Экскурсия в дельфы и пуп земли. Дельфы: достопримечательности и интересные места

Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.

Греция сегодня

Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км (с учетом островов)! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров , на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей . Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы .

Отдых в Греции

Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. Где за развалинами храмов и обломками истории живут наши современники с теми же радостями и проблемами, как и их далекие предки тысячелетия назад. Вас ждет незабываемый отдых , благодаря самой современной инфраструктуре в окружении девственной природы. На сайт Вы найдете туры в Грецию , курорты и отели , погода . Кроме того, у нас вы узнаете как и где оформляется виза и найдете Консульство в Вашей стране или греческий визовый центр .

Недвижимость в Греции

Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость . Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда.

Русская Греция

Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы , так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.

Дельфы от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Дельфах.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Именно в Дельфах, по мнению эллинов, находился Пуп земли - середина мира.

Погода в Дельфах

Самые теплые месяцы - июль и август, когда столбик термометра поднимается выше +30 °С. Самые холодные месяцы - декабрь и январь (+4...+5 °С).

Как добраться

Проще всего доехать до Дельф из Афин:

  • на автобусе - с автовокзала Терминал B (адрес: Афины, Liossion Street, 260). Транспорт курсирует постоянно, с 7:00 до 20:30, интервалы между автобусами от 20 минут до 2 часов, время в пути 3 часа. Стоимость проезда - 16-21 EUR в одну сторону, билет можно купить в кассе, а на некоторые рейсы - онлайн (сайт перевозчика на англ. языке). Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.
  • на автомобиле - от Афин до Дельф около 180 км, путь занимает 2-2,5 часа. Ехать нужно по шоссе Е 75, а в районе городка Кастро нужно свернуть на трассу 48.

Транспорт

Дельфы очень маленький город, поэтому путешествовать можно пешком, но есть и такси.

Кухня

В таверне Vakhos (адрес: Дельфы, Apollonos, 31) можно отведать козий сыр с лимоном в качестве закуски и петуха в винном соусе как главное блюдо. Из таверны открывается потрясающий вид на Коринфский залив. Фирменным блюдом таверны Gargadouas (Delphi 330 54, шоссе 48) считаются жареный ягненок provatina и souvlaki (кубики мяса на вертеле).

Популярные отели Дельф

Развлечения и достопримечательности Дельф

Чаще всего в Дельфы приезжают, чтобы своими глазами увидеть древний город, поэтому главная достопримечательность здесь - место археологических раскопок, ставшее музеем под открытым небом. Находятся они всего в полутора километрах от современных Дельф. Историки считают, что первые поселения здесь появились еще в 15 в. до н. э.

Центр Древнего мира

Поклонники греческой драмы должны обязательно посетить музей имени Сикелианоса (Museum of Delphic Festivals), расположенный в старинном особняке с видом на Дельфы (адрес: Дельфы, 330 54). Музей посвящен греческому поэту Ангелосу Сикелианосу и его американской супруге Еве Палмер, которые совместными усилиями сделали Дельфы современным центром драматического искусства (

Дельфы, один из древнейших городов Греции, расположенный на склоне горы Парнас, славился в античном мире своим храмом Аполлона и знаменитым дельфийским оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей Ойкумены. Дельфы по праву считались центром всего эллинского мира.

Тут происходили Пифийские игры – общегреческие празднества в память победы Аполлона над Пифоном. Первоначально это были соревнование поэтов и музыкантов, покровителем которых и был Аполлон, но с 586 г. до н. э. в программу игр были включены и спортивные состязания. Последние Пифийские игры прошли в 394 г. н. э. В это же время императором Феодосием I был окончательно разорен и закрыт и храм Аполлона. В результате археологических раскопок, начатых в 1892 году были открыты остатки храма, театра, ипподрома, раличных памятников и много надписей, что позволило восстановить общий вид святилища.

Руины, оставшиеся от храма Аполлона, датируются IV веком до н.э. Но святилище на этом месте существовало и в более древние времена – с конца VIII века. Священная дорога вела к храму Аполлона и была украшена тремя тысячами статуй и сокровищницами для даров и благодарственных приношений. Камень Сибиллы стоит на том самом месте, где. По легенде, первая жрица-прорицательница изрекла свои предсказания. Театр, построенный в V веке до н.э., вмещал более 5 тысяч зрителей.

На юго-востоке от храма Аполллона находится святилище богини Афины с руинами храма IV века до н.э. Сохранилась ротонда – толос, назначение которой до сих пор остается неизвестным.

Стадион, где проходили Пифийские игры, сохранился довольно хорошо. Он вмещал около 7 тысяч зрителей и выполнен из известняка с горы Парнас

Считалось, что любой, кто пришел в Дельфы, должен совершить ритуальное омовение в водах священного Кастальского ключа. Поэт Байрон окунулся в воды этого источника под впечатлением от предания, согласно которому Кастальский ключ пробуждает поэтическое вдохновение.

Собрание музея Дельф включает в себя коллекцию скульптур и архитектурные фрагменты, найденные при раскопках.

Внутреннее деление Димарх

Панайотис Калтоис

Площадь Высота центра Официальный язык Население Национальный состав Конфессиональный состав

православные

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Официальный сайт Объект всемирного наследия Археологические памятники Дельф Ссылка в списке объектов всемирного наследия () Тип культурный Критерии i, ii, iii, iv, v, vi Регион Европа и Северная Америка Включение 1987 (11-я сессия)


Археологический заповедник Дельфы включен в список Всемирного наследия . Раскопками, начавшимися в 1892 году, были открыты: Храм Аполлона Пифийского (VI - IV века до н. э.), сокровищницы сифносцев (около 525 до н. э.), афинян (начало V в. до н. э.), стоя (галерея-портик) афинян (475 до н. э.), театр (II век до н. э.), стадион (VI век до н. э.) и другие сооружения.

География

Руины древних Дельф расположены в 9,5 км от побережья Коринфского залива (город Итея) на юго-западном склоне горы Парнас на высоте 700 м над уровнем моря. Современный небольшой населённый пункт Дельфы находится неподалёку, восточнее руин. Дельфы входят в ном Фокида . Дем (муниципалитет) сегодняшних Дельф с января 2011 года включает в себя и приморский городок Галаксиди .

Этимология

Греческое слово Δελφοί восходит к индоевропейскому корню δελφύς - «матка», «лоно», «утроба». Отсюда происходят и слова αδελφός - «брат» или букв. «единоутробный», и дельфин - «новорожденный младенец», «утробный» (возможно из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребёнка). Причина такого названия видимо связана с тем, что, в представлении древних греков, неподалеку от храма Аполлона находился Пуп Земли .

Мифология

Некогда доля Дельф принадлежала Гее , она отдала её Фемиде , а та подарила Аполлону . По трезенскому рассказу, Дельфы ранее принадлежали Посейдону , а Калаврия - Аполлону. Позднее они поменялись местностями . К югу от храма Аполлона в Дельфах был храм Геи . Статую Аполлона в Дельфах в виде колонны упоминает Евмел .

В городе было также прорицалище Диониса (?) . По орфикам, там гроб старшего Диониса , он лежит под треножником или в Омфале (см. Загрей).

По Еврипиду, Дельфы пытались разграбить воины Кадма .

Согласно мифической традиции, существовали следующие храмы Аполлона :

На третьем храме сидело шесть золотых птиц (у Пиндара «чаровательницы»), которые завораживали посетителей, и те умирали. Зевс поразил храм перуном, убив птиц и спрятав храм от людских глаз, птиц же Афина наделила пророческим даром . Этих птиц отождествляют с сиренами .

История

Согласно археологическим данным, объектом поклонения в Дельфах начиная примерно с 1600 г. до н. э. было женское божество, связанное с культом Матери Земли. Около 1100 г. поселение приходит в упадок . По археологическим данным, между 1000 и 735 гг. идет эволюция дельфийских треножников - они приспосабливаются в качестве сидения .

В VII - VI век до н. э. Дельфы стали играть роль общегреческого святилища. Дельфийский оракул обладал высоким авторитетом в греческом мире, принимая решения в политической и религиозной сферах. В Дельфах также хранился священный камень - омфал . Кроме того, с начала VI век до н. э. в Дельфах раз в четыре года стали проводиться Пифийские игры , выражавшие чувство принадлежности к одной нации. Во время их проведения устанавливалось священное перемирие. В город стекались многочисленные дары, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии . Дельфы выступали в сознании греков, как духовная столица эллинского мира , как «общий очаг» Эллады (др.-греч. κοινὴ ἑστία ), что позволило дельфийским жрецам на протяжении столетий пользоваться не только религиозным, но и политическим влиянием. Благодаря такому статусу, Дельфы стали центром кредитных операций.

Влияние Дельф начало ослабевать уже с конца V века до н. э. , но Дельфы оставались одним из крупнейших общегреческих святилищ. В 290 г. до н. э. власть над Дельфами перешла к Этолийскому союзу . Затем власть над Дельфами установил Рим. В 80-е годы I века до н. э. город был разграблен фракийскими племенами. В конце I века н. э. храм в Дельфах был восстановлен. Последние известные обращения к оракулу относятся к III веку н. э. . Окончательно был запрещён в 394 году императором Феодосием I .

Пифийские игры

«Пифийские игры» (или «Пифии») были после Олимпийских игр , вторыми по значимости общеэллинскими играми античности. Сначала Игры проводились каждые восемь лет, а начиная с 586 г. до н. э. в честь Аполлона Пифийского стали проходить каждые четыре года.

Первоначально игры состояли только из одного вида состязаний - пения под аккомпанемент кифары . Позднее добавились другие художественные и атлетические соревнования, такие как состязания на колесницах и верховая езда. В театре города Дельфы проводились музыкальные соревнования, а на стадионе Дельф - атлетические состязания. Гонки на колесницах устраивались на равнине у соседнего города Криса .

Проведение Пифийских игр было запрещено приблизительно в то же время, когда закончилось проведение Олимпийских игр (ок. 394 г. н. э.).

Другие факты

Фотографии

    Amphitheatre at Delphi.jpg

    Амфитеатр

    Pretty view of Delphi.jpg

    вид из Дельфы

    Athina Pronaia Sanctuary at Delphi.jpg

    Храм Афины Пронайи

    The Ancient stadium at Delphi.jpg

    The Ancient Gymnasium at Delphi.jpg

    Древняя гимназия

    The Temple of Apollo at Delphi.jpg

    Храм Аполлона

Напишите отзыв о статье "Дельфы"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дельфы

Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.

Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».)
– Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это.
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал.
Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном.
Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю.
– Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем…
Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.
– А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.
– Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел.
Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!»
– Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству?
Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него.
– Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!
– Ваше сиятельство, я полагал…
– Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты.
Перед обедом княжна и m lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, стояли, ожидая его: m lle Bourienne с сияющим лицом, которое говорило: «Я ничего не знаю, я такая же, как и всегда», и княжна Марья – бледная, испуганная, с опущенными глазами. Тяжелее всего для княжны Марьи было то, что она знала, что в этих случаях надо поступать, как m lle Bourime, но не могла этого сделать. Ей казалось: «сделаю я так, как будто не замечаю, он подумает, что у меня нет к нему сочувствия; сделаю я так, что я сама скучна и не в духе, он скажет (как это и бывало), что я нос повесила», и т. п.
Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул.
– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.
– Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j"ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она.
– Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
– Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
– Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
– Не нужно ли чего?
– Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
– Ну, хорошо, хорошо.
Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
– Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!

По всей Древней Греции строили храмы Аполлона - покровителя искусств и врачевателя, но только в Дельфах построили храм в честь Аполлона-предсказателя. Дельфийский оракул, изрекавший предсказания в обмен на дары храму, прославил город на весь античный мир, а город Дельфы сделал местом паломничества царей.

От храма Аполлона Пифийского в Делъфах мало что сохранилось до наших дней. Святилищу катастрофически не везло: сначала оно было уничтожено страшным пожаром, затем восстановлено, но вновь разрушено сильным землетрясением. Суеверные греки, а за ними и римляне восстанавливали храм, желая сохранить убежище Аельфийского оракула.

ГОРОД ВЕЛИКОГО ПРОРИЦАТЕЛЯ

Здесь, в Дельфах, находился сам великий Дельфийский оракул - прорицатель и ясновидец, живший в особом помещении при храме Аполлона Пифийского. Покой оракула - одного из главных прорицалищ в эллинском мире - оберегала жрица-пифия.

ГородДельфы занимал почетное место в древнегреческой провинции Фокида: здесь находился храмовый комплекс, центром которого был самый уважаемый оракул Древней Греции.

Упоминание о Дельфах содержится в поэме Гомера «Илиада», где он именуется Пифо. Пифоном в древнегреческой мифологии назывался дракон, охранявший вход к оракулу до того, как это место было занято Аполлоном. Согласно древнейшим мифам до оракула Аполлона на месте будущих Дельф находились оракулы других божеств: Геи - богини Земли, богини Фемиды, бога Посейдона. Бог Аполлон победил Пифона и сложил его останки в святилище. Впоследствии город некоторое время именовали Пифоном (обратившимся в тлен).

Одолев дракона, Аполлон приказал другим мифологическим персонажам - архитекторам Трофонию и Агомеду - построить здесь храм во славу самого бога.

Оракул в храме Аполлона пользовался неслыханным авторитетом: с ним советовались цари не только Греции, но и Лидии, Фригии, страны этрусков. Законы Ликруга (полумифического древнеспартанского законодателя), по которым жила Спарта, были приняты лишь после одобрения все тем же оракулом. И без его поддержки не было бы сегодня Олимпийских игр. По указанию оракула были основаны новые греческие колонии, причем он подсказывал время и место их основания. Ничего мистического в этом не было: жрецы оракула были людьми с прекрасным образованием и всегда вставали на сторону сильного.

В VII-VI вв. до н. э. Дельфы стали культовым местом всей Древней Греции. Роль священного места еще более возросла, а влияние Дельф вышло далеко за границы древней Эллады, когда с начала VI в. до н. э., после Первой священной войны (дельфийская знать боролась за большую автономию от государства) в городе раз в четыре года стали проводиться Пифийские игры. На это время устанавливалось священное перемирие, в Дельфы стекались толпы паломников и торговцев, происходили шумные ярмарки и собрания. Благодаря приношениям богомольцев Дельфы скопили огромные богатства.

Однако с конца V в. до н. э. влияние Дельф начало ослабевать. В 80-е гг. I в. до н. э. Дельфы были осаждены фракийцами, впоследствии захватившими город и разграбившими чудесные храмы. Но любовь греков к Дельфам, их священный трепет перед оракулом были столь велики, что уже в конце I в. храм в Дельфах был восстановлен.

Императоры Древнего Рима понимали значение оракула и, покорив Грецию, действовали от его имени вплоть до III в., когда Дельфы были разграблены галлами.

Закат славы оракула и Дельф совпал с эпохой падения Рима. Примерно в 390 г император Феодосии I (346-395 гг.) - последний император единой Римской империи и фанатичный христианин - запретил языческие культы, а заодно с ними - Дельфийского оракула.

Это означало полный закат Дельф: город покинули люди, дома были разобраны для других построек, сохранилось совсем немногое.

Систематические раскопки в Дельфах начались в конце XIX в., причем этому мешали не местные власти, а крестьяне деревни Кастри: они жили в домиках, целиком построенных из фрагментов древних построек. В 1892 г. французская археологическая школа в Афинах смогла приступить к раскопкам, лишь предварительно перенеся деревню Кастри на 1,6 км к западу.

Руины древнего города Делъфы расположены в Центральной Греции, примерно в 7 км севернее Коринфского залива на южном склоне горы Парнас. Остатки построек разбросаны по горной лощине, над которой возвышаются две трехсотметровые скалы Федриады, сходящиеся под тупым углом выше Делъф. Здесь же находится Кастальский ключ, что протекает восточнее святилища и впадает в реку Плейст.

ДЕЛЬФИЙСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ

Храмы, сокровищницы, стоя (галерея-портик),театр-стадион и другие сооружения объявлены археологическим заповедником и включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Место для города древние эллины, в характере которых удивительным образом сочеталась богобоязнь с расчетливостью, подобрали так, чтобы он внушал благоговейный ужас паломникам. Окружающие город горы угрюмы и величественны. Уже приближаясь к Дельфам, паломники ощущали странную тяжесть: им казалось, что горы давят на них, заставляя преклонить колени перед могуществом богов. Много позднее, во время археологических раскопок, ученые отмечали прекрасную, почти музыкальную гармонию, в которой городские строения сочетались с горным рельефом.

Дельфийский храмовый комплекс был обнесен со всех сторон стенами и в плане напоминал неровный прямоугольник, круто поднимавшийся по склону горы к северу. Главный вход находился в юго-восточном углу, от него начиналась Священная дорога, зигзагом поднимавшаяся по склону, вымощенная мраморными плитами и с обеих сторон уставленная памятниками.

Здесь сохранились руины сокровищниц афинян, жителей Сикиона, Книд и островитян с Сифноса: все они предназначались для хранения даров божеству. От построек остались только фундаменты да несколько скульптурных фризов, изображающих легендарные подвиги Геракла и Тесея. Самая любопытная находка - текст древнего гимна Аполлону с нотами.

Главное святилище города - храм Аполлона - к началу раскопок был так разрушен землетрясениями, пожарами и грабителями, что к моменту его обнаружения сохранился только фундамент. Но при раскопках удалось восстановить одну колонну полностью и семь - частично.

Согласно мировоззрению древних греков именно Дельфы находились в центре Вселенной. Чтобы все - даже самые неграмотные - знали об этом, точное место «центра земли» было отмечено Омфалом: камнем, в форме половины яйца, обвитым повязками. В переводе с греческого «омфал» - «пуп». По легенде, именно в этом месте встретились два орла, посланные Зевсом с западного и восточного концов Земли, достигнув, таким образом, ее центра. Омфал находился в целле - внутреннем помещении храма.

Оракулу задавали вопросы в середине храма, где находилась расщелина, из которой поднимались удушливые испарения и над которой был установлен жертвенный треножник. Пифия располагалась на треножнике, вдыхала пары, впадала в транс, выговаривала слова, которые считались внушенными Аполлоном и принимались за пророчество. Жрецы записывали речи пифии и составляли ответы в стихотворной форме, которые и сообщали тем, кто заказал прорицание в обмен на дары храму.

От стадиона, где проводились Пифийские игры и устраивались музыкальные фестивали, сохранилась беговая дорожка с разметкой и ряды каменных скамей для 7 тыс. зрителей.

Кроме самого оракула, храмов и городских построек Дельфы известны тем, что неподалеку от города струится из-под земли Кастальский ключ - источник чистой родниковой воды на горе Парнас.

Для Дельф Кастальский ключ имел вполне практическое значение: в нем совершали ритуальное омовение паломники при посещении Дельф, атак-же пифия - всякий раз, прежде чем приступить к прорицаниям.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Сохранившаяся на стенах стадиона надпись V в. до н. э. категорически запрещает под угрозой штрафа в пять драхм приносить на стадион молодое вино.

■ Национальный греческий парк на горе Парнас был основан в 1938 г. и является одним из старейших и крупнейших парков страны, где произрастают кефалонийские ели.

■ Стихотворные ответы оракула составлялись жрецами нарочито двусмысленно, что давало возможность впоследствии предлагать различные толкования.

■ В Дельфы привозили множество драгоценных даров, посвященных Аполлону. Огромные сокровища находились под защитой Дельфийской амфиктионии и использовались жрецами для проведения крупных кредитно-ссудных операций по всему Восточному Средиземноморью.

■ Сведения античных авторов о пифии на треножнике и расселине с одурманивающими испарениями в настоящее время считаются недостоверными: раскопки в Дельфах не подтвердили существование расселины, а геологические исследования доказали невозможность в этом месте подземных испарений.

■ С Кастальским ключом связан миф о боге Аполлоне - покровителе искусств и муз: считалось, что источник священный, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. Мифы рассказывают, что давным-давно в источник бросилась дельфийская нимфа Касталия - дочь речного бога Ахелоя, стремившаяся избежать навязчивых ухаживаний Аполлона.

■ На одной из классических колонн гимна-сия, которые были заново использованы при строительстве монастыря, вырезал свое имя английский поэт-романтик лорд Байрон (1788-1824 гг.), когда посещал Дельфы.

■ Дельфийский метод, или метод «Дельфы» - способ экспертной оценки будущего или экспертного прогнозирования, разработанный американской исследовательской корпорацией РЭНД.

■ В честь нимфы Касталии и Кастальского источника назван астероид (646) Касталия, открытый в 1907 г.
■ Название скал Федриады в переводе с древнегреческого означает «Сияющие».

■ Изначально пифию выбирали из числа юных девушек, которые обязаны были всю жизнь блюсти невинность. После того как одна из них нарушила этот закон, в пифии стали выбирать женщин в возрасте.

■ Несмотря на уважение, что испытывали римляне к Дельфам и оракулу, они нанесли существенный ущерб постройкам: римский полководец Сулла конфисковал сокровища храма в 86 г. до н. э., чтобы выплатить жалованье солдатам, а император Нерон (37-68 гг.) вывез оттуда 500 статуй.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Природные: гора Парнас, Кастальский ключ, скалы Федриады.
■ Исторические: храм Аполлона Пи-фийского (VI в. до н. э., перестроен в IV в. до н. э.), сокровищницы сифнийцев (около 525 г. до н. э.) и афинян (начало V в. до н. э.), стоя (галерея-портик) афинян (478-475 гг. до н. э.), театр (II в. до н. э.), Мармария, или священный участок Афины с фундаментами старого (конец VII в. до н. э.) и нового (конец VI в. до н. э.) храмов Афины Пронайи, а также круглая гробница - фолос (начало IV в. до н. э.), стадион (VI в. до н. э.), гимнасий (VI-V вв. до н. э.), подпорная стена (после 548 г. до н. э.), «Аканфова колонна» (около 400 г. до н. э.), алтарь Аполлона (около 518 г. до н. э.), бронзовая фигура возничего (около 470 г до н. э.).
■ Культурные: Дельфийский археологический музей, Музей имени Сикелианоса.

Атлас. Целый мир в твоих руках №235