспитанников;
2. Внесены изменения в коллективный договор (в локальные акты, которые регламентируют стимулирующие и компенсационные выплаты педагогам в связи с переходом на ФГОС).
Выводы по итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО:
1. Педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ДОУ на работу по ФГОС (Протоколы заседания Рабочей группы за 2014 , 2015 год)
2. Разработаны необходимые для реализации ФГОС ДО локальные документы.)
3. В план внутрисадового контроля ДОУ на 2014-2015 уч. г. были включены мероприятия по контролю введения ФГОС (Тематический контроль «Создание условий для внедрения ФГОС»).
Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС.
В течение 2014 и 2015 года было организовано методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС:
1. Осуществляется диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения ФГОС ДО) и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ;
2. Проведен анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.
3. Комплектование библиотеки ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.
4.Организация совместных мероприятий с средней школой № 13 - составление плана взаимодействия на на 2014-15 уч.год с включением проработки преемственности ФГОС НОО и ДО (Выступление учителя начальных классов Важнова Л.В. с презентацией "Преемственность между школой и ДОУ в свете введения ФГОС ДО")
Кадровое обеспечение введения ФГОС в ОУ.
1.Должностные инструкции работников ДОУ приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников"».
2.Разработан перспективный план работы на 2014-2016гг. по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников.
Вывод по итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС ДО: в детском саду подготовлена необходимая документальная база организации повышения квалификации педагогических работников.
Информационное обеспечение введения ФГОС в ДОУ.
В 2014-2015 гг. проводились консультации для родителей «ФГОС в образовательном процессе», « Работаем по новому. ФГОС ДО», где родителям (законным представителям) была представлена информация о переходе ДОУ на первую ступень образования, о введении ФГОС ДО, представлена программа действий по реализации стандарта.
Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через информационные стенды, сайт.
Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в ДОУ происходит в полной мере, организовано ознакомление педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с особенностями организации образовательного процесса в ДОУ с введением ФГОС.
Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС ДОУ:
1. Продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС.
2. Обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС ДО, опубликовывать на сайте ДОУ.
3. Фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения воспитанниками ООП
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:
1. Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;
2.
Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;
Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;
3. Возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами.
На основании введения проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в МДОУ № 42 «Чебурашка» проведены следующие мероприятия:
1. Старшим воспитателем разработан проект методического сопровождения педагогов при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Составлен план изучения педагогами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с ним в детском саду проведены следующие мероприятия:
Установочный педагогический совет № 1 от 26.08.2014 г. на котором педагоги ознакомились с проектом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Оформлены стенды для педагогов «Изучаем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » и родителей «Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?»;
Заседание методического объединения ДОУ № 1 от 25.09.2014г на тему «Обсуждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Обучающий семинар «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в ДОУ»
Для выполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в детском саду организованы следующие мероприятия:
Разработано «Положение о методическом сопровождении введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Педагоги ознакомились с приказом № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», провели сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО;
Составлены «Дорожная карта» и план сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
Старший воспитатель А.А.Манойлович прошла обучение на краткосрочных курсах»Деятельность старшего воспитателя по усовершенствованию работы в ДОУ»-72ч, «Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»-72ч, «Управление конфликтами в педагогических учреждениях»-72ч
На заседании педагогического совета № 2 от 27.11.2014 г. ознакомила педагогов с художественно-эстетическим развитием воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Семинар-практикум «Предметно- развивающая среда в группе и ее влияние на развитие творческой деятельности ребенка»
Организована работа постоянно действующего семинара «Введение ФГОС ДО»;
Внесены изменения в нормативно-правовую базу;
Проведен предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В соответствии с планом действий по обеспечению введения ФГОС ДО от 31 декабря 2013 года и приказа Министерства образования и науки Московской области «Об обеспечении введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду проведены следующие мероприятия:
Создана рабочая группа по введению ФГОС ДО;
На педагогическом совете № 2 от 27.11.2014г принят план-график курсовой подготовки педагогов по вопросам введения ФГОС ДО и составом рабочей группы по введению ФГОС ДО
На педагогическом совете № 3 от 19.02.2015 г педагоги ознакомилось с комментариями к ФГОС ДО.
Воспитатель Карпова А.М. прошли курсы повышения квалификации (72ч) по теме «Профессиональная компетентность воспитателя в свете требований ФГОС дошкольного образования»(72 часа), «Методика экологического воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа)
воспитатель Кузнецова И.В. прошла курсы повышения квалификации (72ч) ««Профессиональная компетентность воспитателя в свете требований ФГОС дошкольного образования(72 часа), «Методика экологического воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа)
В апреле-мае 2015 года проведен мониторинг готовности педагогов и ДОУ к введению ФГОС ДО;
На итоговом заседании педагогического совета были подведены итоги I этапа введения ФГОС ДО;
На сайте ДОУ размещена информация по ключевым позициям введения ФГОС ДО.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что все запланированные мероприятия выполнены. Педагогический коллектив, в основном, ориентируется на Стандарт и готов к перестроению воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ним.
Татьяна Карпина
Опыт реализации ФГОС в ДОУ
Понимая актуальность введения ФГОС ДО , я решила изменить свою профессиональную позицию педагога и совершенствовать и пополнять знания.
Прошла курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы ДО в условиях введения в ФГОС ДО » . В нашем детском саду был разработан план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На основании этого плана я наметила для себя свой план по самообразованию. Надо было всё понять, осмыслить, было трудно. Я изучала нормативные документы как самостоятельно, так и на педсоветах, на совещаниях при заведующем. На одном из педсоветов подготовила доклад «План работы воспитателя в дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС ДО ». В детском саду мы внесли изменения в ООП ДО и каждый педагог разработал рабочую программу для своей возрастной группы, которая не ставит воспитателя в жесткие рамки, а дает возможность проявлять свое творчество, работать, учитывая пожелания родителей и интересы детей.
В соответствии с новыми требованиями я пересмотрела систему планирования воспитательно - образовательной работы (схема написания плана была принята на педсовете) . При планировании соблюдаю комплексно - тематический принцип. Действительно, при таком подходе дети получают знания непосредственно, ненавязчиво. Вот, например, тема в подготовительной группе «Космические просторы» . Я читала детям книги о космосе, о Солнце, о планетах, о космонавтах; мы смотрели презентации «Покорение космоса» , «Созвездие Большой и Малой Медведицы» , «С. П. Королев» и другие. Мы рисовали, лепили, конструировали на космические темы; разучивали и прослушивали песни «Полёт на луну» , «Знаете, каким он парнем был» ; отгадывали космические загадки; раскрашивали готовые картинки о космосе. Проводили подвижные игры и игры - соревнования «Ракета» , «Космонавты и инопланетяне» , «Построй ракету из модулей» , «Чья ракета быстрей долетит» ; я создавала условия, побуждающие детей играть в сюжетно – ролевые и строительные игры на космические темы. Итоговым мероприятием стал музыкально-спортивный досуг «Ждут нас быстрые ракеты» . Эта тема у детей вызвала большой интерес. Они много рассказывали дома о космосе, и было приятно услышать признание от родителей : «Наши дети знают больше нас» . Одна девочка сказала : «Татьяна Александровна, скажите моим родителям, что есть такой космонавт Гречко, и он любит бывать в Нижнем Новгороде». При разработке этой темы и других, мне очень помогло сотрудничество с районной детской библиотекой. Работники библиотеки приносили в группу подборку книг и журналов на интересующую нас тему, совместно с ними мы проводили викторины и смотрели презентации.
Я считаю, что значительную помощь педагогу оказывает интернет и мультимедийное оборудование, которое есть в нашем детском саду. Это тоже важное условие для реализации ФГОС ДО . Коллективом создана копилка презентаций по темам, есть развивающие компьютерные игры.
При комплексно-тематическом планировании осуществляется интегрирование пяти образовательных областей. Это способствует развитию детей. После изучения темы заполняю мониторинговую карту. Такая оценка необходима в первую очередь мне для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей.
В работе с родителями стараюсь использовать новые формы, но не забываю и такие испытанные, как наглядно-информационные средства, родительские собрания, анкетирование. Наглядная информация в родительском уголке и на сайте детского сада позволяет родителям объективнее увидеть мою работу.
В нашем детском саду (и в моей группе) сложились свои традиции, и родители принимают активное участие в мероприятиях. Это и выставки совместных творческих работ родителей и детей : я проводила выставки «Воспоминание о лете» , «Дары осени» , «Новогодняя игрушка» , «Новогодняя открытка» , «Волшебная снежинка» , «У мамы золотые руки» , «Этих дней не смолкнет слава» и другие. Проведение спортивных праздников и развлечений, где родители становятся участниками, а не зрителями (досуги «Вместе с папой» , «Вместе с мамой» , «Мы едем, едем в далекие края» и другие) еще больше сближает семьи. Сколько радости в глазах детей! Как они гордятся своими родителями! Ведь родители - самые главные люди в жизни детей.
Хочется ещё рассказать о небольшой традиции именно моей группы. К таким праздникам, как «День матери» , «8 Марта» , «23 февраля» мы учим всей группой стихотворение, и когда дети вручают подарки, они поздравляют родителей в стихотворной форме. Я уверена, что любовь к Родине начинается именно с любви и уважения к своим родителям.
В работе с семьей я использовала и метод проектов. Были реализованы следующие проекты : «Весна-красна» , «Моя семья» , «Безопасная дорога в школу» , «Знакомим детей с творчеством Виталия Бианки» (в подготовительной группе, «Воспитание культурно- гигиенических навыков» (первая младшая группа) . Участие родителей в выставках, праздниках, проектах позволило мне более эффективно влиять на развитие положительной «семейной педагогики» .
Очень мне нравится такая форма работы, как индивидуальные беседы. Родители видят, что я знаю их ребенка, переживаю за него, вижу его положительные стороны, обращаю внимание на слабые места, советую, как добиться лучшего результата, и радуюсь за каждый даже маленький успех малыша. На родительских собраниях педагог лишен возможности поговорить «глаза в глаза» с мамой или папой ребенка, тем более неэтично обсуждать проблемы семьи в присутствии других родителей.
Фотоотчеты о проведенных мероприятиях, фотогазеты, выставки детских работ («Портрет мамы» , «Портрет папы» и т. д.») информируют родителей о жизни в группе, ведь недаром говорят : лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Имеются также перспективы взаимодействия с родительской общественностью посредством сайта МДОУ д/с «Колосок» , где есть страничка нашей группы. Но необходимо отметить, что организация взаимодействия с семьёй - работа непростая, не имеющая готовых рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником для семьи
Ещё одно важное условие для реализации ФГОС в ДОО – это создание развивающей предметно-пространственной среды. Она способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов. При оформлении групп я опираюсь на требования ФГОС и учитываю методические рекомендации, данные в учебно-методическом пособии авторов Карабановой О. А., Алиевой Э. Ф. и др. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО », стараюсь создать условия для полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых. В подготовительной группе мы условно выделили зону сюжетно-ролевых игр, центр строительства, центр «Азбука безопасности» , «Спорт - это жизнь» , «Мы патриоты» , «Экология и экспериментирование» , центр «Развивайка» и «Читайка» , центр «Творчество» . Интеграция зон при размещении игрового материала обеспечивает реализацию актуальных потребностей детей, свободу выбора детской деятельности. Стараюсь, чтоб у детей была возможность двигательной активности, а также возможности для уединения : игровая зона есть в спальной комнате, были созданы условия для уединения детей в раздевалке. Большую помощь в создании среды мне оказали родители. Для детей они шили и вязали (одежда для кукол, кукольное постельное бельё, костюмы для сюжетно-ролевых игр, делали дидактические пособия по математике, по сенсорике (панно для развития мелкой моторики, различные макеты. Насыщенная предметно-пространственная среда создавалась в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием Программы. Самоанализом своей деятельности в этом направлении считаю свое участие в конкурсе среди педагогов района «Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО » в 2015 году.
В детском саду во все группы приобретены многофункциональные стеллажи, передвижные ящики на колесиках, детская современная мебель, новые игрушки и дидактические пособия. Все это обеспечивает комфорт, удобство и безопасность, а так же мобильность. Мы обновляем среду в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов детей.
В заключении хочу сказать, что работа в соответствии со Стандартом, активизировала у меня стремление к повышению своего профессионального мастерства, к освоению новых технологий. Я всегда эффективно использовала игровые технологии в педпроцессе, теперь более уверенно применяю ИКТ технологии, активно стимулирую детей на поиск, и исследовательская, творческая деятельность теперь важная часть моей работы. Наши родители стали активными участниками образовательного процесса.
Но наряду с положительными моментами я вижу следующие проблемы :
1. Отсутствие по некоторым направлениям учебно-методических разработок и материалов в соответствии с ФГОС .
2. Противоречия в разработке мониторинга образовательного процесса, трудоемкость процесса создания индивидуальных образовательных маршрутов.
3. Проблема в организации предметно-пространственной среды с учётом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку.
4. Я вижу, что задумка по введению ФГОС ДО имеет правильную цель. Немало мудрых тезисов о развитии личности ребенка, об индивидуальном подходе прозвучало в этом документе. Очень радует возврат к значимости игровой деятельности как ведущей для дошкольника. Поэтому, хочется верить, что будет выработана и разумная система требований к работе педагога. Но как это получится, пока трудно сказать.
Анастасия Обелова
Реализация ФГОС ДО в детском саду
Отчет о внедрении ФГОС ДО в МБДОУ Трофимовском детском саду
Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС .
В течение 2013-2014-2015 года было организовано методическое сопровождение перехода МБДОУ на работу по ФГОС ДО . На начальном этапе осуществлялась диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов МБДОУ (анкеты для воспитателей, наблюдение и анализ деятельности воспитателей, беседы с воспитателями, анализ кадрового состава). По результатам мероприятий были внесены изменений в план курсовой подготовки педагогических кадров.
Профессиональное развитие педагогов необходимо было направить на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка. С этой целью были проведены :
Семинар – практикум «Внедрение ФГОС ДО » , «Изучаем и работаем по ФГОС - проектирование образовательного процесса».
- Семинар – практикум : «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ».
- Семинар – практикум : «Маркеры игрового пространства» .
Конкурс среди групп МБДОУ : «Организация предметно – развивающей игровой среды в соответствии с ФГОС ».
Обеспечено участие в районных методических объединениях педагогов МБДОУ где рассматривались вопросы связанные с введением ФГОС ДО .
Изучение опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах посредствам сети Интернет. Все педагоги изучают проекты примерных образовательных программы на сайте ФИРО.
Вывод :. К концу 2015 года наблюдаем :
Рост педагогической компетентности, уровня квалификации;
Активное участие педагогов в профессиональных интернет - конкурсах;
Опыт педагогов был представлен на РМО по развитию речи «Развитие речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Основная образовательная программа
МБДОУ Трофиммовского детского сада принята на заседании педсовета (протокол № 1 от 27.08.2015г., утверждено приказом № 69-о от 27.08.2015г
Целевой раздел Пояснительная записка. Нормативная база. Цели, задачи и принципы ООП. Особенности осуществления образовательного процесса. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы
Содержание воспитательно-образовательной работы в соответствии с пятью образовательными областями (познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие. МБДОУ реализует основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Образовательная программа осваивается в следующих основных формах : непосредственная образовательная деятельность, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность воспитанников. В соответствии с образовательной программой МБДОУ составляется учебный план, расписание непосредственной образовательной деятельности При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей через различные виды детской деятельности . Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий познавательного плана для каждой возрастной группы.
Содержание воспитательно-образовательной работы по приоритетным направлениям (дано краткое описание используемых парциальных программ) С целью обеспечения организации образовательного процесса наряду с основной образовательной программой педагогический коллектив МБДОУ использует парциальные программы и программу дополнительного образования фольклорного кружка «Ручеёк» по направлению нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Цель программы развитие творческих способностей детей через музыкальный фольклор, углубление знаний о русской народной культуре
Формы взаимодействия с семьей. (прописаны формы взаимодействия с семьёй : консультации, родительские собрания, семинары, привлечение родителей к участию в мероприятиях, проектах, праздниках)
Организационный раздел. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Учебный план. Режим дня на тёплое и холодное время года. Система физкультурно-оздоровительной работы. Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Программа предусматривает комплектование групп детьми в соответствии с возрастом воспитанников (по необходимости дети двух смежных возрастов могут быть объединены в одну разновозрастную группу). Для каждой группы (в соответствии с возрастными особенностями детей) составляются расписание непосредственной образовательной деятельности и режим дня. Педагоги планируют работу с детьми по пяти образовательным областям, используя различные виды детской деятельности . В течении дня педагоги проводят непосредственную образовательную деятельность (для детей от 3 до 7 лет в первой половине дня, для детей от 2 до 3 лет в первой и второй половине дня, а так же индивидуальную работу с воспитанниками.
Материально-технические условия введения ФГОС ДО .
Успешное выполнение образовательной программы требует создания развивающей предметно-пространственной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Обеспечено обновление МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащенности образовательного процесса (приобретена методическая литература, дидактический материал, игрушки, новая мебель, спортивный инвентарь.)
В МБДОУ имеется комплект методической литературы для каждой возрастной группы по всем направлениям развития ребенка. С 2013 года была приобретена новая методическая литература по всем направлениям развития ребенка на каждую возрастную группу (по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим, физической культуре, изобразительной деятельности. Для работы с детьми 2-3 лет необходимо обновить комплект методической литературы по физической культуре.) Для непосредственной образовательной деятельности с детьми и индивидуальной работы в МБДОУ имеется необходимый дидактический материал (в том числе, изготовленный педагогами детского сада , который ежегодно в небольших количествах пополняется и обновляется. В настоящее время в МБДОУ формируется банк электронных образовательных ресурсов по всем разделам программы. Кроме методичек в детском саду есть дополнительная литература для педагогов, а также периодические издания : «Дошкольное воспитание» , «Ребёнок в детском саду » , «Музыкальный руководитель» . Для чтения детям в группах имеется необходимая художественная литература с программными произведениями.
Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ обеспечивает реализацию образовательного потенциала учреждения. В группах созданы центры активности разной направленности, которые эстетично оформлены и привлекательны для детей, их наполнение изменяется соответственно тематике, интересам детей. Весь игровой материал безопасен и доступен детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам самостоятельно выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда содержит многофункциональные предметы (которые могут быть использованы в разных видах детской деятельности ) и маркеры игрового пространства (различные ширмы) .
В предметно-пространственная среде МБДОУ содержатся изделия народного искусства, предметы старинного быта, а также продукты детского творчества (рисунки, поделки) др. Развивающие материалы уголков доступны детям и соответствуют их возрастным особенностям. В МБДОУ имеется возможность использования ИКТ (для показа детских презентаций имеется мультимедийный проектор, ноутбук. В каждой группе есть телевизор с DVD приставкой и медиотека, имеется музыкальный центр.) Мебель в группах соответствует росту детей, столы и стулья на регулируемых ножках, они достаточно лёгкие и их можно легко перемещать, меняя пространство в зависимости от ситуации. Для спортивных и подвижных игр на воздухе имеется спортивная площадка и спортивный инвентарь. Игровые площадки оборудованы самодельными игровыми комплексами.
Не только среда, но и разнообразные формы организации детской деятельности способствуют всестороннему развитию воспитанников с учётом их интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.
Взаимодействие с детьми
ФГОС ДО подразумевает изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой модели взаимоотношений участников образовательного процесса в дошкольном образовании. Это влечет за собой изменения в деятельности МБДОУ и каждого конкретного педагога. (изменение способа организации детских видов деятельности : не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка)
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего» , многие методики и технологии должны быть пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.
В соответствии ФГОС непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от возраста детей, их интересов и решения конкретных образовательных задач.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении
всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это :
Непосредственно-образовательная деятельность;
Индивидуальная работа с детьми;
Самостоятельная деятельность детей.
Главная особенность организации образовательной деятельности в МБДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Для поддержки детской инициативы начиная со средней группы используем проектную деятельность (групповые и индивидуальные проекты) . Включаем в процесс эффективные формы работы с детьми : ИКТ, игровые, проблемно - обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей. Образовательная работа с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с сельской детской библиотекой , физкультурно-оздоровительным комплексом, Лысковским краеведческим музеем.
Взаимодействие взрослых с детьми необходимо осуществлять таким образом, чтобы создать ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
Взаимодействие с родителями
Для полноценного развития ребенка необходимым условием является участие семьи в воспитательно-образовательном процессе.
Задача детского сада на данном этапе - привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка и при необходимости оказать ей педагогическую помощь. При взаимодействии с родительской общественностью надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Главная цель МБДОУ – создать единое пространство развития ребенка, сделать родителей активными участниками полноценного образов ательного процесса, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Для этого мы используем различные варианты сотрудничества с семьёй : по нашему мнению самые эффективные это семинары-практикумы (обмен опытом, совместные досуги и праздники, привлечение родителей к подготовке мероприятий, к организации и пополнению развивающей предметно-пространственной среды, привлечение родителей к проектной деятельности, к участию в конкурсах и выставках.
Но нельзя забывать и о таких формах как…родительское собрание, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации в родительских уголках их мы тоже используем в своей работе.
Имеются перспективы взаимодействия с родительской общественностью посредствам сайта МБДОУ.
Результат :
В МБДОУ имеется совет родителей
Родители проинформированы о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через информационные стенды, буклеты, сайт, проведение родительских собраний. (Родительское собрание «Что такое ФГОС » )
Заключение
В заключении можно сказать, что результатами введения Стандарта стали следующие изменения :
нормативно – правовая база МБДОУ приведена в соответствие с ФГОС ДО .
у педагогов активизировалось стремление к повышению квалификации своего профессионального уровня, освоению новых технологий, средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений;
пополнена развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ
изменился характер взаимодействия с воспитанниками (исследовательская деятельность, творческая, игровая деятельность стала преобладать);
повысилась заинтересованность родителей к участию в образовательной деятельности;
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить :
1. Отсутствие по некоторым направлениям учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (дидактические материалы, методическая литература, контрольно-измерительный инструментарий).
2. Недостаточная психологическая и профессиональная готовность педагогов к реализации ООП .
3. Проблемы в организации предметно-пространственной среды, с учетом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку. Отсутствие отдельного помещения для проведения праздников, музыки и физической культуры.
Пути решения выявленных проблем
1. Формирование нового профессионального мировоззрения педагогов МБДОУ в контексте ФГОС ДО . (путём обучения, разъяснения, обмена опытом) . Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических технологий.
2. Следить за выпуском новинок метод литературы и приобретать необходимое.
3. Обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группе.
Организация: МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка
ФГОС являются документом , который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс .
Введение ФГОС ДО - процесс многоплановый , требующий координации деятельности образовательной организации и существенных изменений в образовательной системе дошкольного учреждения. В этой связи в целях качественного обеспечения введения ФГОС ДО в учреждении , в рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки по подготовке к введению ФГОС ДО нами разработан и реализуется проект «Введение ФГОС ДО в МБДОУ Детский сад «Радуга» комбинированного вида СП «ЦРР – дс14» . Разработанный проект определил ключевые направления деятельности участников проекта, обеспечивающих подготовку условий к эффективному введению ФГОС ДО . Данный проект основан на реализации дорожной карты по введению ФГОС ДО .
Введение ФГОС ДО в практику требует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. Сроки реализации плана мероприятий, направленных на плавный и качественный переход СП «ЦРР-дс14» на новые образовательные стандарты определены 2013-2018 годом.
Сегодня хочу вам представить опыт работы по введению ФГОС со стороны методической службы (работы старшего воспитателя ДОУ) . В методическую службу ДОУ входят старший воспитатель, специалисты ДОУ, опытные и творческие педагоги с высшей и первой квалификационной категорией.
Методическая служба ДОУ организуется методическим кабинетом и осуществляется через организацию методических объединений, творческой группы.
Деятельность нашей методической службы осуществляется по трем направлениям :
- организационно-методическое,
- информационно-методическое,
- мониторинговое.
Целью организационно-методического направления - внедрение эффективных технологий образования дошкольников .
Для реализации организационно-методического направления организуются: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, проектная деятельность, курсовая подготовка педагогов. Организация взаимопосещения непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментов. Проведены педсоветы: «Введение ФГОС ДО » , на котором педагогический коллектив был ознакомлен с ФГОС , приказом «Об организации работ по введению ФГОС ДО в детском саду »; Планом мероприятий и Планом-графиком по введению ФГОС ДО в Республике Мордовия, в Рузаевском муниципальном районе и в МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида; педсовет «Перспективы развития дошкольного образования по реализации ФГОС », где подвели итоги работы по введению ФГОС ДО за учебный год .
Цель информационно-методического направления - обеспечение профессиональной деятельности педагогов по внедрению и реализации ФГОС ДО .
Для реализации данного направления проводятся педагогические чтения, формируются электронные библиотеки, базы данных педагогов, банк методических разработок организации непосредственно образовательной деятельности , режимных моментов. Обеспечение информационной открытости по вопросам введения и реализации ФГОС осуществляется с помощью пополнения сайта ДОУ и информационных стендов.
Цель мониторингового направления - получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса .
Для реализации мониторингового направления организуются : анкетирование, опросы участников образовательного процесса .
Среди педагогов было проведено анкетирование на внутреннюю психологическую готовность к переходу к новым требованиям Стандарта. Готовность составила -98%, в отношении неудовлетворительных показателей ведется работа методической и психологической службы ДУ.
Очень большую помощь и поддержку по вопросам перехода на новые Стандарты оказывает методическая служба Управления образования Рузаевского муниципального района. На муниципальном уровне в текущем учебном году были проведены методические объединения, семинары-практикумы, консультации воспитателей и специалистов дошкольного образования по введению ФГОС .
В рамках введения ФГОС в текущем учебном году совместно с рабочей группой мы разработали и утвердили :
а) «Дорожную карту» по введению ФГОС ДО , где пошагово определили действия введения ФГОС на 2013-2018 учебный год.
б) план-график мероприятий.
Провели аналитическую работу по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС , требований к качеству услуг ДО, мониторинг готовности, дабы определить уровень готовности ДУ и педагогов.
В СП «ЦРР-дс14» рабочей группой разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования . Согласно стандарта, содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие области :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Согласно ФГОС расширяются условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности .
Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Осознавая это, мы ведем очень активную работу с родителями воспитанников.
Наряду с традиционными формами сотрудничества (собрания , беседы, анкетирование, консультации, дни открытых дверей) все шире используются веселые досуги, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников. Также в последнее время очень популярными стали совместные детско -родительские проекты, наиболее яркими стали такие как «Мини-музей» , «Здоровая семья» , «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!» , «Волшебный мир театра» .
В рамках знакомства родителей (законных представителей) с новыми Стандартами дошкольного образования и законом «Об образовании в РФ » проведены родительские собрания : «Цели и задачи развития образовательной организации в условиях нового законодательства», а также консультирование родителей по проблеме внедрения ФГОС ДО .
Приоритетное направление нашего дошкольного образовательного учреждения – физкультурно-оздоровительное. В текущем учебном году особое внимание мы уделяли области физическое развитие, поскольку среда развития нашего ДОУ позволяет внедрять ФГОС ДО по данному направлению в полной мере. Творческой группой нашего детского сада разработана программа «Расти здоровым, малыш!» (по образовательной области физическое развитие) рекомендуемая республиканским экспертным советом для реализации на базе СП «Црр-дс14» .
В ФГОС дошкольного образования говорится об условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и предполагается взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка , непосредственное вовлечения их в образовательную деятельность , в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Таким образом , в рамках реализации данного условия и внедрения ФГОС ДО в направлении «физическое развитие» , весь наш детский сад прожил проект «Юные Олимпийцы - 2014» , по итогам которого наш детский сад в муниципальном зачете занял 2 место. Отмечая это знаменательное событие, в нашем детском саду многие дети и родители с удовольствием приняли участие в «малых олимпийских играх» .
В спортивном зале детского сада созданы максимальные условия для физического развития детей. Он оснащен современным спортивным оборудованием: детскими тренажерами , горками, дугами для подлезания, коррекционными мячами различной формы, обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве , ребристыми коррекционными дорожками для хождения, туннелями для лазания.
Помимо этого в саду реализуются мероприятия по формированию здорового образа жизни в форме КВН , мини – проектов по укреплению здоровья, выставок рисунков, тематических бесед.
В группах имеются спортивные уголки с различным спортивным инвентарем. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни . Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Спортивные уголки размещаем таким образом , чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей и находились на свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы. Профилактике плоскостопия способствуют и коррекционные дорожки, имеющиеся в каждой группе.
Прогулка для дошкольников всегда радость! А гулять на участках, имеющие малые архитектурные формы – двойная радость. На прогулочных участках у нас имеются песочницы, горки, грибочки, домики, функционируют «Тропа здоровья» , спортивный участок, где дети занимаются в летний период и др. В холодное время года на прогулочных участках совместно с родителями возводятся постройки из снега.
Еще один немаловажный момент, на котором я хотела бы остановиться – это логопедическая и психологическая службы в нашем детском саду , поскольку их существование решает одну из задач ФГОС ДО – обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) . Учителя-логопеды и педагог-психолог постоянно повышают свою квалификацию участвуя в методобъединениях, вебинарах, конкурсах и др.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора.
На основе мониторинга готовности введения ФГОС нами был определен список необходимого оборудования, средств обучения и воспитания, который необходим для реализации Программы для всех возрастных категорий детей.
Ольга Михайловна Матина
Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения
На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО ) . Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют от нас совершенствования образовательного процесса , определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ , который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать . С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование . (Слайд №2)
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования . (Слайд №3)
Основная разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ . Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ .
С 1 января 2014 года вступает в силу Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного . (Слайд № 4)
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации :
в действие федеральных государственных требований
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования »
От 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования »
Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.
Стандарт отражает государственные, социальные и личностные интересы и потребности. (Слайд №5)
Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы , в том числе : к структуре основных образовательных программ ; к условиям их реализации ; и к результатам их освоения. (Слайд №6)
Цели стандарта : (Слайд №7)
Повышение социального статуса ДО
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования
Обеспечение государственных гарантий уровня
и качества образования на основе единства обязательных требований
Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования
Задачи Стандарта : (Слайд № 8, №9)
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)
3. Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни , развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей , способностей и состояния здоровья детей
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей .
(Говорю когда листаю слайды № 7, 8, 9 цели и задачи ФГОС )
В соответствии с ФГТ, образовательная программа дошкольного образования должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Стандарт в качестве одного из принципов дошкольного образования провозглашает содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений .
Задача Стандарта - объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества - перекликается с одним из принципов ФГТ : обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста .
Преемственность ФГТ и ФГОС ДО мы видим также в определении структурных единиц содержания дошкольного образования . Это образовательные области , соответствующие основным направлениям развития детей. (Слайд № 10)
Если мы сравним ФГТ и ФГОС то мы увидим , что в ФГТ таких образовательных областей 10 , а в Стандарте - 5, но по содержанию образовательные области очень близки. (Слайд № 11)
Хочется также отметить, что изменения произошли не только в образовательных областях , но так- же в документации : (Слайд № 12) 13
Тематическое планирование;
Календарное планирование;
Сетку – расписание непосредственной образовательной деятельности ;
Конспекты непосредственной образовательной деятельности ;
Список литературы
1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» .
2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) дошкольного образования .
3. Федина Н. В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
// http://do.isiorao.ru/news/fgos_DO_Fedina.php .
4. Федина Н. В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание . 2008. № 8. – С. 7 – 12