Банковская гарантия как защита заказчика. Заказчик не принял банковскую гарантию: что делать? Заказчик не принимает банковскую гарантию

Заказчик объявил электронный аукцион на поставку оборудования. После того, как стороны согласовали протокол разногласий, заказчик разместил на площадке проект контракта. Участник должен был подписать его до 15 мая.

13 мая победитель закупки опубликовал на площадке подписанный со своей стороны проект контракта и банковскую гарантию. 15 мая заказчик принял решение о том, банковская гарантия не отвечает требованиям закона. Победитель в этот же день направил новую гарантию по электронной почте. В сопроводительном письме он указал, что этот документ отвечает всем требованиям и внесен в реестр.

Позже заказчик получил письмо и от банка с просьбой принять новое обеспечение. Дело в том, что предыдущую гарантию не включили в реестр в связи технической ошибкой банка. Несмотря на это, заказчик признал победителя уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Участник посчитал, что такие действия незаконны, и обратился в суд.

Что решил суд

Сначала суд решил дело в пользу участника, ведь новая гарантия банка отвечала требованиям закона. Однако Верховный Суд РФ поддержал требования заказчика о признании таких решений неправомерными.

Позиции судов

Суд первой инстанции исходил из того, что исправленная банковская гарантия от 15 мая отвечала требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 (далее - постановление № 1005). Однако заказчик получил документ по электронной почте 15 мая и лично 18 мая, но не принял какого-либо решения в отношении данной гарантии, а равно об отказе в ее принятии.

Окружной суд поддержал выводы суда первой инстанции. Он отклонил ссылку заказчика на то, что участник направил исправленную банковскую гарантию после срока, предусмотренного для подписания проекта поставщиком.

Контракт надо заключить и оплатить по цене победителя закупок вне зависимости от того, какую он применяет систему налогообложения. Сумму, которую предусматривает контракт за выполненный объем работ, необходимо выплатить победителю полностью (письмо Минэкономразвития от 19.08.2016 № ОГ-Д28-9909).

Позиция Верховного Суда РФ

Суд отклонил доводы участника о том, что заказчик не принял первую банковскую гарантию только из-за технической ошибки. При должной степени заботливости и осмотрительности участник должен был сам проверить соответствие документа требованиям Закона № 44-ФЗ.

1. Способ направления гарантии. Исправленную банковскую гарантию участник в нарушение требований Закона № 44-ФЗ не разместил на электронной площадке. Поэтому заказчик не имел права рассматривать ее в качестве обеспечения исполнения контракта. Такой способ направления заказчику документов, как электронная почта, закон не предусматривает. Поэтому ссылки судов на соответствие исправленной банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ и постановления № 1005 не имеют правового значения.

2. Срок направления гарантии. Довод общества о том, что у него не было технической возможности разместить в ЕИС исправленный документ после срока подписания проекта поставщиком, суд также отклонил. Это свидетельствует не о нарушении прав общества как победителя электронных торгов, а о соблюдении при заключении контракта требований Закона № 44-ФЗ к электронным торгам.

Согласно скриншоту из материалов дела регламентированный срок подписи проекта контракта поставщиком - до 06 часов 59 минут 15 мая. За пределами данного срока победитель аукциона не только не может подписать контракт, но и лишен технической возможности совершать операции, поскольку соответствующее окно на электронной площадке заблокировано.

Важно

Реквизиты участника закупки, с которым заказчик заключает контракт, в проект должен вносить заказчик (письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 Д28и-2293)

Исправленная банковская гарантия поступила в реестр банковских гарантий в 16 часов 56 минут 15 мая, т. е. за пределами срока, который предусмотрен для подписания проекта контракта поставщиком. Таким образом, заказчик не имел права принимать банковскую гарантию за пределами срока, который установлен для совершения соответствующего действия на площадке.

Кроме того, участник неверно истолковал положение Закона № 44-ФЗ о том, что контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС подписанного обеими сторонами контракта. На основании этой нормы он решил, что имел право предоставить обеспечение до того момента, как проект подпишет заказчик. Однако Судебная коллегия пришла к заключению, что время, которое закон отводит заказчику для подписания контракта, участник не вправе использовать для того, чтобы исправлять свои ошибки. Иное противоречит смыслу и целям электронных торгов.

Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судебных инстанций и признал действия заказчика правомерными.

Как проверить, отвечает ли гарантия требованиям

Обязательные требования к банковской гарантии по Закону № 44-ФЗ установили:

  • части , ст. 45 и ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ;

Эти документы установили и перечень документов, которые заказчик должен направить банку для того, чтобы получить возмещение по гарантии:

  • платежное поручение о перечислении заказчиком аванса поставщику. На документе должна стоять отметка банка заказчика либо органа Федерального казначейства об исполнении (если поставщик не исполняет обязательства и не возвращает аванс);
  • документ, который подтверждает факт наступления гарантийного случая (если поставщик ненадлежащим образом исполняет обязательства в период действия гарантийного срока);
  • документ, который подтверждает полномочия уполномоченного лица, которое подписало требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Этот перечень документов банк должен включить в гарантию. Только в этом случае заказчик имеет право считать, что она отвечает требованиям Закона № 44-ФЗ и постановления № 1005. При этом включать в этот список непредусмотренные законом документы нельзя (Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 № Д28и-2281).

Практические выводы

Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона строго регламентирует Закон № 44-ФЗ. После того, как заказчик разместит на электронной площадке проект контракта, у участника есть пять дней, чтобы подписать его и представить документ о том, что он внес обеспечение. Если же участник обнаружит в проекте контракта ошибки и неточности, то протокол разногласий он должен направить заказчику не позднее чем по истечении 13 дней с даты размещения проекта контракта в ЕИС.

Поэтому участник должен не только вовремя подписать контракт и разместить его на площадке, но предоставить надлежащее обеспечение его исполнения. Особое внимание надо обратить на оформление банковской гарантии.

Заказчик имеет право не принимать банковскую гарантию, если она не отвечает:

  1. условиям ч. и ст. 45 Закона № 44-ФЗ;
  2. требованиям извещения, документации, проекту контракта.

Еще одно условие отказа - в реестре нет информации о банковской гарантии.

Как показывает судебная практика, проверить документ на соответствие нормам Закона № 44-ФЗ - обязанность участника. Если заказчик не примет банковскую гарантию, то предоставить новую по электронной почте участник не имеет права. Направить документ о внесении обеспечения надо до окончания срока, который Закон № 44-ФЗ отводит участнику для того, чтобы подписать контракт.

Подготовила Юлия ТИМОФЕЕВА

Когда заказчик и исполнитель или поставщик заключают сделку, первый просит у второго банковскую гарантию. Это документ, который подтверждает, что исполнитель выполнит работу по контракту, а если этого нет — банк заплатит заказчику компенсацию.

Чтобы оформить гарантийный документ, поставщик заключает договор с банком и согласует документ с заказчиком. Если тот принимает гарантию, она вступает в силу, а если нет — исполнитель может попасть в список недобросовестных поставщиков и лишиться дальнейших заказов.

Рассказываем, почему заказчик может отклонить документ и что делать исполнителю.

Почему заказчик отказывается принимать банковскую гарантию?

Заказчик может отклонить гарантийный документ, если:

  • бумага не состоит в Едином реестре банковских гарантий;
  • ее текст не соответствует требованиям законодательства;
  • банк-гарант не имеет права выдавать документ.

Про реестр. В законодательстве РФ два закона описывают работу банковских гарантий: 44 ФЗ и 223 ФЗ. Первый регулирует закупки государственных и муниципальных бюджетных компаний, второй — организаций с частичным участием государства или госкомпаний, делающих закупки на небюджетные деньги.

Если закупка проходит по 44 ФЗ, банк после заключения договора с исполнителем обязан внести гарантию в специальный реестр. Если этого не происходит, скорее всего, бумага фальшивая и заказчик обязан отклонить документ.

223 ФЗ не требует вносить документ в реестр. Если закупка проходит по этому закону, отсутствие бумаги в реестре не может быть поводом для отказа.

Про текст гарантии. По закону текст может меняться, но есть обязательные пункты. Например, в документе указывают:

  • обязательства исполнителя по контракту;
  • сумму и срок действия бумаги;
  • что гарантия безотзывная;
  • список документов, которые нужны заказчику, чтобы получить деньги от банка.

Если хотя бы одного из обязательных пунктов нет, заказчик вправе отклонить гарантийный документ, потому что потом будет трудно получить компенсацию.

Про требования к банку. Не любые банки могут выдавать гарантии, а только соответствующие требованиям закона по размеру уставного капитала и кредитному рейтингу. Заказчик проверяет, подходит ли банк под критерии законодательства. Если нет — отклоняет бумагу.

Что делать исполнителю, если гарантию отклонили?

Если заказчик отказывается от гарантийной бумаги, исполнитель выясняет причину отказа и действует в зависимости от причины.

Если заказчик отказал, потому что документа нет в Едином реестре , исполнитель просит разъяснений у банка. Иногда гарантии не попадают в реестр из-за технических неполадок на стороне банка — тогда исполнитель просит банк добавить бумагу в реестр и сообщает об этом заказчику. Если дело не в этом, вероятно, документ фальшивый. Тогда заказчик пробует оперативно оформить другую бумагу, а на мошенников подает в суд.

Если заказчик отклонил документ из-за неверно составленного текста , исполнитель должен срочно оформить новый документ или взамен с согласия заказчика предоставить залоговый платеж. Тогда гарантийную сумму придется выложить сразу из своих средств.

Если поставщик сознательно отправляет заказчику фальшивую или неверно оформленную бумагу , попадает в Реестр недобросовестных исполнителей.

Если исполнитель считает, что попал в реестр несправедливо, может оспорить решение в суде.

В любом случае отклоненная гарантия — риск для сделки. Например, по закону после победы в тендере у исполнителя всего пять дней, чтобы сделать гарантийную бумагу. Переоформить документ и уложиться в сроки крайне сложно. В таких случаях сделка часто срывается, а исполнитель портит себе репутацию.

Наименование Суть положения
Сумма гарантии Сумма, которую банк обязуется выплатить заказчику при нарушении исполнителем госконтракта своих обязательств
Срок действия гарантии Гарантия должна действовать как минимум на месяц дольше срока действия контракта
Обязательства исполнителя Обязательства поставщика, исполнение которых предусмотрено госконтрактом. Если они не будут исполнены, банк обязан выплатить заказчику сумму гарантии
Неустойка Банк должен выплатить гарантийную сумму в определенный срок. Если он этот срок нарушает, за каждый день просрочки он обязан уплатить неустойку в размере 0,1% от суммы гарантии
Исполнение обязательств банком Подразумевается условие о том, что обязательства банка считаются исполненными, когда денежные средства поступят на счет заказчика
Отлагательное условие Договор банковской гарантии заключается в отношении обязательств поставщика, возникших при заключении им госконтракта. А не в отношении его обязательств заключить госконтракт
Список документов Указывается, какие именно документы заказчик должен представить в банк, когда требует уплаты гарантийной суммы. Эти документы будут являться подтверждением факта недобросовестности поставщика
Право списания суммы в бесспорном порядке Если в извещение, документацию и проект контракта заказчик включил условие о бесспорном списании средств со счета гаранта (если тот не перечислил сумму в течение 5 дней после истребования), то такое условие должно быть и в тексте гарантии
Право заказчика требовать гарантию При нарушениях обязательств поставщиком заказчик вправе потребовать от банка выплату суммы (в пределах обеспечения контракта) за вычетом стоимости фактически исполненных и оплаченных обязательств
Передача права требования Предварительно уведомив банк, заказчик может передать права требования по гарантии
Расходы за счет банка Расходы, связанные с перечислением суммы гарантии, возлагаются не на заказчика, а на банк

Чего не должно быть в гарантии

Есть положения, которые запрещено включать в гарантию для обеспечения контракта по 44-ФЗ. Но не стоит уповать на то, что кто-то, кроме вас, позаботиться о соблюдении этих условий. Случается, что банки все же включают в гарантию запрещенные пункты.

  1. Условие о том, что заказчик обязан подтвердить факт нарушения . Часть 4 статьи 45 закона 44-ФЗ содержит запрет на включение в гарантию требования с заказчика судебных актов, свидетельствующих о нарушениях поставщика. Нужно отнестись к этому правилу очень внимательно. Ведь если принять гарантию с подобным условием, придется доказывать в суде, что поставщик действительно не исполнил контракт либо сделал это недобросовестно.
  2. Право банка отказать в гарантии . В документе не должно быть положения о том, что банк вправе отказать в гарантии, если заказчик не уведомит о нарушениях поставщика и о расторжении контракта. Исключение составляют случаи, когда такого уведомления требуют условия контракта или закон.
  3. Условие об отчете. Подразумевается предоставление в банк отчета об исполнении контракта. Заказчик этого делать не обязан, и такое условие включать в гарантию нельзя.
  4. Требование документов сверх определенного перечня . В постановлении № 1005 определено, какие документы заказчик должен представить в банк. Требовать что-то сверх этого гарант не должен. В соответствии с постановлением, банк может потребовать :
    1. Расчет суммы, которую запросил заказчик.
    2. Документы, подтверждающие полномочия представителя заказчика, который подписал требование.
    3. Документы, которые подтвердят наступление гарантийного случая.
    4. Если был аванс - платежное поручение о его уплате.

Примеры из практики контролирующих органов

В пользу заказчика

Если гарантия не содержит хотя бы одного из обязательных условий, перечисленных в части 2 статьи 45 закона 44-ФЗ, нужно отказать в ее принятии. В таком случае контролирующие органы и суды поддержат заказчика - об этом свидетельствует практика.

Так, ФАС в решении от 30.11.2017 по делу № К-1637/17 поддержала заказчика, который отказался принять гарантию из-за отсутствия в ней обязательств поставщика . А в решении от 14.09.2017 по делу № К-1201/17 антимонопольный орган пришел к такому выводу: заказчик правомерно не принял гарантию, в которой не была прописана неустойка . Банк указал в гарантии, что несет ответственность только в пределах гарантийной суммы. Но такое положение неправомерно. Гарант должен выплатить сумму заказчику и сделать это в определенный срок. За просрочку начисляются пени, и они также должны быть выплачены банком. А значит, его ответственность не может ограничиваться только суммой гарантии.

Итак, перед принятием гарантии следует тщательно проверить, чтобы в ней были все необходимые положения. И если хоть одно отсутствует, такую гарантию принимать нельзя. Она не является надлежащим обеспечением исполнения контракта.

В пользу гаранта и поставщика

Нельзя принимать гарантию, условия которой не соответствуют закону. И если заказчик ее примет, ответственность за это нести придется ему. Дело может кончиться судом, причем решение вполне вероятно будет не в пользу заказчика.

Примером может служить постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.08.2016 № Ф05-9460/2016. Суть в следующем. Заказчик принял гарантию, по которой выплата суммы полагалась при том, что поставщик не исполнит свои обязательства и причинит заказчику ущерб . Эти условия должны были исполняться одновременно, только тогда это признается гарантийным случаем.

Поставщик не исполнил обязательства по контракту, и заказчик потребовал у банка выплату по гарантии. Однако банк отказал, сославшись на то, что заказчик не доказал факт получения убытка в результате действий исполнителя. То есть из двух условий было исполнено только одно. Заказчик посчитал, что не обязан что-либо доказывать, но банк настаивал на своем. Дело кончилось судебным разбирательством, и арбитры стали на сторону банка. Все дело в том, что по закону заказчик не должен был принимать гарантию с такими условиями . А поскольку он ее принял, то возмещение ему не положено.

В этой статье мы рассмотрим ситуацию, когда заказчик отказывается принимать банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. На практике подобные ситуации встречаются достаточно часто и могут привести к самым неприятным для исполнителя последствиям.

Что означает для исполнителя отказ заказчика в принятии гарантии. Ответ очевиден - ничего хорошего. До окончания срока, установленного законодательством на заключение контракта, исполнитель должен предоставить другую банковскую гарантию (при этом высока вероятность, что времени на это может не хватить) или обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Средства могут быть и заемными, но получить за короткий срок банковский кредит на приемлемых условиях вряд ли возможно. А это значит, что, скорее всего, придется обеспечивать контракт собственными средствами. И если найти их не удастся, то исполнителя ожидают отказ от заключения контракта, внесение в Реестр недобросовестных поставщиков и потеря денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в тендере. Самое неприятное из всего перечисленного - это даже не потеря денег и контракта, на который исполнитель рассчитывал, а ущерб деловой репутации компании, который может стать фатальным для дальнейшего ведения бизнеса.

Как должен действовать потенциальный исполнитель контракта в подобной ситуации? Эксперты рекомендуют первым делом разобраться в причинах, побудивших заказчика отказаться от принятия банковской гарантии. И если отказ не обоснован должным образом, то обязательно следует принять меры для защиты своих интересов от неправомерных действий заказчика.

Итак, может ли заказчик действительно отказать в принятии банковской гарантии. Да, может. Но при этом закон четко оговаривает основания для такого решения. В соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик может отказаться от приема банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта только в случаях:

Подведем краткий итог вышесказанному - если представленная исполнителем банковская гарантия обеспечения исполнения контракта соответствует требованиям как ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ, так и требованиям документации о закупке, заказчик не имеет права ее не принимать. Требуйте от заказчика письменного или электронного документа с обоснованием отказа и обжалуйте его в суде.

Приведем несколько примеров рассмотрения в различных судебных инстанциях дел, связанных с отказом заказчика в приеме банковских гарантий.

1. Заказчик не принял банковскую гарантию - участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.

При рассмотрении апелляционной жалобы 9 Арбитражный апелляционный суд встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.

Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.

Источник - Постановление 9 Апелляционного арбитражного суда от 05.07.2016 года по делу № 09АП-26750/2016.

2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую гарантию.

Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.

Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника - совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.

Источник - Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.

3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.

Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.
Источник - Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.07.2015 года по делу № А19-15172/2014.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 новой редакции закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в Единой информационной системе не доступен для участников закупок. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки. В этой связи участник закупки может получить подтверждение выпуска банковской гарантии, обратившись непосредственно в банк. Мы рекомендуем использовать для этих целей только номера телефонов, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию участника закупки обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, которая при необходимости может быть передана заказчику.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют - внимательно подходите к вопросу получения банковских гарантий. Избегайте ненадежных посредников, какие бы выгодные условия они Вам не обещали. Не бойтесь потратить время на изучение тендерной документации и проверку макета банковской гарантии. Обязательно заблаговременно согласовывайте макет гарантии с заказчиком. Выполнение этих простых требований поможет Вам избежать неприятных ситуаций. А если заказчик необоснованно отклонил представленную Вами гарантию, не бойтесь отстаивать свои интересы в суде.

Хотите всегда быть всегда курсе событий -

Закон о госзакупках в некоторых случаях предусматривает необходимость предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. Но нередко заказчики используют данный обеспечительный инструмент в своих целях, чтобы «отсеять» неугодных претендентов на заключение контракта. А для поставщиков непринятая заказчиком банковская гарантия грозит негативными последствиями в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков, а также финансовыми потерями. Как получить «правильную» банковскую гарантию по 44-ФЗ? Как избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков, если гарантию все-таки не приняли?

В каких случаях требуется банковская гарантия?

ФЗ-44 предусматривает два случая предоставления банковской гарантии:

  • обеспечение заявки на участие в определении поставщика;
  • обеспечение исполнения контракта.

В целом требования к банковской гарантии и в том и в другом случае идентичны, за редким исключением. Об этом поговорим чуть ниже.

В какой форме должна выдаваться банковская гарантия в рамках 44-ФЗ?

Правительство РФ в своем постановлении № 1005 от 08.11.2013 года установило, что банковская гарантия в рамках 44-ФЗ может выдаваться в следующей форме:

  • на бумажном носителе (если гарантия оформляется на нескольких листах, то она обязательно должна быть пронумерована, прошита и скреплена печатью банка);
  • электронный документ, подписанный неквалифицированной электронной подписью.

В какой банк обратиться для выдачи гарантии по закону о госзакупках?

Для госзакупок подойдет банковская гарантия не от любого банка. Статьей 45 закона о госзакупках установлено, что гарантию в данном случае можно получить только в кредитной организации, которая включена в перечень Минфина. На официальном сайте финансового ведомства вы сможете ознакомиться со списком банков (http://minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/#), которые могут оформить банковскую гарантию. Проверяйте сайт непосредственно перед оформлением гарантии, так как перечень кредитных организаций регулярно меняется.

Что должно быть отражено в банковской гарантии по 44-ФЗ?

Банковская гарантия должна носить безотзывный характер и включать в себя следующие условия:

  • сумма банковской гарантии, которая будет выплачена заказчику банком в случаях определенных законом;
  • обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), которые будут обеспечиваться кредитной организацией по банковской гарантии;
  • обязанность банка уплатить неустойку заказчику в размере 0,1% от суммы, которая должна быть перечислена кредитной организацией, за каждый день просрочки;
  • условие, по которому обязательство банка по выплате денежной суммы заказчику считается выполненным после того, как на счет заказчика поступят деньги;
  • перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком в банк для получения выплаты по банковской гарантии (перечень указан в Постановлении Правительства РФ № 1005 от 08.11.2013 года);
  • отлагательное условие, которое предусматривает необходимость подписания соглашения о предоставлении банковской гарантии по обязательствам поставщика (вносится в случае предоставления банковской гарантии при заключении контракта);
  • срок действия банковской гарантии. Если гарантия обеспечивает заявку, то такой срок составляет не менее чем 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок; в случае, если гарантия связана с обязательствами по контракту, срок гарантии должен быть больше срока действия контракта не менее чем на 1 месяц;
  • условие о праве заказчика на бесспорное списание со счета банка денежной суммы, если кредитная организация не перечислила добровольно необходимую сумму в течение 5 рабочих дней по требованию заказчика (если такое условие оговорено в документации по закупке);
  • условие о праве заказчика передать право требование по банковской гарантии при перемене заказчика;
  • условие о том, что банк сам должен оплатить расходы по перечислению денег заказчику по банковской гарантии;
  • условие о праве заказчика предоставить письменное требование в банк о выплате денег в случае, если поставщик не исполнит своих обязательств.

Также нормативными актами установлен ряд условий, которые запрещается включать в банковскую гарантию:

  • право банка не платить по банковской гарантии, если заказчик не направит поставщику уведомление о нарушении им условий контракта или о расторжении контракта (исключение – если такое условие включено в документацию о закупке);
  • обязанность заказчика представлять банку отчет об исполнении контракта;
  • иные документы, которые не указаны в Постановлении Правительства РФ № 1005, предоставляемые вместе с требованием о выплате суммы по банковской гарантии;
  • условие об обязательстве заказчика предоставить в банк судебный акт о неисполнении поставщиком обязательств по контракту.

Обратите внимание! У кого бы вы не получали банковскую гарантию обязательно самостоятельно проверьте её наличие в специальном реестре. Данный реестр банковских гарантий можно найти на сайте госзакупок (http://www.zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/extendedsearch/search.html).

По каким причинам заказчик может не принять банковскую гарантию?

Закон предусматривает всего три основания, когда заказчик может отклонить предоставленную банковскую гарантию:

  • в реестре банковских гарантий отсутствуют сведения о представленной гарантии;
  • банковская гарантия не соответствует требованиям, отраженным в законе о госзакупках (ч. 2 и 3 ст. 45);
  • банковская гарантия не соответствует требованиям, указанным в документации по закупке.

Казначейство России в письме от 19.05.2015 года № 07-04-05/09-319 указало, что указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Поэтому заказчик не может отклонить банковскую гарантию только по причине того, что она не соответствует форме (образцу), отраженному в документации о закупке.

Судебная практика по банковской гарантии в рамках 44-ФЗ

Последствия непринятия заказчиком банковской гарантии могут не только стать основанием для отказа в заключении контракта, но и негативно сказаться на репутации поставщика. Ведь в законе четко оговорено, что участник, который не предоставил в срок банковскую гарантию, считается уклонившимся от заключения контракта. А это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков. Но бывают ситуации, когда участникам закупок даже из таких казалось бы безвыходных ситуаций удается найти выход в суде. Расскажем о них подробнее.

Пример 1. Заказчик не принял банковскую гарантию – участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.

9 ААС встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.

Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.

Источник – Постановление 9 ААС от 05.07.2016 года по делу №09АП-26750/2016.

Пример 2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (сокращенно РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую.

Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.

Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника – совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.

Источник – Постановление АС Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.

При оформлении банковской гарантии непосредственно в банке или через посредника помните, что в любом случае ответственность за правильность оформления и соответствие её требованиям закона лежит, прежде всего, на участнике закупки.

Пример 3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.

Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.