Екатеринбург — «третья столица» России. Екатеринбург — «третья столица» России Шоумен и неформальный лидер культовой группы "АукцЫон" Олег Гаркуша в эксклюзивном интервью "ДП" рассказал, в каких акциях протеста и почему следует участвовать рок-звездам

Что к чему в столице Урала

Вам наверняка не раз приходилось слышать, что у России две столицы: многомиллионная и бурлящая жизнью Москва и романтичный поэт-аристократ Питер. Но в одном из крупных российских городов найдется почти полтора миллиона человек, которые с этим утверждением не вполне согласятся. А то и вовсе не согласятся, ведь многие из них привыкли называть свой родной город «столицей Урала» или даже «третьей столицей» России-матушки. Да, друзья, сегодня мы с вами поговорим о Екатеринбурге – городе неоднозначном, но, бесспорно, достойном и внимания, и посещения. И, как говорится, разберемся, что тут к чему.

Начнем с того, что полюбить столицу Урала с первого раза будет довольно непросто. Хотя бы потому что попасть сюда в подходящий по погоде момент – задача чрезвычайной сложности. С октября в Екатеринбург приходят заморозки до минус 30°С, которые частенько сопровождаются суровыми метелями и пургой. Приходить в себя и «зеленеть» город обычно начинает ближе к концу апреля, хотя нередки случаи, что вплоть до майских праздников его внезапно накрывает мокрым или самым обыкновенным снегом. Словом, замечательным климатом Екатеринбург похвалиться не может, но к серому небу над головой чуть ли не девять месяцев в году все-таки можно привыкнуть. Спросите у самих екатеринбуржцев. Они же и подскажут вам оптимальное время для визита в уральскую столицу: конец мая – середина сентября. В погожие летние деньки здесь очень приятно находиться, да и температура держится вполне комфортная – от жары изнывать вам точно не придется.

Как вы уже поняли, в Екатеринбург едут не за шикарным климатом. Ну а зачем же тогда?

На самом деле, за атмосферой. Столицу Урала можно смело назвать еще и столицей русского рока, современной российской драматургии и даже стрит-арта. В бывшем Свердловске «выросли» такие культовые рок-группы, как «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Смысловые галлюцинации», «Чичерина» и многие другие.

Заядлым театралам мы очень советуем заглянуть в Центр современной драматургии и особенно в «Коляда Театр» на постановки Николая Коляды и его фантастически талантливой труппы. Здесь вот уже более 10 лет ставят классиков: Шекспира, Чехова, Гоголя и других. Но любой спектакль в исполнении «колядинцев» – это не набившее всем оскомину стандартное прочтение каноничных шедевров, а уникальная и порой шокирующая постановка. Ставят здесь и авторские пьесы самого Николая Коляды, которые также не оставят равнодушным даже самого бывалого зрителя.

А почитателей зрелищ танцевального характера милости просим на потрясающие спектакли Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы». Как и труппа Николая Коляды, «Провинциалы» под руководством Татьяны Багановой знамениты не только в России, но и далеко за ее пределами. Главное – всегда приобретайте билеты заранее, потому что поклонники расхватывают их мгновенно, словно горячие пирожки.

Ну и, конечно же, в Екатеринбурге не заскучают и любители современного искусства. И если вы причисляете себя к таковым, первым делом направляйтесь в Екатеринбургскую галерею современного искусства. Там можно проследить всю эволюцию уральской художественной школы – экспозиция галереи насчитывает более 1500 произведений.

Работы «уличных» художников выставлены в новой стрит-арт галерее «Свитер». В Екатеринбурге таких художников очень много, а их творчество можно частенько встретить даже просто гуляя по улицам столицы Урала. Вообще граффити и стрит-арт стремительно набирают здесь обороты, и на ежегодный фестиваль уличного искусства «Стенограффия» съезжается огромное количество гостей – как из других городов России, так и из-за рубежа.

Обязательны к посещению также Уральский филиал ГСЦИ и Ural Vision Gallery, где помимо выставок проводят и различные мастер-классы, лекции, встречи с художниками и арт-перформансы.

Найдется в Екатеринбурге и развлечение для ценителей архитектуры – в «столице конструктивизма» (еще один негласный титул города) сосредоточено более 140 памятников этого авангардистского архитектурного стиля. И для создания многих из них в уральскую столицу приглашали не только именитых архитекторов из Москвы и Ленинграда, но даже выпускников немецкого Баухауза.

Вот и получается, что Екатеринбург не так уж прост, как могло бы показаться непосвященному туристу. Но вы-то теперь знаете, что тут к чему. А значит, самое время отправляться в путь и увидеть все, о чем вы только что прочли, своими глазами. И желательно успеть до октября, помните? Ну а выбор отеля для знакомства со столицей Урала очевиден – это комфортабельный Park Inn by Radisson Ekaterinburg , расположенный, как и полагается лучшему отелю города, в самом центре.

В Питере есть немало легендарных мест , связанных с развитием рока в нашей стране. И это не случайно, ведь именно город на Неве считают столицей российской рок-культуры .

Становление русского рока по большей части происходило в Петербурге. В связи с этим на протяжении многих лет в городе появлялись клубы, кафе, парки, дворы и прочие «точки», служившие главными местами для «тусовок» неформальной молодежи Питера. Юные собирались на Невском, коротали время в компании гитар у Казанской площади и, конечно же, ходили на концерты в рок-клуб. В этой статье будет рассказано о самых главных, легендарных местах Петербурга, без которых было бы невозможно развитие рок-культуры в России.

«Дежурят ребята в народных дружинах, в "Сайгон" выезжают в казенных машинах» (Бригадный Подряд)

Безымянное кафе, находящееся на углу Невского и Владимирского проспектов, на протяжении почти 25 лет являлось любимым местом ленинградских неформалов. Вроде, ничего особенного в этой забегаловке не было: несколько высоких и неудобных столиков, холодные подоконники, на которых в силу отсутствия стульев сидели посетители, и, конечно же, дешевый, обычно из пережаренных зерен, кофе. Но именно здесь, начиная с 60-х годов, собирались деятели советского андеграунда. Поначалу «Сайгон» посещали поэты самиздата, художники-авангардисты, чуть позднее к ним присоединились . А в 80-е кафе обрело популярность и среди ленинградской рок-тусовки. На чашечку «маленького двойного» сюда часто забегали и Виктор Цой, и Олег Гаркуша, и Константин Кинчев. А Борис Гребенщиков черпал здесь вдохновение для своих песен.

Официального названия у кафе не было. Но каждый «продвинутый» житель Ленинграда знал, что называть его следует не иначе как «Сайгон». По одной из легенд, однажды в тесное накуренное помещение заглянул милиционер. В ярости он произнес: «Что вы тут курите? Безобразие! Какой-то Сайгон устроили». Кто-то тут же подхватил это слово, и вскоре все называли кафе только так.

«Сайгон» был настоящим островком свободы. Именно здесь, теперь уже в культовом месте, ленинградская молодежь узнавала даты предстоящих квартирников, обменивалась пластинками и самиздатом, а также делилась впечатлениями от прошедших неформальных мероприятий. Но, к сожалению, в 1989 году «Сайгон» прекратил свое существование. Сегодня в здании находится элитная гостиница. О былых годах существования кафе напоминает лишь маленькая мемориальная доска на стене бара, находящегося на первом этаже гостиницы.

«Санкт-Петербург, колокольный звон. На Рубинштейна 13 я был второй раз рожден» (Пилот)

Данный адрес известен, пожалуй, каждому поклоннику русского рока. Это место сыграло самую главную роль в становлении рок-музыки в нашей стране. Здесь, в здании Народного театра, 7 марта 1981 года, состоялось выступление групп «Мифы», «Пикник», «Зеркало» и «Россияне». Это ознаменовало начало нового времени. Теперь по адресу Рубинштейна, 13 находился Ленинградский рок-клуб, название которого сегодня невозможно представить без прилагательного «легендарный». Ведь это была первая официально разрешенная властями площадка, на которой играли рок. И именно здесь впервые вышли на сцену группы «Алиса», «Кино», «АукцЫон» и многие другие музыканты, которые сегодня считаются классикой русского рока.

Территория рок-клуба была очень маленькой. Зал вмещал в себя двести мест, поэтому каждый концерт проходил при аншлаге. Помимо двухсот человек в зале, сотни любителей запрещенной музыки стояли на улице у ворот, забирались на крышу, пытались заглянуть в окна. Но и группам тоже не так просто было попасть в это заветное место. Музыканты со всей страны месяцами готовились к прослушиванию, которое могло или приблизить их к заветной сцене клуба или отправить дальше играть подпольные концерты. И сегодня трудно представить, что такие «акулы» русского рока как Борис Гребенщиков и Виктор Цой попали на эту сцену с большим трудом после нескольких прослушиваний.

В клубе была определенная структура, со своим уставом и избранным музыкантами советом, во главе которого стоял президент - Николай Михайлов. Рок-клуб занимался не только концертной, но и фестивальной деятельностью. Ежегодно устраивались фестивали, на которых участвовало огромное количество групп, лучшие из которых по окончании фестиваля продолжали свою деятельность в рок-клубе.

Пример Ленинградского рок-клуба вдохновил энтузиастов в различных городах и даже селах страны создавать подобные музыкальные площадки. Однако с распадом Советского Союза они начали закрываться. Этого не избежал и Ленинградский рок-клуб, который был закрыт в начале девяностых.

Сегодня в легендарном здании находится детский музыкальный театр «Зазеркалье», а любое напоминание о годах существования рок-клуба тщательно замаскировано ремонтными службами. Но, несмотря на это, повзрослевшие фанаты советской рок-музыки иногда еще приходят к дому номер 13 по улице Рубинштейна. Ведь если на мгновение закрыть глаза и сосредоточиться, можно услышать, как за воротами шумная толпа бурно обсуждает перемены, которые ждет вместе со всей страной Виктор Цой. Кажется, что у входной двери кто-то пытается продать заветный билет на вечернее выступление группы «Зоопарк». И, думается, что, если прямо сейчас заглянуть в окна, можно краем глаза увидеть, как на сцене настраивают свои инструменты Юрий Шевчук и группа ДДТ.

«Это странное место – Камчатка» (Кино)

Улица Блохина 15 – место паломничества всех поклонников Виктора Цоя. Ведь сегодня здесь находится самый известный клуб-музей, связанный с личностью этого знакового музыканта и русского рока в целом.

Раньше в здании находилась котельная, именуемая в народе «Камчаткой». Здесь с 1986 по 1988 год работал кочегаром Виктор Цой. Здесь же он писал свои легендарные песни, здесь же и проводил время с приятелями по рок-цеху. Помимо главного «Киношника» здесь работал основатель группы «Алиса» Святослав Задерий. Также подкидывал угли в знаменитую печь Александр Башлачев. Но, все-таки, в первую очередь «Камчатка» ассоциируется с именем Виктора Цоя. С конца 80-х во дворе котельной собиралась ленинградская рок-тусовка, чтобы пообщаться друг с другом, обменяться новыми записями песен любимых музыкантов, лично исполнить их под акустическую гитару и поднять стакан портвейна за светлую жизнь рок-музыки.

Сегодня котельная активно функционирует в качестве клуба-музея Виктора Цоя. Каждый день «Камчатка» принимает гостей, желающих прикоснуться к истории русского рока и отдельно группы «Кино». Стены музея обклеены различными фотографиями, афишами, плакатами с изображениями Виктора Цоя, а также его рисунками. По всей территории клуба размещены памятные сувениры, пластинки, книги, футболки, имеющие прямое отношение к Виктору Цою и его знаменитым коллегам по котельной. Сохранена в помещении и та самая печь, в которую на протяжении двух лет Цой бросал угли. Также в музее есть еще один по истине драгоценный экспонат. Это – гитара Виктора Цоя, на которой он сочинял музыку к своим песням, ставшими сегодня неотъемлемой частью русского рока и современной культуры в целом.

Все стены музея и прилегающей к нему территории во дворе увенчаны яркими рисунками, цитатами из песен, искренними посланиями кумиру из разных городов. Здесь всегда находятся люди. Кто-то посещает это место единожды, с целью ознакомления с неформальной достопримечательностью города, а кто-то с утра до вечера перед входом в музей играет на гитаре и поет любимые песни, написанные Виктором Цоем.

Каждый вечер в клубе проходят концерты различных коллективов, играющих кавер-версии песен группы «Кино». А в день рождения и годовщину смерти музыканта здесь проходят особые мероприятия с участием множества музыкантов и приглашенных гостей.

TaMtAm и «молодая шпана»

Со сцены легендарного Ленинградского рок-клуба Борис Гребенщиков пел: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?». Спустя десять лет эта шпана все-таки появилась в столице русского рока. Она делала абсолютно новую альтернативную музыку, которая совершенно не отвечала принципам «старой школы», образовавшейся в период существования Ленинградского рок-клуба. Нестандартный внешний вид, непривычное исполнение… Все это, конечно же, существовало. Но существовало поодиночке и творило только для себя. О выступлениях на сцене музыканты даже не могли подумать. Их концертной площадкой была так называемая «теплая труба» – подземный переход к станции метро Невский Проспект. Молодые исполнители и группы не имели абсолютно никакой возможности для реализации своего творчества. Тогда на помощь молодой шпане пришел бывший участник «Аквариума» Всеволод Гаккель.

В его руки совершенно бесплатно попало здание, располагавшееся на Васильевском Острове по адресу Малый проспект 49, которое было решено преобразовать в рок-клуб. На помощь Севе Гаккелю пришли несколько энтузиастов, которые создали организованную структуру в клубе, привели в порядок его внешний вид. Слава о клубе TaMtAm молниеносно разнеслась среди музыкантов. Информация о предстоящих концертах передавалась из уст в уста. Из разных концов города в далекий угол Васильевского Острова устремлялись любители гранжа, панка и металла.

Никаких денежных отношений среди музыкантов и организаторов не было, все делалось на «голом» энтузиазме. Структура внутри клуба ассоциировалась с большой семьей. Группы о порядке выступлений договаривались между собой сами. Некоторые музыканты, испытывающие большие финансовые трудности, даже жили в клубе. Для таких людей Сева организовал специальные комнаты, напоминающие плацкартные купе в поездах. Также каждый день музыканты и управляющий состав клуба готовили большой обед, накрывали длинный стол и принимали совместную трапезу. Единственной большой проблемой того времени, напрямую касающейся клуба, являлись постоянные беспорядки, алкоголь и наркотики. Такое тревожное время, царившее в "новой" России не могло не отразиться на молодежи, их интересах и местах времяпрепровождения. В последние месяцы работы TaMtAm-а Сева Гаккель даже обратился за помощью к правоохранительным органам, но это только усугубило ситуацию.

К 1996 году жизнь рок-клуба подошла к концу. За его дальнейшую деятельность Всеволод Гаккель и музыканты не боролись. По словам самого организатора клуба, TaMtAm просуществовал столько, сколько ему и было положено. Рок-клуб просуществовал 5 лет, но за это время успел «вырастить» и отправить в свободное плавание такие группы, как «Пилот», «Король и Шут», «Химера», «The Пауки» и «Tequilajazzz». TaMtAm был первым альтернативным клубом в России, его существование послужило толчком для создания множества клубов альтернативной музыка. А самое главное, TaMtAm «вырастил» новое поколение петербургского рока. Как сказал Всеволод Гаккель: «Свою историческую задачу клуб выполнил».

В Петербурге есть еще немало подобных мест, которые являются неотъемлемой частью российской рок-культуры. К сожалению, большинство из них уже закончило свое существование. Но, тем не менее, именно этот «костяк», состоящий из четырех легендарных названий, никогда уже не будет забыт российскими музыкантами и простыми слушателями. Ведь эти места подарили нам любимые группы, дорогие сердцу песни и ощущение вечной свободы и молодости.

Шоумен и неформальный лидер культовой группы "АукцЫон" Олег Гаркуша в эксклюзивном интервью "ДП" рассказал, в каких акциях протеста и почему следует участвовать рок-звездам.

С тех пор, как стало известно, что возрождается Ленинградский рок-клуб, местные рок-легенды снова на слуху. Олег Гаркуша в отличие от многих своих коллег в обновленный рок-клуб вступать не собирается, считая существование такой организации "формальностью".

– Русский рок всегда был музыкой протеста. Есть ли будущее у рока, когда ведущие музыканты выступают на концертах в поддержку властей?

– "АукцЫон" никогда не был группой протеста. У нас есть хулиганские, иронические тексты о власти. Кстати, песня "Птица" написана как раз во время путча ГКЧП в 1991 году. Мне кажется, сегодня рок-музыканты нашего поколения повзрослели, помудрели. И нам совсем не обязательно участвовать в маршах протеста, чтобы как-то выразить свою позицию.

– Но у Юрия Шевчука, например, другое мнение. Сначала на концерте в БКЗ "Октябрьский" он пламенно высказался против стихийной застройки города, а через пару дней после этого появился на "Марше несогласных"...

– У каждого свой взгляд на вещи. Конечно, многое в нашей жизни вызывает возмущение. Стихийная застройка Петербурга – это жуткое безобразие. Когда видишь, как в городе исчезают скверы, в которых мы когда-то пили вино, целовались с девушками... Меня пригласили принять участие в акции в защиту одного такого сквера на Петроградской, и я откликнулся. Город нужно спасать, с этим не поспоришь.
Конечно, все это напоминает старческое ворчание, но с этим поделать нечего. Кто-то сказал, что самое счастливое время в жизни человека – молодость. Ощущение весны, запаха жизни – это самое лучшее, что с нами когда-либо происходило. Люди ездили на рок-концерты за тридевять земель, в другие города, через всю страну. А сегодня многим лень две улицы пройти до клуба, где происходит что-то интересное. Ушла эпоха вместе с ее сейшенами, подпольными концертами, стукачами, "Сайгоном", с вином по рубль тридцать. Этого не вернешь.

– Однако концерты многих рок-звезд по-прежнему собирают полные залы – возможно, не все потеряно?

– Да, публика к нам приходит, и приходит разная, от мала до велика, даже бабушки с детьми. Но нельзя не видеть, как изменилось отношение большинства людей к жизни. Наступило другое время, деньги правят миром, но это не значит, что все попали под их власть. Питерский рок всегда был и будет. Хотелось бы открыть центр типа рок-клуба для молодежи, и город обещал выделить под это помещение. И хотя время изменилось, а кто-то из молодых уже не знает, что такое "АукцЫон", Питер продолжает оставаться столицей рок-н-ролла.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter