Отношение к Раскольникову на каторге, как к нему там относились? Из романа Достоевского Преступление и наказание! Мое отношение к роману преступление и наказание кратко Готовые школьные сочинения

Отношение к Герою романа «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову

Отношение к Герою романа «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову не может быть однозначным, с одной стороны, это чуткий, способный на самопожертвование человек, с другой - бунтарь, совершающий аморальный поступок. Поэтому я симпатизирую ему, как думающему не глупому человеку и не приемлю аморальность его целей и способа их достижения. Кумиры, идолы Раскольникова -великие гении, вершители судеб человечества. Чтобы стать одним из них, герою надо принять на себя все грехи людские и тем изжить их.Раскольникова очень увлекал Наполеон, как идеал сильной личности. Сознание своего превосходства явилось благоприятной психологической почвой для развития его притязаний на власть над людьми.Студент Раскольников выстроил свою жестокую философию, Которая заключалась в следующем: все люди подразделяются на две категории: «твари дрожащие», безропотно принимающие порядок вещей, и «творцы истории», «сильные мира сего», люди нарушающие моральные нормы и общественный порядок, ген за счет попрания первых последними.Идеалом «сверхчеловека» у Раскольникова является Наполеон. Для героя Достоевского это личность, действующая по правилу «все дозволено», человек, могущий пожертвовать всем ради достижения собственной выгоды. Это гений, который уверен, что имеет право распоряжаться человеческой судьбой, сотнями жизней. Он, не задумываясь, посылает тысячи людей на гибель в Египет, оставляет свою армию замерзать в снегах России без тени жалости и сожаления. Таков кумир Раскольникова. Молодой человек завидует способности императора перешагнуть через всех и все, его равнодушию, спокойствию, хладнокровию. Мечты Раскольникова о наполеоновской власти над людьми не был выражением только его индивидуалистического самоутверждения. Эту власть он предполагал использовать во имя общего блага. Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему.Его преступление парадоксально смыкается с величайшей жертвой.. Старуха- процентщица действительно пала жертвой не убийцы, а принципа.Для Раскольникова убийство старухи есть самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного».Раскольников совершил преступление потому, что он человек, Не проверял ли Достоевский героя на прочность из-за того, что увидел себя в осужденном убийце? Не хотел ли убедиться в том, смог бы он, автор, совершить преступление?Но стремясь стать Наполеоном Раскольников волнуется, переживает из-за матери, старается уберечь сестру Дунечку от брака с подлецом Лужиным, испытывает страшные угрызения совестиТаким образом Раскольников потерпел неудачу. Его поступок приводит к нарушению моральных норм и краху нравственных ценностей. Однако он путем тяжких испытаний пришел к осознанию тщетности и ничтожества избранного идеала, к горькому разочарованию в Наполеоне. Его спасла одна и та же сила - любовь и соединение с вечным. Любовь Сони преображает Раскольникова, приобщает его к вечным нравственным ценностям. Он приходит к признанию нравственного закона, как общеобязательного и объективно существующего, что приводит к разочарованию в кумире.Достоевский показал, что сама идея «наполеонизма» глубоко бесчеловечна, эгоистична, буржуазна и антидемократична по своей сущности».Раскольников, в романе, сознательно неприятен всем. В его поведении акцент поставлен на моментах, возмущающих нравственное чувство. Со злостью сопротивляясь человечному в себе, он пытается его задушить, терзая себя и близких. Мы неприемлем героя в этой абсолютной, опустошающей вражде к миру. Автор же больше симпатизирует ему, нетерпеливому мыслителю и философу, не докапывающемуся до корня лежащих перед ним противоречий.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Достоевский, по сути, написал первый в истории отечественной литературы психологический роман. «Преступление и наказание» - это история человека, которого постоянно раздирают сомнения, мучает совесть, человека, сердце и разум которого постоянно находятся в противодействии. В личности героя раскрываются такие глубочайшие психологические пласты, которые никогда ранее не раскрывались в художественной литературе.

Раскольников - очень сложная, неоднозначная и многоплановая личность. Будучи студентом юридического факультета, он написал статью о правах великих людей допускать какие угодно большие жертвы во имя великих поступков. Иначе говоря, его теория - очередное воплощение старой как мир идеи: «цель оправдывает средства». Эту идею он выносит в своей голове, с этой идеей он идет убивать старуху-процентщицу:

Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, – и все это на ее деньги. Убей ее и возьми с тем, чтобы с их помощию посвятить себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысяча смертей, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – вот и вся арифметика!

Однако мысли эти его очень пугают, ему отвратно думать, что он может опуститься до такого пошлого, грязного дела, как убийство ради денег. Сердце Раскольникова отвергает то, что пытается навязать его разум, но, в конце концов, уступает доводам последнего. Это противоречие мыслей и чувств по их поводу мучает его, унижает его страшно, и единственный способ, который он находит, чтобы избавиться от этого унижения – это наконец-таки свершить задуманное.

Преступление занимает только небольшую часть в начале романа, наказание – всю остальную его часть. Ведь под наказанием имеется в виду не только и не столько каторга, сколько душевные муки, невыносимые страдания, которые испытывает герой из-за содеянного им. Раскольникову хватило решимости только на сам поступок, но после него решимость как ветром унесло. В коматозном, полуобморочном состоянии он бродит по Сенной, теряет сознание в полицейском участке, кричит на своих друзей, просыпается в своей каморке в холодном поту, опасаясь, не обнаружил ли кто следов крови или драгоценностей в его тайнике. Из-за его абсолютно неадекватного поведения Порфирию Петровичу было довольно легко раскрыть его преступление, потому как он был опытный следователь и прежде всего обращал внимание именно на психологию подозреваемого, на то, как он себя ведет. Раскольников некоторое время пытается сопротивляться, но довольно скоро осознает, что он смертельно устал от своего вранья, от греховности своей, и что этому всему надо положить конец.

Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!”» Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...

Раскаяние, жгучее, неодолимое раскаяние просыпается в душе его. Он идет в полицейскую контору и поперек всем своим позывам, всем страхам своим, которые все еще бродят в его сердце, признается: «я убил». На допросе он не пытается оправдаться или хоть как-то смягчить обстоятельства в свою пользу – он просто и обстоятельно рассказывает все так, как оно было на самом деле.

В Раскольникове, несомненно, есть благородное, светлое начало. Он до безумия любит свою мать и сестру – достаточно вспомнить его слезы, которые он проливал над письмом матери; он сочувствует Мармеладову, по-человечески сочувствует, не отвергая его пьяных и патетических речей о греховности человечества и грядущем всепрощении; он отдает двадцать рублей Катерине Ивановне на похороны своего мужа, двадцать рублей, которая прислала ему его бедная мать, чтобы хоть как-то поправить его дела. И то, что он, в конце концов, решается на признание в совершенном преступлении, как когда-то решился на само преступление, говорит о его мужестве и внутреннем благородстве.

Преступление и наказание – это роман о крестном пути человека, который приходит к жизни через смерть, к счастью через страдания, к свету через беспросветную тьму, к Богу – через искушения Дьявола. И свет, в конце концов, одерживает победу над мраком – за горизонтом открывается новая, совсем иная жизнь, в которую еще только предстоит вступить Раскольникову после каторги.

Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...

1: Это один из ключевых моментов в плане авторской задумки романа. В 1880 г., присутствуя на открытии опекушинского памятника Пушкину, Достоевский произнес речь, в которой обратился к слушающим с вопросом, возможно ли ради счастья всего человечества пожертвовать жизнью одного невинного существа. Для писателя ответ был категорически однозначен: «нет».

После прочтения такого замечательного произведения, как "Преступление и наказание", понимаешь насколько же человек самоуверен до совершения какого-то действия, и как он жалок после провала или ошибки. Федор Михайлович Достоевский - один из моих любимых русских писателей. Его произведение "Идиот", вообще произвело на меня огромное впечатление. Насчет "Преступления и наказания", то здесь не хватит целой тетради, чтобы высказать все, что я думаю.

Первое, что бросается в глаза - это фамилии главных героев: Раскольников, Мармеладова, Разумихин и так далее. Эти фамилии говорят сами за себя, ведь после мы узнаем, что Разумихин - довольно умный молодой человек, который знает несколько языков, у Сони Мармеладовой очень доброе и чуткое сердце, а Раскольников, как бы это грубо не звучало, расколол голову женщине. Все в этом романе говорит само за себя.

Честно говоря, во время прочтения текста, я очень переживал за судьбу Родиона. Я все надеялся, что ему удастся избежать наказания за содеянное им. Я думал, что как-то он да и ускользнет от полиции, но в конце концов он раскаялся в содеянном.

Если поразмыслить, и окунуться глубже, то до чего же нужно было, бедностью и нищетой довести человека, чтобы он решился убить женщину - закладчицу (ей приносили драгоценности и ценные вещи на сохранение за определенную плату)? Раскольников тоже был не глупым молодым человеком, он продумал все до мелочей, после ограбления сразу не тратил деньги - ждал, не обменивал драгоценности в ломбардах - боялся быть раскрытым. Спустя несколько дней после убийства, весь город был на ушах, а Родиона сразила болезнь. О не мог выдержать душевных переживаний, боялся быть раскрытым, боялся признаться самому себе, что это он преступник.

У Раскольникова был один хороший друг - Разумихин. Он то и дело, старался каким-то образом развеселить Родиона, старался ему помочь всем, чем только мог. С деньгами были большие проблемы у обоих, но вот Разумихин старался уладить свои финансовые проблемы мирно - он переводил иностранные тексты на русский язык, а за это получал три рубля. Он боролся с обстоятельствами. А Раскольников, в свою очередь решил все сделать иначе - решил заработать легким способом.

После, мы узнаем, что Родион любит Соню Мармеладову, он приходит к ней в день перед раскаянием, просит прочитать страницы из Библии. Соня, тоже любила его, любила его настолько, что впоследствии отправилась за ним в Сибирь, на каторгу, где ему присудили срок - восемь лет. Она ждала его, не бросала, верила.

Всегда думайте, прежде чем совершать вероломный поступок, сделать легко, а вот расплатится за содеянное трудно.

Отношение к Раскольникову на каторге, как к нему там относились? Из романа Достоевского Преступление и наказание!

  1. Относились к нему там плохо, он же «убивец».
  2. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как безбожника.
    И сам Раскольников к каторжанам относится высокомерно, ведет себя отчужденно. Получается, он и здесь чужой, среди тех людей, «униженных и оскорбленных», ради которых, судя по его «теории», о решился на преступление. Он даже Соню почти ненавидит, отвергает ее заботу и сочувствие, ее любовь.
    А вот к Соне каторжане относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные трихины, вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к истинам других. Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе, пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких чистых и избранных. Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается бесконечная любовь к Соне. На пороге воскресения в новую жизнь Раскольников берет в руки Евангелие.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» является одним из наиболее интересных произведений 19 века. В нем мы узнаем, несомненно, новые черты «сильных личностей», воплощенных в Родионе Раскольникове.

Наполеоновские идеи Раскольникова были последовательно раскрыты Федором Михайловичем в его произведении. Возможно ли счастье одних людей, после уничтожения других? – таков главный вопрос в романе. По мнению Родиона – возможно. Но Достоевский опровергает это утверждение. По ходу повествования мы ясно осознаем, что не может быть в мире

Гармонии, если страдают невинные люди.

Герой полностью находиться во власти писателя, поэтому античеловеческие идеи Раскольникова потерпели неудачу. Но, не смотря на полное отчуждение этой теории, Достоевский проявляет жалость к своему герою, восхищаясь его способностью бунтовать. Ведь тема бунта давно владела писателем и, наконец, нашла свое воплощение в данном романе.

Бунт героя порожден социальным неравенством в обществе. После разговора с Мармеладовым, герой окончательно убеждается в своем желании совершить преступление. Наличие богатства – вот что может помочь человеку, считает Родион. Судьба

Же Мармеладова опровергает это утверждение. Не смотря на обилие денежных средств, он так и не смог выбраться со дна жизни.

Раскольниковым движет желание установить справедливость, а осуществить он может это, только совершив злодеяние. Стараясь раскрыть эту тему более широко, писатель создает героев-двойников Родиона. Не даром здесь подчеркивается их идеологическое сходство.

Раскольников считает, что переступать закон могут лишь избранные. Но писатель так не считает, он против убийств. Со временем, эту аксиому познает и Родион, но в отличие от Достоевского познание пришло слишком поздно.

К чему же в результате приходит главный герой, считая себя в праве уничтожать «ненужных» людей? Одних людей он относит к высшей расе, других – к низшей. Его волнует вопрос о собственном положении в иерархии людей. Родион мечтает обрести власть, совершая безнравственные поступки, убивая других.

Достоевский, проповедуя христианство, вносит в роман образ Сони – полную противоположность Раскольникову. Писатель понимает «полное счастье» в уничтожении своего «я», в служении людям. Это воплотил он в Сонечке Мармеладовой. Автор противопоставляет ее образ и образ Родиона, сталкивая бунтарский дух и смирение. Всепрощающая любовь Сони убеждает Раскольникова принять страдания. Он признается в преступлении, но нисколько не раскаивается. Настоящее раскаяние приходит к нему только на каторге.

Произведение остается актуальным, и по сей день. Достоевский, предостерег человечество от опасностей революционных бунтов, провозгласил ценности человеческой личности.