Зачем в храме нужны иконостас и завеса над Царскими вратами

В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку. В том числе и иконостас, и завеса над Царскими вратами являются полноправными «участниками» богослужения.

В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?

Архитектура и внутреннее убранство православного храма – это, если можно так выразиться, небо на земле. Это модель духовного мира – Царствия Небесного – которую нам через святого пророка Моисея открыл Господь на горе Синай. Тогда Бог повелел создать ветхозаветную скинию по четкому образцу, данному Им Моисею вплоть до мельчайших деталей. Новозаветный православный храм имеет то же устройство, что и ветхозаветный, с той разницей, что Господь наш Иисус Христос вочеловечился и совершил дело спасения рода человеческого. Именно из-за этого грандиозного события произошли изменения в новозаветном храме относительно ветхозаветного.

Но неизменяемой осталась трехчастная структура храма. При святом пророке Моисее это были: двор, святилище и Святое Святых. В новозаветном храме это – притвор, средняя часть храма и алтарь.

Притвор и средняя часть храма символизирует собой Церковь земную. Здесь могут находиться все верующие православные христиане. Средней части храма соответствует ветхозаветное святилище. Раньше в нем не мог находиться никто, кроме священников. Но сегодня, так как Господь пречистой Своею кровию очистил всех нас и соединил с Собою Таинством Крещения, то в средней части храма – этом новозаветном святилище – могут пребывать все православные христиане.

Святому святых Моисеева храма соответствует в новозаветной церкви алтарь. Он – символ Царствия Небесного. Недаром он строится на возвышении относительно средней части храма и притвора. Само слово «altus» в переводе с латыни обозначает «высокий». Центром алтаря является престол. Это трон, на котором незримо в храме восседает сам Бог. Главное место православного храма. Даже священнослужитель без особой нужды (богослужения, требы) и необходимой богослужебной одежды (например, подрясника) не должен прикасаться к нему – это земля святая, место Господа.

Обычно между алтарем и средней частью храма возводится специальная стена, украшенная иконами. Она называется «иконостасом». Слово греческое, составное, образованное от слов «икона» и «стоять». Данная перегородка возведена, как иные неправильно думают, не для того, чтобы не было видно, чем батюшка занимался в алтаре. Конечно, нет. Иконостас имеет вполне определенную богослужебную и духовную нагрузку.

Практика возведения иконостасов очень древняя. По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был святитель Василий Великий во второй половине IV века. Но еще ранее известны перегородки между алтарем и средней частью храма. Например, в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.

Современный вид иконостаса был практически сформирован в церковном искусстве к началу XV столетия.

Итак, что же значит иконостас в духовном и богослужебном смысле?

Он символизирует собой мир святых и Ангелов – Царствие Небесное, еще недоступное нам. Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие Небесное для нас – живущих на земле – еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает Церковь и Ее Глава – Христос.

Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать нас стремиться туда – в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина. Мы верим, что однажды милосердный Господь откроет нам двери в рай и введет в него, как любящий Свое дитя Отец…

С другой стороны, иконы иконостаса рассказывают нам историю спасения рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом. Например, иконостас может быть одно- и многоярусным. В первом ярусе посредине Царские врата. Это также место Бога. Даже священник не имеет права сквозь них проходить: только в облачении и в строго определенное время службы. Справа и слева находятся так называемые диаконские врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители и церковнослужители. Диаконскими они названы потому, что через них диаконы выходят из алтаря и заходят обратно во время произнесения специальных молитвословий (ектений) перед Царскими вратами. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, а слева Пресвятой Богородицы, на самих же диаконских вратах размещаются, как правило, иконы святых Архангелов Михаила и Гавриила – этих небесных диаконов Бога, или святых диаконов первомученика и архидиакона Стефана и мученика Лаврентия. Реже – иные иконы. За диаконскими вратами справа помещается храмовая икона.

Если есть в иконостасе второй ярус, он называется «деисусный чин». «Деисис» в переводе с греческого обозначает «моление, прошение». У нас часто распространена неправильная форма перевода на современный русский язык этого слова – «деисус». В центре ряда изображается Христос-Пантократор (Вседержитель) на троне, справа от него (если смотреть со стороны храма, то слева) – Пресвятая Богородица в молитвенной позе, а слева (если с храма – то справа) – святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн также с молитвенно протянутыми руками. Далее находятся иконы различных святых также в молитвенных позах, обращенных к Спасителю. Изображены могут быть различные святые Православной Церкви, чаще всего это – 12 апостолов.

Непосредственно над Царскими вратами размещается икона Тайной Вечери – ставшей первой Литургией, совершенной самим Богом. Это символ главного служения Церкви и храма в том числе – служение Святой Евхаристии – Тела и Крови Христовых.

Если есть в иконостасе третий ярус, то на нем размещаются иконы двунадесятых праздников. Именно они символизируют собой спасение Христом падшего человечества. Реже бывают (только в больших соборах) четвертый и пятый ярусы. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом – праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т. д.). В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона Святой Троицы, а венчает его Святой Крест как главное орудие нашего спасения.

Завеса по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»). Она отделяет Царские врата со стороны алтаря от святого престола.

Все в храме: и Царские врата, и завеса имеют строго определенное значение.

К примеру, Царские врата – это, если можно так выразиться, двери Христа. Потому на них часто помещаются кругленькие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех святых евангелистов – они благовествуют о Богочеловеке Христе. Открытие на богослужении Царских врат и прохождение через них священнослужителей – символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся.

Начало всенощного бдения. После девятого часа открываются Царские врата, и священник в тишине совершает каждение, далее он возглашает перед престолом славословие Святой Троице и прочие уставные молитвословия, затем через Царские врата выходит из алтаря и кадит весь храм, иконы, молящихся. Все это символизирует начало Священной истории, сотворение мира, человечества. Каждение священником алтаря и молящихся символизирует то, что Бог пребывал в раю с людьми, и они непосредственно зримо общались с Ним. После каждения Царские врата закрываются. Совершилось грехопадение и изгнание людей из рая. Врата снова открываются на вечерне, совершается малый вход с кадилом – это обетование Бога не оставить согрешивших людей, но послать к ним Сына Своего Единородного для спасения.

Точно так же и на Литургии. Царские врата открываются перед малым входом – символ выхода Христа на проповедь, потому вслед за этим и несколько позже читаются Апостол и Евангелие. Великий вход с Чашей и дискосом – выход Спасителя на крестные страдания.

Закрытие катапетасмы перед возгласом «Вонмем. Святая святым» – символ смерти Христовой, положения Его тела во гроб и затворения гроба камнем.

К примеру, многие великопостные богослужения проводятся не только при закрытых Царских вратах, но и при затворенной завесе. Это символ того, что человечество изгнано из рая, что мы должны теперь плакать и сокрушаться о своих грехах перед закрытым входом в Царствие Небесное.

Открытие и завесы, и Царских врат во время пасхального богослужения – символ восстановления утраченного богообщения, победы Христовой над диаволом, смертью и грехом и открытие пути в Царствие Небесное для каждого из нас.

Это все говорит нам о том, что в православном богослужении, как и в устройстве храма, нет ничего лишнего, но все стройно, гармонично и призвано к тому, чтобы ввести православного христианина в райские чертоги.

Иерей Андрей Чиженко

Алтарь - важнейшее, недоступное мирянам часть храма(рис.3.4). Место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов. Называлось оно «би́ма », и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. Поэтому, алтарь, как правило, устраивается на возвышении на одну или несколько ступеней высотой 0,12-0,15 м каждая.

Алтарь в православных храмах по древней традиции устраивается с восточной стороны и представляет собой абсиду, может быть встроен или пристроен к средней части храма. В храмах вместимостью до 300 человек устраивается, как правило, один алтарь. В храмах большей вместимости по заданию на проектирование могут устраиваться в приделах несколько алтарей. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельнымиили приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

Рисунок 3.4. Схема алтаря

Габариты алтаря и подсобных помещений при нем в зависимости от функционального назначения храма и его вместимости устанавливаются заданием на проектирование. Глубина алтаря в малых, домовых храмах и приделах должна составлять не менее 3,0 м, а в иных храмах не менее 4,0 м. При алтарях храмов вместимостью свыше 300 человек, как правило, устраиваются подсобные помещения (понамарки и ризницы) площадью от 4 до 12 м 2 . В ризнице кроме богослужебных одежд хранятся богослужебные книги, ладан, свечи, вино и просфоры для ближайшей службы и другие предметы, необходимые для богослужений и различных треб. По причине большого разнообразия и различия вещей, хранящихся в ризнице, она редко бывает сосредоточена в одном определенном месте. Священные ризы обычно хранятся в особых шкафах, книги – на полках, другие предметы – в ящиках столов и тумбочек. Входы в них организуются из алтаря; при этом установка дверей не обязательна. В алтаре, как правило, устраиваются оконные проемы, причем центральный, ориентированный на восток, часто заменяется запрестольным образом, имеющим подсветку искусственным источником света. При размещении оконных проемов в верхней части алтарной апсиды центральное окно может располагаться над запрестольным образом. Разное количество окон в алтаре символизирует следующее:

    Три окна (или два раза по три: вверху и внизу) – несозданный Троический свет Божества.

    Три вверху и два внизу – Троический свет и два естества Господа Иисуса Христа.

    Четыре окна – Четвероевангелие.

В центре алтаря должен находиться квадратный престол, на котором совершается Таинство Евхаристии. Престолпредставляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр) , вокруг которого должен быть оставлен, как правило, круговой обход с расстоянием от престола до запрестольного образа (Горнего места) не менее 0,9 м. Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) на расстоянии не менее 1,3 м и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах. Вплотную к Престолу, с его восточной (дальней, если смотреть из храма, стороны) обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (рис.3.5). В первую очередь это относится к размерам жертвенника , которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

Рисунок 3.5. Жертвиник

Го́рнее (слав, возвышенное) место – это место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против Престола, где на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея, символизирующее Небесный Престол , на котором незримо присутствует Господь, а по его сторонам, но ниже устраиваются скамьи или сидения для священников. В древности оно имело название «сопрестолие ». За Горнем местом в алтарях соборов могут устраиваться круговые обходы(рис.3.6).

Входы в алтарь должны быть организованы из средней части храма через двери и Царские врата в иконостасе,причем устройство порогов не допускается. Устройство входа в алтарь непосредственно снаружи в ряде случаев удобно функционально, но нежелательно с точки зрения символики алтаря как образа Рая, куда могут попасть только «верные», стоящие в средней части храма.

Рисунок 3.6. Горнее место

Иконостас – особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. Уже в катакомбных храмах Древнего Рима существовали решетки, отделяющие пространство алтаря от средней части храма. Появившийся на их месте в процессе развития православного храмоздательства иконостас является совершенствованием и углублением этой традиции.

1. Местный ряд

2. Праздничный ряд

3. Деисусный ряд

4. Пророческий ряд

5. Праотеческий ряд

6. Навершие (Крест или Голгофа)

7. Икона «Тайная Вечеря»

8. Икона Спасителя

9. Икона Пресвятой Богородицы

10. Местная икона

11. Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле»

12. Царские врата

13. Диаконские (северные) врата

14. Диаконские (южные) врата

Принадлежность нижнего ряда иконостаса – трое врат (или дверей), которые имеют свои названия и функции.

Рисунок 3.5. Схема заполнения пятиярусного иконостаса

Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы , невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому кроме священнослужителей, и то только в определенные моменты богослужения, проходить не разрешается. За Царскими вратами , внутри алтаря, висит завеса (катапета́сма), которая отдергивается и задергивается в моменты, определенные Уставом и знаменует собой вообще покров тайны, покрывающий святыни Божии. На Царских вратах изображаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Апостолов, которые написали Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними помещается образ Тайной Вечери, который указывает также, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат – икона Божией Матери.

Диа́конские (боковые) врата расположены:

1. Направо от иконы Спасителя – южная дверь, на которой изображается либо архангел Михаил, либо архидиакон Стефан, либо первосвященник Аарон.

2. Налево от иконы Божией Материсеверная дверь, на которой изображаются либо архангел Гавриил, либо диакон Филипп (архидиакон Лаврентий), либо пророк Моисей.

Боковые двери называются диаконскими, так как через них чаще всего проходят диаконы. Справа от южной двери помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой справа от образа Спасителя, между ним и изображением на южной двери всегда должна быть храмовая икона, т. е. иконатого праздника или святого, в честь которого освящен храм.

Вся совокупность икон первого яруса составляет так называемый местный ряд,который называется так, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм.

Рисунок 3.8. Пример классического иконостаса

Иконостасы обычно устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, каждый из которых формируется из икон определенного содержания:

1. Во втором ярусе помещаются иконы важнейших двунадеся́тых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей (праздничный ряд).

2. Третий (деису́сный) ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название деи́сис – моление (разг. деису́с ) С обеих сторон от деисиса иконы апостолов.

3. В центре четвертого (пророческого) ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя, ветхозаветные пророки(Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон и другие).

4. В центре пятого (праоте́ческого)ряда иконостаса, где этот ряд есть, часто помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца, по одну сторону от которого помещаются образы пра́отцев(Авраама, Иакова, Исаака, Ноя), а по другую – святи́телей(т. е. святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан).

5. На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с Распятием как вершина Божественной любви к падшему миру), либо просто Крест.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше деисиса, или его совсем может не быть.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Средняя часть храма , как это явствует из ее названия, находится между алтарем и притвором. Поскольку алтарь ограничен иконостасом не полностью, то некоторая его часть «выносится» за пределы алтарной перегородки. Эта часть представляет собой возвышенную по отношению к уровню остального храма площадку и носит название солея́ (греч. возвышение посреди храма). шириной, как правило, не менее 1,2 м, приподнятая на одну или несколько ступеней по отношению к уровню пола средней части храма. Уровень пола солеи должен совпадать с уровнем пола алтаря. В таком устройстве солеи таится удивительный смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле иконостасом, а выходит из-под него к людям: для молящихся, во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. В храмах, вместимостью более 300 человек солея как правило, имеет декоративное решетчатое ограждение с открывающимися частями напротив дверных проемов иконостаса. Ширина каждой створки должна быть не менее 0,8 м.

Рисунок 3.9. Средняя часть храма, интерьер

Напротив Царских врат солея, как правило, имеет выступ (амвон) многогранной или полукруглой формы с радиусом верхней ступени 0,5 - 1,0 м.С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы, а также проповеди. Символические значения амвона следующие: гора, с которой проповедовал Христос. По бокам солеи, как правило, устраиваются клиросы для размещения церковных хоров. Их ширина принимается в зависимости от вместимости храма, но должна быть не менее 2,0 м. Клиросы, как правило, отделяются от средней части храма киотами для икон, обращенных в среднюю часть храма. В случае невозможности размещения церковных хоров на солее или на антресоли, для них могут устраиваться огражденные помосты в средней части храма, как правило, при наличии центральных столпов - с их восточной стороны.

Рядом с клиросами ставятся хору́гвииконы, написанные на материи и прикрепленные, подобно запрестольным изображениям Креста и Божией Матери, к длинным древкам. В некоторых храмах есть хо́ры – балкон или лоджия обычно с западной, реже с южной или с северной стороны. В центральной части храма, в верхней точке купола на массивных цепях подвешивается большой светильник со множеством ламп (в виде свечек, либо в др. виде) паникади́ло, или паниканди́ло.Обычно паникадило выполняется в виде одного или нескольких стилизованных колец, может быть богато орнаментовано, украшаться «таблетками» – иконописными изображениями. В куполах боковых приделов подвешиваются подобные же светильники меньших размеров, называемые поликанди́лами. Поликандила имеют от семи (символизируют семь даров Святого Духа) до двенадцати (символизируют 12 апостолов) ламп, паникадила – более двенадцати.

В средней части храма считается обязательным иметь образ Голгофы, представляющей собой большой деревянный Крест с Распятым на нем Спасителем. Обычно он делается в натуральную величину, то есть в рост человека, и восьмиконечным. Нижний конец Креста укрепляется на подставке в виде каменной горки, на которой изображаются череп и кости прародителя Адама. По правую сторону от Распятого ставится образ Богоматери, устремившей Свой взор ко Христу, по левую сторону – образ Иоанна Богослова либо образ Марии Магдалины. Распятие во дни Великого поста выдвигается на середину храма.

За облачальным местом в западной стене храма устраиваются двухстворчатые двери, или красные врата, ведущие из средней части храма в притвор. Они являются главным входом в церковь. Помимо западных, красных врат, храм может иметь еще два входа в северной и южной стенах , но это бывает не всегда.

Притво́р - третья входная часть храма. Притворы могут служить в качестве входного тамбура. В I, II, III климатических районах и IIIг климатическом подрайоне при главном входе следует предусматривать тамбур. При дополнительных входах, служащих в качестве эвакуационных, тамбуры допускается не предусматривать. Ширина тамбуров должна превышать ширину дверного проема не менее чем на 0,15 м с каждой стороны, а глубина тамбуров должна превышать ширину полотна двери не менее чем на 0,2 м.

Устройство порогов высотой более 2 см в дверных проемах притворов не допускается для беспрепятственного входа и выхода, особенно во время Крестного хода.

Ширину проемов для основных входов в храм следует определять в зависимости от его вместимости с тем, чтобы обеспечить беспрепятственный выход людей из храма во время Крестного хода. Ширину дверного проема в свету рекомендуется принимать не менее 1,2 м, ширину свободного прохода внутренних дверей - не менее 1,0 м.

Наружные лестницы должны быть минимальной шириной 2,2 м, а площадки высотой от уровня земли более 0,45 м, находящиеся при входах в храмы, должны иметь ограждения высотой не менее 0,9 м.

Также притвор может быть развит с добавлением трапезной части, обеспечивающей дополнительное размещение прихожан. К трапезной части могут примыкать один или несколько приделов храма. Притворы по ширине обычно уже западной стены храма, нередко встроены в колокольню, если она примыкает к храму вплотную. Иногда ширина притвора одинакова с шириной западной стены.

В притворах должны быть предусмотрены свечные киоски, по возможности изолированные от молитвенных помещений храма (трапезная и собственно храм), места для проведения заказных богослужений (например, молебны, панихиды), а также помещения подсобного назначения: комнаты персонала, помещения уборочного инвентаря, кладовые, гардеробы верхней одежды прихожан и другие в соответствии с заданием на проектирование.

При наличии гардеробной верхней одежды количество крючков определяется заданием на проектирование, но должно быть не менее 10 % числа вместимости храма.

Рисунок 3.10. Планировочная схема приходского храма

1 - паперть с гардеробной; 2 - лестница на колокольню; 3 - помещение сторожа; 4 - техническое помещение; 5 - притвор с «церковным ящиком»; 6 - иконная лавка; 7 - кладовая; 8 - крещальня; 9 - помещение для переодевания; 10 - помещение персонала; 11 - исповедальня (требная); 12 - трапезная часть; 13 - средняя часть храма; 14 - алтарь; 15 - понамарка; 16 - ризница; 17 - солея с амвоном; 18 - клирос; 19 - придел; 20 - алтарь придела; 21 - понамарка с ризницей; 22 - солея с амвоном

Над притворами может быть устроена колокольня или звонница.

Вход в притвор предусматривается с открытой или перекрытой площадки - паперти, возвышающейся над уровнем земли не меньше на 0,45 м.

На паперти должно быть предусмотрено место для крышек гробов и венков.

От основного объем храма, где собираются верующие. Для христиан иконостас имеет определенную символику. Алтарь и алтарная преграда расположены на возвышении – солее, что символизирует рай, Царство Небесное, находящиеся над миром земным. Согласно преданию, «райская гора» была отгорожена от остального мира. Поэтому и алтарная часть отделена иконостасом. Царские врата иконостаса, открывающиеся и закрывающиеся во время богослужения, символизируют райские врата. Основной идеей иконостас, по мнению верующих, является соборное моление, вечное заступничество святых, которые незримо присутствуют в церкви.
Невысокие решетчатые или сплошные мраморные преграды, отделяющие основной объем храма от алтаря, появились уже в подземных церквях катакомб. В VI в. в Византии форма алтарных преград усложнилась: появилось двенадцать колонн символизирующих двенадцать апостолов ; три входа в алтарь; рельефные украшения. Позже на алтарных преградах стали изображать Спасителя, затем Богородицу с Иоанном Предтечей, обращенных в молитве к Христу, располагающемуся в центре. Эта композиция получила название «деисус» (правильнее «деисис» - моление) и стала необходимой частью алтарных преград.
Со временем композиция иконостаса усложнялась. По бокам деисуса стали появляться изображения архангелов , апостолов Петра и Павла . Возник второй ряд икон .
Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской культуры. Высокий сомкнутый иконостас – уникальное явление, присущее с XV в. православным храмам. Окончательное формирование классического пятиярусного иконостаса произошло в начале XVI в. и связано с деятельностью Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, а также с особенностями богослужения по иерусалимскому уставу, введенному на Руси митрополитом Киприаном. Первый законченный образец русского высокого сомкнутого иконостаса – Благовещенский собор Московского Кремля.
Обычно иконостас имеет пять рядов. В маленьких церквях может быть три первых ряда. В первых трех рядах раскрываются темы Нового Завета, в четвертом и пятом – Ветхого Завета.
Первый (нижний) ряд иконостаса – местный. В нем изображаются местные святые. Слева от Царских врат помещают икону Богоматери, справа – Иисуса Христа. Рядом с ним – храмовую икону праздника или святого, в честь которого освещен храм. Над Царскими вратами – изображение Тайной вечери. Слева и справа от Царских врат – северные и южные двери иконостаса. На них чаще всего изображают архидьяконов Стефания и Лаврентия или архангелов Михаила и Гавриила. Правил на настроение местного ряда не существовало (они были утверждены Собором в 1667 г.), поэтому на самые почетные места у Царских врат помещали наиболее почитаемые иконы или считающиеся чудотворными.
Второй – деисусный чин (ряд), символическое моление святых перед Господом за человеческий род. В центре ряда располагается икона «Господь Вседержитель». По бокам от него – предстоящие святые: Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. За ними могут в различном порядке – другие святые: апостол Андрей Первозванный , святитель Василий Великий , великомученик Георгий Победоносец , святители Николай Чудотворец , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , апостол Иоанн Богослов , великомученик Дмитрий Солунский.
Третий ряд – праздничный, где обычно располагаются изображения двенадцати главных церковных праздников (т.н. двунадесятых). Праздники посвящены евангельским сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение (Богоявление), Вход Господень в Иерусалим, Преображение, Вознесение, Святая Троица, Успение Божьей Матери, Воздвижение Честного Креста. Но возможны изменения и замены. В XVI-XVII вв. праздничных чин разросся настолько, что иногда насчитывал более двадцати икон.
Четвертый ряд иконостаса – пророческий, пятый – праотеческий.
Четвертый пророческий чин (ряд) иконостаса ввел Андрей Рублев при создании иконостаса Успенского собора во Владимире. В центре изображается Богоматерь Знамение, слева и справа от нее – пророки: Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей, цари Давид, Соломон, Илия, Елисей и др. Особо выделяют четырех великих пророков: Исайя, Иеремия, Иезекилдь, царь Даниил. Кроме того принято считать еще двенадцать малых пророков: Амос, Авдий, Осия и проч. Последним из пророков был Иоанн Креститель.
Обычно пророков изображают в виде старцев с различными видами бород: Моисей – с проседью в редкой бороде, Давид – с круглой короткой бородой, Иезекиль – с остроконечной и т.д.
Пятый, верхний чин иконостаса, - праотеческий. Он как бы представляет первоначальную ветхозаветную церковь, начиная от Адами и заканчивая Законом Моисеевым. В центре праотеческого яруса до XVI в. обычно помещали образ Святой Троицы – явление трех ангелов Аврааму у Мамврийского дуба. В XVI-XVII вв. здесь появляется т.н. «Новозаветная Троица» («Отечество») – композиция, являющаяся воплощением триединой сущности Бога
С XVII в. иконостасы становятся все пышнее и богаче. Иногда появляются шестой и седьмой ряды: страстной чин и чин церковных таинств.
Количество икон в иконостасах больших церквей и соборов может быть очень большим. Так, в иконостасах Успенских соборов Москвы и Владимира находилось по восемьдесят три иконы. Общая ширина владимирского иконостаса составляла 28,5 м., а высота икон только центрального деисусного чина была более трех метров.

Современное православное образование находится в сложной ситуации перенесения традиционного классического предмета преподавания в контекст новой культуры начала 20 века.

Думаю, любой преподаватель школы, особенно воскресной, отмечал для себя хотя бы раз, что система восприятия детьми мира сильно изменилась за последние годы. Из книг, фильмов и рассказов старшего поколения мы знаем о том, как дети слушали учителя на уроке, какая была тишина в классе, как запоминалось каждое слово учителя. Сегодня наши дети растут в условиях новой аудиовизуальной культуры и интерактивного пространства – культура восприятия на слух уходит в прошлое.

Хорошо и радостно когда родителям удается привить своему ребенку любовь к книге, к письменному слову, к тому, чтобы уметь представлять в своих фантазиях то, что написано в книге.

Однако эта задача трудна для педагога: можно ли за 40 минут в неделю исправить то, что прививалось годами?

Раньше всего, пожалуй, эта тенденция к зрительному восприятию отразилась в обучении иностранному языку – в переходе от аутодидактического метода (чтения и перевода текста) к коммуникативному, где занятие строится на разговоре, играх, песнях, фильмах.

Имея определенный опыт коммуникативного преподавания английского языка взрослым, однажды я задалась вопросом: почему мы (и я, в первую очередь) думаем, что детям будут интересны наши занятия, когда на протяжении 40 минут мы на рассказываем что-то, пусть и интересное. Почему занятие взрослого мы организуем так, что скучать ему не приходится, а от ребенка ждем благоговейной 40– минутной тишины?

Так, необходимость сделать уроки в воскресной школе интересными и творческими стала очевидной.

Иконостас православного храма можно показать в книге, можно нарисовать схему на доске. А мы решили, что лучше всего строение иконостаса можно выучить, сделав его самостоятельно.

Итак, Вам понадобится:

1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4),
5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых),
цветной принтер,
фломастеры,
клей
ножницы.

Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас.

1. Рассказ об иконостасе

Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя.

Для чего нужен иконостас?
Как называются врата в центре иконостаса?
Почему они называются Царскими?
Почему в основании иконостаса помещается Крест?

Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным.

Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме.

Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел деисусный чин. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников.

Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется "моление", потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.

После повторения материала на следующем занятии переходим к делу.

1. Лист ватмана сгибается пополам и по сгибу делается разрез до средины, а затем – фигурный надрез – это будущие Царские врата.

2. На Царские врата наклеиваем распечатанную на принтере икону Благовещения Пресвятой Богородице.

3. В самой нижней части иконостаса помещены изображения Честнаго и Животворящего креста Господня. Этому можно посвятить отдельный урок – научиться рисовать правильный крест. Дети рисуют четыре креста красным фломастером.

4. Местный ряд. Вспоминаем, с какой стороны от Царских врат икона Спасителя и Пресвятой Богородицы, где располагается икона святого или праздника, имя которого носит храм. Приклеиваем коны в правильном порядке.

5. Праздничный ряд. Детям раздается распечатанный на принтере праздничный ряд: смотрим еще раз на иконы, вспоминаем, какой праздник изображен на какой иконе и почему этот праздник так важен.

6. Деисусный чин. В центре приклеивается большая икона Спасителя, справа и слева распечатанные иконы Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и ангелов. Вспоминаем значение слова Деисус.

7. Иконостас готов. Дети могут изобразить на оставшемся пространстве любые узоры. Рисование узора может быть посвящен отдельный урок, на котором детям может быть показана техника основных узоров, а затем они могут быть исполнены и на иконостасе.

Теперь каждый ученик может подробно рассказать родителям о символике иконостаса.

Справка: Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослужением собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

В центре иконостаса - Царские Врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвенника - северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса -южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В таких соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое, которое есть явление мира небесного.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.

Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд - это Деисус (см. "Иконография"). Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.

Четвертый ряд - пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.


Во многих древних культурах утверждалось, что существуют порталы в другие миры и врата в звездные системы, где живут "творцы". С точки зрения житейской мудрости, эти предания являются лишь обычными мифами и легендами. Тем не менее, сторонники непознанного оживились, когда в недавно рассекреченных файлах ФБР нашлись утверждения, что нашу Землю посещали существа из других измерений и планет. НАСА же объявило, что "порталы" на самом деле, по всей видимости, скрыты в магнитном поле Земли.

1. Врата Богов


Перу
В 1996 году это место было обнаружено Хосе Луис Дельгадо Мамани, когда он пытался изучить область горы Хай Марка в Перу. "Врата Богов", по словам местных племен, когда-то были "шлюзом к земле богов". Мамани даже утверждает, что во сне ему явился путь, ведущий к дверному проему, сделанному из розового мрамора, а также что он видел меньшую дверь, которая была открыта, а в ней был виден "блестящий голубой свет, исходящий из того, что выглядело как мерцающий туннель".

"Двери Врат богов"- это на самом деле два дверных проема в форме буквы "Т". Размеры большего дверного проема - семь метров в ширину и семь метров в высоту, а меньшего - два метра в высоту. Легенды утверждают, что большая дверь предназначалась для богов, а в меньшую дверь могли пройти некоторые героические смертные, которые после этого жили среди богов. История говорит, что когда испанские исследователи прибыли в Перу в 16-м веке и начали разграблять богатства инков, жрец по имени Амару Мару бежал из своего храма с ценным золотым диском - "Ключом Богов из семи лучей".

Амару Мару нашел эту дверь и увидел, что ее охраняли священники-шаманы. Жрец показал им золотой диск, и после ритуала ему открыли меньший дверной проем, за которым обнаружился туннель, который сиял синим светом. Амару Мару прошел в дверной проем, оставив диск шаманам, и навсегда исчез с Земли, уйдя в землю богов. Интересно, что исследователи действительно нашли маленькие круглые выемки в скале возле правой колонны меньшего дверного проема, куда явно вставлялся какой-то объект в форме диска.

2. Абу Гураб


Египет
Храм Абу-Гураб, который находится неподалеку пирамид Абусира, считается одной из самых древних построек на планете. В основании Абу-Гураб лежит древняя платформа из алебастра (египетского хрусталя), которая якобы "вибрирует в унисон с вибрацией Земли". Она также может "открыться" человеку, который способен общаться с более высокими священными энергиями Вселенной. По сути, если верить легендам, то это звездные врата, а священными энергиями являются "Нетер" (боги).

Интересно, что легенды об их связях с Землей и путях передвижения между миром богов и нашим миром практически точно совпадают с легендами чероки - коренных американцев. Чероки рассказывают о том, что "бесформенные мыслящие существа" прилетают на "волне звука" из своего дома в звездной системе Плеяд на Землю.

3. Древняя каменная конструкция в озере Мичиган


США
В 2007 году при поиске останков затонувших кораблей ученые обнаружили каменное строение на глубине 12 метров в озера Мичиган. Структура, возраст которой оценивается в 9000 лет, по сути является мичиганским эквивалентом Стоунхенджа. Открытие было сделано профессором подводной археологии Северо-Западного университета Мичигана Марком Холли и его коллегой Брайаном Эбботом.
Особое их внимание привлекло вырезанное на одном из камней изображение мастодонта, который, как считается, вымер 10 000 лет назад.

Расположение данного места пока держится в секрете из-за договоренности с местными индейскими племенами, которые хотели бы сократить количество посетителей до минимума. Несмотря на то, что много традиционных ученых скептически относятся к возрасту структуры, многие считают, что это остатки "звездных врат" или червоточины. В этом месте происходили загадочные исчезновения судов и людей и оно даже получило название "Мичиганского треугольника".

4. Стоунхендж


Англия
Одна из наиболее известных каменных структур на планете также является одной из самых спорных и обсуждаемых. Большинство историков утверждает, что знаменитый Стоунхендж был построен около 5000 лет назад, частично из голубых камней, которые были добыты с рудника в 386 километрах от структуры. Однако, геолог Брайан Джон утверждает, что не существует никаких доказательств этого утверждения и нет доказательств даже того, что предполагаемый карьер, где добывались камни, вообще существовал.

Говорят, что когда в этом районе 5000 лет назад возникли первые поселения, Стоунхендж уже существовал, причем полностью построенный, и являлся энергетическим порталом или звездными вратами. По крайней мере, один случай в новейшей истории может поддержать эту, казалось бы, сумасбродную теорию. В августе 1971 года группа хиппи исчезла в Стоунхендже при попытке подключиться к "вибрации" этого древнего памятника.

Примерно в 2 часа ночи над Стоунхенджем начали бить молнии и разразилась сильная гроза. Полицейский, который был на посту недалеко от этого места, а также местный фермер якобы видели "голубой свет", исходящий из камней, и слышали крики. Пока полицейский дошел до Стоунхенджа, все, что он нашел, это палатки и загасший под дождем костер.

5. Древнешумерские звездные врата на реке Евфрат


Ирак
Существует знаменитая шумерская печать, на которой показан шумерский бог, появляющийся из портала своего мира на Земле. Бог, по-видимому, стоит на лестнице, которая начинается от человека, рассматривающего печать. По сторонам от бога видны странные мерцающие водяные колонны. Другими шумерскими артефактами, которые якобы доказывают существование звездных врат, являются изображения бога Нинурта.

На этих изображениях на руке Нинурты явно видны современные наручные часы, при этом он нажимает пальцем на что-то, похожее на кнопке на стене шлюза, в котором стоит. Некоторые ученые предполагают, что звездные врата находились в реке Евфрат и были похоронены под руинами месопотамского города Эриду в течение тысяч лет.

6. "Врата Солнца"


Боливия
По мнению многих людей, "Врата Солнца" в Боливии являются порталом к земле богов. Город Тиауанако считается одним из самых важных мест древней Америки, поскольку легенды утверждают, что бог Солнца Виракоча появился именно в Тиауанако и выбрал это место для создания человеческой расы. Вратам, вырезанным из цельного блока камня, как считается, исполнилось 14 000 лет. На шлюзе изображены "человеческие существа в прямоугольных касках".

Это привело к тому, что многие исследователи начали утверждать, что врата действительно связаны с чем-то астрономическим. Несмотря на то, что сейчас врата стоят в вертикальном положении, когда они были обнаружены европейскими исследователями в середине 1800-х годов, то находились в горизонтальном положении.

7. Звездные врата Ранмасу Уяна


Шри - Ланка
Среди валунов и пещерных систем Королевского парка Ранмасу Уяна скрывается вырезанная на массивном куске каменной стены звездная карта или карта звездного неба. Символы, вырезанные на камне, как говорят, являются кодом, который открывает звездные врата, позволяющие тому, кто их откроет, путешествовать из нашего мира в другие области Вселенной. Прямо напротив звездной карте установлены четыре каменные сиденья или кресла.

Называется звездная диаграмма Sakwala Chakraya, что обозначает "Вращающийся круг Вселенной". Во многих древних индейских легендах звездные врата или порталы были представлены в виде вращающихся кругов. Аналогичные звездные карты также были найдены в других древних местах, таких как Абу Гураб в Египте и множестве других древних памятников в южноамериканских Андах.

8. Абидос


Египет
Один из древнейших городов Древнего Египта, Абидос, пожалуй, является одним из самых важных и интересных мест в египтологии. В частности, в храме Сети I были найдены иероглифы с изображениями летательных аппаратов, таких как вертолеты, а также чем-то похожим на летающие тарелки. Интересной является история женщины по имени Дороти Иди, которая утверждала, что является реинкарнацией египетской девушки-крестьянки Бентрешит, которая была тайной любовницей фараона Сети.

Живущая в 20-м веке Дороти смогла транскрибировать многие древнеегипетские тексты, и даже знала, где археологам нужно копать, чтобы обнаружить останки древнего города. Она, казалось, точно знает, где все было когда-то: например, расположение секретных камер и древних садов, останки которых веками покоились под землей. В 2003 году инженер аэрокосмической оборонной промышленности США Майкл Шратт заявил, что Абидос находился на природных звездных вратах.

9. Гёбекли Тепе


Турция
В считающемся древнейшим каменным храмом в мире Гёбекли Тепе есть несколько колец из огромных каменных столбов в форме буквы "Т", каждый из которых покрыт резными изображениями животных, таких как львы и овцы. Два подобных столба находятся в середине этих кругов, представляя собой что-то похожее на арки. Эти арки в кругах называют остатками порталов или звездных врат, которые древние люди, проживающие в этом месте, когда-то якобы использовали в качестве порталов, ведущих в "небесные миры".

Столбы в виде букв "T" очень похожи на "Врата Богов" на Хай Марка в Перу. Интересно, что инки также рассказывали легенды о связи через врата в виде буквы "Т" с людьми из звездной системы Плеяд. Считается, что Т-образным столбам в Гёбекли Тепе исполнилось уже около 12 000 лет.

10. Седонские вихри и "Дверь Богов"


США
Седону, маленький городок в Аризоне когда-то индейские племена называли Наванда. Этот город считался священным. Говорят, что пустынные красные скалы, которые окружают маленький город, могут создавать вихри, которые способны переносить людей в другой мир или измерение. Коренные американцы считали, что в этих скалах живут духи.

Также считается, что в горах Аризоны существует "Дверь богов" - странный каменный арочный портал в другое время и пространство. В 1950-х годах его нашли местные золотоискатели, после чего якобы некоторые из них (те, кто попробовал пройти в дверь) исчезли. Один из золотоискателей рассказывал, что несмотря на ливень в данном районе, увидел за аркой яркое голубое небо (причем, это было единственное отличие, во всем остальном ландшафт совпадал).

Он испугался, сел на коня и вернулся домой. Впоследствии он рассказывал всем охотникам за сокровищами, чтобы те ни в коем случае не проходили через арку, даже если найдут ее.

Любителям истории и древности обязательно понравтся .