Педразвитие. Работа над художественным образом в произведении

Работа над художественным образом в произведении

Ю.Н.Калашникова,

Преподаватель МБУ ДО ДШИ №6…..

В процессе ознакомления с художественным произведением, в процессе его изучения огромное значение имеет пояснение содержания этого произведения педагогом. Здесь слово, язык приходит на помощь музыке, на помощь осознанию и прочувствованию ее учащимся.

Если понимать программность как творческий принцип, то всякое реалистическое музыкальное произведение в известном смысле программно, потому что оно содержательно, идейно.

П.И.Чайковский писал: «Так как мы с вами не признаем музыки, которая состояла бы из бесцельной игры в звуки, то с нашей широкой точки зрения всякая музыка программная»

Но если программа произведения не объявлена композитором, то слушателю (и исполнителю) предоставляется известная свобода домысла такой программы., которая не совпадая с замыслом композитора в частностях, деталях и конкретных представлениях, обязательно отвечала бы общей, основной идее произведения и, во всяком случае, не противоречила бы ей.

Здесь ответственность педагога очень важна. Его пояснение содержания пьесы может сыграть большую роль в формировании у учащегося правильных представлений об основных художественных образах изучаемого произведения. И хотя не все в музыкальном произведении может быть выражено в слове (это обусловлено самой спецификой искусства как формы познания в образах).

«Свойство инструментальной музыки именно и есть то, что она поддается подробному анализу» П.И.Чайковский.

Педагог не в коем случае не должен отказываться от этого могучего средства, которое при умелом использовании оказывает существенную помощь в процессе изучения художественного произведения, в процессе формирования живой и правдивой, осмысленной и прочувствованной, а потому и выразительной ею трактовки. Попытаемся на примере пьесы П.И.Чайковского «Грустная песенка» сочинение 40 №2 показать некоторые моменты в процессе ее изучения (в приложении для домры).

Предлагая эту пьесу ученику, педагог должен хотя бы в общих чертах ознакомить его с великим чтением русской классической музыки П.И.Чайковского. В доступной для понимания форме данному ученику, педагог рассказывает о правдивости, искренности, задушевности и русской напевности его творчества, он называет некоторые другие сочинения П.И.Чайковского, выясняет, что из них знакомо ученику, наигрывает некоторые произведения великого композитора или отдельные их темы (напоминает о вероятно слышанных учеником контиленных вариациях из широко известных «Вариаций на тему рококо») педагог может рассказать ученику, что «Грустная песенка» написана в 1878 году – в год создания оперы «Евгений Онегин», «Детского альбома для фортепиано».

Сыграв пьесу, педагог обращает внимание ученика на общее настроение пьесы, отраженное в ее программном заголовке – «Грустная песенка».

В пьесе подчеркивается настроение не «безысходной тоски», а скорее «светлой грусти». Настроение этой пьесы, написанной композитором во время его заграничной поездки (Италия), по видимому, связано с мыслями о любимой родине. В это время П.И.Чайковский писал: «Об России я думаю с величайшим удовольствием…рад буду очутиться в родной стороне…сильно хочется видеть родной город (Москву)..»

В пьесе слышатся теплые, задушевные интонации русской песни. Примерно в этот же период П.И.Чайковский так высказывался о русском характере своей музыки, о ее родстве с народной песней… «Мне нередко случалось прямо приступать к сочинению, имев в виду разработку той или другой понравившейся мне народной песни…Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит в следствии того, что я вырос в глуши…проникая неисчислимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до старости люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова».

Рассматриваемое сочинение представляет собой лирическую песню-рассказ, повествующую в теплых, мягких тонах о грустном, но отнюдь не трагическом воспоминании. Также понимание пьесы особенно подтверждается ее средним эпизодом (такты 21-40), который дан на основе светлого мажорного лада и мягко контролирует с минорным ладом начального и заключительного эпизодов.

Попутно ученику поясняется 3-хчастное построение пьесы, раскрывается совершенство ее формы, отвечающей содержанию музыки. Третья часть (реприза) является повторением первой, а средняя, как уже было сказано, отличается светлым, радостным настроением, более оживленным характером и более яркими динамическими красками. Здесь от грусти не остается и следа. Слышится радостное жизнеутверждающее пение.

Пьесу замыкает 8-тактовое заключение. Песня удаляется, ее интонации как бы тают и замирают в отдалении.

Песенность пронизывает все произведения, она характеризует его содержание и обуславливает задачи исполнителя. Выразительное и задушевное «пение на инструменте» должно лежать в основе раскрытия художественных образов данного произведения.

Общий темп пьесы – Allegro non troppo , т.е. не слишком скоро. Следует предостеречь ученика от торопливого движения, которое исказило бы содержание пьесы, отразилось бы на плавности исполнения и внесло бы чуждый этой музыке элемент суеты. Здесь художественный образ песни диктует и соответствующий ему темп исполнения.

Литература:

1. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» - М.: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2012

2. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» - М.: Просвещение, 1980

Работа над художественным образом в хоровом произведении.

Обучение хоровому пению важный этап в формировании не только музыкально-певческой грамотности учащихся, но и в процессе эстетического, идейно-нравственного воспитания. От умения учителя не только обучить правильному исполнению, но и раскрыть жизненное, эмоциональное содержание музыкального образа, зависит восприятие учениками всего хорового искусства в целом. Очень важно, чтобы ребята понимали связь исполняемого произведения с замыслом автора, с эпохой, с конкретными событиями.

Мастерство учителя, вызвать каждого участника хора на размышления о связи музыкального произведения с жизнью, имеет огромное значение для глубины понимания музыкального образа и, следовательно, для достижения максимальной выразительности исполнения. Для решения этих важных и достаточно сложных задач, для обеспечения единства и непрерывности овладения учащимися музыкальной культурой, учителю необходимо знание определённых методов и приёмов, которые сформировались в передовой педагогической практике.

Работа над музыкальным произведением в хоре включает в себя несколько этапов работы.

Первый этап – изучение произведения самим учителем, глубокое проникновение в замысел автора, определение средств музыкальной выразительности.
Второй этап – выявление исполнительских и технических трудностей, определение путей их преодоления, составление плана работы с учениками.
Третий этап - включает в себя непосредственное разучивание песни учениками. Данный процесс зависит от особенностей хорового произведения, но можно выделить определённые стадии работы с учениками:

1) рассказ об авторе, о времени создания песни;
2) восприятие (прослушивание) хорового произведения учениками;
3) непосредственная работа с детьми по разучиванию произведения;
4) совершенствование исполнительской техники для наиболее полного раскрытия музыкального образа.

Для каждой из этих стадий работы в хоровой практике применяются определённые методические приёмы.

На первой стадии учитель рассказывает о биографии композитора, об истории создания песни. Очень целесообразно дать учащимся задание самостоятельно собрать сведения об авторе, о времени, о конкретных событиях, которым посвящено произведение. Это развивает сознательный интерес к произведению, обостряет слуховое восприятие песни.

Вторая стадия работы – непосредственное восприятие (прослушивание) музыкального произведения. Для этой цели учитель может использовать следующие приёмы:

1) прослушивание произведения в исполнении мастеров сцены (с использованием аудио и видеозаписей);
2) показ самим учителем.

Первое восприятие хорового произведения детьми – чрезвычайно важный момент в процессе работы над хоровым произведением. Задача учителя - правильно провести этот урок, чтобы у ребят появилась положительная мотивация для изучения данного конкретного хорового произведения.
На третьей стадии работы над песней необходимо проанализировать средства художественной и музыкальной выразительности, которые автор использовал для создания музыкального образа. В процессе этой работы учитель должен постоянно обращаться к накопленным на уроках музыки знаниям и умениям учащихся, углублять, развивать и закреплять их.
На четвёртой стадии происходит совершенствование исполнительского мастерства, тщательная и кропотливая работа с хором для достижения максимальной выразительности звучания музыкального произведения. Очень важно напоминать детям, что хоровое искусство воздействует на слушателей одновременно и музыкой, и словом. Поэтому так важна работа не только над техникой исполнения музыкальных элементов, иногда достаточно сложных, но и над текстом, над речевой интонацией, над драматической выразительностью хорового произведения.

Осмысленная взаимосвязь музыки и слова поможет наиболее полно раскрыть и для исполнителей, и для слушателей музыкальный образ, его связь с жизнью, с историей, с проявлением человеческих чувств. Образовательные стандарты второго поколения требуют от учителя более полного, более широкого подхода к процессу обучения, достижения единства и непрерывности в овладении знаниями учениками.
Рассмотренные данные методы и приёмы, а также стадии работы над хоровым произведением помогут учителю не только преодолеть технические трудности в работе со звуком, в тщательной подготовке музыкального исполнения, но и показать единство музыки с другими видами искусства, например, с литературой.
Таким образом, процесс обучения становится более полным, более творческим: совершенствуется музыкально–певческое, исполнительское мастерство учащихся, воспитывается художественный и музыкальный вкус, расширяется кругозор, что необходимо для формирования личностных качеств учеников, их правильного отношения к жизненным ценностям.

Педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи г. Томска Пугачева А. В.

Павленко Ирина Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" г.Усинска
Населённый пункт: город Усинск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Этапы работы над художественным образом музыкального произведения в современной школе искусств»
Дата публикации: 21.05.2018
Раздел: дополнительное образование

«Этапы работы над художественным образом музыкального

произведения в современной школе искусств»

Работу над художественным образом музыкального произведения

необходимо начинать на самых ранних этапах соприкосновения

обучающегося с музыкой - с первых уроков и с началом освоения нотной

Даже при первоначальном исполнении самой простейшей мелодии

необходимо стараться, чтобы исполнение было выразительным, и характер

исполнения соответствовал характеру мелодии.

Г.Г.Нейгауз писал: «Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы

он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую - бодро, торжественную

торжественно и т. д. и т. д. и довел бы свое художественно-музыкальное

намерение до полной ясности.»

Перед любым исполнителем всегда стоит сложная задача – необходимо

передать эмоциональный характер, настроение и замысел, заложенный

Как же этого добиться?

\Изучение произведения можно разделить на три этапа:

первый – ознакомительный,

второй – детальная работа над произведением

третий – завершающий, подготавливающий к концертному

исполнению.

На первом и третьем этапах преобладает целостный, обобщенный подход к

произведению, а на втором – более подробное его рассмотрение.

Остановимся на каждом этапе:

первый этап – ознакомительный. На этом этапе необходимо создать

первоначальное обобщенное представления о произведении, о

характере, настроении музыки. Этот этап чрезвычайно важен. Свежесть

и яркость первого впечатления, помимо всего прочего, несут в себе

особое, личностное своеобразие переживания, что впоследствии будет

определять индивидуальные особенности интерпретации. На занятиях

с педагогом первоначальный образ создается в основном с помощью

преподавателя, который знакомит ученика с произведением,

проигрывает его на инструменте, рассказывает о нем.

Ведущую роль при ознакомлении с произведением играют навыки

быстрой ориентации в нотном тексте, умение читать с листа. При

чтении допускается значительное упрощение фактуры, гармонии,

пропуск технически сложных элементов. В трудных произведениях

можно ограничиться воспроизведением мелодической линии – главного

смыслообразующего элемента музыкальной ткани или, в крайнем

случае, внимательным просмотром нотного текста без инструмента.

Недостаток умений чтения с листа можно и даже нужно

компенсировать активной работой слухового воображения –

мысленным воспроизведением музыкального материала,

проигрыванием наиболее трудных фрагментов «в уме», за счет

воссоздающего воображения. При знакомстве с новым музыкальным

произведением можно также послушать его в исполнении выдающихся

мастеров. Чтобы избежать стремления к буквальному копированию,

желательно прослушать произведение в исполнении разных

музыкантов, познакомиться с различными вариантами интерпретации.

Тогда более ясной станет многозначность музыкального образа,

многовариантность его художественного прочтения. После

предварительного знакомства с произведением за инструментом,

полезно закрепить свои впечатления в словесной форме. При этом

достаточны краткие характеристики, состоящие из нескольких слов и

отражающие общую эмоциональную окрашенность музыкального

образа. Например: лирико-созерцательный, поэтический,

просветленный, мечтательный, решительный, стремительно-страстный,

нежный, чистый, гибкий, грациозный…

При определении характера произведения следует внимательно изучить

обозначения темпа, настроения музыки, характера звучания, динамики и т.п.

Так как эти указания даются по традиции на итальянском языке, нужно знать

точное значение.

Итак, наиболее важные моменты первого этапа работы:

– целостный охват произведения посредством чтения с листа и мысленного

проигрывания;

– прослушивание звукозаписи;

– краткая словесная характеристика музыкального образа.

второй этап – детальная работа над произведением. Основной целью

второго этапа является дальнейшее углубление в образный строй

протяженный период работы, совпадающий с техническим,

пианистическим освоением музыкального материала. В раскрытии

художественного содержания произведения первостепенную роль

играет грамотный и всесторонний его анализ. Анализ художественного

произведения по самой сути своей должен быть художественным.

Основные задачи эмоционально-смыслового анализа:

выявить структуру содержания произведения, ее основные разделы,

характер тематических построений, их выразительное значение;

проследить динамику развития в произведении художественно-

напряженности, кульминационные точки, моменты смены настроения;

проанализировать используемые в произведении средства музыкальной

выразительности – гармонию, ритм, мелодию, элементы полифонии,

фактуру изложения, исполнительские штрихи и т.д. – с точки зрения их

эмоционально-смыслового значения.

В практической работе над произведением эмоционально-смысловой анализ

непосредственно переплетается с другими методами: приемами

дирижерского показа, пропеванием, методами ассоциаций, сравнений и

сопоставлений.

Третий этап – завершающий. После того, как проведена детальная

работа над произведением, оно выучено наизусть и освоено

технически, наступает последний – заключительный этап работы,

целью которого является формирование целостного музыкально-

исполнительского образа и его реальное воплощение в исполнении.

Этот этап предполагает, как и период ознакомления, целостный охват

произведения, проигрывание его целиком. Между начальным и

завершающим этапами освоения произведения много общего. И в том,

и в другом случае требуется синтетический, обобщающий подход к

произведению. Но на завершающей стадии целостное представление

формируется на другом, гораздо более высоком уровне, с учетом всей

проделанной работы, всех добытых на предыдущих этапах знаний и

впечатлений. Особое внимание на заключительном этапе

художественной работы над произведением следует уделить

формированию эмоциональной культуры исполнения. Необходимо

соблюдать чувство меры в выражении чувств, стремиться к

естественности и искренности эстетического переживания.

Эмоциональные перехлесты, манерность и преувеличенная аффектация

несовместимы с подлинно художественным переживанием музыки. Об

этом хорошо сказал А.Г.Рубинштейн: «Чувства не может быть слишком

много: чувство может быть только в меру, а если его много, то оно

фальшиво». Поэтому исполнителю необходим контроль со стороны

сознания, умение держать себя в руках, регулировать свое

эмоциональное состояние.

Наиболее важные моменты работы на заключительном этапе изучения

произведения:

создание эмоциональной программы исполнения, плана

интерпретации;

пробные проигрывания в надлежащем темпе и настроении;

ориентация исполнения на слушательскую аудиторию;

формирование эмоциональной культуры исполнения;

тренировка исполнительской воли и выдержки;

при необходимости - возврат к медленному темпу или перерыв в работе

над произведением.

В современной педагогике для наиболее эффективной работы над

музыкальным образом разработаны следующие типы занятий:

1. Монотематические уроки. Они концентрируются вокруг единого

художественно-смыслового стержня и посвящаются решению какой-либо

одной проблемы. Это может быть разбор нотного текста, значение мелодии,

свобода и непринужденность в обращении с инструментом, разные виды

педальных, гармонических, полифонических, текстологических,

аппликатурных уроков.

2.Политематические уроки. Они сочетают в себе различные, часто

контрастирующие задания. Они направлены на более объемный спектр

познаваемого материала. Нередко это позволяет повысить интерес ученика.

Часто применяется и такая форма организации урока как выделение

«стержня» в каждом из нескольких произведений, изучаемых учеником.

Вокруг центрального задания как бы группируются важные детали,

количество которых должно быть ограничено.

3.Уроки в свободной форме. Они проводятся с учащимися, стоящими на

более высоком уровне развития, способными усвоить сложные указания

педагога, умеющими работать инициативно и самостоятельно. Над особенно

трудной пьесой можно поработать детально и длительно, пока не появится

заметный результат. Если ученик уже находится на пути к достижению цели,

ему представляется возможность здесь же на уроке добиваться улучшения.

При этом педагог лишь изредка дает наводящие указания. Такая форма

работы под ненавязчивым контролем педагога чрезвычайно эффективна, так

как позволяет проверить и направить самостоятельную работу учащегося.

В процессе любого из вышеперечисленных типов занятий необходимо чаще

переключать ученика от собственно работы к обыгрыванию. В рабочем плане

урока надо разграничить изучение и исполнение. Это поможет воспитанию

эстрадного самочувствия молодого пианиста. Еще один момент: во время

работы необходимо давать ученику и некоторую разрядку, например, сыграть

ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях,

поиграть с ним в четыре руки. В результате внимание ребенка освежается и

он вновь готов к настойчивой, требующей мобилизации всех сил работе.

Основная задача в работе над образным строем музыкальных произведений –

создать условия для художественного исполнения учеником выученных им

сочинений, дать возможность ребенку почувствовать себя музыкантом-

художником.

В идеале вдохновение должно проявляться всякий раз, когда ребенок

обращается к музыке. Педагогической удачей будет успех ученика на эстраде.

Таким образом, работа над художественным образом музыкального

произведения должна носить многогранный характер. Ученик и педагог

полны энтузиазма и любви к своему делу, это, в свою очередь, дополняется

индивидуальностью ученика и огромным обаянием личности педагога

(культурой). В этом союзе рождается великое многообразие форм и методов

работы над художественными образами музыкальных произведений.

Надырова Д.С. Работа над художественным образом музыкального

произведения - Казань, 2013 г.

Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.:

Классика ХХI, 2004.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984

LVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2016 г.)

Выходные данные сборника:

«В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии»: сборник статей по материалам LVI международной научно-практической конференции. (20 января 2016 г.)

РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

Зелёная Алина Викторовна

зав. отделением сольного пения
Детская школа искусств,
РФ, г. Ханты-Мансийск

WORK ON THE ARTISTIC IMAGE OF VOCAL WORKS

IN THE CLASS OF SOLO SINGING

Alina Zelenaya

manager of department of solo singing
Children’s school of arts,
Russia, Khanty-
Mansiysk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме раскрытия художественного образа вокального произведения. Особое внимание уделено значению творческого воображения как одного из главных составляющих художественного творчества. Данный вопрос недостаточно изучен и требует дальнейших исследований, обобщения и систематизации. Творческое воображение представляет собой одну из специфических форм отражения действительности. Результатом деятельности творческого воображения является создание системы устойчивых ассоциативно-образных связей – основы стабильного и качественного исполнения. В ходе исследования были также затронуты вопросы о единстве музыки и слова, а также о значении перспективного охвата общей композиции вокального произведения. Результаты данного исследования расширяют представления о вокальной педагогике и могут оказать практическую помощь преподавателям детских школ искусств, других учреждений искусств.

ABSTRACT

The article is devoted to the revelation of the vocal artistic image. Particular attention is paid to the value of creative imagination as one of the main components of artistic creativity. This issue is under-investigated and requires further research, generalization and systematization. Creative imagination is one of the specific forms of reality reflection. The result of the creative imagination is system formation of sustainable associative-shaped links – the basis of a stable and high-quality execution. Questions about the unity of music and words as well as about the meaning of prospective scope of the general composition of vocal works are touched upon as part of the study. Results of this research extend the idea of vocal pedagogy and can provide practical assistance to teachers of children"s art schools and other art institutions.

Ключевые слова : художественный образ; творческое воображение; вокальное произведение; сольное пение.

Keywords: artistic image; imagination; vocal work; solo singing.

Проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и умение передать характерное для данного автора, данного жанра, данной эпохи – всегда актуальна в музыкальной педагогической работе. Как известно, суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» художественное произведение, раскрыть в своём исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, её эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесён собственный, пусть небольшой, но индивидуальный опыт понимания и переживания музыки, что придаёт интерпретации особую неповторимость и убедительность.

Неотъемлемым звеном музыкальной культуры является исполнительское искусство, которое связано, прежде всего, с воспроизведением и созданием художественных ценностей. Вокальное искусство – особый вид искусства. В нём объединяются три составляющие: идея, заложенная в произведение автором музыки, идея автора текста и, наконец, – деятельность исполнителя, который должен выразить то, что заложено поэтом и композитором. Показателем исполнительского мастерства является способность убедительно раскрыть заложенный в произведении художественный образ.

Трудность художественного пения, то есть пения, где главной задачей является создание музыкально-вокально-словесного образа, заключается в том, что певцу нужно решать одновременно множество задач. Певцу необходимо уметь совмещать в себе как бы два лица: одно – действующее, другое – наблюдающее за своими действиями. Он одновременно должен быть и певцом, и режиссером .

Пение – это непрерывное и логическое движение голоса, определяемое смыслом музыкального произведения. Маэстро Умберто Мазетти (учитель пения Антонины Неждановой) постоянно говорил своим ученикам слово “Avanti”, то есть «вперед». Это значило: двигайтесь голосом вперед, чувствуйте, откуда и куда идете. «Ставить красиво» ноты еще не значит петь .

Для правильного вокального исполнения необходимо установить связь музыки и слова. Музыка углубляет и расширяет содержание словесного текста, являясь «подтекстом» к слову. Порой смысловую нагрузку несет музыка, порой слово. Часто смысловая нагрузка их равноценна.

Ознакомившись с произведением в целом, следует более подробно изучить поэтический текст , временно отделив его от музыки, чтобы не пропал смысл стихотворения, чтобы музыка не заслонила его красоту. Ибо совместно с музыкой текст перестает восприниматься как самостоятельная эстетическая ценность и преломляется только через музыку, хотя в конечном итоге именно в этом синтезе он и должен доходить до слушателя. В текст надо вчитаться, разобраться в его строении, выразительно продекламировать вслух. Верное, выразительное чтение текста, правильные акценты, выделение главных слов, четкое произношение ударных и смешанных гласных – все это должно найти свое место в последующем исполнении произведения.

Музыкальный текст следует проанализировать с точки зрения формы, особенностей мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия. Надо очень внимательно отнестись ко всем авторским ремаркам, обратив внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки, отдельные указания о характере исполнения.

Как во всяком искусстве, в искусстве пения сливаются и сосуществуют на равных две составляющие: творческая и техническая. Прежде чем приступить к технической проработке вокального произведения, нужно создать «проект», план его построения. Необходимо наметить его общую форму, установить равновесие частей, развить логическое движение чувств, заключенных в музыке, определить различные манеры пения, которые должны быть использованы для воплощения данной формы.

Перспективный охват общей композиции вокального произведения, проникновение в его музыкально-драматическую структуру, драматическое «оправдание» элементов музыки – необходимый творческий процесс при освоении исполнителем вокального произведения. Нужно понять, от чьего лица действует певец-исполнитель, каков характер изображаемого лица, каковы его внутренние задачи.

Построенный таким образом план исполнения вокального произведения может созерцаться исполнителем как бы с высоты его творческого сознания, как некий синтетический образ, обобщающий конкретный материал музыки. Строго следуя созданному плану исполнения, певец никогда не собьется с пути, не израсходует понапрасну своего эмоционального заряда, для него исчезнет необходимость петь, ожидая вдохновения. Певец может спеть хуже или лучше (это часто зависит от состояния его вокального аппарата), но должен спеть и исполнить произведение верно, то есть «согласно внутреннему плану» , последовательно решая внутренние задачи, плодотворно расходуя голос и эмоции.

Как осуществить все это? Очевидно, что одного интеллектуального усилия здесь недостаточно. В этой стадии создания художественного образа вступает в действие творческое воображение – одно из самых главных орудий художественного творчества.

Вопреки типичному заблуждению, воображение человека никогда не отрывается от реальной действительности. Напротив, оно представляет собой одну из специфических форм отражения этой действительности, причем решающую роль играют здесь продуктивно-творческие элементы мышления. В то же время не всякое воображение можно назвать истинно творческим. Чтобы стать таковым, ему необходимы:

  • богатая база исходных представлений (память, которая является как бы резервуаром воображения);
  • четкость целеполагания, организующая работу мысли в строго определенном направлении;
  • инициативность, выражающаяся в способности самостоятельно разрабатывать (К.С. Станиславский) предлагаемые обстоятельства;
  • яркость и конкретность создаваемых образов.

Большое значение имеют также индивидуально-личностные качества человека: высокий уровень интеллектуальной активности, развитость познавательного интереса как ведущего, доминирующего мотива деятельности, наличие ценностного, эмоционально прочувствованного отношения к предмету познания. Помимо этого, следует учитывать роль таких природных задатков в психической организации человека, как впечатлительность, живость эмоциональных реакций, легкая возбудимость нервных процессов.

Способность к воображению может быть развита путем соответствующей тренировки. Следует научить начинающего певца перед пением вводить в действие творческое воображение, не допускать формального пения, без ясных образов, идей, мыслей и ярких представлений о ситуации, которую ему следует выразить.

Материалом для воображения служат знания, личный опыт, впечатления. Потому начинающий певец должен копить впечатления, запоминать свои чувства. Знакомство с жизнью композитора, поэта, на текст которого написано произведение, знакомство с эпохой, в которой они жили или которую описывают – все это обогащает исполнителя образами и ви дениями.

Особое место в развитии воображения у музыканта играют музыкальные впечатления. Важно уметь понять язык музыки, найти связь между музыкальными переживаниями и другим впечатлениями. Музыка – своеобразное отражение жизни в форме звуков, особый язык. Конечно, язык музыки часто бывает лишен той конкретности, которой отличаются словесные описания. Однако музыкой можно выразить то, чего нельзя описать словами. Это специфическое средство общения между людьми, при помощи которого они могут или непосредственного передавать друг другу свои впечатления, переживания, или запечатлевать их в форме нотных знаков .

В вокальной музыке сам словесный текст подсказывает содержание. Однако он создает часто лишь общую картину, настроение, музыка же является ведущим рассказчиком и выразителем идеи, главной, наиболее ценной в художественном отношении стороной произведения.

Критерием правильности работы нашего творческого воображения является практика . В соответствии с той деятельностью, которой занимается человек, у него развивается больше зрительное, слуховое или эмоциональное воображение. Однако во всех случаях сильное воображение возможно только тогда, когда накоплен достаточный материал, который к тому же активно используется. Для педагогического процесса этот момент очень важен, поскольку позволяет связать развивающиеся технические навыки с определенными образами и избежать формального звуковедения («звукодуйства»).

Таким образом, в процессе работы над художественным образом вокального произведения воображение исполнителя способно выполнять следующие функции: участвовать в построении перспективного плана исполнения; расширять и углублять представления исполнителя о произведении, внося все новые и новые данные, почерпнутые из собственного опыта (музыкального и внемузыкального); помогать выбору конкретных исполнительских средств; направлять работу над произведением в определенное концептуальное русло. Результатом деятельности творческого воображения является создание системы устойчивых ассоциативно-образных связей – основы стабильного и качественного исполнения. Это позволяет проникать в самую суть музыкального произведения, раскрывая природу и внутреннее содержание его художественного образа. Каждый звук при этом становится носителем определенного смысла, подчиняясь общей концепции исполнительского замысла.

Список литературы:

  1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000 – 368 с.
  2. Малышева Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами. – М.: Музыка, 2001 – 168 с.
  3. Смелкова Т.Д., Савельева Ю.В. Основы обучения вокальному искусству. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. – 160 с.
  4. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: Искусство, 1985 – 479 с.
  5. Юдин С.П. Певец и голос: о методологии и педагогике пения. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 136 с.

Марышева Оксана Александровна
Должность:
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснохолмская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Красный Холм, Тверская обл.
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях"
Дата публикации: 05.10.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОХОЛМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок по фортепиано

Тема: «Работа над художественным образом в программных

фортепианных произведениях»

Марышева О.А.

преподаватель по классу фортепиано

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Краснохолмская детская школа искусств»

Открытый урок по классу фортепиано

Тема

урока: «Работа

художественным

программных

фортепианных

произведениях».

Цель

урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального

произведения.

Задачи урока:

развивать творческие способности детей;

активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся;

работать

выразительностью

музыкального

преодолением

исполнительских трудностей;

закрепление навыка грамотной педализации;

достижение уровня образной завершенности произведения;

способствовать формированию у учащихся положительной мотивации, интереса к

процессу обучения.

Оборудование и материалы:

инструмент фортепиано;

мультимедийное сопровождение урока: телевизор, DVD;

репродукции.

Тип урока : комбинированный.

План урока :

Вступительная часть

Основная часть: работа над произведением

Заключительная часть

Вступление

обучения

дальнейшем

педагогу

необходимо

развивать

совершенствовать не только технические навыки владения инструментом своих учеников.

интенсивно

«погружать»

исполняемую

«заражать»

Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения

первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл

выразительно, с пониманием характера.

художественным

эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика,

эмоциональное

состояние

положительно

прилежание,

способствовать

целенаправленной

настойчивой

нюансами, игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно

прозвучало ярко, осмысленно, выразительно.

Программная музыка - род инструментальной музыки; музыкальные произведения,

имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в

программной

применяются

музыкальная

изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

Простейший вид программной музыки - картинная программность (музыкальной

картины природы, народных празднеств, битв и т.п.).

На данном уроке будет показана работа над художественным образом фортепианного

произведения Ю. Щуровского «Утро» из пионерской сюиты «Зима».

Основная часть урока

Многие художники, поэты, композиторы обращались к теме утро.

репродукций

художников:

сосновом

«Туманное утро», А. Адамов «Раннее утро»), поэты: Я.Полонский «Утро», А. Пушкин

«Зимнее утро», композиторы: П.Чайковский «Зимнее утро», С.Прокофьев «Утро», Э.Григ

«Утро» и др.

Вот и мы попробуем сегодня раскрыть и выразить в исполнении музыкальную

картину зимнего утра. Для того чтобы окунуться в атмосферу зимнего утра преподаватель

предлагает посмотреть картины зимнего утра на музыку П.И. Чайковского «Зимнее утро».

Показ слайдов.

Вместе с ученицей проводится подробный разбор произведения по предложениям.

К каждому предложению ученица нарисовала рисунок. Проводится работа над каждым

предложением. Ученица сначала рассказывает, какой образ она хочет показать в данном

предложении, затем пытается выразить свой замысел в исполнении на фортепиано.

Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением,

разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера

музыкального

произведения.

Обращается

внимание

исполнительские

трудности,

которые отрабатываются отдельно.

Преподаватель вместе с ученицей проводит разбор динамического плана, штрихов,

В пьесе «Утро» важна роль педали как красочного средства. Звучанию придаются

не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль

помогает

раскрыть

выразительные

художественные

возможности

педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные

элементы фактуры. В этом произведении педаль запаздывающая, игра с запаздывающей

педалью, обычно, вызывает трудность у детей, поэтому надо провести специальную

работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней,

а постоянно её ощущала мягким касанием при постоянном слуховом контроле за чистотой

звучания.

Для самостоятельной работы ученице было дано домашнее задание подобрать

стихотворение про утро. Ученица читает стихотворение С. Смусенко «Утро»:

Солнце встало поутру

Раньше первой птички,

Заплетая на ветру

Лучики в косички.

Солнцу хочется успеть

Ранним утром этим

Приласкать и обогреть

Все на белом свете.

Как же рады все вокруг

Звери, птицы, рыбки,

Речка, поле, сад и луг

Солнечной улыбке!

После проведённой работы на уроке ученицей исполняется произведение «Утро»,

в котором она попыталась выразить художественный образ картины зимнего утра.

В заключение урока преподаватель предлагает послушать и посмотреть слайды на

произведение Э.Грига «Утро».

Заключение

проигрыванием

учеником

напоминать

необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться

правильно,

выразительно,

эмоционально,

замечать

недостатки, чтобы потом их исправить.

Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь

непрерывно

развивая

музыкальность

интеллект,

эмоциональную

отзывчивость

совершенствуя

звукоизвлечения.

образами

настойчиво

работает,

совершенствует пианистическую технику, стремясь ярче передать в своём исполнении

художественный образ произведения.

Важно на уроке использовать различные методические приёмы для активизации

творческого мышления ученика, для активного включения в работу, чтобы урок был

интересным и не скучным.

Для работы дома можно дать задание продолжить работу, начатую в классе, над

исполнением

аккомпанемента,

динамическими

оттенками,

употреблением

педали, работу над художественным образом пьесы.

Одним из главных требований Г.Нейгауза для достижения художественной красоты

исполнения является требование простоты и естественности выражения. Вся работа,

протекающая в его классе, была посильной работой над музыкой и её воплощением в

фортепианной игре, другими словами – над «художественным образом» и фортепианной

техникой. Никуда не годится тот педагог, будь он хоть о семи пядей во лбу, который

удовлетворяется рассказами об «образе», о «содержании», о «настроении», об «идее», о

«поэзии»

добивается

конкретнейшего,

материального

воплощения

высказываний

внушений

нюансировке,

совершенной

фортепианной

технике. Так же никуда не годится педагог, который видит ясно одну лишь фортепианную

игру, фортепианную «технику», а о музыке, о её смысле и закономерностях имеет лишь

смутное представление.

Опираясь

возможности

развитие,

добиваться,

исполняемая

«говорила»

пониманием

настроения,

характера

произведения

основных

художественных

начинается

изучение

произведения.

Используемая музыка:

П.И. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома»

Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».