Урок по Урокам гражданственности на тему "Историческая память поколений " (6класс). Сергея Сергеевича Прокофьева. Учитель начальных классов

История Донбасса

Наша страна еще очень молода. А сколько событий в ней уже произошло. Все эти события хранятся в памяти людской и воплощаются в памятники, монументы, названия улиц, стихи. А скольким еще предстоит воплотиться во все это?! Сегодня и мы сделаем небольшой экскурс в историю нашей Родины и перелистаем отдельные ее страницы. Тема - История Донбасса - составная часть истории Русского мира.

Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения ДОНецкий угольный БАССейн.

В этнической, как и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс занимает особое место.Основным богатством края является каменный уголь. Именно уголь, который вплоть до середины XX века именовался «хлебом промышленности», радикально изменил этот край, превратив его в один из важнейших промышленных центров России. Но именно уголь, когда он в определенной степени утратил свое значение, стал причиной экономической депрессии Донбасса.

Этот регион сложился на стыке Слобожанщины и Новороссии в историческом смысле сравнительно недавно - на рубеже XIX-начала XX вв. Хотя обитаемым этот край был с глубокой древности, и в состав России вошел еще в XVII столетии, но по-настоящему всероссийское и мировое хозяйственное значение приобрел значительно позднее. Выжженные солнцем и иссушенные восточными ветрами-суховеями ковыльные и полынные травы, оголенные участки лишенной влаги и потрескавшейся земли, скальные выходы известняков и песчаников, изредка дополняемых зарослями кустарников, а еще реже - небольшими лесами,- таков был в недалеком прошлом пейзаж Донецкого края. Для многих обитавших в крае народов донецкие степи были лишь местом пастбищного животноводства с отдельными очагами земледелия. Донецкие степи стояли на пути переселений народов и были открыты всем ветрам. Неудивительно, что через степи прошли скифы, сарматы, гунны, готы, аланы, хазары, печенеги и половцы, оставившие здесь немалые следы своей материальной культуры.

С VIII века в крае начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От северян остались названия реки Северский Донец, города Новгород-Северский (где княжил Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве»). Славяне недолго удерживались в этих степях. Уже в конце XI столетия половецкий натиск отбросил их на север и запад, под спасительную сень лесов, и донецкие степи вновь стали «Диким Полем». В районе нынешнего города Славянск находилась ставка хана Кончака. Именно на территории нынешней Донецкой области произошла битва на реке Каяле в 1185 году, когда потерпел поражение и попал в плен к половцам князь Игорь. На реке Калке, ныне Кальчик, притоке Кальмиуса, в 1223 году произошла первая битва русских князей с монголами. С этого времени и вплоть до эпохи XVII века хозяевами края были татары. До наших дней дошли остатки некоторых золотоордынских городищ. По мере упадка Золотой Орды и превращения татарского населения края, подчиненного Крымскому хану, в профессионалов набегов на Русь, татарские города исчезли, и степи вновь приняли первобытный пустынный вид. В политическом отношении донецкий край оказался «ничейной» землей между Крымским ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью. В XVII веке граница Русского государства и земель Войска Донского с Крымским ханством проходила по Северскому Донцу. Выше Святогорского монастыря её охраняли слободские казаки, а ниже, по течению Донца находились укреплённые городки донцев.

В северной части края, в районе нынешнего города Славянска, еще в 1625 году русским поселенцами началась добыча соли. В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Изюмские и донские казаки стали варить соль не только в Славянске, но и на Бахмутке - притоке Северского Донца. Возле новых соляных промыслов вырос городок Бахмут(известен с 1663 года). Помимо соли, казаки прекрасно знали о каменном угле, который применяли для разжигания костров. Кроме того, казаки научились добывать свинцовые руды, выплавляя металл в особых ковшах. Тем не менее, близость к Крымскому ханству, превращавшая условную степную границу России и Крыма в постоянное поле боя, отнюдь не способствовала развитию края.

Однако развитие края не останавливалось. В 1703 году был создан Бахмутский уезд (в составе Азовской, в дальнейшем Воронежской губернии), в составе которого находились практически все существующие на тот момент поселения современного Донбасса.

В 1730 году, создается новая укрепленная Украинская линия, соединившая цепью укрепленных мест среднее течение Днепра с Северским Донцом. При Екатерине II была проведена Днепровская линия укреплений по южной границе Екатеринославской губернии. В результате обширные пустынные территории, прикрытые укрепленными линиями, стали доступны для заселения.

Наконец, в 60-х гг.XIX века Приазовье покинули кочевавшие здесь ранее ногайцы, перебравшиеся в Турцию (вместе с частью крымских татар), зато появились поселения бессарабских болгар, которые покинули южную Бессарабию, отошедшую в 1856 году от России к Молдавскому княжеству.

Итак, к середине XIX века Донбасс развивался наравне с остальными регионами Новороссии. Все резко изменило начало промышленной добычи донецкого угля, а также развитие черной металлургии.

В середине XIX столетия в России начинается бурное железнодорожное строительство. Для него требуются металл и уголь. Все это было в донецких степях, которые к тому же находились рядом с черноморскими и азовскими портовыми городами.

В 1841 году для организации поставок топлива на паровые корабли азово-черноморской флотилии, была введена в эксплуатацию первая технически оснащенная донецкая шахта. В 1858 году на территории современного Енакиево был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. В 1869 году англичанин Джон Хьюз, которого в России называли Юзом, приобрел концессию на чугунное и рельсовое производство на Юге России, построил на берегу реки Кальмиус, первое крупное металлургическое предприятие, вокруг которого вскоре вырос поселок Юзовка.

Показателен рост Юзовки, возникшей в 1869 году. В 1884 году в ней проживали 6 тысяч жителей, в 1897 году - 28 тысяч, в 1914 - 70 тысяч. При этом только в 1917 году Юзовка получила статус города!

Донбасс, который изначала отличался многонациональностью, в период бурного развития рубежа XIX-XX вв. принял в себя сотни тысяч переселенцев самых разных национальностей.

К началу ХХ века численность и национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 г., были следующими:

Русские 985 887 - 86,7 % (малороссы 710 613 - 62,5 %, великороссы 275 274 - 24,2 %, белорусы 11 061 - 1,0 %), греки 48 452 - 4,2 %, немцы 33 774 - 3,0 %, евреи 22 416 - 2,0 %, татары 15 992 - 1,4 %. Всего 1136361 чел.

Именно в то время сложились основные пропорции этнической структуры Донбасса, со сравнительно незначительными изменениями дошедшие до наших дней. Результатом стало формирование полиэтнической общности из представителей около 130 этнических групп с абсолютным преобладанием в ней русских и весьма обрусевших украинцев (правильнее, малороссов), являющихся украинцами по паспорту.

Постепенно, под влиянием ряда факторов (природная среда, условия труда и т.д.) население Донбасса стало преобразовываться в устойчивую региональную общность с единой ценностной базой, мировоззрением, культурой, бытом. Особенно важную роль в формировании единой региональной общности Донбасса играл и продолжает играть языковой фактор. Его характерные черты формировались в период динамичных качественных и количественных изменений населения Донбасса последних веков. Результатом стало доминирование русского языка, несмотря на большую численность говорящих на суржике малороссов, поселившихся в крае в первой половине ХХ века, и политикой украинизации, которую проводили, начиная с 20- гг различные власти..

В годы Гражданской войны Донбасс стал ареной жестоких боев, поскольку все противоборствующие силы стремились овладеть этим промышленным краем. С февраля по май 1918 года здесь существовала Донецко-Криворожская республика в составе РСФСР, управляемая большевиками. Затем был период немецкой оккупации, и хаотичной сменой самых разнообразных властей. Боевые действия в крае завершились лишь в 1921 году после поражения махновского движения. Восстановление советской власти привело, однако, к тому, что Донбасс оказался в составе советской Украины.

В результате в Донбассе, как и во всей республике, началась украинизация. Украинский язык стал в регионе, где преобладало русское население, и где большинство людей, считающих себя украинцами, говорили на суржике, стал языком делопроизводства и печати уже к началу 1925 года. Если в 1923 году украинских школ было 7, в 1924 -129, то в 1928 - уже 181 школа. В 1932 году в Мариуполе не осталось ни одного школьного русского класса.

В Донбассе украинизация вызвала всеобщее отторжение. Даже в сельской местности жители предпочитали учить своих детей русскому языку, а не «ридноймове».

Впрочем, история советского Донбасса не сводится только к украинизации. Донбасс сохранил, а скорее, даже приумножил свое значение одного из важнейших промышленных центров страны. В годы предвоенных пятилеток в Донбассе продолжалось масштабное промышленное строительство, вступали в строй новые угольные шахты, строились металлургические заводы на криворожской руде. Появились машиностроение и химическая промышленность, ранее отсутствовавшие в крае.

В 1940 году Донбасс давал более половины всего производившегося в стране чугуна (6 миллионов тонн), около четверти союзного производства стали и проката (соответственно - 4,5 и 3 миллиона тонн). Многие предприятия Донбасса снискали себе мировую славу. Один только гигант тяжелого машиностроения - Ново-Краматорский завод ежегодно направлял во все концы страны более 200 железнодорожных эшелонов различных машин и оборудования.

Продолжался быстрый рост населения, достигшего к 1940 году 5 миллионов человек, из которых 3,5 миллионов проживали в городах. В целом Донбасс стал самым урбанизированным регионом в СССР.

Многих выдающихся сынов подарил русскому народу Донбасс. Это и композитор Сергей Прокофьев, и филолог Владимир Даль, писатель Всеволод Гаршин, военный и политический деятель Климент Ворошилов, политический деятель Никита Хрущев, советский украинский политический деятель Николай Скрыпник, актер Василий Быков, певцы Юрий Гуляев и Юрий Богатиков, полярный исследователь Георгий Седов, пионер российского кинематографа Александр Ханжонков, Герои Социалистического Труда Прасковья (Паша) Ангелина, Алексей Стаханов и Никита Изотов, тяжелоатлет четырехкратный чемпион мира и писатель Юрий Власов, украинский поэт Владимир Сосюра и сотни тысяч других достойных людей.

В 60-80-х гг. Донбасс имел репутацию одного из самых развитых регионов СССР с весьма зажиточным населением. Выходцы из Донбасса были обильно представлены в советской хозяйственной и политической элите. Однако постепенно в Донбассе стали все более обостряться проблемы. Стали истощаться минеральные запасы, что делало все более сложной и при этом нерентабельной добычу значительной части угля. Сам уголь постепенно уступал нефти свое значение как «хлеба промышленности». Наконец, экологические проблемы, на которых ранее не обращали внимания, невероятно обострились. Годовые выбросы вредных веществ в металлургических центрах достигают 200-300 тыс. т. На каждого жителя в Макеевке, например, приходится 1 420 кг загрязненных и ядовитых веществ, Мариуполе-691, Донецке- 661 кг. Концентрация пыли в воздухе превышает предельно допустимые нормы в 6-15 раз, сернистого газа - в 6-9 раз, фенолов - в 10-20 раз. Карьерные выемки и отвалы превращены в лишенные жизни территории с измененными гидрогеологией, структурой почв. Азовское море стало превращаться в зону экологического бедствия. Это все сделало Донбасс одним из самых экологически «грязных» мест в СССР.

С таким грузом достижений и проблем Донбасс вступил в смутную эпоху распада СССР и провозглашения независимости Украины.В целом годы «независимости» привели к жестокому демографическому кризису. Проведенный анализ демографической ситуации в Донецком регионе показал, что численность населения за 1995 - 2009 гг. уменьшилась на 1 261,7 тыс. чел. или на 15,6%. Кроме того, переживавшая кризис Донецкая область стала главным плательщиком налогов на Украине.

Мы с вами стали свидетелями, как без ничего, наобломках, наразвалинах возникает естественным образом государственность. Мы видим, как сегодня Донбасс отвоенной демократии переходит кгражданской администрации. Чтобы выжить и сохраниться, Донбасс проходит этапы государственного строительства иисторические этапы развития государственности в кратчайшие сроки.

«Революция в США 18 век» - Последовательность событий. Декларация независимости США. Президент. Найдите ошибку в описании. Революции XVIII века. Оцените утверждение. Восстановите последовательность событий. Назовите понятие. Выберите правильный ответ. Историки. Высший исполнительный орган власти. Найдите лишнее. Провозглашение Франции республикой.

«Географическое положение» - Карточки с заданиями. Положение по отношению к 0° меридиану. Флигели; в)м. Площади государств. Челюскин. Задания по контурной карте. Положение на материке, части света. Площади материков. Общие сведения о России. Отрицательные черты: Изучение новой темы. Викторина «Моря России». Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

«Распутин литература» - Мать – Распутина Нина Ивановна (1911–1995). Родился писатель в крестьянской семье в поселке Усть-Уда Иркутской области. Аталанка – родина писателя. Отец – Распутин Григорий Никитич (1913–1974). Первое здание школы в с. Аталанка, которое строили всем селом.

«Птицы» - Килегрудные птицы. Особенности строения скелета птиц. Зародыши птиц и пресмыкающихся похожи по внешнему виду. Происхождение птиц. Отряды птиц. Задание на дом. Задачи. У пресмыкающихся и птиц кожа почти совсем не имеет желез. Мини-викторина "Птицы". Изучение нового материала. Черты сходства между птицами и пресмыкающимися.

«Литература оттепели» - С 1950 по 1970 журнал "Новый мир" возглавлял А.Т.Твардовский. Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Презентация по истории “Оттепель” в литературе. Литература. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Выражение «хрущёвская оттепель» связано с названием повести Ильи Эренбурга «Оттепель».

«Сервировка стола к завтраку» - 5. Вилку при сервировке кладут слева от тарелки, а нож справа. Столовый нож. Что необходимо для сервировки стола к завтраку: скатерть, салфетки, приборы, посуда, цветы. Букеты для стола. Варианты складывания салфеток. Столовая ложка. 3.Кашу подают в полупорционной тарелке. Чайная ложка. Приятного аппетита.

Всего в теме 23688 презентаций

Когда ранней весной 2014 года весь трудовой Донбасс встал на защиту Русского Мира, такие понятия как « Русская Весна» и «Русский Мир» стали очень актуальными. Русский мир - это наши общие исторические корни, это особая историческая и духовная общность людей, основанная, прежде всего, на русской культуре и русском языке как носителях этой особой общности. На наш взгляд, Русский Мир - это наднациональное явление, феномен, и даже будучи разделённым государственными границами, представляет собой консолидирующую и солидарную силу.

Как утверждают исследователи, понятие « русский мир» является более узким, чем понятие « цивилизация». Но, несомненно, одно: идея Русского Мира является скрепляющей цивилизационной основой для дальнейшего прогрессивного развития нашего родного края - Донбасса. Следует признать, что историки, деятели литературы и искусства по- разному трактуют содержание этого понятия. Так, известный кинорежиссёр К.Шахназаров считает, что термин «русский мир» несколько узок и не отражает в полной мере те социально-экономические и культурные процессы, которые происходят на просторах этого Русского Мира. Поэтому он предлагает заменить это понятие более широким термином: например, «Советский мир», или «Евразийский Мир».

Как справедливо утверждал русский философ И.Ильин, русская идея - это идея сердца, идея совести и любви, идея правды и справедливости. Ведь русская душа особенно чувствительна к таким понятиям как, Правда и Справедливость. Да, Русский Мир олицетворяет собой правду и справедливость. И носители этих идеалов, куда бы они не приходили, всегда приходили как равные к равным. Они никогда не заставляли другие народы забыть свою самость и изменить своё самосознание. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические события и факты. Достаточно вспомнить поход русской армии в наполеоновскую Европу и вхождение её частей в побеждённый Париж под восторженные возгласы парижан, Освободительный поход русских войск в 1877-1878 году и освобождение от почти 300-летнего турецкого ига балканских народов, освобождение Советской Армией европейских стран от гитлеровского фашизма…

А сейчас за идеалы Русского Мира сражаются уже более трёх лет Народные Республики Донбасса, внуки и правнуки Победителей в Великой Отечественной войне. Следует особо подчеркнуть, что за все годы так называемой «незалеж- ности» всё русское планомерно и с невиданной последовательностью изводилось. Так, повсеместно закрывались русскоязычные школы, прину- дительно вводился украинский язык преподавания даже в технических вузах. В многомиллионном Киеве уже к 2011 году функционировало всего лишь шесть русскоязычных школ! Практически полностью прекратилось преподавание истории русской культуры - откройте украинские учебники по культурологи для вузов, там вы не найдёте и намёка на русскую культуру. В таком же духе велась и репертуарная политика театров, филармоний, всех творческих организаций и коллективов.

А озвучивание кинофильмов только на «мове!» А обливание грязью России и русских и возвеличивание пещерных украинских националистов в школьных и вузовских учебниках! «Потому мы и поднялись на борьбу, чтобы отстоять свою русскость и Русский мир!» - утверждает в свой книге « Факел Новороссии» Павел Губарев Именно по вине киевских карателей началась самая настоящая гражданская война, а её трагическая статистика продолжает вести свой кровавый отсчёт. Так, согласно данных ООН на сентябрь 2016 года, в Донбассе погибло 9640 человек, ранения получили 22431 человек, зону военных действий покинуло 1 658 206 человек . «То, что происходит сейчас на Донбассе, говорит Глава ДНР Александр Захарченко, - это передовая России. Это война Русского Мира против всего западного… Мы - это линия, которую нельзя сдать… ведь позади Москва». «И когда русский народ начинает объединяться, сильнее нашего народа в мире нет никого… А основа единства Русского мира - те духовные ценности, которые все мы обязаны сохранять для будущих поколений» .

Список литературы

1. Гречко И.В.Традиционное двуязычие на Украине как фактор её устойчивого развития / И.В.Гречко // Матерiали регiональної наукової конференцiї, 28 квiтня 2011 року. - Донецьк, 2011. - С.184-189.

2. Губарев П. Факел Новороссии / П.Губарев. - СПБ.: Питер, 2016. - 416 с. 3. 1000 дней АТО //Донецкая республика. - 2017. - №1. - С. 3. 4. Захарченко А.В. Наш путь лежит через победу / А.В.Захарченко // Боевое знамя Донбасса. - 2016. - №42. - С. 2.

5. ДНР - передовая борьбы за идеалы Русского мира // Донецкая Республика. - 2017. - №3. - С.1.

Дрямин В.А., Гречко И.В

Тема голода в Украине и, в частности, на Донбассе, как раз одна из тех, о которой нынче модно поговорить на всех уровнях, раз в год возложить цветочки, обязательно под фотокамеры, непременно сделав, при этом скорбное лицо, будто это тебя на самом деле за что-то там тронуло. Увы, на этом весь интерес к проблематике тает.

После рассекречивания в 1989 году фондов, госархивом Донецкой области, была сделана выставка о масштабах голода, постигшего Донбасс в 1932-1933 годах.

По сводкам райкомов КП(б)У установлено, что за период с 27 февраля по 9 марта по 21 району области зарегистрировано более 4 тысяч голодающих. Только в колхозах Белокуракинской МТС около 2,5 тыс. человек остро нуждались в продовольствии. Особо голодали Марковский, Рубежанский, Ново-Псковский, Старобельский, Ново-Айдарский, Верхне-Теплянский, Старо-Каранский р-ны области.

Приводятся факты массового опухания людей от голода и многочисленных случаях голодной смерти. Только за 10 дней февраля-марта по 12 районам области умерло 267 человек, при этом учитывались далеко не все умершие, реальное их число было значительно выше. В Старобельском колхозе за 2 месяца умерло 150 человек, а в Бело-куракинском за 3 месяца - 578 человек, в Марковском районе - 679.

Поселок Еремовка Шапарского сельсовета лежит поголовно опухший. В селе Лизино 63 смертельных случая. В докладных записках повсеместно отмечается "бездушное отношение населения и даже отдельных руководителей как к голодающим, так и к умершим. Умершие лежали по 3-4 дня и более: "Угрожающе стоит вопрос об элементарной санитарии, в связи с тем, что трупы хоронятся с задержкой, часто в клунях, сараях и сенях квартир".

Повсеместно в пищу употребляли собак, кошек и павшего скота. В с.Куз.Михайловке Старо-Каранского района отмечены случаи употребления в пищу зараженных сапом лошадей. В с.Лызино Ново-Псковского района колхозник Кондратенко около месяца жил и кормил семью падалью со скотского кладбища, собак и кошек и сам замерз на этом кладбище, откапывая конскую ногу.

О крайне бедственном положении людей в этот период свидетельствуют многочисленные факты каннибализма. Колхозник их района Криконенко Мефодий зарезал своего сына 6 лет и вместе с женой в течении 4 дней ели.

В селе Росоховатом Марковского района Руденко Федор имел семью из 5 человек, из них трое детей. Его жена Марина, под принуждением мужа, зарезала двух детей, которые были ими съедены.

Имели место факты трупоедства. В 1933 г. в с.Бончуковке Ново-Псковского района колхозник Веселый Федор со своей женой Евдокией и 14-летним сыном вырыли на кладбище 3 трупа и употребили их в пищу, после чего сразу все умерли. В этом же селе в погребе колхозницы Киященковой была обнаружена половина трупа умершего брата.

А теперь главное!

Все эти опустошенные села нужно было кем-то заполнять. Западная и центральная Украина, также изрядно пострадавшая от голода, не могла предложить людской материал, поэтому на Донбасс, как приграничные районы и хлынула массово российская нищета.

Кроме этого, Донбасс, это все же промышленный, а не сельскохозяйственный регион. Село, как мы увидели выше, было фактически очищено от "украинского элемента" для русских переселенцев, а города, большинство из которых либо строились с нуля, либо значительно расширялись именно во время советской власти, так же массово заселялись "чисто русскими" и, в этом тогда никто ничего плохого не видел.

В те временна, когда, среди советских людей активно гуляли мифы, насаженные российской пропагандой о пятнадцати республиках - пятнадцати равных сестрах, о трех братских славянских народах и еще Бог знает о чем, "лишь бы не было войны" и в голову никому не приходило, что не за горами то страшное время, когда пятнадцать республик распадутся, а брат придет с оружием убивать брата исключительно по национальному признаку.

Хочу передать впечатление русской журналистки из Краматорска, приехавшей сегодня из Димитрова, которая рассказала:
"В 80-е годы в шахтерском Димитрове запустили новую шахту или скорее лаву. Труд шахтера тогда был в почете, хорошо платили. Но рабочих не хватало. Условия были шикарные. Тогда построили целый микрорайон, назвали Даманский. Тому, кто приходил работать на шахту, вручали ключи от квартиры, как только человек напишет заявление. К тому же выдавали 1000 рублей на обустройство. Насколько я помню, холодильник тогда стоил 300, цветной ТВ 400-500. Обратились за подмогой к коллегам с Западной Украины, шахтерам из Львовской области. Те отказались. Пригласили жителей Перми. Их тогда приехало очень много. Заселили целый микрорайон. Говорят сейчас они только и ждут, когда придет россия".

Вот она причина, массовых ожиданий "русского мира". Заходи в этот район и не важно, что он только один такой на весь этот самый Дмитров, а в остальных могут люто ненавидеть упомянутый "русский мир". Важно, что он есть, поэтому, заезжай туда, снимай, как целый район, а в эфир говори - целый город Донбасса, просится в россию, на свою, так сказать, "историческую родину", потому, что здесь "всегда жили русские" и не важно, что это "всегда" проистекает корнями аж в каких-то 30-40 лет. Важно, что это все, реально русские люди не только по духу и крови, а банально, по национальности и паспорту советскому, что для них одно и то же и, что им абсолютно природно хотеть в россию, так же, как и украинцам природно требовать от этих переселенцев оставить в покое их исконно украинские земли, на которых они жили не 30-40 лет, а веками.

Проблема в том, что россия, имея с гулькин нос оснований для обоснований своего вторжения в Украину, использует их по полной на все сто, а Украина, до сих пор, так ничего и не сделала, что сломало бы эту тупую и лживую версию "русского мира" и развеяло бы сомнения, у кого они еще остались, что ни Донецк, ни Луганск никогда не были и не будут российскими только потому, что россия, в свое время, заселила их этничными россиянами.

Анатолий Кравчук, сайт obozrevatel.com

Елена Ефимова

Только что вышел из печати сборник поэзии Донбасса «Час мужества», подготовленный и изданный фондом «Русский мир». 4 июня проходит презентация сборника в МИА «Россия сегодня», а на следующий день состоится литературный вечер и выступление авторов сборника в Государственной Думе РФ.

Татьяна Сухова, советник председателя правления фонда «Русский мир», координатор проекта «Час мужества», рассказывает «Русскому веку» о том, в чем заключается особая ценность и актуальность книги, о том, как зародилась идея издания и о том, как удалось ее осуществить.

- В жизни человечества слово играет огромную роль - словом можно спасти, возродить к жизни, преобразить мир. И совсем скоро наши соотечественники в России и за рубежом смогут узнать, какое оно - слово непокоренного Донбасса, ведь только что увидел свет сборник «Час мужества», собравший на своих страницах стихи поэтов ДНР. Расскажите, пожалуйста, о том, как родилась идея этого издания - и как удалось претворить ее в жизнь. Кто был инициатором проекта, кто работал над тем, чтобы вышла эта книга?

Сборник только что вышел, это большая радость для авторов и всей команды, которая занималась его подготовкой, а сейчас будет решать задачи презентации и распространения книги.

Идея сборника появилась в феврале, в те тяжелые дни, когда накануне перемирия, достигнутого в ходе Минских соглашений, украинские войска обстреливали Донбасс особенно жестоко. Могу даже дату назвать - 12 февраля, в переписке с поэтессой Александрой Хайрулиной из Горловки.

Идея, конечно, рождалась не на пустом месте: с началом сопротивления на Донбассе в интернете и социальных сетях стали появляться яркие произведения гражданской лирики. Мысль о том, что необходимо собрать и издать эти стихи, знаю, приходила многим. Мы в фонде «Русский мир» сделали это первыми.

Сборник - действительно коллективный проект. Он не состоялся бы без активной поддержки председателя правления фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова и исполнительного директора Владимира Кочина. У нас было два редактора-составителя: Наталья Лясковская в Москве и Владислав Русанов в Донецке. В подборе материала помогали луганская поэтесса Людмила Гонтарева и Александр Кораблев, многолетний руководитель донецкого поэтического объединения. Обложку нам подарил питерский художник Павел Лосев, фотографии - Грэм Филлипс и Алена Кочкина. Все издательские заботы взяла на себя шеф-редактор журнала «Русский мир» Лада Клокова.

Мы начали сбор материала в начале апреля, а в конце мая сборник уже был напечатан. Без слаженной работы всей команды, такие сроки были бы невозможны.

- На Донбассе не прекращается война. Стихи о войне - это целый пласт русской литературы, и каждый из нас с детства знает «Бородино», «Жди меня» или «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Сборник «Час мужества» продолжает эту традицию - или он проникнут другими идеями?

Безусловно, «Час мужества» продолжает высокие традиции русской словесности, и даже название сборника - прямая отсылка к знаменитому стихотворению Анны Ахматовой. Историкам, социологам, политическим аналитикам еще предстоит сделать обобщенный анализ событий на Донбассе.Но первый опыт осмысления драмы Донбасса и тех ценностей, ради которых люди там сражаются и живут, был дан именно через поэтическую рефлексию. И это тоже традиционно для русской литературы - опережать философию и социологию.

- Донбасс, вставший на защиту своей земли, культуры, родного языка, стал символом борьбы за правое дело, и многие миллионы наших соотечественников и в России, и в зарубежье поддерживают его в этой борьбе. Сборник «Час мужества» явит миру творчество людей, переживающих жесточайшие испытания. Кто они, авторы стихотворений, вошедших в ваше издание?

Среди наших авторов много признанных поэтов, но есть и те, кто ранее никогда не публиковался. В своей не литературной жизни это представители самых разных профессий - журналисты, преподаватели вузов, школьные учителя, фотографы, медики. Все эти люди попали в ситуацию жесткого экзистенциального вызова, ежедневно находясь между жизнью и смертью. Кто-то ушел в ополчение, большинство - продолжало выполнять свой профессиональный долг; и то, и другое требовало мужества. И то, и другое потребовало также особого взгляда на мир, обострило поэтическое чувство и способность к точным и ярким высказываниям.

Есть эмоции, которые невозможно имитировать, и смыслы, к пониманию которых приходят только через личное переживание. Подлинность - вот безусловная ценность этой книги.

- Коль скоро среди поэтов, стихи которых вошли в книгу, были не только профессиональные литераторы, но и начинающие авторы, то как составителям удалось добиться художественной целостности сборника? И чему было отдано предпочтение - поэтическому мастерству, искусству - или политике?

Вы правильно заметили: сборник производит целостное впечатление, но одновременно он очень полифоничен. Что объединяет разные голоса в хор? Мелодия и дирижер. Такой «мелодией» для нас стали смыслы, отразившиеся в этих стихах, - любовь к своей земле, достоинство, милосердие, протест против жестокости и войны. А «дирижировал» всем редакционный совет фонда, и это был непростой процесс, с многочисленными дискуссиями.

- Дать миру возможность узнать поэзию Донбасса - замечательная идея, но тираж сборника сравнительно невелик, поэтому, как мне кажется, необходима и электронная версия книги. Рассматривалась ли такая возможность?

Начну с того, что тираж сборника не так уж мал - 2500 экземпляров. Его распространение - отдельная часть проекта, и оно, разумеется, будет бесплатным. Мы запланировали рассылку сборника по России - в библиотеки, общественные организации, СМИ, часть тиража нужно отправить в Донбасс. Кроме того, мы разошлем сборник в Русские центры, созданные фондом за рубежом, а их более 100, а также - в организации соотечественников. Что касается электронной версии, она обязательно появится на сайте фонда «Русский мир».

Важно, чтобы голос Донбасса был услышан в самых разных странах, в том числе там, где усилиями СМИ создан достаточно негативный образ этого героического региона. Важно, чтобы обычные люди смогли понять и почувствовать боль Донбасса, его мужество, стойкость и веру.

- О стихах трудно говорить . Их надо читать, слышать их музыку, порой - даже мыслить ими. И всё же - какие стихотворения, вошедшие в сборник, вам наиболее близки, остались у вас в памяти, в душе?

Мне не хотелось бы кого-то выделять, сборник нужно читать целиком, именно так он производит наиболее сильное впечатление. Более того, мне кажется, он очень подходит для сценического воплощения, и было бы просто замечательно, найдись театр, способный решится на такой эксперимент.

Но если наше интервью нужно закончить стихами, пусть это будут строки молодой поэтессы из Донецка Алисы Федоровой, написанные в те тяжелые февральские дни, с которых мы начали разговор:

Унижен и изувечен.

Но не расчеловечен.

Голоден и обезвожен.

Но не обезбожен.

Топится адская печка.

Горячий от солнца и горя,

Мой город горит, как свечка

У Господа на престоле.