Конспекты для начальной школы по опк кураева. Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Н.А.Некрасов

Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька - тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм .

Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Что такое храм?

Храм (церковь) - культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужения и церковных обрядов.

Главная церковь города или монастыря называется собором

Задание: Записать определение «храм» и «собор» в рабочих листах.

Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вспомним «Как правильно себя вести в храме».

Беседа с учащимися.

1. Внешние особенности храма.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от

прочих зданий. По своей архитектуре храмы бывают разные:

  • В виде креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.
  • Храм может быть виде продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
  • Храм иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
  • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- выслушиваем предположения детей

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

А сейчас мы выполним с вами задания

2. Изучение устройства храма.

Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:

  • Храм Христа Спасителя – Москва. Построен в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе
  • Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы.
  • Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане(Волгоград) и многие другие

Самыми большими храмами нашей страны являются:

  • Храм Христа Спасителя – г. Москва
  • Исаакиевский собор – г. Санкт-Петербург
  • Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря – г. Верхотурье Свердловской области

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.

Выслушиваем предположения детей

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части:

  • притвор
  • собственно храм (средняя часть)
  • алтарь.

Мы входим в храм. Самая первая часть храма называется притвор .

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков и икон.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик (канун), здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи.

Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние Царские врата. Справа от Царских врат всегда икона Христа, слева – Божией Матери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, на которой изображено событие священной истории в честь которого возведён храм. Через них невидимо выходит Сам Христос - Царь Славы в Святых Дарах.

Главнейшая часть храма - это алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол. Престол - это стол прямо за Царскими дверями в алтаре, самая святая часть.

Престол означает гору Голгофу, на которой на кресте Иисус Христос принес собой кровавую жертву. Он же означает престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром. "Престол" значит "больший, важнейший из столов" (приставка пре- означает "больше", "важнее").

На престоле за литургией приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподается верующим святое причастие - святая пища.

Таким образом, престолом называют особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею - из более дорогой материи, большею частью из парчи.

Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Входить в алтарь также могут только церковно- и священнослужители. В алтаре они облачаются в специальные одежды для службы – церковное облачение.

В православном храме нет случайных предметов, всё помогает верующим молиться, настраивает душу на молитву, создаёт особую обстановку.

Индивидуальная работа.

Давайте снова поработаем в рабочих листах.

Орлова Наталия Ивановна

Учитель русского языка и литературы,

Основ православной культуры

МБОУ СОШ№61 г. Чебоксары

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО КУРСУ «Основы православной культуры»
Предмет : основы православной культуры, урок постановки и решения учебной задачи

Тема: Прощать может только любящее сердце.

Продолжительность урока – 45 минут

Класс : 5

Технологии:

Технология проблемно – диалогического обучения В равноправном диалоге с учителем определяется проблема, над которой предстоит работать на уроке, и тема урока, причём и тему и цель учащиеся формулируют сами. Эта технология мотивирует учащихся, в процессе проблемного диалога происходит присвоение учащимися целей урока, что позволяет субъективизировать обучение, построить партнёрские отношения. Кроме того, через создание проблемной ситуации, определение темы и проблемы урока, через выдвижение гипотез, актуализацию знаний и через поиск решения – активизируется мыслительная деятельность учащихся. Рефлексия в конце урока работает на формирование оценочных навыков, а в конечном итоге на формирование нравственных норм, социальных компетенций.

Здоровьесберегающие технологи: соблюдение техники безопасности, реализация двигательной активности, чередование различных видов деятельности
Аннотация: Данный урок является заключительным в системе уроков, посвященных теме: « Как жить среди людей» (урок 9 «Православное учение о человеке», урок 10 « Совесть и раскаяние», урок 11 «Заповеди», урок12 «Золотое правило этики», урок 20 « Заповеди блаженств», урок21 «Зачем творить добро» по учебнику Кураева «Основы православной культуры») Учитель, обобщая изученное, ставит перед детьми новый вопрос: «Легко ли прощать? Как научиться прощать?». В жизни мы часто приказываем детям: « Проси прощения!», забывая, что слова мало значат для обиженного, ведь разумом мы можем простить, а вот не затаить обиду, не быть злопамятным – это получается далеко не у каждого. Ведь чтобы простить, нужно прежде всего любить ближнего своего. А этому нужно учиться. Поэтому данный урок целесообразно провести на одном из заключительных уроков курса, когда учащиеся уже буду владеть необходимыми православными понятиями.

Урок начинается с обсуждения просмотренного накануне дома совместно с родителями фильма «Щенок». Основа сюжета – взаимоотношения классного коллектива с мальчиком - сиротой: его презирают, унижают, потому что он не такой как все. В финале фильма организатор травли, неформальный лидер класса, осознаёт свою неправоту и дарит мальчику – сироте щенка.

Обсуждение фильма, специально выстроенный учителем диалог – подводят учащихся к теме урока, дают возможность выявить и осознать актуальность проблемы и определить и обсудить цели урока.

Далее идёт фронтальная работа, построенная на проблемно-диалогической технологии: обсуждение: почему такое происходит, можно ли избежать подобных ситуаций, как? Ребята выдвигают различные гипотезы, намечают пути решения проблемы.

Затем, работая в группах, ребята анализируют притчу о сыне, которого не хочет простить отец, несмотря на искреннее раскаяние сына.

Предъявляя результаты совместных размышлений, переживаний, ребята обсуждают ситуацию через призму православных традиций, православной этики и обобщают работу всех групп.

В заключительной части урока класс возвращается к началу урока для рефлексии и оценки полученного на уроке результата.

Главное на уроке эмоциональное переживание, эмоциональное восприятие темы урока, которого можно достичь очень тщательно и осторожно подобранным материалом, ребятам интересным и важным. Ребята должны извлечь нравственный урок, окрашенный их эмоциями, поэтому памятный.

Чередование различных видов деятельности помогают активизировать деятельность учащихся, а технология проблемно – диалогического обучения создает ситуацию успеха, уверенность в своих силах. («Мне удалось самому найти ответ на поставленный вопрос», « У меня получилось найти решение благодаря моим одноклассникам»). Использование ИКТ оптимизирует данный урок, позволяет достичь его целей с наименьшими затратами (экономия времени, активизация мыслительной деятельности, формирование интереса к изучаемой теме, мотивация учащихся). Также с помощью ИКТ формируются надпредметные компетенции: умение работать с компьютером, умение планировать свою работу, искать информацию, отбирать нужную, использовать для решения своих задач, представлять конечный результат в определенной форме с учетом ситуации. Применение мультимедийных средств было целесообразным на следующих этапах урока:
- Домашнее задание . Дома учащиеся смотрят художественный фильм «Щенок» (15 минут). (Если у ребенка нет компьютера дома, учитель может показать фильм заранее в классе). Часто просмотр фильма становится семейным, что позволяет детям и родителям обсудить героев фильма, их поведение и поступки. Это также способствует тому, что родители начинают проявлять интерес к данному курсу, могут отслеживать, какие темы рассматриваются на уроках. Используя Интернет, учащиеся находят лексическое толкование жанра « Притча», знакомятся с библейскими притчами и создают электронный тематический справочник « Мудрые мысли». Работа над созданием данного справочника не только способствует развитию творческого потенциала учащихся, но и формирует такие компетенции, как сбор материала, отбор нужной информации, систематизация, использование в учебном процессе.
- Актуализация знаний Использование интерактивной презентации «Прощать может только любящее сердце» создает атмосферу дозированности информации. Наглядная информация помогает учителю эмоциональнее воздействовать на учащихся в ходе урока и способствует управлению темпом подачи материала, акцентировании внимании учащихся на наиболее важных моментах, включает зрительную память. обобщает работу в группах.

- Практическая работа учащихся в ходе решения учебной задачи Составление слайдов в режиме презентации позволяет учащимся сформировать один из способов обработки информации для достижения цели, обобщает работу в группах. Данный вид работы является отправным моментом для следующего этапа урока – самоанализ, выставление самооценки.
- Этап оценивания успеха . Используется прием незаконченного предложения. Учащиеся отправляют полученное предложение - отзыв учителю по электронной почте, что помогает педагогу организовать личностно – ориентированный подход в обучении. Данное общение позволяет обсудить не только деятельность ученика на уроке, но и дает возможность ему задать интересующие вопросы по теме, обсудить их. В дальнейшем это способствует созданию психологически комфортных условий для сотрудничества между учителем и учеником.

В ходе урока учащиеся развивают следующие общеучебные умения:
- Организационные: учатся находить проблему и составлять план решения проблемы, используют наряду с основными дополнительные средства (справочная литература, компьютер)
- Интеллектуальные : самостоятельно отбирать для решения проблемы необходимую информацию, сопоставлять и анализировать. Представлять информацию в виде таблицы, уметь передавать содержание в сжатом виде, опираясь на ключевые слова.
- Оценочные умения : оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм, уметь делать свой выбор в общей системе духовно – нравственных ценностей, объяснять свои действия, давать оценку своим поступкам.
- Коммуникативные умения : Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, аргументировать свою точку зрения, подтверждая ее фактами, уметь выслушивать оппонента, вежливо переубедить собеседника, организовать учебное взаимодействие в группе

КОНСПЕКТ УРОКА
Цели урока:

I Обучающие – знать этические и нравственные нормы и традиции православия, их значение в жизни людей.

II Воспитательные – воспитать доброту, сострадание, умение сопереживать, помогать тем, кто в помощи нуждается, умение прощать и просить прощение.

III .Развивающие – формирование социальных компетенций, коммуникативных, оценочных оганизационных и интеллектуальных умений.

П р и в е т с т в и е

1. Беседа по домашнему заданию.

Дома вы посмотрели фильм « Щенок». Понравился он вам? О чем этот фильм? (Фильм о том, как ребята обижали мальчика, не принимали в свои игры, потому что он был на них не похож - он был круглый сирота, и эта травма наложила отпечаток на его поведение. Но ребята об этом не знали. Главный герой Леша в конце фильма дарит ему щенка, когда узнает, что Валерка - сирота, и предлагает ему дружбу)


- Почему Леша, когда вырос, стал служить в церкви? Почему спустя столько лет отец Алексей вспоминает этот случай из детства? Почему он запомнил его на всю жизнь до мельчайших подробностей? (этот случай ему помог понять, что на свете есть что-то важнее, чем те вещи, которые его окружали в жизни, и от этого «чего – то важного» на душе становится теплее и чище. «Есть та, которая плачет над нашими грехами.»)
2. Создание проблемной ситуации

А сейчас я попрошу вас ответить на главный вопрос: «Почему ребята обижали мальчика?» (Он был не похож на них. И фильм называется «Щенок» не случайно.)

Здесь можно ребят попросить объяснить, как они понимают название фильма.

А как звали мальчика – сироту? (В фильме называется его имя только в конце - Валерка, на протяжении всего фильма ребята обращаются к нему «Ненормальный«, « Буратино», « Придурок») Случайно мы не знаем, как его зовут? (Нет, потому что на его месте может оказаться любой)

Как вы думаете, какое продолжение было у этой истории? (Мальчик стал участвовать в играх, а Лешка не давал его в обиду. Они стали дружить)

Мальчик – сирота простил своих обидчиков? А вы смогли бы простить?

Как вы думаете, трудно прощать? Вы смогли бы не отвечать злом на зло?
3. Формулирование проблемы

Я вижу, ответить однозначно у нас не получилось, но это и понятно, ведь у каждого в жизни есть выбор, и по какому пути вы пойдете, решать вам. Но, возвращаясь к нашим вопросам, как вы думаете, над чем нам стоит сегодня поразмышлять? (Уч- ся формулируют вопрос в разных вариантах, основная проблема выводится на интерактивной доске)

Сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос: « Как научиться прощать?», « Как не отвечать злом на зло». И мы попробуем сегодня найти тот путь, по которому нам с вами не стыдно будет идти.
4. Выдвижение гипотез

Какие у вас есть предположения по решению проблемы? (Ребята выдвигают версии, которые записываются на доске)


5.Актуализация знаний

На одном из уроков мы говорили о прощении. Вспомните слова:

« Господи, прости их, ибо не ведают, что творят». Кому принадлежат эти слова? (Христос их сказал на кресте) (слайд № 7)

Учитель разворачивает беседу по теме:

За кого пострадал Христос? (За людей)

Но люди же его и распяли, а он просил простить их. Почему? Что дал Иисус Христос людям? (Заповеди). Для чего?

Вспомните их. (Ребята их называют, заповеди выводятся на интерактивной доске)

Какая заповедь самая важная? (« Люби ближнего, как самого себя») (слайд № 8)

Если уч-ся имеют более глубокие знания по православной культуре, можно предложить им дополнительные вопросы: Как вы понимаете, кто (или что) такое Бог? (Бог – это любовь.)

Как, по какому образу Он создал Человека? (В Библии сказано, что Человек создан по образу Божиему, и должен уподобляться Богу, то есть стремиться стать подобием Божием, т.е. любить людей. Высшая нравственная ценность - это любовь и добро)

Как вы думаете, может эта заповедь помочь в решении нашей проблемы?

Мне кажется, нам не хватает еще одного какого – то важного момента. Ведь как просто получается. У нас есть законы – заповеди, соблюдай их и живи хорошо. Но почему же мы не следуем им? (Это очень трудно)

Что же делать? (Надо работать над собой)

А как работать над собой? Можете вы четко сформулировать план? (Нет. Значит, нам не хватает знаний, как же работать над собой, чтобы соблюдать заповеди)


6. Открытие нового знания. Пути решения

Думаю, помогут нам найти решение притчи. Ведь Иисус Христос учил людей через притчи, и мы с вами попробуем найти решение с их помощью.

На прошлом уроке вы получили задание узнать, что такое притчи, прочитать несколько библейских притч и начать работу над составлением справочника « Мудрые мысли».

Дайте лексическое толкование данного жанра.

Учащиеся зачитывают определение данного слова, параллельно в презентации дается словарная статья из словаря В.И.Даля.(слайд№ 10)

А можно ли назвать фильм « Щенок» притчей. (В фильме есть смысл, урок для всех людей, что нельзя быть злыми, жестокими по отношению к тому, кто не похож на тебя)

Работа с притчей в группах.

(Каждая группа получает листок с притчей. Ребята читают, обсуждают и делают вывод, какой смысл заключен в притче)


Притча: СОГРЕШИЛ СЫН перед отцом. Но потом в своем грехе искренне раскаялся. Только вот отец никак не хотел его простить, хотя был человеком набожным: и храм посещал, бедным помогал. Сколько ни пытался сын с отцом примириться - все напрасно.

Переоделся тогда сын нищим, постучался в отцовскую дверь и просит:

-Вынеси мне, добрый человек, кусок хлеба.

Отец дал ему хлеба, а сын тогда и говорит:

-А ведь это я, сын твой. Почему же ты над незнакомым нищим сжалился, а ко мне жалости не имеешь?

И отец его простил.

На интерактивной доска выводятся вопросы – помощники:

1.Как вы думаете, почему отец никак не хотел простить сына?

2. Почему сын вынужден был переодеться?

3. Что помогло отцу простить сына? (слайд № 11)
После того, как ребята обсудили притчу в группах, начинается коллективное обсуждение в классе. Беседа по вопросам. Выводы фиксируются на интерактивной доске одним из учеников группы, которая нашла решение вопроса.

Обратимся к проблеме нашего урока: как вы думаете, почему я выбрала эту притчу?

Сразу ли отец простил сына? Почему? (Был зол на сына, жесток, а когда мы впускаем в сердце ненависть, мы отдаляемся от любви)

А сын все сделал, чтобы заслужить прощения?

Тяжело отцу было простить сына? (да, но он смог это сделать, потому что он смог пересилить себя, переступить через гордыню; он понял, что не прав перед сыном)

А как отец работал над собой? (Возможно, он представил себя на месте сына; проявил к сыну жалость; как мы относимся к людям, так и они относятся к нам)

Какой урок преподал сын отцу? (он заставил его задуматься над своим характером. Мало ходить в церковь, помогать бедным – мы это можем делать как обязанность – главное, чему нас учит Христос, жить с любовью к людям, уметь прощать. Сын оказался незащищенным перед отцом, т.к. сыну не хватало любви отца)

Работа с интерактивным плакатом: «Заповеди»(слайд 16)

В начале урока мы с вами вспомнили заповеди. Давайте попробуем рассмотреть отношения между отцом и сыном через некоторые заповеди:


- Пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою. Сын выполнял эту заповедь? (Да, он раскаялся, просил прощения)

Шестая заповедь: Не убивай. Духовно отец был жив? (Наполовину, т.к. бедным он помогал, но о сыне он забыл.

Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй. Отец любил сына?

(Дословно заповедь означает: « Не совершай действий против любви»). А отец тем, что не может простить сына, предает любовь к нему, т.е. непрощение постепенно уничтожает любовь в его сердце.

Промежуточный вывод: Если мы не можем простить, мы нарушаем все нравственные нормы.

Что же помогло отцу простить сына? (Проявил сочувствие к сыну, и жестокость оставила его сердце, ее место заняла любовь, он смог проделать путь от любви к прощению)

Проблема, которую мы пытаемся решить сегодня, огромна, и каждый делает свой выбор. От любви можно пойти двумя путями: можно пойти от любви к ненависти, а можно пойти к прощению. Отцу удалось выбрать правильный путь. Попробуем и мы с вами его пройти. Давайте определить каждый шаг этого пути. (слайд 14)
ЛЮБОВЬ_________________________________ ПРОЩЕНИЕ
Учащиеся работают в группах по листочкам. Обсуждают, заполняют листок. (Представители групп выходят к доске, сканируют и выводят изображение на экран)


Посмотрите, все группы дали почти одинаковые пути решения нашей проблемы. Чтобы простить, надо полюбить человека. Но полюбить ближнего не так - то просто. Для этого нужно проделать огромную работу над собой.


7. Применение новых знаний

Ребята смотрят концовку фильма «Щенок» (3 минуты)


- Почему Валерка вернул щенка без каприз, не упрямясь? (Он пожалел мальчика, проявил сочувствие, когда женщина сказала, что мальчику будет плохо без щенка, есть «та, которая плачет, когда мы берем чужое»

А почему Лешка дарит щенка Валерке? (Он пожалел мальчика, когда узнал, что он - сирота, это, своего рода, прощение. Он вспомнил слова женщины «Давай никому не будем делать плохо»)

Трудно ему далось это решение? Что ему помогло принять это решение? (В нем проснулось сочувствие, он вспомнил слова о «той, которая плачет»)

А кто это, «та, которая плачет»? (Это Богородица, это образ матери, которая всегда нас любит, жалеет и всегда прощает)

Случайно фильм заканчивается грозой? (Дождь - это символ очищения)
Как бы вы назвали наш урок? Определить тему вам помогут афоризмы, пословицы и высказывания великих людей.

Слайд №
Любовь согласие водит, а от ненависти вражда исходит.

Русская пословица

Любовь не ситный хлеб, с молоком не съешь.

Чувашская пословица
Где любовь, там и свет.

Чувашская пословица

Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

Из писаний Христианства
Нет на свете силы более могущественной, чем любовь.

И.Станиславский
Однажды вы поймете, что любовь исцеляет все, и любовь - это все, что есть на свете.

Г.Зукав
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остается.

Л.Толстой
Милосердие - это бесконечное прощение.

Ларошфуко
- Эти мудрые слова лишь маленькая капелька в океане изречений, посвященных любви и прощению. Обратите на авторов изречений. Что вы заметили? (Высказывания принадлежат людям разных культур, национальностей, но все они затрагивают тему прощения, тему любви к ближнему. Это говорит о том, что тема духовно – нравственных ценностей не зависит от национальности, от вероисповедания, это общечеловеческая тема)
Вывод: на этом уроке мы нашли решение проблемы, но это лишь маленькая часть работы над собой. Идти к прощению вы будете долго, может быть, вы будете учиться прощать всю жизнь. Сможете вы это сделать или нет - зависит от каждого из вас.

Уметь прощать очень важно в жизни. Этому чину в Православной Церкви посвящен праздник Прощеное воскресенье. И это не случайно Искренне прося прощение, мы избавляемся от греха, очищаем душу. И просить прощение не всегда легко. Надо иметь силу духа, чтобы признаться себе в том, что ты не прав. Преступить через гордыню может только любящее сердце. И в качестве одного из домашнего заданий на выбор я предлагаю обсудить эту тему с родителями и написать сочинение - миниатюру на тему: « Могу ли я прощать?». Второе задание - сочинить притчу о прощении и любви. Дома вы продолжите вести электронный справочник «Мудрые мысли», куда запишите выводы по сегодняшнему уроку.


8. Рефлексия
- Понравился вам урок? Что нового узнали?

Мне было интересно…

Я научился…

Я узнал…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Я понял, что…

Меня удивило…

Этот урок поможет мне …

Я выполнял задания…

Для меня стало открытием, что…


Мне будет интересно узнать о ваших впечатлениях. Отправьте отзывы на мой электронный адрес natasha5449.orlova или напишите его в тетради.

Работать с вами сегодня мне было приятно и интересно. Всем большое спасибо.


Урок 1.Россия – наша Родина? Что такое духовный мир; ? Что такое культурные традиции. Окружающий мир человека – бесконечный и многообразный: - материальный - духовный (мир культуры) Духовный мир – человек - внутренний мир (душа) Внутренний мир: сложный, разный, многоликий. Как не разрушить внутренний мир? Опора на национальные традиции Культурные традиции: - религиозные культуры; - морально-этические нормы; Их основа: вечные ценности: добро, честь, справедливость, милосердие.


Урок 2.Культура и религия? Как человек создает культуру; ? О чем говорит религия? Культура – (cultura от глагола colo - «возделывать почву», «обрабатывать») Первоначальный смысл слова «культура» – это возделывание (очеловечивание природы как среды обитания). Культура в широком смысле – все то, что создано человеком. Культуру создают люди, а культура изменяет человека: - накапливает и передает опыт… - создает условия жизни людей; - влияет на образ мыслей и чувств, на способ общения. Культура: светская и религиозная. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религиозная культура опирается на религиозные традиции. Истоки русской культуры – в православной культуре Православная вера определяет поведение и культуру человека.


Урок 3. Человек и Бог в православии? Какие дары Бог дал человеку; ?Как вера в Бога может влиять на поступки людей Что есть Бог? Творец, который создал весь мир. Он создал человека, дал человеку свободу, разум, совесть, доброту, любовь. Вера в Бога – направляет, определяет поступки людей, вдохновляет на созидание…


Урок 4. Православная молитва? Что такое православие; ? Что значит слово «благодать»; ? Кто такие святые; ? О молитве «Отче наш» «Православие» означает умение правильно славить Бога (молиться). Обращение к Богу - молитва. Молитва противоположна магии. (Магия – навязывание (через заклинание) своей воли духам, Богу). Молитва-просьба; Молитва-благодарение; Молитва- славословие; Влияние молитвы. Благодать (добрый дар) - действие Бога, меняющее человека. Святые - люди, которые под действием благодати изменились. «Отче наш» - самая известная молитва христиан.


Урок 5. Библия и Евангелие? Кто такие христиане; ? Что такое Библия; ? Что такое Евангелие. Христианин – человек, который принял учение Иисуса Христа. Библия – священная Книга для каждого христианина. Две части Библии: Ветхий Завет (50 книг) и Новый Завет (27 книг). Слово «завет» - «союз», «договор» (Бога с человеком). Книги Ветхого Завета написаны пророками, которые имели особый дар – слышать Бога. (до прихода Иисуса Христа): история еврейского народа, основы иудаизма, Декалог. Книги Нового Завета: «Евангелие» (с греч. «добрая весть») - о жизни, делах и учении Иисуса Христа; Деяния апостолов; Послания апостолов; Апокалипсис («Откровения Иоанна Богослова»).


Урок 6. Проповедь Христа? Чему учил Христос; ? Что такое Нагорная проповедь; ? Какие сокровища нельзя украсть. Иисус Христос учил любви к ближнему. Нагорная проповедь – изречения глубокого смысла Иисуса Христа, (произнесены с небольшой горы). О мести. Как поступить, если вас обидели, ударили, обозвали…? «Не противься злому… Любите врагов ваших…» Отказ от мести кладет предел разрастанию зла. О богатстве. «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе…» «Сокровище на небе» - это добро человека, которое нельзя украсть. Призыв Иисуса Христа: жить на земле в любви к Богу и к ближнему.


Урок 7. Христос и Его крест? Как Бог стал человеком; ? Почему Христос не уклонился от казни; ? Какова символика креста. Евангелие: однажды Бог соединил с Собой человеческое тело и душу (вочеловечился). Бог стал Богочеловеком: творил чудеса, радовался, страдал, прошел весь путь человеческой жизни и вошел в мир человеческой смерти. Иисус позволил себя казнить на кресте. Почему? Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. До Христа люди умирали и смерть давала им пустоту и холод. Христос дал надежду каждому человеку на бессмертие его души. Крест Христа - не только орудие пытки и казни, но и знак любви Бога к людям.


Урок 8. Пасха? Что такое Пасха; ? Как празднуют Пасху. Евангелие: после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес (с др.слав. «крес» - жить, сиять, сверкать». Воскресение – день возобновления жизни. Пасха Христова - а честь воскресения Христа. Праздник Пасхи: крестный ход, пасхальная служба в честь воскресения Христа. Пасхальные атрибуты – праздничный стол, куличи, яйца, твороженное блюдо, то есть пасха.


Урок 9. Православное учение о человеке? Чем Бог одарил человека; ? Что такое образ Божий в человеке. В православии размышления о Боге и человеке взаимосвязаны Бог одарил человека душой (думает, мечтает…), подарил человеку свободу, любовь… Эти дары составляют целый мир, внутренний мир человека. Разум, свобода, творчество у христиан называются «образ Бога в человеке». Если человек не думает о душе или совершает плохое - она слабеет, «болеет». Мудрые люди: «О душе подумай!» (не делай плохого, делай добро)


Урок 10. Совесть и раскаяние? О подсказках совести; ? Как исправлять ошибки. Зло в православии есть синоним греха. Зло ослабляет душу человека, добро и совесть укрепляет. Совесть: подсказывает человеку, как поступить; напоминает ему, что сделано неверно. Главное в жизни - быть в ладу со своей совестью. Раскаяние: может помочь человеку исправить ошибку.


Урок 11.Заповеди? Какие заповеди даны людям; ? Что общего у убийства и воровства; ? Как зависть гасит радость. Миссия заповедей: отличить добро от зла, грех от добродетели. Заповеди даны людям от Бога! - почитай отца и мать: - не убивай; - не кради; - не прелюбодействуй; - не лги; - не завидуй и др.


Урок 12.Милосердие и сострадание? Чем милосердие отличается от дружбы; ? Кого называют ближним; ?Как христианин должен относиться к людям Главная заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего как самого себя!» В основе заповеди – милосердие и сострадание (сердце милует, любит, жалеет – страдает). Милосердный человек – неравнодушный к горю другого, ближнего. «Ближний» - тот, кто находится в беде и нуждается в твоей помощи. Если человек виноват, но переживает беду, надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.


Урок 13.Золотое правило этики? Главное правило человеческих отношений? Что такое неосуждение. Христос:«..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Христос: не осуждайте других! «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Неосуждение – это не попустительство и не навешивание на человека ярлыков. Человек и его дурной поступок не одно и то же. Православное правило: «Люби грешника и ненавидь грех» «Любить» - значит помочь избавиться от грехов.


Урок 14. Храм? Что люди делают в храме; ? Как устроен православный храм. Люди приходят в храм: помолиться за себя, за других, поставить свечи «за здравие», «за упокой» и др.; Внутреннее устройство: иконы, иконостас, царские врата (символизируют врата Рая), алтарь; Ограничения в храме. В любой религиозной культуре есть система запретов и необходимо их уважать.


Урок 15. Икона? Почему икона так необычна; ? Почему изображают невидимое Икона (с греч. «образ») – картина с изображением лица или события из Библии или церковной истории. Отличие картины от иконы: - в картине отражается мироощущение автора, дыхание той или иной эпохи; в иконе отражается мировоззрение Церкви, икона - вне времени; -в картине отражается индивидуальность автора, его живописная манера и т.п.; икона – творение соборное, не самовыражение, а служение; Икона пронизана светом, добром и любовью. Свет - символ Света Божественного. Главное – показать мир души святого человека (через лица (лики) и глаза). Евангелие: Бог родился как человек, апостолы видели Христа, значит можно изображать. Икона и человек: он молится не иконе, а перед иконами и тому, кого видит на иконе. Уроки Творческие работы учащихся.


Урок 18. Как христианство пришло на Русь? Что такое церковь; ? Что такое крещение. Люди, ставшие христианами, объединялись в общество, которое называется Церковь. Христианское учение распространялось и пришло на Русь через Византию. 988 год: крещение киевлян в р. Днепр. Крещение – это присоединение к Церкви. Значение новой веры: появление письменности, школ, книг, строительство храмов. вера преображала людей и их культуру: наполняла жизнь новым смыслом, христовы заповеди помогали утверждать новые нравственные правила жизни; русские стремились жить по вере, утверждается название «Святая Русь».


Урок 19. Подвиг? Что такое человеческий подвиг; ? О человеческой жертвенности. Христианский подвиг – эта жертва ради себя, ради других людей и ради Бога. Подвиг ради себя (жертвовать мелкими радостями во имя высокой цели); Подвиг ради другого человека (и в малом, и в большом); Подвиг во имя Бога: человек жертвует своими капризами ради стремления жить по вере; В основе подвигов – жертвенность (движение во имя высокой цели). Подвиг – «двигаться», «движение», «подвижничество».


Урок 20. Заповеди блаженств? Когда люди бывают счастливы; ? Как плач может обернуться радостью; ? Когда сердце бывает чистым. Нагорная проповедь: «Заповеди блаженств». «Блаженные» («счастливые») Первая заповедь о людях, ставших «нищими» по велению своего духа (влечение к Богу) Православие: нищий духом - это самый духовно богатый человек на свете, ибо в его душу входит Христос. Нищие духом, ограничив желания, поняли: лучше остаться бедным, но честным, отказаться от карьеры, но не предать, жить в мире со своей совестью, чем угождать и т.д. Для «нищих духом»: «Царство божие есть» и «Царство Божие – внутри вас!». Если человек поступает по заповедям Христа, значит он в Царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости. Другие заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» (чистое сердце – сердце без завести, лицемерия, подозрительности и пр.) Такой человек светлым оком смотрит на мир и на Бога.


Урок 21. Зачем творить добро? ? Как подражают Христу; ? Чему радуются святые. Все согласны с правилом: «..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть особые причины не быть эгоистами и творить добро Первая из них – благодарность за подвиг Христа. Христиане также стараются служить для других (самоотверженность). Вторая причина творить добро: это дает возможность пережить духовную радость. Благодаря пережитой радости человек осознает - от чего заповеди предостерегают и что они хотят ему подарить. Христианин ищет радость для своего сердца и для этого творит добро.


Урок 22. Чудо в жизни христианина? О святой Троице; ? О христианских добродетелях. Христиане верят, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни. Для христианина чудо по-своему логично, потому что он верит в Бога. Христианин верит в Единого Бога, который есть Святая Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христа) и Дух Святой. Христиан радует то, что Бог свободен от таких законов арифметики Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого. Если человек постоянно творит добро, христиане говорят, что он стяжал (приобрел) добродетель. Добродетель - это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. Три главных добродетели: вера, надежда, любовь.


Урок 23. Православие о Божием Суде? Как видеть в людях Христа; ? Почему христиане верят в бессмертие. Второе пришествие Иисуса Христа или Божий суд должен заставить людей задуматься: - как они живут, - правильно ли они поступают, - что с ними будет в конце их земной жизни. Потому что: - каждое слово – доброе и злое – Бог принимает на свой счет. - помощь, оказанная незнакомцу, это помощь Богу; - оскорбление, нанесенное человеком любому из людей, это оскорбление Бога и т.д. Христианский принцип: если тебе трудно, найди человека, которому, может быть, еще труднее и помоги ему. Жизнь по таким заповедям поможет человеку получить от Бога бессмертие


Урок 24. Таинство Причастия? Как Христос передал себя ученикам; ? Что такое Причастие; ? Что такое церковное таинство. Согласно Библии, Христос дал людям свое тело и свою кровь в виде вина и хлеба и это стало одним из семи таинств – таинством причастия. Христиане во время таинства причастия, вкушая хлеб и выпивая глоток вина, считают что это больше, чем хлеб и больше чем вино, они ощущают, что в них входит Христова сила и благодать (добрый дар от Бога) На языке православной мысли - чудо церковной соборности (основанной на единении всех христиан со своим Богом) Таинство Причастия совершается во время Литургии (с древнегреч. «общее дело»)


Урок 25. Монастырь? Почему люди идут в монахи; ? От чего отказываются монахи. Появление монахов Монах - религиозный человек, который решение принимает стать монахом «по зову Бога»; Главное призвание монаха - быть всегда только с Богом. Стадии становления монаха: вначале живет в монастыре послушником, после чего приносит монашеские обеты (жить в послушании, безбрачии и без личных вещей), его постригают:состригают несколько прядей волос (в древнем мире знак рабства), он получает новое имя.


Урок 26. Отношение христианина к природе. ? Что делает человека выше природы; ? Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианин утверждает: мир создал Творец, постигая окружающий мир, он постигает самого Творца. Человек выделяется из мира природы и мира животных тем, что Бог дал ему совесть, разум, свободу и ответственность. Для христианина природа – это его родной дом и Божий храм, в котором нельзя сорить, гадить, разрушать и ломать. Христианское милосердие распространяется не только на людей, но и на природу и животных.


Урок 27.Христианская семья? Что такое венчание; ? Что такое обручальное кольцо. Христианская семья создается на основе любви и желании супругов быть с избранным до конца и в радости, и в горе. Вступление в брак в православии – венчание. Венец и обручальные кольца -символизируют решимость пары быть вместе навсегда. В православной семье стараются сохранить семейные и православные традиции.


Урок 28. Защита Отечества? Когда война бывает справедливой; ? О святых защитниках Родины Защита Отечества - первостепенная миссия православного. С христианской точки зрения война оборонительная - справедливая и оправданная. Христианин берет оружие, если нужно защищать родину, семью, свою веру. Героизм при защите отечества: Ледовое побоище, Куликовская битва, Смута начала 17 века, война 1812 года, Крымская война… Но воин-христианин и на войне остается человеком (не убивает пленных, безоружных, не грабит мирных жителей).


Урок 29. Христианин в труде? О первом грехе людей; ? Какой труд напрасен. Первые грехи человека по Библии – лень и гордыня. Адам и Ева съели плод, чтобы стать сразу мудрыми, но мудрость дается только с трудом и опытом. И случилась беда: разорвалась связь между Богом и человеком. Труд ради обогащения не приближает человека к Богу. Православие признает труд честный, труд на пользу людям. Труд дает человеку опыт, знания и закаляет его. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (апостол Павел).


Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству Духовные традиции России – на основе ведущих религиозных традиций (праволсавных, исламских, иудейских, буддистских). Общее для традиционных религиозных культур - любовь и уважение к человеку. Любовь - основа жизни: к семье, к близким, к народу, к родине. В основе любви: - бескорыстие к ближнему. - служение на благо людей, на благо Родины. Любить - значит совершать поступки (малые и большие).


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Автор Романовский В.К., д.и.н., зав. кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО Нижний Новгород, ул.Ванеева, Телефон: (831) ГБОУ ДПО НИРО Ректор - Бармин Николай Юрьевич, к.э.н. Тел. (831)

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Священномученик Арсе́ний Ростовский (Мацеевич), митрополит

Свя­щен­но­му­че­ник Ар­се­ний, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Алек­сандр Ма­це­е­вич) был по­след­ним про­тив­ни­ком цер­ков­ной ре­фор­мы Пет­ра I. Он ро­дил­ся в 1697 (по дру­гим дан­ным, в 1696) го­ду во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском в се­мье пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, вед­ше­го свой род из поль­ской шлях­ты.

По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние в Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, в 1733 го­ду он был уже иеро­мо­на­хом. Вско­ре он со­вер­шил пу­те­ше­ствие в Устюг, Хол­мо­го­ры и Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, где по­ле­ми­зи­ро­вал с за­то­чен­ны­ми там ста­ро­ве­ра­ми; по по­во­ду этой по­ле­ми­ки он на­пи­сал «Уве­ще­ва­ние к рас­коль­ни­ку»

В 1734–37 го­дах отец Ар­се­ний участ­во­вал в Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции. В 1737 го­ду он был при­ко­ман­ди­ро­ван к чле­ну Си­но­да Ам­вро­сию (Юш­ке­ви­чу), за­ни­мав­ше­му в то вре­мя пер­вен­ству­ю­щее ме­сто в цер­ков­ной иерар­хии. Это на­зна­че­ние при­ве­ло к сбли­же­нию двух иерар­хов и опре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу от­ца Ар­се­ния. По­свя­щён­ный в 1741 го­ду в сан мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всея Си­би­ри, вла­ды­ка Ар­се­ний за­щи­щал в Си­би­ри пра­ва но­во­кре­ще­ных ино­род­цев от при­тес­не­ний во­е­вод, а ду­хо­вен­ство – от вме­ша­тель­ства свет­ско­го су­да.

Су­ро­вый си­бир­ский кли­мат вред­но от­ра­зил­ся на здо­ро­вье вла­ды­ки, и вско­ре по во­ца­ре­нии Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны он был пе­ре­ве­дён в 1742 го­ду на ка­фед­ру в Ро­стов с на­зна­че­ни­ем чле­ном Си­но­да.

Стро­гий к под­чи­нен­ным, вла­ды­ка ста­но­вит­ся в рез­кую оп­по­зи­цию и к свет­ской вла­сти. Он на­ста­и­ва­ет пе­ред им­пе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной II на уда­ле­нии свет­ских чи­нов из со­ста­ва Си­но­да, утвер­жда­ет, что Си­нод во­об­ще не име­ет ка­но­ни­че­ской ос­но­вы, и де­ла­ет вы­вод о необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. За­пис­ка вла­ды­ки «О бла­го­чи­нии цер­ков­ном» яви­лась пер­вым про­те­стом рос­сий­ской иерар­хии про­тив си­но­даль­ной си­сте­мы.

Ещё бо­лее обост­ри­лись от­но­ше­ния вла­ды­ки со свет­ской вла­стью, ко­гда в кон­це цар­ство­ва­ния Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, за­тем при Пет­ре III и Ека­те­рине II рас­по­ря­же­ния, на­прав­лен­ные к огра­ни­че­нию мо­на­сты­рей в управ­ле­нии их иму­ще­ства­ми, вы­зва­ли силь­ное него­до­ва­ние в выс­шем ду­хо­вен­стве.

9 фев­ра­ля 1763 го­да вла­ды­ка в Ро­сто­ве со­вер­ша­ет «Чин от­лу­че­ния» с неко­то­ры­ми при­бав­ка­ми, на­прав­лен­ны­ми про­тив «на­силь­ству­ю­щих и оби­дя­щих свя­тыя Бо­жия церк­ви и мо­на­сты­ри», «при­ни­ма­ю­щих дан­ныя тем от древ­них Бо­го­люб­цев име­ния».

В мар­те вла­ды­ка по­дал два до­не­се­ния в Си­нод, ко­то­рый до­ло­жил им­пе­ра­три­це о том, что свя­ти­тель Ар­се­ний яв­ля­ет­ся «оскор­би­те­лем Ея Ве­ли­че­ства». Ека­те­ри­на пре­да­ла его су­ду Си­но­да, ко­то­рый длил­ся семь дней; вла­ды­ка был осуж­ден, низ­ве­ден в зва­ние про­сто­го мо­на­ха и за­то­чен в Ни­ко­ло-Ко­рель­ский мо­на­стырь.

Но и в ссыл­ке свя­ти­тель не пе­ре­ста­вал об­ли­чать дей­ствия обес­цер­ко­в­лен­ных вла­стей в от­но­ше­нии цер­ков­ных иму­ществ, вы­ра­жал со­мне­ние в пра­вах Ека­те­ри­ны II на пре­стол, со­чув­ствие ве­ли­ко­му кня­зю Пав­лу Пет­ро­ви­чу. Де­лу вла­ды­ки был дан ха­рак­тер по­ли­ти­че­ский, и в кон­це 1767 го­да он был ли­шен мо­на­ше­ства и при­го­во­рен к «веч­но­му за­клю­че­нию». Под име­нем «Ан­дрея Вра­ля» он со­дер­жал­ся в Ре­вель­ском ка­зе­ма­те, где и умер 28 фев­ра­ля 1772 го­да.

За сми­рен­ное пе­ре­не­се­ние скор­бей и нес­тя­жа­тель­ность, а так­же за му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за Цер­ковь свя­ти­тель по­чи­та­ет­ся в Рус­ском на­ро­де.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре в ав­гу­сте 2000 го­да.

Молитва священномученику Арсению (Мацеевичу), митрополиту Ростовскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, многострада́льне святи́телю Арсе́ние! Умилосе́рдися у́бо о мне́ гре́шнем, услы́ши сле́зное мое́ моле́ние. Не возгнуша́йся скве́рных мои́х я́зв грехо́вных. Приими́ недосто́йное мое́ хвале́ние от всего́ се́рдца тебе́ возноси́мое. И ми́лостив сотвори́ся на мои́ проше́ния к тебе́ многомо́щному засту́пнику моему́ пред Го́сподем. Умоли́ Всеблага́го Бо́га моего́ дарова́ти ду́х сокруше́ния о гресе́х мои́х, ду́х смире́ния, кро́тости и незло́бия, еще́ же вся́ за́поведи Его́ неле́ностно исполня́ти, к бли́жнему любо́вь и милосе́рдие вы́ну явля́ти. Наипа́че же и́мя Его́ Сладча́йшее в се́рдце и уме́ содержа́ти и уста́ми безбоя́зненно испове́дати. Да да́рует моли́твами твои́ми Христо́с Бо́г на́ш все́м призыва́ющим и́мя Его́ свято́е вся́ потре́бная ко спасе́нию, дабы́ во вся́кое вре́мя и на вся́цем ме́сте с любо́вию сла́вилось и́мя Всесвяты́я Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • «Отдай мне эти сухари, я их за чаем съем»

    Помощь Божия от общения с о. Тихоном была всегда ощутима, т.к. ответы подкреплялись духовной милостыней, молитвой.