Позаботится о духовных ценностях. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лемешкинская средняя общеобразовательная школа Руднянского муниципального района Волгоградской области

Урок ОРКСЭ в 4 классе

Бондарева Ольга Викторовна,

МБОУ Лемешкинская СОШ,

учитель начальных классов

Село Лемешкино, 2013 год.

Тема урока: Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с мировыми религиями как духовными ценностями человечества. (ценностями культуры человечества)

Задачи:

    Сформировать представление о культуре и религии, их взаимосвязи

    Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

    Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам

Формируемые УУД:

— идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

— проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

— различать основные нравственно-этические понятия;

— оценивать свои и чужие поступки;

— оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

— проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Ключевые слова: культура, религия, православие, ислам, буддизм, иудаизм.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Культура и религия», учебник «Основы православия», рабочие тетради.

План урока

    Организация деятельности обучающихся.

    Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

    Актуализация знаний обучающихся.

    Проблемный вопрос. Комментированное чтение статьи из учебника.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.

    Виртуальная экскурсия.

Физкультминутка.

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Подведение итогов.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

I . Организация деятельности обучающихся

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. «Круг радости»

— Давайте встанем в круг, поздороваемся и пожелаем соседу справа что-нибудь от всего сердца.

II . Актуализация знаний обучающихся.

Учитель повторяет слова — пожелания детей.

— Как назвать все пожелания одним словом? ценности

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

— Что такое ценности?

Чем традиции отличаются от ценностей?

Назовите то, что объединяет нас всех. Родина, Россия

— Как вы думает ценности возникли ниоткуда или их создаёт человек?

Ценности могут быть материальные – игрушки, сладости… Общественные ценности – дружба, честность… Культурные ценности – литература, живопись… К ним же относятся ценности духовные . Духовные ценности, в первую очередь, — это то, что связано с религией.

III . Изучение новых знаний.

— Давайте разберёмся, что такое культура? (Проблемный вопрос)

Назовите всё, что связано со словом культура.

Дом культуры, физкультура, культурные растения, культура поведения.

— Какое общее значение придаёт слово культура словам в словосочетании?

Влияние человека.

Так что такое культура?

Ответы детей .

— «Культура – это материальные и духовные ценности созданные человеком, на протяжении всей его истории». Слайд 3

Работа с учебником.

Прочитай текст. Выдели смысловые части текста, рассказывающие о культуре.

Культура объединяет три направления: науку, искусство и религию.

наука

Культура искусство

религия

Люди, которые внесли свой вклад развитие культуры стали знаменитыми. Слайд 4,5.

В науке это Архимед, Галилей, Менделеев и др. В искусстве – П.И. Чайковский, А.С.Пушкин, Н.К.Рерих и др. Каждый из этих людей, внёс свой бесценный вклад в развитие культуры. Созданные ими произведения являются культурным наследием не только нашей страны, но и мира.

И в религии есть известные личности. Но что есть религия?

Как вы понимаете значение слова «религия»? Знакомство с понятиями религия, ритуал. Слайд 6.

Рассказ учителя.

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.

Мы часто не помним, как впервые появилось многое из того доброго, чем мы пользуемся. Неизвестно, например, кто первым в истории выпек хлеб, но хлеб пекут у всех народов. Где-то хлеб пекут белый и круглый, похожий на блин, а где-то черный и в форме кирпича, но в какую бы страну вы не приехали, вы, наверное, попробуете местный хлеб. Где-то он покажется вам почти таким же, как на родине, где-то необычным, какой-то понравится вам больше, какой-то меньше – о вкусах ведь не спорят. Но по сути-то хлеб везде одинаков, и одинаковы обычаи, связанные с хлебом. Наверное, у всех народов слова «разделить с кем-то хлеб» значит то же самое, что «обрести друга».

В культуре и религии разных народов много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Где-то за столом пользуются ножом и вилкой, где-то специальными палочками, где-то дома строят с плоскими крышами, а где-то – с двускатными. Культура – главное богатство народа. Религия не существует отдельно от культуры и от народа, каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.

— А знаете ли вы что, в современном мире насчитывается до 3 тысяч религий.

Какие религии вы уже знаете?

Народная мудрость гласит «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»

На карте России вы видите, какие религии мирно соседствуют в нашей стране. Слайд 7

Давайте отправимся на виртуальную экскурсию по священным сооружениям разных религий.

Слайд 8,9,10,11

V . Первичное закрепление знаний. — Чем религии отличаются друг от друга?

Cлайд 1

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 32» г. Оренбурга Иващенко А.В. Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе

Cлайд 2

Для православного человека, героя древнерусской литературы, наиболее важна духовная, внутренняя жизнь. Русский человек был убеждён, что именно внутренние, духовные качества определяют степень совершенства, к которому нужно стремиться. Утверждая, что внутреннее, духовное определяет внешнее, православие тем самым выстраивает определенную систему ценностей, в которой духовное важнее телесного.

Cлайд 3

Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало распространению и утверждению духовности. Её главное основание: непрестанная молитва, покой и сосредоточенность – собирание души.

Cлайд 4

Утвердил эталон нравственности в русской жизни Сергий Радонежский. В переломный момент в истории нашего народа, когда формировалось его национальное самосознание, Святой Сергий стал вдохновителем государственного и культурного строительства, духовным учителем, символом России.

Cлайд 5

Жизнь Сергия Радонежского позволяет познакомиться с духовными ценностями, особо чтимыми русским народом

Cлайд 6

Любовь к Богу С юности Сергий Радонежский поставил перед собой цель - совершенствовать свою душу, чтобы приблизиться к Богу, и всю жизнь посвятил этому, достигнув высот святости.

Cлайд 7

Любовь к людям Сила любви Сергия Радонежского творила чудеса: в житии приводится пример воскрешения святым мертвого мальчика.

Cлайд 8

Творение добрых дел - помощь всем нуждающимся не только делом, но и добрым словом, советом, сочувствием Святой Сергий постоянно оказывал помощь всем, приходящим к нему.

Cлайд 9

Трудолюбие Святой занимался физическим трудом каждый день: работал на огороде, был плотником, носил воду, пек хлеб, шил одежду.

Cлайд 10

Смирение - неосуждение других, отказ от славы и почестей. Сергий Радонежский никогда и никого не осуждал. Он не хотел власти и почета: отказывался быть игуменом в основанном монастыре, не принял сана архиепископа.

Cлайд 11

Отказ от земных благ и богатств Святой никогда не заботился об избытке еды, одежды, понимая, что главное богатство человека - его бессмертная душа.

Cлайд 12

Сергий Радонежский стал идейным вдохновителем противостояния Мамаю. Он благословил князя Дмитрия Ивановича на защиту русской земли и предсказал победу в Куликовской битве

Cлайд 13

Такая подвижническая жизнь Сергия Радонежского воспринималась и воспринимается русским народом как идеал. Недаром автор «Жития...» Епифаний Премудрый называет его «земным ангелом».

Cлайд 14

«За други своя и за землю русскую» Великий духовный подвиг смирения, пожертвования «земным тщеславием власти» ради своей страны и ее народа совершил князь Александр Невский. Будучи Великим Полководцем, одержавшим немало доблестных побед, он принёс присягу ханам Золотой Орды, чтобы сберечь хотя бы остатки народа для будущего возрождения. Тем самым он показал себя не только великим воином, но и мудрым политиком и дипломатом.

Cлайд 15

Глубокий духовный смысл вложен святыми Кириллом и Мефодием в созданную ими славянскую азбуку

Cлайд 16

Ее деление на две части - правизну и левизну - означает два пути в жизни человека, которому предстоит сделать выбор в сторону добра или зла.

Cлайд 17

В правой стороне азбуки буквы благозвучны, а запись под ними учит людей благочестию: «Изначально будь первым: ведай учение; говори -поступай добронравно; по естеству живи; крепко землю люби; наш брат духовный...».

Cлайд 18

Левая сторона - зеркальное отображение правой. Звуки неблагозвучные, графика букв по своему рисунку напоминает кандалы, решетку тюрьмы. Эта сторона - путь духовного падения. Поэтому она заканчивается словами: «Безначально пустой … воры; пьянюги … примите долю горькую...». Падение Буки-пустого Буквы Слова Прозвища Буки (0)Отродье бесчисленное, безродное, буйное.Буки-пустой Шебарша – пустобай, пустословый. Шепотник – кляузник, ябедник. Шуй – левый. Шуйница – левая рука. Шкота – ущерб, леность. Щапить–щеголять. Ща - щада, щадить; нещада, нещадно - жестоко, беспощадно. «И смертям лютым предают без щадности». ШкодникТип «Гонь» – Поганое отродье Ера - плут, мошенник, вор. Ерыга - шатун, гуляка, пьянюга. Ерик - отщепенец; еретик – отступник, колдун, напускающий Узы - цепи, оковы, путы; узда, узел, узлят – вяжут. Осужденный Узилище - острог, тюрьма, темница. Узник Особый род – Ярый враг-Узничество – заточение. Струпник\Усекновение главы - смертная казнь, конец. Уродливый труп Бесовское отродье

Cлайд 19

Азбука объясняла, что смысл духовной жизни человека в постоянной борьбе в его душе добра и зла, божественных и дьявольских сил.

Cлайд 20

Книги древней Руси знакомили с добродетелями, которыми должен обладать человек Добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. 7 главных добродетелей: 1 Воздержание (от излишества). 2.Целомудрие (хранение чувств, скромность, чистота). 3. Нестяжание (удовлетворение необходимым). 4. Кротость (уклонение от ярости и гнева, незлобие,терпение). 5. Трезвение (усердие ко всякому доброму делу, хранение себя от лени). 6. Смирение (молчание пред обижающими, страх Божий) 7. Любовь (к Господу и ближним).

Cлайд 21

Смирением, кротостью, послушанием отличались любимые русские святые Борис и Глеб. Борис и Глеб – первые русские святые. Они были младшими сыновьями князя Владимира. Родились до крещения Руси, но были воспитаны в христианском благочестии. Братья во всём подражали отцу, отзывчивому к бедным больным, обездоленным.

Cлайд 22

После смерти князя Владимира его старший сын Святополк вероломно обманул братьев, подослал к ним убийц. Братья были предупреждены, но не стали сопротивляться, приняли мученическую смерть.

Cлайд 23

Какой смысл в том, чтобы без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых князей была принесена в жертву основной христианской заповеди – любви. Они первые на Руси показали, что нельзя злом воздавать на зло, даже под страхом смерти.

Cлайд 24

Большую роль для человека всегда играют семейные ценности. Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. Они открыли для благочестивых сердец красоту и высоту православной семьи.

Cлайд 25

Господь через скорбь и болезнь указал Своим перстом князю Петру на крестьянскую девушку Февронию. Она исцелила молодого князя от тяжелого недуга.

Но что же означают духовные ценности? Одни подразумевают под словом «духовность» культурное наследие, включающее в себя язык, музыку, искусство, литературу и др. Для других духовность связана с религией. То есть мы наблюдаем разделение понятия «духовность» на два: светское и религиозное понимание. В XXI веке уклон делается в сторону светского понимания духовных ценностей, что приводит к материализации культурной осознанности человека. Однако светское понимание не способно полностью удовлетворить духовные потребности.

Лишь во взаимосвязи с религией и ее ценностями человечество может создать морально сознательное общество. Духовные ценности должны объединять в себе два этих понятия. И все же религиозное имеет полное право доминировать над светским пониманием ценностей. Ведь именно религия способствует появлению культурного наследия, которое затем развивается в тесной взаимосвязи с ней.

Современное общество забывает о преимуществе воспитания детей в духе религии. Ведь религия является тем самым связующим звеном, которое укрепляет и охраняет нравственность и единство нации. Религия, или точнее сказать Вера, лежит в основе общественных взаимоотношений, она является прочным фундаментом, который основан на многовековой традиции народа. Вера создает законы нравственности, а через них - и общественные законы, и нормы поведения в социуме. Если человек с раннего детства воспитывался в духе Веры своих предков, то он непременно будет чтить и уважать свою землю, свою страну. То есть в человеке закладывается один из самых высоких уровней осознания себя как части нации и воспитания в себе патриотизма.

Потому что Вера, по моему мнению, является родоначальником всего человечного (гуманного). Без религии человеческое общество не способно морально выжить, оно непременно обречено на нравственную деградацию. Что мы и можем наблюдать в современном мире. В наше время ценности становятся все более материалистичными, в почете и уважении те люди, у которых в достатке имеются материальные блага, а духовные, к сожалению, отступают на второй план. Да и культура стоит на этом же пути. Сейчас «творят» не для человека, а для продажи. А ведь именно культура призвана пробуждать в человеке благородные чувства, показывать красоту и воспитывать моральные качества.

А все происходит в точности наоборот, сегодня мы можем наблюдать, как так называемая «массовая культура» растлевает умы людей. К тому же на упадок значимости духовных и моральных ценностей в значительной мере влияет становление нового типа общества, так называемого информационного общества. Его основой являются компьютерные технологии и как следствие - создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает доступ людей к мировым информационным ресурсам (информационная глобализация). По моему мнению, в современном обществе идет тенденция к развитию товарного взаимоотношения между государством и людьми. Человека переименовали в потребителя, предприниматели ищут для себя выгодные рынки сбыта товара. И при этом для завлечения потребителя и увеличения спроса на определенный товар используются различные методы.

В первую очередь, это метод рекламной пропаганды, который осуществляется при помощи информационного пространства и является внушающим, а не ознакомительным. Это приводит к тому, что товар попросту навязывается, и речь уже идет о массовости, а не об индивидуальности (то есть товары производят для массового потребления). А государство просто «наблюдает» со стороны за этими процессами, так как в условиях рыночной экономики упор делается на развитие частного предпринимательства, и государству трудно «уследить» за соблюдением прозрачности процессов сбыта товара. Современное общество просто не в силах справиться с огромным потоком информации, которое само же породило. В систему СМИ и интернет-ресурсов «просачивается» зачастую неправдивая и аморальная информация.

И если в СМИ она еще хоть как-то фильтруется, то Интернет остается камнем преткновения «информационного общества». Так же хотелось бы отметить, что через информационную систему в широкие массы людей можно «внедрить» идеологические и политические воззрения, расистские и аморальные убеждения, притом это может быть сделано третьей стороной (например, другим государством), чтобы ослабить национальное единство и привести в упадок нравственную основу определенного общества. Можно сказать, что человека подвергают «информационной атаке» с определенной, выгодной кому-то целью. При снижении религиозности нации человек становится более подвержен внешним воздействиям, он легче переносит упадок духовых ценностей - по той простой причине, что они его не интересуют, потому что в детстве в нем не воспитали Веру и, соответственно, у него нет чувства патриотизма.

Такой человек становится духовно и культурно немотивированным (то есть сохранение, а также развитие духовных ценностей не имеют для него особого значения). Такой человек нередко становится на путь аморальности и нравственного упадка, при этом наблюдается его деградация как социального существа. В целом можно сделать следующие выводы.

1. Информационная глобализация негативно влияет на становление нравственности и духовных ценностей личности. При помощи информационных технологий в широкие массы сбывают товар, а также могут навязать политические и идеологические взгляды. Следствие этого - подрыв национального самосознания.

2. Сохранение духовных ценностей в условиях информационной глобализации - задача не из легких, но всё-таки выполнимая. Для этого надо усилить государственный контроль над информационной сферой, в частности над Интернетом и СМИ. Также необходимо постоянно заниматься религиозным воспитанием детей, взращивать их в духе патриотизма. А для этого нужно образовать ряд учреждений (особенно на государственном уровне), которые будут заниматься религиозным и, соответственно, нравственным воспитанием детей.

3. Необходимо создавать условия (опять же на уровне государства) для вовлечения взрослой части населения, а также молодёжи в культурно-духовную и социальную жизнь народа, например, учреждение организаций по интересам, проведение различных социальных и культурно-духовных мероприятий. Важно участвовать в разработке и осуществлении социально-культурных региональных и национальных проектов. 4. Если мы научимся уважать и любить свою нацию, то и другие народы мы будем уважать, как самих себя!

Список использованной литературы:

1. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь // Э. Гидденс. - Москва: Весь Мир, 2004. - 120 с.

2. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление // А. И. Уткин. - Москва: Логос, 2001.

3. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века // Т. Фридман - Москва: Хранитель, 2006. - 60 с.

М. С. Лутовинова, социальный педагог МОУ Юровская СОШ, Раменский район, Московская область

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лемешкинская средняя общеобразовательная школа Руднянского муниципального района Волгоградской области

Урок ОРКСЭ в 4 классе

Бондарева Ольга Викторовна,

МБОУ Лемешкинская СОШ,

учитель начальных классов

Село Лемешкино, 2013 год.

Тема урока: Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с мировыми религиями как духовными ценностями человечества. (ценностями культуры человечества)

Задачи:

    Сформировать представление о культуре и религии, их взаимосвязи

    Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

    Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам

Формируемые УУД:

Идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Различать основные нравственно-этические понятия;

Оценивать свои и чужие поступки;

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Ключевые слова: культура, религия, православие, ислам, буддизм, иудаизм.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Культура и религия», учебник «Основы православия», рабочие тетради.

План урока

    Организация деятельности обучающихся.

    Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

    Актуализация знаний обучающихся.

    Проблемный вопрос. Комментированное чтение статьи из учебника.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.

    Виртуальная экскурсия.

Физкультминутка.

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Подведение итогов.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

I . Организация деятельности обучающихся

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. «Круг радости»

Давайте встанем в круг, поздороваемся и пожелаем соседу справа что-нибудь от всего сердца.

II . Актуализация знаний обучающихся.

Учитель повторяет слова - пожелания детей.

Как назвать все пожелания одним словом? ценности

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

Что такое ценности?

Чем традиции отличаются от ценностей?

Назовите то, что объединяет нас всех. Родина, Россия

Как вы думает ценности возникли ниоткуда или их создаёт человек?

Ценности могут быть материальные – игрушки, сладости… Общественные ценности – дружба, честность... Культурные ценности – литература, живопись… К ним же относятся ценности духовные . Духовные ценности, в первую очередь, - это то, что связано с религией.

III . Изучение новых знаний.

Давайте разберёмся, что такое культура? (Проблемный вопрос)

Назовите всё, что связано со словом культура.

Дом культуры, физкультура, культурные растения, культура поведения.

Какое общее значение придаёт слово культура словам в словосочетании?

Влияние человека.

Так что такое культура?

Ответы детей .

- «Культура – это материальные и духовные ценности созданные человеком, на протяжении всей его истории». Слайд 3

Работа с учебником.

Прочитай текст. Выдели смысловые части текста, рассказывающие о культуре.

Культура объединяет три направления: науку, искусство и религию.

наука

Культура искусство

религия

Люди, которые внесли свой вклад развитие культуры стали знаменитыми. Слайд 4,5.

В науке это Архимед, Галилей, Менделеев и др. В искусстве – П.И. Чайковский, А.С.Пушкин, Н.К.Рерих и др. Каждый из этих людей, внёс свой бесценный вклад в развитие культуры. Созданные ими произведения являются культурным наследием не только нашей страны, но и мира.

И в религии есть известные личности. Но что есть религия?

- Как вы понимаете значение слова «религия»? Знакомство с понятиями религия, ритуал. Слайд 6.

Рассказ учителя.

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.

Мы часто не помним, как впервые появилось многое из того доброго, чем мы пользуемся. Неизвестно, например, кто первым в истории выпек хлеб, но хлеб пекут у всех народов. Где-то хлеб пекут белый и круглый, похожий на блин, а где-то черный и в форме кирпича, но в какую бы страну вы не приехали, вы, наверное, попробуете местный хлеб. Где-то он покажется вам почти таким же, как на родине, где-то необычным, какой-то понравится вам больше, какой-то меньше – о вкусах ведь не спорят. Но по сути-то хлеб везде одинаков, и одинаковы обычаи, связанные с хлебом. Наверное, у всех народов слова «разделить с кем-то хлеб» значит то же самое, что «обрести друга».

В культуре и религии разных народов много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Где-то за столом пользуются ножом и вилкой, где-то специальными палочками, где-то дома строят с плоскими крышами, а где-то – с двускатными. Культура – главное богатство народа. Религия не существует отдельно от культуры и от народа, каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.

А знаете ли вы что, в современном мире насчитывается до 3 тысяч религий.

Какие религии вы уже знаете?

Народная мудрость гласит «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»

На карте России вы видите, какие религии мирно соседствуют в нашей стране. Слайд 7

Давайте отправимся на виртуальную экскурсию по священным сооружениям разных религий.

Слайд 8,9,10,11

V . Первичное закрепление знаний. - Чем религии отличаются друг от друга?