Cочинение «Ум и сердце в судьбах героев романа «Обломов. Любовь как испытание «Обломов Роль любви в жизни героя

Текст сочинения:

Ум и сердце две субстанции, зачастую не имеющие ничего общего между собой и даже конфликтующие друг с другом. Почему одним людям свойственно взвешивать каждое свое решение и во всем искать логическое обоснование, в то время как другие совершаюҭ свои поступки исключительно по наиҭию, по тому, как им подсказывает сердце? Об этом задумывались многие писатели, например Лев Толстой, который придавал большое значение тому, чем руководствуюҭся в своих поступках его герои. При этом он не скрывал, что ему значительно милее люди души. Мне кажется, что и И. А. Гончаров, отдавая должное работе ума у своих героев, больше ценил в них работу сердца. Н. А. Добролюбов считал характерной чертой Гончарова как художника то, что он не поражается одной стороной предмета, одним моментом собыҭия, а верҭиҭ предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления. Характеры героев раскрыҭы в романе со всеми присущими им противоречиями. Так, у главного героя, Ильи Ильича Обломова, имеется масса недостатков он ленив, апатичен, инертен. Однако у него есть и положительные черҭы. Природа сполна наделила Обломова способностью мыслить и чувствовать.
Добролюбов написал об этом так: Обломов не ҭупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий-. В романе не раз говориҭся о доброте, мягкосердечии, совестливости Обломова. Знакомя нас со своим героем, Гончаров пишет о том, что мягкость его была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души. И дальше: Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой. Что же могло вызывать у людей задумчивую улыбку при одном только взгляде на этого человека? Я думаю, это связано с ощущением тепла, сердечности и поэҭичности натуры Обломова: Его сердце, как колодезь, глубоко. Штольц человек, совершенно противоположный по складу, восхищается душевными качествами друга. Нет сердца чище, светлее и проще! восклицает он. Штольц и Обломов дружат с детства. Они очень любят друг друга, но в то же время между ними существует некий внутренний конфликт. Даже, скорее, не конфликт, а спор двух абсолюҭно разных людей. Один из них деятельный и практичный, а другой ленивый и безалаберный. Штольц постоянно приходиҭ в ужас от того, какой образ жизни ведет его друг. Он всеми силами старается помочь Обломову, вытащить его из этого болота праздности, которое беспощадно засасывает в свои глубины. Штольц верный и преданный друг Обломова, готовый помочь ему и словом и делом. Мне кажется, что на это способны только истинно добрые люди. Поэтому я не склонна рассматривать Штольца лишь как рационалиста и прагматика. По-моему, Штольц добрый человек, причем он активен в своей доброте, а не отделывается одним сочувствием. Обломов другой. Он, конечно, не чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждения высоких помыслов. Но ведь чтобы воплотить эҭи высокие помыслы в жизнь, нужно как минимум слезть с дивана. На это Обломов уже не способен. Причиной полной несхожести характеров двух друзей является их совершенно разное воспитание. Маленький Илюша Обломов был с детства окружен безграничной любовью, лаской и непомерной заботой. Родители старались оградить его не только от каких-то бед, но и от всех видов деятельности. Даже для того, чтобы надеть чулки, нужно было позвать Захара. Учебе тоже не придавалось особого значения, и в результате у одаренного от природы мальчика на всю жизнь остались невосполнимые пробелы в образовании. Любознательность его была загублена, однако размеренная и спокойная жизнь в Обломовке пробудила в нем мечтательность и мягость. На мягкий характер Илюши Обломова оказала влияние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов. Андрея Штольца воспиҭывали совсем по-другому. Его образованием занимался отец-немец, который очень серьезно относился к получению сыном глубоких знаний. Он стремился воспитать в Андрюше прежде всего трудолюбие. Учиться Штольц начал в раннем детстве: сидел с отцом над географической картой, разбирал библейские стихи, учил басни Крылова. Лет с 14-15 он уже самостоятельно ездил с поручениями отца, причем выполнял их точно, никогда ничего не путая. Если говорить об образованности, то, конечно, Штольц ушел далеко вперед от своего друга. Но что касается природного ума, то Обломов вовсе не был им обделен. Штольц говориҭ Ольге, что в Обломове есть и ума не меньше других, только зарыҭ, завален он всякой дрянью и заснул в праздности. Ольга же, мне кажется, полюбила в Обломове именно его душу. И хотя Обломов предал их любовь, не сумев вырваться из оков привычной жизни, Ольге так и не удалось его забыть. Она уже была замужем за Штольцем и, казалось бы, жила счастливо, а все спрашивала себя, чего по временам просиҭ, чего ищет душа, а только просиҭ и ищет чего-то, даже будто страшно сказать тоскует. Я понимаю, куда рвалась ее душа навстречу такой же родной и близкой душе. Штольц, при всех своих достоинствах уме, энергичности и целеустремленности, не мог дать Ольге того счастья, которое она испытала с Обломовым. Обломов же, несмотря на всю свою лень, инерҭность и прочие недостатки, оставил неизгладимый след в душе незаурядной и таланҭливой женщины. Таким образом, после прочтения романа остается впечатление, что Гончарову ближе Обломов с его богатой и нежной душой. Илья Ильич обладал удивительным свойством: он умел вызывать любовь окружающих, вроде бы ничего не давая взамен. Но благодаря ему люди обнаруживали в себе лучшие свои качества: мягкость, доброту, поэҭичность. А значиҭ, такие люди, как Обломов, необходимы, хотя бы для того, чтобы сделать этот мир красивее и богаче.

Права на сочинение "Ум и сердце в судьбах героев романа И. А. Гончарова Обломов" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Коллекция сочинений: Ум и сердце в судьбах героев романа И. А. Гончарова "Обломов»

Ум и сердце - две субстанции, зачастую не имеющие ни­чего общего между собой и даже конфликтующие друг с дру­гом. Почему одним людям свойственно взвешивать каждое свое решение и во всем искать логическое обоснование, в то время как другие совершают свои поступки исключительно по наитию, по тому, как им подсказывает сердце? Об этом задумывались многие писатели, например Лев Толстой, ко­торый придавал большое значение тому, чем руководству­ются в своих поступках его герои. При этом он не скрывал, что ему значительно милее люди "души». Мне кажется, что и И. А. Гончаров, отдавая должное работе ума у своих героев, больше ценил в них работу сердца.

Н. А. Добролюбов считал характерной чертой Гончарова как художника то, что "он не поражается одной стороной предмета, одним моментом события, а вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления».

Характеры героев раскрыты в романе со всеми присущими им противоречиями. Так, у главного героя, Ильи Ильича Об­ломова, имеется масса недостатков - он ленив, апатичен, инер­тен. Однако у него есть и положительные черты. Природа сполна наделила Обломова способностью мыслить и чувствовать. Добролюбов написал об этом так: "Обломов - не тупая апати­ческая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий»-.

В романе не раз говорится о доброте, мягкосердечии, сове­стливости Обломова. Знакомя нас со своим героем, Гончаров пишет о том, что мягкость его "была господствующим и основ­ным выражением, не лица только, а всей души». И дальше: "Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вгляды­ваясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». Что же могло вызывать у людей задумчивую улыбку при од­ном только взгляде на этого человека? Я думаю, это связано с ощущением тепла, сердечности и поэтичности натуры Обло­мова: "Его сердце, как колодезь, глубоко».

Штольц - человек, совершенно противоположный по скла­ду, - восхищается душевными качествами друга. "Нет серд­ца чище, светлее и проще!» - восклицает он. Штольц и Обло­мов дружат с детства. Они очень любят друг друга, но в то же время между ними существует некий внутренний конфликт. Даже, скорее, не конфликт, а спор двух абсолютно разных людей. Один из них деятельный и практичный, а другой - ленивый и безалаберный. Штольц постоянно приходит в ужас от того, какой образ жизни ведет его друг. Он всеми силами старается помочь Обломову, вытащить его из этого болота праздности, которое беспощадно засасывает в свои глубины. Штольц - верный и преданный друг Обломова, готовый по­мочь ему и словом и делом. Мне кажется, что на это способ­ны только истинно добрые люди. Поэтому я не склонна рас­сматривать Штольца лишь как рационалиста и прагматика. По-моему, Штольц - добрый человек, причем он активен в своей доброте, а не отделывается одним сочувствием. Обло­мов - другой. Он, конечно, "не чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждения высоких помыслов». Но ведь чтобы воплотить эти высокие помыслы в жизнь, нужно как минимум слезть с дивана. На это Обломов уже не спо­собен.

Причиной полной несхожести характеров двух друзей является их совершенно разное воспитание. Маленький Илю­ша Обломов был с детства окружен безграничной любовью, лаской и непомерной заботой. Родители старались оградить его не только от каких-то бед, но и от всех видов деятельнос­ти. Даже для того, чтобы надеть чулки, нужно было позвать Захара. Учебе тоже не придавалось особого значения, и в ре­зультате у одаренного от природы мальчика на всю жизнь остались невосполнимые пробелы в образовании. Любозна­тельность его была загублена, однако размеренная и спокой­ная жизнь в Обломовке пробудила в нем мечтательность и мягость. На мягкий Илюши Обломова оказала вли­яние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов.

Андрея Штольца воспитывали совсем по-другому. Его образованием занимался отец-немец, который очень серьез­но относился к получению сыном глубоких знаний. Он стре­мился воспитать в Андрюше прежде всего трудолюбие. Учить­ся Штольц начал в раннем детстве: сидел с отцом над географической картой, разбирал библейские стихи, учил басни Крылова. Лет с 14-15 он уже самостоятельно ездил с поручениями отца, причем выполнял их точно, никогда ни­чего не путая.

Если говорить об образованности, то, конечно, Штольц ушел далеко вперед от своего друга. Но что касается природ­ного ума, то Обломов вовсе не был им обделен. Штольц гово­рит Ольге, что в Обломове "есть и ума не меньше других, только зарыт, завален он всякой дрянью и заснул в празд­ности».

Ольга же, мне кажется, полюбила в Обломове именно его душу. И хотя Обломов предал их любовь, не сумев выр­ваться из оков привычной жизни, Ольге так и не удалось его забыть. Она уже была замужем за Штольцем и, казалось бы, жила счастливо, а все спрашивала себя, "чего по временам просит, чего ищет душа, а только просит и ищет чего-то, даже будто - страшно сказать - тоскует». Я понимаю, куда рвалась ее душа - навстречу такой же родной и близкой душе. Штольц, при всех своих достоинствах - уме, энергичности и целеустремленности, - не мог дать Ольге того счастья, которое она испытала с Обломовым. Обломов же, несмотря на всю свою лень, инертность и прочие недостатки, оставил неизгладимый след в душе незаурядной и талантливой жен­щины.

Таким образом, после прочтения романа остается впечат­ление, что Гончарову ближе Обломов с его богатой и нежной душой. Илья Ильич обладал удивительным свойством: он умел вызывать любовь окружающих, вроде бы ничего не да­вая взамен. Но благодаря ему люди обнаруживали в себе лучшие свои качества: мягкость, доброту, поэтичность. А значит, такие люди, как Обломов, необходимы, хотя бы для того, чтобы сделать этот мир красивее и богаче.


Часть 1. Что такое чувство и что такое разум на примере Обломова

Часть 2. Что управляет Обломовым

Чувство и разум - это два основных компонента в жизни человека, которые всегда идут рука об руку, но в то же время конфликтуют между собой, потому что не имеют ничего общего. Человек всегда ставит перед собой сложнейший выбор: послушать веление сердца, поддаться чувствам или же действовать по соображениям разума, думать и взвешивать каждое решение? Одни люди стараются дать объяснение своим поступкам, ищут для своих решений логическое основание.

Другие люди просто отпускают ситуацию и совершают поступки, не ища им какое то объяснение, а лишь, так как подсказывает сердце, чувства.

Как может показаться на первый взгляд, главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов», человек ленивый, инертный. Но в то же время Илье Ильичу присущи такие качества, которые многим людям недоступны. Он много мыслит и чувствует. Обломов - это человек, в котором чувства и разум находятся в постоянном взаимодействии.

В романе на примере многочисленных ситуаций можно сказать, что Обломов человек добрый и мягкий. И. А. Гончаров пишет, что мягкость Обломова «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души». Также он писал: «Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.» Все эти качества Обломова (доброта, простодушие) говорят о том, что этому человеку в большей части присуще такое качество, как чувство, так как только человек с добрым и чистым сердцем может искренне чувствовать и понимать людей.

Лучший друг Обломова – Штольц, абсолютно противоположный персонаж. Но он очень восхищен качествами своего друга: «Нет сердца чище, светлее и проще!» - говорил Штольц. Друзья дружат с детства, любят и уважают друг друга. Однако, качества личности Штольца противоположны Обломову. Штольц практичный, энергичный, деятельный, человек, который часто выходит в свет. По этим всем качествам, можно судить о Штольце, как о человеке, который чаще всего в своей жизни, руководствуется именно разумом, нежели поддается воле чувств. Поэтому между Штольцом и Обломовым существует некий конфликт. Штольц конечно уважает чувственную натуру друга, но леность и бездейственность Обломова очень возмущают его. Он каждый раз приходит в ужас от того, какую жизнь ведет Обломов. Штольцу тяжело наблюдать как его лучшего друга «засасывает» глубже и глубже жизнь, наполненная только лишь воспоминаниями о тех счастливых днях детства, проведенных в Обломовке. Илья Ильич не живет реальной жизнью, а утопает в счастливых воспоминаниях, греющих душу. Штольц, видя это, хочет помочь другу. Он начинает выводить Обломова в свет, везет в гости в разные дома. На некоторое время к Обломову возвращается жизнь, словно Штольц отдал ему часть своей кипучей энергии. Илья Ильич снова встает по утрам, читает, пишет, интересуется происходящим. На такие поступки способен лишь тот, который искренне любит и уважает своего друга. А эти качества присущи человеку, имеющему сердце, умеющему чувствовать. Таким образом, Штольц сочетает в себе оба компонента чувство и разум, где последнее преобладает в большей степени.

Про Обломова нельзя сказать, как о человеке, который руководствуется только чувством, просто это качество значительно преобладает. Разумом и умом Илья Ильич не был обделен, хоть и уступал по образованности своему другу, Штольцу. Штольц говорил Ольге, что в Обломове «есть и ума не меньше других, только закрыт, завален он всякой дрянью и заснул в праздности».

Все - таки в большей степени Обломовым управляет чувство. Причины того, что Обломов стал именно таким человеком нужно искать в детстве Ильи, в его воспитании. Маленький Илюша был с раннего детства окружен безмерной любовью и заботой. Родители старались оградить свое чадо от любых проблем, а также от любой деятельности. Даже, чтобы надеть чулки, приходилось позвать Захара. Учиться также Илюшу не заставляли, поэтому остались некоторые пробелы в образовании. Такая беззаботная и спокойная жизнь в родной Обломовке пробудила в Илье мечтательность и мягкость. Именно эти качества полюбились Ольге в Обломове. Она полюбила его душу. Все же, Ольга, уже замужем за Штольцем, иногда спрашивала себя, «чего по временам просит, чего ищет душа, а только просит и ищет чего – то, даже будто – страшно сказать – тоскует». Вероятнее всего Ольга скучала по родной душе Обломова, потому что Штольц, при всех своих достоинствах, не давал той душевной близости, которая объединяла Ольгу и Обломова.

Таким образом, на примере двух друзей, Обломова и Штольца видно, что одним в большей степени управляет чувство, а другим - разум. Но, не смотря на эти два противоположных качества, друзья все же любили и уважали друг друга.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Разум и чувство» Учитель русского языка и литературы ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Лодыгина А.В. Москва, 2016

«разум и чувство» Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Разум Чувство Ум Рассудок Здравый смысл Интеллект Разумение Мыслительные способности Умение чувствовать истину 1. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. // Продукт деятельности мозга, выражающийся в речи. 2. Ум, интеллект (противоп.: чувство). // Разумность. Ощущение Впечатление Эмоция Душевный порыв Переживание Страсть Сердечная склонность Влечение Увлечение 1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления. 2. Самый процесс ощущения, восприятия чего-л. 3. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает, то, что входит в содержание его душевной жизни. 4. разг. Любовь, испытываемая кемл. к кому-л. // Волнение, душевный подъем, порыв.

Разум Чувство Человек бывает: Бесчувственный, невосприимчивый, рациональный, расчетливый, видевший насквозь, отдающий себе отчет, разбирающийся, волевой, мыслящий, эгоистичный, рассудительный, дальновидный, образованный. Человек бывает: Трогательный, чувствительный, ранимый, сентиментальный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчивый, эмоциональный, искренний, опьяненный, легкоранимый.

Тема Произведения эпизоды Что значит испытывать благородные чувства? Что такое истинные чувства? В чем сила человеческого чувства? Ю.М. Нагибин « Старая черепаха» А.И. Куприн « Олеся» Эдуард Асадов «Баллада о ненависти и любви» Мальчик испытал благородные чувства, когда у него проснулось чувство ответственности за другого. Он смог исправить свою ошибку: вернул Машку домой. Олеся любит Ивана Тимофеевича искренно, глубоко- в этом ее удивительная сила. Благодаря силе своей любви она способна жертвовать ради Ивана Тимофеевича своими убеждениями: Олеся идет в церковь будучи убежденной в том, что она ведьма. Чувства созидающие и разрушающие Ю.М. Нагибин « Старая черепаха» А.И. Куприн « Олеся» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Разрушающее чувство. Страстное желание обладать маленькими веселыми черепашками привело мальчика к тому, что он без сожаления продал старую черепаху, верного друга. Это эгоистическое чувство возникло из-за того, что он слышал и видел только свои желания, свое «хочу». Созидающее чувство. Неожиданно проснувшееся чувство ответственности за жизнь старой Машки, стыд за предательство друга, который в тебе нуждается, приводят мальчика к смелому и важному решению: любой ценой вернуть старую черепаху домой.

Тема Произведения эпизоды Когда разум становится опасен? Разум- счастливый дар человека или его проклятие? И.А. Бунин «Красавица» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь » Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Красавица, вторая жена чиновника, обладала «зорким» взглядом, все замечала, разумно подходила к решению любых вопросов. И так же разумно, спокойно она возненавидела сына чиновника от первого брака. Она сделала вид, что его не существует в доме, перевела его спать сначала на диван, а потом на пол. Результатом такого разумного подхода стала одинокая, обособленная от всего дома жизнь маленького семилетнего мальчика. Образ А.Чацкого. Умен, но не нужен фамусовскому обществу. Уезжает из Москвы «Карету мне, карету» Что важнее: разум или чувство? Что слушать: разум или сердце? И.А. Бунин «Темные аллеи » А.И. Куприн « Поединок» И. С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (распечатка) Л.Н. Толстой «Война и мир» Юрий Алексеевич Ромашов каждый вечер отправляется к Николаевым, хотя знает, что его там не ждут и не церемонятся в его присутствии, однако увидеть в очередной раз Шурочку(Александру Петровну), наблюдать за ней во время рукоделия – выше его сил. Ромашов готов терпеть позор, лишь бы только почувствовать крепкое и ласкающее пожатие милой женской руки: он душой уходил в это очаровательное пожатие. Юрий Алексеевич каждый раз испытывал острое чувство стыда, слыша насмешки денщиков и чувствуя на себе пренебрежительное отношение мужа Шурочки. Эпизод оставления Москвы семьей Ростовых. Мать за разумный подход, т.к. на подводах нужно увезти наследство детей. Наташа воспринимает ситуацию иначе: «что мы немцы какие-то!» и умоляет отдать подводы раненым. Матери становится стыдно.

Тема Произведения эпизоды Можно ли идти на поводу у своих эмоций? Нужно ли давать волю чувствам? И. А. Бунин « Солнечный удар» Л.Н. Толстой «Война и мир» Ф.И. Тютчев « О, как убийственно мы любим» Поручик, очарованный своей новой знакомой, умоляет ее сойти на берег. Она растеряна, поддавшись на уговоры, идет на поводу у своих эмоций, словно солнечный удар затмевает ее сознание. Она называет это сумасшествием: никогда ничего подобного не было в ее жизни и никогда не будет. Почему она так поступает? Эта милая женщина замужем, имеет трехлетнюю дочь. Такое поведение безрассудно, однако автор не осуждает ее за это. Чувство может вспыхнуть внезапно, как затмение- человек теряет самообладание. Но это чувство-самое прекрасное, что когда-либо было и будет в жизни этих людей. Пусть только мгновение- оно стоит вечности. Наташа Ростова, поддавшись чувству к Анатолю Куракину, решает с ним сбежать, несмотря на отговоры близких. Этот поступок привел ее к разрыву отношений с Андреем Болконским. Елена Денисьева, страстно влюбившись в Ф.И. Тютчева, принимает тяжелые удары судьбы: осуждение общества, невозможность стать женой Федора Ивановича (он женат), тяжелую болезнь.

В чем сила человеческого чувства? Сила чувств необыкновенно велика. Сила может менять человека: пробудить лучшие или худшие его стороны. Таким сильным чувством является любовь(вера, страх): она воскрешает и убивает, прощает и ненавидит, одухотворяет и опустошает. Мир наполнен силой любви от рождения до смерти: материнская любовь не знает границ, глубину чувств между мужчиной и женщиной трудно описать словами; любовь к творчеству показывает силу личности, к животным – чуткость и милосердие. Эта тема волновала многие поколения и до сих пор остается важной и значимой в жизни каждого человека. Примеры проявления силы человеческого чувства часто встречаются в произведениях русской классической литературы.

тезис Вспомним произведение А.И. Куприна «Олеся». В этой повести ярко показана сила любви главной героини: ее самоотверженность, искренность, одухотворенность.

иллюстрация Олеся выросла в лесу, знала особенности жизни дикой природы, ей были чужды мелочные проблемы жителей Полесья. Ее встреча с Иваном Тимофеевичем произошла ранней весной, сама природа благословила их любовь. Олеся знала, что их чувства обречены, что ей придется сильно страдать, но от своей любви не отказалась, не променяла ее на спокойствие. Волшебство Олеси не в колдовстве, как она думала, а в удивительной искренности, глубине чувств. Зная о л енивом сердце своего избранника, девушка принимала все его слабости, не упрекая, не осуждая. Олеся очень хотела сохранить свою любовь, но ведь судьбу невозможно изменить! Решение, принятое Олесей, вызывает восхищение. Она пошла в церковь, надеясь изменить предопределение, тем самым спасти их чувства. Всю ответственность она берет на себя. Так может поступить только человек, обладающий огромной силой любви! К сожалению, жители Полесья обошлись с ней крайне жестоко: избили, измазали дегтем. Олеся вынуждена уехать, но ни разу она ни в чем не обвиняет Ивана Тимофеевича, в ее словах звучит благодарность и по-прежнему---любовь.

Мини-вывод Удивительная сила любви Олеси заключается в умении отдавать, а не брать, в самопожертвовании.


В романе Гончарова выведено несколько типов идеальных людей.

В первой части романа мы видим ленивца, лежащего на диване в пыльной комнате. И, конечно, мы не можем сказать, что Обломов - идеал мужчины. Он не живет в гармонии со своим сознанием, со своим сердцем и с внешним миром.

Другое дело Штольц. 11а фоне неподвижного и постоянно лежащего Обломова Штольц идеал. Он находится в постоянном движении, не останавливается на чем то достигнутом. Он всего добился сам и из бедного мальчишки превратился в преуспевающего дельца. Такой человек никогда не будет лишним для общества. Уже в Штольце-ребенке можно было увидеть Штольца сегодняшнего. Он - гармоничная личность, чему способствовало его воспитание. Отец-немец учил его трудиться и добиваться всего самому, а мать воспитывала в нем духовность.

В отличие от Обломова, в Штольце разум, сознание и холодность преобладают над чувствами, сердцем. Обломов - мечтатель, а Штольц не любит и боится мечтать. Поэтому он идеален только с точки зрения нового общества. Штольц - трезвомыслящий человек, по в нем нет поэзии, романтики. А это уже говорит о некоторой "ущербности", о том, что не во всем этот человек может служить образцом для подражания.

Тем более мы не можем назвать идеалом Обломова. Особенно при первой встрече с ним. Но вдруг - о чудо! - появилась Ольга. И мы уже не узнаем прежнего Обломова, потому что в нем наконец-то просыпается его истинная душа. Обломов-ленивец превращается в Обломова движущегося, желающего жить, петь, в Обломова-поэта. В этот миг для нас, возможно, перестает существовать идеал-Штольц и появляется идеал-Обломов. Мы начинаем видеть не ленивца, а великого творца, поэта, писателя. Но теперь Обломова переполняют только чувства, готовые выплеснуться в любой момент, в нем перестало существовать сознание. И опять мы не можем сказать, что Обломов - абсолютный идеал. Возможно, лишь соединив Штольца и Обломова, можно получить то, что ищет Ольга.

В отдельности Штольц и Обломов тоже могут быть идеальны, но с разных точек зрения. Проблема этих двух идеалов, с одной стороны, в том, что Штольц слишком сдерживает свои чувства, а с другой - в том, что Обломов, наоборот, не может сдерживать свои чувства и свои страсти.

Еще одна героиня романа, претендующая на идеальность,- это Ольга. Я думаю, что Ольга - это и есть настоящий идеал. В ней уравновешены и чувства, и сознание, хотя она ближе к Обломову, чем к Штольцу. Ольга почти совершенна, и поэтому именно ей Гончаров передает роль просветительницы и проповедницы. Она должна пробудить настоящего Обломова. На один миг ей это удается. Но Ольга постоянно хочет чего-то нового, она постоянно должна преображать, создавать. Для нее главное это долг. Она пилит свое назначение в том, чтобы перевоспитать Обломова.

Ольга, в отличие от Обломова и от Штольца, никогда не успокои тся, она постоянно движется, она не может стоять па месте. Возможно, проблема Ольги - это ее непрестанное движение. Она сама не знает, чего хочет, не знает своей конечной цели, но стремится к ней.

Из всего написанного можно заключить, что вообще-то все главные герои романа идеальны. Но они идеальны с разных сторон. В Обломове - идеал поэта, в Штольце - идеал трезвомыслящего человека, в Ольге - идеал человека, осознающего свой долг. Обломов идеален для Пшеницыной и для Обломовки. А Штольц и Ольга идеальны для общества. Гармоническая личность - это не Штольц, не Обломов, не Ольга в отдельности. Это все они, вместе взятые.