Упражнения для блокфлейты для развития техники. Образовательная программа по музыкальному инструменту «Блок - флейта» на отделении музыкального искусства (подготовительный цикл). Разучим положение пальцев на клапанах нотных отверстий флейты

Как играть на флейте — учимся правильно держать поперечную флейту.

Если прикладывать головку флейты к губам и сразу выдувать резонирующий звук у вас пока не получается, вернитесь к Занятию 1 к зеркалу и потренируйтесь ещё. Надеюсь, что все получилось и можно двигаться по пути обучения как играть на флейте.

Соберите флейту. О том как правильно собрать поперечную флейту рассказано на первом занятии. После сборки дульце на головке, клапана на теле и стержень на колене должны выстроиться в прямую линию. С не прилагайте силу при сборке, детали флейты «вкручивайте», а не сдавливайте.

Разучим положение пальцев на клапанах нотных отверстий флейты

Сначала пронумеруем пальцы, чтобы не допустить разночтений в дальнейшем описании игры на флейте.

Руки на поперечной флейте будут расположены именно так как на картинке:

  • левая рука развернута ладонью к вам и расположена поближе к головке;
  • правая рука развернута ладонью от вас и расположена ближе к колену флейты.

Теперь договоримся (пронумеруем) как будем называть клапана и рычаги на флейте:

На картинке показано тело с коленом до поперечной флейты французской системы. Именно такая флейта самая распространенная в настоящее время для обучения и, скорее всего, у вас именно такая. Пока пронумеруем не все клапаны/рычаги, а только те, которые понадобятся вам в начале изучения как играть на флейте. В дальнейшем дадим названия и другим элементам флейты

Номера клапанов/рычагов совпадают с нумерацией пальцев рук на картинке выше. Буквы у номеров 1 и 10 означают, что пальцы с такими номерами могут занимать не одно положение.

Вот как показывает положение пальцев на поперечной флейте один из ведущих производителей музыкальных инструментов Yamaha:

Описание положения пальцев на поперечной флейте

Как играть на флейте пальцами левой руки

Вот как играть на флейте правой рукой:

Посмотрите видео как играть на флейте от Московской средней специальной музыкальной школы (колледж) им. Гнесиных. На видео преподаватель ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского Элла Олеговна Должикова подробно показывает постановку пальцев и рассказывает, в частности, о правильном и ошибочном положении рук при игре на флейте.

Видео-ролик Эллы Олеговны весь интересен и полезен, а о положении рук смотрите запись со времени 13 минут 50 секунд (Master-class of Ella Dolzhikova).

Займите положение как играть на флейте:

  • встаньте. Стойте ровно, корпус чуть наклоните вперед. Этот наклон (чуть вперед) сохраняйте все время игры на флейте;
  • точка напряжения при игре приходится на живот. Начинающие флейтисты напряжение переносят на губы, что неправильно. Губы должны быть свободны, живот готов к посылу потока воздуха из легких.

Точки опоры поперечной флейты

Возьмите флейту двумя руками так, чтобы:


Все три опорные точки присутствуют во время игры на флейте. Левая рука во второй опорной точке прижимает флейту к себе. Лицо в первой опорной точке и правая рука в третьей точке сопротивляются давлению левой руки. Таким образом, флейта получает устойчивое положение, при котором губы и пальцы флейтиста остаются свободными и могут принимать участие в игре на флейте.

Типичные аппликатурные ошибки начинающих флейтистов

Посмотрите видео-ролик с разбором типичных ошибок начинающих флейтистов.
Рассказывает Андрей Альпатов:

Попробуйте извлечь из флейты звук как вы делали при тренировке на первом занятии. Там вы дудели на головке флейты, а теперь поперечная флейта в ваших руках в сборе. Пока никаких нот не извлекайте. Просто научитесь правильно держать флейту для игры, а это значит, что звук извлекается легко и:

  • флейта располагается горизонтально;
  • дульце флейты «на своем месте». Не поворачивайте дульце к себе. Это ошибка. Также не стоит менять тон извлекаемого звука поворотами дульца. Учитесь менять звук управляя струей выдыхаемого воздуха;
  • пальцы рук (кроме большого правой руки) не держат флейту. Они нужны для игры! Флейта держится в трех точках — нижней челюстью, основанием первой фаланги указательного пальца левой руки и большим пальцем правой руки.

Возможно первое время держать флейту будет неудобно. Она будет выпадать из рук. Терпение и старание. У вас все получится. В «Основах игры на флейте» профессора В.Н. Цыбина рассказывается, что есть , которая должна облегчить держание инструмента. Было бы интересно узнать, кто пользовался или хотя бы видел такую подставку.

Флейта очень легкий и удобный инструмент. Над её конструкцией трудились очень талантливые мастера и не зря флейта относится к самым виртуозным музыкальным инструментам.
Для более легкого освоения как играть на флейте используйте обучающую программу Свирелька.

В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, чистоты и скорости.

Для того чтобы процесс был максимально эффективным, стоит использовать специальные учебные пособия, которые содержат в себе приемы исполнения гамм, ставшие практически универсальными.

Поэтому имеющаяся в учебнике аппликатура с большой долей вероятности окажется весьма удобной, ведь ее уже проверили на себе многочисленные поколения музыкантов.
Во время изучения гамм на каждом конкретном инструменте начинающий исполнитель наверняка столкнется с характерными сложностями. Для игры на струнном инструменте очень важно найти комфортную позицию, так как один и тот же звук можно извлекать на двух или трех струнах. Для того, чтобы сделать правильный выбор струны, необходимо учитывать и текущее положение рук, то есть в какую позицию будет перестроиться роще, и от положения струны после ноты, то есть в какую позицию нужно будет перейти после исполнения звука. Если же у музыканта руки имеют отличающуюся от стандартной форму и размер, необходимо сделать исключение и рассчитывать аппликатуру непосредственно в момент разбора и исполнения гаммы.

Для духовых инструментов используется другой подход, так как при игре на них многие ноты берутся при помощи «передувания&r&waquo;, то есть, например, для того, чтобы взять «до&r&waquo; из второй октавы, музыканту необходимо подать струю воздуха большей силы.

На фортепиано имеется свой, особый подход для разучивания гамм, включающий в себя три этапа. В начале разучивается партия для каждой руки отдельно — для правой, для левой, и затем вместе. Одна из самых распространенных аппликатур для исполнения гамм выглядит следующим образом: первый палец находится на приме, третий находится на терции, а потом первый подкладывается на кварту. На верхнюю приму для гаммы больше одной октавы берется первый палец либо пятый. Альтернативный вариант аппликатуры основан на правиле, при котором черные клавиши нельзя играть первым и пятым пальцами, и в этом случае она подбирается индивидуально для исполнителя.

    Как учить гаммы

    http://сайт/assets/modules/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png

    В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, […]

6440 0 5.0

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА БЛОК-ФЛЕЙТЕ

музыкальный руководитель МБДОУ № 124 города Пензы.

Пояснительная записка

Обучение игре на блокфлейте включает в себя не только освоение специфики владения инструментом, но и изучение музыкальной грамоты, развитие слуха, чувства ритма, а также знакомство с историей музыки. Ребенок получает полноценное музыкальное развитие и приобретает навыки игры на блокфлейте.
Практическая значимость занятий на блокфлейте подразумевает как физическое, так и интеллектуальное развитие ребенка. Использование специальных исполнительских приемов дыхания развивает органы дыхания, постоянная работа над исполнительской техникой стимулирует развитие беглости пальцев и четкой координации движений. Работа над произведениями тренирует память ребенка. Знакомство с различными жанрами музыки, композиторами, с историческими стилями, эпохами и странами во время изучения какого-либо характерного произведения расширяет художественный кругозор ребенка, прививает ему интерес и любовь к музыке, развивает его творческие способности.
При обучении на блокфлейте немаловажную роль играет ансамблевое исполнительство. Оно способствует развитию слуха ребенка, его исполнительской техники, позволяет расширить круг изучаемых произведений.
Программа обучения игре на блокфлейте приобщает детей к искусству музицирования, развивает эмоциональность, артистизм, музыкально-художественный вкус ребенка. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, помогает социально адаптироваться, формирует исполнительскую культуру.
Программа относится к художественно-эстетической направленности. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и является модифицированной, так как написана с опорой на уже имеющиеся методики и традиции исполнительства на деревянных духовых инструментах (в частности - на блокфлейте). В первую очередь это методики обучения игре на флейте, используемые в детских музыкальных школах, а также традиции преподавания таких профессоров-педагогов как Ю.Должиков, В.Кудря, Н.Волков, Н.Платонов и т.д.
Отличительные особенности программы в том, что каждый ребенок, независимо от природных способностей и уровня музыкальной подготовки, может овладеть навыками игры на блокфлейте.
Программа рассчитана на полноценное развитие ребенка при игре на инструменте. Для обучения принимаются дети с любыми способностями. На первом занятии у ребенка проверяется слух, музыкальная память и чувство ритма. Таким образом, педагог составляет индивидуальный план на каждого ребенка, определяя для себя развитию каких способностей нужно уделить первоочередное внимание.
Используемые в программе ключевые понятия, в основном, были почерпнуты из методик различных педагогов, но есть несколько понятий, которые подходят только к данной программе:
1. Обучаться могут все желающие дети, без учета музыкальных данных.
2. Ребенок может начать обучение с любого возраста.
3. Специфика образовательного процесса. Ребенок даже со средними способностями может достигнуть определенных результатов в обучении игре на блокфлейте.
Индивидуальный подход педагога к выбору изучаемых произведений помогает ребенку повысить свой исполнительский уровень за минимальный срок.

Цели и задачи программы обучения дошкольников игре на блокфлейте.

Цель программы - овладение основными навыками игры на блокфлейте, творческое развитие личности ребенка.
Задачи:
. Обучающие:
Обучение детей основным навыкам игры на блокфлейте. Освоение музыкально-теоретических знаний. Развитие навыков игры в ансамбле.
. Воспитательные:
При игре в ансамбле привить детям культуру общения, уважение друг к другу. Сформировать правила поведения в социуме, развить традиции домашнего музицирования.
. Развивающие:
Развитие личностных свойств, таких как: самостоятельность, активность, ответственность, аккуратность, коммуникабельность. А также музыкальных способностей, музыкальной памяти, мышления. Формирование потребности в саморазвитии, самосовершенствовании. Развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей ребенка.

При планировании обучения на блокфлейте учитываются следующие моменты:
- методическая направленность обучения, при которой дети сознательно выполняют указания педагога, понимают, запоминают способы, приемы, последовательность в работе; расширение рамок занятия путем включения сольфеджио, ритмических движений, слушания музыкальных произведений, бесед о музыке; стимулирование активности, самостоятельности и творчества детей во всех видах их деятельности на занятиях;
- эмоциональная насыщенность уроков;
- использование игр и игровых приемов в проведении занятий;
- проблемное строение занятий, активизирующее внимание, мышление, общее и музыкальное развитие детей.
Все эти положения остаются неизменными на всех этапах обучения на блокфлейте. Меняется лишь конкретное содержание, формы и методы работы.

Тематический план первого года обучения


1. Вводное занятие 2 занятия
2. Постановка дыхания 6 занятий
3. Изучение аппликатуры 6 занятий
4. Освоение исполнения основных штрихов 3 занятия


7. Основы музыкальной грамоты 4 занятия
8. Показательные выступления, концерты 3 занятия
9. Итого: 70 занятий

Тематический план второго года обучения

№ Наименование разделов Количество занятий
1. Вводное занятие 1 занятие
2. Развитие навыков исполнительского дыхания 7 занятий
3. Изучение аппликатуры 4 занятий
4. Развитие артикуляции 4 занятия
5. Работа над произведениями 23 занятия
6. Работа над учебно-тренировочным материалом(упражнениями, гаммами, этюдами) 23 занятия
7. Изучение новых метроритмических структур 4 занятия
8. Показательные выступления, концерты 4 занятия
9. Итого: 70 занятий

Структура проведения занятия

Занятие состоит из следующих частей:

1. Гаммы, упражнения на развитие техники 5-10 мин
2. Нотная грамота, подбор 5 мин
3. Творческие игры, транспонирование 5 мин
4. Работа над этюдами 5 мин
5. Чтение с листа 5 мин
6. Работа над репертуаром, обсуждение, беседа о композиторе, характере, стиле 10 мин
7. Работа над ансамблем 5 мин
8. Домашнее задание, цель которого - закрепление соответствующего знания или навыка 5 мин

Эта примерная схема занятия воспринимается как модель, которую можно по-разному изменять, уделяя какому-то виду деятельности на занятии больше или меньше времени в зависимости от уровня музыкального развития и года обучения.

Формы организации учебно-воспитательного процесса

1. Познавательная деятельность: учебное занятие, проведение бесед о музыке; репетиция; посещение концертов и
спектаклей.
2. Творческая деятельность: концертные выступления; участие в конкурсах и фестивалях.
Работа с родителями: открытые занятия, дни открытых дверей; индивидуальные беседы педагога с родителями; родительские собрания.
Схема построения занятия всегда варьируется. Ребенок активно участвует в учебном процессе, развивает свое
творческое мышление, старается достигнуть хорошего результата.
Блокфлейта - это одна из наиболее распространенных разновидностей продольной флейты. Многовековая история ее развития началась во времена крестовых походов, когда блокфлейта попала с Востока в Западную Европу и стала считаться одним из совершеннейших духовых инструментов.
Сейчас же блокфлейта в основном используется лишь в образовательном процессе. Освоение навыков игры на блокфлейте подготавливает ребенка к игре на любом другом духовом инструменте.
Все дети, независимо от возраста, начинают свое обучение на блокфлейте. После нескольких занятий, на которых ребенок получает первоочередные знания и умения, к сольной игре добавляется игра в ансамбле. Это может быть ансамбль: блокфлейта с фортепиано или же ансамбль из нескольких инструментов. Навыки игры в ансамбле изучаются во время индивидуальных занятий. Но со второго года обучения на блокфлейте игре в ансамбле уделяется больше времени.
Расширяются и усложняются как составы ансамблей, так и исполняемые произведения.
В процессе занятий по программе обучения игре на блокфлейте ребенок научится правильно брать дыхание, исполнять все ноты в диапазоне полторы октавы, исполнять гаммы различными штрихами (легато, стаккато, деташе), знатьвсе тональности и играть их в подвижном темпе. Научиться самостоятельно разбирать нотный текст. Ребенок будет уметь играть в ансамбле с фортепиано или с другими инструментами. Знать основные метроритмические структуры.
Уметь настраивать инструмент и следить за интонацией во время игры.
В процессе занятий по программе обучения игре на флейте ребенок овладеет приемами исполнительского дыхания, видами и способами атаки, ровностью и продолжительностью звуковедения, приемами исполнения нот в разных регистрах, правильной постановкой инструмента и исполнительской техникой пальцев. Научиться интонировать, настраивать инструмент и следить за его техническим состоянием. Ребенок должен применять все изученные навыки игры в ансамбле с фортепиано или другими инструментами.

Первый год обучения:

Минорные и мажорные гаммы с одним знаком, штрихи легато и стаккато, самостоятельный разбор нотного текста, основные метроритмические структуры (длительности нот, знаки и обозначения динамики), разнохарактерные пьесы.

Второй год обучения:

Минорные и мажорные гаммы до 3 знаков в подвижном темпе различными штрихами, пунктирный ритм, самостоятельная настройка инструмента, точность интонирования во время исполнения.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемый для исполнения на блокфлейте в течении учебного года на зачетах и экзаменах

Первый год обучения
1 полугодие
Русская народная песня «В зеленом саду»;
В. А. Моцарт «Азбука»;
Д. Б. Кабалевский «Маленькая полька».

2 полугодие
A. Красев «Топ-топ»;
швейцарская народная песня «Кукушечка»;
Й. Гайдн «Песенка».
Ансамбль: русская народная песня «Виноград в саду цветет»;
B. А. Моцарт «Аллегретто»;
А. Гретри «Спор».

Второй год обучения
1 полугодие
Л. В. Бетховен «Экосез»;
Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»;
C. Монюшко «Зимняя сказка».

2 полугодие
Л. В.Бетховен «Сурок»;
Ж. Б. Рамо «Ригодон»;
А. Лядов «Танец комара».
Ансамбль: В. А. Моцарт «Менуэт»;
Р. Шуман «Мотылек»;
Ф. Мендельсон «Песня».

Первый год обучения

1 .Вводное занятие.

2. Постановка дыхания.
Теория: основные принципы исполнительского дыхания на блокфлейте.
Практика: специальные упражнения для развития активного быстрого вдоха и продолжительного выдоха. Игра длинных звуков.
3. Изучение аппликатуры на блокфлейте.
Освоение рациональной постановки рук, головы.
4. Освоение исполнения основных штрихов на блокфлейте.
Теория: методы артикуляции.
Практика: упражнения на различные виды атаки, исполняемые на одном звуке. Обучение игре различными штрихами.

Теория: простые пьесы, чтение с листа, разбор нотных знаков и обозначений.
Практика: игра пьес как сольно, так и с аккомпанементом.

Исполнение гамм, этюдов и разнохарактерных пьес. Работа над различными видами исполнительской техники.
7. Основы музыкальной грамоты играют важную роль в обучении игре на блокфлейте.
Теория: освоение нотной записи, длительностей; освоение простейших метроритмических размеров, пауз, нюансов;
изучение флейтового диапазона.
Практика: знакомство с различными жанрами произведений; строение основных аккордов и интервалов; изучение мажорных и минорных гамм.
8. Ансамбль (для программы 1-го года обучения).
Развитие навыков чтения с листа, работа над интонацией, игра в ансамбле с другими инструментами.
9. Репетиции, участие в концертах и конкурсах.
Навыки выступлений на сцене. Участие в концертах в ДОУ.

Второй год обучения

1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой занятий, инструментом, его устройством, правилами ухода за ним.
2. Развитие навыков исполнительского дыхания.
Теория: принципы протяженного, ровного выдоха и понятие опоры.
Практика: игра выдержанных звуков различной динамикой, игра упражнений.
3. Изучение аппликатуры.
Теория: аппликатура в пределах трех октав.
Практика: игра развивающих упражнений, тренировка пальцев.
4. Развитие артикуляции.
Теория: освоение различных методов артикуляции и видов атаки.
Практика: игра упражнений для атаки, игра упражнений, развивающих подвижность языка.
5. Работа над произведениями.
Теория: пьесы с различными штрихами и более сложными метроритмическими структурами.
Практика: самостоятельный разбор и игра пьес как сольно, так и в ансамбле.
6. Работа над учебно-тренировочным материалом.
Теория: изучение метроритмических структур.
Практика: исполнение гамм до трех знаков, этюдов и разнохарактерных пьес.
7. Основы музыкальной грамоты.
Теория: освоение более сложных метроритмических структур, переменных размеров.
Практика: игра упражнений, пьес.
8. Репетиции. Участие в концертах, конкурсах.
Выступления на сцене, участие в концертах ДОУ

Методическое обеспечение программы

Каждое занятие содержит в себе различные виды работ. В каждом занятии соотношение отдельных разделов точно не регламентировано. В зависимости от условий оно бывает различным, но во всех случаях всегда соблюдается определенная пропорциональность и последовательность отдельных разделов.
В целях достижения хорошего качества исполнения, у каждого ребенка воспитывается большая требовательность к себе. Сознательное усвоение знаний, умений и навыков предполагает активность обучающегося. На протяжении всего этапа обучения ведется работа над интонацией, применяются методы индивидуальной и ансамблевой работы, используются различные упражнения, тюнер и т. д.
Одним из необходимых условий полноценного развития ребенка, воспитания развитой творческой личности является систематическое обучение музыкальной грамоте и т. д. Обучение игре на блокфлейте определяется педагогическими и
методическими установками, которыми педагог руководствуется в своей работе.
Форма занятий - индивидуальный урок. Форма работы на уроке - практическая и теоретическая. Ансамбль - групповое занятие. Форма работы - практическая и теоретическая.

Игра на блокфлейте - серьезный процесс, требующий концентрации умственных и физических возможностей ребенка. Обучающийся получает новые умения и навыки. Но самое главное - это творчество. Поэтому, во время занятия используются приемы, помогающие ребенку быстрее освоить изучаемый материал. Для работы над ритмом, во время освоения различных длительностей применяются: маршировка, хлопки в ладоши, сольфеджирование, ансамблирование (игра с другими инструментами). Дети приходят на занятия учиться и получать эстетическое удовольствие от всего творческого процесса: то знакомства с новыми произведениями, общения с педагогом, со своими сверстниками, от ощущения своего профессионального роста как музыканта-исполнителя.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программ необходимо следующее:
1.Наличие кабинета, фортепиано.
2.Наличие подставки для нот и нотного материала.
3. Наличие технических средств (метронома, тюнера).
У каждого ребенка имеется индивидуальный инструмент и нотный материал.

Всем привет!:)
Сегодня будет необычный, не свойственный для моего блога пост. Тем не менее, очень нужный многим людям, которые наверняка найдут в нем ключ к решению своих задач.

Дело в том, что пару дней назад я совершенно спонтанно и неожиданно для себя купил в музыкальном магазине… музыкальный инструмент. Нет, не большой и не дорогой, но самый настоящий. Этим музыкальным инструментом оказалась обычная блокфлейта.

Блокфлейта

Таким образом, мне просто захотелось подудеть в большую свистульку с дырками, позаписывать ее чудные звуки и даже вставлять их изредка в качестве сэмплов в свои музыкальные треки. Поэтому как-то раз идя с работы я зарулил в музыкальный магазин, чтобы купить ее. Стоит она от 176 рублей, но цена более-менее качественной модели начинается только от 500. Лучше брать блокфлейту фирмы Yamaha серии 2х или 3х, барочной или немецкой системы – на небольшую разницу в аппликатуре этих двух систем не обращайте серьезного внимания: она минимальна. Свистулька фирмы Hohner стоит дороже, в районе 1500-2000 рублей.

А вообще – берите то, что вам будет по душе и по карману. В любом случае, мы – чистый лист, и правила любой из блокфлейт будем принимать как должное. Переучиваться нам не с чего. А пластмассовый звук, если такой будет иметь место, все равно так или иначе присутствует в моделях низшего ценового сегмента. Дорогие деревянные модели вряд ли кто будет покупать – а вдруг не понравится учиться в принципе? Или разонравится инструмент. Поэтому берем то, что нравится. МОЖНО недорогое, можно.

С или F, или как я ложанулся

Единственный аспект: просите продавца, чтобы блокфлейта была в ключе “ДО мажор” , или попросту С . Для подобных инструментов написано подавляющее количество учебников и видеоуроков, в том числе и представленная ниже книжка, и также звучит она куда более приятнее, чем блокфлейта в ключе “ФА” (F) . Я поспешил и купил именно такую – в “фа”. Вы, конечно, тоже можете взять любую, а при занятиях брать ноты согласно аппликатуре вашего инструмента, но лично мне блокфлейта в ключе ФА звучит очень высоко. Еще бы: самый низкий звук, который она способна издать – это фа второй октавы. Сопраниссимо.
Про систему – барочную или немецкую – еще раз повторю, сильно не переживайте. Отличия в аппликатуре незначительны и указаны в инструкции к инструменту. Выучите так, как того потребует инструмент.

Итак, с выбором инструмента определились, купили. Домой принесли. Подудели, может быть, даже. Что дальше. Вот тут и наступает пора представить на ваш суд один очень неплохой самоучитель по игре на блокфлейте.

Самоучитель игры на блокфлейте для начинающих

Эта книга попалась мне в руки совсем недавно, когда я так же решил освоить диковинный для себя инструмент. Искал долго, пересматривал какие-то видеоуроки, смотрел выступления флейтистов, разучивал километры каких-то аппликатур… В общем, всё оказалось выше моих сил, каша в голове образовывалась крутая, и тут я познакомился именно с этой книгой. Называется она “Без музыкалки - самоучитель для сачков” и предназначена на самых-самых зеленых представителей класса самоучек – без нотной грамоты, без слуха и каких бы то ни было прочих заявок в крутые музыканты, автор страница за станицей, упражнение за упражнением постепенно раскрывает для нас весь мир этого замечательного инструмента.

Скачать книгу “Без музыкалки - самоучитель для сачков”

Скачать книгу можно из моего Яндекс.Диска – вот .
Распечатайте и принимайтесь за обучение! Кстати, книжка бесплатна, так что ничего у автора я не украл. Я только лишний раз высказал ему свое признание.

Кстати, распечатайте и аппликатуру:

Аппликатура блокфлейт Ямаха в ключах “С” и “F”.
Для обоих систем – барочной (английской) и немецкой (немецкой (прим. Кэпа).

Повесьте на стенку и учите. Учите. Учите. Ставьте пальцы, играйте “Чижика-пыжика” , читайте книжку и играйте. Одним словом – занимайтесь. Блокфлейта – это тот инструмент, который отплатит сполна своей преданностью и мелодизмом, если к ней отнестись с душой, за очень и очень небольшие затраты. Как материальные, так и умственные:)

То есть больше вам ничего не нужно. БОЛЬШЕ. НИЧЕГО. НЕ НУЖНО.
Только инструмент, книга и аппликатура. И усидчивость. И терпение. И желание. ВСЁ.

Upd. Заниматься нужно под метроном!

Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только блокфлейты, но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.

Скачать метроном, которым сам пользуюсь: .

Этот пост был частью нового проекта Алаборна музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в моем блоге и дальше будет только лучше.

Курс рассчитан на тех, кто музыкой занимается только как хобби, ноты и блокфлейту впервые видит.
Вы изучите:
нотную грамоту;
— основы ритма;
— ноты и постановку пальцев на блокфлейте;
— извлечение качественного звука, специфику низких и высоких нот;
— сыграете более 25 известных мелодий: Одинокий Пастух, Yesterday, Love me tender, Полёт кондора, Хава Нагила, мелодии из к/ф «Крестный отец», «Титаник» и другие.
Все мелодии разбираются подробнейше: как читать ноты, как посчитать ритм и сыграть ровно, какие пальцы на флейте. Всё это вы медленно-медленно разучите вместе с видео, потом сыграете с аккомпанементом.
Результат: после изучения курса вы сможете самостоятельно играть мелодии по нотам, найденным в интернете или песенниках.

Приобрести саму блокфлейту тоже можно у нас, в офисе в Москве: .

Оценить качество картинки можно на примерах:
.

Если вы уже решили заниматься, скачайте урок про выбор флейты целиком. И покупайте хорошую флейту, на плохих трудно брать верхние ноты.

Полная программа курса:

Часть I
Урок 1. Из чего состоит флейта. Осанка, посадка, положение пальцев, дыхание. Последовательность звуков: до ре ми фа соль ля си до. Первые звуки: до си ля соль.
Урок 2. Особенности извлечения низких звуков. Ноты фа ми ре до.
Урок 3. Координация. Тренируемся быстро искать ноты на блокфлейте. Гамма целиком.
Урок 4. Способы звукоизвлечения. Легато, нон легато. Как сделать звук красивым и перестать «подвывать».
Урок 5. Учим песню «Маленькая ёлочка», думаем нотами на флейте. Играем под фортепиано.

Часть II
Урок 1. Нотный стан, скрипичный ключ, как пишутся ноты. Октавы.
Урок 2. Ноты до ре ми фа на нотном стане. Как их запомнить. Небольшие примеры с листа.
Урок 3. Ноты соль ля си до на нотном стане. Запоминание, примеры.
Урок 4. Играем по нотам, не глядя на пальцы. Гамма вверх и вниз, упражнения.
Урок 5. «Маленькая ёлочка» по нотам.
Урок 6. «Два веселых гуся» по нотам, упражнения.
Урок 7. «Во поле берёза стояла» по нотам.

Часть III
Урок 1. Как в нотах пишется ритм. Длительности и их счёт: целые, половинные, восьмые, шестнадцатые. Хлопаем ритмы. «Ёлочка» по нотам с ритмом.
Урок 2. Размер, такт, тактовая черта, для чего они нужны.
Урок 3. «Ах вы сени мои, сени» — разбираем по нотам, хлопаем ритм, играем под фортепиано.
Урок 4. «Эй, ухнем» — разбираем по нотам, хлопаем ритм, играем под фортепиано.
Урок 5. «Бумер». Ритмический рисунок — нота с точкой.
Урок 6. «Jingle Bells». Снова нота с точкой.
Урок 7. «Калинка-малинка». Пунктирный ритм.

Часть IV

Урок 1. Диез, бемоль, их смысл, расположение на клавиатуре и запись.
Урок 2. До-диез и ре-диез: положение пальцев, запись в нотах. Небольшая пьеска с диезами.
Урок 3. Фа-диез: аппликатура, запись в нотах. Диезы и бемоли при ключе. «Во саду ли в огороде».
Урок 4. «Love me tender»: ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 5. Соль-диез: положение пальцев, запись в нотах, типичные сочетания с соль-диез.
Урок 6. «Хава Нагила»: ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 7. «Кузнечик». Повторяем все пройденные ноты с диезами и бемолями, разучиваем «Кузнечика» по нотам,хлопаем ритм.
Урок 8. Си-бемоль, он же ля-диез. Играем «Чижика-пыжика».
Урок 9. «Happy birthday». Пунктирный ритм, затакт.

Часть V
Урок 1. Ноты второй октавы: до ре ми фа. Особенности «добывания» высоких звуков, или как достать соседа.
Урок 2. Продолжаем учить высокие ноты, песня «Светит месяц».
Урок 3. Гимн Российской Федерации — ноты, ритм, игра с аккомпанементом.
Урок 4. Ноты второй октавы: соль ля си до. Самое сложное.
Урок 5. Мелодия из к/ф «Титаник» — ноты, ритм, игра с аккомпанементом.
Урок 6. «Вечерний звон» — ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 7. «Мой милый Августин» — ноты, ритм, играем по нотам и с аккомпанементом.
Урок 8. «Полет кондора» — подробно разбираем и разучиваем.

Часть VI
Урок 1. До-диез второй октавы и мелодия из к/ф «Крестный отец».
Урок 2. «Yesterday» — подробный разбор.
Урок 3. Ре-диез второй октавы. «Песенка крокодила Гены» (пусть бегут неуклюже...).
Урок 4. «Город золотой» — подробный разбор.
Урок 5. Фа-диез второй октавы. «Зелёные рукава» (Green Sleeves).
Урок 6. «Одинокий пастух» — подробный разбор.
Урок 7. Соль-диез и ля-диез второй октавы.

БОНУС:
Как сыграть мелодию в другой тональности — выше или ниже исходных нот.
Эти знания пригодятся, если ноты вашей мелодии окажутся выше или ниже диапазона блокфлейты.

БОНУСЫ!

Пример мелодии с аккомпанементом, быстрый темп:
Smoke on the water, темп 110 bpm

То же самое, медленный темп:
Smoke on the water, темп 70 bpm

Только аккомпанемент гитары, медленный темп. Мелодию сыграете вы;)

Полный список мелодий сборника:

1. Во поле береза стояла
2. Маленькая ёлочка
3. Два веселых гуся
4. Чижик-Пыжик
5. Love Me Tender
6. Ах вы сени мои, сени
7. Широка страна моя родная (начало)
8. Подмосковные вечера (начало)
9. Тема любви из к/ф «Титаник»
10. Калинка-Малинка
11. Одинокий Пастух
12. Jingle Bells
13. Happy Birthday
14. Во саду ли в огороде
15. Кузнечик
16. Эй ухнем
17. Бумер
18. Smoke on the Water
19. Вечерний звон
20. Светит месяц