Презентация на тему "А.П. Платонов «Еще мама»". А.Платонов «Еще мама Проверка домашнего задания

Цель: осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?

Задачи:

1. Образовательные:

  • активизировать познавательный процесс, развитие основных навыков чтения: правильности, выразительности;
  • способствовать более вдумчивому восприятию текста, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства языка;
  • совершенствование устной речи;
  • уточнение и обогащение словаря.

2. Развивающие:

  • развитие памяти, воображения, мышления, творческих способностей;
  • развитие мимики, пантомимики;
  • развитие четкой дикции;
  • развитие зрительного восприятия.

3. Воспитательные: развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям.

Учитель: Сегодня внимательно и вдумчиво перечитывая рассказ Платонова «Еще мама», мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит еще мама?». Почему рассказ так называется? Для ответа на этот вопрос вспомним основные пункты плана, который мы составляли на прошлом уроке и, опираясь на этот план, проведем различные виды работ, чтобы ответить на главный вопрос: «Что значит еще мама?».

План (на доске):

  1. Разговор Артема с мамой.
  2. Дорога в школу.
  3. Встреча с учительницей.
  4. Тревожные мысли Артема.
  5. Работа с иллюстрацией.
  6. Артем учится.
  7. Утро следующего дня.

Учитель: Всем известно, что самое дорогое для всех слово – мама. Это первое слово, которое произносит человек. Лучше мамы нет никого на свете! У нее самые добрые и ласковые руки, которые умеют делать все, самое нежное сердце, которое любит нас бескорыстно. Мама всегда придет на помощь, подскажет, научит, защитит.

Сейчас мы обратимся к главному герою рассказа – Артему, узнаем, как он относится к своей маме. Для этого мы выразительно прочитаем по ролям разговор мамы с сыном.

Выразительное чтение по ролям (Приложение 1).

После чтения – ответы на вопросы.

Учитель: Почему Артем не хотел идти в школу?

Ученик: «А то я пойду, а ты заскучаешь по мне»; не хочет, чтобы мама скучала.

Учитель: Что случилось, когда прошло лето?

Ученик: Когда наступило лето, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу.

Учитель: Как повел себя Артем?

Ученик: Артем не сопротивлялся, не вырывал свою руку, согласился поучиться чуть-чуть, просил маму не скучать, а потом: «Нет, ты немножко скучай, так тебе лучше будет» (чувствует ее состояние, заботится о ней).

Учитель: А что мама обещает?

Ученик: Ждать его, испечь оладьи.

Учитель: Какие слова говорят о том, что Артем тревожится, переживает, беспокоится?

Ученик: Не плачь по мне, ты не бойся, не умри, смотри, а меня дожидайся.

Учитель: Какой наказ дала мама Артему?

Ученик: «Учительницу там слушайся, она вместо меня будет».

Артем не соглашается – «Она чужая.»

Привыкнешь. Апполинария Николаевна тебе как родная будет.

Учитель: Итак, мама проводила Артема в школу. Что приключилось с Артемом по дороге в школу? Что его беспокоило? Об этом нам расскажет Егор.

Пересказ отрывка «Дорога в школу» (Приложение 2).

Егор: По дороге в школу опять думает о маме. Матери не было видно, она уже дома должно быть, это хорошо, значит волк ее не съест.

Учитель: А сейчас послушайте отрывок из рассказа Л.Н Толстого «Филиппок», который подготовила Вика.

Подумайте, в чем сходство и в чем отличие этих двух отрывков, рассказанных Викой и Егором»?

Пересказ девочки отрывка Л.Н Толстого «Филиппок» (Приложение 3).

Ученики:

Сходство: в первый раз мальчики идут в школу, опасности в дороге: собаки, только в рассказе Платонова еще и гуси.

Отличия: Филиппок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был маленький и его никто не провожал. Филиппок настойчив. Артема провожала мама, он не хотел идти в школу, он пошел, чтобы не огорчать маму (Артем добрый!). Филиппок знал буквы, Артем – нет. Филиппок интересовался школой, Артему ничего не было известно.

Физкультурная пауза.

Погореловский «Попробуй волшебником стать».

Егор:

Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.

Вика:

Олеся:

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй,
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.

Егор:

Понять и исполнить
Желанья другого-
Одно удовольствие, честное слово.

Кирилл:

И ты совершаешь
Веселое чудо;
Ковер засверкал,
Засияла посуда,
И ахнула мама,
Вернувшись домой:

Вика:

Да это как в сказке,
Волшебник ты мой.

Кирилл проговаривает слова, все ребята выполняют эти движения:

«Маму я свою люблю,
Я ей дров наколю,
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю,
Пол я чисто подметаю
И уроки повторяю.»

Ребята садятся за парты и выполняют упражнения для глаз:

  1. Взгляд вверх, вниз, вправо, влево (5-6 раз).
  2. Зажмуривания глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение.
  3. Дотроньтесь указательным пальцем до носа и зафиксируйте на нем взгляд. Палец медленно отводить на расстояние 30-35 см и так же медленно приближать обратно к кончику носа, не отрывая взгляда (повторить 3 раза).
  4. Круговыми движениями массируйте круговую мышцу глаза и мышцу, поднимающую верхнее веко (3-5 раз).
  5. Пальминг.

Учитель: Итак, Артем приходит в школу. Прочитаем встречу с учительницей по ролям, за мальчика – Егор.

Учитель: Понравилась ли вам учительница? Чем? Какие ее поступки говорят о том, что она поступает как мама.

Ученики:

Как мама, она смогла убедить сделать то, что не хотел.

Как мама подняла на руки и понесла.

Пахнет от нее так же как от матери – «теплым хлебом и сухою травой».

Прижался к ней, и она оставила его у себя на коленях.

С неподдельным участием чутко и внимательно отнеслась к его ране.

Почувствовала его тревожное состояние, успокоила.

Лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, как будто она играть с ним хотела, как маленькая.

Учитель: Во всех ситуациях Аполлинария Николаевна поступает как мама, подтверждаются слова Евдокии Алексеевны, «она, Аполлинария Николаевна, будет еще одной мамой».

Учитель: Поведение Артема на уроке. Идет урок, а о чем же думает Артем?

От имени Артема его мысли передаст Кирилл (от первого лица – «Я») (Приложение 5).

Что тревожило Артема?

Ученик: Переживает за маму. «А жива ли она, не померла ли от чего-нибудь?»

Учитель: Отношение учительницы к ученику?

Ученик: Она почувствовала его тревогу, поинтересовалась, успокоила (чуткая, внимательная, заботливая).

А сейчас рассмотрим иллюстрацию на стр. 141 (учебник «Литературное чтение»).

Обратимся к изображению главных героев на стр. 141, чтобы точнее передать характер действующих лиц, их настроение, соотнести этот эпизод с описанием в произведении. Иллюстрация помогает увидеть сцену и по позе, выражению лиц героев судить о их переживаниях.

Рисунок 1

Кого изобразил художник? В какой обстановке?

Как они нарисованы?

Что делает учительница?

Ответные действия Артема?

Ученик: Художник изобразил Артема и Аполлинарию Николаевну в ее доме.

На стене различные картины и фотографии, видна верхняя спинка дивана. У учительницы живые цветы.

Учительница изображена в лиловом платье и синем жикете. На Артеме голубая рубашка. Необыкновенные волосы солнечного цвета.

Учительница что-то весело рассказывает, жестикулирует, улыбается.

Артем внимательно с неподдельным интересом смотрит на учительницу.

Учитель: Соотнесите этот рисунок с описанием в произведении. Способствует ли рисунок тому, чтобы точнее передать характеры героев?

Ученик: Да, способствует лучшему пониманию характеров героев (добрая, отзывчивая учительница и любознательный ученик).

Учитель: Сценку урока покажут Кирилл и Олеся (Приложение 6).

Как она убедила учиться Артема, ведь он не хотел?

Ученик: Она объяснила ему, что мама будет горевать: «Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться, – значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она, и сама заплачет.»

Учитель: Научился ли Артем чему-нибудь в первый школьный день?

Ученик: Да, научился писать.

Учитель: Какие первые слова написал мальчик.

Ученик: «Мама», «Родина».

Инсценировка, мама провожает в школу сына (Приложение 7).

Учитель: Как восприняла Евдокия Алексеевна сообщение сына, что ему пора в школу? Не обиделась ли она?

Ученик: Сообщение сына, что ему пора в школу, восприняла немного с грустью, но и с радостью одновременно, потому что она поняла, что к учительнице Артем относится как к маме, следовательно, будет стараться делать все, чтобы не огорчать учительницу; и все это будет только радовать маму!

И мама пожелала Артему: «Учись там и расти большой».

Заключение.

Учитель: Школьные годы у Платонова описаны так: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница – Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про человека, родимого всякому дыханию, траве и зверю, а не властвующего Бога, чуждого буйной зеленой земле».

Своим рассказом «Еще мама» А. Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама.

Домашнее задание: подробный пересказ эпизода: «Встреча с учительницей».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шауринская СОШ» Цунтинский район РД.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

литературного чтения

3 класс

Открытый урок по теме А.П.Платонов «Еще мама»

Дата: 12.03.2019 г

Учитель начальных классов

Тагирова Муъминат Валиевна

с. Мокок

2019 г

3 класс

Урок литературного чтения

Тема: А.Платонов «Еще мама» (2 урок, урок обобщение)

УМК «Школа России»

Класс: 3.

Цель урока: формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности.

Результаты деятельности:

Личностные (ЛР ): Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные (МПР):

находить необходимую информацию в тексте.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Предметные (ПР): познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя.

Тип урока: комбинированный урок, с использованием ИКТ

Вид урока: урок открытых мыслей, урок исследования.

Используемые методы и приёмы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

3. Практические методы: устные упражнения.

Оборудование: .

1. Компьютер,

2. Учебник для 3 класса начальной школы

Организационный момент

Сядьте удобно, расслабьтесь, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете его

тепло, словно теплая мамина ладонь гладит ваши волосы.

Скажите себе: Мне тепло и спокойно

Прочитайте выразительно

Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разных кусочков впечатлений. Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением Андрея Платоновича Платонова «Еще мама», которое он посвятил своей первой учительнице.

Наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни каждого из вас.

Проверка д\з

Посмотрите, какое интересное название у произведения «Еще мама»

Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама.

Мамочка Мамуля Маменька Матушка

Актуализация знаний, мотивация

Итак, дети, сегодня необычный урок литературы. У нас сегодня гости. Но мы не волнуемся, мы гостям рады. Работаем как всегда, и общая дружная работа поможет нам справиться с любой задачей.

Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения. Вы внимательно его послушаете, а потом скажите, из какого произведения взят отрывок и кто является автором.

К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)

Почему вы так решили? Докажите. (все события следуют одно за другим, есть сюжет)

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка

С. И. Ожегова сказано рассказ – это… (читает ребенок)

Согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом? Почему?

Работа по теме урока.

-Я снова предлагаю вам вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного рассказа

Как звали главного героя этого рассказа?

Какая семья была у Артема?

Хотел ли мальчик идти в школу? Почему? (Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».)

Что же произошло, когда Артему исполнилось семь лет.

(с. 137-138) чтение по ролям. С какой интонацией будем читать? Постарайтесь голосом передать внутреннее состояние героев, вспомните себя.

О чем он просил мать перед уходом?

(Чтобы она его обязательно дождалась)

«… жалобный и внимательный взгляд ребенка означал его постоянный страх;

он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»

Какой наказ давала мать? (Слушаться учительницу, она будет тебе в школе мамой)

Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?

(Он не мог представить чужую женщину в роли матери)

Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой)

Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо идти учиться)

С какой целью автор описывает путь от дома до школы?

(Показать, какие испытания выпали на долю Артема?)

Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным? (Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идет один, и ему видится все чужим, опасным и страшным)

Давайте вспомним произведение Л.Толстого, где автор

рассказывает нам о маленьком мальчике, сбежавшим в школу. -Как называется произведение? (Филиппок )

Как звали главного героя? (Филиппок )

Сравнить двух героев помогут мне наши исследователи и в конце урока нам расскажут, можете приступать. А мы продолжаем.

Представьте, что вы режиссеры и снимаете картину, какими качествами должен обладать главный герой?

Подберите прилагательные, чтобы описать характер Артёма?

У вас на столах словари чувств, можете воспользоваться.

Смелый добрый воспитанный ответственный заботливый

ФИЗМИНУТКА

Работа по теме урока.

Работа над содержанием

Как учительница встретила Артема в школе?

Прочитайте, как автор описывает нам учительницу?

- Какой художественный прием использует автор?

(сравнение «как маленькая»)

Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери)

Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери)

А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу.)

С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Мама, Родина)

Почему? Какие пословицы знаете ?(Хлеб, земля, Родина, мать-это то, без чего не может жить человек.) (Одна у человека мать, одна и Родина)

Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте (с. 142)

Какими качествами должна обладать учительница, чтобы её считали мамой? Давайте дадим характеристику учительницы, какой она была?

    Добрая, умная, заботливая, ароматная, трудолюбивая, переживающая, внимательная, душевная.

( Учительница Артему понравилась. Он нашел в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе.)

Стратегия “Ассоциации”.

Какое слово произносит человек в самые трудные для него минуты? (МАМА)

Какие ассоциации возникают у вас при слове мама? Я предлагаю вам написать эти слова.

Тепло, уют, забота, облако, дом, семейный очаг, любовь,

нежность, дорога, цветок, радуга, солнце, пирог, книга, доброта, песня, колыбель…

Мы с вами мыслим одинаково, и у меня мама ассоциируется с такими же словами.

Самостоятельная работа

Д/З Я предлагаю придумать дома продолжение рассказа.

Подведение итогов

В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею.

Для чего вам нужна близость матери?

Ребята в течение урока я оценивал вас.

Предлагаю ответить на вопросы, на сколько вы были внимательными читателями, которые будут мне сигналом. У каждого на столе вопросы)

1. Сколько лет Артему?

2. Где сидел Артем во время урока?

3. Какие первые слова написал мальчик?

4. Каким словом учительница похвалила Артёма за старание и красивое письмо?

5 . Почему Артём спозаранку стал собираться в школу?

Проверка

Проверьте свои ответы . Кто допустил ошибки?

Ребята спасибо вам за урок, в дневники выставите заработанные оценки.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Я открыл для себя…

Я сегодня узнал…

Особенно интересно было…

Меня очень удивило…

Слайд 2

Задачи урока:

  1. воспитывать любовь и уважение к матери, к учителю, интерес к учёбе.
  2. учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Тип урока: работа с художественным текстом.

Слайд 3

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

  • чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, кластер, синквейн.
  • Слайд 4

    Эпиграф:

    Чтение без размышления – пустое занятие.

    Слайд 5

    Речевая разминка

    Ра – ра – ра – идёт в школу детвора.
    Рок – рок - рок – начинается урок.
    Ры – ры – ры – в классе много детворы.
    Ру – ру – ру – мы затеяли игру.

    Слайд 6

    Собери пословицу

    • Мир освещается солнцем, а человек знанием.
    • Кто много читает, тот много знает.
    • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • Слайд 7

    Русский, советский писатель, прозаик, первой половины XX века. Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов) - родился автор 28 августа 1899 года в Воронеже.

    Родился и провёл детские годы в Воронеже. Отец работал на железной дороге машинистом, слесарем, мать – домохозяйка. Он поступает в церковно-приходскую школу, затем учится в городской 4-классной школе, работает помощником машиниста на локомобиле, литейщиком на трубочном заводе, в воронежских мастерских. Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Он пишет о суровой действительности которой живёт простой человек. Для детей он написал рассказы «Неизвестный цветок», «Корова», «Сухой хлеб»и другие, вошедшие в сборник «Июльская гроза».

    Платонов умер 5 января 1951 в Москве. Имя писателя носят улица, библиотека, гимназия, литературная премия, электропоезд в Воронеже, установлен памятник.

    Слайд 8

    Проверка домашнего задания

    1. Как называется произведение, с которым вы познакомились на прошлом уроке?
    2. К какому литературному жанру оно относится? Почему?
    3. О ком этот рассказ?
    4. Расскажите как Артём собирался в школу. Почему он не хотел туда идти?
    5. Чтение по ролям: диалог « Мама провожает сына в школу».
    6. Что вы можете рассказать об отношениях мамы и сына?
    7. Какой наказ дала мама Артёму?
    8. Какие чувства испытал мальчик и его мама?
    9. Чтение по заданию:
    10. Что приключилось с Артёмом по дороге в школу?
    11. Кого он увидел в школе?
  • Слайд 9

    Стадия вызова

    Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь дальше в этом рассказе?
    - Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом.
    - Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название рассказу, побеседуем и попробуем определить основную мысль рассказа.

    Слайд 10

    Кто встретил Артёма? Что его беспокоило?

    • 1ряд - 1 вопрос
    • 3 ряд - 3 вопрос
    • 2 ряд - 2 вопрос
  • Слайд 11

    Стадия осмысления

    • оробел - испугался
    • марля - тонкая ткань
    • спозаранку - рано утром
  • Слайд 12

    Чтение рассказа

    Чтение учителем.

    1. Как мальчик вёл себя в классе? (1 остановка)

    Рассматривание иллюстрации на с. 141. Беседа -

    1. Кто на ней изображён? Где находятся герои? Что вы скажете о мальчике? Об учительнице?

    Чтение учениками по «цепочке».

    Учительница приводит Артёма к себе домой. (2 остановка)

    Самостоятельное «жужжащее» чтение. (3 фрагмент текста)

    1. Как Апполинария Николаевна заставила Артёма учиться?
    2. Научился ли Артём чему- нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик? Почему учительница дала для написания именно эти слова – «мама» и «Родина». Чем закончился рассказ?
  • Слайд 13

    Физкультминутка

    Раз, два, прыгай, мячик.
    Раз, два, и мы поскачем.
    Мальчики и девочки
    Прыгают, как мячики.

    Слайд 14

    Л. Н. Толстой «Филиппок»

  • Слайд 15

    Игровая пауза

    Задание в парах.Составьте кластер – описание Артёма.

    3 класс

    Урок литературного чтения

    Тема: А.Платонов «Еще мама» (2 урок, урок обобщение)

    УМК «Школа России»

    Цель урока: формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности.

    Результаты деятельности:

    Личностные (ЛР ): Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

    Метапредметные (МПР):

    РУУД: находить необходимую информацию в тексте.

    ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

    КУУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

    Предметные (ПР): познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя.

    Тип урока: комбинированный урок, с использованием ИКТ

    Вид урока: урок открытых мыслей, урок исследования.

    Используемые методы и приёмы:

    1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

    2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

    3. Практические методы: устные упражнения.

    Оборудование:

    1. Аудиозапись.

    2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм А.Платонов «Еще мама»

    3.Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы

    1. Организационный момент

    Сядьте удобно, расслабьтесь, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете его

    тепло, словно теплая мамина ладонь гладит ваши волосы.

    Скажите себе: Мне тепло и спокойно

    2. Артикуляционная разминка.

    На улице чудесное время года - весна. Вдохните запах весенней свежести. Представьте, что на вашу ладонь упала первая капля дождя, сдуйте ее.

    На экране: …Улыбкой ясною природу

    Сквозь сон встречает утро года….

    Прочитайте выразительно

    Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разных кусочков впечатлений. Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением Андрея Платоновича Платонова «Еще мама», которое он посвятил своей первой учительнице.

    Наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни каждого из вас.

    3. Проверка д\з

    Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению «Еще мама». Я решила назвать ваши рисунки

    «Остановись, мгновенье…»

    Что или кого вы изобразили на своих рисунках?

    Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки, надеюсь, вы мне их подарите.

    Посмотрите, какое интересное название у произведения «Еще мама»

    Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама.

    Мамочка

    Мамуля

    Маменька

    Матушка

    2.Актуализация знаний, мотивация

    Фоном звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Вальс цветов».

    Итак, дети, сегодня необычный урок литературы. У нас сегодня гости. Но мы не волнуемся, мы гостям рады. Работаем как всегда, и общая дружная работа поможет нам справиться с любой задачей.

    Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения. Вы внимательно его послушаете, а потом скажите, из какого произведения взят отрывок и кто является автором.

    – К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)

    Почему вы так решили? Докажите. (все события следуют одно за другим, есть сюжет)

    Давайте обратимся к толковому словарю русского языка

    С. И. Ожегова сказано рассказ – это…(читает ребенок)

    Согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом? Почему?

    3. Работа по теме урока.

    -Я снова предлагаю вам вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного рассказа

    Как звали главного героя этого рассказа?

    Какая семья была у Артема?

    Хотел ли мальчик идти в школу? Почему? (Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».)

    Что же произошло, когда Артему исполнилось семь лет.

    (с. 137-138) чтение по ролям. С какой интонацией будем читать? Постарайтесь голосом передать внутреннее состояние героев, вспомните себя.

    О чем он просил мать перед уходом?

    (Чтобы она его обязательно дождалась)

    «… жалобный и внимательный взгляд ребенка означал его постоянный страх;

    он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»

    Какой наказ давала мать? (Слушаться учительницу, она будет тебе в школе мамой)

    Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?

    (Он не мог представить чужую женщину в роли матери)

    Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой)

    Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо идти учиться)

    (Показать, какие испытания выпали на долю Артема?)

    Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным? (Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идет один, и ему видится все чужим, опасным и страшным)

    Давайте вспомним произведение Л.Толстого, где автор

    рассказывает нам о маленьком мальчике, сбежавшим в школу. -Как называется произведение? (Филиппок )

    Как звали главного героя? (Филиппок )

    Сравнить двух героев помогут мне наши исследователи и в конце урока нам расскажут, можете приступать. А мы продолжаем.

    Представьте, что вы режиссеры и снимаете картину, какими качествами должен обладать главный герой?

    – Подберите прилагательные, чтобы описать характер Артёма?

    У вас на столах словари чувств, можете воспользоваться.

    смелый

    добрый

    воспитанный

    ответственный

    заботливый

    5. ФИЗМИНУТКА

    Я предлагаю вам немножко отдохнуть. Лягте на руку и послушайте, кто и кому может исполнять эту песню? (Анна Герман «Колыбельная».)

    4. Работа по теме урока.

    6. Работа над содержанием

    Как учительница встретила Артема в школе?

    - Какой художественный прием использует автор?

    (сравнение «как маленькая»)

    Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери)

    Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери)

    А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу.)

    С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Мама, Родина)

    Почему? Какие пословицы знаете?(Хлеб, земля, Родина, мать-это то, без чего не может жить человек.) (Одна у человека мать, одна и Родина)

    Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте (с. 142)

    Какими качествами должна обладать учительница, чтобы её считали мамой? Давайте дадим характеристику учительницы, какой она была?

      добрая

      умная

      заботливая

      ароматная

      трудолюбивая

      переживающая

      внимательная

      душевная

    (Учительница Артему понравилась. Он нашел в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе.)

    8. Стратегия “Ассоциации”.

    Какое слово произносит человек в самые трудные для него минуты? (МАМА)

    Какие ассоциации возникают у вас при слове мама? Я предлагаю вам написать эти слова в свободные ячейки

    Стратегия “Кластер”.(слайд №6)

    Составление кластера к слову мама.

    Тепло, уют, забота, облако, дом, семейный очаг, любовь,

    нежность, дорога, цветок, радуга, солнце, пирог, книга, доброта, песня, колыбель…

    Мы с вами мыслим одинаково, и у меня мама ассоциируется с такими же словами.

    Такой вид работы в литературе называется кластером

    Представьте, что вы художники, чтобы вы нарисовали к слову мама? Давайте пофантазируем. Я бы нарисовала цветок

    9. Построение сюжетной линии. Парная работа.

    Сюжетный треугольник

    У вас на столах лежат конверты с иллюстрацией к произведению. По картинкам нужно выстроить сюжетную линию.

    Проверка

    Какой рисунок оказался лишним? Рассказ в учебнике напечатан в сокращении.

    Послушайте часть рассказа, не вошедшую в учебник.

    И Артём увидел в окне чёрную голову быка. Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошёл к школе.

    - Мама! – закричал Артём.

    Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди.

    - Не бойся! – сказала она. – Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.

    - У –у –у! – прогудел бык.

    Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.

    - Я прогоню быка.

    Артём не поверил.

    - Да. А ты не мама!

    - Мама!...Сейчас я тебе мама!

    - Ты ещё мама? Там мама, а ты ещё, ты тут.

    - Я ещё. Я тебе ещё мама!...

    Почему Артем не поверил, что учительница может отогнать быка? (Считал, что это может сделать только мама)

    Давайте предоставим слово нашим исследователям

    Самостоятельная работа

    Работа в группах

    1 группа – «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка);

    2 группа – «Художники - лингвисты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);

    3 группа «Художники – деятели» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» жизнь цветка (глаголы, глагольные сочетания)

    4 группа «Живописцы» - находят в тексте слова и предложения, помогающие «нарисовать» окружающую цветок действительность (пустырь)

    10. Д/З Я предлагаю придумать дома продолжение рассказа.

    5. Подведение итогов

    В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею.

    Для чего вам нужна близость матери?

    Ребята в течение урока я оценивала вас, а теперь хочу, чтобы вы меня оценили.

    Предлагаю ответить на вопросы, на сколько вы были внимательными читателями, которые будут мне сигналом. У каждого на столе вопросы)

    1. Сколько лет Артему?

    2. Где сидел Артем во время урока?

    3. Какие первые слова написал мальчик?

    4. Каким словом учительница похвалила Артёма за старание и красивое письмо?

    5 . Почему Артём спозаранку стал собираться в школу?

    Проверка

    Проверьтесвои ответы. Кто допустил ошибки?

    Ребята спасибо вам за урок, в дневники выставите заработанные оценки. Мне очень понравилось с вами работать. Вы умны, рассудительны, внимательны.

    И если вы считаете, что у нас сегодня с вами получился диалог, если я смогла вас расположить к себе, вы почувствовали, что я для вас была еще мамой – покажите мне сигналом, как показано на экране.

    Исследовать и сравнить героев разных произведений (сходство и различие)

      Главный герой мальчик

      Жил в селе. В крестьянской семье.

      Жил с мамой.

      Жил с мамой, папой, бабушкой, старшим братом

      Отношение к школе первый раз идет в школу

    (----желание учиться, убежал, когда родители ушли.

    Не хотел, но пришло время идти в школу)

      Знал буквы, не знал

      Путь в школу (опасным, по дороге встречается собака)

      Характер у мальчиков: ---решительный, смелый, любознательный, но не послушный

    Смелый, добрый, заботливый, воспитанный)

      Встреча с учителем почувствовал доброжелательное отношение, взаимопонимание, теплую обстановку,

      Стал с удовольствием ходить в школу, потому что нашел поддержку учителя, почувствовал материнскую заботу.

    6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:

    Я открыл для себя…

    Я сегодня узнал…

    Особенно интересно было…

    Меня очень удивило…

    Цели: учить детей анализировать текст; обучать сравнивать тексты. -создать условия для развития внимания, памяти, воображения, критического мышления

    Воспитывать любовь и уважение к матери, к учителю, интерес к учёбе. - учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы; Тип урока: работа с художественным текстом.

    Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, кластер, синквейн.

    Чтение без размышления – пустое занятие.

    Ра – ра – ра – идёт в школу детвора. Рок – рок - рок – начинается урок. Ры – ры – ры – в классе много детворы. Ру – ру – ру – мы затеяли игру.

    Мир освещается солнцем, а человек знанием. Кто много читает, тот много знает. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

    Родился и провёл детские годы в Воронеже. Отец работал на железной дороге машинистом, слесарем, мать – домохозяйка. Он поступает в церковно-приходскую школу, затем учится в городской 4-классной школе, работает помощником машиниста на локомобиле, литейщиком на трубочном заводе, в воронежских мастерских. Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Он пишет о суровой действительности которой живёт простой человек. Для детей он написал рассказы «Неизвестный цветок», «Корова», «Сухой хлеб»и другие, вошедшие в сборник «Июльская гроза». Платонов умер 5 января 1951 в Москве. Имя писателя носят улица, библиотека, гимназия, литературная премия, электропоезд в Воронеже, установлен памятник.

    Как называется произведение, с которым вы познакомились на прошлом уроке? К какому литературному жанру оно относится? Почему? О ком этот рассказ? Расскажите как Артём собирался в школу. Почему он не хотел туда идти? Чтение по ролям: диалог « Мама провожает сына в школу». Что вы можете рассказать об отношениях мамы и сына? Какой наказ дала мама Артёму? Какие чувства испытал мальчик и его мама? Чтение по заданию: Что приключилось с Артёмом по дороге в школу? Кого он увидел в школе?

    Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь дальше в этом рассказе? - Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом. - Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название рассказу, побеседуем и попробуем определить основную мысль рассказа.

    оробел - испугался марля – тонкая ткань спозаранку – рано утром

    Чтение учителем. Как мальчик вёл себя в классе? (1 остановка) Рассматривание иллюстрации на с. 141. Беседа - Кто на ней изображён? Где находятся герои? Что вы скажете о мальчике? Об учительнице? Чтение учениками по «цепочке». Учительница приводит Артёма к себе домой. (2 остановка) Самостоятельное «жужжащее» чтение. (3 фрагмент текста) Как Апполинария Николаевна заставила Артёма учиться. Научился ли Артём чему- нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик? Почему учительница дала для написания именно эти слова – «мама» и «Родина». Чем закончился рассказ?

    Раз, два, прыгай, мячик. Раз, два, и мы поскачем. Мальчики и девочки Прыгают, как мячики. Физкультминутка.

    Задание в парах. Составьте кластер – описание Артёма. Артём

    Артём понятливый упорный беспокойный вдумчивый заботливый боязливый

    Составить синквейн-описание мамы. Мама – её имя. 2 прилагательных - её описание 3 глагола- её действия Фраза по тексту из 3-4 слов. Слово-синоним, как вывод.

    Мама – Евдокия Алексеевна. Заботливая, добрая, любящая. Провожает, беспокоится, радуется. _ Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет! Родная,