Как проводит свой день обломов. Подготовка школьников к исследовательской деятельности через организацию личностно-ориентированного подхода на уроках литературы. Беспорядок в квартире и в душе

Почему, анализируя роман Ивана Александровича Гончарова, обычно вычленяют тему «Один день из жизни Обломова»? Как известно, человека формируют обстоятельства, складывающиеся вокруг него. Кроме того, по внешним деталям можно многое сказать о характере человека. Косвенно о нем сообщает и обстановка жилища. Обо всем этом рассказывает нам первая глава произведения классика.

Интерьер жилища

Просыпается Обломов, скорее всего, уже после 9 часов утра. В книге, правда, он оторвал голову от подушки в 8 часов, но при этом писатель указал, что герой проснулся «раньше обычного». Что же покажет нам один день из жизни Обломова? То, что он открыл глаза - еще ничего не значит: оторваться от дивана Илья Ильич и не думает. Ведь этот предмет мебели ему заменяет и рабочий кабинет, и кухню, и спальню, и прихожую. Под стать ему - и любимая одежда помещика - изношенный восточный халат, мягкий, просторный, способный дважды охватить полное тело. Обломов на диване занят не только размышлениями - он здесь живет: сюда слуга Захар подносит покушать, находясь здесь же, хозяин принимает гостей. Слуга, кстати, немногим менее ленив, чем барин, большую часть времени он дремлет на лежанке.

Где же разворачивается один день из жизни Обломова? В шикарной четырехкомнатной, хорошо меблированной квартире по улице Гороховой на Выборгской стороне Северной Пальмиры. Вот только три комнаты - нежилые (к ним - слишком далеко от дивана). Мебель там укрыта чехлами. Не удосуживается заходить туда Обломов, прикованный ленью, словно цепями, к своему лежбищу. Да и в той комнате, где находится Илья Ильич, добротная мебель красного дерева - бюро, два дивана, дорогие ширмы, ковры, шелковые занавеси, дорогие безделушки, - все покрыто пылью, неухожено, в пятнах. Зеркала на стенах настолько грязны, что по ним можно писать пальцем. В квартире водятся мыши. Есть и клопы. А Захар даже не «напрягается», чтобы вывести блох, которым понравилась его шевелюра с бакенбардами. Прав был автор романа: в первой части незачем было показывать читателю несколько дней из жизни Обломова, достаточно лишь одного.

Ежедневное общение с Захаром

Молодой барин, проснувшись и поразмышляв полтора часа, не вставая с дивана, зовет Захара. Как и каждый день, начинает привычно попрекать того за неприбранную пыль и грязь в помещении. Захар так же стандартно отвечает своему барину, что «души не чает в службе». При этом все остается на своих местах, включая пыль. Захар философствует, что немецкий порядок для русских - ни к чему, он весьма находчив в отыскании отговорок.

Илья Ильич долго мучительно что-то вспоминал, а затем попросил своего слугу принести записку от приказчика своего деревенского имения. Много времени занял его поиск. Ведь в комнате вещи не раскладываются по местам, приходится просматривать массу других конвертов, переставляя такие предметы, как грязные тарелки и стаканы.

Однако письмо так и не начало писаться, вместо этого Обломов перевел разговор на счета к оплате, которые принес ему слуга. Впрочем, этот вопрос не нашел своего логического завершения, он завис в воздухе. Прошло уж три часа после пробуждения, после чего помещик поинтересовался, готова ли вода и умывальные принадлежности. Но и до умывания не дошло дело у Ильи Ильича. Он опять отвлекся на философскую беседу с Захаром об «ослах», которые женятся.

Прием гостей

Затем Обломов принял несколько гостей. Прибыл светский франт Волков. Весь их разговор свелся к монологу гостя о влюбленностях, о назначенных встречах у Савиновых, Маклашиных, Тюменевых, Муссинских, Вязниковых. В конце Волков пригласил Илью Ильича «на устрицы», но не на свои деньги, а «дармовые», поскольку «угощает Миша». Наш главный герой после ухода светского персонажа дает ему оценку - «человека нет», он «рассыпается» на десять мест ежедневно.

К нашему герою входит мужчина в форменном зеленом фраке с гербовыми пуговицами - начальник отделения Судьбинский. Мысли его - о службе, о выгодной для дальнейшей карьеры свадьбе. «…По уши увяз!» - думает о нем Обломов.

Затем в дверях - писатель Пенкин. Поверхностный, недалекий «маратель» бумаги. Он, человек недалекий, даже не пытается увидеть в своих образах «божью искорку», живого человека, изображая события в черно-белых тонах. За ним - Алексеев, человек невыразительный, «серый», не уверенный в себе, лишенный собственных мыслей.

После того как гости ушли, Обломов, наконец, находит письмо старосты. Оно, как оказалось, «спряталось» в складках одеяла. Причем это - послание еще с прошлого года. Оно содержит сообщение о резком уменьшении дохода с имения - на две тысячи. Эта новость вызывает лишь вялое обломовское рассуждение. Поэтому староста особо не утруждает себя с барином: все равно со стороны хозяина не будет оказано никакого воздействия.

Чьим визитом заканчивается один день из жизни Обломова? В завершение гостевого потока к Илье Ильичу заходит Михей Андреевич Тарантьев. Это человек такой же непрактичный, как и Обломов. Но, в отличие от первого, в совершенстве усвоивший искусство словесного мошенничества. Он умеет увлечь идеей, подчеркнуть простоту и заманчивость ее исполнения, подвести «жертву» к ее осуществлению. Но далее - Михей Андреевич ретируется. Только его и видели. Его интересует деревенское имение главного героя, он пытается завлечь Обломова в свои планы, чтоб тот «попал в его сеть». Тарантьев убеждает его приехать в деревню, сменить старосту, он обещает ему теплую встречу у своей кумы - Агафьи Пшеницыной (брату которой - Мухоярову Ивану Матвеевичу, прожженному пройдохе - отведена роль действительного разорителя Обломова).

Затем последовал обильный обед, и - покой, после дневных трудов. Подобный «напряженный режим дня» выдерживали уже несколько поколений его предков.

Выводы

Здесь уместна аналогия с известным американским фильмом «День сурка». В отличие от гончаровского романа, это кинотворение носит фантастический характер. Главный герой Филл «застрял» в одном и том же дне. Казалось - день закончился. Ночь, сон. Затем утро - и опять начинается вчерашний день, повторяющийся в мельчайших подробностях. И лишь благодаря самодисциплине и «накоплению» позитивного баланса добрых дел герою фильма удается вырваться из этого замкнутого круга. Если попытаться ответить на вопрос: «В чем трагедия жизни Обломова?», то ответ, очевидно можно построить, исходя из аналогии с вышеупомянутым фильмом. Образно говоря, гончаровский персонаж - не старый (32 - 33 года) помещик Ильич - не только на двенадцать лет «плотно застрял» в однообразии дней, наполненных пассивным размышлением и созерцанием, но и не пытается развиваться, проявить мужской характер, начать конструктивную деятельность. В результате на почве гиподинамии развивается смертельно опасная болезнь.

МКОУ СОШ № 2

г. Нефтекумска Ставропольского края

Конспект урока литературы

«Анализ эпизода

Сон Обломова”»

(Роман И.А. Гончарова «Обломов»)

Любой УМК

Учитель русского языка и литературы

Голышева Галина Эриевна

Поразительное и неотъемлемое свойство классической литературы – её современность. Обратимся к «Обломову». В доперестроечные времена клеймили главного героя вслед за Добролюбовым, утверждавшим: «Общее у всех этих людей то, что в жизни нет им дела, которое бы для них было жизненной необходимостью, сердечной святыней, религией, которое бы органически срослось с ними, так что отнять его у них значило бы лишить их жизни. Всё у них внешнее, ничто не имеет корня в их натуре... Они только говорят о высших стремлениях, о сознании нравственного долга, о проникновении общими интересами, а на поверку выходит, что всё это – слова и слова... в глубине же души их коренится одна мечта, один идеал – невозмутимый покой, квиетизм (безучастное отношение к жизни ), обломовщина». 2 То время романтических идеалов требовало героических людей, готовых жертвовать собою во имя общества, то есть интересов народа. А отсутствие в жизни героя общественно полезного дела не оставляло Обломову никаких шансов на признание его достоинств, отмеченных Гончаровым: «В нём было то, что дороже всякого ума: честное верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь... Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи... никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно... Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; это перлы в толпе!.. Узнав раз, его разлюбить нельзя». 3

В наше время исследователи всё чаще обращаются к другому критику – Дружинину, который «вникал в нравственно-философскую суть образа. Обломов сникает, полагая, что лучше не жить вовсе, чем жить так, как живут многие его сослуживцы и знакомые, то есть в суете, корысти, стяжательстве, с вечной неприязнью и завистью к другим, с равнодушием к тому, что именуется истиной и красотой. Обломов плох и смешон в своей практической неприспособленности, но надо ли «приспосабливаться» к той жизни, которая его окружала? И может быть, главный вопрос «Обломова» не в том, что лень, ничегонеделание сгубили человека, а в том, что бескорыстная доброта к людям пока ещё не может стать в человеческом мире действенным рычагом его гармонического развития». 4

Но одно безусловно: в истории «добряка-ленивца Обломова... отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами живой, современный русский тип...» 5 . Выделив определение, я имею в виду не XIX век, а наше настоящее, нашу эпоху. Показательно, что в 1992 году (180 лет со дня рождения Гончарова) в юбилейной статье «Комсомольской правды» «Место дивана в отечественной истории» автор И.Вирабов констатировал: «Вопросы в обществе витают всё прежние... Диван, несмотря на свою округлость и мягкость, стал в нашей истории краеугольным камнем. Русские Гамлеты стояли над ним: спать или не спать?.. Есть ли у человека моральное право на лежание в такое историческое перестроечное время? Имеет ли он право ещё видеть сны, вздыхать о чём-то своём и не участвовать в общественном процессе?»

Да, Обломов современен, потому что он, по-моему, выражение одной из национальных черт русского характера. Но речь идёт не о пресловутой лени или социальной пассивности. В русских до сих пор живёт вера в сказки о том, какая распрекрасная жизнь ждёт нас в будущем. Возможно, поэтому мы дружно, не задумываясь, как щедринские глуповцы, шагали за политиками с лозунгами: «Вся власть советам!» в 1917 году, «Даёшь перестройку!» в 1986. Мы жить не можем без сказки! Но стоит столкнуться с действительностью (а это нищета, гражданская война, терроризм и т.д.) – социальная апатия, духовная деградация, страх перемен, то есть обломовское лежание как способ ухода от реальности. «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и ещё рано писать нам надгробное слово». 6 Оттого и не можем никак наладить нормальную, человеческую жизнь в нашей стране ни при царе Горохе, ни при Брежневе, ни при новых президентах. И хотя в переломные моменты истории нас можно вдохновить на героические поступки, но вскоре мы, осмысливая содеянное, с испугом думаем, как выйти из ситуации, как вернуть всё на круги своя. А ведь это тоже обломовское: желание спрятаться в футляр , закутаться в халат ! С какой лёгкостью, вдохновлённый любовью к Ольге, Обломов живёт, действует, развивается. И как постыдно прячется, хитрит, поняв неизбежность свадьбы.

Обломов помогает нам понять себя. Поэтому чувство, охватывающее нас, когда прочитана последняя страница, – жалость. «Жалко Обломова», – говорят ребята. «Нет, – думаю, – это нам себя жалко». Об этом рассуждает и автор книги об «Обломове» в журнальной статье: «Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, малоизвиняемые или неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека». 7

«И после прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить (их) значение и отношение к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям... Вы готовы снова перечитать многие страницы, думать над ними, спорить о них». 8 Мне кажется, что именно со столкновения разных оценок критиков, с осознания необходимости познать себя через героя следует начать разговор с учениками о романе И.А.Гончарова «Обломов».

Анализ эпизода «Сон Обломова» следует предварить обсуждением первой части романа. Главный герой не был выдуман автором, считавшим, что «пособием художника всегда будет фантазия». Но «я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал...» Желание осознать суть обломовщины зародилось у автора ещё в юности. Гончаров вспоминал своего крёстного отца Трегубова Николая Николаевича, аристократа по рождению и духу, его приятелей-помещиков, которые приезжали в город на выборы с одной целью: чтобы их не выбрали. «С утра, бывало, они все трое лежат в постелях, куда им подавали чай или кофе. В полдень они завтракали, после снова забирались в постели. Так их заставали гости. Редко, только в дни выборов, они натягивали на себя допотопные фраки, ... надевали парики... Какие смешные были все трое! Они хохотали, осматривая друг друга...» 9

Целью первого урока по роману будет осознание определения такой , вынесенного в тему: «Отчего же это я такой?» Эпиграф определит ход поисков: «Лежанье не было ни необходимостью, ни случайностью: это было нормальным состоянием».

Какое слово вас удивило в первом предложении? (На улице человек не жил, а лежал .) Сделайте вывод. (Лежать жить – контекстуальные синонимы.) По ходу урока вы должны будете подобрать контекстуальные синонимы к словам: труд, покой, любовь, служба, сон.

Почему так важно указать название улицы? (Это улица в центре столицы, следовательно, жизнь здесь должна кипеть.) Сравните представление нашего героя с первым появлением Онегина, Печорина и Чичикова. (Первый летит на почтовых, второй едет на перекладных, а последний въезжает в город. С каждым новым глаголом действие замедляется, а в последнем лежит вообще останавливается.)

Докажите, что Гончаров был прав, написав вместо жил лежал. Для этого составьте распорядок дня Обломова (проверка домашнего задания).

День Обломова.

8 00 – проснулся рано.

9 30 – лежит, позвал и отправил назад Захара.

9 45 – лежит, заставляет Захара искать письмо, бранится с ним.

10 30 начал, кряхтя, подниматься, но опять лёг думать.

В течение 2,5 часов он в полудрёме, пересев с дивана на кресло, принимает гостей, каждый из которых является карикатурным образом с говорящей фамилией: Волков (суета жизни, в которой волка ноги кормят и выживают сильнейшие, руководствуясь законом человек человеку волк ), Судьбинский (карьера, которая вместо судьбы определяет жизнь человека), Пенкин (литератор, всеядный журналист, стремящийся делать шум, снимающий пенки или с пеной у рта небескорыстно отстаивающий чьи-либо интересы; образ пены ассоциируется с пустым брожением, чем-то поверхностным), Алексеев (никто – ничто ), Тарантьев (хитрец, взяточник, могущий процветать благодаря умению тарантить – говорить бойко, резко, скоро, торопливо, тараторить ; или от слова таран, выражающего сущность персонажа, наглого, настырного, грубого).

Что же касается фамилии заглавного героя, то существуют разные версии: 1) писатель предчувствовал коренные перемены в русской жизни, чреватые обрывом преемственности многовековой традиции, потерей естественного иммунитета против разрушительных воздействий извне, надломом, или обломом , традиционного русского общества, всего жизненного уклада 10 ; 2) образовано от слова обломъ , зафиксированного в словаре В.И.Даля, в значении неуч, грубый, неуклюжий 11 ; 3) Е.А.Баратынский в стихотворении «Предрассудок! Он обломок древней правды» поднимает вопрос об утрате устоявшихся нравственных ценностей в связи с наступлением «железного века»; Гончаров понимает, что «древняя правда», обломком которой является Обломов, уже отмерла, но ему близок романтический пафос поэта 12 ; 4) фамилия Обломов сигнализирует о доминанте фрагментарности и отсутствии цельности. На месте целого находятся распадающиеся остатки того, что когда-то было заложено и могло бы стать единым целым 13 ; 5) Гончаров указывал, что «Сон» - это по сути дела и есть название романа. Сон-обломон пришёл в язык из русских сказок. Именно он объял Обломовку. У обломона есть и другое значение – сон, как бы придавивший человека могильным камнем 14 ; 6) может мотивироваться как существительным обломок – обломленная кругом вещь (В.И.Даль), остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего (МАС), так и прилагательным облый (круглый). В этом случае фамилия интерпретируется как гибридное образование облый и ломать : круг, символизирующий отсутствие развития, представляется разорванным (сломанным) 15 . Учащихся стоит ознакомить с данными версиями, так как, анализируя эпизод «Сон Обломова», не лишним будет порассуждать над топонимом – метафорой Обломовка. «Что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» – обломок Эдема?» 16

13 00 - вновь лёг на диван, но мечта о семейном счастье взбодрила его. Он сел, привстал, решил позавтракать. Начал писать письмо домовому хозяину, но не окончил: в гости пришел доктор, заявивший, что надо немедленно изменить образ жизни – это повергло Обломова в ужас (он сжался на стуле в комок ).

15 00 – опять прилёг, видит сон.

16 30 – приехал в гости Штольц, застав Захара, пытавшегося разбудить барина.

Каков же результат этого лежания? (Идёт работа над а) портретом героя с записью характерных черт и акцентировкой авторских приёмов: обстоятельность, неторопливость, юмор, лиризм; б) интерьером кабинета с работой над ролью контраста, лежащего в основе описания; в) его одеждой с работой над эпитетами, художественной деталью (восточный ), синтаксисом (роль бессоюзия). Весьма наглядна символичность халата в «Романсе Обломова» Ю. Ряшенцева, который может прочитать подготовленный ученик:

Ты, может быть, и не Сократ, ты, может быть, – ума палата.

А всё ж с восхода по закат цени объятия халата.

Сюртук все делает дела, а фрак всё ищет развлечений.

Халат живёт вдали от зла и – не страшась разоблачений.

Мундир и груб, и нагловат. Поддёвка вас продаст и купит.

Один халат, один халат одеждам царским не уступит.

Ему и орден ни к чему. Его карманы не для денег.

Но никогда не верь тому, кто говорит: халат – бездельник.

Халат – спаситель тех людей, кто до пустейших дел нелаком.

Он покровитель тех идей, какие и не снились фракам.

Хотел бы только одного: прожить без почестей и злата,

Не задевая никого свободным рукавом халата.

В чём истоки такой апатии героя? (Необходима лексическая работа:

апатия (греч. – франц.) – состояние вялости, полного безразличия,

бесчувственности к происходящему, равнодушие.)

Обсуждается, как прошла жизнь Обломова на службе (глава 5) и дома (глава 6), каковы были жизненный идеал героя (глава 8) и эпоха, в которую он жил (главы 1, 2, 7, 8). Проверяются контекстуальные синонимы: труд – скука, покой – веселье, любовь – хлопоты, служба – семья, сон – смерть.

Определите, с каким чувством (симпатии – антипатии) рисует Гончаров Обломова. Что может в нём привлекать вас и автора? (Способность к рефлексии, философскому осмыслению себя: Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова...) Запишите самостоятельно определения к слову такой и проверим их, аргументируя и дополняя друг друга. Определите тему и идею первой части. (Тема – один день из жизни как пример несостоятельности Обломова, идея – авторское отрицание жизни–лежания и недовольство героя собой. )

Чем выделяется 9 глава? (Во-первых, имеет название, во-вторых, судя по нему, переводит повествование в ирреальный план.) Вспомните произведения, в которых герои видят сны. Какова в них функция сна? (В «Путешествии из Петербурга в Москву» и «Евгении Онегине» это сон-предсказание.)

Дома вы прочитаете «Сон Обломова» и проанализируете композицию главы и языковое мастерство писателя, роль и развитие темы природы, темы семьи, темы сказки, темы воспитания и образования, темы быта (хозяйствование, еда), темы сна (покоя, тишины, неподвижности), темы формирования личности ребёнка (работа организована по конкретным вопросам в 8 группах).

Второй урок «Три главные акта жизни» , посвящённый анализу эпизода «Сон Обломова», оставим без эпиграфа, так как учащиеся должны будут сами подобрать его.

Вы почувствовали необычность 9 главы, её отличие от других? В чём оно? «Сон Обломова» был опубликован в 1849 году, то есть за 8 лет до выхода книги, и, по мнению И.А.Гончарова, «служил ключом и увертюрой ко всему роману» (лексическая работа: увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению).

Какую роль играет в романе мотив сна? (Это, по определению Ю.М.Лотмана, сон – путь внутрь себя. Именно эта глава даёт ответ на вопрос героя: «Отчего же это я такой?» ) Чем увиденный Ильёй Ильичом сон похож на сны вообще? (Он фрагментарен, хотя имеет общую сюжетную линию .)

Какова композиция сна и в чем её особенность? (Состоит из 4 частей: 1) природа – экспозиция и деревня (жизнь крестьян) – завязка; 2) день Ильи в 7 лет, 3) сказки няни (2 и 3 фрагменты являются развитием действия); 4) Илья в 14 лет – спад действия. Кульминация отсутствует , что служит выражением идеи «Сна...». Первые три части повествуют о том, как из века в век формировалась типичная жизненная философия русских дворян-помещиков, названная Гончаровым обломовщиной, а последняя часть показывает её реальное воплощение и возможную судьбу Обломова, если бы не наступили перемены в жизни России. Каждый фрагмент построен по типу рассуждения с обязательным выводом .)

В чём отличие сна? (Отсутствует вымысел – это скорее сон-воспоминание, нежели сон-фантазия. Но особенность не столько в этом, сколько в «двойном зрении»: сон видят одновременно автор и герой, причём природа изображена через восприятие Обломова (отсюда и лиризм, поэтичность повествования), а повествователь комментирует это восприятие, насыщая данный фрагмент иронией. Остальные же эпизоды сна даны «глазами» автора и различаются различной степенью конкретики и обобщения. Поэтому вряд ли верно утверждать, что Гончаров «поэтизирует» жизнь, то есть патриархальное прошлое, в Обломовке .)

Докажите это на примере пейзажа. Почему родовое имение героя названо Обломовкой? Какую роль играет природа в этой главе? (В основе описания лежит фигура отрицания, усиливающая антитезу: нет моря (оно не нежит слух, от него нет отрады душе), но зато есть река (то бежит весело, шаля и играя, то чуть-чуть ползёт ), пруд, ручей (под журчание сладко дремлется ); нет высоких гор (они не для увеселения, держат в страхе и тоске за жизнь ), но есть холмы (приятно кататься); небо жмётся с любовью, как родительская надёжная кровля; солнце подарит ясный, тёплый день. Горы, море, скалы, пропасти, леса – это атрибуты романтизма, где герой силён духом, жить не может без борьбы; это в понимании Обломова грандиозное, дикое и угрюмое, среди которого человек так мал, слаб, так незаметно исчезает... Мирный (то есть тихий, спокойный) уголок в представлении героя – это сентиментальный пейзаж, где даже измученное волнениями сердце обретёт никому неведомое счастье, покойную, долговременную жизнь и сну подобную смерть. «Обломовка описана как замкнутый мир, «уголок», отделённый от большого мира. Его можно окинуть взором... человек не чувствует себя в нём затерявшимся, слабым и одиноким... Это родной, подчёркнуто неэкзотический мир». 17 Жанр идиллии объясняет стремление Обломова к миру простых людей, отношений, чувств. Эта же простота мироощущения героя выражается точностью эпитетов, меткостью сравнений, лёгкостью метафор.

Кстати, описывая «благословенный богом уголок», автор рассматривает пейзаж не только с точки зрения места, но и времени – годового круга, и, что интересно, в восприятии крестьянина, тем самым сближая миропонимание барина Обломова и его крепостных. Поэтому родная Обломовка видится герою как нечто сказочное, пришедшее из фольклора: Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. .. Тихо и сонно всё в деревне...не видно ни души... А далее следует ироничный комментарий автора, объясняющий умильную глубокую тишину в деревне: ... как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.

В пейзажных зарисовках природа изображена в разных состояниях: медленное пробуждение утром, ленивая истома полдня, вечерняя дремота. Но каждый раз «поражает иллюзия причастности природы к жизни обломовцев: в полдень всеобщее оцепенение в усадьбе захватывает и окружающую природу, которая замирает в своём движении, словно боясь внести диссонанс в размеренное существование людей. И это передаётся автором не только с помощью лексики, но и через ритм синтаксических конструкций» 18 : Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжёт траву. Воздух перестал струиться и висит без движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся ; над деревней и полем лежит невозмутимая тишина – всё как будто вымерло. Звонко и далеко раздаётся человеческий голос в пустоте. Анализируя микротему «Послеобеденный сон», нужно обратить внимание на роль глаголов преимущественно «недейственной» семантики, усиленной и подчёркиваемой распространителями, выражающими состояние неподвижности, статичность (неподвижно, без движения, невозмутимая тишина ).

Рассуждения И.А.Гончарова об Обломовке завершаются выводом: Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть...и что жить иначе – грех. ) Итак, состояние природы в эпизоде «Сон Обломова» отражает мир души героя (приём параллелизма – один из распространённых в русском фольклоре), который уже фактом своего рождения в таком краю обречён на душевный покой и тишину, на социальную неподвижность , на вечный жизненный сон , подобный смерти .

Следующая картина сна – день семилетнего Ильи. Сравните этот день с днём 33-летнего Обломова. Каким мы видим героя и его окружение? (Если портрет взрослого Обломова обстоятельный и точный, то мальчик – это условное изображение того идеала, который бы хотели видеть родители, скорее купидон, чем реальный ребёнок. Целый день его будут окружать самые близкие люди: мама, отец, многочисленная родня и няня. Но больше всех им занимается... няня. Впрочем, это не удивительно: вспомним хотя бы детство А.С.Пушкина.

Чем же одаривают взрослые малыша? Мама осыпает его страстными поцелуями, осматривает жадными, заботливыми глазами, молится с ним, влагая в молитву всю свою душу. Наконец-то произнесено главное слово – душа , но не обольщайтесь: о формировании нравственности, духовных запросов речь не идёт. Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами. Молитва была своеобразным футляром, халатом, дававшим возможность избегать проблем: «Надо богу больше молиться да не думать ни о чём! » - учит мать домочадцев. Дальнейшие функции мамы сводятся к ласкам: приласкав его ещё, отпускала гулять в сад; перед ужином медленно расчёсывает волосы Илюши, любуясь их мягкостью и ставя его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи. Задача матери была предельно проста: выходить здоровенького ребёнка, чтобы дитя было всегда весело и кушало много, а когда подрастёт – приискать ему подругу – тоже поздоровее, порумянее. Вот за эту слепую любовь, выражающуюся в беспрестанной ласке и обилии булочек, сухариков, сливочек, Обломов до конца жизни был благодарен маме: ...увидев давно умершую мать... затрепетал от радости; у него медленно выплыли из-под ресниц... две тёплые слезы. Вот какая любовь ему нужна от Ольги! А она ему вместо булочек – книги, театры...

Обломов-старик настолько погружён в заботы о хозяйстве, что заниматься сыном ему недосуг (мал ещё ребёнок, не дорос до внимания отца; это со Штольцем папа уже и читает, и карты изучает): Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе. Недостаток же отцовского внимания компенсируют многочисленные старушки, проживающие в доме: ... подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами: он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев.

Няня – это тот человек, который изо дня в день рядом с Ильёй. Няня ждёт его пробуждения утром, а вечером, взяв его с коленей матери, уносила сонного в постель. И любит она его не меньше мамы. Более того, писатель пишет о чувствах безымянной няни, в отличие от мамы: ... все дни и ночи няни наполнены были... то пыткой, то радостью, то страхом, то умилением или смутной тоской за его будущность: этим только и билось сердце её... Но вот слёз сентиментального барина она не удосужилась. Почему? Во-первых, в отрочестве её сменил Захарка (которому, если барину покажется что-то не так, можно было поддать ногой в нос), во-вторых, и это важнее, няня вносила в жизнь мальчика страсти, чувства, эмоции, которых он, глядя на обломовское существование, всячески старался избежать: когда он просыпается, оба они хохочут; а когда слушает её сказки, нервы напрягались как струны.

В результате все эти любящие и заботливые люди вырастили абсолютно безвольного и беспомощного взрослого человека! А ведь родился Илья, как и все дети, любознательным, пытливым ребёнком. Молясь с мамой, рассеянно повторял слова, глядя в окно, откуда его призывно манило в живой, полный приключений и открытий мир. Ребёнок не дождался предостережений матери: он уж давно на дворе. Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, обежал дом... Ему страсть хочется взбежать на галерею... Он не внимал запрещениям матери и направился к соблазнительным ступеням... Он бросился к сеновалу, с намерением взобраться по крутой лестнице... Его постоянно тянет вверх, как будто он хочет преодолеть замкнутый мир Обломовки.

И блаженный миг свободы от обломовских оков настал – послеобеденный сон! Анализируя этот отрывок, работаем с глаголами: они имеют конкретную семантику (искал, ловил, забирался, роется, отыскивает ), причём подбор однокоренных слов и синонимов усиливает живописность картины подчёркиванием семантических оттенков (убегал, взбегал, обегал, выбежит, сбегать ). Выразительны и сопутствующие глаголам слова, передающие динамику движений мальчика и его радостное, восторженно-активное восприятие мира, противоположное всеобщей апатии окружающих (на цыпочках, пристально, с замирающим сердцем, с наслаждением и т.д.). 19

После сна пили чай, занимались чем-нибудь , ужинали и убаюкивали мальчика сказками. «Вот день-то и прошёл, и слава богу! Прожили благополучно; дай бог и завтра так!» – делает вывод автор от имени обломовцев.)

Какие же законы обломовщины с рождения определяли жизненный путь человека? (1) Забота о пище была первая и главная забота ; 2) всепоглощающий, ничем непобедимый сон , истинное подобие смерти; 3) сказка до конца жизни сохраняет свою власть. )

Какую роль в философии обломовщины играет сказка? (Сказка для обломовцев – это не просто попытка с помощью воображения объяснить и разгадать мир, но реакция на страшный мир реальной жизни, от которой люди так надёжно спрятались, заменив жизнь вымыслом: ... сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения... заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный... Глаза старухи искрились огнём; голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот. Неудивительно, что ироничное описание няни, через которое выражается отношение автора к такой роли сказки, вызывает у ребёнка соответствующую реакцию: объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах. В свою очередь страхи порождали суеверия. 20 В результате Гончаров делает вывод: ... Илья Ильич... на каждом шагу всё ждёт чего-то страшного и боится .) Итак, сказка подавляла волю человека, вселяя в него ужас перед действительностью, и заставляла его мечтать о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей... где так хорошо кормят и одевают даром.

Зачем писатель, показав примеры из жизни семилетнего Ильи, вновь повествует об этой жизни, но уже в 13 – 14-летнем возрасте? (От конкретизации автор переходит к обобщению, тем самым подчёркивая типичность обломовщины как явления русской жизни первой половины ХI Х века. Недаром автор мельком упоминает ещё одного мальчика, который почти никогда не учился, а больше... плакал о том, что живёт среди злодеев, что вот его и приласкать-то некому и никто любимого пирожка не испечёт ему. Одновременно идёт расширение изображаемых сторон жизни: к повествованию о быте, родителях, воспитанию добавляется проблема образования, и философия обломовщины излагается как стройная теория .

А как жили взрослые в Обломовке?

1) Зачем дана жизнь? Бог весть. (Бессмысленное существование, то есть отсутствие труда мысли : не слыхивали они о многотрудной жизни, о людях, отдающих жизнь вечному, нескончаемому труду. Гончаров сознательно вводит описание ещё одного зимнего вечера (первый был посвящён сказкам), во время которого обломовцы, периодически погружаясь в дремоту, беседуют. О чём? Пустые фразы о бренности человеческой жизни, затем глупый гомерический хохот по поводу катания три года назад на салазках и в конце бурное обсуждение примет. Видит Илья Ильич во сне не один, не два таких вечера, но целые недели, месяцы и годы... )

2) Плохо верили душевным тревогам, ... боялись, как огня, увлечения страстей, душа мирно, без помехи, утопала в мягком теле. (Бездуховное существование, то есть отсутствие труда души. )

Почему обломовцы, мучая своих чад, отдавали всё-таки их учиться? (Старики понимали выгоду просвещения: ... уже все начали выходить в люди, то есть приобретать чины, кресты и деньги не иначе, как только путём ученья . ) Можно ли это назвать учёбой? А чему действительно научился Илья? (Лукавству, хитрости, помогающей отлынивать от учёбы. )

Какие слова являются ключевыми в эпизоде «Сон Обломова»? (Сон, тишина, безмолвие, спокойствие, молчание, лень, неподвижность; они усилены эпитетами: невозмутимое, глубокая, вечная, мёртвое.)

Сравните первое описание Ильи (в 7 лет) и последнее (в 13 – 14 лет). (Ему легко, весело; он шалит . – А иногда он проснётся бодрый, свежий, весёлый... Он крепится, крепится, наконец не вытерпит, прыг с крыльца... А в доме гвалт: Илюши нет!.. Люди овладели барчонком, окутали его в тулуп, потом в шубу, потом в два одеяла, и... принесли на руках домой. ) И в начале романа мы видим уже взрослого Илью, всё ещё окутанного, но теперь в халат . Какие слова вы бы взяли эпиграфом к уроку? (Илюша, лелеемый как экзотический цветок, ... рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая.)

Определите тему эпизода «Сон Обломова» (обломовщина как жизненная философия ) и его идею (сон подобен смерти, жизнь – это сон, следовательно, обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека ). Соотнесите темы и идеи 1 части романа и эпизода. Какова роль данного эпизода в «Обломове»? (Тема эпизода помогает понять, почему не состоялась жизнь героя, а идея поясняет авторское отношение к поднятой в произведении проблеме. Без этого эпизода роман не имел бы такой силы обобщения и типизации, а, следовательно, не стал бы новым словом в осмыслении нашей жизни и в развитии русской литературы. ) Вернитесь к определению роли этого эпизода, данному Гончаровым. Как вы понимаете его слова?

Примечания

1 О методике анализа эпизода можно прочитать в статьях Никитиной Е.А. (РЯШ, 2003, № 4), Павловой Н.И. (ЛВШ, 2003, № 7), Сычёва Б.П. (ЛВШ, 2003, № 9).

2 Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Гончаров И.А. Обломов. Кишинёв, 1969. С. 507.

3 Там же. С. 450.

4 Шевцова Л. О критике А.В.Дружинина. // Литература в школе, 2005, № 1. С. 10.

5 Добролюбов Н.А. Указанное сочинение. С. 483.

6 Там же. С. 509.

7 Лощиц Ю. Феномен Гончарова. // Огонёк. 1982.

8 Добролюбов Н.А. Указанное сочинение. С. 481.

9 Алексеева Ю.М. Симбирские прототипы И.А.Гончарова. // Литература в школе, 2003, № 5. С. 15.

10 Рогалёв А.Ф. Имена собственные в романах И.А.Гончарова. // Литература в школе, 2004, № 3. С. 20.

11 Петрова Н.К. «Удивительно плавен и ровен...» // Русская речь,1987, № 3. С. 37 – 38.

12 Мельник В.И. Философские мотивы в романе И.А.Гончарова «Обломов». // Русская литература,1982, № 3. С. 97.

13 Тирген П. Обломов как человек – обломок. // Русская литература, 1990,№ 3. С. 24.

14 Орнатская Т.И. Обломок ли Илья Ильич Обломов? // Русская литература, 1991, № 4. С. 230.

15 Николина Н.А. Имя собственное в романе И.А.Гончарова «Обломов». // Русский язык в школе, 2001, № 4. С. 57.

16 Лощиц Ю. Гончаров. М., 1977. С.172.

17 Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое. // Русская литература, 1992, № 1. С. 5.

18 Дорофеева Т.С. Особенный слог И.А.Гончарова. // Русская речь,1982, № 3. С. 35.

19 Подробнее о стиле И.А.Гончарова см.: Бельчиков Ю.А. «Я... увлекаюсь больше всего... «своею способностью рисовать»...» // Русский язык в школе, 1991, № 4. С. 48 – 56. 20 О роли сказки в романе «Обломов» см.: Отрадин М.В. Указанное сочинение. С.13 – 14.

В первой части романа Гончарова « » мы знакомимся с главным героем произведения . Обломов был ярким представителем дворянства середины 19 века. Писатель показывает нам своего главного героя, как человека, у которого нет смысла жизни. Обломов был очень ленивым, а его основным занятием было лежание на диване. Свою жизнь Илья Ильич проводит в мечтаниях, представляя себе великим человеком, которого все любят и почитают. Реже он мечтает о спокойной жизни с любящей женой и детьми. В один из дней Обловом, размышляя о своем существовании, задался вопросом: «Почему я такой?». Но не найдя ответа на поставленный вопрос, Илья Ильич погружается в сладкий сон. Ему снится родная Обломовка.

Сон Обломова можно разделить на три части. В первой части мы видим главного героя маленьким мальчиком лет семи. Стоит отметить, что маленький Илюша был очень живым, любознательным и подвижным ребенком. Рос мальчик окруженный заботой и присмотром нянек, которые не давали ему самостоятельно ступить и шагу. Илюша был очень наблюдательным мальчиком, он замечал каждую мелочь. Именно эта наблюдательность за размеренной и неторопливой жизнью определила характер главного героя. Нужно сказать, что такой порядок жизни был по нраву Обломову, но такая жизнь была полна недостатков. Однообразие и скука не могут быть примером для подражания.

Одним из важнейших занятий семьи Обломова был прием пищи. Еда для них стала неотъемлемым ритуалом, повторяющимся изо дня в день. Готовили еду, как правило, крепостные, а подбором продуктов занимались родители Илюши.

Гончаров с иронией показывает нам родителей мальчика. Они тоже не были ни чем заняты, жили за счет своих крепостных и радовались каждому прожитому дню.

После обеда все имение Обломовых погружалось в сон, и тогда у маленького Илюши появлялась возможность быть самостоятельным.

Вторая часть сна переносит нас в один из зимних вечеров, когда няня Обломова рассказывала ему сказки. Илюша очень любил слушать рассказы няни. Размеренна жизнь в Обломовке, казалась ему продолжение сказки. Со временем сказка смешалась с жизнь уже взрослого Ильи Ильича, который так и остался ребенком, не умеющим жить реальной жизнью.

Третья часть сна Обломова показывает нам Илью уже мальчиком-подростком. В тот момент ему было тринадцать или четырнадцать лет. Не далеко от Обломовки было село Верхлево. Там он учился у одного немца по фамилии Штольц. Вместе с Ильей занимался сын Штольца Андрей, который позже станет лучшим другом Обломова. Возможно, Штольц бы и научил Илюшу чему-то, воспитал в нем сильную личность, но Верхлево было частью Обломовки, и там тоже царила медленная и размеренная жизнь. Беззаботные картины окружающего быта давали ложное представление о настоящей жизни. Все это в конечном итоге и показало Илюше, как «правильно» нужно жить.

Кроме того, обращает на себя внимание отношение автора к происходящим событиям. С одной стороны он негативно относится к укладу жизни семьи Обломова, он осуждает поведение родителей Илюши, которые не позволяли мальчику быть самостоятельным. Илюша учился только ради аттестата, а не знаний.

С другой стороны Гончаров тоже вырос в такой семье. Он с трепетом описывает детство главного героя, ведь оно напоминало ему свое детство. Но Гончаров сумел «вырваться» из такой «сонной» жизни, он воспитал в себе сильные черты характера и стал настоящим человеком. А маленький и любознательный Илюша стал заложником окружающей среды, при которой развиваться в ином направлении было не возможно.

Произведение Гончарова «Обломов» было написано в 1858, в эпоху социальных реформ и интенсивных изменений в российском обществе. Особую остроту в этот период получили вопросы сохранения либо полного искоренения мещанских устоев, традиционных для большей части российского дворянства и землевладельцев. Одним из представителей этого социального класса в произведении выступает Илья Ильич Обломов – ленивый, апатичный и мечтательный герой, который боится переступить через свои стремления к «обломовщине» и иллюзии ради полноценного будущего. Именно «обломовщина» становится причиной однообразной, полусонной жизни героя. Трагизм этого явления Гончаров отразил, прежде всего, в первой части романа, описывающий один день из жизни Обломова.

Утро Обломова

В начале произведения автор изображает перед читателем обычный день Обломова – проснувшись, Илья Ильич только думает, что пора встать с постели, однако не спешит заниматься неотложными делами. Лежа на свое широком диване в любимом халате в комнате, которая служила ему и спальней, и гостиной, и столовой, и кабинетом, Илья Ильич скучает, его одолевает досада и тоска. Выпив чаю, он уже опустил ногу к туфлям, чтобы встать, но вовремя передумал и решил позвать на помощь Захара.

В утреннем споре между слугой и барином о неубранной комнате и грядущем переезде раскрываются характеры персонажей – они оба «обломовы». Захар, как слуга, все же что-то делает, но совершает это нехотя – через силу и только по приказу, тогда как Обломову лень даже решать что-то самому. Илья Ильич всячески пытается переложить дела на слугу (а далее и на своих знакомых), лишь бы самому продолжать лежать на диване и только обдумывать, как и что он мог бы сделать.

Посетители Обломова

Однообразный день Ильи Обломова не меняет своего размеренного течения даже с приходом многочисленных посетителей. Первые три гостя – Волков, Судьбинский и Пенкин – просто знакомые Обломова. Они приходят, чтобы рассказать о своих успехах и пригласить Илью Ильича поехать с ними на прогулку либо куда-то в гости. С этими персонажами читатель встречается только в первой главе, они выступают эпизодическими образами, которых сам Обломов воспринимает как проходящих мимо и незначительных – он даже ленится встать в постели, чтобы встретить пришедших, так и оставаясь на одном месте. Волкова, Судьбинского и Пенкина по праву можно назвать представителями нового поколения людей – активных, целеустремленных, общительных. Они в чем-то похожи на Штольца и по-своему пытаются вытащить Илью Ильича из «обломовщины», однако они не интересны герою, поэтому он с ними общается скорей из вежливости, чтобы те быстрей ушли.

Совершенно другими персонажами выступают Алексеев и Тарантьев. Они интересны Обломову, так как развлекают его – Алексеев в качестве тихого, незаметного слушателя, а Тарантьев в качестве активного начала, которое, тем не менее, не мешает Обломову оставаться в своем мечтательно-аппатичном состоянии. Именно лояльное отношение Алексеева и Тарантьева к «обломовщине» делает их «приятными» Илье Ильичу людьми (даже несмотря на то, что персонажи всячески наживаются на Обломове).

Однако и ради них Обломов не встает с постели, все так же прикрываясь одеялом и объясняя это тем, что посетители пришли с холода. Илья Ильич словно пытается всеми способами отгородиться от окружающего, более активного мира, где люди ходят в гости и ездят на прогулки. Его постель и старый халат становятся неким «убежищем», покинув которое он может лишиться своего полусонного состояния, всеохватывающей лени и безволия.

Единственным человеком, который заставил его наконец встать в пятом часу с постели был Штольц, как раз приехавший к Обломову в гости. Активной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, быстро выполнивший все, что от него требовалось, но и сам Обломов, который нехотя, но подчинился воле Штольца. Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не приехал друг детства, Обломов за весь день так бы и не встал с постели, отмахиваясь от посетителей, которых он воспринимал как нечто второстепенное и маловажное в своей жизни.

Сон Обломова

Общество и реальная жизнь воспринимаются Обломовым словно через призму сна, как будто истинная реальность происходила совсем в другой плоскости – в снах и мечтах об родном поместье героя – Обломовке. Не удивительно, что самым ярким моментом за весь день жизни героя становится именно сон об Обломовке, о детстве и семье героя. Илья Ильич чувствует себя счастливым, полным сил и энергии, когда возвращается туда, однако не понимает, что это всего лишь иллюзии, никак не связанные с реальностью. Обломовка является для героя такой же прекрасной и недостижимой сказкой, как мифы и предания, которые в детстве ему рассказывала няня.

Для Ильи Ильича его кровать и халат, обретающий в произведении особую символическую, «сказочную» функцию предмета «обломовщины», становятся средоточием того, ирреального мира сна и грез, с которыми герой не хочет расставаться. И пока Штольц в буквальном смысле не заставляет Обломова переодеться и встать с постели, Илья Ильич всячески держится за свой иллюзорный мир – даже обставленная, на первый взгляд, со вкусом квартира героя своей неубранностью напоминает Обломовку со старыми, ветхими вещами и остановившимся временем. Спор же Ильи Ильича с Захаром, что в комнате нужно убраться, предназначен просто для поддержания разговора – ведь любая активность, любая смена порядков и необходимость действия могла бы разрушить «обломовщину» души героя, его иллюзорный мир – и Захар это понимает.

Заключение

Изобразив в романе «Обломов» один день из жизни главного героя Ильи Ильича, Гончаров раскрыл трагизм не сколько социальной, сколько душевной «обломовки», когда человек всячески старается убежать и спрятаться от реального мира, всеми силами держась за собственные грезы, мечты и смутные воспоминания. Для Обломова планы и мечты не пересекались с реальным миром, оставаясь в кладовых его сознания, где герой проживал «полную жизнь». Илья Ильич не хочет отказываться от «обломовщины», давно разрушающей его душу и погружающей в полусонное апатичное существование – он продолжает мечтать о несбыточном, переставая развиваться.

Уже в начале произведения становится понятно, что деструкция личности героя слишком сильна, поэтому даже высокое чувство или потрясение не смогли бы изменить Обломова, окончательно вытащив из болота «обломовщины». В своем романе Гончаров изобразил неплохого, доброго, но лишнего человека, не понимающего ценностей нового общества, живущего старыми, архаичными устоями с заведомо трагичной судьбой. Илья Ильич Обломов – персонаж, напоминающий современным читателям о необходимости постоянного развития, интенсивной работы над собой и своей жизнью.

Детальное описание дня Обломова и анализ всех его составляющих пригодятся ученикам 10 классов при подготовке материалов для сочинения на тему «Один день из жизни Обломова Ильи Ильича».

Тест по произведению

Разделы: Литература

Методическое обоснование

  • Конспект урока с применением метода проекта
  • Методический паспорт учебного проекта

    1.Тема проекта: Создание киносценария “Один день из жизни Обломова” (по роману И.А.Гончарова “Обломов”)

    2.Предмет: русская литература XIX века.

    3.Цели образовательные и воспитательные:

    • подвести к обобщению “что такое обломовщина”, “идеал покоя бездействия”, почему автор выбрал именно этот день, с помощью каких приемов создается основной образ,
    • продолжить работу по развитию монологической речи, совершенствовать умение анализировать художественные тексты,
    • умение выявлять роль эпизода в раскрытии авторской концепции,
    • пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности.

    4. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.

    5. Знания, на которые нацелен результат проекта: культура и история XIX века, характеристика личности

    6. Развитие навыков:

    • самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
    • самостоятельного принятия решения;
    • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
    • мыслительной деятельности при проектировании, анализе, синтезе, структурировании информации;
    • самоанализе.

    7.Возраст учащихся: 10 класс.

    8. Время работы над проектом: 1 неделя 1 полугодия

    9. Режим работы: внеурочный

    10. Материально – техническое и учебно – методическое оснащение: роман И.А. Гончарова “Обломов”, книга “История костюма” компьютер, сканер,

    11.Планируемое создание проектов учащихся: графическая схема “Восхождение к Дивану”, “Проект сценария 1 части фильма”, эскизы к 1 части.

    Характеристика учебного проекта


    (по типологическим признакам)

    1. По доминирующей деятельности: творческий, ролевой

    2. По предметно-содержательной деятельности: межпредметный проект (литература, изобразительное искусство, история, информатика).

    3. По характеру контактов: внутренний

    4. По количеству участников: групповой.

    5. По продолжительности выполнения: краткосрочный – 1 неделя.

    Ход урока

    Учитель: Роман И.А. Гончарова “Обломов” – роман – монография. Монографичность вообще свойственна русской классической литературе. Это на редкость центростремительное произведение. К главному герою стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей.

    И.И.Обломов – средоточие идеи романа, в нем душа книги. Понять “душу” – значит разгадать лучшее создание И.А. Гончарова.

    Почему судьба помещика, знаменитого владельца 300 крепостных Захаров, то есть персонажа давно ушедших времен, глубоко волнует читателей - вот вопрос, на который нам предстоит ответить на уроках по изучению произведения.

    Перед нами роман “Обломов”.

    О чем повествуется в романе? В первой его части?

    Ученик: Об одном дне героя

    Ученик: Типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты, раскрывающее дела в имении, нарушают привычный распорядок.

    Учитель: Как этот день повлияет на дальнейший ход событий, для чего автору был необходим именно этот день, мы попытаемся понять сегодня на уроке.

    Нам предстоит совершить путешествие в мир другого человека, познакомиться с мастерством писателя, пройти путь к более глубокому пониманию главного замысла автора. А для этого я предлагаю представить себя в роли создателей художественного фильма - оператора, который, одним движением камеры может передать детали, ускользающих от внимания читателя, художников - постановщиков, воссоздающих дух эпохи, режиссера, который может выбирать ключевые сцены, раскрывающих зрителям основной замысел автора. Незадолго до урока мы разделились на 4 творческие группы, которые работали по предложенным темам, сегодня на уроке проведем защиту ваших творческих проектов, которые лягут в основу классного проекта - сценария 1 части художественного фильма “Один день из жизни Обломова” - это и будет темой нашего урока. А эпиграфом к нашей работе будут слова Добролюбова: “Один день – и вся жизнь”.

    Ответьте на вопросы. Сколько частей в романе?

    Ученик: Четыре.

    Учитель: Какова роль в романе 1 части?

    Ученик: Она играет своеобразную роль пролога – “введение в роман”. Здесь совершается представление героя читателю. Представлена картина жизни.

    Учитель: Как построена первая часть?

    Ученик: В первой части 11 глав, первые 4 главы повествуют о посетителях Обломова.

    Ученик: Композиция, стиль, манера, приемы характеристики схожи с гоголевской манерой письма. А именно с романом “Мертвые души”. Роман открывается развернутым описанием внешнего вида героя. “Это был человек 32-33 лет отроду…”.

    Такова же манера изображения Гоголем Манилова. Вначале портрет.

    Учитель: Каково ваше первое впечатление от встречи с Обломовым?

    (Защита проекта группы операторов)

    Фрагмент проекта сценария
    1 части художественного фильма
    “Один день из жизни Обломова”.

    1 картина. Типичная квартира человека среднего достатка. Тишина. Тяжелые малиновые занавеси зашторены. Пробивается луч света, который пока лишь в туманной дымке представляет неплохое убранство комнаты, сквозь неяркий свет все выглядит благопристойно. Вот луч света попадает на диван, и неподвижно лежащее тело, покрытое неопределенного цвета покрывалом, начинает шевелиться.

    2 картина. Камера движется, показывает недовольное лицо хозяина дома, он недоволен ярким светом, отмахивается. Неясное бормотание, затем: “Захар… Захар? Захар!”

    3 картина. Шаркающей походкой входит слуга. Зашторивает комнату. Бормочет.

    4 картина. Обломов нехотя встает. Босые ноги. Ищет тапочки . Встает. Крупным планом ночной колпак и ночная сорочка .

    5 картина. Захар медленно тянет половины штор в разные стороны. Камера начинает слежение по тем же частям комнаты, что и прежде. Все неплохое убранство комнаты видится при ярком свете иначе. Пыль, кое – где ее случайно смахнули. Замасленные подлокотники кресел.

    6 картина. Висит халат. Показать детали, украшающие халат. Задержать “взгляд” камеры на нем длительное время.

    7 картина. Обломов тянется к халату. Еле заметным движением поглаживает мягкую ткань. Надевая, медленно запахивает его.

    Ученик: Лицо, вызывающее у нас симпатию, вслед за портретом И.И. Обломова описывается обстановка его комнаты, личность раскрывается через вещи, его окружающие.

    (Фрагменты защиты проекта группы “Художники – постановщики” - иллюстрации к роману, рекомендации режиссерам).

    Обломов на диване. Лицо, вызывающее у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица, сидит полулежа на диване в расслабленной позе. Герой облачен в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В XIX веке эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчинам из аристократического общества принято было спать с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX века, мужчины, как и женщины, надевали ночную сорочку. Причем имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, отороченными ручным шитьем.

    Обстановка комнаты на героя. Гончаров со свойственным ему искусством описывает, живописует кабинет: “Комната, где лежал Обломов с первого взгляда казалась прекрасно убранной…”. Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: “На нем был халат…”. Халат. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и в вечернее время. Обычно имелись в наличии стеганые атласные халаты, которые одевались поверх ночной одежды, и шелковые халаты, одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно остановился на подробном описании халата Обломов, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.

    В монографии В.А. Котельникова приводятся следующие историко-литературные параллели, связанные с этой деталью. Поэт П.А. Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию Новосильцева и, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Та была не только поэтическая шутка. Халат означал нечто большее, чем традиционное одеяние поэта – эпикурейца. Сей “товарищ неги праздной, досугов друг, свидетель тайных дум” заслужил одическую хвалу уже тем, что в нем одном привольно было и телу, и душе поэта:

    Как я в твоем уступчивом уборе
    В движеньях был портного не рабом,
    Так мысль моя носилась на просторе
    С надеждою и памятью втроем.
    Облаченный в халат поэт,
    Сближая даль, жил в жизни отдаленной.
    И с истиной, перемешав обман,
    Живописал воздушных замков план.

    Халату Вяземский резко противопоставляет “гостиную ливрею”, “ярмо взыскательной сцены” – так с изощренной язвительностью он именует фрак и мундир. Разница между ними и халатом получает нравственный смысл, подчеркнутый в стихотворении:

    В гостиной я невольник,
    В углу своем себе я господин,
    Свой меря рост не на чужой аршин.

    Для Вяземского халат олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, аристократом – фрондером, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают покинуть это одеяние и, “теснясь в рядах прислуженцев властей”, вступить на путь, “где под туманом свет истины не различишь с обманом”.

    Натуре поэта глубоко претил дух официальной, придворной среды. Он лелеял надежду вернуться к заветному халату, чтобы обрести с ним “тихий мир”, чистую совесть и свободу бить самим собой:

    В тиши страстей, со спокойною душою.
    И, не краснев, пред тайным судиею,
    Бывалого себя в себе найти.

    (Не потому ли дорожит и Обломов своим халатом?) Не видит ли он в этом одеянии некий полустершийся, может быть, символ внутренней свободы – вопреки тщете и несвободе окружающей действительности”?

    Комментарии режиссеров.

    Обломов первоначально полностью раскрывается через быт, печальны ассоциации, наблюдения автора “все запылилось…”. Обширная сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощенности мелочами, они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег. “Пошлость пошлого человека” Гончаров обнажает с беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов. Завершается экспозиция 1 части романа словами Обломова “Ах, боже мой, трогает жизнь, везде достает!” Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателей. Однако внешние детали не исчерпывают и не раскрывают характер Обломова. За “внешним” человеком обнаруживается “внутренний”

    Учитель: Что дает для понимания Обломова его диалоги с посетителями?

    Ученик: Это еще один из приемов писателя. Раскрытие характера через разговоры с посетителями.

    Режиссеры представляют ПАРАД ГОСТЕЙ.

    Ученик: Волков: франт, светский лев, в курсе всех событий. Кокетлив, бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят, у него все дни заняты. Все расписано (даже любовь с Лидинькой). Деталь которую следует выделить - одет по моде, с особой тщательностью подобрана одежда.

    Судьбинский: чиновник. “Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбрит, с темными бакенбардами”. “Деловой” человек, имеет большие заработки, говорит о друзьях. Обломов их давно не видел. Судьбинский легко мог вписаться в галерею гоголевских портретов “мертвых душ”. Речевая характеристика – использует канцелярскую речь.

    Пенкин: беллетрист. Ратует за реальное направление в литературе, пишет рассказ. Пошлые и банальные темы. Даже названия свидетельствует о низком уровне “Любовь взяточника к падшей женщине”. Интересны рассуждения о “Человека, человека надо писать…”.

    Эти три типа своего рода персонификация духовных увлечений “пошлого человека, светский успех, карьера, игра в обличительство”. Характеристики гостей одноплановы, вещны. Это равные Обломову образы – приживальцы. Образы помогают раскрыть образ главного героя, но они самостоятельны.

    Алексеев: человек неопределенных лет… неопределенный. Ухитряется всех любить. Изречение: “Они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому, что не злы. Никто не замечает появления их на свет. Это “безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный отблеск”.

    Захар: “А у этого ни рожи ни кожи, ни видения”. Это первый человек, которому сказал Обломов о своей беде.

    Тарантьев: угрюм, недоброжелателен, высокомерен, умен, хитер, скорее на нашем языке – бюрократ. В отличие от других посетителей дана полная биография Тарантьева. Отец подъячий, он (Тарантьев) учился у священника, ждал места в суде, смерть отца, Петербургская служба. “Он был взяточник”

    Учитель: Эти два типа – “двойники” героя, каким он показан в начале: байбак и увалень. Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена и в Алексееве – “человек без поступков” и в Тарантьеве “мастере говорить, но как нужно было двинуть пальцем, тронуться с места, применить созданную же им теорию к делу и дать практический ход – он был другой человек.”

    Ответьте на вопрос: для чего приходили гости, почему Обломов терпел их?

    Найдите в тексте. Тем (З) необходимо было платить взаимностью, а этим нет.

    Ученик: Авторская мысль, вызвавшая к жизни “демонстрацию” гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова: “Да я ли один?! Смотри: Михайлов, Петров, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь, наше имя легион!” Обломов выше своих гостей. Несмотря на все усилия гостей вытащить Обломова из постели, попытки не увенчиваются успехом.

    Как оценивает Обломов каждого из посетителей?

    Высказывания Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. “Человека, человека дайте мне!” – говорил Обломов, - любите его…” Вместо совершенного человека перед ним мелькают случайные подробности, частности раздробленного образа. Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к стяжательству и карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и т.д.

    Что движет Обломовым, что велит ему столь страстно настаивать на любви к человеку?

    Здесь его устами говорит убеждение и самого романиста что во всяком человеке заключено “высшее начало”, что это начало есть и в нем, в Обломове, и во всяком другом, будь то вовсе “негодный сосуд”, который Пенкин уже готов “извергнуть из гражданской среды”.

    Характер героя раскрывается и через историю его жизни (анализ 5 главы)

    Учитель: Что мы узнаем о герое?

    Ученик: Диван, халат, тапочки. Эти вещи были непосредственными атрибутами сна, символом лени. “Лень, скука, адаптация – вот, что управляло жизнью.

    Учитель: Но всегда ли они были спутниками героя?

    Подобно Гоголю, который, показав Чичикова, рассказывает о его прошлом, Гончаров в 5 главе приступает к повествованию о молодости Обломова.

    Обратимся к 5 главе. Что мы узнаем о герое?

    Ученик: Обломов, дворянин родом, безвыездно живет 12 год в Петербурге. Когда он был молод, он был живее, на что-то надеялся. Но неземные мечты помешали устроиться в жизни. Как и многие, он надеялся прославиться, служа Отечеству, но на службе его постигло разочарование, пустое увлечение светом, и, наконец, разочаровавшись, он уединяется в мечтах, потому что в мечтах можно достичь многого.

    (Из домашнего задания. Учащиеся представляют высказывания из романа, характеризующие каждый период жизни главного героя, выстраивают графическую схему, которую условно называют “Восхождение к Дивану”)

    В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У

    Ученик: Итак, Обломов предстает перед нами как мечтатель – романтик.

    Он творит поэтически яркие, полные художественных подробностей планы благодеяний человечеству, проекты переустройства имения, картину своей деревенской идиллии, рисуя в воображении узор своей жизни. И пусть, рисуя мечты Обломова, автор прибегает к иронии: “он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит 2-3 позы с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом”, - перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках. На мгновение душа Обломова раскрывается в таких своих глубинах, которые казалось бы, трудно и предполагать в нем. Приоткрывается свойственный высокому романтизму интерес к потаенным сторонам человеческой природы.

    Обломов был бы пошлым персонажем, предстань он нам в первоначальной одноплановой характеристике. Но 6 глава неожиданно вносит новые диссонирующие с предыдущим человеческие приметы. “Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова…” Он приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. Найдите в тексте фразу, которая показывает отличие Обломова от других.

    Ученик: КЛЮЧОМ к новой странице истории становится ФРАЗА “ОН уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”.

    Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что означает фраза “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность.

    “Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сам писатель наталкивает на “крамольную” мысль. Возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, а не настоящий, о ком написан роман. Так, образ главного героя усложняется, новое содержание снимает гоголевскую маску. За поступком встает психология. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!”

    К одноплановой характеристике нет возврата. КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, лишающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее.

    Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”.

    Учитель: Специфика автора прослеживается уже в первой части нашей работы – это решение сложной эстетической задачи: раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. В обыденности жизни, обычном дне, удивляющей медлительности ее течения он сумел передать внутреннюю напряженность.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК