Общественное сознание: сущность, уровни, сферы и формы. Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции

Основные формы общественного сознания.

1. Общественное бытие и общественное сознание. Закономерности развития общественного сознания. Положение о том, что общественное бытие людей определяет их общественное сознание, является фундаментальным в теории материалистического понимания истории. Понятия «общественное бытие» и «общественное сознание» вводятся для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Его содержание выражено в марксистском принципе первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

Категория «общественное бытие» обозначает часть материального мира, которую К.Маркс выделил из природы и представил в качестве социальной реальности. Он рассматривал развитие общества как особый материальный процесс, отличный от физического и биологического и подчиняющийся в своем развитии специфическим социальным закономерностям. Именно принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, идея общественных закономерностей и положение об определяющей роли материального производства в жизни общества составляют суть исторического материализма.

Общественное бытие – это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе (орудия труда, географическая среда, сам человек, производственные отношения).

Общественное сознание – это сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей.

Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием. Общественное сознание является основным атрибутом человеческой деятельности и обнаруживает себя во всех проявлениях общественного бытия.

В исследовании общественного сознания наметилось несколько методологических подходов. Особый интерес представляют гносеологический и социологический аспекты изучения общественного сознания.

Гносеологический подход основывается на оценке общественного сознания и составляющих его элементов как идеального отражения объективного мира, что свидетельствует о нацеленности этой методологии на истину. В этом случае все уровни и формы общественного сознания классифицируются в зависимости от того, отражают ли они объективно-содержательную сторону вещей, процессов, а если отражают, то какова степень глубины этого отражения.

Социологический подход нацелен на оценку общественного сознания и его элементов с учетом их роли и значения для деятельности общественного субъекта. Ключевым моментом этого подхода является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта и его роли в обосновании жизнедеятельности человека и общества.

Следует иметь в виду еще одно важное методологическое положение, связанное с постижением сознания общества, сознания человека. Суть его в том, что сознание выступает не просто как отражение бытия, а как сама человеческая жизнь, т.е. речь идет о реальном бытийствовании самого сознания. С этой точки зрения общественное сознание выступает не только как идеальный образ бытия социального, регулятив его деятельности, но и как сама жизнь общества. Иными словами, общественное сознание является частью общественного бытия, а «само бытие людей есть общественное, потому что функционирует общественное сознание».

Рассматривая соотношение общественного бытия и общественного сознания, К.Маркс открыл основные закономерности развития общественного сознания . Первая закономерность заключается в том, что общественное сознание зависит от общественного бытия , определяется материальными условиями жизни общества. Зависимость общественного сознания от общественного бытия прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. При этом гносеологический аспект означает, что общественное сознание – это духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, настроениях, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Социологический аспект означает, что роль общественного сознания определяется общественным бытием.

Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно возникло на основе трудовой деятельности и направлено на обслуживание этой деятельности. Как отмечали основоположники марксизма, «люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание».

Отражение общественного бытия – сложный, нередко опосредованный процесс. На него оказывают влияние экономическое состояние общества, классовые и другие социальные отношения. В классовом обществе этот закон проявляется и в классовом характере общественного сознания, поскольку общественное, в том числе, экономическое, положение (бытие) разных классов неодинаково. Следует обратить внимание также и на то, что общественное бытие влияет на общественное сознание не механически, а через материальные и духовные потребности (личные и общественные), которые возникают в процессе жизни людей, осознаются ими и порождают личные и общественные интересы, т.е. стремление удовлетворить эти интересы (скрытые за практическими потребностями). Именно этим люди руководствуются в своей практической деятельности, а не только мыслями, идеями, как они сами привыкли объяснять. Деятельность людей определяется потребностями, которые осмысливаются как личностные, корпоративные, классовые интересы.

Второй закономерностью функционирования общественного сознания выступает его относительная самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания – это его способность отрываться от бытия общества и, следуя внутренней логике собственного бытия, развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.

Возникает вопрос: чем обусловлена относительная самостоятельность общественного сознания? В гносеологическом аспекте – природой самого сознания как отражения бытия, его активным, творческим характером. Сознание не только копирует действительность, а стремится познать, проникнуть в ее сущность, как бы «идеально» преобразовать. В социологическом аспекте – отделением умственного труда от физического, в результате чего духовное производство в некоторой степени «обособляется» от материального, хотя, в конечном итоге, они находятся в органическом единстве.



Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется:

– в преемственности духовного развития человечества. Общественные идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе достижений предшествующих эпох. Например, эпоха Возрождения вряд ли состоялась бы без опоры ее «титанов» на гуманистические традиции античной философии и культуры;

– в том, что общественное сознание способно опережать общественное бытие. Такая способность особо присуща теоретическому сознанию (науке и идеологии). Когда появились неэвклидовы геометрии Лобачевского и Римана, их современникам были неизвестны объекты, к которым сделанные открытия были бы применимы. И только впоследствии, по мере освоения пространства микромира и мегамира (космоса), эти геометрии получили широкое практическое применение;

– в том, что общественное сознание можетотставать от общественного бытия. Примерами отставания могут служить пережитки прошлого, которые особенно долго и упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где огромную роль играют привычки, традиции, устоявшиеся представления, обладающие большой инерционной силой;

– в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли. Сила и действенность общественных идей зависит от степени их распространения в массах, от готовности людей применить практические усилия для их реализации. Иначе говоря, общественное сознание обладает способностью активного, обратного воздействия на общественное бытие;

– во взаимодействии различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное сознание взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм может быть приоритетной или даже монопольной в духовной жизни конкретного общества. Так, в тоталитарном обществе, как правило, доминирует политическое сознание (и политическая практика), все остальные оказываются в зависимом от них положении или вытесняются.

Таким образом, указанные закономерности позволяют рассматривать общественное сознание как целостный духовный феномен в его динамическом состоянии.

2. Структура общественного сознания, его основные элементы. Общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляет собой сложное по структуре, многокачественное образование. Структура общественного сознания – это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.

Деление общественного сознания на отдельные элементы может быть осуществлено по разным основаниям. «Во-первых, с точки зрения носителя , субъекта выделяют индивидуальное, групповое (классовое, национальное и т.д.), общественное, общечеловеческое сознание. Во-вторых, с точки зрения конкретно-исторического подхода – мифологическое, религиозное, философское; по эпохам – античное, средневековое и т.д. В-третьих, исходя из различных форм деятельности , в процессе которых оно вырабатывается, или сфер деятельности, в рамках которых оно складывается, – экологическое, экономическое, правовое, политическое, нравственное, религиозное, философское, эстетическое, научное. В-четвер­тых, по уровню и глубине проникновения в деятельность – обыденное и теоретическое».

Из этого следует, что в общественном сознании выделяются такие различные элементы как уровни, сферы, формы; все они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. И поэтому сознание не только дифференцировано, но и целостно.

Уровнями общественного сознания являются обыденное и теоретическое сознание. Им соответствуют такие сферы общественного сознания как общественная психология и идеология.

Обыденное сознание – это повседневное, практическое сознание, оно представляет собой функцию непосредственно практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных глубинных связей. В ходе развития общества обыденное сознание претерпевает изменения. Под влиянием научно-технической революции существенно меняется жизнь общества, что не может не сказываться на обыденном сознании. Вместе с тем, повседневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием на уровне науки. Например, использовать электричество, машины, компьютеры в быту можно и без знания тех научных принципов, которые лежат в основе создания этих технических феноменов. Обыденное сознание вполне удовлетворяет требованиям повседневной жизни. И в пределах этого локального пространства ему доступно постижение объективной истины.

Необходимо различать понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». В первом случае речь идет о степени «онаученности» сознания, во втором же – о степени его распространенности в конкретном обществе. Массовое сознание отражает условия повседневной жизни людей, их потребности, интересы. Оно включает в себя распространенные в обществе взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетены обыденно-психологические и теоретико-идеологические уровни общественного сознания. Вопрос о том, какой удельный вес каждого из них зависит от исторических условий и степени развития масс как субъектов социального творчества. Массовое сознание выражает также коллективную оценку поступков людей, их нравов, мыслей, чувств, обычаев, привычек, которые проявляются в признании одних и осуждении других.

Обыденное сознание имеет также формы: житейско-эмпирического сознания (складывается в процессии познания) и общественной психологии (формируется в ходе оценочного отражения действительности).

Общественная психология – это совокупность чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий, традиций, которые формируются стихийно под влиянием непосредственных условий социальной жизни людей на основе жизненного опыта и личных наблюдений.

Неслучайно общественная психология выступает духовным стимулом практической деятельности людей. Она формируется также с учетом специфических особенностей их духовного развития, национальных традиций, культурного уровня.

Теоретическое сознание включает в себя науку и идеологию. На уровне теории знание представлено в виде четкой, иерархической системы принципов, законов, категорий, программ практического преобразования реальности. Наука отражает мир в логической форме, раскрывая сущностную сторону вещей, процессов, явлений.

Особое место на теоретическом уровне общественного сознания отводится идеологии . Термин «идеология» многозначен. Во-первых, различают широкий и узкий смысл этого понятия. В широком смысле под идеологией понимают теоретическое обоснование целей и задач долговременного (стратегического) характера. Это может относиться к любому виду человеческой деятельности, которая предусматривает цели, задачи и конечные результаты.

Под идеологией в узком смысле понимают теоретическое и систематизированное сознание, выражающее интересы определенного класса или большой социальной группы. «Если физический мир подчинен законам движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса». Поскольку же интерес всегда прагматически ориентирован, в идеологии велик удельный вес целеполагания, связанного с разработкой программ деятельности. Главное в идеологии то, что она избирательно относится к действительности, преломляя ее через призму соответствующего интереса.

Таким образом, идеология – это система взглядов, идей, теорий, принципов, отражающих общественное бытие через призму интересов, идеалов, целей, социальных групп, классов, наций, общества.

В.С.Барулин считает основным водоразделом, позволяющим выявить качественную специфику идеологии, ее соотношение с наукой, познанием в целом. Если для научного познания главным является отображение объективных законов, объективной истины при определенном отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реализация является главным. Иными словами, наука нацелена на получение объективно-содержательного знания, и чем лучше она эта делает, тем ценнее наука. Идеология же ориентирована на более глубокое отражение и выражение субъективного интереса определенной социальной общности. И в этом ее основная ценность. Однако было бы неправильно абсолютизировать это различие и тем самым лишать идеологию познавательного момента, а познание – идеологического.

Сопоставляя два названных уровня общественного сознания, необходимо проследить взаимоотношение идеологии и общественной психологии. Они связаны, соответственно, отражая рациональный и чувственный (эмоциональный) уровни общественного сознания. Идеология как раз и призвана прояснить то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникнуть в сущность явлений. Кроме того, если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под «напором» жизненных обстоятельств, в которых находится определенная социальная общность, то идеология выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» лиц, которые служат этой общности – профессиональных теоретиков, идеологов.

Если ещё недавно роль идеологии в нашем обществе гипертрофировалась, то в настоящее время она явно недооценивается. В связи с этим важно подчеркнуть, что для общества одинаково пагубно как подменять идеологией все остальные формы общественного сознания, так и вообще отказаться от идеологии. В случае, когда идеология как высший уровень общественного сознания перестает нормально функционировать, его место занимают низшие пласты сознания: общественная психология, житейско-эмпирическое знание, мифы, коллективное и массовое сознание, которые по своей природе аморфны, поверхностны, бессистемны. Все это ведет к аномии (беззаконию) общества, его фрагментации. Таким образом, отказ от идеологии препятствует нормальному развитию общества, консолидации усилий людей на решение исторически назревших задач.

Необходимо обратить внимание на характеристику общественного и индивидуального сознания и проблему их взаимосвязи. Известно, что общественное сознание является продуктом деятельности людей и не существует вне и независимо от индивидуального сознания. Индивидуальное сознание человека – это его внутренний духовный мир, который постоянно обогащается, изменяется. Сознание индивида носит общественный характер, так как на его развитие, содержание и функционирование определяющее влияние оказывают те социальные условия, в которых он живет. Вместе с тем, сознание отдельного человека не отождествляется ни с сознанием общества в целом, ни даже с сознанием той социальной группы, к которой он принадлежит.

Индивидуальное сознание – это единичное сознание, в котором в каждом отдельном носителе (субъекте) своеобразным образом преломляются характеристики, общие для сознания данной эпохи; особенности, фиксирующие принадлежность личности к определенной социальной группе; и индивидуальные черты, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности. И все-таки, общественное сознание по своему качеству принципиально иное, чем простая совокупность, сумма индивидуальных сознаний. Это относительно самостоятельное духовное образование включает в себя уровни обыденного и теоретического освоения мира, общественную психологию и идеологию, а также формы политического, правового, нравственного, религиозного, научного, эстетического и философского сознания.

3. Основные формы общественного сознания. В современной философской литературе выделяется большое количество форм общественного сознания. Критерием для их выделения служат: предмет отражения , общественные потребности , которые вызвали появление этих форм, способы отражения бытия в мире, роль в жизни общества, характер оценки общественного бытия.

К числу основных форм общественного сознания относят:

Как видно из таблицы, первые четыре формы общественного сознания направлены на формирование картины мира, в то время как последние четыре – на регуляцию общественных отношений. Религиозное сознание двойственно по своим функциям и относится к обеим подгруппам.

Остановимся на характеристике названных выше форм подробнее.

1. Научное сознание . Среди форм общественного сознания особый статус имеет наука. Если в религии, морали, политике и других формах общественного сознания рациональное познание действительности является сопутствующей целью, то в науке критерий рационального осознания мира занимает центральное место. Это значит, что приоритетной ценностью в науке является Истина.

Единая Наука как форма общественного сознания и деятельности включает в себя ряд конкретных наук, которые в свою очередь подразделяются на множество научных дисциплин. Современные науки можно классифицировать по различным основаниям. Во-первых, по предмету и методу познания выделяются естественные , общественные , гуманитарные (науки о человеке), науки о мышлении и познании ; особое место занимают здесь технические науки. Во-вторых, по «удаленности» от практики науки можно разделить на фундаментальные , которые познают основные закономерности действительности, непосредственно не ориентируясь на практику, и прикладные , материализующие фундаментальные знания в предметные формы, в технологии и технику, соответствующие интересам и потребностям людей.

За критерий научности принимаются науки о природе (физика, биология, химия и др.), так как они первыми оформились в самостоятельные научные дисциплины, выделившись из некогда общего синкретического знания. Статус науки общественные и гуманитарные дисциплины приобрели значительно позже, дополняясь помимо критериев, применявшихся в естественных науках, и новыми, соответствующими их специфичности.

Общественные науки в отличие от наук о природе являются по своему объекту идеологизированными. Они в определённом смысле биполярны: с одной стороны, их задачей является раскрытие сущности общественных явлений (т.е. они должны следовать принципу объективности как основополагающему принципу науки); а с другой стороны, их представители не могут исследовать эти явления вне и независимо от социально-классовых и групповых пристрастий, т.е. от идеологических оценок этих явлений. В любом случае эта биполярность выводит общественные науки (хотя бы частично) в область вненаучного знания.

Следует обратить внимание и на специфику гуманитарного знания. Гуманитарные науки – это науки о человеке, его духовном внутреннем мире и человеческих взаимоотношениях. Дух невещественен, нематериален, реально он обнаруживает себя в знаковом, текстовом выражении. Гуманитарное знание неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текста, искусства постижения чужой индивидуальности. Отсюда – диалогичность как характерная черта гуманитарного знания.

Уяснение специфики научно-рационального сознания связано с пониманием и других, в частности, комплексных наук. К ним относятся: медицинские, сельскохозяйственные, технические науки, в которых формируется особенное междисциплинарное знание.

В последнее десятилетие изменилось положение технического знания в общей системе наук. Ранее это знание считалось исключительно прикладным, так как является сферой приложения законов физики, химии и других естественных наук к решению конкретных задач, возникающих в практической жизни. С середины ХХ в. в результате усилившейся тенденции к интеграции наук и координации их методов, широкое распространение в технике получил комбинационно-синтезирующий метод . Творчески применяя этот метод в тесной связи с методами моделирования, мысленного эксперимента и т.п., технические специалисты заметно продвинулись в познании многочисленных законов и свойств природы и выявили такие связи, которых изначально не существует в природе. В нетронутой человеком природе нет ни законов порошковой металлургии, ни закона усиления электромагнитных колебаний в лазерных устройствах и многих других. Но и природные, и выявленные инженером-техником законы, которые применяются в определенном, направляемом человеческой творческой мыслью, сочетании, позволяют получить принципиально новое знание и новую материальную конструкцию. На основе использования комбинационно-синтезирующего метода стали развиваться новые теории: теория автоматического регулирования, теория идеальных инженерных устройств, теория технологии, теоретическая радиолокация и немало других. Всё это свидетельствует о том, что технические науки достигли более высокого теоретического уровня развития, в них формируется ядро фундаментального знания.

Отличие деятельности естествоиспытателя от деятельности специалиста в области инженерного дела удачно подметил Э.Крик : учёный изучает то, что существует, а инженер создаёт то, чего ещё никогда не было. Технические науки – как фундаментальные, так и прикладные – нацелены на создание того, чего нет в природе.

Комплексность технических наук проявляется и в том, что в них в настоящее время все нагляднее обнаруживается гуманитарный, психологический, экономический, экологический, социальный, философский (в особенности – нравственный) аспекты. Последний приобретает особую остроту. Техника приносит не только благо людям, но и таит в себе многие угрозы, опасности, неопределенности. Речь идёт о губительных последствиях использования техники для человека, общества, природы. Это опасность превращения человека в придаток машины, оскудения его мышления, «технизации» души, подчинение человеческих интересов и стремлений выгоде, преобладания материального над духовным, катастрофическая гибель природы.

2. Философское сознание. Вопрос о специфике философии как формы общественного сознания неразрывно связан с более общим вопросом о специфике самой философии как особой области духовной деятельности, направленной на постановку и решение мировоззренческих проблем.

Как отмечалось в первой теме, всякая философия является мировоззрением, т.е. системой наиболее общих взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру, позволяющих ему найти своё место, обрести смысл и цель жизни. Однако, понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Оно включает в себя и другие виды мировоззрения, прежде всего, мифологическое, религиозное.

Спецификой философского мировоззрения является понятийное отражение действительности, это самый глубокий уровень постижения мира, осуществляемый на основе рационального мышления. Мировоззрение на этом уровне называют уже миропониманием . Философия всегда оформлена в виде теории, объединяющей в единое целое систему соответствующих категорий, закономерностей, методов и принципов познания, которые распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Эту специфику философии удачно подметил В.И.Вернадский : «Философия всегда основана на разуме; размышление и углублённое проникновение в аппарат размышления – разум – неизбежно входит в философскую работу. Для философии разум есть верховный судья; законы разума определяют её суждения». Созвучно этому определяет философию и современный русский философ В.В.Соколов . Его трактовка такова: философия – это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи.

Философская мудрость проявляется в непрерывном, никогда не прекращающемся процессе поиска истины. Подчеркнём, не овладение истиной, не возведение каких-либо истин в догму, а поиск её – вот основная цель философии. И в этом отношении философия противоположна науке. Если наука стремится очистить знание от субъективности, то философия, напротив, ставит человека в центр своих исканий.

В современных условиях, когда быстрыми темпами нарастает поток научной информации, особое значение приобретает древняя философская сентенция – «многознание уму не научает». Комментируя эту трактовку мудрости, И.Кант писал: «Одно многознание есть циклопическая учёность, которой не достаёт глаза философии». Циклопическая учёность – это учёность односторонняя, ограниченная предметом, искажающая картину мира. Здесь верно подмечена сущность мудрости. Мудрый понимает, а не только знает, он способен своей мыслью охватить жизнь в целом, не ограничиваясь констатацией эмпирических её проявлений, установлением только того, что «есть на самом деле». Цель философии – научить человека мыслить, философствовать. В отличие от науки, для философии важнее поставить проблему или обратить на неё внимание общественного сознания, культуры в целом.

3. Эстетическое сознание. Термин «эстетика» (от греч. ’αίσJησις – ощущающий, чувствующий, чувственный) был впервые введён Александром Г.Баумгартеном . С эпохи Просвещения эстетика становится самостоятельной областью знания, обретает свой предмет исследования – человеческую чувственность, способность индивида образно, целостно постигать мир, видеть в уникальном всеобщее. Однако уже в Древней Греции мыслители конкретизировали ряд эстетических понятий: прекрасное, безобразное, комическое, трагическое, возвышенное, низменное, художественное, эстетическое и т.п. При этом следует иметь в виду, что наряду с этими фундаментальными категориями античность сформулировала и более «технические» эстетические понятия, не потерявшие своего значения и в наше время. Имеются в виду понятия мимесиса (подражание) и катарсиса (очищение). В понятии мимесиса фиксируется особая форма подражания миру, которая свойственна ремёслам и искусству, создающим вторую – наряду с естественной природой – реальность. Понятие катарсиса содержит представление об очищающей психологической силе искусства, которое путём эмоционального потрясения побуждает человека к сопереживанию, эстетическому наслаждению.

Эстетическое сознание есть совокупность чувств, вкусов, ценностей, взглядов и идеалов, содержащих представления о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном. Эстетическое сознание подразделяется на объективно-эстетическое и субъективно-эстетическое. Объективно-эстетическое связано с гармонией свойств, симметрией, ритмом, целесообразностью, упорядоченностью, оптимальностью функционирования самих систем. Субъективно-эстетическое предстаёт в форме эстетических чувств, вкусов, идеалов, суждений, взглядов, теорий. Человек, сталкиваясь с проявлениями эстетического как в объективном, так и субъективном мире, остро переживает их. Прекрасное вызывает чувства удовлетворения, радости, наслаждения, благоговения, восторга, оказывая очищающее действие на человека.

Неотъемлемой стороной эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство – это эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения или, напротив, неудовольствия, неприятия – в зависимости от того, насколько объект восприятия соответствует вкусам и идеалам субъекта. Позитивное эстетическое чувство – это просветлённое чувство наслаждения красотой мира и отдельных его явлений. Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они различаются по степени обобщённости и по силе воздействия: от умеренного удовольствия до эстетического восторга. Развитое эстетическое чувство не только делает человека индивидуально неповторимым, но и гармонизирует его духовные качества. Такой человек неравнодушен к природе, умеет видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми.

Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностям. Наличие эстетического вкуса проявляется в соответствии внутреннего и внешнего, гармонии духа и социального поведения, социальной реализации личности.

Эстетические идеалы – одна из форм эстетического отражения действительности, содержащая «наглядное должное». Эстетический идеал тесным образом связан с социальными и нравственными идеалами, являясь прообразом для создания эстетических ценностей и эталоном эстетических оценок.

Эстетическое сознание может обнаруживать себя в любом проявлении человеческой активности – в научном мышлении, производственной деятельности, бытовой сфере. Эстетическое отношение к действительности становится предметом специального воспроизводства. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественном, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство.

Искусство – это профессиональная сфера деятельности художников, поэтов, музыкантов, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. В отличие от других видов познавательного отношения к миру, искусство обращено больше не к разуму, а к чувствам. Искусство может воспроизводить и существенные, и, порой, скрытые стороны действительности, но отражает их в чувственно-наглядной форме, что и позволяет ему необыкновенно сильно воздействовать на человека. Искусство (как способ реализации эстетического сознания) отличается от других форм познавательной деятельности неутилитарным характером отражения действительности. Искусство нацелено не столько на преобразование действительности, сколько на совершенствование самого человека, делая его чувства, поведение и действия более гуманными и высоконравственными. Фундаментальной функцией искусства является «очеловечивание человека» через приобщение его к миру возвышенного и прекрасного.

Подводя итог анализу эстетического сознания, необходимо отметить, что оно является объектом изучения такой отрасли философского знания, как эстетика. Кроме того, термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей культуры. В этом случае говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п. Эстетика также подразделяется на теоретическую и прикладную (музыкальная эстетика, техническая эстетика).

4. Религиозное сознание. Понимание специфики религиозного сознания с необходимостью связано с вопросом о происхождении и сущности самой религии. Исходя из идеи удвоения мира, религия считает земной, эмпирический мир не самостоятельным, а творением всемогущего Бога. Именно Бог является для верующего человека высшей религиозной ценностью. Он – творец всего сущего, объект веры и высшего поклонения, бесспорный и безусловный авторитет. Религия, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с эволюцией человечества, продолжает оказывать влияние на сознание и поведение современного человека. К религии и сегодня причастно большинство населения нашей планеты.

Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые обеспечивают им обретение подлинного смысла жизни. Термин «религия» целесообразно толковать как восстановление утраченной связи, ибо, например, согласно христианской традиции, после грехопадения первого человека такая связь была утрачена и реабилитируется Воскресением Христовым, а окончательно восстанавливается после второго пришествия и полного обновления человека и мира.

Основным способом религиозного восприятия мира является вера . Вера рассматривается в качестве мировоззренческой позиции и одновременно психологической установки, духовно ориентированных на обретение высшего смысла жизни, неограниченного земными биологическими и социальными потребностями. Вера вселяет в человека абсолютную уверенность в достижение желаемой цели (спасения души, воскресения, вечной жизни и т.д.) в том смысле, что она не требует никаких аргументов, кроме себя самой.

Вопрос о происхождении и сущности религии не имеет однозначного решения в современной науке. Различают антропологические, психологические, социокультурные, социальные и богословские (религиозно-философ­ские) концепции происхождения религии.

Представителем антропологической концепции является Л.-А.Фейербах , который отстаивал положение о том, что религия есть отражение человеческого бытия. Психологическая концепция сущности религии обнаружила себя в позиции З.Фрейда . Он определял религию как коллективный невроз навязчивости, массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворённое вытесненное бессознательное влечение. У.Джемс считал религиозные представления врождёнными, их источником является нечто сверхъестественное. С позиций социокультурной концепции выступил Э.Дюркгейм , причислявший к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. Социальная концепция может быть проиллюстрирована на примере марксистской философии. Её основоположники считали, что религия есть фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. Религия возникает на почве зависимости человека не только от природных, но и социальных сил. Религия – это надежда на спасение от бесчеловечности социального мира.

Знакомство с многочисленными богословскими концепциями ограничим точкой зрения протоирея А.В.Меня , который писал: «Слово «религия» не случайно происходит от латинского глагола religare – «связывать». Она есть сила, связующая миры, мост между тварным духом и Духом Божественным. И укреплённый этой связью человек оказывается активным соучастником мирового созидания». А.В.Мень утверждал, что в единении с Богом человек обретает полноту бытия, подлинный смысл жизни, который заключается в служении высшему объективному Добру и мужественному противостоянию злу. «Религия, – по его мнению, – есть подлинное основание нравственной жизни» . Итак, религия – это связь человека с самим Источником бытия, которая делает его жизнь полной смысла, вдохновляет его на служение, пронизывает светом всё его существование, определяет его нравственный облик.

Таким образом, религия представляет собой сложное историческое и духовное образование. В его структуре выделяют три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации .

Религиозное сознание определяется как способ отношения верующего к миру, связь с ним через систему взглядов и чувств, смысл и значение которых составляет вера в сверхъестественное. Религиозное сознание может быть охарактеризовано через такие присущие ему признаки, как образность, символичность, диалогичность, глубокая интимность, сложное и противоречивое объединение иллюзорного и реалистического, эмоциональная насыщенность, а также особая волевая сосредоточенность на предмете веры.

Религиозное сознание представлено двумя относительно самостоятельными уровнями: религиозной психологией и религиозной идеологией.

Религиозная психология – это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, обычаев, традиций, присущих верующим и формирующихся под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства выступают побудительным мотивом практической деятельности верующих. Находясь во взаимодействии между собой, верования и чувства взаимно усиливают друг друга, укрепляя тем самым религиозное мировоззрение верующих.

Религиозная идеология – это система религиозных идей, разработкой и распространением которых занимаются религиозные институты в лице профессиональных богословов и служителей культа. Религиозная идеология современных развитых религий включает в себя теологию, различные философские учения, социальные теории и т.д. Центральная часть религиозной идеологии – теология (от греч. Jεός – Бог, λόγος – учение), или богословие. Это система богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные положения вероучения на основе священных книг, содержащих «богооткровенные истины». Религиозная философия стремится, во-первых, обосновать истинность и особую значимость религиозного пути жизни, а во-вторых, гармонизировать отношение между верой и разумом, религией и наукой. Ранняя религиозная философия внесла заметный вклад в формирование религиозной догматики, а современная выполняет в основном апологетические функции.

Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ . Это целая система символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные силы или реально существующие объекты. К культу относятся: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат культовые сооружения, сакральные места и предметы, задействованные в культовом действии. Роль культа в любой религии велика. С помощью культа религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. В процессе культовых действий укрепляется религиозное мироощущение, между верующими возникают особые связи, формируется чувство единения, а в ряде случаев и – превосходства над инаковерующими и неверующими.

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации , среди которых наиболее значимой является церковь – автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священниками. Церкви присущ иерархический принцип управления, деление на клир (т.е. получивших специальную профессиональную подготовку служителей культа) и мирян. Объединения верующих, противопоставлявших себя господствующей религии, представляют собой организации в виде сект . Секту отличает ряд характерных признаков: отсутствие жёсткого деления на клир и мирян, сознательное вступление в общину, активная миссионерская деятельность. В процессе развития секта может превратиться в церковь, или переходную организацию, имеющую черты как секты, так и церкви (деноминация ).

Почти каждая религия в большей или меньшей степени содержит социально-гетерономные нормы поведения верующих, т.е. содержит в себе такие требования, которые сурово регламентированы и выполнение которых подкрепляется определенной формой запретов (табу), санкций, предписаний (десять заповедей Моисея, заповеди любви, Нагорная нравственная проповедь Христа).

5. Нравственное сознание (мораль) . Понятие мораль означает квинтэссенцию мыслительного и практического опыта людей, а именно обычаев, законов, норм, правил поведения, с помощью которых выражаются высшие ценности бытия и долженствования. Лишь через них человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное существо.

Мораль как система норм, принципов, ценностей выражает и закрепляет правила поведения, которые вырабатываются людьми стихийно в труде и общественных отношениях. Мораль есть обобщенный результат многовековой массовой житейской практики. Истоки морали – в нравах, обычаях, закрепивших те поступки, которые по опыту поколений оказались наиболее полезными для сохранения и развития общества и человека и которые отвечали интересам исторического прогресса (А.Г.Спиркин ). Мораль – это правила и образцы поведения, которые закрепились в исторической памяти человечества и направлены на согласование интересов отдельных людей друг с другом и с интересами общества в целом.

Мораль как особая форма общественного сознания включает в себя нравственные нормы , в том числе, поведенческие нормы – предписания (заботиться о родителях, не сквернословить, не лгать и т.п.), нравственные принципы (справедливость / несправедливость, гуманизм / антигуманизм, индивидуализм / коллективизм и т.д.), ценности (благо, добро / зло), моральный идеал (интегральное представление о нормах нравственности), а также нравственно-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность). Поэтому основные оценочные категории становятся предметом этики как науки, изучающей моральное отношение и моральное сознание.

Учитывая названные структурные элементы морали, следует указать на специфические черты морали: всеобъемлющий характер, внеинституциональность, императивность.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки пронизывают все сферы человеческой жизни и деятельности (быт, труд, науку, политику, искусство, семейные и личные отношения и т.д.). Каждая сфера общественного сознания, каждый конкретно-исторический этап развития общества и каждая житейская ситуация имеет свой «моральный срез», проверяется на «человечность».

Внеинституциональность морали означает, что, в отличие от науки, искусства, религии и других форм общественного сознания, мораль не имеет специализированных учреждений, обеспечивающих ее функционирование и развитие. В отличие от права мораль опирается не на государственное, внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, принятую в данном обществе систему нравственных ценностей.

Императивность морали означает, что мораль носит форму императива, прямого и безусловного повеления, долженствования (например, «золотое правило нравственности», категорический императив И.Канта ). Однако опыт свидетельствует, что строгое следование правилам морали не всегда приводит к жизненному успеху отдельного индивида. Тем не менее, мораль настаивает на строгом соблюдении ее требований. И этому есть свое объяснение. Ведь только в суммарном итоге, на уровне общества в целом правила морали срабатывают.

Под общечеловеческими нормами имеются в виду элементарные нормы нравственности и справедливости, социальное назначение которых – охранять людей от всего, что угрожает их жизни, здоровью, безопасности, достоинству, благополучию. Общечеловеческие нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость.

Теоретическую основу морали составляет этика как наука, изучающая, как отмечалось, феномен морали и связанного с ним нравственного сознания личности и общества. В истории этики сложились различные представления о фундаменте морали (моральных действий и моральных отношений): этика блага, этика закона, этика любви, этика долга, этика творчества, этика пользы и т.д.

На основе общей этики формируются прикладные этики, в том числе, профессиональные, выступающие «совокупностью моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его – к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом». К вопросу о специфике технической этики мы вернемся в последней теме данного пособия.

Основными функциями морали являются регулятивная, рестриктивная, аксиологическая, познавательная.

Регулятивная функция заключается в том, что мораль выступает всеобщим и уникальным способом регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения отдельного индивида. Уникальность этого способа состоит в том, что мораль не нуждается в подкреплении со стороны различных организаций, учреждений, карательных органов, а апеллирует к моральному чувству, разуму и совести человека.

Рестриктивная (запретительная) функция морали выражает специфические ограничения, эффективность которых обеспечивается не внешним контролем над поступками человека со стороны общественных институтов, а внутренним волением самого субъекта деятельности.

Аксиологическая функция состоит в выработке системы моральных ценностей. Нравственное освоение человеком действительности осуществляется на основе критерия добра и зла. С помощью этих основополагающих категорий дается оценка любому явлению общественной жизни, поступкам личности.

Познавательная функция морали тесно связана с аксиологической и заключается в стремлении людей находить наиболее гуманные, достойные и перспективные пути развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека. Моральное одобрение или возмущение является показателем того, что наличная форма жизни устарела или, напротив, перспективна для развития. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком оценок, идеалов.

Мораль выполняет также воспитательную, ориентирующую, прогностическую и коммуникативную функции. Вместе взятые, они дают представление о социальной роли морали.

6. Политическое сознание . Ярко выраженной формой общественного сознания регулирующей подгруппы является политическое сознание, под которым понимается «совокупность идей, теорий, взглядов, выражающих отношение социальной общности к политической системе, государственному строю, организации экономики общества, власти, а также к другим социальным общностям, к партиям».

Философский подход предполагает выделение в политическом сознании двух уровней – обыденного и теоретического. Обыденное сознание формируется стихийно на основе житейского опыта при непосредственном влиянии средств массовой информации и политических технологий. Оно является совокупностью представлений индивида о текущих политических событиях, о роли института государства в общественной жизни, о деятельности политических партий, общественных организаций, групп интересов, СМИ и т.д., складывающихся на основе усвоенных им мировоззренческих стереотипов, господствующих политических мифов и мифологем, эмоционально-чувственного, иррационального преломления политического процесса, здравого смысла.

Однако ведущую роль в политическом сознании играют идеологические установки, принципы, относящиеся к теоретическому уровню отражения политических реалий. Теоретический уровень политического сознания, составляющий содержание политической идеологии, предстаёт как система научных по форме взглядов, концепций, основанных на определенной интерпретации феномена власти (власти класса, расы, элиты, народа) и связанных с ней механизмов воспроизводства властных политических отношений. Политическая идеология вырабатывается сознательно политическими лидерами, идеологами, политологами, специалистами соответствующих исследовательских институтов. Общетеоретические и общеметодологические вопросы политической жизни обобщаются и разрабатываются политической философией.

Принято считать, что всякая политическая идеология подчинена своему ведущему компоненту, в качестве которого выступают интересы как рационально осознанные потребности: политические (потребность во власти), экономические (потребность в установлении контроля над ресурсами), социальные (потребность в повышении статуса, в господстве над другими людьми). Вопрос о соотношении политических и экономических интересов носит наиболее драматический характер. История знает несколько вариантов его разрешения:

– политическая надстройка первична по отношению к экономическому базису, определяет и направляет развитие экономических процессов;

– экономика первична по отношению к политике, политика есть концентрированное выражение определенных экономических интересов;

– равновесное соотношение двух составляющих, являющееся оптимальным вариантом их взаимодействия.

Очень важно иметь в виду и следующее обстоятельство. В силу специфики (тесная связь с экономикой, нацеленность на решение проблем власти) политическое сознание стремится подчинить себе все другие формы общественного сознания. В определенных реальных моделях государственного устройства политическая идеология стремится установить тотальный контроль над прочими формами общественного сознания, включая правосознание, мораль, эстетическое, философское, научное и даже религиозное сознание. Механизмами такого контроля выступают различного рода санкции, запретительные акты, вердикты, цензура, ограничение гражданских прав и свобод. Яркий пример давления политической идеологии на духовную культуру – принцип классового подхода к оценке научного и художественного творчества.

С другой стороны, в реальной практике встречается и либеральная модель государства-минимума, роль которого сводится к арбитражу происходящих в обществе процессов.

В современных условиях в политической теории разрабатываются концепции социального и экологического государств. Первая из них основывается как на учете частных интересов, так и на принципе солидарности, обеспечивающих согласование индивидуальной и коллективной сторон социально-политической жизни. Вторая модель государства нацеливает на решение актуальных задач экономико-технологического развития в условиях дефицита естественных ресурсов и обострения глобальных противоречий.

7. Правосознание. Правовое сознание является специфическим отражением моральных, политических и собственно правовых практик, складывающихся на протяжении всей истории человечества. Оно представляет собой систему общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей (и социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также оценку поведения граждан как правомерного или неправомерного.

При этом правосознание определяется как совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий о правомерности или неправомерности поступков, о законном, должном и обязательном в отношениях между людьми данного общества. Ядром правосознания является понятие справедливости , которое, хотя и исторически изменчиво, но, вместе с тем, носит абсолютный характер.

Этимологически русское слово «справедливость» (от лат. justitia, греч. dikais) восходит к слову «правда». Принцип справедливости связан с регулирующим взаимоотношением между людьми по поводу распределения и перераспределения, в том числе, взаимного в обмене (дарении, одаривании) социальных ценностей. Сами же социальные ценности – это свобода, благоприятные возможности, доходы и богатство, знаки престижа и уважения.

В правосознании, как и в любой другой форме общественного сознания, различают его психологический (обыденно-практический) и теоретический (или идеологический) уровни.

Психологический уровень составляют правовые чувства, эмоции, навыки, привычки, несистематизированные знания индивидами права, позволяющие им ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими людьми, государством и обществом в целом. Это уровень обыденного или «практического» правосознания. Выполняя принятые в обществе правовые требования в процессе повседневной жизнедеятельности, люди приобретают так называемые «практические знания» правовых норм, овладевают навыками правоотношений и правовой деятельности. Надо иметь в виду, что на уровне правовой психологии происходит также чувственная оценка индивидом не только правовых явлений в обществе, но и своего правового статуса. Правовое чувство, по словам русского философа и историка права И.А.Ильина , проявляется в качестве «инстинкта правоты» или «интуиции правоты». Он полагал, что раскрыть и описать содержание этого смутного инстинктивного чувства, перевести его из бессознательного чувства в план знания значит «положить начало зрелому естественному правосознанию». Тем самым И.А.Ильин указывал на наличие тесной, генетической связи между психологическим и более зрелым, теоретическим уровнем правосознания.

Теоретический уровень правосознания представлен правовой идеологией. Если на психологическом уровне отражается состояние индивидуального правосознания, то правовая идеология представляет теоретическое знание, выражающее правовые взгляды и интересы больших социальных групп. На теоретико-методологическом уровне происходит осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности правовых институтов. Это уже сфера профессиональной деятельности юристов, теоретиков права, идеологов. Они разрабатывают систему правовых наук, научно-практические рекомендации органам государственной, судебной и исполнительной власти.

Более высокий теоретический уровень изучения правосознания обеспечивает философия права . Это направление философии интегрирует философские идеи, достижения теоретического правоведения, а также практического опыта реальной правовой жизни и деятельности. Подобный уровень синтеза знаний способствует уточнению, корректировке и, главное, формированию философских правовых идей. Таким образом, философия права – это теория и методология правового знания.

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания, прежде всего, с политическим сознанием и моралью. На него оказывают влияние исторические традиции, сложившийся образ жизни людей и т.д. Право базируется на нормах морали. Далеко не все, связанное с моралью, закрепляется правом: право – это «минимум нравственности», который юридически оформлен в соответствующих законах. Истоки нравственного начала – в совести человека, в его доброй воле. Право же есть принудительное требование реализации определенного минимума добра и порядка, не допускающих известных проявлений зла. Необходимо отметить, что если высокий уровень нравственности и культуры правосознания необходим рядовому гражданину, то еще более высокий их уровень должен поддерживаться государством и его чиновниками. Право одинаково обязательно и для властвующих, и для подвластных. К тому же власть есть сила, уполномоченная народом к управлению другими, что предполагает воспитующее воздействие на них.

Проблема взаимоотношения власти и личности является ключевой для понимания сущности правового государства. Её решение связано с осуществлением идеи народного суверенитета . Эта идея заключает в себе признание того, что только народ является источником власти государства.

Элементом правовой реальности, в которой живет человек, и соответственно элементом правосознания, которое соотносится с ним, являются правовые нормы . Они представляют собой воплощение поведенческих, психологических и ментальных стереотипов, которые указывают, что должен (разрешительные нормы) и чего не должен (запретительные нормы) делать человек.

Подводя итоги темы, следует подчеркнуть, что все формы общественного сознания не существуют изолированно, они взаимосвязаны друг с другом, взаимодополняют друг друга, являясь проявлением более широкого феномена духовной жизни общества – активной творческой деятельности людей по освоению и преобразованию мира, состоящей в производстве и потреблении духовных ценностей и идеальных смыслов. Она связана с удовлетворением духовных потребностей, отношениями между людьми, многообразными формами их общения. Духовная жизнь общества включает в себя совокупность не только идеальных явлений, но и самих субъектов духовной жизни, обладающих определенными потребностями, интересами, идеалами, а также социальные институты, занятые производством, хранением, распределением духовных ценностей (клубы, библиотеки, театры, музеи, учебные заведения, религиозные и общественные организации и т.д.). Вот почему нельзя сводить духовную жизнь общества лишь к функционированию общественного сознания.

Сознание на определенном этапе развития общества обретает относительную самостоятельность. Общественное сознание выступает не только как идеальный образ общества, и как то, что регулирует деятельность, но и как сама общественная жизнь.

Духовно-сознательные факторы функционируют как общее духовное поле, механизм обмена духовными ценностями. Так складывается единство образа жизни, черт личности (социальный характер по Фромму, социальные типы…).

Жизнь общества включает в себя не только материальный, но и духовный момент. Идеалистические направления, в отличие от материалистических (например, марксизма) считают духовную жизнь первичной для общества. Так, русский религиозный философ С.Л.Франк (1877-1950) писал: «что такое есть семья, государство, нация, закон, хозяйство и проч. Словом, что такое есть социальное бытие, и как совершается социальное явление - этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия, это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности. …Общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна». (Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию.-Париж,1930.-С.126).

Общественное сознание - это духовная сторона общественного процесса, целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой:

А. Уровни общественного сознания:

  • 1) гносеологический аспект (по глубине отражения мира):
    • а) обыденное сознание;
    • б) научно-теоретическое сознание.
  • 2) социологический аспект (по внутренней структуре):
    • а) общественная психология;
    • б) идеология.

Б. Формы общественного сознания:

1) философия; 2) религиозное сознание; 3) научное; 4) искусство (эстетическое сознание); 5) мораль; 6) политическое сознание; 7) правовое сознание.

Это традиционно выделяемые формы общественного сознания. Сегодня обосновывается правомерность выделения таких форм общественного сознания как экологическое или экономическое и некот. др.

Уровни общественного сознания

Обыденное сознание - это повседневное, практическое сознание. Отражает бытие на уровне явлений, а не сущности, поверхностно, не системно.

Теоретическое сознание - глубинное, систематизированное отражение жизни общества. Является следствие научных исследований.

Общественная психология - совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, переживаний, волеизявлений и т.п., складывающихся в результате: а) непосредственных воздействий жизни и б) в результате идеологических воздействий (так, распускаемые слухи, воздействие СМИ и т.п. могут искажать действительное положение дел в обществе, формировать негативные социально-психологические комплексы у масс или наоборот). Например, ненависть к фашистам была результатом прямой реакции на агрессию; так, в Беларуси было 260 концлагерей во время Великой Отечественной войны. А вот «обожествление» Сталина явилось результатом идеологической пропаганды, не результатом прямого знакомства с ним. Общественная психология может характеризоваться такими понятиями как апатия или энтузиазм, нетерпеливое желание скорого успеха и целеустремленность, агрессивность или толерантность и т.п.

На уровне общественной психологии складываются коллективные представления, которые социолог Э.Дюркгейм рассматривал как особого рода «социальный факт». Представителям власти важно знать существующие в обществе коллективные представления по поводу власти. Интересно также знать коллективные представления данной власти по поводу существующего общества.

Духовная сфера жизни общества затрагивает не только уровень общественной психологии, но и теоретико-идеологический уровень. Так, говоря об условиях существования власти, П.Бурдье вводит понятие поля политики, в котором осуществляется обмен и производство политического и символического капитала. Т.е. общественное бытие в широком смысле слова включает не только материальные факторы, но и общественное сознание.

Идеология - теоретическое систематизированное сознание, выражающее интересы той или иной группы (национальные, религиозные, классовые идеологии). Понятие «идеология» возникло в 17-18 веках, ввел его французский философ и экономист Дестю де Траси (1754-1836).

Гельвеций (1715-1771) писал: «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса».

Если для научного познания главным является отражение объективных законов как они есть, стремление отвлечься от интересов познающих субъектов, то для идеологии, напротив, главное - выражение и защита интересов группы. Идеология служит закреплению позиций определенных групп в обществе.

Формы общественного сознания

Формы общественного сознания - это те формы, в которых человек осознает себя человеком, т.е. общественным существом, в которых, через которые человек представляет себе природу и общество.

Функции общественного сознания: 1. познавательная; 2. выражение интересов социальных групп; 3. социально-практическая (люди на основе общих идей объединяются в группы, размежевываются с другими группами).

На ранних этапах общественного развития формы общественного сознания не были дифференцированы. Постепенно с развитием общества возникли мораль, искусство, религия, философия и наука, политическое и правовое сознание. Решающую роль при этом сыграло появление частной собственности, классов, государства.

Формы общественного сознания разделяются по:

  • 1) предмету отражения;
  • 2) способу отражения;
  • 3) по выполняемой ими функции (какие потребности удовлетворяют).

Философия. Изучает всеобщие, существенные закономерности, которым подчиняются природа, общество, человек и его мышление, Они интересуют философию в их целостности и единстве (см. тему «Предмет философии, ее роль в культуре).

Религия. Специфическое отражение мира через разделение его на земной и потусторонний, признание ведущей роли последнего. Религиозному сознанию характерно эмоционально-фантастическое отражение действительности, основанное на вере в сверхъестественное. Функции: компенсаторная (утешение); интегративная (объединение верующих); регулятивная (регулирует поведение верующих через религиозные ценности, отправляемый культ); коммуникативная (осуществляется в совместной культовой деятельности); функция помощи.

Наука. Предмет - природный, социальный, внутренний мир человека. Способ отражения - отражение в понятиях, законах, теориях. Функции - познавательная, практически-действенная. (См. тему «Научное познание»).

Эстетическое сознание и искусство. Основное понятие «прекрасное» (противоположное - «безобразное»). Отражается именно эта сторона мира. Искусство - способ освоения действительности в форме художественных образов. Функции - удовлетворение эстетических потребностей; учит давать эстетические оценки; воспитание через эмоциональное воздействие на человека; коммуникативная, познавательная. Художественный образ раскрывает общее в единичном. В индивидуальном художник вскрывает типическое (в науке наоборот - идут через познание единичного к общему).

Мораль и моральное сознание. Мораль регулирует отношения между людьми, опираясь на общественное мнение, а также на собственную совесть человека. Нормы морали существовали у человека всегда, формируясь в ходе его социализации, они менялись с развитием общества. В своей идеологической части нравственность находит отражение в различных этических учениях. Оценочные категории морали: добро и зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. Функции: охранять человека от того, что угрожает жизни, здоровью, безопасности, достоинству, благополучию людей.

Право и правосознание. Право - возведенная в закон воля господствующего класса. В демократическом государстве право должно в той или иной степени выражать интересы всех социальных групп. Возникает с возникновением классового общества и государства, чтобы регулировать отношения между классами и др. социальными группами, между государствами. Складывается система юридических законов. Право - та форма, в которой узаконивают себя все другие отношения - экономические, семейные и т.д. Правосознание есть одна из форм цивилизованности. Правосознание тесно связано с нравственным и политическим сознанием.

Политика и политическое сознание. Они возникают с возникновением государства как система управления. На уровне политической идеологии это система взглядов на то, как должно быть организовано общество, его государственное устройство, какую политику следует осуществлять. В государстве могут быть группы с разной политической идеологией. Политическое сознание отражает политическое бытие.(См. тему «Политическая сфера жизни общества).

Духовная ситуация современности

С развитием капитализма появляется массовое машинное производство и, соответственно, развиваются массовая культура и массовое сознание (Х.Ортега-и-Гассет).

Ранее была сословная, иерархическая структура общества. Сословье имело свои привилегии и ответственность. Капитализм разрушает эту структуру. Человек выпадает из разрушающейся общины и становится «атомарным», может перемещаться по социальным группам (профессиональным, территориальным и т.п., что связано с понятием «открытого» общества. Развиваются индивидуализм и демократическая форма правления, необходимые для рыночной конкурентной экономики. Данные процессы ведут к определенной «уравненности» людей.

Еще в 18 веке возникло понятие «общественное мнение». Сегодня это важный элемент общественно-политической жизни, хотя оно неопределенно и неоднородно как и сама «общественность». Далее развиваются СМИ, для них нет социальных границ. Формируются духовные стандарты, большую роль начинает играть реклама, мода. Возник и был осознан феномен массового сознания. Понятие «масса» связано с 1. большим числом людей и 2. с определенным уравнением в ней индивидов. Появляется возможность манипулирования массовым сознанием. Правда, многие процессы в массовом сознании идут стихийно, не все контролируется элитой.

Популярным становится понятие «менталитет». Его определяют по-разному, в частности, как не сформулированные четко и не вполне осознаваемые манеры мыслить, ценности, которые присущи эпохе, группе и т.д. Менталитет - это своего рода автоматизмы мысли, которыми люди пользуются, не замечая их. Это внеличные установки сознания. Они имеют тем более принудительный характер, что не осознаются. Идеи - это лишь видимая часть «айсберга» нашего сознания. Менталитет восходит к латинскому «mens» и обозначает способ мышления, образ мыслей, умонастроение, характер. Метод изучения ментальности - ее сопоставление с другой ментальностью. Ментальность всегда есть некая целостность («мировидение»), единство противоположных начал - природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Ментальность - глубинный пласт коллективного сознания, по сути то, что Э.Дюркгейм называл «коллективным бессознательным». Ментальность необходимо включает в себя ценности, но не исчерпывается ими.

Как отмечал еще Ортега-и-Гассет, массовому сознанию характерны неуважение к компетентности и духовности, неоправданность претензий на высокое положение, относительность ценностей. «Массовый человек» чувствует себя «как все», не критичен к себе, не стремится к самосовершенствованию, нет дисциплины духа, для него нет духовных авторитетов, зато успешно решает материальные проблемы, энергичен и уверен в себе. Такой человек с готовностью откликается на призывы тех, кто сформулирует простой лозунг, не интересуется серьезными рассуждениями (т.е. у него поверхностный стиль мышления).

В 20-ом веке сложился новый тип культуры. Его характеризуют как постмодернистский. Это век культурного многообразия. Возникают массовая и элитарная культура. Но у них есть общие черты. Образцы классического искусства ясны, определенны, в них отчетливо выражен эстетический и нравственный идеал. Классика стремилась пробудить в человеке лучшие черты. Современное неклассическое искусство характеризуется размытостью идеала. Подчеркивается безобразное, состояние тревоги. Характерно обращение к области подсознательного (агрессивность, страхи). Проблема века - размышления о природе человеческой агрессивности, соотношения рационального и иррационального, вопросы сексуальности, жизни и смерти (проблема эвтаназии). Сегодня искусство не стремится к пониманию и выражению внутренней сущности, но отражает то, что есть, важен не продукт, но упаковка. Особое внимание уделяется теме свободы, но в 19-ом веке волновали вопросы политических и гражданских свобод, сегодня - проблема внутренней свободы человека. Культура рассматривается исключительно как способ развлеченимя и потребительского наслаждения. Абсолютным феноменом современной культуры и единственной актуальной ее формой стало шоу. Объект искусства выступает как товар, субъект, его воспринимающий, - как потребитель.

Доминируют потребительские ценности, которые начинают вступать резкое противоречие с ценностями природы. Главное - доход, прибыль, темпы роста, не является ценностью стремление к экологической сбалансированности развития. Современная цивилизация - это цивилизация «силы». Ценности ненасилия, взаимодействия в ней недостаточно укоренены. Западные социологи характеризуют современного человека как гедониста-индивидуалиста

Реклама. Реклама все чаще аппелирует к коллективному бессознательному, актуализируя образное мышление и дискредитируя логику вербального мышления. Оперирование не понятиями, а образами ведет к господству стереотипов. Опора на эмоциональные связи между явлениями рождает, так называемое, «автоматическое мышление» (Московичи С. Век толпы.М.,1996.С.114). Одно из сильнейших средств воздействия на подсознание - суггестия, предполагающая снижение критичности восприятия и потому наиболее действующая на людей (известная формула рекламного воздействия: внимание, интерес, желание, действие, мотив). Реклама не только учитывает мировоззренческие, ценностные ориентации людей, но и формирует их, выстраивая определенную потребительскую идеологию.

Потребление становится не только «конечной целью бытия», Но и критерием социальной стратификации. Положение человека в обществе оценивается не только не его заслугами перед обществом, но даже не тем, чем он владеет, а исключительно тем, что и в сколько он потребляет. Действуют мотивы престижа и уподобления. Исходя из надуманной моды многие товары становятся не настоящими, а «виртуальными». Возникает система виртуальных, неподлинных ценностей, не имеющая никакого отношения к реальному бытию. Денежно-рыночный порядок стал насильничать над жизнью. Он отлучает человека от духовного бытия, но организует толпу в общество. Наиболее легкий и естественный способ самоутверждения в обществе потребления - потреблять. Появляется тенденция не видеть разницы между реальным и ирреальным, жить иллюзиями. Подавляется личностное начало.

В рекламной продукции взаимоотношения между мужчиной и женщиной, взрослыми и детьми упрощаются до уровня «ритуальных идиом», представляются как универсальное распределение ролей в данной ситуации. Реклама обращается к устоявшимся, но неосознаваемым на рациональном уровне шаблонам нашего восприятия, своего рода «социальным архетипам» человека общественного.

Интересно, что в искусстве, не входящем в шоу-бизнес, обычная реклама не работает, ее по-прежнему заменяет общественное мнение.

Сегодня возникло понятие консциентальной войны. Суть ее в борьбе различных форм организации сознания. Предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. Носители сознаний остаются, а типы сознаний вытесняются за рамки цивилизационно допустимых. Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение общностей, групп, которые являются носителями данного типа сознания. Пять способов поражения: 1.поражение нейро-мозгового субстрата радиацией, химическими веществами, отравляющими воздух, пищу и т.д.; 2. понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды, в которой живет сознание; 3. оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения; 4. специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (психотропное оружие); 5. разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации. При этом широко используются средства массовой коммуникации, кино и т.п.

Структура общественного сознания включает в себя два уровня : 1) социальная психология , т.е. обыденное массовое сознание , формирующееся эмпирическим путем в процессе повседневной житейской практики. Это во многом стихийное, спонтанное отражение людьми всего потока социальной жизни без какой-либо систематизации общественных явлений и обнаружения их глубинной сущности.

2) научно-теоретическое сознание , включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. На этом уровне социальная действительность отражается концептуально, в виде теорий, что связано с активным, деятельным мышлением, с оперированием понятиями. Теоретическое сознание есть осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и объективных закономерностей их развития. В качестве субъектов теоретического сознания выступают далеко не все люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний. В силу этого оно предстает как более высокий, по сравнению с обыденным, уровень О.С.

Обыденное сознание взаимодействует с теоретическим, развиваясь и обогащаясь при этом.

Формы О.С. представляют собой различные способы духовного освоения общественного бытия; всего их шесть : политическое и правовое сознание , мораль , религия , искусство и философия . Сегодня нередко в этот список включаются также экономическое, естественно-математическое, инженерное, медицинское, технологическое, экологическое и другое сознание. Такое увеличение числа форм О.С. является ошибочным, оно противоречит критериям существования этих форм, а именно: их обусловленности общественным бытием, его сторонами; наличию идеологического уровня в их содержании ; их роли как предпосылки соотв. идеол. отношений.

Формы О.С., их специфика отличаются одна от других по предмету отражения (это гл. критерий их выделения; так, правовое сознание включает массовые и научные взгляды, представления, оценки действующего или желаемого права), по формам, способам отражени я (напр., наука отражает мир в форме понятий, теорий, учений; искусство – в форме художественных образов), по роли в жизни общества . В последнем случае речь идет о том, что каждая форма О.С. характеризуется опр. набором выполняемых функций (познавательная, эстетическая, воспитательная, идеологическая, регуляции поведения людей, сохранения духовного наследия). В реализации этих функций и проявляется значение в жизни общества.

О.С., его формы, при всей их зависимости от общественного бытия, имеют относительную самостоятельность , свои особые закономер-ности развития. Последние проявляются, во-первых , в преемственности, существовании определенных идейных традиций (так, развитие философских, художественных и прочих идей зависит от накопленного ранее мыслительного материала). Во-вторых , во взаимном влиянии различных форм. Все формы общественного сознания взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, ибо взаимодействуют друг с другом те стороны жизни общества, которые в них непосредственно отражаются. Тем самым общественное сознание выступает как некая целостность, воспроизводящая целостность самой социальной жизни. В-третьих, в отставании О.С. от общественного бытия (т.к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия). В-четвертых, в социально-классовом, идеологическом характере О.С., не исключающем, однако, общечеловеческих элементов. В-пятых , в активности, обратном влиянии О.С. на общество, его основы (идея становится материальным бытием, когда она овладевает массами).

Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания.

Понятие общественного сознания.

Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность.

Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и кончая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

Понятие общественного сознания выработано Марксом и Энгельсом в процессе материалистического объяснения истории и определяется ими в диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. Парные категории «общественное бытие» и «общественное сознание» становятся научными понятиями и выполняют методологическую роль только тогда, когда рассматриваются в системе других категорий и законов, охватывающих существенные стороны и отношения общества как единого социального организма.

Развитие сознания происходит благодаря росту производительности и разделению труда, которое на определенной ступени становится разделением материальной и духовной деятельности. С этого момента общественное сознание приобретает относительную самостоятельность.

Анализируя общественное сознание в связи с другими сторонами и процессами общественной жизни, основоположники марксизма определяют его существенные черты:

1) общественное сознание есть отражение или осознание общественного бытия, охватывающее и природу и общество;

2) общественное сознание взаимодействует с общественным бытием, которое в этом взаимодействии выполняет определяющую роль.

Основные формы общественного сознания.

Формы общественного сознания - различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии.

В процессе познания сначала главным образом совершаются действия с познаваемыми предметами, в процессе совершения действий формируются чувства, представления, живое созерцание; мышление же характерно для наиболее развитой стадии познания. Конечно, в знании человека действия, чувства, мысли всегда находятся в единстве, но все же на разных стадиях, ступенях познания их соотносительная роль, соотносительное значение различны.

Соответственно и все формы общественного сознания существуют в их единстве. Однако в общем и целом, первая группа форм общественного сознания (мораль, политика, право) наиболее тесно, близко связана с общественным бытием. Более опосредствована, в общем и целом, связь с общественным бытием второй группы форм общественного сознания (эстетическое сознание, религиозное сознание), и еще более опосредствована связь с общественным бытием третьей формы общественного сознания (философии).

Все формы общественного сознания взаимодействуют между собой. Чем больше непосредственно та или иная форма общественного сознания связана с общественным бытием, тем непосредственнее в ней отражаются изменения общественного бытия. И наоборот, чем удалённее форма общественного сознания от общественного бытия, тем более опосредствованно в ней отражается общественное бытие.

Чем ближе форма общественного сознания к общественному бытию, тем меньше – при прочих равных условиях – отражение в ней общественного бытия опосредствуется отражением общественного бытия в формах, более удалённых от общественного бытия. И наоборот.

Уровни общественного сознания.

Общественное сознание имеет три уровня - психологический, обыденный (эмпирический) и духовный (теоретический, интеллектуальный, разумный). Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.

Психологический, обыденный, духовный уровень сознания свойственен и индивиду, и социальной группе, и народу, и человечеству. Говоря об общественной психологии, общественном обыденном сознании, общественном духовном сознании, мы имеем в виду именно общественное сознание, т.е. сознание данного общества, которое складывается из индивидуальных, классовых, национальных сознаний, каждое из которых включает в себя психологический, обыденный, духовный уровень.

Общественная психология - это совокупность чувств, чувственных представлений, настроений, привычек, присущих социальным общностям, классам, людям, из которых состоит народ данного общества. Общественная психология формируется под влиянием общественного бытия и общественного воспитания.

Общественное обыденное сознание (обыденное сознание общества) складывается под влиянием общественной психологии и духовного сознания. Обыденное сознание общества представляет собой совокупность взглядов (суждений), умозаключений, понятий, соответствующих им способов мышления, обмена мнениями, присущих данному обществу людей. В обыденном сознании общества можно выделить обыденное сознание групп, классов, страт, правящей элиты и т.п., которые вместе образуют обыденное сознание народа (общества).

Духовное сознание образует высший уровень сознания общества, субъектом которого является преимущественно интеллигенция. Оно представляет собой процесс духовного производства (производства духовных ценностей), осуществляемый в рамках общественного разделения труда духовными работниками. Духовный уровень распадается на четыре ветви - художественную (эстетическую), научную, мировоззренческую, идеологическую, воспитательную.

Общественное сознание принято делить в условно «вертикальном» ракурсе - на уровни, а в «горизонтальном» - на формы.

Разделение на обыденно-практический и теоретический уровни основано на противопоставлении, с одной стороны, жизненно-практического, несистематизированного и вместе с тем целостного жизнепонимания, а с другой - того состава идей, которые подверглись творческой разработке и рациональной систематизации, но сознательно абстрагированы от полноты жизни.*[№11] Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология.

Анализируя общественное сознание, социальная философия особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих в конечном счете экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер.

Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю или субъекту - социологический. Таким образом выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца, почитатели газеты "МК", постоянные слушатели радиостанции "Маяк".* [№12]Иногда говорят, что носителем массового сознания является толпа, но правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п.

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы – философская, художественная (эстетическая), теоретико-познавательная (научная), религиозная, правовая, политическая, моральная. Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и философию интересуют как природа так и общество, то политическое сознание – отношение между классами, нациями, социальными слоями и их совокупное отношение к государственной власти. Каждая форма характеризуется специфическим соотношением обыденного сознания, психологии, теоретического уровня освоения действительности. Некоторые формы выполняют сходные общественные функции, у других – они принципиально различны. Философии и религии, например, присуща мировоззренческая функция, то есть и та и другая формы являются мировоззрениями, хотя и различного типа. Религиозное сознание не только мировоззрение, но и мироощущение, мировосприятие, то есть сложная система чувств, эмоций, настроений и т. д. Важной отличительной чертой форм общественного сознания является способ отражения действительности. Для науки – это теоретико-понятийные системы, для политики – политические программы и декларации, для морали – нравственные принципы, для эстетического сознания – художественные образы и т. д.

Политика, право и мораль являются видами духовно-регулятивной сферы. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны данные связи определяется по отношению их либо к материальным, либо к идеальным объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.*[№14]Мораль - результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое существование.* [№11]

Наука, искусство, религия являются видами духовного производства, так как занимаются производством идей, образов, представлений, если так можно выразиться, в "чистом" виде. В каждой из этих форм общественного сознания реальность представляется в целостной и специфической форме.

В духовном производстве труд индивидуален, в материальном - индивидуальный и коллективный. Наконец, не следует забывать, что если цель жизни многих людей - материальное богатство, то уровень духовного богатства просто не оценим. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Вывод: В структуре общественного сознания выделяются следующие уровни - обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся философская, художественная (эстетическая), теоретико-познавательная (научная), религиозная, правовая, политическая, моральная. Относительно четкое разграничение форм общественного сознания прослеживается на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становится на его обыденно-психологическом уровне.