Микены - древний город. Микены

Микенская (ахейская) цивилизация (1600-1100 гг. до н.э.) является одной из древнейших и интереснейших цивилизаций, существовавших когда-либо на территории современной Греции. Эта цивилизация оказала неоспоримое влияние на последующее развитие древнегреческой культуры и занимает особое место в литературе и мифологии, в том числе и в трудах Гомера.

Одним из крупнейших и важнейших центров микенской цивилизации, безусловно, был древний город Микены, от которого, собственно, культура впоследствии и получила свое название. Здесь же размещалась царская резиденция, а также усыпальницы микенских царей и их приближенных. В древнегреческой мифологии Микены хорошо известны как царство знаменитого Агамемнона, возглавившего легендарную Троянскую войну.

Руины некогда величественных Микен лежат примерно в 90 км к юго-западу от Афин в северо-восточной части Пелопоннеса рядом с маленькой одноименной деревушкой и сегодня являются важным археологическим и историческим памятником.

История археологических раскопок

Первые раскопки древних Микен были проведены еще в 1841 году греческим археологом Кирриакисом Питтакисом. Именно тогда и были обнаружены знаменитые Львиные ворота – монументальный вход в акрополь, построенный из четырех огромных монолитных известковых глыб и получивший свое название из-за огромного барельефа с изображением двух львов над входом. Львиные ворота, а также фрагменты впечатляющих крепостных стен (их ширина в некоторых местах достигала 17 м), возведенных в так называемой «циклопической» кладке, неплохо сохранились и даже сегодня, спустя более трех тысяч лет, поражают своей монументальностью.

Настоящий же фурор произвели археологические работы, начавшиеся уже в 1870-х годах под эгидой Археологического общества Афин и руководством Генриха Шлимана. В ходе раскопок (как на территории крепости, так и за ее пределами) был выявлен ряд захоронений в шахтовых и купольных гробницах с невероятным количеством всевозможных погребальных даров, среди которых особенно впечатляло огромное количество разнообразных изделий из золота. Впрочем, огромный интерес представляла и архитектура гробниц, прекрасно иллюстрирующая мастерство древних зодчих. Лучше всего до наших дней, пожалуй, сохранились, гробницы Клитемнестры и Атрея. Усыпальница же последнего датируется XIV веком до н.э. и представляет собой двухкамерную гробницу с коридором-дромосом (длина – 36 м, ширина – 6 м), ведущим в купольное помещение (где покоилось тело царя) с небольшим боковым приделом, в котором также был выявлен ряд захоронений. Над входом в гробницу была установлена огромная 9-метровая каменная плита весом примерно около 120 тонн. Каким образом древним умельцам удалось ее установить - до сих пор остается загадкой. Гробница Атрея, или Сокровищница Атрея, является самым грандиозным купольным сооружением того времени и одним из важнейших архитектурных памятников микенской цивилизации.

В последующие десятилетия археологи не раз возвращались к раскопкам легендарных Микен и обнаружили еще множество различных сооружений, среди которых и остатки расположенного на вершине холма дворцового комплекса. В недавнем времени был раскопан и так называемый «нижний город». Подробное изучение результатов археологических раскопок позволило существенно приоткрыть завесу тайны над загадочной микенской цивилизацией.

Знаменитое «микенское золото» (в том числе и так называемая золотая «маска Агамемнона», XVI век до н.э.), а также множество других уникальных древних артефактов, найденных в ходе раскопок Микен, сегодня хранится в Национальном археологическом музее Афин.

На заметку

  • Месторасположение: Mycenae
  • Часы работы: ежедневно, июнь – ноябрь с 08.00 до 19.00, ноябрь – март с 08.30 до 15.00.
  • Билеты: взрослый - 3 евро, до 21 года - бесплатно.

Потомки мифического Персея правили Микенами в течение многих поколений, пока их не сменила могущественная династия Атрея, с которой связано много героических и трагических событий. Сын Атрея, легендарный Агамемнон, возглавивший поход на Трою, по совету оракула принёс в жертву богам собственную родную дочь Ифигению. После триумфального возвращения с троянской войны Агамемнон был убит в ванной своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерть дочери. Клитемнестру в свою очередь убивает обезумевший от ярости сын Орест, подстрекаемый сестрой Электрой. Что тут сказать? Жестокие времена, жестокие нравы. Но по истечении тысячелетий имя Клитеменестра стало в Греции нарицательным для жен - мужеубийц.

Эти легенды и предположения нашли историческое подтверждение, когда немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман в поисках Трои случайно наткнулся на один из шахтных могильников. Рядом обнаружились ещё несколько захоронений того же типа, и тут-то стало ясно, почему Гомер называл Микены златообильными. В процессе раскопок было найдено невероятное количество золотых и удивительно красивых вещей (около 30 кг!): украшений, кубков, пуговиц, военного снаряжения и бронзового оружия, отделанного золотом. Пораженный Шлиман писал: «Все музеи мира не обладают и пятой частью этих богатств». Но самой значимой находкой стала золотая посмертная маска, которая по версии Шлимана принадлежала самому Агамемнону. Но возраст могильников не подтвердил эту версию, захоронения были сделаны намного раньше, до царствия Агамемнона. Интересным фактом, подтверждающим могущество и богатство древних Микен, является то, что не было найдено предметов из железа. Основные материалы, из которых изготовлены обнаруженные предметы, - серебро, бронза и золото. Найденные в шахтных могильниках артефакты, хранятся в Археологическом музее Афин и в Археологическом музее Микен.



Древний город занимал стратегически удобное положение на вершине холма, защищенный массивными стенами акрополя. Кладка оборонительных стен проводилась без использования какого-либо связующего раствора. Камни подгонялись так плотно, что стены производят впечатление монолитных. В акрополь вели знаменитые «Львиные ворота» - циклопическое сооружение из камней, украшенные барельефом с двумя львицами - символом могущества царской династии. Ворота - самая знаменитая постройка Микен, а барельеф считается одним из самых значимых геральдических памятников мира.



В цитадели находились жилые дома знати и бытовые постройки, причем многие здания были двух и трёхэтажными. Недалеко от входа сохранились остатки погребального круга А, где располагаются шахтовые гробницы датируемые 1600 г. до н.э. Найденные в них предметы указывают на то, что здесь находились захоронения царских семей.



Со внутреннего двора у «Львиных ворот» начиналась большая лестница, ведущая в царский дворец. Центром дворца был Мегарон - большое помещение с очагом на полу. Царский Мегарон был центральным строением, своеобразным административным центром. Здесь проводились заседания, вершились суды. От королевских покоев остался только фундамент. Можно различить и фрагменты фундамента красной ванной комнаты, в которой был убит Агамемнон.



На небольшом расстоянии от стен акрополя был обнаружен погребальный круг В, включающий в себя купольные гробницы (толосы) - ещё один образец микенской архитектуры. Самая впечатляющая и хорошо сохранившаяся из них, так называемая «Сокровищница Атрея» или «Гробница Агамемнона». Когда захоронение было найдено Шлиманом, оно оказалось разграбленным. Поэтому не удалось установить, кому принадлежала гробница, но размеры и архитектурные особенности позволяют предположить, что внутри находилась царская усыпальница. Круглые подземные сооружения пришли на смену шахтовым захоронениям. К высокому узкому входу ведёт выложенный камнями наклонный коридор. Внутри гробница представляет собой внушительный купол высотой 13,5 м и диаметром 14,5 м, выложенный горизонтальными рядами камней. Каждый ряд немного выступает над предыдущим. До постройки Римского Пантеона гробница являлась самым высоким сооружением такого типа.


Микены - древний город на северо-восточном Пелопоннесе на Аргосской равнине. В настоящее время он представляет собой развалины, расположенные в 32 км к северу от залива Арголикос.
Исторически город появился на важном участке пути из Пелопоннеса на север, в остальную часть Греции. Значение его было столь велико, что оставило свой след в древнегреческой мифологии. Согласно легендам, город основал Персей, сын верховного бога Зевса и несчастной Данаи, победитель Медузы Горгоны. Легенды о божественном происхождении Микен должны были подтвердить важность и величие города.

История

Люди жили в этих местах еще в раннем неолите - 5-6 тыс. лет назад. Археологические раскопки показали, что на месте Микен в III тыс. до н. э. стояла деревня. Город появился позднее и к XVII в. до н. э. стал столицей государства ахейцев - самого первого из основных древнегреческих племен. Античный поэт Гомер, описывая ахейцев в эпической поэме «Илиада», подразумевает всех греков Пелопоннеса: столь могущественными стали Микены к тому времени.
О богатстве Микен и роскошном образе жизни их правителей говорят драгоценные находки из погребений микенских царей XVII-XVI вв. до н. э., сделанные при раскопках в XIX в.
В XVI-XV вв. на микенском акрополе были возведены новые, более мощные укрепления, построен царский дворец.
Правил тогда Микенами, по легенде, самый известный из его царей - Атрей, также персонаж из древнегреческой мифологии, сын божественного Пелопса и отец Агамемнона и Менелая - героев поэм Гомера.
Более всего Микены известны как резиденция Пелопидов, царя Атрея и его сына Агамемнона, жены Агамемнона Клитемнестры и их детей - Ореста и Электры.
Расцвет Микен пришелся на 1400-1200 гг. до н. э. Правившие Микенами в XIV-XIII вв. до н. э. потомки царя Атрея возвели толосы - большие круглые купольные усыпальницы, сменившие строившиеся до возвышения Микен скромные шахтные гробницы.
Власть Микен в то время распространялась на всю северную часть Пелопоннеса, микенцы захватили Кносс на Крите, торговали с Древним Египтом и Хеттским царством, Кипром и Сирией.
Понятно, что у такого богатого города было много врагов.
Стены вокруг акрополя стали еще выше, а желающие попасть за них, в крепость, должны были пройти через Львиные ворота. Предвидя жестокие войны и изнурительную осаду Микен, в XII в. до н. э. из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику.
Судьбу Микен решил ужасный пожар, случившийся примерно в 1200 г. до н. э. Город погиб в пламени.
Спустя столетия Микены были частично восстановлены, но былое величие к ним уже не вернулось. Хотя, чтобы доказать свою силу, Микены участвовали в Фермопильском сражении 480 г. до н. э. и в Марафонской битве 490 г. до н. э. - крупнейших во время греко-персидских войн 499-449 гг. до н. э.
Весь Пелопоннес захватили дорийцы - другое древнегреческое племя. Своей столицей они сделали соседний Аргос, усиления Микен никак не желали и в 470 г. захватили город и разрушили до основания.
На руинах города некоторое время еще теплилась жизнь, но к II в. он был окончательно покинут и заброшен.
Город играл столь важную роль в античное время, что «микенским» называют весь период доисторической цивилизации в Греции (1600-1100 гг. до н.э.).
Руины древнего города Микены находятся на греческом полуострове . Стратегическое местоположение города - скалистый хребет, нависающий над проходом из Пелопоннеса на север, в остальную часть Греции.
Раскопки в Микенах начал археолог-энтузиаст Генрих Шлиман, утверждавший, что в поэмах Гомера прямо указано на местонахождение захоронений микенских царей.
Раскопки Микен начались лишь в 1874 г., занимался ими Генрих Шлиман (1822-1890 гг.), уже успевший прославиться находкой «Золота Трои», вылившейся в грандиозный международный скандал. Немецкий археолог вел раскопки до 1876 г. и сумел обнаружить следы цивилизации II тыс. до н. э., описанной в трудах древнегреческого географа Павсания, и до этого считавшиеся таким же мифом, как и легенды о Персее и Медузе Горгоне.
Шлиман стремился найти гробницу микенского царя Агамемнона, и гробницу обнаружил, правда, археологи выражают большое сомнение в том, что это захоронение именно Агамемнона. Зато сокровищ было найдено много: общий вес золотых находок составил более 14 кг. Раскопки подтвердили истинность многих описаний, сделанных Гомером в «Илиаде» и «Одиссее».
Раскопки велись и после Шлимана. Все найденные руины и сооружения можно условно разделить на три группы.
Шахтные гробницы - самые ранние из объектов, раскопанных в Микенах. На самом деле это не шахты, а скорее большие каменные колодцы. Они оказались в неприкосновенности, грабители до них не добрались. Убранство всех шести гробниц поражает необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, вокруг россыпью лежали золотые изделия, от украшений до множества золотых дисков и пластин с чеканкой в виде осьминогов и розеток, а также бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота, с тонкой сюжетной золотой и серебряной инкрустацией на клинках. Над могилами установлены стелы, на которых вырезаны изображения колесниц, сцен охоты и спирального орнамента.
Толосы, или купольные гробницы, найдены за городскими стенами. Всего их обнаружено девять, а рядом - большое количество камерных гробниц. Это подземные сводчатые сооружения в форме старинного улья, с высоким куполом. В толос ведет дромос - коридор. Когда обряд захоронения заканчивался, вход закладывали камнем, а дромос забивали землей. Самый большой толос, именуемый «гробницей Атрея», сложен из гигантских каменных блоков. Балка притолоки размерами 38,512 м весит около 120 т (!). Диаметр гробницы - 15 м, высота - 13 м. Хоронили в них, разумеется, не персонажей из древнегреческих мифов - Атрея и Клитемнестру, а представителей царствующей семьи. Купольным гробницам не повезло: их разграбили еще в древности.
Крепостные стены и дворец - самые поздние по времени объекты в Микенах. Стены сложены из громадных каменных глыб. В стене проделаны Львиные ворота с бастионами по сторонам. Своим названием они обязаны треугольной плите наверху, на которой высечены две львицы. Эти звери - единственное дошедшее до наших дней произведение монументальной скульптуры того времени.
От дворца мало что осталось, можно лишь судить по размерам руин, что он был монументален и состоял из многих парадных, жилых и хозяйственных помещений. Был здесь и дорический храм: найдены его остатки.
В обширном нижнем городе сохранились кварталы с каменными домами зажиточных ремесленников и торговцев, условно названными Дом виноторговца, Дом щитов, Дом торговца маслом.
Рядом с развалинами античных Микен стоит городок, носящий то же название.
С почти лишенной растительности возвышенности, где только алеют маки, на которой под палящим солнцем находятся развалины Микен, открывается панорама всей области Арголис - вплоть до Саронического залива Эгейского моря.


Общая информация

Местонахождение : юг Греции.
Официальный статус : археологический памятник Микены и Тиринф.

Административная принадлежность : децентрализованная администрация Пелопоннеса, Западной Греции и Ионии, административная область (периферия) Пелопоннес, ном Арголида, муниципалитет Аргос-Микены, Греция.
Дата основания : около XVII в. до н э.
Первое письменное упоминание : VIII в. до н. э.
Язык : греческий.

Этнический состав : греки.

Религия : греческое православие.
Денежная единица : евро.

Цифры

Площадь : 0,32 км 2 (период расцвета, 1350 г. до н. э.).

Крепостная стена : длина - около 900 м, вес каменных блоков - от 20 до 100 т, высота - до 7,5 м.

Высота над уровнем моря : 278 м.

Удаленность : 90 км на юго-запад от Афин.

Климат и погода

Средиземноморский.

Теплая зима, жаркое лето.

Средняя температура января : +14°С.

Средняя температура июля : +27°С.
Среднегодовое количество осадков : 400 мм.

Относительная влажность воздуха : 65%.

Достопримечательности

Археологический парк «Микены» : шахтовые гробницы (XVII-XVI вв. до н. э.), крепостные стены (XIV в. до н. э.), Львиные ворота (конец XIV-XIII вв. до н. э.), толосы (камерные гробницы, XV-XIV вв.), дворец (XVI-XIII вв. до н. э.), жилые дома, склады, цистерны, (XIV-XIII вв. до н. э.), зернохранилище (XII в. до н. э.), резервуар «Источник Персея».

Любопытные факты

■ Древнегреческие мифы об основании Микен Персеем рассказывают, что главные укрепления города были возведены циклопами - могучими великанами. Отсюда и название кладки из грубо обтесанных глыб огромного размера - циклопическая.
■ Название «Микены» явно не греческого происхождения и унаследовано от местных племен эллинами, приехавшими из других мест. Тем не менее мифы связывают это название с греческим словом «микес» - «гриб». Древнегреческий географ Павсаний утверждал, что название придумал сам Персей, посмотрев на грибоподобную вершину, на которой расположились Микены.
■ Первое письменное упоминание Микен встречается в поэмах Гомера.
■ Во второй половине XX в. и в начале XXI в. подлинность Маски Агамемнона была подвергнута сомнению. Некоторые археологи ссылались на то, что еще до раскопок в Микенах Шлиман был замечен в подлогах: он намеренно приносил на раскопках предметы, которые были найдены совершенно в других местах, да и Маска Агамемнона по стилю резко отличается от всего остального, что найдено в Микенах. Официальная точка зрения категорически отрицает подлог.
■ Развалины Микен стали туристическим объектом еще в эпоху Древнего Рима: богатые римляне совершали сюда поездки, чтобы посмотреть на останки былого величия Микен.
■ Шлиман полностью доверял тому, что написано в поэмах Гомера, и соответствующим образом интерпретировал в своих изысканиях. Так, обнаружив в микенской гробнице череп под золотой маской, он тут же воскликнул: «Я узрел лицо Агамемнона!»
■ В 1999 г. руины города Микены внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
■ Из прочих пелопидов (потомков божественного Пелопса), избравших Микены своей столицей, более всего известны жена Агамемнона - Клитемнестра - и ее дети - Орест и Электра. Судьба их, изложенная в мифах, ужасна: Клитемнестра убила мужа («похоронена» в стороне от городской стены Микен), Орест убил собственную мать (погиб от змеиного укуса), Электра (подтолкнула брата к убийству матери, «похоронена» в Микенах). Электра стала главным действующим лицом трагедий, местом действия которых были Микены: «Хоэфоры» Эсхила, «Электра» Софокла, «Электра» и «Орест» Еврипида, «Агамемнон» Сенеки.
■ Как коммерсант, Генрих Шлиман сколотил свое состояние на поставках русской армии во время Крымской войны 1853-1856 гг.: он торговал стратегическим товаром - серой, селитрой, свинцом, оловом, железом и порохом.
■ Микенская цивилизация пришла на смену минойской, когда ее центр - остров Крит был разрушен извержением вулкана Санторин, что послужило основой мифа о гибели Атлантиды.
■ Еще один «именной» предмет, найденный Шлиманом в гробницах Микен в 1876 г., - знаменитая золотая Чаша Нестора. Шлиман заявил, что это именно та чаша, которую Гомер описывал в «Илиаде» как принадлежавшую Нестору, царю Пилоса. Большинство археологов не согласны со Шлиманом: микенское захоронение появилось за три века до предполагаемой даты Троянской войны, да и внешне чаша отличается от описанной Гомером.
■ Район, где находятся руины Микен, экономически развит очень слабо, зато выходцы из этих мест занимали и занимают ведущее место в греческой политике.

Свои поселения греки-ахейцы устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен — их строительство стало острой необходимостью. Таким примером являются Микены. Микены - это древний город-крепость, которую окружали крепостные стены, сложенные из монолитных глыб. Впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь » - «верхний город», Пространство между глыбами было заполнено грунтом и глиной. Это так называемая «циклопическая кладка». Длина стены Микен — 900 м, толщина — от 6 до 10 м. Внутри стен устраивали кладовые для хранения продовольствия и оружия.

Крепость располагает двумя воротами – у северо-западного угла находятся главные ворота, известные, как Львиные, тогда, как на северной стороне расположены ворота второстепенного значения. К Львиным воротам вела основная дорога. Знаменитые «» — венчает монолитный фронтон с изображением двух львов, опирающихся на небольшой двойной алтарь.


Львы, головы которых не сохранились, охраняют колонну — символ дворца микенских правителей. Потолок и притолока весят предположительно более 20 тонн. Ширина ворот 3 метра. Раньше ворота закрывались деревянными створками. Мы поднимаемся до них, и фотографируемся в их проёме на память. Под вратами дует хороший сквознячок. От ворот дорога поднимается на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. Поднимаемся ещё выше. Внутри крепостной стены, справа от главного входа, находится знаменитое захоронение, которое окружено круговыми оградами, образуя знаменитые могильные круги.


Здесь ведутся археологические раскопки, и туда проходить нельзя, мы можем смотреть на них только сверху. Одной из его самых выдающихся находок в каменном круге были царские захоронения 1600-1500 гг. до н.э., то есть относящимися к раннему периоду микенской культуры. Поднимаемся выше по склону горы. Здесь уже хорошо жарит солнце, +24 C’ в тени. Подниматься не просто.


Акрополь стоит на холме треугольной формы, высота которого около 40 м. На вершине акрополя находятся развалины царского дворца 13-го в. до н.э. Это место огорожено. В центре дворца когда-то было парадное прямоугольное помещение (12 X 13 м) с очагом в середине - мегарон.

Здесь наверху можно присесть на камни и отдохнуть, после крутого подъёма. Далее обходим скалу с другой стороны, и спускаемся по окружной дороге. Северо-восточный выступ был пристоен в 12 веке до н. э. с целью обеспечения его водой, для чего была сооружена подземная цистерна в естественном углублении скалы. К цистерне подходил терракотовый водопровод. Тайные резервуары обеспечивали дворцу постоянную подачу воды, даже в случае осады. Мы обнаружили вход в цистерну, которая представляет собой скрытый ступенчатый спуск, который проходит через всю толщу крепостной стены, и далее.

Здесь было уже темновато, и можно воспользоваться светом своего телефона. Далеко идти жутковато.

Внизу под склоном горы есть археологический музей. Под стеклом экспозиции древних предметов: гребни, бусы, керамические изделия.

Родовой склеп царя Агамемнона

Начиная примерно с 1500 г. до н.э. царей-полководцев Микен и других греческих городов-государств хоронили в гробницах, известных под названием толос. Толос, раскопанный в Микенах, был назван сокровищницей Артея, так как поначалу решили, что это захоронение отца Агамемнона — Артея.

Мы проходим через узкий проход в гробницу под курганом. Тело царя вместе с его оружием и сокровищами помещали в склеп, напоминающий по форме пчелиный улей. Это огромный купольный зал высотой 12 м и шириной 14 м., построенный без использования кладочного раствора в 1250 г. до н.э. Гробница была сооружена в 13-м веке до н.э. и состоит из длинного (36 метров) коридора, круглого помещения, накрытого куполом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Зал пустой здесь ничего нет. Акустика здесь восхитительная. Следов захоронения в гробнице обнаружено не было, возможно она разграблена в более ранние времена.

Это золотая погребальная маска одного из первых микенских царей.

Сначала считалось, что она была сделана с легендарного царя Агамемнона, воевавшего против Трои в знаменитой Троянской войне, но теперь известно, что маска относится к гораздо более древнему периоду. Но до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царём и так и называется: «Маска Агамемнона». Маска находится в музее, но естественно это копия. Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу лица. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.



Древние греки были убеждены: Микены построил Персей, а толстые, высокие стены из огромных каменных плит по его приказу возвели циклопы – одноглазые чудовища-великаны. Иначе объяснить, как во втором тысячелетии до нашей эры удалось возвести столь грандиозное сооружение, они попросту не могли.

Руины Микен находятся на полуострове Пелопоннес, на восточной стороне скалистого хребта, в 2 км от небольшого города Микенес, в 90 км в юго-западную сторону от столицы Греции, Афин, в 32 километрах на север от залива Арголикос. На географической карте этот древний греческий город можно вычислить по следующим координатам: 37° 43′ 50″ с. ш., 22° 45′ 22″ в. д.

Микены и Троя были обнаружены немецким археологом-любителем, Шлиманом. Нашёл он эти уникальные памятники бронзового века довольно интересным методом, используя гомеровскую «Илиаду» вместо путеводителя: сначала он отыскал знаменитую Трою, а через небольшой промежуток времени – Микены.

Расцвет древней микенской цивилизации относится к концу бронзового века и датируется 1600 – 1100 гг. до н.э. Легенды утверждают, что Микены построил царь Персей, но историки склоняются к выводу, что основателями древнего города являются ахейцы, воинственные представители одного из древнегреческих племён.

Удачное географическое положение и богатство города (микенцы вели активную торговлю по всему Средиземноморью) привело к тому, что к началу XIII ст. древние Микены оказались одним из самых сильных и влиятельных государств, находящихся на территории материковой Греции.

Власть правителей Микен распространялась на всю близлежащую территорию и, по предположениям учёных, даже охватывала весь север Пелопоннеса (исследователи выдвигают предположение, что цари города вполне могли возглавлять конфедерацию Пелопоннесских царств).

Не удивительно, что город Микены имел хорошо укреплённые стены, предназначенные для защиты от вражеских нападений: захватить его пытались не раз, и нередко – довольно успешно (об этом свидетельствуют многочисленные мифы того периода, чей сюжет причудливо смешался с реальными событиями, подтверждения которым обнаружили археологи).


Микенцы и сами были довольно воинственны: царь Агамемнон организовал поход на Трою, которая конкурировала с Микенами за господство в регионе, и после десятилетней осады добыл важнейшую победу. По одной из легенд, победа была ему дарована богами за то, что он, исполнив повеление Оракула, принёс в жертву свою дочь, Ифигению (впоследствии это послужило причиной смерти царя: жена Агамемнона, не смирившаяся со смертью дочери, организовала против него заговор).

Надо заметить, что плодами долгожданной победы грекам воспользоваться не удалось: около 1200 г. до н.э. на территорию Греции вторглись племена дорийцев, разрушившие практически все города Пелопоннеса, среди которых также оказались Микены и Троя (последняя даже не успела оправиться от поражения и как раз пережила сильнейшее землетрясение). Жители городов какое-то время своей территории не покидали, прятались в горах, но впоследствии были вынуждены покинуть свои земли – одни перебрались на острова, другие переселились в Малую Азию.

Как выглядел город

Большая часть населения Микен жила вне крепости, у подножия холма. Раскопки, проведённые археологами, показали, что прежде, чем попасть в цитадель, нужно было миновать кладбище, находящееся вне стен города и жилые дома. Обнаруженные постройки в черте города показали, что в его пределах находился дворец, жилые помещения, храмовые сооружения, склады и шахтные гробницы, в которых хоронили представителей правящих династий.

Как и большинство древних городов, Микены представляли собой хорошо укреплённую крепость и были построены на скалистом холме высотой около 280 метров.

Город окружала выложенная из огромных глыб крепостная стена протяжённостью около 900 метров, шириной – не менее 6 метров, а высота местами превышала 7 метров, при этом вес некоторых каменных блоков превышал 10 тонн.

Парадные ворота

Попасть в крепость можно было по вымощенной камнем дороге через Львиные ворота, ширина и глубина которых составляла около трёх метров.

Построили Львиные ворота в Микенах в тринадцатом веке до нашей эры во время расширения крепостной стены. Возвели их из трёх громадных, слегка обработанных известняковых глыб, а закрывали двумя деревянными створками (об этом свидетельствуют углубления, находящиеся внутри боковых стен).

Верхняя горизонтальная перемычка была шире, чем столбы, на которые её положили – это было сделано для того, чтобы сверху можно было установить треугольной формы известняковую плиту-фронтон, с двумя изображёнными львами. По одной из гипотез, барельеф, венчающий Львиные ворота, является гербом династии Атридов, которая правила городом в то время. По другой – посвящён богини Потнии, являющейся покровительницей всех зверей.


Львы эти развёрнуты друг к другу и, стоя на задних лапах, передними опираются на два находящихся алтаря, между которыми изображена колонна. К сожалению, головы зверей до наших дней не сохранились, но тщательно изучив барельеф, учёные пришли к выводу, что изготовлены они были из другого материала (возможно, из слоновой кости) и скорей всего, смотрели на людей, которые входили в цитадель через Львиные ворота.

Одним из предназначений этого барельефа было замаскировать образовавшуюся дыру: Львиные ворота были выстроены по всем правилам своего времени, поэтому все глыбы, которые нужно было положить над перемычкой, устанавливали со скосом, что давало возможность переместить большую часть нагрузки на боковые стены, между которыми были установлены Львиные ворота.

В результате этого над перемычкой образовалось пустое пространство, куда установили плиту с барельефом, который считается самой ранней монументальной скульптурой микенского периода (перед тем как были обнаружены Микены, были найдены разве что статуэтки высотой в 50 см).

Дворец

Сразу за Львиными воротами дорога поднимается вверх, а затем с левой стороны упирается в лестницу, по которой можно было подняться во дворец, находившийся на вершине скалы (по оценкам специалистов, замок был построен в XIV ст. до н.э., а некоторые найденные в нём фрагменты относятся к более раннему периоду).

Лестница заканчивается в прямоугольном дворе, в который можно было попасть из тронного зала, минуя приёмную и портик с двумя колоннами. Тронный зал имел прямоугольную форму, его крышу поддерживали четыре колонны, а стены были украшены фресками с изображёнными на них боевыми колесницами, лошадьми и женщинами.

Жилые помещения находились с северной стороны замка, многие из них были двухэтажными. Скорее всего, к ним можно было попасть из вестибюля дворца. Также здесь находился храм с круглыми алтарями, возле которых была обнаружена сделанная из слоновой кости скульптурная композиция из двух богинь и ребёнка.

Интересно, что при раскопках, во дворце были найдены глиняные таблички с надписями, которые оказались финансовыми отчётами военных затрат, а также списками работающих на микенских правителей людей: это был перечень рабынь, гребцов, ремесленников. Это даёт повод учёным предположить, что Микены были довольно бюрократическим государством.

Шахтные гробницы

С правой стороны от Львиных ворот были расположены обнесённые каменной оградой шахтные гробницы, в которых хоронили царей. Это были вырубленные скале прямоугольной формы погребальные комнаты, уходящие на глубину от полутора до пяти метров. Сейчас на месте древних захоронений установлены поставленные на ребро каменные плиты, отмечающие их месторасположение. В этих гробницах археологи нашли самые настоящие сокровища – монеты, ювелирные изделия, кольца, чаши, кинжалы, мечи, изготовленные из золота, серебра и бронзы.

Купольные и камерные гробницы

До того как построить крепость, микенцы хоронили своих правителей в так называемых купольных гробницах, которые по форме напоминали огромные купола. Всего археологами было обнаружено девять таких усыпальниц, относящихся к XV-XIV ст. до н.э. Усыпальницы представляли собой подземные сооружения с высоким, сужающимся кверху куполом, который возвышался над землёй. После похорон гробницу закрывали, а коридор, ведущий в погребальную яму, засыпали землёй.

Одной из наиболее известных гробниц этого типа является усыпальница Атрея (XIV ст.), в которую можно было попасть по длинному коридору, дромосу. Погребальная яма находилась под землёй и имела 13 метров высоты и 14 ширины (к сожалению, узнать, что именно забрал с собой царь в загробный мир, установить не удалось, поскольку могила была разграблена ещё в прадавние времена). Над входом в погребальную комнату была установлена девятиметровая квадратная плита. Как именно древние мастера сумели её установить, учёные до сих пор не выяснили.

В находящихся неподалёку камерных гробницах хоронили аристократов и представителей их семейств. Это были в основном вырубленные в склоне горы фамильные склепы, в которые можно пройти по дромосу.

Как добраться до Микен

Желающие увидеть один из самых знаменитых памятников бронзового века, должны учитывать, что он находится на территории археологического парка «Микены», а потому вход на его территорию платный (билет стоит около 8 евро).

До города Микен лучше всего добираться из столицы Греции рейсовым автобусом, дорога в этом случае займёт около двух часов, а билет обойдется в 12 евро. Также можно воспользоваться автомобилем и картой – сначала доехать до города Арго, миновав Коринфский канал, а уже оттуда отправиться в Микенес.