Анна австрийская. Королева анна австрийская и герцог бэкингем

Так уж получилось, что об Анне Австрийской, жене Людовика XIII и матери Людовика XIV, мы знаем значительно больше, чем о других французских королевах. Главным образом, это заслуга Александра Дюма, который посвятил "веку Людовика Великого" свою самую знаменитую и самую удачную серию романов - о мушкетерах, и размашисто, яркими красками описал не только "великолепную четверку", но и тогдашних исторических деятелей - слабовольного Людовика XIII, "настоящего монарха" Людовика XIV, умного, энергичного и безжалостного Ришелье, скупого плута Мазарини, гордую и прекрасную Анну Австрийскую. Причем, раздавая эти характеристики, Дюма весьма мало считался с реальностью - для него История была лишь манекеном, который он обряжал в нужные одежды - по своему вкусу. И его "исторические" герои на деле - лишь тени, а то и карикатуры на самих себя. Особенно не повезло в этом смысле Ришелье. Блестящий политик, великий государственный деятель, по значимости сделанного для Франции сопоставимый разве что с Де Голлем, он предстал в романе злобным интриганом, только и думающим, как поссорить венценосных супругов. Анне Австрийской, наоборот, повезло - заурядная, легко поддававшаяся влиянию принцесса с трудной судьбой, благодаря таланту Дюма стала настоящей романтической героиней. Алмазные подвески, любовь и смерть Бэкингема, ревность короля и ненависть кардинала - чем не атрибуты жизни роковой красавицы, чей сын стал самым знаменитым французским монархом?

На самом деле, судьба Анны Австрийской была далеко не так романтична, как хотелось бы Дюма, хотя и не менее богата приключениями. Ана Маурисия, старшая дочь испанского короля Филиппа III, родилась в 1601 году при самом скупом, мрачном и религиозном дворе в Европе. В ту пору богатство и мощь "империи, где никогда не заходит солнце" начали потихоньку истощаться. Отец Аны был слишком слабым королем, чтобы удерживать в своих руках власть, и всеми делами заправлял его первый министр - герцог Лерма. Для своих удовольствий Лерма денег не жалел, а вот королевское семейство у него жило по-спартански. Правда, в Испании считали, что детей нужно воспитывать в строгости, набожности и лишениях. Так принцы и принцессы получали "боевую закалку", после которой даже жизнь в монастыре казалась им праздной и роскошной.

Приличного образования Ана так и не получила. В ту пору было принято учить принцесс только латыни и основам европейских языков, а все остальное время они должны были проводить в молитвах. Есть что-то вкусное или нарядно одеваться полагалось только по очень большим праздникам. Обычно же инфантины ходили в черных, громоздких и чудовищно-неудобных платьях, им не разрешали бегать и играть (праздность при испанском дворе считалась тяжким грехом), за каждым их действием сурово следили дуэньи.

Даже с родителями дети виделись только в дни, установленные регламентом. Нарушить его мог лишь Филипп III, но он почти не интересовался малышами. Его жена, королева Маргарита, жила в условиях, не менее жестких, чем ее дочери. Выданная замуж в 15 лет, она почти каждый год дарила королю очередного отпрыска, и за десять лет супружеской жизни возненавидела все - мужа-тряпку, которым вертел министр, самого министра, купавшегося в роскоши, в то время как ей приходилось чуть ли не голодать, ханжеский, погрязший в интригах испанский двор... "Лучше быть простой монахиней в Австрии, чем испанской королевой!" - жаловалась она австрийскому посланнику. Королева умерла в 27 лет, почти счастливая, что избавляется от ненавистной ей жизни.

К тому времени Ане не было и десяти, но она была уже просватана - за австрийского принца Фердинанда. Принц приходился ей кузеном, но родителей жениха и невесты это не смущало: Габсбурги привыкли заключать браки "между своими", не интересуясь, к каким последствиям это может привести. Но Ане повезло. В 1610 году в соседней Франции изменилось "лицо государства", и вместо убитого Генриха IV, враждовавшего с Испанией, власть получила его жена Мария Медичи, истовая католичка, жаждавшая дружбы с "первой христианской державой мира". По обычаю того времени, политический союз скрепили династическим: 10-летний инфант Филипп женился на одной из французских принцесс, а 14-летняя Ана вышла замуж за своего ровесника - юного Людовика XIII.

Юный Луи 13-й

Поначалу никто не сомневался, что Людовик и Ана (ставшая Анной) будут дружной и любящей парой. Молоденькая королева по праву считалась самой красивой принцессой в Европе, и король (который, кстати, тоже был хорош собой) готов был сдувать с нее пылинки. Но Анна была еще слишком юной, чтобы это оценить. Попав из чопорного Мадрида в блестящий и расточительный Париж, она с головой окунулась в водоворот удовольствий и веселых проделок, на которые так косо смотрели в Испании. А поскольку ее муж был угрюмым одиночкой, королева нашла себе другого партнера для игр - младшего брата короля Гастона Орлеанского, улыбчивого, элегантного, остроумного, куда более подходившего ей по характеру. Возможно, Людовик не принимал бы близко к сердцу дружбу жены с братом, но его мать постоянно намекала, что Анна - вертихвостка и за ней нужен глаз да глаз. Нравственность невестки свекровь интересовала мало - просто она боялась, что Анна начнет командовать слабовольным супругом и лишит ее власти.

Мария Медичи

Гастон Орлеанский

В 1617 году от власти королеву-мать таки отстранили - без всякого участия Анны Австрийской. Тем не менее, Медичи не отказала себе в удовольствии подложить под брак сына "мину замедленного действия". Она оставила при дворе дочь герцога де Монбазона, эффектную блондинку, первую красавицу Франции. Королева-мать рассчитывала, что Людовик не устоит перед чарами не по возрасту опытной кокетки - и ошибалась. Король презирал чересчур активных женщин. Набивавшуюся ему в фаворитки де Монбазон он выдал за своего первого министра де Люиня, а когда тот умер - посоветовал вдове уехать в провинцию. Король и не подозревал, какого опасного врага он нажил себе в лице оскорбленной красавицы. Не прошло и полгода, как вдова вышла замуж за герцога де Шеврез, вернулась ко двору и стала любимой подругой Анны Австрийской.

мадам де Шеврез

Именно она втравила 24-летнюю королеву в любовную авантюру, за которую Анне пришлось дорого заплатить - историю с герцогом Бэкингемским. Всесильный любимец английского короля прибыл во Францию в 1625 году - и был покорен красотой жены Людовика XIII. Чтобы произвести на нее впечатление, 32-летний герцог сорил деньгами и был готов на любые безумства. Скучающую Анну Австрийскую он очаровал без труда. Но, получив строгое кастильское воспитание, королева одаривала поклонника максимум восхищенной улыбкой. Первому щеголю Европы, менявшему любовниц, как перчатки, этого было мало. Он готов был потратить половину денег английской короны, чтобы благосклонность Анны выразилась в чем-то более существенном.

В лице герцогини де Шеврез Бэкингем нашел верного союзника. Та готова была часами рассказывать королеве о красоте и щедрости англичанина, потихоньку склоняя ее к тому, чтобы дать поклоннику "минутную аудиенцию". Наконец, на празднике в амьенских садах Анна поддалась искушению и позволила де Шеврез увести себя прогуляться по одной из темных аллей. Через несколько минут из аллеи, по которой удалилась королева, послышался шум. Сбежавшиеся придворные и слуги стали свидетелями беспрецедентного зрелища: ее величество весьма энергично вырывалась из объятий английского гостя.

Скандал стал достоянием всей Европы. На следующий день герцог был вынужден уехать из Франции, а Анна Австрийская - давать объяснения мужу. Фактически, все произошедшее свидетельствовало скорее в ее пользу, но убедить в этом разгневанного Людовика было невозможно. Отношения между супругами, которые к тому времени и так были прохладными, испортились окончательно.

Виновником неутихающей ярости мужа Анна считала нового первого министра - Армана дю Плесси, кардинала Ришелье. Вопреки тому, что писал Дюма, конфликт между королевой и Ришелье носил чисто политический характер. Министр проводил "антиспанскую" линию в политике, и это, понятно, не устраивало сестру испанского короля. Кроме того, будучи истовой католичкой, Анна не могла понять, как князь церкви может быть союзником немецких протестантов в войне против ее кузена - католического императора. А поскольку понятие "интересы государства" в то время было не в чести среди знати, вывод напрашивался только один: Ришелье - ее личный враг, который хочет ее погубить.

Отныне Анна Австрийская и ее верная де Шеврез участвовали во всех заговорах против кардинала. Заговоры эти, как правило, заканчивались плачевно: королеве и герцогу Орлеанскому приходилось оправдываться, герцогине де Шеврез - скрываться за границей, менее знатным интриганам - платить головой. Впрочем, Ришелье не раз доказывал, что может мстить, невзирая на знатность. Участие в одной из интриг стоило жизни герцогу де Монморанси, другой заговор вынудил Людовика XIII выслать из страны родную мать, умершую в Кельне почти в нищете.

Правда, Анну Австрийскую Ришелье щадил. Хотя поквитаться с ней ему было проще всего: еще со времен скандала с Бэкингемом развод был заветной мечтой его величества. Но кардинал понимал то, о чем и слышать не хотел обиженный муж - Папа Римский вряд ли бы дал согласие на расторжение брака, а значит, Людовик не смог бы жениться вновь. Франции же требовался наследник, причем не такое ничтожество, как Гастон Орлеанский, предававший всех своих друзей и живший на подачки испанского короля. Выбор у Ришелье был небольшой, и он надеялся, что Анна поумнеет и након ец родит королю сына.

Уговаривать его величество простить жену пришлось несколько лет, причем Риш

елье привлек к этому даже отставную фаворитку монарха. Наконец Людовик поддался минутной слабости, и через положенный срок вся Франция праздновала рождение дофина. Правда, уже тогда поползли слухи о том, что короля обманули, и родившийся мальчик - вовсе не его сын. Но серьезных "улик" против королевы не было - тем более, что Ришелье, крайне нуждавшийся в наследнике, и не пытался их искать. Людовик же был настолько рад рождению сына, что на какое-то время помирился с женой, в результате чего на свет появился еще один принц - Филипп Анжуйский.

К тому времени Анна пересмотрела свое отношение к Ришелье и поняла, что кардинал - скорее, ее союзник, чем враг. Этому способствовал талантливый политик, которого Ришелье выбрал себе в преемники - Джулио Мазарини, красивый, хотя и не очень знатный итальянец, с конца 30-х годов ставший любовником королевы. Именно Мазарини убедил Анну, что своими интригами против кардинала она помогает другим - но не себе. Королева исправилась и "сдала" Ришелье очередной заговор, предоставив улики, доказывавшие государственную измену брата короля.

В ответ, Ришелье, как мог, старался помирить венценосных супругов. Увы, безуспешно: король не только не желал слышать о жене, но и потихоньку начинал ненавидеть собственного сына. Смерть кардинала в 1642 году поставила свободу, а то и жизнь Анны под угрозу - теперь ничто не мешало Людовику заточить королеву в монастырь. Но Анне Австрийской повезло: всего через полгода после смерти кардинала, ее муж заболел и внезапно умер, не оставив даже толковых распоряжений по поводу регентства.

Благодаря Мазарини, регентство и власть достались Анне. Правда, в стране было неспокойно: бушевала Фронда, мятеж принцев, мечтавших прогнать "испанку и итальянца", устранить юного короля и возвести на престол слабохарактерного Гастона Орлеанского. Королеву спасло только то, что ее политические враги зачастую придерживались разных целей, и постоянно переходили "из лагеря в лагерь" - то на сторону королевы, то на сторону мятежников. Анна и Мазарини вовсю пользовались этим: льстили, уговаривали, обещали златые горы, арестовывали, бросали в темницу, казнили... Королева была бесконечно признательна своему первому министру. Ведь именно Мазарини в конце концов навел порядок в стране, завершил Тридцатилетнюю войну с Испанией, и выгодно женил молодого короля на инфанте. Умирая, кардинал оставлял Людовику XIV мирное и процветающее королевство.

Мазарини

После смерти Мазарини Анна отошла в тень. Она не очень ладила с высокомерным и эгоистичным Людовиком и предпочитала ему общество ласкового и заботливого младшего сына. Прожив бурную жизнь, королева даже в старости была очень хороша собой и выглядела много моложе своих лет. В 1666 году она умерла на руках у безутешного Филиппа Орлеанского, по иронии судьбы, внешне похожего на Людовика XIII.

Испанская инфанта, французская королева, регентша и мать Людовика XIV, Анна Австрийская никогда не задумывалась над тем, какой останется в памяти потомков. Она даже представить не могла, что через двести лет после ее смерти романист всех времен и народов Александр Дюма подарит ей то, чем жизнь не балует даже королев - вечную молодость и красоту, прекрасного и благородного возлюбленного, а также четырех преданных рыцарей плаща и шпаги, готовых умереть за ее жизнь, честь и любовь, - Атоса, Портоса, Арамиса и д"Артаньяна.

Корона Франции была достаточной компенсацией за то, что пришлось выйти замуж за юношу, которого она никогда раньше не видела, и, как сразу же обнаружилось, за то, что он оказался совсем не таким, как она ожидала 114 .

(Эвелин Энтони)

Почти все дни Мария проводила в обществе своего фаворита Кончино Кончини, а юный Людовик XIII жил в своих апартаментах один.

Мать приходила к нему только затем, чтобы отругать, а то и высечь за какую-нибудь провинность. Нередко бывало и так, что она приказывала сделать это кому-то из придворных дам.

– Королей надо воспитывать в строгости. Более того, их следует наказывать гораздо более сурово, чем простых людей, – любила повторять она.

Как утверждает писатель XVII века Жедеон Таллеман де Рео, за все годы регентства Мария ни разу не обняла своего сына. Понятно, что он возненавидел ее.

Только один человек проявлял внимание и даже нежность к заброшенному ребенку – шестидесятилетняя Маргарита Валуа, первая жена покойного короля Генриха IV, известная вам королева Марго.

Нельзя сказать, чтобы она так уж способствовала доброй славе королевской семьи, однако в отличие от флорентийки королева Марго всегда вела себя без фальши. Кроме того, у нее не было иных дурных советчиков, кроме собственных страстей, зато они сохранились в полной мере.

Людовик был одним из немногих, кого она по-настоящему любила. Маргарита часто заглядывала к нему, дарила подарки, рассказывала сказки и… ласково улыбалась. Когда она собиралась уходить, Людовик становился грустным и умолял ее поскорее прийти вновь. Марго в такие минуты казалось, что ее сердце вот-вот разорвется от жалости, и она осыпала маленького короля поцелуями.

Но всему на свете приходит конец. Двадцать седьмого марта 1615 года Маргарита Валуа умерла от воспаления легких, завещав все свое состояние Людовику, к которому она относилась как к сыну.

Людовик воспринял ее смерть как личную трагедию. Он прекрасно понимал, что потерял единственного в мире человека, который относился к нему с искренними чувствами. Он проплакал несколько дней, отказываясь даже от еды и игр. Чтобы приободрить юного короля, придворные дамы решили напомнить ему о свадьбе с испанской инфантой. Но подобная перспектива опечалила Людовика еще больше.

– Я ее совсем не знаю, – сказал он со вздохом. – А между тем у меня нет выбора. Будет ли она уродлива или красива, я все равно должен буду уложить ее в свою постель, обнимать и любить, как положено, до конца жизни…

* * *

Да, все именно так и обстояло. В августе 1612 года его мать, Мария Медичи, и испанский король Филипп III из династии Габсбургов подписали брачный контракт, соединявший Людовика с Анной Австрийской, которой было тогда всего одиннадцать лет.

Юный король думал об этой незнакомой ему девочке без всякого энтузиазма. Чтобы утешиться в своем горе после смерти Марго, он тесно сошелся с человеком, который здорово умел ловить ласточек. Звали этого человека Шарль д’Альбер, герцог де Люинь (вы уже встречали это имя на страницах нашего повествования). Раньше он был пажом Генриха IV, а теперь его приставили к Людовику.

В своих «Мемуарах» кардинал де Ришельё рассказывает о нем следующее:

«Его отец – капитан Люинь – был сыном мэтра Гийома Сегюра, каноника кафедрального собора в Марселе. Он прозывался Люинем по названию дома, принадлежавшего этому канонику и расположенного между Эксом и Марселем, на берегу реки Люинь. Он взял себе имя Альбер по матери, горничной каноника.

Все свое скудное имущество его отец [то есть отец герцога де Люиня. – Примеч. ред. ] оставил его старшему брату, ему же досталось немного денег. Он пошел в солдаты и стал стрелком в отряде охраны при дворе, зарекомендовал себя малым неробкого десятка, дрался на дуэли в Венсеннском лесу, что принесло ему известность, со временем получил губернаторское место в Пон-Сент-Эспри, где женился на девушке из дома Сен-Поле, владевшего землями в Морна. Они приобрели там домик президента д’Ардайона, из Эксан-Прованса, которого называли также господином де Монмирайем, – поместье Брант, весьма скромное, расположенное на скале, где разбили виноградник, а также остров Кадене, почти затопленный Роной. […] Все их имущество и их доходы оценивались приблизительно в 1200 ливров ренты […].

От этого брака на свет появились три сына и четыре дочери: старшего звали Люинь, второго – Кадене, третьего – Брант. Старший был пажом графа дю Люда, а затем остался при нем и следовал за ним некоторое время с двумя своими братьями. Они отличались ловкостью, преуспевали в игре в мяч […]. Господин де Ла Варенн, который их знал, поскольку дом Люда находился в Анжу, его родной провинции, а он сам был губернатором столицы, взял их на службу еще при покойном короле, положив старшему брату 400 экю содержания, на которые они жили втроем. Позже это содержание увеличилось до 1200 экю. Их тесный союз вызывал всеобщее уважение; король определил их на службу к дофину, и тот проникся к ним доверием за старательность и ловкость, с которой они дрессировали птиц.

Король рос, росло и его расположение к старшему из братьев, тот становился уже фигурой при дворе» 115 .

Увлекшись дрессировкой птиц, Людовик и вовсе перестал интересоваться приготовлениями к свадьбе.

Однако 7 октября 1615 года ему пришлось усесться в карету и поехать в Бордо навстречу «жене».

Анна Австрийская оказалась на редкость хорошенькой. Она была высокого роста, с гибкой, но уже хорошо сформировавшейся фигуркой. У нее была ослепительно белая кожа без малейших следов веснушек, которые обычно портят девушек подобного типа, глаза пронзительно-голубого цвета, тонкие пальцы, усыпанные бриллиантами, и классические черты лица, окаймленного сверкающими ярко-рыжими волосами. Когда Анна приехала во Францию, двор, где всегда было полно красавиц, признал, что юная испанка скоро затмит их всех.

Двадцать пятого ноября молодожены (каждому из них было по четырнадцать лет) получили благословение и в тот же день официально стали мужем и женой.

Роль королевы Франции привела юную Анну в восторг. Она даже готова была полюбить Людовика. Но ей пришлось бы сделать над собой усилие… Мрачный темноглазый юноша, похоже, избегал ее общества. Когда бы они ни встречались, он всегда приводил с собой герцога де Люиня, а Анне успели нашептать, что она должна презирать его, поскольку тот был низкого происхождения.

Напомним, что Шарль де Люинь, родившийся в 1578 году, первоначально был пажом короля Генриха IV. А кто такой паж? – всего лишь слуга, хоть и личный. В Испании такого рода людям не позволили бы находиться в близких отношениях с правителем. А де Люинь был повсюду, и вскоре Анна поняла, что во Франции бал правят фавориты. Ей пришлось смириться; вскоре она научилась быть любезной с ненавистным ей герцогом, а также с не менее отвратительным Кончино Кончини, который был тенью Марии Медичи.

Но… королева-мать родилась во Флоренции, и Анне не казалось странным, что она предпочитает общество своего соотечественника. И все же юная испанка никак не могла понять, почему такая могущественная женщина повинуется воле своего фаворита. У себя в Испании она слышала, что право монарха заключается в том, чтобы даровать милости, если у него есть к тому желание. Придворные же должны эти милости почтительно принимать и, что немаловажно, полностью отдаваться выполнению воли правителя. Во всяком случае, именно так на ее родине смотрели на королевскую власть, и Анна была глубоко проникнута таким ее пониманием.

Впрочем, ее недоумение не имело особого значения. Перед ней стояла совсем другая задача – родить наследника престола и наслаждаться жизнью во Франции, которая была куда веселее, чем в Мадриде. Действительно, корона Франции была достаточной компенсацией за то, что ей пришлось выйти замуж за юношу, который оказался совсем не таким, как она ожидала.

* * *

Церемония венчания закончилось в пять часов. После этого уставшие новобрачные отправились в опочивальню, но – каждый в свою. Однако Мария настаивала, что Людовик непременно должен исполнить свой супружеский долг. Посреди ночи она разбудила его и тоном, не допускающим возражений, сказала:

– Сын мой, обряд венчания узаконил ваш брак. Теперь вы должны отправиться к королеве. Она ждет вас.

– Хорошо, но я пойду вместе с вами, если вам так угодно, – ответил Людовик.

Ничтоже сумняшеся Мария зашагала впереди него.

Юная Анна Австрийская вовсе не ждала их прихода. Она уже спала и была очень напугана, увидев перед собой две темные фигуры со свечами в руках.

– Дочь моя, – сказала Мария, – я привела к вам короля, вашего супруга. Прошу вас, примите его и любите, как должно любить своего законного мужа. Ведь одного церковного благословения недостаточно, чтобы стать мужем и женой. Вы же меня понимаете, брак не держится одними лишь молитвами священника…

Анна покраснела, потом сжалась в комок, но не подчиниться не решилась.

– Ваше Величество, – грустно прошептала она, – все ваши замечания проникнуты материнской любовью, и я возьму на себя смелость доказать вам, что король действительно мне муж.

Людовик лег рядом с ней, и Мария принялась и долго занудно объяснять «суть впроса». Слушая ее, Анна готова была разрыдаться, а Людовик был белее простыни.

У Жюльетты Бенцони читаем:

«Что же сказала толстая флорентийка двум робким подросткам? Какой совет… или приказ она бесцеремонно дала им? Ей были неведомы нежность, стыдливость и деликатность, ее поведение всегда граничило с грубостью и вульгарностью, и хотя на этот раз – возможно, впервые в жизни – Мария Медичи руководствовалась благими намерениями, результатом ее усилий стала выросшая между королем и королевой Франции стена непонимания. Скорее всего, Мария, не затрудняя себя выбором слов, назвала вещи своими именами и в нескольких фразах объяснила, что требуется сделать.

Часа через два король вернулся в свою опочивальню и объявил Эроару, что он часик вздремнул и два раза сделал "это” со своей женой. Лекарь засомневался и попросил короля раздеться, чтобы осмотреть его. Как выяснилось, Людовик XIII по крайней мере пытался лишить жену девственности. В свою очередь кормилицы, остававшиеся в спальне новобрачных, заверили, что король дважды подтвердил свои супружеские права» 116 .

Тем не менее на следующее утро король и королева не могли без смущения взглянуть друг на друга. Они даже не разговаривали между собой.

Жюльетта Бенцони пишет:

«На вторую ночь Людовик не заикнулся о том, что хочет пойти к жене. Физическая близость с женщиной вызвала в нем отвращение, будни брака показались ему грязными и полными унижения. Он, наверное, был очень неловким, и юной королеве пришлось выдержать ужасное испытание, если вообще допустить, что Людовику удалось лишить ее девственности. Ведь простыни-то никто не осматривал! Ясно одно: Анна не влюбилась в своего супруга после первой брачной ночи. Совершенно очевидно, что оба так и не смогли забыть неудачный финал этого торжественного дня. Понадобилось очень много времени, чтобы неприятные воспоминания стерлись из памяти… целых четыре года» 117 .

Возвращаясь к эпизоду с доктором Эроаром, добавим, что он написал целый отчет о произошедшем – пожалуй, самый удивительный из всех «медицинских» отчетов. Вот он:

«Отдав последние распоряжения, королева и все, кто был в спальне, оставили молодоженов, чтобы дать им возможность исполнить то, что им предписано делать после церемонии бракосочетания. И король это исполнил дважды, как он признался сам и что подтвердили кормилицы. Потом король уснул и проспал в постели королевы около часа. Проснувшись, он позвал свою кормилицу, та надела на него теплые туфли и ночную рубашку и проводила до двери спальни, за которой его ожидали господа де Сувре, Беренгьен и другие, чтобы проводить его в спальню. Там он, попросив попить, выразил большое удовлетворение по поводу своего брака, лег в постель и крепко проспал всю ночь. Молодая королева, в свою очередь, встала с брачной постели после того, как король удалился, вошла в свою маленькую спальню и легла в свою кровать» 118 .

* * *

Через два года после бракосочетания Анна Австрийская вполне созрела физически, но, находясь замужем уже довольно долго, так и не изведала, что такое настоящее прикосновение мужчины. Людовик появлялся у нее в спальне раз или два. Об этом знали все во дврце, и испанскому послу было над чем задуматься. Что же касается дам из свиты Анны, то они только и говорили о том, почему король игнорирует свой супружеский долг.

Шел уже 1617 год, а Людовик, повсюду появлявшийся в сопровождении герцога де Люиня, продолжал проявлять к своей жене вызывающее равнодушие. Конечно, обсуждали это и Мария со своим фаворитом, Кончино Кончини, которого теперь все называли маршалом д’Анкром, но, признаться, без всякого почтения. Какое уж тут почтение, когда маршал д’Анкр, чей дом находился рядом с Лувром, приказал соорудить деревянный мост над оврагом, чтобы легче было добираться до дворца и… оставался там до утра. Парижане окрестили этот мост «мостом любви».

Самые смелые из придворных позволяли себе довольно рискованные шуточки в присутствии королевы-матери. Однажды, когда она попросила даму из своей свиты подать ей вуаль, один граф не удержался и воскликнул:

– Корабль, стоящий на якоре, не нуждается в парусе.

Чтобы было понятно: этот каламбур основан на игре слов: якорь по-французски будет ancre, а парус voile. Таким образом, фразу можно растолковать и так: «Связанная с д’Анкром, не нуждается в вуали».

А вот Франсуа де Бассомпьер (после смерти Генриха IV он приобрел расположение Медичи, сделавшей его начальником швейцарских наемных войск) пошел еще дальше.

– Поверьте мне, – заявил он как-то вечером, – все женщины – потаскухи.

– Даже я? – спросила Мария.

– О, мадам, – ответил он, церемонно поклонившись, – вы королева!..

Королева Франции Анна - знаменитая искусница, мудрая и образованная представительница династии Габсбургов. Жена правителя Франции . Образ Анны Австрийской сыграли мировые звезды во многих картинах и киноплёнках.

Детство и юность

Родилась 22 сентября 1601 года в королевской семье Габсбургов. Отцом был политик Испании Филипп III, который также занимал престол Португалии. Мама Маргарита Австрийская выросла в королевской семье Австрии и старалась быть примером для королевского двора, придерживаясь правил и порядков. Младшая сестра Мария выделялась трудолюбием, что в семье не приветствовалось.

Отец постоянно был занят государственными делами, и хоть ему не удавалось вывести страну из безденежья, дочкам уделял совсем мало времени. Мама, как и все знатные женщины, была занята приемами и дворцом, поэтому постоянно отдавала девушек на воспитание учителям разных ремесел.

Анна Австрийская старалась получить правильное образование и соответствовать статусу наследницы, посещала уроки шитья, танца и письма. Кроме того, ей нравилось обучаться европейским языкам и латыни, читала старинные книги, интересовалась родом и династией. Благодаря этому во дворце ее стали считать мудрой и образованной женщиной.


Когда страна под влиянием многочисленных факторов оказалась на пороге войны с Францией, отец сделал мудрый шаг, решив выдать дочь замуж за представителя вражеского рода. Таким образом он избежал военных действий и боев на своих владениях.

Понимая критическое состояние семьи и всего рода, девушка соглашается на многочисленные уговоры папы на своих условиях. За годы жизни в отцовском доме Анна Австрийская стала неразлучной со своей семьей, она отличалась исключительной смекалкой и хитростью. Девушка дала согласие, но только в том случае, если младшая сестра ее будущего супруга выйдет за ее брата.

Личная жизнь

В четырнадцать лет с багажом и приданным юная леди покидает родной дом и едет во Францию. 18 октября 1615 года венчается согласно договору отца и представителей французской власти. Людовик XIII становится ее законным мужем, а она королевой Франции.


Те умения, которые она приобрела, посещая многочисленные уроки, очень понадобились в жизни. Она очаровала собой супруга и всю мужскую половину дворца. Мудрая и сдержанная Анна Австрийская не поддавалась на провокации врагов. Но король оказался совершенно не готовым к серьезным отношениям и семейной жизни. Поэтому девушка находила отраду в многочисленных изменах.

Молодой муж не допустил такую потерю, ведь она по-прежнему считалась девушкой неотразимой красоты и была примером для подражания модниц, предметом зависти недоброжелателей.


С каждым годом она все больше чувствовала холод со стороны мужа, отвечая тем же. Со временем, получив бесконечное доверие и уважение от французов, она начала вести испанскую политику, чем был недоволен даже сам . Кардинал знал, что ничем хорошим это не закончится, однако также старался сторониться интриг, где замешана девушка.

Мать короля на протяжении всего брака еще больше обостряла ситуацию сплетнями и бесконечными намеками на то, что невестка ведет себя как безнравственная девушка. Хотя та в свою очередь старалась угодить старой королеве.


Несмотря на многочисленные ссоры, наступило время задуматься о наследниках, но, как оказалось, бесплодие мужчины сделало свое дело. После 23 лет попыток и стараний, нескольких беременностей, закончившихся плачевно, на свет появились 2 сына.

(1638) и Филипп Орлеанский (1640) были копией своей мамы. Восемь лет воспитывая малолетних сыновей, она в одиночку справлялась с большим государством. Ее верным помощником стал Мазарини.


Министр все политические дела взял в свои руки. После того как его настигла смерть, на престол взошел ее старший сын. Именно тогда она и отдалилась от дел страны и, не выдержав такого ограничения прав, приняла решение уехать в монастырь под названием «Валь-де-Грас».

В 64 года она умерла страшной смертью, в мучениях от тяжелого заболевания грудной клетки и молочных желез. Рак забрал ее жизнь 20 января 1666 года. Многие считают Анну Австрийскую интриганкой, остальные же говорят, что она сыграла важную роль в судьбе Европы.


Имеет право на жизнь еще одна история из биографии королевы. Как утверждают факты, богатый герцог Бекингем, впервые увидев Анну австрийскую, влюбился с первого взгляда и много лет потратил на то, чтобы завоевать ее признание. Загадочные встречи и свидания пары были рассекречены. До сих пор нет точного ответа на предмет их отношений, но королева все-таки удосужилась одарить его алмазными подвесками.

Память

Отношения с мужем позже описывались в сценариях и кинопленках. Режиссёры постарались как можно четче передать ее образ до мельчайших деталей. Ярким сюжетным решением стал роман «Три Мушкетера». Там Анна Австрийская описана в точности так же, какой была и в жизни. Всплыли имена некоторой знати и даже предпосылки на изменщиков, которые раньше хранились в строгой тайне. Фильм стал популярным и всеми любимым не только из-за гениальной игры актеров, но и потому что частично основывался на событиях жизни персонажей.


Колетт Эммануэль сыграла роль в кинопленке под названием «Король танцует». Фильм прославился игрой актеров, нарядами и декорациями. Снят в 2000 году.

Доминик Блан прославилась в телесериале «Версаль», Франция-Канада, 2015 год

Сесиль Буа стала воплощением образа Анны Австрийской в телефильме «Ришелье, пурпур и кровь» (Richelieu, la pourpre et le sang), Франция, 2014 год


Позже громким событием стала книга английской писательницы Эвелин Энтон под названием «Любовь Кардинала», где захватывающий сюжет помог освежить память читателей об Анне Австрийской.

Скандальным произведением стала картина под названием «Спальня королевы», где девушку представили в амплуа искусной изменщицы, которая то и дело принимала в своих покоях ненасытных мужчин. Одни читатели и телезрители осуждали такие действия, другие опровергали все представленные факты, однако никто не оставил ее персону без внимания.


В фильмах, где упоминалось имя Анны Австрийской, на ее роль брали таких же молодых страстных девушек, которые создавали впечатления мудрых, но хитрых правительниц.

Признание пришло к ней после смерти. Королева настолько интересовала читателей и телезрителей Франции и Испании, что ее упоминали в десятках фильмов, пересказов.

Сериал «Три мушкетера» был снят режиссёрами со всех уголков мира. Десяток версий был воспроизведен только в самой Франции. Ее роль досталась известным актрисам того времени Мэри МакЛарен, Жанне Декло, Маргарит Морено и другим не менее талантливым лицам.


В 1929 году был представлен фильм «Железная маска», где на роль французской королевы взяли страстную Дарис Кенион. В оригинале название фильма звучало так «The Man in the Iron Mask», режиссёр Джеймс Уэйл.

Не обошла слава королеву и в ленте «Сирано и д"Артаньян» под французским названием «Cyrano et d’Artagnan». В фильме снималась гениальная Лаура Венесуэла.

1973 год – «Четыре мушкетера – месть миледи», 1974 – «Возвращение мушкетёров», где дочь , британская актриса настолько прониклась ролью, что передала каждую эмоцию девушки.

Месть кардинала,преславутые подвески и скандал в королевской семье


Людовик XIII-портрет работы Рубенса, 1625. Peter Paul Rubens - Portrait of Anne of Austria

Весной 1625 года любовь все же посетила сердце королевы. Это случилось, когда в Париж прибыл английский посланник - 33-летний Джордж Вильерс, герцог Бекингем. Уже на первом балу этот высокий красавец в щегольском наряде очаровал всех присутствующих дам. Его атласный колет был расшит жемчужинами, которые то и дело, будто невзначай, отрывались и раскатывались по полу. «Ах, бросьте! - отмахивался герцог, когда ему пытались вернуть подобранный жемчуг. - Оставьте эту ерунду на память».


Джордж Вильерс, 1 герцог Бекингем
Многие знали, что богатство герцога досталось ему благодаря щедротам короля Англии Якова I, который как раз в это время умирал в Лондоне.


вот такого вида подвески

Юный Бекингем играл при короле не слишком благовидную роль миньона-любовника. Ради развлечения своего господина он тявкал и прыгал у его ног, изображая собачку.

Наградой стали поместья, титулы и рука богатой наследницы герцогини Ратленд.

Умирая, король завещал Бекингема своему сыну Карлу в качестве главного советника, и теперь герцог приехал сватать новому монарху сестру Людовика XIII принцессу Генриетту.

Этот визит оказался роковым: едва увидев Анну Австрийскую, Бекингем потратил оставшиеся у него три года жизни на то, чтобы завоевать ее расположение. Как и в случае с Ришелье, трудно сказать, что это было - политический расчет или искренняя страсть. Несомненно одно: все эти три года политика обеих держав определялась злосчастным увлечением герцога.


Peter Paul Rubens
Портрет герцога Букингема
1625, Альбертина, Вена, Австрия

Скандал разразился уже в Амьене, куда Бекингем и королева отправились провожать невесту короля Карла. Вечером из садовой беседки раздался громкий крик, на который сбежались придворные.

attributed to William Larkin, and studio of
George Villiers, 1st Duke of Buckingham,

Они увидели странную картину: Бекингем стоял на коленях, обнимая королеву. Об этом происшествии ходило много слухов - говорили, что пылкий герцог напугал Анну и даже расцарапал ей ноги своими украшенными жемчугом чулками

Unknown
George Villiers (1592-1628), 1st Duke of Buckingham, Court Favourite of James I and Charles I

Потому-то она и стала кричать. Но возможно и другое: свидание состоялось с полного согласия королевы, а крик поднял кто-то из спохватившихся шпионов кардинала. Быть может, Анна все же не лишила Бекингема своего внимания. Иначе, почему при расставании в Булони она подарила ему пресловутые алмазные подвески?


Да-да, подвески действительно были! О них говорят в своих мемуарах несколько современников, в том числе друг королевы, известный философ Франсуа де Ларошфуко. Дюма описал всю историю довольно точно: агенты кардинала узнали, что Анна вручила герцогу подвески с дюжиной алмазов, подаренные королем.

Ab. 1610-1628 Studio of Daniel Mytens the Elder
George Villiers, 1st Duke of Buckingham

В XVII веке такие украшения были очень модными. Двенадцать крупных бриллиантов прикреплялись к шелковому банту и носились обычно на плече как женщинами, так и мужчинами. как описывают историки.Королеве тлгда еще не исполнилось тогда двадцати четырех лет. Она была чудо как хороша: золотистые волосы, нежно-розовая кожа, необыкновенной красоты руки.

«У нее была походка королевы или богини. Отливавшие изумрудом глаза казались совершенством красоты и были полны нежности и в то же время величия.

Кардинал Ришелье. Филипп де Шампень.

Маленький ярко-алый рот не портила даже нижняя губа, слегка выпяченная, как у всех отпрысков австрийского королевского дома, - она была прелестна, когда улыбалась, но умела выразить и глубокое пренебрежение.

Кожа ее славилась своей нежной и бархатистой мягкостью, руки и плечи поражали красотой очертаний, и все поэты эпохи воспевали их в своих стихах.

Наконец, волосы, белокурые в юности и принявшие постепенно каштановый оттенок, завитые и слегка припудренные, очаровательно обрамляли ее лицо, которому самый строгий критик мог пожелать разве только несколько менее яркой окраски, а самый требовательный скульптор - больше тонкости в линии носа».

Но супруг был совершенно равнодушен к своей красавице жене. Долгое время ее благосклонности добивался кардинал Ришелье, но ничего не достиг и, видимо, возненавидел королеву. Шло время, Анна Австрийская скучала под присмотром шпионов короля и кардинала.

И вот в середине мая 1625 года в Париже появился сказочный принц. Собственно, он был только герцогом. Звали его Джордж Вильерс Бекингем, и был он фаворитом английского короля Якова Стюарта и сменившего того на престоле Карла I Стюарта. Герцог приехал в Париж за невестой для своего нового короля, сестрой Людовика XIII Генриеттой.

Герцог Бекингем. Питер Пауль Рубенс.

Герцог Бэкингем произвел огромное впечатление на молодую королеву Анну Австрийскую. Во всем он казался противоположностью ее нелюбимому мужу. Людовик XIII был бледным, сутулым, с мешками под глазами. Джордж Вилльерс, герцог Бэкингем, был ослепительно хорош собой: высокий, атлетически сложенный мужчина с пышными рыжевато-белокурыми волосами, лихими усами, точеным профилем и наглыми ярко-голубыми глазами. Людовик XIII заслуженно получил прозвище «Стыдливый»... Герцог Бэкингем не скрывал своего интереса к красивыми женщинам. Таким он запечатлен на портрете кисти Рубенса. Герцог провел в Париже восемь дней, танцевал в основном с королевой, не обращая внимания ни на французского короля, ни на Ришелье.

Ну а потом королева провожала невесту английского монарха Генриетту до Амьена. Анна Австрийская и Бекингем, которых неудержимо тянуло друг к другу, так и не смогли побыть наедине. Правда, в Амьене во время прогулки в ночном парке Бекингем вдруг сжал ее в своих объятиях. От неожиданности королева вскрикнула, к ней с обнаженными шпагами ринулась стража. Королева, однако, нашлась. «Ах, господа, - задыхаясь, проговорила она, - как испугала меня эта летучая мышь!»

Геррит ван Хорнстон. Герцог Бекингем.

Наутро они расстались. Глаза королевы были полны слез. Когда Амьен остался позади, придворная дама королевы, уже будучи на корабле, вручила Бекингему ларец с подвесками, дар любви и памяти (подвески вместе с лентой, а в символике рыцарских романов лента была залогом любви).


Людовику XIII докладывали, что роскошный дом герцога в Лондоне весь увешан портретами Анны Австрийской, но короля это мало трогало. А вот кардинал Ришелье задумал опаснейшую интригу. Однажды бывшая любовница Бекингема госпожа Карлайл весь вечер не отходила от него, а потом увлекла герцога в темный сад. Когда ночью камердинер готовил герцога ко сну, он заметил, что бриллиантовые подвески, с которыми тот никогда не расставался, исчезли.

Бекингем сразу же понял, что стал жертвой интриги, вероятно со стороны Ришелье, и под удар поставлена честь его возлюбленной, Анны Австрийской. Он приказал срочно закрыть все южные порты Англии и запретить выход в море любым судам. Тут же был вызван придворный ювелир Жербье, но сделать за несколько дней новые бриллиантовые подвески было невозможно. Подвески быстро изготовили из хрусталя и немедленно отправили французской королеве.

"…На ней была фетровая шляпа с голубыми перьями, бархатный лиф жемчужно-серого цвета с алмазными застежками и юбка из голубого атласа, вся расшитая серебром. На левом плече сверкали подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка. Король затрепетал от радости, а кардинал - от гнева; однако они находились слишком далеко от королевы, чтобы сосчитать подвески: королева надела их, но сколько их было - десять или двенадцать?"

Открытый скандал удалось предотвратить, но теперь Бекингему въезд во Францию был закрыт.Тогда герцог, окончательно потеряв голову от страсти, задумал войну против Франции, якобы для поддержки гугенотов в Ла-Рошели. Он уже видел, как победителем врывается в Лувр и падает к ногам своей божественной возлюбленной... В дело вступила ловкая графиня Каррик, воспетая Дюма под именем миледи Винтер. Эта бывшая любовница Бекингема, давно получавшая деньги от Ришелье, пробралась во дворец герцога, срезала две подвески и переправила их в Париж.

Кардинал Решелье и «серый кардинал» — отец Жозеф дю Трамбле
Шарль Эдуар Делор

Там кардинал предъявил улику королю, и тот велел вероломной супруге надеть подвески во время Марлезонского бала, устроенного мэрией Парижа в честь королевской четы.К счастью, Бекингем успел за два дня изготовить недостающие подвески и передать их Анне - поистине любовь творит чудеса! Правда, в бешеной скачке с драгоценным изделием не принимал участия Д`Артаньян - в ту пору этому сыну гасконского дворянина было всего пять лет


Почему кардинал так стремился насолить королеве? Конечно, одной из причин была оскорбленная гордость. Позже Ришелье даже сочинил трагедию «Мирам», где вывел Бекингема в образе коварного соблазнителя и описал свое над ним торжество. И конечно, он вновь побоялся, что Анна вступит в сговор с врагами Франции.

Поэтому кардинал постарался изолировать королеву, и прежде всего рассорить ее с мужем. Это удалось вполне: несмотря на возвращение подвесок, Людовик окончательно разочаровался в супруге. Она оказалась не только аморальной особой, но и изменницей, готовой променять его на какого-то иностранца!

Если раньше король хотя бы иногда защищал жену от нападок кардинала, теперь на это рассчитывать не приходилось. Для начала Бекингему запретили въезд во Францию, а королеву заперли во дворце.

Ришелье довольно потирал руки. Он не учел одного: стремление разлученных влюбленных друг к другу готово смести все преграды. Герцог в ярости дал клятву вернуться в Париж.И не униженным просителем, а победителем в войне, которую он собирался развязать. Скоро французские протестанты, лишенные кардиналом многих привилегий, подняли восстание в порту Ла-Рошели.На помощь им тут же отправился английский флот во главе с Бекингемом. Однако французская армия сумела отбить нападение и взять мятежный город в осаду.

Ришелье, переодевшись в военный мундир, лично командовал операцией. Бекингем собирал в Портсмуте новый флот, когда 23 августа 1628 года офицер по имени Фелтон заколол его шпагой. Многие считали убийцу шпионом кардинала, однако доказательств этого так и не нашли. Сам Фелтон утверждал, что убил фаворита в отместку за казнокрадство и «нечестивую жизнь». В октябре защитники Ла-Рошели, не получив обещанной помощи англичан, подняли белый флаг


Весть о гибели возлюбленного ошеломила Анну. Заметив ее заплаканные глаза, «любящий» супруг - конечно, по совету кардинала - устроил в Лувре бал и предложил королеве в нем участвовать


Когда она попыталась отказаться, Людовик спросил: «В чем дело, мадам? Разве у нас при дворе траур?» Не найдя ответа, Анна отправилась на бал, прошлась с королем в менуэте - и больше не танцевала до конца жизни. Так кончилась трагическая история ее любви, в память о которой остался только анекдот об алмазных подвесках.

денис гордеев-иллюстрации

Королева Франции Анна Австрийская. Анна Австрийская: биография

Сплетение ярких любовных историй, интриг и тайн в жизни Анны Австрийской, супруги французского короля Людовика XIII, и по сей день вдохновляет литераторов, художников и поэтов. Что же из всего этого правда на самом деле, а что – художественный вымысел?

Испанская инфанта Анна Австрийская

Анна Мария Мауриция, инфанта Испании, родилась 22 сентября 1601 года в городе Вальядолид. Её отцом был король Испании и Португалии Филипп III (из династии Габсбургов). Матерью стала его супруга, дочь австрийского эрцгерцога Карла Маргарита Австрийская.

Анна, так же как и её младшая сестра Мария, воспитывалась в атмосфере строгости нравов и неукоснительного соблюдения правил этикета, присущих испанскому королевскому двору. Образование, полученное инфантой, было очень приличным для её времени: она освоила азы европейских языков, Священного писания и генеалогии собственной династии, обучалась рукоделию и танцам. Анна Австрийская, портрет которой был впервые написан, когда ей был всего один год, росла милой и хорошенькой девочкой, обещая со временем превратиться в истинную красавицу.

Судьба юной принцессы была предрешена в её самые ранние годы. В 1612 году, когда между Испанией и Францией вот-вот готова была разразиться война, Филипп III и Людовик XIII, занимавший тогда французский престол, подписали соглашение. Инфанта Испании Анна должна была стать супругой французского короля, а сестра Людовика XIII Изабелла – выйти замуж за сына монарха Испании, принца Филиппа. Через три года данное соглашение было исполнено.

Королева и король: Анна Австрийская и Людовик XIII

В 1615 году четырнадцатилетняя испанская инфанта приехала во Францию. 18 октября её обвенчали с Людовиком XIII, который был старше своей невесты всего на пять дней. На престол французского государства вступила королева, носящая имя Анна Австрийская.

Анна поначалу, казалось, и в самом деле очаровала короля – и всё же семейная жизнь венценосной четы не заладилась. По воспоминаниям современников, страстная от природы королева не любила угрюмого и слабого мужа. Через пару месяцев после свадьбы отношения между супругами заметно охладели. Людовик изменял жене, Анна тоже не хранила ему верность. Кроме того, она неплохо проявила себя на поприще интриг, пытаясь проводить во Франции происпанскую политику.

Ситуация обострялась тем, что двадцать три года брак Людовика и Анны оставался бездетным. Лишь в 1638 году королеве наконец удалось родить сына, будущего Людовика XIV. А спустя два года после этого появился на свет его брат – Филипп I Орлеанский.

"Политика Вы сделали поэтом…": Анна Австрийская и кардинал Ришелье

О неразделённой любви могущественного кардинала к прекрасной королеве ходит много легенд, часть из которых нашла отражение в знаменитых художественных произведениях.

История действительно подтверждает, что с самых первых дней пребывания Анны во Франции её царственная свекровь, Мария Медичи, которая в период дофинства Людовика XIII являлась регентом, приставила к невестке в качестве духовника кардинала Ришелье. Опасаясь утратить власть в том случае, если Анна сумеет взять под свой контроль слабовольного супруга, Мария Медичи рассчитывала на то, что "красный герцог", верный ей человек, будет докладывать о каждом шаге королевы. Однако вскоре она впала в немилость у собственного сына и отправилась в ссылку. Сердце же кардинала, по слухам, завоевала юная красавица Анна Австрийская.

Анна, однако же, по данным тех же источников, отвергла ухаживания Ришелье. Возможно, сыграла роль существенная разница в возрасте (королеве было двадцать четыре года, кардиналу – почти сорок). Не исключено также, что она, воспитанная в строгих религиозных традициях, просто не могла видеть в духовном лице мужчину. Имели ли на самом деле место личные мотивы или всё сводилось исключительно к политическому расчёту, наверняка неизвестно. Однако между королевой и кардиналом постепенно возникает вражда, основанная на ненависти и интригах, которая временами проявляется вполне открыто.

При жизни Людовика XIII вокруг королевы сформировалась партия аристократов, недовольных жёстким правлением всемогущего первого министра. На словах королевская, эта партия на деле ориентировалась на австрийских и испанских Габсбургов – врагов кардинала на политической сцене. Участие в заговорах против Ришелье окончательно обострило отношения короля и королевы – длительное время они жили совершенно врозь.

Королева и герцог: Анна Австрийская и Бэкингем

Герцог Бэкингем и Анна Австрийская… Биография прекрасной королевы преисполнена романтических легенд и тайн, однако именно этот роман снискал славу "любви всего столетия".

Тридатитрёхлетний красавец-англичанин Джордж Вильерс прибыл в Париж в 1625 году, имея дипломатическую миссию – организовать брак своего короля Карла, недавно вступившего на престол, с сестрой французского монарха Генриеттой. Визит герцога Бэкингемского в королевскую резиденцию оказался роковым. Увидев Анну Австрийскую, он потратил всю свою оставшуюся жизнь на то, чтобы добиться её расположения.

О тайных встречах королевы и герцога история умалчивает, однако если верить мемуарам их современников, то история с подвесками, описанная Александром Дюма в бессмертном романе о трёх мушкетёрах, действительно имела место. Однако она обошлась без участия Д"Артаньяна – реально существовавшему гасконцу в то время было всего пять лет…

Невзирая на возвращение украшения, король с подачи Ришелье окончательно рассорился с супругой. Королева Анна Австрийская была изолирована во дворце, а Бэкингему запрещён въезд на территорию Франции. Разъярённый герцог поклялся вернуться в Париж с триумфом военной победы. Он оказал поддержку с моря мятежным протестантам французской крепости-порта Ла-Рошель. Однако французской армии удалось отбить первое нападение англичан и взять город в осаду. В разгар подготовки ко второму наступлению флота, в 1628 году, Бэкингем был убит в Портсмуте офицером по имени Фельтон. Есть предположение (впрочем, оно не доказано) что этот человек являлся шпионом кардинала.

Весть о гибели лорда Бэкингема ошеломила Анну Австрийскую. С этого времени её противостояние с кардиналом Ришелье достигает апогея и длится до самой смерти последнего.

Королева-регент. Анна Австрийская и кардинал Мазарини

Ришелье умер в 1642 году, а спустя год не стало и короля. Анна Австрийская получила регентство при малолетнем сыне. Парламент и дворянство, поддержавшие в этом королеву, рассчитывали восстановить свои права, ослабленные политикой Ришелье.

Однако этому не суждено было произойти. Анна отдала своё доверие преемнику Ришелье, итальянцу Мазарини. Последний, приняв кардинальский сан, продолжил политический курс своего предшественника. После тяжёлой внутренней борьбы с Фрондой и ряда внешнеполитических успехов он ещё более упрочил положение министров при французском дворе.

Существует версия, что королеву и Мазарини связывала не только дружба, но и любовные отношения. Сама Анна Австрийская, биография которой местами известна нам с её слов, опровергала это. Однако в народе злые куплеты и шутки о кардинале и королеве были весьма популярными.

После смерти Мазарини в 1661 году королева сочла, что её сын уже достаточно взрослый, чтобы править страной самостоятельно. Она позволила себе осуществить давнее желание – удалиться в монастырь Валь-де-Грас, где и прожила последние пять лет своей жизни. 20 января 1666 года Анны Австрийской не стало. Главная тайна - чего больше было в истории этой французской королевы:правды или вымысла, - так и не будет раскрыта никогда…

Больше информации