Предмет, задачи, история социальной экологии. Становление социальной экологии как самостоятельной науки

Предмет, цель и задачи социальной экологии

Социальная экология – биосоциальная наука, которая изучает взаимодействия между сообществом людей и биосферой, раскрывает фундаментальные законы организации, функционирования и развития биосоциума, исследует внутренне противоречивую систему «природа – общество».

Биосоциум – синоним человечества как видовой популяции, акцентирующей относительную равнозначность как биологической, так и социальной наследственности каждого человека и общества в целом.

Предметом социальной экологии выступают крупные группы людей (общества), связанные с окружающей средой в рамках жилья, мест отдыха, работы и т.д.

Целью социальной экологии является оптимизация взаимоотношений между обществом и средой обитания.

Основная задача социальной экологии состоит в разработке эффективных способов воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить качество жизни человека и других организмов.

К важнейшим функциям социальной экологии относятся:

1) природоохранная – разработка механизмов оптимизации воздействия людей на природу;

2) теоретическая – разработка основополагающих примеров, объясняющих закономерности противоречивого развития антропосферы* и биосферы;

3) прогностическая – определение ближайших и отделенных перспектив человеческого пребывания на нашей планете.

История формирования социальной экологии

Проблема взаимодействия общества с природой стала пред­метом исследования уже античных мыслителей Гиппократа, Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Страбона, Полибия прежде всего в связи с попыткой объяснить этногенетическое и этнокультурное многообразие народов ес­тественными причинами, а не волею каких-то высших существ. Важная роль природного фактора в жизни общества отмечалась в Древней Индии и Китае, арабскими учеными средневеко­вья. Родоначальником учения о зависимости развития челове­ческого общества от окружающих природных условий считает­ся Гиппократ (рис. 1.1), который в своей знамени­той книге «О воздухах, водах и местностях» писал о прямой связи состояния здоровья населения и успеха в лечении многих болезней от климата. Более того, по убеждению Гиппократа, климат определяет особенности национального характера.

Рис. Гиппократ (480-377 гг. до н.э.)

Социальная экология по проблематике своих исследований наиболее близка к «экологии человека». Сам термин «социальная экология» был предложен в 1921 г. американскими социальными психологами Р. Паркером и Е. Берджесом в качестве синонима понятия «экологии человека». Первоначально благодаря работам Л.Н. Гумилева, Н.Ф. Федорова, Н.К. Рериха, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, К.Э. Циалковского и др. в социальной экологии большое развитие приобрело философское направление, затрагивающее чисто гуманитарные философские аспекты человеческого бытия (место и роль человека в космосе, влияние человечества на земные и космические процессы).

Окончательное формирование социальной экологии в самостоятельную науку произошло в 60 – 70-е гг. ХХ столетия после проведения в 1966 г. Всемирного конгресса социологов и создания в 1970 г. Исследовательского комитета Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. В это время существенно расширился круг задач, которые была призвана решать социальная экология. Если на заре становления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску сходных закономерностей развития человеческой популяции и популяций других видов, то со второй половины 60-х гг. круг рассматриваемых вопросов дополнили проблемы определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизация взаимоотношений с другими компонентами биосферы.

Существенный вклад в развитие социальной экологии внесли отечественные ученые Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Ф. Реймерс, С.Н. Соломина.

Таким образом, социальная экология – молодая наука, сформировавшая свои цели, задачи и методы исследования в ХХ в.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по социальной экологии

Высшего профессионального образования.. мичуринский государственный педагогический институт.. а ю околелов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Околелов А.Ю
О – 51Курслекций по социальной экологии и природопользованию:Учебное пособие по экологии для студентов биологических специальностей педвузов и учителей биологии и экологии/ А.Ю. Ок

Пояснительная записка
Учебное пособие «Курс лекций по социальной экологии и природопользованию», разработано с целью обеспечения теоретическими знаниями студентов 5 курса факультета биологии Мичуринского государственног

Как биосоциального существа
Вместо эпиграфа. Шуточная инсталляция «Разговор трех видов людей». Слева направо: неандерталец, человек прямоходящий, человек разу

В различных экологических нишах Земли
Закономерности пространственной изменчивости строения тела и некоторых физиологических показателей человека Сопряженность таких фундаментальных антропологиче

Этапы взаимоотношения общества и природы
Периодизация отношений человеческого общества и природы Первые попытки научного описания и обоснования процесса развития взаимоотношений между природой и человеком

Масштабы, аспекты, причины и пути решения
«...Любое органическое существо естественно размножается в столь бы­строй прогрессии, что, не подвергайся оно истреблению, потомство од­ной пары очень скоро заполонило бы весь земной шар»

Демографический потенциал
Даже если СКР развивающихся стран упадет до уровня простого воспроизведе­ния (что крайне маловероятно), числен­ность их населения еще некоторое время будет продолжать расти, прежде чем ста­билизиру

Рождаемость, смертность и уравнение роста населения
Сравнивая темпы при­роста население в разных странах, на­селение обычно деляг на группы по 1000 человек и рассчитывают среднее число рождений и смертей на 1000 человек в год. Эти показатели называю

Причины демографического взрыва
У всех видов есть репродук­тивный потенциал, который приведет к популяционному взрыву, если высокий процент потомства доживет до половой зрелости и размножится. Рост природных популяций сдерживаетс

Влияние продолжительности жизни, пострепрдуктивной смертности, войн и несчастных случаев на демографию
В отличие от младенческой и детской смертности смертность людей в пострепродуктивном возрасте и продолжительность жизни не оказывают существенного влияния на демографический взрыв. Все дело в том,

Демографический переход
Анализируя рождаемость и смертность в высокоразвитых странах за последние 200 лет, можно заметить четкий переход от «примитивной» стабильности (высокая рождаемость и высокая смертность) к «современ

Причины различий между коэффициентами рождаемости развитых и развивающихся стран
Суммарный коэффициент рождаемости, т.е. число детей у супружеской пары, за­висит главным образом от двух факторов: 1) числа детей, которое она желает иметь (допускаем, что это число меньше

Увеличение производства продуктов питания: успехи и трудности
Первая и основная предпосылка улуч­шения условий жизни людей – обеспечение каждому полноценного питания. Без это­го все остальные факторы теряют зна­чение. Около 200 лет назад (1798 г.), когда люде

Продовольственная помощь
После второй мировой войны много­численные гуманитарные усилия направ­лялись на повсеместное предотвращение голода. Советский Союз и США стали мировыми лидерами бесплатного распределения излишков п

Экономическое развитие
Давно признано, что содействие экономическому развитию отсталых стран выгодно всем. Во-первых, улучшение жиз­ни бедноты гуманная цель, ценная сама по себе и приносящая моральное удовлет­ворение. Во

Децентрализованные проекты
В начале 1960-х гг. проблемы, прису­щие крупным централизованным проек­там, стали очевидны. Было признано, что, действительно, облегчить жизнь Третьего мира можно лишь с помощью проектов такого мас

Снижение рождаемости
Независимо от того, как идет эконо­мическое развитие, все его успехи, оче­видно, будут сведены на нет ростом чис­ленности народонаселения, поскольку до­ход приходится делить между все боль­шим числ

Дополнительные экономические стимулы
Приведенные выше результаты иссле­дований и опыт Таиланда показывают, что рождаемость в большинстве слабо­развитых стран можно значительно сни­зить (с нынешнею среднего уровня 4,8 до 3 детей на сем

Концепции устойчивого развития биосферы
«Богатство человека определяется количеством вещей, от которых он способен отказаться». Генрих Торо (философ-либерал XIX в.) Социально-экологическое прогнозиров

Экологические перспективы человечества
Ноосферные идеи Э. Леруа и Т. де Шардена Учение о ноосфере имеет трех основателей – видного французского математика Эдуарда Леруа, французского геолога и антрополог

Человек в городской среде
Динамика отношения общественного сознания к урбосреде. Стремительный рост городов и городского населения – характерная особенность ХХ столетия. Известно, что к нача

Экология и здоровье человека
«Каждый из нас – порождение своей природы и своей среды». С. Моэи Экологическая обстановка и здоровье в России Экологическое состояние обши

В общеобразовательных и высших учебных заведениях
История развития экологического образования Важнейшим условием выхода человечества из экологического кризиса является изменение ценностных ориентиров людей по отнош

И природопользованию
Редактор – Е.Н. Подвочатная Компьютерный набор и верстка – А.Ю. Околелов Рисунки и карты – А.Ю. Околелов Оформление обложки – А.Ю. Околелов  

Лекция 1.

Предмет, цель и задачи социальной экологии

Социальная экология – биосоциальная наука, которая изучает взаимодействия между сообществом людей и биосферой, раскрывает фундаментальные законы организации, функционирования и развития биосоциума, исследует внутренне противоречивую систему «природа – общество».

Биосоциум – синоним человечества как видовой популяции, акцентирующей относительную равнозначность как биологической, так и социальной наследственности каждого человека и общества в целом.

Предметом социальной экологии выступают крупные группы людей (общества), связанные с окружающей средой в рамках жилья, мест отдыха, работы и т.д.

Целью социальной экологии является оптимизация взаимоотношений между обществом и средой обитания.

Основная задача социальной экологии состоит в разработке эффективных способов воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить качество жизни человека и других организмов.

К важнейшим функциям социальной экологии относятся:

1) природоохранная – разработка механизмов оптимизации воздействия людей на природу;

2) теоретическая – разработка основополагающих примеров, объясняющих закономерности противоречивого развития антропосферы* и биосферы;

3) прогностическая – определение ближайших и отделенных перспектив человеческого пребывания на нашей планете.

История формирования социальной экологии

Проблема взаимодействия общества с природой стала пред­метом исследования уже античных мыслителей Гиппократа, Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Страбона, Полибия прежде всего в связи с попыткой объяснить этногенетическое и этнокультурное многообразие народов ес­тественными причинами, а не волею каких-то высших существ. Важная роль природного фактора в жизни общества отмечалась в Древней Индии и Китае, арабскими учеными средневеко­вья. Родоначальником учения о зависимости развития челове­ческого общества от окружающих природных условий считает­ся Гиппократ (рис. 1.1), который в своей знамени­той книге «О воздухах, водах и местностях» писал о прямой связи состояния здоровья населения и успеха в лечении многих болезней от климата. Более того, по убеждению Гиппократа, климат определяет особенности национального характера.

Рис. Гиппократ (480-377 гг. до н.э.)

Социальная экология по проблематике своих исследований наиболее близка к «экологии человека». Сам термин «социальная экология» был предложен в 1921 г. американскими социальными психологами Р. Паркером и Е. Берджесом в качестве синонима понятия «экологии человека». Первоначально благодаря работам Л.Н. Гумилева, Н.Ф. Федорова, Н.К. Рериха, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, К.Э. Циалковского и др. в социальной экологии большое развитие приобрело философское направление, затрагивающее чисто гуманитарные философские аспекты человеческого бытия (место и роль человека в космосе, влияние человечества на земные и космические процессы).



Окончательное формирование социальной экологии в самостоятельную науку произошло в 60 – 70-е гг. ХХ столетия после проведения в 1966 г. Всемирного конгресса социологов и создания в 1970 г. Исследовательского комитета Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. В это время существенно расширился круг задач, которые была призвана решать социальная экология. Если на заре становления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску сходных закономерностей развития человеческой популяции и популяций других видов, то со второй половины 60-х гг. круг рассматриваемых вопросов дополнили проблемы определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизация взаимоотношений с другими компонентами биосферы.

Существенный вклад в развитие социальной экологии внесли отечественные ученые Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Ф. Реймерс, С.Н. Соломина.

Таким образом, социальная экология – молодая наука, сформировавшая свои цели, задачи и методы исследования в ХХ в.

Литература

1. Лосев, А.В. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

2. Ситаров, В.А. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. – М.: Академия, 2000. – 280 с.

Социальная экология - молодая научная дисциплина. Фак-тически, возникновение и развитие социальной экологии отра-
жает возрастающий интерес социологии к проблемам окружающей среды, то есть рождается социологический подход к экологии человека, который сначала привел к возникновению экологии человека, или гуманной экологии, а позже - социальной экологии.
По определению одного из современных крупнейших экологов Ю. Одума, «экология - это междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе, их взаимосвязи».
Вопросы экологического благополучия интересовали исследователей достаточно давно. Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. В трудах великого врача древности Гиппократа (ок. 460-370 гг. до н. э.) содержатся многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека.
В XVII в. появилась медицинская география - наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей. Ее основоположником был итальянский врач Бернардино Рамаццини (1633-1714) .
Это свидетельствует о том, что экологический подход к жизни человека существовал и ранее. По мнению Н.Ф. Реймерса (1992), почти одновременно с классической биологической экологией, хотя и под другим названием, возникла экология человека. На протяжении многих лет она формировалась в двух направлениях: собственно экологии человека как организма и социальной экологии. Американский ученый Дж. Бьюс отмечает, что линия «география человека - экология человека - социология» зародилась в трудах французского философа и социолога Огюста Конта (1798-1857) в 1837 г. ив дальнейшем была развита Д.-С. Миллем (1806-1873) и Г. Спенсером (1820-1903).
По определению академика А.Л. Яншина и академика РАМН В.П. Казначеева, экология человека - это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия народонаселения (популяций) с окружающей социальной и при-родной средой. Оно изучает социальные и природные закономер-ности взаимодействия человека и человечества в целом с окружа-
ющей космопланетарной средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, совершенствования физических и психических возможностей человека.
Эколог Н.Ф. Реймерс дал следующее определение: «социально-экономическая экология человека - это научная область, исследующая общие структурно-пространственные, функциональные и временные законы взаимоотношения биосферы планеты и антропосистемы (ее структурных уровней от всего человечества до индивидуума), а также интегральные закономерности внутренней биосоциальной организации человеческого общества». То есть все сводится к той же классической формуле «организм и среда», отличие лишь в том, что «организмом» служит все человечество в целом, а средой - все природные и социальные процессы.
Возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому физический (природный) и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разруше-ния, то есть для сохранения экологического равновесия, требуется создание социоэкономических механизмов, защищающих это равновесие.
Развитие социальной экологии начинается после Первой мировой войны, тогда же появляются и первые попытки определения ее предмета. Одним из первых это сделал Мак Кензи, известный представитель классической экологии человека. Он определял экологию человека как науку о пространственных и временных отношениях людей, на которые воздействуют селективные, дистрибутивные и аккомодационные силы среды. Такое определение предмета экологии человека легло в основу широких исследований пространственного распределения населения и других явлений внутри городских агломераций. Между тем интерес к изучению пространственных параметров общественной жизни со временем привел к упрощенному пониманию взаимозависимости между населением и другими пространственными явлениями, и это обусловило кризис классической экологии человека.
Требование улучшить состояние окружающей среды в 50-е гг. вызвало повышенный интерес к изучению экологических проблем.
Социальная экология возникла и развивалась под влиянием биоэкологии. Так, если отношение человека к среде идентично с отношением любого живого организма, то тогда нет суще-
ственных различий в действии общих экологических закономерностей. Например, болезнь - лишь нарушение уровня биологической адаптации человека, нарушение адаптивных реакций в системе элементов биологической экосистемы. Поскольку технический прогресс постоянно нарушает биотическую и абиотическую среду человека, то он неизбежно ведет к нарушению равновесия в биологической экосистеме. Поэтому он вместе с развитием цивилизации с фатальной неизбежностью сопровождается ростом числа заболеваний. Всякое дальнейшее развитие общества становится для человека фатальным и ставит под вопрос суще-ствование цивилизации. Именно поэтому в современном обществе говорят о «болезнях цивилизации».
Такое понимание отношения человека и его среды неприемлемо.
Развитие социальной экологии ускоряется после Всемирного социологического конгресса (Эвиан, 1966 г.), что позволило на очередном Всемирном социологическом конгрессе (Варна, 197 0 г.) создать исследовательский комитет Международной социологической ассоциации по социальной экологии. Тем самым было признано существование социальной экологии как отраслевой социологии, созданы предпосылки для ее более быстрого развития и более четкого определения ее предмета.
Факторы, повлиявшие на возникновение и формирование социальной экологии:
Появление новых понятий в экологии (биоценоз, экосистема, биосфера) и изучение человека как общественного существа.
Угроза экологическому равновесию и его нарушение возникают как результат сложного взаимоотношения трех совокупностей систем: природной, технической и социальной
Техническая система по существу является общественной системой, возникающей в процессе трудовой деятельности человека, а также в обществе, поэтому она сохраняет творческие способности человека, а также отношение общества к природе, где что-то создается или используется.

Ильиных И.А.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Учебное пособие

Горно-Алтайск, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………. 4
Тема 1. Введение в социальную экологию…………………… 6
Тема 2. Социальные проблемы………………………………… 17
Тема 3. Общество как социальная система………………….. 20
Тема 4. Стабильность социальной системы и механизмы поддержания стабильности……………………………………… 26
Тема 5. Идеал и экологизация общества……………………… 31
Тема 6. Экологическое сознание……………………………….. 39
Тема 7. Природа: многозначность и однозначность понимания…………………………………………………………... 50
Тема 8. Сущность человека……………………………………… 55
Тема 9. Экологическая культура………………………………... 65
Тема 10. Экологическая идеология…………………………….. 72
Тема 11. Экологическая политика……………………………… 89
Тема 12. Экологическое право. Источники экологического права…………………………………………………………………. 92
Тема 13. Экологическое просвещение………………………… 99
Тема 14. Экологическое воспитание…………………………… 100
Тема 15. Экологическая пропаганда и экологическая агитация……………………………………………………………... 101
Тема 16. Итоговое занятие………………………………………. 103

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие представляет собой подробную разработку занятий по предмету «социальная экология» для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Экология и природопользование».

Методологическим основанием данного курса является гуманно-личностный подход в обучении, на который нанизаны идеи педагогических технологий активного обучения: проблемного обучения, развития критического мышления и игровых ситуаций. Занятия разработаны с привлечением методов как коллективной, так и индивидуальной работы: эвристическое мышление, «цепочка причинно-следственных связей», мозговой штурм, метод ассоциаций, «кейс-метод», эссе и др. Материал, собранный в пособии первоначально подбирался таким образом, чтобы можно было организовать работу с помощью «портфолио».

Работа на занятиях осуществляется в три этапа:

ü Первый этап, его можно назвать вводным, заключается в активации сознания, т.е. осуществляется первичная настройка сознания на работу по теме занятия. Первые два или три задания выполняются, основываясь на знания, которые уже есть у студента. В процессе выполнения заданий подготовительного этапа должны появиться вопросы и желание получить ответы на них.

ü Второй этап, и его можно назвать основным, посвящен корректировке знаний, которые были проявлены на подготовительном этапе, и знакомством с новым материалом. Вероятно, в процессе погружения в новый материал появятся ответы на возникшие ранее вопросы.

ü Третий этап, который можно назвать заключительным, содержит задания, ориентированные на соединение первоначальных знаний с теми знаниями, которые появились в ходе изучения нового материала.

Если работа осуществляется с помощью портфолио, то все задания выполняются письменно на листах А4 и помещаются в папку с мультифорами (или скрепляются скоросшивателем). Тексты нового материала распечатываются и помещаются вместе с выполненными заданиями. Тексты могут быть (даже желательно, чтобы так было) проработаны автором с использованием различного рода пометок: выделений, замечаний, вопросов…, которые, свидетельствуют о вдумчивой работе автора портфолио. В окончательном виде первая страница портфолио является титульной, где содержится информация о названии изучаемого предмета, авторе портфолио и преподавателе.

Чем привлекателен «портфолио» как метод организации работы в рамках учебного предмета? Самое главное – позволяет отвлечься от стереотипного восприятия рабочего пространства – тетради – где каждая тема следует друг за другом, листы жестко скреплены, и невозможно изменить последовательность тем. В портфолио листы легко отделяются друг от друга и это создает впечатление, что автор портфолио может управлять на этом уровне своей работой. Есть еще один немаловажный аспект, который относится также к творческому способу организации самого листа. Чистый белый лист можно заполнять как хочется. Белый лист играет роль поля для создания в нем образов. Образы – это слова и предложения, которые перемешиваются с рисунками, и автор опять сам выбирает, где разместить образы.


Тема 1

Введение в социальную экологию

Задание 1

Напишите эссе на тему «Что такое социальная экология?» или «По-моему, социальная экология это…» или «Я думаю, что социальная экология это…».

Задание 2

Исходя из своего понимания предмета социальной экологии, напишите, какими являются:

ü задачи,

ü объект(ы),

ü предмет,

ü методы,

ü связи с другими науками.

Задание 3

Используя представленный ниже текст, заполните таблицу.

Таблица – Методологические аспекты социальной экологии

Введение в предмет

Социальная экология – научная дисциплина, рассматривающая отношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей в связи с их средой имеют доминанту социальной организации (рассматриваются уровни от элементарных социальных групп до человечества в целом). История возникновения общества давно изучается антропологами и обществоведами-социологами.

Главной целью социальной экологии является оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе. Человек, выступая в этом случае в качестве социума, делая предметом социальной экологии крупные контингенты людей, распадающихся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста. Каждая из групп, в свою очередь, специфическими взаимоотношениями связана с окружающей средой в рамках жилья, мест отдыха, садового участка и так далее.

Социальная экология – наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах. Объект социальной экологии: субъективная реальность субъектов разных уровней. Предмет социальной экологии: адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.

Целью социальной экологии как науки является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Социальная экология призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественнонаучным знанием.

Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, которые столь же фундаментальны, как и закономерности физические.

Но сложность самого предмета исследований, в который входят три качественно различные подсистемы – неживая и живая природа и человеческое общество, и непродолжительное время существования данной дисциплины приводят к тому, что социальная экология, по крайней мере в настоящее время, преимущественно эмпирическая наука, а формулируемые ею закономерности представляют собой предельно афористические утверждения.

Понятие закона трактуется большинством методологов в смысле однозначной причинно-следственной связи. Более широкую трактовку понятия закона как ограничения разнообразия дает кибернетика, и она больше подходит к социальной экологии, выявляющей фундаментальные ограничения человеческой деятельности. Главный из законов можно сформулировать так: преобразование природы должно соответствовать ее адаптивным возможностям.

Одним из способов формулирования социально-экологических закономерностей является перенесение их из социологии и экологии. Например, в качестве основного закона социальной экологии предлагается закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды, который является модификацией одного из законов политэкономии.

Выполнению задач социальной экологии подчинены два направления: теоретическое (фундаментальное) и прикладное. Теоретическая социальная экология нацелена на исследование закономерностей взаимодействия человеческого общества с окружающей средой на разработку общей теории их сбалансированного взаимодействия. На первый план в данном контексте выходит проблема выявления коэволюционных закономерностей современного индустриального общества и изменяемой им природы.

Социальная экология – наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека. Иными словами, предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы.

Проблемы, связанные с взаимодействием общества и среды его обитания, получили название экологические проблемы. Первоначально экология была разделом биологии (термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.). Экологи-биологи изучают взаимоотношения животных, растений и целых сообществ со средой их обитания. Экологический взгляд на мир – такое ранжирование ценностей и приоритетов человеческой деятельности, когда важнейшим является сохранение благоприятной для человека среды обитания.

Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы. В других науках «экология» означает нечто иное: в биологии – раздел биологических исследований о взаимоотношениях организмов и среды, в философии – самые общие закономерности взаимодействия человека, общества и Вселенной, в географии – структура и функционирование природных комплексов и природно-хозяйственных систем. Социальную экологию называют еще экологией человека или современной экологией. В последние годы стало активно развиваться научное направление, получившее название «глобалистика», разрабатывающее модели управляемого, научно и духовно организованного мира с целью сохранения земной цивилизации.

Одной из основополагающих концепций используемой для достижения этой цели является концепция социоэкосистем.

Содержание этого понятия разработано еще недостаточно, поэтому под социоэкосистемой понимают как упрочненную модель системы «общество-природа», так и очень сложные модели, содержащие экологические, хозяйственные, социальные, демографические и другие подсистемы. Взаимодействие и значимость этих подсистем до конца не выяснены, что находит свое отражение в превалировании отдельных из них и выпадении или редукции других, в том числе, как это не парадоксально, экологической или природной.

При формировании структурно-функциональной глобально-региональной модели системы «общество-природа» на основе системного подхода должно воплотиться достаточно глубоко осознанное и обоснованное наукой, но пока не обществом, понимание единства мира, в том числе всего земного на Земле.

При этом следует учитывать, что подобные сложные системы состоят из большого числа переменных и, стало быть, большого количества связей между ними. Чем больше их число, тем труднее поддается предмет исследования достижению конечного результата, выведению закономерностей функционирования данной системы. Трудности изучения таких систем связаны и с тем обстоятельством, что чем сложнее, тем больше у нее так называемых эмерджентных свойств, т. е. свойств, которых нет у ее частей и которые являются следствием целостности системы.

Социоэкосистемы разного порядка образуют ее вертикальную структуру, включающую в себя уровни организации и ее иерархию.

Поэтому, связи и выделенные формализованные подсистемы – общество, хозяйство, социум и т. п., в модели «зацеплены» между собой и встроены в охватывающие их системы более высоких уровней иерархии и организации, в том числе и пространственной, вплоть до планеты Земля.

Выделяют следующие уровни социально-экологического моделирования и соответствующие им социоэкосистемы: глобальный, региональный и локальный.

Становление предмета социальной экологии

Для того чтобы лучше представить предмет социальной экологии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возникновение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин – социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., – к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды.

Своим появлением термин «социальная экология» обязан американским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов – Р. Парку и Е. Берджесу, впервые употребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.

Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г. Р. Мак-Кензил,охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориального деления населения внутри городских агломераций.

Нужно отметить, однако, что термин «социальная экология», лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специфического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с самого начала стало отдаваться понятию «экология человека» (human ecology). Это создало известные трудности для становления социальной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности, дисциплины. Дело в том, что параллельно с развитием собственно социально-экологической проблематики в рамках экологии человека в ней разрабатывались биоэкологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошедшая к этому времени длительный период становления и за счет этого имеющая больший вес в науке, располагавшая более развитым категориальным и методологическим аппаратом биологическая экология человека долго «заслоняла» гуманитарную социальную экологию от взоров передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социология) города.

Несмотря на явное стремление представителей гуманитарных отраслей знания высвободить социальную экологию из-под «гнета» биоэкологии, она продолжала на протяжении многих десятилетий испытывать существенное влияние со стороны последней. В результате большую часть понятий, свой категориальный аппарат социальная экология заимствовала у экологии растений и животных, а также у общей экологии. В то же время, как отмечает Д.Ж.Маркович, социальная экология постепенно совершенствовала свой методологический аппарат с освоением пространственно-временнόго подхода социальной географии, экономической теории дистрибуции и др.

Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е годы прошлого столетия. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие социальной экологии в последующие годы привело к тому, что на очередном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д.Ж.Маркович, было, по сути, признано существование социальной экологии как самостоятельной научной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета.

В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре становления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических отношений, характерных для биологических сообществ, то со второй половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов дополнили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими компонентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопросов были включены проблемы выявления общих законов функционирования и развития общественных систем, изучения влияния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов.

В нашей стране к концу 70-х годов также сложились условия для выделения социально-экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований. Существенный вклад в развитие отечественной социальной экологии внесли Э.В.Гирусов, А.Н.Кочергин, Ю.Г.Марков, Н.Ф.Реймерс, С.Н.Соломина и др.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания по-прежнему существуют различные мнения. В школьном справочнике «Экология» А.П. Ошмарина и В.И.Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодействии человеческого общества с окружающей природной средой», а в широком – науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами». Совершенно очевидно, что речь в каждом из представленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показательно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя определяется как: «1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой; 2) экология человеческой личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах». Хорошо заметна почти полная идентичность определения социальной экологии, понимаемой «в узком смысле», и первого варианта интерпретации экологии человека. Стремление к фактическому отождествлению этих двух отраслей научного знания, действительно, по-прежнему характерно для зарубежной науки, но оно довольно часто подвергается аргументированной критике отечественными учеными. С.Н.Соломина, в частности, указывая на целесообраз­ность разведения социальной экологии и экологии человека, ограничивает предмет последней рассмотрением социально-гигиенических и медико-генетических аспектов взаимоотношений че­ловека, общества и природы. С подобной трактовкой предмета экологии человека солидарны В.А.Бухвалов, Л.В.Богданова и некоторые другие исследователи, но категорически не согласны Н.А.Агаджанян, В.П.Казначеев и Н.Ф.Реймерс, по мнению которых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной организацией человеческого общества. Нетрудно заметить, что подобная интерпретация предмета экологии человека фактически приравнивает ее к социальной экологии, понимаемой в широком смысле. Такое положение в значительной мере связано с тем, что в настоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих двух дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение пред­метов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного использования накопленного в каждой их них эмпирического материала, а также методов и технологий социально-экологических и антропоэкологических исследований.

Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж.Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.

Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т.А.Акимова и В.В.Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социальной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой отдельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.

Некоторые исследователи при определении предмета социальной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта молодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э.В.Гирусова, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

Литература

1. Бганба, В.Р. Социальная экология: учебник / В.Р.Бганба. – М.: Высшая школа, 2004. – 310 с.

2. Горелов, А. А. Социальная экология / А.А.Горелов. – М.: Моск. лицей, 2005. – 406 с.

3. Малофеев, В.И. Социальная экология: Учебное пособие для вузов / В.И.Малофеев - М.: «Дашков и К», 2004. – 260 с.

4. Марков, Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие / Ю.Г.Марков – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2004. – 544 с.

5. Ситаров, В.А. Социальная экология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов. – М.: Академия, 2000. – 280 с.

Задание 4

Заполните таблицу, представленную ниже.

Таблица – Рефлексивный анализ по теме занятия

Домашнее задание

Напишите эссе на тему: «Парадоксы социальной экологии» или «Противоречия социальной экологии» или «У меня вызывает недоумение…» и т.д.


Тема 2

Социальные проблемы

Задание 1

ü Напишите эссе «Сущность социальных проблем» или «Мой взгляд на социальные проблемы» или «Мое понимание сути социальных проблем» и т.п.

Задание 2

ü Прочитайте статью из газеты (например, из региональных газет «Листок», «Постскриптум» и т.п.), где рассматривается какая-либо социальная проблема.

ü Охарактеризуйте проблему, заполнив таблицу «Социальные проблемы региона (по материалам региональной газеты «Листок», если у вас другая газета вставьте соответствующее название ).

Таблица – Социальные проблемы региона по материалам газеты «Листок» (если у вас другая газета вставьте соответствующее название)

Задание 3

ü Прочитайте статью «Социальные проблемы» из электронной энциклопедии «ВИКИПЕДИЯ» URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%FB%E5_%EF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%FB

ü Прочитайте статью «Главные социальные проблемы России последнего десятилетия» автора Н.П.Попова, размещенную на сайте «Стандарты и качество» URL: http://ria-stk.ru/mi/adetail.php?ID=39422

ü Выявите причины существующих социальных проблем.

ü Заполните таблицу «Социальные проблемы и причины их возникновения» (если вам не хватает предложенной информации, то восполните ее недостаток самостоятельно).

Таблица – Социальные проблемы и причины их возникновения

Задание 4

ü Напишите диаманту о взволновавшей вас проблеме.


Министерство образования и науки РФ

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Реферат
по дисциплине «Социальная экология и экономика природопользования»
на тему:
«Социальная экология. История становления и современное состояние»

                  Выполнила:
                  студентка 3 курса
                  Коноваловой Марии
                  Проверил:
                  Гирусов Э.В.
г. Москва, 2011

План:

1. Предмет социальной экологии, экологические проблемы, экологический взгляд на мир
2. Место социальной экологии в системе наук
3. История становления предмета социальной экологии
4. Значение социальной экологии, и ее роль в современном мире

    Предмет социальной экологии, экологические проблемы, экологический взгляд на мир
Социальная экология – наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека. Иными словами, предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы. Проблемы, связанные с взаимодействием общества и среды его обитания, получили название экологические проблемы . Первоначально экология была разделом биологии (термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.). Экологи-биологи изучают взаимоотношения животных, растений и целых сообществ со средой их обитания. Экологический взгляд на мир – такое ранжирование ценностей и приоритетов человеческой деятельности, когда важнейшим является сохранение благоприятной для человека среды обитания.
Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы. В других науках «экология» означает нечто иное: в биологии – раздел биологических исследований о взаимоотношениях организмов и среды, в философии – самые общие закономерности взаимодействия человека, общества и Вселенной, в географии – структура и функционирование природных комплексов и природно-хозяйственных систем. Социальную экологию называют еще экологией человека или современной экологией. В последние годы стало активно развиваться научное направление, получившее название «глобалистика», разрабатывающее модели управляемого, научно и духовно организованного мира с целью сохранения земной цивилизации.
Предыстория социальной экологии начинается с появления человека на Земле. Провозвестником новой науки считают английского богослова Томаса Мальтуса. Он одним из первых указал на то, что существуют естественные границы экономического роста, и требовал ограничить рост населения: «Закон, о котором идет речь, состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи» (Мальтус, 1868, с. 96); «… для улучшения положения бедных необходимо уменьшение относительного числа рождений» (Мальтус, 1868, с. 378). Эта идея не нова. В «идеальной республике» Платона число семейств должно регулироваться правительством. Аристотель пошел дальше и предлагал определять число детей для каждой семьи.
Другой предшественник социальной экологии – географическая школа в социологии: приверженцы этой научной школы указывали на то, что психические особенности людей, уклад их жизни находятся в прямой зависимости от природных условий данной местности. Вспомним, еще Ш. Монтескье утверждал, что «власть климата есть первейшая в мире власть». Наш соотечественник Л.И. Мечников указывал на то, что мировые цивилизации развивались в бассейнах великих рек, на берегах морей и океанов. К. Маркс считал, что умеренный климат больше всего подходит для развития капитализма. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали концепцию единства человека и природы, основной идеей которой было: познавать законы природы и правильно их применять.
    Место социальной экологии в системе наук
Социальная экология – комплексная научная дисциплина
Социальная экология возникла на стыке социологии, экологии, философии и других отраслей науки, с каждой из которых она тесно взаимодействует. Для того чтобы определить положение социальной экологии в системе наук, необходимо иметь в виду, что под словом «экология» подразумевается в одних случаях одна из экологических научных дисциплин, в других – все научные экологические дисциплины. К экологическим наукам следует подойти дифференцированно (рис. 1). Социальная экология является связующим звеном между техническими науками (гидротехника и др.) и общественными науками (история, правоведение и др.).
В пользу предложенной системы приводится следующая аргументация. Существует настоятельная необходимость того, чтобы на смену представлениям об иерархии наук пришло представление о круге наук. Классификация наук обычно строится по принципу иерархии (подчинение одних наук другим) и последовательного дробления (разделение, а не соединение наук). Классификацию лучше строить по типу круга (рис. 1).

Рис. 1. Место экологических дисциплин в целостной системе наук
(Горелов, 2002)

Данная схема не претендует на полноту. Не отмечены на ней переходные науки (геохимия, геофизика, биофизика, биохимия и др.), роль которых для решения экологической проблемы исключительно важна. Эти науки способствуют дифференциации знаний, цементируют всю систему, воплощая противоречивость процессов «дифференциации – интеграции» знаний. Из схемы видно, какое значение имеют «связующие» науки, в том числе социальная экология. В отличие от наук центробежного типа (физики и др.) их можно назвать центростремительными. Эти науки еще не достигли надлежащего уровня развития, потому что в прошлом на связи между науками внимание обращалось недостаточно, а исследовать их очень сложно.
Когда система знаний строится по принципу иерархии, есть опасность, что одни науки будут препятствовать развитию других, а это опасно с экологической точки зрения. Важно, чтобы престиж наук о природной среде был не ниже престижа наук физико-химического и технического цикла. Биологи и экологи накопили много данных, которые свидетельствуют о необходимости гораздо более осторожного, бережного отношения к биосфере, чем это имеет место в настоящее время. Но подобный аргумент весом лишь с позиций обособленного рассмотрения отраслей знания. Наука представляет собой связанный механизм, использование данных одних наук зависит от других. Если данные наук конфликтуют между собой, предпочтение отдается наукам, пользующимся большим престижем, т.е. в настоящее время науками физико-химического цикла.
Наука должна приближаться к степени гармоничной системы. Такая наука поможет созданию гармоничной системы взаимоотношений человека с природой и обеспечению гармоничности развития самого человека. Наука способствует прогрессу общества не изолированно, а вместе с другими отраслями культуры. Такой синтез не менее важен, чем экологизация науки. Ценностная переориентация – составная часть переориентации всего общества. Отношение к природной среде как целостности предполагает целостность культуры, гармоничную связь науки с искусством, философией и т.п. Продвигаясь в этом направлении, наука будет отходить от ориентации исключительно на технический прогресс, отвечая на глубинные запросы общества – этические, эстетические, а также те, которые затрагивают определение смысла жизни и целей развития общества (Горелов, 2000).
Место социальной экологии среди наук экологического цикла показано на рис. 2.


Рис. 2. Взаимосвязь социальной экологии с другими науками
(Горелов, 2002)


3. История становления предмета социальной экологии

Для того чтобы лучше представить предмет социальной экологии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возникновение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин ? социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., ? к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды.
Своим появлением термин «социальная экология» обязан американским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов ? Р. Парку и Е. Берджесу, впервые употребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.
Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г. Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориального деления населения внутри городских агломераций.
Нужно отметить, однако, что термин «социальная экология», лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специфического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с самого начала стало отдаваться понятию «экология человека» (human ecology). Это создало известные трудности для становления социальной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности, дисциплины. Дело в том, что параллельно с развитием собственно социально-экологической проблематики в рамках экологии человека в ней разрабатывались биоэкологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошедшая к этому времени длительный период становления и за счет этого имеющая больший вес в науке, располагавшая более развитым категориальным и методологическим аппаратом биологическая экология человека долго «заслоняла» гуманитарную социальную экологию от взоров передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социология) города.
Несмотря на явное стремление представителей гуманитарных отраслей знания высвободить социальную экологию из-под «гнета» биоэкологии, она продолжала на протяжении многих десятилетий испытывать существенное влияние со стороны последней. В результате большую часть понятий, свой категориальный аппарат социальная экология заимствовала у экологии растений и животных, а также у общей экологии. В то же время, как отмечает Д.Ж. Маркович, социальная экология постепенно совершенствовала свой методологический аппарат с освоением пространственно-временн?го подхода социальной географии, экономической теории дистрибуции и др.
Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е годы текущего столетия. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие социальной экологии в последующие годы привело к тому, что на очередном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д.Ж. Маркович, было, по сути, признано существование социальной экологии как самостоятельной научной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета.
В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре становления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических отношений, характерных для биологических сообществ, то со второй половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов дополнили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими компонентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопросов были включены проблемы выявления общих законов функционирования и развития общественных систем, изучения влияния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов.
В нашей стране к концу 70-х годов также сложились условия для выделения социально- экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований. Существенный вклад в развитие отечественной социальной экологии внесли Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Ф. Реймерс, С. Н. Соломина и др.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания по-прежнему существуют различные мнения. В школьном справочнике «Экология» А.П. Ошмарина и В.И. Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодействии человеческого общества с окружающей природной средой»,
а в широком ? науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами». Совершенно очевидно, что речь в каждом из представленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показательно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя определяется как: «1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой; 2) экология человеческой личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах». Хорошо заметна почти полная идентичность определения социальной экологии, понимаемой «в узком смысле», и первого варианта интерпретации экологии человека. Стремление к фактическому отождествлению этих двух отраслей научного знания, действительно, по-прежнему характерно для зарубежной науки, но оно довольно часто подвергается аргументированной критике отечественными учеными. С. Н. Соломина, в частности, указывая на целесообразность разведения социальной экологии и экологии человека, ограничивает предмет последней рассмотрением социально-гигиенических и медико-генетических аспектов взаимоотношений человека, общества и природы. С подобной трактовкой предмета экологии человека солидарны В.А. Бухвалов, Л.В. Богданова и некоторые другие исследователи, но категорически не согласны Н.А. Агаджанян, В.П. Казначеев и Н.Ф. Реймерс, по мнению которых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации ? от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной организацией человеческого общества. Нетрудно заметить, что подобная интерпретация предмета экологии человека фактически приравнивает ее к социальной экологии, понимаемой в широком смысле. Такое положение в значительной мере связано с тем, что в настоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих двух дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение предметов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного использования накопленного в каждой их них эмпирического материала, а также методов и технологий социально-экологических и антропоэкологических исследований.
Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж. Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.
Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т.А. Акимова и В.В. Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социальной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой отдельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.
Некоторые исследователи при определении предмета социальной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта молодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э. В.Гирусова, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

    Значение социальной экологии и ее роль в современном мире
Завершается двадцатое столетие. Похоже, что человечество собственное уничтожение сделало своей целью и стремительно к ней движется. Никакой разум не сможет понять и тем более объяснить, почему, сознавая, что ресурсы биосферы конечны, хозяйственная емкость жизнеобеспечивающих природных систем ограничена, интенсивное перемещение сырья и отходов по планете чревато непредсказуемыми последствиями, что война не лучший способ разрешения социальных конфликтов, что лишение человека возможности реализовать себя как личность на благо общества оборачивается деградацией самого общества, человек не предпринимает никаких серьезных шагов для своего спасения, а с таким завидным упорством, используя новейшие достижения науки и техники, стремится к гибели, наивно полагая, что это никогда не случится.
В последние годы активно обсуждаются две точки зрения на преодоление экологического кризиса. Первая представляет собой идею биологической стабилизации окружающей среды (существенный вклад в ее развитие внесли российские ученые В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев), суть которой состоит в том, что биота планеты, являясь важнейшим фактором формирования и стабилизации природной среды при условии сохранения ее в достаточном для обеспечения стабильности объеме, в состоянии вернуть биосфере ее устойчивость. Предполагается, что основной механизм стабилизации заключается в замыкании биосферных циклов сохранившимися экосистемами, поскольку основной принцип устойчивости экосистем - круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии. Основанием для существования этой идеи служит утверждение о том, что на Земле еще сохранились экосистемы, не подверженные прямому антропогенному прессу. Так, в ряде государств сохранились территории, не нарушенные хозяйственной деятельностью: в России это участки общей площадью 700-800 млн га (41-47%), в Канаде - 640,6 (65%), в Австралии - 251,6 (33%), в Бразилии - 237,3 (28%), в Китае - 182,2 (20%), в Алжире - 152,6 (64%). Иными словами, у биоты имеются резервы для сохранения жизни. Задача человека состоит в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не допустить разрушения этих центров стабильности, сохранять и восстанавливать естественные сообщества организмов в таких масштабах, чтобы вернуться в пределы хозяйственной емкости биосферы в целом, а также осуществить переход только к использованию исключительно возобновляемых ресурсов.
Вторая точка зрения - идея "вписания" человечества в природные круговороты. Основанием для нее является прямо противоположное утверждение о том, что у биоты планеты нет резервов, все экосистемы в той или иной степени деградировали (уменьшилось биоразнообразие, изменились видовой состав экосистем, их физико-химические параметры, водный и почвенный режим, климатические условия и т.п.) если и не напрямую, то опосредованно. Современная наука и техника втягивают в орбиту человеческой деятельности новые типы объектов - сложные саморазвивающиеся системы, в которые включены человеко-машинные (производственные) системы, локальные природные экосистемы и социокультурная среда, принимающая новую технологию. Поскольку нельзя однозначно просчитать, как и по какому пути пойдет развитие системы, то в деятельности человека, который работает с такой саморазвивающейся системой, и в которую он сам включен, особую роль начинают играть запреты на некоторые виды взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. И эти ограничения накладываются не только объективными знаниями о возможных путях развития биосферы, но и сформированной в обществе системой ценностей.
Что движет человеком, когда он принимает то или иное решение, совершает тот или иной поступок? Новая информация (знания), ответная реакция на нее (эмоции) или то, что скрыто в глубине человеческого "я" (его потребности)? С позиций потребностно- информационной теории человеческую личность определяют потребности, которые переходят в цели и дела. Процесс перехода сопровождается эмоцией, которая возникает в ответ на поступающую к человеку информацию извне, изнутри, из прошлого или в продолжение всей жизни. Следовательно, поступки продиктованы не информацией, не эмоциями, а потребностями, не всегда даже осознаваемыми человеком. Чтобы понять этот мир, понять его проблемы, попытаться их разрешить, прежде всего необходимо понять себя. Мелоди Беатти очень точно сказал: "Мы не можем изменить других, но когда мы изменяем себя, то в конечном итоге мы изменяем мир".
Общество будущего, ориентированное на ноосферное мышление и на иной образ жизни, при котором восприятие и понимание мира опираются на развитую этику, а духовные потребности доминируют над материальными, возможно лишь при условии принятия каждым ее членом идеи самосовершенствования как пути достижения цели, и если духовные потребности будут присущи большинству людей и востребованы общественными нормами. Для этого необходимо соблюдать два правила. Первое: материальные, социальные, идеальные потребности каждого члена общества должны быть увязаны с потребностями развития данного общественного производства. Второе: система производственных отношений общества должна обеспечить возможность не только надежного перспективного прогнозирования удовлетворения потребностей каждого члена данного общества, но и его личного влияния на этот прогноз.
Если какие-то решения, от которых зависит успех или неуспех дела, принимаются помимо личности, если она не в состоянии представить себе отчетливо, как эти решения скажутся на удовлетворении ее потребностей, то механизм прогнозирования не срабатывает, эмоции не включаются, дела не двигаются, знания не становятся убеждениями.
Исходя из того, чем личность определяется - неповторимой, уникальной для каждого человека композицией потребностей (витальных, социальных, идеальных - основной группы, этнических и идеологических - промежуточной, воли и компетенции - вспомогательной группы) - можно предположить следующую схему развития общественно-исторических норм. Человек, движимый заложенной в нем доминирующей потребностью, ищет пути для ее удовлетворения. Повышая свою компетенцию через знания и умения, он достигает цели. Его успешный опыт служит примером для других. Другие культивируют этот опыт в общественной среде как некую новую норму. Появляется новая личность, которая, движимая своими потребностями, эту норму превышает. Новый успешный путь удовлетворения потребностей данной личности входит в опыт других. Возникает новая общественно-историческая норма. В пределах данной среды эта норма определяет систему ценностей каждой конкретной личности.
Социальная потребность развития "для себя" проявляется в стремлении улучшить свое собственное положение, а социальная потребность развития "для других" требует совершенствования самих норм или улучшения норм какой-либо социальной группы.
Идеальная потребность сохранения удовлетворяется простым усвоением объема знаний, а идеальная потребность развития вынуждает стремиться к непознанному, никем ранее не изведанному.
Потребности общественного развития начинают работать лишь тогда, когда они становятся потребностями большинства составляющих общество людей.
Для того чтобы "навести порядок в головах" людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, перебрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения. Духовно-нравственный человек - человек свободный, способный отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный проявить "гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления" (В. Хесле).
Сегодня необходима смена этических парадигм. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании мотивационно- психологически важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.
Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Цель становится тождественна ценностям - мировым, жизненным. Без духовно-нравственной основы в человеке знания или мертвы, или могут стать огромной разрушительной силой.
Тактической целью образования можно считать формирование именно духовных потребностей - идеальных потребностей в познании и социальных потребностей "для других".
Из вышесказанного следует, что современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи коэволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы, должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития, стать фактором социальной стабильности.
На передний план выдвигается идея саморазвития личности, для которой определяющими становятся морально-этические принципы и законы духовного развития.
К основным морально-этическим принципам следует отнести принцип гармонии, принцип любви, принцип золотой середины, принцип оптимизма.
Принцип гармонии проявляется на всех уровнях бытия: духа, души и тела. Гармония мысли, слова и дела (Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело) определяет три вселенских начала, лежащих в основе нашего мира, согласно богословскому его пониманию. В китайской философии им соответствуют начала: ЯН (активное, отдающее, мужское, центробежное, порождающее), ДЭН (объединяющее начало, середина, связка, трансмутация, качественный переход) и ИНЬ (пассивное, принимающее, женское, центростремительное, оформляющее, сохраняющее). Эти же три начала отражены в христианском понятии о Божественной Троице. В индуизме они соответствуют Браме, Вишну и Шиве как активному и творческому началу, а также преобразующему и трансформирующему началу. В зороастризме - трем формам мира: миру духа Меног, миру души Ритаг, миру физических тел Гетиг. По заповедям Заратуштры (Зороастры), задача человека состоит в стремлении восстанавливать гармонию в каждом из этих миров.
Любое дело, любой поступок рождается под действием изначальной мысли, являющейся проявлением духа, активного творческого начала в человеке. Слово связано с воплощением мысли в конкретные дела. Оно - проводник, связь. Наконец, дело - это то, что рождается под действием мысли, то, что накапливается и сохраняется. То есть сначала появляется замысел, идея, желание что-то сделать. Затем четко формулируется, что необходимо сделать. Составляется план действий. И только потом замысел может быть реализован в конкретное дело, действие, изделие. На всех трех стадиях этого процесса человеку необходимо соизмерять свои действия с законами нашего мира, служить добру и созиданию, а не злу и разрушению. Только тогда, когда это выполняется, результат может считаться благим, продвигающим нас вперед по пути нашей эволюции. Мысли, слова и дела должны быть чисты и находиться в гармонии между собой.
В экологическом образовании следование этому принципу абсолютно обязательно. Прежде всего это касается самого учителя, поскольку для многих детей, особенно младшего школьного возраста, именно учитель, а не родители, становится образцом для подражания. Подражание - прямой путь к подсознанию, где заложены врожденные потребности личности. Это значит, что если ребенок в своем ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, вооружаясь знаниями, умениями, путем подражания, игры, любознательности, а затем образования, он может откорректировать свои врожденные потребности. Учителю важно помнить, что воспитывать других можно только через себя. Поэтому вопрос о воспитании сводится лишь к одному - как жить самому? Вводя детей в мир природы, знакомя их с проблемами окружающей среды, учитель может открыть и усилить в каждом ребенке такие качества, как правда, доброта, любовь, целомудрие, терпение, милосердие, отзывчивость, инициатива, мужество, забота.
По словам Грегори Бэтсона, "самые большие проблемы в мире есть результат разности между тем, как действует природа и как думают (люди)". Принцип гармонии - это примирение индивидуальных, общественных и природоохранных интересов, что и составляет задачу экологического образования.
Принцип любви - основополагающий. Это - высшая ценность мира, которая дает начало жизни, питает ее и служит "маяком" на пути самосовершенствования человека. Высший уровень проявления любви - любовь безусловная, бескорыстная. Такая любовь принимает все сущее на Земле таким, каково оно есть, признавая за каждым его самоценность и неповторимость, безоговорочное право на существование "просто так". Производное от любви - сострадание. Следствием любви и сострадания является созидание и развитие. В любви человек не отстраняется от мира, а делает шаг навстречу ему. И появляется сила, течет творческая энергия, рождается новое, происходит развитие.
Если попытаться выстроить иерархию приоритетов в жизни человека, связанных с проявлением любви, то возникает последовательность: любовь к Богу (для людей верующих) - духовность - любовь к миру и к людям - нравственность - "блага цивилизации".
Главная заповедь учителя - любить детей. Главная задача учителя - научить ребенка любить Творца, жизнь, природу, людей, себя, активно познавая мир, в который он пришел.
Принцип оптимизма означает привнесение в жизнь гармонии через радость, творческую реализацию человеком самого себя, понимание двойственности мира, сущности добра и зла и того, что зло конечно. В экологическом образовании принцип оптимизма проявляется через приоритет позитивных идей, фактов и действий в области решения проблем окружающей среды, а также осознание каждой личностью необходимости (как меры ответственности) и реальной возможности активного участия в сохранении естественного природного окружения.
Принцип золотой середины - то, что соответствует целостности системы. Плох как избыток, так и недостаток любого свойства, качества. В экологии этот принцип полностью соответствует закону оптимума (закон Либиха-Шелфорда). Во всех областях жизни существует оптимальный путь, и отклонение от этого пути как в одну, так и в другую сторону нарушает закон. Осознать золотую середину в том или ином вопросе несколько сложнее, чем абсолютизировать ценность того или иного понятия, но именно она соответствует правильному, гармоничному, целостному миру. Задача человека и состоит в том, чтобы осознать эту золотую середину и следовать ей во всех своих делах. Опора на этот принцип особенно важна в экологическом образовании, где любые крайности вредны: и в выборе идеологии, и в содержании, и в стратегии обучения, и в оценке деятельности. Этот принцип позволяет развивать ребенка как духовно-нравственно, так и интеллектуально, не ущемляя его индивидуальность.
В экологическом образовании наметились качественные изменения: пришло
и т.д.................