Татарском центр на малом переулке афиша

17 февраля в Московском дворце пионеров в рамках Московского детского фестиваля национальных культур народов России «Мой дом - Москва» состоится день татарской культуры «Москва татарская. Город добрых соседей».

Учредители Фестиваля - Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, проводится по инициативе национальных общественных объединений. Фестиваль ставит перед собой важные и благородные цели: показать богатство и красоту народного творчества, приобщать детей и молодежь к культурному наследию, помочь развитию межкультурного диалога. Организаторы: Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, Московский Дом Пионеров, Татарский культурный центр Региональной общественной организации — Татарская национально-культурная автономия г. Москвы. В рамках Фестиваля состоится презентация проекта «Москва многонациональная — город добрых соседей» — победителя конкурса Президентских грантов, реализуемого РОО-ТНКА г. Москвы в 2018 году.
В концерте примут участие талантливые дети разных возрастов. Это участники проекта «Голос» (солистка коллектива «Павловские узоры» из г. Домодедово), гимнастки Марьям Салахова и Диана Мамедова, вокалисты и инструменталисты. На сцене фестиваля выступят заслуженные артисты РФ и РТ с внуками и детьми: Наиля Фатехова с внучкой Камиллой, Зульфия Хабибуллаева с сыном Виленом и дочкой Маиной, семейный коллектив Яруллиных, прославленные известные всему миру коллективы: ансамбль духовной музыки «Медина» (руководитель заслуженная артистка РФ и РТ Наиля Фатехова) и Лауреат Международных конкурсов Академический Камерный Хор «Vita Voce» Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского (художественный руководитель и дирижер Любовь Звягинцева), которые совместно исполнят духовные песнопения. Порадуют своим творчеством Камиль Зарипов группа «Шумбай», «Шурале», DJ Радик, заслуженный артист РТ Ирфан Измайлов и Ильмира Измайлова, заслуженные артисты РТ Алмаз Юси и Альфина Ахметжан, коллективы и солисты Татарского культурного центра г. Москвы: детский фольклорный ансамбль «Шатлык» (рук. заслуженный работник культуры РТ Замземия Сахабутдинова), ансамбль народного танца «Ильдан» (рук. заслуженный работник культур РТ Радиф Яваев, Наиля Дусметова, Альфия Шарипова, Ринат Закеров, Наиль Хусяинов, Дания Вахитова, Мунира Девлет-Кильдеева, Альбина Сафина, Джамиля Сагирова, театр татарской песни «Тальян» (рук. заслуженный артист РФ Ильдар Шигапов), вокально-хоровой ансамбль «Идель» (рук. Сания Шакирова), вокально-хоровой ансамбль «Мирас» (рук. Индира Сагдеева), детский хореографический ансамбль «Шаян» и Вокальный ансамбль «Балкыш», (рук. Ильфат Миннегалиев школа №1186 им. Мусы Джалиля), директор школы №1186 им. Мусы Джалиля заслуженная артистка РТ Роза Хабибуллина, народный коллектив хор русской песни «Павловские узоры», (рук. Алсу Хайруллова) и образцовый коллектив хореографическая студия «Танцуй» ансамбль «Балаганчик», (рук. Татьяна и Диана Корнюшенковы).

Вести праздничный концерт будут заслуженный мастер спорта по синхронному плаванию, пятикратная чемпионка мира Анися Ольхова и Фарит Фарисов, Зухра Абдюханова и Ильяс Хусаинов. Режиссер — заслуженная артистка РФ и РТ Наиля Фатехова.
В фойе творческие коллективы Татарского культурного центра порадуют гостей задорными выступлениями (литературная гостиная, выставка традиционных ремесел Татарстана), выставкой рисунков (рук. Наиля Жиганшина), экспозицией старинных предметов татарского быта (рук. Замземия Сахабутдинова).

Мероприятие состоится 17 февраля 2018 года в Большом концертном зале Московского Дворца пионеров на Воробьевых горах по адресу: г. Москва, ул. Косыгина, 17, к.2.

На днях в центре Москвы произошел беспрецедентный захват здания культурного центра Региональной татарской национально-культурной автономии (РНТКА), известного также как «дом Асадуллаева». В отличие от «обычных» рейдерских захватов инициаторы акции не имели на руках даже стандартного набора документов — постановления суда и т.п., — придающих их действиям видимость законности. Свои действия они мотивировали лишь тем, что являются «подлинными представителями» руководства РНТКА, избранными на внеочередной конференции организации. Между тем ее легитимность не признается большей частью татарской общины Москвы. «МК» попытался разобраться в ситуации.

«Дом Асадуллаева» в Малом Татарском переулке хорошо известен не только столичным татарам, но и всем знатокам истории Москвы. Он был построен в 1913-1914 годах для татарской общины города на средства купца-мецената Шамси Асадуллаева и на добровольные пожертвования членов общины. Вплоть до 1941 года в нем располагались татарская типография, школа, детский сад. В войну он был передан под госпиталь, а в 1945 году отдан Наркомату иностранных дел. Мидовские структуры (в частности, колледж стенографисток-машинисток) располагались здесь вплоть до 2003 года, когда, при поддержке и личном участии Владимира Путина, дом был возвращен татарской общине по договору безвозмездного пользования — сначала сроком на 5, а потом на 49 лет.

Бесплатные кружки, концерты, спектакли — культурный центр работал достаточно активно. Он всегда был полон людей. Так было до 9 июля 2012 года — когда перед 70-летним вахтером предстало около двадцати накачанных молодых людей, которые прошлись по помещениям центра, выгнали из них сотрудников и обосновались в здании. При этом действовали они как представители РНТКА.

Как же это произошло? Региональная татарская автономия Москвы состоит из местных татарских автономий, учрежденных по округам. Не все они входят в РТНКА. Именно представители «самостийных» местных организаций и замутили до того вполне ясную воду. 25 мая они от своего имени провели внеочередную выборную конференцию РТНКА и, презрев все уставные документы, сместили ее бессменного председателя — генерал-полковника Расима Акчурина. Но самое главное — они смогли зарегистрировать результаты конференции в ГУ Минюста России по Москве. И именно с этими бумагами провели операцию по захвату центра. Ни судебных приставов за спиной, ни каких-либо судебных решений на руках у них при этом не было.

Столь необоснованный захват вызвал оторопь даже у видавших виды сотрудников МВД. Большая часть татарской общины столицы возмущена и шокирована. «Совет РТНКА не принимал решение о проведении внеочередной выборной конференции, мало того, этот вопрос вообще не ставился на повестку дня, — говорят представители автономии. — Таким образом, некая конференция от 25 мая 2012 была проведена незаконно группой лиц, не имеющего никакого отношения к Региональной татарской национально-культурной автономии г. Москвы. Совет РТНКА г. Москвы ее не созывал, члены РТНКА г. Москвы о ее проведении не были извещены надлежащим образом».

Свое резко отрицательное отношение к происходящему выразили руководство Республики Татарстан, исполком Всемирного конгресса татар, Федеральная национально-культурная автономия татар. «Начиная с момента создания в 1998 году, РТНКА Москвы, возглавляемый генерал-полковником Акчуриным, и Совет муфтиев России под председательством Равиля Гайнутдина всегда находились в тесном сотрудничестве и взаимодействовали», — говорят представители Совета муфтиев России. Обосновавшихся в «доме Асадуллаева» все это, похоже, не смущает. Теперь вход в него контролируют сотрудники ЧОПа. Парализована работа кружков, прекращена деятельность федеральной газеты «Татарский мир», журнала «Восточный свет», РТНКА Московской области, многих других татарских общественных организаций.

Представители Татарской региональной культурной автономии не сомневаются, что правда восторжествует, и новые «хозяева» будут выдворены из «дома Асадуллаева».

Продолжая серию публикаций этнолога, преподавателя исторического факультета МГУ им М.В. Ломоносова, журналиста, Дмитрия Опарина о знаковых домах Замоскворечья, редакция Большого города посчитала возможным расширить его рассказ о Доме Асадуллаева (первая публикация этой статьи – «Большой Город», 02.05.11, ) короткой справкой о тех, кто владеет домом сегодня, о Татарской диаспоре в Москве и довольно ярких событиях, происходящих в ней, и имеющих прямое отношение к Дому Асадуллаева.

Дому Асадуллаева (Малый Татарский переулок, 8) исполнилось 100 лет

Здание Татарского культурного центра было построено архитектором Владимиром Краузе в 1913–1914 гг. на деньги бакинского нефтепромышленника ­ Шамси Асадуллаева. Сам купец Первой гильдии Асадуллаев умер в 1913-м, но под руководством Доверенного компании «Торговых дел Шамси Асадуллаева» Ю. Б. Везирова строительство Татарского культурного центра было завершено.

Построенное вблизи Мечети, изначально здание предназначалось для мусульманской школы, а впоследствии стало культурным центром мусульман Москвы. Имя основателя было увековечено в памятной надписи «Мархум Шамси мактебе» («Школа покойного Шамси»), которая располагается на фасаде здания.

Ш. Асадуллаев (род. В 1840 г.) в 1874 г. основал в Баку контору по добыче нефти, в 1893 г. на её базе создал нефтедобывающую фирму. В 1903 г., после развода, переехал из Баку в Москву, где вторично женился; проживал по адресу: Воздвиженка, 9. К 1913 г. его личное состояние оценивалось в 10 млн. руб. На официальном бланке компании над именем владельца Асадуллаева изображён герб Персии, с надписью в девизной ленте: «Удостоенъ двора его Императорского Величества Шаха Персидскаго». Под гербом выписаны названия городов, в которых действовали филиалы торговой компании: Астрахань, Баку, Белосток, Варшава, Казань, Кинешма, Кунцево, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Царицын, Ярославль; главная контора располагалась в Москве. Поднявшийся из простых крестьян, бывший в молодости арбакешем (грузовым извозчиком) Ага Шамси Асадуллаев стал известным нефтепромышленником-миллионером, покровителем науки и татарской и мусульманской культуры и ее меценатом.

До Революции Дом Асадуллаева называли Школой. Она была частной и содержалась на средства богатых купцов. Преподавались в медресе чисто светские науки, но законы шариата при этом соблюдались, например мальчики и девочки обучались раздельно и на разных этажах здания. Так же в этом здании проводились вечера мусульманской молодежи. Учащимся предоставлялись бесплатные обеды. В здании Дома Асадулаева располагалась и типография, в ней, под редакцией Гаяз Исхаки (один из лидеров татарского национального движения начала 20 века) издавались газеты на татарском язые – «Слово» («Суз») и «Страна» («Иль»).

В мае 1917 года в здании Дома Асадуллаева прошел Всероссийский мусульманский съезд, который являл собой, по сути, первое собрание мусульман в условиях практически полной политической свободы. Важным стало то, что уже на этом съезде была принята резолюция, что мусульмане выступают за федеративную республику с территориальными национальными автономиями в ее составе и был создан Всероссийский мусульманский совет (Милли Шуро) «для ведения духовными и культурными делами мусульманских народов России и обеспечения единства их действий».

24 мая 1917 года сыном А.Ш. Асадулаева Асадуллаевым Мирзой Шамси оглы Дом Асадуллаева был передан во временное пользование Московскому мусульманскому просветительскому обществу, для проведения благотворительной и просветительской деятельности.

Позднее, Школа, находившаяся в Доме Асалуллаева перешла на государственное содержание.
Вплоть до 1941 г. Дом Асадуллаева являлся культурным центром московских мусульман. Там же располагались татарская средняя школа №27 имени Нариманова (семилетка); приют-интернат; детский сад; самодеятельный театр (ТРАМ – театр рабочей молодежи); Библиотека тюркских народов (фонд которой насчитывал несколько тысяч книг); типография; Центральный татарский клуб имени Хусаина Ямашева (затем Московский общественный культурный центр имени Х. Ямашева).
В печати того времени Дом Асадуллаева назывался Татарским клубом имени Ямашева или татарским Домпросом (Домом просвещения).
В редакции татароязычной газеты Метростроя, которая тоже располагалась в Доме Асадуллаева, несколько лет работал Муса Джалиль (выдающийся татарский поэт, на фото). Он преподавал татарский язык на курсах и вел литературный кружок.

Затем в Дом Асадуллаева перебазировался Центральный татарский рабочий театр. Спектакли этого театра пользовались успехом у жителей столицы.
В 1941 г., с началом Великой Отечественной войны здание Дома Асадуллаева отошло властям. В годы войны там расположили тыловой госпиталь. После войны здание было передано Наркомату иностранных дел, которым в Доме Асадуллаева было организовано общежитие, далее курсы машинисток-стенографисток, затем – колледж МИД.

Московская татарская община с середины двадцатого века активно вела борьбу за возвращение Дома Асадуллаева. В том числе, в период с 1970 по 1980 гг., когда случился второй «всплеск» татарского национального движения. Лишь в 2003 г. Дом Асадуллаева был передан Региональной татарской национально-культурной автономии (РТНКА) Москвы. Условия передачи – безвозмездное пользование на 49 лет.

Дом Асадуллаева – символ Региональной татарской национально-культурной автономии (РНТКА)

В 2012 г. в прессе появились статьи о рейдерском захвате Дома: «В Москве при помощи татар-манкуртов на прошлой неделе захватили здание Татарского культурного центра (дом Асадуллаева)». По словам очевидцев, 9 июля 2012 г. около двадцати накачанных молодых людей прошлись по помещениям центра, выгнали из них сотрудников и обосновались в здании. При этом действовали они как представители РНТКА.

В качестве оснований для смены руководства говорилось о том, что Региональная татарская автономия Москвы состоит из местных татарских автономий, учрежденных по округам. Не все они входят в РТНКА. И представители отдельных местных организаций провели от своего имени внеочередную выборную конференцию РТНКА и сместили ее бессменного председателя - генерал-полковника Расима Акчурина.

Однако, внимание татарской общественности к этому событию: немаловажный факт, что в Доме находились бесплатные кружки, проводились концерты; обращения к руководству Республики Татарстан и пр. привели к тому, что позднее руководство Культурного центра вернулось к своим обязанностям.

В январе 2014 г. в Доме состоялись Выборы Татарской Автономии в Москве. Решения собрания затронули вопросы дальнейшего развития Татарской Диаспоры в Москве, были изменены уставные документы, выбран новый руководитель. Говорилось о том, что многие решения были неожиданными. В кулуарах говорилось и о том, что «…пока дом Асадуллаева не вернули татарской общественности, никто не претендовал на должность председателя РТНКА..»

Вряд ли стоит, судить о внутренних делах Автономии, но некоторые факты о ней представляются интересными.

Избранный в январе, новый руководитель Автономии Ринат Мухамадиев был известен в Татарстане своей критикой Минтимера Шаймиева. И уже в январе выбор Махамадиева трактовали как неудавшуюся попытку казанского Кремля провести своего кандидата. Утверждалось, что татарская автономия в политическом смысле, по-прежнему, не ориентирована на Татарстан (например, при попытке перевода татарской письменности на латиницу, московская диаспора выступила резко против).

Недавно, в конце июня, история с выборами председателя татарской автономии Москвы получила неожиданное продолжение - «…избранный в январе бывший российский парламентарий и экс-председатель союза писателей Татарстана Ринат Мухамадиев оказался за бортом дома Асадуллаева…». Результаты зимних выборов оказались до сих пор не признанными минюстом. Этим воспользовались несогласные с курсом Мухамадиева татары, среди которых знакомый жителям Татарстана бывший лидер эсеров республики Фарит Фарисов.

На должность Председателя Автономии был избран Хусаинов Анвер Умаровича, но, исходя из нового устава, почти вся полнота власти в автономии будет отдана Президиуму Автономии, т.к. позиция Председателя теперь, скорее, несет лишь представительские функции. А вот Президиум возглавил Фарит Фарисов.

Во многом, споры внутри Диаспоры объясняются и планами в отношение Дома Асадуллаева. Кто-то был не доволен тем, что, помимо национальных кружков в Доме находились и обычные, сторонние арендаторы. И конечно важное место в спорах – дальнейшая судьба Дома, будет ли там вновь возрождена татарская школа, надеюсь, узнаем уже скоро.

Татары в Москве

По данным Московского губернского статистического комитета за 1907 г., в Москве проживало около 14 тыс. мусульман, принадлежащих к разным этносам. В 1926 г. татар в Москве по официальным данным, было уже 18.6 тыс., а к 1989 г. их стало 157.4 тыс. человек. Еще 51 тыс. татар проживала в Московской области. Представляется вероятным, что сейчас эта оценка может быть существенно повышена.

Основными районами проживания татар в Москве в дореволюционный период была Татарская слобода в Замоскворечье – исторически сложившийся район компактного проживания татар-мусульман со своей инфраструктурой и мечетью.

Многие татары заслуженно считают себя старожилами Москвы, ведь некоторые из них являются москвичами в третьем поколении. Их бабушки и дедушки в свое время пробирались в столицу «первого в мире социалистического государства», часто нелегально, чтобы спастись от ужасов тотальной коллективизации в деревне и жить более сытой жизнью, чем в вечно голодающем «коллективном хозяйстве», чтобы получить рабочую карточку, наконец, вместо «палки» - зачета трудодня после многочасового труда на государство на колхозном поле.

Использованы материалы: Wikipedia, Издание www.islamit.ru , статьи Д.З. Хайретдинова из энциклопедического словаря «Ислам в Москве», Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре», Издание www.islam-today.ru

25 февраля 2017 года в Московском Дворце Пионеров на Воробьёвых горах в рамках детского фестиваля национальных культур «Мой дом-Москва» прошёл день татарской культуры «Москва татарская».

Перед концертом была организована выставка, благодаря которой гости могли познакомиться с творчеством татарского народа. По традиции были представлены детские рисунки и поделки, а также народные костюмы. Впервые гостям была предоставлена возможность приобрести некоторые изделия народного творчества и калфаки (женские головные уборы).

Гости фестиваля поделились с нами своим мнением по поводу дня татарской культуры. Многие считают, что идея фестиваля очень хороша, ведь народы должны дружить и жить в мире и согласии, а татары - доброжелательные, гостеприимные и открытые люди.

Одна из гостей, татарка по национальности, но родившаяся и выросшая в Москве, рассказала нам о том, что татары жили на Руси до Ивана Грозного и некоторые улицы в Москве носят татарские названия. Например, улица Арбат названа словом «арба», что значит «телега», название гостиницы «Балчуг» произошло от татарского слова «балчык» (глина).

На втором этаже Московского Дворца Пионеров выступили татарские национальные самодеятельные коллективы. В небольшом концерте приняли участие А.Г. Мухаметов, театр-студия «Гагиз Гаилэ», ансамбль татарской песни «Мирас», детский ансамбль танца «Ильдан», детский фольклорный ансамбль «Шатлык», студия татарского языка, танцевальный ансамбль «Ясмин», солистки Динара Алукаева, Светлана Пак, Рената Бадамшина, Фаурия Саяхова и Зайнаб Сулейманова. Каждый из них в своем выступлении старался передать всё лучшее, что есть в татарской культуре: любовь к своей Родине, её красоте, неповторимости, уважение многовековым традициям.

Перед основным концертом нам удалось пообщаться с заместителем главного редактора федеральной газеты «Татарский мир» Ахатом Газизовичем Мухаметовым. На наш вопрос о том, чем для него является Москва, замглавреда ответил стихотворением «Люблю Москву, она всегда прекрасна…». Также Ахат Газизович поделился с нами историей своей жизни. Перед работой в газете он целых 30 лет трудился инженером-ракетчиком и занимался разработкой ракет для подводных лодок на Краснознамённом Северном флоте.

Большой концерт открыл симфонический оркестр Татарского культурного центра г. Москвы под управлением Ольги Тарановой, который исполнил марш Сайдашева и сопроводил первые номера. Далее с приветственными словами выступили В.И. Сучков, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, и председатель Президиума региональной татарской национально-культурной автономии Ф.Ф. Фарисов. Обращаясь к гостям на двух языках, Фарит Фарисович заметил: «Татары Москвы, татары России -неотъемлемая часть Российской Федерации. И сегодняшний концерт посвящен тому, что все национальности в Российской Федерации едины, а если мы едины, мы непобедимы!».

Приветствовали собравшихся и другие почётные гости, среди которых были Акчурин Расим Сулейманович, генерал-полковник в отставке, член координационного совета по патриотическому воспитанию детей и молодёжи Департамента образования города Москвы, директор татарского культурного центра г.Москвы Хусаинов Анвар Умарович, заместитель Полномочного представителя Республики Татарстан в РФ Ахтареев Азат Чулпанович и другие.

Концерт вели мастер спорта по синхронному плаванию, пятикратная чемпионка мира Анися Ольхова и ученики студии красноречия Дворца пионеров.

Все присутствующие на концерте бурными аплодисментами поздравили Акчурина Расима Сулеймановича с недавно прошедшим юбилеем - с 85 летием. Ему была вручена Почётная награда-Орден за сохранение и развитие татарской культуры в г. Москве.

Многие артисты, выступавшие на концерте, посвящали свои номера Расиму Сулеймановичу! Заслуженная артистка России и Республики Татарстан Наиля Фатехова вместе с внучкой очень трогательно исполнили песню «Татарский генерал», а представители товарищества артистов МХАТа прочитали отрывок из стихотворения Анны Ахматовой «Сказка о чёрном кольце».

Далее выступила Сюмбель Билалова с задорной песней «Сайра Былбыл», музыкальная группа «Kazan World» исполнила песню «Сине котэм» о женщине, которая ждет своего мужа. Гости фестиваля вновь услышали известную песню «Кукушка» в исполнении участницы шоу «Голос Дети» Варвары Кистяевой и познакомились с танцем «Приветствие» от ансамбля народного танца «Ильдан». Заслуженная артистка республики Татарстан Алмаз Юси поразила зрителей песней «Россия снится мне». Конечно, всех привёл в восторг и танец солнечных лучиков из оперы Зульфии Рауповой «Ак буре» «Белый волк». Ринат Закеров выступил на сцене Московского Дворца Пионеров с песней «Азатлык чишмэсе», а Роза Хабибуллина и Сайяр Хабибуллин - с песней «Эзядем бэгерем сине». Позабавил зрителей детский ансамбль «Шаян» с шуточной композицией «Дудэк-дудэк». После выступления фольклорного ансамбля «Шатлык» Ильдар и Айдар Салаховы на баяне исполнили попурри на тему татарских народных песен.

Завершением концерта стали песни Зульфии Халиловой, Саида Абдуллина, Наили Дусметовой, Марата Яруллина, Ильдара Шиганова, Альфины Ахметджан и DJ Радика Яруллина. Все исполнители дарили зрителям любовь к своему языку, своему народу, своей культуре. Каждое выступление было ярким, красочным и запоминающимся.

В завершение концерта зрители восхитились танцем «Московский» ансамбля народного танца «Ильдан». Самой же яркой точкой концерта стал Гимн татарского народа «Туган тел», который все участники исполнили вместе с залом!

«Масленица» в рамках проекта ГБУ «МДН» «Национальные праздники»

Масленица — древний языческий праздник, сохранившийся после принятия христианства и сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. Есть мнение, согласно которому первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, однако с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Блины, неизменный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые и горячие, они символизировали солнце, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. И называли Масленицу в народе «широкой» и даже «разорительницей», ведь люди в течение этих праздничных дней не скупились на щедрое угощение.

Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. В этом году масленичная неделя будет длиться с 20 по 26 февраля. Главные традиционные атрибуты народного праздника — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья. Празднование Масленицы является одним из самых долгожданных событий зимы.

Ежегодно в Московском доме национальностей на народные гуляния собирается множество гостей. На празднике присутствовали представители турецкой и талышской диаспор, литовской, казахской, армянской, грузинской, узбекской, татарской и башкирской и других национальных общественных организаций.

О начале праздника объявил директор МДН Владимир Борисович Тарасов. Он признался, что такие масштабные события открывать всегда приятно, потому что это всегда новый, большой шаг на пути к дальнейшим свершениям, к успехам, к творческим победам. Владимир Борисович сердечно поздравил гостей с Масленицей и пожелал всем крепкого здоровья, веселого настроения и как можно больше хороших впечатлений.

Программа Масленицы оказалась чрезвычайно разнообразной и интересной. К этому дню были подготовлены выставки декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел самобытного национального народного творчества, представленные мастерами и художниками:

— Выставка обладателя Гран-при московского конкурса-пленэра живописных произведений «Старая Москва» Дмитрия Петрова и победителя конкурса-пленэра Эльмиры Петровой;

— Выставка изделий АО «Гжельский фарфоровый завод»;

— Выставка изделий победителей творческого конкурса XXI выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка», проводимая ассоциацией «Народные художественные промыслы России»;

— Гончар-шоу «Глина и музыка».

Работы выпускников Абрамцевских мастерских воплощают лучшие традиции русского искусства. В своих работах мастера блестяще отражают богатое устное народное творчество, быт и культуру. Выставка Дмитрия и Эльмиры Петровых, как и любая семейная выставка, — одно из самых ярких и интересных событий в мире искусства. Гжель - это не только фарфор с удивительно красивыми букетами цветов, но и прекрасные пейзажи родного края, сюжетные композиции и архитектурные ансамбли

На протяжении всего вечера гостей Дома развлекали ряженые, скоморохи, вместе они водили хороводы, проводили масленичные игры. А в ярком исполнении участников казачьего фольклорного ансамбля «Сокол» и фолк шоу группы «Тереха» всем подарены зажигательные песни и пляски.

В Московском доме национальностей с размахом отметили Масленицу

На праздник приехали представители свыше десятка этносов и национальностей

Масленица - славянский праздник с богатой историей, корни которого идут еще в языческие времена. Несмотря на принятие Русью православия, славные традиции Масленицы не забыты до сих пор. 21 февраля в Московский дом национальностей на многовековой праздник пригласили школьников - новых членов пресс-клуба этнических СМИ г. Москвы при ГБУ «МДН», мечтающих в дальнейшем связать свою жизнь с непростой, но до жути интересной профессией - журналист. Будущим мастерам острого пера и словца посчастливилось взять интервью у председателя Всероссийского конгресса этножурналистов - Джамиля Садыхбекова.

Стоит отметить, что подобные мероприятия в Московском доме национальностей не редкость и проводятся уже не первый год. Опыта у коллектива «МДН» хватает с лихвой - в особенности у Владимира Тарасова, директора столичного мультикультурного центра. Именно он выступил перед всеми собравшимися с приветственным словом.

Между тем гостей на праздниках Московского дома национальностей, как обычно, предостаточно. География по-настоящему поражает. С особенностями Масленицы познакомились представители узбекской, казахской, башкирской, татарской, грузинской, армянской, турецкой, талышской и литовской диаспор, а также других национальных общественных организаций.

Пресс-клуб этнических СМИ, который проходит довольно часто, открыл Джамиль Садыхбеков. В этот раз он представил молодежное отделение пресс-клуба, которое сформировано на базе «Пресс-центра 25» при ГБОУ 1440. Признанный профессионал в области этнической журналистики рассказал обо всех подводных камнях, сложностях, а также плюсах творческой профессии.

«Ребята, я вам желаю, в первую очередь, служить слову. Слову с большой буквы! Ведь это главное предназначение журналиста - грамотно, достоверно и объективно освещать обстановку с места событий», - пожелал слушателям Джамиль Рафикович .

С разного рода пожеланиями и напутствиями к школьникам обратилось большое количество именитых гостей - представителей интернациональных СМИ, которые не понаслышке, как и Джамиль Садыхбеков, знакомы со всеми тонкостями непростой профессии. Общение проходило в формате круглого стола. После чего всем участникам выдали приглашения на Масленицу, организованную Московским домом национальностей, где гостей встретили, как и полагается по всем масленичным канонам и обычаям, - на широкую ногу! Перед школьниками и взрослыми выступил с мини-концертом известный российский казачий хор «Сокол» и фолк-шоу группа «Тереха». Ансамблям помогали развлекать публику и другие неотъемлемые участники народных гуляний на Руси - ряженые и скоморохи. Все собравшиеся дружно водили хороводы, пели песни и играли в классические для Масленицы народные игрища.

Под занавес праздничного мероприятия доктор исторических наук, профессор МФЮА Юрий Кожаев выступил в роли интервьюера и пообщался с несколькими его гостями. Учитывая тот факт, сколько людей разных культур, этносов и взглядов встречаются в стенах Московского дома национальностей, мы по традиции поинтересовались у них об их успехах, взглядах на влияние образования при адаптации иностранных граждан к проблемам, с которыми сталкиваются иностранцы в российской столице.

Андро Иванов, пресс-секретарь Федеральной Грузинской национально-культурной автономии в России , проживает в Москве более 10 лет:

«Нам удалось консолидировать вокруг себя не просто наших соотечественников, основной упор мы сделали на грузинскую молодежь. На сегодняшний день мы поспособствовали учреждению грузинских землячеств в 18 российских вузах! В прошлом году мы одержали одну из главных своих побед - национальная община появилась в МГУ», - рассказал об успехах представитель Грузии.

По мнению Андро, высшее образование действительно влияет на адаптацию иностранцев, но только если для его получения люди прикладывали силы, отдавали всего себя занятиям, честно и добросовестно получили заветный диплом.

«Конечно, изучение таких глобальных наук, как история и география, несомненно, помогает обустроиться иностранцам в России, понять ее. Однако одного лишь высшего образования явно недостаточно. Человеческие качества, доброжелательность, открытость и коммуникабельность являются второй половиной успеха при переезде жить в Москву или другой город России», - считает Андро.

Гость праздника отметил, что за последние 5 лет в России произошел серьезный и позитивный сдвиг в межнациональной политике - ведется активная работа и появляются новые ведомства под руководством президента Владимира Путина, занимающиеся улучшением микроклимата между различными этническими группами. Однако Андро заявил, что до сих пор еще остались некоторые шероховатости, которые следовало бы сгладить.

«Основной проблемой до сих пор остается бюрократический аппарат, который достаточно суров, а порой даже мешает гражданам», - заявил Иванов.

Игорь Ким, представитель Общероссийской общественной организации корейцев, в Москве около 15 лет :

«В нашу сферу деятельности входит не только работа с представителями корейского этноса. Также мы регулярно сотрудничаем с Московским домом национальностей по вопросам межнациональной политики», - вкратце рассказал представитель корейской делегации.

В будущем Всероссийское объединение корейцев планирует чаще задействовать площадку Московского дома национальностей, которая дает хорошую возможность познакомиться с культурными особенностями разных народов. Так сказать, и на других посмотреть, и себя показать! Игорь Ким отметил, что, несмотря на наличие в Москве большого корейского культурного центра, где можно было бы проводить все мероприятия национального объединения, формат Дома национальностей больше подходит для реализации точечных программ.

«Я организатор межнационального песенного конкурса, особенность которого заключается в том, что его участники сначала исполняют произведение на родном языке, а потом на русском. Я считаю, что если мы свои песни переложим на русский язык талантливо и в современной обработке, то тогда мы станем лучше понимать друг друга - мы будем едины. Наши культуры попадут в одно общее информационное поле, и мы станем единым народом», - поделился творческими планами Игорь Ким.

В общем, как можно заметить, с каждым годом мы становимся свидетелями улучшения связей и контактов между многонациональным народом России, ближнего и дальнего зарубежья. Мы больше не являемся друг другу незнакомыми людьми, обычаи и культура которых вызывает друг у друга чувство отчуждения, - медленно, но верно мы идем к взаимопониманию в вопросах культуры и образования, объединяющих все этносы планеты. Становимся, так сказать, гражданами мира. И одну из ведущих ролей в этом играет Московский дом национальностей, не в первый и не в последний раз собирающий у себя под крышей представителей десятка разных культур, которых объединяет любовь не только к своей исторической Родине, но и к России…

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

В Московском Доме Национальностей состоялся большой праздник, посвященный Масленице

21 февраля в Московском Доме Национальностей состоялся большой праздник, посвященный Масленице. Издавна люди считали блинную неделю одним из самых светлых и веселых праздников, когда можно уже легко вздохнуть и с облегчением попрощаться с зимой до следующего года. Как и любой праздник, Масленица обзавелась собственными традициями. Широкие гуляния, катания с горок, кулачные бои, сжигание чучела, золотистые, как солнце, блины являются составляющей частью праздничного духа. Эту волшебную атмосферу торжества и передали в Московском Доме Национальностей.

Были организованы сразу несколько выставок на разные тематики. Так, на выставке «Гжель. Традиции и современность» посетителям представили авторские произведения художников, которые показали, как изменилась нынешняя роспись по сравнению с мастерством XVII века.

А на выставке изделий народных художественных промыслов «Сударыня Масленица» показали работы, победившие на конкурсе выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя Сказка» в номинации «За сохранение традиций народного искусства».

Как отдельный праздник прошла выставка призеров II Московского конкурса-пленэра живописных произведений «Старая Москва». В церемонии открытия приняли участие молодежный фольклорный ансамбль «Сокол», артисты областного дома культуры «Соболевский», Орехово-Зуевского района, исполнитель русских народных песен Денис Бурлаков и хореографический ансамбль «Россияночка». Таким небольшим концертом артисты задали прекрасное начало как выставке «Радоваться жизни», так и Масленице в целом.

Большое внимание было обращено на гончар-шоу «Глина и Музыка». Художественный руководитель мастерской «Гжельская гончарня» Алексей Рыженок рассказал занимательные истории о гжели и гончарном ремесле. Вместе с Василисой Юдиной, которая в это время показывала свои навыки и талант в изготовлении посуды из глины, они задали присутствующим несколько вопросов и наградили ответивших верно.

По окончанию выставок посетителей пригласили попробовать масленичные блины и оладьи с вареньем, сметаной и сгущенкой. Гостей также угостили горячим чаем, после чего на улице зазвучала характерная Масленице музыка. Задорные скоморохи завели большой хоровод и провели веселые игры. В развлекательной программе также приняли участие молодежный фольклорный казачий ансамбль «Сокол» и фолк-шоу группы «Тереха».

Мероприятие закончилось довольно поздно, но не оставило никого без положительных эмоций.

Елизавета Минаева
Молодежное отделение Пресс-клуба этнических СМИ г. Москвы при ГБУ «МДН»