Образ желткова мое отношение к нему. А.И. Куприн "Гранатовый браслет": описание, герои, анализ произведения. Другие сочинения по этому произведению

Драматические события, случившиеся с главными героями, никого не оставят равнодушным. Безответная любовь унесла жизнь прекрасного человека, так и не сумевшего смириться с тем, что никогда не сможет быть вместе с любимой женщиной. Образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет» является ключевым. На его примере можно увидеть, что настоящая любовь существует вне зависимости от времени и эпох.

Желтков – главный герой произведения. Полное имя неизвестно. Есть предположение, что звали его Георгий. Документы мужчина всегда подписывал тремя буквами Г.С.Ж. Работает чиновником. Много лет безответно влюблен в Веру Шеину, замужнюю даму.

Образ

Молодой мужчина лет 35.

«…лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти…».

Худой, изможденный. Высокого роста. По плечам спускались длинные, мягкие волосы. Вид у Желткова болезненный. Возможно это из-за чересчур бледного цвета лица.

«очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине…»

Чиновник носил светлые, с рыжеватым отливом усы. Худые, нервные пальцы были в постоянном движении, что выдавало нервозность и неуравновешенность.

Характеристика

Желтков был чудесным человеком. Воспитанный, тактичный, скромный. За годы, что он снимал квартиру, стал для хозяйки жилплощади почти родным сыном.

Своей семьи у мужчины не было . Есть только брат.

Небогат . Жил очень скромно, не позволяя себе никаких излишеств. Зарплата мелкого чиновника была невысока, особо не разгуляешься.

Порядочен . Благороден.

«Я сразу угадал в вас благородного человека…»

Честный . Искренний. На таких, как он всегда можно положиться. Не подведет, не обманет. Не способен на предательство.

Любит музыку . Любимый композитор Бетховен.

Любовь в жизни Желткова

Несколько лет назад Желтков влюбился в Веру, увидев ее в опере. На тот момент она была не замужем. Смелости признаться на словах в своих чувствах у него не хватило. Он писал ей письма, но Вера попросила больше ее не беспокоить. Ей очень не нравилась его назойливость. Вместо ответного чувства в женщине поднималась волна раздражения. На какое-то время он замолчал, ни чем, не напоминая о себе, пока не подошло время празднования именин у Веры. На празднике она получает дорогой подарок, отправителем которого был безнадежно влюбленный Желтков. Своим подарком он показал, что чувства не остыли. Только сейчас он все понял и осознал, что письма были глупыми и дерзкими. Он раскаивался и просил простить. Вера стала для него смыслом жизни. Он не мог дышать без нее. Она единственная радость, скрашивающая серые будни. Его письмо прочитали муж и брат Веры. На семейном совете было решено остановить его любовные порывы, вернув браслет и попросив больше не беспокоить их семью. Вера сама сказала ему об этом по телефону. Для бедняги это стало тяжелым ударом. Он не смог перенести его, решив навсегда уйти из жизни, выбрав для этого страшный способ – самоубийство.

А. И. Куприн написал красивую и грустную историю о любви, которую бы хотелось испытать каждому человеку. Рассказ "Гранатовый браслет" именно о таком возвышенном и бескорыстном чувстве. И сейчас читатели продолжают дискутировать о том, правильно ли поступила главная героиня, отказав своему поклоннику. Или, возможно, воздыхатель сделал бы ее счастливой? Чтобы рассуждать на эту тему, нужно дать характеристику Желткову из "Гранатового браслета".

Описание внешности поклонника Веры

Что примечательного есть в этом господине и почему автор решил сделать его главным персонажем? Может, в характеристике Желткова в рассказе "Гранатовый браслет" присутствует что-то необычное? Например, во многих романтических историях у главных героев красивая или запоминающаяся внешность. Следует сразу отметить: в рассказе не указывается имя главного персонажа (возможно, его зовут Георгий). Это можно объяснить попытками писателя показать незначительность человека в глазах общества.

Желтков был высок ростом, худощавого телосложения. Лицо его больше похоже на девичье: мягкие черты, голубые глаза и упрямый подбородок с ямочкой. Именно последний пункт указывает на то, что несмотря на кажущуюся податливость натуры, этот человек на самом деле упрям и не любит отступаться от своих решений.

На вид ему было 30-35 лет, т. е. это уже взрослый мужчина и вполне сформировавшаяся личность. Во всех его движениях проглядывало нервическое: пальцы беспрестанно теребили пуговицы, а сам он был бледен, что указывает на его сильное душевное волнение. Если опираться на внешнюю характеристику Желткова из "Гранатового браслета", можно сделать вывод о том, что он обладает мягкой, восприимчивой натурой, склонен к переживаниям, но в то же время не лишен настойчивости.

Обстановка в комнате главного героя

Впервые своего персонажа Куприн "выводит" на суд читателя во время визита мужа и брата главной героини. До этого о его существовании было известно только по письмам. К характеристике Желткова в "Гранатовом браслете" можно добавить описание его жилищных условий. Небогатое убранство комнаты подчеркивает его общественное положение. Ведь причиной того, что он не мог открыто общаться с Верой, было социальное неравенство.

Комната была с низкими потолками, круглые окна едва освещали ее. Из мебели была только узкая кровать, старый диван и стол, покрытый скатертью. Вся обстановка говорит о том, что квартиру занимает человек совсем небогатый и не стремящийся к уюту. А Желткову этого и не нужно было: в его жизни была только одна женщина, с которой он мог быть счастлив, но она была уже замужем. Поэтому мужчина и не думал о создании семьи. То есть характеристику Желткова в "Гранатовом браслете" дополняет важное качество - он однолюб.

Показателен тот факт, что в доме маленькие окна. Комната - это отражение существования главного героя. У него в жизни было мало радостей, она полна трудностей и единственным светлым лучом для несчастного была Вера.

Характер Желткова

Несмотря на ничтожность своего положения, главный герой обладал возвышенной натурой, иначе он бы не был способен на такую бескорыстную любовь. Мужчина служил чиновником в какой-то палате. О том, что у него было денег, сообщается читателю из письма, в котором Желтков пишет, что не смог бы подарить Вере подарка, достойного ее, из-за ограниченности в средствах.

Желтков был воспитанным и скромным человеком, не считал себя наделенным тонким вкусом. Для хозяйки комнаты, которую он снимал, Желтков стал как родной сын - таким учтивым и добросердечным было его обхождение.

Муж Веры разглядел в нем благородную и честную натуру, которая не способна на обман. Главный герой сразу признается ему, что не сможет разлюбить Веру, потому что это чувство сильнее его. Но он больше не будет ей докучать, потому что об этом попросила она, а спокойствие и счастье его возлюбленной важнее всего на свете.

История любви Желткова к Вере

Несмотря на то что это безответный роман в письмах, писатель смог показать возвышенное чувство. Поэтому необычная любовная история занимает умы читателей уже несколько десятилетий. Что до характеристики Желткова в "Гранатовом браслете", то именно готовность довольствоваться малым, способность к бескорыстной любви, выдает благородство его души.

Он впервые увидел Веру 8 лет назад и сразу понял, что она - та самая, просто потому, что нет на свете женщины лучше.

И все это время Желктов продолжал ее любить, не ожидая никакой взаимности. Он следил за ней, писал письма, но не с целью преследования, а просто потому что искренне любил. Желтков не желал ничего для себя - для него важнее всего было благополучие Веры. Мужчина не понимал, чем заслужил такое счастье - светлое чувство к ней. Трагедия Веры состоит в том, что она лишь в самом конце поняла, что это была та самая любовь, о которой мечтают женщины. Она почувствовала, что Желтков ее простил, потому что его любовь была бескорыстна и возвышенна. В "Гранатовом браслете" Куприна характеристика Желткова - это не описание одного человека, но истинного, постоянного, драгоценного чувства.

История несчастной любви к замужней женщине стала сюжетом повести «Гранатовый браслет». Желтков Г. С. - ее главный персонаж. Имя мужчины остается неизвестным. Можно только предположить, что его зовут Георгий. В тексте звучит только фамилия - Желтков. Внешность влюбленного мужчины также не вызывает яркой симпатии или негатива. Он высок, худощав и бледен. Другие черты внешности: дрожащие руки, нервные пальцы, рыжеватые усы, детский подбородок, длинные мягкие волосы. Желткову в повести около 35 лет.

Небогатый чиновник какого-то казенного учреждения увидел в цирке Веру Николаевну и влюбился. Это была любовь с первого взгляда и на долгие годы. Мужчина начинает следить за женщиной, знакомится с обществом, ее окружением и увлечениями. Желтков счастлив. Он любит по настоящему, мужчина осознает, какое «громадное счастье» его посетило. Чиновника не интересует ничего: «ни политика, ни наука, ни философия». Он поглощен женщиной, она становится смыслом его жизни.

Желтков благодарит Бога, одарившего его великим чувством. Он проверил, не болезнь ли это, ни наваждение. Понял, что нет. Его любовь - «не маниакальная идея». Даже муж Веры уверен, что Г. С. не был сумасшедшим, а был влюбленным. Есть некая ирония в словах автора, когда он перечисляет, как мужчина сжигает самое дорогое, что у него было: вещи Веры. Украденный платок, записка, программка выставки - предметы, побывавшие в руках женщины, становятся дороги и невероятно ценны. Вера для Г. С. единственная радость, утешение, мысль. Он не оценивает свои чувства как преследование.

Желтков дарит женщине гранатовый браслет. Эта вещь была семейной реликвией. Она охраняла мужчин от насильственной смерти, а женщин награждала даром предвидения. Браслет принадлежал прабабке, затем перешел к матери Желткова. Подарок очень разозлил брата Веры - Николая. Брат хочет положить конец этой истории. Он идет к Желткову и требует отказаться от преследования княгини. Мужчина ждет решения своей судьбы от самой Веры Николаевны. Женщина тоже просит прекратить непонятный затянувшийся роман в письмах. Желткову хочется остаться в городе и видеть любимую хотя бы изредка, но слова Веры обрывают все нити надежды.

Г. С. кончает жизнь самоубийством. Перед смертью он с восхищением обращается к любимой: «Да святится имя Твое». Вера освобождается от чувств Желткова. Но нет успокоения в душе красавицы. Она потеряла любовь, о которой «мечтает каждая женщина». Красивое чувство прошло мимо нее, она упустила возможность быть музой и смыслом жизни, оборвала любовь и осталась обычной замужней женщиной, ничем не отличающейся от других светских дам.

Разделы: Литература

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5. Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?(О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...

И. А. Куприна можно назвать одним из «королей» прозы. В его произведениях особое место занимает любовь. Рассказ «Гранатовый браслет» пропитан неземной любви. Сюжет произведения разворачивается в любимой Куприным Одессе. В нем сравниваются большое чувство чиновника с очерствелой душой людей, стоящими выше Желткова.

Героем рассказа является Желтков. Он занимает пост чиновника контрольной палаты. Г.С обладает приятной внешностью. У него глаза голубого цвета, длинные мягкие волосы. Желтков высокого роста и худощавого телосложения. Он обладает возвышенным чувством.

Желтков влюблён в Веру Шенину, холодную аристократку. Он считает ее необыкновенной. Сам он так же является весьма необыкновенным человеком. Из письма, которое Желтков написал к именинам Веры, можно понять его духовный облик. Он не на что надеяться, но он готов пожертвовать всем. В его словах ощущается преклонение, уважение, отвага. В качестве подарка Вере он преподнес гранатовый браслет. Он принадлежал матушке Желткова,в то время уже покойной, поэтому был очень ценен героем. Кроме того, браслет обладает интересной историей. По поверью он дает дар предвиденья и оберегает от насильственной смерти его владелицу.

Смысл жизни героя заключался в бесконечной любви. Больше ничего ему было не надо. Желтков был наполнен сладкими мыслями о своей возлюбленной. Герой считал, побег из города не сможет противостоять его чувствам. Он не смог бы отпустить мечты о Вере. К сожалению, его любовь не была взаимной. Безответная любовь имеет губительную силу. Желтков писал в своем письме, что его не интересует ни наука, ни политика, ни окружающий мир, словом абсолютно ничего, кроме своей любимой Веры. Его жизнь заключалась только в ней. Написал он это письмо до своего самоубийством. Своим обращением он поднял чувства до уровня трагизма. Теперь перед Верой открывается другой мир, наполненный неизведанных чувств. Выходит, Желтков любил до последнего вздоха, до последнего стука своего сердца.

Неважно кто ты: токарь, начальник, писатель, депутат, кассир, командир-перед любовью все оказываются на одном уровне. Желтков вызывает чувство сострадания, так как безответная любовь - это тяжелая ноша. Но только в ней он видел смысл жизни, только она дарила ему моменты пропитанные счастьем и безумством. Наверное, самое страшное быть безразличным ко всему вокруг и видеть перед собой лишь предмет своего воздыхания.

Сочинение Желтков с портретной характеристикой

Ни одно произведение русской литературы посвящено теме любви. Это чувство в любом из своих проявлений движет людьми, миром. Отношения между влюбленными зачастую переходят в привычку. Однако одного из своих героев рассказа "Гранатовый браслет" А. И. Куприн наделил бессмертным чувством - любовью, которая не угасла до самой смерти.

Несмотря на то, что общая характеристика Желткова не отличалась ни яркой внешностью, ни особыми проявлениями мужской силы, поступками и идеями, однако в конце произведения этот герой сосредотачивает на себе внимание всех окружающих. Он становится понятным, раскрывается благодаря своему богатому внутреннему миру, где имеет место чистая, искренняя любовь.

Занимая должность маленького чиновника "в каком-то казенном учреждении", он не выделялся ни заслугами, ни внешним видом. Неприглядный вид щуплого, невысокого молодого человека не старше сорока лет больше напоминал нежную девицу с ямочкой на подбородке и "мягкими волосами". Его бледность кожи, беспорядочные движения, нервозность ("застегивал и расстегивал пуговицы") завершали образ неуверенного с виду, скрытного человека.

Отсутствие собственного жилья у Желткова подтверждало его неблагополучное материальное положение. Судя по описанию комнаты, которую он снимал, у него было немного денег. Проживал он в неосвещенной, небольшой комнате со старой мебелью. Однако, несмотря на подобные характеристики, в этом человеке оказалась нескончаемая энергия, которая давала силу и способность переносить любое давление на жизненном пути благодаря той минуте, когда он впервые в цирке встретил Веру Шеину. С того момента любовь затмила все. Он не видел в ней недостатков, это был его идеал. Порой жизнь казалась Желткову пыткой, так как он не видел ни доли взаимности. Возлюбленная все годы находилась под его наблюдением. Но он не хотел ничего менять, наслаждаясь возможностью любить.

Этот человек не отличался особым виденьем мира. Он был обычным мужчиной, способным по-настоящему любить одну женщину всю жизнь. Несмотря на ее замужество, холодность, в душе теплилась надежда на взаимность. Это чувство давало ему неземные силы, ощущение счастья. Отношение к герою меняется от начала к концу рассказа. Из тихого, неизвестного он превращается в думающего мужчину с бушующими страстями. Однако остается наедине со своими чувствами, выражая мысли лишь в письмах. Он был верен и себе, и Вере. И счастлив лишь от мысли, что горячо ее любит. Подарок Желткова в виде гранатового браслета - это не что иное, как желание ощутить невидимую духовную связь с женщиной после того, как она его получит.

Таким образом Куприн наделил Желткова чувством, которое толкает человека на подвиги. В душе таких людей есть место для доброты, терпения, самопожертвования и верности, желания отдать себя без остатка.

Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии.

Ни одна семья немыслима без ребенка в семье. Все эти дети нуждаются в заботе, поддержке, внимании и защите. Но от кого и чего их нужно защищать?