Памятники древнеримской культуры на территории других стран. Вечный Рим. Об исторических памятниках и городских площадях Основные памятники культуры древнего рима

Существуют 2 основных способа, как можно осмотреть достопримечательности Рима – самостоятельно и в составе организованной экскурсии. Оба этих способа имеют свои плюсы и минусы. Как правило, большинство туристов осматривают бесплатные достопримечательности Рима самостоятельно, а платные – в составе экскурсии.

К бесплатным достопримечательностям Рима относятся памятники, архитектура, центральные улицы, здания, парки, мосты, набережная и природа.

Платными достопримечательностям Рима являются музеи, представления, театры, ночные клубы, рестораны, бары, парки развлечений и т.д.

Выгодой платного осмотра достопримечательностей Рима является то, что если вы возьмете обзорную экскурсию по Риму, то вы сможете за один день осмотреть большое количество основных достопримечательностей, так как вас будут возить на автобусе от одной достопримечательности к другой. Для больших групп, как правило бывают скидки, и взяв организованную экскурсию, вы еще сможете сэкономить. Также бывает очень интересно послушать русскоязычного гида, который уже несколько лет живет в Италии и знает страну как свои 5 пальцев.

Куда сходить и что посмотреть в Риме

Фотографии с названиями и описанием достопримечательностей Рима. Самые интересные места Рима, которые необходимо посетить туристу.

Колизей является центральной ареной Древнего Рима, где сражались гладиаторы, где пленных отдавали на растерзание животным, где проводились водные баталии кораблей, для которых арену наполняли водой из реки Тибр, и где проходили другие зверские представления. Колизей был открыт в 80 году после Рождества Христова и в честь его открытия, провели Великие Игры, продолжавшиеся больше 90 дней.

Амфитеатр Колизей означает «колосс», что указывает на его большие размеры. Также Колизей имел название «Амфитеатр Флавиев», которые были правящей династией римских императоров.

2 тысячи лет назад это было самое большое здание на свете, на трибунах которого вмещалось 55000 зрителей.

В начале пятого столетия, когда христианство обрело реальную силу, гладиаторские бои перестали проводить и помещение стали использовать как конюшню, склад и приют. На сегодняшний день, Колизей является обязательным пунктом в программе каждого туриста.

Колизей находится в Риме на Piazza del Colosseo.
Добраться до Колизея можно на метро по линии B, выходить на станции Колизей.

Пантеон на греческом означает «храм всех богов» и он был построен в Риме во втором столетии нашей эры. Пантеон был построен, когда древнеримская архитектура только расцветала. Первоначально тут воспевали древнеримских богов, но в начале 7 столетия из Пантеона сделали христианский храм. На протяжении всего своего существования Пантеон подвергался реставрациям и благодаря этому, он хорошо сохранился до наших дней.

Купол Пантеона весит 5000 тонн и до наших дней еще не успел обрушиться. В куполе Пантеона находится дыра диаметром 9 метров, поэтому дождь и снег через него проникают внутрь здания. В Пантеоне были захоронены останки Рафаэля и других известных людей. Паломники со всего света стекаются, чтобы воочию увидеть этот шедевр архитектуры.

Пантеон открывают для туристов в 9 утра и его лучше осматривать сразу после открытия, пока еще мало туристов. Закрывают Пантеон в 19.00.

Вход бесплатный.
Адрес Пантеона: Piazza della Rotonda, Рим.
Добраться до Пантеона можно на метро по линии А, выходить на станции Barberini.

Ватикан является мини городом-государством, резиденцией Папы Римского и главным центром Католической церкви. Гражданами Ватикана являются всего 8 сотен человек, в число которых входят служители церкви. Ватикан занимает территорию всего 0,45 квадратных километра. Туристов в Ватикане больше всего привлекают: собор Святого Петра, музеи, открывающие доступ к собраниям картин, скульптур и других предметов искусства.

Реликвии, собранные в музеях Ватикана, показывают историю развития этого мини государства. Тут собраны одежды Папы Римского, автомобили, кареты и другие предметы старины.

Этрусский музей Ватикана покажет вам такие археологические раскопки, как: предметы римского искусства, этрусские вазы и бронзовые украшения.

В Египетском музее Ватикана можно увидеть мумии и саркофаги, статую фараона Ментухотепа, каменные маски и другие предметы.

В Апостольском дворце Ватикана собраны художественные шедевры, куда также входят Станцы Рафаэля.

В Пинакотеке собраны картины религиозной тематики, полотна Рафаэля, Леонардо да Винчи, Караваджо и прочих.

Во Дворе Бельведер расположены дворцы Иннокентия VII и Николая.

Центральное место в Ватикане занимает Сикстинская капелла, украшенная фресками Микеланджело, Боттичелли и Перуджино.

Библиотека Ватикана вмещает в себя коллекцию напечатанных и написанных от руки книг, которые были собраны за многие века.

Лучше всего посещать музеи Ватикана с гидом и в одежде, закрывающей грудь, плечи, локти и колени. В некоторые музеи Ватикана можно попасть только по предварительной записи.

Музеи Ватикана работают с понедельника по субботу с 09.00 до 18.00, кроме воскресенья и праздников.

Адрес Ватикана: Viale Vaticano.

Как добраться до Ватикана: на метро от жд вокзала Термини по линии А до остановки S Pietro.

Собор Святого Петра в Ватикане является духовным сердцем католической церкви. В нем проводит мессы Папа Римский. Собор Святого Петра был построен в 4 столетии на том месте, где ранее находился цирк Нерона. Первоначально в базилике хранились святые мощи апостола Петра. Только в 15 столетии на месте базилики сотворили огромное здание храма. Собор Святого Петра — это детище Рафэля, Микеланджело, Мадерно, Перуцци и других. Перед собором находится площадь Святого Петра с 284 колоннами. Тут установлен древнеегипетский обелиск из гранита, великолепные фонтаны, скульптуры святых апостолов Павла и Петра, резиденция Папы Римского.

Как добраться до площади Святого Петра: на метро по линии B до станции Ottaviano San-Pietro.

Витториано является архитектурным комплексом, построенным с 1885 по 1935 годы в честь первого короля объединенной Италии – Виктора Эммануила II. Перед дворцом Витториано находится могила Неизвестного солдата, где горит Вечный огонь и сменяет друг друга почетный караул. Не всем римлянам нравится этот белый мраморный дворец, однако туристы с радостью сюда приходят.

Монумент Витториано находится в Риме на Венецианской площади, у Капитолийского холма. Он был спроектирован Джузеппе Саккони в стиле ампир. К монументу относится также 12-метровая статуя короля на коне из бронзы.

Высота постройки: 70 метров.
Ближайшее метро: Colosseo, Cavour.

Замок Святого Ангела, который также называют Мавзолей Адриана и Печальный Замок, был построен на берегу реки Тибр в парке Адриано. Строительство Замка Святого Ангела началось в 139 году нашей эры. Его высота составляет 48 метров и на момент строительства он был самой высокой постройкой в Риме. Замок Святого Ангела состоит из усыпальницы Донжон, квадратного двора со стеной и моста через реку, украшенного скульптурами.

Замок выполнял функции дома Папы Римского, склада, тюрьмы и усыпальницы. Сейчас в замке находится Военно-исторический музей.

Замок был назван из-за события, случившегося с Папой Григорием в 4 столетии, когда к нему явился архангел Михаила. При императоре Адриане от замка через реку Тибр был построен мост, по которому можно дойти до Марсова поля.

Римский форум был построен в центре Древнего Рима и сначала на нем функционировал рынок, но потом на нем принимали политические решения.

Римский форум находится между холмами Палатин, Велиа, Капитолий, Эсквилин, Квиринал и Виминал.

На Римском форуме в Древнем Риме принимали законы, выбирали консулов, встречали императоров после войны.

После падения Римской Империи форум был разрушен, и до наших времен сохранились лишь фрагменты былого величия, где сейчас работает музей под открытым небом.

Адрес: Via della Salaria Vecchia, 5/6.

Римский форум работает каждый день с 8.00 до 17.00, а с апреля по октябрь – до 17.30.

Форум Траяна был последним построенным императорским форумом в Риме, сконструированным архитектором Аполлодором из Дамаска. Форум Траяна был сотворен в соответствии с приказом императора Траяна. Его украсили трофеями, завоеванными в Дакии в 106 году. Форум Траяна открыли в 112 году, а колонну Траяна установили в 113 году. форум представлял собой большую площадь, окруженную рынком, храмом императора Траяна, латинской и греческой библиотеками. 38-метровая мраморная колонна Траяна, внутри которой сделали усыпальницу императора и его жены, сохранилась до сегодняшних дней.

Термы императора Септимии Бассиане Каракаллы в Риме, официально называются термы Антониниана. Термы Каракаллы начали строить в 212 году нашей эры и закончили в 217 году, когда умер император Каракаллы. Двор терм Каракаллы был квадратным и достигал в длину и ширину по 400 метров, размеры здания терм были 150 на 200 метров. Кроме бани и бассейнов тут находилась библиотека. В термы приходили общаться, провести переговоры и узнать новости вперемешку со сплетнями.

На сегодняшний день термы Каракаллы представляют из себя то, что осталось от древнеримских бань у Аппиевой дороги.

Триумфальная арка Константина была установлена в 315 году в Риме между Колизеем и Палатином на Via Triumphalis. Арка приурочена победе императора Константина над соперником Марком Аврелием Валерием Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году.

При строительстве Арки Константина использовали элементы декора, которые были сняты с более старых построек. Триумфальная арка Константина является единственной аркой в Риме, которая приурочена к победе в гражданской войне.

Интересно, что именно при императоре Константине христианство стало официальной религией в Римской империи и столица была перенесена в Константинополь.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано является кафедральным собором, построенным в Риме в 324 году. В иерархии католических церквей она занимает первое место и даже собор Святого Петра в Ватикане стоит ниже нее.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано является одной из 4-х базилик Рима с титулом «Basilica maior», что означает «Старшая базилика». Ее включили в перечень для паломников, куда входят 7 базилик Рима.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано была построена во времена правления императора Константина при Папе Сильвестре I. В храме захоронены мощи шести Пап и апостолов Павла и Петра.

Добраться до Бизилики Сан-Джованни ин Латерано можно на метро, ближайшие станции Re Di Roma и Ponte Lungo.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура является одной из 4-х главных базилик Рима. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура построена в южной части Рима за Аврелиановыми стенами и входит в перечень семи базилик Рима для паломников. В базилике захоронены святые мощи апостола Павла, поэтому поток паломников и туристов — огромный. В 1980 году базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была занесена в Список всемирного наследия.

Базилика была построена по указу императора Константином на месте захоронения апостола Павла в 4 веке нашей эры.

Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура находится по адресу Via Ostiense 186, Рим, Италия.

Церковь Санта Мария Маджоре является одним из 4-х главных храмов католиков в Риме и входит в перечень семи паломнических базилик для паломников.
Архитектурный стиль церкви относится к романскому стилю и барокко.
Автором проекта является Либерий, а основателем — Сикст III.
Храм Санта Мария Маджоре был основан в 356 году, а строительство длилось с 440 года по 1750 год.
В 14 столетии была достроена 75 метровая колокольня.

Адрес: площадь Святой Марии Маджоре 42.
Дойти до храма пешком можно от жд вокзала Термини по улице Cavour.
Работает каждый день с 7.00 до 19.00.

Церковь Иль-Джезу является центральным храмом иезуитов в Риме, и именно тут захоронены останки Великого магистра Игнатия Лойолы. Над первоначальным проектом церкви поработал Микеланджело, но он подошел главе ордена иезуитов. В 1561 году архитектор Джакомо Бароцци начал воплощать в жизнь свой проект.
Стиль церкви относится к барокко.

Орден Иезуитов существовал до конце 18 столетия и в храме Иль-Джезу хранилось большое состояние. Потом храм Иль-Джезу у иезуитов был отнят, однако после 1814 года здание было возвращено.

Расположена церковь Иль-Джезу на маленькой площади Иль-Джезу в центре Рима.

Пьяцца Навона является римской площадью, которая построена в форме прямоугольника на месте стадиона Домициана (I век). С 15 столетия по 1869 год тут функционировал городской рынок. Площадь Пьяцца Навона застраивалась в 17 веке в стиле барокко. С 16 столетия в районе площади начали строить дома для послов, кардиналов, банкиров и другой знати.

На площадь Пьяцца Навона выходят 2 храма, включая церковь святой Агнессы, и несколько дворцов, включая палаццо Памфили.

В центре Пьяцца Навона располагается Фонтан четырех рек с обелиском, который символизирует власть Папы Римского. Вокруг обелиска находятся скульптуры, символизирующие реки 4-х континентов.

Площадь Пьяцца-дель-Пополо в Риме всегда имела стратегическое значение, так как от нее отходила дорога, ведущая к северным провинциям. В переводе с итальянского «Пьяцца-дель-Пополо» означает «Народная площадь».

На площади находятся египетский обелиск Рамзеса Второго и храм Санта-Мария-дель-Пополо. Над внешним видом площади в 19 столетии потрудился архитектор Валадье.

Площадь Пьяцца-дель-Пополо создана по форме овала 100 на 165 метром. На севере площади находятся ворота - Порта-дель-Пополо, которые в античные времена являлись частью стены Аврелиана.

Вилла Боргезе является римским ландшафтным парком, находящимся на холме Пинчо. Это третий по размерам публичный парк в Риме и занимает площадь 80 гектаров.

История гласит, что в 17 столетии кардинал Шипионе Боргезе создал на месте виноградников парк, украшенный античными статуями.

В 19 столетии парк был оформлен в английском стиле. Хозяйкой усадьбы в те времена была Елена Боргезе.

В 1903 году парк Вилла Боргезе был куплен государственными чиновниками Италии и подарен Риму. Позже в парке установили детские аттракционы. Подняться к парку Вилла Боргезе можно по знаменитым Испанским ступеням, а также со стороны площади Пополо.

В парке Вилла Боргезе находятся: Галерея Боргезе, Национальный музей вилла Джулия, Национальная галерея современного искусства, Театр «Глобус», Дом-музей Пьетро Каноника, Музей Карло Билотти.

Вилла Медичи занимает склон римского холма Пинчо, немного ниже виллы Боргезе. В античные времена на этой территории росли сады Лукулла, и находилась вилла, где ушла из жизни императрица Мессалина. В Средневековье на этой местности простирались виноградники.

В 1576 году склон Пинчо продали кардиналу Фердинандо Медичи, будущему правителю Флоренции. Проект виллы в стиле маньеризма разрабатывал Бартоломео Амманнати. Когда ушел из жизни последний представитель семьи Медичи, виллу передали Лотарингскому дому. Наполеон Бонапарт передал виллу Медичи Французской академии в Риме, и с тех времен там обитают те, кто удостоился Римской премии.

На территории сада выставлены экспонаты античной культуры. 170 античных статуй кардинал купил у знати Рима и украсил ими виллу.

Катакомбы Рима – это сетка античных катакомб, которые использовали для погребения во времена раннего христианства. Общее количество катакомб в Риме насчитывает более 60 штук, и большая их часть находится под поверхностью земли вдоль Аппиевой дороги. Катакомбы Рима являются подземными ходами в виде лабиринта. В стенах катакомб находятся прямоугольные ниши для погребения усопших. До сегодняшних дней лишь немногие ниши остались закрытыми, остальные же пустуют.

В катакомбах скрывались первые последователи Христа. Тут проводились религиозные обряды и собрания верующих.

Пирамида Цестия является древнеримским мавзолеем, построенным на Авентине в Риме в форме неправильной пирамиды. Возле пирамиды Цестия находятся ворота Сан-Паоло.

Полагается, что пирамиду Цестия построили в 1 столетии до нашей эры. Мавзолей предназначен для захоронения претора Гая Цестия Эпула. Строительство пирамиды совпало с периодом завоевания Египта, и когда в Древнем Риме была модной «египетская стилистика». В тем времена из долины Нила вывозили обелиски и скульптуры. Размеры Пирамиды Цестия: высота — 37 метров, ширина – 30 метров.

Большой цирк

Большой цирк в Риме является античным ипподромом, который находится между холмом Палатин и холмом Авентин. Во времена Римской империи тут проводили состязания на колесницах. Император Гай Юлий Цезарь расширил цирк до внушительных размеров и это позволило единовременно наблюдать за бегами более 250000 людям. Для простолюдинов предназначались стоячие места, а для патрициев — ложи.

Длина Большого цирка в Риме 600 метров, а ширина — 150 метров.

Аппиева дорога была создана приказом цензора Аппия Цека в 312 году до Рождества Христова, и должна была дополнить Латинскую дорогу, которая соединяет Рим с колонией Калы возле Капуи.

Аппиева дорога является центральной античной общественной дорогой Рима. Позже Аппиева дорога была продолжена до Брундизия и соединяла Рим с Египтом, Грецией и Малой Азией.

По обе стороны Аппиевой дороги расположились такие памятники истории, как: гробницы, виллы, христианские катакомбы, средневековые башни, иудейские катакомбы, здания в стиле ренессанса и барокко.

Район Трастевере

Район Трастевере в Риме представляет из себя переплетение средневековых улиц на западном берегу реки Тибр, на юг от Ватикана. Район Трастевере находится на восточном склоне холма Яникул.

В древние времена на этом берегу Тибра проживали этруски, потом его заселили евреи и сирийцы.

Центральное место в районе Трастевере занимает базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, построенная в 3 столетии. Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере построили в 5 столетии. В обеих церквях размещены произведения живописи и скульптуры известных мастеров.

На юге района Трастевере расположен вокзал Трастевере.

Вечером район Трастевере любят посещать туристы и сами жители Рима, так как тут находятся бары и рестораны.

Испанская лестница

Испанская лестница в Риме имеет 138 ступеней, ведущих от Испанской площади к храму Тринита-деи-Монти, расположенному на вершине холма Пинчо.

На Испанской площади располагалось представительство королей Испании. Дипломат из Франции Этьен Геффье считал, что нужно соединить церковь Тринита-деи-Монти и Испанскую площадь, и для этой цели завещал свое состояние.

Архитекторами проекта стали Алессандро Спекки и Франческо де Санктис. Строительство Испанской лестницы продолжалось с 1723 по 1725 годы.

На Испанской площади находится фонтан в виде лодки «Баркачча».

Фонтан Треви является самым большим фонтаном Рима, достигает в высоту 25,9 метра, а в ширину — 49,8 метра.

Фонтан Треви был создан в стиле барокко с 1732 по 1762 год. Проект принадлежит архитектору Николо́ Сальви. Фонтан находится рядом с фасадом палаццо Поли.

Легенда гласит, что тот, кто бросит монету в фонтан Треви, еще вернется в Рим. Если бросит две монеты, то его ждет любовная встреча. Если три, то — свадьба. Если четыре, то — богатство. Если пять, то — разлука.

Коммунальщики каждый год достают из фонтана монеты на сумму 1,4 миллиона евро.

Вторая легенда гласит, что в правой части фонтана Треви находятся «трубочки влюбленных», и те, кто из них выпьет воды, будут любить друг друга и жить долго и счастливо.

Достопримечательности Рима на карте

Достопримечательности Рима самостоятельно

Чтобы осмотреть бесплатные достопримечательности Рима, закачайте себе в телефон карту Рима и Италии, где уже отмечены все достопримечательности Рима. Чаще всего опытные путешественники используют для этого мобильное приложение Maps.me, где обозначены большинство достопримечательностей Рима с фото, названиями и описанием на русском языке.

  • Для осмотра платных достопримечательностей Италии и Рима, выберите понравившуюся вам экскурсию в Риме или достопримечательность из выше расположенного списка и нажмите на нее.
  • На следующей веб-странице можете прочитать подробное описание экскурсии в Риме, выбрать дату экскурсии и нажать на кнопку «Заказать».
  • После этого вам необходимо выбрать желаемое время экскурсии, количество человек, указать ваше имя, адрес электронной почты и телефон, и нажать на кнопку «Отправить».
  • После чего будет рассчитана цена экскурсии в Риме и вы сможете забронировать ее онлайн на официальном сайте «Трипстер».
  • Оплата экскурсий в Риме на сайте Tripster.ru проходит одним из удобных для вас способов, например с помощью банковских карточек VISA или MasterCard.

Достопримечательности Италии очень популярны среди туристов со всего света и особой популярностью пользуются достопримечательности Рима.

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. - 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников - Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы - яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рис. 3. Колизей.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культуре Древнего Рима, отметим, что созданная с милитаристской и величественной направленностью, создаваемая на века, заложила фундамент всей будущей европейской культуры, она наложила свой отпечаток на развитие цивилизации и вызывала восхищение у потомков.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 241.

Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное культурное наследие. С Римом связан расцвет и завершение античного периода. Пройдя путь от небольшого города до огромной империи, Рим смог стать колыбелью современной европейской цивилизации.

1. Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)

По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.


Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.

В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.

В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.

В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.

Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.

Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.

Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.


Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно. Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях. Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).

В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме. Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.

До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.

В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.

2. Республика (VI ‒ I век до н.э.)

2.1 Период ранней республики (VI ‒ III век до н.э.)

Последний царь Тарквиний Гордый оказался тираном и был свергнут. В 510 г. до н.э. в Риме образовалась республика. Ей правили два консула, которых избирали каждый год. Чуть позже появилась должность диктатора, обладавшего чрезвычайными полномочиями. Он назначался на 6 месяцев консулами по решению Сената в моменты, когда Риму грозила опасность.

В этот период в Риме было много войн. Общество разрывалось внутренними противоречиями. В результате завоевательной политики, Риму удается установить господство на Апеннинах.


В середине V в. до н.э. принимаются Законы 12 таблиц. Они надолго становятся первым письменным источником римского права и регулируют имущественные, семейные, наследственные отношения.

В IV веке до н.э. денежные отношения пришли взамен натуральным ‒ в обращение вошли первые медные монеты.

К IV в. до н.э. влияние этрусков ослабевает, появляются самобытные римские изделия в керамике и бронзе. Однако в V веке до н.э. наступил некоторый упадок ремесел по сравнению с Царским периодом.

Что касается архитектуры, то здесь влияние этрусков еще сильно. Римляне возводили деревянные храмы с терракотовыми скульптурами и настенными росписями. Жилища строили без особых излишеств, копируя этрусские дома с атрием (внутренним двориком с неглубоким бассейном для сбора дождевой воды).


Народное творчество было представлено песнями (свадебные, магические, триумфальные, героические).

В письменности этрусские буквы заменяются греческими, происходит дальнейшее формирование латинского алфавита.

В 304 г. до н.э. эдилом Гнеем Флавием был опубликован календарь. Он считается первым римским литературным произведением.

В 280 г. до н.э. была записана публичная речь, произнесенная в Сенате Аппием Клавдием. Он же выпустил сборник нравственных изречений «Сентенций». Одно из них в ходу до сих пор: «Каждый кузнец своего счастья».

2.2 Период поздней республики(III ‒ I век до н.э.)

Многочисленные войны во II веке до н.э. (пунические, македонские) привели к расширению могущества Древнего Рима. Был разрушен соперничавший с Римом Карфаген, Греция и Македония превратились в римские провинции. Это повлекло за собой обогащение римской знати. Рабы и золото в ходе войн были основными трофеями. Появляются гладиаторские бои ‒ любимое развлечение древних римлян. Рим становится сильным государством, но внутри него назревают противоречия, ставшие причиной гражданских войн. Установление диктатуры Суллы и Цезаря во II ‒ I веках до н.э. привели впоследствии к принципату Октавиана Августа.


Гай Юлий Цезарь

Под греческим влиянием меняется архитектура города. Обеспеченные римляне строят дома с облицовкой мрамором, в украшении жилища используют мозаику, фрески. Внутри размещают статуи, картины и другие предметы искусства. В скульптуре характерным явлением становится реалистический портрет. К I веку до н.э. римская архитектура обретает свою самобытность. При Цезаре был построен новый Форум, в городе стали разбивать сады и парки.

С Востока и Греции в Рим пришли новые нравы. Римляне стали одеваться в разноцветные одежды, обильно украшая себя драгоценностями. Мужчины начали гладко бриться и коротко стричься.

Менялись и обычаи внутри семьи. Женщины получили больше свободы. Они могли распоряжаться своим имуществом и даже подать на развод. Впрочем, к концу периода республики число разводов сильно возросло. Это говорит об упадке семейного института.

В 240 г. до н.э. вольноотпущенный грек под именем Тит Ливий Андроник перевел греческие пьесы на латинский язык. С этого времени началась римская литература. Его последователем был Невий из Кампании. Он сочинял пьесы, беря за основу греческие, но использовал близкие ему события и узнаваемых людей. Известен был и комедиограф Тит Макций Плавт. В то же время у римлян были популярны народные фарсы и мимы.

Появились и описания современной истории. Так в конце III века до н.э. Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент написали «Анналы» ‒ подробное изложение истории Рима. Известны также труды Катона Старшего «О земледелии», «Начала», «Наставления сыну», где он выступает за патриархальные римские ценности, критикуя моду на все греческое.

Во времена поздней республики большое наследие в жизни Рима оставил Варрон. Основной его труд назывался «Древности дел божеских и человеческих». Кроме того, он написал множество исторических, биографических, философских произведений, создав энциклопедическую картину знаний о Древнем Риме.

В этот период приходит мода на политическую публицистику. Многие известные личности стремятся запечатлеть в письменных трудах свою деятельность. Среди них Сципион Старший, Сулла, Публий Рутилий Руф, Гай Юлий Цезарь и др.

Развивается ораторское искусство. Особую роль в его становлении сыграл Цицерон. Римляне брали уроки красноречия, для них очень важно было уметь публично выступать в Сенате, суде, на Форуме. Удачные речи записывались. В Риме преобладала греческая школа красноречия, но вскоре появилась и римская ‒ более лаконичная и доступная простым слоям населения.


В I веке до н.э. расцветает поэзия. Талантливыми поэтами были Лукреций и Катулл. Лукреций написал поэму «О природе вещей», а Катулл славился своими лирическими и сатирическими произведениями. Сатирические памфлеты пользовались популярностью и являлись методом политической борьбы.

В то же время происходила дальнейшая эллинизация римской религии. Пришел культ греческих богов Аполлона, Деметры, Диониса, Гермеса, Асклепия, Аида, Персефоны и др. Обряды становились все более пышными и сложными. С востока в Рим проник также культ богини Кибелы. К концу I века до н.э. в Риме появились египетские священные культы. Стали популярны астрология, гадания, магия.

3. Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)

3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)

В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных. А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры. Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.


В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян. «Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.

Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.

Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.


Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.

3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)

После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.

Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.

Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.


К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.

К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.

Римская империя является одной из древнейших цивилизаций мира. Ее история начинается более трех тысяч лет назад, а расцвет приходится на первые столетия нашей эры. Крах древнеримской цивилизации связывают с набегами варваров, что также положило начало и разрушению необъятного количества архитектурных сооружений того времени. До наших дней дожила лишь часть из них, но и этого достаточно, чтобы насладиться величием и красотой древних объектов культуры.

Десятое место среди самых популярных архитектурных достопримечательностей Рима можно смело отдать этому уникальному строению. Причиной постройки Триумфальной арки в 81 году нашей эры послужило взятие десятилетием ранее Иерусалима императором Титом.

Арка имеет один пролет и расположена на Священной дороге Via Sacra. Отличительной особенностью постройки является удивительный барельеф внутри арки, на котором изображено шествие воинов, демонстрирующих свои трофеи, добытые в Иерусалиме.

Арка практически полностью сохранила свой первозданный вид, за исключением отсутствия наверху памятника статуи самого Тита, слитой из бронзы.

Благодаря своему уникальному строению, этот монумент поднимается среди прочих на 9 строчку рейтинга. Колонна посвящена императору Траяну, выходцу из обычных легионеров, укрепившему и усилившему власть римской империи в годы своего правления.

Памятник был возведен в 113 году нашей эры. Внутри него находится винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку капители, а снаружи колонна украшена рельефными эпизодами сражений времен войны Дакии и Рима.

Основание памятника, внутри которого расположили урны с пеплом, является усыпальницей императора Траяна, скончавшегося в 117 году нашей эры, и его спутницы жизни.

Фонтан Треви

В Риме сохранилось большое количество прекрасных фонтанов, среди которых самым популярным является Фонтан Треви, за что он и получил восьмое место в списке достопримечательностей.

Это сооружение имеет удивительную историю. Еще в 20 годы нашей эры император Октавиан Август установил водоснабжение жителей чистой водой, питающееся от удаленного на 12 км от города источника. До 18 века сооружение было скромного вида, и только в 1762 году, после тридцатилетнего периода строительства, обрело свой уникальный вид.

Фонтан представляет собой каменное изваяние морского бога Нептуна, окруженного множеством персонажей, поражающих точностью деталей, и мимикой.

Термы Каракаллы

Седьмое место достается, так называемым, «банным комплексам» Рима. Созданы они были при Марке Аврелии, императоре по прозвищу Каракалла, в III веке нашей эры.

Строение имело множество отделений, предназначенных не только чтобы мыться, но и полностью расслабиться, получить наслаждение и отдохнуть душой. Постройки включали в себя сами бани (термы), библиотеки, места для театральных представлений, гимнастические залы.

Целью этого сооружения было привлечение людей, популяризация терм, в связи с чем императоры стремились не только украсить стены и полы строения уникальной мозаикой, мрамором, но и собирали в нем многочисленные скульптуры, и иные ценности искусства.

Катакомбы

На шестую строчку попадают многочисленные подземные лабиринты Рима, представляющие собой античные места погребений людей, причисленных к лику святых.

Захоронения длились с I по V века нашей эры. За этот период в усыпальницах, количество которых насчитывают более шестидесяти, было погребено около 750 тысяч человек.

Так как катакомбы расположились по всему периметру города в разных его районах, одного конкретного входа в них нет. Попасть в подземные лабиринты можно, изучив официальные сайты усыпальниц.

Мавзолей Адриана

Еще одно уникальное строение Древнего Рима — замок Святого Ангела, — попадает на пятое место рейтинга. За свою историю это место успело побыть гробницей, тюрьмой, резиденцией пап и хранилищем их ценностей, замком, а в настоящее время является музеем и памятником архитектуры.

Мавзолей был построен в 139 году нашей эры по заказу самого императора Адриана, почитавшего искусство и архитектуру, для собственного погребения.

Сооружение представляет собой здание двадцатиметровой высоты, имеющее цилиндрическую форму, и установленное на крупном квадратном основании. Изначально верхушку строения украшала статуя Адриана, представленная в виде управляющего колесницей бога Гелиоса. К замку ведет чудесный мост, украшенный большим количеством античных скульптур.

Собор Святого Петра

Благодаря своему статусу главнейшего собора католической церкви, это строение поднимается на четвертую ступень в рейтинге знаменитых архитектурных сооружений Рима.

Строительство собора длилось более сорока лет и стало результатом работы многих знаменитых скульпторов и архитекторов, таких как Микеланджело Буонаротти, Джакомо делла Порта, Карло Мадерна.

Здание имеет потрясающий фасад с карнизом, увенчанным скульптурами одиннадцати апостолов (кроме Петра), Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. А перед самим собором установлены статуи Петра, держащего ключ от Царствия Небесного, и апостола Павла, торжественно держащего в руке меч.

Высота купола, установленного на колоннах собора, до наших дней остается самой высокой в мире, и равна 138 метрам.

Собор поражает своими масштабами и огромным количеством отделений, уставленных скульптурами, картинами, лепниной. Затраты на его возведение были столь огромны, что Папа Лев Х вынужден был продать Альбрехту Брандербургскому права на осуществление индульгенций на немецких землях, из-за корыстности которого в будущем произошел европейский раскол.

Тройку лидеров открывает храм, построенный по заказу императора Адриана еще во II веке нашей эры, и посвященный всем Богам.

Как и многие другие здания древнего Рима, Пантеон является гробницей для захоронения многих знаменитых людей (здесь погребены Умберто I, Рафаэль).

Самой популярной и уникальной особенностью строения является круглое отверстие, расположенное на крыше купола, через которое в полдень в здание проникает яркий широкий луч света.

Храм славится своей богатой внутренней отделкой цветным мрамором, красивыми фресками и величественным убранством. И, не смотря на наличие толстых стен и массивного купола, внутри создается ощущение легкости и целостности всех конструкций.

Второе место рейтинга достается центру общественной жизни Рима — площади, выстроенной на месте когда-то болотистой местности, использующейся под кладбища, и осушенной при помощи канализационных систем, за несколько веков до нашей эры.

На римском форуме были воздвигнуты такие великолепные архитектурные сооружения, как Храм Веспасиана, Храм Сатурна и Храм Весты.

Посвященный богу Сатурну храм, построенный еще за 5 веков до нашей эры, претерпел множество изменений, связанных с постоянными разрушениями и восстановлениями, и дошел до нашего времени лишь в виде нескольких колонн.

Примерно та же участь коснулась и Храма Веспасиана, построенного в 79 году нашей эры, от которого в настоящее время осталось только три высоких колонны, возвышающихся на 15 метров над землей.

Дошел до нашего времени целиком только, воздвигнутый в честь богини домашнего очага, Храм Весты. После многочисленных пожаров, возникающих в здании, его было принято закрыть, в связи с чем строение пришло в упадок и сильно обветшало.

Это сооружение по праву занимает первое место списка, поскольку уже давно является не просто величественным зданием, а неоспоримым символом Древнего и современного Рима.

Амфитеатр представляет собой многоярусное здание овальной формы, с множеством расположенных по периметру арок разного размера. На строительство этого сооружения ушло 8 лет. Каждый ярус укрепляют колонны, возведенные в разных архитектурных стилях (коринфского, ионического, дорического ордена).

Отделка Колизея снаружи была выполнена в мраморе, а периметр украшали потрясающие скульптуры.

Самые важные персоны Рима и сам император усаживались в нижних ложах для привилегированных особ.

Несмотря на то, что уцелела лишь одна треть здания, римский Колизей остается одним из самых поразительных архитектурных сооружений во всем мире.

Первая моя ассоциация, возникающая которых занимало искусство Древнего Рима. И так сложилось, что Вечный город не мыслим для меня без Колизея, Форума, Пантеона и прочих его древних памятников.
Рим – город, построенный на семи холмах, имеет многовековую историю, тайны которой хранит безмолвный бурный Тибр, разделяющий город на две части. Памятники античности составляют довольно большой пласт в наследии Рима и сейчас почти все они сосредоточены на левом берегу Тибра, в историческом центра Рима. Удивительно, но построенные почти две тысячи лет назад, они пусть не в целости, но в определенной сохранности дошли до нашего времени. Древние камни, стоящие под южным солнцем позволяют буквально рукой дотронуться до истории. Наверное, поэтому в Рим не прекращается туристический поток.

Одни из самых первых античных построек Рима, были храмы на Бычьем Форуме. Форум располагался между трех холмов – Палатином, Авентином и Капитолием и был назван так из-за происходившей здесь активной торговли скотом. Сохранились храмы Геркулеса и Портуна, но мне привычнее их называть просто – круглый и квадратный храмы на Бычьем Форуме. Храмы не доступны для посещения, но и без того в сочетании с типично римским пейзажем они вполне впечатляют.




Римский Форум

Помимо Бычьего Форума большую популярность в Риме получил Форум Романум или Римский Форум, возникший в республиканский период. Со временем он стал ключевым культурным, политическим и религиозным центром. Для меня он, являясь неотъемлемой частью города, пожалуй, был первым в моем списке достопримечательностей. Форум появился сначала как обычный рынок, и только немного позже здесь стали появляться первые значимые постройки – храм Весты, храм Кастора и Поллукса, Табулрий.



В императорский период правители, желая увековечить память о себе, старались возводить пышные, монументальные сооружения, так возникла самая большая когда-либо существовавшая постройка на Форуме – базилика Максенция. Конечно, сегодня от этих некогда величественных произведений античного искусства сохранились только лишь руины, но и они производят впечатление чего-то значимого и великого.


Форум находится рядом с Колизеем, напротив одноименной станции метро «Colesseum» в историческом центре города. Прогулку по Форум я советую совместить с посещением Палатина, находящемся чуть выше. Раньше здесь размещались пышные дворцы императоров, а сейчас помимо древних руин располагается смотровая площадка с видом на город и музей археологических древностей. К тому же на Форум, Палатин и Колизей действует единый билет за 12 EUR.

Императорские форумы. Форумы Траяна

Вообще как мне кажется Форум – одно из ключевых значений для древнеримского градостроительства. Их возводили довольно часто, особенно в императорский период, когда каждый последующий правитель хотел создать форум лучше, чем был у предыдущего императора. – форум Августа, Нервы, Веспасиана, но самый известный и хорошо сохранившийся среди них – Форум Траяна, расположенный по правую сторону от Римского Форума. Это было одно из последних архитектурных сооружений подобного типа в Древнем Риме, известно даже имя архитектора – им был популярный в то время зодчий Аполлодор Дамасский.


Траян построил себе уникальный, отличающийся от других Форум. Во-первых, в отличие от других форумов, здесь основу составляли крытые колоннады. Во-вторых, форум имел полуциркульные ниши-экседры по бокам, которые с одной стороны, позволяли вместить большее количество народа, а с другой – сделать лучший обзор на все архитектурные сооружения. В самом центре форума на площади возвышалась так называемая колонна Траяна, увитая рельефами на тему военных походов императора. Кстати говоря, эта колонна и сегодня украшает площадь.


Триумфальные арки

Еще одним важным, на мой взгляд, достижением римской античной архитектуры были Триумфальные арки. В городе их было три – арка Тита, Арка Септимия Севера и арка Константина.


Через первые две, находящиеся на Римском Форуме, проходит священная Аппиева дорога – главная дорога Древнего Рим. Арка Константина расположена чуть поодаль – за Колизеем. На первый взгляд, все арки похожи между собой – монументальные с декоративным украшениями, они посвящены тем или иным заслугам тщеславных императоров. Между тем, если приглядеться, то можно найти и различия – арка Тита – однопролетная, с богатым, но строгим барельефным изображениям, арка Константина, наоборот изящная и декоративная.



Наверное, самый известный памятник не только античности, но и всей истории искусства Рима – это Колизей. Даже далекие от истории и искусства люди слышали о нем хотя бы из известной песни российской рок-группы. Колизей был построен при императорской династии Флавиев 1 веке.


Это был самый грандиозный амфитеатр античности, вмещавший до пятидесяти тысяч зрителей и самое зрелищное место Древнего Рима – здесь проводились гладиаторские бои, театральные представления, травля зверей. Как и в любые времена народу в Древнем Риме необходимы были эмоции, зрелищность. адреналин Свое название амфитеатр получил от слова колоссальный, наверное, именно таким он и был в то время. Мне же Колизей показался не таким грандиозным, как я его себе представляла, но знающие люди говорят, что просто нужно прийти к нему с «правильной» стороны. Как я уже писала билет в Колизей единый с Форумом и Палатином, и в кассах его можно приобрести за 12 евро.


Цирк Массимо и театр Марцелла

Зрелища любили в Древнем Риме, поэтому строительство театров, было достаточно распространенным явлением. С античности также сохранились театр Марцелла и огромный по своим размерам цирк Массимо. Последний использовался в качестве ипподрома, где проходили состязания на колесницах. Говорят, сначала это был просто склон холма, и люди садились прямо на траву, чтобы посмотреть скачки. Но со временем здесь стали появляться каменные трибуны, а в центре образовалась овальная арена. Сейчас здесь большая зона отдыха, излюбленное место римлян, а руины вокруг позволяют даже на отдыхе не забывать о славном прошлом города.
Театр Марцелла один из каменных театров Рима, его можно считать предшественником Колизея, так как в их архитектурном облике много общего. Это единственный театр, воздвигнутый еще до нашей эры и неплохо сохранившийся до наших дней. Он был построен при императорах Цезаре и Августе на деньги дяди Октавиан Августа – Марка Клавдия Марцелла, в честь которого театр собственно и был назван. Театр небольших размеров, располагается между Бычьим и Римским Форумом практически н берегу Тибра. Слышала, что сейчас в первом ярусе театра часто проводятся концерты и праздники.


Пантеон

Пантеон или храм всех богов наиболее сохранившийся храм античности, построенный в 1 веке все тем же архитектором Аполодором Дамасским. Мне Пантеон всегда казался довольно необычным для того времени памятником. Храм внушительных для античности размеров, сейчас вовлеченный в окружающую застройку, выглядит скромнее снаружи, но не менее грандиознее внутри.




Меня всегда завораживала уникальная архитектурная конструкция храм. С виду кажется, что Пантеон перекрыт куполом. Но на самом деле римляне использовали для этого весьма интересный прием – храм перекрыт сферическими кольцами, смыкающимися к верху. В центре перекрытия расположено круглое отверстие – единственный источник света. А сам «купол» изнутри прорезан кессонами – квадратными углублениями. Все это придает интерьеру Пантеону какой-то нереальный, завораживающий облик.



Пантеон хоть и расположен в центре, но несколько в стороне от основных античных памятников. Его «соседями» являются фонтан Треви и площадь Навона. Кстати говоря, до мая 2018 года вход в храм, как и во все церкви Рима, был свободным, но слышала, что уже с лета римские власти решили взимать плату за вход.

Термы Каракаллы

Еще одним популярным видом сооружений в античном Риме были термы. Только «ленивый» император их не строил – термы Траяна, термы Диоклетиана, термы Каракаллы все так сразу и не вспомнить. Безусловно, это было связано с развитием уровня жизни древних римлян – сначала появился водопровод, затем фонтаны, и вот, наконец, бани. Конечно, термы предназначались исключительно для богатых людей, ведь подобные бани не только выполнили свою основную «очистительную» функцию, но и были место важных аудиенций, встреч.
Сегодня, как и большинство памятников античности термы сохранились в руинированном состоянии. Но в этом и заключается особая прелесть и обаяние Рима. Самым впечатляющими среди всех, пожалуй, были термы Каракаллы. Это был грандиозный комплекс, все здания которого были облицованы мрамором и богато украшены яркой живописной мозаикой. В этих термах поражает, прежде всего, качество и прочность кладки, масштаб и размах строительства, казалось бы, для такого тривиального в нашем понимании заведения. Сегодня здесь расположены подмостки городской оперы. А некогда раньше термы, наряду с египетским пирамидами, считались одним из чудес света.
Термы Каракалла несложно отыскать в Риме, они находятся между Авентином и Цилием, недалеко от Аппиевой дороги. Вообще забавно получается – почти все достопримечательности находится где-то между холмами. Поэтому для меня Рим предстал городом холмов с затерявшимися между ними развалинами.

Аппиева дорога

Во всех времена важную роль играли торговые пути, дороги, соединявшие между собой различные населенные пункты. В Риме эта роль была отведена Аппиева или Священной дороге, построенной еще в VI веке до нашей эры и функционирующей до сих пор! Что и говорить, тогда строить однозначно умели. Строительство было начато по приказу цензора Аппия Цекий и не удивительно, что в итоге, в честь него дорог и была названа. Аппиева дорога, являясь главной во всей Римской Империи, имела важнейшее торговое, политическое, культурное значение. Дорога соединяла Рим с Древней Грецией, по ней Императоры и полководцы отправлялись в военные походы, здесь же начало брали важные торговые пути с Востоком. Позднее, вдоль дороги стали располагаться гробницы выдающихся деятелей Рим – например, гробницы Цицилии Метеллы. В раннехристианский период за пределами города н Аппиевой дороге стали появляться первых христианские катакомбы.
В современном Риме часть Аппиевой дороге оказалась залита асфальтом, по ней ежедневно передвигается большой поток всевозможных транспортных средств, а на окраине сохранилась та древняя священная «настоящая» Аппиева дорога, которая в сочетании с растущими по сторонам типичными южноитальянскими «пиниями» придают этому месту невероятную атмосферность.

Для меня замок святого ангела, стоящий на правом берегу Тибра, вседа являлся одной из визитных, узнаваемых карточек Рима. Это монументальное неприступное цилиндрическое сооружение было задумано императором Андрианом как мавзолей своей семьи, позднее замок стал гробницей и для других правителей Рима, а последним захороненным императором в здесь был Каракалла.


Замок, увенчанный скульптурной группой с квадригой, считался самым высоким зданиям античного Рима. В дальнейшем, благодаря своей неприступности, он стал использоваться в качестве оборонительного сооружения. Сейчас это особенное место в Риме, внутри замка находится один из многочисленных музеев города, а вокруг царит непринужденная праздничная атмосфера: неспешно прогуливаются туристы, в сторонке стоят продавцы мороженого, свои незамысловатые мелодии играют уличные музыканты.



Рим – это особенный город со своей непередаваемой энергетикой и атмосферой. И, конечно, основной тон все этому задает его свидетели славного прошлого – памятники античного наследия.