Какие народы принадлежат к тюркской этнической группе. Тюркская группа языков: народы


* Этот пункт внедряется в силлабус по усмотрению преподавателя

Лекция 1. Введение Первые тюркские племена.

1.Историография общей тюркской истории.

2. Понятие культуры кочевников.

3. Государства гунов

4. Тюркские государства

На сегодняшний день в мире осталось очень мало общин, получивших название в самом начале истории, определивших свою географию проживания, сложившихся в историческом плане и дошедших до наших дней, как бурные, беспрерывные потоки реки. Одним из таких общин является Тюркская нация или община. «Золотое яблоко» для тюрков, населяющих пространство Туран, представляется символом из круглого шара, сделанного из чистого золота или рубина, находящегося на тронах, расположенных в восточном, западном, северном и южном направлениях, которые побуждают жажду его приобретения. Этот золотой шар является как символом победы, так и символом властвования. Он расположен в тех регионах, которые ждут своего покорения. Понятие Туран, необходимо рассматривать в созданных историей реалиях.

Туран

Тураном, изначально именовалась территория нынешнего северного Ирана, которая была названа так персами. Это слово начало существовать с 4 века нашей эры. Значением корня слова Туран является слово Тура (Передний), которое использовалось в иранской Авесте (старая религия иранских Сасанидов, священная книга зороастрийцев) в определенном значении. В священной книге зороастрийцев это слово использовано в качестве личного имени и названия племени кочевников.

Корень слова Тюрок или же корень с подобным наименованием появился еще в самом начале нашей эры. Нельзя забывать, что эти слова всегда ассоциировались со значением «тюрок». Слово «тура» на персидском означает чрезвычайность, храбрость, самоотверженность. Самое точное значение слова Тура определил Маркуат. По утверждению упомянутого ученого, всем известная родина персов под названием «Airyanem waejo» находилась в Хорезме. Война между персами и Туранцами, в свое время определяла ход мировой истории.

Кочевники, проживающие в устьях реки Амударья и озера Арал, называли себя Туранцами. Одним из самых важных и значительных фактов, является работа Ptolemaeus (перевод армянского переводчика S?rakl? Anania’nin) в которой говорится об административной территории в Хорезме под названием «Тур», являющаяся подтверждением существования племени Туранцев.

Великое переселение племен, послужило изменением национальной карты азиатов. Постепенно слово Тура стало применяться для вражеских племен персов как юе-чи, кушанов, хиониев, эфталитов и тюрков. Эта идея достигла своего апогея в работах Махмуда Кашгарского. Этот ученый, очень полюбивший тюркизм, говорит о возникновении тюркских ценностей и миссии тюрков как о «священном явлении», ниспосланным богом. Алишер Навои, будучи поклонником тюркской культуры, доказал, что тюркский язык нисколько не уступает персидскому.

Географическое понятие терминологии «Туран»: Это название исходит от названия народа Туран. Тураном были названы тюркские государства. Этот термин упоминается в работе под названием «Hvatay-namak» на языке пехлеви в арабских и персидских источниках. Исламские ученные (арабские, персидские и тюркские) очень часто использовали в своих работах термин Туран. Арабские географы указывают, что тюрки проживали на территориях, находящихся в восточной части реки Сырдарьи. Поэтому другие географы также считали, что родиной тюрков (Туран) являлась территория между Сырдарьей и Амударьей.

Слово Туран, стала известна европейцам по восточной библиотеке Де Хербелота. В источниках, хранящихся в этой библиотеке, говорится, что Афрасияб, сын Фаридуна, является выходцем из тюркского рода Тур и был великим властелином всех стран, расположенных в восточной и западных частях реки Амударьи. государство Туркестан, указано на картах XVI века Ortelius и Mercator’на. Слово Туран, стало использоваться в научной терминологии европейских стран в начале XIX века.

Туранские языки

Термин Туранские языки впервые был использован историком Бунсеном (1854 год).

Кастрен подразделяет древние алтайские языки на пять подгрупп: финно-угорская, семитская, тюрко-татарская, монгольская и тунгусская. Последующие исследования внесли некоторые изменения касательно группировки языков. Первые две подгруппы языков были отделены от последних трех групп, образующих алтайскую группу языков.

РАССЕЛЕНИЕ ТЮРОК

Тюрки, которые являются одними из самых древних и основательных народов, на протяжении своего примерно четырёх тысячелетнего существования расселились по материкам: Азии, Африке, Европе.

Название «тюрок»

Тот факт, что тюрки являются древним народом, заставил исследователей искать название «тюрок» в самых старых исторических источниках. Таргиты (Targit), упоминаемые Геродотом как один из восточных народов, или так называемые Тираки (Юрки) (Tyrakae, Yurkae), проживавшие на землях «Искит», или Тогхарманы, упоминаемые в библейских преданиях, или Туругхи, встречающиеся в древнеиндийских источниках, или Траки, или Турукки, о которых говорится в старых источниках Передней Азии, или Тики, которые, согласно китайским источникам играли важную роль в 1-м тысячелетии до н.э., и даже троянцы являлись тюркскими народами, которые носили название «тюрк».

Слово тюрок письменно впервые употребляется в 1328 году до н.э. в истории Китая в виде «ту-киу». Выход названия «тюрок» на историческую арену произошёл вместе с созданием государства Гёк-тюрков в VI в. н.э. Название «тюрок», имеющееся в Орхонских надписях, в большинстве случаев проходит как «тюрюк». Известно, что первым политическим образованием, носившим в своем наименовании слово «тюрк», было тюркское государство, называвшееся Гёк-тюркской империей.

Значение слова «тюрк»

Названию «тюрк» в источниках и исследованиях присваивались различные значения: Т’у-кюе (тюрк) = шлем (в китайских источниках); тюрк = терк (оставление) (в исламских источниках); Тюрк= зрелость; Такье=человек, сидящий на берегу моря и т.д. Из документа на тюркском языке было выяснено, что слово «тюрк» имеет значение силы, могущества (или «сильный, могущественный» в качестве прилагательного). Согласно предположению А.В. Ле Кок (A.V.Le Coq) употребленное здесь слово «тюрк» то же, что и «тюрк», означающее тюркский народ. Эта версия подтверждена и исследователем гёк-тюркских надписей В. Томсеном.(1922). Позже это обстоятельство было целиком доказано исследованиями Немета.

Первым политическим образованием, использовавшим слово «тюрк» для обозначения официального названия тюркского государства, была Гёк-тюркская империя (552-774). Это говорит о том, что слово «тюрк» не носит этнический характер, свойственный определённой общине, а является политическим названием. Начиная с создания царства гёк-тюрков, это слово означало сначала название государства, а после стало общим именем и других тюркских народностей.

Место обитания тюрок до начала кочевья с прошлого века является причиной споров. Историки, опираясь на китайские источники. Родиной тюрок признают Алтайские горы, этнографы - северные районы внутренней Азии, антропологи - район между киргизскими степями и Тянь-Шань (Божьими горами), Историки искусства - северо-западную Азию или юго-запад озера Байкал, а некоторые языковеды - восток и запад Алтайских гор или Кинганской гряды.

Тюрки, которые первыми усмирили лошадей и стали использовать их, как животное для езды, распространили высокие взгляды о государстве и обществе на широкие географические пространства. В основе их оседлой и кочевой жизни лежит в основном культура животноводства и самодостаточного земледелия. В исторических источниках также указывается, что тюркские кочевья совершались из-за экономических трудностей, т. е. из-за недостаточности для проживания родных тюркских земель. Сильные засухи (гуннское переселение), густонаселенность и нехватка пастбищ (огузское переселение) заставили тюрок кочевать. Тюрки, которые помимо земледелия на небольших участках занимались только животноводством, имели и другие естественные потребности: в одежде, различных продуктах питания и т.д. Тогда, когда имеющиеся земли стали недостаточны для того, чтобы прокормить постоянно растущее население, соседние с тюркскими земли были все еще мало населены, богаты природными ресурсами, имели благоприятный климат.

Эти обстоятельства, обозначенные в источниках тюркской истории основными причинами переселений, способствовали не только направлению их в разные страны, но и нападению на другие тюркские земли, сравнительно более благоприятные для и торговли. Таким образом, одни тюркские племена, нападая на другие, заставляли и их кочевать (например кочевья 9-11 вв.).

Название гунн

Политическое единство гуннов, простиравшееся от рек Орхон и Селенга до реки Хуанго-Хо на юге и имевшее центром округу Отюкен, считавшуюся священной страной тюрок, усматривается начиная с 4. до.н.э. Первым историческим документом, связанным с гуннами, был договор, заключенный в 318 г. до.н.э. После этого гунны усилили давление на китайские земли. Местные правители после длительных оборонительных войн, начали окружать зоны проживания и места военных сосредоточений защитными сооружениями для того, чтобы уберечься от гуннских всадников. Один из китайских правителей Си-Хуанг-Ти (259-210 гг. до н.э.) построил против нападений гуннов знаменитую Великую Китайскую стену (214 г. до н.э.). И в это время, когда китайцы привели доказательство защищённости от тюркских нападений, произошло два важных события: рождение династии Хан, длительное время воспитывавшей проницательных императоров (214 г. до н.э.) и приход Мете – хана во главу гуннского государства. (209-174 гг. до н.э.).

Мете-хан, ответив войной на постоянные требования земли монголо-тунгузскими племенами, покорил их и расширил свою территорию до северной Печли, он вернулся на юго-запад и заставил уйти Юэ-чи, проживавших в Средней Азии. Мете – хан, развивая торговые отношения с Китаем, взял под своё управление и степи, простиравшиеся до русла Иртыша, (Кие-Кун = страна киргизов), земли тинг-лингов, на западе от них, северный Туркистан и покорил ву-сунов, живших по берегам Иссык-Куля. Таким образом, Мете-хан собрал все тюркские племена, находившиеся в то время в Азии, под своё управление и единый флаг.

В 174 г до н.э. Великая Гуннская империя, своей военной и имущественной организацией, внутренней и внешней политикой, религией, армией и военной техникой, искусством, была на самой высоте могущества и в последующем служила примером тюркским государствам на протяжении веков. Сын Мете-хана Танху Ки-Ок (174-160 гг. до н.э.) пытался сохранить это наследство.

В начале 2-го века до н.э. азиатские гунны представляли собой три группы: 1- в окрестностях озера Балхаш остатки гуннов Чи-чи, 2- в окрестностях Джунгарии и Барколя- северные гунны (они переселились сюда в 90-91 гг. до н.э. из Байкало-орхонской области), 3- на территории северо-западного Китая – южные гунны, которые, будучи продвинуты на восток племенем Суенпи из монгольского рода, в 216 г. почти полностью были выдворены со своих земель. Южные гунны, разногласия и между собой, разделились ещё на две части и усиливший давления Китай в 20 г. полностью захватил их территорию. Вместе с тем азиатские гунны, просуществовали до 5-го в. и некоторые выходцы из рода танху создавали недолговечные малые государства. Три из них: Лиу Тсунг, Хиа, Пеи-лианг.

Некоторые гунны после падения власти Чи-чи разбрелись и продолжили своё существование, в особенности в степях восточнее Аральского озера. Массы гуннов, увеличившиеся в количестве за счет проживавших там других тюркских племен и гуннов пришедших туда в1-2 вв. из Китая, через некоторое время окрепли и направились, предположительно из-за изменения климата, на запад. После завоевания гуннами страны Алан в середине 4 в., они появились на берегах Волги в 374 г. Большое наступлению гуннов под предводительством Баламира пришлось сначала на восточных готтов и разрушило их государство (374). Гуннское нападение, продолжавшееся с удивительной быстротой и умением, на сей раз разбило западных готтов, что по берегам Днепра, и король Атанарик с большой группой звп. Готтов бежал на запад (375).

Великое переселение Народов, начавшееся в 375 г. имеет большое значение в истории мира и в особенности Европы. Великое переселение имело прямое влияние на падение Римской Империи, этническое и политическое образование Европы и, начав новую эру (Средние века), считается переломным моментом истории Европы. в 395 г. гунны вновь стали действовать. Это наступление совершалось с двух фронтов: одна часть гуннов продвигалась от Балкан к Тракии, а другая, большая часть- через Кавказ к Анатолии. Это наступление представляет собой первое появление тюрок в Анатолии. взятие Византии под свою власть является основной целью гуннов, а так как постоянно угрожавшие западному Риму разорением племена варваров были врагами и для гуннов, то с ними нужно было поддерживать хорошие отношения. С появлением Улдиза на Дунае началась вторая волна Великого переселения народов. ... законодательства, литература, традиции, быт и т.д.) Примером локальной... в горы. Местные кочевники тюркского происхождения слились с завоевателями в... народа о справедливом государстве, демократии и законности, воплощенные в таких памятниках истории и культуры ...

  • История южных и западных славян в средние века

    Изложение >> История

    Другими народами . Что же касается внутренней жизни славян - хозяйства, быта , культуры , - ... процессе приняли участие два народа - протоболгары (народ тюркской группы) и славяне. ... - моравского происхождения , это источники и по истории Великой Моравии. ...

  • История Башкортостана (3)

    Реферат >> Культура и искусство

    Язычных народов , легендарные повествования о происхождении тюркских племен. ... в поколение, освещается история народа , его быт нравы, обычаи, а... культуре народов России, в том числе башкир. По-новому заинтересовала их история и нравы свободолюбивого народа ...

  • Роль хуннов в этно- и социогенезе казахского народа

    Реферат >> История

    Хунну с кангюями. Быт гуннов по версии римлян... Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить... прослеживаются во всей истории тюркских народов . Хунно-китайские отношения... в себе и синтезировали культуры многих народов Азии. В первую...

  • Этноязычная группа говорящая на тюрских языках. Эта группа населения считается одной из древних, а ее классификация — самая сложная и до сих пор вызывает у историков противоречия. 164 млн человек сегодня владеют тюркским языком. Самый древний народ тюркской группы — это киргизы, их язык сохранился почти без изменений. А первые сведения об появлении тюркоязычных племен датируются еще первым тысячелетием до нашей эры.

    Современная численность

    Самое большое количество современных тюрков — это . По статистике — это 43% от всех тюркоговорящих народов или 70 млн человек. Дальше идут — 15% или 25 млн чел. Чуть меньше узбеков — 23,5 млн (14%), после — — 12 млн (7%), уйгуры — 10 млн (6%), туркмены — 6 млн (4%), — 5,5 млн (3%), — 3,5 млн (2%). Последующие национальности составляют 1%: , кашкайцы и — в среднем 1,5 млн. Иные меньше 1 %: каракалпаки (700 тыс), афшары (600 тыс), якуты (480 тыс), кумыки (400 тыс), карачаевцы (350 тыс), (300 тыс), гагаузы (180 тыс), балкарцы (115 тыс), ногайцы (110 тыс), хакасы (75 тыс), алтайцы (70 тыс). Большинство тюрок - мусульмане.


    Соотношение тюркских народов

    Происхождение народов

    Первое поселение тюрков было в Северном Китае, в степных зонах. Занимались землеведением и скотоводством. Со временем племена расселялись, так дошли и до Евразии. Древними тюркскими народами были:

    • гунны;
    • тюркюты;
    • карлуки;
    • хазары;
    • печенеги;
    • булгары;
    • половцы;
    • тюрки-огузы.

    Очень часто в исторических летописях тюрков называют скифами. Об происхождении первых племен существует много легенд, которые также существуют в нескольких версиях.

    Языковая группа

    Различают 2 основные группы: восточная и западная. Каждая из них имеет разветвление:

    • Восточная:
      • Киргизо-кыпчакская (киргизы, алтайцы);
      • Уйгурская (сарыг-уйгуры, тоджинцы, алтайцы, хакасы, долганы, тофалары, шорцы, тувинцы, якуты).
    • Западная:
      • Булгарская (чуваши);
      • Кыпчакская (кыпчакско-булгарские: татары, башкиры; кыпчакско-половецкие: крымцы, крымчаки, балкарцы, кумыки, караимы, карачаевцы; кыпчакско-ногайсие: казахи, ногайцы, каракалпаки);
      • Карлукская (илийские уйгуры, узбеки, уйгуры);
      • Огузская (огузо-булгарские: балканские тюрки, гагаузы; огузо-сельджукские: турки, азербайджанцы, турки-каприоты, туркоманы, кашкайцы, урумы, сирийские турки, крымцы; огузо-туркменские народы: трухмены, каджары, гудари, теймурташи, туркмены, афшары, салары, карапапахи).

    Чуваши разговаривают на чувашском языке. Диалектика у якутов на якутском и долганском. Кыпчакские народы расположены в России, Сибири, поэтому родной здесь становится русский, хотя некоторые народы сохраняют свою культуру и язык. Представители карлукской группы разговаривают на узбекским и уйгурском языках. Татары, киргизы и казахи добились независимости своей территории и также сохранили свои традиции. А вот огузам свойственно разговаривать на туркменском, турецком, саларском.

    Характеристика народов

    Многие национальности, хотя и живут на территории России, но они сохраняют свой язык, культуру и обычаи. Яркие примеры тюркского народа, которые зависимы от других стран частично или полностью:

    • Якуты. Часто коренные жители называют себя сахами, а их Республика получила название Саха. Это самое восточное тюркское население. Язык немного заполучили у азиатов.
    • Тувинцы.Эта национальность встречается на востоке, поближе к границы с Китаем. Родная Республика – Тува.
    • Алтайцы. Они больше всех хранят свою историю и культуру. Заселяют Республику Алтай.
    • Хакасы.Живут в Республике Хакасии, примерно 52 тыс человек. Частично кто-то переехал в Красноярский край или Тулу.
    • Тофалары. По статистическим данным, эта национальность на границе исчезновения. Встречается только в Иркутской области.
    • Шорцы. Сегодня это 10 тысяч человек, которые приютились в южной части Кемеровской области.
    • Сибирские татары. Они разговаривают на татарском, но проживают на территории России: Омской, Тюменской и Новосибирской область.
    • Долганы. Это яркие представители, живущие в Ненецком автономном округе. Сегодня национальность состоит из 7,5 тыс. человек.

    Иные народы, а таких стран шесть, добились собственной национальности и сейчас это процветающие страны с историей тюркского поселения:

    • Киргизы. Это самое древнее поселение тюркского происхождения. Пускай территория долгое время была уязвимой, но сохранить свой быт и культуру им удалось. Они проживали, в основном, в степной зоне, где мало кто поселялся. Но они очень гостеприимны и щедро встречают и провожают гостей, пришедших в их дом.
    • Казахи. Это самая распространенная группа тюркских представителей.Это очень гордый, но в тоже время волевой народ. Детей воспитывают строго, но готовы защитить ближнего от плохо.
    • Турки. Своеобразный народ, они терпеливы и неприхотливы, но очень коварны и злопамятные. Не мусульман для них не существует.

    Всех представителей тюркского происхождения объединяет общее – история и совместное происхождение. Многие сумели пронести через годы и даже не смотря на иные проблемы, свои традиции. Иные представители на границе исчезновения. Но даже это не мешает знакомится с их культурой.

    Официальная история говорит о том, что тюркский язык возник в первом тысячелетии когда появились первые племена, относящиеся к этой группе. Но, как показывают современные исследования, сам язык возник намного раньше. Существует даже мнение, что тюркский язык пошел от некого праязыка, на котором говорили все жители Евразии, как в легенде о Вавилонской башне. Главный феномен тюркской лексики - она практически не изменилась за пять тысячелетий своего существования. Древние письмена шумеров будут до сих пор так же понятны казахам, как и современные книги.

    Распространение

    Тюркская языковая группа очень многочисленна. Если посмотреть территориально, то народы, общающиеся на схожих языках, проживают так: на западе граница начинается с Турции, на востоке - автономным округом Китая Синьцзян, на севере - Восточно-Сибирским морем и на юге - Хорасаном.

    В настоящее время приблизительное число людей, владеющих тюркским, - 164 млн, это число практически равно всему населению России. На данный момент существуют различные мнения о том, как классифицируется группа тюркских языков. Какие именно языки выделяются в этой группе, рассмотрим далее. Основные: турецкий, азербайджанский, казахский, киргизский, туркменский, узбекский, каракалпакский, уйгурский, татарский, башкирский, чувашский, балкарский, карачаевский, кумыкский, ногайский, тувинский, хакасский, якутский и др.

    Древние тюркоязычные народы

    Мы знаем, что очень широко распространилась по Евразии тюркская группа языков. Народы, говорящие так, в древности назывались просто - тюрки. Их основной деятельностью было скотоводство и земледелие. Но не стоит воспринимать все современные народы тюркской языковой группы как потомков древнего этноса. По прошествии тысячелетий их кровь смешалась с кровью других этнических групп Евразии, и сейчас коренных тюрков просто нет.

    К древним народам этой группы относят:

    • тюркютов - племена, поселившиеся в горном Алтае в 5 веке нашей эры;
    • печенегов - возникли в конце IX века и населяли область между Киевской Русью, Венгерией, Аланией и Мордовией;
    • половцев - своим появлением вытеснили печенегов, были очень свободолюбивыми и агрессивными;
    • гуннов - возникли во II-IV веках и сумели создать огромное государство от Волги до Рейна, от них пошли авары и венгры;
    • булгаров - от этих древних племен произошли такие народы, как чуваши, татары, болгары, карачаевцы, балкарцы.
    • хазаров - огромные племена, сумевшие создать собственное государство и вытеснить гуннов;
    • тюрков-огузов - предков туркмен, азербайджанцев, проживали в Сельджукии;
    • карлуков - проживали в в VIII-XV веках.

    Классификация

    Тюркская группа языков имеет очень сложную классификацию. Вернее, каждый историк предлагает свой вариант, который будет отличаться от другого незначительными изменениями. Предлагаем вам наиболее распространенный вариант:

    1. Булгарская группа. Единственный ныне существующий представитель - чувашский язык.
    2. Якутская группа - это самый восточный из народов тюркской языковой группы. Жители говорят на якутском и долганском диалектах.
    3. Южносибирская - в этой группе представлены языки народов, проживающих преимущественно в границах Российской Федерации на юге Сибири.
    4. Юго-восточная, или карлукская. Примеры - узбекский и уйгурский языки.
    5. Северо-западная, или кыпчакская группа - представлена большим количеством народностей, многие из которых проживают на собственной независимой территории, например татары, казахи, киргизы.
    6. Юго-западная, или огузская. Языки, входящие в группу - туркменский, саларский, турецкий.

    Якуты

    На своей территории местное население зовет себя просто - саха. Отсюда и название региона - Республика Саха. Некоторые представители также расселились в других соседних областях. Якуты - это самый восточный из народов тюркской языковой группы. Культура и традиции были в древности позаимствованы у племен, проживающих в центральной степной части Азии.

    Хакасы

    Для этого народа определена область - Республика Хакасия. Здесь находится самый большой контингент хакасов - около 52 тысяч человек. Еще несколько тысяч переехало жить в Тулу и в Красноярский край.

    Шорцы

    Наибольшей численности эта народность достигала в XVII-XVIII веках. Сейчас это небольшой этнос, который можно встретить лишь на юге Кемеровской области. На сегодняшний день численность очень мала, около 10 тысяч человек.

    Тувинцы

    Тувинцев принято разделять на три группы, отличающиеся между собой некоторыми особенностями диалекта. Населяют Республику Это немногочисленный восточный из народов тюркской языковой группы, живущий на границе с Китаем.

    Тофалары

    Эта народность уже практически исчезла. По данным переписи 2010 года, в нескольких селах Иркутской области удалось найти 762 человека.

    Сибирские татары

    Восточный диалект татарского, - это язык, который принято считать национальным для сибирских татар. Это тоже тюркская группа языков. Народы этой группы густо расселены по России. Их можно встретить в сельской местности областей Тюменской, Омской, Новосибирской и других.

    Долганы

    Малочисленная группа, проживающая в северных районах Ненецкого автономного округа. У них есть даже свой муниципальный район - Таймырский Долгано-Ненецкий. На сегодняшний день представителей долганов осталось лишь 7,5 тысяч человек.

    Алтайцы

    Тюркская группа языков включает в себя лексикон Алтай. Сейчас в этой местности можно свободно познакомиться с культурой и традициями древнего народа.

    Независимые тюркоязычные государства

    На сегодняшний день существует шесть отдельных самостоятельных государств, народность которых составляет коренное тюркское население. В первую очередь это Казахстан и Киргизия. Конечно же, Турция и Туркмения. И не стоит забывать об Узбекистане и Азербайджане, которые к тюркской языковой группе относятся точно так же.

    Свой автономный округ имеют уйгуры. Он находится в Китае и именуется Синьцзян. На этой территории проживают также и другие национальности, относящиеся к тюркам.

    Киргизы

    Тюркская группа языков в первую очередь включает в себя киргизский. И действительно, киргизы или кыргызы - это наиболее древние представители тюрок, проживавших на территории Евразии. Первые упоминания о киргизах встречаются в 1 тыс. до н. э. Практически за всю свою историю нация не имела собственной суверенной территории, но вместе с тем сумела сохранить свою самобытность и культуру. У киргизов даже есть такое понятие «ашар», означающее совместную работу, тесное сотрудничество и сплочение.

    Киргизы издавна проживали на степных малонаселенных территориях. Это не могло не сказаться на некоторых особенностях характера. Этот народ чрезвычайно гостеприимен. Когда раньше в поселение прибывал новый человек, он рассказывал новости, которые никто не мог услышать до того. За это гостя награждали лучшими угощениями. Свято почитать гостей принято и до сих пор.

    Казахи

    Тюркская языковая группа не могла бы существовать без самый многочисленный тюркский народ, проживающий не только в одноименном государстве, но и по всему миру.

    Народные нравы казахов очень суровы. Детей с детства воспитывают в строгих правилах, учат быть ответственными и трудолюбивыми. Для этой нации понятие "джигит" - это гордость народа, человек, во чтобы то ни стало защищающий честь своего соплеменника или свою собственную.

    В облике казахов до сих пор прослеживается четкое разделение на "белых" и "черных". В современном мире это давно утратило значение, но пережитки старых понятий все еще сохранены. Особенностью облика любого казаха является то, что он одновременно может быть похож и на европейца, и на китайца.

    Турки

    Тюркская группа языков включает в себя турецкий. Так исторически сложилось, что Турция всегда тесно сотрудничала с Россией. И не всегда эти отношения были мирными. Византия, а позже Османская империя, начала свое существование одновременно с Киевской Русью. Уже тогда были первые конфликты за право властвовать на Черном море. Со временем эта вражда усилилась, что во многом повлияло на взаимоотношения между русскими и турками.

    Турки очень своеобразны. Прежде всего это видно по некоторым их чертам. Они выносливы, терпеливы и совершенно неприхотливы в быту. Поведение у представителей нации очень осторожное. Даже если рассержены, они никогда не выскажут своего недовольства. Но вот потом могут затаить злобу и отомстить. В серьезных делах турки очень коварны. Они могут в лицо улыбаться, а за спиной строить козни ради своей выгоды.

    Турки очень серьезно относились к своей религии. Суровые мусульманские законы предписывали каждый шаг в жизни турка. К примеру, им можно было убить неверующего и за это не понести наказания. С этой особенностью связана еще одна черта - враждебное отношение к немусульманам.

    Заключение

    Тюркоязычные народы - это самый большой этнос на Земле. Потомки древних тюрок расселились по всем континентам, но больше всего их живет на коренной территории - в горном Алтае и на юге Сибири. Многим народам удалось сохранить свою самобытность в границах независимых государств.

    Не было в старину средства передвижения быстрее и удобнее коня . На коне перевозили грузы, охотились, воевали; на коне ехали свататься и привозили невесту в дом. Без коня не мыслили хозяйство. Из кобыльего молока получали (и получают) вкусный и целебный напиток - кумыс, из волос гривы вили крепкие верёвки, а из шкуры делали подошвы для обуви, из рогового покрытия копыт - коробочки, пряжки. В коне, особенно в скакуне, ценилась его стать. Были даже приметы, по которым можно распознать хорошего коня. У калмыков, например, таких примет насчитывалось 33.

    Народы, о которых пойдёт речь, будь то тюркские или монгольские, знают, любят и разводят в своём хозяйстве это животное. Возможно, их предки не были первыми, кто одомашнил лошадь, но, пожалуй, нет на земле народов, в истории которых конь сыграл бы такую большую роль. Благодаря лёгкой коннице древние тюрки и монголы расселились на огромной территории - степных и лесостепных, пустынных и полупустынных пространствах Центральной Азии и Восточной Европы.

    На земном шаре в разных странах проживают около 40 народов , говорящие на тюркских языках ; из них более 20 - в России . Их численность около 10 млн человек. Только 11 из 20 имеют республики в составе Российской Федерации: татары (Республика Татарстан), башкиры (Республика Башкортостан), чуваши (Чувашская Республика), алтайцы (Республика Алтай), тувинцы (Республика Тува), хакасы (Республика Хакасия), якуты (Республика Саха (Якутия)); у карачаевцев с черкесами и балкарцев с кабардинцами - общие республики (Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская).

    Остальные тюркские народы разбросаны по всей России, по её европейским и азиатским краям и областям. Это долганы, шорцы, тофалары, чулымцы, нагайбаки, кумыки, ногайцы, астраханские и сибирские татары . В перечень можно включить азербайджанцев (дербентских тюрков ) Дагестана, крымских татар, месхетинских тюрков, караимов, значительное число которых живёт сейчас не на своей исконной земле, в Крыму и Закавказье, а в России.

    Самый большой тюркский народ России - татары , их около 6 млн человек. Самые маленькие - чулымцы и тофалары : численность каждого народа - чуть более 700 человек. Самый северный - долганы на полуострове Таймыр, а самый южный - кумыки в Дагестане, одной из республик Северного Кавказа. Самые восточные тюрки России - якуты (их самоназвание - саха) , и живут они на северо-востоке Сибири. А самые западные - карачаевцы , населяющие южные районы Карачаево-Черкесии. Тюрки России живут в разных географических зонах - в горах, в степи, в тундре, в тайге, в лесостепной полосе.

    Прародина тюркских народов - степи Центральной Азии. Начиная со II в. и кончая XIII в., теснимые соседями, они постепенно переселились на территорию нынешней России и заняли те земли, на которых сейчас живут их потомки (см. статью "От первобытных племён до современных народов").

    Языки этих народов похожи, в них много общих слов, но, главное, сходна грамматика. Как предполагают учёные, в глубокой древности они были диалектами одного языка. Со временем близость утратилась. Тюрки расселились на очень большом пространстве, перестали общаться друг с другом, у них появились новые соседи, и их языки не могли не оказать влияния на тюркские. Понимают друг друга все тюрки, но без труда договориться могут, скажем, алтайцы с тувинцами и хакасами, ногайцы с балкарцами и карачаевцами, татары с башкирами и кумыками. И только язык чувашей стоит особняком в тюркской семье языков .

    По внешнему облику представители тюркских народов России сильно различаются . На востоке это североазиатские и центральноазиатские монголоиды - якуты, тувинцы, алтайцы, хакасы, шорцы . На западе типичные европеоиды - карачаевцы, балкарцы . И наконец, к промежуточному типу относятся в целом европеоидные , но с сильной примесью монголоидных черт татары, башкиры, чуваши, кумыки, ногайцы .

    В чём тут дело? Родство тюрков скорее языковое, чем генетическое. Тюркские языки просты в произношении, их грамматика очень логична, в ней почти нет исключений. В древности тюрки-кочевники распространились по огромной территории, которую занимали другие племена. Некоторые из этих племён перешли на тюркское наречие из-за его простоты и со временем стали ощущать себя тюрками, хотя отличались от них и по внешнему облику, и по традиционным занятиям.

    Традиционные виды хозяйства , которыми тюркские народы России занимались в прошлом, а кое-где продолжают заниматься и сейчас, тоже разнообразны. Почти все выращивали зерновые культуры и овощи . Многие разводили скот : лошадей, овец, коров. Отличными скотоводами издавна были татары, башкиры, тувинцы, якуты, алтайцы, балкарцы . Однако оленей разводили и до сих пор разводят немногие. Это долганы, северные якуты, тофалары, алтайцы и небольшая группа тувинцев, живущая в таёжной части Тувы - Тодже .

    Религии у тюркских народов тоже разные . Татары, башкиры, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, кумыки - мусульмане ; тувинцы - буддисты . Алтайцы, шорцы, якуты, чулымцы , хотя и приняли в XVII-XVIII вв. христианство , всегда оставались скрытыми поклонниками шаманизма . Чуваши с середины XVIII в. считались самым христианским народом в Поволжье , но в последние годы некоторые из них возвращаются к язычеству : поклоняются солнцу, луне, духам земли и жилища, духам-предкам, не отказываясь, впрочем, и от православия .

    КТО ВЫ, Т А Т А Р Ы?

    Татары - самый многочисленный тюркский народ России. Живут они в Республике Татарстан , а также в Башкортостане, Удмуртской Республике и прилегающих к ним областях Приуралья и Поволжья . Большие татарские общины есть в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах . Да и вообще во всех районах России можно встретить татар, уже десятки лет живущих за пределами своей родины - Поволжья. Они прижились на новом месте, вписались в новую для них среду, прекрасно себя там чувствуют и никуда не хотят уезжать.

    В России есть несколько народов, называющих себя татарами . Астраханские татары живут недалеко от Астрахани , сибирские - в Западной Сибири , касимовские татары - возле города Касимов на реке Ок а (на территории, где несколько веков назад жили служилые татарские царевичи). И наконец, казанские татары названы так по имени столицы Татарии - города Казань . Всё это разные, хотя и близкие друг другу народы. Однако просто татарами следует называть только казанских .

    Среди татар выделяют две этнографические группы - татары-мишари и татары-кряшены . Первые известны тем, что, будучи мусульманами, не отмечают национальный праздник Сабантуй , зато празднуют День красного яйца - что-то похожее на православную Пасху. В этот день дети собирают по домам крашеные яйца и играют с ними. Кряшены ("крещёные") потому так называются, что были крещены, т. е. приняли христианство, и отмечают не мусульманские, а христианские праздники .

    Сами татары стали именовать себя так довольно поздно - лишь в середине XIX в. Очень долго они этого названия не любили и считали его унизительным. До XIX в. они назывались по-разному: "булгарлы" (булгары), "казанлы" (казанские), "месельман" (мусульмане) . И сейчас многие требуют возвращения имени "булгар".

    Тюрки пришли в районы Средней Волги и Прикамья из степей Центральной Азии и с Северного Кавказа, теснимые племенами, которые двигались из Азии в Европу. Переселение продолжалось несколько веков. В конце IX-X в. на Средней Волге возникло процветающее государство, Волжская Булгария. Народ, живший в этом государстве, назывался булгарами. Волжская Булгария просуществовала два с половиной века. Здесь развивались земледелие и скотоводство, ремёсла, шла торговля с Русью и со странами Европы и Азии.

    О высоком уровне культуры булгар в тот период свидетельствует существование двух видов письменности - древней тюркской рунической{1} и более поздней арабской , пришедшей вместе с исламом в X в. Арабский язык и письменность постепенно вытеснили знаки древнетюркского письма из сферы государственного обращения. И это закономерно: арабским языком пользовался весь мусульманский Восток, с которым у Булгарии были тесные политические и экономические контакты.

    До нашего времени дошли имена замечательных поэтов, философов, учёных Булгарии, чьи произведения входят в сокровищницу народов Востока. Это Ходжа Ахмед Булгари (XI в.) - учёный и богослов, знаток нравственных предписаний ислама; Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари (XII в.) - автор философских трактатов с весьма поэтическими названиями: "Свет лучей - правдивость тайн", "Цветок сада, радующий больные души". А поэт Кул Гали (XII- XIII вв.) написал "Поэму о Юсуфе", считающуюся классическим тюрко-язычным художественным произведением домонгольского периода.

    В середине XIII в. Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды . После падения Орды в XV в . в Среднем Поволжье возникает новое государство - Казанское ханство . Основной костяк его населения образуют всё те же булгары , которые к тому времени уже успели испытать сильное влияние своих соседей - финноугорских народов (мордвы, марийцев, удмуртов), живших рядом с ними в бассейне Волги, а также монголов, составлявших большинство правящего класса Золотой Орды.

    Откуда же пришло название "татары" ? На этот счёт есть несколько версий. Согласно наиболее распространённой, одно из центральноазиатских племён, покорённых монголами, называлось "татань", "татаби" . На Руси это слово превратилось в "татары", и им стали именовать всех: и монголов, и подвластное монголам тюркское население Золотой Орды, далеко не одноэтническое по своему составу. С распадом Орды слово "татары" не исчезло, им продолжали собирательно называть тюркоязычные народы на южных и восточных границах Руси. Со временем его значение сузилось до названия одного народа, жившего на территории Казанского ханства.

    Ханство был завоёвано русскими войсками в 1552 г . С тех пор татарские земли входят в состав России, а история татар развивается в тесном взаимодействии с народами, населяющими Русское государство.

    Татары преуспели в разных видах хозяйственной деятельности. Они были прекрасными земледельцами (выращивали рожь, ячмень, просо, горох, чечевицу) и отличными скотоводами . Из всех видов скота особое предпочтение отдавали овце и лошади.

    Татары славились как прекрасные ремесленники . Бондари делали бочки для рыбы, икры, квашений, солений, пива. Кожевники выделывали кожу. Особенно ценились на ярмарках казанский сафьян и булгарская юфть (оригинальные кожи местной выработки), очень мягкие на ощупь башмаки и сапожки, украшенные аппликацией из кусочков разноцветной кожи. Среди казанских татар много было предприимчивых и удачливых купцов , которые торговали по всей России.

    ТАТАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ

    В татарской кухне можно выделить блюда "земледельческие" и блюда "скотоводческие". К первым относятся супы с кусочками теста, каши, блины, лепёшки , т. е. то, что можно приготовить из зерна и муки. Ко вторым - вяленая колбаса из конины, сметана, разные виды сыра , особый вид кислого молока - катык . А если катык развести водой и остудить, получится прекрасный, утоляющий жажду напиток - айран . Ну а беляши - жаренные в масле круглые пирожки с мясной или овощной начинкой, которую видно сквозь отверстие в тесте, - известны всем. Праздничным блюдом у татар считался копчёный гусь .

    Уже в начале X в. предки татар приняли ислам , и с тех пор их культура развивалась в рамках исламского мира. Этому способствовали распространение письменности на основе арабской графики и строительство большого количества мечетей - зданий для проведения коллективных молитв. При мечетях создавались школы - мектебе и медресе , где дети (и не только из знатных семей) учились читать на арабском языке священную книгу мусульман - Коран .

    Десять веков письменной традиции не прошли даром. Среди казанских татар по сравнению с другими тюркскими народами России много писателей, поэтов, композиторов, художников. Часто именно татары были муллами и учителями у других тюркских народов. У татар сильно развито чувство национального самосознания, гордость за свою историю и культуру.

    {1 }Руническим (от древне-германского и готского runa - "тайна*) письмом называют древнейшие германские письмена, которые отличались особым начертанием знаков. Так же называли древнетюркское письмо VIII-Х вв.

    В ГОСТИ К Х А К А С А М

    В Южной Сибири на берегах реки Енисей живёт другой тюркоязычный народ - хакасы . Их всего 79 тыс. человек. Хакасы - потомки енисейских кыргызов , живших более тысячи лет назад на той же территории. Соседи, китайцы, называли кыргызов "хягас "; от этого слова и произошло название народа - хакасы. По внешнему облику хакасов можно отнести к монголоидной расе , однако в них заметна и сильная европеоидная примесь, проявляющаяся в более светлой, чем у прочих монголоидов, коже и более светлом, иногда чуть ли не рыжем, цвете волос.

    Хакасы живут в Минусинской котловине, зажатой между Саянским и Абаканским хребтами . Они считают себя горным народом , хотя большинство проживает в равнинной, степной части Хакасии. Археологические памятники этой котловины - а их более 30 тыс. - свидетельствуют, что на хакасской земле уже 40-30 тыс. лет назад обитал человек. По рисункам на скалах и камнях можно составить представление о том, как жили люди в то время, чем занимались, на кого охотились, какие обряды совершали, каким богам поклонялись. Конечно, нельзя сказать, что хакасы {2 } - прямые потомки древних обитателей этих мест, но некоторые общие черты у древнего и современного населения Минусинской котловины всё же есть.

    Хакасы - скотоводы . Они называют себя "трёхстадным народом ", так как разводят три вида скота: лошадей, крупный рогатый скот (коров и быков) и овец . Раньше, если человек имел более 100 лошадей и коров, про него говорили, что у него "множество скота", и называли его баем. В XVIII-XIX вв. хакасы вели кочевой образ жизни. Скот пасли круглый год. Когда лошади, овцы, коровы съедали всю траву вокруг жилья, хозяева собирали имущество, грузили его на лошадей и вместе со своим стадом отправлялись на новое место. Найдя хорошее пастбище, ставили там юрту и жили до тех пор, пока скот опять не съедал траву. И так до четырёх раз в год.

    Хлеб они тоже сеяли - и научились этому достаточно давно. Интересен народный способ, каким определяли готовность земли к севу. Хозяин вспахивал небольшой участок и, оголив нижнюю половину тела, садился на пашню выкурить трубку. Если, пока он курил, голые части тела не замерзали, значит, земля прогрелась и сеять зерно можно. Впрочем, таким методом пользовались и другие народы. Пока работали на пашне, лицо не умывали - чтобы не смыть счастье. А когда сев заканчивался, из остатков прошлогоднего зерна делали алкогольный напиток и обрызгивали им засеянную землю. Этот интересный хакасский обряд назывался "урен хурты", что значит "убить земляного червя". Его совершали с целью задобрить духа - хозяина земли, чтобы он "не позволил" разного рода вредителям уничтожить будущий урожай.

    Сейчас хакасы довольно охотно едят рыбу, но в Средние века к ней относились с брезгливостью и называли "речным червём". Чтобы она случайно не попала в питьевую воду, отводили от реки специальные каналы.

    До середины XIX в. хакасы жили в юртах . Юрта - удобное кочевое жилище. Её можно собрать и разобрать за два часа. Сначала ставят по кругу раздвижные деревянные решётки, к ним прикрепляют дверную раму, затем из отдельных жердей выкладывают купол, не забыв при этом про верхнее отверстие: оно играет роль окна и дымохода одновременно. Летом юрту снаружи покрывали берестой, а зимой - войлоком. Если хорошенько протопить очаг, который ставится в центре юрты, то в ней очень тепло в любые морозы.

    Как все скотоводы, хакасы любят мясо и молочные продукты . С наступлением зимних холодов забивали на мясо скот - не весь, конечно, а столько, сколько нужно, чтобы продержаться до начала лета, до первого молока вышедших на пастбище коров. Лошадей и овец забивали по определённым правилам, расчленяя ножом тушу по суставам. Запрещалось ломать кости - иначе у хозяина переведётся скот и не будет счастья. В день забоя скота устраивали праздник и приглашали всех соседей. Взрослые и дети очень любили прессованную молочную пенку, смешанную с мукой, черёмухой или брусникой .

    В хакасских семьях всегда было много детей. Есть пословица "У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа"; Если женщина родила и вырастила девятерых детей - а число девять имело особое значение в мифологии многих народов Центральной Азии, - ей разрешалось ездить на "освящённой" лошади. Освящённой считалась та лошадь, над которой шаман совершил специальный обряд; после него, по верованиям хакасов, лошадь была защищена от неприятностей и защищала всё стадо. Не каждому мужчине разрешалось даже просто прикоснуться к такому животному.

    Вообще, у хакасов много интересных обычаев . Например, человек, сумевший поймать на охоте священную птицу фламинго (в Хакасии эта птица встречается очень редко), мог посвататься к любой девушке, и её родители не имели права ему отказать. Жених наряжал птицу в красную шёлковую рубаху, повязывал ей на шею красный шёлковый платок и нёс её в подарок родителям невесты. Такой дар считался очень ценным, дороже любого калыма - выкупа за невесту, который жених должен был заплатить её семье.

    Начиная с 90-х гг. XX в. хакасы - по религии они шаманисты - ежегодно празднуют национальный праздник Ада-Хоорай . Он посвящён памяти предков - всех, кто когда-либо боролся и погиб за свободу Хакасии. В честь этих героев устраивают общественное моление, совершают обряд жертвоприношения.

    ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ ХАКАСОВ

    Хакасы владеют искусством горлового пения . Оно называется "хай ". Певец не произносит слов, но в низких и высоких звуках, вылетающих из его горла, слышатся то звуки оркестра, то ритмичный топот копыт лошади, то хриплые стоны умирающего зверя. Несомненно, этот необычный вид искусства родился в кочевых условиях, и его истоки нужно искать в глубокой древности. Любопытно, что горловое пение знакомо только тюркоязычным народам - тувинцам, хакасам, башкирам, якутам, - а также в небольшой степени бурятам и западным монголам, в которых сильна примесь тюркской крови . Другим народам оно неизвестно. И это одна из загадок природы и истории, ешё не раскрытая учёными. Горловым пением владеют только мужчины . Научиться ему можно, усиленно тренируясь с детства, а так как терпения хватает далеко не всем, достигают успеха лишь немногие.

    {2 }До революции хакасов называли минусинскими или абаканскими татарами.

    НА РЕКЕ ЧУЛЫМ У Ч У Л Ы М Ц Е В

    На границе Томской области и Красноярского края в бассейне реки Чулым живёт самый маленький по численности тюркский народ - чулымцы . Иногда их называют чулымскими тюрками . Но сами о себе они говорят "пестын кижилер ", что означает "наши люди". В конце XIX в. их насчитывалось около 5 тыс. человек, сейчас осталось чуть более 700. Маленькие народы, живущие рядом с большими, обычно сливаются с последними, воспринимают их культуру, язык и самосознание. Ближайшими соседями чулымцев были сибирские татары, хакасы, а с XVII в. - русские, начавшие переселяться сюда из центральных районов России. Часть чулымцев слилась с сибирскими татарами, другие слились с хакасами, третьи - с русскими. Те, кто ещё продолжают называть себя чулымцами, уже почти утратили родной язык.

    Чулымцы - рыболовы и охотники . При этом рыбу они ловят преимущественно летом, а охотятся в основном зимой, хотя, конечно, им известен и зимний подлёдный лов, и летняя охота.

    Рыбу запасали и ели в любом виде: сырую, варёную, сушенную с солью и без, толчённую с дикими кореньями, жаренную на вертеле, пюре из икры. Иногда рыбу готовили, поставив вертел под углом к костру, для того чтобы жир вытек и она немного подсохла, после чего её досушивали в печи или в специальных закрытых ямах. Мороженая рыба шла главным образом на продажу.

    Охота делилась на охоту "для себя" и охоту "на продажу ". Для себя били - и продолжают это делать сейчас - лося, таёжную и озёрную дичь, ставили силки на белку. Лосятина и дичь незаменимы в пище чулымцев. На соболя, лисицу и волка охотились ради меховых шкур: за них хорошо платили русские купцы. Мясо медведя ели сами, а шкуру чаще всего продавали, чтобы купить ружья и патроны, соль и сахар, ножи и одежду.

    До сих пор чулымцы занимаются таким древним видом деятельности, как собирательство: собирают в тайге, в пойме реки, по берегам озёр дикорастущие травы, чеснок и лук, дикий укроп, сушат их или засаливают, а осенью, зимой и весной добавляют в пищу. Это единственные доступные им витамины. Осенью, как и многие другие народы Сибири, чулымцы целыми семьями выходят на сбор кедровых орехов.

    Чулымцы умели делать материю из крапивы . Крапиву собирали, вязали в снопы, сушили на солнце, затем разминали руками и толкли в деревянной ступе. Всем этим занимались дети. А саму пряжу из приготовленной крапивы делали взрослые женщины.

    На примере татар, хакасов и чулымцев можно увидеть, как различаются тюркские народы России - по внешнему облику, типу хозяйства, духовной культуре. Татары внешне более всего похожи на европейцев , хакасы и чулымцы - типичные монголоиды лишь с лёгкой примесью европеоидных черт . Татары - оседлые земледельцы и скотоводы , хакасы - в недавнем прошлом скотоводы-кочевники , чулымцы - рыболовы, охотники, собиратели . Татары - мусульмане , хакасы и чулымцы приняли когда-то христианство , а ныне возвращаются к древним шаманским культам. Так что тюркский мир одновременно и един, и разнообразен.

    БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ Б У Р Я Т Ы И К А Л М Ы КИ

    Если тюркских народов в России более двадцати, то монгольских - только два: буряты и калмыки . Буряты живут в Южной Сибири на землях, прилегающих к озеру Байкал, и далее на восток . В административном отношении это территория Республики Бурятия (столица - Улан-Удэ) и два автономных бурятских округа: Усть-Ордынский в Иркутской области и Агинский в Читинской . Буряты живут также в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других крупных городах России . Их численность - более 417 тыс. человек.

    Буряты сложились как единый народ к середине XVII в. из племён, обитавших на землях вокруг Байкала уже более тысячи лет назад. Во второй половине XVII в. эти территории вошли в состав России.

    Калмыки живут в Нижнем Поволжье в Республике Калмыкия (столица - Элиста) и соседних Астраханской, Ростовской, Волгоградской областях и Ставропольском крае . Численность калмыков - около 170 тыс. человек.

    История калмыцкого народа начиналась в Азии. Его предки - западно-монгольские племена и народности - назывались ойратами. В XIII в. они были объединены под властью Чингисхана и вместе с другими народами образовали громадную Монгольскую империю. В составе армии Чингисхана они участвовали в его завоевательных походах, в том числе и на Русь.

    После распада империи (конец XIV- начало XV в.) на её бывшей территории начались смуты и войны. Часть ойратских тайшей (князей) в дальнейшем попросили подданства у русского царя, и в течение первой половины XVII в. несколькими группами они переселились в Россию, в степи Нижнего Поволжья. Слово "калмык" произошло от слова "хальмг ", что означает "остаток". Так называли себя те, кто, не приняв ислам, пришли из Джунгарии {3 } в Россию, в отличие от тех, кто продолжал называть себя ойратами. А уже с XVIII в. слово "калмык" стало самоназванием народа.

    С тех пор история калмыков тесно связана с историей России. Их кочевья защищали её южные рубежи от внезапных нападений турецкого султана и крымского хана. Калмыцкая конница славилась своей быстротой, лёгкостью, прекрасными боевыми качествами. Она участвовала почти во всех войнах, которые вела Российская империя: русско-турецких, русско-шведских, Персидском походе 1722- 1723 гг., Отечественной войне 1812г.

    Судьба калмыков в составе России сложилась непросто. Особенно трагическими были два события. Первое - уход части недовольных политикой России князей вместе со своими подданными назад в Западную Монголию в 1771 г. Второе - депортация калмыцкого народа в Сибирь и Среднюю Азию в 1944-1957 гг. по обвинению в пособничестве немцам во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Оба события оставили тяжёлый след в памяти и в душе народа.

    У калмыков и бурят много общего в культуре , и не только потому, что они говорят на близких и понятных друг другу языках, входящих в монгольскую языковую группу. Дело ещё и в другом: оба народа вплоть до начала XX в. занимались кочевым скотоводством ; в прошлом были шаманистами , а позднее, хотя и в разное время (калмыки в XV в., а буряты в начале XVII в.), приняли буддизм . В их культуре сочетаются шаманские и буддийские черты, сосуществуют обряды той и другой религии . В этом нет ничего необычного. На земле много народов, которые, официально считаясь христианами, мусульманами, буддистами, тем не менее продолжают следовать языческой традиции.

    Буряты и калмыки тоже входят в число таких народов. И хотя у них много буддийских храмов (до 20-х гг. XX в. у бурят их было 48, у калмыков - 104; сейчас у бурят 28 храмов, у калмыков - 14), однако традиционные добуддийские праздники они отмечают с особой торжественностью. У бурят это Сагаалган (Белый месяц) - праздник Нового года, который наступает в первое весеннее новолуние. Сейчас он считается буддийским, в его честь проводят богослужения в буддийских храмах, но, по сути дела, он был и остаётся народным праздником.

    Каждый год Сагаалган отмечают в разные дни, так как вычисляют дату по лунному календарю, а не по солнечному. Календарь этот называется 12-летним животным циклом, потому что каждый год в нём носит имя какого-либо животного (год Тигра, год Дракона, год Зайца и т. д.) и повторяется "именной" год через 12 лет. В 1998 г., например, год тигра наступил 27 февраля.

    Когда приходит Сагаалган, полагается есть много белой, т. е. молочной, пищи - творога, масла, сыра, пенок, пить молочную водку и кумыс. Именно поэтому праздник называется "Белый месяц". Всё белое в культуре монголоязычных народов считалось священным и имело прямое отношение к праздникам и торжественным обрядам: белый войлок, на котором поднимали вновь избранного хана, пиала со свежим, только что надоенным молоком, которую подносили почётному гостю. Победившего на скачках коня обрызгивали молоком.

    А вот калмыки встречают Новый год 25 декабря и называют его "дзул" , а Белый месяц (по-калмыцки он называется "цаган Сар") считается у них праздником наступления весны и с Новым годом никак не был связан.

    В разгар лета буряты отмечают Сурхарбан . В этот день лучшие спортсмены соревнуются в меткости, стреляя из лука по войлочным шарам - мишеням ("сур" - "войлочный шар", "харбах" - "стрелять"; отсюда название праздника); устраиваются конные скачки и национальная борьба. Важный момент праздника - жертвоприношения духам земли, воды и гор. Если духов задобрить, верили буряты, они пошлют хорошую погоду, обильные травы на пастбища, а это значит, что скот будет жирным и упитанным, люди сытыми и довольными жизнью.

    У калмыков летом два близких по значению праздника: Усн Аршан (освящение воды) и Усн Тяклгн (жертвоприношение воде) . В сухой калмыцкой степи многое зависело от воды, поэтому нужно было своевременно принести жертву духу воды, чтобы добиться его благорасположения. В конце осени каждая семья совершала обряд жертвоприношения огню - Гал Тяклгн . Приближалась холодная зима, и очень важно было, чтобы "хозяин" домашнего очага и огня был добр к семье и обеспечил тепло в доме, юрте, кибитке. В жертву приносили барана, мясо его сжигали в огне очага.

    Буряты и калмыки чрезвычайно уважительно и даже нежно относятся к лошади. Это одна из характерных черт кочевых обществ. Любой бедняк имел несколько лошадей, богачи владели большими табунами, но, как правило, каждый хозяин знал своих лошадей "в лицо", мог отличить их от чужих, а особенно любимым давал имена-клички. Герои всех богатырских сказаний (эпос бурят - "Гэсэр ", калмыков - "Джангар ") имели любимого коня, которого называли по имени. Он был не просто верховым животным, но другом и товарищем в беде, в радости, в военном походе. Конь-друг в сказаниях спасал хозяина в трудную минуту, уносил его, тяжело раненного, с поля боя, добывал "живую воду", чтобы вернуть к жизни. Конь и кочевник были с детства привязаны друг к другу. Если одновременно в семье рождался мальчик, а в табуне жеребёнок, родители отдавали его сыну в полное распоряжение. Они росли вместе, мальчик кормил, поил и выгуливал своего друга. Жеребёнок учился быть конём, а мальчик - наездником. Именно так вырастали будущие победители скачек, лихие наездники. Невысокие, выносливые, с длинными гривами, центральноазиатские лошади круглый год паслись в степи на подножном корму. Они не боялись ни холодов, ни волков, отбиваясь от хищников сильными и точными ударами копыт. Прекрасная боевая конница не раз обращала в бегство противника и вызывала изумление и уважение и в Азии, и в Европе.

    "ТРОЙКА" ПО-КАЛМЫЦКИ

    Калмыцкий фольклор удивительно богат жанрами - тут и сказки, и легенды, и героический эпос "Джангар", и пословицы, и поговорки, и загадки . Существует также своеобразный жанр, трудно поддающийся определению. Он сочетает в себе загадку, пословицу и поговорку и называется "трёхстишие" или просто "тройка" (no-калмыики - "гурвн"). В народе считалось, что таких "троек" 99; на самом деле их, вероятно, намного больше. Молодёжь любила устраивать состязания - кто знает их больше и лучше. Вот некоторые из них.

    Три из того, что быстро?
    Что быстро в мире? Ноги скакуна.
    Стрела, коль ловко пушена она.
    И мысль быстра, когда она умна.

    Три из того, что сыто?
    В ма$ месяце сыто приволье степей.
    Сыт ребёнок, что матерью вскормлен своей.
    Сыт старик, воспитавший достойных детей.

    Три из тех, кто богат?
    Старик, коль много дочек и сынков, богат.
    Уменьем мастер среди мастеров богат.
    Бедняк, хотя бы тем, что нет долгов, богат.

    В трёхстишиях не последнюю роль играет импровизация. Участник состязания может придумать сходу собственную "тройку". Главное, чтобы в ней соблюдались законы жанра: сначала должен идти вопрос, а затем состоящий из трёх частей ответ. Ну и, конечно, необходимы смысл, житейская логика и народная мудрость.

    {3 }Джунгария - историческая область на территории современного Северо-Западного Китая.

    ТРАДИЦИОННЫИ КОСТЮМ Б А Ш К И Р

    Башкиры , долго сохранявшие полукочевой образ жизни, широко использовали для изготовления одежды кожу, шкуры и шерсть. Нательную одежду шили из среднеазиатских или русских фабричных тканей. Те же, которые рано перешли к оседлому образу жизни, изготовляли одежду из крапивного, конопляного, льняного холста.

    Традиционный мужской костюм состоял из рубахи с отложным воротником и широких штанов . Поверх рубахи надевали короткую безрукавку , а выходя на улицу, кафтан со стоячим воротником или длинный, почти прямой халат из тёмной ткани . Знать и муллы ходили в халатах из пёстрого среднеазиатского шёлка . В холодное время башкиры облачались в просторные суконные халаты, овчинные шубы или полушубки .

    Повседневным головным убором мужчин были тюбетейки , у пожилых - из тёмного бархата, у молодых - яркие, расшитые цветными нитками. Поверх тюбетеек в холода надевали войлочные шляпы или обтянутые тканью меховые шапки . В степях во время буранов спасали тёплые меховые малахаи, которые прикрывали затылок и уши.

    Наиболее распространённой обувью были сапоги : низ делали из кожи, а голениша из холщовых или суконных тканей. По праздникам их меняли на кожаные сапоги . Встречались у башкир и лыковые лапти .

    Женский костюм включал платье, шаровары и безрукавку . Платья были отрезными, с широкой юбкой, украшали их лентами и позументом. Поверх платья полагалось надевать короткие приталенные безрукавки, обшитые позументом, монетами и бляхами . Фартук , вначале служивший рабочей одеждой, позднее стал частью праздничного костюма.

    Разнообразием отличались головные уборы. Женшины всех возрастов покрывали голову платком и завязывали его под подбородком . Некоторые молодые башкирки под платками носили небольшие бархатные колпачки, расшитые бисером, жемчугом, кораллами , а пожилые - стёганые ватные шапочки . Иногда замужние башкирки поверх платка надевали высокие меховые шапки .

    ЛЮДИ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ (Я К У Т Ы)

    Народ, который в России называют якутами, сам себя именует "саха " , а в мифах и легендах очень поэтично - "люди солнечных лучей с поводьями за спиной". Их численность - более 380 тыс. человек. Живут они на севере Сибири, в бассейнах рек Лена и Вилюй, в Республике Саха (Якутия). Якуты , самые северные скотоводы России, разводят крупный и мелкий рогатый скот и лошадей . Кумыс из кобыльего молока и копчёная конина - любимые кушанья летом и зимой, в будни и праздники. Кроме того, якуты - отличные рыболовы и охотники . Рыбу ловят в основном сетями, которые сейчас покупают в магазине, а в старину их плели из конского волоса. Охотятся в тайге на крупного зверя, в тундре - на дичь. Среди способов добычи есть известный только якутам - охота с быком. Охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка, и стреляет в зверя.

    До знакомства с русскими якуты почти не знали земледелия, не сеяли хлеб, не выращивали овоши, но зато занимались собирательством в тайге : заготавливали дикий лук, съедобные травы и так называемую сосновую заболонь - слой древесины, находящийся непосредственно под корой. Её сушили, толкли, превращая в муку. Зимой она была главным источником витаминов, спасавших от цинги. Сосновую муку разводили в воде, делали болтушку, в которую добавляли рыбу или молоко, а если их не было, ели её просто так. Это блюдо осталось в далёком прошлом, теперь его описание можно встретить только в книгах.

    Якуты живут в стране таёжных троп и полноводных рек, и потому традиционными средствами передвижения у них всегда были лошадь, олень и бык либо сани (в них впрягали тех же животных), лодки из бересты или выдолбленные из ствола дерева. И даже сейчас, в век авиалиний, железных дорог, развитого речного и морского судоходства, в глухих районах республики ездят так же, как в старину.

    Народное творчество этого народа удивительно богато . Прославили якутов далеко за пределами их земли героический эпос - олонхо - о подвигах древних богатырей, замечательные женские украшения и резные деревянные кубки для кумыса - чороны , каждый из которых имеет свой неповторимый орнамент.

    Главный праздник якутов - Ысыах . Его отмечают в коние июня, в дни летнего солнцестояния. Это праздник Нового года, праздник Возрождения природы и Рождения человека - не какого-то конкретного, а человека вообще. В этот день приносят жертвы богам и духам, ожидая от них покровительства во всех предстоящих делах.

    ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ЯКУТСКИЙ ВАРИАНТ)

    Вы собрались в дорогу? Будьте осторожны! Даже если предстоящий вам путь не очень долог и труден, дорожные правила надо соблюдать. А они у каждого народа свои.

    У якутов свод правил для "уходящих из дому" был довольно длинным , и его старались соблюдать все, кто хотел, чтобы его путешествие оказалось удачным и он благополучно вернулся назад. Перед уходом садились на почётное место в доме, повернувшись лицом к огню, и подбрасывали в печь дрова - кормили огонь. Не полагалось завязывать шнурки на шапке, рукавицах, одежде. В день отъезда домашние не сгребали пепел в печи. По верованиям якутов, пепел - символ богатства и счастья. Пепла в доме много - значит, семья богатая, мало - бедная. Если выгрести пепел в день отъезда, то отбывающему человеку не повезёт в делах, он вернётся ни с чем. Девушка, выходящая замуж, при отъезде из дома родителей не должна оглядываться назад, иначе её счастье останется в их доме.

    Чтобы всё было в порядке, "хозяину" дороги приносили жертвы на перекрёстках, горных перевалах, водоразделах: вешали пучки конских волос, лоскутки оторванной от платья материи, оставляли медные монеты, пуговицы.

    В дороге запрещалось называть взятые с собой предметы их настоящими именами - полагалось прибегать к иносказаниям. Не следовало говорить и о предстоящих в пути действиях. Путники, остановившиеся на берегу реки, никогда не говорят, что завтра переправятся через реку, - для этого существует специальное выражение, переводимое с якутского приблизительно так: "Завтра у нашей бабушки туда попроситься попробуем".

    По поверьям якутов, предметы, брошенные или найденные на дороге, приобретали особую магическую силу - добрую или злую. Если на дороге находили кожаную верёвку или нож, их не брали, так как они считались "опасными", а вот верёвка из конского волоса, наоборот, была "счастливой" находкой, и её забирали с собой.

    Тюрки (также тюркские народы , тюркоязымчные народы , народы тюркской языковой группы ) - этноязыковая общность. Говорят на языках тюркской группы. Глобализация и усиление интеграции с другими народами привели к широкому распространению тюрок за пределы их исторического ареала. Современные тюрки проживают на разных континентах - в Евразии, Северной Америке, Австралии и на территориях самых разных государств - от Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Средиземноморья, Южной и Восточной Европы и далее на восток - вплоть до Дальнего Востока России. Тюркские меньшинства имеются также в Китае, государствах Америки, Ближнего Востока и Западной Европы. Крупнейшая территория расселения в России, а численность населения в Турции.

    Тюркоязычные народы известны с III в. до н.э., но первые упоминания этнонима тюрк появились в начале VI в. на Монгольском Алтае и относились к небольшому народу, впоследствии ставшему доминирующим в Срединной Азии. Слово тюрк означает сильный, крепкий. Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа.

    Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп населения:

    • · сформировавшейся к западу от Волги, в III-II тыс. до н.э., в ходе многовековых миграций в восточном и южном направлениях, стала преобладающим населением Поволжья и Казахстана, Алтая и долины Верхнего Енисея.
    • · появившаяся в степях восточнее Енисея позднее, имела внутриазиатское происхождение.

    История взаимодействия и слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух - двух с половиной тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племён во II тыс. н.э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий

    О «скифском» и «хуннском» пластах в формировании древнетюркского культурного комплекса пишет Д.Г. Савинов, по которому они «постепенно модернизируясь и взаимно проникая друг в друга, становились общим достоянием культуры многочисленных групп населения, вошедших в состав Древнетюркского каганата. Идеи преемственности древней и раннесредневековой культуры кочевников также нашли своё отражение в произведениях искусства и ритуальных сооружениях» .

    С VI века нашей эры область в среднем течении Сырдарьи и реки Чу стала именоваться Туркестаном. В основе топонима лежит этноним «тур», являвшийся общим племенным названием древних кочевых и полукочевых народов Центральной Азии . Кочевой тип государства в течение многих столетий был преобладающей формой организации власти в азиатских степях. Кочевые государства, сменяя друг друга, существовали в Евразии с середины I тыс. до н.э. до XVII века.

    В 552-745 в Центральной Азии существовал Тюркский каганат, который в 603 году распался на две части: Восточный и Западный каганаты. В состав Западного каганата (603-658) вошла территория Средней Азии, степи современного Казахстана и Восточный Туркестан. Восточный каганат включил в свой состав современные территории Монголии, северного Китая и южную Сибирь. В 658 году Западный каганат пал под ударами объединенных сил китайцев и восточных тюрок. В 698 году вождь племенного союза тюргешей - Учэлик основал новое тюркское государство - Тюргешский каганат (698-766).

    В V-VIII веках пришедшие в Европу тюркские кочевые племена булгары основали ряд государств, из которых наиболее долговечными оказались Дунайская Болгария на Балканах и Волжская Булгария в бассейне Волги и Камы. В 650-969 гг. на территории Северного Кавказа, Поволжья и северо-восточного Причерноморья существовал Хазарский каганат. В 960-е гг. он был разгромлен киевским князем Святославом. Вытесненные во второй половине IX века хазарами печенеги обосновались в северном Причерноморье и представляли угрозу для Византии и Древнерусского государства. В 1019 году печенеги потерпели поражение от великого князя Ярослава. В XI веке печенегов в южнорусских степях сменяют половцы, которые в XIII веке были разгромлены и покорены монголо-татарами. Западная часть Монгольской империи - Золотая Орда - стала преимущественно тюркским по населению государством. В XV-XVI вв. она распалась на несколько самостоятельных ханств, на основе которых сформировался ряд современных тюркоязычных народов. Тамерлан в конце XIV века создаёт в Средней Азии свою империю, которая, однако, с его смертью (1405 г.) быстро распадается.

    В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу.

    Ещё в начале I тысячелетия н.э. отдельные тюркские группы начали проникать в Закавказье. Проникновение тюрков на территорию Передней Азии (Закавказье, Азербайджан, Анатолия) началось в середине XI н.э. (сельджуки). Нашествие сельджуков сопровождалось опустошениями и разрушением многих закавказских городов. В XI-XIV веках население восточного Закавказья подверглось тюркизации в связи с нашествиями тюрок-огузов и монголо-татар . В результате завоеваний тюрками-османами в XIII-XVI вв. территорий в Европе, Азии и Африке образовалась огромная Османская империя, однако с XVII века она начала клониться к упадку. Ассимилировав большинство местного населения, османы стали этническим большинством в Малой Азии. В XVI-XVIII веках сначала Московское государство, а потом, после реформ Петра І, Российская империя, включает в свой состав большинство земель бывшей Золотой Орды, на которых существовали тюркские государства (Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство, Ногайскую Орду. В начале XIX века Россия присоединяет ряд азербайджанских ханств Восточного Закавказья. В то же время Китай аннексирует Центральную Азию (Джунгарское ханство). После присоединения к России территорий Средней Азии и Казахского ханства и Кокандского ханства, Османская империя наряду с Хивинским ханством и Бухарским эмиратом оставались единственными чисто тюркскими государствами.

    Впервые этноним (название «тюрк») упоминается в китайских письменных источниках в 542 г. Как утверждают некоторые исследователи, в переводе с монгольского «тюрк» означает шлем, по форме напоминающий тукоетау. Первоначально термин «тюрк» означал также представителя знати или военной аристократии, т.е. имел чисто социальное значение. Впоследствии он стал символом господствующего «царского» племени и подвластных ему племен, которых соседи также стали называть тюрками. Во второй половине VI в. этот термин получает широкое распространение среди византийцев, арабов, сирийцев, попадает в санскрит, различные иранские языки, в тибетский. До создания каганата слово «тюрк» означало лишь союз десяти (позднее двенадцати) племен, сложившийся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранилось термином и в эпоху каганатов. Оно отражено древнейшими тюркскими текстами в выражении «тюрк бодун» (бодун союз племен). Еще в середине VIII в. источники упоминают «двенадцатиплеменный тюркский народ». Этим же словом было обозначено и государство, созданное собственно тюркскими племенами-союзов-Тюркэль (тюркская страна, государство). Оба этих значения отражены в древнетюркских эпиграфических памятниках и китайских источниках. В более широком смысле термин стал обозначать принадлежность различных кочевых племен к державе, созданной тюрками. Так его употребляли византийцы и иранцы, а иногда и сами тюрки. Последнее значение термина получило дальнейшее развитие у арабских историков и географов в IX-XI вв., где слово «тюрк» появляется как название группы народов и языков, а не как название какого-либо одного народа и государства. Именно в арабской научной литературе возникло общее понятие о генетическом родстве языков, на которых говорили тюркские племена, и генеологическом родстве самих этих племен. Вне сферы мусульманской образованности столь широкая трактовка не проявилась. Например, Абулгазы Бахадур хан в своей «Тюркской летописи» отмечает, что в тюркском государстве есть пять родов самых знаменитых. Это: уйгуры, канглы, кипчаки, калашы, карлики. А в русских же летописях 985 г. упоминается племя торков - т.е. тюрков, но это лишь одно из многих кочевых объединений Великой степи, называемое вместе с берендеями, печенегами, черными клоабуками, половцами. Так, примерно, обстоит дело со значением термина «тюрк». После прояснения основных понятий, связанных с названием «тюрк», можно будет перейти к процессу формирования степной империи .

    Начало этногенеза тюрков-ашина связано с турами. Согласно генеалогической легенде, первопредком тюрков был десятилетний мальчик, единственный уцелевший при истреблении народа. Его выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Потомки десяти сыновей волчицы, получив имя Ашина, впоследствии объединили все местные племена и дали им имя тюрк.

    Бумын каган, правивший в стране тюрков-ашина в середине VI века, был потомком Надулуше (по легенде - человек, принесший людям огонь). В IV-V вв, когда возрождается на исторической арене Центральной Азии тюркский этнос, их окружали с востока китайцы, с севера-тунгусо-маньчжуры, с запада-иранское, с юга - тохарское население. До середины VI в тюрки были зависимы от жуань-жуаней (жужаны, авары). Начало гегемонии связано с подчинением племен теле, обитавших в Джунгарии (возможно, огузы). В период самоутверждения тюрки направили посольство к аварскому кагану, потребовав принцессу. На что жужанский правитель ответил следующим возмущенным вызовом: «Ты мой плавильщик - вассал. Как посмел такое?»

    В результате начавшейся войны (551-555 гг.) жужани были полностью разгромлены и в большей части физически истреблены. На землях в Северной Монголии возникла новая центрально-азиатская империя - Тюркский каганат (551-744 гг.). Основателем тюркского государства считается БуМын (Тумынь), который в 551 году принял титул кагана. Его наследника Кара-каган (552-553 гг.) и Мукан-каган (553-572 гг.) довершили разгром жужан.

    В связи с активностью на западе новый этап этногенеза тюрок перемещается на территорию Великой степи и охватывает оазисы Туркестана. Этот этап обусловил новый уровень этнических контактов, и экономического симбиоза с восточно-иранским миром. В рамках единой державы появляются литературный язык и письменность, а затем и общеимперские стандарты в культуре, особенно выражающиеся в материальной культуре (жилища, одежда, седло со стременем, сбруя, украшения). Эти процессы отражали начало нового этнического порядка. Все это завершилось формированием общетюркского этнического самосознания и пантюркской идеологии. В составе тюркского каганата были такие народы как киргизы, кипчаки, огузы, племена аваров, каи, кидани и др .

    В древнетюркских каганатах решение многих хозяйственных проблем зависело от торговли. Ни набеги, ни войны, ни добыча от них, а постоянная меновая торговля служила источником благосостояния кочевников. В период империи тюрки стали хозяевами большей части Великого шелкового пути. Доверенными лицами тюркских ханов в этом деле стали согдийские купцы, сосредоточившие в своих руках огромное количество шелковых тканей собственного и китайского производства. Через согдийских купцов кочевники сбывали свою скотоводческую продукцию, а также военную добычу. Купцы через Иран доставляли их до Византии. От взаимоотношений трех великих государств зависела судьба Шелкового пути. Это партнерство стало причиной заключения военного союза между тюрками и Византийской империей против Ирана (в 567 г.). Отказ Ирана наладить отношения заставил тюрков искать новые территории для вывоза шелка. Таким образом, была проложена дорога через Поволжье. Через степи Казахстана проходили и другие пути, связывавшие Сибирь и Поволжье со Средней Азией. Одним из самых древних путей сообщения был меридианальный путь между Туркестаном и Сибирью, через степи Казахстана. Возможно, этот путь гораздо древнее других (например - Великого Шелкового пути), поскольку юг и север Великой степи находились в одной хозяйственно-культурной системе. Еще в древнейшие времена часть кочевников шла на зимние стоянки на юг, к тому же основные городские центры находились там же. В эпоху бронзы по Великому меридианальному пути транспортировалась медь и другие металлы.

    Городская культура Западно-тюркского каганата была создана с участием согдийцев, В V-V1II вв при поддержке тюрков согдийцы создали большое количество торговых поселений в Семиречье, Джунгарии, в Восточном Туркестане, Южной Сибири. Значительная часть населения занималась землепашеством, торговлей и ремеслами.

    В целом можно говорить об общетюркском комплексе, включавшем широко распространенные по всей территории во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры материальную культуру, идеологические представления и духовные помыслы. Культура кочевых племен и оседлых регионов выступает в органической целостности, составляет единую культурную систему. Среди тюрков были распространены различные культы священных гор, рек, пещер, змеи и волка-прародителя. У кимако - кылчакских племен был в большом почитании культ реки. Они говорили об Иртыше - «река - бог человека» (Гардизи). Знамена древних тюрков украшались волчьей головой. Наряду с собственными верованиями, кочевые тюрки увлекались и другими религиозными системами: буддизмом, манихейством, христианством, иудаизмом. Самое примечательное в культуре древнетюркского периода - появление рунической письменности и богатой письменной литературы. Рунические тексты в честь Бильге-кагана, Кюльтегина и других выдающихся деятелей тюркского эля одновременно являются как выдающимися литературными произведениями, так и историческими свидетельствами эпохи.

    В древнетюркскую эпоху население Великой степи постепенно переходит от рунического на арабский алфавит. Крупнейшими памятниками на этой графике являются «Диван-лугат-ат-тюрк» (Словарь тюркского языка) М. Каш гари, «Кутадгу-би лик» (Благодатные знания) Ю. Баласагуни и др. На арабской графике была составлена также книга о кимаказ Жданах-Кимаки. Интересно, что автор этой книги был наследником кимакского правителя. Этой книгой впоследствии пользовались арабо-персидские путешественники, купцы и ученыё, отправляющиеся в Великую степь. Древнетюркское время - время появления, как говорят китайцы, «разумной книги», т.е. философской литературы, различных трактатов, посвященных гносеологическим проблемам, теории музыки, искусства и т.д. Наиболее яркой фигурой в научном мире был аль-Фараби .